Среди универсальных норм особое место занимают императивные норжы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:

1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и . Они пронизывают содержание всех существующих норм.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием "локальные нормы" охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

Кодификация международного права

Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права .

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права , решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности .

Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры , как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны , Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права ... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами . Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. — "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Международные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996— 1997).

Классификация норм современного международного права. Основные виды норм современного международного права. Кодификация норм современного международного права. Основные функции кодификации норм современного международного права. Основные способы кодификации норм современного международного права. Официальная и неофициальная кодификация современного международного права.

Классификация норм современного международного права в первую очередь имеет теоритическое (научное) значение. Практическая значимость классификации международно-правовых норм в основном связана с задачей обучения и подготовки квалифицированных специалистов в области юриспруденции.

Существует значительное число отличных друг от друга оснований для научно обоснованной классификации юридических норм современного международного права.

Необходимо отметить, что классификация норм в международном праве производится по существенным основаниям, что позволяет специалистам выявлять существенные сходства и различия между имеющими научное и правовое значение категориями современного международного права.

При этом, не вызывает сомнения тот факт, что любая классификация практически в любой современной науке (а не только в международном праве) является результатом некоторой «примитивизации» восприятия рассматриваемых категорий, что приводит к «стиранию» в незначительной степени наиболее тонких смысловых «граней» между рассматриваемыми категориями (в незначительной - при профессиональном подходе классификатора).

Дело в том, что данные категории не могут быть в абсолютной степени свободны от элементов условности и относительности.

Нормы современного международного права подразделяются:

  • 1. По количеству участников регулируемых нормами международно-правовых отношений:
  • 1) на международно-правовые нормы, заключенные двумя субъектами международного права;
  • 2) на нормы, заключенные тремя и более субъектами международного права.
  • 2. По сфере правового действия международно-правовых норм:
  • 1) на международно-правовые нормы универсального характера;
  • 2) на международно-правовые нормы локального характера.
  • 3. По юридической силе международно-правовых норм:
  • 1) на неотменяемые (даже при изменении политической конъюнктуры) императивные международно-правовые нормы, которые обязывают субъектов международно-правовых отношений к каким-либо действиям (например, к действиям, которые данные субъекты обязались выполнять в соответствии с положениями таких норм). Так, для государств - членов Организации Объединенных Наций (ООН) содержащиеся в Уставе ООН обязательства имеют преимущественную силу перед любыми другими обязательствами, принятыми ими на себя по какому-либо иному международно-правовому договору (ст. 103 Устава ООН);
  • 2) на произвольно изменяемые (по воле субъектов международного права и/или в зависимости от различных обстоятельств) диспозитивные международно-правовые нормы.
  • 4. По функциональному назначению международно-правовых

норм в системе современного международного права:

  • 1) на содержащие конкретные правила и конкретные правовые основы политических, социальных и экономических действий и отношений субъектов международного права международно-правовые нормы материального характера;
  • 2) на регулирующие процессы создания системы современного международного права и конкретных международно-правовых норм процессуальные нормы международного права.
  • 5. По происхождению международно-правовых норм, составляющих систему современного международного права:
  • 1) на нормы, создаваемые субъектами современного международного права на основе так называемого молчаливого согласия;
  • 2) на международно-правовые нормы, создаваемые в современном международно-правовом пространстве субъектами современного международного права на основе зафиксированных в письменной форме (в соответствии с требованиями оформления) официальных соглашений;
  • 3) на так называемые вспомогательные нормы международно-правовых отношений, принимаемые различными влиятельными международными межправительственными организациями.

Это связано с тем, что данные нормы, несмотря на свой правовой статус, не возлагают на субъектов международного права по- настоящему жестких и абсолютно конкретизированных обязательств, а лишь предлагают им некие политико-правовые установки, которым субъекты должны стараться следовать в своих конкретных действиях.

То есть эти нормы в своем действии опираются на морально-политическую важность содержащихся в них положений для заключивших их субъектов международного права.

Характерным для таких норм международного права является наличие в тексте нормы выражений и формулировок: «необходимо всеми силами добиваться...», «мы принимаем на себя обязательство стремиться...», «стороны оставляют за собой право принимать необходимые меры в случае...» и т.д.

Кодификация норм современного международного права имеет не только и даже не столько теоритическое, сколько существенное практическое значение, поскольку позволяет существенным и необходимым образом изменять, дополнять и совершенствовать существующую систему современного международного права в целом, конкретные отрасли международного права, образующие всей своей совокупностью упомянутую выше систему, а также отдельные международно-правовые нормы.

По сути, кодификация норм современного международного права - это важнейший способ правотворчества в сфере международных отношений.

Кодификация норм современного международного права (как способ правотворчества в сфере международных отношений) призвана выполнять следующие функции:

  • 1) систематизировать существующие и действующие международно-правовые нормы;
  • 2) устранять противоречия между положениями существующих и действующих международно-правовых норм;
  • 3) восполнять «пробелы» и «лакуны» в существующих и действующих международно-правовых нормах;
  • 4) заменять устаревшие международно-правовые нормы новыми, соответствующими требованиям и задачам текущего момента.

Кодификация правовых норм в современном международном праве на практике осуществляется следующими способами:

  • 1) разработкой и принятием новых международно-правовых норм, а также выработкой новых международно-правовых принципов, осуществляемыми субъектами международноправовых отношений при изменении международно-правовой конъюнктуры и при появлении новых потребностей в правовом регулировании международных отношений;
  • 2) выявлением всех смысловых нюансов и конкретной правовой формулировки существующих международно-правовых норм и принципов, осуществляемым субъектами международноправовых отношений для улучшения существующей правовой базы современных международных отношений;
  • 3) внесением существенных изменений и дополнений; проверкой практической целесообразности существования, а также проверкой реальной эффективности действия международно-правовых норм и принципов, осуществляемыми субъектами международно-правовых отношений для улучшения существующей правовой базы современных международных отношений;
  • 4) разработкой и принятием определенного универсального международно-правового документа (или нескольких документов), в котором (или в которых) были бы отражены все выработанные субъектами определенных международных отношений международно-правовые нормы и принципы.

В качестве итогового результата осуществленной в рамках международного права кодификации у проведших ее субъектов международных отношений появляется ясное представление о действующих в определенной области международных отношений, юридически обязательных для субъектов международного права правилах, неуклонное следование которым - их правовая и политическая обязанность, превращающая любые несоответствующие данным правилам действия субъектов международного общения в отчетливо и осознанно неправомерные.

В качестве важного и влиятельного конкретного инструмента кодификации в современном международном праве выступает образованная Организацией Объединенных Наций (ООН) Комиссия международного права, избираемая Генеральной Ассамблеей ООН сроком на пять лет.

На основе предложений Комиссии международного права был выработан целый ряд важнейших международно-правовых документов, регламентирующих многие серьезнейшие отрасли современного международного права, в частности, определившие правовую базу наиболее значительных вопросов международного морского права Конвенции 1958 г.:

  • 1) «О территориальном море и прилежащей зоне»;
  • 2) «Об открытом море»;
  • 3) «О континентальном шельфе»;
  • 4) «О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря», а также многие другие сверхважные международно-правовые документы.

Любая официальная кодификация современного международного права всегда производится в определенной форме, а именно в форме конкретного международного документа (договора), что отличает официальную кодификацию от неофициальных (последние могут производиться любыми общественными организациями или даже частными лицами, например, учеными-юристами, но официального значения не имеют, а носят исключительно рекомендательный характер).

Необходимо особо отметить, что несмотря на предпринимаемые ООН и некоторыми другими субъектами международного права, как и наиболее активными в международно-правовой сфере общественными организациями (Международным Красным Крестом, Институтом международного права и другими организациями, рекомендации которых принимались субъектами международного общения за основу при осуществлении последними официальной международно-правовой кодификации), серьезные усилия по кодификации и унификации современного международного права, попытки создать единый кодекс современного международного права (к настоящему моменту) не дали какого-либо результата.

В настоящем учебном пособии раскрыты основные темы международного публичного права. Содержание настоящего издания составлено в соответствии с программой курса международного права. Пособие написано доступным языком в форме вероятных ответов на экзаменационные вопросы, что позволяет использовать его в качестве справочного пособия. Учебное пособие предназначено главным образом для студентов и слушателей средних специальных и высших учебных заведений при подготовке к практическим, семинарским занятиям, сдаче зачетов, экзаменов, написанию различного рода контрольных работ.

21. Кодификация международного права. Деятельность Комиссии международного права ООН

Предмет международного права охватывает широкую группу отношений между государствами и иными субъектами международного права. Отсюда и большое разнообразие международных норм.

Такое разнообразие и разрозненность норм международного права служат причиной большой путаницы при их применении. Поэтому большое значение в настоящее время придается кодификации норм международного права.

Кодификация международного права – это форма систематизации (упорядочения) норм отрасли права, в результате которой на базе разрозненных норм создается единый, логически цельный и выверенный документ, регулирующий определенную сферу международных отношений.

Кодификация международного права проводится правотворческим путем.

Что касается иных видов систематизации международного права, то они носят, как правило, неправовой характер. Систематизация международного права возможна также в виде консолидации, что означает создание не логически цельного единого документа, а подборку международных документов, регулирующих какую-либо сферу международных отношений.

Важность кодификации норм международного права отмечена в Уставе ООН, где говорится, что кодификация норм международного права является одной из важнейших задач сотрудничества между государствами.

В рамках ООН даже создан специальный орган – Комиссия международного права ООН. Комиссия международного права ООН является вспомогательным органом Ассамблеи ООН. Состав и полномочия этой Комиссии определяются Положением о Комиссии, утвержденным Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 21 ноября 1947 г. Согласно Положению целью деятельности Комиссии является содействие прогрессивному развитию международного права, в т. ч. путем его кодификации.

Комиссия состоит из 25 членов, являющихся признанными авторитетами в области международного права, которые должны своим присутствием в Комиссии обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и правовых семей. Члены Комиссии избираются из числа лиц, внесенных в список по рекомендации государств – членов ООН Генеральной Ассамблеей ООН сроком на пять лет.

Основная деятельность Комиссии сводится к выработке проектов международных договоров.

Благодаря деятельности Комиссии были систематизированы многие нормы международного права, в частности касающиеся морского международного права (в 1958 г.), международного дипломатического права (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.), консульского права (Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.) и др.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Международное право. Ответы на экзаменационные вопросы (И. М. Хужокова, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром -

Под кодификацией международного права понима­ется систематизация международно-правовых норм, осу­ществляемая субъектами международного права.

Первые упоминания в литературе по международно­му праву о полезности кодификации относятся к перио­ду буржуазных революций. Считается, что первым, вы­ступившим с идеей кодекса международного права, был английский юрист и философ И. Бентам. Он, в частно­сти, писал, что «мало можно найти в жизни вещей более необходимых, чем кодекс международного права».

Кодификация предполагает не только приведение в единую систему действующих международно-правовых норм, но и более точную их формулировку, отражение в договорной форме международных обычаев. Таким об­разом, современная кодификация международного пра­ва осуществляется путем:

а) установления точного содержания и четкого фор­мулирования уже существующих и действующих (обыч­ных или договорных) принципов и норм международ­ного права в определенной сфере отношений между го­сударствами (отрасли международного права);


б) изменения или пересмотра устаревших норм;

в) разработки новых принципов и норм с учетом научно-технического прогресса, актуальных потребно­стей международных отношений, особенно в контексте разрешения глобальных проблем человеческой циви­лизации;

г) закрепления в согласованном виде всех этих прин­ципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенции, договоре, соглашении) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях и резолюциях конференций).

В научной литературе по международному праву до сих пор встречается деление кодификации междуна­родного права на официальную и неофициальную. По­водом к такому делению послужили неоднократные по­пытки неофициальной или доктринальной (научной) ко­дификации международного права, предпринятые отдельными юристами (например, Бустаманте, Блюнч-ли, Каченовским) и некоторыми международными и на­циональными неправительственными учреждениями и организациями (например, Институтом международно­го права, Ассоциацией международного права, латино­американскими организациями юристов-международ­ников). Однако международная практика свидетельст­вует о том, что кодификация международного права является сложным политико-правовым процессом нор-мотворчества в международных отношениях и поэтому всегда выступает в качестве межгосударственной дея­тельности. Следовательно, кодификация международно­го права может носить только официальный характер.



Официальная кодификация международного права реализуется в форме международных договоров. Осо­бое место в кодификационном процессе занимает Ор­ганизация Объединенных Наций. Устав ООН содержит положение о том, что «Генеральная Ассамблея (ГА ООН) организует исследования и делает рекомендации в це­лях: а)... поощрения прогрессивного развития между­народного права и его кодификации» (статья 13 Уста­ва). Таким образом, следует отметить, что понятия «ко-


дификация» и «прогрессивное развитие международ­ного права» являются составными, взаимосвязанными и взаимопроникающими элементами единого кодифи­кационного процесса.

Практической деятельностью по кодификации меж­дународного права в рамках ООН занимается Комиссия международного права (полное наименование - Комис­сия по прогрессивному развитию и кодификации меж­дународного права), которая является вспомогательным органом ГА ООН, ей подотчетна и подконтрольна. Ко­миссия учреждена резолюцией ГА ООН 174 (II). Дея­тельность Комиссии регулируется Положением 1947 го­да, (с последующими изменениями), утвержденным ГА ООН. В ее состав входят 34 (до 1981 года - 25) юриста-международника, «пользующихся признанным автори­тетом в области международного права». Члены Комис­сии избираются ГА на 5-летний срок и выступают в лич­ном качестве. В задачу Комиссии входит поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации. Положение о Комиссии предусматривает, что весь процесс ее деятельности должен быть подчинен задаче достижения таких результатов, которые были бы приемлемы для заинтересованных государств.



Хотя Комиссия занимается преимущественно вопро­сами международного публичного права, она рассмат­ривает и вопросы частного права. В основном Комис­сия занимается подготовкой проектов статей и конвен­ций в целом. В начале работы она обращается к правительствам государств-членов ООН с просьбой на­править ей тексты законов, судебных решений, догово­ров, дипломатической переписки и др. документов, не­обходимых для глубокого и подробного изучения коди­фицируемого вопроса. После этого предусматривается издание документа Комиссии, в котором содержатся проекты статей или конвенций совместно с пояснитель­ными и вспомогательными материалами и информаци­ей. Этот документ направляется правительствам от име­ни Комиссии с просьбой представить по нему свои за-


мечания. Впоследствии Комиссия учитывает эти заме­чания правительств при составлении- окончательного проекта, который представляется в ГА ООН для приня­тия соответствующего решения.

Наиболее существенные результаты кодификации достигнуты Комиссией в области права международных договоров, права международных организаций, дипло­матического и консульского права, международного пра­ва в период вооруженных конфликтов.

Литература:

Василенко В.А. Основы теории международного права. - Киев, 1988.

Левин Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. - М., 1974.

Лукашук И.И. Нормы международного права. - М., 1997.

Лукин П.И. Источники международного права. - М., 1960.

Минасян Н.М. Источники современного международного права. -,Ростов-на-Дону, 1960.

Мовчан А.П. Кодификация и прогрессивное развитие меж­дународного права. - М., 1982.

Черниченко С.В. Международное право: современные тео­ретические проблемы. - М., 1993.

Кодификация международного права как вид правотворческой деятельности государств ориентирована на договорное оформление отдельных отраслей международного права.

Установочно понятие "кодификация" по своему смысловому содержанию происходит от двух латинских слов - "codex" и "fació", что вместе означает "создание сводного закона в форме кодекса".

В историческом плане первым ученым, кто предложил привести свод норм международного права к единому кодексу, был Дж. Бентам (J- Bentam). Именно ему, Дж. Бентаму, принадлежит авторство самого термина "кодификация". Его академический труд под названием "Принципы международного прав", где представлены основополагающие теоретические постулаты по выработке кодекса (code) норм международного права, прошел научную редакцию в период с 1786 по 1789 г. Однако этот труд Дж. Бентама увидел свет только после кончины самого автора.

Выступая в качестве особого вида правотворческой деятельности государств в рамках их взаимодействия на мировой арене, кодификация международного права в постановочном плане выполняет сразу несколько задач. Во-первых, происходит пересмотр международно-правовых норм, показавших свою устарелость и непригодность. Во-вторых, проводятся мероприятия по выработке новых международно-правовых норм с принятием во внимание реальных потребностей развития международных отношений. В-третьих, созданные в результате кодификационной работы новые международно-правовые нормы фиксируются в едином упорядоченном режиме в рамках общего многостороннего договора.

Перевод процесса кодификации международного права в форму институционно-обустроенного феномена проявляет себя через создание упорядоченной системы подготовки текстов конвенционных актов - от представления первоначальных предложений по тематике предстоящей работы до созыва специальной конференции для заключения конвенции. Постановочно выведенная как цель - содействие прогрессивному развитию международного права и его кодификации - Комиссия международного права в рамках ее общих полномочий по выбору темы для кодификации принимает предложения, исходящие от Генеральной Ассамблеи ООН, по рассмотрению конкретной тематики для предстоящей работы в формате приоритета. Конечный продукт работы комиссии - проект конвенционного акта - представляет собой завершающий этап в институционном обустройстве позитива деятельности мирового сообщества под названием "прогрессивное развитие международного права и его кодификация". В ситуации, когда созыв (по решению Генеральной Ассамблеи ООН с подачи Комиссии международного права) международной конференции для заключения конвенции представляется логическим элементом институционно-правового формата работы по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, опубликование доклада комиссии, принятие доклада к сведению или одобрение доклада в специальной резолюции Генеральной Ассамблеи - все это образует целостный по форме позитив действия мирового сообщества в рамках процесса прогрессивного развития международного права и его кодификации.

Установление сущностного содержания понятия "кодификация международного права", как оно проявилось в науке и практике современного международного права, предметно проводилось с учетом временных показателей принятия 21 ноября 1947 г. Положения о Комиссии международного права. Дело в следующем. Содержащееся в ст. 15 Положения терминологическое обозначение понятий "прогрессивное развитие международного права" и "кодификация международного права" прямо ориентирует всех ученых, осуществляющих свои исследования по соответствующей проблематике, использовать в своих концептуальных определениях эти понятия. И уже конкретно. Определение термина "кодификация международного права", как оно представлено в ст. 15 Положения, обозначает существо понятия как более точное формулирование и систематизацию норм международного права в тех областях, уже проводится широкая государственная политика, имеются прецеденты, доктрины.

В развитие обозначенных задач по точному формулированию и систематизации международно-правовых норм с перспективой всестороннего регулирования конкретной области международных отношений кодификация международного права призвана содействовать процессу совершенствования мирового правопорядка.

Как и любой вид правотворческой деятельности, кодификация международного права включает в себя два этапа, а именно: 1) согласование воли государств по поводу текста предполагаемого общего многостороннего договора; 2) выражение государствами своего согласия на обязательность данного международно-правового акта. Институциональным органом по кодификации международного права, в общем порядке признанным мировым сообществом, выступает Комиссия международного права ООН. Комиссия излагает свои проекты в форме статей и далее рекомендует данный проект государств - членов ООН для заключения соответствующей конвенции (ст. 20 и 23 Статута Комиссии).

По результатам содействия упорядоченности международно-правовых отношений установлено значение процесса кодификации в параметрах содействия установлению и развитию норм общего международного права. Критерием всего процесса кодификации международного права выступает выработка таких международно-правовых актов, которым присущи универсальность и всеобщность. В обозначенных параметрах суверенного равенства все государства - члены мирового сообщества имеют право на участие в кодификационных конвенциях. В Венской декларации об универсальности, которая была принята па Дипломатической конференции полномочных представителей но праву международных договоров (Вена, 1968-1969 гг.), предметно заявлено: многосторонние договоры, касающиеся кодификации и прогрессивного развития международного права или объекта и цели в режиме общего интереса для международного сообщества в целом, должны быть открыты для всеобщего участия.

Конкретность и четкость общепризнанных критериев участия в кодифицированных конвенциях однозначно устанавливают следующее. Все государства - члены мирового сообщества через свое участие в процессе кодификации международного права призваны содействовать упрочению современного международного правопорядка.

Прогрессивное развитие международного права и его кодификация в режиме целостного взаимодействия и единства всего процесса предметно ориентированы на выработку международных конвенций, призванных регулятивно воздействовать на новые области международных отношений, которые до этого не были урегулированы на основе права. Распространение действия международного права в параметрах целостного охвата всех областей и направлений развития международных отношений оказывает позитивное влияние на процесс упрочнения международного правопорядка. Поступательное развитие человеческой цивилизации сопряжено с возникновением новых областей сотрудничества государств в рамках регулятивного воздействия права. В этом плане меры, предпринимаемые мировым сообществом по прогрессивному развитию международного права и его кодификации, объективно вписываются в насущные потребности человеческой цивилизации и оказывают качественно позитивное влияние на современный правопорядок в плане обеспечения его юридической целостности и институционной завершенности.