Проблема коррупции в современной России на сегодняшний день стоит особенно остро. Каждый гражданин повседневно сталкивается с самыми различными видами проявления недобросовестности власть имущих чинов, желающих нажиться на проблемах граждан и частных компаний. Нередки случаи, когда обвинения в коррупционных преступлениях предъявляются и тем, кто случайно или умышленно преступил закон или же стал жертвой провокации и оговора.

Тема данного материала – взяточничество, во всех его формах и проявлениях, как избежать ложного обвинения?


○ Что считается взяткой, понятие взятки.

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

✔ Какие суммы считаются за взятку?

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой , в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

История России напрямую связана с множеством коррупционных злоупотреблений еще со времен Царской России. Даже известный опричник царя Ивана Грозного – Малюта Скуратов был замечен в регулярных попытках вымогательства с попадавших к нему в приказ Сыскных Дел граждан. Наказание, тем не менее, его не постигло – он погиб во время Ливонской войны, тогда как в те же годы проворовавшихся слуг царя карали очень строго – рубили голову с плеч.

Известный в истории «друг и любовник» Екатерины II Григорий Потемкин был замечен в целом ряде различных коррупционных вознаграждений, брав их едва ли не со всех и каждого – включая иностранных подданных. Несмотря на регулярные следствия, благодаря расположению императрицы Потемкин остался при статусе и даже отличился при присоединении Крыма.

○ Дача взятки: статья УК РФ.

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

✔ Ответственность и наказание за дачу взятки.

Согласно санкциям ч. 1 ст. 291 УК РФ, простая взятка, не имеющая признаков значительности или крупного размера, карается денежным штрафом от 15 до 30-кратного размера взятки или же тюремным сроком до 2 лет с одновременным штрафом не более 10-кратного размера незаконного вознаграждения. Более подробно санкции за квалифицированные виды указанного преступления представлены в таблице ниже:

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример 1: Гражданин А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример 2: Гражданин Б., будучи остановленным инспектором ДПС за не пристёгнутый ремень и отсутствие страховки ОСАГО, предложил инспектору за 1000 рублей «не замечать» данные нарушения ПДД и не составлять протокол. Данное деяние будет отнесено к ч. 3 ст. 291 УК РФ – т.е. дача взятки за заведомо незаконные действия должностного лица.

Пример 3: Гражданин З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.


✔ Как избежать ответственности?

В примечании к разбираемой статье указано, что взяткодатель освобождается от ответственности, если им соблюдено одно из следующих условий:

Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.

Оказано активное содействие в раскрытии преступления.

Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

○ Получение взятки.

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя. Взятка необязательно может выражаться в твердой сумме или же материальных ценностях, это могут быть услуги, гарантии или преференции по службе, содействие в решении важных для взяткополучателя вопросов. Наказуемо как личное получение взятки, так и ее принятие через третьих лиц.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

Ответственность за получение взятки и ее дифференциация в зависимости от особенностей и размера «мзды» наглядно изображена в таблице ниже:

○ Какая ответственность грозит за пособничество в получении и даче взятки?

В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла. В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.

При этом, как и в ст. 290 и 291 УК РФ, посредничество при взяточничестве за исполнение заведомо противоречащих закону действий наказывается более сурово, достигая штрафов в размере 60-кратной суммы взятки или тюремного срока до 7 лет.

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.

Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.

○ Провокация взятки.

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку – то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Пример: Гражданин А., получив неоднократный отказ от инспектора ГИБДД возвратить ему водительские права и не составлять протокол, положил 15 тысяч рублей тремя купюрами по 5 тыс. на сиденье и покинул автомобиль инспектора, предложив ему подумать, а сам в это время позвонил на горячую линию ГУВД и сообщил о взяточничестве. В это же время инспектор ГИБДД известил свое руководство о попытке дачи взятки. В итоге действия гражданина А. были квалифицированы по ст. 304 УК РФ, так как его целью являлось создание искусственных признаков преступления и им были переданы деньги без согласия инспектора.

○ Как отличить взятку от коммерческого подкупа?

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Главное отличие взятки от коммерческого подкупа: взятка может быть дана только должностному лицу, работающему на государственные или муниципальные органы, тогда как подкуп может быть совершен лишь в коммерческой сфере.

Ответственность за коммерческий подкуп, одновременно как за получение, так и за его совершение, прописана в ст. 204 УК РФ. Условия освобождения от ответственности аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной в органы и содействие в следствии по делу.

○ Что делать при вымогательстве взятки?

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».


✔ Как же быть в случаях, когда у вас явно вымогают взятку?

1. Обязательно подготовьтесь к разговору, вооружитесь диктофоном (который ни в коем случае нельзя демонстрировать вымогателю) и идите на прием к коррупционеру. Получив предложение «решить вопрос» пообещайте подумать или же, якобы, идите за деньгами, а сами готовьте ответный ход. Если вы уже «вооружены» средствами аудиозаписи, постарайтесь заставить должностное лицо прямо назвать свои требования: уточняйте, торгуйтесь, называйте другие суммы – важно, чтобы из разговора был явно виден факт вымогательства!

2. Обратитесь в правоохранительные органы, в зависимости от статуса и положения лица, вымогающего взятку:

В отношении сотрудников полиции - в службу собственной безопасности ГУВД региона, в следственный комитет или в ФСБ.

В отношении должностных лиц гос- и муниципальных организаций (врачей, учителей, госслужащих) – в полицию или прокуратуру.

В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов – в следственный комитет или ФСБ.

3. Следуйте инструкциям оперативников.

Важно: обязательно помните, что считается взяткой – ведь из-за коробки конфет или бутылки средней цены алкоголя достаточно обратиться к вышестоящему руководству должностного лица, поскольку доказать преступный состав взятки при таком скромном вознаграждении будет проблематично.

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, собирательное понятие, охватывающее получение должностным лицом незаконной материальной выгоды (взятки) или её предоставление за совершение должностным лицом каких-либо действий, входящих в круг его должностных обязанностей.

Раннему русскому уголовному законодательству не было известно понятие взяточничества. Появлению взяточничества предшествовала практика принятия посулов. Посул - вознаграждение, получаемое должностным лицом княжеской администрации в связи с выполнением им обязанностей в сфере отправления правосудия. Посул как часть системы правомерного «кормления» за осуществление судебных функций приобретает характер незаконного к 15 веке. В Судебнике 1497 года запрещается посул (взятка) в суде. Дальнейшее развитие запрета получения взяток получило в эпоху Петра I, в частности в Указе «О воспрещении взяток и посулов за оное» (1714). Предусматривались три формы взяточничества: принятие подарка, злоупотребление по службе за взятку и совершение преступления за взятку. Уголовное уложение 1903 года различало следующие виды взяточничества:

1) принятие взятки, заведомо данной за совершение действия, входящего в круг обязанностей должностного лица (мздоимство); 2) принятие взятки за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности (лихоимство); 3) получение взятки, вытребованной или вынужденной посредством притеснения по службе или угрозой (один из видов вымогательства); 4) установление и взимание незаконных поборов.

Взяточничество в российском уголовном праве включает два преступления: получение взятки и дачу взятки. Получение взятки состоит в принятии должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за деяние в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такое деяние входит в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу своего должностного положения может способствовать такому деянию, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Дача взятки означает передачу денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника. Под выгодами имущественного характера понимаются: прощение долга, приобретение недвижимости за бесценок, отдых за счёт взяткодателя, получение медицинских и иных услуг без оплаты, занижение стоимости приватизируемых объектов, уменьшение процентных ставок за пользование банковскими ссудами и тому подобное. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

В Российской Федерации взяточничество ограничено принятием и дачей взятки только должностным лицом. Под должностными лицами в уголовном праве понимаются: лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти (депутаты, судьи, сотрудники милиции и др.) либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и в Вооруженных силах Российской Федерации (начальники отделов, департаментов мэрии, местной администрации; директора театров, учебных заведений, главные врачи больниц, генералы и т.п.). Руководители коммерческих структур должностными лицами не признаются.

Взяточничество наказуемо не только за обусловленное деяние, но и за общее покровительство или попустительство по службе. Покровительство - благоприятное отношение, защита, поощрение, создание хороших условий (например, необоснованное повышение в должности), а попустительство - снисходительность к чьим-либо недозволенным либо противоправным действиям.

Взяточничество признаётся преступлением и по законодательству зарубежных государств, и по международному уголовному праву. Взяточничество как форма коррупционных преступлений предусмотрено Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и Конвенцией о коррупции (2003).

В законодательстве США выделяется: взяточничество в виде посягательства на деятельность публичной администрации; коммерческое взяточничество; взяточничество, связанное с деятельностью профсоюзов, и взяточничество в области спорта. По уголовному законодательству США преступление признаётся оконченным не только с момента получения взятки, но и когда достигнута договорённость о передаче взятки и при обещании таковой.

Смотри также Коррупция.

Лит.: Волженкин Б. В. Служебные преступления. СПб., 2000; Качмазов О. Х. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному праву. Владикавказ, 2000; Яни П. С. Взяточничество и должностное злоупотребление: уголовная ответственность. М., 2002.

Л. В. Иногамова-Хегай.

это относительно самостоятельное негативное социально-правовое явление современного общества и одна из самых распространенных форм проявления коррупции, заключающееся в получении либо даче взятки должностному лицу органов государственной власти или местного самоуправления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

в российском уголовном праве понятие, охватывающее два преступления - получение взятки и дачу взятки. Опасность В. заключается в том, что оно дискредитирует власть, подрывает ее авторитет в глазах населения; нередко подкупленная часть чиновничества связана с организованной преступностью и своим участием способствует причинению государству, обществу крупного материального ущерба. В. широко распространено и обладает высокой латентностью. П о л у ч е н и е м в з я т к и признается принятие должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера. Получение взятки влечет уголовную ответственность в случае, если взятка получена за совершение определенного действия (или бездействия) в пользу взяткодателя или иного лица, которое заинтересовано в этом действии (бездействии), при этом: а) эти действия могут входить в обычные служебные полномочия должностного лица; б) эти действия не входят в обычные полномочия, но должностное лицо может использовать свое служебное положение или свой авторитет; в) должностное лицо может оказать общее покровительство, т.е. при случае способствовать продвижению нужного человека по службе, его поощрению и т.д.; г) должностное лицо может проявить попустительство, т.е. закрыть глаза, не давать ходу ответственности за проступки, плохую работу лица, за которое хлопочет взяткодатель. Получение взятки является оконченным преступлением с момента принятия взятки, поэтому все действия, совершенные за взятку, квалифицируются по соответствующим статьям УК (например, за злоупотребление служебным положением или незаконное освобождение от уголовной ответственности). Субъектом В. является д о л ж н о с т н о е л и ц о, т.е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ и других войсках и воинских формированиях РФ. Отягчающим обстоятельством получения взятки является получение ее за незаконные действия (бездействие); особо отягчающим обстоятельством - занимаемое положение (государственная должность РФ или государственная должность субъекта РФ, либо глава органа местного самоуправления). Наиболее строгое наказание предусматривается в случае совершения преступления группой должностных лиц по предварительному сговору или организованной группой; неоднократно, когда взятка получена от нескольких лиц одновременно или от одного лица не менее двух раз; получения взятки путем вымогательства, под угрозой ущемления законных интересов лица, от которого требуют взятку; крупный размер взятки (свыше 300 минимальных размеров оплаты труда). Д а ч е й в з я т к и признается передача должностному лицу лично или через посредников предмета взятки - денег, ценностей, иного имущества или оказание иной выгоды имущественного характера должностному лицу. Преступление является оконченным с момента получения взятки должностным лицом. Ответственность усиливается, если преступление совершено неоднократно или если взятка передается должностному лицу за совершение заведомо незаконного действия (бездействия). Закон предусматривает возможность освобождения взяткодателя от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство (т.е. если была реальная угроза ущемления его законных интересов) или если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Получение и дача незаконного вознаграждения в коммерческой организации или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, при определенных условиях тоже является преступлением - к о м м е р ч е с к и м п о д к у п о м. Уголовная ответственность наступает в том случае, если незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или услуга имущественного характера оказывается лицу, выполняющему в коммерческой или иной организации управленческие функции, т.е. обязанности организационно- распорядительного или административно-хозяйственного характера. Учитывая специфику негосударственного сектора, закон установил, что уголовное преследование за коммерческий подкуп может иметь место только по заявлению или с согласия соответствующей организации, если вред причинен только этой организации. Если же вред причинен интересам других организаций, гражданам, обществу или государству, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях. Если лицо, передавшее незаконное вознаграждение, подвергалось вымогательству или если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, оно освобождается от уголовной ответственности. С.Г. Келина

Отличное определение

Неполное определение ↓


Сделав кому-то подарок, можно неожиданно получить обвинение во взяточничестве. Подарок на какую сумму в России в 2019 году считается взяткой? Какие виды взяток существуют и какие наказания за них предусматриваются по УК РФ? Читайте в статье.

Согласно Уголовному Кодексу Российской Федерации, под « » принято понимать передачу денег, ценных вещей или оказание услуг одним лицом (взяткодателем) взамен совершения каких-то действий с принимающей стороны (взяткополучателя).

Взяткополучатель при этом должен быть работником государственной или муниципальной структуры, а взяткодатель — гражданским лицом.

В качестве «ответа» на дачу взятки со стороны взяткополучателя могут последовать следующие действия:

  • Покровительство в рабочем процессе (помощь в решении трудовых задач, взятие части задач на собственные плечи и т. д.);
  • Попустительство (сокрытие неточностей по части выполнения должностных обязанностей, освобождение от части трудовых обязанностей или переложение их на чужие плечи);
  • Помощь в шествии по карьерной лестнице;

За дачу взятки виновное лицо привлекается к административной и уголовной ответственности (об мерах наказания читайте в последующих разделах).

Определившись с характером действий перейдем к классификации взяток по Уголовному Кодексу Российской Федерации.

Классификация взяток

Уголовный Кодекс Российской Федерации классифицирует взятки по размеру и по обстоятельствам, при которых она давалась. Так, взятка может быть платой за совершение каких-то противозаконных действий или же проявлением благодарности за исполнение какой-то услуги.

Классификация взяток осуществляется по их сумме на основании статьи 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации . Так, принято различать следующие виды взяток:

  • Взятки в значительном размере;

Такой взяткой считается передача лицу суммы, более двадцати пяти тысяч рублей.

  • Взятки в крупном размере;

Такой взяткой считается передача лицу суммы, превышающей сто пятьдесят тысяч рублей.

  • Взятка в особо крупном размере;

Внимание

Такой взяткой считается передача лицу суммы, более одного миллиона рублей.

Несмотря на наличие классификации взяток, в Уголовном Кодексе (и каком-либо ином законодательном документе) отсутствует информация о том, какая минимальная сумма может считаться взяткой.

Может ли 1000 рублей считаться взяткой или нет. В УК РФ об этом не говорится. Если же посмотреть на судебную практику, то взяткой может считаться любая переданная в качестве дара денежная сумма. Однако, судья вправе отказать в удовлетворении иска, если, по его мнению, сумма взятки окажется слишком незначительной (например, 1000 рублей).

Несколько иначе обстоят дела с дачей взятки в виде материальных ценностей. Так, согласно статье 575 Гражданского Кодекса Российской Федерации , превышающих стоимость в три тысячи рублей, считается взяткой.

Внимание

На основании этой статьи можно сделать вывод, что передача материальной ценности до трех тысяч рублей не может быть расценена как взятка.

Последствия от дачи взятки

За дачу/получение взятки виновное лицо привлекается к ответственности по статье 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации . При этом не важно, каким способом взятка перешла от взяткодателя к взяткополучателю: передана лично или с помощью третьих лиц.

Меры наказания напрямую зависят от суммы взятки. Так:

  • В соответствие с частью 1 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации , за незначительную взятку (1-2 тысячи рублей), виновное лицо уплатит административный штраф в размере от пятнадцати до тридцати размеров взятки.

Пример: Во время медосмотра пациент передал педиатру взятку в размере 2 тысяч рублей. Так как по статье 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, сумма взятки не считается значительной, виновное лицо (пациент) будет привлечено к административной ответственности и, как следствие, уплате штрафа в размере от 30-60 тысяч рублей, равном 15 или 30-кратному размеру взятки.

Если же такой суммы взяточника не найдется, ему грозит лишение свободы на срок до двух лет и уплата штрафа в размере десятикратного размера данной взятки.

  • В соответствие с частью 2 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за взятку в значительном размере (до 25 тысяч), виновному лицу грозит административный штраф в размере от 20 до 40-кратного размера взятки или лишается свободы на срок до трех лет с уплатой штрафа, равного 15-кратному размеру незаконного вознаграждения;
  • В соответствие с частью 3 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за дачу взятки взамен выполнения каких-то преступных действий, виновное лицо привлекается к уплате штрафа в размере от 30 до 60-кратного размера взятки или лишается свободы на срок до восьми лет с уплатой штрафа, равного 30-кратному размеру незаконного вознаграждения;
  • В соответствие с частью 4 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за дачу взятки в крупном размере (свыше ста пятидесяти тысяч рублей),виновное лицо привлекается к уплате штрафа в размере от 60 до 80-кратного размера взятки или лишается свободы на срок от пяти до десяти лет с уплатой штрафа, равного 60-кратному размеру незаконного вознаграждения;
  • В соответствие с частью 5 статьи 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации, за дачу взятки в особо крупном размере (свыше одного миллиона рублей), виновное лицо привлекается к уплате штрафа в размере от 70 до 90-кратного размера взятки или лишается свободы на срок от семи до двенадцати лет с уплатой штрафа, равного 70-кратному размеру незаконного вознаграждения;

Можно ли избежать наказания за дачу взятки?

Взяткодатель может освободиться от административной и уголовной ответственности в следующих случаях:

  • Если он в ходе добровольной явки в правоохранительные органы заявит от своей причастности к даче взятки;
  • Поможет правоохранительным органам раскрыть цепочку преступлений, в которых задействована группа взяткодателей;
  • Если будет доказано, ;

Для того чтобы следует заручиться поддержкой квалифицированного .

  • 10. Коррупционный оборот: определение и методы измерения
  • 11. Коррупция как категория нравственности
  • 12. Понятие теневой экономики. Теневая экономика и коррупция.
  • 13. Бюрократия и коррупция
  • 14. Лоббизм и коррупция
  • 15. Потери и выгоды от коррупции. Исследование р. Мертона
  • 16. Коррупция и инвестиции. Исследование п. Моро
  • 17. Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности в России
  • 18. Государственная антикоррупционная политика: определение и содержание
  • 19. Понятие противодействия коррупции: правовые и организационные аспекты
  • 20. Мвд рф: цели, задачи, реформа, функции по противодействию и борьбе с коррупцией
  • 21. Совет при Президенте рф по противодействию коррупции. Его задачи и полномочия
  • 22. Национальный план противодействия коррупции: цели, структуры (разделы), основные задачи его реализации
  • 23. Национальная стратегия противодействия коррупции: цель, задачи, основные приоритеты и положения
  • 24. Участие Общественной палаты, общественных некоммерческих организаций, предпринимательских объединений, экспертных советов, фондов в работе по противодействию коррупции
  • 25. Перечень преступлений коррупционной направленности, определенный Генпрокуратурой и мвд России (апрель 2010 г.)
  • 26. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
  • 27. Пути противодействия коррупции
  • 28. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  • 29. Правовые основы противодействия коррупции в России
  • 30. Основные принципы противодействия коррупции
  • 31. Профилактика коррупционных деяний и преступлений: основные направления этой деятельности, организационные и правовые основы
  • 32. Произведения классиков литературы о мздоимстве и взяточничестве (Гоголь, Булгаков, Салтыков-Щедрин)
  • 33. Что такое электронное правительство? Перечень государственных услуг, оказываемых с помощью сетевых (электронных) технологий
  • 34. Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь
  • 35. Структура органов государственной власти по противодействию коррупции
  • 36. Гражданское общество как инструмент противодействия коррупции
  • 37. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Её значение для противодействия коррупции
  • 38. Независимые сми как необходимый фактор противодействия коррупции
  • 39. Опыт противодействия коррупции в Великобритании
  • 40. Опыт противодействия коррупции в сша
  • 41. Опыт противодействия коррупции в Китае
  • 42. Опыт противодействия коррупции в Сингапуре
  • 43. Генеральная прокуратура рф: задачи, функции и роль в противодействии коррупции
  • 44. Федеральный закон «о противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-фз. Его роль в антикоррупционной политике
  • 45. Антикоррупционные законы и решения в сфере малого и среднего предпринимательства
  • 46. Коррупциогенные факторы российского законодательства
  • 47. Коррупция в сфере образования
  • 48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах
  • 49. Коррупция в правоохранительных органах
  • 51. Особенности коррупционных проявлений в сфере государственных закупок
  • 52. Проявление коррупции в сфере здравоохранения
  • 53. Особенности проявления коррупции в сфере малого и среднего бизнеса
  • 54. Коррупция в судебной системе
  • 55. Коррупция в бизнесе
  • 56. Российские показатели коррупционной ситуации
  • 57. Международные рейтинги стран мира по коррупционной емкости. Принципы составления рейтингов. Какое место занимает Россия в 2007-2011 гг.?
  • 7. Понятие и виды взяток. Взяткодатель и взяткополучатель (ст. 290, 291 ук рф)

    Взятка - принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

    Предметы - деньги, ценные бумаги, иное имущество (драгоценности, загородные дома, земельные участки, автомашины, бытовые приборы, и т.п.).

    Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости, и прочее.

    Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино и т.д.

    Если деньги и иные имущественные выгоды были предоставлены родным и близким должностного лица, он согласился с этим либо не возражал против такого предоставления выгоды и использовал свои должностные полномочия в интересах взяткодателя, действия должностного лица квалифицируются как получение взятки.

    Четыре вида взяток: «обычная» (до 25 тысяч рублей), «значительная» (от 25 до 150 тысяч), «крупная» (от 150 тысяч до миллиона рублей) и взятка в «особо крупном размере» (свыше миллиона рублей).

    Статья 290 УК РФ:

    1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

    наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

    2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

    наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

    3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

    наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

    наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

    5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

    б) с вымогательством взятки;

    в) в крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

    6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

    Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

    2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

    Статья 291 УК РФ:

    1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника -

    наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

    2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере -

    наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

    3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

    наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:

    а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

    б) в крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

    5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

    Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

    8. Рейдерство: понятие и виды

    Рейдерство - силовое недружественное поглощение предприятия против воли его собственников, имеющих преимущественное положение в данном предприятии, и/или руководителя. Процесс, сопряженный с рейдерством, называется «рейдерский захват». К рейдерской деятельности также относят корпоративный шантаж («гринмейл»).

    Признаки и методы рейдерского захвата:

      Силовые акции, - смена охраны, взлом замков.

      Совершение сделок, не укладывающихся в логику бизнес-функционирования предприятия.

      «Гринмейл» – психологическое давление (квазизаконный метод).

      Банкротство.

      Привлечение административного ресурса (местные или федеральные власти).

      Операции с акционерным капиталом (приобретение до 15% акций - собрание собственников - смена руководства).

      Наёмное руководство.

      Внезапные изменения в составе акционеров, руководства предприятия

      Оспаривание приватизации (когда предприятие приватизируется незаконным путем);

      Через кредиторскую задолженность (рейдер скупает мелкие задолженности предприятия и предъявляет их к единовременной оплате).

    «Белое» осуществляется в рамках закона. В основном оно сводится к корпоративному шантажу, то есть созданию с помощью миноритарного пакета акций помех для нормальной работы предприятия в расчёте на то, что руководство компании выкупит этот пакет по завышенной цене, чтобы избавиться от шантажиста. Проводиться посредством, например, организации забастовок или проверок контролирующими органами. Как правило, такой вид поглощения применяется по отношению к компаниям с малоэффективным корпоративным управлением и финансовыми затруднениями. Защиту от такого вида рейдерства можно получить в судебных и административных органах.

    «Серое» рейдерство – это деятельность с нарушением гражданско-правовых норм. При этом, внешне все выглядит вполне легально, но совокупность примененных методов в целом составляет схему мошенничества. В том числе с использованием подкупа должностных лиц, подделки документов. «Серое» рейдерство очень распространено и применимо к любым компаниям. Защита от рейдерства такого рода очень сложна. Серые рейдеры редко привлекаются к ответственности, несмотря на противоправный умысел их действий, поскольку доказать противоправность умысла совокупности внешне законных действий бывает очень сложно.

    «Черное» рейдерство переступает нормы уголовного законодательства. Предполагает криминализированный, насильственный метод захвата: подкуп, шантаж, силовой вход на предприятие, подделка реестра акционеров. Такой вид рейдерства может быть применен к любой компании, но в первую очередь к компании непубличной. Защита от черного рейдерства осуществляется всеми доступными способами, в первую очередь в правоохранительной и судебной областях.

    Существуют четыре основных способа захвата предприятия:

      через акционерный капитал: рейдеры скупают 10-15 % акций, обычно этого достаточно для того, чтобы инициировать собрание собственников и принять нужное решение, например, смена руководства;

      через наемное руководство: менеджмент может просто «выводить» активы на подконтрольные рейдеру структуры или брать кредиты под залог собственности под нереальные проценты; или наемный менеджмент намеренно доводит предприятие до банкротства, далее на арене «случайно» появляется покупатель.

      через кредиторскую задолженность: если у предприятия имеется несколько мелких задолженностей, рейдер скупает их и предъявляет к единовременной оплате;

      путём оспаривания приватизации: условия для такого рейдерства создаются в тот момент, когда предприятие приватизируется незаконным путём.

    Специалисты и компании, которые занимаются противодействием рейдерству называются антирейдерами, или антирейдерскими агентствами соответственно.