Голодовка – популярный метод протеста. То и дело мы читаем в СМИ о голодающих в борьбе за свои права , за чужую свободу , за мир и против войны . Как нам относиться к участникам таких акций? Читайте мнение специалистов – политолога и психолога.

Голодовка взывает к милосердию

Глеб Павловский , политолог, президент Фонда эффективной политики:

— Голодовка является традиционным методом политической борьбы .

Для России в последние 150 лет этот метод характерен. Эффективность такой борьбы зависит от уровня цивилизованности властей. Как правило, этот метод использует заключенный, у которого, в отличие от свободных людей, фактически нет возможности повлиять даже на свою судьбу. Он использует это единственное доступное ненасильственное средство – угрозу своей жизни. Если власти цивилизованны, они осознают это как серьезную проблему.

До революции в Российской империи голодовка политических заключенных была известным и достойным средством борьбы. Она появилась именно там. Более того, она приводила к реальному улучшению положения заключенных.

В первые десятилетия советской власти, по меньшей мере до конца 1920-х годов, голодовка сохранялась как право, причем официально признанное право. До начала 1930-х годов сохранялся статус политического заключенного. У политических заключенных были права, которых не было у уголовных – они имели право на свободное получение литературы, на общение, возможность отказываться от каких-то видов работы.

Если они объявляли голодовку, этот факт документировался, и такого человека переводили в отдельную камеру, и вопрос, по поводу которого он голодает, поднимался на уровень начальника тюрьмы. Если он не мог его решить, то выше. Довольно часто эти требования удовлетворялись.

Но Сталин это прекратил. Сначала вообще запретил вообще принимать какие-либо требования, затем, во второй половине 1930-х годов, отменил статус политзаключенных. Голодовка стала просто поводом для дополнительных репрессий – заключенного, объявившего голодовку, могли поставить к стенке. А позже, с конца 1930-х годов, когда была введена голодная норма пайка, голодать стало невозможно просто потому, что заключенные голодали все время.

Но после войны голодовки заключенных восстановилось. В 1970-е годы это было у диссидентов, узников совести, голодовки солидарности охватывали заключенных, сидевших за свои убеждения, в том числе и религиозные.

Заключенные, осужденные за религиозную деятельность, формально тоже относились к политическим заключенным. В 1970-е годы их судили по той же статье. В голодовках солидарности они тоже участвовали. Известна, например, голодовка Валерия Абрамкина, который в 1985 году держал сухую голодовку. Валерий Федорович скончался совсем недавно, 4 сентября, и Президент на заседании Совета по правам человека почтил его память минутой молчания .

Но самая известная голодовка — Анатолия Марченко в Челябинской тюрьме в 1986 году , которая, к сожалению, кончилась смертью. Марченко требовал освобождения политических заключенных, держал очень долгую голодовку и в конце концов он умер. Но мировой скандал по этому поводу привел к освобождению узников совести в СССР, Горбачев выполнил требования Марченко.

— Получается, что голодовка «работает» в нормально устроенном обществе, либо в случае огласки, когда властям деваться некуда?

— Для того чтобы протестующего услышали его оппоненты, от охраны лагеря или тюрьмы до руководства страны, они должны обладать некой долей человечности. Они должны переживать по этому поводу.

— Или опасаться огласки?

— Да. И то и другое. Они должны в каком-то смысле сочувствовать. Но сегодня как раз с сочувствием в нашем обществе очень плохо. Милосердие очень редко мы можем встретить в бюрократической среде. Более того, даже на официальном уровне оно не фигурирует в качестве основных ценностей. Мы ведь часто говорим: «основные традиционные ценности». Но ведь старой русской традиционной ценностью религиозного происхождения, христианского, было именно милосердие. В народе до революции заключенных жалели, называли несчастными и к ним хорошо относились.

— Но бывает, что голодовка выходит за стены тюрьмы, голодают обманутые дольщики, врачи, которым не выплачиваю зарплату, то есть люди, загнанные жизнью в угол.

— Голодают очень многие. Кто не голодал только в последнее время – голодали учителя, обманутые дольщики, голодали шахтеры… Голодовка – не такое редкое явление. Просто наша пресса не любит об этом писать, ей это, как правило, не интересно. Но люди реально голодают, добиваясь решения своих вопросов, и иногда им это удается. Поскольку пресса редко обращает внимание на голодовки, то и результатов их она не замечает.

— Допустим, я голодаю, чтобы мне дали квартиру – это логично. Но, когда я голодаю, чтобы отпустили узников, которые напрямую со мной связаны. Получается, что с моей стороны – попытка манипуляции?

— Нет. Получается с вашей стороны — христианское отношение. Это из милосердия и солидарности делается.

— А если я голодаю, «за мир во всем мире», «отмену ядерного оружия» или по какому-то не менее глобальному поводу?

— Чтобы голодовка работала, она должна быть, во-первых, обращена к кому-то, кто может решить вопрос. Во-вторых, должна ставить реалистичные цели. Например, бессмысленно ставить цели повышения жизненного уровня в стране, потому что это зависит слишком от многих людей».

Борец или жертва?

Оксана Орлова , психолог:

— На первый взгляд, голодовка выглядит типичной манипуляцией – человек наносит себе вред, который может привести к смерти, при этом обвиняя другого и стараясь вызвать у него чувство вины. «Я обижен и начинаю убивать себя», «я умираю, потому что вы неправы». То есть разговор о распределении ответственности – за что отвечает сам человек, а за что – его окружение.

Прежде всего нужно рассмотреть ситуацию, в которой человек находится, принимая решение о голодовке. Возможно, человек, объявивший голодовку, обстоятельствами «загнан в угол», все остальные способы исчерпаны и голодовка – последний шанс восстановить справедливость. Такой способ борьбы выбирают заключенные, обманутые дольщики, люди, которым не платят зарплату, не дают положенную квартиру и другим образом нарушают договора и социальные гарантии. Ни возможности взять ответственность за ситуацию на себя, ни каких-то других способов повлиять на нее у этого человека нет. Человек тут уже – жертва, он поставлен в ситуацию несправедливости и он либо безропотно терпит, либо перекладывает ответственность на тех, от кого зависит разрешение ситуации. Происходит это по следующей схеме: мои права нарушены, я буду разрушать себя до тех пор, пока их не восстановят. И либо тот, от кого все зависит, вспомнит о совести или побоится огласки, либо, самый печальный вариант, наш голодающий уморит себя голодом и вызовет у оппонентов чувство вины, и те облегчат участь его товарищам по несчастью.

То есть голодовка – способ повлиять на безвыходную ситуацию, некий выход из безвыходности, самый отчаянный шаг.

А бывает, когда человек борется не за личные права и свободы, а, условно говоря «за мир во всем мире», «в защиту синих китов». То есть у человека имеются некие убеждения, которые он готов отстаивать, бросив все свои личные дела и заботы, зачастую мы тут имеем дело с особым типом борца, который хочет влиять на общий ход событий. В таком случае голодовка может быть и элементом пиара, способом привлечь к себе внимание, такие жесты могут быть свойственны людям истерического, демонстрационного склада.

Поэтому, говоря о правомерности голодовки, нужно смотреть и на ситуацию, и на человека в ней, на расстановку сил и приоритетов. Есть ли из ситуации другие выходы? Заключенные используют голодовку как возможность «прокричать» о своих проблемах.

Мне приходилось работать с людьми, прошедшими через тюремную систему, они говорили, насколько тяжело жить с этим ощущением, когда ты – никто, тебя ни во что не ставят, ты никак не можешь повлиять на свою участь. С жертвами насилия приходится долго работать, чтобы вывести их из этой роли и вернуть человеческое достоинство и доверие к людям.

Человеку очень важно не остаться в роли жертвы, выйти из нее. Но люди, на которых жертва пытается переложить вину, тоже не хотят чувствовать себя виноватыми, поэтому, начиная такой протест, нужно понимать, что ты раскачиваешь маятник агрессии и провоцируешь ее по отношению к себе. Плохо жить в роли жертвы, но прожить всю жизнь в роли «борца» – ничуть не лучше, это тоже искажение реальности. У человека много разных ролей, не стоит ограничивать себя ролью борца или жертвы, а при любом, особенно при длительном отстаивании своих прав, такая опасность имеется».


В Баку пятеро голодают в знак поддержки и солидарности с проводящим 12-й день голодовку протеста блогером Мехманом Гусейновым. Да, в социальной сети которой я пользуюсь много откликов с поддержкой протестующим, аватарки с обликом Мехмана, его фотографии, призывы к власти выпустить человека. Но массовой, всенародной поддержки нет, к Мехману присоединилось всего пять проводящих голодовку. При такой цифре власть может игнорировать протест, ведь он не стал массовым.

Шестеро голодают в знак протеста, к ним присоединяются другие

Активисты возмущаются прохладностью общества, отсутствием массового протеста. 12 января партия "Мусават" проведет митинг в защиту прав голодающих, если власть разрешит. Если не будет разрешения, наверное как всегда в таких случаях будет стычка с полицией, новые арестованные "за нарушение общественного порядка". По опыту предыдущих митингов думаю, что придут не больше пяти тысяч человек. Мало.

Почему нет массовости в поддержке голодающих? На эту тему у нас с Юнусом Паша был короткий обмен мнениями, сошлись в том, что акция голодовки как инструмент выражения протеста в Азербайджане обесценилась. Много у нас было с 1991-го года голодающих с политическими требованиями: от требований независимости Азербайджана от СССР до призывов освободить Мехмана, как сейчас. В редких случаях требования выполнялись, помню, проводящего голодовку в тюрьме КГБ бывшего мининистра иностранных дел Тофика Гасымова советский Азербайджан выпустил, когда он уже умирал. Тогда большую роль сыграла правозащитник Лейла Юнус, сейчас она политэмигрант после жестоких репрессий против нее и супруга - история Арифа Юнуса.

Но те голодающие, которые объявляли что либо умрут, либо получат удовлетворение требований, к счастью не умерли, а тихо прекратили свои акции, объяснив просьбами врачей и родственников. Так была обесценена голодовка, как метод политической борьбы. Не принимайте мои слова как издевка над протестующими и тем более как огорчение тем, что эти люди остались жить. Мое мнение - надо жить, чтобы бороться. Мертвый забывается на 40-й день, сразу после поминок. Так проблемы не решаются. Те кто объявляют голодовку должны заранее для себя решить как поступят, когда убедятся что власть отказывается удовлетворять их условие. Нужна кому-то твоя смерть? Если ты один-одинешенек в мире, тогда можешь решать свою судьбу, а если за тобой семья, которую надо кормить, тогда не разбрасывайся яркими поступками, учти что власть может плюнуть на твой голод и тогда придется выбирать между отказом от яркой акции (голодовки) со ссылкой на мнение врачей, но зато дети не останутся сиротами, и тяжелой гибелью.

Однако смерть голодающих не гарантирует удовлетворение требований покойных. В беседе с Ю.Паша не могли не вспомнить действительно яркую смерть, одного за другим десятерых осужденных к заключению активистов Ирландской Республиканской Партии. Началась акция ирландцев 1 марта 1981 года, они требовали вернуть им полувоенный, политический статус. А в целом ирландцы ИРА требовали независимости от Великобритании. Но железная Маргарет Тэтчер игнорировала их акцию и они героически один за другим скончались. Часть географической Ирландии осталась в составе ВБ и мало кто из ирландцев теперь этим недоволен. Все у них по большому счету хорошо. Зачем тогда умерла ирландская десятка? Они установили навечно очень высокую планку в голодовке, как политической акции. Или умирай, или добейся выполнения требований.

Я целиком поддерживаю все, что связано с Мехманом Гусейновым, его сторонниками, их идеологией и пр. Однозначно. Не могу их осуждать, даже оценивать их поступок, так как каждый сам определяет свои планки, а хвалить нет необходимости, они правы, тоталитаризм в Азербайджане должен прекратиться. Мой пост только о том, что голодовка для удовлетворения политических требований обесценена, причем во всем мире, поскольку других повторений подвига ирландской десятки я не знаю, во всяком случае дошедших в голодовке до печального конца во всем мире считанные единицы.

1. Мне нужно узнать как правильно обьявить голодовку на предприятии.

1.1. Здравствуйте Борис, Вы хотите объявить голодовку или забастовку?, уточните пожалуйста. Зачем голодать, если можно бастовать.

2. Хочу объявить голодовку в знак протеста. Хочу узнать пошаговые действия.

2.1. Не существует пошаговой инструкции, как провести голодовку в знак протеста.
В иных целях, например, лечебных есть, поэтому можно поискать в интернете такую инструкцию.

3. Как официально объявить голодовку?

3.1. Доброго вам времени суток. Это уже ваше личное мнение. Законодательных актов устанавливающих порядок проведения голодовки не существует. Удачи вам и авсего наилучшего.

3.2. Андрей, Вы можете и имеете право объявить голодовку так, как считаете нужным, но законодательством данный акт не установлен.
Рекомендую проводить голодовку с привлечением СМИ, а свои требования передать в письменном виде либо открытым письмом (можно и этими двумя способами).

3.3. Смотря для кого. Если для работодателя, то уведомляйте о простое и пишите в местные СМИ, они будут освещать ситуацию, так что не проблема.

4. Как правильно объявлять голодовку в знак протеста.

4.1. Доброго времени суток. Просто объявляйте, ставьте в известность местные органы власти, СМИ и прокуратуру. Всего вам наилучшего.

5. Мой муж в колонии объявил голодовку, администрация бездействует, что делать?

5.2. Ничего не делать. Вы все равно ничем не можете ему помочь. Жаловаться в таких ситуациях как правило бесполезно. Если есть у мужа конкретные претензии к администрации., то он должен сам написать жалобу в прокуратуру.

5.3. Доброго времени суток. Нужно обращаться к адвокату за помощью, который сможет обсудить эту ситуацию с администрацией учреждения Где ваш супруг отбывает наказание, А в случае бездействия обратиться с жалобами в прокуратуру и Федеральную Службу исполнения наказаний.

6. Как официально объявить голодовку?

6.1. Добрый день, уважаемый посетитель!
Уведомите письменно Вашего работодателя об объявлении голодовки:)
Удачи Вам и всего доброго, благодарим за обращение!

6.2. Выйдите с соответствующим транспорантом к зданию Администрации и проведите одиночный пикет.

Благодарим Вас за обращение на наш сайт и желаем Вам всего самого наилучшего.

6.3. Для этого вам действительно нужно уведомить лишь свое руководство. Но может стоит попробовать иные меры воздействия? Голодовкой вы только себе можете повредить. А проблема так и не сдвинется.

6.4. Здравствуйте. Голодовкой Вы только себе можете повредить. Но если иного выхода нет и не предвидится, то письменно уведомляйте работодателя. Пишите свободно и статьи не надо указывать.

7. Как действовать в ситуации если клиент дома-интерната объявил голодовку?

7.1. Здравствуйте! Вам нужно не обращать внимания на людей, у которых либо с головой не в порядке, либо какие-то свои причины. Пусть голодает, другим больше достанется.

7.2. 1. Положить его в больницу для кормления через трубочку и обратиться за помощью психиатра.
2. Пусть не ест, его проблемы.

7.3. Вызвать медицинского психолога и психиатра, во-первых. Что-за типа у Вас дом-интернат? Общего профиля или специализированный? Поставить в известность надо прокуратуру, управление соцзащиты и здравоохранения. Это - не обсуждается даже.

8. Хочу обьявить голодовку в знак протеста на бездействие Прокуратуры. Как обьявить, кому сообщить и не попасть под ответственность?

Существуют иные способы бороться с противоправными действиями прокуратуры. Например, обратиться в суд.

9. Как правильно объявить голодовку, чтоб не попасть под статью и не навредить себе? Мы написали заявление, сколько дней после подачи заявления нам надо ждать?

9.1. Срок ответе по заявлению зависит от того в какой орган подали заявление. Перед голодовкой рекомендую прочитать книгу голодание по Брегу там написано как не умереть при голодании, привлечь к себе внимание можно обратившись в СМИ.


10. Мне хотелось бы узнать, как можно было бы объявить официальную голодовку одному человеку на центральной площади города? Заранее спасибо!

10.1. Законом голодовака не предусмотрена это такая эпатажная форма протеста, поэтому если хотите можете публично объявить её либо в произвольной форме заявление написать и отправить в порядке фз об обращении граждан.

11. Племянник не совершеннолетний попался пьяный за рулем на машине не стоящей на учете, сегодня был суд, впояли 30.000 штраф и отмечаться пол года, мать у него в шоке, она не работает, у мужа з.п. 18.000, семья многодетная, уплатить в срок 60 суток, т.е.получается жрать два месяца дети не будут, и комуналка нажраться, получается 3 месяца голодовки. Теперь вопрос, чем руководствовался судья, когда принимал решение, подвергая детей к голодовки? И можно снизить сумму штрафа?

11.1. Уважаемый Александр! В данном случае суд принял решение руководствуюсь законом! А чем руководствовался племянник, который садился пьяным за руль автомобиля и подвергал опасности не только свою жизнь и жизнь окружающих, да еще и во второй раз?

12. Хочу обратиться во всевозможные СМИ, чтоб нас услышали. Как это сделать? Мой ребенок объявил голодовку в местах лишения свободы. Так как осудили незаконно и никто нас не слышит.

13. В ИК-1 г. Семилуки Воронежской обл, держат осужденного, инвалида по заболеваниям сердца, два года в закрытом помещении, нач колонии закрывает его в изолятор, осужденный садится на сухие голодовки, открыто угрожает сгноить здесь... лечение не проводится, человек на грани гибели.

13.1. Это печально. Пусть родственники осужденного пишут соответствующие жалобы руководству ФСИН, в ОНК, а также прокурору по надзору за исполнением наказаний прокуратуры Воронежской области.

14. Пол года не платят зп я хочу объявить голодовку правильно ли это и как правильно это сделать.

14.1. Доброго вам времени суток. Я думаю что это самый последний вариант из всех возможных. За полную невыплату заработной платы более двух месяцев предусмотрена уголовная ответственность. Пишите в полицию заявление.
Удачи вам и всего наилучшего.

14.2. Здравствуйте! У Вас множество вариантов, в том числе:
В первую очередь, следует обратиться в Государственную инспекцию труда. Это первая инстанция, которая может разобраться в сложившемся положении и провести проверку работодателя. При этом сохраняется тайна обращения – по просьбе сотрудника его данные не разглашаются. Но в ряде случаев инспекция не сможет помочь.

Следующая, вторая инстанция – прокуратура. Зачастую, трудовая инспекция передаёт туда материалы проверки. На уровне прокуратуры тот факт, что сотруднику на работе не платят зарплату рассматривается под более широким углом, как ущемление прав человека.

Конечная инстанция – суд. Туда можно обратиться сразу и самостоятельно. Согласно статистике, большая часть трудовых споров решается в пользу работника. Всё дело в том, что граждане в силу незнания собственных прав редко прибегают к такому методу воздействия на работодателя. Многие удивляются, когда узнают, что за невыплату зарплаты может быть предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.

14.3. Добрый вечер. Зачем объявлять голодовку!? Обратитесь с жалобой в прокуратуру, инспекцию труда. Также вы вправе написать заявление работодателю о приостановке работы до выплаты вам всей задолженности и не выходить больше на работу.

15. В нашем многоквартирном доме в пос. Мурино незаконно организовали ТСН. Люди возмущены. Жаловались в ГЖИ, прокуратуру, нас никто не защищает. Могу ли я объявить голодовку чтобы защитить права людей всего нашего дома.

15.1. Добрый день! Каким образом? Согласно ст.161 ЖК, 2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

3) управление управляющей организацией.
3. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

16. Подскажите, как правильно поступить если мой муж обьявил голодовку в тюрьме? Через сколько я должна действовать?

16.1. Здравствуйте! Конкретных сроков закон не устанавливает. Можно подготовить жалобу в прокуратуру, можно отправить через ее сайт. Указывать конкретные статьи закона необязательно. Обращение составляется в свободной форме. К жалобе приложите соответственные документы (если имеются) и доказательства. Прокуратура проведет проверку и если факт нарушения Ваших прав подтвердится, то примут меры.

17. Хочу пожаловаться на воспитателя детского сада, но не знаю куда. Ребенку 2,7. Ходим уже почти год в садик. И к одной воспитательнице не хочет идти, до истерики доходит. Даже на несколько дней голодовку объявлял. Когда берет его на руки он аж трясется от страха... помимо меня, есть и другие родители, у которых дети никак не хотят идти к этой воспитательнице. Жаловались заведующей д/сада и в комитет по образованию. Толку нет... помогите пожалуйста.

17.1. Можете в суд обратиться с иском. Суду нужны доказательства ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей. Удачи Вам и всего хорошего.

17.2. Доброго времени суток, Анастасия! Направляйте жалобу в форме заявления о проверке детсада в городскую прокуратуру. В заявлении обоснуйте свои требования тем, что данный воспитатель и заведующая определенного детского сада халатно относятся к своим обязанностям.

17.3. Обратитесь с коллективной жалобой в прокуратуру, требуйте замены воспитателя на другого, при поступлении жалобы в прокуратуру - проведут проверку, если она жестоко обращается с детьми ее уволят и накажут.

18. Скажите, пожалуйста, как правильно организовать МАССОВУЮ БЕССРОЧНУЮ голодовку обманутых пайщиков, чтобы не последовало штрафных санкций и судебных разборок? Спасибо.

18.1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

18.2. Марина,
правильно организовать МАССОВУЮ БЕССРОЧНУЮ голодовку обманутых пайщиков, чтобы не последовало штрафных санкций и судебных разборок? -голодать, в разумных пределах, законодательством РФ не запрещено. В правоохранительные органы обращались?

19. Я являюсь обманутым дольщиком как правильно объявить о голодовке чтобы СМИ заметили нас.

19.1. Здравствуйте.
Объявлять о голодовке нет никакого смысла, лучше действовать в правовом поле. Обращайтесь с досудебной претензией к застройщику, если Вас обманули-пишите заявление в полицию по факту мошенничества.

19.2. Добрый день! Можете договориться с какой либо газетой или телеканалом, и указать на Вашу проблему, так же можете составлять коллективные письма дополнительно в прокуратуру и администрацию Президента, чтобы разбирались в ситуации.

20. Как объявить голодовку, чтобы показать протест о решении суда, которое является купленным.

20.1. Лучший способ заявить "протест", это подать апелляционную жалобу на решение суда, составление которой рекомендую поручить адвокату.

20.2. Доброго времени суток!
Ольга, лучше всего обжаловать решение суда в вышестоящей суде, путем подачи апелляционной жалобы.

21. Скажите пожалуйста, имеют ли власти право задержать тяжело больного человека в. Тюрьме, если он к тому же и голодовку делает уже 20 ый день?

21.1. Здравствуйте, освобождение от уголовного наказания в связи с болезнью () может получить лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, а лицо, отбывающее наказание освобождается от дальнейшего его отбывания; также наступившая после совершения преступления тяжелая болезнь (согласно утвержденного перечня) может быть основанием для освобождения от отбывания наказания; принятие решения об освобождении в связи с болезнью является компетенцией суда. С уважением, СТАНИСЛАВ ПИЧУЕВ.

22. Пожалуйста я являюсь военнослужащим южного военного округа в звании майор в данный момент нахожусь в распоряжении по ОШМ уже 3 месяца. Равную должность в округе мне найти не могут так как вакантных нет по званию и тарифу но и в другой округ перевести не хотят мотивируя это кадровой голодовкой в округе. Как поступить в данной ситуации если если за 6 месяцев мне не найдут равную или высшую должность я могу уводиться по ошм с правом оставления себе квартиры по военной ипотеке?

22.1. Если на момент увольнения по ошм у вас будет календарная военная выслуга 10 лет и более, то у вас возникнет право на накопления, снимите обременение на квартиру в пользу государства. Оставшуюся часть ипотеки будете платить самостоятельно. Если календарная выслуга больше 10 лет, но меньше 20, то вам при увольнении по ошм также положены выплаты, дополняющие накопления до расчетных 20 лет. Ими можете досрочно погасить ипотеку.

23. Пожалуйсто помогите решить этот вопрос, С Уважением Александр, надо в москву в прокуратуру дать знать что мы в фку ик_10 мордовия на голодовке отряд 4 сусс 80 человек 5 вскрылись... начальник отдела безопасности Изотов Виктор Никалаевич, он избивает, угрожает насилием, и его действия потдержует начальник Забикин Иван Сергеевич и зам. нач.Гнутов Александр Владимирович, и зам нач. Кудашев ЮРИЙ Алексеевич.

23.1. Добрый день! Вы можете подать заявление в Генеральную прокуратуру через интернет-приемную

23.2. Здравствуйте! На официальном сайте Генеральной прокуратуру есть интернет-приемная, через нее можно подать любое заявление. Удачи Вам и всего хорошего!

24. Помогите разобратся с ситуацыей, Брат надо в москву в прокуратуру дать знать что мы в фку ик_10 мордовия на голодовке отряд 4 сусс 80 человек 5 вскрылись... начальник отдела безопасности Изотов Виктор Никалаевич, он избивает, угрожает насилием, и его действия потдержует начальник Забикин Иван Сергеевич и зам. нач.Гнутов Александр Владимирович, и зам нач. Кудашев ЮРИЙ Алексеевич,

24.1. Александр, если вы действуете в интересах кого-то из осужденных, отбывающих в указанной мордовской колонии, зайдите на сайт Генеральной прокуратуры РФ, раздел "Контакты", затем-"Интернет-приемная" и изложите все вышеуказанное.

25. Помогите разобратся с ситуацыей, Брат надо в москву в прокуратуру дать знать что мы в фку ик_10 мордовия на голодовке отряд 4 сусс 80 человек 5 вскрылись... начальник отдела безопасности Изотов Виктор Никалаевич, он избивает, угрожает насилием, и его действия потдержует начальник Забикин Иван Сергеевич и зам. нач.Гнутов Александр Владимирович, и зам нач. Кудашев ЮРИЙ Алексеевич,

25.1. Здравствуйте.
Вам необходимо данную информацию отправить в Генеральную прокуратуру через форму обратной связи (есть у них на сайте).
Они проведут проверку.

26. Как законно объявить голодовку за нарушение пенсионных прав. Искаженные толкования постановлений правительство, ложная информация о стаже и расчете льготного стажа, в судебных инстанциях. Требую, юридический грамотный экспертный расчет льготного стажа. Суды принимают не законные решения. Чем выше инстанция тем грубее.

26.1. Добрый вечер!
Законодательство не предусматривает голодовки, как способа защиты своих прав. Обращайтесь с жалобами в квалификационную коллегию судей, привлеките общественность, обратитесь на радио и телевидение.
Удачи Вам!

27. Сын,46 лет, улетел 11 января из Краснодара в С-Петербург "по храмам и святым местам" жил гостинице по ул. Ломоносова,3. Был постоянно на связи, около 40 дней голодал, купался в Неве на Крещение.20 января покинул гостиницу, расчитался и связь с ним прекратилась. Собирался посетить Новгород, Владимир.
На фоне голодовки периодически терял сознание, не совсем здоров. Подскажите, пжл, куда обращаться, где искать сына?
Куда звонить, кого просить?

27.1. ---Здравствуйте, мы тоже это не знаем. По его местам путешествия и обращайтесь в полицию и в больницы. Удачи Вам, и всего хорошего.

27.2. Здравствуйте Вам нужно написать заявление в полицию на розыск сына, они сделают ориентировку и разошлют в город Новгород и Владимир.

27.3. Обращаться нужно к организаторам этого тура. Это самый простой вариант узнать где он и что с ним. Можно также в полицию обратиться.

28. Меня зовут Валентина Ивановна я 1946 года рожд..
Я обратилась в полицию город Кировск л.о.
В пор ст 141 УПК рф...а участковый не шевелится более трёх недель!
Я хочу объявить голодовку, вызвать прессу и тд.как мне правильно это сделать?
Помогите...

28.1. В пор ст 141 УПК рф...а участковый не шевелится более трёх недель!!!
К чему такие радикальные меры? Зачем вредить собственному здоровью?
\Надо навредить участковому! Пишите жалобу на него в прокуратуру, в МВД! И сообщить если он не примет меры, то Вы вынуждены будете объявить голодовку и сообщите в прессу.

28.2. Уважаемая Валентина Ивановна! В России нет закона регулирующего правила объявления голодовки. Но участковый же не последняя инстанция. Обратитесь в прокуратуру и или в другие органы, в ведении которых находится решение Вашего вопроса.
Удачи Вам!

28.3. Зачем Вам себя изнурять голодовкой, когда есть более эффективные меры реагирования на бездействие участкового. Такое бездействие можно обжаловать в прокуратуру и (или) суд.

29. Можно ли провести голодовку около дома правительства и как првести законно не нарушав и чтобы нас услышали и видели.

29.1. Можно ли провести голодовку около дома правительства и как првести законно не нарушав и чтобы нас услышали и видели.
Процедура проведения голодовки не регламентирована законом Если вы появитесь возле дома Правительства и будете там находиться длительное время то вас заметит полиция и выпроводит с територии.

30. Что будет если обвиняемый отказывается отказывается ехать на процесс на продления срока и объявляет голодовку. Что грозит обвиняему и следователю?

30.1. Доброго времени суток. Следователю ничего не грозит. Суд может рассмотреть дело и без обвиняемого и вынести решение (может срок прибавят больше, раз не захотел ехать), грозит ему наказание (а какое, зависит от начальства)

«Политические голодовки брахманов происходили обычно в периоды политической неустойчивости и смуты в стране, не раз их целью было поддержать того или иного претендента на престол». Голодовка протеста, которую устроили в Астрахани бывший кандидат в мэры города Олег Шеин и его сторонники, не только всколыхнула прогрессивную общественность, но и дала повод изучить историю вопроса.

Голодовка протеста - сознательный отказ от принятия пищи с целью вызвать у окружающих чувство вины за происходящее и изменить ситуацию. Многие по наивности путают ее с религиозным постом. Но христианство решительно не допускает добровольного отречения от еды в знак протеста - как разновидности самоубийства, пусть и отложенного на неопределенный срок.

С этой традицией вынужден был считаться даже неистовый фанатик протопоп Аввакум. Он сам признается в «Житии», что однажды так разозлился на царский приказ держать его на хлебе и воде, что устроил было сухую голодовку, однако соратники велели ему прекратить кощунственный эксперимент над собственным здоровьем. Протопоп смиренно подчинился: бунтовать против Бога и коренных христианских установлений он не помышлял.

К концу позапрошлого века религиозное сознание стало давать трещины. Голодовки как способ и средство социальной и политической борьбы широко распространились по Америке и Европе. К ним прибегали революционеры, диссиденты, борцы за независимость и гражданские права. Многие из них вовсе ударились в кромешный атеизм. Для них пища, особенно хлеб, утратила свой сакральный характер, и исчезли всякие сдерживающие факторы.

Голодающие протестанты не подозревали, что воспроизводят древние ритуалы, возникшие и сложившиеся совсем в другой части света.

***

Так откуда пошла голодовка протеста как метод борьбы с власть имущими? Из области, далекой от христианского мира. С полуострова Индостан и прилегающих островов.

Первые упоминания о таких акциях встречаются в кашмирской хронике-поэме XII века «Раджатарангини». Причем устраивали их отнюдь не бесправные бедняки, а весьма состоятельные люди, представители высшей касты брахманов или браминов. Они голодали то вместе, то поврозь, то попеременно, выдвигая политические и экономические требования.

Менее знатные индусы в политику не лезли, а пытались при помощи голодовок решать свои проблемы в судах. Правда, без вмешательства властей все равно не обходилось. В «Раджатарангини» рассказывается, например, такая история. Некий истец никак не мог доказать свои права на землю и пруд, присвоенные коварным соседом. Тогда он, во-первых, объявил голодовку, а во-вторых, потребовал, чтобы местный князь лично рассмотрел его дело. Князь тут же откликнулся, вник в ситуацию, пригласил советников и убедил судей принять решение в пользу истца.

В наши дни такого истца немедленно обвинили бы в давлении на суд, и трудно представить, чтобы какой-нибудь губернатор или министр (о первых лицах государства даже страшно подумать) так оперативно отреагировал бы на требования простого гражданина. Тот же Олег Шеин, как известно, голодал целых 28 дней, прежде чем глава ЦИК Владимир Чуров согласился хотя бы изучить его претензии к местным избирательным комиссиям. Да еще неизвестно, будет ли результат.

***

Правители средневековой Индии гораздо внимательнее относились к голодовкам своих подданных. И вовсе не потому, что отличались какой-то особой гуманностью. Традиционные общества сверху донизу пронизаны не просто этическими, а религиозными нормами, и никакие цари, князья, раджи не могут их нарушать. Иначе поплатятся не только репутацией, но властью и даже жизнью.

Как пишет в книге «Этикет народов Южной Азии» востоковед Тамара Селиванова, «голодовкам придавалось несомненное магическое значение». Это был последний довод и решающий аргумент в пользу невиновности того, кто прибегнул к такой крайней мере.

Вот еще одна цитата из книги Селивановой: «Долг властителя охранять общественный порядок и установленные нормы жизни частных лиц независимо от их сословной принадлежности возлагал на него личную ответственность за все случаи нарушения законности в его землях. Исполнение этого долга отражалось на судьбе властителя и его последующих рождениях. Поэтому смерть подданного особенно тяжким грехом ложилась не только на то лицо, из-за которого была начата голодовка, но и на самого правителя страны».

Князья и раджи с ужасом воспринимали любые проявления даже относительно массового недовольства. В древнеиндийских хрониках немало примеров того, как группы брахманов-браминов, несогласные с политикой правительства, начинали коллективные голодовки с целью спровоцировать беспорядки, поднимали народные восстания и свергали неугодных правителей.

На верующих особенно сильно влияло то, что в период массовых голодовок прерывалось исполнение религиозных обрядов и таким образом нарушалась связь с богами. Вина за это возлагалась на князя, который допустил подобное безобразие, он автоматически лишался «легитимности» и права занимать престол.

Князья это понимали. Они были заинтересованы в недопущении голодовок протеста, пытались действовать превентивно, при помощи уговоров и подкупа. В хрониках упоминаются специальные чиновники, которые следят за случаями голодовок и принимают меры для их предотвращения - прайопавешадхикрита и дхармадхикарин. Некий царь Уччала даже дал клятву покончить с собой, если хоть один человек умрет от голодовки. Тем самым он заставил суд вынести решение в пользу очередного брахмана-брамина, угрожавшего воздержанием от приема пищи.

Голодовки устраивали не только жрецы или землевладельцы. Известны два случая, когда при помощи голодовки добивались повышения жалованья военные, причем именно в тот момент, когда возникала явная угроза войны.

Древние активисты фактически занимались шантажом. В большинстве случаев они отстаивали свои экономические, даже, можно сказать, коммерческие интересы. Или хотели сохранить свои земли перед лицом угрозы поглощения их другими феодалами. Или защищали свои жреческие привилегии.

В хрониках описываются десятки таких историй. Всего один пример: храмовые жрецы из касты брахманов-браминов в ходе голодовки окружили правителя и едва ли не силой принудили его отдать им золото и другие ценности.

«Действенность голодовки как средства экономической борьбы основывалась на авторитете религиозных установлений средневекового общества и являлась результатом очевидного нравственного насилия, скрывавшегося под маской принципа ненасильственного воздействия», - резюмирует Селиванова.

***

Что было, то было и, между прочим, никуда не исчезло. И в новое, и в новейшее время имели место попытки использовать голодовку как средство шантажа или защиты своих шкурных интересов.

Нечто в этом роде учинил миллиардер Сергей Полонский в сентябре прошлого года. После того как его бывшая компания Mirax Group не смогла достроить многоэтажный жилой комплекс «Кутузовская миля», он долго судился с правительством Москвы, требуя компенсации. И в конце концов объявил голодовку прямо на стройплощадке, чтобы не пустить туда застройщиков-конкурентов. Продержался неделю, ничего не добился и только подтвердил свою репутацию самого эксцентричного из крупных предпринимателей.

***

Анекдотический образ инициатора голодовки протеста, неумелого шантажиста, вошел в советскую литературу с легкой руки Ильфа и Петрова. Васисуалий Лоханкин из «Золотого теленка», казалось бы, компрометирует саму идею борьбы за свои права путем отказа от еды. Он ведь и голодает не по-настоящему, ест тайком по ночам колбасу и вообще ничтожен и жалок: рассуждает о «сермяжной правде жизни», а сам забывает тушить за собой свет в сортире.

Лоханкин был задуман как злобная карикатура на русскую интеллигенцию, отравленную мелкобуржуазным, собственническим духом. Таким не место в государстве рабочих и крестьян, в новом блистающем мире социализма не может быть никаких голодовок протеста, все должны трудиться не покладая рук ради будущего, а не копаться в своих мелких личных проблемах.

Между прочим, у Лоханкина есть менее известный собрат - главный герой пьесы Николая Эрдмана «Самоубийца» Семен Подсекальников. Он точно такой же интеллигент-лишенец, тунеядец и нытик, и прежде чем начать шантажировать общество и власть суицидом (естественно, мнимым), тоже объявляет голодовку местного значения. И точно так же тайком есть колбасу, когда никто не видит.

Образы, созданные большими писателями, со временем наполняются новым смыслом. Так, коллизия с Васисуалием Лоханкиным и Семеном Подсекальниковым, как ни странно, была воспроизведена в США. Некогда знаменитый доктор Хайдер, американский астрофизик и борец против ядерного оружия, фактически повторил судьбу советских сатирических персонажей. Он объявил бессрочную голодовку протеста с требованием прекратить гонку вооружений и отказаться от ядерного оружия и сел в кресло на лужайке возле Белого дома в Вашингтоне.

Осенью 1986 года в программе «Время» репортаж о голодовке доктора Хайдера стал обязательной ежедневной рубрикой. К нему на лужайку осуществляли паломничество советские корреспонденты, ему написал письмо поддержки Михаил Горбачев. Считалось, что Хайдер проголодал 218 дней - немыслимый срок с медицинской точки зрения!

Между тем все это было липой. Астрофизик вовсе не сидел непрерывно возле Белого дома, он приходил туда только днем, а ночью спокойно спал в своей постели. Ну и, в отличие от Лоханкина, не ел тайком колбасу, а принимал витамины и пил соки. Тем более что худеть Хайдеру посоветовали врачи - лишний вес угрожал его здоровью. Наконец, в США никто не заметил ни начала, ни окончания голодовки, зато у нас рок-группа «Ноль» сочинила веселую песню «Доктор Хайдер снова начал есть».

***

Голодовки липовые или с целью шантажа никоим образом не отменяют сути и смысла этого ненасильственного способа протеста: борьбы слабого с гораздо более сильным и могущественным.

Тамара Селиванова, разоблачив злокозненность древнеиндийских голодающих брахманов-браминов, тем не менее считает нужным заметить: «Голодовка - это удивительное средство давления на обидчиков, превосходящих силой. Почему-то в некоторых социумах этот отказ от пищи оказывается эффективным действием, оппонент начинает беспокоиться, хотя голодовка ему ничем не угрожает, а наносит вред самому голодающему. И почему-то оппонент идет на уступки, хотя более мощные средства не могли бы заставить его сделать это».

Вот только далеко не во всех социумах это средство становится эффективным, и далеко не всякий властный оппонент готов идти на уступки.

Чаще всего это средство борьбы применяется в тоталитарных обществах. Именно там были поставлены печальные рекорды длительности голодовок протеста. 117 дней продержался советский диссидент Анатолий Марченко и, несмотря на то что его насильственно кормили, скончался через 12 дней после выхода из голодовки, 8 декабря 1986 года. По жестокой иронии, именно тогда прекратил свою фальшивую голодовку доктор Хайдер.

Но и Марченко - не чемпион в этом трагическом марафоне. Кубинский диссидент Гильермо Фариньяс держал голодовку с требованиями освободить политзаключенных 134 дня. Удивительно, что он своего добился, остался жив и вместе с 52 соратниками продолжает свою борьбу против режима Кастро в эмиграции, в США. Скорее всего, сказался гораздо более высокий уровень кубинской медицины.

Парадоксально, но факт: на Кубе и в СССР, странах, бесконечно далеких от демократии, голодовки протеста оказывались действенными и приводили к конкретным результатам, даже если борцам приходилось жертвовать жизнью. Трагическая судьба Анатолия Марченко привела к полному освобождению всех советских политзаключенных.

А вот в демократической Великобритании в 1981 году объявившие бессрочную голодовку десять террористов из Ирландской республиканской армии (ИРА), находящихся в заключении, скончались от истощения. Голодающие выдвигали пять требований: право не носить тюремную униформу; право не делать тюремную работу; право на свободу связи с другими заключенными, а также на организацию образовательных и развлекательных мероприятий; право на один визит, одно письмо и одну посылку каждую неделю; полное право на помилование.

Но правительство железной леди Маргарет Тэтчер отказалось идти на уступки. Мужество и героизм ирландских террористов произвели глубочайшее впечатление на все общество. Но ни одна из сторон ничего не добилась. ИРА не смирилась и продолжила теракты, ставшие теперь актами мести за замученных братьев по борьбе.

Получается, что при капитализме власть отличается особенной жесткостью и неуступчивостью к участникам голодовок протеста. Никаких искусственных кормлений, никакого желания идти на компромиссы и выполнять требования. В России сегодня, какой-никакой, специфический, но все-таки капитализм. Олегу Шеину и его товарищам не мешает помнить об этом. Они, конечно, не террористы и, скорее всего, не фанатики. Однако, как и в случае с Маргарет Тэтчер, им, похоже, не стоит рассчитывать на сочувствие со стороны государства.

В мой мир
Ростовской области (читай, на простых граждан).

В этой истории многое может удивить. Беспредельная наглость работодателя. Выдающийся цинизм местных властей, заявлявших, что материальная помощь обманутым шахтёрам "не предусмотрена законодательно ". Лицемерие российских СМИ, тратящих почти весь эфир на разборки ставленников американского капитала - Клинтон и Трампа, - вместо внутрироссийских проблем.

Но больше всего поражает абсолютная беспомощность самих шахтёров - взрослых, между прочим, мужиков. Некоторым из них не выплачивали зарплату уже больше года, но они работали вплоть до последнего момента. Год. Бесплатно.

И когда их терпение всё-таки лопнуло, они... Не пошли собирать местных жителей в свою поддержку, чтобы объединёнными усилиями давить на власть и работодателя. Не стали бастовать сами и не призвали к солидарности коллег по профессии (не говоря уж о смежных отраслях). Не перекрыли дороги. Не заблокировали работу чиновников в Ростове-на-Дону.

Вместо этого они перестали есть. Начали медленно убивать себя, как будто сами ответственны за невыплату зарплат, за бездействие властей, за свои бараки, отапливаемые углём, за разваливающуюся экономику региона и страны, где при любым проблемах руководство помогает банкам, а не реальному сектору.

Офис КингКоул во время протеста

Да, все мы помним, что по России бродит призрак украинского Майдана, поэтому население страшно боится любых митингов и вообще выступлений против власти. А то вдруг отрастут чубы, проступят свастики на рукавах и появится непреодолимое желание жечь покрышки и хлестать горилку, закусывая салом.

Уже чёрт с ними, с митингами. Уже даже чёрт с ним, с противодействием преступникам во власти. Но можно же было открыть 142-ю статью Трудового Кодекса и обнаружить, что работник имеет право приостановить трудовую деятельность, если ему задержали зарплату более чем на 15 дней? Сколько времени, сил и нервов удалось бы сохранить, если бы это было сделано? В строгом, напомню, соответствии с российским законодательством.

Ну конечно, никто не читает Трудовой Кодекс, потому что там много букв. Но если уже стали задерживать зарплату, не можешь рассчитаться по долгам и прокормить семью - не пора ли наконец туда заглянуть?

Впрочем, шахтёры “КингКоула” - это всего лишь срез общества. Огромная масса населения у нас нуждается в правовом, экономическом и политическом образовании.

Есть ли среди ваших знакомых люди, которые увольнялись "по собственному желанию", не имея на то никакого желания? Которые перерабатывали, потому что "начальство приказало", не получая предусмотренной законом компенсации за сверхурочный труд? Уверен, что есть.

Неумение постоять за себя - дико распространённый порок в России. Можно пуститься в долгие размышления о том, откуда растут корни этой проблемы, о наследии социального государства СССР эпохи “застоя”, дававшего народу необходимое и потому подавлявшего умение добиваться всего самостоятельно, и т.д. Однако прошлого не вернёшь и не исправишь. Так лучше сосредоточиться на том, что можно поменять в нашей жизни сейчас.

Бунт на коленях

Голодовка как метод стоит где-то в одном ряду с самоподжогом. Фактически - это попытка показательного самоубийства с разной вероятностью выживания и скоростью решения "вопроса". Для страдающего человека, который видит виновного в социальном пространстве вокруг себя, но абсолютно не понимает, как ситуацию исправить, публичный суицид может выглядеть разумным решением.

Колоссальная по своему значению "Арабская весна" началась с самоподжога торговца фруктами Мохаммеда Буазизи. Это ли не свидетельство, что такие методы работают?

Нет, не свидетельство. Непосредственные последствия "Арабской весны" - Ливия, отброшенная в своём развитии назад чуть ли не до стадии феодальной раздробленности, Братья-мусульмане у руля в Египте и непрекращающаяся гражданская война в Сирии, миллионы беженцев в Европе и, как следствие, неминуемые межэтнические конфликты, и наконец, разрастание самого гнойного нарыва современного человечества - по имени ИГИЛ (прим. ред.: сердобольные читатели сообщают нам, что если написать "ИГИЛ" без прибавки "запрещено на территории РФ", то каждый прочитавший текст побежит записываться туда добровольцем, поэтому предупреждаем: "ИГИЛ запрещено на территории РФ" ).

Конечно, не во всех странах последствия были негативными, но если сравнивать вышеперечисленное с парой мирных смен правительств и отмен чрезвычайного положения (шагов, без сомнения, позитивных), то последнее явно проиграет первому.

Поэтому самоподжог Буазизи можно по праву назвать не только поводом, но и символом череды арабских революций, потому что он показал неспособность населения решать свои проблемы конструктивно. Разрушить, сжечь (в том числе себя), повалить власть - это пожалуйста. Взять власть в свои руки и построить что-то лучшее? Извините, мы не умеем. И учиться не хотим. Вот запретим женщинам без паранджи ходить - и заживём.

Нечто подобное произошло и на Украине, где население в рамках "анти-олигархической" революции заменило в президентском кресле ставленника олигархов Януковича на собственно олигарха Порошенко. Сумели повалить власть, но не взяли её. Да и хотели ли? Или просто ждали, что новый волшебник в голубом вертолёте окажется добрее прежнего?

Однако, вернёмся к нашим голодовкам. Хотя этот способ достучаться до властей кажется более мирным, чем самоподжог (как и любой шантаж с протестующим в качестве предмета угрозы), он, тем не менее, разделяет с ним две общие черты:

1) Саморазрушение без причинения вреда виновному

2) Пассивное решение проблемы (голодающий только угрожает)

В принципе, одного взгляда на такой "список фич" должно хватать, чтобы ужаснуться идее заниматься чем-нибудь подобным. Человек уничтожает свою силу, своё здоровье, таланты, потенциальную пользу для общества, свой внутренний мир, ставит крест на будущем счастье, на тех трудах, которое человечество вложило в него. А взамен... просит Барина быть добрым. А если Барин не будет добрым?.. То он потеряет часть своей собственности в лице верного работника/слуги/подданного.

Даже ценность человека здесь рассматривается как ценность не для себя, а для некоего Хозяина. Что может быть более раболепным?

Тем не менее, люди продолжают прибегать к такому “выходу”, если не видят другого. Значит, задача заключается в том, что показать людям альтернативные способы решения проблем.

Забастовка против голодовки

Существуют десятки более эффективных путей для отстаивания своих прав, но мы остановимся на одном, а именно - на забастовке.

Забастовка (в миру - стачка) - эпическое действие, своими корнями уходящее глубоко в историю, сколь эффективное, столь же и сложное в организации, выбившее себе место даже в тексте нынешней Конституции России.

Особенная хитрость этой формы протеста заключается в том, что с виду она напоминает голодовку, однако по факту радикально от неё отличается.

Суть забастовки: люди прекращают трудовую деятельность до тех пор, пока их требования к работодателю не будут удовлетворены.

Похоже на голодовку? Нет. Во время стачки страдает прежде всего предприятие - новая продукция или услуги перестают производиться, срываются поставки, заказчики негодуют, иными словами, компания начинает терпеть прямые и косвенные потери. Таким образом, по заслугам получает виновник ситуации в лице работодателя.



Конечно, бастующим не платится зарплата, и они тоже терпят убытки, но если работники на совесть провели “домашнюю работу”, а именно - накопили денег в забастовочный фонд и договорились о солидарной поддержке с людьми из других предприятий/отраслей, то эти потери сводятся к незначительному минимуму.

Второе же принципиальное отличие заключается в том, что у работников в случае забастовки имеется активный план действий, подразумевающий:

  1. Общение и объединение с другими членами коллектива (стачка эффективна только тогда, когда парализует важные узлы производства)
  2. Умение вести переговоры (по закону, перед забастовкой нужно провести коллективный спор с работодателем)
  3. Адекватный анализ производственной и экономической ситуации (поскольку цель работников - добиться достойных условий труда, а не развалить предприятие, они должны вникать во внутреннее и внешнее положение компании и выдвигать только обоснованные требования)
  4. Определённую юридическую и политическую грамотность (нужно хорошо знать законы, чтобы избежать негативных последствий со стороны властей во время трудового спора, а также уметь лоббировать изменение законодательства, если оно идёт вразрез с интересами бастующих)
  5. Умение планировать и накапливать ресурсы (для организации стачечных фондов)

Если идти ещё дальше в анализе забастовок, то можно понять, что очень часто полноценная и успешная стачка возможна, только когда она организована профсоюзом. Которому, как уже существующей структуре, банально проще скоординировать силы работников как фактически, так и юридически. Профсоюзы же (если только это не “жёлтая” конторка по раздаче путёвок в санатории) опираются на активность своих членов, высокую организованность и внутреннее демократическое управление.

Таким образом, грамотная подготовка и проведение забастовки исповедуют принципы активности, конструктивности, самоорганизации, грамотности и уважения к самому себе. Всё это абсолютно несовместимо с голодовкой, о которых писалось выше.

Глядя на этот сравнительный анализ форм протеста, можно ли радоваться тому, что люди у нас в России так часто используют “благопристойное и смиренное” саморазрушение для поиска справедливости?

Ах, да. Некоторые журналисты и аналитики по незнанию писали, что шахтёры КингКоула проводили "забастовки" в августе (после начала массовых протестов), понимая под этим приостановление работы, митинги и пикеты. Так вот, когда работникам не платят зарплату целый год, приостановление работы - это не забастовка, а тупо использование 142-й статьи ТК. До неприличия припозднившееся. Приличная же забастовка проводится тогда, когда зарплату, в целом, не задерживают, но работники хотят её увеличить, улучшить условия труда и т.д.

Итог

Конечно, ни о каких стачках у “КингКоула” сейчас речи идти не может - компания хоть формально и живёт, давно уже издаёт трупный запах. Бастовать нужно было год назад, когда стало ясно, что начинаются задержки зарплат. А ещё лучше - за несколько лет, как только появились тревожные данные о потере рентабельности на шахтах, а руководство никак не стало реагировать на это. Если же данные о рентабельности работникам не предоставлялись - нужно было добывать их в рамках переговоров и коллективных споров с работодателем.

Сейчас, в виду массовости голодовки и стремления властей благосклонно отвечать на “бунты на коленях” (а то, не дай бог, перейдут к более радикальным мерам), шахтёрам по распоряжению губернатора всё-таки стали выплачивать часть задолженности из средств госкомпании «Региональная корпорация развития».

Но можно ли в таком случае говорить, что шахтёры при помощи голодовки добились справедливости? Деньги, положенные им по закону, они увидели с задержкой в несколько месяцев, да и то не все. Задержанная зарплата тем временем теряла в цене (рубль обесценивается примерно на 1 процент каждый месяц относительно). Сами обманутые работники едва сводили концы с концами. В конце концов, им пришлось пожертвовать своим здоровьем, чтобы добиться внимания властей. Никакая «Региональная корпорация развития», конечно, не выплатит им компенсацию за такую жертву.

Это ли можно назвать справедливостью в современном мире? Стоит ли повторять такое в будущем? Или же нужно учиться грамотно, эффективно и вовремя отстаивать свои интересы?