Тематический проект

«Молоко и молочные продукты»

Участники: дети средней группы, родители, воспитатель.

Руководитель: Хорошева М.П

Тобольск 2016г

Вид: краткосрочный (2 недели)

Тип: информационно – исследовательский

Участники : дети средней группы, родители, педагоги.

образовательная область : познание

Интеграция: социально-коммуникативное развитие, физическое, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Сегодня мы поведем разговор о молоке и молочных продуктах.

Актуальность

Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть ценные качества молока, его значимость для развития детского организма.

Детям были заданы вопросы:

1. Какие напитки вы любите?

2. Любите ли вы молоко?

3. Чем полезно молоко?

4. Какие молочные продукты вы знаете?

Только единицы детей назвали молоко среди своих любимых напитков, остальные дети отдают предпочтение газированным напиткам, чаю. Большинство детей моей группы, с нежеланием употребляют в пищу еду, приготовленную на основе молока.

Проблема

Вызывает тревогу тот факт, что дети не осознают важность пользы молока и молочнокислых продуктов для растущего организма.

Мотивация

Мы с детьми решили посмотреть откуда текут «молочные реки», узнать где содержится молоко и зачем человеку нужно молоко?

Гипотеза

Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.

Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Задачи:

  • Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах.
  • Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
  • Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.
  • Развивать умение работать в коллективе, желание

Делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

  • Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.
  • Привлечь родителей к участию в проекте.

Этапы реализации

Этапы

участники

Подготовительный

  1. Создание копилки, состоящей из принесенных детьми упаковок от молочных продуктов.
  2. Сбор информации о молоке и молочных продуктах.
  3. Подбор и разучивание стихотворений о молоке и молочных продуктах.

Воспитатель, дети, родители

Практический/основной

  1. Проведение опытов с молоком.
  2. Разработка плаката «Пейте дети молоко»
  3. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Фермер», «Молочное кафе», «Магазин»

Воспитатель, дети

Родители

Заключительный

Итоговое занятие Инсценировка «Цветное молоко»

Воспитатель, дети

Вся работа по данному проекту прошла по нескольким образовательным областям:

Познание: «Путь молока к столу?»

Конструирование: «Коробка для молока», «Молоковоз».

Коммуникация: Беседа: «Молоко и молочные продукты»; «Молочные животными, уход за ними».

Составление рассказов: «Молочные продукты»

Словесная игра: «Название каши»; «Выбери молочный продукт»

Художественное творчество:

Рисование: «Кто дает нам молоко?»

Лепка: «Животные, дающие молоко»

Аппликация: «Корова»

Чтение художественной литературы:

Чтение стихов и потешек о молочных продуктах, коровах.

Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко», сказок «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Трое из Простоквашино».

Д. Мамин-Сибиряк «Притча о молочке и овсяной кашке».

М. Бородицкая «Убежало молоко».

Социализация:

Сюжетно-ролевая игра: «Ферма», «Молочное кафе», «Магазин».

Дидактическая игра: «Четвертый лишний», «Из чего приготовлен продукт?»

Физическая культура: Подвижная игра: «Пастух и стадо»; «Будь внимателен!».

Здоровье: «Молоко – ценный продукт».

Мир музыки:

«33 коровы» из кинофильма «Мери Попинс, до свидания», слова Н. Олева, музыка М.Дунаевского.

Реализация проекта с родителями

1. Консультации, беседы: «Что мы знаем о молоке?», «Немного истории», «Польза молока», «Рецепты с молоком», «Любимые молочные продукты», «Дети о молоке».

2. Совместная деятельность по изготовлению пособий: альбом: «Молоко и молочные продукты»;Плакат: «Польза молока».

Продукты проекта

Оформлена подборка наглядного и практического материала для детей.

Создан альбом детских рисунков «Животные, дающие молоко».

Совместно с родителями оформлен альбом по теме: «Молоко и молочные продукты», изготовлен плакат «Польза молока».

Оформлена подборка консультаций для родителей: «Что мы знаем о молоке?», «Немного истории», «Польза молока».

Создана презентация для детей: «Что мы знаем о молоке?».

Данные материалы могут быть использованы по ознакомлению детей с окружающим миром, в беседе о правильном питании для развития организма.

Результаты

В ходе работы над проектом мы выяснили, что молоко - основа пищевого рациона ребенка. Стакан молока в день - это проверенный веками рецепт долголетия!

С молоком наш организм получает все необходимые питательные вещества для нормального развития организма.

Узнали:

Какие животные дают людям молоко;

Где использовали молоко в древности, кроме употребления в пищу;

Составляющие молока;

Что можно приготовить на основе молока и другое.

У детей:

Обогатились знания о молоке и молочных продуктах, о значении их для детского организма и о роли молока в жизни человека.

Развился познавательный интерес к исследовательской деятельности, желанию познавать новое (поиск информации в энциклопедиях и других литературных источниках, из общения со взрослыми, телевизионных передач и т.д.).

Как-то летом, в полвторого, точно вспомнить не могу

Мише встретилась корова

Возле речки на лугу.

Миша. Вы корова?

Корова.Да, корова.

Миша. Я не ждал от Вас такого.

Корова.

Очень мило, очень мило.

Чем я вам не угодила?

Миша.

Вы цветы жуете летом,

Но однако же при этом

Мне цветного молока

Не давали вы пока.

Корова.

Ну и что же здесь такого?

Вам цветное молоко?

Это просто и легко.

Принесу. Даю вам слово.

И пошла пастись корова

Не теряя ни минутки

Возле речки, целый час

Ела только незабудки,

Чтобы выполнить заказ.

Ела, ела,ела,ела,

И сказала:

Корова.

Плохо дело

Ничего не помогла-

Молоко белым-бело.

Видно что-то здесь не так

Надо кушать красный мак.

Маку красного поела

И вздохнула:

Корова .

Плохо дело.

Ничего не помогло-

Молоко белым - бело.

Корова .

"Я наверно не здорова.

Не пойти ли мне к врачу,

Я провериться хочу."

Что ты, милая корова!

Ты у нас вполне здорова.

Никуда ты не ходи,

Ты на Мишу погляди.

Как у нашего Мищутки

Глазки, словно незабудки,

Золотистые кудряшки,

Словно во поле ромашки,

Щечки, словно маков цвет,

Не Мишутка, а букет!

Улыбается корова.

Корова.

"В самом деле, я здорова?

Мне приятно и легко.

Я пошла по молоко.

Чтение стихотворений детьми

КЕФИР: «Буду главным я сейчас,

Пьют меня пред сном как раз.

Витаминный очень я

И полезен всем, друзья!»

ТВОРОЖОК: «Главным буду я, конечно.

Всем известно, как полезно

Творожок поесть с утра.

Убежит от вас беда».

ЙОГУРТ: «Самый вкусный это я!

Фруктовых кусочков много у меня!»

СМЕТАНА: «Сметану крутили, вертели, взбивали.

И вышло из неё - сливочное масло».

СЫР: «Я твердый и круглый,

Чуть-чуть желтоват.

Съесть меня будет каждый рад».

МОЛОКО: «В молоко добавь закваски –

Получается тогда:

И сметана, и кефир,

Очень вкусный твердый сыр,

Творог, масло, йогурт разный.

Так выходит без меня

Нет – тебя, тебя, тебя! (обращается к молочным продуктам)

Главной быть я не хочу,

Со всеми молочными продуктами дружу!».

С детства пью я молоко,

В нем и сила, и тепло!

Ведь оно волшебное,

Доброе, полезное!

С ним расту я по часам

И совет хороший дам -

Вместо пепси, лимонада

Молоко пить чаще надо!

Молоко всем помогает:

Зубы, десны укрепляет!

Чувствуешь себя легко,

Если пьешь ты молоко!


Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

  • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
  • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
  • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
  • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

Рассмотрим эти принципы подробнее.

Энергетическая "емкость" пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода - вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.

Белки

Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

Жиры

Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

Углеводы

Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.


Минеральные соли и микроэлементы

Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и .

Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

Название Функция Источник (продукты, содержащие элемент)
Кальций Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. 800-1100 мг
Фосфор Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. 800-1650 мг
Магний Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. 150-250 мг
Натрий и Калий Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. Поваренная соль - натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад - калий. Точно не установлена
Железо Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. 10-12 мг
Медь Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. 1 - 2 мг
Йод Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. 0,06 - 0,10 мг
Цинк Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. 5-10 мг

Витамины

Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами . Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных витаминах

Название Функция Продукты, содержащие витамин Суточная норма для детей 3-7 лет
Витамины группы В
В1 Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене. Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина). 0,8 - 1,0 мг
В2 Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение. Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб. 0,9 - 1,2 мг
В6 Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение. Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста. 0,9 - 1,3 мг
В12 Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы. Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр. 1 - 1,5 мкг
РР (ниацин) Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи. Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы. 10-13 мг
Фолиевая кислота Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени. Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр. 100-200 мкг
С Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов. Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые. 45-60 мг
А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота) Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат. 450-500 мкг
D Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях. Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных. 10-2,5 мкг
Е Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур. Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца. 5-10 мг

Авитаминоз (витаминная недостаточность) - патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

  • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
  • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
  • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

  • в периоды особо интенсивного роста детей и подростков
  • при особых климатических условиях
  • при интенсивной физической нагрузке
  • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
  • при инфекционных заболеваниях
  • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
  • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

  • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
  • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
  • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
  • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

Рацион

В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

Рекомендуемые сорта рыбы : треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

Организация питания. Режим. Примерное меню

Важным условием является строгий , который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

  • молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты - 600 мл,
  • творог - 50 г,
  • сметана - 10 г,
  • твердый сыр - 10 г,
  • масло сливочное - 20 - 30 г (в каши и на бутерброды),
  • обязательно растительное масло - 10 г (лучше в салаты, винегреты),
  • мясо - 120-140 г,
  • рыба - 80-100 г,
  • яйцо - 1/2-1 шт.,
  • сахар (с учетом кондитерских изделий) - 60-70 г,
  • пшеничный хлеб - 80-100 г,
  • ржаной хлеб - 40-60 г, крупы, макаронные изделия - 60 г,
  • картофель - 150-200 г,
  • различные овощи -300 г,
  • фрукты и ягоды - 200 г.

Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

Во время обеда обязательно накормить ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника . А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
Понедельник Каша гречневая с молоком
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат
Щи со сметаной
Тефтели с макаронами
Компот из сухофруктов
Хлеб
Кефир
Печенье
Яблоко
Морковно-яблочная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Вторник Сельдь с рубленым яйцом
Пюре картофельное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат витаминный
Суп овощной
Жаркое по-домашнему
Кисель из яблок
Хлеб
Молоко
Сухарики
Яблоко
Творожная запеканка
Чай с молоком
Хлеб
Среда Каша рисовая молочная
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом и сыром
Салат свекольно-яблочный
Суп крестьянский
Котлета мясная
Пюре картофельное
Кисель молочный
Йогурт
Печенье
Яблоко
Омлет
Капуста тушеная
Чай
Хлеб
Четверг Макароны с тертым сыром
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из зеленого горошка
Свекольник
Гуляш с гречневой кашей
Компот из сухофруктов
Чай
Ватрушка с творогом
Яблоко
Рагу овощное
Яйцо вареное
Молоко
Хлеб
Пятница Каша геркулесовая молочная
Яйцо вареное
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат морковно-яблочный
Борщ со сметаной
Биточки рыбные
Картофель отварной
Кисель
Ряженка
Печенье
Фрукты
Сырники творожные со сметаной
Чай с молоком
Хлеб
Суббота Вареники ленивые со сметаной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат капустно-яблочный
Рассольник
Плов
Кисель из фруктов
Кефир
Сухарики
Фрукты
Оладьи (блинчики) с вареньем
Молоко
Воскресенье Рыба по-польски
Картофель отварной
Кофейный напиток с молоком
Хлеб с маслом
Салат из моркови
Куриный бульон с гренками
Курица отварная с рисом и тушеной свеклой
Отвар шиповника
Хлеб
Молоко
Булочка домашняя
Яблоко
Запеканка овощная
Чай с молоком
Хлеб

Здоровое питание и детский сад

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

Когда я ем, я глух и нем!

Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом .

Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами - большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель - как лопаточку.

Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку - в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) - это некрасиво.

Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

25.02.2018 14:10:42, lena lena

Еще, чтобы при неполноценном питании, витамины необходимы: как в детском Пиковите: А, Д3, В2, В6, В1, В12, С, РР, Д-пантенол. Кроме того, что он защищает от болезней- так еще и помогает справиться с усталостью. Восполняя организм необходимой энергией)

Статья написана грамотно и содержательно. А познавательной она должна быть для родителей или лиц их заменяющих,которые имеют неосторожность критиковать организацию питания в детском саду. С позиции современной нутрициологии (науки о питании)питание в детском саду ориентировано на определенные принципы,один из которых гласит:
- адекватная и технологическая кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов.
К сожалению,по рассказам детей, мы имеем некоторые представления о питании в семье,поскольку многие из родителей не утруждают себя приготовлением полноценного, сбалансированного рациона для ребенка.Пельмешки, доширак, чипсы и кириешки, газировка и т.д. - вот обычная еда выходного дня. И слава богу, что ребенок, посещая детский сад, получает необходимые для роста и развития продукты.Спасибо воспитателям, которые уговаривают и убеждают ваших детей,что морковь полезна для румяных щечек, рыбку надо обязательно есть, а компоты пить регулярно (вместо газировок!). А вот кофейные напитки в огромном ассортименте представлены в магазинах, которые, кстати, более полезны чем кофе и для взрослых!
Так что вы, уважаемые родители,сначала выберите достойное образовательное учреждение выберите для своего ребенка, в котором осуществляется санитарно-гигиенический конроль, обеспечивающий безопасность питания.А вот критика такого характера элементарно свидельствует о безграмотности в питании и безответственности в отношении к собственным детям.Извините.

Актуальность проекта Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока. Поэтому мы хотим помочь раскрыть ценные качества молока, его значимость для развития детского организма.






Задачи: Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах. Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках). Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое. Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности. Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию. Привлечь родителей к участию в проекте.












Практический этап Исследование «Откуда пришло молоко» Подбор информационных ресурсов, энциклопедической и художественной литературы Чтение стихов и потешек о молочных продуктах, коровах. Л. Толстой «О лягушке, которая попала в молоко», сказок «Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Трое из Простоквашино», Д. Мамин-Сибиряк «Притча о молочке и овсяной кашке», М. Бородицкая «Убежало молоко» Организация выставки из упаковок молочной продукции «Простоквашино» Сюжетно-ролевая игра «Магазин молочных продуктов»

















Опыт 4 Молочное волшебство Опыт создания из обычных домашних материалов великолепных плавающих узоров. Налили молоко в плоскую тарелку. Капнули на молоко в нескольких местах гуашь разного цвета. Ватную палочку обмакнули в средство. Жидкость для мытья посуды заставляет молоко и краситель смешиваться, в результате на поверхности молока получились красивые цветные завитки.







Молоко и молочные продукты стали постоянными составляющими в меню детей. Из молока делают творог, сметану, сыр, йогурт, простоквашу. Из молока готовят разные блюда. Если не употреблять молоко в пищу будет слабое здоровье. Молоко привозят в магазин с молокозавода, где его перерабатывают и изготавливают молочную продукцию. В молоке много полезного: витамины, минеральные вещества, жиры, белки, углеводы. Дети изменили свое мнение о молоке и молочных продуктах и решили теперь постоянно употреблять молочные продукты.

Наталья Кокорина
Проект «Молоко и молочные продукты»

Цель :обогатить знания детей о молоке , как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.

Задачи : Расширять кругозор детей о молоке и молочных продуктах .

Формировать у детей исследовательские навыки : поиск информации в различных источниках (беседы с родителями, просмотр телевизионных передач, просмотр энциклопедий, экскурсии в магазин).

Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией.

Участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.

Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.

Привлекать родителей в работу проекта .

Участники проекта : группа воспитанников комбинированной группы (возраст 6 – 7 лет)

Сроки реализации : с 28.10.2013 г. по 12.11.2013 г.

Знания, умения и навыки необходимые воспитанникам для работы :

Определить проблему в проектной деятельности ;

Использовать методы – экспериментирования, наблюдений и размышлений;

Проводить эксперименты;

Делать умозаключения и выводы;

Получать информацию из различных источников : энциклопедий, художественной литературы,бесед с другими людьми, телепередач;

Представлять результаты исследований детям своей группы посредством творческой выставки,

Мотивация к работе :

К сожалению, не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда , приготовленные на основе молока . Дети не оценивают значимость молока и молочных продуктов в развитии детского организма. Выявляя уровень знаний детей в начале проекта : «Молоко и молочные продукты » , я задавала вопросы : Что вы знаете о молоке ? Что вы желаете узнать?

Совместно с детьми обсудили, что они знают по данной теме, зафиксировала ответы в таблице. Предложила детям подумать, как можно найти ответы на вопросы? Дети решили спросить у взрослых, прочитать в книгах, узнать из телепередач, сходить на экскурсию в магазин.

Материально – техническое и информационное обеспечение :

1. Подбор методической литературы;

Сбор, накопление и систематизация различного (методического и технического) материала;

2. Подготовка материала к экспериментальной деятельности;

3. Прохождение проектной деятельности через : непосредственно – образовательную деятельность по образовательным областям «Познание» , «Коммуникация» , дидактические и сюжетно – ролевые игры,опытно – экспериментальную деятельность, беседы, театральную деятельность, совместную деятельность воспитателя с детьми.

4. Создание условий для проведения мероприятий : оформление стенда, макет – стакана, что изготавливают из молока в групповой комнате ,выставки совместной работы детей с родителями;

Ожидаемые результаты : Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктах в совместной с воспитателем деятельности, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.

Дети учатся проводить под руководством воспитателя исследования, учатся собирать доступную информацию об объекте исследования, запоминать её, что способствует расширению кругозора детей. У детей развиваются творческие способности и умение высказывать свои предположения.

Реализация проекта :

1 этап : На начальном этапе объяснила родителям важность и значимость данной темы. Совместно с родителями создали развивающую среду в группе. Дети принесли из дома упаковки из-под молока и молочных продуктов для оформления развивающего стенда «Весёлая коровка» . Совместно с детьми был выполнен макет - стакана с трубочками, обозначающий, какие молочные продукты можно приготовить на основе молока . Подготовила оборудование для проведения опытно – исследовательской деятельности. Проанализировала методическую и художественную литературу по теме «Молоко и молочные продукты » . Изготовила наглядный, иллюстрированный материал : картинки, вырезки из журналов с изображением молочных продуктов и блюд на основе молока . Составила план мероприятий по реализации проекта , с целью изучения свойств молока .

2 этап :

1. Опытно – исследовательская деятельность

2.1. Тема :«Свойства молока » (в сравнении с водой) .

Цель :Познакомить детей со свойствами молока .

Вывод :Дети сделали вывод о свойстве молока : цвет молока - белый , не прозрачный, с лёгким молочным запахом , имеет вкус.

2.2. Тема : «Где молоко дольше сохранится

Цель : Сформировать у детей представление, каким образом лучше сохранить молоко . Что получилось из молока , которое хранилось в теплом месте?

Вывод :Молоко дольше сохранится в холоде, так как в тепле молоко скисает и получается простокваша. Получилась простокваша, потому что в молоке есть молочный грибок , в тепле он активно развивается.

2.3. Тема : «Цвета в молоке » (в сравнении с водой) .

Цель : Показать детям, что молоко густое , плотнее по консистенции.

Вывод :Краска не расплывается и не растворяется в молоко , потому что оно плотное. ,. В воде краска растворилась и расплылась.

2.4. Тема : «Что случилось с молоком

Цель : Показать свойства свежего и прокисшего молока , смешивая его с чаем.

Публикации по теме:

1. Дидактическая игра - кубики "Молоко и молочные продукты". Для создания этой игры можно использовать готовые, но уже ненужные кубики.

Исследовательский проект в подготовительной группе «Молоко и молочные продукты» Информационная карта проекта Полное название проекта – «Молоко и молочные продукты» Автор проекта – воспитатель Диденко С. В. Продолжительность.

Конспект ООД по ознакомлению с предметным и социальным миром «Молочные продукты» МБОУ «Олорская средняя общеобразовательная школа» Республика Марий Эл КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по ознакомлению.

Конспект занятия НОД по окружающему миру для детей младшей группы «Молочные продукты» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №89 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Конспект занятия.

Проект «Молоко и молочные продукты» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «РОДНИЧОК» Г. НАДЫМА» СООБЩЕНИЕ на районном профессиональном методическом.

Когда мы заводим речь о питании, то редко используем такое слово как «культура». Еще А.П. Чехов говорил о том, что кто не придает должного значения питанию, не может считаться интеллигентом и достоин всякого осуждения в «приличном обществе».

Поэтому тот кто может организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствует сохранении и укреплению собственного здоровья.

На сегодняшний день ситуация с организацией правильно питания в детском саду, сильно осложнена с появлением на продуктовом рынке некачественных продуктов, с разными синтетическими добавками.

А частое употребление синтетических добавок приводит к пищевой аллергии, может вызвать бронхиальную астму, различные дерматиты и кишечные расстройства.

Питание детей всегда являлось предметом неустанного внимания ученых, педагогов и психологов.

При составлении меню учитывается:

  • объем детских порций;
  • химический состав продуктов.

Есть перечень продуктов, которые малышу можно давать каждый день (молоко, масло, овощи и фрукты, хлеб, сахар, мясо), а некоторые продукты - иначе. Например, творог положено давать с интервалом в два дня, яйцо - через день

Прием пищи должен быть организован в соответствующей обстановке. Побуждение малыша есть силой, применение развлечений и уговоров создает у малыша отрицательный рефлекс на употребление любого вида пищи. У каждого ребенка в детском саду имеется его собственное место за столом, и воспитатели прикладывают все усилия для комфортного ощущения ребенка во время еды. Каждая группа обеспечивается стульями в соответствии с возрастом. К посуде предъявляются требования: удобство в использовании, устойчивость, соответствие объему блюда.

Как помочь малышу привыкнуть к питанию в детском саду?

Если домашний и детсадовский режим питания не совпадают, следует вносить необходимые изменения постепенно. Дети обычно привязываются к сложившимся стереотипам. Резкое изменение в режиме питания - это основная из причин, почему малыш отказывается от еды. Чувство голода регулируется наступлением определенного времени, а по его истечении аппетит у малыша исчезает. Чтобы этого не произошло, лучше "выравнивать" режим заблаговременно (оптимальный срок - два-три месяца до поступления в детский сад), передвигая время по десять-пятнадцать минут с каждым разом. Наиболее сложно адаптироваться к питанию в саду тем детям, у которых в семье не существовало вообще никакого распорядка и режима питания. В таких обстоятельствах остается лишь создать соответствующий режим питания дома, как только малыш поступит в садик. Этот же режим питания следует поддерживать до поступления ребенка в школу.

Питание дома и в детском саду

Можно подготовить малыша к режиму питания в детском саду еще дома. Обычно режим питания в детских садах строится по такому графику: завтрак начинается с 8.30, в 12.00 - обед в яслях и в 12.15 - для групп детей, возрастом от четырех до семи лет, в 15.15 - полдник. Время ужина приходится на 19.00, поэтому ужин необходимо организовать дома. До времени отхода ко сну рекомендуется еще один легкий ужин: он может быть приготовлен на основе легкоусвояемых молочных продуктов. Однако графики питания в различных детских садах могут не совпадать, поэтому лучше согласовать график домашнего кормления с графиком конкретного детского сада, куда отправится малыш.

Если домашний и детсадовский режим питания не совпадают, следует вносить необходимые изменения постепенно. Дети обычно привязываются к сложившимся стереотипам. Резкое изменение в режиме питания - это основная из причин, почему малыш отказывается от еды. Чувство голода регулируется наступлением определенного времени, а по его истечении аппетит у малыша исчезает. Чтобы этого не произошло, лучше "выравнивать" режим заблаговременно (оптимальный срок - два-три месяца до поступления в детский сад), передвигая время по десять-пятнадцать минут с каждым разом.

Как адаптироваться к питанию в детском саду

Наиболее сложно адаптироваться к питанию в саду тем детям, у которых в семье не существовало вообще никакого распорядка и режима питания. В таких обстоятельствах остается лишь создать соответствующий режим питания дома, как только малыш поступит в садик. Этот же режим питания следует поддерживать до поступления ребенка в школу. Следите, чтобы малыш не переедал!

В детском саду объем питания рассчитывается исходя из положенных норм для возраста ребенка. В сутки дошкольнику положен объем в количестве от 1000 граммов до 1700. Объем каждого блюда также предусматривается. С 1 апреля Институтом питания было введено новое меню, в котором указывается оптимальный объем рекомендуемых блюд для ужина с учетом дневного рациона.

Случается, что родители, подозревая, что их ребенок голоден, кормят его более плотно, чем положено для желудка малыша его возраста. При таком раскладе ребенок будет реже хотеть есть, чаще будет отказываться от обеда и ужина, следовательно, в детском саду, где соблюдается норма объемов питания, ребенок может быть голоден. Малыш должен употреблять такое количество пищи, которое ему необходимо. "Создавая" ребенку очередную порцию, нужно учитывать его возраст. Тогда не будет существенных различий питания в детском саду и дома.

Кормление в интервалах между обедом и ужином должно быть постепенно исключено. К тому же, кушать принесенное из дому в детском саду запрещено. Рацион питания малыша можно составлять, исходя из примерного меню детского сада. Каждый день ребенок должен получать овощи, фрукты, соки, мясо, хлеб. Не нужно концентрироваться на определенных продуктах больше, чем на других. Если ребенок имеет собственные предпочтения относительно некоторых блюд, адаптация к новой кухне для него может протекать сложнее.

По достижении малышом полутора лет, его рацион должен быть настолько же разнообразным, как и рацион взрослого, за исключением некоторых условностей. В меню ребенка должны входить и первые блюда (борщ, суп-пюре), и вторые, запеканки, кисели, и так далее. Если это приготовляется дома, малыш естественно отнесется к ним и в детском саду.

Правила приготовления блюд в детском саду

Для приготовления блюд детского меню также существуют некоторые правила: они не должны быть слишком жирными, приготовлять их следует преимущественно на растительном и сливочном масле. Майонезы, соусы, пряности со специями должны быть ограничены. Дети привыкают к приправам и утрачивают аппетит к естественному вкусу блюд. Если в семье привыкли употреблять много приправ и соусов, малышу следует организовать отдельное питание.

Согласно «Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении», принятом Правительством Российской Федерации 12 сентября 2008 г. N 666, «основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.»

Блюда в детском саду

Детские сады обычно концентрируются в приготовлении блюд на общем меню для возраста от полутора до семи лет. Зависимость блюд от сезона проявляется лишь в том, что летом и осенью детям дают больше овощей и фруктов, а зимой и весной - больше соков и фруктов. При составлении меню учитывается:

  • набор продуктов в течении суток;
  • объем детских порций;
  • время, необходимое для приготовления;
  • возможность взаимозаменяемости продуктов;
  • нормы потерь при различных видах обработки продуктов;
  • химический состав продуктов.

Составляя дневной рацион, во-первых думают о наличии соответствующего количества белка в блюдах. Источниками белка являются мясо, рыба, молоко, яйца, бобовые, крупы, хлеб. Основная часть жиров в суточном рационе отводится жирам животного происхождения (сливочное масло, сметана). Растительные жиры (подсолнечное, кукурузное, оливковое масло) занимают от 15 до 20% в суточном меню ребенка.

Существуют рафинированные источники углеводов - сахар, мед, кондитерские изделия, представляющие незначительную полезность для малыша. Удовлетворение суточной потребности в углеводах должно происходить за счет каш, блюд измакаронов, хлебных продуктов и овощей с фруктами. В овощах и фруктах кроме содержания минералов и витаминов еще присутствуют пищевые волокна, пектины, клетчатка, благотворно влияющие на систему пищеварения. Многие фрукты, благодаря ароматическим веществам и маслам, способствуют выделению желудочного сока и усилению аппетита. Лук и чеснок также необходимы в рационе малыша. Есть перечень продуктов, которые малышу можно давать каждый день (молоко, масло, овощи и фрукты, хлеб, сахар, мясо), а некоторые продукты - иначе. Например, творог положено давать с интервалом в два дня, яйцо - через день, а рыбу - всего лишь один раз в неделю (норма - 250 граммов: это может быть рыбный суп).

Пищевые продукты запрещенные в детском саду

В приложении 5 к санитарным правилам СанПиН 2.4.1.2660-10 перечислены следующие пищевые продукты, которые не допускается использовать в питании детей в дошкольных организациях, в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений):

  • субпродукты, кроме печени, языка, сердца;
  • непотрошеная птица;
  • мясо диких животных;
  • мясо и субпродукты замороженные, со сроком годности более 6 месяцев;
  • мясо птицы замороженное;
  • мясо птицы механической обвалки и коллагенсодержащее сырье из мяса птицы;
  • мясо третьей и четвертой категории;
  • мясо с массовой долей костей, жировой и соединительной ткани свыше 20%;
  • зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы;
  • кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры;
  • яйца и мясо водоплавающих птиц;
  • яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам;
  • консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;
  • крупы, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями;
  • любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления, а также принесенные из дома и не имеющие документов, подтверждающих их качество и безопасность (в том числе при организации праздничных мероприятий, праздновании дней рождения и т.п.);
  • кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты) и крема;
  • творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжная сметана без термической обработки;
  • простокваша "самоквас";
  • грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные;
  • квас, газированные напитки;
  • молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию;
  • сырокопченые, полукопченые, подкопченные мясные гастрономические изделия и колбасы;
  • блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку, кроме соленой рыбы (сельдь, семга, форель);
  • бульоны, приготовленные на основе костей;
  • жареные в жире (во фритюре) пищевые продукты и изделия, чипсы;
  • уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный, белый) и другие острые (жгучие) приправы и содержащие их пищевые продукты;
  • острые соусы, кетчупы, майонез и майонезные соусы, маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки) и другие продукты, консервированные с уксусом;
  • кофе натуральный;
  • ядра абрикосовой косточки, арахис;
  • молочные продукты, творожные сырки и мороженое с использованием растительных жиров;
  • кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).
  • карамель, в том числе леденцовая;
  • первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления;
  • продукты, содержащие в своем составе синтетические ароматизаторы и красители;
  • сливочное масло жирностью ниже 72%;
  • продукты, в том числе кондитерские изделия, содержащие алкоголь;
  • консервированные продукты с использованием уксуса.

За нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения статьей 6.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей; на должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2000 до 3000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 20000 до 30000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Правила приготовления пищи в детском саду

  • обработку сырых и вареных продуктов проводят на разных столах при использовании соответствующих маркированных разделочных досок и ножей;
  • на пищеблоке имеется 2 мясорубки для раздельного приготовления сырых и готовых продуктов.

Питание детей соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключается жарка блюд, а также продукты с раздражающими свойствами. С момента приготовления до отпуска первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 2 часов.

Обработка продуктов в детском саду

  • Овощи сортируют, моют и очищают. Очищенные овощи повторно промывают в проточной питьевой воде не менее 5 минут небольшими партиями, с использованием дуршлагов, сеток.
  • Не допускается предварительное замачивание овощей.
  • Очищенные картофель, корнеплоды и другие овощи, во избежание их потемнения и высушивания, допускается хранить в холодной воде не более 2 часов.
  • Овощи урожая прошлого года (капусту, репчатый лук, корнеплоды и др.) в период после 1 марта допускается использовать только после термической обработки.
  • Овощи, предназначенные для приготовления винегретов и салатов, варят в кожуре, охлаждают; очищают и нарезают вареные овощи в холодном цехе или в горячем цехе на столе для вареной продукции. Варка овощей накануне дня приготовления блюд не допускается. Отваренные для салатов овощи хранятся в холодильнике не более 6 часов.

  • Изготовление салатов и их заправка осуществляется непосредственно перед раздачей. Салаты заправляют непосредственно перед раздачей. В качестве заправки салатов используется растительное масло. Использование сметаны и майонеза для заправки салатов не допускается.
  • Фрукты, включая цитрусовые, тщательно промывают в условиях цеха первичной обработки овощей (овощного цеха), а затем вторично в условиях холодного цеха в моечных ваннах.
  • Кефир, ряженку, простоквашу и другие кисломолочные продукты порционируют в чашки непосредственно из пакетов или бутылок перед их раздачей.

Составление и контроль меню в детском саду.

Стандарты питания в садиках были разработаны в Институте питания РАМН. Этих норм придерживаются все государственные дошкольные учреждения. Объемы питания для каждой возрастной группы, а также качество продуктов, входящих в детское меню в детских садах контролируются СЭС. Кроме того, специальная комиссия периодически проверяет качество блюд, подаваемых детям.

Сейчас во многих детсадах работают специалисты по диетпитанию, которые самостоятельно могут составлять меню. Однако никаких отклонений от норм питания в детском саду быть не может. Калорийность, время между кормлениями и многие другие нюансы – все учитывается согласно нормам.

Питания в детском саду для ребенка-аллергика

Любая мама ребенка, который страдает аллергией на пищевые продукты, была бы рада не отдавать в детский сад, чтобы не рисковать его здоровьем. Но в садик ребенку ходить нужно, да и не у всех мам есть возможность сидеть дома с ребенком. Что делать родителям малыша с аллергией? В первую очередь необходимо обследовать ребенка, провести тест на аллергены. Во вторую очередь нужно сообщить о проблеме воспитателю.