Любое предприятие, вне зависимости от формы хозяйствования, оплачивает труд своих работников неодинаково, о чем указано в штатном расписании, а вот соотношение объемов окладов сотрудников на предприятии закреплено в тарифной сетке.

Это один из способов расчета заработной платы на предприятии, который формируется на основании локальных или законодательных актов, именно она определяет коэффициент для умножения МРОТ в зависимости от квалификации специалиста и прочих сопутствующих.

При формировании тарифной сетки учитывается:

  • Интенсивность трудовой нагрузки;
  • Вредность и опасность производства;
  • Длительность рабочего времени и стажа сотрудника на одной должности;
  • Отрасль производства, так как для каждого вида производства используются свои коэффициенты;
  • Квалификация сотрудника;
  • Особенности климатических условий.

Важно: за основу в тарифной сетке всегда используется стоимость часа работы сотрудника.

Может учитываться выполненный им объем работ за смену, при этом он впоследствии все равно разбивается на количество часов в смене или рабочем дне. Это приводит к исчислению часовой нормы работника на любом производстве.

Различия между тарифной системой и рассмотрены в этом видео:

Важно: ставки и повышенные оклады могут не зависеть от категорий. Тарифная сетка формируется согласно разрядам, обычно в ее формировании используются 6 разрядов, такая система применяется в основном для бюджетных учреждений.

Если предприятие занимается производством и достаточно сложное используется большее количество разрядов до 23, но при этом применяются те же коэффициенты, что в бюджетной сфере.

От используемых коэффициентов зависит размер зарплаты каждого сотрудника.

Применение тарифной сетки в организациях

Оплата труда на производстве формируется согласно законодательству ст. 143 – 145 ТК РФ и при использовании тарифно-квалификационных справочников.

ТК РФ Статья 143. Тарифные системы оплаты труда

Тарифные системы оплаты труда – системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Данные справочники представляют собой перечень деятельности и различных профессий, которые имеются на предприятиях и в учреждениях. Они полностью содержат характеристики и квалификационные данные, а также сложность всех видов профессий. Кроме этого они указывают на требования, предъявляемые к навыкам и опыту работников, определяют их степень ответственности.

Важно: справочник предназначен для определения и присвоения разряда каждому сотруднику.

Конечно, на предприятии руководство имеет право разработать свой тарифно-квалификационный справочник с учетом особенностей деятельности организации.

Важно: при этом не должно происходить ущемление гарантий и прав работника, в частности труд не должен оплачиваться ниже минимальной зарплаты.

Классификация по новым стандартам

Классификация в тарифной сетке происходит на основании нескольких составляющих:

  • Отраслевые;
  • Государственные и коммерческие организации;
  • Деление внутри предприятия.

К примеру, в тарификации выплат для медицинских работников принимают участие их категории, базовый оклад и размер минимальной зарплаты.

Кроме этого тарифы основываются на:

  • Централизованном акте, установленном властями;
  • Договорной основе – коллективный договор.

При этом применяется новая система оплаты труда, но с учетом старых основ.


Разряды оплаты и коэффициенты.

Коэффициенты разрядов и ставки для оплаты

Используемые коэффициенты могут быть различными в зависимости от отрасли применения, но при этом для бюджетных организаций используются практически в любой сфере фиксированные показатели.

К примеру, для бюджетных организаций в медицине применяются следующие цифры:

1 1 1 100
2 1,04 1 144
3 1,09 1 199
4 1,142 1 256,2
5 1,268 1 394,8
6 1,407 1 547,7
7 1,546 1 700,6
8 1,699 1 868,9
9 1,866 2 052,6
10 2,047 2 251,7
11 2,242 2 466,2
12 2,423 2 665,3
13 2,618 2 879,8
14 2,813 3 094,3
15 3,036 3 339,6
16 3,259 3 584,9
17 3,510 3 861
18 4,500 4 950

Важно: при этом, если работник трудиться в сельской местности, то к его зарплате прибавляется 25% от базового оклада.

Если это заместитель, то его оклад на 10 – 20% ниже руководителя с учетом квалификации, степени, почетного звания.

Если специальность не указана в тарифном межотраслевом справочнике, то такому специалисту начисление оклада происходит согласно единому тарифно-квалификационному справочнику.

Примеры расчетов оплаты

Если используется повременная оплата, то происходит простое умножение количества отработанных часов на ставку за час.

Сотрудник отработал за месяц 150 часов, его ставка в час 134 рубля, отсюда следует, что он заработал:

150 * 134 = 20 100 рублей за месяц.

Так как он выполнил план, то согласно коллективному договору ему полагается премия в размере 20% от заработка, то есть:

  • 20 100 * 0,2 = 4 020 рублей премия. вы узнаете, по каким правилам начисляется ежемесячная премия сотрудникам.
  • 20 100 + 4 020 = 24 120 рублей заработок.

Кроме этого он располагает 5 разрядом, а это предполагает использование коэффициента 1, 268, что указывает на заработок в данном месяце сотрудника 30 584, 16 рублей.

Важно: если сотрудник не выполнил план, то работодатель вправе его лишить надбавки.

Заключение

Тарифная сетка – это большие преимущества, если она используется согласно нововведениям и в первую очередь оценивается ценность сотрудника, его опыт и сложность производственного процесса, а уже на следующей ступени стоит ранг руководящей должности.

Как построить эффективную систему оплаты труда на предприятии – смотрите тут:

ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА

Тарифы оплаты трупа в строительстве

1. Тарифное нормирование оплаты труда в строительстве

Основной задачей тарифного нормирования оплаты труда является установление оптимальных пропорций между мерой труда и мерой потребления. Тарифное нормирование обслуживает тарифную систему, представляющую собой совокупность правил и нормативов, обеспечивающих планирования фонда оплаты труда в сметах и дифференцирование заработной платы рабочих в подрядных организациях, в зависимости от качества и условий труда. Учет количества труда имеет целью отразить в заработной плате продолжительность труда во времени, а также интенсивность и напряженность труда в единицу времени. Количество труда учитывается посредством технического нормирования, предполагающего применение норм времени, норм выработки, норм обслуживания, от уровня выполнения которых, т.е. от степени интенсивности труда, зависит размер оплаты. Учет качества труда отражает его сложность и квалификацию работника, условия, в которых осуществляется трудовой процесс, в том числе тяжесть и вредность для здоровья. Учет качества труда, или качественных различий в труде, имеет своей конечной целью обеспечение равной оплаты за равный труд независимо от специфики содержания конкретных видов труда. Эта цель достигается с помощью тарифной системы как инструмента регулирования заработной платы на производственном и других уровнях управления персоналом. Одним из основополагающих принципов организации оплаты труда является ее дифференциация, т.е. установление необходимых различий в заработной плате работников, определяемых посредством учета количества и качества затраченного труда, эффективности и результатов трудовой деятельности. Тарифная система обеспечивает дифференцированную оплату труда работников в зависимости от следующих критериев: сложность выполняемой работы; условия труда; интенсивность труда; ответственности и значимости выполняемой работы; природно-климатических условий выполнения работы. Тарифная система представляет собой совокупность нормативных документов, с помощью которых осуществляется регулирование оплаты по различным направлениям: по категориям работников (рабочие, служащие, руководители, специалисты, технические исполнители); по профессиональным и квалификационным группам; по отраслям, подотраслям, производствам и видам деятельности; по уровням сложности и условий труда; по территориальным районам страны. Тарифная система включает основные элементы, с помощью которых формируются тарифные условия оплаты труда работников предприятий и организаций: тарифные сетки; тарифные ставки (ставки оплаты труда); тарифно-квалификационные справочники; должностные оклады; квалификационный справочник должностей служащих; а также коэффициенты районного регулирования заработной платы работников бюджетных отраслей. Тарифная сетка представляет собой шкалу, состоящую из определенного числа тарифных категорий, соответствующих им тарифных ставок и тарифных коэффициентов. Она характеризуется диапазоном тарифных коэффициентов - отношение тарифных ставок крайних категорий и тарифными коэффициентами - соотношением тарифных ставок всех категорий тарифной сетки, приведенных к низшей категории или к среднему уровню. Тарифная ставка - удельная заработная плата рабочего, которая полагается ему за выполнение установленных производственных заданий на работах, соответствующих его квалификации. В строительстве были установлены единые часовые тарифные ставки для рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕТКС) - это систематизированный перечень работ и профессий рабочих, предназначенный для тарификации труда, включая тарификацию работ и тарификацию рабочих. Тарификация работ определяет соответствие работы профессиям и квалификации рабочих и отнесение ее к соответствующей группе оплаты в зависимости от ее сложности, характера, условий труда и особенностей данного производства, в которых она протекает. Тарификация рабочих - это присвоение рабочим каждой специальности определенного тарифного (квалификационного) разряда, соответствующего имеющейся у них квалификации. В систему дифференцирования оплаты труда на предприятиях входят различного рода доплаты и надбавки, в том числе компенсирующие дополнительные трудозатраты работников в условиях, отклоняющихся от нормальных, а также учитывающие повышенную интенсивность труда, доплаты за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, надбавки, связанные с особым характером выполняемой работы, за выслугу лет (непрерывный стаж работы), надбавки лицам, имеющим ученые степени, звания, особые заслуги, и др. Тарифная часть заработной платы работника сегодня в строительстве составляет 60-70 % от номинальной (начисленной) заработной платы. При определении остальной суммы заработной платы на предприятиях (премиальные, компенсационные и прочие выплаты) методы тарифного нормирования применяются в незначительном объеме и рассчитываются по другим основаниям. Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала конкретных предприятий (подрядных строительных организаций) государством не регулируется, определяются ими самостоятельно и фиксируются в коллективных договорах. Система тарифного нормирования в строительстве объединяет все уровни управления оплатой труда в строительстве: определение договорного (сметного) размера средств на оплату труда по объекту (строительному проекту); - формирование фонда оплаты труда работников строительной организации на годовую программу подрядных работ (на плановый период); - дифференцирование и организация заработной платы в подрядной организации по работникам (специальностям и квалификации), по периодам и объектам. Начальное планирование заработной платы осуществляется в сметных расчетах по объектам строительства на основе сметных тарифов и общих затрат труда рабочих по проекту:

3П см = Т см × 3 раб

Где: 3П см - заработная плата рабочих в сметной стоимости строительства объекта, рублей; Т см - средняя (сметная) тарифная ставка оплаты труда рабочих в сметном расчете по конкретному объекту, руб./ч.-час; 3 раб - затраты труда рабочих по сметному расчету, ч.-час. В настоящее время, трудозатраты по смете определяются в обобщенном виде, без деления по специальностям и квалификации рабочих Целью сметного планирования стоимости строительства является формирование полного фонда оплаты труда по строительному проекту, а тарифное нормирование в производственных условиях обеспечивает дифференцирование заработной платы рабочих в подрядных строительных организациях. Принципы непрерывного планирования и соответствия функций управления в строительстве увязывают эти задачи в единую систему посредством тарифных ставок оплаты труда рабочих-строителей. Правило единства функций управления предусматривает, что фактические затраты, отнесенные на оплату труда, должны быть равны (или близки) к запланированным объемам средств на эти цели. Административно-командные положения тарифного нормирования сохранены Госстроем РФ в Методических положениях по определению размера средств на оплату труда (МДС 83-1.99). Рекомендуемая Госстроем РФ сметная система основана на привязке сметных тарифов оплаты труда к уровню прожиточного минимума (уровне бедности) и к единой для всех строительных рабочих тарифной сетке 1986 г. (постановление № 115 ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 17.09.86 № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов»). До сих пор советская тарифная система оплаты труда в строительстве осталась без изменения, сохранился диапазон тарифной сетки, тарифные коэффициенты и разрядная классификация. Такое положение не только не отвечает задачам рыночного ценообразования, но и его применение на практике привело к серьезным негативным последствиям в развитии строительного комплекса страны, основным из которых являются значительные отклонения планируемой в сметах и фактической заработной платы рабочих в реальном строительстве. В результате внедрения административных рекомендаций в строительном комплексе часть заработной платы ушла в теневую, полукриминальную область экономики, потеряно доверия к сметным расчетам и усилилось коррупционное давление в отрасли. Проблемы тарифного нормирования следует рассматривать в единой системе оплаты труда но раздельно по двум уровням: дифференцирование заработной платы на предприятии и сметное планирования фонда оплаты труда в договорах подрядного строительства. На предприятиях тарифные системы устанавливаются в самой организации исходя из собственных интересов, мотиваций и возможностей. При этом используются общие научно-методические принципы и правила построения тарифных сеток, а также общеотраслевые и федеральные условия и ограничения по классификации работ и рабочих специальностей. В сметном нормировании тарифные ставки оплаты труда определяются договором сторон, а методы определения договорного уровня ставок должны учитывать как возможности заказчика, так и потребности подрядчика, т.е. должны использоваться современная методика мониторинга регионального рынка рабочей силы.

2. Тарифные сетки оплаты труда рабочих-строителей

Тарифное нормирование выделяет следующие факторы влияния (в порядке приоритетов) при построении тарифной системы оплаты труда: средний уровень заработной платы в системе (абсолютное значение); структура диапазона тарифных ставок работников отрасли; ранжирование ставок по профессиональному составу рабочих; дифференцирование ставок каждой специальности по квалификационным разрядам. На диаграмме 1 показаны основные характеристики тарифной системы: средний уровень и диапазон тарифных ставок; соотношение заработной платы по специальностям и разрядам. Все показатели увязаны в общую систему тарифного нормирования оплаты труда в строительстве, используемую как для целей планирования заработной платы в сметной стоимости, так и для распределения затрат на оплату труда по исполнителям в подрядной организации. Дифференцирование заработной платы на предприятиях производится в порядке установленном в справочнике (ЕТКС) - сначала, рабочие разделяются по специальностям и профессиям, а затем, внутри каждой специальности - по квалификационным разрядам. Тарифная система оплаты труда на предприятиях строительной отрасли включает вертикальную тарифную сетку, организующую дифференцирование оплаты труда по рабочим специальностям, и горизонтальную тарифную сетку, уточняющую уровень оплаты труда специалистов по квалификационным разрядам. В рыночных условиях строительство определяется как деятельность гражданско-правового характера, где единственно законным и легитимным основаниям для определения стоимости будущего строительства является согласованные сторонами положения и правила, закрепленные в договоре. В системе рыночных отношений условиях соглашение между заказчиком и подрядчиком о величине средней заработной платы для конкретного проекта (договорные тарифные ставки) являются необходимым и достаточным условием для решения основных сметных (плановых) и производственных проблем оплаты труда рабочих и служащих в строительстве данного объекта.

Диаграмма 1

Факторы влияния и приоритеты тарифной системы оплаты труда

Главным фактором влияния на уровень заработной платы является средний уровень тарифной системы. По значению абсолютной величины средней тарифной ставки (или средней заработной платы) можно, с одной стороны, определить сметную сумму оплаты труда рабочих по проекту, с другой стороны, расчетные характеристики (тарифные коэффициенты) позволяют получить однозначные значения плановой заработной платы для работников любой специальности и квалификационного разряда в пределах установленной тарифной системы. Следующим по влиянию на уровень заработной платы любого работника в строительстве оказывает форма и структура диапазона тарифной системы. Важнейшим параметром этого уровня влияния является определение соотношения между средним уровнем тарифов и пограничным показателями - минимальной и максимальной заработной платой. Градация заработной платы по рабочим специальностям, профессиям и должностям, в сегодняшних условиях, является основным параметром тарифной системы оплаты труда наиболее всего поверженным рыночному влиянию. Оценить труд работников разных специальностей возможно только на основе сравнения необходимости и полезности их труда на рынке рабочей силы. Это обстоятельство предопределяет обязательное проведение полноценного рыночного мониторинга заработной платы по профессиям работников. Наименьшее влияние на уровень заработной платы в тарифной системе оказывает дифференцирование оплаты труда по квалификационным разрядам. Возможности разрядной сетки в изменении уровня оплаты труда незначительны, находится в пределах стоимости труда по одной специальности и практически не влияют на сумму заработной платы по объекту строительства в целом. Однако в настоящее время разрядные тарифные ставки являются основной категорией при определении как размера оплаты труда в сметных расчетах стоимости строительства, так и в организации заработной платы в подрядной деятельности. Традиционная модель тарифной системы, действующая до настоящего времени, устанавливает единую для всех профессий рабочих в строительстве разрядную сетку оплаты труда с диапазоном равным 1,8 (отношение максимальной и минимальной ставок). Такой диапазон в оплате труда определяет эгалитарную модель дифференциации доходов населения, которая применятся в административно-командной системе государственного управления, и приводит к «уравниловке» в заработной плате, не стимулируя развитие экономики страны. Умеренная (рыночная) модель предполагает диапазон доходов населения в размере (6-8): 1, что можно рассматривать в качестве ориентира при определении диапазона современной тарифной системы оплаты труда в строительстве. В плановой экономике были установлены единые для всех отраслей народного хозяйства тарифные сетки оплаты труда. Тарифная система оплаты труда, указанная в постановлении ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 17.09.86 № 1115, действует и в настоящее время без изменения. В сметных расценках Госстроя РФ ФЕР-2001 и ТЕР-2001 тарифы оплаты труда рабочих-строителей приняты по данным этого постановления, в котором диапазон коэффициентов дифференцирования заработной платы равняется - 1,8. Сегодня в стране применяются тарифные сетки с большим количеством разрядов, например, 18-и разрядная Единая тарифно-квалификационная сетка для бюджетных организаций. Такие тарифные сетки объединяют в общую систему заработную плату рабочих, служащих, специалистов и руководителей. Такая система пригодна для централизованного распределения и управления заработной платой, но не допустима и не возможна в рыночных отношениях гражданско-правового характера, для подрядной деятельности в строительстве, хотя Госстрой РФ в МДС 83-1.99 настойчиво рекомендовал 18-и разрядную сетку для строительства. Идея унификации тарифов оплаты труда для бюджетной сферы и для гражданско-правовых отношений на предприятиях свободного предпринимательства по стране в целом не нова и возвращает строительный комплекс к системе административно-командного управления, не соответствует рыночной экономики и прямо противоречит Конституции, Гражданскому и Трудовому законодательству. Оптимальное количество разрядов в тарифной сетке, проверенное на практике в сегодняшних условиях и обеспеченное нормативной инфраструктурой, составляет 6-8 разрядов, традиционно принятых в строительстве. При разработке фирменных условий оплаты труда предприятия вправе сохранять ранее разработанные и действующие межразрядные соотношения тарифных ставок в 6-и разрядной тарифной сетке (таблица 1) или принимать любые другие тарифные условия оплаты труда.

Таблица 1

Тарифные разрядные сетки сметно-нормативных баз в строительстве

Показатели нормативных баз

Квалификационные разряды

Тарифные ставки (руб./ч.-час)

Тарифные коэффициенты

Тарифные ставки (руб./ч.-час)

Тарифные коэффициенты

Тарифные ставки (руб./ч.-час)

Тарифные коэффициенты

Предприятия вправе самостоятельно устанавливать любые виды и системы оплаты труда, их дифференцирование по категориям работников и назначение поощрительных выплат в зависимости от целей производства, мотивации персонала и финансовых возможностей предприятия. Проблема дифференцирования заработной платы на предприятии в значительной мере зависит от обоснованности применяемой тарифной системы и в первую очередь от тарифных коэффициентов. Качество тарифных коэффициентов определяется задачами фирменной системы оплаты труда, мотивацией персонала и объективными условиями труда. Количество и абсолютные значения коэффициентов в тарифных сетках оплаты труда зависит от следующих параметров: диапазона коэффициентов тарифной сетки; количества тарифных разрядов в сетке; формы изменения коэффициентов в диапазоне. Диапазон коэффициентов определяется как отношение между максимальной и минимальной ставкой оплаты труда в принятой на предприятии тарифной системе. Как правило, минимальная ставка в виде коэффициента принимается за единицу, отсюда значение диапазона равно максимальному коэффициенту в тарифной сетке. Диапазон коэффициентов тарифной сетки в основном устанавливает степень дифференциации заработной платы между работниками одной специальности (или группы профессий) на предприятии. Возможно и установление для всех рабочих специальностей единой тарифной сетки с общим диапазоном тарифных коэффициентов. Величины абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов приводятся в тарифной сетке в целях анализа ее внутренней структуры. При этом относительное возрастание каждого последующего тарифного коэффициента по сравнению с предыдущим показывает, на сколько процентов уровень оплаты работ (рабочих) данного разряда превышает уровень оплаты работ (рабочих) предшествующего разряда. Величина абсолютного и относительного возрастания тарифных коэффициентов имеет значение для обеспечения правильной дифференциации оплаты труда рабочих в зависимости от тарифно-квалификационного разряда выполняемых ими работ. Степень возрастания тарифных коэффициентов должна соответствовать степени повышения квалификационного уровня рабочих, отнесенных к вышестоящему разряду. Количество разрядов в тарифной сетке определяет количество категорий (уровней) по оплате труда между максимальной и минимальной заработной платой на предприятии. Большое количество разрядов в производственной сетке (более 10) затрудняет продвижение специалиста по иерархии оплаты труда, причем ее рост по разрядам незначителен. Это снижает мотивацию работников в повышении квалификации и мастерства. Небольшое число разрядов (менее 4) также не стимулирует работника и затрудняет повышение квалификационного уровня. Формы изменения коэффициентов в диапазоне зависит от задач, которые предприятие решает с помощью дифференцирования тарифных ставок и определяет типы тарифных сеток, различающиеся характером изменения тарифных коэффициентов от разряда к разряду. Наиболее характерными и представительными являются следующие типы тарифных сеток: с прогрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов; с постоянным абсолютным и регрессивным относительным возрастанием тарифных коэффициентов; с регрессивным абсолютным и относительным возрастанием тарифных коэффициентов; с прогрессивным абсолютным и постоянным относительным возрастанием тарифных коэффициентов; Графическое представление изменения тарифных коэффициентов по вариантам тарифных сеток показано на диаграмме 2. Анализ типовых форм тарифных сеток показывает на невозможность практического применения сеток типа . Высокий прирост тарифных коэффициентов и, соответственно, тарифных ставок низших разрядов при снижении прироста заработной платы с достижением высшей квалификации не соответствует требованию постоянного повышения профессиональной подготовки персонала. В практической деятельности фирменные тарифные сетки принимаются с характеристиками эпюры между кривыми и . Параметры тарифных коэффициентов соответствует показателям тарифной сетки, принятой в сметно-нормативной базе строительства 1984г (постановление ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 26.12.68 № 1045), а параметры изменения коэффициентов соответствуют тарифной сетки, принятой в сметно-нормативной базе строительства 1991-2001г. (постановление от 17.09.86 № 1115).

Диаграмма 2

Типы тарифных сеток с коэффициентами в зависимости от основных параметров системы

Наиболее просты и понятны в разработке и применении тарифные сетки типа и , для которых приводим полную схему и формулы расчета параметров. Тип 2 - линейная зависимость изменения тарифных коэффициентов. Равномерный и постоянный рост абсолютных значений тарифных коэффициентов. Значение тарифных коэффициентов по разрядам (К ρ) рассчитывается по формулам:

К ρ = 1 + А × (Р-1), А = Р макс |Р мин -1,

Где: К ρ - тарифный коэффициент для разряда (р) в тарифной сетке; Р - номер текущего разряда в тарифной сетке; Р мин - номер минимального разряда (1); Р макс - номер максимального разряда в проектируемой тарифной сетке. Тип 4 - экспоненциальная зависимость изменения тарифных коэффициентов. Равномерный относительный прирост значений коэффициентов. Затраты на прирост квалификации на каждый последующий тарифный разряд исчисляются по принципу сложных процентов (показательная функция). Тарифный коэффициент для каждого разряда (р) в тарифной сетке исчисляется по формулам:

Рассчитанные таким образом тарифные коэффициенты, для принятого диапазона - 1,8 в 6-и разрядной сетке, соответствуют коэффициентам, принятым в сметно-нормативной базе 1984г.: К 6 = 1,125 5 = 1,8; К 5 = 1,6; К 4 = 1,424; К 3 = 1,266; К 2 = 1,125; К 1 = 1,00 Для практического применения тарифных сеток дифференцирования заработной платы на предприятиях важным показателем является понятие среднего разряда и средней тарифной ставки. На диаграмме 2 для середины диапазона в варианте уровень квалификации соответствует третьему тарифному разряду, в варианте тарифной сетки - четвертому разряду, а в тарифной сетке варианта середина диапазона коэффициентов соответствует середине тарифной сетки (разряд = 3,5). Таким образом, при сравнении различных тарифных систем и при формировании тарифных сеток для целей планирования заработной платы (сметные тарифные сетки), необходимо ориентироваться на середину диапазона, а не на среднюю тарифную ставку, как это ошибочно делается. Середина диапазона и средняя тарифная ставка (средний разряд) совпадают только в сетках с линейной зависимостью. В производственных тарифных сетках не может быть разрядов с дробными показателями. Это противоречит понятию деления на категории и дискретному изменению и измерению уровня квалификации персонала. В практической работе часто используются средние тарифные ставки оплаты труда, которые можно получить из тарифных коэффициентов проектируемых тарифных сеток с коэффициентами приведения. Коэффициент приведения принимается для среднего значение диапазона, а приведенная тарифная сетка для средних ставок оплаты труда рассчитывается делением тарифных коэффициентов на коэффициент приведения, рассчитанный как отношение тарифной ставки среднего тарификационного уровня строительных работ на тарифные ставки каждого разряда.

3. Тарифные ставки заработной платы рабочих

Тарифные ставки рабочих - это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда различных групп и категорий рабочих в единицу времени за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей). Тарифные ставки можно использовать в измерителях: месяц, смена, час. Соотношение между этими показателями следует принимать по календарным данным за текущий год или по усредненным данным за ряд последних лет в размере: 1 месяц = 21.6 смен = 167 час (для 40-часовой рабочей недели). Размер заработной платы рабочих определяет именно тарифная ставка (у рабочих повременщиков - при определении размер оплаты за отработанное время, у рабочих-сдельщиков - при определении сдельных расценок). Соотношение заработной платы рабочих разных специальностей (по минимальной или средней ставке) устанавливаются только на самом предприятии. Порядок формирования тарифных ставок оплаты труда по специальностям и квалификации в обязательном порядке закрепляется в коллективном договоре. Тарифные ставки оплаты труда устанавливаются для всех категорий тарифной системы, принятой в организации: по специальностям - в профессиональной тарифной сетке и по квалификации - в разрядной тарифной сетке. Формирование тарифных ставок заработной платы по специальностям, профессиям и должностям (вертикальное тарифное нормирование) является основным элементом дифференцирования оплаты труда работников в строительстве. Тарифные коэффициенты вертикальной сетки оплаты труда - по профессиям, рассчитываются как отношение средней заработной платы на предприятии и средних ставок, принятых для рабочих соответствующих специальностей. В таблице 2 приводится вариант системы тарифных коэффициентов и соответствующих ставок заработной платы по отдельным специальностям рабочих-строителей. Тарифная сетка по профессиям рабочих разработана по публичным данным вакансий рабочих мест в Санкт-Петербурге за 2006 год.

Таблица 2

Таблица фирменных тарифных коэффициентов и ставок по специальностям рабочих-строителей

Наименование рабочих специальностей

Тарифные коэффициенты

Заработная плата,

Рабочие-строители - всего в среднем в том числе: Арматурщик Асфальтобетонщик Бетонщик Гидроизолировщик Гипрочник Грузчик Маляр Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций Отделочник универсал Штукатур Электро и газосварщик Электромонтажник
Средняя заработная плата рабочих-строителей по специальностям принимается (условно) для средней заработной платы 1-го рабочего-строителя в организации (зафиксированной в коллективном договоре) в размере 12.5 тыс. рублей в месяц. Средняя заработная плата рабочего-строителя включает выплаты из всех системных источников оплаты труда (без налогов) в организации на начало планового периода. При наличии тарифной сетки по профессиям (вертикаль тарифных ставок) и установленной на любой момент времени средней (расчетной) ставки оплаты труда по организации, тарифные ставки по профессиям определяются автоматически перемножением средней ставки на тарифные коэффициенты. Определение ставок оплаты труда по разрядам (горизонталь тарифных ставок) в фирменной тарифной системе состоит в умножении величины тарифной ставки (минимальной или средней) по профессии на соответствующие тарифные коэффициенты по квалификационным разрядам. В таблице 3 рассчитаны текущие тарифные ставки заработной платы для разрядной системы сметной базы ГЭСН-2001 из расчета текущей средней заработной платы одного рабочего - 12.5 тыс. рублей в месяц.

Таблица 3

Тарифные ставки оплаты труда по разрядной сетке сметно-нормативной базы ГЭСН-2001

Показатели разрядной системы оплаты труда

Квалификационные разряды

Тарифные коэффициенты (к 1-му разряду) Тарифные коэффициенты (к среднему, 4-му разряду) Тарифные ставки (руб./ч.-час.) Тарифные ставки (руб./ч.-мес.)
Тарифные ставки устанавливаются по каждому тарифно-квалификационному разряду в среднем для всех рабочих-строителей или индивидуально для каждой строительной специальности. Размер тарифной ставки первого разряда не может быть ниже минимального размера оплаты труда, предусмотренного Федеральным законом. На предприятиях любых форм собственности величина тарифных ставок оплаты труда дифференцированных по профессиям и разрядам зависит, прежде всего, от финансового состояния предприятия и устанавливается индивидуально в соответствии с принятыми тарифами в коллективном договоре или в контрактах с работниками.

4. Порядок разработки фирменных тарифных условий оплаты труда рабочих

Разработка тарифных условий оплаты труда на конкретном предприятии состоит их нескольких взаимосвязанных этапов: 1. Определение уровня средней заработной платы в подрядной организации за планируемый период; 2. Формирование тарифных коэффициентов по специальностям (вертикаль ставок оплаты труда); 3. Разработка сетки тарифных коэффициентов по категориям квалификации - разрядам (горизонталь ставок); 4. Расчет базовых тарифных ставок оплаты труда; 5. Поверка и контроль разработанной фирменной системы тарифной оплаты труда. 1. Средний уровень оплаты труда рабочих строителей в подрядных организациях устанавливается на уровне достигнутом в предыдущем периоде и с учетом текущих и будущих возможностей организации в затратах на оплату труда. Средний уровень оплаты труда определяется на основе отчетных материалов о фактических данных, положений коллективного договора и перспективы развития предприятия, его экономического и финансового состояния. Средние текущие тарифные ставки, рассчитанные по фактическим данным об оплате труда за предыдущий период, включают затраты по всем системным видам оплаты труда в строительной организации. Текущие цены оплаты труда являются ставками фонда оплаты труда (ФОТ рабочих), объединяющими тарифные, премиальные и компенсационные выплаты заработной платы рабочих в строительстве. Средний уровень тарифных ставок в абсолютном размере принимается с учетом сложившейся в организации соотношений тарифной и надтарифной частей фирменной системы оплаты труда. При определении средней тарифной ставки по организации целесообразно ориентироваться на оптимальный для современного уровня удельный вес тарифа в заработной плате - примерно 60-80 % с последующим его повышением до общеевропейского стандарта (не менее 90 %). Тарифная часть средней заработной платы становится базовой ставкой дифференцирования оплаты труда рабочих в организации. В настоящем примере проектирования фирменной системы оплаты труда базовая тарифная ставка устанавливается в организации исходя из планируемой средней заработной платы рабочих на плановый период и уровня тарифной части в общей сумме оплаты труда. В примере расчета фирменной системы средняя заработная плата принята в размере 12,5 тыс. руб. в месяц, а отношение тарифной и премиальной частей заработной платы установлено как 80 и 20 %. Базовая ставка фирменной тарифной системы оплаты труда составляет 10,0 тыс. руб. в месяц (12,5 × 0,8 = 10,0). 2. Тарифные соотношение ставок оплаты труда по специальностям устанавливаются на предприятии по группам профессий. Перечень специальностей и их группировка индивидуальны по организациям и устанавливаются в системе управления персоналом исходя из основных задач производства. Тарифное соотношение ставок оплаты труда по специальностям рассчитывается отношением принятого размера этих ставок и средней заработной платы рабочих в организации (тарифной части) на планируемый период. В качестве расчетного примера принимаются данные профессиональной тарифной сетки представленной в таблице 2, по данным регионального мониторинга ранки труда. 3. Тарифные коэффициенты по уровню квалификации (разрядам) разрабатываются в фирменной тарифной сетке оплаты труда в соответствии с решаемыми задачами и требованиями к персоналу. В практической деятельности возможно расширение действующей 6-и разрядной сетки путем добавления новых категорий минимального и максимального уровня оплаты труда с формированием 8-и разрядной сетки. Рекомендуется также в фирменных тарифных сетках по разрядам увеличивать диапазон тарифных коэффициентов с 1,8 в традиционной сетке до 3,0-4,0 в реальных условиях дифференцирования оплаты труда в подрядных организациях. Варианты таких фирменных тарифных сеток представлены на диаграмме 3. Тарифная сетка отражает степенную зависимость роста тарифов по разрядам, сетка линейную зависимость. В фирменных тарифных системах рекомендуется применять тарифные сетки типа . Такое построение фирменной тарифной сетки - дополнение до 8 разрядов с сохранением 6-и разрядной части традиционного вида и диапазоном коэффициентов равным четырем, позволяет: сохранить действующую систему тарифно-квалификационных характеристик (по справочнику ЕТКС работ и рабочих профессий); сохранить порядок и методику расчета коэффициентов тарифной сетки; использовать общие правила расчета коэффициентов для неквалифицированных рабочих (не прошедших аттестацию); оплату повышенного мастерства специалиста возможно учитывать по ставкам тарифной системы, а не в субъективной премиальной форме. По расчетным данным разрабатывается фирменная сетка тарифных коэффициентов по квалификационным разрядам рабочих-строителей.

Таблица 4

Сетка фирменных тарифных коэффициентов по квалификационным разрядам рабочих-строителей

Показатели

6-и разрядная сетка 8-и разрядная сетка Тарифные коэффициенты 6-и разрядной системы (к минимальной ставке - 1 разряд) Тарифные коэффициенты 8-и разрядной системы (к средней ставке - 5 разряд)

Диаграмма 3

Фирменные тарифные сетки по квалификационным разрядам заработной платы

Средние разряды для тарифных сеток приняты для середины диапазона (по диаграмме 3) с округлением до ближайшего целого разряда, т.к. в производственном тарифном нормировании дробная величина разряда не имеет смысла. Разряды 2-7 фирменной тарифной сетки соответствуют разрядам I - IV традиционной сетки и действующим характеристикам работ и рабочих профессий в ЕТКС, что позволяет их применять без изменений. Разряд 1 фирменной 8-и разрядной сетки (для неквалифицированных рабочих) позволяет включить в систему тарифного регулирования заработной платы учеников, стажеров и, самое важное, «гастарбайтаров» - наемных рабочих из других регионов и иностранных строительных рабочих, не имеющих строительных лицензий. Уровень ставки неквалифицированного рабочего устанавливает самостоятельно предприятием и находится в пределах 0,5-0,7 от заработной платы квалифицированного рабочего I -го разряда по ЕТКС. Высший разряд в предлагаемой тарифной сетке присваивается индивидуально высококвалифицированным мастерам по специальности. Уровень таких тарифных ставок устанавливается вне формулы расчета коэффициентов для остальных разрядов. 4. Расчет тарифных ставок оплаты труда на текущий период для рабочего любой специальности (с) и любой квалификации (р) определяется в проектируемой фирменной тарифной системе по формуле:

Т с. Р. = Т баз × К с × К р × К д ,

Где: Т ср - тарифная ставка рабочего специальности (с) разряда (р), руб./ч.-мес; T баз - базовая ставка оплаты труда - средняя по организации заработная платы рабочих на плановый период, руб./ч.-мес; К с - коэффициент тарифный сетки по специальностям, принимается по данным таблицы 2; К р - коэффициент разрядной тарифной сетки, принимается по данным таблицы 4 (для 8-и разрядной сетки); К д - коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату по системным условиям оплаты труда (стимулирующие и компенсирующие выплаты). Коэффициент (К д ) позволяет откорректировать и включит в тарифные ставки фирменной системы дополнительные выплаты по специфичным условиям труда отдельных специалистов, для которых установлены надбавки администрацией предприятия. Например - рассчитанные ставки применяются для рабочих повременщиков, а для сдельщиков вводится повышающий коэффициент 1.07 (7 % - половина прироста коэффициентов тарифной сетки). В коэффициент (К д ) можно включать надбавки на работы в тяжелых и вредных условиях, работы на высоте, надбавки за передвижные и мобильные условия производства работ и т.п. В примере расчета фирменной тарифной системы оплаты труда принята базовая ставка в размере 10 тыс.руб. и использованы тарифные коэффициенты таблиц 2 и 4. Для 1-го разряда (неквалифицированные рабочие) и 8-го разряда (высококвалифицированные рабочие) тарифные ставки рассчитаны для всех специальностей в одинаковом уровне исходя из характеристик разрядной сетки по диаграмме 3. По принятым исходным данным разрабатывается фирменная тарифная система оплаты труда (таблица 5) для нормальных условий производства строительных работ без стимулирующих и компенсирующие выплат заработной платы.

Таблица 5

Пример фирменной тарифной системы оплаты труда рабочих-строителей

Наименование профессий

Коэффициенты

но профессиям

Квалификационные разряды

Коэффициенты по разрядам

Арматурщик Асфальтобетонщик Бетонщик Гидроизолировщик Гипрочник Грузчик Маляр Монтажник внутренних санитарно-технических систем Монтажник наружных трубопроводов Монтажник стальных и железобетонных конструкций Отделочник универсал Штукатур Электро и газосварщик Электромонтажник Электрослесарь строительный
5. Проверка разработанной фирменной тарифной системы регулирования заработной платы на предприятии включает следующие работы: - проверка минимальной ставки в фирменной тарифной системы на допустимый минимум оплаты труда на данной территории; - проверка соответствия нормативного фонда оплаты труда (по тарифной и премиальной системам) и суммарной заработной платой в сметах на программу подрядных работ планового периода. В соответствии с действующим законодательством минимальная заработная плата работника на предприятии не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения на данной территории. Нижний уровень тарифной заработной платы в фирменной сетке равен 2700 рублей в месяц. С учетом премиально-компенсационных выплат общая заработная плата низкооплачиваемого неквалифицированного работника составит 3375 рублей (2700/0,8 = 3375), что превышает прожиточный минимум трудоспособного населения в регионе на этот период - 3334 руб./ч.-мес. Принятый фирменный порядок дифференцирования заработной платы должен корреспондироваться с плановым фондом оплаты труда рабочих-строителей на предприятии, который определяется умножением базовой тарифной ставки на количество рабочих и фонд рабочего времени в плановом периоде. Нормативный фонд оплаты труда предприятия сравнивается со сметными показателями оплаты труда по объектам, входящим в программу подрядных работ планируемого периода.

Работникам разных категорий зарплата дифференцируется при помощи тарифной системы. Ее определение и порядок использования дает ст. 143 ТК РФ. На практике такая форма оплаты сочетает правила и нормы, согласно которым любая должность организации имеет ставку по тарифу (оклад). На его величину влияют тяжесть, сложность, интенсивность и иные условия работы. В данной статье мы рассмотрим что входит в тарифную форму оплаты труда работников.

Ключевые составляющие тарифной системы оплаты труда

Тарифная система - самая распространенная модель оплаты. Она делится так:

  1. Повременная тарифная система - в расчет берется отработанное человеком время по факту.
  2. Сдельная тарифная система - учитывается, сколько сотрудник произвел продукции (оказал услуг).

К элементам данной системы относятся тарифные показатели:

  • Сетку;
  • Разряды;
  • Коэффициенты;
  • Ставки;

Тарифная сетка - шкала, которая связывает разряды с коэффициентами. Например, для бюджетников применяются тарифы для 18 разрядов. На размер тарифа и заработка влияет квалификация и сложность труда.Базой расчета считается ставка I разряда. Она устанавливает размер зарплаты за отчетное время.

ЕТКС - единый тарифно-квалификационный и ЕКС - единый справочник должностей администрации созданы для тарификации и разрядного деления персонала. В них описано, какое образование и опыт должен иметь сотрудник, его знания, умения, характер работы. Сегодня работодатели могут использовать профессиональные стандарты, соответствующие требованиям рынка труда.

Как устанавливают тарифы на оплату труда работникам

Персоналу, производящему элементарные операции, присваивается I разряд. Его повышают с ростом профессионализма трудящегося.

Ставка тарифа закрепляется локальными актами организации, положениями, соглашениями, колдоговорами. Установленная система оплаты за работу должна полностью соответствовать ТК РФ, а установленные ставки - нормам ЕТКС, ЕКС, профстандартов, а также не противоречить гарантиям государства.

Согласно Письму Роструда от 27.04.2011 №1111-6-1 официальные органы рекомендуют устанавливать в штате равные оклады для одноименных должностей.

Равноценный труд должен оплачиваться одинаково (ст. 22 ТК РФ ). Иные выплаты сверх тарифа: надбавки, поощрения и прочие могут у работников различаться в зависимости от следующих моментов (ст. 132 ТК РФ ):

  • Квалификации;
  • Сложности деятельности;
  • Количества трудозатрат;
  • Качества труда.

Заработок сотрудников также увеличивается на величину коэффициентов, указанных в таблице.

Указанные коэффициенты определяют органы государственной власти по отраслям и обособленным участкам организаций.

Пример #1. Расчет заработной платы по тарифной системе оплаты труда

Сотруднице бухгалтерии Черныговой М.П. заработок исчисляется исходя из дневной тарифной ставки: 1 200 р./день. Помимо этого, ей полагается премия 2 500 р./мес. Она работает на Дальнем Востоке с повышающим коэффициентом 1,5. В августе 2016 года она отработала 18 дней из 22 по графику, а 4 дня находилась на больничном, сумма которого составила 4 054 р.

Заработок сотрудницы за август равен: ((1 200*18)+(2 500/22*18))*1,5+4 054=(21 600+2 045,45)*1,5+4 054= 39 522,18 р.

Повременная тарифная система оплаты труда

Заработок зависит от мастерства сотрудника и выработанного им времени. Систему внедряют, когда труд не нормирован и сложно учесть число выполненных человеком действий. Зачастую повременка используется для выплат административно управленческому персоналу (АУП) , вспомогательному, обслуживающему персоналу и совместителям.

Заработок при простой повременке вычисляют умножением ставки на затраченное на труд время. Если выработан не весь период расчета, учитывается отработанный по факту интервал.

Размер зарплаты = Часовая ставка х Объем выработанных часов

Премиальная форма, помимо затраченного на труд времени, подразумевает учет качества и количества исполненных обязанностей. Исходя из этого, работнику полагается премия: фиксированной величины или процентом от базы согласно коллективному договору, положениям и приказу.

Размер зарплаты = Часовая ставка х Объем выработанных часов + Премия

Размер зарплаты (вариант №2)= (Часовая ставка х Объем выработанных часов) * Процент премии

При неудовлетворительных результатах трудовой деятельности работодатель вправе не выдавать сотруднику премии.

Пример #2. Расчет заработной платы по временной системе оплаты труда

Сотруднику ООО «Маяк» маляру Васильеву Н.Н. назначена по тарифу ставка 155 р./ч. В июле текущего года он трудился 176 часов (22 дня * 8 ч.). В организации предусмотрено премирование работников данной должности в сумме 3 500 р. ежемесячно.

Заработок Васильева за июль 2016 года составит: 155*176+3 500 = 30 780 р.

Сдельная тарифная форма оплаты труда

При данной форме выплаты персоналу зависят от итогового результата труда с учетом качества оказанных услуг или готовой продукции. Такая система дает человеку стимул повышать производительность и обеспечивать хорошее качество своей работы.

Величина заработка находится по сдельным расценкам за единицу продукции или операции. Сделку практикуют организации, которые могут четко фиксировать качество и объем произведенного товара или выполненных действий.

Расчеты за результаты работы организация может производить индивидуально или коллективно, например, на бригаду сотрудников.В зависимости от метода расчета зарплаты сделка делится на несколько типов:

  1. Прямая - по твердым расценкам;
  2. Премиальная - применяются премии за переработку и по иным основаниям;
  3. Прогрессивная - расценки повышают при сверхнормативной выработке;
  4. Косвенная - заработок напрямую зависит от результата труда;
  5. Аккордная - на весь объем работы устанавливают срок и оплату.

Данная форма базируется на четких ставках и учитывает постоянные обстоятельства. Она идеально подходит для оплаты труда по плану: за выполнение конкретного объема работ.

Она имеет некоторые недостатки. Постоянно получающие должностной оклад сотрудники не стремятся повышать интенсивность и эффективность своего труда, делать производственный процесс более оптимальным и рациональным.

Дополнительное материальное вознаграждение сотрудников просто необходимо. Это простимулирует инициативу и творческий подход к выполнению своих обязанностей.

Выплачивая надбавки и премии работникам, показывающим наилучшие результаты, руководитель в конечном счете выигрывает. Производство начинает активно развиваться.

Положительное влияние на экономику организации, в условиях оплаты труда по тарифу, окажет соблюдение нескольких несложных правил:

  • Вызвать заинтересованность рабочих зарплатной системой;
  • Оплата идентичного труда равнозначно;
  • Делить ставки не только в зависимости от мастерства персонала, но и от итогов, сложности, интенсивности деятельности;
  • Создать заинтересованность в восполнении рабочей силы;
  • Премировать и повышать зарплату высококлассным специалистам, показывающим значимые результаты для производства;
  • Повышать расценки работ, выполняемых сверх нормативов.

Тарифы в бюджете

Система оплаты труда в бюджете устанавливается коллективным договором, соглашениями, иными локальными актами. Они должны соответствовать законам РФ.

Оплата в бюджете до декабря 2008 г. осуществлялась по ЕТС - единой тарифной сетке. Она действовала на основе Постановления № 785 от 14.10.1992.

продолжение:

Каждый сотрудник, согласно ЕТС, имеет свой коэффициент оплаты.

Размер оклада (тарифа) I разряда должен равняться или превышать МРОТ (см. → ). Максимальный же размер этого показателя неограничен и зависит исключительно от финансов работодателя.

Ставки персонала высших разрядов равны произведению ставки I уровня на коэффициент мастерства.

Сейчас труд оплачивается по-новому (НСОТ), это закреплено Постановлением № 583 от 05.08.2008. Принцип оплаты бюджетникам основан на данных ЕТКС и ЕКС, госгарантий, перечней доплат и поощрений.

Размеры ставок по-новому утверждает руководитель, учитывая мастерство сотрудника, сложность и значимость его труда. Величина заработка без учета доплат по НСОТ не должна быть ниже показателей, установленных в ЕТС для аналогичной работы.

Доплаты в тарифной системе

Доплаты применяются для компенсации сотруднику каких-либо потерь в зарплате, вызванных независящими от него причинами. Надбавки стимулируют трудящегося повышать свои профессиональные качества и умения.

Некоторые надтарифные выплаты закрепляются во внутренних документах организации, другие же являются обязательными и гарантируются законодательно. Например, выплаты за ученую степень, северные, за передвижение по стволу шахты и т. п. Доплаты могут устанавливаться по соглашению сторон и закрепляться в трудовом соглашении.

Дополнительные выплаты можно подразделить так:

Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель вправе самостоятельно установить виды поощрений сотрудникам за достигнутые ими успехи. Доплаты закрепляются в колдоговоре, уставе, положении о дисциплине. Надбавки за труд стимулируют и зависят от деловых качеств конкретного сотрудника.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. Как оплачиваются отпуска и больничные при системе тарифов?

Организации, применяющие эту систему, «идут в ногу» с ТК РФ и предоставляют сотрудникам весь соцпакет.

Вопрос №2. К чему приводит равенство между ставкой сотрудника I разряда и МРОТ?

При этом организация должна менять тарифную сетку при повышении МРОТ. Это ведет к росту зарплат персонала. В итоге сотрудники формируют мнение о том, что зарплата зависит не от результата труда, а от темпов инфляции и политики относительно размера МРОТ. Поэтому следует устанавливать ставку I разряда выше минималки. Только тогда сотрудники будут иметь стимул к росту результативности производственного процесса.

Вопрос №3. Где применяется тарифная система?

Данную форму используют преимущественно крупные организации. Независимо от числа подразделений на таких предприятиях необходимо установить единый шаблон выплаты зарплаты.Реже тарифы применяют небольшие компании.

Вопрос №4. Какие гарантии предоставляются сотрудникам, трудящимся по тарифу?

Закон защищает только оклад. Лишить премиальных выплат начальство может даже беременных и молодых матерей. Главное, чтобы начисленный заработок был больше или равен МРОТ.

Вопрос №5 . Какие недостатки есть у тарифной оплаты?

Эта система оплаты имеет и отрицательные моменты:

  • Работодатель должен хорошо разбираться в законах и следить за их изменениями.
  • Приоритетное значение имеет квалификация персонала, а не качество работы.
  • Руководство формирует фонд зарплаты исходя из тарифов и законов, не учитывая прибыль и итоги работы.
  • Вклад сотрудника в трудовой процесс мало зависит от сумм поощрений.

Тарифная система - это полноценная возможность работать по положениям ТК РФ, не обделяя персонал в зарплате. Для предотвращения возможных проблем с инспекцией по труду администрации следует руководствоваться законодательством, а сотрудникам необходимо внимательно читать договор и задавать интересующие вопросы, чтобы избежать разногласий.

Единая тарифная сетка

В отраслях бюджетной сферы занято более 15 млн. человек. При этом основная часть работников занята в образовании.

Несмотря на имеющий место рост заработной платы, уровень оплаты труда в бюджетной сфере остаётся крайне низким. Размер ставки первого разряда Единой тарифной сетки в 2003 году составил 23 % от прожиточного минимума трудоспособного населения, а средняя заработная плата составила 2700 рублей и превышала прожиточный минимум лишь в 1.32 раза. Также неблагоприятно складывается соотношение между заработной платой работников бюджетной сферы и промышленности, которое с 70-80 % в дореформенный период снизилось до 48 % в 2000-2001 годах. В 2002 году это соотношение улучшилось и составило в 2003 году 55-60 %, что обусловлено повышением в декабре 2001 года тарифных ставок и окладов работников бюджетной сферы в среднем в 1,89 раза.

Основная причина такой ситуации в оплате труда работников бюджетной сферы, в первую очередь, обусловлена экономическими факторами, недостатком финансовых средств, направляемых на оплату труда. Вместе с тем существенные различия в динамике оплаты труда в отраслях промышленности и бюджетной сферы указывают на то, что подходы к организации оплаты труда в бюджетной сфере нуждаются в совершенствовании.

До 2008 года организация оплаты труда учреждений, финансируемых из бюджетов различных уровней, регулировалась на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Оплата труда работников этих организаций регулируется Федеральным законом "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" и Федеральным законом "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" и осуществлялась в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы была введена в 1992 году для уменьшения трудоемкости перерасчета заработной платы в условиях инфляции (табл. 1).

Таблица 1 - Единая тарифная сетка

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки, установленные правительством РФ

Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ЕТС) была введена Указом Президента РФ от 19.08.1992 № 895. Таким образом, продолжительность ее действия составляет более 12 лет.

Единая тарифная сетка является удобной и понятной системой оплаты труда для работников бюджетной сферы. Она состоит из 18 разрядов, на которых в зависимости от сложности труда и квалификации работника, «располагаются» должности работников отраслей бюджетной сферы (от дворника до руководителя организации).

В условиях нестабильной экономики с высокой инфляцией Единая тарифная сетка обеспечивала механизм поддержания соотношений по уровням оплаты труда в различных отраслях, принятие согласованных решений по повышению заработной платы во всей бюджетной сфере одновременно и в одинаковой мере через механизм индексации тарифной ставки 1-го разряда ЕТС и установления межразрядных коэффициентов.

Кроме этого, Единая тарифная сетка являлась элементом формирования межбюджетных отношений, на ее основе определялись размеры финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на оплату труда работников бюджетных организаций.

За период существования Единая тарифная сетка претерпела не одно изменение. В основном они касались пересмотра тарифной ставки 1-го разряда, соотношений между первым и последним разрядами и пересмотра отнесения должностей к разрядам.

Соотношение между первым и последними разрядами было самым важными вопросом в применении Единой тарифной сетки, и мероприятия по его изменению проводились неоднократно. Первоначально соотношение между 1-м и 18-м разрядами Единой тарифной сетки было установлено как 1:10,07, затем в течение существования ЕТС оно, из-за дефицита финансовых средств, сокращалось до 1:7,5 и 1:8,3, однако под давлением профсоюзов возвращалось к первоначальному значению.

Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации входит в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников и устанавливается федеральным законом. Постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются тарифные ставки по всем разрядам Единой тарифной сетки. Межразрядные коэффициенты должны быть согласованы с представителями общероссийских объединений работодателей и профсоюзов. Соотношение между крайними разрядами ЕТС в соответствии с действующим ныне федеральным законом не может быть ниже, чем 1: 4,5. После принятия федерального закона о размере тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки, субъекты Российской Федерации принимают свои нормативные акты о размере заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Оклады работников всех разрядов ЕТС устанавливаются путем умножения оклада первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Поэтому было интересно узнать, какую же аналитическую зависимость между разрядом и тарифным коэффициентом использовали разработчики ЕТС. Графоаналитические методы исследования исходных данных показали, что они взяты произвольным образом и какой-то простой моделью описать их невозможно.

Действительно, чем можно объяснить то, что сначала разница между тарифными коэффициентами шкалы ЕТС, принятой в 1992 году, увеличивается (0.3; 0.39), затем уменьшается (0.22) и после этого снова начинает увеличиваться (0.25; 0.28; 0.32 и т.д.)?

Шкала ЕТС, принятая в 1999 году, также не была лишена недостатков, которые становятся видны, если графически изобразить связь между первыми шестью разрядами и тарифными коэффициентами. Графики, построенные по точкам, соответствующим значениям шкал ЕТС 1992 и 1999 годов, имеют точки перегиба, хотя они должны были быть только вогнутыми вверх.

Эта очевидная ошибка разработчиков шкалы ЕТС 1999 г. была исправлена Правительством РФ в 2000 году принятием решения о повышении тарифных ставок (окладов) первого-шестого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены с 1 января 2001 г.: на 68 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 30,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 10 руб. - тарифная ставка третьего разряда. С 1 июля 2001 г.: на 168 руб. - тарифная ставка (оклад) первого разряда; на 130,5 руб. - тарифная ставка второго разряда; на 96,9 руб. - тарифная ставка третьего разряда; на 77,9 руб. - тарифная ставка четвертого разряда; на 54,9 руб. - тарифная ставка пятого разряда; на 27,9 руб. - тарифная ставка шестого разряда.

После этого с 1 декабря 2001 г. была введена шкала ЕТС, которая действовала (с небольшими округлениями) до 1 мая 2006 г. Эта шкала лишена недостатков, присутствующих в шкалах ЕТС 1992 и 1999 годов, поэтому для её аппроксимации с погрешностью вычислений, не превосходящей 3 %, оказалось достаточно квадратной параболы y = 0.005774x2 + 0.0963519x + 0.8898039

Последнее изменение шкалы ЕТС (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 256), действующее с 1 мая 2006 г., с математической точки зрения не выдерживает никакой критики. Ее невозможно описать гладкой кривой, потому что в окрестностях четвертого и семнадцатого разрядов проявляется её резкое изменение, которое можно объяснить только нежеланием обоснованно повысить зарплату работников бюджетной сферы, имеющих разряды ЕТС с 4 по 17.

При этом нарушилась вся логика реального повышения зарплаты. Реальный процент её повышения у работающих по этим разрядам был установлен хаотично без какого-либо обоснования и составил от 14,9 % до 15,85 % (табл.2). Максимальное увеличение зарплаты в 37,5 % коснулось только работающих по первому и последнему разрядам. То есть наиболее социально незащищенными в нашей стране наряду с неквалифицированным персоналом являются руководители бюджетных организаций, которым присвоен восемнадцатый разряд ЕТС.

Таблица 2 - Изменение шкалы ЕТС

Тарифные коэффициенты

Процент повышения

Тарифные коэффициенты

Процент повышения

Более продуманную политику в этом направлении ведет Правительство Москвы, которое своим постановлением от 18 апреля 2006 г. № 260-ПП Об увеличении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы ввело ставку первого разряда в размере 2200 рублей, сохранив при этом действовавшую до 1 мая 2006 г. шкалу ЕТС.

Величина тарифной ставки первого разряда Единой тарифной сетки в разные периоды была различной относительно величины минимального размера оплаты труда (табл. 3). С принятием Трудового кодекса Российской Федерации она не может быть ниже величины минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Таблица 3 - Зависимость тарифной ставки от величины минимального размера оплаты труда

Со времени введения ЕТС в 1992 году произошли существенные изменения в экономическом развитии и финансовой сфере.

Значительные территориальные различия в стоимости жизни населения обуславливают необходимость в различных уровнях заработной платы по регионам страны. Установленные на федеральном уровне единые для всех территорий тарифные ставки и оклады ЕТС далеко не в полной мере учитывают дифференциацию уровней стоимости жизни по регионам Российской Федерации.

В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:

· низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 -20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;

· недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;

· недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.

Тарифный коэффициент показывает, что оплата труда двух работников, выполняющих работу по одной и той же специальности (профессии) на одном и том же предприятии, может значительно различаться. И причина этого — в разном уровне квалификации работников и сложности выполняемой ими работы. В зависимости от квалификации и сложности работникам присваиваются разряды и устанавливаются тарифные коэффициенты (далее в статье — ТК).

Приведем некоторые примеры.

    1-й, наиболее низкий, присваивается таким рабочим, как протирщик часовых стекол, рабочий по обслуживанию бани, истопник, няня и другие;

    до 8-го «дотягиваются» наладчики различного оборудования (технологического, полиграфического, испытательного и т.д.).

Список всех профессий и разрядов дан в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих. Кроме того, начиная с 1 июля 2016 года при определении квалификации обращаются к . В них используется понятие «уровень квалификации» (от 1-го до 8-го).

Как рассчитать тарифный коэффициент разряда

В Советском Союзе действовала единая тарифная сетка, в которой были установлены минимальные ставки (самого низкого квалификационного разряда для конкретной профессии) и ТК. Чем выше квалификация рабочего, трудоемкость работы, тем больше ТК, на который умножается минимальная ставка.

Сегодня государство регулирует и ТК лишь в отношении бюджетников (базовый документ — так называемая Новая система оплаты труда, а также отраслевые соглашения). Остальные предприятия могут создавать сетки и рассчитывать ТК самостоятельно. Для этого нужно определить:

    сколько разрядов одной профессии (специальности) вы введете;

    какой планируется разрыв между низшим и высшим уровнями квалификации;

    как будет увеличиваться ТК — равномерно (1; 1,2; 1,4; 1,6…) или прогрессивно (1; 1,2; 1,5; 1,9…).

Для расчета коэффициента с равномерным увеличением воспользуемся формулой:

(макс. коэф. - мин. коэф.) / (кол-во разрядов - 1)

Решено для токарей ввести 5 разрядов: с 2-го по 6-й. Разрыв в ТК — 2 (низший — коэф. 1, высший — коэф. 2).

Решение: (2 - 1) / (5 - 1) = 0,25.

Значит, ТК для разрядов будут:

Средний ТК

Иногда в организациях существует такая система оплаты труда, когда труд рабочих одного цеха или бригады оплачивается по . В таком случае потребуется высчитать средний тарифный коэффициент, формула довольно трудна, но попробуем разобраться без пугающих математических символов. Расчет нужно строить таким образом:

    Умножить количество работников, имеющих минимальный разряд, на минимальный ТК.

    Повторить операцию для каждого последующего уровня квалификации.

    Сложить полученные значения.

    Разделить сумму на количество работников.

Еще проще все будет выглядеть на примере.

Пример расчета среднего тарифного коэффициента

Для решения потребуется установить, сколько рабочих работает по какому уровню квалификации.

Допустим (для упрощения расчетов), что по 2-му разр. работает 2 человека, по 3-му — 3, по 4-му — 4, по 5-му — 5, по 6-му — 6 (всего в бригаде — 20 рабочих).

    2 человека (2-й разр.) * 1 (ТК 2-го разр.) = 2

    3 * 1,25 = 3,75; 4 * 1,5 = 6; 5 * 1,75 = 8,75; 5 * 2 = 12.

    2 + 3,75 + 6 + 8,75 + 12 = 32,5.

    32,5 / 20 (количество работников) = 1,63. Мы получили средний ТК бригады.