Введение

Понятие международного права и его особенности

Источники международного права

Заключение

Введение

Актуальность темы данной работы объясняется следующим. Особое место в системе правовых норм занимают нормы международного права. Именно нормы международного права регулируют сотрудничество государств в ряде важнейших сфер жизни человеческого общества. Это связано с тем, что лишь на основе согласованных усилий различных государств возможно достижение таких целей как обеспечение мирного сосуществования различных государств и народов, освоение космического пространства и мирового океана, борьба с глобальными проблемами современности и т.д. Нормы международного права получают закрепление в системе его источников. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение понятия международного права, его особенностей и источников.

Объектом рассмотрения в данной работе является понятие международного права, его особенности и источники.

Предметом рассмотрения в данной работе являются воззрения отечественных ученых относительно понятия международного права и его особенностей.

Целью данной работы является изучение понятия международного права, его особенностей и источников.

Для достижения указанной цели необходима реализация следующих задач: 1) рассмотреть понятие международного права и его особенности; 2) охарактеризовать источники международного права.

Методологию данной работы составляют такие методы как общенаучный диалектический метод познания, дедукция, индукция, описание, синтез, анализ, формально-юридический метод и т.д.

В теоретическую базу данного исследования входят работы К.А. Бекяшева, Р.М. Валеева, Г.И. Курдюкова и других ученых.

Структуру данной работы составляют два параграфа, а также введение, заключение и список использованной литературы.

Понятие международного права и его особенности

Международное право понимается как система обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного и юридически недозволенного, и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

В научной литературе справедливо отмечается, что термин «международное право» является не совсем корректным. Более правильным явилось бы использование термина «межгосударственное право», поскольку его нормы создаются не народами непосредственно, а государствами как суверенными политическими образованиями посредством взаимосогласованных решений, предназначены для регламентации межгосударственных взаимосвязей, реализуются и обеспечиваются действиями самих государств и межгосударственных механизмов. Однако в связи с тем, что в отечественной юридической науке преимущественно используется термин «международное право», именно он будет применяться при написании данной работы.

Относительно функций международного права в научной литературе имеет место дискуссия. Согласно одной точке зрения, основной функцией международного права является управление деятельностью субъектов в соответствующих сферах международных отношений. Иными словами, согласно данной точке зрения, международное право должно управлять международной деятельностью государств. Согласно другой точке зрения, международное право выполняет лишь координирующую функцию, заключающуюся в выработке стандартов взаимодействия государств в различных сферах. Однако наиболее верной представляется точка зрения, в соответствии с которой международное право реализует обе указанные функции.

В научной литературе отмечается, что с окончанием Второй мировой войны и принятием в 1945 году Устава ООН произошло изменение сущности международного права. Если ранее так называемое классическое международное право представляло собой право войны и мира, то современное, или новое, международное право называется правом мира, безопасности и сотрудничества.

В настоящее время международное право характеризуется следующими чертами:

) Запрет норм права войны, отсутствие права победителя, военных контрибуций и военных репрессалий, военной интервенции и аннексии, права завоевания. Нарушение этих норм признается агрессией;

) Антиколониальный характер. Современное международное право основано на принципе равноправия и самоопределения народов;

) Общедемократический характер. Современное международное право регулирует отношения между всеми государствами независимо от их политического, экономического, социального, культурного строя, от того, в каком регионе мира они находятся, независимо от их территории, населения, экономической и военной мощи. Таким образом, международное право постепенно преодолело характерный для него ранее дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны;

) Существование универсальных норм международного права, т.е. общепризнанных принципов и норм, имеющих обязательную силу для всех государств (jus cogens - «неоспоримое право»);

) Приоритет и верховенство норм современного международного права в международном сообществе и в национальных правовых системах государств. Конституции многих государств современного мира провозгласили, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы данных государств. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора;

) Направленность на обеспечение безопасности и применение мирных средств при разрешении международных споров. Современное международное право содержит нормы о неприменении силы, о разоружении, запрещении испытаний оружия массового уничтожения, нормы, устанавливающие безъядерный и ненасильственный мир;

) Закрепление в международном праве нормы «общего наследия и достояния человечества» (например, в международном космическом и морском праве, в праве охраны окружающей среды);

) Приоритетная направленность норм международного права на защиту прав и свобод человека;

) Расширение сфер правотворческой и правореализующей деятельности. За последние десятилетия кодифицированы новые отрасли международного права: право международной безопасности, права человека, космическое и экологическое право, право научно-технического прогресса и т.д. Кроме того, помимо норм материального права формируются нормы международного процессуального права, например, нормы, регулирующие порядок заключения международных договоров, мирного разрешения международных споров, оказания правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и т.д.;

) Появление норм о международной правовой ответственности государств. Если по нормам международного классического права государства не несли реальной ответственности, то современное международное право предусматривает возможность применения принудительных мер к государствам, совершившим международные преступления и иные правонарушения;

) Трансграничный характер: происходит эволюция суверенитета государств, т.е. государства самоограничивают свои права в пользу международных организаций и наднациональных (надгосударственных) органов.

Таким образом, современное международное право с одной стороны аккумулирует достижения философской, правовой и политической мысли различных народов, и с другой стороны способствует их трансляции по всему миру. Значение международного права в современном мире и в международных отношениях заключается в том, что оно способствует обеспечению мира и безопасности, признанию, реализации и защите прав и свобод человека.

верховенство акт обычный договор

2. Источники международного права

Под источниками международного публичного права понимаются те внешние формы, в которых находят свое выражение его нормы. Источники международного права - это конечный результат (или способ) процесса нормообразования. Этот процесс включает в себя согласование воль, позиций, интересов государств и иных субъектов международного права. Согласование означает взаимообусловленность воль, т.е. согласие государства дается под условием аналогичного согласия другого государства. Процесс создания норм международного права имеет две стадии: согласование норм государств относительно содержания правил поведения и согласование воль относительно признания их в качестве юридически обязательных. Иногда эти стадии могут не совпадать. Так, например, в процессе разработки Конвенции по морскому праву на III Конференции по морскому праву государства согласовывали многие новые правила. В 1982 году Конвенция ООН по морскому праву была открыта для подписания и ратификации. Однако не все государства сразу дали согласие на юридическую обязательность ее норм. Указанная Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 года, а РФ ратифицировала ее 26 февраля 1997 года. Таким образом, прошло 15 лет до дачи согласия на обязательность Конвенции. На международное правотворчество, итогом которого является создание источников права, влияют многие факторы: внешняя политика и международно-правовая позиция государств, их национальные интересы и законодательство; соотношение сил между государствами и их фактическое, реальное влияние на международное правотворчество; мировое общественное движение и мнение.

При характеристике источников международного права целесообразно обратиться к ст. 38 Статута Международного суда ООН, предусматривающей решение судом переданных ему споров на основании международных конвенций, международного обычая, общих принципов права, признанных цивилизованными нациями, а также судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательных средств для определения правовых норм. Рассмотрим указанные источники международного права подробнее.

В Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года подчеркнуто все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе. Указанная конвенция определяет международный договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В научной литературе отмечается, что договор является основным средством создания норм современного международного права. При этом источником международного права являются только правообразующие договоры, т.е. договоры, предусматривающие новые общие нормы будущего международного поведения, или подтверждающие, определяющие или отменяющие существующие обычные или конвенционные нормы общего характера.

Международно-правовой обычай понимается как молчаливое или подразумеваемое соглашение. Самое главное для понимания процесса формирования международно-правового обычая: практика государств и признание ими юридической силы обычая, или, иначе, должна быть юридическая убежденность, понимание того, что возникшее правило является нормой международного права. Не случайно в п. "b" ст. 38 Статута Международного суда ООН закреплено, что Суд применяет «международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Практика должна быть определенной, единообразной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. И если другие государства молчат, не протестуют, не возражают, то это означает, что сформировалась норма, признанная государствами как источник международного права.

Как уже упоминалось, Статут Международного суда ООН относит к числу источников международного права «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями». В науке международного права имеет место дискуссия, что относится к общим принципам права. Сторонники одной точки зрения отмечают, что под общими принципами права следует понимать прежде всего основные принципы международного права. Согласно второй концепции под общими принципами права понимаются принципы внутригосударственного права различных государств. Более верной представляется первая из приведенных точек зрения. В научной литературе отмечается, что к рассматриваемым принципам относятся, например, законность, равенство, справедливость, добросовестность. Кроме того, к таким общим принципам относятся и юридические постулаты, правила юридической логики и юридической техники, в том числе пришедшие из римского классического права. Можно назвать некоторые из них: «специальный закон отменяет общий»; «последующий закон отменяет предыдущий»; «никто не может передать другому больше прав, чем он сам имеет»; «бремя доказательств возлагается на другую сторону, предъявившую иск» и т.д.

Согласно ст. 59 Статута Международного суда ООН решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. В связи с этим в научной литературе отмечается, что судебные решения выступают лишь в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм, косвенного источника международного права. В число источником международного права помимо решений Международного суда ООН входят решения иных судов, например, Международного уголовного суда ООН, Европейского суда по правам человека и т.д.

В научной литературе в число источников международного права также включаются:

) Акты международных конференций. Международные конференции принимают акты как источники права и как рекомендации и политические договоренности. В качестве примера актов международных конференций как источников права могут быть названы Венские Конвенции о дипломатических сношениях и о консульских сношениях. Международные конференции созываются также для обсуждения вопросов политических, экономических, безопасности, для решения тех или иных глобальных проблем. Как правило, на таких конференциях принимаются акты, имеющие рекомендательное значение, или нормы политических договоренностей. Например, к ним относятся нормы Парижской хартии для новой Европы 1990 года;

) Акты международных организаций. Такие акты называются специальными, а правотворчество международных организаций - нетрадиционным. Правовая природа таких актов является неоднозначной. Особенно часто обсуждается вопрос о роли и значении Резолюций, деклараций Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюция является источником международного права, если она толкует и кодифицирует нормы Устава ООН (к ним, например, относится Всеобщая декларация прав человека 1948 года). Остальные Резолюции являются рекомендациями, морально-политическими нормами, и они оказывают влияние в последующем на создание и реализацию норм международного права;

) Односторонние акты государств. Не все односторонние акты государств содержат правила поведения.

К источникам международного права могут быть отнесены, например, заявления, ноты, признания, протесты, отказ от претензий, обещания и т.д. По этим актам государство берет на себя определенные обязательства.

Заключение

По результатам проведенного исследования могут быть сформулированы следующие выводы:

) Международное право понимается как система обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного и юридически недозволенного, и через которые осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права;

) Международное право реализует функцию управления деятельностью субъектов международных отношений и координирующую функцию, заключающуюся в выработке стандартов взаимодействия государств в различных сферах;

) Современное международное право характеризуется следующими чертами: запрет норм права войны; антиколониальный и общедемократический характер; направленность на обеспечение безопасности; приоритетная направленность на защиту прав и свобод человека; расширение сфер правотворческой и правореализующей деятельности; появление норм о международной правовой ответственности государств и т.д.;

) Под источниками международного публичного права понимаются те внешние формы, в которых находят свое выражение его нормы.

) К источникам международного права относятся: международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, а также судебные решения и доктрина. Кроме того, к источникам международного права относятся акты международных конференций, акты международных организаций, односторонние акты государств.

Список использованной литературы

1) Статут Международного Суда (Принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XII. М., 1956. С. 47-63.

) Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. № 67. 05.04.1995.

) Венская конвенция о дипломатических сношениях (заключена в г. Вене 18 апреля 1961 г.) // Ведомости ВС СССР. 29 апреля 1964 г. № 18. Ст. 221.

) Венская конвенция о консульских сношениях (Заключена в г. Вене 24 апреля 1963 г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLV. М., 1991. С. 124-147.

) Венская Конвенция о праве международных договоров (Заключена в Вене 23 мая 1969 г.) // Ведомости ВС СССР. 10.09.1986. № 37. Ст. 772.

) Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (заключена в г. Монтего-Бее 10 декабря 1982 г.) (с изм. от 23 июля 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 01.12.1997. № 48. Ст. 5493.

) Бекяшев К.А. О понятии международного публичного права // Lex Russica (Научные труды МГЮА). 2004. № 4. С. 987-1000.

) Капустин А.Я. Международное право и вызовы XXI века // Журнал российского права. 2014. № 7. С. 5-19.

) Международное право. Общая часть: учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М.: Статут, 2011. (СПС КонсультантПлюс).

) Международное право: учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. - М.: Норма, 2007. - 944 с.

) Международное публичное право: учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. - М.: Проспект, 2009. - 1008 с.

) Самхарадзе Д.Г. Источники современного международного права // Международное публичное и частное право. 2006. № 5. С.

) Сивцов А.С. Доктрина в системе источников публичного права (на примере международного права) // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2012. № 4. С. 126-147.

Международное право - это система юридических принципов и норм договорного и обычного характера возникающих в результате соглашений между государствами и иными субъектами международного общения и регулирующих отношения между ними в целях мирного сосуществования.

Особенности международного права заключаются в следующем:

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права.

Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты, присущие им как системам права. Основными из них являются следующие:

1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.

2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

  1. Соотношение международного и внутригосударственного права.

В то же время международное и внутригосударственное право представляют собой самостоятельные системы права. Помимо общих черт имеются качественные отличия, признаки, характерные для каждой правовой системы. В их числе: отличия по предмету регули­рования, способам создания и обеспечения правовых норм, источни­кам, субъектам права и другим характеристикам.

1) По предмету регулирования.

Как известно, внутригосударственное право призвано прежде всего регулировать отношения между субъектами национального права отдельных государств. Эти отношения, как правило, ограничи­ваются пределами государственной территории и рамками внутрен­ней компетенции.

Международное право, напротив, регламентирует главным обра­зом взаимоотношения субъектов международного права (государств, народов, борющихся за свою независимость, международных органи­заций, государствоподобных формирований). Правда, в некоторых случаях международное право регулирует отношения с участием фи­зических и юридических лиц, например, правоотношения, возникаю­щие при международной купле-продаже, перевозке пассажиров и грузов и т.д. Однако основной предмет регулирования международ­ного права лежит за пределами внутренней компетенции государств.

2) По способу создания правовых норм.

Нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности; основное на­правление правового регулирования - «вертикальное», «сверху - вниз». Адресаты норм внутригосударственного права в большинстве случаев в их создании не участвуют.

Нормы международного права, напротив, создаются «горизон­тально», его субъектами на основе свободного волеизъявления участ­ников международного общения.

3) По источникам права (формам воплощения международных норм).

Любые правовые нормы зафиксированы в различных юридичес­ких формах. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д.

Международно-правовые нормы выражены в форме междуна­родных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организа­ций.

Необходимо отметить, что в последнее время в российской пра­вовой системе стали активно использоваться источники, сходные по форме с международно-правовыми. Речь идет о соглашениях между органами власти РФ и субъектов РФ, а также договорах субъектов Федерации между собой. Органы власти отдельных субъектов РФ склонны рассматривать данные договоры в качестве международно-правовых. Однако субъекты Федерации не являются субъектами права международных договоров, а регулируемые этими договорами отношения не выходят за рамки чисто внутригосударственных, поэ­тому указанные соглашения не могут быть признаны международны­ми договорами; они имеют характер источников внутригосударствен­ного права (подробнее см. гл. 4 настоящего пособия).

4) По субъектам права.

Субъектами внутригосударственного права являются: государст­во, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д.

Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями (подробнее см. гл. 5). В некоторых случаях международно-правовые нормы регулируют деятельность субъектов национального права. Однако правосубъектность этих лиц производ-на от воли основных субъектов международного права, принявших соответствующие международно-правовые нормы, поэтому они не являются субъектами права международных договоров и не могут рассматриваться в качестве субъектов международного права.

5) По способу обеспечения исполнения норм.

Нормы внутригосударственного права обеспечиваются принуди­тельной силой государства. В международных отношениях отсутст­вует образование, стоящее над всеми субъектами международного права, «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения междуна­родно-правовых норм производится самими субъектами междуна­родного права (индивидуально или коллективно).

Учитывая вышеизложенное, международное право можно опре­делить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международ­ного права и регулирующих отношения между государствами, наро­дами, борющимися за свою независимость, международными органи­зациями, государствоподобными образованиями, а также, в некото­рых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Международное право есть система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения. Участники последних могут быть таковыми:

    Государство-государство

    Государство-международная организация

    Международная организация-международная организация

Негосударственные отношения включают в себя отношения между физическими и юридическими лицами(однако, к нашей епархии это отношения не имеет). Вообще же, международное право есть то же самое, что и международное публичное право. Основным принципом м.п. является принцип суверенного равенства государств.

Особенности м.п.:

    Регулирует только межгосударственные отношения

    Нет единого законодателя (сиречь субъекта, сиречь единого источника права). Субъекты м.п. сами создают и регулируют нормы м.п. В международном праве нет правоохранительной системы, сиречь аппарата принуждения к соблюдению норм. Посему государства сами поддерживают международный правопорядок.

Сущность же международного права заключается в согласительном его характере: итак, каждое положение м.п. есть результат согласования интересов и всегда являет собой компромисс.

Вопрос 2. Функции и система международного права.

Функции м.п. можно выделить следующие:

    Социальная (упрочение существующей международной системы путём поддержания междунар. правопорядка)

    Правовая (правовое регулирование межгос. отношений)

    Функция интернационализации (расширение и укрепление взаимодействия между государствами)

Система же международного права есть совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Вопрос 3. Основные этапы становления международного права

Периодизация истории межд права:

1. предыстория межд права (с древних веков до конца средних);

2. классическое межд право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций);

3. переход от классического к современному межд праву (от Статута Лиги

Наций до Устава ООН);

4. современное межд право - право Устава ООН.

Древние века. Субъектами межд отношений были не государства, а их

властители. Широкое распространение получили договоры. Они служили

осуществлению не только внешних, но и внутренних функций.

Утверждения относительно того, что межд право существовало в древнем мире,

явл главным образом результатом перенесения современных представлений в

совершенно иные условия. Судят по форме, игнорируя суть явления. Несмотря на

жестокость нравов межд связей, накопленный опыт имел существенное значение

для будущего межд права. Была доказана принципиальная возможность

нормативного регулирования межгос отношений. Были выработаны формы

нормативного регулирования - обычаи и договоры. Последние по форме мало чем

отличались от нынешних межд-прав договоров.

Средние века (VI-XVI вв.).

Не смотря на некот особенности, во всех регионах существовали более или менее

одинаковые способы и уровень регулирования межгос отношений. Все регионы

внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. Тем не менее в силу

исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для

создания межд права, оказалась Европа.

В общем средневековье внесло свой вклад в подготовку почвы для создания межд

права. Главное заключалось в том, что оно убедительно продемонстрировало

губительность беззакония как для внутригос, так и для межд отношений. Был

накоплен некот опыт неправового нормативного регулирования межгос отношений,

причем особо следует отметить значение формирования обычаев морской торговли.

Классическое межд право.

Зарождение. Идея межд права была сформулирована в трудах юристов на

рубеже XVI-XVII веков. Среди них наиболее видным был голландский юрист,

богослов, дипломат Гуго Гроций. В своем труде “О праве войны и мира” он впервые

детально обосновал существование “права, кот определяет отношения между

народами и правителями”. В практике гос-в он не находит доказательств

существования такого права, поэтому его источники он ищет в природе, боге,

морали. Вместе с тем он допускает, что “известные права могли возникнуть в силу

взаимного соглашения как между всеми гос-вами, так и между большинством из

Классическое межд право начало складываться в это время. Возникла доктрина

межд права. Начало формироваться межд-прав сознание. Значительное число межд

норм стали рассматриваться как правовые. Все чаще юр аргументация

использовалась дипломатией.

Развитие (1789-1919). Большой шаг вперед в развитии межд права был сделан

Великой французской революцией. Основами внешней политики Франции были

провозглашены “всеобщий мир и принципы справедливости”, отказ от всякой войны с

целью завоевания. Наполеон все свел на нет. Но прогресс нельзя было остановить.

С развитием почты, телеграфа, ж/д сообщения остро стал вопрос об их межд-прав

регулировании. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового

союза, кот установил свободный транзит писем и посылок через территории

участников. В 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе. В 1890 г.

заключается многосторонняя ж/д конвенция.

Межд право стало необходимым регулятором значительного объема межд отношений.

Был накоплен нормат материал, заложены начала межд-прав сознания. Наметились

сдвиги и в национальном праве, кот, например, закрепило привилегии

иностранных дипломатов, установило прав режим иностранцев.

Переход от классического к современному межд праву (1919-1946). В 1919 г.

державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ

Статут. Была учреждены первая всеобщая полит организация, призванная

обеспечить мир и сотрудничество между гос-вами. О развитии механизма межд-прав

регулирования свидет положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих

третейскому или судебному разрешению, все межд-прав споры. В соответствии со

Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата межд правосудия - первый

постоянный межд суд.

Важным шагом в направлении к современному межд праву было принятие в 1928 г.

Парижского пакта об отказе от войны как орудия нац политики.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято

решение о необходимости учреждения всеобщей межд организации, основанной на

принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций

в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному межд

Современное межд право. Фундамент современного межд права был заложен

Уставом ООН. В полит плане положения Устава отражали новое мышление. В основу

межд права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от

доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее

концепцией господства права. Одной из самых типичных черт совр межд права явл

утверждение в нем прав человека. Устав определил общие цели и принципы межд

права, кот являются главными системообразующими факторами. Из совокупности норм

право превратилось в систему на базе единых целей и принципов. Существенно

изменился механизм функционирования межд права. Создание развитой системы межд

организаций привело к институционализации процесса правотворчества и

правоосуществления.


Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.


К отношениям, регулируемым нормами международного права, относят отношения между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями, между государствами и государствоподобными образованиями, между международными межправительственными организациями. Данные отношения составляют предмет международного права.


Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права или иных субъектов. Нормам международного права присущи те же особенности, что и внутригосударственным нормам. Норма устанавливает общеобязательное правило поведения для всех субъектов отношений, и ее применение является неоднократным. Международно-правовые нормы классифицируются:


1) по форме (документально закрепленные и документально не закрепленные);


2) по субъектно-территориальной сфере (универсальные и локальные);


3) по функциональному назначению (регулятивные и охранительные);


4) по характеру субъективных прав и обязанностей (обязывающие, запрещающие, управомочивающие).


Круг субъектов международного права составляют: государство, международные межправительственные организации, нации и народы, борющиеся за свою независимость, и государствоподобные образования.


Исходя из данного определения международного права можно выделить определенные его особенности. Международное право отличается от внутригосударственного права по следующим основаниям:


1) по предмету правового регулирования. Международное право регулирует отношения публичного порядка и не затрагивает отношения частного характера;


2) по кругу субъектов. В международном праве сложился особый круг субъектов; вопрос об отнесении частных лиц к субъектам международного права является дискуссионным;


3) по способу нормообразования. В международном праве существует особый согласительный порядок образования норм. Субъекты международного права являются непосредственными участниками процесса нор-мообразования;


4) по способу защиты норм. В международном праве отсутствует какой-либо аппарат надгосударственного принуждения. Субъекты выполняют свои международные обязательства на основе принципа добровольного выполнения норм международного права.



  • Понятие международного права , его особенности . Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения.


  • Понятие международного права , его особенности .
    Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно -правовые отношения.


  • Шпаргалка по международному праву . Понятие международного права , его особенности .
    Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих между... подробнее ».


  • Понятие , особенности и структура гражданского правоотношения. Гражданское правоотношение - это урегулированное нормами гражданского права фактическое общественное отношение...


  • Понятие международного спора. Международный спор – это специфические политико-правовые отношения, возникающие между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающие противоречия, существующие в рамках этого отношения.


  • 2 теории: 1) Монизм: МП и внутригосударственное право – это единое ц. Международное право : понятие и предмет регулирования.
    Предмет международного права международные отношения – отношения, выходящие за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо...


  • Признание в международном праве – это односторонний юридический акт государства или иного субъ. Понятие и виды субъектов международного права . Правосубъектность.


  • международная правосубъектность - способность субъекта иметь международные права и нести междкнарод. источники международного права , понятия и виды.


  • Права и обязанности сторон по договору поставки.
    Понятие , элементы и особенности договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.


  • Вопрос об общих чертах и особенностях международного и национального нрава издавна привлекал к себе. Загрузка.
    6. Жизнеспособность понятия организма, "корпуса", или системы права , зависела от уверенности в продолжающемся характере права , его способности расти на...

Найдено похожих страниц:10


Петрова Екатерина Алексеевна.

Понятие и особенности международного права.

Возникло с появлением первых государств. Возникла необходимость устанавливать отношения и регулировать их, в первую очередь торговых, консульских, дипломатических. Прообразом было то право, которое известно как jus gentium (право народов).

Выделяют несколько этапов в развитии и истории МП:

    Древний мир. Именно в этот период зарождается право внешних сношений (дипломатическое, консульское право). Формируется порядок заключения международных договоров, создаются военные союзы - прообразы международных организаций. Период формирования рабовладельческого права.

    Период средневековья. Нормы, регулирующие торговое мореплавание (международное морское право), формируется принцип мирного разрешения споров и суверенного равенства государств. Феодальное право - право отражает интересы феодалов.

    Новое время или классический период в развитии международного права. В этот период зарождается право международных организаций, возникает принцип демилитаризации (разоружения), запрещается работорговля. Буржуазное право.

    Новейшее время. Формируется современное международного право. Происходит кодификация международно-правовых норм. Формируются новые отрасли международного права - космическое право.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - это система правовых норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, выражающих согласованные воли этих субъектов и обеспечиваемых в строго определенных случаях мерами принуждения.

Учебная дисциплина - систематизированное изложение знаний науки.

Наука - система знаний об объективном мире.

Специфические черты МП как отрасли:

    Предмет - что? - круг общественных отношений - межгосударственные отношения межвластного характера (предмет публичного права). Именно предмет отличает международного публичное от международного частного права.

    Метод правового регулирования - как? - используется и императивный, и диспозитивный; но есть еще 2 метода - рекомендательный и поощрительный. В МП используется рекомендательный метод. Основная масса норм носит рекомендательный характер. Однако есть и некоторые общеобязательные нормы.

    Специфические источники. Внешнее закрепление правовых норм. Нас интересуют формально-юридические источники. В МП используется только 2 источника - нормативный договор (международный договор) и правовой обычай (международный обычай). Правовые обычаи, как правило, нигде не записаны. Нередко обращаются в международные инстанции за восстановлением текста или его существованием. Даже Европейская Конституция - это нормативный договор.

    Субъектный состав. Выделяют 4 группы субъектов:

    1. государства как суверенные образования

      международные организации - союзы государств на добровольной основе для достижения определенных целей; есть большие как ООН или региональные как ЕС или СНГ (которые еще называются в теории конфедерациями)

      нации и народы, не имеющие своей государственности и борющиеся за свою независимость

      субъекты особого рода (sui generis) - государственно-подобные образования, например, Ватикан (Святой Престол).

Здесь нет физических и юридических лиц. Западная доктрина признает индивида субъектом МП.

    Специфика нормообразования. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права путем согласования их воль, так как в МП нет специальных нормотворческого органов.

    Наличие специальных принципов - принцип территориальной целостности государства и принцип самоопределения народов, принцип суверенного равенства государств…

    В МП отсутствует единый централизованный аппарат принуждения, который заставлял бы применять нормы международного права в случае их нарушения. Нет правоохранительных органов, нет сил, которые могли бы посадить государство в тюрьму. Принуждение в МП осуществляется самими субъектами международного права. Виды международно-правовой ответственности специфичны.

    Отсутствуют судебные органы, которые бы без согласия самих субъектов международного права решали споры между ними.

    Функции МП. Регулятивная - МП призвано регулировать межгосударственные отношения с целью поддержания международного мира и безопасности. Охранительная - МП призвано охранять общечеловеческие ценности.

МП представляет собой не просто совокупность, а систему норм, основанную на общепризнанных принципах МП. В МП выделяется Общая и Особенная часть. Особенная часть - это отрасли международного права. Их количество не является постоянным.

Основные принципы международного права.

1. Понятие и особенности основных принципов международного права.

2. Юридическое содержание основных принципов.

Нормативный материал:

Устав ООН 1945 г.

Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами 1970 г.

Декларация принципов заключительного акта СБСЕ в Хельсинки 1975 г.

Парижская Хартия для обновленной Европы 1990 г.

Вопрос №1. Понятие и особенности основных принципов международного права.

Принципы - основные исходные начала, на которых строится международно-правовое регулирование.

Особенности:

    Принципы международного права имеют общепризнанный характер. Общепризнанной считается норма, которая признана всеми государствами мира (большинством) и при этом активно применяется ими на практике. Принципы - нормы, необходимые для международно-правового регулирования.

    Императивность. Принципы международного права относятся к императивным нормам общего международного права, именуемым нормы jus cogens. Данные нормы обладают высшей юридической силой, не могут быть отменены или изменены одним или несколькими государствами, и любой договор, заключенный в их нарушение, считается ничтожным.

    Носят общий характер. Принципы международного права являются общими как для международной, так и для национальной правовой системы. Принципы международного права действуют во всех сферах международных отношений.

    Системность. Все принципы международного права взаимосвязаны и взаимообусловлены

    Принципы МП - важнейшие нормы, составляющие фундамент международного правопорядка.

Классификация.

    Принципы, направленные на поддержание международного мира и безопасности.

    Принципы международного сотрудничества.

    Принципы, направленные на защиту прав человека.

Принцип мирного сосуществования государств.

Принцип запрещения применения силы и угрозы силой.

Принцип мирного разрешения международных споров.

Принцип коллективной безопасности.

Принцип разоружения.

Принцип запрещения пропаганды войны.

Принцип нерушимости границ.

Принцип уважения государственного суверенитета.

Принцип суверенного равенства государств.

Принцип невмешательства во внутренние дела государства.

Принцип самоопределения народов.

Принцип территориальной целостности.

Принцип сотрудничества государств.

Принцип уважения основных прав и свобод человека.

Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств.

Вопрос №2. Юридическое содержание основных принципов.

Принцип мирного сосуществования государств.

Состоит в поддержании добрососедских отношений между государствами с различным политическим, экономическим строем и т.д. Данный принцип нашел отражение в преамбуле Устава ООН и ст.1. Он имеет общий характер, т.к. остальные 14 принципов базируются на нем.

Принцип запрещения применения силы или угрозы силой.

Не всегда существовал в международном праве. Появился только в 1928 г. в Пакте Бриана-Келлога "Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики", в 1929 г. вступил в силу, СССР, Германия и Япония были его участниками. До 1928 г. война рассматривалась как законное средство разрешения споров.

Запрещение применения силы - запрещаются агрессивные войны. Понятие агрессии содержится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г. "Об определении агрессии". Резолюция запрещает применение не только вооруженной силы, но и любое иное принуждение.

Из этого принципа есть 2 важных исключения:

    в порядке самообороны (ст.51 Устава ООН)

    по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру или в нарушение мира (ст. 42 Устава ООН)

Принцип мирного разрешения международных споров.

Впервые был закреплен в Гаагских конвенциях "О мирном решении международных споров" 1899 и 1907 гг.

В Уставе ООН дается перечень мирных средств решения спора: переговоры, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и другие. Выбор этих средств осуществляется самими государствами. Иногда Совет Безопасности может сам указать какое избрать мирное средство в порядке исключения.

Принцип коллективной безопасности .

Предусматривает существование системы коллективной безопасности, в которую входят организации ООН, региональные военные блоки. Юридическое содержание принципа предполагает обязанность государств сотрудничать в отражение агрессии и обязанность не помогать агрессору (ст.2 устава ООН).

Принцип разоружения.

Сокращение вооружений до того уровня, который необходим для обороны страны.

Пакт о гражданских и политических правах 1966 г.

Принцип нерушимости границ .

Нашел отражение в заключительном акте СБСЕ 1970 г. 3 элемента содержания:

    признание существующих границ в качестве юридически установленных

    отказ от территориальных притязаний

    отказ от любых посягательств на установленные границы

Принцип нерушимости границ не означает их неизменности и они могут быть изменены по согласию между государствами.

Следует отличать от принципа неприкосновенности государственных границ , который заключается в том, что все государства обязаны соблюдать существующую линию границы на местности.

Принцип суверенного равенства государств.

Все государства юридически равны и имеют равные права и обязанности, как члены международного сообщества.

Внешняя сторона суверенитета не предполагает верховенства, а только независимость.

Принцип невмешательства во внутренние дела государства.

Запрет военной интервенции, запрет использования политических и экономически мер с целью оказать давление на другие государства, запрет подрывной и террористической деятельностью.

Ни в одном документе не сказано, что такое внутренние дела и только само государство решает, что есть внутреннее дело.

Исключения:

    Вмешательство будет правомерным, если деятельность государства является международным преступлением.

    Когда деятельность, хотя и внутренняя по своему характеру, но представляет угрозу всему мировому сообществу (когда США вторглись в Ирак, что там якобы есть оружие массового поражения).

Принцип самоопределения народов.

Не следует понимать буквально. Это право народа самостоятельно определять свою судьбу, вплоть до отделения и образования собственного государства. Изначально был сформирован в отношении колониальных народов.

Как быть с теми, кто уже находится в составе государства? В отношении этих народов международное право считает, что их право на самоопределение возможно только в рамках существующего государства, т.е. они могут иметь свою Конституцию, свои органы управления и т.д.

Свои претензии на выход из государства они могут предъявлять, если деятельность государства нарушает право на самоопределение.

Данный принцип должен применяться с учетом принципа территориальной целостности государства.