Французское право, с одной стороны, и германское – с другой, послужили той моделью, на основании которой внутри романо-германской правовой семьи выделяют две правовые группы:

1)романскую , куда входят Франция, а также Бельгия, Люксембург, Голландия, Италия, Португалия, Испания, и

2) германскую , включающую ФРГ, а также Австрию, Швейцарию и некоторые другие страны.

Внутри романо-германской правовой семьи группа римского (романского) права, которая наиболее сильно отражена во французском праве, отличается от группы германского права.

Рассмотрим в сравнительном плане систему источников права двух стран – Франции и Германии.

Французское право . Франция прошла длительную правовую историю, и в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи, о которых подробно говорилось выше. Общепризнано, что, несмотря на многочисленные поправки, кодексы эти устарели, а в современный этап своего правового развития (его начало можно датировать серединой XX в.) страна вступила с огромной массой правовых актов, лежавших за пределами традиционной кодификации.

Основным направлением упорядочения этого массива правовых актов Франции стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих как законодательные, так и подзаконные акты. Некоторые из них охватывают комплекс мер, относящихся к двум или нескольким отраслям права, но регулирующих отношения в конкретной области промышленности, хозяйства или культуры.

Начиная с 50-х годов принято несколько десятков таких кодексов, которые по своей правовой природе являются актами консолидации действующего права. Французские юристы отмечают два момента, отличающих эти кодексы от наполеоновских кодификаций. Во-первых, эти кодексы не преследуют цели «переосмыслить» совокупность норм той или иной отрасли права, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов. Уже эта новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в его традиционном понимании. Во-вторых , по престижу закона нанесла удар Конституция 1958 г., перевернувшая «классическое» распределение компетенции между законодательной и исполнительной властью. Конституция перечислила круг вопросов, входящих в компетенцию парламента, и тем самым ограничила сферу его законодательной деятельности. И наоборот, компетенция правительственной власти существенно расширилась, соответственно возросли удельный вес и значение ее актов в системе источников права.

В Основном законе государства не определена система регламентарных актов, однако на практике существуют следующие виды актов исполнительной власти, соответствующие внутренней иерархии публичной власти: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления . Важна роль ордонансов, на их примере особенно отчетливо прослеживается тенденция размывания различий между правовой силой закона и регламентарных актов.

Во французской правовой системе в качестве самостоятельного источника права признаются и общие принципы права . Роль общих принципов особенно важна тогда, когда в законодательной структуре имеются существенные пробелы. Это наиболее наглядно прослеживается в области административного права. Административные суды и Государственный совет в силу некодифицированности административного законодательства наиболее часто ссылаются на общие принципы права.

Во французской юридической литературе источники права делятся на две основные группы: первичные (основные) и вторичные (дополнительные). В первую группу входят государственные нормативные акты. К вторичным (дополнительным) источникам права относят в первую очередь судебную практику.

Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная законодательная практика еще шире открывает ей дорогу для правотворчества в виде индивидуальных и общих норм. Из простого толкователя закона и унификатора собственных решений – а именно такую роль отводит судебной практике теория разделения властей – судебная практика превратилась сегодня в источник французского права (хотя и дополнительный, по мнению французских авторов), «источник в рамках закона». Судья, хотя он и не обязан жестко следовать существующей практике и сохраняет в определенной степени свободу решения, все же находится под сильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений.

Франция имеет длительную правовую историю, в основе ее современной системы источников права до сих пор лежат кодексы наполеоновской эпохи. В гражданском кодексе общей части практически нет и имеется лишь краткий "Вводный титул об опубликовании, действии и применении законов вообще". Кодекс состоит из трех книг: "О лицах"; "Об имуществах и различных видоизменениях собственности"; "О различных способах, которыми приобретается собственность". Первая книга.включает семейное право.

Французской модели следуют гражданские кодексы Бельгии, Люксембурга, а также с некоторыми исключениями и испанский гражданский кодекс.

Во Франции, как и во многих других романских государствах, принят и действует торговый кодекс, хотя в юридической доктрине критикуется такая "дуалистическая" система, поскольку, как считают многие ученые-юристы, торговые отношения - это те же гражданско-правовые отношения.

На первых этапах развития рыночной экономики трудовые отношения весьма кратко регламентировались несколькими статьями гражданских кодексов (договор личного наймами это почти полное отсутствие регламентации открывало широкий простор для "хозяйской власти". Предприниматель практически произвольно определял длительность и условия труда, размер его оплаты. Развитие трудового законодательства в результате эволюции привело к появлению в западных странах трудового права как самостоятельной отрасли. Во Франции была предпринята попытка свести трудовое законодательство в "трудовой кодекс", но удалось это лишь частично; то, что обычно называют сегодня трудовым кодексом, представляет собой компилятивное собрание разнообразных законодательных актов.

Во Франции, стране классической кодификации, административное право никогда не было должным образом кодифицировано. В таких условиях судебные решения играют гораздо более важную роль, чем в области частного права. Судьи вырабатывают общие принципы и нередко создают концепции правовых институтов.

Несмотря на многочисленные поправки, французские кодексы во многом устарели, и в стране действует огромная масса правовых актов, лежащих за пределами традиционной кодификации. Основной формой упорядочения массива нормативных актов стала разработка кодексов по типу отраслевых сборников, включающих нормы как законодательных, так и подзаконных актов. Начиная с 50-х годов принято несколько десятков таких кодексов, являющихся по своей юридической природе актами консолидации норм отдельных, весьма узких областей законодательства (например, кодексы кинематографической промышленности, морских портов, сберегательных касс и т.д.). Эти кодексы не преследуют цели усовершенствовать и модернизировать действующие нормы, а направлены на логическую перегруппировку уже принятых законодательных актов и регламентов.

Новая кодификационная форма ослабила принцип верховенства законов-кодексов в его традиционном понимании. Второй удар по престижу закона нанесла Конституция 1958 г., изменившая классическое распределение компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти. Конституция ограничила сферу законодательной деятельности парламента и значительно расширила полномочия правительственной власти. Тем самым существенно возросли удельный вес и значение актов правительства в системе источников права.

На практике существуют следующие виды актов исполнительной власти в порядке иерархии их юридической силы: ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, уведомления. Особо важна роль ордонансов - актов делегированного законодательства. В начале действия конституции такие акты рассматривались как исключительная мера, вызванная чрезвычайными обстоятельствами. Впоследствии президент и правительство стали использовать эту процедуру как обычный метод управления страной. Таким образом, прослеживается тенденция размывания различий между законом и актами правительственных органов.

По французской доктрине источники права делятся на первичные (основные) - государственные нормативные акты и вторичные (дополнительные) - судебные решения. Судебная практика сыграла важную роль в развитии французского права, а современная правотворческая практика открывает ей широкую дорогу в виде индивидуальных и общих норм. Из толкователя законов судебная практика превратилась в источник права, хотя и дополнительный, или, как говорят французские авторы, в "источник в рамках закона". Решения Кассационного суда, Государственного совета, Конституционного совета в определенной степени начинают играть роль, близкую английскому прецеденту.

Франция- это, в отличие от США, страна конституционного плюрализма. Каждому значимому этапу в истории ее государственной жизни соответствовала свой конституционный документ.

«Франция- это страна, где наиболее четко утвердилось деление права на публичное и частное, идущее от римского права. Практическое применение этого деления выразилось в дуализме судебных систем, одна из которых - это иерархическая система судов, находящихся под суверенной властью кассационного суда, а другая- судебная система, во главе которой стоит Государственный совет».

С другой стороны, можно утверждать, что Франция- это страна кодексов. Кроме классических, наполеоновских ГК (1804), Уголовного кодекса (1810 г.), Уголовно-процессуального кодекса (1810 г.), Гражданского процессуального (1806) и Торгового кодексов (1807) после 1939 г. были приняты многочисленные узкоотраслевые кодексы: Дорожный кодекс, Жилищный кодекс, Таможенный кодекс, Общий налоговый кодекс, Сельский кодекс, Горный кодекс, Административный кодекс, экологический кодекс, Кодекс городского планирования, Кодекс общественного здоровья, семьи и социального обслуживания, кодекс организации компаний и др.

Особенностью этих консолидированных актов является то, что «они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов». Причем объем и значимость регламентарной составляющей во Франции достаточно велики. Тщательно ограничивая сферу законодательной деятельности парламента и четко подразделяя существующие законы на финансовые законы, программные законы и органические законы, Конституция «представляет никак не очерченные в конституционном порядке широкие возможности правового регулирования с помощью актов, издаваемых исполнительно-распорядительными и иными государственными органами».

Прежде всего это ордонансы , т.е. акты принимаемые правительством с разрешения парламента.

Другая разновидность делегированного законодательства правительственные декреты . «Некоторые из них могут быть приняты непосредственно самим правительством, однако после заключения Конституционного Совета,.. Другие же декреты издаются президентом страны без предварительных их обсуждений в правительстве и без каких-либо заключений». Наконец, к нормативным актам относятся постановления, инструкции, циркуляры, уведомления.

В целом следует отметить, что в современной правовой жизни закон потерял свое былое могущество. Наряду с актами исполнительной власти, (о чем сказано выше) другими источниками права являются судебная практика и обычаи. В то же время вопрос о признании доктрины источником права является дискуссионным.

<*> Zakharova M.V. Development of normative element of the french legal system in the XX century.

Захарова Мария Владимировна, старший научный сотрудник НОЦ "Институт зарубежного и сравнительного права", старший преподаватель Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук.

В представленной статье дается ретроспективный анализ эволюции французской правовой системы в XX в. Автором делаются выводы об общих закономерностях развития французского правопорядка в указанный период времени, а также о перспективах его эволюционного роста в будущем.

Ключевые слова: правовая система, история, эволюция, Франция.

The article gives retrospective analysis of evolution of the French legal system in the XX century. The author makes conclusions with regard to general regularities of development of the French legal order in the said period and also perspectives of evolutionary development thereof in the future.

Key words: legal system, history, evolution, France.

Французская правовая система современного типа начала себя в полной мере проявлять с момента свершения Великой французской революции, чьи громогласные трубы не только заставили рухнуть Бастилию, но и сыграли отходную песнь старой Франции, Франции партикулярной.

Век XX как временная площадка для воплощений французской правовой системы не был столь щедрым изменчивостью политико-правовых курсов в стране, как XIX век: до Второй мировой войны сохранял свою актуальность режим Третьей республики, с 1946 г. на короткий период времени заявила о себе Четвертая республика, и с 1958 г. и по настоящий период времени Франция сохраняет верность Пятой республике.

Каждый из названных этапов конституционно-правового развития страны оставил собственный след на исторических полотнах страны. Однако не только или, лучше сказать, не столько внутренние детерминанты развития определили вектор трансформации французской правовой системы. Прежде всего, внешние вызовы заставили изменить ее консервативный облик, сформированный в XIX в. Речь идет о таких феноменах, как конвергенция и транспарентность правовых систем современного мира.

Наиболее же общими аспектами эволюции французской системы в означенный период времени следует считать:

  1. Усложнение отраслевой палитры и изменение образа гражданского права.
  2. Замена классических наполеоновских кодексов (кроме Французского гражданского кодекса) на кодексы новой внешней формы и внутреннего содержания.
  3. Появление специфических оснований правовых норм (общие принципы права и судебная практика), лежащих в плоскости скорее субъективно данного, чем внешне объективизированного.
  4. Включенность Франции в общеевропейскую интеграцию.

Остановимся на названных трансформационных очагах более подробно.

Усложнение отраслевой палитры

Любая общественная подсистема, и правовая система здесь вряд ли является исключением, представляет собой социальный феномен, открытый для обмена с другими подсистемами. То есть правовая система не существует и не может существовать в отрыве от иных воплощений "социального". Условием ее эффективности в данном случае становятся адекватные и своевременные ответы на вызовы и требования внешней среды. В начале XIX в. основным требованием внешней среды для французской правовой системы стало создание единого онтологического бытия с ведущей, если не сказать абсолютной, ролью закона в комплексных средствах, направленных на упорядочивание общественных отношений. XX в. (с его усложнениями в области социальных связей и отношений) потребовал и более дифференциального подхода юридической "машины" к регулятивным модулям. Классических отраслей права, институализируемых еще в прошлом столетии и счет которым можно провести на пальцах двух рук, явно становилось недостаточно для адекватного ответа французской правовой системы на вызовы внешней среды. Она встала на путь последовательного увеличения числа отраслей права. Так, еще в начале XX в. в полной мере заявил о себе социальный блок - был принят Трудовой кодекс <1>, получило широкое распространение право социального обеспечения <2>. В последующие годы увеличение числа новых отраслей права можно охарактеризовать как увеличение по принципу арифметической прогрессии.

<1> Он был издан с 1912 по 1927 г. отдельными книгами.
<2> Как отмечает профессор Р. Леже, "составные части права социального обеспечения возникали постепенно: право производственных аварий, право семейных пособий, право социального страхования, право социальной поддержки, право защиты против увольнения..." См.: Леже Р. Великие правовые системы современности. М., 2009. С. 38.

Что касается изменения облика гражданского права в общей системе французского права, то данному трансформационному модулю способствовали, по нашему мнению, две детерминанты. Во-первых, это общая тенденция к расчленению крупных отраслевых блоков на более дифференцированно направленные юридические сегменты. Так, в частности, в отдельный юридический сегмент было выделено градостроительное право и семейное право. Во-вторых, в 1958 г. во Франции была проведена крупная судебная реформа, которая также "подтачала" несущие образы гражданского права как главенствующей отрасли права. В основу этой реформы легли несколько нормативных актов, но в первую очередь следует говорить о трех из них: "О статусе магистратуры", "О Высшем совете магистратуры" и "О судебной организации".

Замена наполеоновских кодификаций на новые образчики юридической мысли

Единственным кодексом-долгожителем из наполеоновской плеяды, который сохраняет свою актуальность и по сей день, является Французский гражданский кодекс. И возможно, и XXI в. (а то и век XXII!) подтвердит слова великого корсиканца: "Ce que rien n" effacera, ce qui vivra eternellement, c"est mon Code Civil" - "То, что не сотрется, то, что будет жить вечно, это мой Гражданский кодекс".

Четыре других кодекса - Торговый, Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы - были заменены на новые правовые акты.

В чем заключаются представленные выше новаторские изменения?

Во-первых, речь идет об изменении концептуальных базисов кодификационной деятельности. На смену наполеоновской конструкции кодификации, воспринимающей ее как процесс, связанный с переработкой разрозненного по разным источникам права юридического массива и созданием на его месте единого крупного акта, пришел модус так называемой административной кодификации, т.е. "кодификации, не сопряженной с внесением изменений в сами нормативные акты, которые связаны исключительно с их формой, и не представляющей вмешательство Парламента" <3>. Также важной особенностью представленного кодификационного концепта заключается в том, что сам Кодекс состоит, как правило, из двух частей - законодательной и регламентационной. И новый Гражданско-процессуальный кодекс 1976 г., и новый Уголовный кодекс 1994 г., и новый Торговый кодекс 2000 г., и новый Уголовно-процессуальный кодекс 1958 г. построены по означенной выше методе <4>.

<3> Кабрияк Р. Кодификации. М., 2007. С. 8.
<4> Такая конструкция кодификации имеет и свои очевидные недостатки, отмеченные в рамках французской юридической доктрины. Так, Р. Кабрияк, в частности, говорит о том, что при административной кодификации "наряду с новым кодексом продолжают действовать старые законодательные нормы, которые, естественно, не могут быть отменены декретом Правительства, что приводит к необходимости последующего вмешательства законодателя".

Во-вторых, посредством принятия новых кодексов существенно был изменен и содержательный облик французского права. Так, в частности, введение в действие Уголовного кодекса формализовало конструкцию юридических лиц как субъектов уголовной ответственности.

Появление новых оснований права

В конце XIX в. Франсуа Жени, нещадно подвергая критике догматизм школы экзегетов, провозгласил социальные и субъективные начала права столь же значимыми для юридической онтологии как таковой, как и внешнесоциальные ее базисы. Время подтвердило выводы Ф. Жени - французская правовая система свернула на путь усложнения собственных формальных оснований. В ряд с законом, как с базисным источником права, встали так называемое судейское право и общие принципы права.

В числе источников "судейского права" обращают на себя внимание решения высших юрисдикционных органов страны: Кассационного суда Французской Республики и Государственного совета страны. Так, в частности, в своих решениях от 30 октября 1998 г. (Государственный совет; дело Sarran, Lavacher et autre) и от 2 июня 2000 г. (Кассационный суд; дело Mlle Pauline Fraisse) заняли единодушную позицию относительно проблемы иерархии юридических норм, поставив на вершину иерархической пирамиды Конституцию страны.

Также не стоит забывать, что Франция присоединилась к юрисдикции Европейского суда по правам человека, а значит, его решения, которые несут в себе не только интерпретационный, но и правоустанавливающий потенциал, являются составной частью французского юридического поля. Так, требования "страсбургского права" стали причинами законодательных новаций, касающихся, в частности, таких сфер социального регулирования, как прослушивание телефонных переговоров <5>, помещение в психиатрическую больницу <6>, формализации статуса в органах регистрации актов гражданского состояния для лиц, сменивших пол <7>.

<5> См. подробнее: Loi N 91-646 du 10 juil. 1991, J.O., 13 juil 1991.
<6> См. подробнее: Loi N 90-527 du 27 juin 1990, J.O., 30 juin 1990.
<7> См. подробнее: Cour Eur. D.H., 25 mars 1992.

Что касается "общих принципов права", то анализ их генетической сущности пока не привел французскую доктрину права к окончательным выводам по проблеме. Как отмечает Р. Леже, "самые знаменитые авторы упражнялись в этом вопросе" <8>. Одни правоведы определяли их через некие правовые обычаи, сложившиеся в той или иной области социального регулирования, другие - относили их к законам естественного права. Ясно одно - постепенно, начиная с административного права <9> и включая гражданское, уголовное и конституционное право, данные основания права находят формально- юридические площадки для собственной реализации.

<8> Леже Р. Великие правовые системы современности. М., 2009. С. 38.
<9> В 1940 г. Государственный совет страны в своем решении детерминировал ориентацию административного судопроизводства на "общие принципы права".

Как писал Р. Давид, "общие принципы права" призваны решить две функциональные задачи. С одной стороны, это линия восполнения пробелов в праве. С другой стороны, в исключительных случаях они способны служить цели исправления и корректировки действовавшего права как такового <10>. Формулировки различных правовых актов позволяют правоприменителю, продолжает Р. Давид, выходить за сугубо догматические рамки закона и разрешать дела на основе "общих принципов права". Изобилует подобными формулировками, в частности, Гражданский кодекс страны.

<10> David R. Le droit francais // Les systems de droit contempo-rains. P. 1960. T. 1. P. 174.

К наиболее значимым для французской правовой системы "общим принципам права" можно отнести принципы "справедливости" <11> и "добрых нравов".

<11> Базисным принципом, определяющим ценностные основы французской конструкции неосновательного обогащения, следует считать, в частности, следующую латинскую формулу: "Jure naturae aequum est neminem cum alterius detrimento et injuria fieri locupletiorem".

Французская правовая система и европейская интеграция

Единая Европа как сфера должного становилась предметом дискуссии, рассуждений и многотомных научных трактов с достаточно давних времен. Однако реальные шаги по объединению больших и малых, полиядерных и моноядерных по своей правовой ориентации стран в единое европейское пространство можно было наблюдать только с середины XX столетия. Франция, надо отметить, сразу включилась в общеевропейские интегративные модули, став наряду с Бельгией, Италией, Люксембургом, Нидерландами и ФРГ их пионером. 18 апреля 1951 г. эти страны подписали в Париже Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, который вступил в силу после ратификации ее сторонами 25 июля 1952 г. <12>. Сам же Договор о Европейском союзе был подписан 7 февраля 1992 г. в нидерландском городе Маастрихт <13>.

<12> Также важными вехами в европейской интеграции, произошедшей после Второй мировой войны, следует считать подписание Римского договора 1957 г. "Об учреждении Европейского экономического пространства" и Брюссельского договора 1965 г. "Об учреждении единой Комиссии и единого Совета Европейских сообществ".
<13> Данный договор вступил в законную силу 1 ноября 1993 г. На сегодняшний момент времени наравне с Маастрихтским договором действуют также Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, и Договор об учреждении Европейского сообщества (на фр. языке сокращенно: traite modicatif).

Каждый из названных выше Договоров детерминировал все больше те или иные очаги интеграции.

В вопросах же пролонгации на социальном поле страны так называемой общеевропейской Конституции Франция заняла консервативную позицию. На референдуме по данному вопросу, организованном 29 мая 2005 г., граждане страны высказались вполне однозначно "против" указанной инициативы.

Подводя же общие выводы по проблеме, следует отметить следующее.

Первое. Возраст французской правовой системы современного типа, как и многих ее континентально-европейских соседей, относительно небольшой - ей всего два века с небольшим.

Второе. Встав в конце XVIII - начале XIX в. на путь трансформации собственного национального правопорядка, связанного с выбором именно континентально-европейского стиля правового мышления в качестве базисного его флагмана, в XX столетии и далее французская правовая система пошла по пути усложнения собственных конструктивных основ. Усложнения эти коснулись различных аспектов правового феномена как такового. Это и увеличение числа нормативных оснований права (внедрение, в частности, судейского права), и появление доселе неизвестных французской юридической мысли институтов (институт уголовной ответственности юридических лиц), и дифференциация (порой безудержного порядка) отраслей права на все более дробные юридические блоки.

Третье. В XXI в. французская правовая система встанет перед выбором, решающим выбором между детерминантами двоякого рода. Либо она по-прежнему сохранит моноядерный юридический курс, ориентированный на не замутненные никакими конвергенциями континентально-европейские правовые образы, либо, поддаваясь, прежде всего, соблазнам функционального рода, сделает полиядерность внутреннего строения собственным настоящим, а затем - и будущим.

Современная правовая система Франции в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - 5 кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.
Большинство названных актов и поныне сохраняют свою юридическую силу: Декларация прав человека и гражданина считается составной частью действующей Конституции 1958 г., а из 5 наполеоновских кодексов 3 (Гражданский, Торговый и Уголовный), хотя и подверглись значительным изменениям, признаются действующими, и лишь 2 кодекса заменены новыми: Уголовно-процессуальный - полностью и Гражданский процессуальный - частично.
В эпоху "старого режима", предшествовавшую буржуазной революции, важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с XVI в. собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось около 700 собраний местных обычаев и около 60 собраний "общих обычаев", действовавших на территории одной или нескольких провинций (ведущими были "Обычаи Парижа"). Французские правовые обычаи, записи которых сохранились начиная с V в., в свою очередь формировались под сильным влиянием римского и канонического права (главным образом на юге страны) либо обычного права древнегерманских племен (на севере страны), но со временем приобрели самостоятельный и весьма противоречивый характер, что и привело к попыткам объединить правовые обычаи в масштабе если не всей Франции, то ее больших исторических областей.
Наряду с правовыми обычаями известную роль среди источников права в XVII-XVIII вв. стали играть законодательные акты, издававшиеся королевской властью. Среди них особое значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера, в том числе: о гражданском процессе (1667), об уголовном процессе (1670), о торговле (1673), а позднее и королевские ордонансы правительства д"Агессо: о договорах дарения (1731), о завещаниях (1735), об урегулировании семейных имущественных споров (1747) и др. Многие положения этих актов в более или менее переработанном виде вошли в Гражданский, Торговый и другие наполеоновские кодексы, а Гражданский процессуальный кодекс 1806 г. был в значительной мере воспроизведением кольберовского Ордонанса 1667 г. Известное, хотя и значительно меньшее влияние на кодификацию оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в "Обычаях Парижа".
Составители наполеоновских кодексов, опираясь на многовековой опыт французского права, предприняли в сфере правового регулирования такие революционные преобразования, которые обеспечили максимально свободное развитие капиталистических отношений. При этом найденные ими формы изложения правовых институтов, и прежде всего при составлении Гражданского кодекса 1804 г., оказались в большинстве случаев настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве многих стран Европы и других континентов либо послужили ориентирами при подготовке там соответствующих кодексов.
В современной системе источников права центральное место занимают Конституция Французской Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским Парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты Парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.
Действующая Конституция 1958 г. допускает широкие возможности правового регулирования путем издания регламентарных актов исполнительной властью - Правительством, министрами и уполномоченными на то органами администрации. В ст.34 Конституции определен перечень областей правового регулирования, находящихся в исключительной компетенции законодательной власти: права и свободы граждан, правила национализации и денационализации предприятий, порядок выборов в Парламент и местные органы самоуправления, уголовная ответственность и судопроизводство, а также определение основных принципов, существенных для обороны страны, финансов, образования, для гражданского и торгового права, для трудового права и социального обеспечения и др.
Все остальные правовые вопросы, не входящие в область законодательства, охватываются регламентарными актами различного уровня. Среди них наиболее значимы ордонансы - акты, принимаемые Правительством с разрешения Парламента и по заключению Государственного совета в областях, обычно регулируемых законодательством. Ордонансы подлежат утверждению Парламентом в течение определенного срока, после чего они приобретают силу закона. Важное место в системе регламентарных актов занимают подписываемые Президентом правительственные декреты, часть которых может быть принята только после заключения Конституционного совета, либо декреты, издаваемые Президентом без предварительного обсуждения их в Совете министров.
Наряду с классическими кодексами, основное содержание которых было определено еще в наполеоновскую эпоху, в XX в. распространилась практика издания консолидированных законодательных актов по отдельным достаточно крупным отраслям правового регулирования. Эти нормативные акты также именуются кодексами, хотя в отличие от "классических" они могут включать нормы, изданные не только в законодательном порядке, но и посредством регламентарных актов. Ныне насчитывается несколько десятков таких кодексов - о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, таможенный, кодекс здравоохранения и др. Известную роль в качестве источников права играют во Франции также правовые обычаи, прежде всего в области торговли, и судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда. В некоторых случаях эти постановления служат не только общим ориентиром для судебной практики по определенным категориям дел, но и указанием при решении конкретных вопросов, по которым имеются пробелы в законодательстве.