Вопросы и ответы к § 9-10. Либералы, консерваторы и социалисты

1. Объясните утверждения, приведённые в параграфе: «Разрешено всё, что не запрещено законом», «Сохранять традиционные ценности!», «Золотой век человечества не позади нас, а впереди», «Собственность есть кража».

Фраза «Разрешено всё, что не запрещено законом» буквально означает, что в спорных случаях человек имеет право делать то, что делать, если закон это не запрещает. Человек свободен проявлять свою инициативу. Это утверждение характерно для либералов, частную инициативу как раз приветствовавших во всех сферах, особенно в экономике.

Расшифровывать призыв «Сохранять традиционные ценности!», полагаю, не надо. Он характерен для консерваторов, от радикальных (например, в России), которые в штыки воспринимали практически любые новшества, до умеренных (например, в Великобритании), которые сами порой предлагали реформы, но призывали взвешивать любые решения об изменениях, выступали против реформ ради реформ.

Начиная с античности люди искали золотой век в прошлом, называя так то один, то другой период истории. Но в XIX веке стали говорить «Золотой век человечества не позади нас, а впереди».

Таким образом выражалась безграничная вера в прогресс, в решение всех проблем в будущем благодаря прогрессу. Эту веру поколебала только I мировая война, которая показала, что прогресс приносит не только невиданные ранее улучшения человеческой жизни, но и средства уничтожения людей, о которых раньше не могли даже помыслить.

Одним из принципов социалистов стал «Собственность есть кража». Непосредственно эта фраза принадлежит анархисту по фамилии Прудон, но такие убеждения были характерны также для других социалистов.

Социалисты, особенно радикальные, считали, что только когда все ресурсы находится в ведении общества (на практике получилось, государства), распределение благ будет справедливым. Собственность означает, что кто-то может владеть большим, чем заслуживает и из-за этого у других не будет необходимого.

2. Охарактеризуйте а основные взгляды либералов на развитие общества, роль государства и права человека.

Либералы выступали за максимально допустимую в рамках законов общества свободу человека, но при условии ответственности человека за свои действия. Они особенно подчёркивали важность индивидуальных прав каждого человека.

Для того, чтобы государство не посягало на права гражданина, оно должно быть основано на принципе разделения властей, иметь другие механизмы взаиморегулирования частей и контроля общества над государством. В экономической сфере по их мнению свобода должна быть максимальной, только тогда экономика будет развиваться и регулировать сама себя.

3. Перечислите основные принципы консерватизма. Подумайте, какие различия имелись во взглядах либералов и консерваторов по проблемам роли государства в обществе и прав человека.

В то время, как либералы отводили государству лишь минимальную роль наказания преступников, консерваторы исходили из древнеримской ещё пословицы «Человек человеку – волк» и утверждали, что для того, чтобы люди не притесняли друг друга нужно сильное государство, которое должно регулировать отношения между людьми. Достигаться это должно было по их мнению сохранением традиционной структурой общества с неравенством прав, но и обязанностей разных слоёв общества.

4. Расскажите об основных принципах марксистского учения.

Марксизм – это учение о построении коммунизма, в котором вся собственность должна быть сосредоточена в руках всего общества и распределяться по принципу: от каждого по способностям, каждому по труду. Построить коммунизм должен был пролетариат как наиболее прогрессивный класс во главе с партией пролетариата, захватив власть насильственным путём.

5. Заполните таблицу «Основные идеи общественно-политических учений XIX в.».
Критерии сравнения Консерватизм Либерализм Социализм Анархизм
Роль государства в экономике Государственное регулирование экономики ради всеобщего блага. Уважение частной собственности Государство не вмешивается в экономику. Преобладание частной собственности Государство должно регулировать экономику. Плановая экономика. Ликвидация частной собственности Отрицание государства. Ликвидация крупной и средней частной собственности
Отношение к социальным противоречиям Сохранение традиционной социальной структуры, с сохранением привилегий, неравенства в правах и обязанностях. Равенство в правах. Отрицательное отношение к имущественному равенству Государство должно обеспечивать социальную защиту малообеспеченных граждан Свобода ассоциаций (общин) которые заботятся о своих членах
Пределы индивидуальной свободы Права и обязанности определены законом и традициями Свобода человека ограничивается лишь пределами прав и свобод других граждан Права определены полезностью для общества и принадлежностью к определенному классу Отрицание любых форм эксплуатации и принуждения.

§ 9-10. Либералы, консерваторы и социалисты


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ2 Цели урока: Рассмотреть специфические черты интеллектуальной жизни Европы XIX века; Охарактеризовать основные направления европейской политики XIX века.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ3 План урока: 1. Каким быть обществу? 2. Разрешено всё, что не запрещено. 3. Сохранять традиционные ценности. 4. Почему появились социалистические учения. 5.« Золотой век человечества не позади нас, а впереди». 6. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. 7.Анархизм.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ4 Философов – мыслителей интересовали вопросы: 1. Как развивается общество? 2. Что лучше: революция или реформа? 3. Куда движется история?


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ5 В XIX веке в Западной Европе оформились 3 основных общественно- политических течения: Либерализм консерватизм социализм


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ6 Составим таблицу: Линия сравнения Либерализм КонсерватизмСоциализм Главные принципы Роль государства в экономической жизни Отношение к социальным вопросам Пути решения социальных вопросов


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ7 от латинского – liberum – относящийся к свободе. Принципы: 1. Право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом. 2. Право на свободу слова, печати собраний. 3. Право на участие в решении государственных дел ЛИБЕРАЛИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ8 ЛИБЕРАЛИЗМ КАКОЙ ВЫБРАТЬ ПУТЬ РАЗВИТИЯ? РЕФОРМА


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ9 Требования: 1. Ограничение деятельности государства законом. 2. Провозгласить принцип разделения власти. 3. Свобода рынка, конкуренции, свободная торговля. 4. Ввести социальное страхование по безработице, инвалидности, пенсионное обеспечение престарелых. 5. Гарантировать минимальную зарплату, ограничить продолжительность трудового дня ЛИБЕРАЛИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ10 Ввести страхование по безработице и инвалидности Ввести пенсионное обеспечение престарелых Государство должно гарантировать минимальную з/п Уничтожить монополии и восстановить свободную конкуренцию НОВЫЙ ЛИБЕРАЛИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ11 Английская палата вигов выдвинула из своей среды самую яркую фигуру британского либерализма – Уильяма Гладстона, который провёл ряд реформ. ЛИБЕРАЛИЗМ Уильям Гладстон


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ12 от латин. conservatio – охранять, сохранять. - учение, возникшее в 18 веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей. КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ13 Принципы: Сохранить традиционные ценности: религию, монархию, национальную культуру, семью и порядок. Признавали: 1. Право государства на сильную власть. 2. Право на регулирование экономики. КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ14 возможно проведение « охранительных» социальных реформ только как самое крайнее средство КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ15 Боясь усиления «ново либерализма», консерваторы согласились с тем, что 1)общество должно стать более демократичным, 2) необходимо расширить избирательные права, 3) государство не должно вмешиваться в экономику. КОНСЕРВАТИЗМ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ16 КОНСЕРВАТИЗМ В результате лидеры английской и германской консервативной партии стали социальными реформаторами – у них не было другого выхода в условиях роста популярности либерализма. Бенджамин Дизраэли Отто фон Бисмарк


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ17 - общественный и государственный строй, принципами которого являются: 1) установление политические свобод; 2) равенство в правах; 3) участие работников в управлении предприятиями, на которых они работают. 4) обязанность государства регулировать экономику. СОЦИАЛИЗМ



Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ19 СОЦИАЛИЗМ Предлагал преобразовать общество с помощью объединения тружеников – фаланг, в которых сочеталось бы промышленное и сельское хозяйство. В них не будет заработной платы и наёмного труда. Шарль Фурье


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ20 СОЦИАЛИЗМ Роберт Оуэн в своих работах пошёл дальше, читая необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег Роберт Оуэн


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ21 МАРКСИЗМ Марксизм – новое учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом об устройстве и развитии общества Карл Маркс Фридрих Энгельс


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ22 РЕВИЗИОНИЗМ Ревизиони́зм идейные направления, провозглашающие необходимость пересмотра какой-либо устоявшейся теории или доктрины.


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ23 Переустройство обществ может быть достигнуто путём экономических и социальных реформ, проводимых через всенародно и демократически выбранные органы власти. Эдуард Бернштейн РЕВИЗИОНИЗМ
Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ25 1. Верой в хорошие стороны человеческой природы. 2. Верой в возможность между людьми общения, основанного на любви. 3. Необходимо уничтожить власть, осуществляющую насилие над личностью. АНАРХИЗМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ


Антоненкова А.В. Моу Будинская ООШ29 %FC%FF%EChttp://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%E0%E4%F1%F2%EE%ED,_%D3%E8%EB %FC%FF%EC

В XIX веке в Западной Европе сформировались три основных общественно - политических учения: Консерватизм, либерализм и социализм. Каждое из данных учений по-своему объясняло, каким должно быть государство и общество.
Консерватизм - учение, которое обосновывает необходимость сохранения старых устоявшихся порядков и традиционных ценностей.Традиционными ценностями считалось следующее:1. Религия2. Монархия3. Национальная культура4. Семья5. «Порядок»Государство, по мнению консерваторов, должно быть сильным, подчинять личность, контролировать экономику. Но при необходимости можно провести и некоторые реформы.Перед вами выдающиеся политические деятели XIX века, имеющие консервативные взгляды - это английский лидер Консервативной партии и премьер-министр Бенджамин Дизраэли и Отто фон Бисмарк, первый канцлер Германской империи
Либерализм – это учение, провозглашающее право любого человека на жизнь, свободу, собственность, на равенство всех перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел.…Главная ценность либерализма - индивидуальная свобода. Известная формула либералов звучит так: «Разрешено все, что не запрещено законом».Перед вами таблица, в которой отражены основные принципы либерального устройства государства:В политике это: - Разделение ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная)и- Реформирование всех сфер жизни.В экономике приветствовался - рынок свободной конкуренции, а государство обязано обеспечить гражданам неприкосновенность частной собственности.…Перед вами на экране выдающийся английский либерал Уильям Гладстон.
Социализм - это учение, в котором говорилось о необходимости превращения частной собственности в государственную …и защите государством общественных интересов.Можно выделить три направления в социалистическом учении:- Утопический социализм - марксизм - ревизионизм
Проводниками идей утопического социализма были Роберт Оуэн, Анри Сен-Симон, Шарль Фурье. Социалисты-утописты говорили о необходимости упразднения частной собственности и создании общества, в котором люди абсолютно равноправны. Пути создания такого общества были, увы, утопичны, то есть -…нереальны.
Развивая идеи социалистов-утопистов, философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс создают учение, которое получило название по имени одного из них - «марксизм». В основе марксизма лежит теория социалистической революции.Алгоритм ее такой – сначала происходит:1. Обнищание народа (беднейших слоев),и2. Все большее обогащение буржуазии.3. В этот момент обостряется классовая борьба…И 4. К власти приходит пролетариат (рабочий класс). Происходит социалистическая революция…И…5. Диктатура пролетариата
Немецкий идеолог ревизионизма, социал-демократ, публицистЭдуард Бернштейн пересмотрел учение Маркса (то есть подверг «ревизии») и пришел к выводу, что социалистическое переустройство общества способно осуществиться путем реформ в условиях расширения избирательных прав граждан и развития акционерных форм собственности.

Предмет: ИСТОРИЯ

Романова Наталья Викторовна

Учитель истории

Ачинский кадетский корпус

Методика проведения урока.

    Класс: 8

    Название курса: "Новая история"

    Название темы: Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство .

Цели урока:
    Познакомить с общественными течениями: либерализм, консерватизм, социализм;
    Определить, как они повлияли на развитие общества и какую роль они определили государству в общественной жизни;

    Развить речь, логическое мышление;

    Формировать умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать;

    Развить познавательный интерес у учащихся.

Программное обеспечение:

    Microsof Power Point , Microsoft Word .

    ООО «Кирилл и Мефодий» и библиотека электронных наглядных пособий «Новая история 8 класс»

Техническое обеспечение:

Мультимедийные проектор и экран, сканер, принтер.

План урока:

1. Изучение новой темы:

    Актуализация новой темы;

    Беседа;

    Работа с текстом;

    Работа над таблицей;

    Сценка по теме;

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание творческого характера .

Ход урока:

    Изучение новой темы.

    Актуализация новой темы.

Учитель:

Как развивается общество? Что предпочтительнее – революция или реформа? Какова роль государства в жизни общества? Какие права имеет каждый из нас? Эти вопросы будоражили умы философов-мыслителей многие столетия.

В середине XIX век в Европе произошёл всплеск новых идей, который привел к поразительному скачку в науке, побудил европейцев подвергнуть сомнению всю государственную и общественную систему.

Жан Жак Руссо утверждал, что «человеческий разум способен сам найти ответ на любые вопросы».

Как вы считаете, что он этим хотел сказать?

Общество в этот период перестает ощущать себя массой. Превалирует мнение, что каждый человек наделен личными правами и никто, даже государство, не вправе навязать ему свою волю.

Поднимались вопросы не только о месте человека в мире, но и о новой системе управления обществом, которую создал промышленный класс Запада.

Поэтому возникла проблема, как простроить отношения между обществом и государством.

Пытаясь решить эту проблему люди умственного труда, в XIX веке в Западной Европе определились в трех основных общественно-политических учениях.

Тема нашего урока «Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство»

С лайд 1:тема урока.

Как вы считаете, что мы должны будем узнать при изучении этой темы?

Мы должны будем познакомиться с основными общественно-политическими учениями, проследить каким образом повлияли они на развитие общества, и какую роль определили государству в общественной жизни.

Это серьезная тема, очень важно разобраться в ней, так как материал изученный сегодня пригодится вам в 9 классе.

    Беседа, работа с текстом.

Слайд 2:работа с терминами

Вопросы:

    Подумайте, что обозначают эти термины?

    Пользуясь словарем в учебнике выпишете определения в тетради?

    Работа над таблицей, работа с текстом.

Учитель:

Проследим основные принципы каждого течения с точки зрения того, какая роль отводилась государству в экономической жизни, как предлагалось решить социальные проблемы и какими личными свободами мог обладать человек (заполнять таблицу разделившись по рядам работая с текстом учебника).

Задание: 1. социализм (72-74стр. - «Почему появились социалистические учения?», «Золотой век человечества не позади нас, а впереди»)

2. консерватизм (72стр. - «Сохранять традиционные ценности»)

3. либерализм (70-72стр. - «Разрешено все, что не запрещено»)

Слайд 3: таблица.

Вопросы в процессе заполнения таблицы:

    Консерваторы: каким виделся путь развития общества представителям консерватизма?; как вы думаете, сохранилась ли актуальность их учения сегодня?

    Либералы: каким виделся путь развития общества представителям либерализма?; какие положения их учения кажутся вам актуальными для сегодняшнего общества?

    Социалисты: чем было вызвано появление социального учения?

Мы проследили основные принципы консервативного, либерального и социалистического учений.

    Сценка по теме.

Учитель:

Представьте, что мы стали свидетелями разговора трех прохожих на улице Лондона в XIX веке.

Сценка:

    Здравствуй, Уильям! Давно мы с тобой не виделись! Как у тебя дела?

    У меня все хорошо! Вот иду с мессы. А ты слышал, какие в мире дела творятся? Храни боже нашего короля!

    А я совсем недавно приехал из Франции и знаешь, на следующем заседании в парламенте, буду поднимать вопрос о защите прав бедных, чтобы предотвратить революционные настроения в стране! Мне кажется, правительство должно выбрать курс социальных реформ – это может сгладить классовое недовольства!

    Я сомневаюсь в этом. Лучше бы все оставалось как раньше! А ты, Бен, как думаешь?

    Я тоже думаю, что это не решит наших проблем! Однако, и все как было оставлять нет смысла. Я считаю, что все зло от частной собственности, ее надо отменить! Тогда не будет ни бедных, ни богатых, а, следовательно, и классовая борьба прекратится. Вот каково мое мнение!

Задание: исходя из разговора спорящих определите, кто к какому течению принадлежит. Свой ответ аргументируйте.

Существует мнение, что ни одно из общественно-политических учений не может претендовать на то, что оно является «единственным» истинно правильным. Поэтому, как оппозиция друг другу существует несколько учений. И с наиболее популярными мы сегодня познакомились.

    Закрепление изученного материала.

Задание: отметьте идеи, принадлежащие консерватизму, либерализму, социализму.

    Развитие общества может привезти к утрате основополагающих традиций и ценностей.

    На смену государству капиталистов придет государство диктатуры пролетариата.

    Свободный рынок, конкуренция, предпринимательство, сохранение частной собственности.

    Приверженность тому, что прошло испытание временем.

    Разрешено все, что не запрещено законом.

    Человек сам несет ответственность за собственное благосостояние.

    Реформы отвлекают трудящихся от главной цели – мировой революции.

    Ликвидация частной собственности приведет к исчезновению эксплуатации и классов.

    Государство имеет право вмешиваться в экономическую сферу, однако частная собственность сохраняется.

    Подведение итогов.

Вопросы:

    С какими общественно-политическими учениями вы сегодня познакомились?

    Каково было влияние этих учений на развитие общества?

(Ответ: люди стали политически активными, сами начали отстаивать свои права.)

Те социально- политические процессы, которые были начаты в XIX веке, привели к образованию во II половине XX века современных правовых европейских государств.

Мы все восхищаемся уровнем жизни, состоянием прав европейцев. И как видим это результат длительной общественной борьбы.

Слайд: итоги урока.

    Домашнее задание творческого характера.

На основе изученных вами учений попытайтесь создать свой проект возможных путей развития общества в наше время.