• Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженных конфликтов
    • Понятие, источники и принципы международного гуманитарного права
    • Отличие международного гуманитарного права от стандартов в области прав человека
    • Субъекты международного гуманитарного права
    • Понятие и виды вооруженных конфликтов в международном гуманитарном праве
    • Правовые последствия начала войны
  • Участники вооруженных конфликтов
    • Театр военных действий государств
    • Понятия «вооруженные силы» и «комбатант» в международном гуманитарном праве
    • Обязанности командиров (начальников) в свете требований международного гуманитарного права
    • Роль юридических советников в период вооруженных конфликтов
    • Правовое положение медицинского персонала и духовенства
    • Применение норм международного гуманитарного права внутренними войсками МВД России и органами внутренних дел в период вооруженных конфликтов
  • Международно-правовая защита жертв войны
    • Понятие «жертвы войны» в международном гуманитарном праве
    • Правовое положение раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение. Пропавшие без вести
    • Правовой статус военнопленных
    • Правовое положение лиц, задержанных или лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом немеждународного характера
    • Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов
    • Правовой статус журналистов
  • Международно-правовая защита гражданских объектов в период вооруженных конфликтов
    • Понятие гражданского объекта. Разграничение гражданских и военных объектов в международном гуманитарном праве
    • Классификация гражданских объектов в международном гуманитарном праве
    • Защита культурных ценностей в период вооруженных конфликтов
    • Защита объектов, необходимых для выживания гражданского населения
    • Защита установок и сооружений, содержащих опасные силы
    • Правовое регулирование положения местностей и зон, находящихся под специальной защитой международного гуманитарного права
  • Охрана окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Понятие международно-правовой охраны окружающей среды
    • Правовое регулирование охраны окружающей среды в период вооруженных конфликтов
    • Международно-правовые меры борьбы с применением экологического оружия
  • Ограничение воюющих в выборе методов и средств ведения войны
    • Запрещенные методы ведения войны
    • Запрещенные средства ведения войны
    • Ядерное оружие в свете принципов и норм международного гуманитарного права
  • Защита интересов нейтральных государств в период вооруженного конфликта
    • Понятие нейтралитета
    • Нейтралитет в сухопутной, морской и воздушной войне
  • Обязательства государств по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Меры по выполнению норм международного гуманитарного права
    • Имплементация международного гуманитарного права в Содружестве Независимых Государств
    • Законодательство России в свете принципов и норм международного гуманитарного права
    • Распространение международного гуманитарного права в России
  • Международный контроль за соблюдением государствами обязательств по международному гуманитарному праву
    • Понятие и принципы международного контроля
    • Осуществление международного контроля за соблюдением норм международного гуманитарного права
  • Ответственность государств и физических лиц за нарушение норм международного гуманитарного права
    • Правовые последствия окончания войны
    • Понятие и основания ответственности государств и физических лиц за нарушения норм международного гуманитарного права
    • Политическая и материальная ответственность государств
    • Уголовная ответственность физических лиц за совершение международных преступлений
  • Международный уголовный суд и его роль в обеспечении выполнения норм международного гуманитарного права
    • Цели и принципы Международного уголовного суда. Ассамблея государств - участников Римского статута МУС
    • Преступления, подпадающие под юрисдикцию Международного уголовного суда
    • Концепция дополнительной юрисдикции Международного уголовного суда и другие юрисдикционные основы
    • Применимое Международным уголовным судом право
    • Состав и управление делами Международного уголовного суда
    • Расследование, уголовное преследование и судопроизводство по Римскому статуту Международного уголовного суда
    • Практическая деятельность Международного уголовного суда
  • Роль Международного Комитета Красного Креста в становлении, развитии и распространении международного гуманитарного права
    • История создания Международного Комитета Красного Креста
    • Правотворческая роль МККК
    • Деятельность региональной делегации МККК в России по распространению знаний о международном гуманитарном праве
  • Международное гуманитарное право – заключение

Понятия «вооруженные силы» и «комбатант» в международном гуманитарном праве

В вооруженном конфликте международного характера противоборствующие государства представлены, как правило, военным организмом, основу которого составляют вооруженные силы. И именно на них распространяется большинство предписаний правил ведения войны. Сое гав и структура вооруженных сил государств определяются национальным законодательством.

Так, согласно Федеральному закону «Об обороне» 1996 г. Вооруженные Силы России составляют основу обороны Российской Федерации и состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил России, в тыл Вооруженных Сил России, а также войска, не входящие в них.

К обеспечению обороны Российской Федерации привлекаются также внутренние войска МВД России, Железнодорожные войска России (другие войска); отдельные задачи в области обороны выполняют инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (воинские формирования), Служба внешней разведки, органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти (органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

В случае участия Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов в международных вооруженных конфликтах или в вооруженных конфликтах немеждународного характера они должны применять нормы международного гуманитарного нрава в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. Если воюющее государство включает в свои вооруженные силы полувоенную или иную вооруженную структуру (например милицию, полицию), обеспечивающую охрану правопорядка, то она уведомляет об этом другие стороны, находящиеся в конфликте (ст. 43 п. 3 Протокола I). Находясь в составе вооруженных сил, сотрудники милиции (полиции) в период вооруженного конфликта руководствуются нормами международного гуманитарного права.

Вооруженные силы государств, будучи основным участником вооруженной борьбы, являются объектом защиты международного гуманитарного права, против которого неприятельские войска обязаны применять законные методы и средства ведения военных действий.

В 1977 г. на дипломатической конференции, принявшей Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г., впервые было сформулировано понятие «вооруженные силы ». Дополнительный протокол I (ст. 43) связывает это понятие с наличием:

  • военной организации, в которой группы и подразделения находятся под командованием лица, ответственного за поведение подчиненных;
  • внутренней дисциплинарной системы, обеспечивающей соблюдение норм международного гуманитарного права.

Кроме того, в п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I определено, что лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами , т.е. они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях. В этом документе не нашло отражение понятие «некомбатант», но из смысла названной статьи вытекает, что к некомбатантам относится медицинский и духовный персонал .

Обратим еще раз внимание на тот факт, что в названном документе уточнено положение, позволяющее отличать комбатантов от некомбатантов: наличие права принимать непосредственное участие в военных действиях, находясь в составе вооруженных сил , а не причастность к процессу ведения войны. Те лица, которые входят в состав вооруженных сил, но по их предназначению и роли в военной организации на них не возлагаются функции принимать непосредственное участие в военных действиях (военные интенданты, военные юридические советники, военные журналисты), вправе браться за оружие, так как являются комбатантами. Единственное исключение составляют, как уже было отмечено, лица медицинского и духовного персонала. Даже будучи в составе вооруженных сил воюющих государств, они не вправе принимать участие в ведении боевых действий.

Таким образом, в Дополнительном протоколе I было уточнено положение о том, кто относится к законным участникам вооруженных конфликтов.

С учетом сказанного к комбатантам относятся:

  • личный состав вооруженных сил государств, т.е. личный состав сухопутных, военно-морских, военно-воздушных сил;
  • личный состав ополчений, добровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил;
  • личный состав других ополчений и добровольческих отрядов, включая личный состав организованных движений сопротивления, принадлежащих стороне, находящейся в конфликте, и действующих на их собственной территории или вне ее, даже если эта территория оккупирована, а также партизаны, если эти ополчения, отряды, организованные движения сопротивления и партизаны отвечают определенным требованиям (имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны);
  • личный состав регулярных вооруженных сил, считающих себя в подчинении правительства или власти, не признанных держащей в плену державой;
  • члены экипажей судов торгового флота, включая капитанов, лоцманов и юнг, и экипажем воздушных судов гражданской авиации воюющих сторон, если указанные суда переоборудованы в военные, а их экипажи поставлены под прямую власть и ответственность державы, флаг которой они несут, и не пользуются более льготным режимом в силу каких-либо иных положений международного права;
  • население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные войска, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Нормы международного гуманитарного права обязывают воюющих вести военные действия только против комбатантов, которые для этого и должны отличать себя от гражданского населения, что было закреплено еще в Гаагском положении о законах и обычаях войны (ст. I). Эта норма нашла юридическое подтверждение в Дополнительном протоколе I. В нем, в частности, отмечается, что «для того чтобы содействовать усилению защиты гражданского населения от последствий военных действий, комбатанты обязаны отличать себя от гражданского населения в то время, когда они участвуют в нападении или военной операции, являющейся подготовительной к нападению. Однако в связи с тем, что во время вооруженных конфликтов бывают такие ситуации, когда вследствие характера военных действий вооруженный комбатант не может отличать себя от гражданского населения, он сохраняет свой статус комбатанта при условии, что в таких ситуациях он открыто носит свое оружие:

  • во время каждого военного столкновения;
  • в то время, когда он находится на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором он должен принять участие» (п. 3 ст. 44).

Безусловно, вышеприведенные положения - свидетельство дальнейшего позитивного развития международного гуманитарного права.

Правовое положение комбатантов и некомбатантов различно. Оно связывается, как уже было отмечено, с правом непосредственного участия в боевых действиях. Комбатанты, кроме того, в процессе вооруженного конфликта вправе применять к неприятелю высшую меру насилия, т.е. уничтожать его, в то время как некомбатанты лишь обслуживают и обеспечивают боевую и духовную деятельность вооруженных сил и вправе применять оружие только в целях самообороны.

На комбатантов распространяется режим военного плена. Кстати сказать, ранее режим военного плена согласно Конвенции 1907 г. распространялся и на некомбатантов (ст. III Положения о законах и обычаях войны). Режим военного плена распространяется также на военных разведчиков , что нашло отражение в ст. 46 Дополнительного протокола I. В ней говорится, что лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, которое от имени этой стороны собирает или пытается собирать информацию на территории, контролируемой противной стороной, не считается лицом, занимающимся шпионажем, если, действуя таким образом, оно носит форменную одежду вооруженных сил .

Законными участниками вооруженных конфликтов являются также добровольцы . Они вправе принимать участие в военных действиях воюющих сторон. Об этом недвусмысленно говорится в Конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 г. В ст. VI Конвенции закреплено, что «ответственность нейтральной державы не возникает вследствие того, что частные лица отдельно переходят границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих». Причем лицо нейтрального государства не может ссылаться на свой нейтралитет, если оно совершает действия:

  • враждебные по отношению к воюющему;
  • в пользу воюющего, а именно, если оно добровольно поступает на службу в ряды военных сил одной из сторон.

Что же касается некомбатантов, то в случае их пленения, они не должны считаться военнопленными. В соответствии со ст. 33 Женевской конвенции об обращении с военнопленными держащая в плену держава предоставляет им возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным.

Ввиду того, что зачастую в вооруженном конфликте военные действия ведутся на морских пространствах, появляется необходимость в освещении вопроса о комбатантах в морской войне . Таковыми являются: экипажи военных кораблей всех видов (линкоров, крейсеров, миноносцев, авианосцев, подводных лодок, катеров и т.п.), экипажи летательных аппаратов ВМФ (самолетов, вертолетов), вспомогательных судов всех видов, а также торговых, переоборудованных в военные корабли.

Особо следует сказать о торговых судах, переоборудованных в военные корабли, и о подводных лодках. Появление подводных лодок, нарушение правил ведения морской войны германскими подводными лодками в годы Первой мировой войны поставили вопрос о необходимости соблюдения их экипажами норм международного гуманитарного права. В Вашингтонских правилах ведения морской войны (1922), Лондонском протоколе (1936), Нионском соглашении (1937) была сформулирована норма, согласно которой экипажи подводных лодок должны соблюдать правила ведения морской войны, установленные для надводных кораблей.

Гаагская конвенция 1907 г. об обращении торговых судов в суда военные устанавливает следующие условия: судно должно быть поставлено под прямую власть, непосредственный контроль и ответственность государства, флаг которого оно носит; торговые суда, обращенные в военные корабли, должны носить внешние отличительные знаки военных кораблей и их национальности; командир судна должен состоять на государственной службе и быть надлежащим образом назначен компетентными властями. Его имя должно значиться в списке офицеров военного флота; экипаж такого судна должен быть подчинен правилам воинской дисциплины; экипаж каждого торгового судна, обращенного в судно военное, обязан соблюдать в своих действиях законы и обычаи войны. Обращение торгового судна в военный корабль допустимо в собственном порту или в территориальных водах, а также в водах союзника и в водах, находящихся под военной оккупацией, но запрещается в портах и территориальных водах нейтрального государства и в открытом море.

От переоборудования торговых судов в военные корабли следует отличать вооружение торговых судов в целях самообороны. Эта практика сложилась еще в Средние века, когда экипажи торговых судов были вынуждены защищаться от нападения пиратов и каперов. В двух мировых войнах многие государства вооружали свои торговые суда. Однако торговое судно, на котором установлено оружие для самообороны, не становится военным кораблем, и поэтому не пользуется правом остановки судов в море, их осмотра и захвата. Экипаж может использовать вооружение своего судна в целях самообороны.

Некомбатантами в морской войне являются экипажи военных госпитальных судов, если такие суда построены или оборудованы государствами со специальной целью - оказывать помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение, а также экипажи госпитальных судов МККК. Они не могут быть подвергнуты нападению, а также захвачены, так как находятся под защитой норм международного гуманитарного права.

Ведение воздушной войны, ее регламентация тесно связаны с историей развития авиации. С того времени, как в 1903 г. братья Орвилл и Уилбер Райт в г. Дейтоне (штат Огайо, США) впервые в мире успешно осуществили полет продолжительностью 59 с на высоте 3 м над землей на расстояние 260 м, человек старался использовать летательные аппараты в мирных целях. И даже маршал Фош заявил в 1910 г., что авиация является увлекательным видом спорта, но не представляет никакого интереса для вооруженных сил. Но уже во время итало-турецкой войны в 1911-1912 гг. лейтенант Гавотти подверг бомбардировке с воздуха оазис Айн-Зара, чем положил начало применению авиации в ходе ведения военных действий. С того времени авиация стала играть важную роль в боях, проводимых совместно с наземными силами.

В самом начале Первой мировой войны лейтенант Ватто и сержант Бреге внесли вклад в победу французов на Марне, сообщив командованию наземной армии сведения о передвижениях германских войск, полученные в ходе успешного выполнения первой боевой задачи по воздушной разведке. Вскоре после этого сержант Франц и механик Кено на своем самолете Voisin («сосед»), оснащенном ручным пулеметом, одержали победу в воздушном бою, которую можно считать первой в истории применения авиации.

Бомбардировки с воздуха регулярно совершались во время Второй мировой войны воюющими сторонами, в частности Германией и Великобританией. Известным примером является «налет тысячи бомбардировщиков» на Кёльн в мае 1942 г., предпринятой в качестве репрессалий за германские бомбардировки Лондона. В ходе налета в центре города были произведены разрушения на площади свыше 242 га.

В то же время в современном международном праве отсутствуют международно-правовые акты, которые регламентировали бы правила ведения воздушной войны. На Гаагской конференции 1899 г. была принята специальная Декларация, запрещающая метание снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров, которая была признана на Гаагской конференции 1907 г. обязательной для всех государств, однако специальную конвенцию по этому вопросу разработать не удалось.

Подготовленный в Гааге (1923 г.) проект Правил ведения воздушной войны так и не вступил в силу. Несмотря на то, что он разрабатывался комиссией видных юристов, в которую входили представители США, Великобритании, Франции, Италии, Японии, Нидерландов, под ним не поставили свои подписи даже те государства, представители которых являлись членами этой комиссии. В то же время следует подчеркнуть, что большинство норм, содержащихся в указанном проекте документа, стали частью обычного права еще до того, как они были сформулированы. Некоторые из них были кодифицированы в Дополнительном протоколе I. Содержащиеся в Проекте правил ведения воздушной войны положения имеют добротную основу для формирования норм ведения воздушной войны. В свете имеющих место противоправных бомбардировок военной авиацией НАТО незащищенных городов в различных регионах мира актуальность принятия таких правил все более возрастает.

Комбатантами в воздушной войне являются экипажи всех летательных аппаратов, входящих в состав военной авиации воюющих государств и имеющих их опознавательные знаки. К ним относятся и экипажи судов гражданской авиации, превращенных в военные в пределах юрисдикции воюющего государства.

Некомбатантами в воздушной войне являются экипажи санитарных самолетов, а также госпитальных воздушных судов, используемых воюющими государствами и национальными обществами Красного Креста для эвакуации, лечения раненых и больных. Санитарные и госпитальные суда должны иметь свой ясно видимый отличительный знак, а в установленных случаях - также отличительную эмблему Красного Креста. Государствам, находящимся в конфликте, запрещается использовать санитарные летательные аппараты для обеспечения неприкосновенности военных объектов, сбора разведывательных данных, а также для перевозки личного состава и военных грузов в целях оказания помощи воюющим.

Главный вопрос в правовом регулировании воздушной войны - о бомбардировках с воздуха. Такая бомбардировка будет законной, если она осуществляется только против военных объектов, в числе которых: вооруженные силы; военные учреждения или склады оружия, боеприпасов; заводы, являющиеся важными и хорошо известными центрами производства оружия, боеприпасов, военного снаряжения; средства связи, транспорт, используемые в военных целях и др. (ст. 24 Гаагских правил).

Говоря о законных участниках вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть о шпионах и наемниках. Что же они представляют собою с точки зрения международного права?

Положения о шпионах явились логическим развитием норм о лазутчиках, предусмотренных Гаагским положением о законах и обычаях сухопутной войны, т.е. лазутчиком «может быть признаваемо только такое лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения о районе действий одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне» (ст. XXIX). Лазутчик, пойманный на месте, не может быть наказан без предварительного суда. Лазутчик, возвратившийся в свою армию и впоследствии плененный неприятелем, признается военнопленным и не подлежит никакой ответственности за прежние свои действия как лазутчика.

Согласно Дополнительному протоколу I шпионом признается любое лицо из состава вооруженных сил воюющего государства, попадающее во власть неприятеля в то время, когда оно занимается шпионажем. Оно не имеет права на статус военнопленного (ст. 46).

Понятие «наемник » впервые было сформулировано в ст. 47 Дополнительного протокола I от 1977 г., т.е. это лицо:

  • специально завербованное на месте или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
  • фактически принимающее участие в военных действиях;
  • принимающее участие в военных действиях с целью получить личную выгоду, материальное содержание которой значительно превышает вознаграждение, выплачиваемое комбатантам, входящим в личный состав вооруженных сил данного государства;
  • не являющееся гражданином государства, находящегося в конфликте, или не проживающее на ею территории;
  • не входящее в личный состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте;
  • не посланное государством, которое является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Наемники не признаются законными участниками вооруженных конфликтов, на них не распространяется режим военного плена.

Институт наемничества получил дельнейшее развитие в международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принятой резолюцией XXXXIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря 1989 г. Согласно названной конвенции термин «наемник» означает также любое лицо, которое в любой другой ситуации:

  1. специально завербовано на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на свержение правительства или иной подрыв конституционного порядка государства, или подрыв территориальной целостности государства;
  2. принимая участие в таких действиях, руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду, и которое побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;
  3. не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;
  4. не направлено третьим государством для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил;
  5. не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

Наемник согласно определению, приведенному выше, который непосредственно участвует в военных или совместных насильственных действиях, совершает преступление.

Любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников, также совершает преступление.

В составе вооруженных сил одной из сторон военного конфликта, и имеющее в этом качестве особый юридический статус.

Несмотря на многотысячелетнюю историю войн, строгое определение сражающихся (комбатантов) было сформулировано лишь в 1907 году на 2-й Гаагской конференции в (далее IV Гаагская конвенция). Лишь тогда, после долгих дискуссий, были установлены критерии, с помощью которых можно было отличить комбатантов от других участников вооружённых конфликтов:

«Военные законы, права и обязанности применяются не только к армии, но также к ополчению и добровольческим отрядам, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:
1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;
2) имеют определённый и явственно видимый издали отличительный знак;
3) открыто носят оружие;
4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Ополчение или добровольческие отряды в тех странах, где они составляют армию или входят в её состав, понимаются под наименованием армии.»

Необходимость чёткого определения обуславливалась тем, что сражающиеся имеют особый статус и связанные с ним особые ответственность и права: «Сражающиеся - это лица, входящие в состав вооружённых сил одной из воюющих сторон и непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. За ними признаётся право применять военное насилие; к ним самим применяется высшая форма военного насилия, то есть физическое уничтожение; попав в руки неприятеля, комбатанты имеют право на обращение с ними, как с военнопленными.

Из этих критериев вытекает, что комбатант является не только субъектом, но и непосредственным объектом военных действий противника, а перестаёт быть таким объектом лишь в случае ранения, взятия в плен».

Позднее, с принятием Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям, касающейся защиты жертв международных вооружённых конфликтов 1977 г. в статье 43 данного протокола появляется определение вооружённых сил и также впервые вводится понятие комбатанта как составляющего вооружённые силы:

«1. Вооружённые силы стороны, находящейся в конфликте, состоят из всех организованных вооружённых сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооружённые силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооружённых конфликтов.
2. Лица, входящие в состав вооружённых сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала, о котором говорится в статье 33 Третьей конвенции), являются комбатантами, то есть они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях».

Определение, данное в указанном протоколе, чётко привязывает комбатанта к вооружённым силам, тем самым показывая то, что комбатант действует от лица государства, как субъекта международного права, и тем самым государство берёт на себя ответственность за совершаемые сражающимся действия, если те не противоречат законам и обычаям войны. То есть государство санкционирует и отвечает за применение комбатантом оружия и за физическое уничтожение им комбатантов враждующей стороны.

Одной из самых серьёзных проблем в связи с определением комбатантов является признание воюющей и восставшей стороны, как один из видов международного признания.

«Признание „восставшей“ стороны имеет место тогда, когда иностранные государства имеют дело с территорией, контролируемой вооружёнными силами, ведущими борьбу с правительством. Признание „восставших“ означает, что признающее государство признаёт факт восстания против правительства, и не будет рассматривать повстанцев как вооружённых преступников. Несколько более широким является признание „воюющим“. В таком случае на восставших распространяются право вооружённых конфликтов, практически в том же объёме, что и на государства. Условиями признания являются обладание значительной территорией государства, а также соответствие понятию воюющий в данных в Гаагской конвенции терминах о законах и обычаях сухопутной войны. При соблюдении вышеназванных условий повстанцы имеют право называться „воюющей“ стороной и пользоваться всеми связаными с этим правами и обязанностями. Они являются субъектом гуманитарного права, а не уголовного, как было бы при отсутствии признаков воюющей стороны».

С точки зрения международного гуманитарного права, как указано в ст.1(4) Дополнительного протокола I, освободительная война является международным вооружённым конфликтом, и, таким образом, на неё распространяются законы, обычаи и нормы применительные к международным вооружённым конфликтам. Таким образом, участники освободительной войны в случае наличия у них признаков сражающихся, определённых IV Гаагской конвенцией, должны быть признаны сражающимися, то есть комбатантами. Таким образом гарантируется право народа на самоопределение.

Литература

  • 4-я Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. Приложение о законах и обычаях сухопутной войны. Статья 1
  • Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов 1977 г.
  • Арцибасов И. Н., Егоров С. А. Вооружённый конфликт: право, политика, дипломатия. Москва 1992 «Международные отношения»
  • Кривиченкова Э.,Колосов Ю «Действующее международное право. Том 2»
  • Колесник С. «Защита прав человека в условиях вооружённых конфликтов» 2005

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Комбатант" в других словарях:

    А, м., одуш. (фр. combattant … Словарь иностранных слов русского языка

    КОМБАТАНТ Юридическая энциклопедия

    - (фр. combattant) лицо, входящее в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющее право принимать непосредственное участие в военных действиях (п. 2 ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите… … Энциклопедический словарь экономики и права

    М. см. комбатанты Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    комбатант - комбат ант, а … Русский орфографический словарь

    комбатант - (2 м); мн. комбата/нты, Р. комбата/нтов … Орфографический словарь русского языка

    комбатант - іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови

    Гражданское лицо, которое непосредственно участвует в вооруженном столкновении в нарушение Международного гуманитарного права и может быть задержано или преследоваться по суду согласно внутреннему праву государства, задержавшего такое лицо.… … Википедия

Жертвы войны - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население , в том числе оккупированных территорий.

Участников вооруженных конфликтов можно условно (разделить на две группы: сражающиеся (комбатанты ) и несражающиеся (некомбатанты ). Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским конвенциям 1949 г. лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо в ходе боевых действий применение высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.

К несражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях. Это интендантский и медицинский персонал , корреспонденты и репортеры, духовенство и др. Несражающиеся не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. В тоже время оружие, имеющееся у них, они обязаны использовать исключительно в целях самообороны и защиты вверенного им имущества .

Таким образом, деление вооруженных сил на сражающихся и несражающихся основывается на их непосредственном участии в боевых действиях с оружием в руках от имени и в интересах той воюющей стороны, в вооруженные силы которой они правомерно включены.

Поскольку партизанская война квалифицируется современным международным правом как правомерная форма борьбы против агрессора, колониальной зависимости и иностранной оккупации, за партизанами согласно Женевским конвенциям 1949 г. признается статус комбатанта, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют отличительный знак, открыто носят оружие, соблюдают в ходе боевых действий законы и обычаи войны. В свете современного международного права статусом комбатанта обладают и бойцы национально-освободительных движений.

Важнейшими вооруженных конфликтов являются Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.:

  • Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
  • Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
  • Конвенция об обращении с военнопленными;
  • Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

Запрещено размещать военнопленных в качестве «военного щита» в месте дислокации войск, техники или военных объектов захватившего государства . В отношении военнопленных могут быть применены лишь меры дисциплинарного воздействия.

Во время вооруженных конфликтов население, проживающее на территории государства, делится на две группы: относящееся к вооруженным силам (вооруженные силы, партизаны и т.д.) и не относящееся к вооруженным силам (гражданское население). В свою очередь международное право различает две категории лиц, принадлежащих к вооруженным силам воюющих сторон: сражающиеся (комбатанты) и не участвующие в сражениях (некомбатанты).

Комбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, непосредственно ведущие боевые действия против неприятеля с оружием в руках. Попав в плен, комбатанты приобретают статус военнопленных.

Некомбатанты - это лица, входящие в состав вооруженных сил, непосредственно не участвующие в боевых действиях. Это - военные корреспонденты, юристы, духовенство, интенданты. Некомбатанты могут иметь личное оружие для самозащиты. В случае участия в боевых действиях они приобретают статус комбатантов.

В соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. к комбатантам относятся:

личный состав регулярных вооруженных сил;

ополчение, добровольческие отряды как входящие, так и не входящие в состав регулярных вооруженных сил;

личный состав движений сопротивления и партизанских формирований;

лица, оказывающие помощь вооруженным силам, но участия в боевых действиях не принимающие;

члены экипажей торговых судов и гражданских самолетов, оказывающие помощь сражающимся;

население, которое при приближении противника взялось за оружие, если они открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

Партизаны и бойцы национально-освободительных движений являются комбатантами, если они:

принадлежат к какому-либо военным образом организованному отряду, во главе которого стоит ответственное лицо;

носят отличительные знаки;

открыто носят оружие и соблюдают законы и обычаи войны.

При соблюдении этих условий члены партизанских отрядов при попадании в плен признаются комбатантами.

Разведчики - лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон, носящие военную форму и проникающие в расположение неприятеля в целях сбора сведений о нем для своего командования. Захваченные в плен разведчики пользуются статусом военнопленных. От разведчиков следует отличать лазутчиков (шпионов) - лиц, которые, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирают сведения в районе военных действий. На этих лиц режим военного плена не распространяется.

Иностранные военные советники и инструкторы - это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил. Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

Не являются комбатантами наемники (см. гл. 18).

От наемников следует отличать добровольцев (волонтеров) - иностранных граждан, которые в силу политических или иных убеждений (а не из материальных соображений) поступают на службу в армию какой-либо воюющей стороны и включаются в личный состав вооруженных сил.

Режим военного плена регламентирован III Женевской конвенцией 1949 г. Согласно Конвенции военнопленными считаются попавшие во власть неприятеля следующие лица:

личный состав вооруженных сил, ополчения и добровольческих отрядов, входящих в состав вооруженных сил;

личный состав партизанских отрядов;

личный состав вооруженных сил, подчиняющийся правительству, не признанному держащей в плену державой;

военные корреспонденты, поставщики, другие лица, следующие за вооруженными силами;

члены экипажа торгового флота и гражданской авиации;

население неоккупированной территории, взявшееся за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Каждый военнопленный при его допросе обязан сообщить только свои фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер.

Держащая в плену держава несет ответственность за обращение с военнопленными. Военнопленные не могут быть подвергнуты физическому калечению, научным и медицинским опытам. К ним не могут применяться репрессалии. Военнопленные должны быть защищены от насилия и запугивания, им обеспечивается уважение к личности и чести. Захватившая в плен держава может подвергнуть военнопленных интернированию. Им может быть также запрещено выходить за установленную черту лагеря. Военнопленные обеспечиваются помещением, питанием, одеждой, медицинской помощью. К ним должен допускаться медицинский и духовный персонал. В плену сохраняется ношение знаков различия.

Военнопленным должна обеспечиваться возможность работать, принуждать к труду запрещается. Запрещено использовать военнопленных на опасных (например, удаление мин) или унизительных работах. В процессе работы должны соблюдаться требования техники безопасности. Военнопленным должны быть разрешены сношения с внешним миром. Им обеспечивается также право подачи жалобы властям держащей их в плену державы.

Военнопленные обязаны подчиняться законам держащего в плену государства, которое имеет право применять судебные и дисциплинарные взыскания за проступки.

Однако взыскание может быть наложено только один раз за один проступок.

Воспрещаются коллективные наказания. За побег военнопленный может быть подвергнут только дисциплинарному наказанию.

По окончании военных действий военнопленные освобождаются и репатриируются (возвращаются на родину).

  • 8. Международное правотворчество. Процесс создания норм международного права. Понятие и виды международных норм. Кодификация международного права.
  • 10. Понятие и виды субъектов международного права. Содержание международной правосубъектности.
  • 11. Государства как основные субъекты международного права. Особенности правосубъектности федеративных государств.
  • 12. Понятие, правовая природа, виды, формы и способы международно-правового признания.
  • 13. Понятие правопреемства. Основания возникновения вопроса о правопреемстве. Виды и объекты правопреемства. Особенности правопреемства в связи с распадом ссср.
  • Вопрос 15. Заключение международных договоров. Договорная инициатива. Полномочия. Стадии заключения договора. Ратификация договора.
  • 16. Опубликование договора. Регистрация договора. Депозитарий и его функции. Оговорки и их юридические последствия. Поправки. Толкование договора.
  • 17. Действие международного договора: вступление договора в силу, прологация договора. Аннулирование и денонсация. Основания и последствия недействительности договоров.
  • 19. Понятие международного органа. Международные организации: понятие, классификация, юридическая природа, их роль и значение
  • 20. Структура и принципы формирования органов международной организации, процедура принятия решений
  • 21. История создания оон. Устав оон, цели и принципы оон. Бюджет оон. Привилегии и иммунитеты
  • 22. Система органов оон. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности оон. Специализированные учреждения оон. Международный суд оон
  • 23. Региональные организации. Содружество Независимых Государств. Совет Европы. Европейский союз
  • 24. Резолюция международных организаций: понятие, юридическая природа, их место в международной нормативной системе. Концепция мягкого права.
  • 25. Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство рф о государственной границе.
  • 26. Виды территорий по международному праву. Государственная территория.
  • 38. Дипломатические привилегии и иммунитеты
  • 39. Право международной безопасности. Универсальная и региональная системы коллективной безопасности. Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению. Меры доверия
  • 43. Организационно-правовой и судебный механизм защиты прав человека на международном уровне. Комитет по правом человека. Система докладов. Право граждан на обращение в международные инстанции.
  • 44. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
  • 46. Участники вооруженных конфликтов. Комбатанты и некомбатанты. Военные и санитарные корабли и летательные аппараты
  • 47. Запрещенные средства и методы ведения войны
  • 49. Режим военного плена; обращение с военнопленными; интернирование
  • 50. Режим военной оккупации. Защита невоенных объектов и культурных ценностей во время вооруженных конфликтов
  • 52. Уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности. Международные трибуналы. Международный Уголовный Суд
  • 54. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности. Правовые основания отказа в выдаче. Международные организации уголовной полиции
  • 56. Внутренние морские воды: понятие, правовой режим, воды портов, «исторические воды». Правовой режим территориального моря и прилегающей зоны.
  • 57. Правовой режим экономической исключительной зоны и континентального шельфа
  • 58. Открытое море: понятие, свободы открытого моря, правовое положение торговых судов и военных кораблей. Оказание помощи и спасение на море
  • 60. Международные полеты и режим воздушного пространства. Правила полета в воздушном пространстве государств и в международном воздушном пространстве. Правовой статус воздушного судна и экипажа.
  • 61. Регулирование коммерческой деятельности авиакомпаний нормами воздушного права. Ответственность за ущерб, причиненный иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности
  • 66. Международное сотрудничество по специальным вопросам. Международное сотрудничество в области обмена информацией и связи. Международное сотрудничество в области науки, культуры и образования
  • 67. Правовая помощь по гражданским и семейным делам
  • 68. Признание и исполнение иностранных судебных решений. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений
  • 46. Участники вооруженных конфликтов. Комбатанты и некомбатанты. Военные и санитарные корабли и летательные аппараты

    Комбатанты – это лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях против неприятеля

    К комбатантам относятся лица , принадлежащие к составу вооруженных сил воюющих сторон, партизаны, участники военных ополчений, добровольцы, личный состав организованных движений сопротивления, лица, стихийно взявшие в руки оружие для борьбы с вторгшимся противником и еще не успевшие организоваться в отряды.

    Комбатантами являются также участники национально-освободительных движений, которые ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов, экипажи торговых судов и самолетов гражданской авиации, если они оказывают непосредственную помощь воюющим.

    Некомбатанты – лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие им помощь в качестве персонала обеспечения, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие.

    Это медицинский, интендантский состав, корреспонденты, репортеры, духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.

    Иностранные военные советники и инструкторы – это лица, входящие в вооруженные силы другого государства, которые в соответствии с международными соглашениями находятся в другом государстве для оказания помощи в освоении боевой техники и обучении личного состава вооруженных сил.

    Советники и инструкторы не участвуют в военных действиях. Советники обучают ведению боевых действий. Инструкторы помогают в освоении боевой техники. Однако если эти лица принимают участие в боевых действиях, они приравниваются к комбатантам.

    47. Запрещенные средства и методы ведения войны

    Средства ведения войны - оружие, снаряды, вещества, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику.

    Методы ведения войны - это порядок использования средств ведения войны.

    Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г. право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным.

    Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания или делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей.

    МП запрещает следующие средства и методы ведения войны:

    Яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;

    Средства воздействия на природную среду во враждебных целях;

    Любое оружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;

    Мины, мины-ловушки и другие устройства в виде, детских игрушек и предметов медицинской помощи;

    Любое зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;

    Другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;

    Осуществление геноцида на захваченной территории;

    Предательское убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля; объявление обороняющимся, что в случае сопротивления им не будет пощады и т.д.

    Однако МП не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво.

    Пример: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация.

    В связи с развитием НТП и повышением его уровня в военно-промышленном комплексе особое место в МП вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны.

    Положения Дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха.

    Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.

    № 48. Понятие жертв войны, общие требования к их защите; правовая регламентация. Дополнительные протоколы 1 и11 к Женевской конвенциям 1949 г.

    Жертвы вооруженных конфликтов - это лица, которые не принимают непосредственного участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые и больные комбатанты и некомбатанты, военнопленные, гражданское население, в том числе оккупированных территорий. Жертвы любой войны должны при всех обстоятельствах пользоваться защитой и гуманным обращением. Запрещаются: преднамеренные убийства; нанесение увечья; жестокое, оскорбительное или унижающее человеческое достоинство обращение; преднамеренное причинение телесных повреждений; пытки, истязания, медицинские эксперименты; осуждение и применение наказания без вступившего в силу судебного решения; оставление без медицинской помощи, питания, воды. Особой защитой и покровительством пользуются дети, женщины, престарелые. Лица, виновные в умышленном нарушении норм о защите жертв войны, являются военными преступниками, подлежащими уголовному наказанию. В 1977 г. в результате большой нормотворческой работы были приняты два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям 1949 г. Форма дополнительного протокола для этих документов была избрана неслучайно. Они имеют силу только для тех государств, которые их подписали и ратифицировали. Дополнительные протоколы необязательны для стран, их не подписавших. Последние остаются связанными только положениями Женевских конвенций. Эти протоколы следует рассматривать как уточнение и дополнение Женевских конвенций, в них решаются новые вопросы, а также те вопросы, которые были недостаточно урегулированы в Женевских конвенциях. С помощью протоколов устранен искусственный, не соответствующий современным условиям разрыв между нормами, гарантирующими защиту жертв войны, и нормами, которые касаются средств ведения войны.

    Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г. касается защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I). Подобно Женевским конвенциям, Протокол I обязывает воюющих соблюдать его и обеспечивать его соблюдение. Поэтому любые отклонения от предписаний Протокола I не могут быть оправданы ссылкой на военную необходимость. Протокол применяется к ситуациям вооруженного конфликта международного характера. Эти ситуации включают также национально-освободительные войны.

    Учитывая опыт вооруженных конфликтов, Протокол I, подтверждая принципы Брюссельской конвенции 1874 г., устанавливает, что право сторон выбирать методы или средства войны не является неограниченным. Исходя из этой правовой формулы воюющим запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде. Значительная по объему статья закрепляет недопустимость вероломства.

    Протокол II по сфере действия, разработанности и объему значительно отличается от Протокола I. Вместе с тем он устранил существовавший пробел в регулировании общественных отношений, связанных с военными действиями внутри территории какого-либо суверенного государства.

    Одна из специфических черт международного гуманитарного права состоит в том, что в его развитии и реализации важная роль принадлежит общественным организациям и прежде всего Движению Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Практически в каждой стране действуют национальные общества этого движения.

    На международном уровне они объединены в Лигу обществ Красного Креста и

    Красного Полумесяца. Высшим органом Движения является Международная конференция Красного Креста и Красного Полумесяца.

    Международный Комитет Красного Креста (МККК) в рамках Движения обладает собственным статусом и официально признан Женевскими конвенциями.

    Состоит он из швейцарских граждан. МККК осуществляет наблюдение за соблюдением международного гуманитарного права, оказывает помощь жертвам вооруженных конфликтов, содействует распространению знаний о международном гуманитарном праве и вносит предложения о его развитии.

    ащита раненых и больных распространяется на всех раненых и больных, военных или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской помощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

    Воюющие стороны обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора раненых и больных. В случае необходимости для этого устанавливается перемирие. К раненым воинам противника следует относиться с уважением, оказывать им необходимую медицинскую помощь. Запрещены медицинские эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Информация о захоронениях сообщается МККК. Захоронения должны поддерживаться в порядке, к ним обеспечивается доступ родных.

    Медицинский персонал находится под защитой международного гуманитарного права, воюющие должны относиться к нему с уважением и обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан противником. В таком случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в отношении собственных граждан.

    Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и подвижные медицинские формирования. Они должны иметь отличительные знаки. Защита прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда противнику. Медперсонал вправе иметь личное оружие для самообороны и защиты пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами военнопленных.

    Некоторая специфика защиты раненых и больных приобретает в случае морской войны. Соответствующие нормы в этом случае распространяются также на потерпевших кораблекрушение. Особое значение при этом имеют поиск и спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими боевыми кораблями.