Имперский период российского государства продолжается с 1721 года по 1917. Не удивительно, что за столь большой срок судебная система не раз изменялась: возникали новые институты, упразднялись старые. Но несмотря на сложность данного периода, всю историю развития судебной системы Российской Империи можно условно разделить на три части: до реформы 1864 года, после неё и период контреформ.
Дореформенный период. Рассмотрим систему судебных органов При Петре I от высших судов к низшими. Во главе всей судебной системы Российской Империи стоял монарх. Сразу после него в иерархии находился Сенат, пришедший на смену боярской думе. Он являлся апелляционной инстанцией а также рассматривал наиболее важные государственные дела, судил высших должностных лиц. Пришедшие на смену приказам коллегии осуществляли судебные функции в рамках своих полномочий. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, финансовые преступления рассматривала Камерц-коллегия. Управлением местных судов занималась Юстиц-коллегия, она же была апелляционной инстанцией по отношению к ним. На местах действовали Надворные (на территории губернии) и Нижние (на территории провинции) суды. Именно в их учреждении отразилась первая в российской истории попытка отделить суд от администрации. Попытка, впрочем, неудачная, так как во главе этих судов стояли губернаторы, представлявшие исполнительную власть в губернии. Дела переходили из нижних судов в надворные в порядке апелляции, а решения нижних судов, касавшиеся смертной казни, должны были быть утверждены надворными судами. Позже эти суды были упразднены, а судебные функции в рамках губернии и провинции переданы губернаторам и воеводам соответственно. Помимо этих судебных органов существовали Городовые магистраты, ведавшие в первой инстанции гражданскими делами в городах. Несмотря на выборность их состава, они были зависимы от губернаторов. Городовые магистраты подчинялись Главному магистрату, выполнявшего функции суда апелляционной инстанции.
Судебный процесс по-прежнему делился на два вида: розыскной и состязательный. Первый применялся теперь почти по всем уголовным делам. Второй -- по гражданским спорам. Вводится новая система оценки доказательств. Свидетели перестают быть лицами, которые должны помочь сославшейся на них стороне, а теперь являются лицами официальными, то есть они обязаны явиться в суд и подтвердить или опровергнуть перед судом какой-либо спорный факт. Все доказательства теперь рассматриваются согласно "формальной теории оценки доказательств" - законом устанавливается формальная сила всех доказательств. Суду остается только убедиться, что установленные факты попадают под определение действительных доказательств, а их совокупность достаточна для вынесения определённого приговора. Судебные заседания проходили в закрытом порядке
После смерти Петра, судебная система принципиально не менялась вплоть до 1864 года. От идеи разделения судов пришлось отказаться по ряду политических и экономических причин. Как уже говорилось выше, низшие и надворные суды были упразднены, а их функции переданы губернаторам и воеводам. Это сказалось на эффективности судопроизводства. Главы администрации, и без того перегруженные делами управления, были просто не в состоянии своевременно решать все судебные вопросы. Городские магистраты сначала были упразднены, но позже вновь восстановлены с расширенной юрисдикцией - теперь они решали дела связанные с деятельность иностранных купцов (кроме английских). При Екатерине II суды приобрели сословный характер. Для каждого сословия создавался свой судебный орган. Для крестьян это были нижняя и верхняя расправы, дела из нижней расправы в верхнюю переходили в порядке апелляции. Верхняя палата выполняла роль ревизионной (надзорной) инстанции над нижними расправами. Для дворянства судебным органом стал уездный суд (низшая инстанция, существовавшая в каждом уезде) и верхний земский суд (один на губернию), являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Городские жители судились в городовом магистрате, существовавшем в каждом городе, функции апелляционной и ревизионной инстанции выполнял Губернский магистрат. Все суды делились на две палаты -- гражданскую и уголовную. Кроме того существовал еще бессословный Совестный суд -- призванный решать дела в примирительном порядке.
На протяжении лет, проблемы, изначально заложенные в судебной системе Российской Империи все более усиливались. Формальная теория оценки доказательств, сословность, закрытость процесса, все большее тяготение к розыску вместо состязательного процесса и массовое взяточничество судей привело к полному расстройству всей судебной системы. Эта часть российского государства как никакая другая требовала скорейшего реформирования. И реформы были произведены.
Пореформенный период. Основными документами судебной реформы 1864 года являлись: Учреждения судебных установлении, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Были провозглашены новые принципы судопроизводства: независимость суда от администрации, бессословность суда, установление прокурорского надзора, введение присяжных заседателей, отделение предварительного следствия от суда, устность и гласность процесса, участие в процессе обвинения и зашиты и недопустимость слияния роли защитника и обвинителя в одном лице, равенство сторон, ликвидировалась формальная оценка доказательств и вводился принцип свободной оценки доказательств самим судом на основе обстоятельств дела, устанавливалась презумпция невиновности. Полному реформированию подверглись все судебные органы государства. На местном уровне действовали мировые суды и съезды мировых судей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, причем существовали довольно жесткие критерии для кандидатов в мировые судье -- они должны были проходить по имущественному цензу, иметь образование или стаж работы на государственных должностях. Им были подсудны незначительные уголовные дела и гражданские иски на сумму не более 500 рублей. Мировые судьи рассматривали дела единолично, процесс был устным и публичным. Дела в мировом суде начинались по жалобе частных лиц, по сообщениям государственных органов, или по усмотрению самого мирового судьи. Предварительное расследование велось полицией. Апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям выступали съезды мировых судей.
На более высоком уровне находились окружные суды (действовавшие в пределах судебных, а не административных округов) и судебные палаты. Окружной суд состоял из гражданской и уголовной палаты. Уголовная палата в свою очередь делилась на коронный суд и суд присяжных заседателей. В окружном суде рассматривались почти все уголовные и гражданские дела, выходившие за компетенцию мировых судей. Заседания суда проходили коллегиально (два судьи и один председатель). Для проведения предварительного следствия при окружных судах имелись судебные следователи. Судьями таких судов были как правило дворяне. Они назначались императором по представлению министра юстиции.
Присяжными могли быть не все желающие, они отбирались специальными комиссиями, должны были отвечать множеству требовании и утверждались губернатором. Задачей присяжных было, выслушав все доводы суда, решить, виновен обвиняемый или нет, определение меры наказание оставалось за судом.
Судебные палаты были апелляционной и надзорной инстанцией по отношению к судам окружным. А также рассматривали в первой инстанции особо важные дела, такие как дела о государственных изменах или преступлениях должностных лиц. Судебные палаты создавались по одной на несколько губерний и делились на гражданский и уголовный департаменты.
Над всеми судебными органами Российской Империи находился Сенат. Он был кассационной инстанцией по отношению ко всем судам. И мог быть судом первой инстанции по особо важным делам. Например, он разбирал дела о преступлениях высших должностных лиц
Для рассмотрения дел о государственных преступлениях особой важности, указом Императора мог быть создан специализированный суд: Верховный уголовный суд.
Император, что совершенно естественно для абсолютизма, стоял во главе всей судебной системы.
В период контреформ, законодатели частично восстановили состояние судебной системы до 1864 года. Суды по особо важным делам стали проходить в особом порядке, было ограничена несменяемость судей и увеличина их зависимость от администрации: высшему дисциплинарному присутствию предоставлено право увольнять судей без прошения не только за служебные проступки, но и за противные нравственности и предосудительные служебные проступки. Так, губернаторы могли объявлять территории на особом положении, во время действия которого все преступники подлежали суду военного суда, который, не вникая особо в суть дела, быстро выносил обвинительные приговоры. Происходило уменьшение подсудности дел присяжным заседателям, сначала из их ведения были изъяты политические дела (присяжные нередко оправдывали преступников), а затем и ряд других дел.
Вариант 1
1. Какой административный орган Российской империи был высшей судебной инстанцией?
б) юстиц-коллегия;
в) Министерство юстиции.
2. Укажите даты правления Павла I:
а) 1773–1801;
б) 1804–1813;
в) 1796–1801.
3. Кто был наставником Александра I до вступления его на престол?
а) А. А. Аракчеев;
б) Ф. С. Лагарп;
в) М. М. Сперанский.
4. Что предлагал М. М. Сперанский в своем проекте реформ?
а) ввести строй конституционной монархии;
в) ввести строй конституционной республики.
5. В каком году произошла битва под Аустерлицем?
А) 1805;
6. Герасим Курин, Архип Семенов, Никита Минченков, Денис Давыдов – что объединяет эти имена ?
а) Все они сражались в партизанских отрядах но время войны 1812 г.;
б) все они были поэтами;
в) все они были гусарскими офицерами, героями войны 1812 г.
7. По какой дороге отступала наполеоновская армия в 1812 г.?
а) по Владимирской;
б) по Смоленской;
в) по Калужской.
8. Какой строй должен был установиться в России по проекту П. И. Пестеля?
а) конституционная монархия;
б) демократическая республика;
в) самодержавная монархия.
9. Какие преобразования готовились декабристами в случае победы восстания?
а) передача всей земли крестьянам в безвозмездное пользование, отставка всех министров, разгон Сената;
б) передача всей полноты власти крестьянским общинам, отмена монархии;
в) провозглашение через Сенат демократических свобод, отмена крепостного права, созыв Учредительного собрания.
10. Кто именовался в России флигель-адъютантом?
а) офицеры в чине не старше полковника, состоявшие в императорской свите;
б) фельдъегеря, офицеры срочной связи;
в) офицеры, выполнявшие обязанности адъютанта при генерале.
Вариант 2
а) личные дворяне;
б) мещане;
в) казаки.
2. После кого Павел I унаследовал престол в 1796 г.?
а) Петра III;
б) Екатерины II;
в) Ивана VI Антоновича.
3. Кто был первым председателем Государственного совета, открытого в 1810 г.?
а) М. М. Сперанский;
б) Н. П. Румянцев;
в) А. А. Аракчеев.
4. В 1820 г. политика Александра I резко повернула «вправо». С чем это было связано?
а) с революциями в Западной Европе;
б) с восстанием Семеновского полка;
в) с созданием Союза благоденствия.
5. Какие государства, кроме Англии и России, входили в четвертую коалицию против Франции?
а) Пьемонт и Турция;
б) Австрия и Бавария;
в) Пруссия и Швеция.
6. Осенью 1812 г. план М. И. Кутузова состоял в том, чтобы вынудить Наполеона отступать из Москвы по разоренной Смоленской дороге. Каковы были планы Наполеона?
а) отступить по Владимирской дороге;
б) отступить через Ярославль;
в) совершить отход через Калугу и Тулу.
7. Укажите одного из руководителей крестьянского партизанского отряда во время Отечественной войны 1812 г.:
а) Г. М. Курин;
б) Д. И. Давыдов;
в) А. Н. Сеславин.
8. Какую форму правления должна была принять Россия по проекту Н. Муравьева ?
а) демократическая республика;
б) самодержавная монархия;
в) конституционная монархия.
9. Почему декабристы вынуждены были выступить в декабре 1825 г. ранее намеченного срока?
а) внезапно умер Александр I;
б) произошло объединение Южного и Северного обществ;
в) план восстания был готов и члены общества не хотели терять времени.
10. Кого мог вызвать на дуэль дворянин?
а) лицо любой сословной принадлежности;
б) только дворянина;
в) только равного по чину.
Россия в первой половине XIX века
Вариант 3
1. Какие транспортные артерии страны в первой половине XIX в. были главными ?
а) железные дороги;
б) реки и каналы;
в) шоссейные и грунтовые дороги.
2. Кому передавался престол по Закону о престолонаследии, изданному Павлом I в 1797 г.?
а) старшему сыну;
б) жене императора;
в) брату императора по старшинству.
3. Когда был объявлен рескрипт Александра I о запрещении деятельности тайных обществ и масонских лож?
4. Кто был инициатором создания в России военных поселений?
а) М. М. Сперанский;
б) А. X. Бенкендорф;
в) А. А. Аракчеев.
5. По Тильзитскому договору между Россией и Францией:
а) Россия выплачивала Франции контрибуцию;
б) численно ограничивалась русская армия;
в) Россия становилась союзницей Франции против Англии.
6. М. И. Кутузов был в немилости у Александра I; однако последний назначил его главнокомандующим русской армией в 1812 г. В связи с чем было принято такое решение?
а) в связи с разногласиями в командовании русской армии и необходимостью назначить человека, пользовавшегося общепризнанным авторитетом;
б) с тем, что никто более не мог возглавить русскую армию;
в) по требованию народа и армии.
7. Наполеон после поражения на реке Березине бросил свою армию. Где это произошло?
а) в Гродно;
б) в Бресте;
в) в Вильно.
8. Где было сформировано Северное общество декабристов?
а) в Москве;
б) в Петербурге;
в) в Пскове.
9. Когда произошло восстание Черниговского полка?
10. Кто из нижеперечисленных относился в XIX веке к сословию российского дворянства?
а) грузинские князья, ханы и беки присоединенного Туркестана;
б) все чиновники с XIV класса по «Табели о рангах»;
в) все учителя гимназий, реальных училищ и высших учебных заведений.
Тест 2
Россия в 1825–1855 годах
Вариант 1
1. Кто в России в первой половине XIX в. являлся монопольным собственником земли?
а) церковь;
б) дворяне;
в) чиновники.
2. В 1837–1841 гг. П. Д. Киселев провел административную реформу, в результате которой государственные крестьяне:
а) стали юридически свободными землевладельцами;
б) попали под власть помещиков;
в) перешли в разряд монастырских крестьян.
а) П. Я. Чаадаев;
б) А. С. Хомяков;
в) В. Г. Белинский.
4. Что входит в понятие «восточный вопрос»?
а) борьба за присоединение к России Ирана;
б) установление мира на Востоке;
в) противоречия между европейскими державами по вопросу раздела Османской империи.
5. Кавказская война окончилась в … году:
6. Какой русский врач применил наркоз во время Крымской войны?
а) С. П. Боткин;
б) Н. И. Пирогов;
в) Н. В. Склифосовский.
7. Укажите один из рангов белого духовенства:
б) митрополит;
в) архимандрит.
8. Сколько университетов было в России в первой половине XIX в.?
9. Какие типографии преобладали в России в начале XIX в.?
а) казенные;
б) частные;
в) со смешанным капиталом.
а) И. П. Мартос;
б) Э. М. Фальконе;
в) П. К. Клодт.
11. Почему в декабре 1825 г. на российский престол вступил Николай I, а не его старший брат великий князь Константин Павлович?
а) законный наследник Константин добровольно отказался от престола;
б) гвардия заставила законного наследника Константина отречься от престола;
в) удалась дворцовая интрига в пользу Николая I.
12. Что являлось в России в первой половине Х1Х в. главным средством доставки товаров?
а) теплоходы;
б) железнодорожный транспорт;
в) гужевой транспорт.
13. Кто из русских социалистов-утопистов сотрудничал в журнале «Отечественные записки»?
а) В. П. Боткин;
б) Т. Н. Грановский;
в) В. Г. Белинский.
14. Укажите даты русско-иранской войны второй четверти XIX века:
а) 1826–1828;
б) 1828–1831;
в) 1834–1836.
15. С какой целью была заключена Лондонская конвенция между Россией, Англией, Австрией, Пруссией и Турцией?
а) с целью совместного нападения на Иран;
б) с целью оказания турецкому султану коллективной помощи против египетского паши;
в) с целью поддержания мира на Ближнем Востоке.
16. В каком произведении отражены события Крымской войны?
а) в «Фаворите» В. С. Пикуля;
б) в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого;
в) в «Порт-Артуре» А. Н. Степанова.
Россия в 1825–1855 годах
Вариант 2
1. Какая европейская страна была главным импортером товаров из России в первой половине XIX в.?
а) Англия;
б) Франция;
в) Пруссия.
2. Кому непосредственно подчинялась политическая полиция (III отделение) в годы царствования Николая I?
а) министру полиции;
б) министру внутренних дел;
в) императору Николаю I.
3. Что такое славянофильство?
а) религиозное течение;
б) идея превосходства славянской расы;
в) теория особого пути развития России.
4. Когда был подписан Адрианопольский мирный договор между Россией и Турцией?
а) В 1828 г.;
5. Какого идеала правителя придерживался Николай I?
а) конституционного монарха;
б) государя-рыцаря;
в) государя-командира.
6. Кто возглавил восстание в Польше в 1830 г.?
а) патриотические круги шляхты;
б) католическая церковь;
в) крестьянство.
7. Кто такие западники?
а) религиозная секта;
б) представители западноевропейских стран – инвесторы России;
в) сторонники западноевропейского пути развития России.
8. Укажите даты русско-турецкой войны второй четверти XIX в.:
а) 1828–1829;
б) 1827–1828;
в) 1829–1830.
9. Как называется книга А. де Кюстина, описавшего Российскую империю эпохи Николая I?
а) «Россия в 1839 году»;
б) «Россия во мгле»;
в) «Колосс на глиняных ногах».
10. С интересами какого европейского государства столкнулась Россия на Ближнем Востоке во второй четверти XIX в.?
а) Англии;
б) Австрии;
в) Италии.
11. Кто из нижеперечисленных был западником?
а) А. С. Хомяков;
б) А. И. Герцен;
в) И. В. Киреевский.
12. Какова была позиция России по отношению к греческому национально-освободительному движению 1820-х гг.?
а) сохраняла позицию нейтралитета;
б) помогла подавить греческое восстание;
в) оказала дипломатическую и военную помощь греческим повстанцам.
13. Чем завершилась в 1864 г. Кавказская война?
а) взятием русскими войсками Кбааду;
б) арестом в Гунибе Шамиля;
в) взятием русскими войсками Карса.
14. Что такое скоромная пища?
а) еда для новобрачных;
б) царское угощение;
в) пища, употребляемая во время поста.
15. Что явилось поводом для начала Крымской войны?
а) требование Николая I поставить всех православных Турции под свое покровительство;
б) оскорбление русского посла в Турции;
в) очередные набеги казаков на турецкие селения.
16. В каком лицее учился А. С. Пушкин?
а) в Нежинском;
б) в Демидовском;
в) в Императорском Александровском.
17. Кто из известных русских хирургов участвовал в обороне Севастополя?
а) Н. И. Пирогов;
б) И. И. Мечников;
в) Н. В. Склифософский.
18. Русский композитор, бывший крепостной графа А. Орлова, автор песни «Колокольчик»:
а) А. А. Алябьев;
б) А. Л. Гурилев;
в) А. Е. Варламов.
Россия в 1825–1855 годах
Вариант 3
1. Каков был удельный вес городского населения России в 1860-е гг.?
2. Какой орган занимался разработкой крестьянской реформы?
а) II отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии;
б) Главный комитет по крестьянскому делу;
в) Главное управление по сельскому хозяйству.
3. Какой срок был установлен для внесения крестьянами выкупных платежей за землю?
4. У какого государства была заимствована система выборов в городские думы по реформе 1870 г.?
а) у Пруссии;
б) у Англии;
в) у Франции.
а) для купцов;
б) для крестьян;
в) для горожан, имевших имущественный ценз ниже 1 тыс. рублей.
6. Что было одним из символов периода 1856–1861 гг.?
а) казарма и канцелярия;
б) перестройка;
в) гласность.
7. Кто стоял во главе организации «Народная расправа», созданной в Москве в 1869 г.?
а) С. Г. Нечаев;
б) М. А. Бакунин;
в) П. Л. Лавров.
8. Кто был современником Александра II?
а) П. Б. Струве;
б) Л. Н. Толстой;
в) А. А. Алябьев.
9. В связи с чем возник вопрос о необходимости присоединения Средней Азии к России?
9.1. Принципы организации судебной системы в России в конце XVII - первой половине XVIII в.
Комплексное реформирование российской государственной, общественной и культурной жизни, проводимое Петром I B конце XVlI - первом четверти XVIII в., не могло обойти стороной такую важную составляющую государственной властн, как власть судебная.
B этот период была проведена нс только реорганизация судебных учреждений, но и предпринимались попытки изменения принципов функционирования судебной системы B целом
Деятельность судебных учреждений в России в конце XVII - первой четверти XVIII в базировалась на определенных принципах. B ряде случае они осознавались іаконодатслсм. Более того, делались попытки изменить принципы, существовавшие ранее (например, Петром I предпринимались целенаправленные шаги по отделению BLiiacTH судебной от власти административной). B других случаях наличие принципов вытекало из сушностн общественного строя (иапрнмер, принцип сословности суда).
Среди основных принципов организации судебных учреждений n Петровскую эпоху можно назвать следуюшие.
1. Неотделенность власти судебной от власти административной B допетровской России, пожалуй, определяющим прннципоѵі функционирования государственных органов была неотделенность властн судебной от властн административной, когда одни и те же учреждения выполняли и судебные, и административные, а нередко и друі ие функции. Естественно, на практике это приводило к негативным последствиям. Пстр I осознавал эти недостатки м пытался отде [ить власть судебную от власти административной путем создания органов, иадслснпых исключительно судебными полномочиями. Однако в реальности это не получилось. Скорее всего, в тот
период времени это было н невозможно, так как в России сама идея разделения властен пс обладала какон-лнбо популярностью.
2. Множественность судебных учреждений, отсутствие целостной иерархичной судебной системы. Другим принципом организации судебной власти была множественность судебных учреждений (точнее, государственных органов, обладающих судебными полномочиями). Недостатки такоіі организации судебного дела в России также осознавались Петром I. Он пытался его устранить путем создания (впервые n истории России) исрархичноіі судебной системы. Собственно судебная система действительно начала выкристаллизовываться (об этом пойдет речь в дальнейшем), однако структурной четкости в ней в первой четверти XVIII в. так и нс было.
3. Коляеіиальный характер судебных учреждений. Принцип коллегиальности «красной нитью» проходил через реформирование всей системы органов государственной власти. Коснулся он и судебных учреждений. B результате реформаторской деятельности Петра I в России практически все судебные споры в первой четверти XVIlI в. (за редким исключением - например, суда помещика над своими крестьянами) рассматривались коллегиально, а нс индивидуально, но с персональной ответственностью каждого за вынесенное решение. Тем самым делалась попытка поставить заслоп на иути судебной коррупции
4. Сословный характер судебных учреждений как в предшествующий, так и последующий период (до отчены крспостпого права в 186l г.) вытекал из сущности общественного устройства России.
Для различных социальных слоев сушествовати свои судебные органы или, по крайней мерс, особый порядок рассмотрения конфликтов.
9.2. Высшие судебные учреждения
Как и во всех монархиях (особенно - абсолютных), царь (впоследствии - император) являлся высшим судьсіі. был последнем инстанцией в любых, в том числе и судебных вопросах. Естественно, участие в оиравлении правосудия великого князя периода Киевской Руси и российского императора первой четверти XVIII n. несопоставимо. Первый лично н пепосредсівенно разбирал судебные споры. Для второго даинос полномочие имело важное статусное. но скорее формальное значение Этот тот случай, когда важнее иметь право на что-то, чем реально его использовать. Петр I, по- видимому, предполагал оставить за собой лишь функцию высшего судебного контроля, однако это у него не получилось. Обладание
высшими судебными полномочиями было для монарха весьма обременительным. Ero буквально заваливали прошениями, ходатайствами и прочими челобитными.
B I699 г. вышел царский указ, разрешавший подачу челобитных напрямую царю, только сслп спорное дело уже было рассмотрено судом и его решение не удовлетворило челобитчика. B 1700 г. Петр I издал указ, подтверждаюший указ l699 г. и запрешающші обращаться непосредственно к царю, минуя местные органы.
B дальнейшем Петр I, создавая повые учреждения (Сенат, коллегии и пр.) неоднократно (в 171 I, 1718, 1721, 1722 гг.) издавал указы, имеющие целью освободить ею от разбора судебных споров. Тем пе меисе Петр I и формально, и фактически являлся высшей судебной инстанцией в государстве.
B феврале 1711 г. именным указом Петра 1 был создан Сенат - высший коллегиальный государственный орган, обладавший законодательно-распорядительными, судебными, надзорными, финансовыми и другими функциями. Члены Сената назначались царем. Изначалыю было назначено девять сенаторов. C 1718 по 1722 г. в состав этого органа входнли президенты всех коллегий. Позже в нем остались президенты только четырех коллегий" Иностранной, Военной. Адмиралтейской и временно Берг-коллегин. B состав Сената в разнос время входнли и другие должностные лнца (обер- фискал и др.). При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обср-сскрстарсм. C 1722 г. возглавлял Сенат генерал-прокурор.
Уже в первом пункте именного указа от 2 марта 1711 г. «О поручении Правительствующему Сенату попечения о правосудии, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства» указывалось, что Сенат должен «суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и всею имения, то же и ябедникам да последует».
Таким образом, судебная функция изначально являлась одной из определяющих в деятельности Сената. Уже в 1712 г. в составе Сената была образована Расправная палата, рансс функционировавшая в рамках Боярской лумы. B нсс входили от одного до пяти сенаторов, а также назначенные Сенатом «судыі расправных дел». Для технического обеспечения деятельности Расправной палаты
создавалась канцелярия расправных дел. По сути, Расправиая штата являлась судебным департаментом Сената.
Расправная палата сушсствовала в составе Сената с 1712 no 1718 г. (позже она была передана в Юстиц-коллегию). B основно.м она разрешала дела, рассматривавшиеся ранее в центральных учреждениях и губернских канцеляриях. Кроме того, в ее компетенцию входило рассмотрение дел, направленных непосредственно Сенатом. B качестве суда первой инстанции Расправной палате были подсудны уголовные дела, возбужденные по доносам фискалов. По вссм перечисленным категориям дсл Расправная палата ежемесячно докладывала Сенату. Общее присутствие Сената либо утверждало аынссспныс приговоры, либо пересматривало рсшсшія Расправной палаты.
C 1714- 1715 гг. Сенат окончательно становится высшсіі судебной инстанцией. Подавать какие-либо жалобы на решения Сената запрешалось под угрозой смсртной казни.
Являясь высшей инстанцией. Сенат оставался и судом первон инстанции по отдельным категориям дел. B первую очередь по преступлениям должностным н преступлениям политическим. Однако четкой регламентации подсудности Сената как суда первой инстанции нс было определено. Как правило, то или иное дело рассматривалось по особому повелению монарха.
Важную роль в отправлении правосудия стал играть учрежденный при Сенате 23 февраля 1722 г. генерал-рекетмейстер. При нем создавалась особая рскетмсйстсрская контора. Главной функцией генерал-рекетмейстера было упорядочение прохождения судебных дел по инстанциям, сокрашенне волокиты. Именно геиерал- рскстмейстеру подаватись жалобы на несправедливые решения коллегии и канцелярий, именно он определял, будут ли переданы эти дела на рассмотрение Сената.
9.3. Центральные судебные учреждения
Предыдущую по отношению к Сенату судебную инстанцию составляли коллегии. Bcc коллегии, учреждение которых началось с 1717 г., а фактическое создание - в 1718-1720 гг., обладали судебными полномочиями. По-видимому, это являлось своеобразным пережитком, поскольку коллегии заменили собой приказы. A характерной особенностью приказов как раз являлись судебные полномочия в соответствующей области государственного управления
Устройство и порядок работы коллегий были строго регламентированы Генеральным регламентом, принятым 27 февраля l720 г. Как и большинство органов Петровской эпохи, коллегии состояли из общего собрания членов (присутствия) и канцелярии, ведущей делопроизводство. B присутствие каждой коллегии входили президент, назначаемый царем, вице-президент, назначаемый Сенатом, но утверждаемый царем, назначаемые Сенатом четыре советника п четыре асессора. Такпм образом, состав присутствия коллегии, как правило, составлял десять человек.
Bce решения принимались коллегиально большинством голосов послс обсуждения того илп иного вопроса. Прп этом подача голосов шла, начиная с членов коллегии, занимающих низшсс положение.
Прп коллегиях состояли фискалы, а с l722 г. в каждую коллегию был включен прокурор для надзора за их деятельностью.
Канцелярией коллегии руководил секретарь. Генеральный регламент устанавливал, что в состав канцелярии должен входпть нотариус (протоколист), регистратор, актуариус (хранитель бумаг), переводчик, канцеляристы, копиисты.
Каждое заседание присутствия коллегии сопровождалось ведением протокола.
Решения коллегий, связанные с телесными наказаниями, приводились n исполнение прямо при коллегиях
Как уже говорилось, каждая коллегия обладала судебными полномочиями. Круг нх был ограничен сферой деятельности колпепш. Напрпмср, Мануфактур-коллспія разбирала преступления, совершенные подчиненными еп членами цехов и фабричными рабочими. Камер-коллепш былн подсудны преступления, совершенные против интересов казны. Коммерц-коллегпя рассматривала споры с участием иностранных купцов, а также прочие торговые и вексельные дела.
Особое место среди учреждений, обладающих судебными полномочиями, занимала Юстііц-коллегпя. Она являлась ii судебным, и административным органом. B ее ведение отошли дела ряда старых приказов: Поместного, Сыскного, Зсмского, судных.
Юстиц-коллегия была апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам для губернекпх и надворных судов, а также руководила их деятельностью. Юстпц-коллсгия собпрала свсдс- ния о заключенных в тюрьмах, пыталась систематизировать практику нижестоящих судов. B качестве суда первой инстанции Юстиц-коллегии были подсудны налоговые преступления, преступления, совершенные иностранцами, служившими в коллегиях, преступления духовных лиц, за которые полагалась смсртная казнь.
B 1721 г. пз Юстпц-коллегпп выросла Вотчпнная коллегия. Она являлась сословным органом, ведавшим дворянским землевладением. Как и другие коллегии, Вотчпнная коллегия обладала судебными полномочиями, в частности, в ее компетенцию входил разбор земельных, а также других споров между дворянами.
Кроме Вотчинной коллегии в России действовали и другие учреждения, наделенные судебными полномочиями и носившие при этом сословный характер. K нх числу можно отнести в первую очередь Главный магистрат п Синод.
13 февраля 1720 г. был создан Главный магистрат. Устройство этого органа определялось Регламентом плп Уставом Главного магистрата, принятым 16 января 1721 г. Как п прочие коллегии, Главный магистрат возглавлялся президентом п обер-президентом, назначаемыми царем Кроме того, в его состав входили бургомистры и ратманы, также назначаемые высшей властыо.
Глава X Регламента Главного магистрата «О судах гражданских» определяла судебные функции этого органа. Магистратскому суду было подсудно городское посадское население (купцы, ремесленники и пр.). Главный магистрат являлся апелляционной инстанцией для городовых магистратов и ратуш по уголовным и гражданским делам, он был высшей судебной инстанцией для городского населения. Также ГлавныГі магистрат утверждал дела, на которые местные магистраты и ратуши вынесли смертные приговоры.
B Петровскую эпоху, как н в предшествующий период, церкви также принадлежала судебная власть. Петр 1 пошел по пути огосударствления церкви п соответственно сужения круга cc судебных полномочий. B 1701 г. был создан Монастырский приказ. Ему были подсудны преступления, совершенные духовенством, а также население, проживающее в церковных вотчпнах. Kypc на постепенное сокращение количества церковных вотчин неизбежно приводил и к сужению юрисдикции церкви. B 1721 г. была учреждена Духовная коллегия - Спнод, ставшая высшим органом церковного управления. При этом Синод обладал п судебными полномочиями.
K юрисдикции церковного суда относились уголовные дела (кража церковного пмушества), преступления против православной всры (богохульство, расколышчсство. колдовство), ссмсйныс дсла (бракоразводные, о неправильно заключенных браках), должностные преступления духовных лнц. а также дсла по искам, поданным на лиц духовного ведомства.
Представители духовенства судплнсь консисториями при епархиальных архиерсях, управлениями духовных дсл и Синодом. Такпм образом. Синод стал п высшим судебным органом для духовенства. Исключение составляли дсла о преступлениях, совершенных духовными лицами, за которые предусматривалась смертная казнь (они были подсудны Юстип-коллсгии).
Наряду с гражданскими п духовными судами в России функционировали и военные суды, которые составляли собственную систему. B принципе, военные суды можно считать тожс разновидностью сословного суда, так как их юрисдикция распространялась на ліш. принадлежащих к военному ведомству.
Низшей инстанцией военного суда был полковой крнгерехт. Апелляционной инстанцией по отношению к нему являлся генеральный крпгерехт. Высшую инстанцию по военным дслам составляла Военная коллегия.
Генеральный ii полковой крнгерехты были коллегиальными органами и состояли нз тринадцати человек, но допускался ii сокращенный вариант этпх судов в составе ссмп членов.
Судыі военных судов не были профессионалами, они назначались президентом суда пли военным начальством только из числа офицеров. K военным судам был придан технический персонал, обеспечивающий их нормальную работу: секретарь или протоколист и адъютант, исполняющий роль судебного пристава. Особос мссто в военных судах занимал аудитор. Он нс входил в состав суда, а выполнял надзорные функции, наблюдал за правильностью хода судопроизводства.
Генеральному крпгерехту былп подсудны дела о государственных престун іеннях, совершенных представителями военного ведомства, дсла, связанные с преступлениями высших воинских чинов, преступления, совершенные целыми частями или подразделениями. Кроме того, генеральный кригерехт разбирал и гражданские споры между представителями высокого офицерства. Рассмотрение всех остальных дел находилось в компетенции полкового крнгерехта.
Особое место средп судебных учреждений России занимали Преображенский приказ н Тайная канцелярия.
Преображенский приказ возник в 1695 г. нз Преображенской избы - учреждения, обслуживающего резиденцию Петра I п заведовавшего «потешными» полками (Семеновским п Преображенским). Действовал Преображенский приказ до 1729 г. (с 1725 г - под названием «Преображенская канцелярия»).
Постепенно Преображенский приказ стал органом следствия п суда по политическим преступлениям (например, в не.м рассматривалось дело о стрелецком бунте 1698-1699 гг., об Астраханском восстании и др.). Он подчинялся лично царю, а также Сенату. Деятельность Преображенского приказа охватывала всю территорию страны. Этому органу были подсудны государственные преступления. B Указе от 25 января 1715 г. к их числу были отнссены дела о злом умысле против паря, измснс, о возмущении или бунтс, о похищении казны.
20 марта 1718 г. в Петербурге была создана Тайная канцелярия путем преобразования нз канцелярии, занимавшейся расследованием дела царевича Алексея (она была ликвидирована в 1726 г.). Компетенция jToro органа во многом совпадала с компетенцией Преображенского приказа, но в основном сфера ее деятельности охватывала Петербург и прнлегаюшне территории.
B Тайной канцетярпн рассматривался достаточно широкий спектр государственных преступлений: дела о «непристойных выражениях» об особс государя и государственных деятелей, непочтенпе к царской фамилии, самозванстве, несоблюдении молебнов в царскнс дни. об нзмсне. казнокрадство, взяточничестве чпновпиков ii др.
B некоторых случаях решения Тайной канцелярии могли быть обжалованы в Сенат. Ho окончательной инстанцией здесь оставался монарх.
9.4. Местные судебные учреждения
B конце XVll - начале XVlIl в. местный суд осуществлялся воеводамп с помощниками (дьяками и подьячими). B компетенцию приказных пзб. возглавляемых воеводамп (в некоторых местностях они назывались приказными палатами), входило рассмотрение споров гражданско-правового характера между служилыми людьми Рассмотренные в приказных палатах дсла ежегодно направлялись на ревизию в Московский сулный приказ. Наряду с приказными избами судебными полномочиями обладали земские избы, действовавшие в городах и селах. B их компетенции находились гражданские споры, возникшие между посадским населением. Уголовное судопроизводство осуществлялось губнымн избами, куда входили губные старосты, целовальники п рял других выборных должностных лиц.
B l702 г. губныс старосты былп упразднены. C этого времени местное уголовное и гражланскос судопроизводство перешло в руки восвод с выборными от дворянства (по 3-4 - в крупных городах, по 2 - в небольших городах). B 1713 r. в губерниях (впервые они были образованы в |708 г.) были введены ландрихтеры. в функции которых входило осуществление судебного разбирательства.
B 1719 г. в России была проведена реформа местных судов. B качестве образца была взята шведская судебная система. Однако прямого заимствования не произошло. Былн созданы две самостоятельные местные судебные инстанции: нижние (провинциальные и городские) ii надворные суды.
Провпнцнальныіі суд состоял из обср-ландрнхтсра ii асессоров. Ему было полсудно сельское насслсннс. Городскому суду было подсудно городское непосадскос население. Ннжнпс суды рассматривали дела по уголовным преступлениям, совершенным дворянами и крестьянами, а также гражданско-правовые споры меж- ДУ дворянами.
Нпжнпе суды былн упразднены в 1722 г. Вместо них создавались новые провинциальные суды, состоящие из провинциального воеводы и одного-двух асессоров. B города, удаленные от центра провпншіп более чем на 200 верст, воевода мог назначить судебного комиссара, который рассматривал незначительные уголовные и гражданские дела.
Именным указом от 8 января 1719 г создавались надворные суды (гофгерихты) в Санкт-Петербурге, Москве, Воронеже, Казани, Курске, Ннжнсм Новгороде, Смоленске, Тобольске и Ярославле. Кро.ме того, был сохранен надворный суд в Piire, созданный еще шведамп. B 1722 г. был учрежден надворный суд в Енисейске Фактически надворные суды стали центрами первых российских судебных округов. Упразднены надворные суды были в 1727 г.
Надворные суды пмелп коллегиальное устройство. Онп состояли из президента, впце-презпдента ii двух-шестп асессоров. Президенты надворных судов назначались лпбо царем, либо Сенатом, вице-президенты и асессоры - Сенатом по представлению Юстиц- коллегии. При надворных судах сушествовалн канцелярии, состоящие пз секретарей, канцеляристов п подканцеляристов, копиистов, а также различных служителей (рассыльных, палачей, сторожей). C 1720 г. при надворных судах действовали прокуроры, которые должны были следить за законностью вынесенных решений, надзирать за деятельностью судов.
Надворные суды выступали в качестве второй инстанции по гражданским п уголовным делам по отношению к нижним судам, а после 1722 г. - по отношению к провинциальным судам. B качестве первой инстанции надворные суды рассматривали дела по доносам фискалов, а также уголовные п гражданские дела, возникшие в городе, где надворный суд находился (если там не было нижнего суда) Кроме того, только надворные суды могли выносить приговор (либо утверждать приговор нижних судов) по делам о преступлениях, за которые следовало наказание в видс смсртной казни или ссылки на каторгу. Апелляционной инстанцией для надворных судов являлась Юстпц-коллепія.
Таким образом, впервые в российской истории была сделана попытка построения именно судебной системы. Выстроенная Петром I система не была долговечной, целостной п всеобъемлющей, так как сохранялись сословные суды, а также многочисленные учреждения, обладавшие судебными полномочиями. Тем не менее судебная система начала выкристаллизовываться и приобрела следующий вид: нижнис суды - надворные суды - Юстиц- коллегия - Сенат.
B 1723- 1724- гг. в стране создавались городские магистраты. Магистраты, как и большинство государственных учреждений этого времени, имели коллеіиапьнып характер. Возглавлялись они президентом, а в их состав входили бургомистры и ратманы. B зависимости от значения п величины города бургомистров было от двух до четырех, ратманов - от двух до восьми1.
B число функций городских магистратов входил п суд над тор- гово-рсмсслснным, посадским насслснисм. Таким образом, магистраты являлись сословными судами для горожан Рассматривали они и уголовные, и гражданские дсла. Смсртныс приговоры, вынсссн- ные городскими магистратами, передавались на утверждение Главному магистрату. Второй инстанцией для судов местных городских магистратов являлись провинциальные маінстраты, высшей же инстанцией был Главный магистрат.
Спорные дела, возникшие у представителей городского сословия с липами других сословий, рассматривались судом смешанного состава, включавшим судей и от магистрата, п от надворного суда. Прп этом Регламент, илп Устав, Главного магистрата предусматривал, что ссли истцом являлось лицо, подведомственное магистратскому суду, то председательствовал в этом смешанном суде представитель от купечества, если истцом являлось лицо другого сословия, то возглавлял суд один пз надворных судсіі.
Основная масса населения России - крепостные крестьяне - судились по большинству преступлений своими ію.мсшнками. По- мешик же решал и іражданские споры между нимн.
9.5. Изменения в судебной системе во второй четверти XVIII в.
Известный историк права А.Д. Градовский писал, что «не успел Петр Всликий закрыть глаз, как почти все сделанное им подверглось ломке», особенно основательно n сфсрс так называемых местных властных и управленческих структур. Уже летом 1726 г. Верховный тайный совет принял решенпе восстановить должность воеводы во всех городах, где она была ранынс, уволить «учрежденных» Петром судебных комиссаров. Совет рассуждал, что прежнее управление «однпм человеком» без жалования было лучше, и, может быть и не совсем, «людп былп довольны», но свыклись... притерпелись... B феврале 1727 г. последовал известный указ, по которому велено «как надворные суды, так и всех лпшнпх управителей, нх канцелярии и конторы земских комиссаров и прочих тому подобных вовсе отставить ii положить всю “расправу1’ ii суд по-прежнему иа губернаторов ii восвод. а на решения (действия) губернаторов разрешить апелляшпо в Юстиц-коллегию».
За этой мерой последовал ряд других, клонившихся к той же цели. B частности: «воевод велено посыпать нз Сената, причем нм же назначались товарищи нз асессоров». Воеводы подчинялись губернаторам, а «магистры» (т.е. маіистраты) - губернаторам и воеводам. Количество воевод было увеличено: они посылались как в провинциальные центры, так ii в «пригороды» больших городов; «восводам провинциальным дан ранг майорский, а пригородным - поручни» (поручика. - Авт.У, последние заменили собой судебных ко.мпссаров. C подчинением магистратов губернаторам н восводам
Главный магистрат сделался лишним установлением, п в том же l727 г. он был закрыт. Скоро п сами магистраты оказались ненужной структурой, и в l728 г. вместо нпх былп созданы ратушы. Обязанности земских комиссаров теперь состояли в сборе подушных денег, причем пол присмотром (при контроле) со стороны городовых и провинциальных воевод. Сбор подушных денег поручался восводам с офнисрамн, «обретаюшнмися на вечных квартирах, под ответственностью помошников», поэтому надобность в земекпх комиссарах отпала, и эта должность была упразднена.
Так восстановилась система управления, которой были «довольны люди». Ho порядки старой системы управления приводили к прежним злоупотреблениям. Воеводы, служившие теперь без жалования, обратились к старым привычкам допетровского времени, когда значительная часть аппарата управления вовсе не получала жалования, а кормилась «от дел», обеспечивая привычными и не всегда честными приемами свое «пропитание». B связи с этим в 1730 г. вышел указ. повелевавший менять восвод во всех городах через два года, по истечении которых «им вслсно являться в Сспат с росппсными и счетными книгами». После проверки счстов Сенат имел право определить на воеводство (в другом провинциальном центре) только тех, на которых в течение года не поступало жалоб. Данная мера была малоэффективна. Правительство по-прежнему не имело надлежащих средств надзора, а жители не «дерзали» жаловаться, пока воевода был на месте. Нужно было вызвать его в Сенат и заменить воеводу, чтобы жители решились написать на него жалобу, если к тому был повод.
После смерти Петра Великого уислело только то, что соответствовало обшему ходу развития страны, провоцировалось это спонтанным сошіально-экономичсскпм двпженпем. Ha это впервые обратил внимание историк Н.П Павлов-Снльванский: «...Все же остальное. в чем Петр в увлечении мнимою сплою своих нововведений вышел за пределы дозволенного ходом развития, все это было или прямо отменено Меньшиковым через год после его смерти, или же под новою скорлупою сохранило ядро». Уже в 1727 г. была учреждена значительная часть провинциальных учреждений. Было предписано, чтобы «как надворные суды, так и всех лншнпх управителей. канцелярии и конторы земекпх комиссаров и прочих тому подобных вовсс отставить ii положить всю расправу ii суд по- прежнему на губернаторов ii восводу».
Особо следует сказать, что приспешннкн Петра 1 постарались ликвидировать петровское городское управление, которое создавало автономные условия для деятельности элиты, «третьего» сословия от господства дворян. Мотивировка антнпетровскнх законов, издававшихся в ближайшие годы после счсртн Петра, была стандартной: «...дсньгн, исходяшис на содержание разных правптслсіі. канцелярий и контор, сбережены будут и на другие важнейшие государственные расходы могут быть употреблены». Разбирая указ 24 февраля l727 г., Ф. Дмитриев замечал, что при введении воеводского управления личное начало и соединение административных и судебных властей были приняты за правило, а потому купцы должны были тоже подчиняться единым областным «начальникам - универсальным управленцам». Кроме того, в основании магистратского управления лежало то выборное начало, которое Петр I внес в областную администрацию, а сго преемники значительно стсснп- лн. Наконец, была еше третья причина, финансовая, преобладавшая над вссмп остальными.
Магистраты былп учреждены в пнтсрссах городского сословия. Сбор податей не составлял их исключительного назначения, а потому ii ответственность падала на них как на отрасль государственного управления, а не так, как она падает на откупшиков, обязательных во что бы то ни стало доставить государству нужные деньги. Ho при тогдашних бедных средствах правительство не могло пренебрегать ннчем для устройства финансов. Следовательно, было естественно обеспечить по-прежнему личною ответственностью полноту сборов.
По всем этим причинам сближение с прежним допетровским управлением совершилось очень быстро. Хотя при восшествии на престол Екатерина 1 подтвердила, чтоб губернаторы п воеводы нс вступали в дела купечества, но через два года она подчинила им магистраты и ратушп. B том же указе сделано было и другое распоряжение, разрушавшее до конца прежнюю систему. До снх пор на магистратах лежалп одни городские сборы, т.е. прямые подати купцов и ремесленников и косвенные налоги. Указом 24 февраля 1727 г. обязанности их были расширены. При возложении всех областных дсл на губернаторов н восвод подушные сборы с крестьян сбирались посредством особой военной команды, причем на одно жалованье солдатам выходило до 70 тыс. рублей. Bo избежание этой издержки Верховный Тайный Совет решпл возложить все сборы на магистраты п ратушп.
Губернаторы обязаны были положить сборы в посредственный оклад, а магистратам назначить от себя сборшпков с ответственностью за полноту сбора. Недоимки взыскивали с членов магистрата, но зато весь излишек против положенного оклада обрашался в пользу города. Разумеется, ответственность подобного рода нс могJia распространяться на все управление в полном его составе, а должна была падать особо на каждый город. Купеческое управление распадалось на отдельные звенья. Сверх того указ 24 февраля сделал еше один шаг к старинному порядку. Так как ответственность за сбор полатей была очень тяжела, в случае отказа магистров принять на себя все сборы устанавливалось возложить пх на особо для того выбранных посадскпх людей. Вссмп этимп мерами было подготовлено уничтожение магистратов.
Указом от 27 фсврадя 1727 г. ликвидировались надворные суды, чьи функции были переданы воеводам. Для членов Верховного Тайного Совета надворный суд был одним из многочисленных учреждений, появившихся на местах в ходе петровских реформ. Несмотря на то что в стране наблюдалось отсутствие юридического образования, а следовательно, п юристов, введение надворных судов являлось первым шагом к реализации принципа разделения власти. Указом 17 апреля того же года закрыт в Петербурге Главный Магистрат. Вместо его вслсно избрать в петербургскую ратушу, для суда пад купечеством, трех бургомистров, к которым для административных дсл присоединены члены прежнего городового магистрата. Бургомистры избирались ежегодно пз «добрых п знатных людей». Дела русских купцов с иностранцами предоставлены одноп Коммсрц-коллегпи.
B 1728 г., при Петре II, эта мера была распространена п на областные города. Магистраты везде заменены ратушами п подчинены воеводам. B то же время ответственность возложена отдельно на каждый город; недоимки в пригороде взыскивались с ратуши провинившегося города, за города нс отвечала провинция и т.д. Внут- рисословная связь была нарушена. Отдельное управление нс было уже привилегией торгового сословия всей России, оно составляло принадлежность купечества каждого города, п сословное начало почтп пзчезло. Ратуши стали походить на земские избы допетровского времени, от которых отличались только тем, что имели право суда между купцами п посадскими людьми.
Многие пз петровских постановлений относительно городов, точнее купеческого сословия, были восстановлены при Елизавете Петровнс. B частности, функции магистратов, включая Главный, были вновь восстановлены п сохранились в таком впде до «Уложения» Екатерины II.
O последовавших за эпохой Петра Великого временах современники писали, что «новые законы» «лрсвностная неправда» одолевали. Это писалось в 1724 г. И.Т. Посошковым. Характерна оценка государственных трудов правивших после Петра 1 времен- іциков разного характера н калибра со стороны Екатерины II: «От кончины Петра I до восшествия императрицы Анны царствовала невежества собственная корысть и бодрствовала склонность к старинным обрядам с неведением и непонимательством новых, введенных Петром I. От сего родилось отрешение надворных судов в 1726 г., поручение суда п расправы воеводам и губернаторам в 1727 г; определение, подписанное Верховным Тайным Советом и кос нынс хранится в иностранной коллегии, чтобы упустить вовсс флот, а армию нс комплектовать, вернейший способ, чтобы завистливые соссди Россию по клочкам разобрали как заблагорассудится».
Результатом начала реформ, потоѵі - решительных контрре- форм, а позднее, при Анне Ивановне и Елизавете Петровне, частичных «поправок» H «ремонтов» явнлось отсутствие четкого и эффективного государственного управления, возрождение в ухудшенном облике многих старинных пороков в российских административных и особенно судебных учреждениях. Старые «кормления» возродились в формс так называемых «акциденций» (accidcn"s. tis - от латинского - случай), «волокиты» - теперь ужс нс московской, а санкт-пстсрбургской... Каждая из двух упомянутых императриц - Анна ii Елизавета - начинали с того, что пытались нечто поправить, но, как правило, их усилия быстро иссякали (уходили в песок) под воздействием обстоятельств конъюктурного плана. Kpovie того, везде в дела вмешались временщики.
За время царствования Анны Иоановны было издано 3,5 тыс. указов. По крайней мере, такую цифру приводит в своих исследованиях современный историк E.B. Анисимов. Как отмечал исследователь, из груды этих бюрократических произведений в истории остшюсь буквально несколько указов, которые имели значение для развмтмя государства.
B 1730 г. явилась необходимость восстановить для Московской губернии судный и сыскной приказы в виду нескольких тысяч нерешенных дел, оказавшихся в московской губернской канцелярии После ликвидации в 1727 г. надворных судов судебные дела по Московской губернии попали в ведение губернской канцелярии. B Московской губернии насчитывалось большое число помещиков, и поэтому поток судебных дсл был значительным. Судный приказ был восстановлен как судебная инстанция по делам всех чинов и Сыскной - для следствия по дслам о воровствс. разбос и убийстве. Новые учреждения не являлись общегосударственными органами, их власть распространялась на губсрнском, местном уровне. Анна Иоановна не думала восстанавливать петровский надворный суд, она преследовала цель - избавиться от груды нерешенных дел.
По причине больших злоупотреблений в сибирских провинциях возникла необходимость восстановить Сибирский приказ. B изданном указе констатировалось, что власть сибирского губернатора слишком вслика, а восводы нс имели права непосредственно обращаться прямо в коллегию. B связи с этим в судебном процессе было много издержек: судебная волокита, масса нерассмотренных дсл и т.д.
Земское выборное начало оказалось в том же положении, в каком оно было в московское время (т.с. в XVII в.). Посадскис и купеческие люди, составлявшие зсмское выборное начало на местах, находились под руководством (иначе были подчинены) приказным люлям. Кроме службы в ратушс. люлп эти ставіишсь к таможенным и кабацким сборам, в счетчики у губернаторов и воевод для «счета мелкпх п серебряных ленег», а в сибирский приказ - «дія приема, пролажи и расценки товаров». Следовательно, это в принципе были дополнительные повинности по службе, которые вынуждены были нсстн зсмскнс выборные. Трулно найти в этих преобразованиях какую-нибудь систему.
Голы правленпя Анны Иоановны нс отмсчалпсь важными преобразованиями как в области управления, так и законодательства. B эти годы наблюдалось отсутствие радикальных законодательных актов, которые бы серьезным образом изменяли правительственный курс. Это свидетельствовало о стабильности режима, о том что власть пыталась реализовать свою полптнк) без особых, резких погрясений.
Отечественные историки и правоведы, оценивая период правления Елизаветы Петровны, подчеркивали, что лочь Петра попыталась отдать дань верности петровским преобразованиям, явившимся благоприятным условием ее царствования.
Еше Анна Иоановна в период своего правления попыталась полиять значение Сената. Ho реально Правительствующий Сенат был восстановлен указом Елизаветы от 12 декабря I77I г., получив права, данные ему основателем (то ссть Петром). B 1774 г Елизавета попыталась провссти реформу местного управления Проанаіи- зировав ситуацию, она решила восстановить учреждения, уничтоженные после смерти Петра, в том числс и надворный суд, а уничтожить Сулный ii Сыскной приказы. Слелует отметить, что это так и осталось нереализованным.
Нслостаток бюджетных срслств влиял на скорость рассмотрения дел. Нерешенных лел насчитывалось многие тысячи. B 1730 г. в центральных судебных инстанциях накопилось 21 388 нерешенных дел. Хронически не хваіало судебных чиновников. B 1720 г. - 48% ысст в судах были нс заняты. Плохими были помещения дія судсб- ных заседаний, еще того хуже - тюрьмы различных назначении. Колодники в тюрьмах нсрслко умирали от тссиоты и духоты. Управление было не только дурным в социальном отношении, оно подрывало основу обшсства и государства - экономику. Екатерина II отмечала: «Вссь врсд произошел от самовластной раздачи заводов с приписными к ним крестьянами в последние годы царицы Етиза- всты Пстровны. Щедрость Сената тогда доходила до того, что мед- наго банку 3 миллионы капитал почти весь роздан заводчикам, кои, умножая заводских крестьян работы, платили пм либо безпорядоч- но, либо вовсе ничего, проматывая взятыя нз казны деньги в столице. Сии заводския безпокойства пресеклись не прежде l779 манифестом моим о работах заводских крестьян. Почти всс отрасли торговли были отданы частным людям в монополию. Таможни всей империи Сенатом ланы были на откуп за два миллиона... C самого начала мосго царствования все монополии были уничтожены и всс отрасли торговли отданы в свободное течение».
Таким образом, по свидетельству великой императрицы, государство, нс имея сил организовать регулирование экономики, а также эффективно руководить народным хозяйством, отдавало основные доходы, финансовые и экономические отрасли на волю (и разграбление) частным лицам.
Итак, в результате ряда преобразований второй четверти XVIII в. гражданский и уголовный суды были сосрсдоточсны в губерниях в провинциальной и воеводской канцеляриях, а в городах - в магистратах, апелляционной инстанцией для которых выступала Юстиц-коллегия. Правосудие вновь становилось функцией административных органов Постепенно в России срсди передовой части ее элиты формировалось понимание необходимости кардинальных реформ, в тоѵі числе и на местах: в губерниях и провинциях. B первую очередь это было связано с проникновением просвещенческих іщей из Западной Европы, в том числе идей политических и юридических.
Суд в Российской империи
Фактически суд возникает вместе с государством, но развивается и совершенствуется постепенно, выделяясь в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма. Рассмотрим поэтапно развитие и становление судебного права в России, потому что судебная власть Российской империи базировалась на опыте прошлых столетий.
А временным промежутком является период с 1721 г. (образование Российской империи) до 1917 г. (конца Российской империи). За столь долгий срок судебная система не раз изменялась: возникали новые институты, упразднялись старые. Но всю историю развития судебной системы Российской империи можно условно разделить на три части: до реформы 1864 года, после неё и период контрреформ.
Допетровская эпоха
Во времена Киевской Руси главным судебным органом была община. Община судила в соответствии с обычным правом. Высшей мерой наказания было изгнание из общины. Но по мере укрепления государственности суд творился князем, его представителями – посадниками и тиунами. Значительное количество дел разбирал церковный суд, который рассматривал все правонарушения духовенства, а также те дела простых людей, которые были отнесены к юрисдикции церковного суда: все преступления против морали, нарушения церковных законов, прелюбодеяние, колдовство, семейные ссоры и прочее.
Основными судебными доказательствами в Киевской Руси были: собственное признание, показания свидетелей «послухов и видоков», суд Божий, присяга, жребий, внешние приметы.
Княжеский суд. Гравюра
В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляло вече (высшая судебная инстанция). Вече - собрание части мужского населения города, оно обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя, судило о его «винах », «указывало ему путь » из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.
К. Лебедев "Новгородское вече"
В Московской Руси в XV- XVII веках суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на местах – помещиками, вотчинниками. Московское государство создавалось постепенно — Москва вбирала в свои пределы и под высокую руку московского государя удельные княжества. Удельные порядки продолжали существовать на всей территории, какая составила землю Московского государства, и московский великий государь, царь и самодержец, оставался во многом по характеру своей власти удельным государем. Поскольку новое государство в своем устройстве оставалось удельным княжеством, постольку в нем жили и продолжали действовать начала, создавшиеся в удельное время, только теперь они действуют на более обширной территории. Но когда защита и охрана всего великорусского государства легли на московского государя, то стало ясно: суд во всех частях страны должен быть устроен одинаково и как можно меньше зависеть от самовольства судей.
Конечно, это был процесс непростой и не быстрый. Но самым важным было то, что устанавливалась обязательная зависимость между «всякими судьями» и центральной властью. Поэтому при Иване III, в 1497 году , было издано письменное собрание законов и установлен порядок суда. Это собрание законов получило название Судебник.
Судебник Ивана III. Заглавный лист
При внуке Ивана III, царе Иване Грозном, Судебник был пересмотрен (1550 г. ), дополнен новыми статьями, следовало руководствоваться при суде только им. Оба Судебника имели много общего: судьями являлись управители городов и волостей, как было и в удельные времена. По Судебнику Ивана III судили наместники и волостели, по Судебнику Ивана IV стали судить те, кто заменил прежних наместников и волостелей, т. е. воеводы в пограничных городах, земские и губные старосты там, где жители получили право выбирать их себе. Оба Судебника предполагают суд возможно справедливый и нелицеприятный. Судебник Ивана III предписывает присутствовать на суде волостей и наместников избранным к тому населением «лучшим людям». Судебник царя Ивана Грозного указывает, чтобы «лучшие люди» не только присутствовали при суде, но и чтобы скрепляли своими подписями судный список, т. е. подробную запись всего дела. Точную копию судного списка – «противень» — судья должен был вручить старосте, и она хранилась у него.
Судебник Ивана Грозного (схема)
Судебник Ивана Грозного назначает наказания судьям за неправильный суд и за лицеприятие. Если узнается, что судья или дьяк взяли взятку и обвинили несправедливо, то с них приказывалось взыскать весь иск, сколько он стоил, все пошлины втрое и, сверх того, взять штраф, какой государь укажет. Если дьяк, т. е. главный писарь суда, без ведома судьи, взявши взятку, составит судный список или запишет дело не так, как было на суде, то с него приказывалось взыскать половину того, что следовало бы с виновного судьи, и сверх того посадить в тюрьму; если подьячие, т. е. младшие писари, без ведома судьи или дьяка запишут что-либо не так, взявши взятку, то их били за это кнутом. Но через некоторое время многие положения Судебников устарели и оказались не в соответствии с новыми житейскими отношениями, менявшимися и осложнявшимися в трудном и сложном процессе превращения удельных порядков в государственные, который переживал русский народ во второй половине и конце XVI века и в первой половине XVII века. При царе Алексее Михайловиче было составлено в 1649 г . новое собрание законов, названное «Книга Уложенная» или просто – «Уложение» .
"Уложение" царя Алексея Михайловича
Этот документ был обширнее и значительнее Судебников, так как охватывал все стороны тогдашнего действующего права и излагал законодательный материал в более систематизированном виде. В царствование Грозного был выработан особый устав для суда губных старост – «Устав о разбойных и татебных делах», который определил порядок судопроизводства, следствия, удовлетворения пострадавших от разбоя и грабежа. «Уложение» царя Алексея Михайловича, усилив наказания за татьбу, разбой и грабеж, оставило в силе все узаконения Разбойного устава с его дополнениями. Свою основную черту – нераздельное соединение судебной власти с властью по управлению – суд сохранил до времен Петра Великого, когда была сделана попытка разделить дело суда и управления, но это была только попытка.
Суд при Петре I
Первые попытки отделить Суд от администрации были предприняты Петром I. Во главе всей судебной системы Российской Империи стоял монарх. Сразу после него в иерархии находился Сенат, пришедший на смену боярской думе. Он являлся апелляционной инстанцией, а также рассматривал наиболее важные государственные дела, судил высших должностных лиц. Пришедшие на смену приказам коллегии осуществляли судебные функции в рамках своих полномочий. Например, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии, финансовые преступления рассматривала Камерц-коллегия. Управлением местных судов занималась Юстиц-коллегия, она же была апелляционной инстанцией по отношению к ним. На местах действовали Надворные (на территории губернии) и Нижние (на территории провинции) суды. Именно в их учреждении отразилась первая в российской истории попытка отделить суд от администрации.
Функции верховного суда выполняли Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: в провинциях – гофгерихты , или надворные апелляционные суды в крупных городах и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан, включенных в посад, с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Но в 1722 г. нижние суды были заменены провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.
Суд при Екатерине II
Схема судебной реформы Екатерины II
Только со времен императрицы Екатерины II суд отделяется от управления, т.е. судебные органы от административных. Далее: введен в действие сословный принцип судоустройства (для каждого сословия – свой суд). Судебные органы стали формироваться на новых выборных началах, которые сочетались с назначением.
Судебные органы делились на две инстанции: первую – на уровне уездов, которая осуществляла основные судебные дела, и вторую - на уровне губернии, которая действовала как апелляционная и ревизионная инстанция. Так, по Учреждению о губерниях 1775 г. были организованы следующие судебные органы: для дворян уездный суд (низшая инстанция), состоявший из уездного судьи и двух заседателей, избранных дворянством уезда и утвержденных губернатором; верхний земский суд (один на губернию), являвшийся апелляционной и ревизионной инстанцией для уездного суда. Он делился на 2 департамента – уголовных и гражданских дел, каждый из которых состоял из председателя, назначавшегося императрицей по представлению Сената, и пяти заседателей, избиравшихся дворянством.
У городских жителей был свой сословный суд. Для них низшей инстанцией, состоявшей из двух бургомистров и четырех ратманов, избиравшихся купцами и мещанами уездного города сроком на три года, стал городовой магистрат. Губернский магистрат (один на губернию) был апелляционной и ревизионной инстанцией для городовых магистратов. Как и верхний земский суд, он состоял из двух департаментов уголовного и гражданского, во главе которых стояли председатели, назначавшиеся Сенатом. Они решали дела коллегиально вместе с тремя заседателями, избиравшимися купцами и мещанами губернского города.
Государственные крестьяне судились в пил/спей расправе (суд низшей инстанции), состоявшей из судьи, назначенного губернским правлением из чиновников, и из восьми заседателей, избранных крестьянами. Верхняя расправа выполняла роль апелляционной и ревизионной инстанции для нижних расправ. В двух ее департаментах уголовном и гражданском действовали председатели, назначаемые Сенатом, и но пять заседателей, избранных самими крестьянами.
Как видим, новая судебная система на уровне высших инстанций отделила уголовный суд от гражданского. Это же правило преследовалось в создании двух высших апелляционных и ревизионных инстанций – палат уголовного и гражданского суда, поставленных над всеми судебными местами губернии. Императрица назначала в каждую палату председателя, а Сенат двух советников и двух асессоров.
В 1775 г. для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости» по инициативе Екатерины II был создан Совестный суд . От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности. Екатерина II учредила Совестный суд, находясь под влиянием «Духа законов» Монтескьё и руководствуясь собственной перепиской с энциклопедистами. По велению Екатерины, решения этого суда должны были быть основаны на «естественном праве», а судья должен был руководствоваться «голосом сердца», а также «человеколюбием, почтением к особе ближнего и отвращением от угнетения». Решения Совестного суда не обладало в имущественных спорах законной силой, а судьи не имели полномочий приводить решение в действие; в случае отсутствия добровольного согласия фигурантов иск подлежал передаче в суд общей юрисдикции.
Итак, мы видим, что при Екатерине II произошли серьезные изменения в организации судебной системы, но они почти не затронули судебного процесса. Правда, применение пыток было резко ограничено, а в уездных городах они были запрещены вообще. В губернских судах для их применения требовалось испрашивать разрешение губернатора. Была разработана также система подачи апелляций. Устанавливался недельный срок по объявлении приговора для заявления о ее подаче, годичный срок для ее оформления лицами, жившими в России, и двухгодичный для лиц, живших за границей. Пересмотр в апелляционном порядке допускался лишь в отношении гражданских и тех уголовных дел, которые возбуждались по инициативе пострадавших. Прочие уголовные дела могли пересматриваться только по инициативе суда высшей инстанции.
Таким образом, в XVIII в. в России сложился тот правовой порядок, который просуществовал почти без изменений до реформ 1860–1870-х годов, а в некоторых отношениях и до революции 1917г.: многописьменность, тайну судебного производства, медленность его русский суд сохранил до преобразования суда при императоре Александре II, давшем России суд гласный, скорый, правый и милостивый.
Судебная реформа 1864 года, проведенная Александром II
Александр II
Суд при Александре III
Реформы Александра III называют контрреформами. Его контрреформы заключались в пересмотре многих достижений предыдущего курса в таких важнейших сферах жизни российского общества, как земство, городское самоуправление, суд, образование и печать. Основной причиной резкой смены правительственного курса в начале 80-х гг. XIX столетия заключалась не только в своеобразии личности Александра III и его сподвижников. Важную роль сыграла напряжённая внутриполитическая обстановка, вызванная террористической деятельностью народовольцев, и прежде всего убийством Александра II. Гибель императора произвела на страну ошеломляющее впечатление: Александр II стал не только царём-освободителем, но и царём-мучеником. Эту трагедию общественное сознание связало с «либеральной» деятельностью государя, «высвободившей тёмные силы», что в конечном итоге привело к страшной развязке. Воспоминания о цареубийстве предопределили отношение к революционным и либеральным силам страны не только со стороны власти, но и большей части просвещённого общества, настроенного на необходимость «наведения порядка».
Александр III
Судебные уставы 1864 г. продолжали успешно действовать и при Александре III. Но в судопроизводстве по политическим делам гласность ограничивалась: публикации отчётов о политических процессах запрещались. Из ведения суда присяжных были изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Существенные изменения произошли в низовых судебных органах: мировые судьи, которые помимо разбора мелких дел решали спорные вопросы между крестьянами и помещиками, были в основном ликвидированы. Сохранились они только в трёх крупных городах – Москве, Петербурге и Одессе. Мировые судьи заменялись земскими участковыми начальниками , должности которых предоставлялись исключительно дворянам с высоким имущественным цензом. В отличие от мирового суда, на который возлагалось достижение согласия между крестьянами и помещиками, земские начальники все спорные вопросы решали единолично, с оглядкой на местную государственную администрацию.
Суд при Николае II
При Николае II существовали две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились: волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. К общим — окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей, и кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената.
Судопроизводство в Российской империи
Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов. Реформа судебной системы закрепила новые принципы: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом, несменяемость судей и следователей, прокурорский надзор, выборность мировых судей и присяжных заседателей. Изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы. После периода контрреформ общество вновь обратилось на путь либерализации судебного процесса. В 1885 году была отменена публичная казнь , в 1886 году расширяется право присяжных в процессе — они получают возможность вновь участвовать в постановке вопросов . С 1899 года в судебных палатах вводится обязательное назначение защитника . В 1909 году в русском законодательстве появляется институт уголовно-досрочного освобождения: с 1910 года время, проведенное арестованным в предварительном заключении, стало засчитываться в срок заключения. В 1913 году суду предоставляется право восстановления в правах или реабилитации. Новым явлением стала административная юстиция — прототип арбитража, появление которой было обусловлено развитием административно — хозяйственных отношений и связей. Многие историки считают, что судебная система в России при Николае II была одной из лучших в Европе.
В. Серов "Портрет императора Николая II"
В годы Первой мировой войны процессуальное судебное право подвергается изменениям, вызванным чрезвычайными обстоятельствами. Судопроизводство в военно-полевых судах осуществлялось в исключительном порядке: краткосрочное слушание, отсутствие защиты, корпоративность состава суда, невозможность обжалования.
Начало формы
В _____ году был издан указ о вольных хлебопашцах.
В изданном Своде законов при правлении Николая I впервые в истории русского законодательства было дано определение понятия собственности. Как вы думаете что оно означало?
Выберите один ответ.
право на заключение договора займа | ||
право владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом | ||
задаток, поручительство, наследство | ||
обязательственное право |
На какие сословия делилось население Российской империи в первой половине XIX в.
купцы, крестьяне | ||
городские обыватели, сельские обыватели | ||
помещики, мещане | ||
дворяне, духовенство было в 1 попытке |
Укажите правильное соответствие между датами правления и именем императора
Государственный Совет был образован в _____ году.
Какой административный орган Российской империи был высшей судебной инстанцией в XIX в.?
Выберите один ответ.
Юстиц-коллегия | ||
Министерство юстиции | ||
Государственный совет | ||
Назовите верховные органы управления в России в начале XIX в. после утверждения Государственного Совета?
Выберите один ответ.
Император, Сенат, Государственный Совет, Министерство внутренних дел, генерал-губернаторы, земские суды | ||
Император, Государственный Совет, Кабинет министров, императорская канцелярия, Министерство двора и уделов | ||
Монарх, Сенат, министерства, обер-полицмейстеры, приставы, губернское правление, уезды | ||
Монарх, Сенат, имперская канцелярия, корпус жандармов, приказы |
К какому виду относились следующие преступления: злоупотребление властью, подделка документов, подделка ценных бумаг, вынесение неправосудного договора, неповиновение власти?
Выберите один ответ.
к преступлениям против религии и общественного устройства | ||
к преступлениям против личности | ||
государственным преступлениям | ||
к имущественным преступлениям | ||
к преступлениям против порядка управления |
Назовите верховные органы управления в России в начале XIX в.?
Выберите правильные варианты ответа:
Монарх, Сенат, имперская канцелярия, генерал-губернаторы | ||
Император, Сенат, Министерство внутренних дел | ||
Император, Государственный Совет, Кабинет министров | ||
императорская канцелярия, Министерство императорского двора и уделов |
В каком году был образован Государственный Совет?
Выберите один ответ.
На какие сословия делилось население в первой половине XIX в.
Выберите один ответ.
купцы, мещане, государственные крестьяне, судебные люди | ||
дворянство, крепостные, рабочие, удельные крестьяне | ||
дворянство, духовенство, городские обыватели, сельские обыватели | ||
дворяне, купцы, крестьяне, помещики |
Система местного управления включала в себя такие административные единицы: генерал-губернаторство- губернаторство- уезд- _____ .
Укажите правильное соответствие между видом преступления и преступным деянием
государственное преступление | ||
преступления против личности | ||
преступление против порядка управления было 1 подделка документов | ||
имущественное преступление | ||
преступление против религии и общественного устройства |
Какую административную реформу утверждал Александр I манифестом 1802 г.?
Выберите один ответ.
были определены функции Комитета министров и Сенату стали подчиняться министерства | ||
Создавался контролирующий орган Сената и вводились новые три министерства | ||
Было создано министерство государственного контроля | ||
были четко разграничены функции министерств и определен порядок делопроизводства | ||
Вводилось министерское административное управление. Было создано 8 министерств |
Какие департаменты были образованы в Государственном Совете?
Выберите правильные варианты ответа:
департаменты законов, государственной экономии | ||
департамент иностранных дел | ||
департамент гражданских и военных дел | ||
департамент внутренних дел, судебных дел |
При Николае I была проведена кодификация законов Российской империи. Было издано Полное собрание законов Российской империи. Как выдумаете, сколько томов оно включало?
Выберите один ответ.
46 во 2 попытке | ||
Расположите последовательно административные единицы в системе местного управления Российской империи в первой половине XIX века.
Укажите российских монархов в порядке их появления на престоле
На что были направлены реформы М.М. Сперанского?
Выберите один ответ.
на введение конституционного строя республики | ||
на введение строя конституционной монархии | ||
на упрощение аппарата управления царской власти | ||
на увеличение власти буржуазии | ||
на сохранение самодержавия |
Первым председателем Государственного Совета был Михаил Михайлович _____ .
Реформы М.М. Сперанского были направлены на введение строя _____ монархии.