С древних времен людей интересовал вопрос, что такое право и что такое государство. Философы, мыслители и в Древнем Риме, и в Древнем Востоке так или иначе касались этих вопросов. Выдвигали свои суждения, свои теории о роли и месте права и государства в жизни каждого человека и общества в целом. Этот вопрос интересовал их прежде всего потому, что право и государство и в древнем, и в современном обществах затрагивают каждого из нас. На каждом этапе развития человеческой цивилизации имелись свои представления о праве и государстве, их роли в обществе, об их социальном назначении. Но с развитием общества многие положения юридической науки претерпевали изменения. Это связано с эволюцией мировоззрения, многих жизненных ориентиров и человеческих ценностей.

Общество, как и природа, существует и развивается по определенным законам. Законы развития общества и человеческого бытия изучаются философией, историей, этикой, социологией, экономическими и другими общественными науками. В число общественных входит и юридическая наука. Она раскрывает закономерности существования, функционирования и развития права и государства, политического и правового сознания, политических и правовых отношений. Юридическая наука призвана объективно отражать исследуемые явления и вооружать человека знаниями о природе и сущности правовых явлений.

Каковы же условия его общения с другими людьми? Необходимы разумные условия совместной жизни, согласие вокруг этих условий, норм, правил совместной жизни. Человек - существо общественное. Отсюда следует, что нужно согласие в вопросах права. То или иное понимание природы человека обусловливает ту или иную модель общественного бытия. Каковы условия общения в совместной жизни? Потребуется ли согласие для совместного существования? Ответ на эти вопросы один: государство создается главным образом для защиты и удовлетворения нужд человека, его прав и свобод. В вопросах определения природы взаимоотношений индивида и государства некоторые ученые исходят из понимания того, что люди, опираясь на достижения своего познания, сами сознательно определяют условия своего общения и свой образ жизни. Таким образом, они сознательно заключают общественный договор (соглашение) для обеспечения взаимной безопасности и справедливости.

Юридическая наука - это система знаний об основных и общих закономерностях существования и развития права. Юридическая наука исследует социальную природу права, дает объяснение сущности права, показывает социальное назначение права в жизни общества. Научные положения, выводы и основные категории этой науки занимают самостоятельное место в системе социальных наук. Специфика этой науки, позволяющая выделить ее в самостоятельную отрасль обществоведения, состоит прежде всего в том, что только она имеет главным и основным объектом своего исследования правовую и государственную организацию общества.



Особенности юридической науки состоят в том, что она является, во-первых, общественно-гуманитарной наукой, предмет которой составляют общественные явления - право и государство. Этим она отличается от ряда других наук (естественных, технических).

Во-вторых, политико-юридической наукой, изучающей такие общественные явления, которые непосредственно относятся к области права, политики, властной деятельности государства. Этим она отличается от других общественных наук, непосредственно не изучающих правовые явления. В-третьих, общетеоретической наукой, изучающей основные и общие закономерности и общие черты функционирования и развития права.

В-четвертых, наукой философского (методологического) характера. Освещая общие закономерности функционирования и развития правовых явлений, она конкретизирует положения философии в области права, разрабатывает методы (т. е. способы) изучения правовых явлений.

Юридическая наука как социально-гуманитарная наука, наука о человеке в его общественных отношениях взаимодействует с другими общественными науками: философией, историей, экономическими науками, социологией, психологией, культурологией, политологией и др.

Юридическая наука тесно взаимосвязана с философией - наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Основываясь на положениях, разработанных философией общественного развития, юридическая наука рассматривает наиболее общие закономерности функционирования и развития таких социальных явлений, как право и государство.

Юриспруденция как наука сформулировалась далеко не сразу, и поэтому здесь мы употребляем термин «теоретическое знание о праве». Становление теоретических знаний о праве происходит только через формирование философских знаний об обществе. Это единый процесс, который происходит одновременно. Само становление философии связано, в частности, с осмыслением власти, права. Философия всегда определяла стиль мышления, мировоззренческие ориентиры. Для возникновения теоретических знаний о праве была необходима философия права (теоретические знания о праве).

В рамках философии происходит осмысление понятия свободы личности, ее предопределенность духовными и материальными условиями жизни. Со времен античности и по настоящее время идет процесс философского осмысления этого сложного проявления человеческого поведения - свободы волевого выбора поведения. Именно со свободой волевого поведения многие выдающиеся мыслители и философы связывают возникновение и развитие такого сложного социального феномена, как право. Возникает вопрос: чью же именно волю выражает право? Государства, народа, господствующего класса или же это определенная мера (масштаб) свободы в рамках определенного социума? От правильного понимания этих вопросов во многом зависит и решение научных и практических проблем в области юриспруденции.

Юридическая наука тесно связана с исторической наукой, которая изучает историю развития человеческой цивилизации во всем ее многообразии. Сегодняшнее право - это результат предшествующего исторического развития общества. От того, как мы представляем историю общественного развития, во многом зависит то, как мы будем представлять право и связанные с ним другие правовые явления. Опираясь на конкретные данные исторической науки, теория права исследует наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.

Каждая ступень исторического развития позволяет нам показать конкретные особенности функционирования и развития правовых явлений этой эпохи. Для античности история - это круговорот политических и правовых форм (Полибий, Платон). Полибий утверждал, что в результате общественного договора появляется монархия. Затем монархия вырождается в тиранию. В тирании появляются интеллектуалы. Затем тирания переходит в аристократию, которая сначала заботится о чести, достоинстве, равенстве, но потом злоупотребляет властью (коррупция, произвол становятся нормой). В свою очередь аристократия переходит в олигархию и общество разбивается на богатых и бедных, между которыми происходит борьба. Устанавливается демократическая форма правления. Однако эта демократия снова превращается в анархию. Снова появляется сильная власть монарха.

История Средних веков показывает нам развитие идеи индивидуальной свободы. Хотя теология безраздельно господствовала во всех сферах общественной жизни, средневековая политико-правовая мысль продолжала вносить определенный вклад в развитие идей о правах и свободах личности - Великая хартия вольностей (1215). В общественно-политической жизни Англии (XIII) учреждаются институты парламентаризма и судебной власти, без которых невозможны гарантии личных свобод.

История Нового времени дает богатый материал не только высокого развития политико-правовой мысли, но и законодательного закрепления института основных прав и свобод личности, принципа разделения властей, независимости судебной власти, правовой организации общественного устройства.

Правовые традиции, сложившиеся в эпоху Нового времени, и новый взгляд на право послужили исходным пунктом демократического устройства современных западно-европейских стран.

Юридическая наука всегда тесно связана и взаимодействует с наукой об обществе - социологией . Термин «социология» был введен в научный оборот французским философом Огюстом Контом (его называют отцом социологии) в работе «Курс позитивной философии» (1842). Затем эту науку развил английский философ, социолог середины XIX в. Г. Спенсер. Дальнейшее развитие и признание социология как наука получила тогда, когда были разработаны и сформулированы основные теоретические концепции в области изучения социальных явлений (Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм и др.).

Социология - это наука, изучающая структурные элементы общества во взаимосвязи, условия их существования, а также функционирование и развитие всех сторон деятельности людей в обществе. В рамках социологии можно выделить новое научное направление - социологию права, которая рассматривает правовую систему в тесной взаимосвязи с жизнью, общественной практикой.

Социология права зародилась на стыке XIX–XX вв., а в России начала развиваться в 20-е гг. прошлого века. Н. М. Коркунов, С. А. Муромцев, Н. Н. Кареев и другие, которые внесли значительный вклад в развитие правовой мысли, выработали социологический подход к понятию права. В частности, Н. М. Коркунов определял право как меру разграничения интересов людей, а С. А. Муромцев - как правоотношение.

Социология права различает, как обстоит дело с «правом в жизни» и с «правом в книгах», а также изучает, каковы общественные явления на самом деле, в том числе и «право в жизни», и сопоставляет это с «правом в книгах». Конкретные социологические исследования в праве дают возможность изучить правовые явления, существующие в обществе, и на этой основе совершенствовать правовую систему. Правовые явления (правосознание, правоотношения, правовые нормы) имеют свою социальную обусловленность. Конкретные правовые институты и нормы возникают на основе и с учетом определенных социальных отношений. От того, насколько правильно правовые институты и нормы отражают систему существующих общественных отношений, зависит и эффективность функционирования и развития права. В свою очередь право тоже способствует дальнейшему развитию и совершенствованию регулируемых им социальных отношений. Правовые отношения неразрывно связаны с экономическими, политическими, организационными (управленческими), семейными и иными общественными отношениями.

Следовательно, социологические исследования в праве обеспечивают юриспруденцию важнейшим фактологическим материалом, который способствует реформе и совершенствованию законодательства, а также реализации правовых предписаний в социальном поведении личности и социальных групп. В свою очередь, общая теория права служит методологической основой социологических исследований. А результаты этих исследований способствуют развитию теории права.

Юридическая наука тесно взаимодействует с психологией (от греч. psyche - «душа», logos - «учение, наука») - наукой о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Человеческая психика, сущностной характеристикой которой является сознание, является порождением и функцией биологических и социальных процессов. Сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) определенные свойства. Психология выявляет характер соответствия действительных мотивов, установок, ориентаций личности сложившимся у нее представлениям о них.

Психология исследует лишь определенный аспект человеческой деятельности, т. е. зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов. В рамках психологии выделяют юридическую психологию, которая изучает закономерности и механизмы психической деятельности людей в сфере регулируемых правом отношений.

Одним из основоположников психологической теории права является Л. И. Петражицкий. Петражицкий считал, что есть право официальное (позитивное), которое выражено в законах и других актах государства, и интуитивное право, истоки которого коренятся в психике людей. Интуитивным правом обладают разные группы людей. Человек в своих отношениях с другими людьми постоянно сталкивается с различными психологическими переживаниями (эмоциями), побуждающими его совершать определенные действия. По мнению Л. И. Петражицкого, из таких эмоций и складывается интуитивное право, которое занимает первостепенное место в регулировании имущественных, семейных, наследственных и других отношений. Проблема права, по его мнению, заключается в сфере человеческой психики. Под правом он понимает правосознание и правоотношения.

Теория Л.И. Петражицкого приобрела широкое признание в начале XX века в России, а позднее, благодаря усилиям его учеников Ж. Гурвича, П. Сорокина, Н. Тимашева, и за ее пределами. П. Сорокин говорил: «Как мы можем понять не то что право, а вообще отношения между людьми, только одни действия людей, не обращая внимания на мотивы этих действий».

Неразрывная связь существует между юриспруденцией как наукой и экономической наук ой, которая дает анализ рыночного хозяйства (производство, распределение, обмен и потребление материальных благ). Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей в сфере производства материальных благ - основы жизнедеятельности человека и общества. Производство отражает взаимодействие, во-первых, человека и природы, а, во-вторых, людей в процессе их хозяйственной деятельности. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.

При удовлетворении своих субъективных интересов люди везде находятся перед необходимостью выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ. Естественно, что для реализации своего рационального поведения индивидуумы должны обладать свободой выбора. С развитием цивилизации степень свободы выбора экономического поведения увеличивается, что связано с постепенной ликвидацией сословных, кастовых, политических, идеологических, правовых и прочих ограничений этой свободы. Идеи свободы, равенства, разума и прогресса получают окончательное воплощение в рыночных экономических отношениях Нового времени. Субъекты рыночных экономических отношений - буржуа заявили о своих неотъемлемых, неотчуждаемых правах и свободах, которые затем были законодательно закреплены.

Опираясь на положения и выводы экономической мысли, теория права рассматривает все правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей, раскрывает их активное обратное воздействие на экономику. Развитая правовая система способствует прогрессу экономических отношений, росту благосостояния народа.

Юридическая наука взаимодействует также и с культурологией - наукой о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Культура - это все то ценное, что создано человечеством. Первичной ценностью является человек (его права и свободы), развитие его личности. Поэтому степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека и возможностям, предоставляемым ею для творческой самореализации человека как личности. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда - многообразие культур и форм культурного развития.

Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические сферы культурной жизни, в том числе и право как явление цивилизации (речь идет о социальной ценности права). Крупнейший социолог П. Сорокин в своей главной работе «Социальная и культурная динамика» рассматривал право как часть культуры.

Согласно теории «множественности культур» (Фр. фон Савиньи): «Какова культура, таково и право». Это объясняет наличие различных правовых систем в каждой стране. Однако в современном интегрированном мире идет процесс сближения и взаимообогащения национальных правовых систем и их согласования с международным правом.

Таким образом, культурология способствует развитию правовых институтов, а достижения общей теории права и юриспруденции в целом, в свою очередь, вносят существенный вклад в общую культуру человечества.

собое значение имеет вопрос о взаимодействии теории права с политологией - наукой о политике, политической системе общества. Современная политическая наука тесно переплетается с теорией права. И политология, и теория права изучают государство. Но государство они изучают по-разному. Предметом политической науки американские ученые считают политическую систему общества (совокупность государства, партий, общественных организаций), а европейские политологи, в частности французские ученые, считают, что предметом политической науки являются отношения людей по поводу власти в обществе: изучение власти в различных сферах; анализ отношений людей по поводу власти не только в государстве, но и в других социальных образованиях.

В политической науке государство выступает как одно звено политической власти. В теории права государство - это публично-правовая общность, обладающая суверенитетом, действующая в рамках права и осуществляющая свою деятельность на основе принципа разделения властей и взаимной ответственности личности и государства.

Таким образом, теория права не изучает государство как элемент политической системы, а рассматривает его как публичную общность, обладающую определенными признаками (формы государства, политические режимы в связи с правовыми основами).

Для политической науки государственное управление - это управление обществом с целью согласования различных интересов социальных групп, с целью смягчения конфликтов в обществе между группами - консенсус через конфликт. Для теории права государственное управление - это управление, осуществляемое тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Для юриста легальность политической власти - ее конституционность, а для политолога легитимность политической власти - это ее признание большинством населения на основе разных ценностей. Различают следующие типы легитимности: 1) вера в право (западная культура); необходимость реформ, основанных на правовых принципах; 2) вера в харизматического лидера, такого как Гитлер или Сталин (харизма (греч.) - «пророки, обладающие особым даром воздействия на аудиторию»; этот тип легитимности характерен для России); 3) вера в традиции - традиционалистский тип легитимности (еще Конфуций говорил, что власть легитимна, если она опирается на сложившиеся обычаи, традиции, ритуалы; плох тот руководитель, который проводит реформы, не считаясь со сложившимися в обществе традициями).

Таким образом, юридическая наука - это социально-гуманитарная наука, которая отличается от других социально-гуманитарных наук тем, что она изучает, как взаимодействует право (как социальное явление) с другими социальными явлениями и обращено к личности как высшей социальной ценности.

Все предложения по реформированию юридической науки несут в себе заряд положительного знания. Но во главу угла правовых исследований должен быть поставлен человек со своим свободным социально-творческим потенциалом. Ведь не секрет, что большинство подходов в исследовании правовой действительности либо вообще исключали отдельного человека из круга обсуждаемых проблем, либо лишь косвенно затрагивали вопросы правового существования личности. По существу, теоретические разработки отделяли право от конкретного человека, от его форм существования. Все сводилось лишь к тому, что отдельный индивид должен всегда следовать установкам и правилам, которые созданы без него. (Хотя человек тем и ценен, что способен к самостоятельному творчеству.) Юридическая наука не должна снимать с себя ответственность за то, что не развивала творческий потенциал личности, а только способствовала созданию правовой отчужденности человека.

Выбор человека в качестве цели правовых исследований не случаен, поскольку все остальные теоретические конструкции устройства общества приводили к негативным последствиям для всей социальной системы.

Именно идея свободного творчества человека должна найти правовое осмысление в рамках теоретического правосознания, а уже потом воплотиться в повседневной человеческой практике. Переход теоретической мысли к идее о правовой свободе есть решающий фактор в становлении юриспруденции нового типа.

Все это дает основание говорить о создании такой теории права, которая обеспечивала бы деятельно – творческие начала индивида, давая ему возможность самому познавать объективные обстоятельства и действовать в соответствии с познанным, формируя при этом новое правовое мировоззрение.

В настоящее время право как никогда нуждается в теоретическом и практическом обосновании для того, чтобы оно смогло стать реально действующим социальным феноменом, а не только вымышленным продуктом чистой абстракции. Отсюда и должно следовать такое теоретическое решение, которое позволило бы достичь цели созданию творчески деятельности личности, придающей праву динамические свойства.

Весьма важным направлением развития юридического познания, по мнению некоторых авторов, является формирование таких юридических дисциплин, как философия права, социология права, юридическая политология, правовая кибернетика, юридическая антропология, юридическая логика, правовая статистика, правовая информатика и некоторые другие дисциплины. Эти и другие юридические дисциплины формируются на стыке юриспруденции со смежными науками. Их появление свидетельствует о том, что прежние междисциплинарные связи юриспруденции со смежными науками (освоение и использование их методов и приемов исследования, некоторых теоретических положений и т.д.) уже не удовлетворяют теоретико-познавательные потребности юриспруденции, и она нуждается в систематической разработке соответствующего круга проблем в рамках новой самостоятельной юридической науки.

При этом наличие таких юридических дисциплин, как философия права, социология права, юридическая антропология, правовая кибернетика и т.д. вовсе не исключает формирования таких же по своему наименованию дисциплин, которые, однако, по своему предмету и методу относились бы к смежным наукам. Так, наряду с философией права как юридической дисциплиной развивалась и развивается философия права как философская дисциплина, как особенная философская наука. Точно так же возможны и социология права в виде социологической дисциплины, юридическая антропология как антропологическая дисциплина, правовая кибернетика – в рамках кибернетики и т.д.

Процесс формирования новых юридических дисциплин и научных направлений является естественным и плодотворным направлением модернизации юриспруденции, существенным показателем ее соответствия современному уровню общенаучных достижений и ее способности к дальнейшему развитию. В целом развитие междисциплинарных связей юриспруденции с другими науками – это непростое заимствование у смежных наук готовых знаний и их непосредственное использование в юридических исследованиях, а творческий процесс совершенствования и углубления специфического юридического познания с учетом познавательного опыта и достижений других наук.

Только такой путь может привести к действительному углублению и развитию юридической мысли, обогащению и приращению юридических знаний.

Российской юриспруденции предстоит многое сделать в данном направлении. При этом необходимо учитывать как достижения и тенденции развития современной науки и зарубежной юриспруденции, так и опыт, особенности и специфические задачи формирующейся постсоветской юриспруденции в России. Речь по существу идет о переходе от прежней коммунистически идеологизированной юриспруденции, пронизанной принудительно-приказным правопониманием и мировоззренческими установками на отмирание государства и права, к новой концепции юриспруденции, ориентированной на ту или иную форму юридического правопонимания, признания исходного правового смысла, ценности и неотчуждаемого характера прав и свобод человека, необходимых правовых основ и характеристик конституционного строя, гражданского общества, правового государства и правового закона.

Вместе с тем остается неразработанной, во многом неясной и неопределенной сама концепция развития юриспруденции в современной России. В потоке нынешних публикаций и представлений о путях развития постсоветской юриспруденции можно выделить несколько концептуально различных направлений: либерально-демократическое направление; прежнее марксистско-ленинское направление; традиционалистское (антизападническое направление, апеллирующее к дореволюционной русской юриспруденции в ее почвенно-славянофильской трактовке).

Еще одна проблема, по мнению некоторых специалистов в области права, – это переход от понятия «правоведение» к понятию «юриспруденция». В целом осмысление движения от правоведения к юриспруденции, наблюдаемого в последние, десятилетия, позволяет сформулировать некоторые выводы, имеющие определенное значение для проникновения в сущность юридико-правовых явлений. К их числу мы отнесли бы следующие: отправной точкой, побудительной причиной всевозможных исследований в области юридической науки является наличие в человеческом обществе потребности в юристах, специалистах по выработке и применению юридических правил, поведения; потребности в юристах, необходимость в постоянном совершенствовании юридических знаний побуждают готовить кадры по специальности “Юриспруденция”, что, в свою очередь, влияет; на развитие юридической науки; наличие практически необходимой специальности “Юриспруденция” требует объяснения, из чего она состоит и зачем она нужна обществу. Это и является основанием для возникновения, развития и расширения юридической науки; юриспруденция во всех сферах (не только в области названия профессиональной специальности) сегодня и в России должна прийти на смену понятию “правоведение”. Дело в том, что юриспруденция значительно больше, чем “правоведение”, нацелена на раскрытие сущности роли юриста в обществе, на обучение его для правовой практики. Юридические факультеты университетов (уже которое столетие) являются не только местом, где обучаются науке права, но и учебными заведениями, где готовят профессиональных юристов.

Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности.

Правовая культура, отражая уровень правовой цивилизованности общества и включая в себя прогрессивные достижения зарубежных правовых систем, объединяет все, что создано человечеством в правовой сфере, а именно: право, юридическую науку, правосознание, практику законотворчества и судебной деятельности, юридическое мировоззрение, национальные корни, историческую память, юридические обычаи и традиции. Это обусловленное социальным, экономическим и духовным строем общества внутреннее состояние его правовой жизни.

Правовая культура предполагает достаточное значение должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение, навыки пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его объективной оценки как необходимой социальной ценности для нормального функционирования цивилизованного сообщества людей, атмосферу законопослушания личности, устойчивые привычки, внутреннюю потребность к соблюдению закона и социально-правовой активности Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. №3..

Необходимым элементом правовой культуры является также наличие в стране детально разработанного, охватывающего все основные сферы отношений, беспробельного, внутренне непротиворечивого и технически совершенного законодательства, последовательно отражающего идеалы демократии, свободы и справедливости, высокий уровень его кодифицированности, упорядоченности и информационной обеспеченности.

В правовую культуру включаются также и высокий уровень правотворческой деятельности в стране, своевременный и качественный учет в законодательстве новых тенденций и потребностей развития общества, демократические основы подготовки и принятия новых нормативных решений, активное использование выработанных мировой практикой правил законодательной техники. Не менее важны также и эффективность правоприменительной работы управленческого и правоохранительного аппарата, авторитет судов и других органов, осуществляющих борьбу с преступностью, их способность вместе с общественностью преодолеть это социальное зло.

Уровень юридической культуры проявляется также в степени развития юридической науки в стране, эффективности правового образования. Забота об исторических юридических памятниках (в нашей стране это, например, Русская правда, Уложение царя Алексея Михайловича, Свод законов царской России и др.), их охрана, сохранение, научное изучение - также необходимые элементы правовой культуры Теория государства и права. Учебное пособие / Под ред. Л.И. Спиридонова - М.: Бек, 2000..

Реальный уровень юридической культуры в каждом обществе и на разных этапах его развития неодинаков, что зависит от многих разнохарактерных факторов. Это уровень развития экономики страны и благосостояния ее граждан, национальные, религиозные и иные особенности, политический строй и способность власти устанавливать и охранять правовые институты, противостоять произволу, пресекать правонарушения, степень развития юридической науки и образования и др. В современном российском государстве такой уровень, как применительно к отдельным гражданам, так и ко всему обществу в целом, к сожалению, пока еще недостаточно высок, и нужно многое сделать для преодоления правового нигилизма, повышения авторитета и действенности законодательства, его способности быть эффективным инструментом создания в нашей стране правового государства.

Так как правовая культура предполагает достаточное значение должностными лицами и гражданами юридических норм, их правовую грамотность, умение пользоваться законами в практической жизни, высокую степень уважения авторитета права, его объективной оценки, а так же степень развития юридической науки в стране, то можно сделать вывод, что все вышеперечисленное невозможно осуществить без знаний права, которое дает юридическое образование, являющееся необходимым элементом правовой культуры.

Юридическая наука является важной областью человеческой деятельности. Юридическая наука представляет собой систему специальных знаний о праве, правовых явлений, а так же тех общественных явлений, которые непосредственно взаимодействуют с правом. Предметом данной науки являются: закономерности государства и права, правовая материя и догма права, техника юриспруденции. Все юридические науки можно подразделить на:

  • 1. историко-теоретические;
  • 2. отраслевые и межотраслевые;
  • 3. прикладные;
  • 4. науки, изучающие зарубежное и международное право.

Рассмотрим исторический опыт юридического образования в России.

Опыт российского юридического образования уникален, хотя его временные рамки фактически составляют всего лишь два с половиной столетия. Для него характерны тенденции, связанные с историческим опытом развития юридического образования в пределах XVIII - начала XX вв. Юридическое образование и юридическая наука выступали инструментом формирования определенного содержания правового сознания и правовой идеологии, обслуживали в той или иной степени (в зависимости от либерализации политического курса или усиления его консервативных начал) интересы верховной власти и ее окружения, обосновывая и защищая юридические основы абсолютизма, сословной структуры общества, социального неравенства, различий в правовом статусе населения.

Взаимодействие юридического образования и юридической науки проявилось в том, что разделение этих социокультурных явлений возможно провести весьма условно. Подготовка юристов требовала разработки теоретических и практических основ юриспруденции, от теоретических "рассуждений" до пособий для практической подготовки и юрисдикционной деятельности, что в свою очередь вело к развитию юридической науки. Если к концу XVIII в. имелись лишь отдельные, немногочисленные сочинения по государственно-правовым вопросам, то в первой половине XIX в. достаточно четко обозначаются место и роль юриспруденции в развитии государственно-правовой системы, определяются ее направления, динамично развиваются исследования и отражающая их результат юридическая литература. Вторая половина XIX в. характеризуется уже расцветом российской юридической науки, ее ролью в модернизации страны, признанием ее школ и направлений в Европе. Характерно, что известный русский юрист Н.М. Коркунов в начале XX в. подчеркивал, что "в каких-нибудь полтораста лет мы почти успели наверстать отделявшую нас от западных юристов разницу в шесть с лишком столетий".

Особое значение развитие юридического образования имело для развития профессионального правосознания чиновничества, общего отношения к юридическим институтам, вело к формированию правовой культуры как необходимого компонента социального прогресса. Под влиянием юридического образования, а также пропаганды современных политико-правовых идей и ценностей общественное сознание в России продвигалась в сторону признания идеи правового государства, законности, правопорядка как элементов развития правовой культуры. Именно развитие юридического образования способствовало формированию слоя юристов, способных к подготовке и реализации ряда реформ в политико-правовой системе России.

В современной России термин «образование» следует рассматривать в двух аспектах: как систему и как процесс. Система образования складывается из нормативных актов, регламентирующих как порядок формирования и функционирования образовательных учреждений, так и определяющих основные направления образовательной политики, образовательных учреждений, отношений в сфере образования. Процесс образования представляет собой сложное отношение, в рамках которого одни субъекты предоставляют образовательные услуги, а другие ими пользуются.

Юридическое образование связано с подготовкой юристов - профессиональных сертифицированных специалистов, обладающих определенными знаниями о праве как о регулятивно-охранительной системе; умениями - практическими способностями, позволяющими адекватно реагировать на возникающие юридические ситуации (казусы); навыками - динамическими стереотипами поведения в условиях типовой юридической ситуации, складывающимися в ходе практической деятельности в той или иной сфере правового регулирования.

В современной России основными проблемами в сфере юридического образования являются:

  • 1). информатизация жизни - резкое увеличение объема и скорости обращения информации в современном обществе;
  • 2). функциональная неграмотность, то есть неспособность работника или гражданина эффективно выполнять свои профессиональные или социальные функции, несмотря на полученное образование. Это стало следствием не только информационного бума и информатизации, но и резко возросшей социальной динамики.

Функциональная неграмотность обострила проблему качества образования и усложнила ее решение - недостаточно привести в соответствие профессиональную подготовку и требования заказчика (обучающегося, работодателя, общества, государства), необходимо скоординировать темпы изменений того и другого, иначе неизбежно не только запаздывание, но и забегания вперед или даже отрыв от высшей школы.

Получается, что юридическое образование не выполняет своей основной функции - подготовки специалистов, адаптированных к реалиям правового регулирования в данной политико-правовой системе на данном этапе ее существования, а это, в свою очередь, влечет снижение эффективности механизма правового регулирования. Положение может еще более усугубиться в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования, если подготовка специалистов-юристов будет полностью переведена на уровень бакалавриата с четырехлетним сроком обучения. Ни следователь, ни дознаватель, ни прокурор, ни судья, ни адвокат, ни учитель права, получившие диплом бакалавра, осуществлять свои полномочия должным образом не смогут, поскольку общий уровень их профессиональной подготовленности будет неизбежно снижен. Теория государства и права. Учебное пособие / Под ред. Л.И. Спиридонова - М.: Бек, 2005.

Решение вышеназванных проблем должно осуществляться в рамках единой концепции оптимизации системы юридического образования. Важное место в данной концепции следует отвести вопросам, связанным с разработкой и внедрением эффективных методов и методик образовательной деятельности. Ведь профессия юриста социально значима для всех отраслей хозяйства и эффективного развития экономики страны, особенно в плане строительства правового государства и гражданского общества. К тому же высокообразованный юрист - это грамотный профессионал во всех сферах практического применения права, знаток, способный оперативно и высококачественно решать возникающие в юридической практике вопросы и проблемы. А для этого требуется более продолжительный период теоретического и практического обучения.

Правовая (или юридическая) наука изучает правовую систему в государстве. Она входит в программу подготовки адвокатов и других людей, чья работа связана с судом.

Значение юриспруденции

Сегодня современная юридическая наука является одной из важнейших гуманитарных научных дисциплин. Это связано с тем, что в XX веке во всем мире установилось торжество закона. Все общественно важные действия так или иначе регулируются с помощью правовых норм. Именно юридическая наука исследует их. Знания, связанные с ней, имеют прямое прикладное назначение. Без правоведов и юристов невозможно представить законные отношения между государством и обществом.

Со временем сложилась международная система которая ежегодно выпускает миллионы специалистов. Как правило, обучение подразделяется на несколько циклов. Например, в США, Мексике, Великобритании и некоторых других крупных странах первый этап образования длится три года. По его завершении студент получает степень бакалавра. После еще одного курса учащийся становится магистром права.

Зарождение правоведения

Еще в античности существовала юридическая наука, точнее, ее предпосылки. Они зарождались и развивались по мере разрастания законодательства в древних обществах. Часто правовые нормы ассоциировались с религией. Например, в Иудее законам учили по выдержкам из Библии.

В то же время в Древней Греции возникли первые школы, где преподавалась юридическая наука в современном понимании. В полисах существовали философские кружки, где вместе с законами учили красноречию. Важно отметить, что в то время понятие "юридическая наука" было неотделимо от всеобщего знания. Для древних греков не существовало каких-то обособленных дисциплин. Мудрецы (философы) учились всем наукам сразу.

В Риме правоведение получило дополнительный толчок для развития. Поначалу в этом городе знание законов также было привилегией жрецов. Однако уже в I веке нашей эры в Риме появилась первая частная юридическая школа, которую основал Сабин. Срок обучения в этом заведении был равен 4 годам. Постепенно подобные школы основывались и в других крупных городах (Константинополе, Афинах, Бейруте и Александрии).

Римское право

В Риме зародилась современная система права. Ее черты можно найти в любом сегодняшнем законодательстве. Как удалось сохранить это знание за столько столетий? Ведь в V веке н. э. Рим пал, и вся великая античная цивилизация растворилась среди варварских народов. Ответ очень прост. У Римской империи была законная правопреемница - Византия. Именно в этом государстве сохранилась прежняя правовая и государственная система.

Законодательные принципы, принятые в древнем Риме, известны как римское право. Сегодня эта дисциплина является обязательной частью программы на любом юридическом факультете. В 530-533 гг. в Византии был создан в котором эти знания были систематизированы. Современная юридическая наука не могла бы существовать без этого документа. Он также известен под названием "Дигесты".

Важность римских норм

В римском праве (а позже в "Дигестах") были закреплены принципиальные для юриспруденции понятия. Главным из них было утверждение о том, что государство - это результат договоренности, установленной между гражданами. Для жителей страны создание четкой системы власти необходимо, чтобы решать общественно важные проблемы.

Уже в Древнем Риме существовали принципы справедливости, которые вытекали из равноправия. Оно заключалось в одинаковой мере ответственности любых граждан перед государством. Люди могли жить в обществе в благополучии только в том случае, если принимались определенные нормы, запрещающие действия, нарушающие права жителей страны. Это были законы. Знатоки этих правил становились юристами и защищали людей в суде, если их права оказывались под ударом.

Юридическая наука в России и во всем остальном мире построена во многом на тех понятиях, которыми оперировали еще адвокаты в Вечном Городе. Это не так уж странно, если осознать, что с тех пор устройство государства и его отношения с обществом претерпели не так много изменений.

Рецепция римского права

Положения римского права оказались универсальными. Их продолжили применять даже после того, как античное государство осталось в прошлом. Подобное явление называется рецепцией римского права. У этого процесса есть несколько форм. Они менялись в зависимости от конкретного государства.

Римское право может быть объектом изучения, комментирования и исследования. В таком случае его принципы и нормы не перенимаются напрямую. Выбираются лишь некоторые принципы, которые оказываются в современном законодательстве. Это наиболее легкая и незаметная форма рецепции.

В других случаях римское право может быть перенято целиком. Прикладная юридическая наука в таком случае вырабатывает механизмы работы с законодательством, в котором оказались эти нормы. Например, лучшие юристы Франции XIX века объединили национальные и римские нормы. Результат этой работы лег в основу знаменитого В нем подчеркивалась важность и первоочередность гражданских прав. Многие современные законодательства основываются либо на римском праве, либо на нормах, сформулированных в 1804 году в Кодексе Наполеона.

Юриспруденция в России

Первые признаки возникновения юриспруденции как науки в России можно обнаружить в документах XVII века. Государство планировало ввести преподавание «правосудия» в Славяно-греко-латинской академии. Это было первое высшее учебное заведение в России. Но тогда эта идея так и не была реализована.

Правовая наука и юридическая практика стали насущной необходимостью в эпоху Петра I. Русский царь реформировал государство. Все старые должности были заменены европейскими аналогами. Появился «Табель о рангах» и другие документы, регламентирующие жизнь бюрократического класса. Государственная деятельность стала упорядоченной. Однако в новых условиях стране были необходимы специалисты, которые бы понимали принципы и процессы, происходящие внутри бюрократической машины.

Поэтому в 1715 году Петр I начал подготавливать проект по созданию специализированной академии. Согласно задумке, ее выпускники должны были работать в канцеляриях и следить за законностью их работы. Однако отечественное преподавание юриспруденции началось в другом месте.

Появление отечественного юридического образования

В 1725 году была учреждена Академия Наук России. До 60-х годов XVIII века в ее стенах учили правоведению и основам политологии. Ученики Петербурга впервые услышали о том, что такое юридическая наука. Функции этих знаний были крайне прагматичны. Именно в XVIII столетии произошел заметный рост чиновничьего аппарата, который не мог быть эффективным, если бы его члены не разбирались в устройстве государства и законов.

После основания Московского университета лучшее российское юридическое образование начало преподаваться в его стенах. При этом первыми лекторами по правоведению были приглашенные немецкие специалисты. Только в эпоху Екатерины II появились первые отечественные педагоги и профессоры (например, Семен Десницкий).

Современное состояние

Российская юридическая наука и юридическое образование в последние годы пережили заметные преобразования, связанные с внедрением в нашей стране европейской модели подготовки специалистов-правоведов. Это явление также именуется Свое название он получил по месту подписания соответствующего договора. В 1999 году европейские страны (Россия присоединилась к ним через 4 года) договорились сблизить и гармонизировать свои разрозненные системы высшего образования.

Это решение отразилось и на юридических факультетах. Современные российские уровни высшего образования (бакалавриат, магистратура и т. д.) максимально соответствуют европейским стандартам. Сложившийся порядок позволяет студентам отечественных вузов без затруднений продолжать свое обучение заграницей. В свою очередь, юридическая наука в России получает дополнительный стимул для своего развития в виде связей с иностранными специалистами.

Теория государства и права

Правоведение подразделяется на несколько фундаментальных наук. Одной из них является или сокращенно ТГП. Эта теория появилась в советской профессорской среде, и сегодня остается преимущественно российской дисциплиной. В Европе государство и право исследуются отдельно.

Юридическая наука ТГП рассматривает принципы, тенденции и закономерности возникновения институтов власти. Теория затрагивает такие важные понятия, как правонарушение, юридическая ответственность, политическая система, и т. д.

Теория общественного договора

В своем нынешнем состоянии юриспруденция имеет несколько фундаментальных теорий. Правоведение изучает государство, гражданское общество и собственно право. Но есть ли у этих явлений единая точка пересечения?

Теория общественного договора предполагает, что государство, право и гражданское общество возникли как результат соглашения между всеми людьми. Значение слова "юридическая наука" заключается в совокупности дисциплин, изучающих это явление.

Теория общественного договора легла в основу современного представления о том, что легитимное государство может существовать только с согласия подданных ему людей. Впервые подобная идея была сформулирована знаменитым английским мыслителем Томасом Гоббсом в 1651 году. В дальнейшем его теорию развили не менее важные философы Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Их исследования породили несколько научных школ и знаменитых терминов. Например, Гоббс предположил, что при отсутствии государства воцарится анархия или война всех против всех.

Юридическая психология

Значительная часть юридической науки связана со следственной деятельностью и криминалистикой. Без правоведения не было бы и уголовного права. Важной эпохой для его становления в современном виде стал XX век. Появились новые методы ведения следствия и т. д. В 1960-х годах возникла юридическая психология. Как наука эта часть юриспруденции необходима для выявления и поиска преступников.

В криминалистике очень важен психологический фактор. Часто поступки преступников иррациональны, они не поддаются объяснению. У человека, нарушившего закон, могут быть сотни мотивов совершить роковой поступок. Юридическая психология появилась как совокупность методов, направленных на исследование поведения преступников.

Методы юридической психологии

Современное понятие "юридическая наука" довольно многогранно. Связано это со сложной организацией общества и государства. В это понятие также входят интегративные дисциплины, то есть те, которые существуют на стыке двух других наук. Например, юридическая психология пользуется методами и понятиями как психологии, так и юриспруденции, ставших ее основами.

Ее предмет исследует взаимосвязи, механизмы и явления, которые становятся причинами нарушения закона в социуме. Правовые нормы нарушаются индивидом. Но, как правило, причина его поступка скрывается в более глубоких процессах, связанных с состоянием общества.

У специалистов по юридической психологии есть несколько универсальных методов, помогающих им в работе. Например, структурный анализ исследует зависимости рассматриваемого события. Метод беседы необходим для того, чтобы добиться от человека точных показаний о причинах его поступков, приведших к нарушению закона.

Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: