Лидия Дмитрюхина
НОД в старшей группе «Путешествие по сказкам»

Цель : Систематизировать знания детей о русских народных сказках через игру – путешествие .

Задачи :

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, желание оказывать помощь, проявлять заботу;

Закреплять знание сказок , героев; строить диалог в процессе общения и отвечать на вопросы полным предложением, развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки; уточнять и расширять словарный запас, закреплять умение подбирать антонимы.

Формировать умение придумывать продолжение к сказкам , соотносить пиктографические изображения с героями сказок .

образовательной деятельности

Звучит негромкая народная мелодия. Дети проходят, встают в круг.

Воспитатель. Мы стоим, рука об руку,

Вместе мы большая сила.

Можем маленькими быть,

Можем мы большими быть,

Но никто один не будет.

Ребята, я знаю, что вы любите русские народные сказки . Назовите пожалуйста, свою любимую сказку . (Ответы детей)

А как можно сказать о сказке ? Какая она?

(Волшебная, чудесная, забавная, умная, интересная, добрая, загадочная, мудрая, радостная, поучительная)

Ребята, а скажите, почему сказки называются народными?

(Потому, что их сочинил народ)

Верно. И так, мы с вами поведем сегодня разговор о русских народных сказках . Но прежде давайте с вами проведем пальчиковую гимнастику «Любимые сказки »

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши)

Будем сказки называть :

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок,

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса,

Не забудем Сивку – Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про Жар – птицу сказку знаем ,

Репку мы не забываем,

Знаем волка и козлят,

Этим сказкам каждый рад .

Очень хорошо ребята! Молодцы!

Отправимся друзья

В чудо сказку – вы и я ,

В театр кукол и зверей

Для девчат и для ребят!

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не пересчесть !

Игра «Угадай сказку »

(На экране поочередно появляются иллюстрации сказок : «Волк и семеро козлят» , «Теремок» , «Гуси-лебеди» , «Зимовье зверей» , «Заюшкина избушка» , «Лисичка со скалочкой» , «Жихарка» .

В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно !

Физкультминутка «Сказки »

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться)

Посмотрите –ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

А из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу» )

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки .

Называйте, посмелей,

Этих сказочных друзей !

Пазлы вы должны собрать

Сказку русскую назвать .

(Дети из пазл собирают картинку сказки и называют ее )

Воспитатель в это время читает стих, звучит тихая музыка.

Трудно сказочку сложить ,

Но не надо нам тужить.

Дружно, смело и умело

С вами мы взялись за дело!

Какая у вас получилась сказка ?

А у вас? А у вас какая сказка ?

Молодцы! Сложить сумели!

А сейчас мои ребятки

Будем сказки вспоминать ,

Будем в сказки мы играть .

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказки «Репка»

Быстро справиться сумели. Молодцы!

Вы наверное устали. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в подвижную игру.

Подвижная игра «Колобок»

Воспитатель. А вы знаете поговорку о сказках ?

(«Сказка ложь , да в ней намек, добрым молодцам урок» )

Очень хорошо. Скажите, а за что вам нравятся сказки ?

(Мне нравятся сказки за то , что там герои добрые, верные и смелые, помогают добру победить зло)

Ребята, а чему учат сказки ?

(Сказки учат добру )

Расскажите пословицы о добре

«Не хвались серебром, а хвались добром»

«Доброму - везде добро»

«Добра желаешь, добро и делай»

Ну какие же вы молодцы! Я думаю все вы очень добрые.

Ребята, посмотрите на эту иллюстрацию и назовите, как называется эта сказка ?

(Ответы детей)

Правильно – это сказка «Лиса и журавль»

Ребята, а вы помните, как закончилась эта сказка .

(Ответы детей)

Да, правильно, в конце сказки говорится «С тех пор дружба у лисы с журавлем врозь» . Какой печальный конец у этой сказки .

А давайте подумаем, что мы можем сделать для лисы и журавля, что бы их помирить, чтобы сказка закончилась по-другому?

Назовите посуду, из которой было удобно кушать журавлю?

(Ответы детей)

Ребята, я могу сделать вывод, что для журавля удобной будет глубокая посуда.

А назовите, из какой было удобно кушать лисе?

(Ответы детей)

Значит, лисе буде удобно кушать из мелкой посуды.

Сейчас я предлагаю вам украсить посуду для наших героев. Подойдите к столам. Девочки будут украшать для лисы мелкую посуду, а мальчики для журавля – глубокую посуду. Девочки, какая у вас посуда? А у вас мальчики?

(Дети украшают посуду, звучит тихая музыка)

Какая замечательная посуда у вас получилась! Очень красиво!

Ребята, посмотрите, а наши герои помирились. И это мы с вами помогли им это сделать.

Воспитатель За ум и за смекалку

Сказать спасибо вам хочу !

И за доброту за вашу

Поиграть с вами еще хочу

Игра «Дополни имя сказочного героя »

Сивка - … (Бурка)

Крошечка - … (Хаврошечка)

Баба - … (Яга)

Царевна - … (Лягушка)

Гуси - … (Лебеди)

Жар - … (Птица)

Иван - … (Царевич)

Лиса - … (Патрикеевна)

Воспитатель Верить в сказку – это счастье ,

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.

Конспект занятие по развитию речи с использованием ИКТ с детьми старшей группы детского сада, тема: « У дедушки Корнея»

(Викторина по сказкам К.И.Чуковского)
Программные задачи:

1. Закрепить в памяти детей сказки К.И. Чуковского.

2. Продолжать учить использовать в речи разные виды предложений, правильно согласовывать слова в предложениях.

3. Развивать интонационную выразительность речи.

4. Воспитывать любовь к художественной литературе, особенно к сказкам.

Оборудование : ноутбук – слайды с изображениями сказок К.И. Чуковского, халат и шапочка для Айболита, диск с оперой «Муха-Цокотуха»; карандаши цветные, белая бумага, предметы для игры

« Мешок с потерявшимися вещами».

Предварительная работа:

Чтение и прослушивание на дисках сказок, рассматривание иллюстрации, организация выставки книг К.И.Чуковского.

Ход занятия.

Вступительная часть:

Входит Айболит. Здравствуйте, ребята! Я тороплюсь в страну Лимпопо, там заболели звери, но, кажется, я заблудился. По дороге я встретил сказочника. Он сказал, что попасть обратно в сказку тебе помогут ребята, с помощью волшебного сундучка. В нем задания и сюрпризы для вас.

Ребята, вы мне поможете? – Да!

Айболит. Из какой я сказки?- Доктор Айболит.

Воспитатель. Это любимый нами сказочник. Сегодня мы в гостях у героев его сказок.

Основная часть:

Воспитатель показывает слайд с изображениями героев из сказки «Телефон».

Ребята, подумайте и скажите, из какой сказки эти герои? –«Телефон».

Вспомните, кто разговаривал по телефону и как? Дети рассказывают отрывки из сказки. Воспитатель обращает внимание детей на изменения в интонациях.

Вижу, любите вы книжки.

И девчонки и мальчишки.

Все же я не очень верю

И сейчас я вас проверю.

Показ слайдов к сказкам Чуковского («Айболит», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Путаница», «Мойдодыр», «Муха – Цокотуха»).

Игра « Мешок с потерявшимися вещами».

Воспитатель . Ребята, помогите вещам найти своих владельцев. Вы должны не только назвать, кому принадлежит каждая вещь, но и прочитать отрывок из того произведения, в котором о нем что-то говорится.

Воспитатель показывает предметы: воздушный шарик, мыло телефон блюдце, термометр и т.д.

Ответы детей:

У меня зазвонил телефон….

Ехали медведи на велосипеде….

Вот и мыло подскочило…

А за ними блюдца….

Пришли мне дюжину новых калош…

И ставит им градусник…

Ребята, какие вы сообразительные. А вы смелые?

Дети . Да!

Воспитатель.

Тогда забавные загадки

Ожидают смельчаков.

Есть загадки – где отгадки?

Выходите, кто готов.

Загадывает загадки.

Маленькие домики

По улице бегут.

мальчиков и девочек

по улице везут (машины).
Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну (иголка).
Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем,

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо –

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое (яйцо и цыпленок).
Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо и хлеб-

Всю добычу мою,

Я с радостью

Этим зверям отдаю (Рот и зубы).

Стихи К.И.Чуковского очень музыкальны. Сейчас мы послушаем отрывок из оперы. Опера – это музыкальное произведение, в котором все персонажи поют в сопровождении оркестра.

Дети слушают оперу «Муха – Цокотуха».

Отвечайте без подсказки

Нам названье этой сказки.

(«Муха – Цокотуха».)

Дорогие ребята, все вы любите потешки. Я вам прочитаю старинные народные потешки, которые собрал и обработал Корней Иванович.
«Вдоль по сахару»

Вдоль по сахару да реченька течет,

По изюму разливается.

Берега – то шоколадные,

Дерева –то виноградные.
«Акулина».

Акулина-пышка

На улицу вышла,

На камушек села,

Пять лягушек съела.
«Елизар»

Как сосед наш Елизар

Гонит муху на базар.

Муха –то хорошая,

Продается дешево.

Дети должны заметить небылицы. За правильный ответ получают фишку.

Конспект НОД

Образовательная область: речевое развитие.

Тема: «Путешествие по сказкам»

Возраст: старшая группа

Цель: обобщить представления детей о сказках.

Задачи:

углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.

упражнять в словообразовании и словоизменении.

формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его.

развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.

развивать мелкую моторику рук и движений.

развивать умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.

воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках, формировать художественный вкус.

воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам.

Материалы и оборудование : аудиозаписи, ноутбук, слайды по сказкам, тарелки с горохом и фасолью, счетные палочки, разрезные картинки, «записки» с заданиями.

Предварительная работа : чтение детям сказок. Обсуждение прочитанного материала, отгадывание загадок, собирание пазлов к сказкам, раскрашивание изображений к сказкам. Выкладывание из счетных палочек. Игры с крупой.

Предполагаемый результат : Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок. Овладевает способностью рассуждать, высказываться. Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами (счетные палочки, разрезные картинки, крупа).

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? И я люблю. А какие сказки вы знаете?

Дети: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь»...

Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то… добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то... загадочная; есть мудрость, то… мудрая и т.д. А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей)

Воспитатель: А я всегда мечтала стать феей. Ведь при помощи волшебной палочки можно попасть в любую сказку, помочь ее героям.

Раздается звуковое уведомление о письме.

Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Прочитаем? (1 слайд)

«Дорогие ребята! Злой волшебник проник в нашу страну сказок и принёс нам много бед. Помогите нам пожалуйста. Он перепутал все сказки и всех сказочных героев. И мы не знаем, как нам избавиться от его злых поступков»

(2 слайд)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто прислал нам письмо? (Золушка) Чем же занималась Золушка? Что делала? (Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь).

Давайте мы ей поможем. Но как мы сможем попасть в сказку? Какие волшебные слова или заклинания вы знаете? (ответы детей, выбираются одни слова, например: Крибле-крабле-бумс).

(Звучит музыка)

Воспитатель: Вот мы и в сказке. Давайте поможем Золушке перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох).

А чтобы не было скучно - вспомним с вами считалки. Кто какие знает? (дети по очереди рассказывают считалки).

Дети перебирают фасоль и горох и на дне тарелок находят записки.

Воспитатель: Это задания, которые мы должны выполнить, чтобы сказочные герои вернулись в свои сказки.

1 записка Викторина «Хорошо ли ты знаешь сказки».

1. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать? («Заюшкина избушка» – петух)

2. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

3. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю? («По щучьему велению»)

4. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка»)

5. В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом? («Курочка - ряба»)

6. В какой сказке птицы на своих крыльях унесли мальчика? («Гуси-лебеди»)

2 записка «Загадки по сказкам»

Воспитатель: Вы знаете много сказок? Я вам буду загадывать загадку, а вы будете вспоминать сказку:

Его съесть хотели все,

Но попал он в пасть к лисе.

Сдобный, маленький клубок

В сказке звался.

(Колобок)

Возле леса, на опушке трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

(Три медведя)

Как вы догадались? А какое настроение бывает у мишек? А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем(дети свободно располагаются по залу).

Игра: “Забавные медведи”

(Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.)

Когда медведям грустно - они делают так.

Когда медведи удивлены - делают вот так.

Когда они испуганы - они такие.

Когда мишки злятся - они уже другие.

Когда медведи радуются - делают вот так.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя». Слушайте еще одну загадку:

Три веселых братца

В доме веселятся.

Смотрит волк сердито:

Крепко дверь закрыта.

(Три поросенка)

В этом доме без забот

Жили звери, только вот,

Медведь к ним пришел потом,

Поломал звериный дом.

(Теремок)

Каждый должен построить теремок из счетных палочек.

3 записка «Сказочные пазлы»

Воспитатель. Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно не обошлось здесь без проделок злого волшебника.

Пазлы вы должны собрать

И сказку назвать!

(Дети собирают пазлы)

4 записка «Отгадай из какой сказки герой»

Воспитатель: Ребята, вам нужно внимательно посмотреть на иллюстрацию к сказке, узнать ее и назвать сказку.

Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями. Теперь все герои на своих местах. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Что понравилось вам в путешествии? Что больше всего запомнилось? А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться? Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались.