Приметы после похорон и во время них соблюдаются не одну сотню лет. Считается, что пренебрежительное отношение к ним может грозить неприятными последствиями, вплоть до наведения на самого себя порчи.

В статье:

Приметы после похорон, до и во время погребения

Существует множество примет, которые предписывают родственникам покойного и всем остальным, кто пришел проводить его в последний путь, как вести себя на похоронах, и что нельзя делать. Часть из них потеряна в прошлом и до наших дней не дошла, но много примет, связанных с похоронами, соблюдается и по сей день.

Несоблюдение большинства суеверий и примет грозит серьезными последствиями - от болезней до летального исхода. Энергетика смерти - очень тяжелая, и ошибок она не прощает. Поэтому постарайтесь запомнить и соблюдать приметы во время похорон.

В прошлом все знали и соблюдали . Современные же люди мало задумываются о том, как правильно организовать погребение и что вообще делать. Сложно найти представителя современной молодежи, которые бы имели такие знания, поэтому за тем, что происходит во время погребения, обычно следят люди постарше. Но это не значит, что вам не нужно перенимать этот опыт.

Суеверия, связанные с похоронами - в доме

Даже во время существования многочисленных ритуальных контор немалая часть организационных вопросов лежит на родственниках умершего человека. Есть много моментов, которые необходимо учитывать.

Покойника нельзя оставлять одного, не только в доме, но даже в комнате. Рядом с гробом постоянно кто-то должен находиться. Этому есть множество причин. Предметы, связанные с покойным, имеют большую магическую силу. Иногда их стремятся украсть те, кому необходимы эти вещи для ритуалов. Следует стараться, чтобы это не попало в плохие руки. Церковь же считает, что душе умершего нужна молитвенная поддержка, поэтому нужно читать псалмы и . Кроме этого, оставить без присмотра - это неуважительно.

Есть и еще одна причина этому. У умершего могут открываться глаза, и тот, на кого упадет его взгляд, скоро умрет. Для того, чтобы не допустить этого, возле гроба должен находиться тот, кто закроет глаза мертвому в случае, если они откроются.

Возможно Вас заинтересует статья: приметы если .

Сразу же после смерти следует позавешивать все зеркальные поверхности непрозрачной тканью. Это нужно, чтобы душа покойного не провалилась в зеркальный мир вместо загробного. На протяжении сорока суток не открывают зеркал, ведь все это время дух находится в родных для него местах.

Предмет мебели, на котором стоял гроб, следует перевернуть вверх ногами, когда его повезут на кладбище. Поставить его обратно можно только про прошествии суток. Если проигнорировать такую примету, умерший может вернуться в виде духа. Чтобы не допустить накопления негативной энергии смерти, следует положить на месте гроба топор.

Фотографии к покойнику не кладутся ни в коем случае, иначе изображенные на ней умрут. Так можно навести порчу и сжить врага со свету. Впрочем, к фотографиям уже умерших (например, родителей покойного) это не относится.

Вода, которой мыли умершего, выливается в безлюдных местах. Так вы не допустите ее использования в магии, ведь для добрых дел такой водой не пользуются. Все, что было связано с мертвым – расческа, мыло, использованное для обмывания, жгуты, для связывания рук и подобные вещи - кладется в гроб. Пользуются такими вещами только для наведения порчи.

Когда у покойника теплятся ноги до самого погребения - это предвестье скорой гибели кого-то из проживающих в доме. Во избежание этого, мертвеца следует задобрить, положив в гроб хлеб да соль.

Пока в жилье есть умерший, нельзя заметать, так можно «вымести» на кладбище всех, кто тут проживает. А вот когда его увезут хоронить, должен остаться человек, который подметет и вымоет пол, чтобы выгнать из жилья смерть. Инструменты для такой уборки сразу же уносят из помещения и где-нибудь выбрасывают, хранить их и использовать нельзя.

Обязательно следует оставить в гробу новый носовой платочек, чтобы умершему было чем во время суда вытирать пот. Очки, протезы и подобные вещи также кладите внутрь гроба - личные вещи должны отправиться в иной мир вместе с владельцем.

Если возле вас проходят похороны, а кто-то из членов вашей семьи спит, обязательно разбудите, ведь в спящего человека может влезть душа умершего. Не все покойники спокойно принимают то, что им больше не жить, и пытаются остаться в мире живых. Особенно следует беспокоиться за детей и не давать им спать во время похорон. А если ваш ребенок в это время ест, ставьте под колыбель воду.

В комнату, где находится гроб, нельзя пускать собак и кошек. Они могут побеспокоить его дух. Запрыгнувший в гроб . Вой и мяуканье пугают мертвых.

Возле порога дома с покойником, кладутся еловые ветки, чтобы родственники и друзья, которые пришли почтить память, не унесли смерть в свое жилище.

Нельзя спать в помещении с умершим. Если это случилось, с утра нужно съесть лапшу на завтрак.

Обмывают мертвых только вдовы. Обмыть и одеть в чистое нужно до того, как остынет тело. Зато после подобного занятия можно сделать обряд, чтоб руки никогда не мерзли. Для этого из щепок и прочих деревянных остатков, из которых делался гроб, возжигают небольшой костёр и все участники обмывания греют над ним руки.

Почему нельзя смотреть через окно на похороны

Если возле вас проходят похороны, нельзя смотреть в окно, иначе пойдете следом. Имеется такая примета, однако мало кто точно знает, почему нельзя смотреть через окно на похороны. Считается, что некоторое время душа усопшего находится рядом с телом, которое, как известно, во время похорон находится в гробу. Она испытывает дискомфорт от пристального разглядывания через оконное стекло, и, даже если хоронят во всех смыслах хорошего и незлобливого человека, его дух может отомстить за такую невежливость.

Известно, как может отомстить дух покойного - утащить с собой в мир мертвых. Старики утверждают, что если смотреть в окно на похороны или покойника вообще, можно серьезно заболеть. Эта болезнь может привести к летальному исходу. Особенно это поверье касается детей, энергетическая защита которых слабее, чем у взрослых. Справиться с ребенком мстительный дух сможет гораздо быстрее.

Если взгляд на покойного был случайным, что совсем не редкость, в старину тут же отводили взгляд и осеняли себя крестным знамением трижды, а также мысленно желали Царствия небесного усопшему и молились о его душе. Если у вас появилось желание посмотреть на похоронную процессию, нужно выйти за дверь квартиры или калитку и смотреть с улицы. У многих появляется такое желание, и ничего дурного в сочувствии даже незнакомому человеку нет.

Плохие приметы на похоронах - на улице и на кладбище

Ни при каких условиях не переходите путь похоронной процессии. Как правило, тех, кто не соблюдает этого правила, ожидает тяжелая болезнь. Допустить подобное сложно.

Некоторые считают, что если перейти дорогу погребальной процессии, можно умереть по тем же причинам, по которым умер тот, кого хоронили.

Если могила вырыта слишком больших размеров, это может грозить смертью еще одному члену семьи. Подобное значение придается забытой в доме крышке гроба. Не следует допускать этого.

Нельзя нести гроб родственникам. Это должны делать друзья, коллеги, соседи или люди из ритуального агентства - кто угодно, кроме родни. Иначе покойный может забрать их с собой. Люди, которые несут гроб, должны повязать на руку новое полотенце.

Задумывались ли вы, зачем каждый, кто пришел на похороны, бросает на гроб горсть земли? Для того, чтобы призрак не мог приходить по ночам.

Закрывать крышку гроба можно только на кладбище. Если сделать это дома, смерть придет в семью умершего и к тем, кто заколотит гроб.

Когда выносят гроб, нельзя заглядывать в окна - не важно, свои или чужие, иначе притянете в этот дом смерть. Для того, чтобы никто из родни умершего не умер в скором времени, не оборачиваются назад.

Нельзя идти перед гробом - это к смерти.

Если при выкапывании могилы натыкаются на то, что осталось от старой – кости, например, это предвещает покойному хорошую жизнь на том свете и означает, что его дух не будет беспокоить живых.

Перед тем, как опустить гроб в землю, туда кидают монеты на выкуп места на том свете.

Приметы и суеверия на похоронах - после погребения

Во время поминок, как правило, ставят фото покойника, а возле него – стаканчик с водкой (иногда с водой) и кусок хлеба. Тот, кто выпьет эту водку или съест хлеб мертвого, заболеет и умрет. Даже животным нельзя отдавать.

После того, как вернетесь с похорон, обязательно согрейте руки живым огнем или вымойте их в горячей воде. Так вы обезопасите себя от ранней смерти. Многие вместо этого трогают печь или зажигают свечи, чтобы сжечь все, чего можно было нахвататься на похоронах.


Нельзя плакать по умершему слишком много, иначе он утонет в ваших слезах на том свете.

У каждого человека есть любимые места. Оставляйте там воду, ведь душа еще некоторое время находится среди живых, и время от времени ей нужна вода. Пусть она стоит сорок дней, время от времени доливайте. Столько же нельзя пить родне умершего, а также должна гореть лампадка.

Уходить с кладбища следует, не озираясь назад. На выходе вытирают ноги.

Образ, который стоял перед умершим, нужно пустить по воде. Едут к реке и кладут на воду, чтобы плыла. Хранить ее нельзя, выкидывать тоже, вода - единственный способ избавиться от иконы так, чтобы это не принесло беду. Во всех других случаях относите иконы в церковь, там решат, что с ними делать.

Если были куплены лишние принадлежности для погребения, их кладут в гроб или оставляют на кладбище. Можно и потом унести, если проворонили этот момент. Можно не считать количество венков и лент к ним, но они останутся на кладбище в любом случае.

Притча о богатом и убогом Лазаре. Лубок.

В одной семье случилось несчастье — жена умерла родами, оставив сиротой новорожденного ребенка. Ее, как положено, похоронили, справили поминки. Поплакали. Что делать, тяжелая утрата, но надо жить дальше, выхаживать и воспитывать ребенка. Стали замечать, что по ночам кто-то приходит в дом. Вот скрипнула входная дверь, в сенях загремело задетое кем-то пустое ведро. Слышно, как кто-то тихими шагами подходит к колыбели младенца, успокаивает его негромким голосом. Заскрипела колыбель, как будто кто-то ее слегка покачивает. Потом слышится чмоканье, как будто ребенок сосет материнскую грудь. Зашуршало одеяльце — ребенка укладывают назад в колыбель. Снова слышатся шаги, удаляющиеся к двери. Опять стукнула входная дверь. И все затихло. Отец младенца и родные видят, что прежде здоровый ребенок стал чахнуть и слабеть на глазах.

Что делать? Пошли за советом к соседской бабушке Марье. Про нее все говорят, что она «знает» — умеет заговаривать болезни, ворожить, лечить от сглаза и порчи, которые насылают злые люди. «Вот так и так, слабеет ребенок. Помогите, бабушка», — говорит отец. — «А не слышите ли вы шаги по ночам? Не скрипит ли детская колыбель?» — спрашивает бабушка Марья. «Да, слышим шаги. Слышим, как будто кто-то ребенка кормит грудью и качает колыбель. Но никого не видно. Мы думаем, что это нам только чудится». — «Это умершая мать к нему приходит. Если ее не остановить, она заберет ребенка с собой на тот свет. Купите новый горшок. Перед тем как ложиться спать, зажгите свечу и накройте ее сверху горшком. А когда услышите шаги у колыбели, откройте свечу. Тогда сами увидите, кто приходит к ребенку».

Послушался отец совета бабы Марьи. Купил новый глиняный горшок. Вечером зажег свечу, накрыл ее горшком, лег на кровать, но сам не спит — ждет, что дальше будет. Наступила полночь. Скрипнула входная дверь, послышались шаги. Вот они остановились у детской колыбели. Отец быстро снял горшок со свечи и глазам своим не поверил — с ребенком на руках стояла его умершая жена. Одета она была в ту самую одежду, в которой ее похоронили. «Не дал ты мне выкормить ребенка. Теперь корми сам.

Я сюда больше не приду», — сказала она онемевшему от изумления мужу. Положила ребенка в колыбель, а сама быстро вышла из дома. С тех пор она перестала приходить по ночам. И ребенок быстро поправился. А если бы так не поступили, ребенок бы умер — забрала бы его мать с собой в загробный мир.

Разве может покойник быть ходячим? Разве может умерший и похороненный человек вставать из гроба, ходить по земле, являться в дом к своей семье, ухаживать за своими детьми, помогать родным по хозяйству? Народная традиция считает, что может, если по каким-то причинам этот покойник не получил успокоения на «том свете». А причины эти могут быть очень разными. Например, покойник ходит, если его удерживает на земле какое-то важное дело, которое он не успел доделать при жизни: нераскаянный грех, какое-то невыполненное обещание, незаконченная работа, невозвращенный долг или неизбытая вина перед кем-нибудь. Обещал человек выполнить кому-то работу — смастерить сани или лодку. И умер, не доделав работы. Или взял человек в долг у кого-нибудь денег и умер, не отдав долга. Это его тяготит за гробом, не дает успокоиться. Он начинает приходить с того света, беспокоить и пугать живых. Такие покойники возвращаются по ночам к себе домой, бродят по комнатам, передвигают мебель, гремят посудой, пытаясь выполнить то, что не дает им покоя на «том» свете.

Такие покойники не стремятся причинить вред живым людям или напугать их, они часто обращаются к людям с просьбой выполнить за них нерешенное дело. Человек, который при жизни не отдал соседу деньги за купленного им коня, каждую ночь приходит домой и ищет деньги, чтобы возвратить их соседу. Священник, который умер, не исполнив всех заказанных ему молитв, приходит по ночам в пустую церковь, чтобы это сделать. Человек, который при жизни украл у своего знакомого какую-то вещь и не признался в этом перед смертью на исповеди, по ночам ищет эту вещь у себя дома.

И если умерла женщина, оставив маленького ребенка, она будет приходить ночью, чтобы покормить и перепеленать его. Только для ребенка забота умершей матери вредна и смертельно опасна. Ведь любое соприкосновение с миром мертвых для живых людей губительно, а для маленьких детей — и подавно.

Померла у одного мужика жена. Двое ребят осталось. И вот она ночью придет, берет девчонок, наливает воды и купает. И так каждую ночь. Аж замыла детей, они такие худенькие стали. Отцу говорят утром, что их мама приходит, а отец говорит: — Как же, я не вижу, как же мне узнать? Взял золы, насыпал по полу, думал, ступни будут. Поднялся утром, дети спят. Ничего нет, а дети говорят:

— А она нас моет, каждый день будит нас и моет.

А ему-то она не показывается. А однажды утром на полу увидел ступни. И не знает, что делать. Начал по людям ходить, спрашивать. Ему говорят:

— Возьми осиновый кол, выстругай и над головой забей.

И вот мужик нашел кол, забил, и мать перестала ходить и детей мыть (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 270).

Покойник может возвращаться из загробного мира и по другой причине — если его похоронили неправильно, нарушили погребальный ритуал. Или одели в неудобную одежду, обули в неудобную обувь, забыли подпоясать. Если человек при жизни плохо видел, а ему в гроб забыли положить очки, он будет приходить и просить свои очки. Если при жизни он был хромым и ходил с палкой, а его похоронили без нее, он будет возвращаться за палкой. Чтобы прекратить такие посещения, нужно сделать, как просит покойник.

С.И. Каликина. О девице Марии и ее посмертном явлении отцу. Лубок. Начало XX в.

Умерла у меня сестра, муж-то уехал, и осталась я ночевать одна. Лежу, а сама еще не сплю <…> Лежу я так, лежу, да только чувствую, что кто-то сидит на диване. Испугалась немного и стала приглядываться. Всмотрелась в темноту-то, а на диване сидит моя сестра <…> И начала я с ней разговаривать. Сначала я спросила ее: «Неужто это ты, Марийка, пришла?» А она сидит, бывало, как раньше, когда болела. А потом и говорит: «Тяжело мне, Нина, лежать-то там, больно уж дышать трудно». Я тут и опомнилась немного. Да, а пришла-то она ко мне ровно в полночь <…> А сама я в это время все молитву читаю шепотом. Начала креститься. Включила свет, а на диване уж никого и нет, только дверь скрипнула <…> Так вот, она и приходила ко мне два раза и все жаловалась: «Что ты, Нина, мне крест-то какой тяжелый поставила?» Приехал мой муж через два дня, я ему все и рассказала. Порешили мы с ним убрать железный крест. Убрали мы крест железный и поставили деревянный. Ну, больше она и не приходила (Нижегородская обл., Корепова 2007, 148).

Часто покойники просят «передать» им на «тот свет» нужную вещь. Ее можно просто закопать в его могилу. А можно положить в гроб к другому покойнику, которого еще не похоронили. Рассказывают, как мать умершей девушки надела ей в гроб туфли на высоких каблуках. Через некоторое время после похорон девушка стала приходить к матери и жаловаться, что ей в загробном мире тяжело ходить на таких каблуках, и просила передать ей тапочки. «Как же я тебе передам?» — удивилась мать. «Завтра к нам будет ехать один парень. Отдай ему. Он мне передаст». Дочь назвала точный адрес, по которому живет этот парень. Мать, захватив тапочки, отправилась по этому адресу. Пришла в дом и увидела, что там похороны — хоронили молодого парня. Мать рассказала родственникам парня о просьбе дочери, и ей разрешили положить в гроб тапочки. На следующую ночь дочь пришла и сказала: «Спасибо, мама!» Больше она уже не возвращалась с «того света».

Покойники приходят, если живые очень тоскуют, плачут по ним. Покойнику тяжело на «том свете», если родственники слишком сильно и слишком долго выражают свое горе. Говорят, что в этом случае умерший вынужден таскать с собой тяжелые ведра слез, которые выплакали по нему его родные. Или же он лежит в могиле мокрый от этих слез. Поэтому в народной традиции запрещалось плакать по умершему после того, как гроб опустят в могилу. Покойник при случае сам может попросить своих близких не плакать по нему.

Сын родный умер. А он был единственный-единственный, один. Мать со стариком остались вдвоем. И она так плакала, так плакала по этому сыну… Шесть недель прошло, она все плачет. Там соседки ей говорят:

— Сходи ты к священнику, посоветуйся… Ну, она пошла к священнику и стала ему рассказывать. А священник ей отвечает:

— Слушай, если не боишься, то ты согласишься, ты все сама увидишь. Ты ничего не бойся. Вот согласишься в церкви переночевать — все сама увидишь <…>

Ну, он ей церковь открыл. Очертил ее. И он ей строго-настрого сказал:

— За черту не выходи! В сторону никуда не гляди, гляди прямо. Прямо на алтарь <…>

Ну, священник ушел. Времени там сколько прошло… Все на свете, она все на свете увидела, она всех покойников-то увидела! Ой! И как вышли удавившиеся — которые идут плачут. Потом вот все, которые в церкви отпетые, — идут. И самым последним увидела своего сына: мокрый идет такой, дряблый. Подходит сын к ней и говорит:

— Мам, не плач ты! Ты так сильно плачешь по мне! Ты посмотри, какой я мокрый. Как мне тяжело лежать. Не плач ты, мам!

И он прошел <…> Потом уже эта баба плакать не стала (Нижегородская обл., Традиционный фольклор, 309).

Если жена слишком много плачет по умершему мужу, она может «приплакать» его к себе, и он превратится в ходячего покойника. Будет приходить к ней по ночам, будет разговаривать с ней, целовать ее и даже помогать по хозяйству. Потому что слезами, своей тоской она не будет давать ему покоя на «том свете». Посещения умершего мужа очень опасны. Женщина сохнет, становится бледной, слабой и, в конце концов, умирает — покойник ее «утягивает» за собой на «тог свет». Сама женщина обычно не в силах понять, что с ней происходит и обречена на смерть, если окружающие вовремя не предпримут решительные меры, чтобы прекратить посещения покойника.

Покойники могут являться. Одни как следует, другие как кошка покажутся. Как будешь жалеть, плакать, то покажутся. Их ругают: «Не ходи ко мне, чего ты ходишь!» Если жена или мать все жалеют, то они ходят. Женщина плачет о муже, он и явится. Тут к одной, к Настасье, ходил. Ездил вместе с ней за дровами. Нарубит, на сани сложит, привезет и во дворе все сделает. Свекор подслушал: «Ты с кем разговариваешь?» — «То Федор пришел». Всякое подкладывали, чтобы не ходил, а он каждый день показывался. Последний раз пришел, крест с нее рвал. Если бы не свекор, задавил бы. Ходил до сорокового дня. Они хотят ведь с собой увести, им ведь жалко, что остались… (Новгородская обл., Черепанова 1996, 22)

Не только умерший муж может прийти к жене, но и погибший на чужбине жених может прийти к невесте, чтобы забрать ее с собой, в могилу. Если девушка вовремя сообразит, что имеет дело с мертвецом, у нее есть шанс остаться в живых. Для этого нужно протянуть время до крика первых петухов, после которого покойник уже не имеет власти над живым человеком и вынужден уйти в могилу.

«Дружили парень с девушкой. У нее родители были богаты, а у него бедны. Ее родители не соглашались выдать за него замуж. Он умер где-то на чужбине, от нее это скрывали, и она продолжала его ждать. Вот как-то ночью у ее окна остановились сани, а из них вышел ее любимый: «Собирайся, я увезу тебя отсюда, и мы обвенчаемся». Она шубу накинула, вещи в узелок связала и выскочила за ворота. Посадил ее парень в сани, и они помчались. Темно, только месяц светит. Парень говорит: «Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?» Она отвечает: «Я с тобой ничего не боюсь!» Дальше едут. Он опять говорит: «Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?» Она опять: «Я с тобой ничего не боюсь». А самой жутко стало. У нее в узелке Библия была, она ее из узелка потихоньку вытащила и за пазуху спрятала. В третий раз он ей говорит: «Месяц светит, покойник едет. Ты его не боишься?» — «Я с тобой ничего не боюсь!» Тут кони остановились, и она увидела, что приехали они на кладбище, а перед ней раскрытая могила. «Вот наш дом, — сказал жених, — полезай туда». Тут девушка сообразила, что ее жених — мертвец и что надо время тянуть до первых петухов. «Полезай ты первым, а я буду вещи тебе подавать!» Развязала она узелок и стала подавать по одной вещи — юбку, кофту, чулки, бусы. А когда подавать стало нечего, она накрыла могилу шубой, сверху Библию положила и побежала. Добежала до часовни, двери, окна перекрестила и просидела там до рассвета, а потом пошла домой (Восточная Сибирь, Зиновьев 1987, 273-274).

Впрочем, не всегда эта история кончается благополучно. В других случаях покойнику все же удается затащить девушку в могилу или она умирает от страха. Легенда о женихе-мертвеце известна во многих славянских и европейских традициях. В западноевропейской литературе этот сюжет получил широкое распространение благодаря романтической балладе немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора». В ней рассказывается о девушке, за которой ночью явился жених, убитый на войне, и затянул ее в могилу. На русский язык баллада была переведена В. А. Жуковским. В европейских, как и в славянских версиях легенды, сохраняются общие мотивы: мертвый жених является к невесте ночью на коне при свете месяца и по дороге на кладбище спрашивает, не боится ли она его. Бюргер в балладе сохранил эти детали:

И мимо их холмы, кусты,

Поля, леса летели;

Под конским топотом мосты

Тряслися и гремели.

«Не страшно ль?» — «Месяц светит нам!» —

«Гладка дорога мертвецам!

Да что же так дрожишь ты?» —

«Зачем о них твердишь ты?»

Чтобы отвадить ходячего покойника, нужно сделать что-то нелепое. Что-то такое, что не принято в человеческом обществе. Здесь действует принцип: «Лихое лихим вышибают». Ведь приход покойника с «того света» — это нелепость, неправильность, нарушение природных и человеческих законов. Значит, чтобы это прекратить, нужно самому сделать что-то такое же нелепое, неправильное, что навсегда отвратит покойника от этого дома. Вернее, сделать не всерьез, а понарошку. Например, нужно сесть ночью на порог, расчесывать волосы и грызть семечки. Покойник придет и спросит: «Что ты делаешь?» На это нужно ответить: «Вшей грызу». Ведь никто в действительности вшей не ест — это мерзко и противно. «Разве можно вшей есть?» — удивится покойник. «А разве можно мертвому к живой ходить?» — нужно ответить ему. Тогда он хлопнет дверью и навсегда уйдет из дома.

Поминовение усопших в XVII в. Из "Путешествия" Адама Олеария.

Есть еще один похожий способ — одеть в свадебные одежды брата и сестру, накрыть свадебный стол и ждать прихода покойника. Ведь брат с сестрой не могут пожениться, значит, это тоже нарушение законов, принятых в обществе. Одна женщина, к которой приходил покойный муж, так и поступила. И вот что у нее из этого получилось:

О, значит, умер один мужчина. Ну, его похоронили, все такое. Ну, хозяйка осталась одна. Все разошлись, родня. Ну там пол вымыла и легла спать. И приходит к ней муж:

— Я с тобой буду спать ложиться! <…>

Она так и сяк, так и сяк — ну никак не отбиться! И на третий день, и на четвертый так! Потом она к соседям стала ходить. У соседей переночует, придет домой — что-нибудь разворочено! <…>

Она к священнику. А тот сказал: «Надо Про-клёнутую книгу почитать» (Проклёнутая книга снимает проклятие). Ну, по пути (она идет из церкви, от священника) попадается ей тоже соседка.

— Ты где была?

— Ай, — говорит, — Матрена, не спрашивай! Мужа схоронила, никакого спокою не дает! Ходит ко мне!

— Дура ты дура! У тебя есть дочка?

— Да у меня и дочка есть, и сын. Да уж замужем.

— Ничего! Вот пойди, приведи дочку, приведи сына. Возьми круглый хлеб, возьми свечку. И встань по ходу двери за притолоку. Поставь ступу и пест. А молодых поставь за стол. Свечку зажги и хлеб положи. Солонку соли поставь. А сама за дверью стой. И пест держи. Как он придет, так его пестом-то и хлобыстни!

Как он входит… Время-то приходит уж. Шум такой поднялся страшный. Как ветер вроде бы. Открывается дверь. Он как входит, так и говорит:

— А нет, — говорит, — такого закона-то — брата с сестрой венчать!

А она в это время — трах его пестом по голове! — Нет, — говорит, — закона в двенадцать часов с кладбища ходить!

И все. И перестал ходить, да (Новгородская обл., Традиционный фольклор, 304-305).

Приходя с «того света», покойник приносит своей жене угощение — конфеты, пряники, сласти. Ночью они так и выглядят, зато при свете дня превращаются в уголь, сухие листья и мусор. Ведь в загробном мире все перевернуто по сравнению с земным. Что в том мире еда — у нас мусор.

Уж больно сильно горевала, плакала женщина по своему мужу. И стал ходить он к ней ночью. Гостинцев приносил ребятам. Утром, люди говорили, будто через трубу вылетал. И вместо конфет на столе лежали угольки, земля. Привел ей как-то корову. Перекрестила она корову и… [корова] рассыпалась. Люди ей говорят: «Нюрка, ты что делаешь? Ты что привадила его-то? Молись, молись». И вот с матерью своей она дома осталась, ждут. Научили ее отвадить мужа-то. Пришел он. Она его обняла и сказала: «Во имя Отца и Сына. Аминь». Руки вокруг него сомкнула, он прахом и рассыпался, а в руках лишь цинковое корыто из какого-то богатого дома. Вот корыто у нее и осталось (Нижегородская обл., Корепова 2007,157).

Часто говорят, что это не покойный муж приходит к жене, а черт, нечистый принимает облик умершего мужа, чтобы погубить женщину. Поэтому он всегда старается держаться лицом к женщине, чтобы она не увидела его хвост и его спину — ведь спина у чертей выгнута корытом. По этой примете их всегда можно опознать. Кроме того, он старается прятать ноги — ведь у него вместо ног лошадиные или коровьи копыта.

Призрак. Из лубочной книги XIX в.

К тому, кто сильно тоскует по покойнику, черт может прилетать в виде огненного змея. Такой змей летит по воздуху как огненный шар, огненная звезда или огненная стрела. Этот шар рассыпается искрами над трубой дома, куда он летит, и оборачивается умершим родственником, чаще всего мужем. Такой змей не может подойти к женщине, если она окружена детьми — ведь дети безгрешны. Спасти от него может и трава чертополох, развешанная над дверями и окнами, кресты, святая вода, молитва или ругань.

Есть у нас лукавики, покойники, которые летают домой. Вот если кто ревет о ком-то умершем, летит к ним, то как шар огненный, то как змея с хвостом. А как увидишь — пропадет. Вот к соседке Анне Кривушке летал муж (бревном его убило). Летел, как змея огненная, ахнул колесом об крышу. Требовал, чтобы она убрала детей от себя. Даже на жниву летал. Люди не видят, а она видит, разговаривает с ним. Умывали ее пелесной травой от нечистой силы. <…> Ходят лукавики в двенадцать часов дня и в двенадцать часов ночи. Днем как люди ходят, а ночью — как змей летают (Нижегородская обл., Корепова 2007, 164).

Эту разновидность нечистой силы называют летунами или налетами. Посещения летуна чрезвычайно опасны. Если их сразу не прекратить, то на двенадцатый раз он убивает свою жертву.

У меня молодой муж-то умер, оставил мне четверых парней. Как я буду жить? Я была I вся в долгах, я плакала. Вот какое привидение мне было. И стукал, и брякал, и дверь открывал, и кричал, и крышу мне обрывал, и холодильник у меня он утаскивал. Это называется — летуны летают. Поднимается с могилы — как плетенка, жар и хвост черный. Вот рассыпался он — и вот человек. Открывает двери, зовет: выходи! Я своего-то видела только по пояс, а ноги не видела. Я вскочила: ба! Ног-то у него нету… Приносил гостинцев мне. Встала, на столе навоз лежит. А если позовет и пойдешь — у нас одну женщину убило (Нижегородская обл., Корепова 2007, 170).

Самый страшный вид покойников, возвращающихся с «того света», — это те, кто умер преждевременной или неестественной смертью. В народной традиции существует представление о сроке жизни, который дается каждому свыше и который каждый человек обязан прожить до конца. Люди, умершие «неправильной», или, как говорят в народе, «напрасной» смертью, не уходят в загробный мир. Они продолжают существовать как бы на границе мира живых и мира мертвых, доживая на месте своей гибели отмеренный им срок.

Поэтому ходячими покойниками становятся самоубийцы, а также те, кто скончался от несчастного случая (например, замерз пли утонул), был убит в молодом возрасте. После смерти ходит и тот, кто умер, не вступил в брак, то есть не прожил полновесной жизни и не выполнил основного человеческого предназначения — не оставил потомства. К числу «неправильных» покойников относятся и люди, при жизни знавшиеся с нечистой силой, а также проклятые своими родителями и умершие с неснятым проклятием. Ведьмы и колдуны становятся ходячими покойниками, особенно в том случае, если умерли, не передав никому своих тайных знаний. Умершие «неправильной» смертью считаются нечистыми покойниками, недостойными обычного погребения и поминовения, опасными для живых людей. Именно из таких покойников происходят многие мифологические персонажи, приносящие вред людям, — упыри, русалки, кикиморы и многие мелкие демоны.

В науке «неправильных» покойников принято называть заложными. Этот термин был введен известным русским этнографом Д. К. Зелениным, который в начале XX века первым описал народные представления о таких покойниках и связанных с ними мифологических персонажах. Зеленин взял это слово из вятского говора, поскольку именно в окрестностях Вятки он впервые столкнулся с мифологическими верованиями подобного рода.

Крестьяне избегали хоронить «нечистых» покойников, особенно самоубийц, на кладбищах, считая, что это неизбежно повлечет за собой серьезные бедствия для всей общины. Тела таких покойников часто вообще избегали зарывать в землю, а относили в овраги, болота, низменные и топкие места, подальше от людских глаз, и там оставляли, закидывая листвой, ветками, мхом и тому подобным. Ученые считают, что слово «заложные», возникшее в русских народных говорах и перешедшее оттуда в научную литературу, обозначает именно способ погребения «нечистых» умерших. Их закладывали, то есть забрасывали разным мусором, ветками, валежником. Запрет хоронить «нечистых» покойников в земле, а тем более на кладбище вместе с «чистыми», «правильными» умершими, объяснялся тем, что в противном случае природа ответит людям на такое осквернение засухой, заморозками, бурями, неурожаем, мором и другими страшными стихийными бедствиями.

Представления о заложных покойниках возникли у славян в глубокой древности. Они оказались такими устойчивыми, что в несколько измененном виде продолжают существовать и в современной традиционной культуре. Поскольку «неправильные» покойники, не получая успокоения на том свете, ходят среди живых, то они также причисляются к разряду ходячих покойников.

В славянских поверьях наряду с представлениями о «неизжитом» веке существуют представления о «пережитом» веке, то есть о слишком длинной жизни. Люди, «пережившие» свой век, также опасны для окружающих. По народным воззрениям, колдуны и ведьмы умирают в глубокой старости, но это происходит не потому, что они изначально обладают большой жизненной силой, а потому, что они отбирают ее у других (у растений во время цветения, у коров, отбирая сметану и сливки из молока, у людей, укорачивая им жизнь). О слишком долго живущих стариках говорили: «Чужой век заедает».

Похоронный обряд (по привозе гроба лошадь отпрягают и оглобли откидывают в сторону дома, в виде очистительного обряда). Начало XX в.

По народным верованиям, те, кто утопился или повесился, не идет на тот свет, а ходит но земле, потому что Бог не призывает его к себе до тех пор, пока не наступит назначенный час. Самоубийцы показываются на месте своей гибели или месте захоронения, пугая живых своим появлением.

В роще на ветле повесился крестьянский парень Григорий. Едва только похоронили самоубийцу, как деревенские бабы стали толковать, что на том месте, где повесился Григорий, появилось привидение, которое было в образе Григория и показывалось прохожим. Оно настолько испугало проходившую мимо этого места женщину, что у нее отнялся язык. Кроме того, многие слышали, как из рощи, где повесился парень, стати доноситься рыданья и стоны. Однажды кучер соседнего помещика возвращайся к себе домой через этот лесок и встретил там Григория, с которым был дружен при жизни. «Пойдем ко мне в гости», — пригласил его Григорий. Кучер согласился. Пир был на славу, но пробило двенадцать часов, петух запел, и Григорий исчез, а кучер оказался сидящим по колена в реке, которая протекала недалеко от села (Саратовская губ., Зеленин 1995, 53).

Часто хождение «нечистых» покойников после смерти объясняют тем, что их «земля не принимает». Это представление нашло отражение и в проклятии: «Чтобы тебя земля не приняла». Считается, что таких покойников бесполезно зарывать в землю, она не держит их в себе, и они через некоторое время снова оказываются на поверхности.

Души заложных покойников с момента их смерти находятся в полном распоряжении у нечистой силы. Поэтому никакие молитвы и поминки не могут им помочь, и дьяволы мучат их до Страшного суда. По общему убеждению, самоубийцы «не своим духом» ходят, а с помощью нечистой силы, которая руководит ими. Часто думают, что ходит не сам покойник, а черт, залезший в его кожу или принявший его облик.

После смерти черти влезали в тех колдунов великих. Как колдун умрет, так черт в его туловище влезает и его водит, а черта не видишь. И таких ходячих колдунов очень боялись (Новгородская губ., Зеленин 1995, 62).

Это поверье послужило основой многих рассказов о смерти колдуна: умирая, колдун попросил своих детей перед похоронами облить его тело крутым кипятком (или обрызгать святой водой). Один из сыновей, забравшись на печку, ночью видел, как черти сняли с умершего отца его кожу, тело выбросили, а сами забрались в эту кожу. Когда труп колдуна облили кипятком или святой водой, черти выскочили, оставив одну пустую кожу.

За душой самоубийцы черти прилетают в виде бури или вихря. Поэтому когда бывает сильный ветер или буря, говорят, что где-то недалеко произошло самоубийство. Считается, что человек не сам лишает себя жизни, а доводит его до самоубийства сатана. О самоубийцах говорят, что они находятся «у сатаны в коленях» или «в когтях», «душу дьяволу отдали»; их называют «детьми дьявола», «чертовой жертвой». Черти возят на самоубийцах и опойцах (это те, кто умер от пьянства) воду и вообще используют их в качестве лошадей.

Церковная ограда. Пудожский уезд, Олонецкая губерния. Из коллекции фотографий И.Я. Билиьина. Начало XX в.

Одному кузнецу раз случилось попадыо подковать. Как-то ночью стучат к нему в окошко — подъехали на конях люди богатые, одеты хорошо: «Подкуй кобылу, кузнец». Пошел кузнец в кузню, подковал кобылу, только успел оглянуться — видит, это уже не кобыла, а попадья, недавно удавившаяся в этом селе. Тот, кто ее оседлал, оказался чертом, и другие, такие же черти, сидели кто на удавленниках, кто на пьяницах. Недели через две после этого случая кузнец умер (Рязанская губ., Зеленин 1995,55).

Похожие былички до сих пор рассказывают на Русском Севере:

Вот в кузнице ковал кузнец, и как-то вечером он запоздал. И приезжает к нему человек подковать лошадь. Он приготовил все: «Давай, — говорит, — сюда коней». Тот привел, а ноги-то у коней человечьи. Это, видно, черт приехал на утопленниках. Кузнец и прибежал домой без языка. Вот все говорят, что черт на утопленниках катается. Утонут да удавятся — самое плохое дело, на них черти воду возят (Новгородская обл., Черепанова 1996, 28).

После смерти заложные покойники сохраняют связь с местом своей смерти и своей могилы. Поэтому места, где произошло убийство или самоубийство, считаются в народе нечистыми и опасными. Там всегда присутствует дьявольская сила. В таких местах «чудится», «кажется», «видится». Человек, ступивший на такое место, может сбиться с дороги, тяжело заболеть и даже умереть. У скота, попавшего на такое место, может пропасть молоко.

Народ, следуя своей логике, упорно сохранял языческие способы захоронения «нечистых» покойников, не погребая их в земле. Уже в XIII веке древнерусский проповедник митрополит Серапион в своем «Слове о маловерии» обличает языческий обычаи выкапывать из земли удавленников и утопленников, чтобы избавиться от каких-то бедствий, вероятно засухи и голода: «Ныне видя Божий гнев, вы говорите: кто удавленника или утопленника похоронил, выкопайте его! О безумие злое! О маловерие! Этим ли Бога умолите, что утопшего или повесившегося выкопаете? Этим ли Божыо казнь хотите утишить?»

Церковь продолжала воевать с народными верованиями и в XVI веке, когда известный книжник Максим Грек вынужден был даже написать специальное разъяснение по этому поводу, называвшееся «Послание на безумное и богомерзкое заблуждение считающих, что вследствие погребения утонувшего и убитого бывают губительные для урожая земные стужи». Осуждая языческие суеверия, преподобный Максим Грек писал: «А мы, правоверные, какой ответ дадим в день судный, если тела утопленников или убитых не удостаиваем погребения, но на поле извлекши их, огораживаем кольями, а это беззаконно и богомерзко есть. А если случится весной студеным ветрам веять и наши посевы плохо всходят, то если знаем, где раньше был погребен утопленник или убитый, раскопаем окаянного и извержем его где-нибудь подальше, непогребенного кинем, по нашему великому безумию считая его виновником стужи».

Убеждение в необходимости погребать таких умерших в особых местах, отдельно от «родителей», было чрезвычайно сильно еще в начале XX века. Поэтому часто их хоронили на границах полей и перекрестках дорог, в лесу и других подобных местах. Особые способы погребения заложных покойников еще в XX веке сохраняли очень древние языческие черты: часто их хоронили в мокром месте, без гроба, повернув лицом в землю и в той одежде, в какой они были в момент смерти. На Русском Севере повесившихся даже не разрешали вносить в деревню, а хоронили под елью или между двумя елями. В других случаях хоронили на кладбище, но гроб зарывали в землю стоймя.

Часто полагали, что самоубийцу вообще не следует переносить на новое место для погребения, иначе он будет семь лет ходить на место своей гибели. Если же труп самоубийцы необходимо было перенести, то его переносили через перекресток, считая, что в этом случае самоубийца будет сбиваться с дороги и возвращаться назад.

Поминать самоубийц и упоминать их в заупокойной молитве считалось грехом, поскольку душа самоубийцы погибла навеки и такая молитва не только не умилостивит Бога, а, напротив, прогневает его. Самоубийц можно поминать раз в год, насыпая на перекрестках крупу для птиц или раздавая милостыню нищим поминальной едой — блинами, пирогами, крашеными яйцами.

Некоторым людям после похорон родственника либо хорошего друга, подруги начинают являться их фантомы (часто снится покойник обычно ночью, но случается и в дневное время). Чтобы от этого неприятного явления избавиться, нужно открыть дверь, через которую выносили тело усопшего, трижды перекреститься и сказать, продолжая далее в это время осенять себя крестным знамением: «Царство небесное, место светлое усопшему рабу (его полное имя). Господи праведный, дай покой душе неприкаянной. Аминь, аминь, аминь».

Затем дверь закрыть левой рукой, вымыть руки проточной водой и в этот же день (ритуал проводится сразу же после полудня) непременно пешком посетить церковь и там поставить свечу за упокой этого человека. Весь этот день нужно соблюдать пост, избегать различных конфликтных ситуаций, никому ничего не давать и ничего ни у кого не брать.

Если вас беспокоит умерший, часто снится, то возьмите мак, освященный на Спас Маковейный, рассыпьте его у входной двери, в прихожей и по двору. При этом приговаривайте: «Раб Божий (имя усопшего), пока весь мак не соберешь, не вырастишь из него новый, к (имя того, кого беспокоит душа умершего) близко не подходи! Да будет так! Аминь. Аминь. Аминь». На следующий день сходите в церковь, поставьте свечу за упокой, закажите заупокойную службу, раздайте поминание. При выходе из храма вам нужно сделать посильное пожертвование. После этого 12 дней подряд ходите в церковь, ставьте свечи об упокоении усопшего, приговаривая: «Господи, дозволь успокоиться непокойной душе на веки вечные! Аминь! Аминь! Аминь!».

Проходя (проезжая) мимо кладбища, посмотрите на него, затаив дыхание, скажите: «Царство небесное!» и перекреститесь.

Если покойник часто снится, то 30 дней откладывайте по пятаку. После ровно в полдень отнесите эти мелкие деньги на кладбище и положите ее на могилу умершего, который вам слишком часто снится. Может случиться, что покойный похоронен далеко - в этом случае кладите монеты на могиле с его именем и годом захоронения (если получится найти). При этом в обоих случаях приговаривайте: «Я принесла твой денежный пай! Спи, раб Божий (имя умершего), больше не вставай! Меня не навещай ни во сне, ни наяву! Прощай! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Аминь. Аминь».

На следующий день сходите в церковь, поставьте свечу за упокой, закажите заупокойную службу, раздайте поминание. Отстойте полностью службу, примите причастие и исповедь. Закажите в церкви сорокоуст и три обедни о своем здравии, поставьте по три свечи у икон Спаса, Пресвятой Троицы, Богородицы, Николая Угодника и Пантелеймона Целителя. При выходе из храма вам нужно сделать посильное пожертвование.

Если покойник зовет с собой. Поминать усопших - святое дело. Однако слишком часто делать это не рекомендуется: пребывание на кладбище - не развлекательное мероприятие.

Благоприятные дни для этих целей следующие: день рождения и годовщина смерти человека, восьмой день после Пасхи, суббота перед Троицей и Дмитриевская суббота. Не возбраняется посещение кладбища и на Светлое Христово Воскресенье. Уместен любой день, если вы приехали из другого города, но посещение нежелательно после захода солнца.

Пользоваться одеждой, личными вещами, оставшимися после покойного, крайне нежелательно, ведь это может накликать на вас беду. Носить же вещи, в которых умер человек, вообще нельзя.

С потусторонней сферой шутить не следует! Если так случилось, что вам часто снится покойник и зовет с собой, сделайте следующий ритуал:
Чтобы отсечь от себя духов смерти, нужно пойти в церковь и поставить сорок жертвенных свечей у образа Спасителя. Вернувшись из храма Божьего, сорок раз прочитайте этот заговор: «Как вам, Духам погребальным, нет ко мне дороги, так мне нет пока в могиле места! Слово мое не перебить, не переломить и никаким словом не заменить. Обряжаю я тебя, раба Божьего (имя покойника, который снился), во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После этого пойдите в церковь, исповедуйтесь. Закажите службу за упокой души покойника, который снился и звал с собой. А себе - «За здравие». И так делайте 40 дней подряд. По окончании срока подайте милостыню в трех церквах. И в течение года соблюдайте посты.

Иногда бывают случаи, когда покойники приходят к своим близким - то ли во сне, то ли в виде духа-привидения. Чаще всего происходит это тогда, когда родственники сильно «убиваются» за умершим. Такие же явления случаются, когда у покойника на земле остались очень важные для него незавершенные дела, например, малолетние дети и т. д. Все это привязывает умершего к земле, мешает ему уйти в высшие сферы.

Именно поэтому в народных поверьях сказано: нельзя слишком сильно, истерично оплакивать покойника, бросаться в порыве горя на его тело - умерший от этого может пострадать: не сумеет по-настоящему уйти, будет «являться».

Справедливое предупреждение. Именно в моменты, когда мы беспредельны в своих эмоциях, наше собственное энергоинформацинное (астральное) тело «выбрасывает» невидимые глазу энергетические нити, опутывающие душу покойного.

В некоторых случаях такая энергетическая связь с иным способна в считанные месяцы свести в могилу совершенно здорового, еще недавно жизнерадостного человека.

Возникшая при описанных условиях и в дальнейшем питающаяся постоянной тоской об ушедшем, чувством вины перед ним некротическая связь порождает вначале депрессию, затем расстройство здоровья, безразличие к жизни, делам, окружающим людям. Умерший часто снится во сне, зовет за собой.

Вскоре здоровье жертвы этой аномалии уже полностью расстроено, психика, естественно, тоже...

Народная мудрость в этой ситуации говорит следующее: если покойник приходит в гости, необходимо немедленно заказать по нему сорокадневную заупокойную службу соответственно его прижизненному вероисповеданию, а в могилу закопать маленький осиновый крестик - точно такой же крестик следует повесить на шею его жертвы, одновременно осыпав маком порог и подоконники в доме.

И еще один совет родственникам умершего. Разумеется, выполняя какие-либо обряды, нужно сохранять глубокое уважение к покойному. Некротическая связь может быть довольно опасной, но при соблюдении всех мер предосторожности ее негативный эффект практически сводится на нет.

Если приведенным выше способом защититься от влияния умерших родственников все же не удается, стоит обратиться за помощью к специалистам в области народной магии, авторитет которых достаточно подтвержден.

Если вас тревожат духи умерших

Если беспокоят умершие - Способ 1. Если в вашем доме произошло убийство, очистите его в течение девяти дней. Станьте лицом на восток и прочтите трижды «Отче наш», трижды «Да воскреснет Бог» и трижды заговор: «Прости, мать – сыра земля, в чем я тебе досадил». Чисто символически сплюньте через левое плечо трижды. Этот обряд повторите и на вечерней заре.

Способ 2. Часто можно услышать жалобы: мол, умер близкий человек, а каждую ночь снится, беспокоит, и никакие молитвы не помогают. В данной ситуации обычная панихида не поможет. После нее вы будете спать спокойно 2-3 дня, не больше. Положительного результата можно достигнуть следующим образом: увидев во сне «усопшего», мысленно спросите у него: «Что надо?» Увиденное или услышанное нужно записать на бумаге и закопать на кладбище со словами: «Здесь тебе лежать спокойно, а мне жить привольно. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь!» А вообще, если чего-то боитесь, сделайте следующее: возьмите хорошие ножницы, положите их под свою подушку, а у ног поставьте веник. Метла отметает, ножницы отрезают.

Способ 3. Если беспокоят умершие, по ночам в вашем жилище слышатся малопонятные шуршания, поскрипывания и вздохи, а также прочие звуки при крепких половицах и отсутствии мышей и крыс, то в этом случае можно предположить наличие призраков в вашем жилье. Данное предположение может перерасти в уверенность, если вдобавок к этому в вашей семье нередко болеют. Или же у вас вдобавок начались материальные или бытовые затруднения. Если вы хотите очистить жилище, то ваши действия должны быть такими.

Зажгите на убывающей луне, на закате солнца, толстую церковную свечу. Наклонив ее таким образом, чтобы с нее капал воск, прокапайте в каждой комнате по кресту примерно 1,5 на 1 метр. При этом трижды читайте молитву «Отче наш». После специально крест убирать не надо - он сам сойдет во время уборки. В лутку входной двери вбейте новую швейную иглу острием на выход. При этом, пока ее забиваете, приговаривайте: «Выход указан, порок крестом заказан, давай, выходи, а ко мне не заходи! Да будет так! Аминь!» На четвертый день идите пешком в церковь. Если вы живете в городе, и это слишком далеко, то пройдите последнюю остановку пешком. В церкви поставьте свечи: одну - о здравии всех своих недругов и завистников, вторую - об упокоении усопших недругов и завистников, а третью - о своем здравии. При этом мысленно скажите: «Успокой, Господи, души всех врагов моих, и мертвых и живых! А я прощаю их, и зла на них более не держу. Не мне их судить, а тебе, Господи! Да будет так! Аминь!» При выходе из храма сделайте посильное пожертвование. Уходите, не оглядываясь, до первого перекрестка. Там бросьте через левое плечо пятак, мысленно сказав: «За все уплачено сполна!» Когда вернетесь домой, вымойте руки под проточной водой и обсушите над пламенем свечи. До восхода солнца следующего дня ни с кем не говорите. В течение трех дней никому ничего не давайте и ни у кого ничего не берите.

Способ 4. Если в вашем жилище имеется призрак, то на заходе солнца при убывающей луне нужно три дня подряд ходить в церковь и в ней ставить свечу за заблудшую душу перед любым образом: вы сами поймете, перед каким. Говорить вслух при этом ничего не следует, но мысленно произнесите: «Господи, спаси и помилуй заблудшую душу. Аминь». Перекреститесь столько раз, сколько посчитаете необходимым.

Однако эта свеча должна быть принесена из дома. Поэтому, если таковой у вас нет, то вначале купите, принесите ее домой, и пусть она полежит хотя бы ночь за любой домашней иконой.

Способ 5. Если пришлось встретиться с призраком, то сразу прошепчите: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Царство тебе Небесное», и осените его трижды широким крестом. При необходимости все повторите.

Способ 6. Купите в дату своего рождения до полудня в храме крестик либо нательную икону с изображением своего святого, в честь которого вам дали имя. Если такой возможности нет, то приобретите икону Богоматери. Носите ее, не снимая, две недели. Ситуация за это время должна нормализоваться.

Покойник и похороны: как не навлечь беду.

Обмывать следует покойника только в светлое время суток. Потом нужно выкопать ямку там, где люди не ходят, и воду после обмывания вылить туда.
- Пшеница из стакана, который стоял возле гроба, закапывается.
- Если выносят гроб, а возле двери кто-то завязывает узлы на тряпках, это порча.
- Завязки с рук и с ног покойника кладутся в гроб с покойником.
- Из окна на похороны не смотрят - это к тяжелой болезни.
- Если родственники сильно убиваются по умершему, нужно взять головной убор умершего (платок или шапку), перед входной дверью зажечь его и обойти все комнаты, читая «Отче наш». Остатки головного убора сжечь на улице и закопать.
- Если вы перешли дорогу перед покойником, и у вас образовалась опухоль «могильная кость», нужно взять правую руку покойника, всеми пальцами водить по опухоли и читать «Отче наш» трижды. После каждой отчитки трижды сплевывать через левое плечо. Или взять веревку, которой были связаны руки покойника, и повязать ее на опухоль. Носить 7-8 дней.
- Стружки после изготовления гроба нельзя сжигать, обычно их закапывают.
- Постель, на которой умер человек, нужно на три ночи занести в курятник, чтобы петух ее трижды отпел.
- На полотенце возле гроба нельзя наступать.
- Если вы боитесь покойника, то возьмитесь за его ноги.
- С умершего снимаются серебряные вещи.
- Возвратившись с похорон, нужно обязательно стряхнуть обувь, помыть руки и подержать над горящей церковной свечой.
- Увидев на улице похороны и покойника в гробу, не касайтесь машинально лица или туловища руками.
- Когда делают гроб, родные не должны участвовать в процессе изготовления.
- Если покойник в доме, то здороваются поклоном.
- Когда опускают гроб в могилу, полотенца , на которых его опускали, закапываются в ней.
- Если на покойном нет креста, то нужно надеть, а руки сложить так: левая внизу, правая сверху. В левую руку кладут икону (мужчине - Спасителя, женщине - Божьей Матери) или крест.
- Гроб ставится посреди комнаты головой к иконам. Свеча возле гроба горит в знак того, что умерший перешел в область света, лучшую загробную жизнь.
- Когда выносят гроб, лицо умершего должно быть направлено к выходу.
- В могиле усопший лежит лицом к востоку в ожидании второго пришествия Христа и в знак того, что идет от заката жизни к восходу вечности.
- Обмывать покойного нельзя беременным и женщинам с месячными. Старайтесь в доме не пролить воду - родственники будут сильно болеть.
- Если покойник в доме, нельзя стирать.
- Умер человек, не разрешайте кому-то находиться на его постели.
- Не кладите в гроб живые цветы.
- Если на лице у покойника горит румянец, значит, это был колдун.
- Когда покойника выносят из дома, нельзя забивать крышку, может быть еще покойник.
- Саван нужно шить на живую нитку и иголкой от себя.
- Во время похорон нельзя лузгать семечки или что-нибудь есть, а то будут болеть зубы и желудок.
- С похорон ничего нельзя брать, а тем более воровать.
- Когда деньги кладут в гроб или в могилу, за этим могут последовать денежные неудачи, всяческие материальные бедствия.
- На покойных не следует оставлять колец, браслетов, цепочек и иных цельных закругленных украшений. Бывает, что кольцо не получается снять, тогда его распиливают. Все это делается, конечно же, не из меркантильных побуждений. Наибольшую опасность все же представляют неразрезанные веревки, отчего в семье родственников покойного может быть еще одна потеря в течение года. Исправлять ошибку нужно как можно быстрее: на любых похоронах кладут в гроб ножницы с шепотком: «Развяжи (такого-то)».
- Забытые на покойном украшения, застегнутые пуговицы, узлы могут некоторое время причинять неудобства душе покойного, и тогда она может тревожить своих родственников тем или иным образом: от тяжелых снов до активного полтергейста: шумы неизвестного происхождения в доме, ощущение постороннего присутствия, звон посуды по ночам и т. д. По крайней мере, если что-то такое случается, то происходит это уже в течение первого года с момента смерти.

Провожая в последний путь

"Совсем недавно нашу семью постигло несчастье - после тяжелой и долгой болезни умерла бабушка. Похороны, поминки - мрачная суета. Однако не в этом дело. Когда мы готовились выносить из дома тело, со всех сторон нам начали давать советы - что делать, где стоять, какой тряпкой какие полы мыть и т. д. И т. п. Честно говоря, в тот момент все эти рекомендации мы пропустили мимо ушей -не до того было. А теперь всей семьей мучаемся: может, стоило провести похоронный обряд, как того требуют традиции?"

Алина Г., Полтавская обл.

Нет ничего страшного в том, что вы не исполнили ритуал "проводов". Так что не стоит сильно переживать из-за этого. Усопшему на том свете будет достаточно того, что вы помните о нем, поминаете время от времени и молитесь за упокой его души. Но если тревога не покидает вас, тогда для успокоения совести проведите обряд "заметания следов" - это можно сделать в течение сорока дней после кончины человека. Налейте в ведро воды, откройте окно и после того, как свежий воздух ворвется в комнату, протрите влажной тряпкой (лучше взять старенькую одежду умершего) до порога след, по которому выносили гроб с телом. Затем выбросьте тряпку на улицу, а воду вылейте подальше от дома.

Кстати, если отношения у вас с бабушкой при ее жизни не ладились или она отличалась недобрым нравом, для избавления от негативной энергии, которая может довольно долго держаться в ее комнате, да и в квартире в целом, советуем прибегнуть к одному испытанному средству. Посыпьте крестообразно углы комнаты солью и в течение сорока дней не выметайте ее. После этого не забудьте выбросить веник.

К сожалению, наша жизнь не всегда состоит из одних только приятных вещей, иногда случаются несчастья - умирают близкие или знакомые. На эти случаи никому не помешает знать простые правила, помогающие достойно проводить человека на тот свет.

К примеру, сотрудникам похоронных служб и людям, что выносят гроб с телом, не принято говорить "спасибо" или "до свидания" -только "прощайте". Во время выноса тела не положено прощаться с покойником и смотреть в окно, наблюдая, как гроб водружают на катафалк. В это время лучше помолиться за "хорошую дорогу" усопшего на тот свет. Вообще обрядов, сопутствующих похоронам, великое множество - обо всех сразу и не расскажешь. Не дай Бог, конечно, но если вам еще придется кого-нибудь хоронить, то обратитесь в церковь - батюшка вас и утешит, и подскажет, что делать.

Один из видов порчи, которая делается на смерть - "Во гроб"

Этот вид порчи наводится с целью загнать жертву в гроб. Для этого порченик насыпает крестообразно около входной двери землю. И если вы нашли около своего жилья такую землю, сразу же должны отреагировать, потому что вид этой порчи самый «агрессивный». И без профессиональной помощи испорченный человек очень быстро, в течение года, может оказаться в гробу по разным причинам, начиная от несчастного случая и заканчивая онкологическим заболеванием.

Почему это происходит? Энергетические оболочки закрываются «черным» туманом, и он как бы пропадает из поля зрения Ангела-хранителя. Поэтому быстро умирает или погибает от несчастного случая.

Обнаруженную землю сметите, не касаясь руками (в перчатках через газету), и положите в полиэтиленовый пакет. Сразу же отвезите на кладбище. Бросая пакет вперед от себя, скажите: «От меня ушло, к хозяину вернулось. Да будет так! Аминь!» После резко повернитесь через левое плечо и возвращайтесь домой. Дома промойте руки под проточной водой и обсушите над пламенем свечи. До восхода солнца следующего дня ни с кем не разговаривайте. До начала новых суток ничего не ешьте и не пейте. На следующее утро сходите в церковь и поставьте свечу о здравии своих недругов. При выходе из храма сделайте посильное пожертвование.

После переберите в уме последние события. Вспомните, когда вы были на похоронах, кого провожали в последний путь. На полнолуние вам следует заказать в храме молебны за упокой всех тех лиц поименно, а затем самому поставить по одной свече за упокой души каждого умершего, в похоронах которых вы принимали непосредственное участие. При этом обязательно прочтите молитву «Да воскреснет Бог». После чего в течение семи дней принесите на нужды трех храмов посильное пожертвование.

Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 18 Степанова Наталья Ивановна

Чтобы покойник не приходил

Чтобы покойник не приходил

Из письма:

«Похоронила я своего мужа и сильно по нему тосковала. Целовала его фотографии, плакала, звала все время. Вот, видно, и дозвалась: стал он ко мне похаживать. Придет, сядет у дверей и смотрит. Знаете, что самое интересное: в такие моменты я не чувствую ни страха, ни радости.

Сидим, молча друг на друга смотрим, а потом он встает и уходит. Так было первые три дня. Никому я об этом не рассказывала, да и рассказывать некому. Дети живут в другом городе, из родни уже никого не осталось, все уже прибрались, да и сама я уже старой стала.

Всю свою жизнь я проработала учителем. В те годы все с религией боролись, и я сама на уроках внушала детям, что нет ни Бога, ни потустороннего мира, а теперь вот, видно, Господь решил меня проучить.

Только Вы не думайте, пожалуйста, что я сошла с ума. Я до сих пор интересуюсь политикой, в газете печатают мои кроссворды.

Поверьте мне, мой муж до сих пор меня навещает. Первые три дня он сидел на табуретке у входа. Потом я с ним заговорила: “Проходи, если пришел, ты ж сам знаешь, как я по тебе скучаю”.

С тех пор он ходит по комнате, сидит на постели, но никогда не ест и не пьет и говорит всего три-четыре слова.

Вчера он мне сказал: “До Пасхи не приду”.

Я знаю, что так оно и будет. Иногда его не бывало по три месяца и больше. Заметила я, что он никогда не сидит с той стороны, где у меня висит зеркало. Взяла я как-то и повесила его там, где муж покойный обычно сидит. Когда он пришел, то сел в другом месте и сказал: “Завесь зеркало, а то никогда больше не приду”.

После его ухода у меня всегда сильно кружится голова и безумно хочется спать.

Я его очень люблю, но не хочу умирать, как и все нормальные люди.

А еще хочу вот о чем Вам рассказать. Когда мне было четырнадцать лет, в нашем селе произошел один случай. Соседка как-то сказала моей маме, что ее навещает покойный сын. Так вот я помню, что она после этого вскоре умерла. Правильно поймите меня и, пожалуйста, не осуждайте.

Дело в том, что чем старше становится человек, тем меньше ему остается жить, а я так люблю этот мир и пока не готова его покинуть.

Мне приходит немало подобных писем. Случается, что духи усопших являются живым, но многие это по разным причинам тщательно скрывают. Одни опасаются, что их сочтут ненормальными, другие боятся, что если они откроют кому-то свою тайну, то тогда лишатся возможности видеть покойного. Некоторые стараются скрыть случившееся, полагая, что дух мертвеца может покарать их за болтливость.

Как бы там ни было, я научу вас особому заговору, после прочтения которого дух усопшего оставит вас в покое.

Зажгите сорок свечей и поставьте три зеркала. Одно необходимо расположить так, чтобы в нем отражалась входная дверь, два других поставьте по бокам первого. Когда все будет готово, прочитайте сорок раз подряд особый заговор. После этого дух оставит вас раз и навсегда. Заговорные слова такие:

Помяни, Господи, раба Твоего (имя),

Чтобы душе его не ходить, нас не пугать

И до Твоего пришествия

Из гроба своего не вставать.

Не девять, не восемь, не семь, не шесть,

Не пять, не четыре, не три, не два, не один.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Из книги Навстречу Жениху автора Блаженный (Береславский) Иоанн

Из книги Мир наизнанку автора Прийма Алексей

Оживший покойник Колдуны бывают «черные» и «белые». Первые несут зло людям, а вторые – добро.О случае, когда самым неожиданным образом проявило себя «белое колдовство», рассказал в одной из своих книг американский врач Г. Райт. В течение ряда лет он занимался

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 02 автора Степанова Наталья Ивановна

Что делать, если покойник чудится Некоторым людям после похорон являются усопшие. Человек начинает переживать, изводиться, не спать ночами. И естественно, все эти переживания негативно сказываются на его здоровье. В этом случае необходимо прочитать специальный заговор

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 18 автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы покойник не приходил Из письма: «Похоронила я своего мужа и сильно по нему тосковала. Целовала его фотографии, плакала, звала все время. Вот, видно, и дозвалась: стал он ко мне похаживать. Придет, сядет у дверей и смотрит. Знаете, что самое интересное: в такие моменты я

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 33 автора Степанова Наталья Ивановна

Чтобы кавалер не приходил Если парень вам не по нраву, но вы не можете его отвадить, скажите ему вслед: Иди вон. От меня ступай И мой порог забывай На все дни, на все века, На все светлые времена.

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 17 автора Степанова Наталья Ивановна

Обворованный покойник (заговор от мести мертвого духа) Из

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 22 автора Степанова Наталья Ивановна

Покойник-жених Из письма: «...Мне 16 лет, и, возможно, Вы не пожелаете читать мое письмо, но мне больше не к кому обратиться. Из-за моей глупой выходки происходит что-то непонятное и страшное.Дело в том, что в этом году я и моя подруга Настя ходили на Родительский день на

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 12 автора Степанова Наталья Ивановна

Что делать, если покойник во сне к себе зовет Из письма:«Моя мама во сне видела покойного отца, и он сказал ей: – Пойдем ко мне. Я без тебя скучаю. Потом мама убегала от отца. И вот однажды утром мама говорит: – Сегодня он опять звал, я побежала, а вслед услышала: через

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Что делать, если на свадьбе случился покойник Из письма:«На свадьбе дочери моих знакомых умер отец жениха. Поскольку гостей было много (даже из других городов приехали), решили все-таки отпраздновать свадьбу до конца. Но, видно, не зря говорят, что плясать нельзя, если в

Из книги 1777 новых заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Если покойник во сне к себе зовет Из письма: «…Моя мама во сне видела покойного отца. Он сказал ей:– Пойдем ко мне. Я без тебя скучаю.А она во сне все от него убегала. И вот однажды утром мама говорит:– Сегодня он опять звал, я побежала, а вслед услышала: через полгода жду. И

Из книги Свами Вивекананда: вибрации высокой частоты автора Николаева Мария Владимировна

Если на свадьбе случился покойник Из письма: «…На свадьбе дочери моих знакомых умер отец жениха. Поскольку гостей было много (даже из других городов приехали), решили догулять свадьбу. Но видно, не зря говорят, что плясать нельзя, если в доме покойник. Он всех подберет

Из книги «Тарелки» над Кремлём автора Непомнящий Николай Николаевич

Покойник приходит на рассвете Из письма: «Купила Вашу книгу и уверена, что это сама судьба дала мне ее в руки или Ангел мой – не знаю. Я вообще несведущий человек в этих делах.Это такое чудо! Да, именно так можно назвать Вашу книгу. Пока я ее читала, наревелась досыта, потом

Из книги автора

Жених-покойник Из письма: «…Мне 16 лет, и, возможно, Вы не пожелаете читать мое письмо, но мне больше не к кому обратиться. Из-за моей глупой выходки происходит что-то непонятное и страшное.Дело в том, что в этом году я и моя подруга Настя ходили в родительский день на

Из книги автора

Из книги автора

«Почему же ты раньше не приходил?» Шри Рамакришна Парамахамса почитается в Индии не просто как святой, а как аватар – воплощение Бога в человеческом теле. Так представляется его миссия для самих индийцев, которым мы можем верить или не верить, но их истолкование остается

Из книги автора

КТО-ТО СТРАШНЫЙ ПРИХОДИЛ Моя бабушка по маме, Неонила Павловна, крестьянка из многодетной семьи, лечила всех людей от зубной боли, рожи, «ячменя» и была добрейшей души человек. Умерла в 84 года, как тихий ангел, во сне. Зато вторая моя бабушка в жизни не сделала людям ничего

Сон благоприятный. Видеть покойника - ожидайте перемен в судьбе.

Для незамужней девушки видеть покойника мужского пола - к скорой свадьбе.

Если покойник был стар, то жених будет намного старше ее.

Если молод - найдет ровесника.

Покойник был одет бедно - жених окажется небогат.

Если вы видели покойника в хорошем дорогом костюме или богатом саване - ваш будущий муж будет состоятелен.

Если покойник-мужчина снился замужней даме, у нее появится воздыхатель, который, впрочем, будет держаться на расстоянии. Со временем романтическое увлечение может перерасти в хорошую дружбу. Богат или беден будет этот поклонник - зависит от того, как был одет покойник.

Если покойник приснился мужчине, это означает, что друг поможет ему принять судьбоносное решение.

Видеть покойницу во сне - к долгой и счастливой жизни. Целовать покойницу в лоб - к выздоровлению от затяжной болезни.

Видеть гроб с покойником, украшенный цветами, скорбную толпу вокруг - к развлечениям в компании друзей.

Если вам приснилось, что гроб с покойником несут на кладбище, такой сон обещает долгое и увлекательное путешествие, в котором вы приобретете множество новых друзей.

Если вы видите себя сидящим над покойником, сон также сулит вам приятную поездку в дальние края.

Обмывать покойника - к заслуженным наслаждениям.

Обряжать покойника для погребения - удача придет к вам благодаря стараниям старого друга.

Если покойник - ваш знакомый или родственник, значение сна относится к тому человеку, которого вы видели умершим. Такой сон сулит ему долгую жизнь, полную радостей и удовольствий.

Если вы видели несколько покойников, лежащих рядом, - с помощью друзей сделаете головокружительную карьеру или отсудите большое наследство.

Закрывать гроб с покойником - вам удастся в относительно короткое время сколотить приличное состояние.

Представьте, что вы кладете цветы в гроб к покойнику.

Покойник одет в роскошный дорогой костюм от кутюр или же завернул в богато украшенный саван. Не менее роскошен и гроб, отделанный золотом и драгоценными камнями.

Толкование снов из Сонника Симеона Прозорова

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Покойники отцы помершие

К смерти, разговоры, неудача, перемена погоды, помянуть их надо;

Мать-покойница – сильная болезнь, горе;

Покойник – болеть будешь, утин одолеет, к непогоде (дождь, снег), ссора, к перемене жилья, дурные новости, к смерти (больному);

Покойника встретить – к добру, удача // болезнь, смерть;

Мужчину – успех; женщину – препятствия

Мертвый ожил – препятствия в делах, убыток;

С покойниками быть – иметь неприятелей;

Умерших видеть живыми – долгие лета // большая неприятность, болезнь;

Больного видеть умершим – выздоровеет;

Обнимать покойника – болезнь;

Целовать – долголетие;

Дарить ему что – потеря, убыток;

Двигать умершего, переносить – худо, печаль;

Поздравлять – хорошо;

Разговаривать – любопытные новости // болезнь;

Зовет с собой – смерть.

Толкование снов из