Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Мировые судьи во многих государствах являются судьями первой инстанции. Как правило, назначаются Законодательным Собранием субъекта, а также избираются населением и функционируют в составе одного мирового судьи . Мировые судьи подвергают рассмотрению уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях.

    Мировой суд появился в Англии в XIV веке , был введен в Северной Америке в XVII веке , во Франции в конце XVIII века (в 1959 г. ликвидирован).

    История

    В 90-е гг., из-за значительно возросшей на суды нагрузки, нарсуды, даже в увеличенном составе, не справлялись с объёмом дел. Именно тогда было задумано ввести (не возродить) новый суд, который бы принял на себя статус низового звена судебной системы и часть работы районных и городских судов . [ ] Названы новые суды были мировыми судьями (так как являются единоличными органами). Путём присвоения таким судам старинного названия, скорее всего, ставилась цель повысить доверие граждан как к новому суду, так и к обновлённой судебной системе в целом (а также некоторые другие цели: например, показать историческую преемственность и т. д.).

    Впервые институт мировых судей в послереволюционной России официально упоминается в Концепции судебной реформы, одобренной Постановлением Верховного Совета РСФСР от от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной реформы в РСФСР». В тот период предполагалось, что мировые судьи будут подразделены на две категории - участковых и специализированных:

    Специфика института мировых судей состоит в том, что они будут подразделяться на участковых (территориальных) и специализированных (следственных, пенитенциарных и других). Если первые в основном станут разрешать уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях, то вторые возьмут на себя контрольные функции там, где под угрозу ставятся свободы и права человека.

    Однако в дальнейшем предлагаемое Концепцией «деление» мировых судей не было закреплено законотворческой практикой.

    1. имеющий высшее юридическое образование ;
    2. не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
    3. не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;
    4. не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным ;
    5. не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма , наркомании , токсикомании , хронических и затяжных психических расстройств ;
    6. не имеющий иных заболеваний , препятствующих осуществлению полномочий судьи
    7. достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет (в такой стаж засчитываются не все виды юридической деятельности), а также не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ . От сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.

    Компетенция

    Мировые судьи рассматривают дела только в первой инстанции. Им подсудны:

    II. Гражданские дела (только относящиеся к подведомственности судов общей юрисдикции, не подведомственные арбитражным судам):

    III. Дела об административных правонарушениях , отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

    Приговор или иное решение М. С. по уголовному делу (кроме решений, не подлежащих такому обжалованию) и итоговое решение по гражданскому делу могут быть обжалованы сторонами, заинтересованными лицами и прокурором в районный суд в апелляционном порядке - путём принесения ходатайств , именуемых апелляционными жалобами (для прокурора - апелляционными представлениями).

    В литературе

    Все слыхали, как ты это самое при всем простом народе: «Мировому судье такие дела не подсудны». Все слыхали, как ты это самое... Меня, ваше высокородие, в жар бросило, я даже сробел весь. Повтори, говорю, повтори, такой-сякой, что ты сказал! Он опять эти самые слова... Я к нему. Как же, говорю, ты можешь так объяснять про господина мирового судью? Ты, полицейский урядник, да против власти? А? Да ты, говорю, знаешь, что господин мировой судья, ежели пожелают, могут тебя за такие слова в губернское жандармское управление по причине твоего неблагонадежного поведения? Да ты знаешь, говорю, куда за такие политические слова тебя угнать может господин мировой судья? А старшина говорит: «Мировой, говорит, дальше своих пределов ничего обозначить не может. Только малые дела ему подсудны». Так и сказал, все слышали... Как же, говорю, ты смеешь власть уничижать? Ну, говорю, со мной не шути шуток, а то дело, брат, плохо. Бывало, в Варшаве или когда в швейцарах был в мужской классической прогимназии, то как заслышу какие неподходящие слова, то гляжу на улицу, не видать ли жандарма: «Поди, говорю, сюда, кавалер», - и всё ему докладываю. А тут, в деревне кому скажешь?.. Взяло меня зло. Обидно стало, что нынешний народ забылся в своеволии и неповиновении, я размахнулся и... конечно, не то чтобы сильно, а так, правильно, полегоньку, чтоб не смел про ваше высокородие такие слова говорить...

    Примечания

    Ссылки

    • Исмаилов Б. И. Правоприменительная практика зарубежных государств в формировании системы местного (мирового) правосудия. 2010 г.-12с.
    • Л. Н. Ланге. Настольная книга для мировых судей. 1866

    Создание «Отделения по охранению порядка и общественной безопасности» – «охранки». С. Ю. Витте министр финансов в 1892 – 1903 гг. Эпоха контрреформ. С. Иванов. Никакия взыскания не могут быть налагаемы по другим поводам. Основные идеи царствования. Предоставление крестьянам льготных кредитов на покупку земли. Однако «сведущие люди» не избирались земствами, а назначались правительством. Начало царствования.

    «Контрреформы Александра 3» - Реформа в области просвещения. Начало. 1845-1894 – годы правления Александра III. Насильственная русификация. Земская контрреформа. Национальная и религиозная политика. Задачи. Циркуляр о кухаркиных детях. Александр правил вместо умершего брата. Какой характер носила политика. Воспитатели. Отставки. Замена крестьянской администрации дворянской. Деятельность Александра III называют контрреформами. Судебная контрреформа (1887-1894гг).

    «Экономическое развитие при Александре 3» - Транссибирская железнодорожная магистраль. Финансовая реформа. Крестьяне. Особенности промышленного развития. Характеристика экономической политики. Роль государства в развитии промышленности. Н.А.Вышнеградский. Н.Х.Бунге. Развитие сельского хозяйства. Сельское хозяйство. Сравните экономическую политику Александра II и Александра III. Результаты экономической политики С.Ю. Витте. Основные направления экономической политики Н.Х. Бунге.

    «Контрреформы во внутренней политике Александра III» - Временные правила о печати. Политика в области образования. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Смена правительства. Полицейское государство. Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Внутренняя политика Александра III. Персоналии. Александр III. События. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Идеология. Документ. Выход крестьян из общины. Закон об обязательном выкупе крестьянами своих наделов.

    «Александр III и его внутренняя политика» - Национальная и религиозная политика. Меры для смягчения малоземелья крестьян. Александр III и его внутренняя политика. Контрреформа. Положение о мерах к охранению государственного порядка. Земская контрреформа. Манифест. Из Москвы выселили всех евреев. Циркуляр о кухаркиных детях. М.Т.Лорис-Меликов. Закон о земских участковых начальниках. Александр правил вместо умершего брата. Экономика при Александре III.

    «Внутренняя политика Александра 3» - Сословный состав земских собраний. Циркуляры Главного цензурного комитета. Земские начальники. Министерство Д.А. Толстого. Земская контрреформа. Губернаторы получили право приостанавливать решения земств. Я никогда не допущу ограничения самодержавной власти. Учреждение присяжных в уголовном суде оказалось для России совершенно ложным. Ликвидация мирового суда. 1884 г. – студенческие волнения. Победоносцев.

    Новый суд стал более репрессивным, в большей степени защищал права подданных государства, в нем не было такой волокиты, как в дореформенных судах. Но новый суд оказался действительно независимым, неуправляемым с точки зрения административных властей. Наиболее ярко это проявилось по делам о государственных преступлениях. Поэтому уже с 70-х годов основные положения судебной реформы начинают пересматриваться

    В судебной сфере принимается ряд узаконений, означавших отступление от принципов буржуазного права. На местах только приступили к созданию новых судебных учреждений, как последовали различные изъятия, дополнения, разъяснения, ограничивающие сферу их деятельности. В 1866 году судебные чиновники фактически были поставлены в зависимость от губернаторов: они были обязаны являться к чиновнику по первому вызову и подчиняться его «законным требованиям». С 1867 года вместо следователей стали назначать «исправляющих должность следователя», на которых принцип несменяемости не распространялся.

    Основные направления контрреформы:

    1) ограничение прогрессивных принципов судебной реформы (независимости суда от администрации, несменяемости судей (Закон от 20 мая 1885 года учредил дисциплинарное присутствие Сената, которое могло смещать судей), гласности (Закон от 12 февраля 1887 года позволял практически безмотивно проводить закрытые судебные заседания) и т.д.).

    Наступление на гласность началось задолго до 1881 г. В интересах конфиденциаль­ности допрос высших должностных лиц с 1869 года мог производиться на дому. Указом 12 февраля 1887 года министру юстиции предоставлялось право запрещать, если он сочтет необходимым, публичное рассмотрение любого дела в суде. Суду предоставлялось право закрывать двери заседаний, объявляя слушающееся дело «деликатным», «конфиденциальным» или «секретным». В 1891 году резко сужается гласность гражданского судопроизводства.

    2) сужение сферы деятельности суда присяжных заседателей (наиболее четко это проявилось в Законе от 7 июля 1889 года , который изъял из ведения присяжных большое количество дел);

    3) ликвидация мирового суда. Закон от 12 июля 1889 года ликвидировал большинство мировых судов, функции которых стали исполнять назначаемые исключительно из дворян земские начальники, обладавшие судебно-полицейскими полномочиями.

    Еще в 1866 году у суда присяжных были изъяты дела о печати, административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов.

    Но наиболее полно судебная контрреформа была проведена в отношении расследования и рассмотрения дел по политическим преступлениям. Закон от 19 мая 1871 года передал расследование дел по политическим преступлениям корпусу жандармов. Собранные материалы долж­ны были передаваться министру юстиции, который мог направить их в судебные инстанции, а мог принять меры к решению дела в адми­нистративном порядке без судебного рассмотрения. В 1872 году было создано Особое Присутствие Правительствующего Сената, которому были переданы на рассмотрение наиболее важные дела по государственным (политическим) преступле­ниям с участием сословных представителей.


    В 1874 году из ведения общих судов изымаются дела о «противозаконных сообществах» и участии в них. Законом от 9 мая 1878 года из ведения суда присяжных были изъяты дела против порядка управления, а Закон от 8 апреля 1879 года положил начало практике передаче дел, имеющих политическое звучание (дела о противодействии или сопротивлении влас­тям и о покушениях на должностных лиц), в ведение военных судов.

    Стал систематически нарушаться принцип несменяемости судей. Указом 20 мая 1885 года учреждалось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, правомочное по представлению министра юстиции перемещать и даже смещать судей.

    Указом 7 июля 1889 года ограничилась роль присяжных заседателей в суде путем изъятия из их юрисдикции ряда дел. В 1889 году был упразднен мировой суд, а 12 июля введен институт земских начальников. Вступает в действие Положение о земских участковых начальниках , разрушившее идею о раздельности судебной и админи­стративной властей. Они назначались из потомственных дворян, отвечающих требованиям земельного, служебного и образовательного цензов. Допускалось назначение лиц, не имеющих ценза, в случае недостатка кандидатов на эту должность.

    В компетенцию земских начальников входили исполнительно-распорядительные функции в сфере крестьянского управления и судебные полномочия. Земские начальники контролировали состояние мирских капиталов, судо-сберегательных товариществ, касс. Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления, руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов. Они должны были стать своеобразными опекунами крестьян, «оберегая» их хозяйственное благополучие и нравственность. Функции попечительства у земских начальников сочетались с правом наложения без формального производства административных взысканий за неисполнение сделанных ими распоряжений и требований. Высшими инстанциями для земского начальника были Уездный съезд и Губернское присутствие.

    Этим актом, прежде всего, был нанесен серьез­ный удар по системе мировых судов, их число существенно сократи­лось, а затем вплоть до 1913 года они исчезают вовсе. К началу XX века институт земских начальников существовал в 43 губерниях России. Слишком широкие полномочия и отсутствие нормативной базы, регламентирующей данный институт, привели к многочисленным злоупотреблениям со стороны земских начальников и недовольству крестьян.

    Вчера городской суд Санкт-Петербурга вернулся к рассмотрению собственного вердикта о ликвидации статуса юридических лиц для мировых судей, принятого в феврале этого года. Поводом для этого стало требование депутатов ЗакСа разъяснить им механизм исполнения данного решения. А именно -- кому и в каком порядке надлежит передавать имущество, закрепленное за мировыми судьями и их участками. Кроме того, неясным остается вопрос о том, может ли судья самостоятельно нанимать на работу своих служащих. С подробностями -- Анна Пушкарская.

    Напомним, в феврале 2005 года горсуд решил, что мировые судьи не могут обладать правами юрлиц. Следствием этого вердикта должен стать перевод помещений, материально-технической базы и штатных сотрудников судебных участков в ведение комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности (КВЗПБ) Смольного во главе с Леонидом Богдановым. Это ведомство должно стать распорядителем средств городского бюджета, выделяемых на содержание судебных участков. Общий объем этих ассигнований приближается к 86 млн рублей в год, что примерно в три раза ниже, чем фонд зарплаты самого комитета. К реформе системы мировых судей, которых в городе 160, Смольный приступил месяц назад, после того как успешно завершил борьбу с Уставным судом.

    По информации Ъ, КВЗПБ предложил мировым судьям самостоятельно ликвидировать свои юрлица, перечислив им на это по 12 тыс. рублей. Учитывая сроки формирования бюджета на следующий год, судьи решили не обострять ситуацию и приступили к процедуре ликвидации. Однако реализовать план Смольному может помешать противодействие депутатов, которые не хотят в пользу Смольного отказываться от возможности влиять на назначение мировых судей. Дело в том, что мировые судьи ежегодно рассматривают около тысячи дел, в том числе по таким жизненно важным вопросам, как лишение водительских прав и земельные споры. В итоге ЗакС воспользовался приемом, который был успешно опробован губернатором Валентиной Матвиенко, когда потребовался повод для неисполнения решения Уставного суда о ликвидации губернаторской администрации. Депутаты заявили, что процедура исполнения решения горсуда требует уточнений. Однако, в отличие от губернатора, за разъяснением правового механизма ЗакС обратился непосредственно в горсуд и попросил ответить на 11 вопросов. В том числе -- кому и в каком порядке подлежит передать имущество, закрепленное за мировыми судьями и их судебными участками, а также может ли судья самостоятельно нанимать на работу своих служащих. Эти же вопросы глава парламентской комиссии по законности и правопорядку Аркадий Крамарев переадресовал курирующему КВЗПБ вице-губернатору Валерию Тихонову с предложением разрешить создавшуюся юридическую коллизию таким образом, чтобы "сохранить независимость и самостоятельность мировых судей".

    Обо всем этом господин Крамарев объявил в минувшую пятницу на собрании мировых судьей и пообещал им не менять закон, регулирующий их деятельность, до разъяснений суда. Оппонентом депутата вынужден был выступить глава КВЗПБ господин Богданов, чьи подчиненные, по данным Ъ, накануне обзванивали судей, безуспешно пытаясь сорвать кворум собрания. В дополнение к уже предпринятым шагам господин Богданов предложил судьям распустить Совет мировых судей (независимый орган судейского сообщества), передав его функции сформированному Смольным Координационному совету из чиновников, депутатов и судей во главе с вице-губернатором Валерием Тихоновым. Однако судьи не только отказались от этого предложения, но и отказали в доверии и главе своего совета судье Анне Никитиной, которая, по их мнению, занимала "просмольнинскую позицию". Теперь главным кандидатом на этот пост называют однокурсницу президента Владимира Путина судью Татьяну Силлер. Одновременно собрание проголосовало за включение в городскую квалификационную коллегию судей (ККС) судьи Ольги Василенко, выступавшей оппонентом Смольного. Впрочем, учитывая, что Смольный активно лоббирует свою позицию в отношении мировых судей в лояльном к нему руководстве всего городского судейского сообщества, дальнейшее развитие событий остается непредсказуемым.

    Вчера, заслушав 11 вопросов, интересующих депутатов, городской суд удалился для вынесения решения.

    Ъ будет следить за развитием событий."Внутренние дела судей и не должны волновать граждан"

    Собрание мировых судей стало прелюдией к предстоящим 21 октября перевыборам председателя квалификационной коллегии судей (ККС), за чей пост активно ведут кулуарную борьбу Смольный и ЗакС. Последние два года ККС возглавляла Вера Ильинская -- судья Уставного суда, недавно отправленного в отставку по требованию губернатора. Состав и кандидатура новой коллегии имеет принципиальное значение с точки зрения подконтрольности судейского сообщества Смольному и ЗакСу. ККС отбирает кандидатов в судьи, принимает решения как о лишении судей полномочий, так и присвоении чинов, а также устанавливает размер пожизненного содержания судьи при выходе его в отставку. По данным Ъ, борьба за пост главы ККС развернется между двумя главными кандидатами, представляющими Арбитражный и городской суды. При этом треть голосов в коллегии принадлежит представителям общественности, избранным ЗакСом. Совет судей решил изменить практику голосования и выбрать главу ККС не на коллегии, а на общей конференции судей -- тоесть без участия общественных представителей. Одновременно совет предписал мировым судьям провести выдвижение своих делегатов не на общем, а на районных собраниях. В свою очередь председатель Совета судей Юрий Козлов отказался возвращаться к традиционной процедуре избрания главы ККС, заявив, что "это внутреннее дело судей и не должно волновать граждан".

    На пленуме Верховного суда РФ 13 июля был дан старт судебной реформе. Пленум постановил внести в Государственную думу проект федерального конституционного закона, согласно которому в стране создаются независимые суды апелляционной и кассационной инстанций общей юрисдикции. За постановление проголосовали 74 участника при четырех против и четырех воздержавшихся.

    В случае успешного принятия и исполнения этого закона, как подчеркнул судья-докладчик, секретарь пленума Виктор Момотов, из российской судебной системы будет наконец исключено наличие нескольких судебных инстанций в рамках одного и того же суда. Новые суды будут структурно выделены в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов РФ.

    Предлагается создать 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции. Уже имеются предложения по дислокации новых судов: апелляционных - соответственно, в Воронеже либо Иваново, Санкт-Петербурге, Краснодаре либо Сочи, Нижнем Новгороде и Томске. Для расположения кассационных судов намечены Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Краснодар, Пятигорск, Казань, Пермь, Кемерово и Владивосток. Предложены и конкретные здания в этих городах, согласованные с исполнительной властью.

    К компетенции апелляционного суда отнесут рассмотрение жалоб и представлений на судебные акты по делам, отнесенным к подсудности областных и равных им судов в качестве судов первой инстанции, а также на их промежуточные решения. Таким образом, будет исключена ситуация, при которой проверка вынесенного судебного акта осуществляется в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

    К апелляционным судам отойдет и часть функций Верховного суда РФ. Из его ведения будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции.

    Кассационные суды возьмут на себя рассмотрение всех дел, которые в настоящее время рассматриваются в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда. Они станут единой кассационной инстанцией, как в отношении судебных актов мировых судей, так и в отношении судебных актов, вынесенных районными и гарнизонными военными судами.

    После этого в компетенции судебных коллегий областных и равных им судов останется только рассмотрение дел в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Функции президиума областного и равного ему суда будут ограничены организационными вопросами.

    Каждый апелляционный и кассационный суд будет состоять из председателя, президиума и четырех коллегий - по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Председателей судов предлагается назначать указом президента РФ на 6 лет по представлению председателя ВС РФ.

    Такая реорганизация, как было подчеркнуто, позволит обеспечить в судебной системе необходимый баланс между иерархичностью и структурированностью судебных инстанций, с одной стороны, и их независимостью и самостоятельностью функционирования - с другой.

    Заместитель министра юстиции РФ Алу Алханов и заместитель генерального прокурора РФ Леонид Коржинек высказались на пленуме в поддержку законопроекта, отметив, что такая реформа потребует серьезных финансовых расходов и крупных организационно-штатных мероприятий. Коржинек напомнил о будущих трудностях, связанных с огромной территорией страны и транспортными издержками. Переезд апелляционных и кассационных инстанций в другие города может затруднить личное участие граждан в судебных заседаниях. Оргштатные мероприятия предстоят и в органах прокуратуры, отметил замгенпрокурора.

    Отвечая после заседания на вопросы, секретарь пленума Виктор Момотов предположил, что численность судей новых судов будет "в районе тысячи", причем основное их число перейдет из областного звена. Вряд ли следует опасаться увольнений судей, учитывая, что передача части полномочий от областных и равных им судов, а также от ВС РФ, будет сопровождаться перераспределением рабочих мест. Трудности могут возникнуть лишь в некоторых случаях, когда, как предположил Момотов, кому-то из судей будет предложено переехать, например, из Москвы в Калугу, что станет проблемой личного выбора. Судьи же Верховного суда, по словам его представителя, к переезду готовы.

    "Верховный суд не должен заниматься пересмотром дел по фактическим обстоятельствам, - подчеркнул Момотов. - А по сути, апелляционные инстанции как раз и предполагают пересмотр судебных постановлений по фактическим обстоятельствам. ВС должен сосредоточиться на главном: на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой".

    Момотов также заметил, что проблемы территориального и транспортного характера, возможно, не будут столь тяжелыми, учитывая, что "кассационное судопроизводство - формальное", личное присутствие там не так распространено. Кассационная инстанция не занимается пересмотром фактических обстоятельств дела, она сосредоточена на проверке правильности применения правовых норм. "В каком-то смысле это научный спор, - отметил судья. - Я не думаю, что огромный поток жалоб создаст какие-то сложности". При этом, в принципе, не исключается использование видеомостов с участниками, проживающими далеко, в том числе заключенными.