Метод «Кнута и пряника» является самой первой концепцией мотивации, она возникла в глубокой древности, и просуществовала на протяжении всей истории развития человека. Основной смысл этого метода раскрывается в его названии: за выполненную работу человек получает вознаграждение (в древности еду, в настоящее время зарплату), за невыполненную - наказание (телесные наказания, выговор, лишение премии, лишение зарплаты). Этот метод малоэффективен в современных условия, так как, во-первых, не предполагает саморазвития работника, увеличения производительности по собственной инициативе, повышение квалификации; а во-вторых, моральное и социальное развитие человека достигло такого уровня, когда работник не будет терпетьморального, а тем более материального ущемления своих потребностей, и в случае проявления таковых уволится. Хоть этот метод и не эффективен и давно устарел он широко использовался на рутинных, однообразных, монотонных операциях в Советское время. В настоящее время метод «Кнута и пряника» можно проследить в следующей схеме оплаты труда: это оплата труда по принципу процент от продаж, продал товар - получил определенный процент от суммы сделки, не продал - денег не получаешь.Иерархия потребностей по Маслоу Иерархия потребностей Маслоу система классификации человеческих потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу. В И.п.М. выделяются группы физиологических, социальных потребностей, потребностей в безопасности, уважении и самовыражении.
Рис. 21. Иерархия потребностей по Маслоу Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент доминирующим. Рассмотрим все пять уровней иерархии потребностей Маслоу.1. Физиологические потребности. Состоят из основных, первичных потребностей человека, иногда даже неосознанных. Иногда, в работах современных исследователей, их называют биологическими потребностями. Применительно к рабочей среде, это потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении и вентиляции. 2. Потребность в безопасности . Как только физиологические потребности удовлетворены, на передний план выходит потребность в безопасности. Эти потребности отражают желание сохранить уже полученные награды и положение и защитить себя от опасности, вреда, угроз, травм, потерь или лишений. В организациях эти потребности имеют форму борьбы служащих за безопасность работы, введения системы старшинства, организацию профсоюзов, безопасные условия работы, дополнительные льготы, страховку и выходное пособие.3. Социальные потребности. Когда достигнуто удовлетворение физиологических потребностей и потребностей в безопасности, внимание человека перемещается на потребность в дружбе, любви и принадлежности. Как «социальные животные», люди испытывают желание нравиться другим и хотят удовлетворить свои социальные потребности на работе. Это происходит путём вхождения в формальные и неформальные рабочие группы, путём сотрудничества с другими рабочими и принятия участия в разнообразной совместной деятельности.4. Потребности в уважении. Эти потребности могут принимать две различные формы. Первая - это потребность в самоуважении, т.е. удовлетворение самим собой. Самоуважение тесно связано с чувством достижения цели, компетентности, знаний, зрелости и зависимости. Вторая форма - потребность в уважении других людей. Эта потребность связана с репутацией, общественным признанием, статусом внутри группы. В любой организации награды, которые могут удовлетворитьпотребность в уважении, включают в себя почётные звания, другие формы признания, похвалы, дополнительные обязательства и продвижение по службе. 5. Потребности в самореализации и в самовыражении. Когда удовлетворены потребности четырёх нижних уровней, человек фокусирует своё внимание на удовлетворении потребности в самореализации. Пытаясь этого достичь, люди стараются реализовать весь свой потенциал, увеличить свои способности и быть «лучшими». Такая потребность в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей.Теория Герцберга

Герцберг продолжил работу Маслоу и создал специфическую содержательную теорию мотивации трудовой деятельности. Он провел широко освещавшееся исследование в области мотивации, в котором участвовали бухгалтеры и инженеры компаний города Питтсбурга и его окрестностей. Для получения данных он использовал метод критической ситуации. В то же время отрицательные ощущения были связаны главным образом с внешними условиями, в которых осуществляется работа, – ее контекстом. Расположив эти высказанные положительные и отрицательные ощущения в виде таблицы (см. табл. 1), Герцберг сделал заключение, что удовлетворенность связана с содержанием работы, а неудовлетворенность – с ее контекстом.


Таблица 1. Двухфакторная теория Герцберга

Многие менеджеры, особенно недавно поставленные управлять коллективом, поначалу теряются и не знают, каким образом выстроить свою политику администратора. Ведь одновременно нужно иметь и уважение сотрудников, и их доверие, и личную симпатию, но чтобы все эти чувства вместе не только не мешали рабочему процессу, а, наоборот, стимулировали его.

Как заработать доверительные отношения и при этом не скатиться в панибратство и фамильярность?

Опытные менеджеры знают, что начальник никогда не будет на одном уровне с подчиненными. Это вовсе не высокомерие, а, скорее, грустная истина. Те, кто поднимался по карьерной лестнице, почти всегда чувствовали некое одиночество - бывшие коллеги, а теперь подчиненные - отстранялись.

Подобное явление вполне объяснимо и связано с тем, что люди, в большинстве своем, предпочитают доверять равным. Если вы попытаетесь установить слишком тесный контакт со своими подчиненными, они усмотрят в этом вашу слабину. Да и доверия такого, как вы бы хотели, не будет: сложно доверять человеку, от которого в какой-то степени зависит твоя карьера, рабочее место и ежемесячный доход.

Конечно, не стоит впадать в другую крайность и возноситься на пьедестал. Таких начальников, особенно, если пьедестал не был заслужен опытом, еще больше не любят. Скажете, что вам вовсе не нужно, чтобы вас «любили»? Однако, с точки зрения менеджмента, на это можно возразить следующим образом: если управленец вызывает симпатию, то его распоряжения выполняются охотнее, работники легче проявляют инициативу, а также чаще «прощают» недочеты.

Доверие у сотрудников можно заработать вовсе не фамильярничаньем и заискиванием, здесь вы только потеряете уважение, а вместе с ним и статус вышестоящего. Доверие зарабатывается одним-единственным способом: последовательностью и справедливостью. Если тогда, когда нужно поощрить работника, вы не забудете об этом и это сделаете, а тогда, когда надо наказать, наказание будет соразмерно сделанному, то постепенно вы завоюете репутацию опытного руководителя, который ничего не делает просто так. Еще очень важно не допускать распространенной ошибки всех молодых менеджеров: действовать сгоряча, на эмоциях. Вы остынете, но люди запомнят.

Мотивирование

Мотивировать сотрудников можно двумя всем известными методами: «кнута» и «пряника». В науке управления персоналом эти методы названы положительной и отрицательной мотивацией. Здесь, в принципе, нет ничего сложного. Отрицательная мотивация базируется на постулате: «если я это не сделаю, я получу что-то плохое» (штраф, выговор, увольнение, отсутствие перспектив карьерного роста и так далее), а положительная мотивация - это «если я это сделаю, я получу что-то хорошее» (поощрение, похвалу, премию, продвижение по службе и так далее).

Для того, чтобы эти методы работали, нужно их грамотно чередовать. При этом начальнику следует быть довольно хорошим психологом, чтобы определить, с кем из сотрудников какая мотивация лучше работает. Ведь есть люди, которых, например, критика подстегивает к самосовершенствованию, а есть те, кто опускает руки. Точно также и реакция на похвалу может быть разной: кого-то это стимулирует, а кто-то расслабляется.

Таким образом, зная индивидуальные особенности каждого своего подчиненного, вы сможете организовать для них необходимую для продуктивного рабочего процесса атмосферу, а также грамотно согласовать взаимодействие всех структур, находящихся в вашем ведении.

Преподавателю необходимо объективно оценивать работу ученика, хвалить за достижения и указывать на направления развития. В индивидуальном обучении мы, как правило, не ставим оценки за исключением тестовых работ, сочинений и проектов. Как же студенту понять в чем он преуспел, а где его слабые места? Не все учащиеся способны себя адекватно оценить. Как критиковать в позитивном ключе? В сегодняшней статье мы рассмотрим несколько правил.

1. Эффект сэндвича

Золотое правило критики состоит в том, чтобы начать с позитивного фидбека, затем перейти к негативному и снова к положительному. Этот принцип хорошо применим для подведения итогов занятия.
Например, учитель говорит в конце урока:

+ Your speaking was really fluent today. Well done! I feel that it is much easier for you to talk now.
− But we still need to pay more attention to grammar structures if you want other people to understand you easier. This means more work both in class and at home. I think it’s a good idea to learn irregular verbs more, don’t you think?
+ Anyway, you manage to communicate rather successfully and I’m glad that you understand your partner without any difficulties.

Если ученик низкого уровня, то обратная связь может даваться на родном языке, так как важно, чтобы студент понял 100% вашего утверждения и сделал соответствующие выводы для себя. Если сложно хвалить за реальные достижения, хвалите за старания. Как это делать можно прочитать в нашей .

2. Не переусердствуйте с критикой

Если вы будете исправлять каждую оговорку в речи учащегося, то он просто закроется и будет стараться сказать меньше. Точно также с критикой. Слишком много критики, даже конструктивной, негативно скажется на мотивации. Сконцентрируйтесь на самой большой проблеме на данном этапе, которую необходимо решить. Следите за тем, чтобы негативный фидбек не превышал положительный.

3. Без упреков и покровительственного тона

Избегайте фраз, которые могут спровоцировать негативную реакцию:

“Я же говорил(а)”.
“Мы уже учили это несколько уроков подряд”.
“Ну сколько ж можно повторять”.
“Почему вы никак не запомните, мы только на прошлом уроке это разбирали”.
“ Я вами сегодня довольна”.

Был реальный случай из моей практики, когда учитель на индивидуальном уроке сказал: “ Я попугая быстрее научила говорить это слово”.
Это фразы-табу потому, что они показывают превосходство говорящего и непременно приведут к конфликту. И прежде чем раздражаться, что студент не знает или не помнит, подумайте, а всё ли у вас гладко получается в учебе? Сразу ли вы научились водить машину, а с компьютером всегда справляетесь?

4. Расскажите о последствиях

Если ученик не выполнил домашнее задание - это не всегда означает, что он ленивый и необязательный. Игнорировать это не стоит потому, что отсутствие дополнительной практики замедляет прогресс. Узнайте причину, затем спокойно расскажите учащемуся какие последствия имеют его действия, и обязательно предложите свою помощь, если потребуется.
Если студент опаздывает, не говорите ему, что все остальные ученики пунктуальные и ответственные. Расскажите о последствиях - он теряет своё же оплаченное время.

5. Аргументируйте свою точку зрения и предлагайте альтернативу

Один из моих студентов очень любил читать текст минут 20, чтоб понять каждое слово. Каждый раз я пыталась его переучить и говорила, что он делает неправильно. Пока я не объяснила причину, замечания не приносили результатов. Я объяснила, что для успешного прохождения международного экзамена ему необходим навык сканирующего чтения и соблюдение лимита времени. Проблема была решена. А дома он читал этот текст столько времени, сколько пожелает.
Вместо того, чтобы говорить интроверту “из Вас слова не вытянешь” , объясните, что необязательно, каждый раз отвечая на вопрос, говорить правду. Это всего лишь практика языка. И необходимость критики отпадет сама собой.

6. Расскажите о своих сложностях при изучении языка

Когда вы говорите о слабых местах ученика, вы также можете рассказать о том, что тоже сталкивались с такими сложностями. Это поможет вам сблизится со студентом, а ему понять, что он - не единственный человек, испытывающий такие проблемы.

7. Не вступайте в спор с учеником

Если в ответ на вашу конструктивную критику учащийся начинает возражать, не пытайтесь с ним спорить. Согласитесь с ним и скажите, что понимаете как он себя чувствует, а только затем перейдите к разговору о последних исследованиях в современной методике на этот счёт.

8. Поощряйте веру в себя

Успех в обучении Керол Двек предписывает наличию “growth mindset”, то есть когда студент верит в возможность улучшения и вызовы воспринимает как возможности для обучения.
Когда вам необходимо дать критический анализ сочинению, особенно если оно не соответствует критериям высокой оценки, старайтесь поощрять ученика мыслить позитивно. Он должен воспринимать неудачу как возможность обучения.
Очень позитивно звучит фраза Эдмонда Дадли , обращенная к обучаемому:
“Everyone works in a different way. Let’s keep trying to find a way to improve”.

С вашей помощью студент обязательно поверит в себя и достигнет результата, несмотря на слабые места и неудачи!

Психология 0

Доброго времени суток, уважаемые гости! Как бы вам не хотелось оставаться в глазах своего избранника беленькой и пушистенькой, иногда нужно проявить свой характер.

Специалисты по межличностным отношениям утверждают, что не все погрешности стоит оставлять без внимания пусть даже горячо любимому, но провинившемуся спутнику жизни. В этой статье пойдет речь о том, как использовать метод кнута и пряника в отношениях.

Этот способ достаточно популярен и встречается в разных сферах жизни. Можно с уверенностью сказать, что методика практикуется в культуре нашего общества. Он еще называется по-другому: инь и янь, разделение и властвование, но суть одна.

Представительницы прекрасного пола используют метод фактически ежедневно. Так они успешно сохраняют гармонию в отношениях, «держат» мужчину возле себя, увеличивая свою важность и востребованность.

Как действует эта методика? Под понятием пряника мы подразумеваем любую награду, либо поощрение, что-то невероятно приятное для человека, повышающее его самооценку. Это может быть обычный массаж, интимная близость, поцелуй. Кнут же олицетворяет нечто неприятное: игнор, неприятное выражение лица, недовольство.

Приближаем и отдаляемся

Любимый метод женщин. Смысл его достаточно прост: когда , она должна делать все, чтобы его удержать. Принцип таков: женщина приближается к мужчине. Она может намекать ему на близость, кокетливо флиртовать с ним, но не переходить за границы дозволенного.

Таким поведением женщина притягивает мужчину, становится ему интересной. Но после того, как представитель сильного пола начинает думать, что он ее завоевал, дама тут же начинает отстраняться.

Когда женщине мужчина по-настоящему интересен (ведь такие манипуляции выполняют только с важными людьми), через некий период возникнет новое сближение. Как правило, на этой стадии мужчину просят сделать что-то полезное. Смысл довольно прост: держать рядом нужного человека.


Почему метод кнута и пряника в отношениях работает?

Прежде всего, мужчины по своей сути являются охотниками. А уж мужчины, которые по своей психологии являются воинами, никогда не упустят возможности поиграть в интересные игры.

Никто не знает, любил бы так Ромео свою Джульетту, если бы их семьи не были враждебными. Метод используется уже очень давно, как видите, и самим Шекспиром. Преграды на пути к счастью лишь разжигают желание у мужчин.

Не верите? Вот вам еще примеры. Возьмите, к примеру, повесть «Руслан и Людмила». Барышня измывалась над поклонником дай боже. Ему пришлось доказывать до старости свою профессиональную пригодность.

Однако это дело тонкое. Здесь важно не переборщить. Как говорили наши прабабушки, отталкивая от себя каждый раз любимого можно вдруг заметить, что он приблизился, но уже к другой, более мягкой даме.

Еще один важный момент. Некоторых кавалеров мы отсылаем подальше, чтобы они нас больше никогда не беспокоили. Безусловно, вы бы обратили внимание на такого красавца, но только в том случае, если б на земле все мужчины вдруг повымирали.

Случается, так, что отфутболиваешь такого, а он все это воспринимает как игру. Конечно, решать вам, что с этим делать. Но я-то в вас не сомневаюсь!

Итак, даже самый неприметный мужчина считает себя покорителем дамских сердец. И поэтому настоящие женщины никогда не сдаются сразу на милость победителя, ведь после этого охотнику будет уже не интересно.

В общем, на первых порах ну очень нужны небольшие и правильные пинки. После такой тактики любой мужчина будет у ваших ног.

Психологи по межличностным отношениям давно заметили, что женское притяжение возможно увеличить, как негативными, так и позитивными переживаниями, которые должны на себе прочувствовать самцы с нашей легкой подачи.

Более того, отрицательные эмоциональные всплески помогают лучше достичь желаемого. Давайте вспомним всеми любимую песню: «Надежды и мечты ты подарила и разбила ты!».

Пускай все кто угодно твердят о неактуальности метода кнута и пряника, я с уверенностью могу сказать, что он будет работать всегда! Если вы желаете, чтобы рядом с вами был всегда влюбленный мужчина, полон энтузиазма и пылающий страстью, держите его в тонусе с использованием нежности и капризов. Еще больше мудрых советов по теме, вы можете найти .

Попробуйте всю неделю есть одни только тортики, вам захочется борща со сметаной. Как бы мужчины не запудривали вам мозг и не твердили о том, что им нужна покорная неприхотливая женщина, не верьте им. Ведь кружат головы только такие принцессы.


Вызываем страх потери

Женщины, которые держат своего возлюбленного в напряжении, формируют свою значимость, эксклюзивность. Попробуйте одно время быть белой и пушистой, а потом вдруг пропасть куда-то! Когда любимый будет звонить, говорите ему: «я сегодня занята», или «у меня нет времени».

Сроки разные. Если вы видите друг друга каждый день, то внезапная неделя расставания просто собьет его с толку. Но делать это нужно так, чтобы он ни в коем случае не подумал, что между вами все кончено. Он будет думать о вашем поведении. Пускай скучает. Представьте себе его эмоции !

Однозначно, делать это тяжело. Но оно того стоит. Безусловно, вам захочется ему написать или позвонить, но нужно себя чем-то отвлекать. Когда возникло желание позвонить, набери подружку, пойди в кино, в магазин, куда угодно, чтобы развеяться. Мы, женщины, трудимся себе во благо!

Истинные завоеватели мужских сердец используют еще одну тактику. Сегодня ты няшка. Ты поощряешь все, ведешь себя нежно, а завтра вдруг превращаешься в стерву. Будь вредной, неприступной и не говори в чем причина. Пускай мужчина ломает голову и догадывается сам.

Чтобы он тебя не просек, важно делать это в разные дни. Иначе умный мужчина сразу поймет в чем дело. Включай свою фантазию, меняй сценарий, пусть смотрит на тебя другую.