Указ Президента Республики Беларусь от 26.12.2017 № 463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» (далее - Указ № 463) направлен на дальнейшее совершенствование правового регулирования отношений в области охраны и использования земель. Документ в том числе вносит ряд принципиальных изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее - Указа № 667).

Улучшать разрешено

Согласно п. 3 Указа № 463 землепользователи до принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка для госнужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества имеют право пользоваться земельными участками, эксплуатировать и улучшать расположенные на них объекты недвижимого имущества без учета установленных градостроительными регламентами ограничений в отношении территорий перспективного развития населенных пунктов (территорий, подлежащих реконструкции, трансформации). Следует особо отметить, что данная норма касается не только физических лиц, но и иных землепользователей, хотя особенно актуальным данное нововведение является именно для граждан.

Данная норма решает проблему, которую чиновники старались не замечать десятки лет: люди не могли улучшать свое жилье из-за того, что их дома планируется когда-то, даже в необозримом будущем, пустить под снос, потому что такое улучшение влекло увеличение размера компенсации при сносе. Теперь до принятия решения о предстоящем изъятии земельных участков для госнужд граждане вправе реконструировать принадлежащие им жилые дома с увеличением их площади, а также возводить хозяйственные постройки на придомовой территории даже в тех случаях, когда градостроительной документацией намечен снос усадебной жилой застройки.

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь дало по этому поводу разъяснение, согласно которому землепользователи до принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка для госнужд и сноса объектов недвижимости на основании решений, принятых местными исполнительными и распорядительными органами, имеют право осуществлять:

  • перепланировку жилых помещений;
  • устройство жилой мансарды в габаритах существующего чердачного пространства;
  • пристройку санузла, ванной, топочной;
  • тепловую реабилитацию ограждающих конструкций домов;
  • возведение построек (веранда, терраса, беседка, крыльцо, навес);
  • устройство пандусов для физически -ослабленных лиц;
  • подключение к инженерным сетям (водо-, электро-, газоснабжения, канализации и связи);
  • возведение капитальных хозяйственных построек (гаража площадью не более 25 метров квадратных, сарая для хранения хозяйственного инвентаря и топлива площадью не более 15 метров квадратных, бани площадью не более 12 метров квадратных);
  • реконструкцию существующих жилых домов и строений.

В то же время нельзя осуществлять новое строительство на земельных участках, которые в будущем планируется изъять для государственных нужд, как нельзя и изменять их целевое назначение.

Сроки

Установлен срок для возмещения убытков, причиняемых землепользователям изъятием или временным занятием земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости. Такие убытки должны быть возмещены землепользователю до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.

Закреплен срок направления землепользователям уведомления о необходимости возврата предоставленного во временное пользование земельного участка (ч. 2 п. 45 Положения об изъятии и предоставлении земельных участков, утвержденного Указом № 667 в редакции Указа № 463 (далее - Положение)): землеустроительная служба должна сделать это за месяц до такого срока. Данная норма введена с целью своевременного возврата земельных участков землепользователями.

Устанавливается срок для принятия местным исполкомом решения об отказе в предоставлении земельного участка (ч. 2 п. 15 Положения). При наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка местный исполком в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления заинтересованного лица принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка с указанием соответствующих законодательству оснований отказа и в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет его копию (выписку из решения) заинтересованному лицу. Действующая редакция Указа № 667 сроки для принятия исполкомом такого решение не регламентировала.

Без аукциона

Расширен перечень случаев, когда земельные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам без аукциона (п. 7 Указа № 667). В частности, теперь без аукциона земельные участки можно предоставлять также:

  • организациям застройщиков;
  • организациям, управляющим общим имуществом для содержания и обслуживания недвижимого имущества совместного домовладения;
  • победителям аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений);
  • сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, юридическим лицам, имеющим филиал либо иное обособленное подразделение, осуществляющим предпринимательскую деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, у которых выручка от реализации продукции составляет не менее 50% общей суммы выручки этого филиала либо иного обособленного подразделения, государственным лесохозяйственным учреждениям, иным государственным организациям - для строительства и (или) обслуживания жилых домов, обслуживания зарегистрированных организацией по государственной регистрации квартир в блокированных жилых домах (при соблюдении условий, установленных законодательством) для работников таких организаций, работников организаций социально-культурной сферы, а также размещения агроэкотуристов.

Преференции

Перечень случаев освобождения от возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, расширен. Например, такие потери не будут возмещаться при изъятии земель для строительства и обслуживания объектов социального обслуживания, транспортной и инженерной инфраструктуры в границах свободных экономических зон.

До 1 января 2020 г. освобождаются от уплаты государственной пошлины за выдачу (оформление) правоудостоверяющих документов на земельные участки, предоставленные юридическим лицам для ведения сельского хозяйства и лесного (лесопаркового) хозяйства, сельскохозяйственные организации, государственные лесохозяйственные учреждения, организации местных исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых входит ведение лесного (лесопаркового) хозяйства.

От дублирования отказываемся

Из Указа № 667 исключаются нормы, содержащиеся в Кодексе Республики Беларусь о земле (далее - КоЗ). Ранее практика была такая: изменения и дополнения в КоЗ чуть ли не в обязательном порядке дублировались в Указе № 667. И наоборот. Теперь же решено от этого отказаться, что вполне логично и целесообразно: зачем дублировать одни и те же положения в нескольких законодательных актах? Так, в частности, из Указа № 667 будут исключены нормы:

  • об особенностях отчуждения земельных участков, предоставленных гражданам как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, и расположенных на них объектов;
  • устанавливающие размеры земельных участков, предоставляемых для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, расположенных в пригородных зонах г. Минска, областных центров и городов областного подчинения.

Кадастровая стоимость

Согласно Указу № 463 теперь кадастровая стоимость земли не привязана к доллару (но только если она определялась после 1 января 2015 г.). Так, по общему правилу земельные участки будут предоставляться в частную собственность и аренду исходя из кадастровой стоимости, определенной:

  • в белорусских рублях на дату оценки - в случае, если кадастровая стоимость определена после 1 января 2015 г.;
  • в белорусских рублях исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком на дату подачи такого заявления, - в случае, если кадастровая стоимость определена не позднее 1 января 2015 г.

Особо охраняемые природные территории

С целью не допустить необоснованного изъятия земель, образующих особо охраняемые природные территории, вводится норма, согласно которой изъятие и предоставление земельных участков из таких земель допускаются только в случаях, если цели и условия изъятия и предоставления этих земельных участков не противоречат режиму охраны и использования особо охраняемых природных территорий (ч. 2 п. 2 Указа № 667).

Землеустроительная служба по-новому

Совершенствуется работа землеустроительных служб, в частности, поскольку необходимо повышение уровня знаний таких служб. В связи с этим п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 11.12.2009 № 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» изложен в новой редакции. Теперь положения о землеустроительных службах областных и Минского городского исполнительных комитетов будут утверждаться председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов по согласованию с Госкомимущества.

Руководители землеустроительных служб областных и Минского городского исполнительных комитетов теперь будут назначаться на должности и освобождаться от должностей председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов не только с согласия Председателя Государственного комитета по имуществу, но и с согласия помощников Президента - инспекторов по областям, г. Минску.

Руководители землеустроительных служб районных, городских (кроме Минского городского) исполнительных комитетов будут назначаться на должности и освобождаться от должностей председателями районных, городских (кроме Минского городского) исполнительных комитетов с согласия председателей областных исполнительных комитетов и Председателя Госкомимущества.

Иные изменения

Кроме того, Указ № 463 также содержит нормы, предусматривающие:

  • возможность предоставления инвестору и (или) организации, реализующей инвестиционный проект, дополнительного земельного участка, размер которого не превышает 10% размера первоначального земельного участка;
  • стимулирование развития крестьянских фермерских хозяйств;
  • внедрение современных технологий в процессы отвода земельных участков;
  • изменения в ряд прочих законодательных актов.

В целях совершенствования регулирования отношений в области охраны и использования земель на территории Республики Беларусь, в том числе порядка предоставления земельных участков при продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, расширения полномочий местных исполнительных комитетов в решении вопросов изъятия и предоставления земельных участков:

1. Установить, что:

1.1. земельные участки предоставляются:

гражданам на праве временного пользования, пожизненного наследуемого владения, частной собственности или аренды;

индивидуальным предпринимателям на праве аренды;

юридическим лицам Республики Беларусь на праве постоянного или временного пользования, частной собственности или аренды, юридическим лицам, не являющимся резидентами Республики Беларусь, - на праве аренды.

Вид вещного права, на котором может быть предоставлен земельный участок, определяется в соответствии с законодательными актами в зависимости от целей его использования и с учетом требований настоящего Указа;

1.2. изъятие и предоставление земельных участков, за исключением указанных в абзаце первом части первой пункта 2 настоящего Указа, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь, осуществляется:

сельскими, поселковыми исполнительными комитетами - из земель сельских населенных пунктов, поселков городского типа гражданам для строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированногожилого дома, для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей (отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством), ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных;

районными исполнительными комитетами - из земель в границах районов для целей, связанных с ведением лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, традиционных народных промыслов, коллективного садоводства, дачного строительства, а также из земель городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ, за исключением земель, решение по которым принимается сельскими, поселковыми исполнительными комитетами;

Минским городским исполнительным комитетом и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами - соответственно из земель г. Минска и городов областного подчинения;

областными исполнительными комитетами - из земель в границах области, за исключением земель, решение по которым принимается Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами;

администрациями свободных экономических зон - резидентам соответствующих свободных экономических зон в границах данных зон (если это право делегировано соответствующими областными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами).

Одновременно с принятием решения об изъятии и предоставлении земельных участков областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные исполнительные комитеты, администрации свободных экономических зон в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков при необходимости осуществляют перевод земельных участков из одних категорий в другие.

При этом администрации свободных экономических зон осуществляют действия, указанные в части второй настоящего подпункта, в случае, если право на перевод земельных участков в установленном порядке делегировано им соответствующими областными, Минским городским и городскими (городов областного подчинения) исполнительными комитетами.

Решения об изъятии и предоставлении земельных участков, об отнесении земель к определенным категориям и видам, о переводе их из одних категорий и видов в другие, принятые государственными органами в установленном законодательством порядке до вступления в силу настоящего Указа, имеют юридическую силу;

1.3. изъятие и (или) предоставление земельных участков для размещения важных оборонных и (или) военных объектов, дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций и консульских учреждений иностранных государств в Республике Беларусь, а также при распоряжении высвобождаемым недвижимым имуществом государственными органами, имеющими воинские формирования и военизированные организации, осуществляется в порядке, установленном законодательными актами;

1.4. предоставление в аренду земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

2. Изъятие и предоставление земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, не связанных с назначением этих земель, а также перевод таких земель в иные категории и виды производятся областными и Минским городским исполнительными комитетами и допускаются:

2.1. для размещения объектов недвижимого имущества в случаях, когда такое размещениепредусмотрено:

решениями Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь;

государственными программами, утвержденными Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь;

градостроительными проектами, генеральными планами городов, иных населенных пунктов и (или) градо-строительными проектами детального планирования - в населенных пунктах;

схемами землеустройства районов, проектами внутрихозяйственного землеустройства с учетом государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь, схем комплексной территориальной организации областей - вне населенных пунктов;

2.2. для размещения объектов недвижимого имущества в исключительных случаях, не предусмотренных подпунктом 2.1 настоящего пункта, когда отсутствует возможность размещения таких объектов на земельных участках из иных категорий и видов земель;

2.3. в иных случаях, предусмотренных законами или решениями Президента Республики Беларусь.

При этом принятие областными, Минским городским исполнительными комитетами в соответствии с подпунктом 2.2 настоящего пункта решений о размещении объектов недвижимого имущества несельскохозяйственного и нелесохозяйственного назначения, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, указанных в абзаце первом части первой настоящего пункта, допускается только при невозможности размещения этих объектов на земельных участках несельскохозяйственного назначения, или непригодных для ведения сельского хозяйства, или на сельскохозяйственных землях худшего качества, а также на землях, не покрытых лесом либо занятых малоценной древесно-кустарниковой растительностью, в случае предоставления земельного участка из земель лесного фонда.

3. При продаже на территории Республики Беларусь в установленном порядке недвижимого имущества (капитальных строений (зданий, сооружений), включая входящие в состав предприятий как имущественных комплексов), находящегося в государственной собственности, в том числе путем проведения аукциона, одновременно осуществляется продажа права заключения договора аренды земельного участка, необходимого для обслуживания этого имущества, если иное не установлено законами или решениями Президента Республики Беларусь.

4. Местные исполнительные комитеты формируют перечни свободных (незанятых) земельных участков, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу (далее - свободные (незанятые) земельные участки), находящихся в населенных пунктах, на территории районов, включая садоводческие товарищества, дачные кооперативы, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства. Информация о наличии таких земельных участков должна быть полной, достоверной, открытой, доступной и подлежит включению в перечни с указанием целей возможного использования этих участков.

Перечни свободных (незанятых) земельных участков поддерживаются в актуальном состоянии, ежемесячно обновляются и размещаются на информационных стендах и официальных сайтах местных исполнительных комитетов в глобальной компьютерной сети Интернет, а также могут распространяться иными доступными способами, в том числе через средства массовой информации.

5. Земельные участки предоставляются в установленном порядке, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящего Указа, по результатам аукционов:

на право заключения договоров аренды земельных участков - в аренду гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;

с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) - в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам;

по продаже земельных участков в частную собственность - в частную собственность гражданам Республики Беларусь для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (за исключением случаев, когда земельные участки находятся в пользовании, пожизненном наследуемом владении этих граждан или на праве аренды, но с расположенными на них жилыми домами, принадлежащими гражданам на праве собственности), а также негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательными актами.

6. Без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность земельные участки предоставляются на вещных правах в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель:

государственным органам, иным государственным организациям (за исключением предоставления земельных участков для строительства автозаправочных станций);

сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям - для ведения сельского, подсобного сельскогохозяйства;

научным организациям, учреждениям образования - для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;

государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям местных исполнительных и распорядительных органов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства, -для ведения лесного хозяйства;

религиозным организациям, иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - для строительства культовых строений и мест погребения;

гражданам Республики Беларусь, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим в населенных пунктах и работающим в этих населенных пунктах или на территории районов, в которых находятся такие населенные пункты, - для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в данных населенных пунктах;*

гаражным (гаражно-строительным) кооперативам и кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, - для строительства и эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств граждан Республики Беларусь - членов таких кооперативов;

гражданам Республики Беларусь - для ведения личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, традиционных народных промыслов, огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, а также отдельным категориям граждан Республики Беларусь в соответствии с законодательством - для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей;

садоводческим товариществам, гражданам Республики Беларусь - для ведения коллективного садоводства;

гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, если по условиям отвода земельного участка требуется предоставление им другого земельного участка взамен изымаемого (в том числе взамен намеченного к изъятию и предоставлению этим лицам);

гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам — для оформления правоудостоверяющих документов на земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности или ином законном основании капитальные строения (здания, сооружения);

гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, получившим в установленном законодательством порядке до 2 мая 2006 г. разрешения сельских, поселковых, городских, районных исполнительных комитетов на проведение проектно-изыскательских работ для строительства в г. Минске, областных центрах и пригородных зонах этих городов капитальных строений (зданий, сооружений), если проведение аукционов на эту дату не предусмотрено законами или решениями Президента Республики Беларусь;

гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, получившим в установленном законодательством порядке до 1 января 2008 г. разрешения сельских, поселковых, городских, районных исполнительных комитетов на проведение проектно-изыскательских работ для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) на территории, не указанной в абзаце тринадцатом части первой настоящего пункта, если проведение аукционов на эту дату не предусмотрено законами или решениями Президента Республики Беларусь;

резидентам свободных экономических зон - для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах;

при необходимости занятия дополнительного земельного участка,если при проведении реконструкции существующего объекта без изменения его функционального назначения либо в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера;

при приобретении не завершенных строительством, незаконсервированных капитальных строений (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), решение об отчуждении которых принято Президентом Республики Беларусь;

юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — для размещения объекта недвижимого имущества на территории Республики Беларусь, если строительство такого объекта и конкретноеюридическое лицо, индивидуальный предприниматель определены решением Президента Республики Беларусь либо государственной программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь;

по решению Президента Республики Беларусь в иных случаях.

Если иное не предусмотрено законами, правовыми актами Президента Республики Беларусь, областные, Минский городской исполнительные комитеты определяют вещные права на земельные участки, предоставляемые данными исполнительными комитетами без проведения аукциона в соответствии с частью первой настоящего пункта гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества.

Победителям аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) земельные участки предоставляются без проведения аукциона на право заключения договоров аренды. Решение о проведении аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) принимается Минским городским исполнительным комитетом, городским исполнительным комитетом областного центра в отношении земельных участков в г. Минске и областных центрах, на которых находятся объекты недвижимости, подлежащие сносу.

Если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, то при предоставлении земельных участков в аренду для целей, указанных в абзацах втором-седьмом, девятом-двенадцатом части первой настоящего пункта, плата за право заключения договоров аренды этих участков не взимается, а для целей, определенных в абзацах восьмом, тринадцатом - восемнадцатом названной части, такая плата взимается на основании их кадастровой стоимости. Размер и условия внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков для целей, указанных в абзаце девятнадцатом части первой настоящего пункта, определяются в соответствии с решением Президента Республики Беларусь.

Порядок определения размера платы за право заключения договоров аренды земельных участков, предоставляемых без проведения аукционов согласно части первой настоящего пункта, а также начальной цены предмета таких аукционов устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

В случае, если решение о предоставлении земельных участков в аренду для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, в том числе по результатам аукционов, входит в компетенцию областных, Минского городского, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, данными органами может быть принято решение о предоставлении рассрочки внесения платы за право заключения договоров аренды земельных участков.

Без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельные участки для строительства и обслуживания многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности**) предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в постоянное и (или) во временное пользование.

Земельные участки предоставляются из государственной собственности в частную собственность граждан Республики Беларусь по их кадастровой стоимости, за исключением земельных участков, передаваемых в частную собственность граждан Республики Беларусь по результатам аукционов по продаже земельных участков в частную собственность для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в соответствии с законодательными актами. При предоставлении земельных участков в собственность таким лицам по результатам проведения аукциона их стоимость определяется по результатам аукциона и не может быть ниже их кадастровой стоимости.

Земельные участки предоставляются из государственной собственности в частную собственность негосударственных юридических лиц Республики Беларусьтолько в случаях, предусмотренных законодательными актами, ипо кадастровой стоимости этих участков, если иное не определено Президентом Республики Беларусь. При предоставлении земельных участков в собственность таким лицам по результатам проведения аукциона по продаже земельных участков в частную собственность их стоимость определяется по результатам аукциона и не может быть ниже их кадастровой стоимости.

7. Право на земельный участок возникает у гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее - организация по государственной регистрации) и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации.

(Продолжение читайте во второй части)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Комментарий к Указу № 667: изменения 2014 года

Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667) является базовым, основополагающим нормативным правовым актом в массиве нормативных правовых актов, регулирующих порядок изъятия и предоставления земельных участков юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам, в том числе для целей строительства объектов недвижимости.

С момента принятия Указа № 667 в него неоднократно вносились изменения. Только в текущем году данный нормативный правовой акт претерпел шесть редакций. Последние изменения в него были внесены Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.2014 № 387 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 667», отдельные положения которого уже вступили в силу, другие вступят в силу с 01.01.2015. Отметим, что часть изменений, внесенных в Указ № 667, связана с принятием нормативных правовых актов, регулирующих смежные правоотношения, другая часть непосредственно связана с желанием законодателя отрегулировать определенную категорию сложившихся либо складывающихся отношений субъектов земельных правоотношений.

Проведем краткий обзор тех изменений, которые в течение 2014 года были внесены в комментируемый нормативный правовой акт.

Указом Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 59 «О внесении дополнений и изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667» были внесены изменения в п. 7 Указа № 667, определяющий направления использования средств, полученных от проведения аукционов (платы за право заключения договоров аренды земельных участков и платы за земельные участки). В ранее действующей редакции данного пункта перечень направлений использования полученных от проведения аукционов средств был закрытым и включал в себя строительство объектов инфраструктуры, разработку градостроительной документации, финансирование работ (услуг), связанных с изъятием земельных участков для проведения аукционов, в том числе по государственной регистрации этих участков, проведение аукционов аренды и аукционов продажи, на выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности, выкуп капитальных строений (зданий, сооружений), незавершенных законсервированных капитальных строений, незавершенных незаконсервированных капитальных строений, расположенных на земельных участках, предоставленных гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, государственную регистрацию прекращения прав на земельные участки, ограничений (обременений) прав на земельные участки и прекращения существования земельных участков. В новой редакции законодатель предусмотрел также возможность использования от проведения аукционов средств на благоустройство территорий, а также иные цели определяемые Президентом Республики Беларусь. Полагаем, что изменения, внесенные в комментируемую норму, являются противоречивыми по своему характеру и могут привести к вымыванию средств из местных бюджетов.

Более значительные по сути и по объему изменения Указ № 667 претерпел в связи с принятием и вступлением в силу 01.04.2014 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности».

В текст новой редакции Указа № 667 введен запрет на изменение границ земельных участков, предоставленных по результатам аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукционов по продаже земельных участков в частную собственность, предусматривающее увеличение площади таких земельных участков. Исключение составляет случай, когда речь идет о реконструкции существующих объектов и при этом требуется изменение целевого назначения земельного участка и (или) его размера с соблюдением установленных законодательством предельных размеров земельных участков.

Изменения коснулись и п. 11 Указа № 667. Часть первая данного пункта устанавливает запрет на отчуждение (купля-продажа, мена, дарение) предоставленных в частную собственность для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) земельных участков, передача в аренду таких земельных участков, а также передача прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков, предоставленных для указанной цели в аренду, до получения их собственниками (арендаторами) документов, удостоверяющих право на расположенные на этих участках капитальные строения (здания, сооружения). Исключениями из данного правила до внесения изменений было:

    отчуждение земельных участков местным исполнительным и распорядительным органам;

    отчуждение земельных участков (передачи прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков) с расположенными на них незавершенными законсервированными капитальными строениями;

    приобретение земельных участков в частную собственность на аукционе.

После внесения изменений сделки с приобретенными на аукционе земельными участками, на которых отсутствуют завершенные или незавершенные строительством объекты, стали невозможны.

Ужесточился также и запрет, содержащийся в части четвертой вышеуказанного пункта. После внесения изменений кроме запрета на раздел земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (за исключением случаев, связанных с разделом этих домов), законодатель установил также запрет на раздел земельных участков, предоставленных для строительства (строительства и обслуживания) капитальных строений (зданий, сооружений), до завершения их строительства.

Новеллой в новой редакции Указа № 667 стало дополнение его текста п. 12-1. Введенная в текст Указа № 667 новая норма регулирует порядок принятия исполкомом решения о предстоящем изъятии земельного участка в случае, когда земельный участок имеет обременения в виде находящихся на нем объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения, производственных и иные капитальных строений (зданий, сооружений), в том числе не завершенных строительством, подлежащих сносу. Отметим, что до настоящего времени законодателем был урегулирован лишь порядок реализации имущественных прав собственников (граждан или организаций) подлежащих сносу жилых домов, квартир в блокированных или многоквартирных жилых домах, строений, сооружений и насаждений при них. Нормативное закрепление порядка принятия исполкомом решения о предстоящем изъятии земельного участка обусловлено необходимостью реализовать права лиц, которым на праве собственности, ином вещном праве принадлежат подлежащие сносу объекты недвижимости.

В соответствии с частью девятой п. 12-1 Указа № 667 срок между принятием местным исполнительным комитетом решения о предстоящем изъятии земельного участка и решения об изъятии и предоставлении земельного участка не может быть более двух лет. По истечении указанного срока решение о предстоящем изъятии земельного участка считается утратившим силу.

В мае-июне 2014 года в связи со вступлением в силу Указа Президента Республики Беларусь от 07.05.2014 № 214 «О развитии городов-спутников» и Указа Президента Республики Беларусь от 30.06.2014 № 326 «О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка «Индустриальный парк «Великий камень» последовали еще две новых редакции Указа № 667. После принятия данных нормативных правовых актов стало возможным изъятие и предоставление заинтересованным лицам земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (лесов первой группы) и о переводе таких земель в другие категории без предварительного с Президентом Республики Беларусь места размещения таких земельных участков.

Достаточно существенные изменения в Указ № 667 были внесены Указом Президента Республики Беларусь от 04.08.2014 № 387 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667». Отметим, что одна часть положений Указа № 387 вступила в силу после его официального опубликования, другая часть вступит в силу с 01.01.2015.

Уже вступившие в силу изменения коснулись вопросов строительства объектов придорожного сервиса. Ранее земельные участки для этих целей предоставлялись заинтересованному лицу по заявительному принципу независимо от места нахождения земельного участка. На сегодняшний день в пригородной зоне г. Минска и областных центров земельные участки для вышеуказанных целей предоставляются только по результатам аукциона.

Несколько откорректирована и норма, закрепляющая право инвестора (организации, созданной инвестором) получить без аукциона земельный участок для строительства объекта, предусмотренного инвестиционным проектом. В новой редакции она дополнена словами «если иное не установлено Президентом Республики Беларусь». С нашей точки зрения, право инвестора на получение земельного участка без аукциона для целей, указанных в заключенном с Республикой Беларусь инвестиционном договоре, должно быть безусловным.

Теперь пройдемся по тем изменениям, которые вступят в силу с 01.01.2015.

Ранее земельные участки садоводческим товариществам и гражданам для коллективного садоводства предоставлялись без аукциона независимо от их местонахождения. С 2015 года земельные участки, находящиеся в пригородной зоне г. Минска, для вышеуказанных целей. будут предоставляться лишь по результатам аукциона.

Вместе с тем, дополнен перечень случаев, когда земельные участки заинтересованным в их получении лицам предоставляются без проведения аукциона. Речь идет об организациях и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих сбор, сортировку и подготовку к обезвреживанию и использованию вторичных материальных ресурсов – для размещения приемных пунктов вторичного сырья, объектов сортировки, обезвреживания коммунальных отходов и объектов захоронения твердых коммунальных отходов.

Изменения коснулись и вопросов внесения платы за заключение договоров аренды земельных участков. В случае нарушения нормативных сроков строительства объекта лицо, которому земельный участков был предоставлен без платы за право заключения договора аренды, обязано внести такую плату за весь период пользования земельным участком.

П. 11 Указа № 667 дополнен двумя новыми частями. И в обоих случаях это новые запреты. Первый – на отчуждение в течение пяти лет земельных участков, предоставленных для коллективного садоводства, а также расположенных на них капитальных строений. При этом пятилетний срок начинает течь с момента регистрации прав на земельные участки. Запрет распространяется на земельные участки и капительные строения, находящиеся в пригородных зонах г. Минска и областных центров. Второй – на создание новых садоводческих товариществ. Территориальный признак тот же, что и в первом случае. Свободные земельные участки для коллективного садоводства и дачного строительства, находящиеся на территории пригородной зоны г. Минска, отныне предоставляются только по результатам аукциона.

В целом, по результатам проведенного анализа можно проследить следующие тенденции нормотворческого процесса в сфере земельных правоотношений: сокращение перечня случаев, когда земельные участки предоставляются без проведения аукциона. Прежде всего речь идет о пригородной зоне г. Минска и областных центров. Кроме того, на законодательном уровне устанавливаются ограничения прав собственников, арендаторов земельных участков в отношении земельных участков, приобретенных на аукционах, а также предоставленных для коллективного садоводства – в течение пяти лет с момента регистрации прав на них. Введена новая форма ответственности за нарушение нормативных сроков строительства объектов. В случае, когда земельный участок для строительства был предоставлен без внесения платы за право заключения договора аренды, а строительство объекта окончено с нарушением нормативного срока, такая плата взимается за весь срок пользования земельным участком.

Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Установить, что при разработке проектов законов Российской Федерации по вопросам обязательного страхования, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, должны обеспечиваться:

а) первоочередное правовое урегулирование видов обязательного страхования, непосредственно направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

б) подтверждение проведения в Российской Федерации основных видов обязательного личного и имущественного страхования, установленных актами законодательства Российской Федерации и бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "О страховании";

в) сохранение либо при необходимости увеличение установленных страховых сумм по видам обязательного личного страхования;

г) единство основных положений порядка и условий проведения обязательного страхования в Российской Федерации.

2. Правительству Российской Федерации:

а) в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О страховании", а также пунктом 1 настоящего Указа внести до 1 сентября 1994 г. в Государственную Думу Федерального Собрания:

проект Закона Российской Федерации "Об основах проведения обязательного страхования в Российской Федерации", определив в нем понятие обязательного страхования (в том числе обязательного государственного страхования), а также общие цели, задачи, принципы, порядок и условия проведения страхования в этой форме;

согласующиеся с проектом Закона Российской Федерации "Об основах проведения обязательного страхования в Российской Федерации" первоочередные проекты законов Российской Федерации о порядке и условиях проведения отдельных видов обязательного страхования.

В месячный срок утвердить по представлению Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью перечень законопроектов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания в первоочередном порядке;

б) решить вопрос с государствами - бывшими республиками Союза ССР о целесообразности заключения межправительственных соглашений по вопросам осуществления обязательного страхования.

3. В целях приведения в соответствие с Законом Российской Федерации "О страховании" указов Президента Российской Федерации по вопросам обязательного страхования, а также обеспечения установленного Конституцией Российской Федерации права каждого на свободное получение информации внести следующие изменения и дополнения:

а) в приложении N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. N 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации":

пункт 8

"8. Обязательное государственное личное страхование всех сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации осуществляется на основании договоров, заключаемых Государственной налоговой службой Российской Федерации и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного государственного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Установить, что размер расходов страховщика на проведение страховых операций по данному виду обязательного государственного страхования не может превышать 6 процентов сумм, фактически выплаченных в связи с наступлением страховых случаев, предусмотренных договором страхования";

в пункте 9 слова: "органы государственного страхования" заменить словом "страховщики";

пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10. До вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы проведения обязательного государственного личного страхования сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, размер страхового тарифа по данному виду устанавливается страховщиками по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации и утверждается Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью";

пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. Перечень оснований для отказа страховщика произвести страховую выплату по обязательному государственному личному страхованию сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации определяется на основании положений пунктов 1 и 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "О страховании" и указывается в договоре, заключаемом Государственной налоговой службой Российской Федерацией и страховщиком";

дополнить приложение N 2 к Указу примечанием следующего содержания:

"Примечание. Раздел II настоящего приложения действует до вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы проведения обязательного государственного личного страхования сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации";

4. В целях обеспечения непрерывности осуществления обязательного государственного личного страхования сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации и обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов) установить, что временно, до 1 июля 1994 г., указанные виды обязательного страхования могут осуществляться Российской государственной страховой компанией (Росгосстрахом) и ее дочерними предприятиями без лицензии.