Здравствуйте, визическое лицо, замещающее государственную должность, мы можем именовать должностным лицом. Признаки должностного лица: 1. возможность самостоятельно принимать юридически значимые решения, начиная от принятия нормативного акта до вынесения предписания физическому, юридическому лицу. 2. наличие организационно-распорядительных полномочий: распределяются обязанности между замами, подчинёнными, исполняются поручения руководителя.

3. есть возможность наличия полномочий по применению мер принуждения: по привлечению к ответственности (составление протоколов), по применению непосредственного, в т. ч. физического принуждения. Лица, не замещающие государственные должности, не имеют права этого делать (кондуктор МП Транспорта должен пригласить представителя милиции общественной безопасности).

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Статья 2. Основные термины и понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2004 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

поселение - городское или сельское поселение;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

городской округ - один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

городской округ с внутригородским делением - городской округ, в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации образованы внутригородские районы как внутригородские муниципальные образования;

внутригородской район - внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением;

(абзац введен Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения;

(см. текст в предыдущей редакции)

межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений;

вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно;

органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения;

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления;

выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования , и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 29.11.2010 N 315-ФЗ, от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.02.2015 N 8-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

член выборного органа местного самоуправления - лицо, входящее в состав органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах (за исключением представительного органа муниципального образования);

(см. текст в предыдущей редакции)

лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования , действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;

депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования;

(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 303-ФЗ)

благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;

(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

административный центр сельского поселения, муниципального района, городского округа - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

(в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 62-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

Словосочетания "городской округ" и "городской округ с внутригородским делением" и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении в отношении муниципальных образований, органов местного самоуправления, их полномочий и прав, если иное не предусмотрено данными законами и иными нормативными правовыми актами.

Государственная служба всегда проходит на государственных должностях .

Понятие государственной должности:

Это организационно-юридически обособленная часть государственного аппарата , в которой сосредоточены элементы компетенции государственного органа. Предназначение государственной должности: персонализация прав и обязанностей государственного органа.

- элементарная и первичная часть любой государственной организации .

Существуют следующие аспекты государственной должности:

1.правовой - должность представляет собой совокупность прав и обязанностей, возлагаемых на лицо, замещающее эту должность, которые являются частью компетенции ГО.

ГД более стабильна, чем гос. служащий.

2.организационный - государственная должность представляет собой часть структуры государственного аппарата (как правило, органа), является первичной базовой ячейкой ГО. (например, департамент - отделы - должности)

3.средство управленческого воздействия - позволяет подчинить одно лицо другому.

Государственная служба отличается от других должностей (в предприятиях…) тем, что:

1.Существует в структуре ГО или строевого подразделения

2.Связана с реализацией государственно-властных полномочий

3.Финансируется из средств бюджетов

4.Закрепляется в нормативных актах (от Конституции РФ до актов органов исполнительной власти субъектов РФ)

Все государственные должности делятся на 2 вида:

1.«Государственные должности РФ и государственные должности субъекта РФ» - установленные Конституцией РФ или Уставами (Конституциями субъектов РФ), предназначены для непосредственного осуществления полномочий государственных органов РФ или субъекта РФ («судебно-политические»).

Их деятельность не регулируется законодательством о государственной службе. К лицам, замещающим государственные должности РФ: (не государственные служащие)

Президент, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации

Члены Центральной избирательной комиссии

Аудиторы Счётной палаты

Федеральные судьи

Федеральные министры

Уполномоченные по правам человека

Перечень утв. Указом от 11.01.95 г. «О государственных должностях РФ»

Полномочия органа осуществляет должное лицо (районный судья), по идее, аппарат не нужен, создаётся для удобства.

2.Государственные должности государственной службы (должности государственной службы)

1)должности федеральной государственной гражданской службы (ФГГС),

2)государственной гражданской службы субъектов (ГГСС)

3)воинские должности

4)должности правоохранительной службы

Ст. 9 ФЗ «О системе гос. службы в РФ» регламентирует создание единого реестра должностей ФГС. Он должен состоять из 3х частей:

1)для федеральной государственной гражданской службы - единственный реестр, который существует реально, утвержден Указом Президента от 31.12.05 «Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы».

2)для военной службы

3)для правоохранительной

В субъектах также имеется реестр должностей государственной гражданской службы.

Признаки должностей государственной службы:

1.должность - это низовая элементарная часть в структуре государственного органа (в отличие от Государственной Думы РФ и субъекта - составляют орган - Правительство, центральный элемент - министр в министерстве)

2.представляет совокупность прав и обязанностей (должен быть принят Должностной регламент - акт, который утверждается руководителем органа, содержит исчерпывающее описание всех полномочий, закрепляемых за соответствующей должностью, мер ответственности и контроля, которые могут быть применены к лицам, замещающим соответствующую должность).

3.должность учреждается гос органом (смотри Указ Президента «О реестре должностей ГГС» - он закрепляет только типовые виды должностей, например - «начальник отдела в ТО ФС». Количество должностей закрепляет руководитель органа, но не может создать такие должности, которые предусмотрены в Указе).

4.Государственная должность предназначена для осуществления функций государственного - лица должны быть гос. служащими, а не работниками.

5.замещается одним лицом на основе правоприменительного акта (приказ о приёме на службу). На 1 государственную должность - 1 государственный служащий.

6.имеет определённое название и должна быть включена в структуру должностей, предусмотренную соотв. Реестром - федеральным либо субъектов.

7.финансируется из государственного бюджета.

Количество должностей в ГО определяется исходя из утверждаемой штатной численности, определяется в штатном расписании, которое, в свою очередь, утверждаетсяся руководителем Органа.

Физическое лицо, замещающее государственную должность, мы можем именовать должностным лицом.

Признаки должностного лица:

1.возможность самостоятельно принимать юридически значимые решения, начиная от принятия нормативного акта до вынесения предписания физическому, юридическому лицу.

2.наличие организационно-распорядительных полномочий: распределяются обязанности между замами, подчинёнными, исполняются поручения руководителя.

3.есть возможность наличия полномочий по применению мер принуждения: по привлечению к ответственности (составление протоколов), по применению непосредственного, в т. ч. физического принуждения. Лица, не замещающие государственные должности, не имеют права этого делать (кондуктор МП Транспорта должен пригласить представителя милиции общественной безопасности).

Должность - низовой элемент структуры органа или организации , наделенной компетенцией в объеме, предназначенном для реализации одним лицом.

УДК 342.9:349.2

Страницы в журнале: 40-44

С.Е. Чаннов,

доктор юридических наук, профессор кафедры административного и информационного права Московского государственного университета экономики, статистики и информации Россия, Москва [email protected]

Рассматривается трудоправовой статус лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации; определяются возможности и пределы применения к их деятельности норм трудового законодательства. Используются общенаучный диалектический метод, методы формальной логики, а также сравнительно-правовой метод. Устанавливается, что действующее федеральное законодательство прямо не решает вопрос о распространении на лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, норм трудового права; в субъектах Российской Федерации используются различные подходы к решению данного вопроса; оптимальным является применение норм трудового законодательства к деятельности лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, субсидиарно; специфика статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, требует заключения с некоторыми из них не трудовых договоров, а контрактов. В настоящее время существует необходимость более подробного регулирования на федеральном уровне статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросу о возможностях и пределах применения к их деятельности норм трудового законодательства и законодательства о государственной службе.

Ключевые слова: государственная должность, трудовое законодательство, Трудовой кодекс, трудовые отношения, законодательство о государственной службе, трудовой договор, контракт.

Государственная должность - это ключевое понятие для всей системы государственного управления. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определяет, что к государственным должностям Российской Федерации и государственным должностям субъектов Российской Федерации относятся должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Одним из нерешенных вопросов, связанных с деятельностью лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, является вопрос о применимости к ней норм трудового законодательства.

Статья 11 Трудового кодекса РФ содержит перечень лиц, на которых трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются:

«военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом».

С одной стороны, в данном перечне отсутствуют лица, замещающие государственные должности, поэтому в принципе распространение на них трудового законодательства возможно. С другой стороны, в отличие, например, от государственных гражданских и муниципальных служащих, ст. 11 ТК РФ прямо о таком распространении не говорит.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - «отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором».

Как видно, трудовые отношения характеризуются определенными признаками, хорошо, впрочем, известными трудоправовой науке: договорным характером отношений, личным выполнением трудовой функции за плату, наличием подчиненности работника работодателю и др. Если применять указанные признаки к служебной деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, можно констатировать, что эти характеристики принципиально применимы далеко не ко всем типам трудовых отношений.

К примеру, никак, с нашей точки зрения, не могут быть квалифицированы в качестве трудовых отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, даже если эта деятельность реализуется на постоянной основе. Связано это с тем, что денежные средства, выплачиваемые такому депутату, являются денежным содержанием, а не платой за выполнение трудовой функции; отсутствует иерархическая подчиненность депутата кому-либо (в том числе председателю законодательного органа) и т. п.1 .

Служебная деятельность на таких государственных должностях субъектов Российской Федерации как, например, первый заместитель, заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, член высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации к трудовой заметно ближе (хотя по ряду причин правовое положение указанных должностных лиц все же не тождественно правовому положению обычного работника). Еще большее сходство с трудовой (а также государственно-служебной) деятельностью имеет служба на некоторых вводимых в определенных субъектах государственных должностях, например, на месте руководителей департамента Воронежской области, представительства Воронежской области, управления Воронежской области, инспекции Воронежской области, отдела Воронежской области (ст. 2 Закона Воронежской области от 11.11.2009 № 133-ОЗ «О государственных должностях Воронежской области» ).

Что характерно, в законодательстве самих субъектов Российской Федерации можно встретить различные подходы к решению проблемы применения трудового законодательства к служебной деятельности лиц, замещающих государственные должности. При этом большая часть законов субъектов Российской Федерации этот вопрос просто обходит вниманием. Явным примером здесь может быть Закон Саратовской области от 30.03.2007 № 51-ЗСО «О государственных должностях Саратовской области» , ст. 3 «Правовая основа деятельности лиц, замещающих государственные должности Саратовской области» содержит следующую норму: «Правовую основу деятельности лиц, замещающих государственные должности Саратовской области, составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Устав (Основной Закон) Саратовской области, настоящий Закон, другие законы Саратовской области и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Саратовской области». Как видно, ТК РФ и вообще трудовое законодательство в этом перечне не указаны, однако они вполне могут быть отнесены к категории иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Схожие по сути положения содержатся также в законодательных актах о государственных должностях Москвы, республик Башкортостан, Татарстан, Дагестан, Камчатского края, Ленинградской области и др.

А вот, например, ч. 2 ст. 3 Закона Краснодарского края от 06.11.2009 № 1855-КЗ «О статусе лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края» (далее - Закон № 1855-КЗ) устанавливает: «к правоотношениям, связанным с замещением государственных должностей, в части, не урегулированной настоящим Законом, применяются нормы трудового законодательства». Также в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Тамбовской области от 01.07.2011 № 18-З «О правовом положении лиц, замещающих государственные должности в Тамбовской области» «трудовые отношения лиц, замещающих государственные должности в Тамбовской области, в части, не урегулированной федеральными законами, Уставом области, настоящим Законом и иными законами области, регулируются трудовым законодательством».

Интересные положения относительно регулирования деятельности лиц, замещающих государственные должности, содержатся в Законе Архангельской области от 20.05.2009 № 30-3-ОЗ «О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области» (далее - Закон № 30-3-ОЗ) . Часть 2 ст. 3 этого нормативного акта однозначно указывает, что «отношения, связанные с замещением государственных должностей, не являются служебными или трудовыми отношениями». В то же время та же статья Закона № 30-3-ОЗ допускает применение к лицам, замещающим государственные должности Архангельской области, служебного и трудового законодательства. В частности, в соответствии с ч. 3 «в случаях, когда отношения, связанные с замещением государственных должностей, прямо не урегулированы настоящим законом, к таким отношениям применяется законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, за исключением положений, регулирующих:

1) квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы Российской Федерации;

2) классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации, порядок их присвоения и сохранения, проведение квалификационного экзамена;

3) основные права и основные обязанности государственных гражданских служащих Российской Федерации, ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой Российской Федерации;

4) проведение аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации;

5) поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации и замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации, заключение, изменение существенных условий, приостановление и прекращение служебного контракта;

6) утверждение должностного регламента;

7) оплату труда государственного гражданского служащего Российской Федерации;

8) проведение служебной проверки;

9) дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Российской Федерации, формирование кадрового резерва на государственной гражданской службе Российской Федерации;

10) иные положения, не соответствующие существу отношений, связанных с замещением государственных должностей».

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 30-3-ОЗ «в случаях, когда отношения, связанные с замещением государственных должностей, прямо не урегулированы настоящим законом и законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, к таким отношениям применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, областные законы и иные нормативные правовые акты Архангельской области, содержащие нормы трудового права, если это не противоречит существу отношений, связанных с замещением государственных должностей».

Мы привели здесь столь полную цитату законодательных положений по той причине, что решение, использованное в законе Архангельской области, кажется нам методологически наиболее верным и практически наиболее оправданным. Действительно, служба на государственных должностях федеральным законодателем сознательно отделена от государственной службы. Также несмотря на наличие в ряде случаев некоторых общих признаков, она не должна рассматриваться как трудовая деятельность в классическом виде.

Однако на практике нередко возникает необходимость решения вопросов, связанных с отдельными аспектами прохождения службы на государственных должностях и не урегулированных в законодательстве субъектов Российской Федерации. В таком случае применение норм как трудового, так и служебного законодательства на основе аналогии закона видится нам вполне оправданным.

Такое применение должно, на наш взгляд, осуществляться именно по аналогии, когда к этому вынуждает наличие пробела в конституционно-правовом и административно-правовом регулировании служебной деятельности указанных лиц. По этой причине нам видится несколько неправильным заключение с лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, трудовых договоров. Между тем такая практика встречается. Например, Закон № 1855-КЗ устанавливает, что лица, замещающие государственные должности, осуществляют профессиональную служебную деятельность на основании правового акта о назначении на государственную должность и трудового договора (ч. 3 ст. 7). В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской республики от 15.08.2005 № 124 «О заключении трудовых договоров и служебных контрактов с лицами, замещающими государственные должности Удмуртской Республики и отдельные должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики» трудовые договоры с Председателем Правительства Удмуртской Республики, заместителями Председателя Правительства Удмуртской Республики, заместителями Председателя Правительства Удмуртской Республики - министрами Удмуртской Республики, постоянным представителем Президента Удмуртской Республики при Президенте РФ - заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики, Руководителем Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики заключает Правительство Удмуртской Республики в лице Президента Удмуртской Республики. Трудовые договоры с иными членами Правительства Удмуртской Республики заключает Правительство Удмуртской Республики в лице Председателя Правительства Удмуртской Республики.

Заключение трудовых договоров с лицами, замещающими государственные должности, напрямую вводит их в сферу действия ТК РФ, что вытекает из ст. 16 ТК РФ. Между тем правовой статус лиц, замещающих государственные должности, не во всех случаях позволяет свести их к положению обычных работников. При этом стоит напомнить, что ст. 5 ТК РФ закрепляет его приоритет перед всеми другими актами, содержащими нормы трудового права, в том числе законами субъектов Российской Федерации и подзаконными актами. Осуществление полномочий лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации на основе трудовых договоров, может на практике породить сложные вопросы о соотношении ТК РФ и нормативных актов субъектов Российской Федерации, регулирующих их статус, поскольку в указанных документах отсутствует четкое указание на конституционно-правовую, административно-правовую, трудоправовую или иную принадлежность содержащихся в них норм.

В этом плане наиболее верным нам представляется заключение с лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, не трудовых договоров, а контрактов. Такие контракты заключаются, например, с лицами, замещающими государственные должности Республики Башкортостан , Республики Марий Эл , Омской области . Они помогают, с одной стороны, индивидуализировать условия прохождения службы по государственной должности субъектов Российской Федерации и решить вопросы, неурегулированные в законодательстве, с другой стороны, не приравнивать указанных лиц к обычным работникам. Это в свою очередь позволяет четко определить приоритет конституционно-правового и административно-правового регулирования их статуса, не исключая вместе с тем применения к ним трудового законодательства по аналогии.

В целом же, с нашей точки зрения, существует объективная потребность более подробного регулирования правового статуса лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне. Базой такого регулирования вполне может выступить Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», хотя возможно и принятие отдельного законодательного акта. На федеральном уровне должны быть установлены основные подходы к прохождению службы на государственных должностях субъектов Российской Федерации (в том числе в зависимости от замещения должностей на постоянной и непостоянной основе), закреплены гарантии деятельности таких лиц и ограничения их прав, определены возможности и пределы применения к их деятельности трудового законодательства и законодательства о государственной службе. Все это отнюдь не препятствовало бы законодательному регулированию прохождения службы на государственных должностях самими субъектами Российской Федерации, однако поставило бы ее в единые законодательные рамки.

Список литературы

1. О государственных должностях Воронежской области: закон Воронежской области от 11.11.2009 № 133-ОЗ // Собрание законодательства Воронежской области. 2010. № 11. Ст. 491.

2. О государственных должностях Саратовской области: закон Саратовской области от 30.03.2007 № 51-ЗСО // Саратовская областная газета. 2007. № 57 (1831).

3. О заключении служебных контрактов с лицами, замещающими государственные должности в органах исполнительной власти Республики Марий Эл, и примерной форме служебного контракта: указ Президента Республики Марий Эл от 25.06.2007 № 101 (ред. от 20.06.2013) // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 2007. № 7. Ст. 339.

4. О заключении трудовых договоров и трудовых контрактов с лицами, замещающими должности Удмуртской Республики и отдельные должности государственной гражданской службы Удмуртской Республики: постановление Правительства Удмуртской Республики от 15.08.2005 № 124 // Собрание законодательства Удмуртской Республики. 2005. № 7.

5. О правовом положении лиц, замещающих государственные должности в Тамбовской области: закон Тамбовской области от 01.07.2011 № 18-З (ред. от 05.05.2014) (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 24.06.2011 № 95) // Тамбовская жизнь (спец. вып.). 2011. № 88 (1170).

6. О примерной форме контракта, заключаемого с лицом, замещающим государственную должность Омской области: указ Губернатора Омской области от 28.09.2007 № 111 // Сборник правовых актов органов исполнительной власти Омской области. 2007. № 4 (23). Ст. 18.

7. О примерной форме контракта, заключаемого с лицом, замещающим государственную должность Республики Башкортостан: указ Президента Республики Башкортостан от 21.07.2009 № УП-461 // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2009. № 17(311). Ст. 1136 (опубликован без приложений).

8. О статусе лиц, замещающих государственные должности Архангельской области в исполнительных органах государственной власти Архангельской области: закон Архангельской области от 20.05.2009 № 30-3-ОЗ (ред. от 30.05.2014) (принят Архангельским областным Собранием депутатов 20.05.2009) // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов пятого созыва. 2009. № 3.

9. О статусе лиц, замещающих государственные должности Краснодарского края в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края: закон Краснодарского края от 06.11.2009 № 1855-КЗ (ред. от 03.10.2014) (принят ЗС КК 21.10.2009) // Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. 2009. № 24.

10. Чаннов С.Е. Спорные вопросы регулирования труда выборных должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3. С. 54-59.

1. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, не вправе замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, если иное не установлено федеральными конституционными законами или федеральными законами, а также муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.

2. Лица, замещающие муниципальные должности, не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами.

3. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе:

1) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

2) участвовать в управлении коммерческой организацией или некоммерческой организацией, за исключением следующих случаев:

а) участие в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, участие в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) участие на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

в) представление на безвозмездной основе интересов Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок осуществления от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации полномочий учредителя организации либо управления находящимися в федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации акциями (долями участия в уставном капитале);

г) представление на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале);

д) иных случаев, предусмотренных федеральными законами;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

4) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе;

7) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Лицо, замещавшее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должность главы муниципального образования, муниципальную должность, замещаемую на постоянной основе, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8) принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

9) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренностям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

10) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

11) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

3.1. Лица, замещающие должности глав муниципальных образований и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, не вправе осуществлять деятельность, предусмотренную пунктами 4 - 11 части 3 настоящей статьи.

4. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке , установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке , установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

4.4. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

4.5. При выявлении в результате проверки, осуществленной в соответствии с частью 4.4 настоящей статьи, фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

    Государственные должности Российской Федерации - это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий органов федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. К таковым, в частности, относятся следующие… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов… … Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    ЛИЦА ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ЛИЦА, ЗАНИМАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения… … Юридическая энциклопедия

    По смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Энциклопедический словарь экономики и права

    лица, занимающие государственные должности Российской Федерации - по смыслу УК РФ лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов … Большой юридический словарь

    Являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной… … Википедия

    Государственные должности РФ - 1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также государственные должности) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для… … Официальная терминология

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ КАТЕГОРИИ А - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов РФ (государственные должности субъектов РФ) для непосредственного исполнения полномочий… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

    Государственные должности категории Б - Должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории А. Федеральный закон от 31.07.1995 № 119 ФЗ Об основах… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Книги

  • Территориальная организация местного самоуправления Российской Федерации Монография , Шарнина Л.. Монография посвящена комплексному изучению территориальной организации местного самоуправления Российской Федерации. В ней определяются сущность и социальная основа территориальной…
  • Женские награды Российской империи , Левин Сергей Семенович. Книга`Женские награды Российской империи` посвящена малоизученной теме - женским наградам. Конечно, многим известны орден Святой Екатерины и знак отличия Святой Ольги, часто неправильно…