Вопрос про частоту посещения кладбищ перед обываетлями встает довольно часто. Ведь у каждого свое понимание того, когда и как нужно посещать могилы: одни ходят строго в установленные дни, другие - почти как на работу. Церковь же дает свои рекомендации, когда необходимо ходить на погост.

Естественно, такие инструкции - это просто рекомендация: заставить человека строго придерживать установленных правил невозможно. Поэтому можно их просто взять за основу, а далее определить для себя удобный график.

Какие дни установлены для посещения кладбищ

Правила посещения

Что касается цветов, которые берут с собой на кладбище, расхожий миф, что их должно быть четное количество. Для совершенно неважно, сколько их будет - 4 или 5. Чаще всего берут с собой искусственные цветы, хотя рекомендуется от них воздерживаться. Лучше засадить землю различными растениями. А зимой что живые растения, что искусственные цветы из-под снега не видно.

Если вы хотите зажигать свечи на могилке, что сегодня совершенно не возбраняется, делать это нужно по определенным правилам. Необходимо приобрести специальные свечи в и зажигать их непосредственно перед крестом (или, что чаще бывает, памятником).

Посещать кладбище нужно только трезвым. Быть под шофе и не прилично, и некрасиво. Кроме того, кладбище - не место для увеселений: въезжая на погост на , выключайте музыку.

И помните, что выносить ничего нельзя. Вы вынесете отрицательную энергетику, которой на кладбище в избытке. Причем это касается любых предметов - будь то красивый цветок, ветка с дерева или мусор (для него есть на кладбищах специальные мусорки).

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

– Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

– А на кладбищах возлагать венки правильно?

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.

– А может, это пластмассовое наваждение на могилах следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть – это рождение в Вечности . Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение – это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание – в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей , является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

– Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилытак, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

Когда принято посещать кладбище?

– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности,какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется ).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

* См., в частности, «Слово об усопших в вере, о том, какую пользу приносят им совершаемые о них Литургии и раздаваемые милостыни» преподобного Иоанна Дамаскина.

14.10.2013 | 20:29

Сегодня речь пойдет о том, как вести себя на кладбище – как правильно вести себя на кладбище. Что значит правильно? Это значит, что существуют особые законы, которые необходимо соблюдать каждому. Несоблюдение этих законов ведет к печальным последствиям для того, кто допустил ошибку. Как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности.

Существуют определенные правила поведения на кладбище. В них нет ничего мудреного и сложного, это очень простые и очевидные для многих вещи. Однако как практикующий маг встречаю людей, у которых случаются проблемы именно по причине нарушения этих правил поведения на кладбище. Поэтому решил написать эту статью.

Никаких особых ритуалов или практик в ней не будет – статья рассчитана на обычных людей, далеких от занятия магией.

Я отвечу на вопросы, как правильно ухаживать за мертвым, что можно и чего нельзя делать на кладбище, что приносить с собой мертвому и что можно забирать от него, как ухаживать за могилкой и прочее. В общем, это обыденные вещи, о которых, единожды прочитав, не ошибешься в будущем никогда.

Итак, как правильно вести себя на кладбище. Вы приезжаете к вашим мертвым родственникам и знакомым на кладбище с целью почтить их память. Обычно это заранее запланированные поездки, поэтому вы вполне можете подготовиться к такой поездке.

Правило поведения на кладбище №1 — правильно подготовиться к поездке на кладбище

Прежде всего обратите внимание на вашу одежду. Возможно, вам идут короткие юбки и ультрамодный коралловый цвет, но! Вы едете не себя показать, а почтить мертвых. Цвета кладбища – черный и белый. Предпочтительнее черный, так как он считается еще и траурным цветом. Если вам сложно найти подходящую одежду таких цветов, то просто не одевайтесь ярко. Мертвые не любят ярких цветов.

Выберите из имеющегося в вашем гардеробе одежду приглушенных тонов. Кроме того (и это особенно важно!) ваши ноги должны быть закрыты полностью – штаны или длинная юбка в пол будет самой уместной одеждой. Это не мода такая, это правило поведения на кладбище такое. Это именно тот момент, который для многих является роковым. Поэтому повторю – ваши ноги должны быть полностью закрыты!

Никогда не надевайте открытую обувь для поездок на кладбище. Выбирайте всегда только закрытую обувь, даже если на улице жарко. На крайний случай возьмите с собой сменную закрытую пару обуви, которую оденете перед входом на кладбище и снимите сразу при выходе из него.

Самый крайний вариант для спонтанных поездок на кладбище, когда вы в босоножках – оденьте поверх вашей обуви обычные бахилы или полиэтиленовые кульки. Это также актуально при влажной погоде, когда на вас обувь, которая промокает.

Почему закрытые ноги и стопы – это неоспоримое правило поведения на кладбище? Это свойство мира, свойство мертвой энергетики, о котором многие слышали, но многие не применяют. «Мертвое тянет за собой живое».

Это значит, что мертвая земля, пыль с мертвой земли, осаживаясь на вашем теле, приводит к наложению мертвой энергии на вашу живую. Свойство мира заключается в том, что живое рано или поздно становится мертвым, но не мертвое – живым. Поэтому влиять эта энергия и будет согласно своему природному свойству.

Обычно такое наложение мертвой энергетики на живого человека приводит к болезням последнего. Каким именно? Чаще всего страдают ноги – тяжесть, усталость, застойные явления (в циркуляции крови и лимфы в ногах).

Но если говорить в целом, то мертвая энергетика откладывается в силу своей тяжести в трех нижних энергетических центрах (чакрах), и симптоматика может соответствовать нарушениям в работе каждой из них. Я говорю об этом в первую очередь, потому что это самая частая ошибка из-за незнания правил, как вести себя на кладбище.

Забегая вперед, обозначу сразу здесь же еще одно правило поведения на кладбище. Вернее, после посещения кладбища. Не заносите с вашей немытой после кладбища обувью себе же домой кладбищенскую землю!

Этот механизм часто используют для порч ("Что такое порча "), поэтому разуйтесь до входной двери, промойте тщательно обувь от мертвой земли, и после этого занесите обувь домой. Сделать это несложно, но этим вы убережете себя и ваших близких от порчи в доме из-за того, что вы просто не знали, что так вести себя с кладбищем нельзя.

Как вести себя на кладбище – правило поведения на кладбище №2

Обратите особое внимание на ваши волосы. В древности принято было закрывать голову, повязывать платком волосы для похода на кладбище. Это также не дань моде, но имеющее разумное объяснение действие. Есть особого рода порчи, когда биологический материал человека (волосы, ногти, испражнения и т.п.) приносили и оставляли на кладбище.

Какое отношение это имеет к повязыванию платком своих волос? Прямое! Волосы имеют свойство падать, особенно если их постоянно поправлять рукой из-за того, что их развевает ветер, или расчесываясь.

Предположим, вы не знаете о таком правиле поведения на кладбище, и ваш волос падает с вашей головы на могилу. Что произойдет? Запускается определенный механизм (тот самый, который используют маги для вышеуказанных порч).

Последствия таковы, что мертвый, на могилу которого упал волос, имеет доступ к вашей голове, к вашему сознанию, вашему разуму. И теперь он может оказывать влияние на ваши мысли, «нашептывать» вам что-то и прочее; самое печальное последствие из того, что можно «заработать» таким образом – это соответствующий психиатрический диагноз со всеми выходящими отсюда последствиями.

Кроме того, есть порча, для которой волосы жертвы кладут на могилку крестообразно. Это приводит к тому, что судьба жертвы меняется в негативную сторону. Поэтому будьте осторожны, ведь при расчесывании может выпасть и не один волос, и вдруг эти два волоска по закону подлости лягут на могилу именно так.

Те же самые меры безопасности касаются и любого другого биологического материала – не плюйте на мертвую землю, нельзя также ходить в туалет на территории кладбища. Если, извините, «приспичило», выйдите за пределы кладбища, чтобы справить нужду.

Я говорю также о тех туалетах, которые находятся на территории кладбища – туда тоже не следует. Туалеты должны стоять за кладбищенской оградой и никак иначе; если туалет внутри, то это всегда так, что живое соприкасается с мертвым.

Кроме того, в таких туалетах часто колдуют – в них скидывают, к примеру, мелочь. Эта мелочь скидывается не просто так. Тот, кто берет эту мелочь себе, забирает вместе с ней какие-либо болезни или бедность от того, кто ее скинул. Попав на ваши испражнения, она сработает вне вашей воли, а вы и понятия иметь не будете, откуда такое на вас свалилось.

Как вести себя на кладбище – правило №3

Ходите по специально сделанным дорожкам на кладбище или тропинкам, не наступайте на могилы, не переступайте и не перепрыгивайте через них – это очень не нравится мертвым. Не просто не нравится. Так вести себя на кладбище нельзя еще и потому, что особо агрессивный и неупокоенный мертвец может «пойти по следу», оставленному вами на его могиле. Это не принесет вам ничего хорошего, поэтому будьте аккуратны, особенно пробираясь по кладбищу в заснеженную погоду.

Я прошу прощения у тех, у кого эта статья вызывает эмоции отторжения своей примитивностью описанных правил. Я пишу это не потому, что это приятная для разговора тема. Некоторые люди действительно не знают, как вести себя на кладбище — им это просто никто не объяснил, а я потом встречаю таких людей на консультациях по поводу магического негатива и ищу причину их болезни или жизненных проблем. Поэтому считаю необходимым впрямую подробно описать, как правильно вести себя на кладбище и указать на самые общие правила поведения на кладбище – даже такая примитивная информация способна предостеречь от многих, уже существенных, проблем. Итак, продолжим читать о том, как вести себя на кладбище.

Как вести себя на кладбище – правило №4

Приходя на кладбище, в числе прочих моментов люди приглядывают за могилками близких, убирают их, поддерживают в чистоте. Обратите внимание, пожалуйста, на такой момент – мертвые не любят, когда забирают их вещи или то, что им принадлежит.

Поэтому даже обрывая желтую траву на могилке или убирая мусор, объясните вашему умершему родственнику, что вы это делаете с целью поддержания чистоты, не более. И обязательно, если вы что-то забрали, положите что-то взамен. Убирая, вы оставите принесенное угощение. Забирая разбитую вазу, обязательно замените ее новой и так далее.

Есть еще один момент, который важно учесть, чтобы правильно вести себя на кладбище. Бывает, что из рук выпадают ключи от машины либо пачка сигарет на территории кладбища. То есть вы просто уронили какую-либо вещь, нужную вам, на мертвую землю.

По законам кладбища – эта упавшая вещь уже не ваша. Поэтому, если вам не жалко отказаться от упавшей пачки сигарет, оставьте ее там, не поднимайте. Если же это телефон, ключи от машины или что-то другое нужное вам, то беря эту вещь обратно, положите нечто взамен. Лучше если это будут конфеты или какое-либо другое угощение.

Как вести себя на кладбище – правило №5

Обычно люди приносят с собой тряпки на кладбище, чтобы протереть памятник от грязи и пыли. Уважаемые, эти тряпки не должны быть вашими личными старыми и ненужными теперь вам вещами!!! Не промывайте памятники вашими трусами или носками ваших живых родственников! Я не шучу – я знаю о том, что такое по незнанию случается. Почему так нельзя вести себя на кладбище, я писал выше. Также отмечу: не стоит, зная это правило поведения на кладбище, использовать его злонамеренно с целью наведения порчи, потому что для порч такого рода существуют определенные условности и правила безопасности, не зная которых вы можете разделить участь с вашей жертвой.

Это правило поведения на кладбище также касается других вещей, принесенных из дома. Веник для уборки территории не берите из дома, как старый и ненужный. Не пожалейте денег, купите специально для кладбища новый веник и оставляйте его там же. Вообще из дома не берите вещей для кладбища – те же вазы для цветов, тряпки из старья, посуду для покойного. Купите новую. Дозволяется приносить покойному те вещи из дому, которыми пользовался только он. К примеру, чашку, из которой пил только покойный и никто больше, можно принести ему на кладбище, тем более если он очень любил эту чашку.

Запомните, пожалуйста, и следующее правило поведения на кладбище — все вещи, которые вы принесли с собой, забирайте с кладбища обратно с собой. Если это использованные салфетки и подобный мусор – выкиньте его в специальный элеватор на кладбище, но не оставляйте содержащие ваш биологический материал предметы на мертвой земле, не мусорьте. Это тот случай, когда культурным быть просто необходимо для вашего же блага.

Верно и обратное правило поведения на кладбище — вещи с кладбища не следует брать себе домой. Убрали мусор с могилы, оставьте его на кладбищенской свалке. Если же что-то берете по каким-то особым причинам, оставьте что-то взамен; иначе – дороже выйдет.

Часто бывает, что на кладбище есть свои источники воды – колодцы или краны. Используйте эту воду для уборки на могиле, полива цветов и растений на кладбище. Не следует пить такую воду или умываться ею, для этих целей привозите воду с собой из дома.

Как вести себя на кладбище.

Теперь непосредственно о том, как вести себя на кладбище – как правильно вести себя на кладбище. Краткий ответ – уважительно и умеренно. Уважительно по отношению к мертвым и умеренно в смысле собственных эмоций. Уважаемые, мертвые не любят бурных проявлений эмоций. Ваш плач или смех ими воспринимается по-другому, совсем по-другому. Умершие очень быстро теряют свои собственные эмоции, даже если при жизни они были чрезвычайно эмоциональны.

Буквально через год от эмоций у покойного остаются лишь воспоминания о них, но не сами переживания или чувства. Это сложно понять, поэтому советую просто принять эту информацию на вооружение. Повторю — вести себя на кладбище следует именно умеренно в плане эмоций, избегайте смеха или плача.

Бывают случаи, когда по мертвому буквально «убиваются» — ходят ежедневно на могилу, льют слезы, дома не могут забыть ни на минуту и постоянно сокрушаются о смерти этого человека («зачем ты меня оставил», «на кого ты меня бросил» и т.п.) Со всем уважениям к скорби таких людей, услышьте меня, так вести себя на кладбище нельзя, так вообще делать нельзя!

Держите себя в руках, найдите способ обуздать свои эмоции, соберите всю вашу волю в кулак, и отпустите вашего умершего близкого человека, позвольте ему уйти. Поймите, ваши слезы и стенания удерживают его (причем, иногда не только его дух (энергооболочку), но и душу, если она не упокоилась).

Страдания и стенания – неприемлемое поведение на кладбище еще и потому, что эти эмоции могут стать причиной того, что мертвый заберет с собой живого в буквальном понимании этого выражения. Надо также иметь ввиду, что на подобные эмоции может прийти нечисть, которая способна принять облик покойного.

Раньше таких случаев было достаточно, теперь же это редкость. Поэтому только обозначим, что от такого рода приходов ждать чего-то хорошего не приходится – нечисть чаще всего приходит с целью своровать вашу энергию (она ей питается), но может и эксплуатировать в своих целях или даже убить.

Это была общая информация о том, как правильно вести себя на кладбище. К сожалению, статья о том, как вести себя на кладбище вышла очень объемной, но я не коснулся еще вопросов об уходе за мертвым, как поминать, что приносить с собой на кладбище. Также нерассмотренными остались другие важные правила поведения на кладбище – >>

Являлись священными местами, а любое нарушение спокойствия, не говоря уже про разрушение могил, считалось кощунством, осквернением памяти похороненных и неуважением к своим предкам. Такие правила поведения сохранились и сегодня.

По христианским обычаям, место захоронение человека отмечается небольшим холмиком, на котором установлен крест. Этот религиозный символ может быть начертан на надгробной плите, а может быть установлен над памятником.

Церковь не называет покойных «умершими», а предпочитает употреблять слово «усопшие», подразумевая то, что наступит время, когда Всевышний оживит верующих, а могила и станет местом воскрешения. Именно по этой причине ее необходимо держать в чистоте и порядке.

Навещая место захоронение близкого, вы должны зажечь свечу и совершить литию – то есть осмысленно помолчать некоторое время. В это время ваши добрые мысли и воспоминания об ушедшем будут гораздо лучше любых слов. Если вы хотите совершить чин литии, то вы можете пригласить священника.

Сами вы можете прочесть акафист об упокоении усопших или обычную молитву. Многие священники говорят о том, что молитва лучше слез и рыданий по умершему. После этого приведите могилу в порядок: почистите памятник , подрежьте цветочные кусты. Ни в коем случае не накрывайте стол и не пейте на могиле близкого – этим вы оскорбите его память. Обычай оставлять еду на кладбище является языческим – гораздо лучше, если вы отдадите ее нуждающимся.

Перед тем, как отправиться на кладбище, необходимо посетить храм для того, чтобы подать записку с именем умершего близкого – тогда не только вы, а вся церковь будет просить высшие силы за дорогого вам человека. Хорошо, если вы сможете не только присутствовать на службе, но и причаститься.

В какие дни нужно ходить на кладбище?

В году есть определенные дни, когда Церковь поминает всех покойных. К таким дням относятся вселенские родительские субботы. Назвать точную дату этих дней нельзя, так как они исчисляются, исходя из пасхального цикла. Вот самые значимые из них:

  1. За восемь дней до наступления Великого Поста православные верующие отмечают субботу мясопустную.
  2. Вторая, третья и четвертая суббота во время Великого поста носит название родительской.
  3. Троицкая родительская суббота – девятый день после Вознесения, перед днем Святой Троицы.

Перед каждым этим днем в церковных храмах проходят заупокойные всенощные бдения, которые вы можете посетить. Однако это не все дни, установленные Русской Православной Церковью. Ходить на кладбище и поминать своих предков принято в следующие дни:

  1. Радуница – отмечается во вторник после Пасхи.
  2. Дмитриевская родительская суббота. Первоначально этот день был установлен в память о Куликовской битве, но сейчас в эту субботу поминают всех погибших воинов. Дмитриевской считается суббота перед восьмым ноября.
  3. 9 мая – поминовение усопших воинов.

В эти дни, помимо молитвы, полезно жертвовать церкви и нуждающимся. Помните о том, что ходить на кладбище и поминать умерших близких можно не только в вышеперечисленные дни, но и в Дни их рождения, смерти и именин. Также вы можете посещать кладбище тогда, когда сами захотите пообщаться с близким человеком, принести ему цветы или помолиться на месте захоронения.