Уровень заработной платы государственных служащих всегда вызывает интерес у широких масс народа. Население считает что «слуги народа» не должны иметь большое довольствие, которое им выплачивается за счет бюджета. Ведь большей частью бюджет страны пополняют простые граждане. Следовательно, государственные служащие должны защищать интересы обычных граждан и тогда выплаты им будут логичными и обоснованными.

Кто является государственным служащим

Государственный сектор Российской Федерации – это обширная область деятельности, в которой задействовано огромное количество людей. Отталкиваясь от данных все ведающей статистики в начале года под термин «государственный служащий» попадало 5,4 миллиона российских граждан .

Государственный служащий – это работник, задействованный для выполнения определенных обязанностей на государственной службе. Вся деятельность такого сотрудника попадает под действие пунктов Федерального закона «Об основах государственной службы Российской федерации» от 1995 года.

Согласно изменениям, внесенным в данный законодательный акт в 2001 году данный сотрудник в первую очередь должен быть верен интересам общества и государства , направлять свои действия на служение им.

Данный работник должен соответствовать занимаемой должности по личным качествам и профессиональным данным . Его обязанности закрепляются служебным контрактом, а вознаграждение выплачивается в установленном порядке из соответствующего бюджета.

Госслужащий должен четко следовать всем ограничениям, связанным с занимаемой должностью и придерживаться действующего регламента. За не выполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей он обязан понести наказание.

Занимая различные должности и действуя в разнообразных направлениях, государственные служащие обеспечивают стабильную работу государства. Место приложения усилий определяется исходя из интересов страны, поэтому сферы деятельности очень многогранны.

Государственные служащие представлены в налоговых и судебных органах, внешней разведке, в сфере охраны здоровья и научных разработок . Работники миграционной службы, президентского аппарата, министерств, прокуратуры, муниципалитетов также находятся на государственной службе. Представители силовых структур, пограничной службы и специальных органов относятся к данной категории лиц.

На госслужбу принимаются только граждане Российской Федерации.

Они представляют интересы государства и граждан в следующих органах:

  • Судебных;
  • Исполнительных;
  • Представительских;
  • Других.

Простым языком можно определить, что госслужащий это человек, работу которому предоставляет государство .

Ситуация сегодня

В соответствии с мораторием правительства начиная с 2014 года повышение заработной платы работникам , находящимся на государственной службе не производилось.

В мае 2017 года вышел ряд указов, подписанных президентом страны, которые отражают существенное изменение в окладах государственных служащих в сторону увеличения . Суммы не разглашаются, что вызывает неподдельный интерес, как у простых российских граждан, так и заинтересованных лиц.

В прессе наделало шума заявление Алексея Кудрина (бывшего главы МФ), о том, что бюджет страны не сможет изыскать суммы для заявленной индексации окладов. Действующие санкции, не стабильная ситуация во всех экономических сферах, непостоянство валютного курса не позволяют произвести подобное увеличение.

В настоящее время бюджет страны еще не утвержден, поэтому трудно сказать будет ли включены в его расходную часть изменения по окладам государственных служащих или нет.

Возможно, необходимые средства планируется изыскать в региональных бюджетах. Но тогда это может негативно отразится на запланированных тратах на ремонты детских учебных заведений и больниц. Кудрин утверждает, что нельзя полностью не выполнить указание главы страны, поэтому его распоряжения, касательно госслужащих будут выполняться частично .

По данным Росстата по итогам обработки данных за 2018 год, средняя заработная плата чиновника составляет почти 100 000 рублей . Она сильно колеблется в зависимости от сферы деятельности.

Самыми высокооплачиваемыми являются служащие президентского аппарата, их оклады более 200 000 рублей в месяц. Задействовано в этой сфере более 1700 человек.

Самыми низкооплачиваемыми служащими являются архивариусы с доходом около 53 000 рублей в месяц . Даже самая маленькая заработная плата гораздо превышает установленный в стране прожиточный минимум.

Не все просто с выполнением моратория на индексацию окладов. Отталкиваясь данных Роскомтата, уровень дохода государственного аппарата вырос в 2018 году по сравнению с 2017 . Это произошло как в региональных, так и центральных ведомствах. Данный факт не свидетельствует о нарушении указаний главы государства. В моратории была небольшая недописка, позволившая применить надбавочный коэффициент отдельно взятым служащим.

Будет повышение или индексация заработной платы в 2019 году

Своими постановлениями правительство гарантированно утвердило повышение должностных окладов государственных служащих в 2018 году на 4% .

Эта инновация коснется:

  • сенаторов;
  • депутатов;
  • служащих министерства;
  • работников аудиторских ведомств;
  • сотрудников прокуратуры;
  • других госслужащих.

При стабилизации ситуации в экономике, законопроект предполагает увеличить финансирование государственного аппарата вдвое. Точная дата такого изменения в выплатах не указывается.

Согласно государственной программе, будет выделено 380 млрд. рублей на стимулирование деятельности госслужащих . Сейчас не ясно, каким образом будет исчисляться качественная оставляющая оклада. Подобное изменение в структуре формирования заработной платы чиновников, позволит увеличить выплаты практически в два раза за счет стимулирующей части.

Предполагается, что данное нововведение не будет охватывать все категории госслужащих. Это связано с большой разницей между окладами высшего и низшего чиновничьего звена. Поэтому предполагается стимулирование молодых служащих, чтобы они не искали дополнительных доходов «на стороне».

Согласно новой программе между окладами специалистов высшего и низшего состава должна соблюдаться пропорция – 1 к 10. В дальнейшем разница будет сокращаться до 1 к 5.

Среди основных нововведений в отношении госслужащих можно выделить следующие:

  • итоговая заработная плата за месяц будет исчисляться исходя из принесенной государству пользы со стороны служащего;
  • предполагается двойное увеличение окладов для отдельных категорий чиновников;
  • закон, регулирующий деятельность государственных служащих к концу года пополниться новыми разделами;
  • в 2018 году планируется массовое высвобождение чиновников с занимаемых мест.

На данный момент итоговое вознаграждение чиновника формируется следующими элементами:

  1. Должностной оклад.
  2. Оклад, в соответствии с категорией и чином.
  3. Надбавка за выслугу лет.
  4. Дополнительные поощрения. В зависимости от сложности условий доплата может варьироваться от 60% до 200% к должностному окладу.

Новая программа планирует сохранить оклады и убрать надбавки, поощрения и бонусы. Для этого с каждым служащим будут подписываться контракты. В нем будут отражены требования и нормативы, которые чиновник обязан выполнить. Согласно этим критериям будет оцениваться эффективность его деятельности на конец отчетного периода .

Если служащий сумеет предоставить доказательства своей продуктивности, на занимаемом посту , ему полагается надбавка за качество труда. Если подтверждающие факты будут отсутствовать, то он получит вознаграждение в уменьшенном виде без каких-либо бонусов и надбавок.

Нововведение нужное и полезное, но как это будет работать в действительности пока не ясно.

Будет ли сокращение госслужащих

В связи с усложнившейся экономической ситуацией в государстве власти пытаются оптимизировать расходы на содержание работников , получающих заработную плату из различных бюджетов.

Следует предположить, что если на официальном уровне объявлено о грядущем повышении заработной платы чиновников, а лишние средства в государственной казне отсутствуют, то они будут получаться за счет сокращении «поголовья» служащих .

В законопроекте, принятом еще в 2014 году, предполагалось постепенное сокращение числа казенных служащих . Процесс должен был начаться в 2015 году и закончится к 2018 году. Точная цифра подлежащих сокращению чиновников не указывалась. Приводились размытые данные о необходимости проведения реформы, оптимизации рабочего процесса и тому подобное.

Фактически под сокращение могли попасть граждане, попавшие на службу без соответствующего профильного образования или нужной квалификации.

К данным требованиям в 2018 году добавиться аттестация по следующим пунктам:

  1. Знание нормативно-правовых документов принятых к действию на территории РФ.
  2. Владение русским языком.
  3. Точное понимание и знание всех пунктов антикоррупционного законодательства.

Трудно точно ответить на вопрос какое количество государственных служащих попадет под сокращение в 2018 году. Ориентировочно цифра колеблется в диапазоне от 5% до 10%. Предполагается, что после уменьшения количество сотрудников госслужбы, деятельность оставшегося аппарата будет более эффективной.

Основная масса увольнений пройдет в регионах, так как считается, что центральный аппарат укомплектован в соответствии с нормативами, для нормального обеспечения функционирования государственных служб.

Точной информации о предполагаемых сокращениях власти не предоставляют. Министерство труда РФ постоянно делает заявление о необходимости мониторинга работы различных служб и ведомств. Многие органы дублируют работу друг друга. В результате одна и та же деятельность оплачивается из бюджета по нескольку раз.

Поэтому в 2018 году будет полностью изменено штатное расписание в каждой государственной структуре . В результате чиновникам не получиться выдумывать для себя какие-либо задачи, чтобы сымитировать бурную деятельность.

О положительных или отрицательных моментах предполагаемых нововведений на данный момент судить сложно. Заставить чиновников качественно трудиться являются ключевым моментом в предложенной реформе. Не известно поможет ли стимулирование заработной платы справиться с коррупцией в чиновничьем аппарате. Главное, что реформа стартовала с 01 января 2018 года . А ее результаты оценим по окончании календарного года.

Дата публикации: 09.06.2017

Дата изменения: 09.06.2017

Прикрепленный файл: docx, 21.09 кБ

Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе? оссийской Федерации" и Указом Президента? оссийской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих". ? азмеры месячных должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы п/пНаименование должностиДолжностной оклад(рублей в месяц)Ежемесячное денежное поощрение (должностных окладов)Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (в процентах к должностному окладу)1. Должности категории "руководители"Высшая группа должностей1Первый заместитель федерального министра950010,5150-2002Заместитель федерального министра950010,5150-2003Директор департамента87435,5150-2004Заместитель директора департамента84064150-2002. Должности категории "помощники (советники)"Высшая группа должностей5Помощник федерального министра84064150-2006Советник федерального министра84064150-2003. Должности категории "специалисты"Главная группа должностей7Начальник отдела в департаменте71463,5120-1508? еферент69783120-150Ведущая группа должностей9Заместитель начальника отдела в департаменте62222,590-12010Ведущий советник61382,590-12011Советник60522,590-12012Ведущий консультант59702,590-12013Консультант58852,590-120Старшая группа должностей14Главный специалист-эксперт53812,560-9015Ведущий специалист-эксперт48772,560-9016Специалист-эксперт43722,560-904. Должности категории "обеспечивающие специалисты"Ведущая группа должностей17Ведущий специалист 2 разряда56332,590-120Старшая группа должностей18Старший специалист 1 разряда43722,560-9019Старший специалист 2 разряда42892,560-9020Старший специалист 3 разряда42052,560-90Младшая группа должностей21Специалист 1 разряда37002,5до 6022Специалист 1 разряда31962,5до 60 ? азмеры месячных окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащихНаименование классного чинаОклад за классный чин (рублей в месяц)Действительный государственный советник? оссийской Федерации 1 класса 3112Действительный государственный советник? оссийской Федерации 2 класса2944Действительный государственный советник? оссийской Федерации 3 класса2775Государственный советник? оссийской Федерации 1 класса 2524Государственный советник? оссийской Федерации 2 класса2355Государственный советник? оссийской Федерации 3 класса 2189? оссийской Федерации 1 класса1934Советник государственной гражданской службы? оссийской Федерации 2 класса1768Советник государственной гражданской службы? оссийской Федерации 3 класса 1599? еферент государственной гражданской службы? оссийской Федерации 1 класса 1515? еферент государственной гражданской службы? оссийской Федерации 2 класса 1263? еферент государственной гражданской службы? оссийской Федерации 3 класса1179? оссийской Федерации 1 класса 1011Секретарь государственной гражданской службы? оссийской Федерации 2 класса 927Секретарь государственной гражданской службы? оссийской Федерации 3 класса 759 ? азмеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службеСтаж работы? азмер надбавки (в процентах к должностному окладу)от 1 до 5 лет 10от 5 до 10 лет15от 10 до 15 лет 20свыше 15 лет30? азмеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих, за работу со сведениями, составляющими государственную тайнуСтепень секретности? азмер надбавки (в процентах к должностному окладу)"Особой важности" 50 - 75"Совершенно секретно" 30 - 50"Секретно" (при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий)10 - 15"Секретно" (при оформлении допуска без проведения проверочных мероприятий)5 - 10? азмеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих структурных подразделений по защите государственной тайны за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайныСтаж работы? азмер надбавки (в процентах к должностному окладу)от 1 до 5 лет 10от 5 до 10 лет15свыше 10 лет20 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов? оссийской Федерации, утверждаются приказом Минфина? оссии от 09 июля 2007 № 61 н "Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов? оссийской Федерации"

Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".

Размеры месячных должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы

п/п

Наименование должности

Должностной оклад
(рублей в месяц)

Ежемесячное
денежное поощрение
(должностных окладов)

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы
(в процентах к должностному окладу)

Высшая группа должностей

Первый заместитель федерального министра

Заместитель федерального министра

Директор департамента

Заместитель директора департамента

Высшая группа должностей

Помощник федерального министра

Советник федерального министра

Главная группа должностей

Начальник отдела в департаменте

Референт

Ведущая группа должностей

Заместитель начальника отдела в департаменте

Ведущий советник

Советник

Ведущий консультант

Консультант

Старшая группа должностей

Главный специалист-эксперт

Ведущий специалист-эксперт

Специалист-эксперт

Ведущая группа должностей

Ведущий специалист 2 разряда

Старшая группа должностей

Старший специалист 1 разряда

Старший специалист 2 разряда

Старший специалист 3 разряда

Младшая группа должностей

Специалист 1 разряда

Специалист 1 разряда

Размеры месячных окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих

Наименование классного чина

Оклад за классный чин
(рублей в месяц)


Федерации 1 класса

Действительный государственный советник Российской
Федерации 2 класса

Действительный государственный советник Российской
Федерации 3 класса

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса


Российской Федерации 1 класса

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих структурных подразделений по защите государственной тайны за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны

Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов Российской Федерации, утверждаются приказом Минфина России от 09 июля 2007 № 61 н "Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов Российской Федерации"

Понятие уходит корнями в далекое прошлое. Еще в царские времена при Иване Грозном впервые появилась «разрядная книга», куда вносились записи о назначениях должностных лиц на высшие должности. Затем Петр I отменил разряды и ввел Табель о рангах, в которой закреплялись чины 14 классов. С тех пор это слово в русском языке обозначает категорию, степень отличия должностного лица. Советская власть упразднила классные чины, однако в 2004 году они были вновь введены .

Сегодня в нашей стране так называется установленная на основании федерального закона степень пригодности должностного лица для выполнения той или иной деятельности. Для определения пригодности проверяются необходимые навыки, знания и умения служащих.

Госслужба делится на:

  • гражданскую;
  • военную;
  • службу иных видов (ранее третий вид службы был четко определен — правоохранительная, однако в 2015 г. законодатель расширил список).

Остановимся подробнее на гражданской службе.

Согласно , существуют 5 групп должностей (в порядке возрастания):

  • секретарь (младшая группа);
  • референт (старшая группа);
  • советник (ведущая группа);
  • государственный советник (главная группа);
  • действительный государственный советник (высшая группа).

Чиновникам, занимающим относящуюся к одной из этих групп должность, присваиваются также классы: 1-й, 2-й или 3-й. Третий является самым низшим, соответственно, самым почетным считается 1-й класс.

Порядок присвоения

Рассмотрим, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины. Общие положения и условия их присвоения, а также присвоения дипломатических рангов и званий перечислены в статье 13 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации».

Такими условиями являются:

  • последовательность (вышестоящий статус присваивается по прошествии установленного времени пребывания в нижестоящем после его присвоения впервые);
  • соответствие должности, которую замещает государственный гражданский служащий;
  • возможность досрочного присвоения или присвоение звания на ступень выше положенного в качестве поощрения;
  • сохранение присвоенного звания при освобождении от должности или увольнении со службы.

Классный чин гражданский служащий получает персонально после сдачи обязательного квалификационного экзамена, на котором проверяется его уровень подготовки и соответствия занимаемой должности (ч. 2 ст. 11 ). Он присваивается либо в первый, либо в очередной раз.

То, каким образом гражданским служащим присваиваются классные чины впервые и в последующем, подробно изложено в Положении о порядке присвоения и сохранения классных чинов, утвержденном Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 (ред. от 30.09.2013).

Важно помнить, что обозначенный в этом указе порядок распространяется только на гражданских служащих федерального уровня. На уровне субъектов Федерации может быть установлен собственный порядок присвоения отличительных званий служащим.

Впервые

В первый раз классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему, занимающему соответствующую должность, после проведения испытания. Условие об испытании не является обязательным, и если испытание не было установлено, то впервые он может быть присвоен не раньше, чем через 3 месяца с момента назначения на должность.

Для каждой из 5 групп должностей (от младшей до высшей) первым присвоенным классом будет 3-й. Например, чиновник младшей группы, впервые удостоенный отличия, будет секретарем государственной гражданской службы РФ 3-го класса.

В последующем

Впоследствии статус присваивается по прошествии определенного срока, который служащий должен отработать в нижестоящем статусе. При этом чиновник должен занимать должность, для которой предусмотрено повышение.

Приведем обязательные для последующего повышения сроки прохождения гражданской службы в соответствующих чинах в виде таблицы.

Исчисление срока службы начинается со дня присвоения статуса. Так, секретарь 3 кл. сможет стать секретарем 2 кл. не раньше, чем через год со дня присвоения ему секретаря 3 кл.

Служащий может быть в качестве повышения назначен на должность, относящуюся к более высокой группе. Например, должность чиновника ранее относилась к младшей группе, а после повышения попадает в старшую (бывший секретарь 2 кл. сразу становится референтом, не проходя стадию секретарь 1 кл.). В этом случае он получает чин без соблюдения последовательности и без учета срока службы в предыдущем статусе. Но присвоение происходит как впервые: только после успешного испытания или не ранее, чем через три месяца после назначения.

В порядке очереди даже при соблюдении срока новый статус не будет присвоен служащим, в отношении которых ведется служебная проверка, заведено уголовное дело, а также если к ним применено дисциплинарное взыскание.

Оклад за классный чин

Зарплата чиновника федерального уровня, помимо должностного оклада и различных поощрений, включает оклад за классный чин. Размер оклада за классный чин государственного гражданского служащего на федеральном уровне установлен Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 о денежном содержании федеральных гражданских госслужащих.

Приведем размеры окладов за классный чин федеральных служащих в виде таблицы.

Наименование Размер оклада (рублей в месяц) с 01.01.2018 (в связи с Указом Президента РФ от 12.12.2017 N 594)
Секретарь 3 кл. 468
Секретарь 2 кл. 572
Секретарь 1 кл. 624
Референт 3 кл. 728
Референт 2 кл. 780
Референт 1 кл. 936
Советник 3 кл. 988
Советник 2 кл. 1092
Советник 1 кл. 1196
Государственный советник 3 кл. 1820
Государственный советник 2 кл. 1456
Государственный советник 1 кл. 1560
Действительный государственный советник 3 кл. 1716
Действительный государственный советник 2 кл. 1820
Действительный государственный советник 1 кл. 1924

Что происходит с классным чином после увольнения

После увольнения или при освобождении от занимаемой должности (при выходе на пенсию в том числе) он сохраняется. Если уволившийся чиновник вновь поступит на гражданскую службу, его статус будет таким же, как и перед увольнением.

Лишить чиновника его статуса может только суд при осуждении за тяжкое или особо тяжкое преступление.

,

Оплата труда государственных гражданских служащих

Оплата труда является одной из подсистем государственной гражданской службы . Проведение политики оплаты труда должно быть согласовано с другими подсистемами. Важнейшей из них является кадровая политика государственного органа.

Кадровая политика государственного органа направлена на создание главного ресурса государственного управления – профессионального, работоспособного, высоконравственного, интеллектуального, действующего на правовой основе государственного аппарата , на формирование рациональное использование кадрового потенциала государственной гражданской службы.

На политику в оплате труда оказывает влияние то, насколько она адекватна кадровой стратегии государственного органа в целом и ежедневной кадровой работе.

При этом надо учитывать, что государственная служба является не формой занятости населения, а формой обеспечения реализации государственной власти.

Государственные гражданские служащие соответственно не являются типичными работниками по найму. Услуги, оказываемые государственными гражданскими служащими, коренным образом разнятся со сферой услуг народного хозяйства. При подготовке государственных управленческих решений, государственные гражданские служащие используя права определенные должностными полномочиями могут предлагать различные формы государственного принуждения .

Специфика труда государственных гражданских служащих накладывает отпечаток на используемых понятиях и требует уточнения не только определений, но и сущностных сторон денежного содержания государственных гражданских служащих.

Система оплаты труда подчинена выполняемым функциям и выступает средством их реализации. Изменение функций вызывает изменение в системе, а прежде всего в структуре оплаты труда.

Заработной плате присуще четыре функции: воспроизводственная, стимулирующая, социальная и учетно-производственная. Все функции взаимосвязаны и лишь в своей совокупности позволяют правильно понять природу заработной платы .

Воспроизводственная функция заработной платы призвана обеспечить воспроизводство рабочей силы.

Мотивационная функция заработной платы направлена на стимулирование высокопроизводительного труда персонала государственной службы.

Социальная функция заработной платы связана с реализацией принципа социальной справедливости в обществе.

Учетно-производственная функция характеризует меру живого труда в процессе образования цены товара или услуги.

Важным элементом, лежащим в основе величины заработной платы, является обычно степень профессиональной квалификации работника.

Лишь в старшей и младшей группе должностей категории «обеспечивающие специалисты» допускается наличие среднего профессионального образования , соответствующего направлению деятельности гражданского служащего. Во всех остальных случаях необходимо наличие высшего профессионального образования.

В системе государственной гражданской службы оплата труда обеспечивается путем связи размеров заработной платы с квалификацией через установление квалификационных требований к замещаемым должностям. Отсутствие гласности в распределении фонда оплаты труда на гражданской службе является своеобразной организационной технологией, позволяющей ограничить влияние социальной функции на служебное поведение государственных гражданских служащих.

Размеры оплаты труда индексируются в административном порядке одновременно по всей структуре должностей государственной гражданской службы. Индексация должностных окладов производится в зависимости от уровня инфляции и возможностей государственного бюджета и представляет собой инструмент власти, а не активизацию мотивационной и социальной функции оплаты труда.

Важно отметить принципы оплаты труда государственных гражданских служащих.

Осуществление принципа единства означает одинаковый подход в оплате труда ко всем государственным гражданским служащим в течение их служебной карьеры, что позволяет избегать дискриминации занятых в сфере государственного управления.

Это принцип подтверждает право государственных гражданских служащих с одинаковой профессиональной подготовкой и уровнем профессиональных знаний и умений замещать равные должности государственной службы и получать равное денежное содержание.

Принцип единства позволяет государственным гражданским служащим, замещающим одинаковые категории и группы должностей государственной службы, получать равные оклады денежного содержания.

Принцип нормативности в организации денежного содержания прямо следует из императивного характера института государственной службы: разрешено только то, что прямо прописано в нормативно-правовых актах.

При федеративном типе устройства государства в организации денежного содержания должны быть четко отрегулированы вопросы горизонтальной и вертикальной компрессии.

Вертикальная компрессия отражает разницу между высшим и низшим уровнями денежных выплат государственным служащим в рамках одного государственного органа или реестра должностей гражданской службы. При наличии всех должностей государственной службы – это отношение выплат в высшей группе должностей к выплатам младшей группы должностей. Считается, что для недопущения социальной напряженности в коллективе , разрыв в денежных выплатах внутри одной организации не должен превышать 8 крат. С учетом специфики профессиональной служебной деятельности государственных служащих и значительных различий в мерах ответственности по группам замещаемых должностей государственной службы этот разрыв в системе государственной службы может быть доведен до 10 раз.

Принцип горизонтальной компрессии отражает степень, в которой различается денежное содержание государственных гражданских служащих одного и того же ранга или уровня в одном и том же или разных государственных органах.

Горизонтальная компрессия отражает уровень дифференциации размеров денежного содержания государственных служащих по субъектам Федерации. В Южном федеральном округе – 3,4 (в Волгоградской области – 22,8 тыс. руб.; в Республике Северная Осетия-Алания – 6,7 тыс. руб.).

Принцип обеспечения конкурентоспособности государства как работодателя предполагает сравнение денежного содержания государственных служащих и его соотношения на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации негосударственного (коммерческого) сектора экономики.

Федеральные законы от 01.01.01 года "О системе государственной службы Российской Федерации" и от 01.01.01 года "О государственных гражданских служащих Российской Федерации" сочетают в себе элементы европейской модели (размер денежного содержания зависит от стажа на государственных гражданских служащих) и англосаксонской (вводятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, максимальный размер которых не ограничен, особый порядок оплаты труда в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности).

Впервые на законодательном уровне закреплен механизм особого порядка оплаты труда по результатам деятельности, вводятся премии за выполнение особо важных поручений.

Государственные гражданские служащие получают денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом положения Трудового кодекса РФ распространяются на государственных гражданских служащих только в той части, которая не регулируется нормами названных выше специальных федеральных законов.

В Федеральном законе закреплена сложная структура денежного содержания государственных гражданских служащих, включающая должностной оклад и оклад за классный чин, дополнительные выплаты и иные дополнительные выплаты. Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет , сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т. д.

К дополнительным выплатам относятся:

Многообразие выплат, которые могут включаться в оплату труда гражданских служащих, порождает определенные трудности в планировании расходов государственного органа. Для преодоления этих трудностей используется понятие фонда оплаты труда , который определяет максимальную сумму расходов госоргана на эти цели.

Источником формирования фонда оплаты труда является средства, выделенные из бюджетов соответствующих уровней. Оплата труда государственных гражданских служащих из других источников, также как и выплаты из фонда оплаты труда на другие цели не допускаются. При неиспользовании средств фонда оплаты труда полностью в текущем году неиспользованные средства подлежат изъятию в бюджеты соответствующих уровней.

Правовое обеспечение денежного содержания государственных гражданских служащих характеризуется сочетанием федерального, регионального и локального регулирования.

В соответствии с правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов. При этом в Федеральных законах допускается регулирование вопросов денежного содержания государственных гражданских служащих, как законами субъектов РФ, так и иными нормативными правовыми актами. Федеральный законодатель установил, что размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственного гражданского служащего субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ. В результате в законодательстве субъектов РФ обозначились разнообразные подходы к установлению формы и содержания базовых нормативных правовых актов об оплате труда государственных гражданских служащих субъектов РФ.

Важным атрибутом являются классные чины. Классный чин, прежде всего, форма квалификационного отличия должностей, дифференцированная по трем классам с соответствующим размером оклада за каждый класс. Классный чин свидетельствует об уровне сложности задач и функций, о мере полномочий и ответственности, которые присущи конкретной должности или группе.

Оплата труда во многом зависит от классификации должностей, как и оклад за классный чин, многие выплаты по оплате труда гражданских служащих дифференцируются по группам должностей.

После политико-экономических преобразований в российском обществе возродился институт государственной гражданской службы. Гражданская служба выделилась в особый вид профессиональной деятельности граждан. Государственные гражданские служащие обеспечивают деятельность лиц, замещающих государственные должности , и государственных органов трех ветвей государственной власти. Следовательно, их деятельность регулируется государственно-служебными отношениями, распространяющими на управленческие отношения внутри государственного аппарата и на управленческие отношения с неопределенным кругом лиц, на который направлены государственные решения, подготавливаемые государственными гражданскими служащими. Эти управленческие отношения имеют вид не столько социально-трудовых, сколько государственно-властных отношений.

Оплата профессиональной служебной деятельности в этом случае не является ценой труда или ценой оказываемых услуг. Глава государства назначает государственным гражданским служащим денежное содержание. Оно назначается исходя из ряда принципов. Во-первых, оно не может не учитывать действие основных рыночных законов – спроса и предложения, свободного перемещения рабочей силы и т. д. Так на теоретико-методологическом уровне формируются общие принципы. Во-вторых, денежное содержание, назначаемое гражданскому служащему, должно соответствовать принципам организации института государственной службы при федеративном устройстве государства и отражать специфику денежных выплат в органах власти и управления. В-третьих, практика денежного содержания формируется на предметно-практическом уровне при помощи единичных принципов.

Знаете ли вы, что заработная плата за интеллектуальный труд госслужащих Новой Зеландии, Японии, Бразилии, Швеции напрямую зависит от показателей темпов роста экономического развития?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В то же самое время российские чиновники зачастую не заинтересованы в результатах своего труда, так как им гарантируется ежемесячный невысокий, но стабильный доход.

Вопросу, каким образом рассчитывается денежной содержание руководителей исполнительных органов власти, что влияет на формирование совокупной суммы заработной платы специалистов подразделений и функциональных органов, и посвящена данная статья.

Нормативная база

Оплата труда государственных служащих производится строго по положениям ФЗ № 79.

В данном нормативном акте вопросам денежного содержания посвящены три статьи – 50, 51 (глава 10) и 55 (глава 12).

Каждая из них описывает следующие положения:

Статья Содержание Редакции
№ 50 «Оплата труда» Описывает составляющие части зарплаты госслужащих разных рангов. Действие пунктов 11, 12, которые касаются , приостановлено в соответствии с 68-ФЗ от 06.04.2015 г. до 01 января 2020 года.
№ 51 «Фонд оплаты» Эта статья – хорошее подспорье для главного бухгалтера, начальника финансово-экономического отдела. Она позволяет спрогнозировать расходы на оплату труда государственных служащих на год вперед. Таблица составляется совместно с штатным расписанием. Нет изменений.
№ 55 «Поощрения и награждения» Здесь определяется порядок выплат при поощрении, а именно: при объявлении благодарности, награждении почетными грамотами и медалями, присвоении знаков отличия, выходе на пенсию за выслугу лет и т.д. Введены поправки по Указу Президента РФ от № 765 (последняя редакция от 29.03.2013 г.).

Особенности зарплаты госслужащих

Зарплата госслужащих – это фундамент, который формируется «по кирпичикам».

Доходы напрямую зависят от регионального коэффициента, оклада по должности, на которую претендует гражданин, квалификации, установленной по результатам аттестации, и от продолжительности предыдущего срока государственной (муниципальной) службы.

Не на последнем месте – благосклонность начальства, так как руководство самостоятельно решает вопрос о назначении надбавок за особые условия.

Из чего состоит и как формируется?

Итак, для каждого работника устанавливаются индивидуальные размеры ежемесячных выплат.

Любой новичок может без труда из узнать о размере оклада и надбавки за особые условия.

В свою очередь, опытный «воин» получает и доплаты за классный чин, и хорошую добавку за выслугу лет.

Минимальные доплаты

Максимальные доплаты

Различия в оплате для служащих федеральных органов и органов субъектов

Несмотря на единые стандарты при расчётах денежного содержания государственных служащих, принятых на уровне Президента РФ и др. федеральных органов власти, оплата труда государственных гражданских служащих различается по регионам присутствия и осуществления деятельности.

Различия обнаруживаются не только по региональному признаку, но и по профессиональным особенностям.

Не секрет, что зарплата специалиста Счетной платы, Министерства (департамента) финансов выше, чем денежное содержание работника, замещающего должность в Министерстве (департаменте, отделе) образования или социальной политики.

Если данное обстоятельство описано в нормативном акте муниципального образования, края, области, максимальные выплаты также получают те, которые имеют:

  • Звание профессора или кандидата наук.
  • Основной регион проживания и работы – Дальний Восток или регионы Крайнего Севера (максимальный районный коэффициент).
  • Почетное звание.
  • Доступ к работе с данными, которые являются государственной тайной.

Размеры окладов (на примере Пермского края)

Так, специалисту 2-го разряда, осуществляющему госфункции в небольшом округе с населением до 90 тысяч человек, фиксируется оклад 3346.95. В других ситуациях, например, министр может рассчитывать на оклад 23260 рублей, начальник инспекции (Комитета) – на 18500, а начальник управления, расположенного в Коми-Пермяцком округе, — на минимум 10000 рублей.

Разница между размерами окладов в зависимости от группы должностей

Порядок выплаты зарплаты и премии

Регулярная выплата денежного содержания выполняется согласно ТК РФ 2 раза в месяц.

Сроки для перечисления:

  • 15 день каждого месяца (аванс и премия за предыдущий месяц);
  • последний день месяца (окончательные выплаты за месяц).

Для квартальных и годовых премий устанавливаются иные периодичности выплат, что фиксируется в Положении о премировании отдельного функционального органа власти.

Порядок выплаты надбавок

Надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия устанавливаются в соответствии с действующим законодательством об оплате труда госслужащих.

Как правило, новичок получает фиксированный процент сразу же после года успешного труда. Он составляет на тот момент всего лишь 10 процентов.

Что же касается надбавки за особые условия, то ее размер зафиксирован с первого дня, когда служащий приступает к должностным обязанностям.

По мере получения новых инструкций, по приказу и распоряжению начальника, данный показатель может возрасти в геометрической прогрессии.

Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, могут составлять от 5 до 70 процентов от оклада. Все зависит от характера данных и их грифа.

Порядок выплаты материальной помощи

Материальная помощь выплачивается по заявлению государственного служащего. Обычно она составляет один или два должностных оклада.

Поводом для ее назначения могут быть следующие события:

  • предстоящий (два оклада);
  • юбилейные даты, совпавшие с днем выхода на пенсию по старости;
  • гибель близкого родственника;
  • вступление в брак.

Как рассчитывается?

Итак, денежное содержание государственного служащего устанавливается по формуле:

Должностной оклад+ районный коэффициент+ надбавка за особые условия + классный чин + надбавка за выслугу лет + надбавка за работу с секретными данными + надбавка за ученую степень.

Примеры

Пример 1:

На должность государственной службы назначен Иванов И.И. который подтвердил свой продолжительный 15-летний стаж справками с предыдущего места работы и записями в трудовой книжке, военном билете.

В документах указано, что его действующий классный чин определяется как «советник юстиции 1 класса». Данная категория соответствует «советнику государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса». Следовательно, Иванов И.И. может рассчитывать на максимальные добавки к окладу, в соответствии с чином и стажем государственной службы.