Некоторые нормы УПК предусматривают требования, связанные с делопроизводством. Однако, в УПК не регламентирован порядок регистрации сообщений о преступлении, регистрации ходатайств и жалоб, который способствует сохранности обращений и, главное, их рассмотрению в установленные сроки. УПК вообще не содержит понятие «регистрация», которое, согласно Правилам делопроизводства, означает «присвоение документу регистрационного номера, внесение сведений о документе в регистрационно-учетную форму».

В соответствии с ч. 1 ст. 217 УПК РФ следователь предъявляет «обвиняемому и защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела». Но в УПК не говорится, как следователь должен подшить уголовное дело, какое количество листов должен содержать один том дела и чем должны быть нумеровать листы. Ненадлежащее, оформление уголовного дела нередко являются предметом заявлений и ходатайств стороны защиты как на стадии предварительного следствия, так и при рассмотрении дела судом. Как следователи, так и судьи при получении ходатайств и жалоб о нарушении оформления уголовного дела чаще всего отказывают заявителям в их удовлетворении. Однако единообразия в мотивах отказа у судей нет. Довольно часто суды и должностные лица мотивируют свой отказ тем, что в УПК не прописан порядок оформления уголовного дела. Вместе с тем, согласно ч. 4 ст. 7 УПК, решения суда и должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, должны быть законными, мотивированными и обоснованными.

На практике, очень часто, сторона защиты в качестве довода указывают на то, что материалы дела следователь пронумеровал карандашом и в нумерации есть исправления. Суды отвергают этот довод, но с разными и не бесспорными обоснованиями либо без них.

Защита указывает, что нумерация листов уголовного дела «не ручкой, а карандашом делает возможным подмену (замену) документов». Суды отклоняют эти доводы указывая, что «согласно подпункту „б“ пункта 7.9 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде (утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36) листы уголовного дела нумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу листа, не задевая текста документа, карандашом» . Однако из данного судебного решения неясно, почему следователь при выполнении требований ч. 1 ст. 217 УПК РФ должен руководствоваться инструкцией по делопроизводству, предназначенной для суда, и соответствует ли нумерация листов в уголовном деле нормам УПК РФ.

По одному из уголовных дел Ростовский областной суд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы осужденного, который полагал существенным нарушением УПК то, что «листы уголовного дела пронумерованы карандашом, в середине первого тома имеются явные исправления нумерации страниц». В апелляционном определении суд отметил: «То обстоятельство, что материалы дела не были прошиты и пронумерованы карандашом, не свидетельствует о существенном нарушении прав осужденного, поскольку обвиняемый был ознакомлен со всеми материалами дела в полном объеме при выполнении требований ст. 217 УПК <…> Выполнение нумерации материалов дела карандашом не является процессуальным нарушением, которое могло повлиять на законность процедуры ознакомления» . В этом апелляционном определении не указан мотив, почему суд не усматривает существенного нарушения требований УПК РФ в том, что материалы дела не прошиты и пронумерованы карандашом.

Аналогичный довод приводили и в других областных судах. Практика Верховного Суда РФ фактически аналогичная. В кассационном определении от 16.02.2011 №  66-О11-4 ВС РФ отметил, что «ссылки осужденного на то, что уголовное дело скреплено шнуровкой, не опечатано, его страницы пронумерованы карандашом, не противоречат ст. 217 УПК, в соответствии с которой следователь предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела. Материалы дела соответствуют описи».

Чем регламентируется оформление уголовного дела и как правильно опровергнуть претензии к его оформлению?

Поскольку законом предусмотрено только то, что материалы уголовного дела должны быть подшиты и пронумерованы, следователи нередко мотивируют свои решения по оформлению материалов уголовного дела требованиями ведомственной инструкции по делопроизводству. К примеру, следователи Следственного комитета РФ ссылаются на Инструкцию по делопроизводству, утвержденную приказом председателя СК России от 18.07.2012 № 40 «Об утверждении инструкции по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации» . Данная Инструкция предназначена для оформления материалов только контрольных производств и служебных проверок. Но по аналогии с ее требованиями следователи оформляют и уголовные дела, подшивая в каждый том не более 250 листов, нумеруя листы простым карандашом (п. 9.4.5 Инструкции), подшивая дело «не менее чем в четыре прокола с учетом возможного свободного чтения текста всех документов» .

Аналогичный применяемому в СК России порядок формирования и нумерации дел действует и в других ведомствах, где производится предварительное расследование и рассматриваются уголовные дела.

Так, в п 5.5.4 Инструкции по делопроизводству в Судебном департаменте при ВС РФ также говорится, что «использование чернил и цветных карандашей для нумерации листов запрещается».

Единый порядок делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти установлен постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 № 477 «Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». Пунктом 3 Правил делопроизводства предусмотрено, что с учетом условий и специфики своей деятельности федеральный орган исполнительной власти разрабатывает инструкцию по делопроизводству, которую утверждает руководитель федерального органа исполнительной власти. Причем особо указано, что эта инструкция должна быть согласована с федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела. Порядок формирования и оформления дел, как установлено п. 36 Правил делопроизводства, также определяется Росархивом.

Сделано это в связи с тем, что уголовные дела, наряды, журналы и книги постоянного или длительного хранения в конечном итоге сдаются в архив. Поэтому единый порядок формирования и оформления дел устанавливается Росархивом, что предусмотрено ФЗ РФ от 22.10.2004 № 125 ФЗ «Об архивном деле в РФ».

Порядок формирования и оформления дел регламентирован документом «Основные правилами работы архивов организаций», который одобрен решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 года. Основными правилами установлено, что все листы дела должны нумероваться арабскими цифрами валовой нумерацией в правом верхнем углу листа простым карандашом. Листы внутренней описи документов в каждом томе дела должны нумероваться отдельно. При формировании дел необходимо соблюдать ряд основных требований, в том числе «дело должно содержать не более 250 листов, при толщине не более 4 см» (п. 3.5.3 Основных правил). В каждом томе документы подшиваются на четыре прокола в твердую обложку из картона или переплетаются с учетом возможности свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них (п. 3.6.4 Основных правил) 5.

Из сказанного можно сделать вывод, что следователь оформляет материалы уголовного дела на основе и по требованиям, установленным общими Правилами делопроизводства.

Каких-либо нормативных документов относительно последовательности подшивания документов в уголовное дело нет. В то же время в процессе досудебного производства следователю постоянно приходится перешивать материалы уголовного дела, заново нумеруя листы. При этом старая нумерация, проставленная простым карандашом, стирается ластиком.

В п. 9.3.1 Инструкции по делопроизводству СК России указано, что «документы в уголовные дела подшиваются по мере их составления или поступления, а также допускается подшивка материалов дела по эпизодам, фигурантам и другим критериям, обеспечивающим логику расследования уголовного дела».

Чисто технической процедура подшивания материалов дела - это не одноразовый процесс. Листы перешивают, перенумеровывают и формируют в тома для того, чтобы было удобно ориентироваться в материалах уголовного дела, можно было быстро найти нужный документ, оперативно уяснить суть исследуемого события. Это важно не только для следователя, но и для прокурора, адвоката, судьи и других участников уголовного судопроизводства, имеющих право на ознакомление с материалами дела.

Материалы уголовного дела в ходе досудебного производства перешивают и перенумеровывают также в связи с необходимостью представления части документов экспертам для производства судебной экспертизы. Общее правило - материалы подшиваются в уголовном деле по мере их поступления или составления в хронологическом порядке. Однако в зависимости от объема уголовного дела, количества расследуемых эпизодов, обвиняемых и потерпевших, проведенных судебных экспертиз материалы в деле группируют в логической взаимосвязи. К примеру, если расследуется совершение нескольких преступлений, то процессуальные документы, как правило, подшивают поэпизодно. Отдельно формируется весь блок, посвященный судебным экспертизам (постановление о назначении, заключение эксперта, протокол допроса эксперта, протоколы ознакомления с этими документами всех участников, их ходатайства и т. д.), отдельно - материалы, характеризующие личность обвиняемого.

Формируя документы в деле в логической взаимосвязи, следователю приходится перешивать материалы в уголовном деле и перенумеровывать листы. Соответственно, проставленный карандашом номер листа стирается и пишется новый номер с учетом его хронологического расположения в томе дела.

При перешивании и перенумерации листов уголовного дела есть одно неписаное правило. Следователь (дознаватель) может производить эти действия до выполнения требований, предусмотренных ст. 217 УПК, то есть до ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела. Если уголовное дело с обвинительным заключением или постановлением возвратил прокурор или суд, то следователь (дознаватель) не должен вносить никаких изменений в оформление дела: перешивать дело, перенумеровывать листы, вкладывать документы, которые хотя и были исполнены в ходе предварительного расследования, но поступили в период, когда дело находилось у прокурора или в суде. Такими документами могут быть, например, ответы на поручения и запросы следователя. Все эти вновь исполненные или полученные документы после возвращения дела прокурором или судом в случае их процессуальной доброкачественности, то есть соответствия требованиям ст. 88 УПК, подшиваются после постановления о принятии следователем дела к производству.

Чтобы участникам уголовного судопроизводства в последующем было понятно появление в деле документа, который исполнен до направления уголовного дела прокурору, следователь должен написать рапорт на имя руководителя следственного органа с пояснением, почему этот документ (документы) не был ранее приобщен к материалам уголовного дела, и о намерении приобщить его к материалам дела. На рапорте руководитель следственного органа накладывает резолюцию «Согласен, приобщить к материалам дела», ставит дату и подпись. Такой рапорт не предусмотрен УПК, это не процессуальное решение следователя, но в то же время он будет содержать исчерпывающую информацию о причине отсутствия ранее документа в деле.

После возвращения уголовного дела прокурором или судом материалы дела нельзя перешивать и перенумеровать еще и по той причине, что в постановлениях прокурор и суд, обосновывая допущенные нарушения закона, ссылаются на конкретные листы дела. Поэтому недопустимо менять местами листы дела, на основании которых прокурор и суд приняли свое решение, или дополнять материалы новыми листами.

Во время нумерации листов материала уголовного дела порой допускаются технические ошибки. Например, один и тот же номер проставляется подряд на двух-трех листах или допускается пропуск в номерах листов дела. Происходит это, как правило, из-за невнимательности. Техническая это ошибка или нет, можно определить, например, путем сличения записей в описи документов в томе. Если не пронумеровано несколько листов многостраничного единого документа, техническую ошибку можно определить, изучив его содержание, сличив хронологию нумерации листов самого документа.

Если же в протоколе ознакомления с делом указано одно количество листов, а фактически их значительно больше или меньше, если в описи наименование документа указано одно, а фактически подшит другой, то это вызывает обоснованные сомнения о возможном подлоге, особенно у стороны защиты. А все сомнения, согласно ч. 3 ст. 14 УПК РФ, трактуются в пользу обвиняемого.

В заключение отметим, что для единообразного понимания и применения закона, связанного с оформлением уголовных дел, целесообразно внести соответствующие изменения в ч. 1 ст. 217 УПК РФ, чтобы исключить судебные споры по этому вопросу.

Вконтакте

Делопроизводство - совокупность работ по документированию управленческой деятельности учреждений и по организации в них документооборота.

Документ - информация, записанная любым способом на любом материале, изданная или полученная любым физическим или юридическим лицом в любой организации для использования в своей деятельности.

Документооборот - это движение документов с момента их получения или создания до завершения обращения к исполнению решений по ним, отправки или сдачи в наряд. Порядок движения документов закрепляется в схемах прохождения документов, утвержденных председателем суда.

Правильная организация делопроизводства является одним из важнейших условий надлежащей работы судов, соблюдения процессуальных норм, своевременного рассмотрения судебных дел, исполнения приговоров, решений, определений и постановлений суда, четкого обеспечения процессуальных прав участников судопроизводства.

Толковый словарь русского языка определяет делопроизводство как ведение канцелярских дел.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова глагол «документировать» означает «обосновывать документами».

Принципы документооборота:

Четкая организация движения документов;

Оперативность их обработки;

Контроль исполнения документов.

ГОСТ Р - НПА, государственный стандарт РФ, стандарт, принятый органом по стандартизации России для применения на территории Российской Федерации.

Согласно ГОСТ Р 51411-98 «Делопроизводство и архивное дело» делопроизводство или документационное обеспечение управления - отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.

ГОСТ отражает терминологическую систему понятий в области делопроизводства и архивного дела. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Документ или документированная информация - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее зафиксировать.

Реквизит документа - обязательный элемент оформления официального документа.

Дело - совокупность документов или документ, относящихся к одному вопросу или участку деятельности, помещенных в отдельную обложку.

Подлинный документ - документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения.

Подлинник (официального) документа - первый или единичный экземпляр официального.

Дубликат документа - повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу.

Копия документа - документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.


Заверенная копия документа - копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.

Делопроизводство в районном суде организуется а основании требований «Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде», утвержденной Приказом Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29 апреля 2003 г. N 36.

Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде устанавливает единую систему документационного производства, обязательную для всех работников районного суда.

Инструкция разработана на основании Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ), ГОСТа Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело».

Правила и порядок работы с документами, установленные настоящей Инструкцией, обязательны для всех работников аппарата суда. Все работники ответственны за выполнение требований Инструкции, сохранность служебных документов и неразглашение содержащейся в них информации.

Инструкция состоит из следующих частей:

Общие положения и руководство организацией судебного делопроизводства

Порядок приема, отправления дел и корреспонденции

Регистрация и учет уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях

Регистрация и учет предложений, заявлений и жалоб на работу суда, не подлежащих рассмотрению в порядке, установленном уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством

Оформление уголовных дел на стадиях принятия и назначения к судебному заседанию

Оформление гражданских дел на стадии принятия и назначения к судебному рассмотрению

Оформление уголовных и гражданских дел после их рассмотрения

Прием и учет кассационных, частных жалоб и представлений, дел с апелляционными жалобами и представлениями

Обращение к исполнению приговоров, решений, определений и постановлений суда

Особенности делопроизводства по делам об административных правонарушениях и другим материалам, разрешаемым судами, в т.ч. в порядке исполнения приговоров

Прием, учет и хранение вещественных доказательств и личных документов осужденных

Порядок выдачи судебных дел и документов

Делопроизводство в Верховном суде РФ ведется по правилам, содержащимся в «Инструкция по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации» (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 29.12.2010 N 17-П) (ред. от 17.04.2014).

Делопроизводство в арбитражных судах ведется согласно «Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)» (утвержденной Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 100 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)»).

Под судебным делопроизводством в общем смысле понимают регулируемую нормами права деятельность, связанную с регистрацией, учетом, оборотом дел и прочих материалов в суде. Оно включает в себя справочно-информационный поиск, а также контроль исполнения актов, их подготовку к дальнейшему использованию и хранению.

Значение деятельности

Надлежащая организация судебного делопроизводства обеспечивает эффективность правосудия. Необходимо понимать, что от того или иного документа, принятого инстанцией, может зависеть дальнейшая судьба человека. Потеря материалов, несвоевременное исполнение актов, направление их ненадлежащим субъектам влекут нарушение интересов и прав организаций и граждан.

Отличительные черты

Организация судебного делопроизводства направлена на соблюдение процессуальных норм, исполнение определений. Она обеспечивает уважительное отношение к гражданам и юрлицам, обращающимся в инстанции.

Требования по созданию, обработке, использованию судебных материалов основываются на положениях УПК, АПК, ГПК, КоАП.

В указанных нормативных актах закреплены ключевые правила, регулирующие структуру документов суда, обязательные реквизиты актов, порядок движения дел в зависимости от категории, правила и сроки рассмотрения, а также особенности исполнения.

ГОСТ

В процессе организации и при непосредственном ведении судебного делопроизводства учитываются общие требования, предъявляемые к обычному документообороту. Они закрепляются в ГОСТ Р 6.30-2003.

Госстандарт действует в отношении организационно-распорядительной документации, относящейся к унифицированной системе. В ее состав входят, в частности, решения, постановления, акты, протоколы, приказы и прочие документы, включенные в ОКУД (Общероссийский классификатор).

В стандарте установлены требования к:

  • (с указанием перечня основных из них);
  • бланкам и содержанию документов;
  • изготовлению, учету, хранению, использованию бланков с Государственным гербом РФ, гербами субъектов.

Данные требования распространяются и на документы, находящиеся в обороте судебных инстанций.

Нормативная база судебного делопроизводства в районном суде

Ключевым нормативно-методическим актом, регламентирующим порядок организации и ведения документооборота в указанных инстанциях, является Инструкция. Ее положения применяются с учетом предписаний процессуальных кодексов.

Утверждена Инструкция по делопроизводству Судебным департаментом в 2003 г.

В ней закреплены:

  1. Правила учета и ведения документов.
  2. Требования по оформлению процессуальных и прочих актов.
  3. Правила хранения и передачи документации в архив.

Положения направлены на обеспечение надлежащего порядка передачи и оборота материалов в Предписания распространяются и на бумажные документы, и на акты, созданные с помощью компьютерной техники.

Делопроизводство в ВС РФ

Оно осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Председателя ВС № 32-П от 2015 г. Это достаточно объемный документ, в котором регламентированы все аспекты работы с документами.

Согласно типовой Инструкции по делопроизводству , функционирование единой системы документационного обеспечения работы Суда основывается на современных технологиях. При организации документооборота используются инновационные программно-технические средства.

Учет и регистрация входящих/исходящих бумаг, внутренних организационно-распорядительных актов осуществляется в АИС (автоматизированной информсистеме).

В подразделениях Верховного делопроизводство возлагается на уполномоченных сотрудников. Права и обязанности этих работников определяются должностными регламентами. При этом ответственность за организацию документооборота в подразделениях возлагается на их руководителей.

В типовой Инструкции по делопроизводству закреплен общий порядок ведения секретных дел. Согласно нормативному акту, эта деятельность осуществляется Первым отделом ВС совместно с соответствующими подразделениями. Обработка секретных данных, разработка и создание документов, содержащих их, а также их копий производится на защищенном техническом оборудовании, установленном в режимных помещениях.

Общие правила документооборота в районных судах по уголовным делам

Согласно Инструкции по судебному делопроизводству , а также в соответствии со ст. 227 УПК, судья по поступившим материалам принимает одно из решений:

  1. Направить дело по подсудности.
  2. Назначить предварительное слушание.
  3. Назначить заседание.

Принять решение судья должен в течение 30 суток с даты поступления материалов.

Информация по производствам с постановлением, вынесенным судьей в ходе подготовительной процедуры, сообщается в отдел судебного делопроизводства не позже следующего дня (рабочего). Уполномоченный сотрудник вносит в учетно-статистическую карточку (ф. № 5) отметки о принятом решении.

При направлении материалов по подсудности, дело и сопроводительное письмо к нему отправляются адресату. Одновременно уведомляется и прокурор, который направил дело. В форме № 5 делается соответствующая отметка. Копии сопроводительного письма и решения хранятся в наряде № 15.

Судебное делопроизводство Московского областного суда

Оно регламентируется Инструкцией, утвержденной Приказом Судебного департамента при ВС РФ № 161 от 15.12.2004. Необходимо сказать, что положения этого документа распространяются на все верховные судебные органы городов фед. значения, краев и областей (автономных в том числе), республик.

В связи с тем, что во всех инстанциях активно используются электронные информационные системы, следует подробнее остановиться на особенностях документооборота в ГАС (государственной автоматизированной системе) "Правосудие".

Подача документов в рамках гражданского, уголовного, административного производства осуществляется по правилам, утвержденным приказом Судебного департамента № 251. Для направления информации заинтересованное лицо заполняет специальную форму, размещенную на сайте суда.

В случае отсутствия в электронном обращении обязательных сведений оно будет считаться поданным с нарушением установленного порядка. Об извещается электронным сообщением или другим способом.

Проверка правильности оформления электронных документов возлагается на уполномоченного сотрудника аппарата суда. Этот работник обязан не менее 2-х раз в течение дня проверять подсистемы ГАС.

После проверки в личный кабинет заявителя в тот же день отправляется уведомление о принятии либо отклонении обращения. В последнем случае в обязательном порядке указываются причины непринятия заявления. Если для этого отсутствует техническая возможность, ответ направляется на электронный адрес заявителя или направляется ему другим способом.

После совершения операций по проверке поступившей документации уполномоченный работник аппарата суда осуществляет перенесение обращений на бумажные носители.

Особенности извещения сторон

При наличии подтверждения о надлежащем уведомлении органов местной и госвласти, других организаций и структур, выступающих участниками процесса, о времени и месте заседания эти лица могут извещаться о слушании или производстве отдельного действия посредством размещения соответствующих сведений на сайте суда. Если у указанных субъектов отсутствует техническая возможность получить такое сообщение, по их ходатайству уведомление направляется иным способом без использования Интернета.

Дополнительно

Размещение сведений о принятии иска к производству, месте, времени заседания либо осуществлении процессуального действия осуществляется уполномоченным сотрудником аппарата суда не позднее срока, предусмотренного в 3 части 113 статьи ГПК. По делам с сокращенным периодом рассмотрения извещение публикуется за три дня до даты слушания или выполнения соответствующего действия.

Что касается сведений о принятии к производству административного иска, представления или жалобы, то они размещаются на сайте суда за 15 дней до начала заседания, если другое не установлено в КАС.


АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА АПЕЛЛЯЦИОННОЙ КОЛЛЕГИИ ВЕРХОВНОГО СУДА












Апелляционная коллегия Верховного Суда рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела, подсудные Верховному Суду, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного Суда, а также в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Все данные, зарегистрированные в автоматизированных картотеках по учету дел в первой инстанции Судебной коллегии Верховного Суда по административным делам и Судебной коллегии Верховного Суда по делам военнослужащих, при подаче апелляционной жалобы по делу поступают в Апелляционную коллегию.
Результаты апелляционного рассмотрения отображаются в картотеках по учету дел первой инстанции.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНЫХ КОЛЛЕГИЙ ВЕРХОВНОГО СУДА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ, ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ, ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ И ДЕЛАМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места
















Судебные коллегии Верховного Суда рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке.

При создании данных компонент ИС СДД особое внимание уделялось функциональности и информационной взаимосвязи между судебными коллегиями и Управлением по организационному обеспечению рассмотрения обращений Верховного Суда. Вся информация по поступившим жалобам и представлениям, зарегистрированным в Управлении по организационному обеспечению рассмотрения обращений, доступна судебным составам судебных коллегий Верховного Суда.

Программа обеспечивает регистрацию поступивших на рассмотрение судебных дел работниками секретариатов судебных составов судебных коллегий, с возможностью интегрирования информации о жалобах, представлениях и протестах с истребованными по ним делами, формируя, таким образом, единый информационный массив, способный предоставить необходимую информацию по делу по запросу пользователей в соответствии с имеющимися поисковыми возможностями.
С помощью встроенной компоненты расчета статистических данных пользователи получают отчеты о движении апелляционных и кассационных дел.
Реализована компонента автоматического формирования документов, используемых в судебном делопроизводстве Верховного Суда, что значительно облегчило и ускорило процесс их создания в соответствии с предъявляемыми требованиями.

АВТОМАТИЗАЦИИ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА
ДИСЦИПЛИНАРНОЙ КОЛЛЕГИИ И КОЛЛЕГИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места







  • Получение информации по делу из "Картотеки арбитражных дел"


Для достижения максимальной эффективности в обеспечении автоматизации функций судебного делопроизводства в Дисциплинарной коллегии и Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда была осуществлена интеграция компоненты ИС СДД с системой подготовки документов, которая предоставляет возможность по подготовке текстов судебных документов с использованием стандартного текстового редактора MS Word.
Данная компонента ИС СДД Верховного Суда позволяет решать одну из главных задач информационной поддержки деятельности судебной коллегии по экономическим спорам и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда - автоматизацию процессов судебного делопроизводства и создание полнотекстового электронного банка судебных актов. Создание банка данных происходит автоматизировано. Обработка и хранение данных сосредоточены на сервере, что позволяет обеспечить централизованное управление, требуемую производительность, надежность хранения информации, эффективность обработки и представления данных, а также защиту от несанкционированного доступа.

АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В ПРЕЗИДИУМЕ ВЕРХОВНОГО СУДА

Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места


















Президиум Верховного Суда в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты.
Компонента «Автоматизация судебного делопроизводства в Президиуме Верховного Суда» обеспечивает регистрацию судебных дел, поступивших на рассмотрение в Президиум Верховного Суда, работниками секретариата Президиума Верховного Суда с возможностью формирования карточки на дело, создания документов, используемых в судебном делопроизводстве Верховного Суда, установленного образца (вызовы, извещения т.п.) и осуществления поиска информации по конкретному делу, необходимой для работы секретариата Президиума.
Электронная картотека "Президиум Верховного Суда Российской Федерации" содержит сведения о рассмотрении гражданских и уголовных дел (общей и военной подсудности).

АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДЕБНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА УПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ВЕРХОВНОГО СУДА

Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места








В Управление по организационному обеспечению рассмотрения обращений ежедневно поступает более тысячи процессуальных и иных обращений.
Компонента Автоматизация судебного делопроизводства позволяет в автоматизированном режиме осуществлять регистрацию поступивших жалоб, представлений (протестов), проверку их на повторность и автоматическое присвоение номера. По результатам проверки повторные жалобы, представления (протесты) приобщаются к имеющемуся производству с тем же номером, а вновь поступившим присваивается новый номер.
Поступившие жалобы, представления (протесты) распределяются между исполнителями. Осуществляется контроль срока их рассмотрения и заблаговременное оповещение исполнителей об истечении указанного срока. Рассмотренные жалобы, представления (протесты) передаются в Управление для оформления и подготовки документов для отправки.
Формирование реестров, почтовых наклеек и т. д. происходит автоматически. Программа формирует отчеты о нагрузке исполнителей, а также статистические отчеты по движению и результатам рассмотрения жалоб, представлений (протестов).

ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК СУДЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места


Компонента «Электронный банк судебных документов» является базовой основой для создания массива данных судебной практики Верховного Суда.
С 2002 г. в Верховном Суде функционирует банк данных судебных документов. Все определения, решения, постановления, вынесенные Верховным Судом, сканируются, автоматически распознаются и заносятся в базу электронного банка данных судебных документов.
Банк данных представляет собой централизованное хранилище текстовых данных и образов документов в виде графических файлов, которое имеет необходимую защиту от несанкционированного доступа.
Информация, в том числе графическая, вводится в банк данных в соответствии с заданными атрибутами документов, при этом обеспечивается индексация текстовой информации и семантический анализ документа, а также автоматизированное аннотирование документа и верификация массива информации по различным критериям. Реализована возможность массовой загрузки оцифрованных документов в БД. Документы хранятся в форматах htm, html (распознанный текст) и TIFF, TIF (графический образ), а также в PDF, и в выделенном сетевом каталоге.
Разработанные классификаторы и рубрикаторы предназначены для сужения выборки по конкретному запросу. Oracle text optimization позволяет осуществить поиск в информационном массиве в течение нескольких секунд.
Компонента судебного делопроизводства напрямую связана с компонентой "электронный архив", что позволяет использовать в качестве поисковых реквизитов не только карточку на судебный документ, но и карточку на дело, карточку на участника судебного процесса и т.д. . В то же время по судебному документу, используя систему делопроизводства, можно получить всю информацию о движении дела в суде.
Данный информационный массив используется в WEB-технологии, что обеспечивает удобный поиск документов пользователям таких категорий, как судьи и работники аппарата. Средства компоненты при этом обеспечивают возможность копирования всей информации или части (выборки документов) для резервирования и экспорта.

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНАЯ СИСТЕМА ВЕРХОВНОГО СУДА


Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места

  • Экранная форма "Единой справочной Верховного Суда Российской Федерации"

















Данная компонента выполнена по WEB технологии. Особое внимание при создании данной компоненты уделялось разграничению доступа к данным и правам пользователей на просмотр информации в зависимости от категории пользователя.

Работник аппарата Верховного Суда, задействованный в процессе судебного делопроизводства, регистрирует данные по жалобам и делам только на участке, который отображается на его компьютере.
Все данные, занесенные различными пользователями, сводятся и обобщаются, что позволяет получить любую информацию по делам и жалобам, поступившим на рассмотрение в Верховный Суд.

СУДЕБНАЯ СТАТИСТИКА ВЕРХОВНОГО СУДА

Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места




Основными отличительными признаками является то, что отдел статистического учета в настоящий момент не заносит данные по учетным статистическим показателям, а использует ту информацию, которая появляется естественным путем в ходе рассмотрения дел. С точки зрения информационной технологии, работники этого отдела являются, скорее контролирующим звеном за корректностью заносимой информации.

Необходимо отметить и новизну предлагаемых подходов методов в получении статистических данных. Дело в том, что частые изменения, которые происходят в судебной системе за последние годы, связанные с судебной реформой, не могут не отражаться на необходимости предоставления разнообразных статистических показателей. Однако статистика в первую очередь ценна способностью выявлять на временном участке, именно тенденции в увеличении или снижении определенных показателей. Но что делать, если с течением времени показатель изменяется по существу, или начинает включать в себя ряд показателей предыдущего периода и наоборот?
Для выполнения этих задач компонента, на основе имеющихся данных по судебному делопроизводству создает и хранит базу данных статистических показателей, которые классифицируются с учетом типа показателя, его характера на определенный момент времени, принадлежности к той или иной отчетной форме и т.д. Функции проверки непротиворечивости получаемых данных, возможность обрабатывать не только данные непосредственно по делам, но и работа напрямую с базой данных статистических показателей дает возможность формировать отчеты как по утвержденным формам, так и настраивать новые формы в зависимости от необходимого вида и перечня затребуемых выходных учетно-статистических показателей.

ПОДАЧА ДОКУМЕНТОВ В ВЕРХОВНЫЙ СУД В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ


Примеры экранных форм автоматизированного рабочего места

  • Главное окно компоненты


Подача документов в электронном виде по делам и жалобам, рассматриваемым Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда, осуществляется на сервисе «Мой арбитр» посредством заполнения форм, размещенных на официальном сайте Верховного Суда в сети Интернет.
Использование сервиса «Мой арбитр» существенно упрощает процедуру подачи заявлений, жалоб и прилагаемых к ним документов, сокращает время на доставку документов в Верховный Суд, обеспечивает обработку и использование электронных документов.

ВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА И ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

Компонента обеспечивает создание в Верховном Суде базы данных с информацией о всех входящих, внутренних и исходящих документах, их месте нахождения и возможности просмотра электронных образов документов.
Программные модули Компоненты в автоматизированном режиме позволяют:

  • вести учет входящих документов с присвоением каждому документу индивидуального входящего учетного номера (штрих-кода) и заполнением первоначальной информации в электронной карточке;
  • формировать реестр передачи документов и передавать информацию о направляемых документах в структурные подразделения;
  • регистрировать входящие и внутренние документы с присвоением каждому индивидуального регистрационного номера на основе его входящего учетного номера;
  • сканировать документы с возможностью вывода на печать их электронных образов;
  • осуществлять контроль за исполнением документов в соответствии с поручениями Руководства Верховного Суда;
  • регистрировать исходящие документы с использованием исходящего учетного номера (штрих-кода), связанные с входящим регистрационным (учетным) номером, и передавать информацию о них в экспедицию для последующей отправки;
  • осуществлять поиск документов в Автоматизированной информационной системе Верховного Суда.

В данном материале рассмотрим, какие сроки возбуждения уголовного дела применяются в текущем году, какие корректировки произошли на законодательном уровне, а также разберемся в причинах для начала уголовного делопроизводства. Рассмотрим, какие нюансы необходимо написать в заявлении, процедуру возбуждения и расследования уголовного дела поэтапно.

Основания для уголовного делопроизводства

В ст. 140 УПК РФ перечислен список оснований для открытия уголовного делопроизводства и преследования. Список поводов таков:

  • заявление о совершенном преступном акте в устном или письменном виде с указанием конкретного заявителя, ст. 141 УПК говорит, что анонимное заявление не допускается в роли основания для ведения уголовного дела;
  • явка с повинной преступника, это добровольное заявление гражданина об осуществленном им опасном деянии, которое может быть предоставлено как устно, так и письменно, такое чистосердечное признание может служить в качестве смягчающего обстоятельства при вынесении приговора судом;
  • уведомление об имевшем место или планируемом преступном акте, полученное из достоверных источников, тогда обязан быть написан рапорт;
  • постановление прокурора о пересылке материалов дела в учреждение предварительного следствия, данная мера необходима с целью решения вопроса о преследовании.

Сроки возбуждения уголовного делопроизводства

Рассмотрим алгоритм действий касательно сообщения о преступном акте и принятии решения:

  • Гражданин должен написать заявление об осуществленном опасном действии в отношении самого гражданина или иных лиц, имущества или интересов. Параллельно слова фиксируются в протоколе, затем гражданин должен поставить на нем свою подпись и подтвердить его правдивость.
  • Сотрудники уполномоченного органа разъясняют заявителю его права и ответственность, юридические последствия и риски уголовного наказания при даче заведомо ложных сведений.
  • Гражданину выдается талон о факте принятия заявления с указанием даты и времени. Также фиксируется должность и ФИО ответственного сотрудника, который будет вести данное делопроизводство.
  • По факту принятого заявления выполняется проверка. На протяжении 3 суток следователь или ответственное лицо должен вынести вердикт, при этом данный период может продлеваться до 10 дней или до 30 дней при принятии решения ответственным органом. В основном срок продлевается по преступлениям экономической и налоговой квалификации. Причиной этому является то, что требуется получение документов от налоговой инспекции и иных органов доя нахождения подтверждений опасного деяния.
  • Через данный период выносится вердикт: возбуждение делопроизводства, отказ от начала делопроизводства, направление делопроизводства по соответствующей последовательности. Дело может перенаправляться в иную инстанцию, если, например, преступный акт был осуществлен на границе с иным районом, или если дело причисляется к категории частного обвинения (намеренное нанесение легкого вреда и прочее).
  • Гражданин получает уведомление о принятом вердикте. Если уголовное делопроизводство начато, заявитель оперативно об этом извещается.
  • Начало досудебного следствия.

Отметим, что непосредственно со дня открытия уголовного дела появляется подозреваемый гражданин.

Сроки ведения следствия

Моментом для открытия дела и проведения расследования становится распоряжение о возбуждении уголовного делопроизводства. По категории дел частного и частно-публичного обвинения необходимо письменное заявление пострадавшего или его легального представителя. Стандартный срок выполнения мер предварительного следствия равен 2 месяцам с дня начала ведения дела, об этом гласит ст. 162 УПК РФ.

Эта статья также прописывает, что срок может быть пролонгирован:

  • до 3 месяцев в случае вынесенного руководителем следственного ведомства решения;
  • до 12 месяцев при возникновении особых трудностей в процессе расследования;
  • на больший срок при наличии существенных оснований председателем следственного органа РФ, начальниками следственных ведомств и их заместителями.

Все меры в ходе предварительного следствия в обязательном порядке фиксируются в протоколе. В момент, когда выносится постановление о привлечении гражданина к ответственности в роли обвиняемого, он переквалифицируется в иной статус – из подозреваемого в обвиняемого. До данного момента он пребывал в следственном изоляторе или на свободе, на данном этапе он вызывается и ему выставляется обвинения по определенной статье. Происходят данные этапы в течение 2 месяцев со дня возбуждения делопроизводства.

Алгоритм действий следующий:

  • после возбуждения дела проводится предварительно следствие и сбор доказательной базы;
  • вынесение постановления о присвоении статуса обвиняемого гражданину, в постановлении обязательно проставляется дата и место формирования документа, данные ответственного лица и обвиняемого, прописывается описание преступного деяния со всеми существенными обстоятельствами, указывается статья УК РФ, по которой прописана соответствующая мера наказания, также должен быть прописан пункт о рассмотрении субъекта в качестве обвиняемого;
  • на протяжении 3 дней обвиняемый должен быть уведомлен о вынесении распоряжения администрацией изолятора или вызовом для проведения допроса;
  • в присутствии адвоката обвиняемому выдвигаются обвинения и зачитываются его права, после чего и адвокат, и обвиняемый ставят свои подписи на постановлении, если гражданин отказывается ставить подпись, об этом ставится соответствующая отметка;
  • обвиняемому и его адвокату передается копия документа, также она пересылается прокурору, затем выполняется допрос обвиняемого по ст. 173 УПК РФ, в ходе которого оформляется протокол, при отказе от допроса фиксируется пометка;
  • затем проводится сбор доказательной базы, служащей подтверждением обвинения (дознания, сбор показаний свидетелей, экспертизы и обследование места осуществления преступного акта);
  • после сбора доказательств оформляется заключение обвинения, а расследовательные меры прекращаются и начинается следующий этап делопроизводства.

Сроки ознакомления с материалами

Согласно УПК РФ рассматривается значимая для уголовного дела документация:

  • Постановление о начале уголовного делопроизводства. Данная стадия предполагает наличие подозреваемого, однако обвинения еще нет и требуется сбор доказательной базы.
  • Постановление о переводе подозреваемого в статус обвиняемого. На данной стадии разъясняются права и ответственность, проводится допрос, поскольку сотрудники следственного органа должны доказать факт совершения преступления конкретным гражданином.
  • Обвинительное заключение выступает ключевым документом, после чего обвиняемого должны ознакомить с материалами дела и зафиксировать данные действия в протоколе. Данный документ включает описательную и резолютивную части, также к нему прикладывается перечень граждан, требуемых для вызова на заседание по рассмотрению дела в суде. Прикладываются справки о вещдоках, наличии гражданского искового заявления, предпринятых мерах обеспечения данного иска, конфискации собственности, судебных затратах и прочем.

В связи с этим период ознакомления с материалами дела фактически не лимитирован.

На видео о сроках уголовного делопроизводства

Из данного материала вы узнали, каковы сроки возбуждения делопроизводства по уголовным делам. В большинстве случаев данный срок составляет 3 дня, однако при усложнении расследования он может пролонгироваться до 10 или 30 дней для выяснения всех обстоятельств. Сроки возбуждения уголовного делопроизводство четко регламентированы. Основанием для начала ведения дела становится заявление и решение о возбуждении дела.