Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов - это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков. Одежда у хантов сынско-куноватского и нижнеобского регионов очень разнообразна. Большую часть года мужчины и женщины ходят в меховой одежде. Ханты и Манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют "обские угры" - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Одежда остяков и вогулов


Мужская одежда Мужчины носили рубахи (по покрою похожие на женские платья), штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и сумочки с охотничьими принадлежностями. Верхняя одежда была глухого покроя, шилась из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени у манси сохраняется охотничья одежда - "лузан", которую шили из сукна, с капюшоном, незашитыми боками и без рукавов. С внутренней стороны, спереди и сзади, пришивались большие карманы для охотничьих трофеев. Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов. Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.


Детская одежда Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т. д.


Женская одежда Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани - сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями. Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.


Способы украшения Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. Основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Для украшения одежды применялись меха разных цветов (меховая мозаика), бисер, цветное сукно, длинная собачья белая шерсть, олений подшейный волос, крашеные ремешки и кисти, металлические подвески, бубенчики и т.п. Искусство меховой мозаики и сегодня популярно на Севере, используется для украшения сумок, обуви, шапок.


Украшение головы Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец. У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п.

Наиболее ярким выражением изобразительного творчества всех народов является национальная одежда. Одно из достоинств одежды северных народов - это практичность. Она рассчитана не только на суровый климат высоких широт, но и на специфику труда и быта тундровиков.
Одежда у хантов очень разнообразна. Большую часть года мужчины и женщины ходят в меховой одежде. Мужская меховая одежда - молсянг (малица) шьется мехом внутрь из тонких оленьих шкур. Это так называемая глухая одежда - без разреза спереди, надевают ее через голову. По народному выражению, "в одну дырку входишь, из трех выходишь". На малице украшают орнаментом только рукава, иногда узор пропускают между подолом и станом малицы, часто это место украшается несколькими полосками и зубчиками из разноцветного сукна

На рукава идет более сложный орнамент, а по подолу пропускают мелкий узор.
Поверх молсянг в сильные морозы надевают кувась - гусь. Его шьют из более густого осеннего меха белого или пестрого оленя мехом наружу. Кувась украшают на спине полосками цветного сукна. На рукава вырезается сложный узор из цветного сукна. Рукавиц у гуся нет, так как их пришивают к малице. В летний и осенне-весенний период носят нуй кувась из плотного сукна, который защищает оленевода и охотника от дождя и гнуса. К нуй кувась, в отличие от зимнего гуся, пришивают рукавицы, изготовленные из того же материала. Рукава, как и у малицы, украшают орнаментом из цветного сукна, часто по подолу и капюшону пропускают кант из цветной ткани или сукна - для украшения и чтобы не распускались края ткани. Детская одежда для мальчиков шьется по такому же принципу, что и мужская, только отличается размерами. Детскую одежду орнаментируют больше, чем взрослую.

В области декоративного искусства хантов особенно велика роль женщины. Следуя традициям художественного наследия, мастерица в то же время вносит в оформление изделий ряд особенностей, применяясь к тому или иному материалу, умело используя его свойства.

В каждом конкретном случае она отбирает то, что наиболее соответствует данному материалу и назначению орнамента, стремится создать ясные и четкие его формы. В процессе творчества мастерица то дробит, то обобщает их, отбрасывает лишние детали или дополняет мотивы новыми элементами. Немалую роль при этом играет форма декорируемого предмета, размеры и конфигурация подлежащего орнаментации участка. Бывают случаи, когда приходится то суживать, то растягивать элементы узора, обрамлять им, то квадратный, то круглый предмет. В результате узор видоизменяется, иногда настолько, что между орнаментальными мотивами общего происхождения и одинаковой формы утрачивается всякое сходство и им может быть приписано разное происхождение. Меняются общий вид орнамента, его стилевые черты.

В одном случае внешние контуры мотивов складываются из прямых линий, в других - из кривых или ломаных, варьируют размеры узоров и т. д.

Эти и другие процессы, приводящие к возникновению новых форм на основе старых, иногда существенно видоизменяют целые области орнамента, вследствие чего создается впечатление зависимости их от других областей декоративного творчества.
Остановимся на понятии орнамента, уделим внимание животному орнаменту и его символике в декоративно-прикладном искусстве хантов и манси.

Особенности хантыйской женской одежды


  • Подготовила учитель технологии МБОУ СОШ№ 6 г. Радужный ХМАО-Югра
  • Ишкильдина Римма Хуснулловна
  • Высшая квалификационная категория

Цели и задачи:

  • Рассмотреть особенности в хантыйской женской одежде

1) Характерные отличия этнографических групп народов ханты

2) Характеристика составляющих женской одежды (северной, восточной, южной групп)

3) Характеристика свойств материалов


Общая информация

  • Ханты - коренной народ в Западной Сибири. Само название - ханши, хандэ, кантпэк. Бытуют локальные самоназвания: казым ех (люди Казыма), сыня ех (люди Сыни) и другие. Среди ханты выделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре. Внутри каждой из них, в свою очередь, имеются территориальные объединения, различающиеся обычно по названиям обских и иртышских притоков: васюганские, салымские, казымские и др. В научной литературе ханты вместе с манси объединяются общим названием обские угры. До начала XX века русские называли ханты остяками.

Восточная группа

Южная группа

Этнографические группы народов ханты

Северная группа

Особенности Хантыйской женской одежды


Влияние других культур на одежду хантов

  • Значимой составляющей культуры восточных хантов, является саяно-алтайский компонент, который восходит ко времени формирования Западно - Южно - Сибирской промысловой традиции. Влияние саяно-алтайских тюрок на культуру восточных хантов прослеживается и в более позднее время. В пределах современной территории oбитания восточные ханты достаточно активно взаимодействовали с кетами и селькупами, чему способствовала принадлежность к одному хозяйственно-культурному типу.
  • На культуру северных хантов также влияла национальные особенности ненцов.

Особенности хантыйской женской одежды

была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами

зимняя, летняя

Северная группа

Покрой одежды

Украшения

Обувь - меховая, замшевая или кожаная (сапоги разной длины и покроя, зимние - с меховыми чулками

аппликация из цветных тканей

Одежда народов северных Хантов, близка к ненецкой: распашная женская шуба из оленьего меха, пальто-халат из сукна


Украшения из полосок-аппликаций

  • Современная хантыйская и мансийская женская одежда украшена большим количеством нашитых цветных узких полосок-аппликаций.
  • Эти полоски нашиваются на ткань платья или халата близко друг к другу, образуя цветную кайму на манжетах, полах и подоле. Среди этих цветных полос нашивается лента мелких треугольничков.
  • Выполняются полосы довольно просто: полоска но нижнему краю пришивается к ткани платья. Полоска эта имеет ширину не более полутора сантиметров. Эти треугольники подшивают на руках через край мелкими частыми стежкам».
  • Все вместе образует яркую цветовую кайму.


Особенности хантыйской женской одежды

Была распашная, широкая, прямоспинная, с прямым разрезом спереди и сходящимися полами

зимняя, летняя

Восточная группа

Покрой одежды

Ажурные, оловянные бляшки собственного изготовления и шитьем из бисера; украшения располагались вдоль пол, по подолу, на воротнике и на рукавах

Ханты раньше носили чулки из грубого сукна или оленьей ровдуги - чижи, которые надевали под меховые кисы.

Воротники, ластовицы и обшлага


Влияние территории oбитания на внешний вид одежды

  • Женская одежда манси (северных) и хантов (северных и восточных) шили ее из шкур, сукна, бумажных тканей. Зимнюю меховую шубу (сах) делали двойной, т. е. на подкладе из меха или же из птичьих шкурок. К рукавам шубы пришивали рукавицы. У хантов и манси (оленеводов) как верх шубы, так и подклад преимущественно делали из оленьего меха.
  • У восточных хантов верх шубы из оленьего меха делали весьма редко, а если он и бывал, то мех был низкого качества; обычно шубы шили из заячьих шкурок и беличьих лапок и покрывали сукном или другой тканью. К вороту пришивали опушку, полы завязывали с помощью ровдужных завязок.

Покрой рубахи

  • На Казыме у рубах вышивают подол, обшлага и кокетку, которая обрамляется цветной тканью. От кокетки на спине и на груди идут сборки. Рубахи всегда носят навыпуск.
  • Женская рубаха, более древняя, прямого покроя, с большим количеством сборок у ворота. Рубаха шьется с ластовицами, на груди завязывается, рукава с манжетами также имеют сборки. Более поздний тип женской рубахи - это прямая рубаха на двойной кокетке со сборками на груди и на спине. Наряду с рубахами женщины носили и платья, которые имели почти тот же покрой, что и рубахи: прямые, с многочисленными сборками у кокетки, воротник стоячий, на груди разрез с завязками.
  • Женские рубахи были обильно украшены тончайшей красивой вышивкой шерстью. У салымских хантыек, например, рубахи были сплошь от ворота до подола украшены вышивкой. Такую рубаху вышивали не один год.

Особенности хантыйской женской одежды

Покрой спинки, которая кроилась в талию, по бокам одежда была отрезная и собиралась у пояса в сборки

Покрой одежды

зимняя, летняя

Южная группа

Использовали крапивное полотно

Бисерное шитье покрывало все основные швы одежды и нижние концы пол. Их также украшали аппликацией

Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя.


Ткачество

  • По Иртышу, в южных районах округа, ткали крапивное полотно для нательной одежды. На север от Березова ткачества не знали. К 1910 году ткачеством в Ханты-Мансийском округе занималось едва ли 15-20 мастериц. К нашему времени оно угасло совершенно. Однако представленные во многих музеях нашей страны образцы тканого полотна из крапивы говорят о большом умении хантыйских женщин. В более позднее время, видимо, под влиянием русских наряду с крапивой стали обрабатывать коноплю и лен. Но по-прежнему предпочтение отдавалось крапиве ввиду ее прочности и способности хранить тепло. Крапивное полотно боится только излишней влаги.
  • Крапиву собирали с первым морозом, который схватывал почву. Вязали ее в пучки и давали хорошо просохнуть. Затем отделяли от коры, пряли в одну нить. Ткацкий станок, который обычно называют «угорский», у хантов был довольно совершенным, имел ножные педали.

Обувь хантов –кисы, чижи

  • Летнюю обувь шили с длинными голенищами из ткани или кожи; а зимнюю -из камусов (шкур с ног крупных животных). Украшали обувь меховой мозаикой, бисерным шитьем, вышивкой подшейным волосом оленя. Обувь, как и одежду, шили обязательно из новых материалов и лоскутков. Ни обувь, ни одежду никогда не выбрасывали: по традиции старые вещи уносили в тайгу и вешали на деревья.

Головной убор женщин

  • Голова женщины в течение всего года покрыта платком или шалью. В прежние годы женщины любили носить платки красного цвета. Яркие цвета привлекали их, потому что вокруг них все время были природные цвета: зимние и летние. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой
  • Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа

Характеристика свойств материалов

  • Материалом для одежды служила прежде также и рыбья кожа (налима, осетра). Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески.

Изготовление ниток из оленьих сухожилий.

  • Традиционно для пошива меховой одежды, изготовления меховой мозаики, бисерных изделий, да и для шитья по сукну ханты и манси пользовались нитками из оленьих сухожилий или «жилками».

Мастерицы искусницы

  • Следует отметить, что портняжим делом занимаются только женщины. Удивительная особенность их мастерства заключается в том, что они не пользуются специальными выкройками-шаблонами. Все детали определяют на глазок, иногда для этой цели используют детали старой одежды или снимают размеры с человека.
  • Женщины занимаются шитьём одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты ("заячьи уши", "ветви берёзы", "след соболя", "оленьи рога", "щучьи зубы" и др.).

Работа с бисером

  • Разновидностью вышивки нитками является бисерное шитье по тканям и коже. Свадебные головные уборы, налобные повязки, накосники, детали одежды: воротник, края разреза, часть плеча, обшлага - все это декорировалось цветным бисером. Особенно распространена вышивка бисером на Конде, Иртыше, Казыме и на Вахе.
  • Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, ромбы, шестиугольники, нрестики, звезды, зигзаги, шашки, решетки. Обильно, сплошь зашивались бисером чирки - короткая кожаная женская обувь. В отличие от восточных и южных хантов северные бисером орнаментировали только подъем чирок.

Заключение

  • Особенность хантыйской женской одежды состоит в том, что независимо от вида этнографической группы невольно отмечаешь ее красочность, богатство орнаментики, разнообразие техник обработки материалов и использование их при ее изготовлении.
  • Удивительная особенность мастерства женщин заключается в выполнении всех работ в ручную: будь то выделывание шкур, обработка рыбьих шкурок, пришивание полосок аппликации, вышивание бисером.

  • Особенность хантыйской женской одежды выражена ярких колоритах, в красно-сине-желтых и зеленых цветах национальной одежды, в изумительных по красоте головных уборах, многообразных височных, шейных и поясных украшениях, шитых бисером.
  • Окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор, а также постоянная связь с неутихающей жизнью моря и тундры, с людьми, которые своим трудом преображают суровый край- все это отражается в женской одежде народов ханты

Литература

1.Бахлыков, П. С. Юганские ханты: история, быт, культура: краткое ист. повествование о ханты Сургут. р-на. – Тюмень: Софт-Дизайн, 1996. – 208 с.

2.УРОКИ ЕВДОКИИ ЕРНЫХОВОЙ

Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе. Текст и иллюстрации Елены Оборотовой. Комитет по образованию Администрации Березовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Лаборатория этнического мониторинг. Березово 1997

3. Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство Обско-угорских народов. Учебное пособие /Мар гост. Ун–т. Йошкар- ола. – 2000г.,

4. Зубаирова Ж. Б. Знакомство с национальной одеждой. // Школа и производство. -2004г.- № 8. С.26-28

http://www.severprostor.ru/novyj-staryj-biser.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА ХАНТОВ И МАНСИ

Одежду ханты и манси шили из шкур, меха, рыбьей кожи, сукна, крапивного и льняного холста. При изготовлении детской одежды использовали и наиболее архаичный материал - птичьи шкурки.

Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом. Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.

Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс, к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).

Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат, украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек. Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.

Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой. В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо. Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером.

Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром. Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками. Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колеи. Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.

Министерство образования Республики Мордовия

Ичалковский педагогический колледж им.

Утверждаю:

«___» _____________ 2006г.

Курсовой проект

Костюм народа Ханты, как художественный источник

Научный руководитель: , преподаватель ХГО

Рождествено 2006

Пояснительная записка

Введение

Обращение к изучению творческого наследия предшествующих поколений и, в частности, хантыйского народа, особенно актуально в наш суетной век. Наше искусство станет от этого богаче, красочнее и многограннее. На протяжении многих веков по крупицам собирались и передавались по наследству секреты народного художественного мастерства.

То, что создавалось хантыйским народом столетиями, интересно для рассмотрения и детального изучения. Художественная культура хантыйского народа имеет свои своеобразные черты. Это отразилось в ярких колоритах одежды, в красно-сине-желтых и зеленых цветах национальной одежды, в изумительных по красоте головных уборах , многообразных височных, шейных и поясных украшениях, шитых бисером.

Окружающая природа, национальный быт, народные обычаи, фольклор, а также постоянная связь с неутихающей жизнью моря и тундры, с людьми, которые своим трудом преображают суровый край, - это та питательная среда, которая служит источником вдохновения не только для взрослых, но и для юных художников.

Считаю, что сегодня особенно необходимо сохранять и приумножать национальное культурное наследие хантыйского народа. Находясь на северной земле мне было очень приятно видеть, что сами ханты не забывают свою культуру, быт и национальную одежду. Особенно зимой заметно в толпе хантыйские одеяния, так как хантам свойственны яркие природные цвета - зеленые, желтые и другие, которые они используют при украшении одежды, вышитой бисером. Их яркие одежды выделяются на фоне современных зимних костюмов, которые чаще всего темные и от этого кажутся мрачными.

Может возникнуть вопрос, почему я заинтересовалась культурой этого народа? Я с гордостью могу ответить, что я коренная жительница ХМАО, родилась там и жила все время там, до поступления в Ичалковский педагогический колледж. Хотя я не являюсь хантыйкой, но с рождения впитывала в себя национальную культуру этого народа.

Считаю, что изучение культуры этого малочисленного народа особенно актуальным в наши дни. Модернизация образа жизни таежных аборигенов не только поставила под угрозу исчезновения эти самобытные культуры, но и довели их до грани физической деградации.

Самобытные и яркие культуры этих народов давно привлекают внимание ученых. Более полное исследование хантыйской культуры было сделано участником экспедиции г. г. .

Территория. Быт. Культура хантов

В состав Тюменской области входят два автономных округа: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский. В первом округе живут преимущественно ненцы, во втором - ханты и манси.

Ненцы, ханты и манси - хорошие охотники, рыболовы. Кроме того, ненцы занимаются кочевым оленеводством, это их основное хозяйственное занятие. Оленеводство было развито и у северных хантов. Южные ханты и манси, кроме охоты на пушного зверя, занимаются также рыболовством, звероводством и немного скотоводством.

В народном декоративно-прикладном искусстве ненцев, хантов и манси имеется много общего, что определяется их хозяйственной деятельностью, историко-культурными факторами и художественными взглядами.

Особенно много сходных черт можно наблюдать в культуре ненцев и северных хантов, в культуре южных хантов и манси.

Ханты занимают большую часть территории Ханты-Мансийского автономного округа, они расселены в бассейне реки Оби и ее многочисленных притоков, а также в Ямало-Ненецком округе и на севере Томской области . Западные территории Ханты-Мансийского округа, главным образом, по рекам Сосьве и Ляпину, занимают манси. Наиболее крупные коллекции предметов быта хантов и манси хранятся в Ленинграде, в Музее этнографии народов СССР и в Музее антропологии и этнографии. Довольно полные собрания имеются также в Тобольском государственном музее-заповеднике, в Томском областном краеведческом музее.

Первые сведения о хантах (остяках) и манси (вогулах) мы встречаем в записках голландца Н. Витсена во второй половине XVII века.

У хантов и манси в недавнем прошлом хозяйство было натуральным. Они изготовляли себе все необходимое в быту и для промыслов: одежду, обувь, посуду, орудия труда. Существовало разделение труда на мужской и женский: мужчины занимались обработкой дерева , металла и кости, женщины обрабатывали шкуры, шили одежду и обувь, ткали, вязали, плели, делали утварь из бересты, металлические украшения путем литья в формы.

Даже при первом ознакомлении с народным прикладным искусством хантов и манси невольно отмечаешь его красочность, богатство орнаментики, разнообразие техник обработки материалов. Помимо широко распространенных на севере дерева, бересты, олова и свинца, шкур оленя и пушных зверей, тут мы встречаемся с изделиями из рыбьей кожи, циновками из травы и камыша, полотном из крапивного волокна, сосудами, сплетенными из корней кедра, вышивками, выполненными с большим мастерством, и покрывающими почти сплошь рубахи и кафтаны. Широко и разнообразно применяется цветной бисер для вышивки и ажурного плетения. И ханты и манси любят яркие цвета в своей одежде. Поэтому она так нарядна. Головы женщины обычно покрывают покупными шерстяными и хлопчатобумажными платками с крупными, броскими рисунками. Повязывают их нередко за передние углы квадрата, так что все поле платка свободно свисает сзади.

Ткачество

По Иртышу, в южных районах округа, ткали крапивное полотно для нательной одежды. На север от Березова ткачества не знали. К 1910 году ткачеством в Ханты-Мансийском округе занималось едва ли 15-20 мастериц. К нашему времени оно угасло совершенно. Однако представленные во многих музеях нашей страны образцы тканого полотна из крапивы говорят о большом умении хантыйских женщин. В более позднее время, видимо, под влиянием русских наряду с крапивой стали обрабатывать коноплю и лен. Но по-прежнему предпочтение отдавалось крапиве ввиду ее прочности и способности хранить тепло. Крапивное полотно боится только излишней влаги.

Крапиву собирали с первым морозом, который схватывал почву. Вязали ее в пучки и давали хорошо просохнуть. Затем отделяли от коры, пряли в одну нить. Ткацкий станок, который обычно называют «угорский», у хантов был довольно совершенным, имел ножные педали.

Рубахи. Отделка вышивкой

Из крапивного полотна кроили и шили рубахи, мужские и женские. Их красиво украшали аппликацией и вышивкой.

Рубахи с отложным воротником, с прямым разрезом на груди - наиболее древняя по типу мужская нательная одежда. У ворота такая рубаха имела большое количество сборок; низ подшивался поперечным полотном. Рубахи подпоясывали. Второй тип рубах, более поздний, напоминает русскую косо­воротку. У нее делают боковой разрез у шеи и воротник стойкой. Обшлага, воротник, обшивку разреза на груди украшают аппликацией. Такие рубахи носят и сегодня южные и восточные ханты.

На Казыме у рубах вышивают подол, обшлага и кокетку, которая обрамляется цветной тканью. От кокетки на спине и на груди идут сборки. Рубахи всегда носят навыпуск.

Женская рубаха, более древняя, прямого покроя, с большим количеством сборок у ворота. Рубаха шьется с ластовицами, на груди завязывается, рукава с манжетами также имеют сборки. Более поздний тип женской рубахи - это прямая рубаха на двойной кокетке со сборками на груди и на спине.

Наряду с рубахами женщины носили и платья, которые имели почти тот же покрой, что и рубахи: прямые, с многочисленными сборками у кокетки, воротник стоячий, на груди разрез с завязками.

Женские рубахи были обильно украшены тончайшей красивой вышивкой шерстью. У салымских хантыек, например, рубахи были сплошь от ворота до подола украшены вышивкой. Такую рубаху вышивали не один год.

Вышивки были нескольких типов. Наиболее старинной была вышивка «керем-ханч»: мелкие параллельные стежки красными нитками следовали почти вплотную друг к другу, внутри выполненного таким образом контура оставалась незаполненная вышивкой белая фигура - поле ткани. Другая вышивка - «ханда-ханч» - имеет как отличительную черту черный контур, которым обрамлены вышитые цветные орнаментальные фигуры. Позднейшая вышивка, наиболее сложная, «севем-ханч» выполняется крестиком. Все эти виды вышивок существуют и поныне.

Бисерное шитьё

Разновидностью вышивки нитками является бисерное шитье по тканям и коже. Свадебные головные уборы, налобные повязки, накосники, детали одежды: воротник, края разреза, часть плеча, обшлага - все это декорировалось цветным бисером. Особенно распространена вышивка бисером на Конде, Иртыше, Казыме и на Вахе.

Орнаменты из бисера представляют собой простейшие квадраты, треугольники, ромбы, шестиугольники, нрестики, звезды, зигзаги, шашки, решетки. Обильно, сплошь зашивались бисером чирки - короткая кожаная женская обувь. В отличие от восточных и южных хантов северные бисером орнаментировали только подъем чирок.

В бисерной вышивке предпочтение всегда отдавалось непрозрачному крупному бисеру ярких сочных цветов (синий, белый, черный и красный).

В настоящее время мастерицы не только искусно вышивают бисером, но и плетут из него небольшие салфеточки, кошельки, украшения. Путем нанизывания на две тонкие капроновые лески плетется узор в простую неширокую ленту. Иногда усложняется плетение, тогда выплетается часть изделия. Отдельные элементы изделия затем соединяются.

Украшения из полосок-аппликаций

Современная хантыйская и мансийская женская одежда украшена большим количеством нашитых цветных узких полосок-аппликаций. Эти полоски нашиваются на ткань платья или халата близко друг к другу, образуя цветную кайму на манжетах, полах и подоле. Среди этих цветных полос нашивается лента мелких треугольничков. Выполняются полосы довольно просто: полоска но нижнему краю пришивается к ткани платья. Полоска эта имеет ширину не более полутора сантиметров. Затем верхний край надрезают на две трети высоты, края образовавшегося таким образом квадратика подгибают с двух сторон, благодаря чему получается треугольник. Эти треугольники подшивают на руках через край мелкими частыми стежкам». В декоративной кайме обычно через несколько прямых цветных полосок следует полоска из треугольничков и все вместе образует яркую цветовую кайму. Аппликацией украшают и рукавицы. Обычно для платьев и халатов употребляют цветные однотонные ткани, преимущественно красные и синие, иногда черные. По красному полю платья аппликация выполняется из синей и белой ткани, редко с применением желтых полосок, а по синему полю идут красная и белая полосы, желтый цвет также применяется редко. Зеленый цвет практически не встречается в традиционной одежде хантов и манси.

Вязание

Ханты и манси раньше носили чулки из грубого сукна или оленьей ровдуги - чижи, которые надевали подмеховые кисы. А теперь вместо чижей вяжут шерстяные чулки из овечьей шерсти. Вяжут и красивые рукавицы. Узоры делают самые разные, они удивляют своей яркостью, красочностью, декоративностью орнамента. Преобладают четкие геометрические фигуры, выполненные из цветной шерсти на белом фоне. Геометрические орнаменты образуют полосы рисунка, которые чередуются в изделии.

Этот вид ремесла в достаточной степени самостоятелен, и имеются все возможности для его дальнейшего развития.

Верхняя одежда. Обувь

Одежда юганских ханты, как и у многих народностей севера, определяется резко меняющимися климатическими условиями. В отличие от своих соседей, более северных жителей, у здешних следует выделить одну особенность в одежде - она распашная. Но не надо думать, что это было заимствовано у татар или русских, поскольку соседи взаимно подвергались такому же влиянию. Наверняка это произошло потому, что территория обитания юганских ханты в основном лесная, урманная, менее продуваемая ветрами. А распашная одежда удобнее в пользовании.

У здешних оленных ханты имелась и имеется верхняя одежда из меха оленя. Называют ее «гусь», и надевается она через голову. Такая одежда незаменима в поездках на оленях и собаках. В ней можно даже спать, лежа на снегу.

При дальних поездках используется специальная обувь - кисы. Их шьют сухожильными нитями из специально заготовленных оленьих лап. Лапы после выделки обрабатывают дымом, чтобы уберечь от порчи насекомыми. Полосы на кисах делают различной ширины из меха разного цвета. Здесь сказывается фантазия мастерицы. Голенища - по длине ног, верх лямками крепится за пояс, под коленкой перевязывается шнурком с кистями. В такой обуви, да еще с меховыми чулками-чижами, можно ехать в любой мороз.

Кроме зимней верхней меховой одежды изготавливают легкую нижнюю. Прежде летом мужчины носили кожаные штаны и рубахи, причем рубахи были ниже колен. Они напоминали женское платье, но шкурку выделывали так, что она превращалась в ровдугу - мягкую и эластичную, похожую на замшу.

Ханты часто в летнее время ходили босиком и круглый год - без головного убора. Такая закалка с детства уберегала от всевозможных простудных заболеваний.

Они хорошо научились готовить непромокаемую обувь. Без такой обуви рыбалка в зимнее время просто невозможна.

В настоящее время верхняя одежда охотника состоит из обыкновенной русской шапки, зимних «ныриков» и «сака», подпоясанного полотняным поясом, на котором всегда висит нож. Сак - верхняя распашная одежда, подбитая легким мехом, чаще зайца. Верх покрывается прочным белым полотном, воротник - из меха ценных зверьков: выдры, лап лисы, соболя, беличьих голов и других. Подпоясываются белым поясом. На шею надевают белый платок. Нырики изнутри меховые, голенища покрыты белым полотном. Такая охотничья одежда в целом приобретает белый маскировочный вид.

Летний сак у мужчин чаще меховой. Верх покрыт сукном. Цвет сукна, как и у женщин, зеленый или синий, реже - желтый и черный. У мужчин имеется праздничная обувь, изящно украшенная сложным орнаментом. На фоне естественного белого цвета выделанной кожи эффектно смотрится коричневый цвет вырезанного и вшитого орнамента.

Все сшито сухожильными нитями - удивительно мелким и частым стежком, иногда измеряемым в миллиметрах. Так искусно могут шить только женщины-северянки. Они сами готовят краску. «Вечную» - как её можно назвать. В основу берется кора лиственницы. Один раз раскрашенная деталь обуви или одежды сохраняет цвет до полного износа. Ни одна современная краска не может выдержать таких условий: дождь, ветер, мороз, солнце и т. п.

У женщин-ханты одежда тоже делится на зимнюю и летнюю. Зимняя из сукна, летняя - из сатина или другого материала. Женский сак искусно оформляется орнаментом из бисера, которым украшают почти все виды женской одежды. Орнаменты готовят также из пуговиц, меха. Оторачивают воротник, запашную полу по вертикали, низ сака и рукавов. Чаще всего для этой цели используют мех выдры, как самый стойкий при носке.

Пальто-сак или платье обязательно подпоясывают широким поясом, длинные концы которого свешиваются сзади. Зимний пояс - из сукна, летний - из легких тканей. Цвет преимущественно красный или желтый.

Голова женщины в течение всего года покрыта платком или шалью. В прежние годы женщины любили носить платки красного цвета. Яркие цвета привлекали их, потому что вокруг них все время были природные цвета: зимние и летние. Обувь женщины носили тоже под стать мужской, с небольшим различием. Детей одевали точно так же, только детский костюм украшали еще и набором всевозможных пуговиц, бисера, бус, бубенчиков и других мелких вещиц. Все это нашивалось на специальную ткань, подшивалось к воротнику сзади, иногда спереди. Набор всевозможных украшений и цепочек крепился и к детскому поясу.

Постоянный атрибут одежды женщины - нож на поясе в деревянных ножнах, иногда отделанных металлической чеканкой. Нож служит необходимым инструментом в быту, а поэтому всегда должен быть под рукой.

Нож, правда, детский, носит и ребенок. Он постоянно висит у него на поясе, как у мальчиков, так и у девочек.

Вдобавок к ножу ханты в большинстве случае имеют за пазухой табакерку. В отличие от русских, ханты в табакерке хранят не нюхательный табак, а специально приготовленную массу с табаком, которую они закладывают за губу (это делают, кстати, многие другие народы мира). Возможно, поэтому ханты редко мучаются зубной болью.

В прошлом многие мужчины и женщины курили трубки. То, что заменяло им табак, готовили из березового капа, а за неимением спичек пользовались огнивом. Все это укладывалось в специальный кисет с кармашками, искусно украшенный мехом, бисером. Так как на одежде ханты не предусмотрено карманов, то все вещи хранили за пазухой. Отсюда и необходимость всегда подпоясываться.

Вместо панталонов женщины до недавнего времени носили специальные пояса. Этот вид одежды они скрывали не только от постороннего глаза, но даже и от мужа.

Следует отметить, что портняжим делом занимаются только женщины. Удивительная особенность их мастерства заключается в том, что они не пользуются специальными выкройками-шаблонами. Все детали определяют на глазок, иногда для этой цели используют детали старой одежды или снимают размеры с человека.

Этапы разработки национального хантыйского костюма

Свое изучение культуры и быта народа ханты я начала с того, что просмотрела то небольшое количество информации, которое удалось найти. Сразу скажу, что этого для меня было очень мало. Вторым моим шагом было то, что во время каникул и поездки на Север, я сразу же посетила хантыйский этнографический музей в г. Лянторе.

Меня там очень хорошо приняли. Узнав, что я готовлю курсовой проект по данной проблеме, работники музея дали мне более глубокую информацию по костюму и различным видам украшений. Они мне помогли приобрести книгу «Юганские ханты», подарили буклет музея. Эти источники мне очень пригодились при выполнении работы . По совету работников музея я встретилась с мастером, которая – одна из немногих, кто занимается профессионально изготовлением одежды обских хантов. Она сама – хантыйка, коренная жительница и ее помощь для меня была не заменимой. Она помогла мне в приобретении характерной для костюма хантов ткани. Ее помощь для меня была и в выкройках, и в схемах узоров, за что ей огромное спасибо. Что, особенно хочется подчеркнуть, она поделилась секретами технического мастерства, т. е. показала приемы вышивания бисером.

Крой женского хантыйского платья очень прост. Вверх - прямоугольная кокетка, к которой присборивается низ. Нижняя часть имеет также форму прямоугольника.

Характерной особенностью цветовой гаммы костюма является ее многоцветность, даже пестрота.

Главная отделка платья – вышивка бисером. Изучая цветовые особенности вышивки бисером, я определила, что основные цвета – это природные цвета. Зеленый – цвет растительности, синий – цвет неба, красный – цвет огня, желтый – цвет солнца. Для Хант очень важны эти символы.

Как вы можете заметить, в костюме использованы чисто геометрические орнаменты. В прошлом для хант они являлись своеобразным паспортом, по которому можно было определить родословную, например, сколько человек имел детей, сколько животных убил и т. д. Встретившись, ханты долго рассматривали костюмы друг друга, которые были для них как бы визитной карточкой . Своеобразны и названия орнаментов - «рог молодого оленя», «заячьи ушки», «оленьи рога», «телячьи рожки».

Кроме платья, мной были выполнены украшения из бисера: ремень, нагрудное украшение, головная повязка. В них также я старалась использовать характерные для хантов орнаменты, выдержать цветовую гамму, свойственную этому народу.

Занимаясь исследованием этой темы, я также побывала в центральной библиотеке имени г. Саранска. Там информации много я не нашла, но смогла подобрать музыку народов Севера.

Коллекционные собрания предметов быта хантов в музеях

Школой художественного мастерства для начинающих являются музеи. Наиболее крупные коллекции предметов быта хантов и манси хранятся в Ленинграде, в музее этнографии народов СССР и в музее антропологии и этнографии. Довольно полные собрания имеются также в Тобольском государственном музее-заповеднике, в Томском областном краеведческом музее. Собрания предметов прикладного искусства полезно иметь при школах. Так, например, небольшой, но очень интересный музей создан в Салехарде при национальном педагогическом училище.

Интересные коллекции имеются в салехардском и ханты-мансийском Домах народного творчества.

Регулярно проводятся семинары с народными мастерами и учащимися в окружных научно-методических центрах народного творчества и культпросветработы при окружных отделах культуры. Молодежь стремится овладеть традициями мастерства. Умелыми мастерицами стали сестры Тибичи, Сэротетто, Хэно, Янтик, Салиндер, Ана-гуричи, Окотетто и другие девушки, которые не только освоили секреты старого искусства, но и принесли в это искусство новые современные черты, продиктованные окружающей жизнью. Они имеют возможность сегодня на семинарах заниматься любимым делом рядом с опытными мастерицами, такими как из Салехарда, из Питляра, В. X. Салиндер из Аксарки, из Овгорта, Е. X. Тибичи из Салехарда, резчик, работами которого восторгаются посетители.

Ненецкое и ханты-мансийское прикладное искусство, как и искусство каждого народа, имеет свою специфику, свой особый образный язык. Тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.

Заключение

Народное искусство - одно из важнейших средств эстетического воспитания подрастающего поколения. Оно способствует развитию творческих возможностей детей, формированию художественного вкуса, нравственных идеалов, передаче богатейшего художественного опыта народа, выработанного на протяжении многих веков.

«Художественное ремесло представляет ценность духовную, художественно-историческую, это важный фактор художественного воспитания масс и приобщения их к подлинным эстетическим ценностям», - писал В. Толстой.

Большую роль в этом важном деле играет школа, которая воспитывает у детей любовь и уважение к своему родному искусству, обучает их мастерству.

Как же осуществлять на практике приобщение учащихся сельских школ к художественным ремеслам своего края, области, района, родного села? Каковы формы и методы ознакомления их с видами художественных ремесел, старинными и развивающимися в наши дни? Формы и методы приобщения детей к красочному миру народного творчества могут быть самыми различными. Прежде всего, это уроки изобразительного искусства и технологии, факультативные занятия, школьные кружки декоративного творчества. Здесь учащиеся не только знакомятся с изделиями мастеров, но и сами пытаются создавать подобное. Очень много дают ребятам занятия на отделениях декоративно-прикладного искусства в детских художественных школах, находящихся в районах, где особенно развиты художественные промыслы. Познакомиться с изделиями мастеров помогут экскурсии в местные краеведческие музеи, где имеются коллекции или отдельные образцы художественных ремесел.

В своем курсовом проекте я попыталась взглянуть на ремесло хантов их глазами, понять некоторые секреты и донести до зрителя их так, как я сумела сама понять культуру этого народа.

Считаю, что молодежь обязательно нужно воспитывать на национальных традициях. Потому что народное искусство не поддается моде, не зависит от нее, оно традиционно. Искусство хантов открыто и ярко выражает идеалы красоты, живущие в душах хантыйского народа.

Надеюсь, что костюм, созданный мной, станет хорошим подарком для музея ХГО и оставит обо мне добрую память.

Список использованных источников

1. , // Сельскому учителю о народных художественных ремёслах Сибири и Дальнего Востока.- 1983г.

2. // Юганские ханты.- 1996г.

Вострикова О. Изготовление декоративного браслета // Юный художник// - 2005г.- №7. с.16 Зубаирова с национальной одеждой. // Школа и производство. -2004г.- № 8. С.26-28 Ильина -мастерская «Рукоделия Поморья». //Школа и производство - 2003 г.- №4. С.43. Клюева Н. Возрождаем ремесла. // Юный художник. -1997г. - №5-6.-С.4. Макарова из бисера // Школа и производство// -2004.- №6. с.41 Макаров картина // Школа и производство//- 2004.- №6. с.41 Медведчикова бисерных росинок // Школа и производство// - 2005г.- №3. с.52 Попова учащихся к народному искусству. //Школа и производство - 2003 г.- №8. С.37 Чудецкая А. Бисерный бум // Юный художник // 2003г. №3. с.42 , Шабалина орнаменты // - 1994г.