Государственные функции реализуются в конкретных действиях, совершаемых субъектами власти. Внешнее практическое выражение деятельности по реализации функций государства в конкретных условиях получило наименование форм осуществления государственной власти.

В теории государства и права выделяются правовые и организационные формы реализации .

Правовые формы представляют собой деятельность, связанную с совершением юридически значимых действий в строго определенном законом порядке. Существуют различные классификации правовых форм реализации государственной власти. Распространено деление этих форм:

  • на правотворческую деятельность;
  • исполнительную (управленческую) деятельность;
  • судебную деятельность.

Такая классификация основывается, как нетрудно догадаться, на принципе разделения властей.

В литературе имеется и другая классификация правовых форм, в соответствии с которой правовые формы подразделяются:

  • на правотворческую деятельность — это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — законодательная деятельность;
  • правоприменительную деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, в свою очередь, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная деятельность.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Оперативно-исполнительная деятельность связана с повседневным разрешением разносторонних вопросов, возникающих перед исполнительными органами власти.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей, по охране норм права от нарушений.

При реализации правоохранительной деятельности издаются правоприменительные акты (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т. п.).

Организационные формы

Наряду с правовыми широко используются различного рода организационные формы, которые иногда называют неправовыми формами деятельности государства.

Это деятельность, не требующая ее полного и строгого юридического оформления. Она не связана с совершением юридически значимых действий (последние не влекут за собой правовых последствий). Организационные действия не нуждаются в издании специальных юридических актов и проводятся в порядке текущей, прежде всего управленческой, деятельности. Однако организационная деятельность осуществляется в рамках действующего законодательства, а правом здесь регламентируется лишь общая процедура совершения действий.

Организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению функций государства подразделяются:

  • на организационно-регламентирующие;
  • организационно-хозяйственные;
  • организационно-идеологические.

Организационно-регламентирующая деятельность - оперативная организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач (текущая деятельность государственных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, значимых мероприятий и т. д.);

Организационно-хозяйственная деятельность - оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, организация снабжения, сбыта);

Организационно-идеологическая деятельность - повседневная разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения потому или иному вопросу).

Не следует смешивать организационные формы (неправовые формы) с действиями соответствующих должностных лиц вопреки праву. Такого рода действия могут осуществляться с помощью насилия, угроз, вне сферы права. В демократических государствах достижение целей с помощью таких средств недопустимо.

Однако это не означает, что государство не может применять принуждение в своей деятельности. При реализации своих функций государство использует в зависимости от конкретной функции различные методы: убеждения, принуждения, поощрения, наказания.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

6.6 Формы и методы реализации функций государства

Формы и методы реализации функций государства

Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.

Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена. Методы представляют собой способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства.

В литературе различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства (проф. В. М. Сырых). Под правовыми формами понимается весь механизм правового регулирования, которым располагает государство. К неправовым формам относят контрольную, идеологическую, воспитательную, информационно-техническую (вспомогательную), иные виды государственной деятельности. Данная классификация не отличается четкими критериями, поскольку, например, контрольная деятельность государства также регламентируется нормами права.

Более предпочтительной представляется классификация основных форм выполнения функций государства, согласно которой выделяются правовые и организационные формы (проф. М. И. Байтин). Среди правовых обычно называют законодательную (правотворческую), управленческую (исполнительную), судебную (правоохранительную) и контрольно-надзорную. Правовые формы связаны с изданием юридических актов; организационные - чаще всего реализуются в пределах уже изданных актов и представляют собой фактические действия, способствующие осуществлению принятых юридических актов. К организационным формам можно отнести создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров - специалистов, технического обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику и др.

Что касается методов выполнения функций государства, то долгое время в теории государства и права признавались только методы убеждения и принуждения. Не отказываясь от их использования и подчеркивая определенную эффективность воздействия этих методов на развитие общественных отношений и процессов, следует обратить внимание на то, что усложнение управления обществом требует разнообразия управленческих методов.

Можно назвать следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования, т. е. издание законов, других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность и общественные отношения;

2) метод принуждения, используемый при нарушении общеобязательных государственных предписаний, и метод убеждения;

3) метод рекомендаций, т. е. ориентация на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства, и метод поощрения, побуждающий следовать этому варианту, стимулирующий общественно полезную деятельность;

4) метод договорного регулирования, приобретающий в условиях демократически устроенного государства универсальное значение, поскольку распространяется на сферу не только частных, но и публичных интересов. Например, договорный метод применяется для распределения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными регионами, властными структурами и т. д. Так, в части 4 ст. 66 Конституции РФ установлено, что отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться не только федеральным законом, но и договором между органами государственной власти округа и органами государственной власти края или области;

5) методы надзора и контроля. Государство, в частности, лицензирует отдельные виды предпринимательской деятельности, а также некоммерческих организаций, стандартизирует продукцию, работы, услуги, выдает сертификаты, удостоверяющие их качество.

В юридической литературе разграничиваются контроль и надзор. Основные различия между ними состоят в следующем:

а) контролю подлежат главным образом подчиненные (подведомственные) органы, в то время как надзор осуществляется при отсутствии такой подчиненности. Например, санэпиднадзор осуществляется за соблюдением санитарно-эпидемиологических правил всеми организациями, учреждениями, предприятиями и их должностными лицами;

б) контролирующие органы вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную или управленческую деятельность контролируемых объектов. При осуществлении надзора такое вмешательство исключается;

в) контроль призван оценивать деятельность контролирующего объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности. При надзоре проверяется деятельность объекта исключительно с позиций законности;

г) органы контроля вправе привлекать к юридической ответственности правонарушителей, а органы надзора лишены полномочий непосредственно применять санкции за допущенные нарушения законности, но они могут возбудить производство по поводу административного правонарушения. В обеспечении законности и правопорядка, соблюдении прав и свобод личности большую роль играет прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих законов гражданами, государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и всеми субъектами права. Прокуратура ведет надзор от имени государства и подчинена только закону;

6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков и т. д. Информационное влияние относится к косвенным методам воздействия на сознание и поступки людей, формируя информационное поле вокруг отдельных политических процессов, мероприятий, событий, институтов, политических и государственных деятелей. Посредством информационного влияния можно ускорить развитие социальных и юридических конфликтов, а также локализовать, смягчить их.

Возможно выделение и иных, кроме названных, методов осуществления функций государства, но перечисленные являются основными, определяющим образом воздействуют на функционирование государства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

Раздел III. Формы и методы управленческой деятельности (реализации компетенции субъектов исполнительной

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Тема 13. Методы управления (реализации компетенции) субъектов исполнительной власти 1. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления Метод управления - это подход, способ решения управленческих вопросов,

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Вопрос 2 Виды, формы и методы контроля Важным условием создания эффективно функционирующей системы бюджетного контроля является разработка ее методологической составляющей, включающей в себя определение видов, форм и методов проведения контрольных мероприятий.Виды

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

6.1 Понятие функций государства. Факторы воздействия на них Функции государства - это главные социально значимые направления его деятельности на конкретно-историческом этапе развития общества. В процессе функционирования государства оказывается целенаправленное

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

6.2 Классификация функций государства Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государственной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

6.6 Формы и методы реализации функций государства Государство осуществляет свои функции в особых формах и посредством специфических методов.Формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

Из книги автора

§ 1. Понятие, значение и объективный характер функций государства Любое государство с разной степенью активности, но постоянно действует, ибо пассивность, бездеятельность противопоказаны самой его природе и назначению. В данной главе государство и рассматривается с его

Из книги автора

§ 2. Классификация и эволюция функций государства Проблема классификации функций государства осложняется тем, что у различных исторических типов государств функции существенно различаются. И все же их можно классифицировать по некоторым общим для них признакам.Как уже

Из книги автора

§ 3. Формы и методы осуществления функций государства Государство должно выполнять свои функции в присущих ему формах, применять в своей деятельности различные методы.Различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства. В правовых формах отражаются

Из книги автора

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

Из книги автора

Из книги автора

§ 5.1. Понятие функций государства Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция в теории государства и права означает направление, предмет деятельности того или иного политико-правового института, содержание этой деятельности,

Из книги автора

§ 5.2. Эволюция функций государства Функции государства подвергаются не только влиянию как собственно государственных изменений, так и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой живет и действует

Из книги автора

§ 5.3. Метод классификации функций государства Классификация функций государства имеет своей непосредственной целью создание условий для их более глубокого и разностороннего изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические

Это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Признаки форм осуществления функций государства.

1. Это деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности.

2. Это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства.

3. Посредством выполнения этой деятельности реализуются функции государства.

Формы осуществления функций государства можно разделить на правовые и организационные.

Правовые формы осуществления функций государства - это однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов (нормативно-правовых и индивидуально-правовых актов).

Правовые формы осуществления функций.

Государственный орган: понятие и признаки. Государственный орган и орган местного самоуправления.

Государственный орган - это самостоятельный элемент государственного аппарата, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой, наделённый определённой компетенцией и выступающий от имени государства.

Признаки государственного органа.

Государственный орган - это единоличное лицо (президент, прокурор и др.) или коллегиальный орган.

Представляет собой самостоятельный элемент аппарата государства, выступая неотъемлемой частью единого государственного организма.

Действует от имени государства и по его поручению.

Образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (конституции, законов и подзаконных актов).

Выполняет свойственные только ему задачи и функции , используя для этого соответствующие формы и методы (наделён в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения).

Имеет соответствующую компетенцию (круг ведения), под которой понимается совокупность законодательно закреплённых полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определённого круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа. Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.

Осуществляет свою компетенцию тремя способами : 1 ) принятием нормативных актов (предписанием общего характера); 2 ) принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера); 3 ) конкретно-организационной деятельностью.

Имеет внутреннее строение (структуру). Органы состоят из подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.) и государственных служащих, скреплённых единством целей, ради достижения которых образованы.

Имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчётный счёт в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач.

Обладает определённым статусом , в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание.

Действует на определённой территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Введение.....................................................................................................................4

1. Государство, его сущность и признаки...............................................................5

1.1 Сущность государства.........................................................................................5

1.2 Признаки государства.........................................................................................6

2. Функции государства..........................................................................................11

2.1 Признаки функций государства.......................................................................13

2.2 Внутренние функции государства...................................................................15

2.3 Вне ш ние функции государства........................................................................17

2.4 Основные и неосновные функции государства..............................................21

3. Формы и методы осуществления функций государства.................................25

Заключение...............................................................................................................32

Глоссарий.................................................................................................................33

Список использованных источников.....................................................................34

Приложения.............................................................................................................35

Введение

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на го су дарство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том ил и ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.

Термин «функция» имеет в отечественной и зарубежной научной литературе далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане, он рассматривается, как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наконец, как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности. В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и «в соответствующей манере».

Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства , обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоя щ ими перед ним на том, или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. Целью нашей курсовой работы является анализ понятия государства и его функций.

Основная часть

1 Государство, его сущность и признаки

1.1 Сущность государства

Сущность государства — это то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Другими словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах, где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой. Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество — от разрушения, тем самым сохраняя его целостность. И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества. Государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных, в том числе противоречивых сил. Государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

1.2 Признаки государства

На государство и его сущность наряду с общесоциальным и классовым началами нередко оказывают сильное влияние национальные, и даже националистические факторы.

Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же эти признаки?

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.

В догосударственном обществе, принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел, строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство 1 .

С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть

Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции, тюрьмам и т. п.).

3. Государственный суверенитет.

Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,— это колония либо доминион.

Суверенитет, как свойство (атрибут) государственной власти, заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости 2 . Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть не была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства. В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, единство государственной власти и независимость 3 .

1) Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти на данной территории или ставить себя выше государственной власти. Отсюда вытекает, что государство: во-первых, распространяет свою власть на всю территорию страны; во-вторых, определяет весь строй правовых отношений; в-третьих, осуществляет правовое регулирование деятельности различных организаций, объединений, рамки поведения и действий физических и юридических лиц; в-четвертых, устанавливает права, свободы и обязанности личности; в-пятых, регламентирует компетенцию государственных органов и полномочия должностных лиц и т.д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государственной власти. В демократическом обществе, государственная власть ограничена правом и основана на праве.

2) Единство суверенитета означает, что он не может быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не отдельным его частям или органам.

3) Независимость государственной власти есть ее самостоятельность в отношениях с другими государствами, в том числе с международными организациями. Однако эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам.

4. Неразрывная связь государства и права .

Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства 4 .

Иногда в качестве основных признаков государства указывают на единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим, определяющим. Они скорее вспомогательные, дополнительные.

5. Всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства определяется исключительными полномочиями государства осуществлять правотворчество, т.е. принимать, изменять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на все население страны, кроме лиц, обладающих правом дипломатического иммунитета. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.

Нормативные правовые и другие юридические акты являются одной из важнейших форм деятельности государства, основополагающим способом реализации государственной власти, тем самым государственная власть вводится в определенные рамки, ей придается законный характер. Юридические предписания регулируют организацию государственного аппарата, его структуру, объем компетенции, приемы и способы деятельности.

Государственная власть проявляет себя, прежде всего посредством нормативного правового регулирования общественных отношений. Юридическими актами устанавливаются правовые связи между государством и членами общества, между разными элементами общества, т.е. оформляется его правовая организация 5 .

6. Государственная казна составляет один из ключевых признаков государства, поскольку содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества невозможно без их финансирования из государственной казны.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как властно-политическую организацию общества, обладающую государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающую правовой порядок на определенной территории.

2 Функции государства

В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.

Например, еще в 60-е годы в рамках отечественной юридической науки получило довольно широкое распространение представление о функциях государства как о предметно-политической характеристике содержания его деятельности 6 .

Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделилось, но, тем не менее, в модернизированном в ид е оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение сказанного можно со слаться на определение понятия «функция государства», в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности госуд а рства, а также способы и средства ее обеспечения 7 .

Еще раньше названного варианта трактовки функций государс т в западной, а отчасти и в отечественной юридической литературе широко допускалось их отождествле н ие как основных направлений деятельности государства с самой его деятельностью. Наиболее ярко это прослеживалось, например, в работах Г. Кельзена при рассмотрении деятельности государства как «чисто юридического феномена», сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации. Государство, пишет в связи с этим Г. Кельзен в своей широко известной работе «Общая теория права и государства», если рассматр и вать его как «чисто правовой феномен, как юридическое лицо», есть что иное, как корпорация. Его черты и особенности в полной мере охватываются общим понятием корпорации. «Вопрос, однако, заключает с я в том, как государство-корпорация отличается от других корпораций?» 8 Отвечая на него, автор приходит к выводу о том, что основное различие между ним и другими корпорациями заключается в нормативном порядке, который устанавливается самой государственной корпорац и ей. С юр ид ической точки зрения «проблема государств а -корпорации по своему существу есть проблема национального правового порядка» 9 .

Помимо названных вариантов понимания и трактовки функций государства по этому вопросу существуют и иные расхождения.

В частности, понятие функций иногда ограничивается представлением об основных направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или, наоборот, расширяется за счет включения в и х содержание «механизма государственного воздействия на развитие об щественных процессов» 10 .

При таком подходе в первом случае невольно упускается из поля зрения возможность воздействия государства на общественные отношения не только по поводу управления обществом, но и в связи с управлением и регулированием экономики, его воздейств и ем на международные экономические, политические и иные отношения

Во втором случае, как справедливо подмечалось в учебной и научной литературе, предпринимается ниче м не оправданная попытка смешен и й функций государства в целом с функциями его механизма, нередко понимаемого как система госорганов, как аппарат государства.

Наличие различных подходов к рассмотрению и определению функций государства является вполне естественным и понятным, имея в виду сложность и многогранность рассматриваемой материи. В теоретическом и практическом плане, однако, было бы более оправданным, и конструктивным в дальнейшем сосредоточиться не на анализе различных представлений и воззрений, а на выделении и рассмотрении общих черт и особенностей самих функций государства. Что выделяет функции государства как явление среди других государственных и негосударственных явлений? Чем они различаются и характеризуются? Отвечая на эти и подобные вопросы, необходимо обратить внимание на следующие их общие черты.

2.1 Признаки функций государства

1 . Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В ни х неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства 11 .

Речь при этом вдет не только о государствах различных типов, государствах, существующих в условиях различных общественн о -экономических формаций, но и об однотипных государствах, но отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества.

В качестве примера можно сослаться на далеко не одинаковую роль буржуазного государства по отношени ю к экономике и обществу на ранних и на более поздних, включая современный, этапах развития капитализма. Эта роль, вопреки иногда высказываемому мнению, по мере становления и совершенствования в странах Запада рыночных отношений не только не ослабевала, а, наоборот, непрерывно возрастала.

Это, в частности, нашло свое отражение на ранних этапах развития капитализма в теории «государства ночного сторожа», отражавшей в ней полное или, по крайней мере, минимальное вмешательство государства в дела экономики и общества, а на более поздних этапах — в теории «государства всеобщего благоденствия», символизировавшей активную, многократно возросшую роль государства в решении вопросов экономики и общества 12 .

Применительно к современному Российскому государству, существующему и функционирующему в переходны й период, можно с полной уверенностью сказать, что, следуя общей тенденции расширения роли государства в отношении экономики и общества, его деятельность и функциональная активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, наоборот, еще больше возрастать. Кардинальному изменению будут подвергаться лишь сферы «приложения» деятельности государства, формы и методы его воздействия на окружающую экон о мическую и социально-политическую среду.

3. В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально- к лассовой сущностью и содержанием государства, н е и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функци й также определяется не только типом государства, его социальн о -классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних, функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приор и тетность в этот период не подлежит сомнению.

В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.

Последнее особенно отчетливо проявляется в России в современный период. От успешности решения экономических задач и осуществления экономических функций целиком и полностью зависят достижение объективно стоящих перед обществом и государством целей, осуществлени е всех других государственных функций.

4. Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.

Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на часть его.

Наиболее распространенным является разделение функций государства на внутренние и внешние — в зависимости от целей, а также в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений.

Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих пред ним внутренних задач, сколь многочисленных, столь и разнообразных. Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономич е скую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. Кроме того, государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной отдельно взятой сферы.

В силу этого при определении перечня внутренних функций государства в научной и учебной юридической литературе их нередко не только напрямую связывают с различными сферами жизни общества, но и полностью отождествляют с ними. Таковой была, например, позиция ряда авторов, классифицировавших функции государства еще в 70-е годы на функции политической охраны строя (политическая функция), и также на экономическую, социальную и идеологическую функции 13 .

Правда, при этом оговаривалась возможность и более дробной, полностью не совпадающей с различными сферами жизни общества классификации функций государства, а также проводилась мысль о том, что не следует подразделять, по сути, единые функции государства на внутренние и внешние.

В настоящее время при рассмотрении функций государства также иногда допускается их отождествление со сферами жизн и общества. Но оно имеет, как правило, не полный, а частичный характер. Дело заключается в том, что при классификации внутренних функций и выделении их из общей системы основных направлений деятельности государства наряду с такими функциями, как 1) экономическая, 2) социальная, 3) политическая и другие, полностью совпадающими со сферами жизни общества, рассматриваются и такие, которые не совпадают с ними.

Среди них называются, например:

установление и охрана правопорядка в обществе;

охрана прав собственности, прав и свобод граждан;

функция оказания социальных услуг;

функция обеспечения народовластия;

культурно-воспитательная;

природоохранительная (экологическая);

функция финансового контроля.

Перечень данных и иных им подобных направлений деятельности государства в большей степени соответствует сложившемуся в научной литературе представлению о его внутренних функциях, нежели отождествляющие функции государства с основными сферами жизни общества 14 .

2.3 Внешние функции государства

Вне ш ние функции государства представляю т собой основные на управления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на ме жд ународной арене целей.

Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств, а вместе с тем от социально-классовой сущности и содержания государства, его социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере — от его ид еологической обусловленности. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые не были бы обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.

Идеологические и политические установки особенно ярко прослеж и вались в целях, задачах и внешних функциях Советского государст ва. Среди них выделялись, например, такие функции, как взаимопомощь и тесное сотрудничество с государствами мировой системы социализма, борьба за мир и мирное сосуществование со странами капитализма; поддержка национально-освободительных движений и сотрудничество с развивающимися странами и др. Политические и идеологические постулаты, составляющие основу данных функций, не только содержались в официальных партийных документах, но и закреплялись законодательно.

Так, в Конституции СССР 1977 г. констатировалось, что Советское государство «неуклонно» проводит политику мира, выступает за «упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество» (п. 1 ст. 28). 15

На основе данных постулатов провозглашались принципы внешней политики государства и формировались его соответствующи е функции. Среди принципов, оказавших решающее воздействие на про цесс формирования и реализации внешних функций государства, конституционно закреплялись и провозглашались следующие: принцип сувер ен ного равенства государств, взаимного отказа от применения силы или уг розы силой; нерушимости границ; территориальной целостности государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих и) общепризнанных принципов и норм международного права и др. (ст. 29 ). 16

В современной России по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. В чем это проявляется?

Во-первых, с разрушением «мировой системы социализма», естественно, отпадает необходимость и в развитии взглядов на функции (впр о чем, как и самих функций), касающиеся взаимоотношений России с составлявшими эту систем у «социалистическими» странами. Теперь они именуются иначе. Функции «братской» помощи постепенно заменяются функциями «равноправного» партнерства.

Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентации России по отношению к бывшим колониям западных и других «цивилизованных» государств, а также по отношению к национально-освобо д ительному движению. В связи с этим исчезла и функция поддержки э того движения.

В- т ре т ьих, начиная с середины 80-х годов и вплоть до последнего времени резко изменилось отношение правящих кругов России к западным странам. Многолетнюю политику идеологического противостоян и я сменило соглашательство по ряду принципиальных вопросов, движени е в фарватере прозападных интересов, унизительное самобичевание и политическое заискивание. Из одной крайности политика и идеология России, а вместе с ней и других бывших соцстран перешли в другу ю крайность.

В настоящее время, особенно под влиянием результатов выбор ов 17 декабря 1995 г, которые, как известно, были не в пользу правящих кругов, а также под влиянием других происходящих внутри страны процессов, внешнеполитическая линия России постепенно выравнивается. Вместе с ней видоизменяется и содержание внешних функций современной России 17 .

Основное кредо внешнеполитической и иной деятельности Российского государства, а, следовательно, и его функции должны состоять в непременном приоритете российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равно-нравного партнерства и сотрудничества.

На основе данных принципов и положений могут устанавливаться и осуществляться такие внешние функции государства, как:

1. Функция интеграции России в мировую экономику .

Реализация функции интеграции в мировую экономику стала возможной с ослаблением напряженности в отношениях между государствами. Эта функция основывается на признании взаимозависимости государств в современном мире. Взаимозависимость охватывает широкий круг отношений, в том числе производственные, научно-технические, торговые, валютные, кредитные, транспортные и др.

2. Функция обороны. Функция обороны основывается в настоящее время в большинстве демократических государств на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Из этого вытекает, что вооруженные силы государству нужны только для реализации двух задач: а) защиты независимости и территориальной целостности государства; б) выполнения международных обязательств. Это позволяет значительно сократить военные расходы государства, осуществить в больших объемах конверсию оборонной промышленности.

3. Поддержания мирового порядка . Функция поддержания мирового порядка охватывает, во-первых, деятельность по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещение его применения. Оздоровление международной обстановки, укрепление доверия между государствами сделали возможным достижение реального разоружения и запрещения ядерных испытаний. Во-вторых, обеспечение сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной преступностью, в том числе с контрабандой, наркобизнесом, международным терроризмом. В-третьих, участие мирового сообщества в регулировании межнациональных конфликтов. Это обусловлено тем, что такого рода конфликты сопровождаются нарушением прав человека, особенно в отношении национальных меньшинств, что требует международного вмешательства.

4. Функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций . Функция сотрудничества с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем, появилась в постконфронтационный период отношений между государствами. Ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

5. Функция совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности.

Данные и иные внешние функции Российского государства станов я тся в настоящее время общепризнанными и общепринятыми в научной литературе. Важно, чтобы в реальной действительности они осуществлялись на взаимовыгодной для всех государств — субъектов международно- п равовых отношений основе 18 .

2.4 Основные и неосновные функции государства

Наряду с вышеназванными критериями классификации функций государства и, в частности, с их делением на внутренние и внешние широко распространенной является их классификация по важности в общественной жизни — на основные и неосновные функции .

Следует отметить, что данная классификация насколько традиционна, настолько же и спорна. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функци и государства и чем они отличаются друг от друга? Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные 19 .

По мере развития отечественной и зарубежной юридической науки последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства к ак основные направления его деятельности далеко не равнозначны.

Таковыми они остаются как в обычной, повседневной жизнедеятельности государства, так и в нестандартных, чрезвычайных условиях . Вполне очевидно, например, то, что в условиях ведения войны на первый план в системе функций государства выступает, наряду с экономи ч ескими и некоторыми другими функциями, функция обороны, в условиях экологических и иных катастроф и потрясений — экологическая и другие соответствующие функции.

Классификация функций по степени и социальной значимости и важности на основные и неосновные объективно необходима для их дифференцированного, а, следовательно, и для их более глубокого и разностороннего познания. Такая классификация функций государства способствует развитию и совершенствованию не только теории их изучения, но и практики их применения.

Отвечая на вопрос о том, что собой представляют основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга, нео б ходимо исходить не только из приоритетности функций в тот или иной п е риод, когда государство выну жд ено прилагать значительные усилия для совершения неожиданно возникших перед ни м проблем, но и из е го функционирования в обычных, повседневных условиях.

В научной литературе предпринималось немало попыток определения основных и неосновных функций государства, выявления их отличительных особенностей и черт. Однако большинство из них не выдержало испытания временем и не подтвердилось государственно-правовой практикой.

Относительно устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями государства понимаются «наиболее важными направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы», а под неосновными функциями государства подразумеваются «относительно более узкие правления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры» 20 . Основные функции выступают как группы однородных направлений деятельности государства — неосновных функций, в которых выражаются его социальн о -классовая сущность, содержание, стоящие перед ним цели и задачи, а также предназначение государства.

Данное представление об основных и неосновных функциях государства, сформированное еще в 70-е годы теоретиком государства и права Н. В. Черноголовкиным, сохраняет свою общетеоретическу ю значимость и поныне 21 .

Разумеется, существуют и иные точки зрения о данных явлениях. Выражаются различные мнения как по общим, касающимся понятий и содержания всех основных и неосновных функций государства, вопросам, так и по частным, касающимся лишь отдельных его функций, во просам.

Высказывается, например, мнение о том, что «главной фун кц и ей государства не может быть признана х о зяйственно-организаторская деятельность, ибо эт о приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни», а в качестве таковой цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав...» 22 . Наряду с главной функцией называют также функции «второго порядка». Среди них: учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного порядка 23 .

В приведенной выше точке зрения есть бесспорные положения, касающиеся, в частности, того, что в современных условиях экономического развития России, в условиях существования наряду с государстве н ной других форм собственности хозяйственно-организаторская деятельность государства не может считаться главной его функцией очевидно. Государство не может заниматься организацией хозяйства , которое в результате приватизации перешло от него к различным негосударственным юридическим и физическим лицам.

Но столь, же очевидным является и то, что государство не может продвигать на периферию экономическую деятельность. Любое государство, независимо от его типа и формы, на любом этапе своего развития всегда ставило и ставит экономические, финансовые и иные тесно связанные с ними проблемы на первый план, уделяет им первостепенное внимание.

Печальный опыт СССР и Российског о государства наглядно продемонстрировал всему миру, что происходит с государством и обществом, если экономические функции государства под влиянием тезиса о нерегулируемости рыночной экономики или в силу других столь же «научных» постулатов выносятся из числа главных функций государства в реестр второстепенных направлений его деятельности, в разряд функций «второго пор яд ка» 24 . Государство при этом подрывает свою собственную экономическую основу; расшатывает фундамент, на котором строится само его знание и во многом покоится благополучие всег о общества; постепенно теряет свои позиции в мире, а вместе с тем — свою мобильность и эффективность.

У современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания сразу не к одной, а к нескольким сферам жизни общества, нет, и не может быть только одной основной (главной) функции.

Положение не меняется даже в том случае, когда в качестве таковой «в цивилизованном обществе» объявляется «охрана интересов человека, его прав». Дело заключается, во-первых, в том, что охрана интересов человека, его прав — это скорее не функция , а основная цель, зад ача, причем не только «цивилизованного», но и любого уважающего себя и своих граждан государства и общества. Во-вторых, если все же считать охрану интересов человека, его прав функцией, то при этом нельзя не видеть, что ее осуществление в решающей степени зависи т от всех други х без исключения государственных функций. А это уже сам о по себе ставит под вопрос статус главенства, приоритетности рассматриваемой функции перед всеми другими.

3 Формы и методы осуществления функций государства

Функции государства отличаются формами и методами их осуществления. Под формами осуществления функций понимается их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления. Вопрос о формах, как издавна подмечалось в литературе, является, п режде всего, вопросом о специфике видов государственной деятельности.

Согласно сложившемуся и довольно широко распространенному в отечественной литературе представлению о формах реализации фу нк ций они подразделяются на правовые и внеправовые.

Под правовыми формами осуществления функций государства понимается «однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов , связанная с изданием юридических актов». 25

В правовых формах отражаются неразрывная взаимосвязь и взаимо з ависимость государства и права, подчеркивается необходимость государства действовать при реализации своих функций строго в рамках закона. В правовых формах — в самом факте их существования и уровне развития отражается степень стремления государства к использованию или, наоборот, к неиспользованию правовых средств в своей повседневной деятельности. В них проявляется также уровень приемлемости или, наоборот, неприемлемости стоящих у власти социальных слоев и групп II силу различных причин, создаваемой с помощью права в стране социально-экономической и политической определенности, а следовательно, и приверженности к осуществлению своих властных полномочий только в рамках законности и конституционности.

В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют три правовые формы реализации функций государства — правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. Однако в последние годы, связи с повсеместным развитием рыночных отношений, с распространением их не только на западные, но и на бывшие социалистические раны, некоторыми авторами стала выделяться и четвертая — договорная форма осуществления государственных функций.

Правотворческая форма реализации функций государства выражается в подготовке и издании его соответствующими органами нормативно-правовых актов, имеющих своей целью законодательное обеспечение основных направлений его деятельности. Законодательное обеспече ние в данном случае означает приняти е целого комплекса нормативно-правовых актов, который обслуживал бы каждое из основных направлений государственной деятельности. А именно — регулировал и тем самым закреплял сложившиеся в пределах того или иного направления деятельности государства общественные отношения, упорядочивал их, создавал бы благоприятные условия для возникновения и развития новых, прогрессивных общественных отношений.

Разумеется, что создание такого комплекса нормативн о -правовых актов невозможно лишь на одном каком-либо уровне государственной деятельности (например, только в центре или «на местах») или же с помощью только каких-либо одних (например, законодательных) государственны х органов. Здесь требуются нормотворческая активность гос у дарственных органов всех уровней и создание благодаря этому такой перенаправленной системы нормативн о -правовых актов, которая включа ла бы в себя не только законы, но и принимаемые на их основе подзаконные акты.

Например, для реализации такой функции современного Российского государства, как функция внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций, требуется принятие целого ряда нормативно-правовых актов на уровне законов Российской Федерации и отдельных субъектов Федерации, постановлений Правительства России, решений глав администраций краев, областей и других государственных образований — субъектов Российской Федерации.

Необходимость в создании такого рода комплексов нормативн о -правовых актов обусловливается самим предметом их регулятивного воздействия. А именно — природой и характером общественных отнош е нии, регулируемых при помощи содержащихся в данных актах правовых норм, их сложностью, противоречивостью и разным их уровнем.

Так, для успешной реализации рассматриваемой функции требуется в законодательном порядке разрешение круга вопросов, касающихся принципов и условий внешнеэкономического сотрудничества и иностранного инвестирования, проблем таможенного контроля и налогового о б ложения, гарантий иностранных инвестиций, связанных с экономич е ским и политическим риском, изменением законодательства, ведущего к ущемлению интересов инвесторов, и т. д.

Правоиспол н итель н ая деятельность как форма реализации функций государства заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по проведению содержащихся в различных нормативн о -правовых актах требований или велений в жизнь. Необходимость данной формы обусловливается тем, что от нее в решающей мере зависит не только степень реализации правовых требований или , велений, но вместе с тем и уровень осуществления самих функций государства.

От того, насколько полно и эффективно выполняются правовые требования или веления, настолько же успешно или, наоборот, безуспешно осуществляются и государственные функции.

Правоисполнительной деятельностью, направленной на осуществление функций государства, занимаются различные государственные органы и организации. Однако основная нагрузка при этом ложится на органы управления. Согласно конституциям и текущему законодательству различных стран именно им предписываются осуществление всей исполнительно-распорядительной деятельности, повседневное управление государственной экономикой, военным строительством (оборонной), системой социального обеспечения, образования, медицинского обслуживания. Именно им вменяются в обязанность выполнение контрольных функций за повседневной деятельностью государственных предприятий и учреждений, определение основных направлений их развития и функционирования 26 .

Правоохранительная деятельность как форма реализации функций государства заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по соблюдению законности и охране правопорядка в процессе осуществления основных направлений деятельности государства.

Разумеется, что основная тяжесть при выполнении всей этой работы ложится на систему правоохранительных органов, суды, прокуратуру Действуя в пределах своей компетенции и используя установленные законом методы деятельности, каждый из этих органов вносит свою лепту в создание оптимальных условий для реализации функций государства.

Правоохранительная форма реализации функций имеет не менее важное значение для нормальной жизнедеятельности общества и государства, чем правотворческая и правоисполнительная формы осуществл е ния государственных функций. Ее значимость вместе с другими формами особенно резко возрастает в переходный период, в период трансформации государства и права из одного типа в другой, из одного их качественного состояния в другое.

Именно в этот период разрушаются многие традиционные для данного общества и государства связи, подрываются их прежние экономические, социальные и политические основы. Нередко, как это имело место в России и ряде других бывших социалистических государств, подменяются устоявшиеся в течение длительного времени социальные ценности, значительно ослабляются среди широких слоев населения моральные устои.

Все это неизбежно ведет к созданию самых благоприятных условий для нарушения существующего правопорядка, законности и конституционности, ослабления гарантий прав и свобод граждан, к усилению среди значительной части населения иллюзии вседозволенности.

Для полного предотвращения или хотя бы частичного снижения негативных последствий переходного периода особо важное значение имеет целенаправленная, динамичная деятельность не только правоохранительных, но вместе с тем законодательных и исполнительно-распорядительных органов государства.

Договорная форма реализации функций государства представляет собой деятельность государственных и негосударственных органов и организаций на договорной основе. По мере становления и развития р ы ночных отношений в той или иной стране договорная форма играет вс е более активную и значительную роль. Она органически сочетается с другими формами реализации функций государства, дополняет их, вместе с ними создает необходимые условия для более эффективной деятельности государства.

Договорная форма распространяется не только на экономическую сфер у реализации функций государства, как это иногда утвер жд ается в литературе, но и на другие сферы жизни общества. На договорных началах нередко строятся отношения, возникающие в сфере образования, медицинского обслуживания, оказания юр ид ических и иных услуг и др. 27

Использование договорной формы дает возможность широкого прив л ечения к государственной деятельности не только многочисленных государственных органов и организаций, но и частных, коммерческих фирм и общественных организаций . Достигается это, прежде всего благодаря тому, что договорная форма отношений предполагает в своей основе не принудительность, а добровольность. Договорные отношения возникают на основе управомочивающих (дозволяющих или разрешающих те или иные действия), а не обязывающих (императивных, предписывающих совершение тех или иных действий) или запрещающих с о вершение определенных действий норм. Договорные отношения всегда базируются на принципе свободы заключения, изменения и прекращения договора.

Кроме того, сторонам предоставляется полная возможность заключения договоров, как предусмотренных, так и не предусмотренных законами или иными правовыми актами. Стороны могут также заключать смешанные договоры (содержащие элементы различных договоров) и своему усмотрению определить, равно как и во всех других случаях, условия их заключения и их содержание .

Непременным требованием при этом неизменно остается то, что д о говор должен строго соответствовать «обязательным для сторон прав и лам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения» (ст. 422 ГК РФ) 28 .

Говоря о правовых формах реализации функций государства, их не следует смешивать, как это иногда допускается в научных исследованиях, с одной стороны, с самими функциями, а с другой — с конкретными видами государственной деятельности или с « отдел ь ными областями управления». Неправомерное, как представляется, смешение такого рода периодически прослеживалось в юридической литературе, как в дореволюционный период, так и в настоящее время.

Так, еще в работах Ф. Кистяковского вначале XX в. утверждалось, что «формы осуществления государственной власти» есть не что иное, как функции государства. При этом автор исходил из того, что «каждая функция государственной власти, взятая как отвлеченное понятие, отдельно от других функций (например, законодательная функция), обладает точно так же, как вся государственная власть в ее целом, признаками субъективного права, и притом — именно того специфического вида субъективного права, который называется властью» 29 .

В данном случае явно допускалось смешение внешней формы осуществления функций государства, точнее — государственной власти, с их внутренним, предметн о -политическим содержанием. Такого рода смешение, не может быть оправдано ни в теоретическом, ни в практическом плане. В юридической литературе оно вполне справедливо подвергалось обстоятельной критике.

Наряду с правовыми формами функции государства осуществляются также в внеправовых формах. Они представляют собой фактическую — организационную и иную деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, направленную на реализацию функций государства и проводимую вне правовых форм.

Разумеется, что такого рода деятельность осуществляется лиш ь в рамках закона, в строгом соответствии с требованиями принципа законности и конституционности, является жизненно необходимой и правомерной.

Функции государства характеризуются не только своими особыми формами, но и методами реализации.

Под методами осуществления государственных функций понимаются способы или средства деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, направленные на решение стоящих перед государством на том или ином этапе его развития задач.

Методы деятельности государственных органов, а, следовательно, и методы реализации функций государства довольно многочисленны и разнообразны. Так, в процессе осуществления правоохранительной деятельности государственных органов широко используются методы убеждения и принуждения. Они касаются, прежде всего, таких государственных функций, как установление и охрана правопорядка в обществе, охрана права собственности, прав и свобод граждан и др.

При осуществлении функций государства, непосредственно затрагивающих сферы экономки и финансов, широко применяются методы материального и финансового стимулирования, планирования, прогнозирования и др.

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

Функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющие главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Функции государства делятся по сферам деятельности на внутренние и внешние.

Современному государству присущи следующие внутренние функции: политическая; экономическая; социальная; экологическая; функции налогообложения и финансового контроля; охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

К внешним функциям можно отнести: обеспечение интеграции в мировую экономику; оборона страны; поддержание мирового порядка; сотрудничество с другими государствами в различных видах отношений, в том числе в решении глобальных проблем современности.

Функции государства отличаются формами и методами их осуществления. Под формами осуществления функций понимается их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления. Правовые формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов.

В настоящее время выделяют четыре правовые формы реализации функций государства — правотворческую, правоисполнительную, правоохранительную и договорную.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

Государство

Организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Сущность государства

Это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах

Признаки государства

Наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Функции государства

Основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества

Внутренние функции государства

Основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих пред ним внутренних задач, сколь многочисленных, столь и разнообразных

Внешние функции государства

Основные на управления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на ме жд ународной арене целей

Основные функции государства

Группы однородных направлений деятельности государства

Неосновные функции государства

Выражение социально-классовой сущности государства, его содержания, стоящие перед ним цели и задачи, а также его предназначение

Формы осуществления функций государства

Однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов , связанная с изданием юридических актов

Методы осуществления функций государства

Способы или средства деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, направленные на решение стоящих перед государством на том или ином этапе его развития задач

Список использованных источников

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант».

Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. 2006.

Теория государства и права: Учебник /Под ред. В. К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2006.

Черноголовкин Е. В. Теория функций социалистического государства. М., 1972.

Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. Т 1. 2-е изд. / Отв. ред. М.Н.Марченко М., 2006.

Морозова Л А. Функции российского государства на современном этапе // Государство и право. 2006. № 6. С. 98-108.

Методы осуществления функций государства есть пути, средства, конкретные способы и средства воздействия государственных органов на юридических и физических лиц с целью решения стоящих перед государством задач.

При выполнении какой-либо функции государство использует соответствующие ей методы. Например, при осуществлении функции охраны правопорядка государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов - прогнозирование, планирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Проблема методов (способов) реализации права - это проблема формирования у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и соблюдению юридических норм. Что касается использования как формы реализации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Однако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно создавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

В юридической литературе называются следующие укрупненные группы методов, с помощью которых государство реализует свои функции:

Метод убеждения - такие специфические средства, посредством которых властвующий субъект воздействует на общественное или индивидуальное сознание, способствует его формированию (обоснование, объяснение, обсуждение, демонстрация определенного примера и др.).

Этот метод используется для убеждения граждан в справедливости требований государства, выраженных в законах, и добровольного их выполнения. Для достижения этой цели государство должно вести открытый диалог с обществом, разъясняя какие задачи и проблемы стоят перед ним, и какими путями предполагается их решить; разъясняя необходимость принятия тех или иных законов, и обеспечивая возможность участия граждан в обсуждении и реальном влиянии на их принятие.

Широкое применение этого метода должно способствовать развитию политического и общественного самосознания граждан, активной гражданской позиции, осознания ответственности как государства перед обществом, так и общества перед государством. Только в этом случае можно вести речь о формировании правового государства и гражданского общества.

В любом обществе главным методом осуществления государственных функций выступает убеждение, поскольку любой акт насилия со стороны государства наносит удар по легитимности государственной власти, чреват потерей престижа государства в умонастроении населения страны. Использование принуждения есть, в определенном смысле, проявление «слабости» государственной власти, доказательством того факта, что государство исчерпало, либо не нашло иных путей для реализации своих функций;

Метод принуждения - использование в пределах правовых предписаний средств государственного воздействия в отношении физических лиц и организаций, допустивших нарушения требований законности.

Метод заключается в привлечении к юридической ответственности при нарушении норм права. Здесь необходимо отметить, что юридическая ответственность, как метод принуждения, наступает только в рамках, предусмотренных законом. Это значит, что государство, принуждая исполнять законодательно закрепленные нормы, само должно руководствоваться законом - именно этот принцип лежит в основе идеи правового государства;

  • - метод рекомендательный - разъяснительные и иные средства, ориентирующие лиц (индивидов, организаций) на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства;
  • - метод поощрения - средства, побуждающие определенных лиц следовать тому или иному варианту поведения путем использования стимулирующих (моральных или материальных) средств;
  • - метод информационного влияния на общество - оповещение населения о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях и т.д.
  • - метод нормативно-правового регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.
  • - метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и принятых в данном государстве. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры, такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, а также охотнадзор, гостехинспекция и пр. И снова следует отметить, что деятельность этих структур также строго регламентирована Законом, что должно способствовать исключению произвола в их действиях.

Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить:

  • - централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);
  • - децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);
  • - рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей.

Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

Поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы.

Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.