Правоохранительные органы РФ: понятие, виды и общие черты.

Правоохранительные органы РФ - государственные органы и негосударственные организации, специально предназначенные защищать и восстанавливать права, свободы и законные интересы граждан, интересы организаций, общества и государства, а также поддерживать законность и правопорядок.

К числу правоохранительных органов относятся :

1. государственные суды (конституционные и уставные суды, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды)

2. прокуратура

3. адвокатура (институт гражданского общества, не входящий в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления)

4. нотариат (частнопрактикующие нотариусы и нотариусы государственных нотариальных контор)

5. органы Министерства внутренних дел (в том числе, полиция)

6. Следственный комитет РФ

7. Федеральная служба безопасности

8. таможенные органы

9. Федеральная служба судебных приставов

10. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

11. Федеральная служба исполнения наказаний

12. Уполномоченный по правам человека и по правам ребенка

13. Министерство юстиции РФ

14. военная полиция Вооруженных Сил РФ;

15. государственные юридические бюро (образованы не во всех субъектах РФ)

16. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

17. негосударственные правоохранительные структуры, создаваемые по инициативе населения или организаций (например, третейские суды, добровольные народные дружины, частные детективные и охранные организации).

Общие черты правоохранительных органов:

· Эти органы специально предназначены осуществлять правоохранительную функцию государства путем осуществления правоохранительной деятельности в пределах своей компетенции, предусмотренной законодательством.

· Началом деятельности правоохранительных органов, как правило, выступает какой-либо повод. Например , поступившая в прокуратуру жалоба, подача в суд искового заявления, обращение гражданина к адвокату.

· Для выполнения задач, возложенных на правоохранительные органы, они наделены определенными правами и обязанностями.

· Правоохранительные органы осуществляют свою деятельность в особом порядке, предусмотренном законодательством. Например , деятельность судов по рассмотрению дел регламентируется процессуальным законодательством, а нарушение установленной процедуры рассмотрения дел может повлечь за собой отмену судебных актов.

· Как правило, правоохранительные органы вправе применять к правонарушителям различные меры государственного принуждения в пределах своей компетенции. Например , суд может применить к лицу, признанному виновным в совершении преступления различные меры уголовного наказания: от штрафа до пожизненного лишения свободы.

· Сотрудниками правоохранительных органов, как правило, могут быть лица, имеющие специальную подготовку (для некоторых юридических профессий (должностей) обязательным условием является наличие высшего юридического образования).

· Законные требования и решения правоохранительных органов и их сотрудников обязательны для исполнения под угрозой применения мер юридической ответственности (административной, уголовной и т.д.)

Основные направления правоохранительной деятельности (общая характеристика)

Правосудие – осуществляется только государственными судами , которые вправе рассматривать и разрешать любые правовые споры, а также некоторые, наиболее важные, бесспорные юридические дела, например, усыновление (удочерение) ребенка, признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим.

Прокурорский надзор – осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами с целью выявления фактов нарушения законности в деятельности различных организаций и должностных лиц, а также принятия мер по устранению выявленных нарушений.

Кроме надзорной деятельности прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью, проводят антикоррупционную экспертизу правовых актов и осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством.

Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям – осуществляется главным образом адвокатами (в том числе, бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством), например , консультирование по правовым вопросам, выступление в качестве защитников лиц, обвиняемых в совершении преступлений, или в качестве представителей потерпевших и т.д.

В случаях, предусмотренных законом, бесплатную юридическую помощь гражданам (кроме помощи по уголовным делам) должны оказывать государственные юридические бюро .

Нотариальная деятельность – осуществляется частнопрактикующими нотариусами и нотариусами государственных нотариальных контор путем совершения нотариальных действий, например , удостоверение сделок, свидетельствование верности копий документов и выписок из них, выдача свидетельств о праве на наследство, принятие мер к охране наследственного имущества, свидетельствование подлинности подписи на документах, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в определенном месте и т.д.

Борьба с преступностью – это деятельность, связанная с предупреждением, пресечением, раскрытием и расследованием преступлений, а также выявлением лиц, которые их подготавливают, совершают или совершили (предварительное расследование преступлений и оперативно-розыскная деятельность).

Это направление осуществляется различными правоохранительными органами в пределах их компетенции , например: органами внутренних дел, Федеральной службой безопасности, Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, таможенными органами, Следственным комитетом РФ, Федеральной службой судебных приставов, военной полицией Вооруженных Сил РФ и т.д.

Правовая работа в экономике и гражданском обороте – осуществляется, например, третейскими судами при рассмотрении ими гражданско-правовых споров, юридическими службами различных организаций (деятельность юрисконсультов ), которые представляют интересы своих организаций в судах и иных органах, подготавливают проекты договоров и других правовых документов и т.д.

Конституционный контроль;

Правосудие;

Организационное обеспечение деятельности судов;

Прокурорский надзор;

Выявление и расследование преступлений;

Оказание юридической помощи.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение "своих" результатов: устранение нарушений предписаний Конституции РФ; справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголов­ных дел, материалов об административных правонарушениях; созда­ние условий для нормальной деятельности судов; выявление и ус­транение нарушений закона с помощью средств прокурорского ре­агирования; раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкрет­ных дел в суде; предоставление всем, кому это необходимо, возмож­ности пользоваться квалифицированной юридической помощью, осо­бенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственно­сти, а равно оказание других юридических услуг. Достижение таких результатов, в конечном счете, обеспечивает выполнение упомянутых выше общих задач правоохранительной деятельности.

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и допол­няют друг друга. Ниже в соответствующих главах учебника будет дана подробная характеристика каждого (каждой) из них. Здесь необходимо особо отметить важное значение и роль первых двух направлений (функций) - конституционного контроля и право­судия. Их реализация по своей сути означает претворение в жизнь в значительной мере того, что в наши дни принято именовать судеб­ной властью.



Эта ветвь государственной власти, по идее, должна стать не­отъемлемым атрибутом правового государства, продвижение к ко­торому объявлено одной из основных целей переустройства рос­сийской государственности в ближайшем будущем. Такое государ­ство немыслимо без эффективного конституционного контроля и уважаемого всеми правосудия. От их развития и расширения влия­ния в обществе и государственном механизме зависит многое. Но дело не только в этом.

Правосудие - функция правоохранительной деятельности, которая имеет прямое отношение к защите, восстановлению, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов человека и гражданина, государственных и негосударственных организаций, должностных лиц. Реализации задач, стоящих перед ним, так или иначе, подчинено выполнение практически всех других правоохранительных функций. Например, правосудие по конкретному уголовному делу не может быть осуществлено законно, обоснованно и справедливо, если это дело не будет предварительно расследовано компетентными органами с соблюдением требований закона, всесторонне и полно, если не будут выявлены ими все необходимые доказательства и т.д. (более подробно понятии и содержании правосудия, его роли и месте в системе правоохранительных функций см. § 1 гл. IV учебника).

Конституционный контроль в не меньшей мере оказывает активное влияние на осуществление других направлений (функций) правоохранительной деятельности. Его реализация - это прежде всего обеспечение претворения в жизнь конституционных предписаний, в том числе тех, что напрямую связаны с надлежащим осуществлением как правосудия, гарантиями его законности, обоснованности и справедливости, так и прокурорского надзора, организационного обеспечения деятельности судов, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи.

Поэтому о правосудии и конституционном контроле, не умаляя ни в коей мере значения других правоохранительных функций, можно говорить как о сердцевине таких функций, центральном звенеих системы в целом и т.п.

3. Второстепенные и вспомогательные правоохранительные функции.

Правоохранительные функции - это основные направления воздействия на любые случаи нарушения прав и законных интересов физических мер в установленной законом форме.

Правоохранительные функции разделяют на:
- Главные

Второстепенные и вспомогательные.
Главные непосредственно связанные с борьбой с преступностью. К ним относятся:

1. профилактическая (т.е. предупреждение правонарушений, которые влекут за собой административную или уголовную ответственность);
2. защитная (защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц);

3. охранная (охрана общественной безопасности, общественного порядка, собственности);
4. оперативно-розыскная;

5. расследования преступлений;
6. судебного рассмотрения дел;

7. рассмотрения дел об административных правонарушениях
8. исполнение приговоров, решений, определений и постановлений судов, постановлений органов дознания и досудебного следствия и прокуроров.

4. Понятие правоохранительного органа и его признаки.

Понятие, признаки и виды правоохранительных органов

Правоохранительным органом является учреждение, должностное или иное лицо, которое согласно закону уполномочено защищать права, законные интересы физических (юридических) лиц, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.

Исходя из данного определения можно выделить следующие признаки правоохранительного органа:

– правовая регламентация его статуса и деятельности;

– выполнение стоящих перед ним задач (защищать и охранять права и законные интересы физических, юридических лиц, государства в целом, а также обеспечивать законность и правопорядок);

– наличие в его распоряжении предусмотренных законом прав, позволяющих решать стоящие перед ними задачи.

Правоохранительные органы подразделяют на две большие группы:

– государственные;

– негосударственные.

К государственным правоохранительным органам относятся суды, органы юстиции, органы обеспечения безопасности РФ, органы предварительного расследования, прокуратура, органы внутренних дел, фискальные органы, а также Государственный комитет по контролю за наркотиками и психотропными средствами.

К негосударственным организациям, осуществляющим правоохранительные функции, относятся адвокатура, частные охранные и детективные службы, частный нотариат, добровольные народные дружины, товарищеские суды, третейские суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные комиссии при органах местного самоуправления и др.

5. Система правоохранительных органов.

Система правоохранительных органов

Система правоохранительных органов – единая система специальных государственных органов и негосударственных организаций, образованная на основе законодательства и уполномоченная применять меры убеждения и принуждения в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, защиты материальных и духовных ценностей общества, защиты конституционного строя, обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства.

Систему правоохранительных органов образуют:

1) органы суда (суды): а) система конституционных судов РФ – возглавляется Конституционным судом РФ и включает в себя Конституционные(уставные) суды субъектов РФ; б) систе- ма судов общей юрисдикции – состоит из системы общих судов и системы военных судов. Возглавляется Верховным судом РФ (Военной коллегией Верховного суда) и структурно состоит из судов субъектов РФ (окружных, флотских судов), районных, городских (гарнизонных) судов и мировых судей; в) система арбитражных судов – состоит из арбитражных судов субъектов, арбитражных судов федеральных округов и Высшего арбитражного суда РФ;

2) иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из: органов прокуратуры; органов внутренних дел; федеральной службы безопасности; органов государственной охраны; органов государственной налоговой службы; таможенных органов; органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков; органов предварительного расследования; органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как: конституционный контроль; отправление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; оперативно-разыскная функция; исполнение судебных решений; оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам; предупреждение преступлений и иных правонарушений.

6. Понятие предмета дисциплины "Правоохранительные органы Украины" и круг сведений, входящих в него.

С учетом этого,

7. Понятие учебной дисциплины "Правоохранительные органы Украины" и ее система.

Предмет дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины», как и предмет любой другой дисциплины, определяется кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой общей установкой и определяется предмет рассматриваемой дисциплины.

В нее включаются: сведения в первую очередь о государственных органах, выполняющих судебную и правоохранительную деятельность, а равно иных, преимущественно общественных организациях и органах, призванных активно содействовать такого рода деятельности. Центральное место занимают сведения о построении этих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных функциях, направлениях и задачах деятельности, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом. Внимание также фокусируется на порядке подбора и расстановки кадров соответствующих органов, их ответственности.

С учетом этого, дисциплину «Судебные и правоохранительные органы Украины» можно определить как такую, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами.

В полном соответствии с признанием особой роли правосудия в условиях правового государства, а следовательно, и органов, призванных осуществлять его, в дисциплине значительное место отводится освещению понятия правосудия и его принципов, построения судебной системы, организации и основных функций судов общей юрисдикции всех их звеньев - районных или городских, областных и приравненных к ним судов, Верховного Суда Украины.

Система дисциплины также охватывает темы, посвященные Министерству юстиции, прокуратуре. Министерству внутренних дел Украины, Конституционному Суду и арбитражным судам Украины. Она также включает в себя специальную тему об адвокатуре, которая призвана выполнять весьма важную функцию в связи с охраной прав и законных интересов прежде всего граждан, а также о товарищеских судах, наблюдательных комиссиях и др.

«Судебные и правоохранительные органы Украины» - один из вводных предметов, дающих, как отмечалось выше, исходные сведения об органах и организациях, обеспечивающих осуществление судебной и правоохранительной деятельности во всех ее формах и проявлениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, получаемыми при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу таких дисциплин относится прежде всего «Конституционное право Украины», в рамках которого, наряду с освещением многих других проблем, дается общая картина роли и места судебных и правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции Украины и прежде всего положений, содержащихся в разделах VII и VIII Конституции Украины, специально посвященных правосудию и деятельности прокуратуры.

8. Взаимосвязь дисциплины с другими учебными дисциплинами.

дисциплину «Судебные и правоохранительные органы Украины» можно определить как такую, в рамках которой изучаются основы организации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами.

В полном соответствии с признанием особой роли правосудия в условиях правового государства, а следовательно, и органов, призванных осуществлять его, в дисциплине значительное место отводится освещению понятия правосудия и его принципов, построения судебной системы, организации и основных функций судов общей юрисдикции всех их звеньев - районных или городских, областных и приравненных к ним судов, Верховного Суда Украины.

Система дисциплины также охватывает темы, посвященные Министерству юстиции, прокуратуре. Министерству внутренних дел Украины, Конституционному Суду и арбитражным судам Украины. Она также включает в себя специальную тему об адвокатуре, которая призвана выполнять весьма важную функцию в связи с охраной прав и законных интересов прежде всего граждан, а также о товарищеских судах, наблюдательных комиссиях и др.

«Судебные и правоохранительные органы Украины» - один из вводных предметов, дающих, как отмечалось выше, исходные сведения об органах и организациях, обеспечивающих осуществление судебной и правоохранительной деятельности во всех ее формах и проявлениях. Эти сведения находятся в тесной связи и взаимозависимости со сведениями, получаемыми при изучении ряда смежных дисциплин.

К числу таких дисциплин относится прежде всего «Конституционное право Украины», в рамках которого, наряду с освещением многих других проблем, дается общая картина роли и места судебных и правоохранительных органов в системе всех органов государства, характеризуются взаимосвязи между ними, определяются основные (конституционные) принципы их построения и деятельности. Делается это, в частности, на базе положений Конституции Украины и прежде всего положений, содержащихся в разделах VII и VIII Конституции Украины, специально посвященных правосудию и деятельности прокуратуры.

Немало точек соприкосновения имеет рассматриваемая дисциплина и с административным правом Украины, одной из задач которого является изучение закономерностей организации и функционирования органов государственного управления. Такие правоохранительные органы, как Министерство юстиции Украины, Министерство внутренних дел Украины и подчиненные им учреждения, осуществляют государственное управление. В связи с этим некоторые аспекты их организации и функции, преимущественно управленческие, получают необходимое освещение в курсе «Административное право Украины». Там же даются подробные сведения об основных правилах применения административной ответственности за соответствующие проступки.

Наиболее тесно дисциплина «Судебные и правоохранительные органы Украины» связана с дисциплиной «Уголовный процесс», основное назначение которой - глубокий анализ содержания деятельности как судов общей юрисдикции так и тех правоохранительных органов, которые призваны раскрывать преступления, изобличать виновных в их совершении и определять меры правового воздействия на них или принимать решения об их реабилитации, если привлечение к уголовной ответственности было неосновательным, а равно анализ отношений, которые возникают в процессе такой деятельности между правоохранительными органами, между ними и гражданами, интересы которых так или иначе затронуты совершенным преступлением. Организация судебных и правоохранительных органов в значительной мере зависит от того, как закон определяет содержание возложенной на них деятельности. И наоборот, содержание деятельности существенно зависит от решения организационных вопросов, т.е. от того, как, например, строятся взаимоотношения между прокурором и следователем, прокурором и судом, адвокатом - защитником обвиняемого и следователем.

«Судебные и правоохранительные органы Украины» как учебная дисциплина также тесно соприкасается с курсом «Гражданский процесс», который также имеет дело преимущественно с содержанием деятельности суда, но такой, которая связана с рассмотрением и разрешением гражданских дел - об имущественных и некоторых неимущественных спорах. Это очень широкий круг дел, например, о выселении, лишении родительских прав, восстановлении на работе, взыскании невыплаченного долга, расторжении брака и др.

Не изолирована дисциплина «Судебные и правоохранительные органы Украины» и от таких юридических дисциплин, как «Теория государства и права» и «История государства и права Украины». Познание многих вопросов организации и деятельности суда, органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции, адвокатуры требует общетеоретического и исторического подходов, умения видеть конкретные правовые явления не в отрыве от других, не в статике, а в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с накопленным юридическим опытом как у нас в стране, так и за рубежом, как нашими современниками, так и предшественниками. Исходные сведения, необходимые для таких подходов, приобретаются именно при изучении «Теории государства и права», «Истории государства и права Украины», а в значительной мере и «Истории государства и права зарубежных стран».


9. Характеристика источников учебной дисциплины "Правоохранительные органы Украины".

это письменные материалы, из которых с применением соответствующих методов получают знания о предмете курса. Источники бывают: руководящие (важнейшие политические документы, решения); юридические (законы, подзаконные акты, нормативные акты (индивидуальные и акты применения права) министерств и ведомств); и литературные (учебники, учебные пособия, сборники, монографии, статьи, иные публикации).

В рамках дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины» изучается совокупность законодательных актов, в которых регламентируются основы организации и деятельности суда, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, арбитража, а также адвокатуры и других общественных организаций, задачами которых является прежде всего содействие правоохранительной деятельности.

Основным среди них является Конституция Украины - акт, в котором решены наиболее принципиальные вопросы государственной и общественной жизни: зафиксированы основы общественного строя и политики, исходные начала взаимоотношений государства и личности, ее основные права, свободы и обязанности, государственное и территориальное устройство, структуру и порядок образования органов законодательной и исполнительной власти, их основные задачи, а также ряд других вопросов.

Для данной дисциплины особое значение имеют конституционные положения, содержащиеся в разделе VII и VIII Конституции, где решены вопросы структуры соответствующих органов, основы их взаимоотношений, порядок образования, а так же определены главные задачи. В этих же разделах сформулированы основные принципы построения ряда правоохранительных органов и отправления правосудия в нашей стране. Не меньшее значение для данной дисциплины имеют и положения других разделов Конституции Украины, в частности, раздел II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина», где четко закреплены основные права, свободы и обязанности граждан Украины.

Предписания Конституции Украины - юридическая база для выработки и принятия всех других законодательных актов, в том числе актов по вопросам организации и деятельности как судебных так и правоохранительных органов.

К законам этой группы относятся Законы Украины (с соответствующими дополнениями и изменениями) «О судоустройстве Украины» от 5.06.81 г., «О статусе судей Украины» от 15.12.92 г., «Об органах судейского самоуправления» от 2.02.94 г., «О государственной защите работников суда и правоохранительных органов» от 23.12.93 г. и др. Эти законодательные акты регламентируют построение судебных органов, полномочия председателей судов и судей, других должностных лиц, их аттестацию, порядок применения дисциплинарной ответственности, их отзыв и досрочное освобождение, правовую защиту и др.

Вместе с тем упомянутыми законами не исчерпывается вся совокупность законодательства, имеющего отношения к организации судебных и правоохранительных органов. В дополнение к названным источникам можно привести другие законодательные акты, которые регламентируют организацию, основные функции и задачи органов прокуратуры, внутренних дел, юстиции, арбитража, службы безопасности, а также адвокатуры и других общественных организаций и их органов, призванных способствовать осуществлению правоохранительной деятельности.

Для общей характеристики законодательных источников дисциплины «Судебные и правоохранительные органы Украины» важно знать, что по вопросам организации судебных и правоохранительных органов имеются следующие основополагающие акты:

Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16.10.96 г.;

Закон Украины «О прокуратуре Украины» от 5.11.91 г.;

Закон Украины «Об арбитражном суде Украины» oт 4.06.91 г.;

Закон Украины «О милиции» от 20.12.90 г.;

Закон Украины «О Службе безопасности Украины» от 25.03.92 г.;

Закон Украины «О Национальной Гвардии Украины» от 4.11.91 г.;

Закон Украины «О Пограничных войсках Украины» от 4.11.91 г.;

Закон Украины «О нотариате» от 2.09.93 г.;

Закон Украины «О государственной таможне» от 18.12.91 г.;

Закон Украины «Об адвокатуре» от 19.12.92 г.;

- «Положение о Министерстве юстиции Украины», утвержденное распоряжением Президента Украины от 30.12.1997 г.

Имеются также акты, регулирующие организацию и основные функции не государственных общественных формирований - товарищеских судов, наблюдательных комиссий и т.д.

При характеристике источников, имеющих непосредственное отношение к изучаемой дисциплине, следует иметь в виду, что многие положения, закрепленные в законодательных актах, нередко уточняются и развиваются в предписаниях приказов, инструкций и указаний. Они могут издаваться руководителями правоохранительных министерств и ведомств, но только на основании закона и в строгом соответствии с ним.

Так, приказы, указания и инструкции Министерства внутренних дел Украины содержат предписания, касающиеся деятельности как центрального аппарата, так и многочисленных территориальных органов внутренних дел. Например, приказ МВД Украины № 469 от 2.09.94 г. объявил структуру аппарата МВД Украины, приказом МВД Украины № 235 от 1.10.91 г. утверждено Положение об отделе по контролю за дознанием МВД Украины; приказом № 474 от 1.08.93 г. создана ГСБЭП (Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями), а приказом МВД Украины № 745 от 25.11.92 г. предусмотрены необходимые меры по совершенствованию структуры и организации деятельности органов предварительного следствия в системе МВД Украины.

Издаваемые Генеральным прокурором Украины приказы, указания и предписания, обязательны для исполнения всеми органами прокуратуры. Так, например, приказом Генерального прокурора Украины № 2 от 4.04.92 г. предусмотрена организация работы с кадрами в органах прокуратуры Украины.

Большую роль играют также руководящие разъяснения, даваемые Пленумом Верховного Суда Украины. Эти разъяснения оформляются в виде постановлений и содержат, как правило, предписания по вопросам надлежащего применения законодательства, в том числе того, которое регламентирует организацию и деятельность правоохранительных органов. Постановление Пленума Верховного Суда Украины, содержащее руководящие разъяснения, обязательно не только для нижестоящих судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

10. Понятие судебной власти.

Судебная власть в Украинереализуется путем осуществления правосудия в форме гражданского,хозяйственного, административного, криминального, а также конституционногосудопроизводства. Судопроизводство осуществляется Конституционным СудомУкраины и судами общей юрисдикции. Юрисдикция судов распространяется на всеправоотношения, которые возникают в государстве. На сегодня основнымрегулятором судебной власти в Украине являются Конституция Украины и ЗаконУкраины «О судоустройстве Украины» от 02 февраля 2002 г., в которыхопределены правовые основы организации судебной власти и осуществлениеправосудия в Украине, система судов общей юрисдикции, основные требованияотносительно формирования корпуса профессиональных судей, система и порядокосуществления судейского самоуправления, а также общий порядок обеспечениядеятельности судов и регулирование других вопросов судоустройства.

В условиях становления Украины как демократического, правового, социального государства существенно повышается роль судебной власти. Функцию осуществления правосудия положено, согласно Конституции Украины (ст. 6), на суды, которые действуют независимо от законодательной власти. Никакой орган государственной власти, кроме судов, не имеет права брать на себя функцию и полномочия по осуществлению правосудия. Исключительно суды имеют право признать лицо виновным в совершении преступления и подвергнуть его криминальному наказанию. Суды защищают гарантированные Конституцией права и свободы человека и гражданина (ст. 55). На повышение роли судов направлены впервые закрепленные в Конституции положения о том, что компетенция суда распространяется на все правоотношения, которые возникали в государстве. Судебная власть, как и другие ветви государственной власти, выполняет свои полномочия в установленных Конституцией границах и согласно законам Украины.

Целью правосудия является защита конституционного порядка, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности.

Впервые в истории украинского конституционализма Основной Закон Украины 1996 года закрепил судебную власть как равноправную и самостоятельную в системе других ветвей государственной власти - законодательной и исполнительной (ст. 6).

В статье 1 Закона Украины от 7 февраля 2002 г. « О судоустройстве Украины» установлено, что государственная власть в Украине осуществляется на началах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную и что органы судебной власти выполняют свои полномочия исключительно на основании, в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией Украины и законами. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Это их исключительная функция, поскольку никакие другие органы не имеют права его реализовывать. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются. Те лица, которые незаконно взяли на себя выполнения функций суда, несут ответственность, которая предусмотрена законом. Осуществляя правосудие на началах верховенства права, суд обеспечивает защиту гарантированных Конституцией Украины и законами прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства.

11. Место и роль судебной власти в системе органов

Содержательная сторона правоохранительной деятельности часто суживается, ограничивается уголовно-правовыми мерами борьбы с преступностью. Иногда к этому добавляется и деятельность по поддержанию порядка: патрулирование на улицах и в общественных местах, контроль за проведением массовых мероприятий (уличных шествий, митингов, пикетирования). Безусловно, упомянутые меры можно считать составной частью правоохранительной деятельности, но правоохрана включает и многие другие функции: защиту политических, имущественных;-социальных и других прав граждан, обеспечение законности функционирования государственных структур, хозяйственных органов и общественных формирований и т.п.
Иногда, наоборот, просматривается тенденция включения в содержание правоохранительной деятельности многих функций обеспечения национальной безопасности страны с присущими ей мерами по предотвращению политических, экономических, военных угроз. Столь широкий подход размывает установленные Конституцией РФ и действующим законодательством границы правоохранительной деятельности, по существу стимулирует силовые методы воздействия, игнорируя рамки и принципы применения мер юридической ответственности, свойственных правовому демократическому государству.
Отнесение к мерам правоохраны обеспечений национальной безопасности, т.е. предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), игнорирует участие населения и органов местного самоуправления. Между тем практика показывает, что многие проблемы укрепления правопорядка могут и должны решаться при активной поддержке населения и местных сообществ, так как чем ближе правоохрана к источникам возникновения и конечной реализации прав, тем выше эффективность самой правоохранительной функции.
Еще одна проблема связана с объемом правоохранительной деятельности. Известно, что отдельные должностные лица и подразделения государственных структур наделены правом проводить некоторые действия, связанные с обеспечением правоохраны. Правом ведения дознания обладают капитаны кораблей дальнего плавания, начальники зимовок, командиры воинских частей, руководители подразделений пограничной службы. Однако с учетом места и роли такой деятельности в общем объеме выполняемых ими функций (у капитанов - организация морских перевозок, у командиров воинских частей - боевая подготовка, у пограничников - обеспечение охраны границы и тд.) эти должностные лица и органы не принято относить к числу правоохранительных органов, рассматриваемых в рамках данной учебной дисциплины.
С учетом изложенного можно определить основные направления (функции) правоохранительной деятельности, органы и организации, ее осуществляющие.
Конституционный контроль и правосудие занимают особое место в системе правоохранительных органов. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдения принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.
Судебная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти, имеет прямое отношение к деятельности иных правоохранительных органов. Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.
В Российской Федерации функционируют система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи - суды субъектов РФ. При Верховном Суде РФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности (подготовка кадров, финансирование, снабжение и т.д.). Не рассматривая такого рода функцию (кстати, свойственную и для других правоохранительных органов) как самостоятельное направление правоохранительной деятельности, подчеркнем ее важное значение для нор-мального функционирования правосудия.
Прокурорский надзор как самостоятельное направление правоохранительной деятельности включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором РФ, составляют прокуратуры рубъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.
Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков.
Несколько иные функции, также связанные с правоохраной, осуществляет Министерство юстиции РФ и подведомственные ему федеральные службы путем участия в обеспечении нормстворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти. Также Министерство юстиции РФ организует исполнение судебных постановлений (приговоров и решений), лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.
Выявление и расследование преступлений - особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц {оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел (милиции), Федеральной службы безопасности РФ, органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и таможенных служб. Их задача - выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.
Правовое обеспечение и правовая помощь - составляющие части мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функция адвокатов - оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и в уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.
Негосударственная правоохранительная деятельность осуществляется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным Органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов (частная охранная и детективная деятельность).
Основные направления деятельности (функции) правоохранительных органов предопределяют их роль и место в системе государственных органов. В основе такого распределения установленные Конституцией РФ принцип разделения властей, полномочия Президента РФ, Парламента РФ, Правительства РФ, предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ, конституционные основы деятельности местного самоуправления, иных публично-правовых структур и общественных объединений граждан.
Особая роль суда в системе правоохранительных органов определяет его значение и место в государстве. В соответствии с конституционным принципом разделения властей суд самостоятельно осуществляет возложенные на него полномочия, не подчинен и неподконтролен каким-либо иным,органам государства и обеспечивает судебный контроль за их деятельностью.
Иногда высказываются мнения о том, что суд в силу своего особого положения не может входить в систему правоохранительных органов, так как это ставит его в зависимость от органов исполнительной власти. Такую оценку нельзя признать обоснованной. От-1 несение суда к органам правоохраны не лишает его независимости 1в силу установленных законом правил осуществления правосудия и "защиты статуса судьи, а исключение суда из числа органов правоохраны лишает суд, а значит и другие правоохранительные органы, возможности реально осуществлять правоохранительную функцию, что, конечно, неприемлемо.
Специфика взаимоотношений судрвс другими государственными органами заключается в том, что они, осуществляя судебный контроль, вправе требовать устранения допущенных нарушений закона, вносить предложения по совершенствованию законодательства, направленного на укрепление законности и правопорядка.
Конституционный Суд РФ, признав не соответствующими Конституции РФ те или иные акты законодательства, принимает решение о прекращении их действия и контролирует его выполнение до достижения реального результата. В определенных случаях принимает решение о необходимости устранения правового вакуума, втом числе и путем использования своего права на законодательную инициативу.
Суды общей юрисдикции и арбитражные суды контролируют обязанность исполнять принятые ими постановления (приговоры, решения) по уголовным, гражданским и арбитражным делам. Также эти суды на основе установленных в судебном заседании фактических обстоятельств совершенного правонарушения вносят в государственные органы, учреждения и организации частные определения об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
Место прокуратуры в системе органов государственной власти определяется ее статусом единой, независимой, централизованной системы. По мнению большинства специалистов и ученых, прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти, а относится к механизму системы сдержек и противовесов, обеспечивающих деятельность каждой ветви власти в рамках своего конституционного поля.
Сказанное не исключает различных форм взаимоотношений прокуратуры с государственными органами. В актах прокурорского надзора, направляемых руководителям государственных органов, учреждений и организаций, содержатся требования об устранении нарушений закона и принятии мер по укреплению правопорядка. Представители прокуратуры участвуют вработе совещаний, проводимых федеральными и региональными органами государственной власти; входят в состав различных координационных органов (например, межведомственных комиссий Совета безопасности); о мерах по борьбе с правонарушениями прокуроры обязаны информировать органы власти и население.
Органы охраны порядка и безопасности: Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ и другие, а также Министерство юстиции РФ - входят в систему федеральных органов государственной власти, подчинены и подконтрольны Президенту РФ и Правительству РФ. Действующее законодательство определяет рамки их самостоятельности и ответственности за выполнение поставленных задач.
Взаимоотношение органов охраны порядка и безопасности с другими государственными органами многоплановой конструктивно. Способствует их общему участию в укреплении правопорядка совместная работа в президентских и правительственных комиссиях (по борьбе с терроризмом, правонарушениями несовершеннолетних, коррупцией, распространением наркотиков и т.п.).
В соответствии с Конституцией РФ охрана общественного порядка возлагается также на органы местного самоуправления (ст. 132). Как известно, меры по созданию муниципальной милиции (полиции), проводимые в течение последнихлет, не привели к принятию окончательного решения. Проблемы, которые обсуждались, сводились к определению места органов охраны общественного порядка в системе муниципальной власти, их координации с деятельностью органов внутренних дел (милиции) и к государственному контролю. В этой связи отметим, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и взаимодействие может строиться на основе судебного контроля и ответственности за принимаемые решения.
Место в системе органов государства таких публично-правовых структур, как нотариат и адвокатура, определяется их правовой природой как общественных самоуправляющихся организаций.-консти-туционной нормой о праве каждого на квалифицированную юридическую помощь (ст. 46,48 Конституции РФ).
Место и роль негосударственных правоохранительных организаций определяется самостоятельностыр, т.е. они свободны в установлении целей, форм и методов своей деятельности, и обязанностью органов государственной власти соблюдать их права и интересы, оказывать необходимую поддержку в решении вопросов, связанных с их участием в укреплении законности и правопорядка.
Государственный контроль и вмешательство ограничены регистрацией уставов общественных организаций и наблюдением за его выполнением в рамках Конституции РФ и действующего законо-I дательства. В случае возникновения разногласий конфликтная ситуация разрешается путем обращения в суд.

Это гос. деят-ть, которая осущ-ся с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

Цель (задача) правоохранительной деятельности — охрана самого права. Право рождено потребностями жизни общества на этапе его раннеклассового становления как нормативный способ регулирования производящей экономики. Право определяет и упорядочивает существующие общественные отношения и порядки, соответствующие интересам граждан, общества и государства. Право становится одним из важнейших средств охраны общезначимых, наиболее важных экономических,политических, национальных и иных общественных отношений, их неприкосновенности.

Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности — обеспечение в демократическом обществе режима законности — неукоснительного соблюдения и исполнения всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах.

Государство обязывает все свои органы, учреждения, должностных лиц уважать и соблюдать законные права и свободы всех граждан, проживающих на его территории. В широком смысле ПД — это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. они тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, т.е. способствуют охране права от нарушений.

Некоторые правоохранительные функции они выполняют наряду с осуществлением своих основных задач. В узком смысле правоохранительная деятельность — это деятельность специально управомоченных (компетентных) органов обеспечения законности и правопорядка, которые существуют только или главным образом для выполнения таких задач, как выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение различных санкций к правонарушителям и реализация мер воздействия (наказания).

Основные направления правоохранительной деятельности:

Выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к уголовной ответственности;

Определение правосудия, то есть разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений (защита, восстановление, обеспечению реализации, осуществлению наиболее значительных прав и законных интересов);

Организационное обеспечение деятельности судов, направленное на обеспечение нормального функционирования судебных органов;


Прокурорский надзор как деятельность прокуратуры по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью специальных мер прокурорского реагирования;

Конституционный контроль, основной задачей которого является обеспечение соответствия Конституции РФ нормативно-правовых актов высших органов законодательной и исполнительной власти РФ;

Оказание юридической помощи лицам, привлекаемым к уголовной ответственности, а также в иных случаях.охрана правопорядка, обеспечение безопасности населения;

Оперативно-розыскная деятельность;

Оказание юридической помощи.

Каждое из этих направлений нацелено на достижение "своих" результатов:

Устранение нарушений предписаний Конституции РФ;

Справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел, материалов об административных правонарушениях;

Создание условий для нормальной деятельности судов;

Выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования;

Раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;

Предоставление всем, кому это необходимо, возможности пользоваться квалифицированной юридической помощью, особенно тем лицам, которые привлекаются к уголовной ответственности, а равно оказание других юридических услуг.

Достижение таких результатов, в конечном счете, обеспечивает выполнение упомянутых выше общих задач правоохранительной деятельности.

Все названные направления (функции) взаимосвязаны и дополняют друг друга.

2. Понятие, система и общая характеристика правоохранительных и судебных органов Российской федерации.

Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации. Ныне существующие институты защиты прав граждан, включающие в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций, составляют в целом систему правоохранительных органов.

В российском законодательстве нет нормы, содержащей определение правоохранительных органов, как, впрочем, отсутствует и законодательное определение понятия правоохранительная деятельность, что в определенной мере предопределяет разнобой и в перечне государственных или негосударственных органов, которые обоснованно можно было бы относить к правоохранительным.

Правовую защиту граждан и организаций осуществляют органы государства всех ветвей власти:

- представительной — законодательные учреждения, местные органы власти и самоуправления, принимая справедливые законы и подзаконные нормативные акты;

- исполнительной — глава государства, глава Правительства, министерства, местные исполнительные органы, неукоснительно их применяя;

- судебной — Конституционный Суд , система органов правосудия, осуществляя высшую юрисдикционную деятельность по разрешению правовых конфликтов от имени государства на основании Конституции, действующего законодательства, что позволяет отнести их к субъектам правоохранительной деятельности.

С учетом определения правоохранительной деятельности (это государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка) и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно относить:

- суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);

- органы, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица);

- прокуратуру ;

- некоторые из органов, призванных выявлять и расследовать преступления (следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности; милиция, командиры воинских частей, подразделения и должностные лица противопожарной, таможенной и пограничных служб, службы безопасности, капитаны кораблей, находящихся в плавании; органы внешней разведки, государственной охраны) ;

- адвокатуру и другие организации, оказывающие юридическую помощь (нотариат и др.).

Особое место в системе правоохранительных органов занимают конституционный контроль и правосудие. Конституционный контроль как самостоятельный вид охраны права направлен на обеспечение соответствия Конституции РФ действующих нормативных правовых актов, соблюдение принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд РФ.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В России функционирует система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи – суды субъектов РФ. При Верховном Суде рФ состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности.

Прокурорский надзор включает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлений и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов РФ, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, налоговая полиция, таможенные службы. Министерство юстиции участвует в обеспечении нормотворческой деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, организует исполнение судебных постановлений, лицензирует оказание правовых услуг, регистрирует уставы общественных объединений и др.



Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц, входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, налоговой полиции и таможенных служб. Их задачи – выявить все обстоятельства преступлений, установить лиц, их совершивших, для передачи в установленном порядке в суд или реабилитации невиновных в досудебной стадии судопроизводства.

Правовое обеспечение и правовая помощь – составляющая часть мер правоохраны, которые осуществляют адвокаты и нотариусы. Функции адвокатов – оказание юридической помощи в форме правовых консультаций, защиты на следствии и уголовном суде, представительство в гражданском суде или в иных государственных органах. Нотариусы удостоверяют имущественные и иные права граждан и обеспечивают соблюдение закона при совершении гражданско-правовых сделок.

Негосударственная правоохранительная деятельность реализуется общественными организациями, создаваемыми по инициативе граждан, которые функционируют самостоятельно или в помощь государственным органам, а также в форме оказания на договорной основе возмездных услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты их законных прав и интересов.

Известно, что многие государства, например США, Англия, Франция, придерживаются принципа разделения властей: законодательной, исполнительной, судебной. Суть такого принципа состоит в независимости этих властей друг от друга, обеспеченной системой “противовесов” и процедур, которые повышают их ответственность, максимально сокращают возможность злоупотребления властью. Представляется, что правоохранительные органы и их деятельность следует оценивать с позиции существа названного принципа. При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

Конституционного контроля;

Отправления правосудия;

Прокурорского надзора;

Расследования преступлений;

Оперативно-розыскной;

Исполнения судебных решений;

Оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;

Предупреждения преступлений и иных правонарушений.

В совокупности эти функции характеризуют распределение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. От наличия или отсутствия функции зависит наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа. Ниже будет дана подробная характеристика всех правоохранительных органов. Здесь же рассмотрим только некоторые общие вопросы соотношения функций, распределения их между правоохранительными органами и другими участниками правоохранительной деятельности, определения места правоохранительных органов в системе органов власти и управления.

Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могут реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное - для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функцию обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Депо в том, что осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной. Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования и правосудия.

Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой общих и военных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные суды представляют судебную власть в стране - одну из трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку в печати и иных средствах массовой информации иногда высказывается мнение о том, что судебная власть - это только Конституционный Суд. Такая трактовка субъектов судебной власти противоречит главе VII Конституции Российской Федерации о судебной власти (ст. 118 и 128).

Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно состоит в том, что суды при отправлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение. Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу, не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды к правоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида, по крайней мере, два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения его независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру, отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем лишено логики и прямо противоречит Конституции РФ. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. И данное обстоятельство никто не оспаривает.

В то же время нельзя отрицать, что суды, как органы одной из ветвей власти занимают среди правоохранительных органов особое место. Поэтому вряд ли было верно включать председателей судов в число членов комитетов по усилению борьбы с преступностью, которые были созданы в 1989г., по решению Верховного совета СССР в районах, городах, областях (краях), республиках и СССР в целом. Сомнительно также оставление открытым по существу того же вопроса в ст. 8 Федерального закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации” (председатель суда входит в состав координационного совещания при прокуратуре). По нашему мнению, председатель суда (от районного до Верховного) может приглашаться на координационные совещания при прокуроре только в качестве наблюдателя. Решения этого совещания при прокуроре не могут быть обязательны для суда не только по отдельным делам или по отдельным категориям дел, но и по более общим вопросам правовой политики. Для него во всех случаях обязательны только указания закона, который применяется в результате судебного разбирательства.

Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые предоставляются - в зависимости от содержания функции - тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, была построена правоохранительная система в дореволюционной России; в период тоталитарного режима от нее допускались серьезные, ведущие к произволу отступления. В то время в МВД были сосредоточены: оперативно-розыскная, дознавательная и следственная функции, в значительной степени - судебная (“особое совещание”, “тройки”, “двойки”) и исполнение уголовных наказаний.

В настоящее время уже проведены и разрабатываются меры по разукрупнению ведомств по обеспечению общественного порядка (МВД РФ) и безопасности (бывшее КГБ). Подразделения и службы по обеспечению безопасности уже рассредоточены в ряде ведомств. В настоящее время (по данным Министерства юстиции РФ) в стадии интенсивной разработки находится вопрос о передаче мест заключения и исполнения наказаний из МВД РФ в Минюст РФ.

Следственный аппарат в настоящее время функционирует в рамках четырех ведомств - прокуратуры, органов МВД, ФСБ, ФСНП. При наличии необходимых финансовых, кадровых и других средств обеспечения, видимо, будет предпринята проработка вопроса о сосредоточении следственного аппарата в рамках.