C 2017 года организации и предприниматели должны применять онлайн кассы. Соответствующий Закон вступил в силу в июле 2016 года (ч. 1 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Но переход на онлайн кассы происходил постепенно.

Закон об онлайн кассах: в чем суть

Закон обязывает организации и ИП применять модели ККТ с фискальными накопителями данных (ст. 1.1 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). С помощью новых ККТ сведения о проведенных операциях с наличными или с использованием электронных средств платежа будут передаваться через операторов фискальных данных в налоговые органы в онлайн-режиме. По Закону об онлайн кассах, чтобы стать таким оператором, российская организация должна получить соответствующее разрешение на обработку фискальных данных.

Соответственно, сегодня многим организациям и ИП приходится приобретать такие онлайн кассы. Цены на них, конечно, отличаются. Вместе с тем для соблюдения требований нового Закона об онлайн кассах технику не обязательно полностью менять, какие-то аппараты можно модернизировать.

Отметим, что на сайте ФНС создан раздел, посвященный порядку перехода на онлайн кассы. Последние новости и разъяснения налоговиков по этому вопросу появляются именно там .

Кабинет ККТ

С 19.08.2017 фирмы и ИП, применяющие онлайн-кассы, в некоторых случаях обязаны общаться с ИФНС по «кассовым» вопросам только через интернет-кабинет ККТ. И соблюдать при этом определенные сроки, иначе может быть штраф. Доступ к кабинету ККТ возможен лишь через информационный сервис на сайте ФНС «Личный кабинет налогоплательщика (юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

Онлайн кассы для тех, кто ККТ вправе не применять

Те организации и ИП, которые до вступления в силу комментируемого Закона были вправе не применять ККТ, и далее могут ее не применять вплоть до 1 июля 2018 года (ч. 9 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). То есть такое право есть у вмененщиков, у предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения (ч. 7 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ), а также у тех, кто ведет торговлю с использованием торговых автоматов (ч. 11 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Правда, если ИП ведет торговлю через автоматы и у него нет работников, то от применения ККТ он освобождается вплоть до 01.07.2019. Также до этой даты могут не применять ККТ организации и ИП, которые выполняют работы, оказывают услуги населению (кроме организаций и ИП с работниками, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания) и оформляют при этом БСО (ч. 8 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

Закон об онлайн кассах: что изменилось для потребителя

При расчетах продавец, как и ранее, должен выдать покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе. Но если до момента расчета покупатель сообщит продавцу свой абонентский номер телефона или адрес электронной почты, то онлайн касса отправит ему чек или БСО в электронном виде - на телефон или e-mail (

Онлайн касса - это устройство, выдающее кассовый чек и передающее сведения о продаже в налоговую инспекцию через интернет. С середины прошлого года на такую технику перешло большинство розничных продавцов. В 2018 году в закон о применении ККТ внесены очередные изменения.

ККТ и режимы налогообложения

Новый порядок применения ККТ онлайн в 2018 году для разных категорий налогоплательщиков, принимающих оплату наличными и картой, зависит от налогового режима продавца.

До 2017 года многие предприниматели и организации могли работать без касс. При расчётах за услуги населению вместо чека они выдавали (бланк строгой отчётности). Кроме того, все торгующие на и ПСН были вправе принимать оплату за товары без каких-либо документов. Только в случае требования покупателя ему выписывался товарный чек.

Причина таких послаблений в том, что на ПСН и ЕНВД для налогообложения учитывается:

  • потенциально возможный годовой доход для ПСН;
  • доход, который вменяется (т.е. предполагается) для плательщиков единого налога на вменённый доход (ЕНВД).

А вот на упрощённой системе налогообложения, а также на ОСНО и ЕСХН, для расчёта налоговой базы применяются показатели реально получаемого дохода. От кассовых аппаратов старого образца большего и не требовалось, информация об объёмах продаж фиксировалась в ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищённая).

Применение ККТ для оформления наличных расчётов при ЕНВД в 2018 году, а также для ИП на патенте зависит от того, есть ли у них работники. Если в сфере торговли или общепите работники есть, то новые кассы для этих режимов нужны с 1 июля 2018 года. Причём, реальные доходы на ЕНВД и ПСН по-прежнему не будут учитываться при расчёте налогов. Новые кассы для этих спецрежимов внедряются с целью обеспечить права потребителей.

Хотя новые кассы сейчас применяют больше бизнесменов, по-прежнему есть ситуации, когда ККТ при наличных расчётах можно не использовать. Этот ограниченный перечень приводится в статье 2 закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники. Среди них:

  • продажа газет, журналов и сопутствующих товаров в специализированных киосках;
  • продажа билетов в салоне общественного транспорта;
  • торговля из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
  • продажа вразвал сезонных овощей, фруктов, бахчевых;
  • разносная торговля некоторыми товарами;
  • продажа лекарств в сельских аптеках и др.

В отношении торговли на рынках требования ужесточены - как к торговым местам, так и категориям товаров. Так, Правительство разработало непродовольственных товаров, которые нельзя продавать на рынках без касс. Независимо от типа торгового места придётся применять ККТ при торговле одеждой, изделий из кожи, мебелью, деревянными изделиями, коврами, резиновых и пластмассовых изделий и прочего (всего 17 групп товаров).

Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.

Важное новшество для Интернет-магазинов - с 1 июля 2018 года применять кассовые аппараты надо будет и в случаях онлайн-оплаты картой или через такие сервисы, как Яндекс Касса. Покупатель при этом получает только электронный чек. Раньше такого требования не было. Для онлайн-фискализации можно использовать решение Яндекс.Кассы с партнёрской ККТ или свой вариант, например, отправку чеков средствами CMS или CRM-системы. Яндекс.Касса будет передавать информацию о заказах и оплатах на вашу ККТ и информировать магазин об успешной оплате и регистрации чека.

Если же вы оказываете дистанционные услуги/продаёте товары и до сих пор не подключили Яндекс.Кассу, советуем сделать это прямо сейчас. На сегодняшний день - это наиболее адаптированный к новому закону платёжный сервис. Оставив заявку по кнопке ниже, вы получите 3 месяца обслуживания на премиум-тарифе с минимальным процентом (само подключение бесплатное):

Когда надо перейти на новую ККТ

Сроки перехода на онлайн кассы зависят от режима налогообложения и направления деятельности. Напомним, что те, кто торгует на УСН, ОСНО и ЕСХН, применяют онлайн-кассы уже с середины 2017 года. Если на ЕНВД и ПСН вы занимаетесь торговлей или общепитом и при этом имеете работников, касса вам нужна с 1 июля 2018 года. Если же работников на этих режимах нет, то есть, вы торгуете или оказываете услуги общепита самостоятельно, то срок перехода на кассы - 1 июля 2019 года.

В этот же срок - с 1 июля 2019 года - должны перейти на онлайн-кассы все, кто оказывает услуги населению на любом режиме налогообложения с выдачей типографского бланка строгой отчётности. Для наглядности приведём особенности применения ККТ в таблице.

Требования к онлайн-кассе

Что такое онлайн-касса? Самое простое объяснение - это контрольно-кассовая машина, которая работает в онлайн-режиме, т.е. подключена к интернету. Информация о покупке передаётся оператору фискальных данных, который отправляет подтверждение, что сведения приняты, а чеку присваивается фискальный признак.

Новые кассовые аппараты должны соответствовать требованиям, приведённым в статье 4 закона № 54-ФЗ.

  • иметь корпус с заводским номером;
  • внутри корпуса должны находиться часы реального времени;
  • иметь устройство для печати фискальных документов (внутреннее или вне корпуса);
  • обеспечивать возможность установить фискальный накопитель внутри корпуса;
  • передавать данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;
  • обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме и их передачи оператору сразу после внесения данных в фискальный накопитель;
  • обеспечивать печать фискальных документов двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм);
  • принимать от оператора подтверждение получение данных или информацию об отсутствии такого подтверждения.

Кроме того, отдельные требования установлены к самому фискальному накопителю (статья 4.1 закона № 54-ФЗ), который должен:

  • иметь корпус с заводским номером и пломбой изготовителя и энергонезависимый таймер;
  • обеспечивать информационную безопасность фискальных данных и их шифрование;
  • формировать фискальный признак длиной не более 10 цифр для каждого фискального документа;
  • обеспечивать аутентификацию оператора фискальных данных и проверку достоверности его подтверждений;
  • формировать записи в памяти контрольно-кассовой техники;
  • исполнять протоколы информационного обмена, установленные статьёй 4.3 закона № 54;
  • иметь ключ документов и ключ сообщений длиной не менее 256 бит;
  • обеспечивать возможность считывания фискальных данных, записанных и хранящихся в памяти в течение пяти лет с момента окончания эксплуатации.

Реестр ККТ , которые соответствуют требованиям онлайн касс и разрешены для применения, опубликован на официальном сайте Федеральной налоговой службы. Прежде чем самостоятельно решать, какие ККТ (кассовый аппарат) можно использовать, обязательно убедитесь, что выбранная модель есть в этом реестре.

Расходы на онлайн-кассы

Новая ККТ, так же как введение в действие изменений, принятых законом о кассовых аппаратах, потребует от продавцов определённых расходов. Причем, здесь надо учитывать не только то, сколько стоит онлайн касса, но и расходы на услуги оператора фискальных данных (ОФД).

ОФД - это посредник, который через интернет принимает данные из онлайн-кассы, а затем передаёт их в налоговую инспекцию. Оператором может быть только специализированная коммерческая организация, выполняющая технические и информационные требования ФНС. За нарушение процедуры передачи данных, их сохранности и защищённости ОФД может быть оштрафован за крупную сумму (от 500 тысяч до 1 млн рублей).

Естественно, что услуги оператора будут стоить денег. Чтобы привлечь клиентов, большинство операторов предлагает на первый год обслуживания невысокие тарифы - от 3000 рублей за один аппарат, т.е. стоимость услуг зависит от количества касс. В дальнейшем ожидается, что обслуживание вырастет до 12 000 рублей в месяц.

Обратите внимание: оператора фискальных данных надо выбирать только из официального списка , размещённого на сайте ФНС и имеющего разрешение на подобную деятельность.

Что касается расходов на сам аппарат, то если он у вас уже есть, возможно, что его получится модернизировать, а не покупать новый. Узнать, насколько ваше кассовое оборудование соответствует обязательным требованиям и возможности установить вместо ЭКЛЗ фискальный накопитель, можно у производителя или оператора.

В таблице мы привели примерную стоимость затрат на онлайн-касс и первый год их работы.

Таким образом, замена кассовых аппаратов происходит постепенно. Окончательный переход к онлайн-кассам предположительно завершится в середине 2019 года.

Для оплаты страховых взносов, налогов и безналичного расчета мы рекомендуем открыть расчетный счет. К тому же многие банки предоставляют льготные условия обслуживания. Так, для пользователей нашего сайта Альфа-Банк предоставляет 3 месяца полностью бесплатного обслуживания и бесплатное подключение онлайн-банка.

Федеральный закон от 03.07.2018 № 192-ФЗ сделал закон о применении ККТ значительно проще и понятнее. Между тем, у пользователей касс еще остались вопросы. На некоторые из них БУХ.1С ответил Андрей Бударин, начальник Управления оперативного контроля ФНС России.

С 3 июля 2018 года законодатели расширили понятие расчетов. Теперь, согласно ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, расчетами считаются, в частности, зачет и возврат предварительной оплаты и авансов. Андрей Владимирович, хотелось бы уточнить, что понимается под таким зачетом и возвратом?

Под этим термином понимается, в том числе, любая отгрузка товара в счет предоплаты (аванса). Независимо от порядка оплаты такая отгрузка потребует применения онлайн-касс. При этом применение кассы необходимо при расчете с физическими лицами, а между юридическими лицами и ИП – нет.

А когда вводится обязанность по применению касс при отгрузке товаров в счет ранее полученной предоплаты (авансов)?

Зачет и возврат предварительной оплаты и авансов включены в перечень расчетов, по которым предоставляется отсрочка до 1 июля 2019 года.

Также в понятие расчетов включили предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ и услуг. Означает ли это, что при продаже товаров в кредит, т.е. когда товар передается покупателю вообще без оплаты, нужно применять ККТ?

В категорию «предоставление и погашение займа» не входит передача товаров в кредит с участием кредитной организации. Но при продаже товара в кредит продавец все равно обязан применять ККТ и выдавать покупателям чеки.

Помимо всего прочего, сейчас под расчетами понимают и предоставление/получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги. Относится ли сюда оплата страховой премии страховщику и выплата страхового вознаграждения?

Нет, это относится к услуге. При этом с 01.07.2019 для расчетов по таким услугам предусмотрены дополнительные реквизиты кассового чека.

А считается ли встречным предоставлением товарообмен?

Да, считается.

Но кассы применяют лишь в случаях, если товарообмен происходит с физлицами. Если же два юридических лица, или юрлицо и ИП осуществляют товарообменную операцию, они не должны применять онлайн-кассы.

Закон не требует применения ККТ при безналичных расчетах между организациями и ИП. Исключение составляют случаи, когда между организациями/ИП происходит предъявление электронного средства платежа (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Есть ли возможность уточнить, какие виды оплаты попадают под это исключение?

Под такое исключение подпадает физическое предъявление покупателем продавцу электронного средства платежа. Например, корпоративной карты.

В случаях, указанных в п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ пользователи вправе применять ККТ вне корпуса автоматического устройства для расчетов. Значит ли это, что пользователь может при расчете через автоматическое устройство выдать чек, используя кассу, которая находится отдельно?

Да. При этом в указанных случаях кассовый чек может вовсе не печататься.

Правда ли, что после 1 июля 2019 года при оплате проезда водителю автобуса или маршрутки наличными денежными средствами, пассажир должен будет получить чек?

Да, именно так.

Что означает формулировка нового п. 5.3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ «осуществление расчетов в безналичном порядке, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с пользователем или уполномоченным им лицом»? Кого можно считать уполномоченными лицами?

Данная формулировка означает, в частности, оплату товаров на основании счета в отделении банка.

Круг же уполномоченных лиц определяется в соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации (например, ст. 185 ГК РФ).

По новым правилам при дистанционной торговле чек должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара (п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Можно ли считать датой расчета день подтверждения банком исполнения распоряжения покупателя на оплату.

Да можно, но в целях соблюдения норм Закона № 54-ФЗ значение имеет не «дата расчета», а «момент расчета».

При этом момент расчета в розничной торговле не может быть осуществлен позднее момента передачи товара.

Также могут возникнуть проблемы, если продавец и покупатель трактуют момент расчета по-разному и покупатель пожалуется, почему чек ККТ выдан, например, через 3 дня после покупки. Тогда налоговые органы начнут разбираться в договорных отношениях, нарушении законных прав покупателя и т. д.

Чек, который выдается покупателю при совершении им покупки, является доказательством оплаты приобретенного товара, а также заключения публичного договора купли-продажи.

Закон Российской Федерации, а именно 54-ФЗ, гласит, что каждое учреждение или индивидуальный предприниматель, занимающийся торговлей и оказанием услуг, обязан иметь контрольно-кассовый аппарат. (Скачать ). Кстати, в дополнение изучите положения !

Фискальная память контрольно-кассовой техники позволяет сотрудникам налоговой организации контролировать прибыль налогоплательщика. Проведение данного мероприятия обусловлено необходимостью осуществления правильного начисления суммы для уплаты налога.

54-ФЗ был принят в 2003 году. Данный правовой акт определяет правила ведения торговли на территории Российской Федерации. В содержании прописаны требования, которые обязательно следует выполнять при осуществлении расчета покупок граждан. С момента, когда закон был принят, он претерпел рад изменений.

После редактирования ФЗ-54, требования к оснащенности торгового предприятия стали выше, взаимодействия с федеральной налоговой службой стало проще, а чек стал еще и электронным, помимо бумажного.

Последние изменении закона «О применении контрольно — кассовой техники» пришлись на текущий год.

Скачать 54-ФЗ

Для контролирования и регулирования торговых отношений был создан закон «О применении контрольно — кассовой техники».

Законодательные акты РФ регулярно претерпевают изменения. Для получения актуальной информации можно 54-ФЗ в последней редакции.

Последняя редакция закона «О применении контрольно — кассовой техники»

В феврале 2017 года вступил в силу новый закон «О применении контрольно -кассовой техники». Главной задачей данного закона является повышение эффективности торговли и создание быстрого контроля качества над каждым торговым предприятием.

Основополагающие требования 54-ФЗ:

  • Основные корректировки в законе 54-ФЗ на 2017 год состоят в изменении схемы работы торговых предприятий с налоговой службой. Изменения в законе являются весомыми. Новый порядок использования контрольно -кассовой техники предполагает, что сведения о продажах с каждой квитанции должны направляться в налоговую инспекцию через интернет. Передаются они не лично, а через операторов фискальных данных, с одним из которых руководитель обязан заключить договор;
  • Независимо от того, что налоговая инстанция будет получать сведения через интернет, в 54-ФЗ нет постановлений о том, что выдавать бумажную квитанцию с 2017 года нет необходимости. Если клиент желает, ему следует направить чек по email или SMS в дополнение к распечатанному свидетельству осуществления покупки. Квитанция из электронной почты или СМС, согласно закону, приравнивается к чеку, распечатанному контрольно-кассовой техникой;
  • Согласно 54-ФЗ «О применении контрольно — кассовой техники» торговые предприятия применяют кассовые аппараты только нового образца, которые имеют доступ к интернету. Они должны сохранять и направлять сведения о каждой купле-продаже в ОФД. Вместо ЭКЛЗ сейчас следует использовать фискальный накопитель;
  • Положения 54-ФЗ гласят, что при изменении упростили регистрацию кассового аппарата - сейчас существует возможность регистрировать новые кассы удаленно. Центр технического обслуживания, в котором раньше необходимо было обслуживать кассу и оплачивать ежемесячный сервис, в новой редакции закона никак не обозначен - это понятие там отсутствует. Взамен договора с Центром перед регистрацией кассы, требуется оформить договор с ОФД;
  • При изменении 54-ФЗ, претерпели корректировки требования и к кассовым квитанциям, а также к бланкам строгой отчетности. Количество сведений, которые необходимо в них указать, увеличилось;
  • Частные лица, работающие на патенте и ЕНВД, которые, согласно закону, не были обязаны использовать кассовые аппараты, также должны направлять сведения с каждой купли-продажи в налоговый орган. 54-ФЗ«О применении контрольно — кассовой техники» гласит, что начиная с 1 июля 2018 года использование ККТ для них также станет обязательным пунктом.

Согласно новым требованиям Федерального Закона «О применении контрольно — кассовой техники», схема торговли будет выглядеть следующим образом:

  • Согласно ФЗ-54, электронные сведения с квитанции направляются в фискальный аппарат, который определяет для каждого товара свой идентификационный номер;
  • Далее все сведения направляются на сервер оператора фискальных данных для регистрации;
  • После того, как на сервере ОФД появилась необходимая отметка, кассовый аппарат получает сигнал о подтверждении, что запись была зарегистрирована;

Завершающей стадией является выдача чека.

ККМ (контрольно-кассовая машина, контрольно-кассовый аппарат или просто касса) - это устройство, фиксирующее факт приобретения товара и регистрирующее этот факт печатью кассового чека. Очередной федеральный закон о ККМ от 27.11.2017 № 337-ФЗ внёс новые изменения в порядок применения касс.

Хронология перехода на ККТ онлайн

Переход на кассовые аппараты нового образца начинался как эксперимент Минфина и Федеральной налоговой службы ещё в августе 2014 года. Полгода проверялась жизнеспособность идеи о передаче через интернет данных о произведённой покупке в режиме реального времени в налоговую инспекцию. Кассовые аппараты нового поколения подключенные к интернету первыми опробовали розничные продавцы Москвы и области, Татарстана и Калужской области, всего было задействовано около 3 тысяч единиц контрольно-кассовой техники.

Минэкономразвития не одобрило законопроект и дважды выдавало отрицательное заключение об оценке его регулирующего воздействия. Против был и бизнес, о чем не раз писали новостные ленты. На одной из встреч с руководителями объединений предпринимателей глава ФНС России Михаил Мишустин предложил в качестве уступки сделать процесс перехода на новые ККТ поэтапным.

В качестве преимуществ касс нового образца налоговики называют:

  • регистрацию ККТ в электронном виде;
  • объективный учёт доходов продавцов;
  • сокращение количества налоговых проверок;
  • предоставление потребителям больших возможностей для защиты своих прав.

Кроме того, по поручению Президента для покрытия затрат на приобретение новых касс бизнесменам обещали предоставить специальный налоговый вычет. Однако получили эту льготу только ИП на и , и только в размере не более 18 тысяч рублей за одну единицу ККТ.

Какими должны быть онлайн-кассы

Закон № 290-ФЗ утвердил требования к техническим характеристикам ККМ. Самое главное - фиксировать сведения о продажах теперь будет не ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищённая), а фискальный накопитель. Устройство будет передавать информацию о продажах в онлайн-режиме сначала специальному посреднику (оператору фискальных данных), а потом в ИФНС.

Требования к кассам, передающим данные о продажах в режиме реального времени, установлены в новой редакции статьи 4 закона № 54-ФЗ:

  • наличие устройства для печати фискальных документов с двухмерным штриховым QR-кодом размером не менее 20 x 20 мм;
  • передача данных в фискальный накопитель внутри корпуса;
  • формирование фискальных документов в электронном виде и передачи их оператору сразу после поступления данных в фискальный накопитель;
  • принятие от оператора фискальных данных подтверждения о получении информации;
  • обеспечение информационной безопасности фискальных данных и их шифрование;
  • формирование фискального признака длиной до 10 цифр для каждого документа;
  • обеспечение возможности записывать фискальные данные и хранить их в памяти устройства памяти не менее пяти лет с момента окончания эксплуатации.

Какие ККМ можно использовать в 2018 году, указано в опубликованном на сайте налоговой службы и постоянно пополняемом реестре моделей ККМ с онлайн передачей данных . Приобретайте оборудование только из этого списка!

Затраты на переход к онлайн-кассам

Если вы уже работаете с кассовым аппаратом, то он может быть модернизирован. Некоторые модели позволяют просто заменить ЭКЛЗ на фискальный накопитель, а не приобретать новую технику.

Вот такие примерно расходы придётся понести предпринимателям:

  • модернизация старого аппарата - от 5 до 10 тысяч рублей;
  • приобретение нового аппарата - от 25 до 40 тысяч рублей;
  • кассовое ПО - от 7 тысяч рублей;
  • услуги оператора (ОФД) - от 3 тысяч рублей за первый год работы, в последующие - до 12 тысяч;
  • интернет-связь - от 5 тысяч рублей в год.

Итого, минимум 20 тысяч рублей, если ваша техника может быть модернизирована, или 40 тысяч рублей, если это невозможно.

Приказом Минкомсвязи России от 5 декабря 2016 г. № 616 разрешено вместо онлайн-касс применять старые модели ККТ в населённых пунктах с численностью до 10 000 человек.

Когда начинается применение новой ККТ

Новые кассовые аппараты с 2017 года внедряются постепенно для разных категорий налогоплательщиков, и последние новости о сроках перехода таковы:

  • с 1 февраля 2017 года прекращена регистрация аппаратов прежнего образца;
  • до 1 июля 2017 года все уже имеющиеся кассы должны быть модернизированы или заменены на новые;
  • с 1 июля 2017 года розничные продавцы, кроме плательщиков и ПСН, обязаны работать только на онлайн-кассах;
  • с 1 июля 2018 года продавцы и точки общепита на ЕНВД и ПСН, имеющие работников, должны применять ККТ наравне с другими, т.е. своей специальной льготы они лишаются. Если же работников по этим направления нет, то срок перехода продлевается до 1 июля 2019 года;
  • с 1 июля 2019 года те, кто оказывает услуги населению на любом режиме налогообложения, вместо БСО типографского изготовления должны выдавать бланк, отпечатанный автоматизированным устройством (аналог кассового аппарата).

Таким образом, если закон об онлайн кассах не будет больше изменяться, с июля 2019 года ФНС начнёт принимать сведения о большинстве розничных покупок и услуг населению. Это, конечно, очень большая административная и техническая нагрузка на всех участников передачи данных: розничных продавцов, операторов фискальных данных и самих налоговиков.

Перечень продавцов, которые и после принятия нового закона вправе получать наличную оплату без выдачи кассового чека, установлен в статье 2 закона № 54-ФЗ.

Как работают онлайн-кассы

ККТ с функцией передачи данных в режиме реального времени работает по другому принципу, чем прежние аппараты с ЭКЛЗ. Сначала сведения о продаже поступают к посреднику - оператору фискальных данных. После того, как оператор получит через интернет данные о продаже от кассира, он высылает подтверждение, что данные приняты.

Кассовому чеку присваивается фискальный признак, без этого чек формироваться не будет. Предполагается, что принятие данных и присвоение фискального признака будет происходить всего за 1,5 - 2 секунды, поэтому процесс оплаты для покупателя не затянется. Затем оператор передаёт сводную информацию о платежах в налоговую инспекцию, которая ее систематизирует и накапливает в хранилище данных.

Приниматься в расчет налоговой базы будут все данные, переданные в ИНФС операторами фискальных данных. За нарушение полноты сбора информации сами операторы наказываются серьёзными штрафами (от 500 тысяч до миллиона рублей).

Обратите внимание: ОФД - это коммерческая специализированная организация, имеющая необходимые технические ресурсы и квалифицированных работников. Выбирать оператора надо тоже, следуя рекомендациям ФНС, - из официального списка .

Покупатель получает бумажный чек, где указан сайт оператора данных и фискальный признак чека. По желанию покупатель может запросить продавца направить чек и в электронном виде. Если окажется, что реквизиты бумажного чека и электронного не совпадают, покупатель вправе сообщить об этом в ИФНС, которая проведет по этому факту проверку.

Выросли штрафы за нарушение закона о кассовых аппаратах

Мы рассказали о том, как работают ККТ онлайн, но это ещё не все последние новости. Поправки в новый закон о ККТ ужесточили административные санкции за нарушение порядка применения касс. В новой редакции статьи 14.5 КоАП РФ размеры штрафов следующие:

Неприменение кассового аппарата, если он должен применяться:

  • от ¼ до ½ суммы покупки, но не менее 10 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • от ¾ до полной суммы покупки, но не менее 30 000 рублей для юридических лиц;

Применение старой ККТ или нарушение порядка их регистрации/перерегистрации:

  • предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 рублей для юридических лиц.

Отказ в выдаче покупателю бумажного или электронного чека:

  • предупреждение или штраф 2 000 рублей на ИП и руководителей организаций;
  • предупреждение или штраф 10 000 рублей на юридических лиц.