История Петра и Февронии — настоящий пример крепких отношений, которым не страшны невзгоды. Они прожили вместе всю жизнь и умерли в один день. И даже смерть не смогла разлучить их. Такую историю, описанную вкратце, необходимо всем иметь под рукой, ведь основные события в книге, ее богатый деталями сюжет пригодятся для аргументации в разнообразных сочинениях. Так что кратчайшее содержание повести для читательского дневника – не спасение для нерадивых учеников, а клад для дальновидных и находчивых школьников.

(483 слова) В городе Муром правил князь Павел. К жене его часто наведывался змий-искуситель. Задумал князь убить его, и попросил свою супругу спросить у существа, знает ли оно, от чьей руки ему суждено погибнуть. Она исполняет просьбу мужа и узнает, что змия может убить брат Павла, которого зовут Петр, с помощью Агрикова меча. Герой все рассказал брату, и тот, не задумываясь, решил расправиться с нежеланным гостем. Однажды Петр пришел в церковь, и там один юноша показал ему, где находится этот меч.

Во время очередного визита Петр удивился, что Павел может так быстро перемещаться по комнатам. Сначала его брат сидел в своих покоях, а уже через несколько секунд оказался у жены. Павел рассказал, что змий может превращаться в него. Петр убил змия, но был забрызган его ядом. На теле появились язвы.

Петр стал искать того, кто мог бы вылечить его. Больного перевезли в Рязанскую область. Слуга нашел дом, в котором жила знахарка Феврония. Женщина поставила условие: она вылечит его, если после выздоровления Петр возьмет ее в жены. Герой согласился. Тогда она приказала ему идти в баню и там намазать лечебной мазью все язвы, за исключением одной. Он прислал ей лен и сказал, чтобы она соткала рубаху, пока он моется. А она передала ему полено с просьбой превратить его в токарный станок. Так, герой понял, что имеет дело с умной девушкой.

Петр выздоровел и отправил Февронии подарки. Он надеялся, что дарами сможет откупиться от девушки. Он не хотел жениться. Однако через некоторое время язвы снова начали появляться, и больному пришлось вернуться к Февронии. Он окончательно выздоровел и принял решение жениться на спасительнице.

После смерти князя Павла, ему на смену пришел править Петр. Бояре относились к Февронии с презрением и заявили Петру, что не желают видеть ее княгиней. Они предложили ей уехать из Мурома. Правитель не хотел оставлять жену и отправился вместе с ней. По дороге, когда один путник возжелал Февронию, она приказала ему зачерпнуть воды с одной и с другой стороны реки и выпить. Он заявил, что вкус один и тот же. А она в ответ молвила, что и дамами так: не стоит изменять в поисках новых ощущений, все, что ты видишь в другой девушке, есть в твоей законной супруге. Петр и Феврония проплыли почти половину пути и остановились на ночлег на берегу. Наутро пришли вельможи, которые попросили их вернуться.

Видя свою приближающуюся старость, князь и княгиня просили Бога умереть в один день. Тогда же они приняли монашество. Петр был наречен Давидом, а Феврония — Ефросиньей. Бог услышал их молитвы и исполнил просьбу: оба умерли 25 июня.

Но похоронили их поодиночке. А общий гроб, который был приготовлен князем и княгиней еще при жизни, остался пустым. На следующий день Давид и Ефросинья чудесным образом оказались именно в том гробу, который был предназначен для двоих. Люди пытались разлучить их и перезахоронить каждого в отдельном гробу, но безуспешно. Наутро они все равно оказывались вместе. Тогда было принято решение похоронить Петра и Февронию в церкви Рождества Богородицы, согласно их последней воле.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет “от Петрова плеча, от Агрикова меча”.

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым – на теле была лишь одна язва, – но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем – что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида – у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию – в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились “в едином гробе”. Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Характеристика князя Петра. Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею Read More ......
  2. Характеристика Февронии. Героиня повести -1 дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Первое появление в повести девушки Февронии запечатлено в зрительно отчетливом образе. Ее находит в простой крестьянской избе посланец муромского князя Петра, заболевшего от ядовитой крови убитого им змия. В Read More ......
  3. “Повесть о Петре и Февронии Муромских” написана выходцем из Пскова, протопопом дворцового собора в Москве, а впоследствии монахом Ермолаем-Еразмом. Но этот текст не был включен в свод, потому что по очень многим признакам отличался от классической житийной традиции. Высказанные в Read More ......
  4. 1) Истории создания “Повести о Петре и Февронии Муромских”. Во времена Ивана Г розного Московский митрополит Макарий поручил собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми поступками праведных людях. Впоследствии церковный собор провозглашает их святыми. Священник Ермолай получил поручение Read More ......
  5. егенды, рассказанные в повести о Петре и Февронии, имеют много общего с западноевропейскими сюжетами. Произведение отличается высокой художественностью и поэтичностью. В повести нет никаких указаний на действительных исторических прототипов героев. Целый ряд моментов “Повести о Петре и Февронии” роднит ее Read More ......
  6. Повесть об убиении Андрея Боголюбского В 1175 г. был убит великий князь Андрей Суздальский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Князь получил некогда во владение от отца Вышгород, резиденцию киевских князей, но он предпочел удалиться на север и основал каменный Read More ......
  7. Повесть о Тверском Отроче монастыре У великого Тверского князя Ярослава Ярославича был верный слуга, отрок именем Григорий. Доверял ему князь во всем, поручая даже ездить по своим селам и собирать дань. Случилось раз тому слуге быть в приволжском селе Едимонове, Read More ......
  8. Повесть о житии Александра Невского Князь Александр был сыном великого князя Ярослава. Его мать звали Феодосией. Ростом Александр был выше других, голос у него был как труба, а лицо – прекрасно. Он был сильным, мудрым и храбрым. Знатный человек из Read More ......
Краткое содержание Повесть о Петре и Февронии Муромских

Год издания книги: 1547

Книга Ермолая – Еразма «Повесть о Петре и Февронии Муромских» наравне с « » считается одним из лучших образцов древнерусского творчества. Написана она была после канонизации в святые Петра и Февронии на Московском соборе. Сами же главные герои повести предположительно жили в Муроме и умерли в 1228 году. Полное название произведения «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии».

Сюжет «Повести о Петре и Февронии Муромских» кратко

В «Повести о Петре и Февронии Муромских» читать можно о событиях, разворачивающихся в городе Муроме. Правит в этом городе князь Петр. Велел дьявол крылатому змею летать к жене Петра на блуд. Перед всеми змей показывался в обличии Петра, а перед женой его в истинном обличии. Рассказал жена князя о том, что силой овладел ею змей. Но князь не знал, что делать. И велел он тогда жене расспросить змея, как его погубить. Хитростью женщина выспросила у змея какова будет его смерть. Змей уверял, что погибнет от «Петрова плеча и от Агрикова меча». У князя был брат Петр, но где взять Агриков меч некто не знал.

Брат князя любил в одиночестве ходить по церквям. В одном из таких походов к нему подошел отрок и предложил показать Агриков меч. Петр не раздумывал и достал его из алтарной стены между плит. Об этом он рассказал брату, и все стали ждать подходящего момента. И момент этот не преминул случится. Каждый день Петр ходил к брату своему и снохе дабы отдать им поклон. И вот однажды он зашел к брату, а от него пошел к снохе. Но Петр уже был там. Тогда вернулся он в покои брата и велел ему некуда отсюда не выходить. Взял он меч Агриков и ударил им змея. Змей приняла свое естественное обличье, но перед смертью обрызгал Петра своей кровью. И на тех местах где попала кровь змея появились у Петра язвы страшные. Не один врач не мог совладать с этими язвами.

Далее в «Повести о Петре и Февронии Муромских» кратком содержании вы узнаете, как познакомились главные герои. Отправился Петр в землю рязанскую, где было много хороших врачей. Один из княжеских отроков забрел в село Ласково и зашел в дом древолазов. Так называли собирателей меда, которые лазали за ним по деревьям. В этом доме он встретил Февронию, которая очаровала его своей мудростью и словами. Рассказа он ей о беде Петра и девушка согласилась помочь. Но только с одним условием. Коль вылечит она Петра быть ей его женой.

Пренебрежительно отнеся к словам девушки главный герой «Повести о Петре и Февронии Муромских». Дал обещание, но женится на дочери древолаза не собирался. Девушка же взяла плошку хлебной закваски дунула на нее три раза и велела князю истопить баню. А те места, которые покрыты язвой, помазать закваской, кроме одной. Слишком просто это показалось князю и велел он передать девушке пучок льна. Из него он велел пока он будет в бане сшить ему сорочку и одежду, и платок. Слуга передал слова Петра девушки. Та же велела отрубить чурбачок от поленца и смастерить из него ткацкий стан, пока она вычешет пучок льна. Подивился Петр таким словам и велел передать, что это невозможно. Тогда и Феврония велела передать, что из пучка льна рубахи даже не сшить.

В точности выполнил наказы Февронии Петр. И уже на следующий день исцелился. Послал он дары девушке, которая Феврония не приняла, а сам отправился в Муром. Но от той одной язвы, которую он не помазал, пошли у него новые и стало их как прежде. Вернулся тогда он вновь к девушке и просил вылечить его вновь. Феврония ничуть не обидевшись поставила те же условия. На этот раз Петр вылечился и взял девушку в жены. Возвратились они в Муром и жили они благочестиво.

Далее в «Повести о Петре и Февронии Муромских» читать можно о том, как князь Павел умер и его место на престоле занял Петр. Но сословие Февронии обижало жен бояр. Тогда стали они на нее клеветать, что мол крошки собирает со стола. Но когда князь решил проверить это, то в руках жены обнаружился ладан благоухающий. Тогда стали бояре князя просить выбрать себе новую жену. Но Петр велел боярам спросить этого у Февронии. И когда во время пира все бояре как один стали просить Февронию уйти, то она сказала, что уйдет только вместе с князем. Бояре обрадовались. Ведь каждый видел себя самодержцем. Петр же не решился рушить законы божьи.

Быстро собрали бояре корабли и Петр с Февронией отплыли по Оке. Вместе с ними отплыл один человек, жена которого была на этом же корабле. Посмотрел он на Февронию с помыслом, но святая сразу этот помыслы поняла. Велела она ему отпить воды сначала правого борта лодки, а затем левого. И спросила какая вода вкуснее. Ответил тот человек что одинакова. «Так и естество женское одинаково» — ответила ему Феврония. К вечеру они пристали на ночлег. Повар обрубил несколько маленьких деревцев, чтоб поставить чан. Святая подошла и сказала, что на утро это будут большие деревья. Так и случилось. А еще утром пришли гонцы из Мурома. Просили они князя вернуться. Ведь устроили бояре, как в , резню страшную, пытаясь сесть на престол. Вернулся князь Петр и Феврония в Муром и правили мудро.

Когда же пришла им пора благочестивого представления стали молить Петр и Феврония, что умереть в один день. И даже заказали себе сделать из одного камня два гроба с тонкой перегородкой. В то время главная героиня «Повести о Петре и Февронии Муромских» работала над ликами святых для храма пречистой Богородицы. Пришло ей известие от мужа, что он скоро помрет и просит ее вернуться. Феврония просила подождать. И так два раза. На третий раз она отправилась к мужу и умерли они в один день 25 июня.

Но люди решили нарушить завет князя. Им соорудили отдельные гробы и поставили их в отдельных частях города. Но на утро оба тела лежали в их двойном гробу. Тогда люди еще раз разделили Петра и Февронию, но на утро они вновь были вместе. Так и остались они вместе в городском храме пресвятой Богородицы.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» на сайте Топ книг

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» читать популярно во многом благодаря наличию произведения в школьной программе. Тем не менее это позволило произведению занять высокое место в нашем осени 2016, а также быть представленным среди . И скорее всего мы еще не раз увидим этот образец старославянской письменности на страницах нашего сайта.

На сайте Топ книг «Повесть о Петре и Февронии Муромских» читать онлайн вы можете .

В начале XVI века, еще во времена царя Иоанна Грозного, митрополит Московский и всея Руси Макарий поручает своим монастырским помощникам-книжникам искать по всем русским городам и деревням истории о праведных людях, которые прославились своей благочестивой жизнью. Одним из таких древних красивых и романтичных рассказов оказалась «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ поступков главных героев говорит о том, что это были праведники, ставшие духовным символом христианской семьи. И поэтому с согласия Церковного собора в 1547 году они были канонизированы. Священнику Ермолаю было доверено написать подробное сочинение о жизни и любви Петра и Февронии.

Петр и Феврония. Краткое содержание сюжета

В городе Муроме правил князь Павел. И вдруг к его жене стал прилетать на блуд Змей в облике Павла. Она немедленно рассказала об этом своему мужу. Тот сразу попросил ее, чтобы она при следующей встрече со Змеем льстиво выведала у него, от чего же ждет он смерть свою. Смиренная жена так и сделала. Обольщенный ее красотой и нежными речами, Змей выдал ей тайну своей погибели, которая заключалась в том, что убьет его Петр с помощью Агрикова меча. Озабоченный этой новостью, Павел зовет к себе брата Петра и все ему рассказывает. И тот был готов сразиться с врагом, правда, не знал, где ему раздобыть Агриков меч.

Агриков меч

При этом невозможно не упомянуть тот факт, что этот меч выковал Агрик - сын жестокого тирана Ирода, известного по библейским текстам. Этот могучий меч имел сверхъестественные свойства и во тьме испускал голубоватое свечение. Он легко расправлялся с любыми воинскими доспехами. Кстати, его еще называли мечом-кладенцом - оружием былинных богатырей. Но как он попал в Древнюю Русь? Есть основания утверждать, что тамплиеры, участвуя в раскопках скорее всего, нашли главные христианские реликвии: чашу Грааля, плащаницу, позже названную Туринской, и Агриков меч. Его-то они и преподнесли бесстрашному полководцу Владимирскому - князю Андрею Боголюбскому - в качестве особого вознаграждения, когда тот решил вернуться на Русь. Но с началом междоусобных войн князь был убит. А меч стал переходить из одних рук в другие. В конце концов его спрятали в стенах монастыря славного города Мурома.

Продолжение сюжета

Так вот, через некоторое время Петру, молящемуся в церкви монастыря, отрок указывает на клад, в котором хранился Агриков меч. Он взял оружие и отправился к брату. Князь Петр почти сразу понял, что у жены брата Павла сидит Змей в своем колдовском обличье. Тогда он нанес ему смертельный удар, и тот мгновенно скончался, обрызгав его своею кровью, после чего князь сильно заболел и покрылся струпьями. Ни один врач не брался лечить Петра. Но однажды нашлась такая деревенская целительница от природы, мудрая дева с именем Февронья, которая излечила князя и стала его верной женой. После смерти брата Павла престол занял Петр. Но коварные бояре решили изгнать простолюдинку, не по душе она была их женам. И Февронья была готова покинуть город, но только со своим мужем, который решил идти с ней. Бояре были сначала очень рады их отпустить, но через некоторое время, после междоусобных браней и убийств за престол, они решили вернуть супружескую княжескую чету. И после этого все зажили радостно и счастливо.

Главная развязка

А когда пришло время, Петр и Февронья приняли монашеский постриг и получили при этом и Ефросинья. Они даже молились Богу, чтобы Он послал им смерть в один день, и даже приготовили двойной гроб с перегородкой. Так и случилось - они почили в один день, но священники побоялись гнева Божьего и не стали хоронить их вместе. Расставив их покойные тела в разных церквях, на утро они обнаружили их вместе в своем специальном гробу. Это повторялось дважды. И тогда решено было похоронить их вдвоем, никогда более не разлучая.

Теперь всегда вместе святые возлюбленные Петр и Феврония. Краткое содержание этой истории открыло лишь небольшую часть их праведной жизни. Эти чудотворцы стали покровителями брака и любви. Теперь любой верующий имеет возможность помолиться над святыми мощами в Свято-Троицком монастыре города Мурома.

Мудрая Феврония

Характеристика Петра и Февронии удивляет их бесконечным смирением, спокойствием и безмятежностью. Обладая огромной внутренней силой, целомудренная и прозорливая Феврония очень скупа в ее внешнем проявлении. Она победила свои страсти и была готова на все, даже на подвиг самоотречения. Ее любовь стала непобедимой внешне, потому как внутренне подчинилась уму. Мудрость Февронии заключается не только в ее необыкновенном уме, но в чувстве и воле. И между ними не существует никакого конфликта. Отсюда такая проникновенная «тишина» в ее образе. Поэтому неудивительно, что Феврония обладала животворящей силой, настолько великой, что даже оживляла срубленные деревья, которые после того становились еще больше и зеленее. Обладая сильным духом, она способна была разгадывать мысли путников. В своей любви и мудрости она даже превзошла своего идеального благоверного Петра. Любовь Петра и Февронии нашла свой отклик в сердцах миллионов людей, которые обязательно буду молиться этим святым образам.

Отважный Петр

Характеризуя князя Петра, можно увидеть его небывалый героизм и мужество в победе над коварным дьявольским Змеем. Сразу видно, что он - глубоко верующий человек, иначе он бы не смог победить такого коварного искусителя. Однако все же он однажды обманул Февронию, когда давал обещание, что после его выздоровления он женится на ней. Он так и не выполнил его, пока опять не покрылся зловонными струпами. Урок, преподанный Февроньей, князь быстро усвоил и после стал слушать ее во всем. В скором времени они обвенчались и стали жить как истинные христианские семьи в любви, верности и согласии. Князь Петр никогда не потакал своей жене. Он был воистину благочестивым, не зря же его полюбили бояре и народ.

По-своему уникальна характеристика Петра и Февронии. Это были действительно люди от Бога. И не раз удивляешься тому, насколько сильными были у них взаимопонимание и любовь. Ведь они прекрасно дополняли друг друга, поэтому и стали образом идеальной супружеской пары.

Жанры древнерусской литературы

Кроме этой знаменитой повести, существовали и другие примеры древнерусской литературы. Вообще, древнерусские книжники, осваивая общеславянскую литературу, в основном занимались греческими переводами и затем обратились к созданию своих оригинальных произведений, исполненных в различных жанрах: житие, летопись, поучение, воинская повесть. Точно невозможно указать, когда именно возникли первые записи разных исторических преданий, но яркие примеры древнерусской литературы появились уже в середине XI века. Именно тогда были созданы русские летописи, представляющие собой подробную запись некоторых очень на Руси. Особое место занимают повести древнерусской литературы - это что-то промежуточное между романом и новеллой. Но сейчас в основном это рассказы - короткие повествования о каком-либо событии. Таким образом, современниками особенно ценится народный фольклор и древнерусская литература.

Памятники древнерусской литературы

Одним из первых известных древних летописцев стал преподобный Нестор (его святые мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской лавры) с его летописью «Повесть временных лет», датированной XI веком. За ним Великий князь Киевский Владимир Мономах написал книгу «Поучение» (XII век). Постепенно стали появляться такие произведения, как «Повесть о житии Александра Невского», автором которого, вероятнее всего, был книжник Владимирского митрополита Кирилла рубежа конца XII и начала XIII века. Потом был создан еще один памятник древнерусской литературы, датированный началом XII века, под названием «Слово о полку Игореве», где имя автора осталось неизвестным. Непременно хочется отметить и великое произведение о Мамаевском побоище «Задонщина», созданное на рубеже конца XIV и начала XV века, предположительно автором был рязанский священник Софроний.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ

Постепенно список древнерусской литературы расширялся. В него вошла и «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ этого произведения XVI века называет его гимном супружеской любви и верности. И это будет правильно. Вот он - образец настоящей христианской семьи. и преданность демонстрирует «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Анализ художественных особенностей произведения говорит о том, что оно объединяет в себе два фольклорных сюжета. В одном из них повествуется о коварном Змее-соблазнителе, а в другом - о мудрой деве. Его отличают простота и ясность изложения, степенная неторопливость развития событий и, главное, спокойствие повествователя в беззлобии описания действующих лиц. Оттого она легко воспринимается и читается, а значит, учит нас любить по-настоящему, смиренно и самоотверженно, как это делали ее главные герои - Петр и Февронья.

Если учащиеся будут знать о святых людях, то, возможно, удастся остановить развал государства, будет меньше разводов и несчастных семей. Ниже приведен план "Повести о Петре и Февронии Муромских", который сможет помочь легко запомнить, заметить в ней много интересного.

План повести

Святые князья из русского града Мурома Петр и Феврония являются прекрасным примером идеального брака, доброты, милосердия. В повести и житие о них пишут как о благочестивых людях, которые угодили Богу и верно служили своему народу. План можно составить примерно такой:

1. Князь Павел правит Муромом. Змий искушает его жену. Она спрашивает дьявола, как суждено ему умереть.

2. Князь Петр - брат Павла. Церковь Воздвижения за городом. Агриков меч. Сражение со змием. Яд от ран убитого змия отнял здоровье князя Петра.

3. Поиск врача, чтобы вылечиться от болезни. Село Ласково. Знакомство с девушкой Февронией слуги князя. Переговоры с Петром через его слугу. Если хочет вылечиться князь, то должен жениться на ней. Обман Петра. Исцеление Петра и один струп. Исцеление князя, и отказ Февронии от даров вместо женитьбы на ней. Болезнь вернулась. Свадьба.

4. Смерть князя Павла и начало правления Петра. Бояре недолюбливают Февронию. Изгнание Петра и Февронии из Мурома. Смута в Муроме. Просьба вернуться.

5. Возвращение Петра и Февронии. Монашество. Чудо с общим гробом.

"Повесть о Петре и Февронии Муромских" написал Ермолай-Еразм, который упростил житие святых. Многие вещи с духовной точки зрения отсутствуют.

Князь Павел и змий-искуситель

В десятые века на Руси люди жили по-христиански, верили в Бога, уважали старших. Жены почитали своих мужей, во всем с ними советовались. К жене Павла постоянно являлся змий. Именно он искушал Адама и Еву в райском саду (в план "Повести о Петре и Февронии Муромских" не нужно включать данный эпизод, это всего лишь заметка для интересующихся). Женщина понимала, что это не ее муж, поэтому не поддавалась. Однажды она все рассказала Павлу и попросила мудрого совета. Он велел узнать у змия осторожно, от чего он умрет. Жена Павла выведала у змия. И сказал он, что его убьет Петр Агриковым мечом. Она рассказала всё мужу. Павел сразу понял, что речь о его брате Петре.

Князь Петр и Агриков меч

Брат князя Павла Петр был человеком, верующим в Бога. Когда он узнал, что ему нужно сразиться с коварным змием, то не испугался. Для него было трудностью только раздобыть Агриков меч. Он даже не знал, как выглядит, где искать."Повесть о Петре и Февронии Муромских" прекрасно описывает историю обретения меча. Он пошел в Церковь Воздвижения просить у Господа помощи. Его сердце жаждало помочь брату и снохе избавиться от врага. Бог услышал его просьбу. Петр увидел ангела, который дал возможность получить заветный Агриков меч. Когда Петр ударил мечом змия, то ядовитая кровь забрызгала его тело. Появились незаживающие струпья. Петру становилось все хуже. Пришлось ехать искать лекаря.

На самом деле план "Повести о Петре и Февронии Муромских" можно составить по-разному, важно только, чтобы соблюдалась последовательность. Не нужно делать механический пересказ, так как из-за этого теряется весь смысл. Лучше обратить внимание на жизненно важные примеры, например, уважение и доверие супругов, любовь и смелость близких, вера глубокая. Современнику не хватает той душевной теплоты, какая была у далеких предков.

Поездка в село Ласково и знакомство с Февронией

Петр узнал, что в рязанских краях в селе Ласково есть лекари. Он направился туда со своими слугами. В селе им подсказали, где живет знахарка, которая лечит все болезни. Они приехали к дому. Петру было настолько плохо, что не смог сам пойти на прием. Вместо себя отправил слугу. Когда тот зашел в дом, то увидел ее - Февронию. Возле нее прыгал заяц. Начался очень странный диалог между Февронией и слугой. Девушка говорила загадочно, не признавалась, что и есть та самая знахарка, просто велела привести князя Петра к ней. Добавила напоследок, что если князь вылечится, то должен взять ее в жены.

Любой человек подумает: "Какой смелый шантаж!" Но дело вовсе не в этом. Феврония не простая девушка, а святая. Ей дана от Бога возможность исцелять. Иисус Христос при жизни отвечал людям притчами, так же делали и святые угодники его. Скорее всего так поступали не из-за подражания, а потому что Всевышний наделил таким талантом. Почему Феврония затребовала князя Петра себе в мужья? Сама так решила? Нет. Она видела Божий промысел, но не говорила этого никому напрямую. Нужно разъясняться ненавязчиво, чтобы другие самостоятельно делали свой выбор и думали сами.

Слуга вернулся к Петру и все рассказал. Князь удивился. Петр и Феврония через слугу заочно испытывали друг друга на мудрость. Молодой князь решил ее обмануть. Сказал, что женится на ней, только пусть вылечит. Феврония передала исцеляющую и мазь и наказала, чтобы один струп князь оставил. Зачем? Чтобы помнил о грехах. Бог хочет к себе привести людей, спасти от душевной смерти, но люди не понимают этого, поэтому приходится Ему насылать болезни для вразумления.

После исцеления Петр отправил Февронии щедрые дары в знак благодарности. Обещание исполнять он не собирался. Болезнь вернулась снова. Именно тогда Петр понял, что он должен жениться на Февронии. Это ведь промысел Божий, а Господу он повинуется. "Повесть о Петре и Февронии" гласит о том, что свадьба состоялась.

Правление Петра и Февронии

После смерти князя Павла правили Петр и Феврония Муромские. Бояре невзлюбили Февронию, поэтому велели ей покинуть город, пообещав ей дать все, что хочет. Она ответила, что ей нужен только князь Петр - ее любимый супруг. В сложный период супруги не оставили друг друга. Находясь в изгнании, они смогли выжить благодаря своей любви к Богу, друг другу и к людям. В план повести о Петре и Февронии Муромских рекомендуется обязательно включить данную тему.

Злые бояре думали, что будут жить счастливо, если Феврония покинет престол. Но началась смута. Люди убивали друг друга ради власти. Они поняли, что нужно вернуть князей обратно. Искренне просили прощения у княгини. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" на этом не заканчивается.

Дальнейшая жизнь князя и княгини

Милосердие к нуждающимся, несчастным людям со стороны правителей, разрешение различных проблем, молитва за весь народ к Богу - это все о святых супругах. Есть чему у них поучиться. Вся жизнь таких людей стремилась исполнять Божии заповеди. "Повесть о Петре и Февронии" рассказывает о доброте душевной, которая должна присутствовать во всех людях.

В старости супруги приняли монашество с именами Давид и Евфросиния. Святые скончались одновременно. Люди не исполнили их просьбу о том, чтобы положили их в один гроб. Поместили тела святых Петра и Февронию даже в разных монастырях на ночь. Утром увидели чудо: супруги покоятся в одном гробу.

Святые Петр и Феврония Муромские- это образец счастья, любви. Важно знать о таких людях, брать с них пример. В любой жизненной ситуации могут помочь святые, если к ним обращаться искренне и с верой. К пересказу повести легче готовиться, если по-дружески воспринимать написанное.