Можно ли фотографироваться и иметь фотографии в доме?

Известны хадисы Пророка e, в которых говорится, что в дом, в котором присутствуют изображения, не войдут ангелы и что в Судный день самые страшные муки испытает тот, кто создавал их. Их не стоит приводить здесь, ибо нет человека, который бы их отрицал. Лучше рассказать немного о тех, кто дал толкования этим хадисам.

Имам ан-Навави говорит, что в хадисе, в котором идет речь о том, что в Судный день страшным мукам подвергнутся те, кто создает изваяния, имеются в виду люди, создающие идолов ради поклонения им или с целью уподобления себя Творцу I в Его творении. Но если ни одна из упомянутых целей не преследуется, тогда этот человек не является впавшим в неверие – он совершает большой грех. По отношению к нему выражение «подвергнутся самым страшным мукам» лучше отнести к словам, носящим оттенок угрозы. Смысл их заключается примерно в следующем: предположим, что родители наказывают своим детям вести себя послушно и не совершать ничего порицаемого и плохого, в противном случае они накажут их ужасным способом. Но, угрожая им, разве они в действительности совершат что-то страшное по отношению к ним? То, что сотворившим будет повелено вселить дух в свои изваяния, следует воспринимать как угрозу, приблизительно подобно тому, когда родители разрешают детям делать то-то и то-то, заранее зная, что это им совершенно не по силам.

Смысл приведенного выше из разных книг один. Обобщая, скажу, что во времена пророка Сулеймана u изображения живших до него пророков, сотворенные из камня, меди или дерева, выставлялись внутри храма. Смысл подобного заключался в том, чтобы, глядя на них, люди вспоминали о тех пророках, чтобы у них появилось желание служить Всевышнему I так, как служили они. Также после смерти какого-то хорошего человека они возводили над его могилой храм и помещали внутри него изображения. То, что сегодня мы называем идолами (телесные изваяния), тогда не было запретным, ибо в те времена намерения у людей были чисты. Поскольку в дальнейшем намерения изменились и люди стали поклоняться сотворенным идолам, изображения стали запретными. А теперь задумайтесь!

Учтите, что в разговоре, который мы ведем здесь, не имеются в виду фотографии, которые делаются при помощи фотоаппарата. Речь идет об идолах – памятниках и скульптурах, а фотографии, отснятые фотоаппаратом, не имеют к этому никакого отношения.

До прихода Ислама в Мекку Ка’аба была заполнена идолами. У каждого рода был свой идол-божество. Когда наш Пророк e начал призывать мекканцев-курайшитов к Единобожию, то они восстали против него, возражая и не понимая, каким образом один Бог I может быть достаточен для всего человечества. Имамы, толкующие эти хадисы, говорят, что они относятся к тем, кто творит идолов с телом, намереваясь поклоняться им, подобно Богу I. Давайте посмотрим, что говорят современные богословы, придерживающиеся пути этих имамов.

Из приведенного выше более чем ясно следует, что изображения на бумаге, в том числе и фотографии, не являются запретными и что в приведенных хадисах имеются в виду именно идолы – изображения, имеющие форму тела. Ученые четырех богословско-правовых школ (мазхабов ) пришли к единому мнению: изображать то, что не имеет души – например, солнце, луну, деревья, лес, дома, мечети и т. п., – можно. Также все эти богословы пришли к единому мнению в том, что запретно ваять то, что имеет дух, например, человека или животное, при наличии следующих трех условий:

– если оно имеет формы тела, то есть изготовлено из чего-либо. Если же оно нарисовано на полотне или на бумаге, то это разрешено;

– если изваяние является цельным. Если же оно сделано так, что жизнь человека или животного невозможна, – например, если от изображения человека или животного отнять голову, проколоть его насквозь или сделать что-либо подобное – то это изображение перестанет быть запретным. Это относится к скульптуре;

– если это изображение дает тень. Но если изображение, прикрепленное на стену, не дает тени, тогда оно не является запретным. При том, что все эти три условия характерны для детских кукол, которыми играют девочки, они все-таки разрешены. Почему? Потому что эти куклы изготавливаются с целью, чтобы девочки с детства учились нянчить и воспитывать детей.

Теперь, братья по вере, вы можете поразмыслить о том, какие изображения разрешены, а какие запретны, и почему их запретили. Например, почему изображения и изваяния, разрешенные во времена пророка Сулеймана u, оказались запретными для нашей уммы? Также: почему то, что является запретным для уммы, дозволено для маленьких девочек, и почему это разрешено иметь в доме? К чему вести споры вокруг снимков, снятых фотоаппаратом, на которых изображены тела: разве они дают тень и разве у них есть объем? Вспомните, разве не сказано в книгах о том, что у пророка Адама u был сундучок, в котором хранились изображения всех пророков, которые передавались по наследству?

Я не буду приводить здесь то, что сказано в этих книгах. Тот, кому это необходимо, может заглянуть в них сам. Но об этой истории упомянуть необходимо. Во времена правления халифа Абу Бакра жил византийский царь Ираклий (Харкал), которого призывали принять Ислам. Вот отрывок из истории о том, как сподвижник Хишам ибн Ас возглавлял делегацию направившихся к нему мусульман. Тогда-то они и обнаружили у него изображения всех пророков. Вот как об этом рассказывается:

А теперь вкратце смысл приведенного выше. Под предводительством сподвижника Пророка e Хишама к византийскому царю направилась делегация мусульман. Царь принял их, усадил и велел принести сундук, в котором было много маленьких секций. Затем он открыл его, вынул оттуда завернутое в черный шелк изображение, показал его и спросил: «Знаете ли вы этого человека?». Они ответили, что не знают.

Тогда царь сказал: «Это ваш праотец Адам u», – и, завернув его опять в тот же шелк, положил на место. Затем он во второй раз открыл сундук, вынул завернутое в черный шелк изображение и спросил: «А знаете ли вы его?». Сподвижники вновь ответили отрицательно. «Это ваш отец Ибрахим u», – ответил царь. В третий раз он опять вынул изображение и спросил: «Известно ли вам, кто изображен здесь?». На ответ: «Нет», – он сказал: «Это ваш отец Муса u, сын Имрана». Таким образом он доставал все изображения, пока не дошел до Пророка Мухаммада e и не спросил: «Знаете ли вы этого человека?». Как только сподвижники увидели изображение, они громко заплакали. Царь спросил: «Отчего же вы плачете?». «Это наш Пророк e», – ответили они и добавили: «На этом изображении он словно среди нас». Затем они спросили у правителя римлян, откуда у него эти изображения. И он рассказал, как пророк Адам u попросил Всевышнего I показать ему изображения всех посланников из его потомков. Тогда Всевышний I ниспослал ему изображения всех посланников, которые были завернуты в зеленый шелк. Каждую пятницу пророк Адам u показывал их своим детям. Он хранил их в сундуке. Перед смертью Адам u передал сундук своему сыну Шису, а тот, в свою очередь, передал его своему сыну Анушу. Таким образом, переходя из рук в руки, сундук дошел до Зулькарнайна. Затем он был передан нашим предкам и, таким образом, дошел до нас.

Рассказ об этом сундуке и изображениях подробно приводится в названных ранее книгах. Желающие могут прочесть. Сегодня же стоит только заикнуться об изображении Пророка e, как тут же отрицающие изображения люди начинают сходить с ума. Добавлю к сказанному еще немного. Я видел, и у меня также есть фотографии таких богословов и суфиев, как Мухаммад Бухари (шейх Бахауддин), имам аль-Газали, Мухиддин ‘Араби, Джаляладдин Руми, ‘Абдуль-Кадыр Гилани, Салахуддин аль-Айюби, Халид Шах, Махмуд-афанди, Джамаладдин Кумухи, Фатахуддин шазили, Ахмад Талали, ‘Абд ур-Рахман Сугури, Шарафуддин Кикуни, ‘Абдулла-хаджи из Гимры вместе с мюридами, Шу’айб Багини, Наджмуддин из Гоцо, Узун-хаджи вместе с большим количеством людей и другие. Да возвеличит Аллах I их степень и уровень, и да получим мы их благодать! Это фотографии, которые я искал, нашел и очень люблю. Снимки же Маркса, Энгельса, Ленина и им подобным вызывают у меня отвращение, даже если я случайно увижу их. Эти снимки я никогда не брал в руки, их никогда не было в моем доме, и они мне были ни к чему. Не было у меня времени, чтобы так много говорить о фотографиях, да и не нужен был этот разговор.

Писать об этом меня вынудили невежды, твердые как камень, которые курят и нет-нет, поднимают стакан, особо не заботясь о намазе и посте, да и споры некоторых «алимов» вокруг фотографии Сайфуллы-кади, которая висит у меня дома.

В итоге они соглашаются с тем, что фотографии дозволены, но потом вновь они пытаются упрямиться, возражая, что их нельзя вешать на стены. Фотографии тех суфиев, познавших Аллаха I (‘арифун ), и авлия, которых я люблю, я и на стенку повешу, а если захочу – уберу, и это дозволено. Если нельзя, тогда почему портреты саудовских королей и принцев, мертвых или живых, вешают на стены? Но при этом в Саудовской Аравии не увидишь ни одного памятника. Разве хотя бы это не говорит о различии между скульптурой и фотографией? Лицо любимого человека всегда хочется видеть. А тот, кто говорит обратное, говорит неправду. Почему же пророк Адам u захотел увидеть изображения всех пророков еще до появления их на свет? И почему после того, как он попросил об этом, Всевышний I не сказал ему, что это запретно?

В нашем селе у одного человека была книга «Фикх ус-сунна» , написанная его рукой. Между страниц этой книги я лично видел фотографии лидеров ваххабитов Мухаммада Абдо и Рашида Риды. Почему же эти фотографии стали дозволенными для ваххабитов, ведь нет людей, более придирающихся к фотографиям, нежели они?

Астагфиру Ллах! Да простит нас всех Аллах I!

Любители фотографировать и производить видеосъемку порой попадают в неприятную ситуацию - им отказывают в праве на съемку в общественных местах (торговом центре, магазине, метрополитене и т. п.) Иногда можно наблюдать попытки отнять аппаратуру или изъять карту памяти.

Закон о видеосъемке - что имеется в виду?

Давайте разберёмся в данном вопросе. Существует ли какой-то отдельный закон о видеосъемке? Нормативных документов, имеющих отношение к фотографированию и видеосъемке, несколько. Важнейший из них - Конституция РФ. Речь идет о той ее части, которая позволяет каждому гражданину нашей страны искать информацию свободно, а также передавать, получать, производить и распространять ее любым законным путем. Данное право гарантирует нам 29-я статья нашего Основного закона.

Помимо того, существует Федеральный закон, принятый в 2006 году (от 27.07) номер 149-ФЗ. Он называется "Об информации, информационных технологиях и защите информации". А завершает тройку важнейших документов всем известный Закон о защите прав потребителей.

Согласно Конституции, разрешено вести фотографирование и видеосъемку практически всех объектов, кроме тех, доступ к которым ограничен Федеральными Законами. Главные ограничения на съемку в общественных местах закон накладывает не на сам процесс съемки, а на коммерческое использование и обнародование ее результатов.

Когда запрещают снимать с фотовспышкой и штативом

Согласно конституционным правам, гражданин имеет право вести сбор информации любым способом, который ему удобен. Поэтому независимо от целей фотосъемки вспышка и штатив имеют полное право на существование в случае отсутствия помех и угрозы безопасности окружающих. Единственным исключением может стать вводимый музеями запрет на съемку в собственных залах в связи с необходимостью охраны отдельных экспонатов.

Те, кто норовит запретить фото- и видеосъемку, порой руководствуются законами советских времен, давно утратившими силу. Следует понимать, что данная сфера в наши дни регулируется новыми законами российского происхождения. Впрочем, любое правило не обходится без исключений.

Что говорит закон о съемке в людей?

Статья 152 (пункт 1) ГК РФ регламентирует охрану изображения гражданина. Но ограничения, вводимые ею, касаются не фотосъемки людей как таковой, а использования полученного изображения в дальнейшем. Соблюдая данный закон, вы не сможете обнародовать изображение человека без его письменного согласия.

Но и тут не обошлось без исключений. Так, не требуется согласие на публикацию тех, кто сфотографирован в государственных, общественных либо публичных интересах (например, в новостном сюжете).

Существует мнение, что снимать человека без его согласия означает нарушать его законное право на неприкосновенную частную жизнь. Но так как речь ведется о съемке в общественных местах, о тайне частной жизни здесь говорить не приходится. Хотя данное понятие является весьма относительным, привлечь фотографа по закону в данном случае не представляется возможным. При отстаивании собственных прав следует хорошо понимать, что такое общественное место и какие действия там положены.

Можно ли фотографировать в общественном учреждении?

Запрет на съемку общественных мест часто подразумевает магазины, офисы или рестораны. Можно ли снимать выкладку товаров, фотографировать ценники или прочую подобную информацию? Часто владельцы объявляя данную информацию коммерческой тайной, но подобные заявления не выдерживают никакой критики.

Демонстрируемая на ценниках стоимость товаров никоим образом не может относиться к коммерческой тайне. Она однозначно принадлежит к числу общедоступной информации. Более того, скрывать подобные данные означает нарушать закон, защищающий права потребителя.

А что насчёт съемок в заведениях общепита? Владельцы кафе и ресторанов часто полагают, что такое общественное место может существовать по особым, им установленным правилам, которым посетители должны подчиняться. Но они правы лишь в той мере, в какой данные правила не противоречат законам РФ. Ограничение и запрет на фотосъемку нарушает упомянутый выше Закон номер 149 и вступает в прямое противоречие с Конституцией РФ.

Правомерным подобный запрет может стать только в том случае, когда фотограф мешает прочим посетителям или создает угрозу их безопасности.

Если фотосъемка в магазине, баре, кафе или офисе запрещается их владельцами, происходит подмена понятий сбора информации и пользования имуществом. Согласно всё тому же упомянутому Закону об информации, фотосъемка никак не может относиться к действиям, ущемляющим чьи-либо имущественные права.

Можно ли фотографировать логотипы, вывески и товарные знаки?

Порой владельцы магазинов не разрешают фотосъемку фасада своего здания, мотивируя это нарушением прав на товарный знак. Но фотосъемка логотипа никоим образом не относится к варианту использования Данный вопрос освещен статьей 1484 ГК РФ, поясняющей, что подразумевается под понятием использования такового знака.

Речь идет об идентификации товаров, услуг или работ в сфере рекламы либо на упаковке товара. К фотосъемке это всё не имеет ни малейшего отношения и никоим образом не ущемляет прав собственника.

Можно ли фотографировать страницы библиотечных книг?

В статье номер 1273 Гражданский кодекс разрешает нам фотографировать страницы книг в библиотеках собственным фотоаппаратом. Под попадает лишь копирование книги или нот целиком с последующей распечаткой и использованием в коммерческих целях.

Очень часто в библиотеках читателям подобные копии делать запрещают, вынуждая прибегать к копировальной технике библиотеки. В данном случае также речь идет о нарушении Закона о защите прав потребителей. Данное действие относится к числу навязанных услуг.

О съемке стратегических объектов

Теле-, кино-, фото- и видеосъемка запрещается на объектах общего пользования, относящихся к ОАО "Российские железные дороги". В то же время в правилах, регламентирующих оказание услуг по грузо- и пассажирским перевозкам на железнодорожном транспорте личного характера (не связанных с коммерческой деятельностью), подобных запретов не имеется.

Именно поэтому распоряжение РЖД не является столь категоричным. К тому же в нём ничего не говорится о запрете съемок для личных целей или в общественных местах, к которым относятся станции, остановки, вокзалы и т. п. Таким образом, можно считать, что закон съемку в общественных местах подобного рода не запрещает. Ограничение в данном случае относится лишь к коммерческой съемке либо производимой для фильмов, новостей и т. д.

Вывод: если фотограф снимает в личных целях и никому при этом не мешает, в том числе не нарушает безопасность движения, его действия вполне законны.

Можно ли вести фотосъемку с борта самолета?

Запрет в данной сфере касается лишь дистанционного зондирования Земли. Данный термин предполагает чаще всего фотосъемку со спутника при помощи специального оборудования, которое не имеет отношения к рассматриваемой в статье теме. Ограничений на любительскую съемку с борта самолета не существует.

Следует учитывать, что во время посадки и взлета в самолете нельзя использовать никакие электронные приборы. Но дополнительные ограничения на съемку во время перелета, вводимые по личной инициативе отдельных авиакомпаний, относятся к нарушениям наших с вами потребительских прав.

Можно ли снимать в не относится к стратегическим государственным объектам и по факту ничем не отличается от других общественных учреждений, где фотосъемка никоим образом запрещена быть не может.

Какие объекты относятся к государственной тайне?

Снимать упомянутые выше объекты законом запрещено. Но тут следует внести ясность. Что попадает под категорию относимых к предмету объектов? Предмет запрета должен пройти так называемую процедуру засекречивания, описанную законом "О государственной тайне". Этим же нормативным актом и регламентируется список тех сведений, которые относятся к государственной тайне.

Гриф секретности наносится на объект по результатам специальной экспертной оценки. Если же подобного грифа не имеется, то беспрепятственному фотографированию объекта ничто помешать не должно.

Можно ли снимать на важных мероприятиях и возле памятников культуры?

В частности, речь идет о возможности снимать у Кремля на Красной площади. Как и предыдущий, вопрос относится к числу тех, что связаны с понятием государственной тайны. Прямого указания о запрете фотосъемки на Красной площади не существует. Что касается территории Кремля, то правила, по которым там разрешается снимать, налагали раньше ограничения на размеры фотоаппаратов, но на данный момент подобные меры отменены.

Теперь разрешением на фотосъемку следует запастись лишь в двух случаях - при проведении охранных мероприятий и подготовке к ним или когда фотограф снимает для тиражируемой продукции. Получается разрешение путем подачи заявки в ФСС и рассмотрения ее в течение трехдневного срока.

Съемка на избирательном участке

Ни представители СМИ, ни рядовые граждане никак не ограничены в правах в данном вопросе. Прямое разрешение на фотосъемку содержится в законе номер 67-ФЗ, вышедшем в 2002 году и касающемся основных гарантий избирательных прав граждан РФ. Таким образом, при возможном возникновении споров на эту тему ссылаться можно на отсутствие в данном законе каких-либо запретов.

Можно ли снимать в музее?

Часто там можно увидеть знак "фотосъемка запрещена". Многие музеи за возможность фотосъемки требуют плату, при этом отсутствуют какие-либо нормативные государственные акты на подобное действие. Что же на самом деле можно, а что нельзя делать в музее?

В нашей стране в 1996 году издан закон номер 54-ФЗ. Данный федеральный закон касается музейного фонда РФ. Согласно ему, музеем может быть введен запрет на коммерческое использование фотоснимков его экспонатов и выпуск соответствующих сувениров. Относится это к любому объекту или экспонату независимо от того, охраняется ли он авторским правом или нет. Точно так же, как и в предыдущих случаях, запрет относится лишь к коммерческому использованию изображений, полученных в музее. Повторимся, законом съемка в общественных местах, к которым относятся и музеи, запрещена никоим образом быть не может.

Ограничить доступ к экспонатам музей может лишь в случае их неудовлетворительного состояния или нахождения на реставрации либо в хранилище. Введение платы за возможность фотосъемки является незаконной с юридической точки зрения. То, насколько целесообразным будет вести спор в каждом конкретном случае, предстоит решать фотографу самостоятельно.

Можно ли снимать работников ГИБДД и МВД при исполнении?

Указом Президента РФ номер 2334 установлен так называемый принцип информационной открытости для любых государственных органов. На практике это означает, что право любого гражданина - контроль деятельности госорганов, возможный в том числе письменно и с помощью технических средств.

Согласно приказу МВД номер 185, вышедшему в марте 2009 года и касающемуся административного регламента МВД в сфере безопасности дорожного движения, гражданам позволено фиксировать любые разговоры с представителями ГИБДД и запрет последних на подобное действие является нарушением закона.

Так где же всё-таки снимать запрещено?

Есть ли такие места, где съемка однозначно находится под запретом или требует отдельного разрешения? Данная процедура запрещена в зданиях судов, а также исправительных учреждений. Запрет зафиксирован в статьях процессуальных кодексов, аналогичных по своей значимости федеральным законам.

Снимать судебный процесс можно лишь с разрешения председательствующего судьи. Если дело касается административных правонарушений, разрешение на съемку может дать другое должностное лицо, которое имеет отношение к данному делу.

Фотоснимки осужденных, которые находятся в исправительном учреждении, можно получать лишь с их письменного согласия. Объекты по их охране разрешается снимать, получив письменное разрешение администрации исполняющего наказание органа.

В служебных и прочих помещениях детективам вести видео- и фотосъемку нельзя без письменного согласия лиц как частных, так и должностных.

Нельзя фотографировать и снимать на закрытых заседаниях Государственной думы, а также проносить туда любую съемочную технику. Под запретом фотосъемка военных объектов и кораблей с борта иностранных судов. Нельзя снимать на объектах Федеральной таможенной службы. Внос техники в здании Госстроя дозволяется лишь с письменным разрешением.

Запрет касается и территории Министерства топлива и энергетики. Нельзя фотографировать наряды и объекты на расстоянии в пределах 5 километров вдоль государственной границы, не получив на то письменного разрешения ФСБ. Запрет на пронос техники и ведения съемки также касается территории Ространснадзора в отсутствие разрешения.

На страницах социальных сетей, столь популярных в наше время, мы часто можем увидеть снимки людей, сделанные в зеркале. Фото в отражении стало новым писком моды, и, делая очередной лифтолук, молодые люди вряд ли вспоминают о давних суевериях, которые гласят, что фотографироваться в зеркале может быть опасно. Давайте попробуем разобраться, чем обусловлены подобные запреты.

Немного о зеркалах

Казалось бы, что такого необычного и мистического может быть в этом предмете, ведь он, по сути, всего лишь кусок стекла, одна сторона которого покрыта амальгамой и слоем черной краски. Но почему именно зеркало уже многие века окружено ореолом тайны? Отчего многие колдуны, ведьмы и шаманы предпочитают использовать этот предмет в качестве магического атрибута для своих ритуалов? И даже люди, имеющие непосредственное отношение к науке, называют зеркала «уникальной многослойной структурой». Найти достоверные ответы на эти вопросы пока не удалось, но определенно ясно одно: зеркало – это нечто большее, чем просто отражающая стеклянная поверхность. Все мы настолько привыкли использовать зеркала в быту, что уже не представляем без них своей жизни. И уж наверняка не многие из нас задумываются над тем, что подобный предмет обладает уникальными свойствами. Считается, что зеркало имеет своеобразную память – оно сохраняет информацию, когда-либо отраженную в его поверхности. А особенно надолго этот предмет запечатлевает картины и образы, обладающие мощной, сильной энергетикой, и при этом не всегда положительной.

Возможно, вы когда-нибудь замечали, что в разных зеркалах вы выглядите совершенно по-разному. Например, «домашнее» отражение может казаться вам гораздо симпатичнее, чем образ, который вы видите в офисном зеркале. Все дело в том, что данные предметы запоминают не только внешний вид людей, которые в них смотрелись, но также их характеры, души, энергетику и мысли. И если в вашем жилище царят мир и согласие, то, любуясь своим отражением перед уходом из дома, вы будете видеть привлекательного, бодрого, отдохнувшего и приветливого человека. А вот мимо зеркал, установленных в общественных местах, ежедневно проходит масса людей с самыми разными настроениями и мыслями. И если перед вами в стеклянную гладь взглянул человек, таящий злость, обиду или грусть – его энергетика с легкостью может передаться вам, испортив настроение на весь день.

Почему нельзя фотографироваться в зеркале

Давайте разберемся подробнее, на чем основан подобный запрет. Существует несколько причин: Мистики утверждают, что в процессе создания снимка человек способен «вызвать» из глубин зеркальной памяти что-то совершенно неожиданное и неприятное. Вспомните, быть может, вы когда-нибудь видели в журналах или телепередачах экстрасенсорной тематики снимки различных фантомов, запечатленных в зеркальной поверхности. Иногда подобные фотографии – всего лишь фикция, но в некоторых случаях эксперты признают изображения достоверными. Считается, что зазеркалье – это отдельный мир, где обитают сущности из другого измерения. До поры до времени наши параллельные реальности не пересекаются и неизвестно, способствует ли вспышка фотоаппарата соприкосновению двух миров, но проверять эту теорию на собственном опыте не стоит.

Фотоаппарат, как и само зеркало, отчасти тоже является предметом мистическим. Большинство экстрасенсов скажет вам, что снимок способен хранить информацию об изображенном на нем человеке. Считается, что сфотографировавшись в зеркале, вы как бы связываете себя с этим предметом навсегда. А ведь, как было сказано ранее, отражающая поверхность запоминает энергетику всех людей и событий, когда-либо в ней запечатленных. Получается, что камера фиксирует на изображении не только вас, но и зазеркальный мир, который не всегда может оказаться дружественным. В итоге на вашу энергетику накладывается энергетика тех, кто оставил свой след в зеркальной глади, а это, в свою очередь, может негативно отразиться не только на вашем здоровье, но и на судьбе. Еще одна причина запрета основывается все на той же связи человека с зеркалом, в котором он сфотографировался. Существует поверье, что если данный предмет когда-либо разобьется, на голову владельца подобного снимка обрушится масса бед и несчастий.Верить или нет подобным приметам – решать вам. Мы привели вам причины запретов на создание снимков в зеркале, но стоит отметить, что все эти предположения – лишь теория, не подтвержденная достоверными фактами.

Почему нельзя фотографироваться в зеркале: научный подход

Люди, предпочитающие выкладывать подобные фото в социальных сетях, зачастую тратят много времени, подбирая красивую позу, улыбку, взгляд, ракурс и т. п. Казалось бы, в этом нет ничего опасного, но это лишь на первый взгляд. Ученые одного американского института потратили 15 лет, изучая действие зеркал на человека. Опыты, проведенные с использованием высокочувствительного магнитно-волнового детектора, показали, что отражающая поверхность является своего рода энергетическим вампиром. Те, кто проводит значительное количество времени перед зеркалом, часто чувствуют усталость, разбитость, ухудшение настроения и памяти. Это кажется невероятным, но люди, обожающие любоваться собой, стареют немного быстрее тех, кто относится к своему отражению более равнодушно.

Народные приметы

С зеркалами связано огромное количество примет и суеверий. Давайте рассмотрим некоторые из них: Зеркало разбивается к несчастью. Если вы верите этому предположению, вот вам несколько советов: ни в коем случае не смотритесь в осколки разбитого стекла, считается, что это принесет в ваш дом множество бед; частички сломанного предмета аккуратно соберите и заверните в ткань, после чего закопайте в землю. Если вы вышли из дома и забыли прихватить с собой какую-то нужную вещь, вернувшись в жилище, обязательно посмотритесь в зеркало. Подобное действие отведет от вашего дома всю нечисть, а вам в дороге будет сопутствовать удача. Старайтесь не размещать зеркало в спальне. Если это невозможно, тогда просто установите предмет таким образом, чтоб во время сна вы не отражались в его поверхности. Переезжая в другой дом или квартиру, прихватите с собой собственное зеркало или купите новое. Предмет, принадлежавший прошлым хозяевам, лучше выбросить, поскольку вы не знаете, какую энергетику они могли оставить после себя. Зеркало в ванной следует вешать так, чтоб вы не отражались в нем в процессе купания, иначе, если верить примете, вас ждут частые и продолжительные болезни. Не смотрите на свое отражение, если вы расстроены, испуганы, злитесь, нервничаете или плачете. Зеркало запомнит негативную информацию, и впоследствии будет переносить на вас плохую энергетику снова и снова.

Некоторые приметы не советуют подносить к зеркалам детей, не достигших 1 года. Считается, что кроха будет плохо расти и развиваться, а также станет пугливым. Еще одно суеверие запрещает употреблять пищу, глядя в свое отражение. Зато, если повесить зеркало так, чтоб в нем был виден обеденный стол – хозяева никогда не будут испытывать нужды и нехватки денег.

Известны хадисы Пророка (мир ему и богословения), в которых говорится, что в дом, в котором присутствуют изображения, не войдут ангелы и что в судный день самые страшные муки испытает тот, кто изготовил их.

Имам ан-Навави говорит, что в хадисе, в котором идет речь о том, что в судный день страшным мукам подвергнутся те, кто создает изваяния, имеются в виду люди, создающие идолов ради поклонения им или с целью уподо бления себя творцу в его творении. Но если ни одна из упомянутых целей не преследуется, тогда этот человек не является впавшим в неверие – он совершает большой грех.

Во времена пророка Сулеймана (мир ему) изображения живших до него пророков, сотворенные из камня, меди или дерева, выставлялись внутри храма. Смысл подобного заключался в том, чтобы, глядя на них, люди вспоминали о тех пророках, чтобы у них появилось желание служить Всевышнему так, как служили они.

Также после смерти какого-то хорошего человека они возводили над его могилой храм и помещали внутри него изображения. То, что сегодня мы называем идолами (телесные изваяния), тогда не было запретным, ибо в те времена намерения у людей были чисты. Поскольку в дальнейшем намерения изменились, и люди стали поклоняться сотворенным идолам, изображения стали запретными. А теперь задумайтесь!

Учтите, что в разговоре, который мы ведем здесь, не имеются в виду фотографии, которые делаются при помощи фотоаппарата. Речь идет об идолах – памятниках и скульптурах, а фотографии, отснятые фотоаппаратом, не имеют к этому никакого отношения. Даже эти изваяния были дозволенными в то время, когда намерения людей по отношению к ним были чисты.

До прихода Ислама в Мекку Ка’аба была заполнена идолами. У каждого рода был свой идол-божество. Когда наш Пророк (мир ему и богословения) начал призывать мекканцев-курайшитов к Единобожию, то они восстали против него, возражая и не понимая, каким образом один Бог может быть достаточен для всего человечества. Имамы, толкующие эти хадисы, говорят, что они относятся к тем, кто творит идолов с телом, намереваясь поклоняться им, подобно Богу. Давайте посмотрим, что говорят современные богословы, придерживающиеся пути этих имамов.

Ученые четырех богословско-правовых школ (мазхабов) пришли к единому мнению: изображать то, что не имеет души – например, солнце, луну, деревья, лес, дома, мечети и т. п., – можно. Также все эти богословы пришли к единому мнению в том, что запретно ваять то, что имеет дух, например, человека или животное, при наличии следующих трех условий:

– если оно имеет формы тела, то есть изготовлено из чего-либо. Если же оно нарисовано на полотне или на бумаге, то это разрешено;

– если изваяние является цельным. Если же оно сделано так, что жизнь человека или животного невозможна, – например, если от изображения человека или животного отнять голову, проколоть его насквозь или сделать что-либо подобное – то это изображение перестанет быть запретным. Это относится к скульптуре;

– если это изображение дает тень. Но если изображение, прикрепленное на стену, не дает тени, тогда оно не является запретным. При том, что все эти три условия характерны для детских кукол, которыми играют девочки, они все-таки разрешены. Почему? потому что эти куклы изготавливаются с целью, чтобы девочки с детства учились нянчить и воспитывать детей.

Из приведенного выше более чем ясно следует, что изображения на бумаге, в том числе и фотографии, не являются запретными и что в приведенных хадисах имеются в виду именно идолы – изображения, имеющие форму тела.

Теперь, братья по вере, вы можете поразмыслить о том, какие изображения разрешены, а какие запретны, и почему их запретили. Например, почему изображения и изваяния, разрешенные во времена пророка Сулеймана (мир ему), оказались запретными для нашей уммы? Также: почему то, что является запретным для уммы, дозволено для маленьких девочек, и почему это разрешено иметь в доме?

К чему вести споры вокруг снимков, снятых фотоаппаратом, на которых изображены тела: разве они дают тень и разве у них есть объем? Вспомните, разве не сказано в книгах о том, что у пророка Адама (мир ему) был сундучок, в котором хранились изображения всех пророков, которые передавались по наследству?

Я не буду приводить здесь то, что сказано в этих книгах. Тот, кому это необходимо, может заглянуть в них сам. Но об этой истории упомянуть необходимо. Во времена правления халифа Абу Бакра ─ жил византийский император Ираклий (Ҳаркал), которого призывали принять Ислам. Вот отрывок из истории о том, как сподвижник Ҳишам ибн ‘Ас возглавлял делегацию направившихся к нему мусульман. Тогда-то они и обнаружили у него изображения всех пророков. Вот как об этом рассказывается:

Под предводительством сподвижника Пророка (мир ему и богословения) Ҳишама к византийскому императору направилась делегация мусульман. Император принял их, усадил и велел принести сундук, в котором было много маленьких секций. Затем он открыл его, вынул оттуда завернутое в черный шелк изображение, показал его и спросил: «Знаете ли вы этого человека?». Они ответили, что не знают. Тогда император сказал: «Это ваш праотец Адам (мир ему) », – и, завернув его опять в тот же шелк, положил на место. Затем он во второй раз открыл сундук, вынул завернутое в черный шелк изображение и спросил: «А знаете ли вы его?». Сподвижники вновь ответили отрицательно. «Это ваш отец Ибрахим (мир ему) », – ответил император. В третий раз он опять вынул изображение и спросил: «Известно ли вам, кто изображен здесь?». На ответ: «Нет», – он сказал: «Это ваш отец Муса (мир ему) , сын ‘Имрана». Таким образом он доставал все изображения, пока не дошел до пророка Муḥаммада (мир ему и богословения) и неспросил: «Знаете ли вы этого человека?». Как только сподвижники увидели изображение, они громко заплакали. Император спросил: «Отчего же вы плачете?». «Это наш Пророк (мир ему и богословения)», – ответили они и добавили: «На этом изображении он словно среди нас». Затем они спросили у византийского правителя, откуда у него эти изображения. И он рассказал, как пророк Адам (мир ему) попросил Всевышнего показать ему изображения всех посланников из его потомков. Тогда Всевышний ниспослал ему изображения всех посланников, которые были завернуты в зеленый шелк. Каждую пятницу пророк Адам (мир ему) показывал их своим детям. Он хранил их в сундуке. Перед смертью Адам (мир ему) передал сундук своему сыну Шису, а тот, в свою очередь, передал его своему сыну Анушу. Таким образом, переходя из рук в руки, сундук дошел до Зулькарнайна. Затем он был передан нашим предкам и, таким образом, дошел до нас.

Рассказ об этом сундуке и изображениях подробно приводится в названных ранее книгах. Желающие могут прочесть. Сегодня же стоит только заикнуться об изображении Пророка (мир ему и богословения), как тут же отрицающие изображения люди начинают сходить с ума.

В итоге они соглашаются с тем, что фотографии дозволены, но потом вновь они пытаются упрямиться, возражая, что их нельзя вешать на стены. Фотографии тех суфиев, познавших Аллâћа (‘арифун), и авлия, которых я люблю, я и на стенку повешу, а если захочу – уберу, и это дозволено. Если нельзя, тогда почему портреты саудовских королей и принцев, мертвых или живых, вешают на стены? Но при этом в Саудовской Аравии не увидишь ни одного памятника. Разве хотя бы это не говорит о различии между скульптурой и фотографией? Лицо любимого человека всегда хочется видеть. А тот, кто говорит обратное, говорит неправду. Почему же пророк Адам (мир ему) захотел увидеть изображения всех пророков еще до появления их на свет? И почему после того, как он попросил об этом, Всевышний не сказал ему, что это запретно?

Из книги досточтимого шейха Саида Афанди Чиркави «СОКРОВИЩНИЦА БЛАГОДАТНЫХ ЗНАНИЙ»

С появлением в жизни человека различных гаджетов, способных делать фотографии, мы стараемся запечатлеть самые интересные и важные моменты. Фотографии, привезённые из отпуска, сделанные на вечеринках, важных мероприятиях или просто на прогулках - всё это греет душу и дарит тёплые воспоминания. И нередко возникает желание сделать фото спящего человека - комичное или очень милое. Но так ли безобидна эта идея, как кажется на первый взгляд? Щёлканье объектива или яркая вспышка могут напугать человека. К тому же есть немало суеверий, дающих ответ на вопрос о том, почему нельзя фотографировать спящих людей. Среди них и боязнь болезней или скорой смерти, нежелание нарушить психику. Большое количество запретов связано с разнообразными магическими ритуалами и обрядами. Предлагаем изучить историю этих опасений и познакомиться с приметами!

История суеверия

Корни этого суеверия уходят в XIX век. В то время в Европе был популярен такой жанр фото, как post mortem - посмертные фотографии. Связано это было с тем, что услуги фотографов были очень дорогими, да и сами фотоаппараты стоили немало, поэтому позволить себе такую роскошь могли единицы. Нередко при жизни одного из членов семьи не удавалось сделать ни одного кадра с ним! Увековечить память об умершем можно было только умыв его, нарядив и посадив за один стол с живыми домочадцами. Отличительной чертой таких снимков «на вечную память» были закрытые глаза усопшего, что и привело к параллели с людьми живыми, но спящими. Кстати, в СССР эта традиция тоже прижилась. Мёртвых людей наряжали, усаживали за стол, в руки вкладывали газету или чашку с чаем. Детей окружали игрушками или цветами. А иногда мёртвых фотографировали прямо в постели, предварительно придав им вид спящих. Практически у каждой зажиточной семьи был такой фотоальбом, именуемый «книгой смерти». И нередко семья, показывая эти фото кому-либо, говорила, что человек просто моргнул или спит.

В античности было похожее поверье. Правда, фотоаппаратов тогда не было, популярностью пользовались портреты на холсте. Спящих людей нельзя было рисовать ни в коем случае - считалось, что это приводит к горестям и неприятностям: потере близких, разлуке с любимыми, изменам, разорению или позору.

Ещё одна версия происхождения суеверия, говорящего, что нельзя фотографировать спящих людей, связана с мнением предков. Когда-то люди считали, что во время сна душа человека покидает его физическую оболочку. Тело при этом становится крайне уязвимым, а быстрое и внезапное пробуждение может стать причиной смерти.

А что думают о фотографиях спящих людей эзотерики, психологи, биотерапевты?

С точки зрения психологии

На вопрос о том, можно ли фотографировать спящих, психологи обычно отвечают уклончиво. Конечно, специалисты не запрещают делать это, но предупреждают о различных негативных последствиях. Не рекомендуют делать фото спящих людей по нескольким причинам:

  • человек может проснуться от вспышки или громкого щелчка фотоаппарата и испугаться;
  • на фото человек может иметь сходство с мертвым человеком - особенно если он спит на спине, а его руки вытянуты вдоль тела;
  • вряд ли кадр получится удачным: странные позы, открытый рот, сбегающие по щеке слюни - немногим захочется любоваться такими снимками и уж тем более показывать их другим людям или размещать в социальных сетях.

С точки зрения биотерапии

Биотерапевты утверждают: фотография - отражение энергетического состояния человека. В состоянии бодрствования биополе достаточно мощное, но спящий человек ослаблен. Конечно, это не страшно, но люди с нехорошими намерениями в состоянии причинить вред с помощью таких фото - навести сглаз или порчу.

Сравнивают биотерапевты и энергетическое поле спящего человека с полем умерших людей. Они говорят - это состояние вполне реально утвердить в реальной жизни, даже не желая этого. Как следствие - тяжёлая болезнь и смерть.

С религиозной точки зрения

Есть две основные религиозные причины, согласно которым не стоит фотографировать спящих людей. Последователи ислама говорят: делать такие снимки нельзя, потому что это противоречит законам шариата. Фотографируя, человек создаёт рукотворные изображения, которые могут привести к многобожию. А там и до неверия в Аллаха недалеко. Поэтому в Азии, например, сложно найти папарацци, желающего попасть в список осквернителей веры.

Официально православная и католическая церковь не запрещает делать фотографии спящих людей. Здесь это вообще расценивается как глупое суеверие. Но некоторые христиане всё же уверяют: фотографирование спящего человека может спугнуть ангела-хранителя, который во время сна охраняет тело. По их словам, это приводит к тому, что спящий остаётся без защиты. Священнослужители, в свою очередь, говорят - из-за такого пустяка ангел-хранитель не покидает человека.

С физиологической точки зрения

Решив сделать фотографию человека, который спит, важно понимать, что во время сна все мышцы расслаблены. Резкое пробуждение способно привести к судорогам и заиканию. К тому же во время сна в организме человека происходит немало различных процессов, самый важный из которых - выработка мелатонина. Этот гормон отвечает за регулирование суточных ритмов, замедляет старение, защищает от стресса. Процесс производства мелатонина проходит при полном отсутствии света. Нарушить процесс может даже непродолжительная вспышка фотоаппарата. То есть, организм не восстановится, наутро человек будет чувствовать себя усталым, раздражённым и сонным.

С точки зрения магии

Опытные экстрасенсы, маги, астрологи и целители могут с помощью только одной фотографии очень многое рассказать о человеке, его душевном и физическом состоянии. Задача упрощается, если на фото изображён спящий человек. Можно немало узнать о характере, менталитете и желаниях определённой личности. Вот лишь часть суеверий, которые говорят о том, что спящего человека категорически запрещено фотографировать:

  1. Внезапная смерть - самое страшное последствие даже одного снимка, сделанного в то время, когда человек находится в царстве Морфея. Маги говорят - во время сна душа находится в другом измерении, побуждение возвращает её обратно. Но если человек просыпается очень быстро, душа может не успеть вернуться в тело. Кстати, именно по этой причине не рекомендуется переносить спящего на другое место - душа может просто не найти обратной дороги!
  2. Бытует мнение, что снимки «без души» выглядят крайне неприятно - на них страшно смотреть, причём страх этот совершенно необъясним.
  3. Ещё одна версия гласит - яркая вспышка ослепляет душу человека. То есть, она навсегда остаётся блуждать в другом мире.
  4. Не стоит фотографировать спящего человека и по той причине, что это может отнять у него часть сил. Маги уверяют - после такой фотосессии человек попросту превратится в зомби, лишившись духовной составляющей, эмоций и сознания.
  5. Возможно нарушение энергетического поля. Дело в том, что помимо физического тела на фото обычно присутствует и аура человека. И если на снимках, сделанных в то время, когда человек бодрствует, энергетическая защита достаточно сильна, то на тех изображениях, где человек спит, аура очень слабая. А это на руку чёрным магам.
  6. Во время сна человек не в состоянии контролировать своих эмоций, он абсолютно беззащитен. Потому снимок спящего человека, попавший в руки недоброжелателей, может привести к негативным последствиям: порче, сглазу. При этом информация сохраняется на фотографии в течение года!
  7. Самое распространённое у пожилых людей суеверие гласит - спящий человек очень похож на мёртвого. Ещё хуже, если фотография получилась нечёткой, размытой. Это может свидетельствовать о надвигающихся болезнях, возможных жизненных неурядицах и даже скоропостижной смерти.
  8. Особое значение имеет и место, где сделано фото спящего человека. Так, говорят эзотерики, снимок, где человек спит в абсолютной темноте, в доме, где нет ремонта или царит беспорядок, способен ухудшить здоровье и психическое состояние фотографируемого, постепенно вытягивать из него жизненную энергию.
  9. Человек, глаза которого на фото закрыты, мёртв для мира. Его интерес к жизни угасает, прежние увлечения больше не радуют. Буквально пара снимков - и человек теряет смысл жизни, может даже пристраститься к пагубным привычкам.
  10. Особое суеверие связано с беременными женщинами. Маги уверяют - если сфотографировать даму в интересном положении спящей, ребёнок может родиться не совсем здоровым или вовсе не появиться на свет, произойдёт выкидыш. Однако никаких научных объяснений или подтверждений этой приметы нет.
  11. Говорят и о том, что не стоит фотографировать спящих влюблённых - это может привести к ухудшению их отношений, ссорам и расставанию.

Если фото уже сделано

Что делать, если о том, что нельзя фотографировать спящего человека, вы не знали и уже сделали такие кадры? Конечно, ни в коем случае не показывать их окружающим и уж тем более не размещать на форумах и в социальных сетях! Во-первых, большую часть таких снимков нельзя назвать удачными, во-вторых, это ставит людей в неловкое положение. Важно понимать, что такие фотографии не только противоречат этическим нормам, но и приносят вред тому, кто на них изображён. Существует ряд мистических причин, согласно которым не нужно показывать фото спящих посторонним.

  1. Любое неосторожное слово или комментарий способны повредить хрупкую ауру как взрослых людей, так и малышей. Поэтому снимки спящих людей независимо от возраста тех, кто на них изображён, лучше всего хранить исключительно в семейном альбоме.
  2. Талантливые маги могут проводить свои ритуалы даже по электронным изображениям. Чтобы защитить себя, достаточно просто ограничить посторонним людям доступ к виртуальной жизни - закрыть фотоальбомы, определённые страницы своего профиля или блога. Не лишним будет и использование надёжных паролей.
  3. Ни в коем случае нельзя делиться фотографиями спящих некрещёных людей - здесь защита абсолютно отсутствует.
  4. Если изображение спящего человека ежедневно просматривает большое количество людей, биоэнергия его стремительно меняется в негативную сторону, утверждают эзотерики. Каждый отрицательный комментарий оставляет брешь в энергетическом поле человека.
  5. Бытует мнение, что снимок спящего человека, находящийся на видном месте, может не только навредить человеку, но и кардинально изменить его судьбу.

Верить или нет таким утверждениям и приметам? Каждый должен решить сам. Психологи успокаивают - значительная часть их не имеет под собой никакой основы, является лишь пережитком прошлого. Но для собственного спокойствия и для спокойствия спящего человека лучше не делать подобных снимков.

Фото спящих детей

Нередко молодые мамочки посещают различные сайты для фотографов в поиске ярких идей для фотосессий крохи. Многие авторы рекомендуют дождаться, пока ребёнок заснёт - и начинать творить. Но что говорят по этому поводу офтальмологи, психологи, верующие? Не навредят ли такие фото малышу?

Что говорят врачи?

К однозначному ответу на вопрос, можно ли фотографировать спящих детей не пришли даже офтальмологи. Мнения разделились: одни говорят, что яркая вспышка никак не влияет на процесс формирования зрения у ребёнка, другие напротив - считают, что вспышка может повредить сетчатку. Важно помнить и то, что у грудных детей зрение не сформировано: отсутствует защита от света, зрачки увеличены, аккомодация не развита. К тому же дети боятся ярких вспышек, громких звуков, особо сильно это проявляется во сне. Полученный младенцем испуг способен оставить негативные последствия на всю жизнь!

Нарушения нервной системы ребёнка, развитие различных фобий, заикание - вот лишь часть последствий, о которых предупреждают мам, желающих сделать трогательное фото спящего младенца. Однако детские врачи говорят - съёмка спящих детей может быть опасна только в том случае, если щелчок затвора очень громкий или включена вспышка. Современные аппараты могут работать практически бесшумно, а значит, оснований для переживаний нет.

Мистика и религия

А вот люди верующие с таким мнением не согласны. Они считают, что первые 40 дней после рождения кроху нельзя не только фотографировать спящим, но и просто показывать друзьям и родственникам. Не рекомендуют делать фото малыша до его Крещения. Считается, что до этого времени у ребёнка нет ангела-хранителя, а значит, он беззащитен, подвержен влиянию различных злых сил.

Экстрасенсы тоже говорят - спящих детей фотографировать не стоит. Объясняется это тем, что сглазить их можно даже ненароком, просто полюбовавшись или высказав восхищение! Дело в том, что энергетика малышей в разы слабее энергетики взрослых людей. Конечно, современные родители в приметы не верят, делятся изображениями своих детей на форумах, в блогах и в социальных сетях. Но маги предупреждают: такими снимками лучше не злоупотреблять. В противном случае можно значительно ослабить здоровье малыша, навредить его психике.

Одна из самых страшных примет, касающихся фотографий спящих детей, связана с уничтожением таких снимков. Если родителям показалось, что на фото малыш больше похож на мёртвого, чем на заснувшего, они стремятся избавиться от такого снимка. Но эзотерики говорят - если сжечь или разорвать фотографию, можно лишь усугубить ситуацию, привлечь болезни или смерть. Верить в эту примету или нет, решают сами родители. Важно отметить, что никакого официального подтверждения у этого суеверия нет!

Ещё одна примета гласит - если супруги позволяют фотографировать их спящего ребёнка, других детей в семье никогда не будет.

Положительные моменты

В фотографиях спящих малышей и взрослых можно найти немало плюсов:

  • если хорошо постараться, фото может получиться смешным и весьма оригинальным;
  • нежные фото малыша, сделанные в первые месяцы его жизни, будет приятно просматривать, когда ребёнок подрастёт;
  • качественный снимок станет приятным сюрпризом.

Как противостоять суеверию?

Есть два способа, которые позволят противостоять всем приметам. Первый - просто не верить. Второй - «перевернуть» примету так, чтобы она работала во всех случаях, кроме этого. Как это сделать? Ну, например, решить, что суеверие не сработает, если фото не увидят посторонние.