Набрасывая план продолжения поэмы (см.: Другие редакция и варианты, с. 429–430), Некрасов опирался главным образом в «Записки» М. Н. Волконской в той их части, которая не была использована в поэме (последовательность событий и фактов - конфликт с Риком, сюжет о разбойнике Орлове, стычка с пьяным офицером и т. д. - соответствует «Запискам»). Судя по плану, Некрасов предполагал дать описание «самой жизни» декабристок в Сибири с ее постепенно оформившимися «условными рамами» и описание их переживаний, «мук нравственных»; в этом последнем смысле особенно существенным представлялся ему эпизод увоза А. О. Корниловича (1800–1834) «в Петербург для новых допросов» (см.: Другие редакции и варианты, с. 430; ср. также с. 377–378). В то же время поэма о Муравьевой не должна была стать простым стихотворным переложением «Записок» М. H. Волконской. Первая и последняя главы, в которых должно было рассказываться о смерти Муравьевой, были задуманы кат; композиционное обрамление поэтического повествования. Три сюжета в плане (см.: РЛ, 1981, № 3, с. 148) взяты Некрасовым не из «Записок» М. Н. Волконской. Сохранились и отдельные записи поэта, связанные с продолжением поэмы (см.: Другие редакции и варианты, с. 428–429). Заметки эти довольно широкого содержания, начиная с характеристик, отмечающих оригинальность личностей декабристов и разнообразие видов их новой деятельности, и кончая сценами соприкосновения их с уголовным миром и забавными историями (анекдоты о В. А. Бечасном). Знаменательна для Некрасова мысль изобразить встречу «возвращающегося декабриста» с «новым ссыльным» (см. там же, с. 431). Поэта продолжала волновать проблема преемственности поколений революционеров - возвращенных декабристов и деятелей освободительного движения 1870-х гг., затронутая им еще в «Дедушке» (1870). Интересен аналогичный замысел М. Е. Салтыкова-Щедрина, который в письме к П. В. Анненкову от 2 декабря 1875 г. сообщал: «Хочу написать рассказ „Паршивый“. Чернышевский или Петрашевский, все равно. Сидит в мурье среди снегов, а мимо него примиренные декабристы и петрашевцы проезжают на родину и насвистывают „Боже, царя храни“, вроде того как Бабурин пел. И все ему говорят: „Стыдно, сударь! У нас царь такой добрый - а вы что!“ Вопрос: проклял ли жизнь этот человек или остался равнодушен ко всем надругательствам и все в нем старая работа, еще давно, давно, до ссылки начатая, продолжается? Я склоняюсь к последнему мнению» (Салтыков-Щедрин, т. XVIII, кн. 2, с. 233).

Все эти материалы остались в архиве поэта. Замысел его не был осуществлен. Частично в этом виноваты, как писал Некрасов П. В. Анненкову 29 марта 1873 г., «1) цензурное пугало, повелевающее касаться предмета только сторонкой, 2) крайняя неподатливость русских аристократов на сообщение фактов, хотя бы и для такой цели, как моя, т. е. для прославления». Некоторую роль сыграло и то, что Некрасов был отвлечен работой над своим итоговым произведением «Кому на Руси жить хорошо».

Первая поэма Некрасова о декабристках «Княгиня Трубецкая», появившаяся в апреле 1872 г., привлекла к себе широкое общественное внимание; вокруг нее сразу же возникла борьба мнений. В связи с выходом в свет в январе 1873 г. «Княгини М. Н. Волконской» позиции критиков окончательно определились. Через Месяц, 26 февраля 1873 г., Некрасов писал брату Федору Алексеевичу, имея в виду публикацию поэмы в первом издании пятой части своих «Стихотворений»: «Моя поэма „Кн. Волконская“, которую я написал летом в Карабихе, имеет такой успех, какого не имело ни одно из моих прежних писаний <…> Литературные шавки меня щиплют, а публика читает и раскупает». «Русские женщины» вызвали недовольство в аристократических кругах. Сестра М. Н. Волконской С. Н. Раевская собиралась писать резко враждебную статью для газеты Краевского «Голос». Статья эта не была написана, но о характере возражений С. Н. Раевской можно судить по одному из ее частных писем. «Рассказ, который он (Некрасов, - Ред.) вкладывает в уста моей сестры, - писала С. Н. Раевская, - был бы вполне уместен в устах какой-нибудь мужички. В нем нет ни благородства, ни знания той роли, которую он заставляет ее играть» (Архив декабристов. Пгр., 1918, с. 15). С С. Н. Раевской в какой-то мере перекликался П. В. Анненков, который писал Некрасову 20 марта н. ст. 1873 г.: «Этой картине недостает только одного мотива, чтобы сделать ее также и несомненно верной исторической картиной, - именно благородно аристократического мотива, который двигал сердца этих женщин. Вы благоговеете перед ними и перед великостью их подвига - и это хорошо, справедливо и честно, но ничто не возбраняет поэту показать и знание основных причин их доблести и поведения - гордости своим именем и обязанности быть оптиматами, высшей людской породой во всяком случае…» (ЛН, т. 51–52, с. 98). Некрасов в силу его революционно-демократического понимания истории не мог принять эти возражения и сделать второстепенный аристократический мотив главным стимулом поведения жен декабристов. Как и их мужья, декабристки пошли на разрыв со своим прошлым, и главной целью поэта было воспроизвести их героическую поездку и дальнейшую подвижническую жизнь в Сибири, способствовавшие их сближению с народом. Французский аристократ виконт М. де Вогюэ в своей книге «Взгляды исторические и литературные» («Regards historiques et litteraires», Paris 1892) пытался дискредитировать историко-революционные поэмы Некрасова, подвергнув сомнению их фактическую достоверность. Он писал: «Липранди, приставленный царем к декабрьским сосланным, получил приказание ничего не жалеть для смягчения их участи. Их жены не могли сойтись с ними в подземной шахте по той простой причине, что они сами никогда туда не спускались. Эти дамы нашли вновь на берегах Лены роскошь элегантной жизни и светских удовольствий, к которым они были приучены. Сосланные вернулись из этого испытания без дурных воспоминаний; некоторые из них дожили до глубокой старости, и, кому случалось встретиться с ними, слышали рассказы об их изгнании, которые вовсе не согласовались с эпизодами, измышленными Некрасовым») (цит. по: Записки Волконской, с. XIX). Эти ложные сведения возмутили М. С. Волконского, сына декабристки, который в свою очередь сам протестовал против изображения «высокодобродетельной и кроткой» княгини Трубецкой бунтаркой и называл монолог ее в поэме, обличающий светское общество, «куском грязи» (там же, с. XIII). Он писал по поводу процитированного отрывка из книги М. де Вогюэ: «Нас не касаются воззрения виконта де Вогюэ на поэзию Некрасова, а касаются лишь приводимые им факты. Мы не знаем, от каких именно лиц, „переживших эту эпоху“, он мог почерпнуть все вышеприведенное, но не подлежит сомнению, что в четырех подчеркнутых нами кратких периодах заключается пять извращений имен и событий». Разъясняя искажения, допущенные М. де Вогюэ, он подчеркивал: «Прежде всего вымысла в поэме Некрасова нет, что доказывается самими „Записками“ княгини Волконской. Доказывается и многочисленными „Записками“ декабристов (Розена, Трубецкого, Якушкина, Басаргина, Оболенского, Горбачевского и других)» (там же, с. XIX–XXI). Немногочисленные похвальные отзывы, исходившие из аристократической среды, шли вразрез с конечной революционной идеей Некрасова. Так, граф П. И. Капнист в картинах, рисующих сближение декабристов и их жен с народом на каторге, увидел идею примирения высшего я низшего сословий. «Чудная вещь! Высокая поэзия и высокий подвиг современного русского поэта! - пишет Капнист Н. А. Некрасову 26 января 1873 г. - В теперешнее время прискорбной междоусобной розни нашей Вы нашли благородное примирение, изобразив, как великая скорбь вызывает великое чувство, свойственное русской душе, заглушённой мелочными условиями света, и как в этой скорби и этом чувстве высшие и низшие слои общества сливаются в бесконечной и божественной любви…» (ЛН, т. 61–52, с. 310).

Затушевать революционный смысл некрасовских поэм стремилась и реакционная критика. Так, В. Г. Авсеенко, объяснявший популярность поэзии Некрасова отсутствием глубины мысли и угождением толпе, враждебно откликнулся на появление «Княгини Трубецкой». «Если бы мы вздумали выловить из этой поэмы основную идею и формулировать краткою фразой ее мораль (известно, что у г. Некрасова всегда есть мораль, и в этом отношении он приближается к баснописцам), - писал Авсеенко, - мы, без сомнения, были бы до крайности поражены крохотностью и ветхостью этой идеи и этой морали. Действительно, г. Некрасов желает только сказать, что декабрист князь Т. был человек образованный и развитый, что жена его, решившаяся следовать за ним в Сибирь, поступила великодушно и что положение их обоих тяжелое. Против этого трудно спорить, но еще труднее не усомниться, чтобы во всем этом было что-либо новое или глубокое» (РМ, 1872, 13 мая, № 122; псевдоним - А. О.). Свое суждение Авсеенко пытается подкрепить замечаниями об антихудожественности поэмы, о вялости ее стиха, которые основаны на непонимании новаторского характера поэзии Некрасова. Как на недостаток он указывает на обильные подражания Рылееву, не учитывая того, что продолжение поэтической традиции декабристов было сознательной установкой Некрасова. В критическом отзыве о «Княгине М. Н. Волконской» Авсеенко утверждает: «Гражданские мотивы, некогда зажигавшие сердца поклонников этого самого петербургского из всех петербургских поэтов, отзвучали и не производят больше впечатления» (РМ, 1873, 21 февр., № 46; псевдоним - А. О.). Он пытается доказать антихудожественность и этой поэмы Некрасова, называя ее деревянным переложением «Записок» и подвергая сомнению ряд эпизодов (например, падение княгини с высокой вершины Алтая), взятых поэтом из мемуаров Волконской. В своей статье о Некрасове «Поэзия журнальных мотивов», появившейся в № 6 катковского «Русского вестника» за 1873 г., Авсеенко обвиняет поэта в приспособлении исторического сюжета к журнальным идеям своего времени. Он сомневается в достоверности подписания княгиней Трубецкой отречения от своих дворянских прав и столкновения княгини Волконской с обозным офицером, говоря, что Некрасов изобразил нереального «монстра» (все эти факты также соответствовали мемуарам). В. Г. Авсеенко вторит В. П. Буренин, который в 1860-начале 1870-х гг. ходил в радикалах и сотрудничал вместе с Некрасовым в «Искре» и возобновленных «Отечественных записках». Со статьи о «Русских женщинах» начинается поправение Буренина. Он, так же как и Авсеенко, заявляет, что после правительственной реформы 1861 г. «гражданская скорбь, имевшая когда-то значение могучего жизненного стимула, утратила свой прежний смысл, потому что обратилась в неискреннее, изученное „плохое фиглярство“…» (СПбВ. 1873, 27 янв., № 27; псевдоним - Z). В новой поэме Некрасова он видит свидетельство падения художественного таланта поэта. Зная о существовании реальных источников некрасовских поэм, Буренин не оспаривает их фактическую достоверность, а обвиняет Некрасова в натурализме, слепом следовании мемуарам. Его вкусу противоречат и картина падения Волконской с вершины Алтая, и езда ее в конце пути в простой телеге, и подробности бедного быта бурят, и упоминание о сибирских пельменях и бане. По поводу встречи Волконской с мужем в рудниках и целования ею оков Буренин упрекает Некрасова в «мелодраматизме» и «фальшивом гражданском эффекте».

Описание презентации «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ» Николай Алексеевич Некрасов ПОЭМА по слайдам

ПОЭМА «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ» «Русские женщины» - поэма Николая Алексеевича Некрасова, рассказывающая о жёнах декабристов, последовавших за мужьями в Сибирь. Произведение состоит из двух самостоятельных частей. Первая, повествующая о княгине Екатерине Трубецкой, создана в 1871 году; вторая, написанная на основе воспоминаний Марии Волконской, завершена в 1872 году. Обе части были опубликованы в журнале «Отечественные записки» .

ВОССТАНИЕ ДЕКАБРИСТОВ Восстание декабристов - попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербург. Восстание было организовано группой дворян-единомышленников, многие из них были офицерами гвардии. Они попытались использовать гвардейские части для недопущения вступления на трон Николая I. Целью было упразднение самодержавия и отмена крепостного права.

УЧАСТНИКИ ВОССТАНИЯ В восстании участвовало более 3000 человек. Больше сотни декабристов были сосланы в Сибирь, часть офицеров разжаловали в звании и отправили воевать на Кавказ. Организаторами восстания являлись: П. И. Пестель, К. Ф, Рылеев, М. П. Бестужев-Рюмин и С. И. Муравьев-Апостол. Все они были приговорены к смертной казни четвертованием, но после приговор смягчили и их повесили за тяжкие злодеяния. Также в восстании участвовали: Князь С. П. Трубецкой, Князь Е, П. Оболенский, А. А. Бестужев, Князь С. Г. Волконский и И. И. Пущин.

ЖЁНЫ ДЕКАБРИСТОВ 11 жен последовали за своими мужьями в Сибирь. Они были лишены дворянских титулов, богатства. Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них. После указа об амнистии декабристов 28 августа 1856 года вместе с мужьями вернулись только пятеро, среди них Мария Волконская. Трое вернулись из Сибири вдовами. Екатерина Трубецкая умерла и похоронена в Сибири.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СОДЕРЖАНИЕ Екатерина Ивановна прощается с отцом. Через два месяца она добирается до Иркутска, где её встречает сам губернатор. Княгиня ждёт, когда ей приготовят свежий экипаж, но губернатор настоятельно просит её задержаться. Во время разговора он сообщает, что знаком с графом Лавалем, после чего предлагает Екатерине Ивановне вернуться домой. Он напоминает ей, что там её будут ожидать постоянные драки, короткое лето и длинная зима. Видя, что княгиня, несмотря ни на что, готова разделить участь своего мужа, губернатор приводит последний довод: если она поедет дальше, то лишится и дворянского титула, и прав на наследство. Услышав, что женщина готова двигаться вперёд даже с партией каторжников, губернатор признаётся, что получил приказ напугать её как можно сильнее. Когда он понял, что никакие преграды её не остановят, то велел заложить для Трубецкой экипаж и пообещал лично доставить её к месту ссылки Сергея Петровича.

КНЯГИНЯ ЕКАТЕРИНА ИВАНОВНА ТРУБЕЦКАЯ «Событие 14 -го декабря и отправление в Сибирь князя Сергея Петровича служили только поводом к развитию тех сил души, коими одарена была Екатерина Ивановна и которые она так прекрасно умела употребить для достижения высокой цели исполнения супружеского долга в отношении к тому, с коим соединена была узами любви вечной, ничем не разрушимой Соединившись временно с мужем в Николаевском заводе, она с того времени не покидала нас и была во всё время нашей общей жизни нашим ангелом-хранителем. » - Е. П. Оболенский

ЕКАТЕРИНА ТРУБЕЦКАЯ (1800 -1854) Дочь Жана Лаваля и Александры Григорьевны Козицкой. Родилась в Санкт-Петербурге. Была прекрасно образованна и подолгу жила с родителями и сёстрами в Европе. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а 16 (28) мая 1820 года вышла за него замуж. Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание. Трубецкая первой из жён декабристов добилась разрешения выехать в Сибирь. Екатерина Ивановна прибыла в Иркутск 16 сентября 1826 года. В Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев - губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении. Свидание с мужем дозволялось во время и место, определённое начальством. 10 февраля 1827 г. ей наконец позволили увидеть мужа. В 1845 году семье Трубецких было разрешено поселиться в Иркутске. Умерла Екатерина Ивановна 14 октября 1854 года от рака. Похоронена в Знаменском монастыре.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СОДЕРЖАНИЕ Начинается с рассказа о киевском детстве Марии Волконской. Мария с юных лет была окружена поклонниками, но по настоянию отца вышла за князя Волконского. Однажды ночью её разбудил муж, попросивший срочно разжечь камин. Не задавая лишних вопросов, Мария Николаевна принялась вместе с Сергеем Григорьевичем сжигать бумаги и документы, лежавшие в ящиках стола. Затем он отвёз жену в отцовскую усадьбу и уехал. Родные успокаивали взволнованную женщину, объясняли, что в жизни генерала бывают и дальние походы, и тайные поручения; ей же надо думать о ребенке. Близкие, оберегая Марию Николаевну, долго не решались сообщить ей о том, что Сергей арестован и приговорён к каторжным работам. Когда она узнала о приговоре, объявила о своем желании ехать к мужу в Сибирь. В ночь перед отъездом Мария просила прощения у своего ребенка за разлуку. В пути навестила свою родственницу – Зинаиду Волконскую. Та поддержала её. Вечером в московский дом Зинаиды Волконской съехались гости. Среди них был и Пушкин. Поэт пожелал княгине терпения, сил и здоровья. Затем была долгая дорога, завершившаяся встречей с мужем.

КНЯГИНЯ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ВОЛКОНСКАЯ «…княгиня Марья Николаевна была дама совсем светская, любила общество и развлечения и сумела сделать из своего дома главный центр иркутской общественной жизни. » - Н. Белоголовый

МАРИЯ ВОЛКОНСКАЯ (1805 -1863) Родилась в семье генерала Н. Раевского. По линии матери – правнучка М. В. Ломоносова. Получила домашнее образование, говорила на французском и английском языках, играла на фортепиано и пела. С 1817 года с семьей Раевских дружил Пушкин. Он посвятил несколько стихотворений Марии. 11 января 1825 года обвенчалась с Сергеем Волконским. В конце 1825 года жила в имении родителей, ожидая ребенка, и не знала о восстании. 2 января 1826 года у них родился ребенок. 7 января Волконский был арестован. Его арест долгое время скрывали от Марии. После оглашения приговора декабристам приняла решение следовать за мужем. 22 декабря 1826 года выезжает к мужу в Сибирь. Вместе с Трубецкой поселилась в крестьянском доме, где они помогали декабристам. В год коронования Александра Второго приходит известие об амнистии декабристов. Сыну Марии и Сергея – Михаилу – возвращен княжеский титул. Мария Николаевна Волконская умерла 10 августа 1863 года и была похоронена в Воронках.

ОБРАЗЫ ГЕРОИНЬ Героини Некрасова – это самоотверженные, сильные женщины, которые способны на самопожертвование ради тех, кого они любят. Таким женщинам нужно отдать честь за их мужество и отвагу, ведь не каждая стремилась бы отправиться в такие суровые условия к своему супругу. Княгиня Трубецкая – пример благородства, стойкости и самоотречения. Она волевая, преданная жена, с сильным и веселым нравом. Княгиня Волконская – жертвенная женщина, она изображает мученичества жен декабристов, которые оставили всё ради своих мужей.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ Первая часть: Написана «быстрым, напряжённым ямбом» Состоит из двух частей Некрасов руководствовался теми сведениями, которые ему удалось почерпнуть из воспоминаний людей, знавших княгиню, а также из «Записок декабриста» Розена, рассказывавшего, что местное начальство получило специальное предписание использовать все возможности для «удержания жён государственных преступников от следования за мужьями»

Вторая часть: Написана «спокойным, разговорным амфибрахием» Повествование от первого лица Поэма представляет собой записки княгини Волконской, адресованные внукам Сами воспоминания достаточно подробно рассказывают о пребывании декабристов и их жён в Сибири, однако Некрасов взял из них лишь ту часть, в которой княгиня добирается до Нерчинска

Образ Пушкина в поэме: Обращаясь к Марии Николаевне, поэт произносит монолог, в котором напрочь отказывается от знакомого многим «привычного насмешливого тона» ; в разговоре с Волконской он выступает как гуманист и радетель свободы, восхищающийся поступком княгини Пушкинское напутствие в «Русских женщинах» , согласно замыслу Некрасова, должно было завершиться словами: Пускай долговечнее мрамор могил, Чем крест деревянный в пустыне, Но свет Долгорукой ещё не забыл, А Бирона нет и в помине. Речь в нём идёт о юной Наталии Долгоруковой (Шереметевой), которая, став женой князя Ивана Долгорукова, через несколько дней после венчания отправилась вслед за мужем в ссылку в Берёзово

ВОСПРИЯТИЕ ПОЭМЫ Поэма вызвала разноречивые отклики. Так, Михаил Сергеевич Волконский, познакомивший с «Княгиней Трубецкой» в корректорской версии, нашёл «характер героини сильно изменённым по сравнению с оригиналом» . Внеся по его просьбе некоторые коррективы в текст, автор тем не менее отказался удалить из поэмы те эпизоды, которые ему казались важными. Те же самые претензии - отсутствие достоверности - прозвучали после выхода второй части от сестры княгини Волконской - Софьи Николаевны Раевской, выразившей недовольство тем, что «рассказ, который он [автор] вкладывает в уста моей сестры, был бы вполне уместен в устах какой-нибудь мужички» . Однако общий настрой прессы и читателей был благожелательный. В одном из писем брату Некрасов сообщил, что «Княгиня Волконская» имеет невиданный успех, «какого не имело ни одно из моих прежних писаний» .

Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» воспевает подвиг жён декабристов. В материалах урока вы найдете краткую историческую справку о восстании декабристов и его печальных последствиях. Внимательное, вдумчивое чтение текста поможет вам проанализировать образы главных героинь поэмы: Екатерины Трубецкой и Марии Волконской.

Продемонстрировали своим современникам пример, достойный подражания. До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, детей, друзей, свои особняки и слуг. Они понимали, что уезжают туда, где им придется стать наравне с теми же крестьянками - самим стирать, готовить, шить. Их не смутили мольбы родных, непонимание общества, угрозы властей. Они отвергли свои титулы, чтобы исполнить свой долг. Их поступок вызвал огромный резонанс, стал примером для многих.

Подвиг декабристок воспел Н. А. Некрасов в поэме "Русские женщины".

Их было 11 , но Некрасов в поэме рассказал только о первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

Рис. 2. Жены декабристов ()

Композиционно поэма делится на две части:

  1. Княгиня М.Н. Волконская.

Идея поэмы выражена Некрасовым в словах:

Высок и свят их подвиг незабвенный!

Как ангелы-хранители они

Являлися опорой неизменной

Изгнанникам в страдальческие дни.

По отзывам современников, Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная графиня Лавль, не была красавицей — невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая, с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким и через год вышла за него замуж.

Трубецкой был на десять лет её старше и считался завидным женихом: знатен, богат, умён, образован, прошёл войну с Наполеоном и дослужился до полковника. Карьера его шла в гору, и Екатерина имела шансы стать генеральшей.

Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.

Трубецкая первая из жён декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Путь был очень долгим. Власти чинили препятствия. Например, в Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев, т.к. губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении.

Рис. 3. Княгиня Трубецкая ()

Образ княгини Трубецкой в поэме.

В поэме Н. А. Некрасов рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору.

Рассказ ведется от 3 лица . Таким образом, основная задача автора - не только рассказать о событиях, но и дать оценку поступкам героини, ее женскому подвигу.

Начинается поэма со сцены прощания с отцом:

Сам граф подушки поправлял,

Медвежью полость в ноги стлал,

Творя молитву, образок

Повесил в правый уголок

И - зарыдал... Княгиня-дочь...

Куда-то едет в эту ночь...

Некрасов подчеркивает, как отец и дочь любят друг друга. Но, выйдя замуж, дав обет верности перед Богом быть с супругом и в горе и в радости, Трубецкая принимает решение:

О, видит бог!... Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет... Прости, родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись - я дочь твоя!

Таким образом, с первых строк поэмы Некрасов выделяет в характере героини такие черты, как мужество, решительность, сила духа .

Екатерина прощается с прошлым, с веселой и богатой жизнью аристократки. Прощается с родным Петербургом, с отчим домом:

Счастливо молодость моя

Прошла в стенах твоих,

Твои балы любила я,

Катанья с гор крутых,

Любила плеск Невы твоей

В вечерней тишине,

И эту площадь перед ней

С героем на коне...

Мы видим, что Екатерина с детства была очень жизнерадостна .

В воспоминаниях о молодости героини могут быть непонятны следующие строки:

А ты будь проклят, мрачный дом,

Где первую кадриль

Я танцевала... Та рука

Досель мне руку жжет...

Ликуй. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . .?

О чьей руке идет речь? Кого проклинает героиня?

Екатерина Трубецкая вспоминает свой первый бал, на котором она танцевала свой самый первый танец с Великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем І, начавшим свое правление с расправы над декабристами. В поэме он выступает палачом.

Рис. 4. Российский император Николай І (1796-1855) ()

Воспоминания детства

Богатство, блеск! Высокий дом

На берегу Невы,

Обита лестница ковром,

Перед подъездом львы,

Изящно убран пышный зал,

Огнями весь горит.

О радость! нынче детский бал,

Чу! музыка гремит!

Воспоминания о знакомстве с мужем и счастливой жизни с ним

Другое время, бал другой

Ей снится: перед ней

Стоит красавец молодой,

Он что-то шепчет ей...

Потом опять балы, балы...

Она - хозяйка их,

У них сановники, послы,

Весь модный свет у них...

Воспоминания о путешествии с мужем в Италию

И вот уехала она

С избранником своим.

Пред нею чудная страна,

Пред нею - вечный Рим...

Но счастливой княгиня чувствует себя лишь во сне. При пробуждении реальность поражает ее трагизмом и горечью:

Чу, слышен впереди

Печальный звон - кандальный звон!

Эй, кучер, погоди!

То ссыльных партия идет,

Больней заныла грудь,

Княгиня деньги им дает,

Спасибо, добрый путь!

Ей долго, долго лица их

Мерещатся потом,

И не прогнать ей дум своих,

Не позабыться сном!

Здесь к качествам главной героини мы, конечно, должны добавить такие черты как милосердие, доброта.

Таким образом, рассказ о героине построен на антитезе: противопоставлении прекрасного сна и страшной действительности.

Долог путь, много времени для воспоминаний. Княгиня вспоминает трагический день восстания и его страшные последствия, вспоминает, как пришла в каземат на свидание к мужу. Известно, что Трубецкая знала о готовящемся восстании. В поэме она показана Некрасовым не просто любящей и верной женой. Это личность самостоятельная, думающая, анализирующая. Возвращаясь из путешествия по Италии, Трубецкая сравнивает эту прекрасную, свободную страну с убогой и несчастной Россией:

Пред нею ряд картин

Забитой, загнанной страны:

Суровый господин

И жалкий труженик-мужик

С понурой головой...

Как первый властвовать привык,

Как рабствует второй!

Екатерина обращается к мужу с вопросом:

Скажи, ужель весь край таков?

Довольства тени нет?..

Ты в царстве нищих и рабов! -

Короткий был ответ...

Здесь к характеристике героини мы должны добавить следующие черты: самостоятельность; наблюдательность; пытливый ум; свободолюбие.

Некрасов подчеркивает, что Трубецкая разделяет взгляды мужа. Её решение следовать за ним продиктовано не только любовью, но и смелой гражданской позицией. Поэтому кульминацией поэмы стал эпизод «Встреча Трубецкой с иркутским губернатором».

Почти пять тысяч вёрст преодолела княгиня и вдруг сталкивается с препятствием: иркутский губернатор не разрешает ей следовать далее. Силы неравны. С одной стороны - княгиня Трубецкая, молодая, хрупкая, беззащитная женщина. С другой стороны - иркутский губернатор, представитель государственной властиКнягиня, здесь я - царь »), умудрённый житейским и служебным опытом, немолодой уже человек.

И в этом поединке побеждает княгиня Трубецкая. Эта храбрая, молодая, беззащитная, бесправная женщина. Сколько в ней решительности! Какое мужество! Какой характер!

Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Внимательно читая поэму, читатель понимает, в чем слабость иркутского губернатора. Он пытается вернуть Трубецкую, выполняя приказ царя, запугивает ее страшными испытаниями, но в душе сочувствует ей и восхищается её мужеством:

Как я вас мучил... Боже мой!..

(Из-под руки на ус седой

Скатилася слеза).

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

Именно этот момент объясняет, почему власти так противились решению жён декабристов. Оно означало моральную поддержку узников, вызывало у многих сочувствие. Власти в лице царя Николая I не хотели, чтобы декабристам кто-либо сочувствовал.

Некрасов восхищается своей героиней, ее силой воли, чувством собственного достоинства и бесстрашием.

В поэме Трубецкую задержали в Иркутске всего на 2 недели. В действительности она пробыла там 5 месяцев. Именно здесь ее догнала вторая декабриста, М.Н. Волконская, которой посвящена вторая часть поэмы «Русские женщины».

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Н. А. Некрасов. Русские женщины ().
  4. Некрасов Н. А. Биография, история жизни, творчество ().
  5. Н. А. Некрасов. Страницы биографии ().
  6. История Российской империи. Жены декабристов ().
  7. Толковый словарь русского языка ().
  1. Подготовьте выразительное чтение отрывков из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» «Разговор Трубецкой с иркутским губернатором»
  2. Подумайте, почему Некрасов назвал поэму не «Декабристки», а «Русские женщины».

Оказывается, что «Русские женщины» Некрасова есть лишь малый отрывок из задуманной им эпопеи о декабристах.

Некрасову мерещилась другая поэма — колоссальных размеров, куда должно было войти множество эпизодов и лиц.

Об этом свидетельствует любопытная рукопись, найденная нами в бумагах поэта. Эта рукопись бросает новый свет на знаменитое произведение Некрасова.

Раньше всего обнаруживается, что в центре своей поэмы Некрасов хотел поставить не Трубецкую, не Волконскую, а другую «русскую женщину», наиболее достойную славословий и песен, Александру Григорьевну Муравьеву.

Во-вторых, выясняется, что главной темой поэмы должна была служить не поездка русских женщин в Сибирь, а их многолетняя, многострадальная жизнь в Сибири.

Поездка же должна была занять в поэме самое скромное место: по плану Некрасова она являлась лишь вступлением в поэму. Некрасов так и написал в той рукописи, которая теперь перед нами: «Пролог. — Странницы», разумея под странствиями — героическую поездку жен декабристов в Сибирь.

Образ Александры Муравьевой был словно создан для его скорбной поэзии. Муравьева заплатила жизнью за свой самоотверженный подвиг. На пятом году пребывания в Сибири она простудилась в Петровской тюрьме и после жестокой болезни скончалась, оставив четырехлетнюю дочь.

Этой смертью и думал начать свою поэму Некрасов. Хотя он и не называет здесь по имени умирающей женщины, но мы не сомневаемся, что он имеет в виду Муравьеву, так как из жен декабристов она единственная умерла в тюрьме.

— «Смерть стучится в нашу тюрьму», — пишет Некрасов. — «Она угрожает отнять у нас самый лучший перл — эту великодушную женщину».

Муравьева была действительно «лучшим перлом» среди тех замечательных женщин. Об этом свидетельствуют записки Розена, Якушкина, Басаргина и других декабристов. — «У нее было любящее сердце, благородство сказывалось во всех ее поступках», — говорит о ней Мария Волконская. — «В делах любви и дружбы она не знала невозможного», — говорит о ней Пущин. — «Видеть ее была истинная отрада. В ней было какое-то поэтическое возвышенное настроение, хотя в отношениях она была необыкновенно простодушна и естественна. Это составляло ее главную прелесть».

— «Ее последние минуты были величественны, — вспоминает ее подруга. — Она продиктовала прощальное письмо к своим родителям и, не желая будить свою четырехлетнюю малютку «Ноно», спросила ее куклу, которую и поцеловала вместо нее… Она умерла на своем посту, и эта смерть повергла нас в глубокое уныние и горе. Каждая говорила себе: что станется без нас с нашими детьми?»

Четвертую главу своей ненаписанной поэмы Некрасов снова посвящает Муравьевой.

— «А этот случай с Муравьевой, когда к ней пристал пьяный офицер! Какие последствия его могли быть!»

Случай был действительно страшный. Произошел он еще в читинской тюрьме. Александра Григорьевна пришла на свидание к своему мужу, Никите Муравьеву, и стала разговаривать с ним по-французски. Дежурный офицер Дубинин, присутствовавший при этом свидании, был пьян и грубо закричал на нее, чтобы она говорила по-русски. Не поняв его требования, Муравьева спросила у мужа:

— Ou’est се qu’il veut, mon ami? (Что ему надо, мой милый?)

Эта французская фраза привела офицера в такое неистовство, что он схватил Муравьеву за руку и закричал:

— Я приказываю тебе говорить по-русски!

Муравьева, испугавшись, завопила и бросилась в сени в истерическом припадке, преследуемая Дубининым.

«Большая часть из нас, — рассказывает декабрист Басаргин, — и в том числе брат Муравьевой, граф Чернышев, услышав шум, выскочили из своих комнат, бросились на пьяного Дубинина, схватили его, но он в припадке бешенства закричал часовым и караульным у ворот, чтобы они примкнули штыки и шли к нему на помощь. Мы, в свою очередь, закричали также, чтобы они не смели трогаться с места, и что офицер пьяный, сам не знает, что приказывает им. К счастью, они послушались нас, а не офицера, и пропустили Муравьеву в ворота… Мы попросили старшего унтер-офицера бежать к плац-майору, Дубинина же отпустили тогда только, когда все успокоилось…» 1

Этот бунт мог кончиться трагически. Если бы солдаты подчинились своему офицеру, они убили бы и Чернышева, и Никиту Муравьева, и многих других декабристов. А те, которые остались в живых, были бы жестоко наказаны за возмущение солдат против законной власти.

Об этих п о с л е д с т в и я х и говорится в наброске Некрасова.

В приписке к пятой главе Некрасов снова поминает Муравьеву:

— «Муравьева плавала в лодке у крепости».

Эти строки относятся к весне 1826 года, когда Никита Муравьев, вместе с другими декабристами, сидел в Петропавловской крепости, а его жена брала челнок и подплывала к месту его заключения.

В восьмой главе — опять Муравьева. Говоря о «перебегании из тюрьмы домой», Некрасов, несомненно имеет в виду Александру Григорьевну, которая построила себе домик недалеко от Петровской тюрьмы и постоянно бегала туда и обратно. К этому перебеганию и относится фраза девятой главы: «в один-то из таких дней Муравьева простудилась».

Здесь же упоминается декабрист штаб-лекарь Вольф, который пользовался славой отличного медика. Когда заболела Муравьева, он просиживал у ее постели целые дни.

В его ведении была больница и аптека при Петровской тюрьме. Некрасов неправильно зовет его Вульфом.

Последняя фраза некрасовской рукописи относится опять-таки к Муравьевой: «не за танцы, не за шпоры, не за светские манеры полюбила она своего Никитушку».

Никита Муравьев был кабинетный ученый и на многих производил впечатление человека сухого. «Муравьев был холоден и серьезен», — говорит о нем Волконская, и тот же отзыв повторяет Некрасов.

Упоминая о Карамзине, Некрасов, очевидно, имеет в виду знаменитую статью Никиты Муравьева, направленную против монархических тенденций «Истории Государства Российского».

Остальные главы почти целиком основаны на «Записках» Волконской.

Из этих «Записок» Некрасов узнал и о романтическом разбойнике Орлове, и о жестоком тюремщике Рике, и о снятии цепей с декабристов, и о переезде в темный Петровский острог.

Разбойник Орлов бежал из тюрьмы и, в то время как его всюду искали, явился к Волконской за денежной помощью. Она дала ему денег, рискуя быть обвиненной в стремлении поднять бунт среди каторжников.

Рик, офицер горного ведомства, так сурово обращался с декабристами, что они готовы были объявить голодовку: он не давал им свечей, не позволял им обедать за общим столом и пр.

Снятие цепей с декабристов было произведено 1 августа 1829 года. Волконская в своих «Записках» говорит: «Мы настолько привыкли к звону цепей, что я слышала его как будто с удовольствием». О том же говорит барон Розен, с «Записками» которого Некрасов был превосходно знаком, о чем свидетельствует стихотворение «Дедушка», написанное в 1870 году.

Курьер, о котором упоминается в пятой главе, увез из Сибири декабриста А. О. Корниловича (cм. П. Е. Щеголев. «Декабристы», П., 1920. «Благоразумные советы из крепости»).

Неугасимая лампада была возжена декабристами на могиле Александры Муравьевой.

Таков был дальнейший план «Русских женщин», составленный Некрасовым после напечатания «Княгини Волконской» в 1873 году 2 . План необыкновенно широкий, захватывавший и Петербург, и Читу, и Петровский завод.

В этом наброске несколько раз повторяется:

— Сколько ужасу!

— Ужас от темноты!

Нечего было и думать провести через тогдашнюю цензуру эту поэму об у ж а с а х. В ту пору, в первой половине семидесятых годов, цензура только что начала разрешать наиболее безобидные отрывки из воспоминаний декабристов. Но поэтическое изображение лютых страданий, переживаемых их женами в Сибири, все еще не могло быть допущено.

Некрасову поневоле пришлось ограничиться одною лишь поездкою этих женщин в Сибирь, при чем и эта сравнительно невинная тема подверглась самым жестоким цензурным гонениям.

НЕНАПИСАННАЯ ПОЭМА НЕКРАСОВА

П р о л о г. — Странницы.

Г л а в а I. — Смерть стучится в нашу тюрьму. Она угрожает отнять у нас самый лучший перл — эту великодушную женщину и пр. Чем тоньше натура, тем менее может выдержать. Удивительно еще, как все они не умерли, как вспомнишь, что они терпят и терпели.

Г л а в а II. — Не говорю о муках физических. В первое время они буквально голодали, когда не было сообщения с родными. Сами мыли белье, пекли хлебы и пр. Нет, муки нравственные (Случай по поводу Рика).

Г л а в а III. — А этот случай! Сколько ужасу (Случай с Волконской, разбойник).

Г л а в а IV. — А этот случай с Муравьевой, когда к ней пристал пьяный офицер. — Какие последствия его могли быть. Сколько подумалось. — Ей стало казаться, что у нее отнимут мужа, когда она осмыслила последствия.

Г л а в а V. — И вот приезжает курьер, и разносится слух, что он приехал кого-то увезти в Петербург для новых допросов. Кого? Ужас.

Еще глава: а нервы уже надорваны: разве легко было перенести все это: аресты мужей (Муравьева плавала в лодке у крепости), долгий путь сюда и пр. и пр.

Г л а в а VI. — Жизнь входит несколько в условные рамы. Утром их ведут на работу; 2 раза в неделю свидания; все выбегают, чтобы встретиться, они сами открывают ставни; бродят у места работ; провожают издали, когда возвращаются. — Садятся у ограды; по звуку цепей узнают приближение; потом долго не могли привыкнуть, как сняли цепи; разговоры через частокол. — В 9-ть запирают их; в праздник пение и т. д. (Пение арестантов: Воля ты и пр.)

Г л а в а VII. — Переезд в Петровск и описание жизни там, сначала ужас от темноты тюрьмы и пр. Потом сравнительное удобство. Только беспокоили иногда приезды ревизоров, да был случай (не сюда ли то, что означено под цифрой VI).

Г л а в а VIII. — Но самая жизнь: беспрестанное перебегание из тюрьмы домой и обратно и пр. Стычки с комендантом. Мысль о покинутых в России детях и т. д., и т. д.

Г л а в а IX. — В один-то из таких дней Муравьева простудилась. Доктор Вульф и пр. Работа. Если зовут к больному, садится в телегу и едет. Больница. Аптека.

Живой мост.

Погребение.

Лампада неугасимая.

Не за танцы, не за шпоры, не за светские манеры полюбила она своего Никитушку. — Он был серьезен и пр. Карамзин и т. д.

В бумагах Некрасова отыскались и другие заметки, относящиеся к декабристам.

Одна заметка озаглавлена так: «О Бечасном анекдоты».

Анекдотов о Бечасном было много, так как это был один из тех рассеянных, неуклюжих и суетливых людей, над которыми принято добродушно смеяться.

Все, что он делал, выходило невпопад и некстати.

Со смехом вспоминали декабристы, как однажды он вздумал угостить их какими-то необыкновенными рыжиками. Вносит в комнату стеклянную банку, торжественно ставит на стол и убегает куда-то. А банка бежит за ним, падает на пол и разбивается вдребезги.

Как оказалось потом, Бечасный, убегая, не заметил, что шнурок от банки обмотался вокруг пуговицы его сюртука.

И такие катастрофы случались с ним на каждом шагу. Недаром мужики той деревни, где он был поселен, называли его Бессчастным, Несчастным…

Был он как-то в гостях и уже собрался уходить, но задержался в прихожей. Вдруг в соседней комнате на подоконнике лопнула огромная бутыль, и наливка, бывшая в бутыли, широко разлилась по всей комнате.

Это произошло оттого, что Бечасный с излишней энергией вытащил у себя из кармана платок, а вместе с платком и тяжеловесный пятак, который, вылетев из кармана, как пуля, перелетел такую большую дистанцию, что угодил прямо в бутыль.

Доктор Белоголовый рассказывает, что такие анекдоты «во множестве ходили по городу и передавались в присутствии самого Бечасного, который с милым добродушием подтверждал их и сам первый хохотал над своими приключениями».

Декабрист Завалишин с своей стороны сообщает, что иные подвиги Бечасного были даже воспеты в стихах. «Главным героем шуточных стихотворений, -говорит Завалишин, — был товарищ наш Бечасный, с которым случались беспрестанно приключения». На его счет писались целые поэмы, например, «Похождения Бечасного в царстве гномов», «Похищенный цикорий» и пр. (Д. И. Завалишин. «Записки». П. 1906. стр. 273.)

Некрасов записал о нем такое:

«Со стеклом. Ухаживал за [Волконской] дамой и обнаруживал неловкость.

Чуть не утонул в Иногде.

Однажды шел Бечасный
По жердочке опасной,
Споткнулся и упал,
Прямо в грязь попал.
Ах, бедный Бечасный,
Несчастный, злощастный.

Разводил пиявок — забыл, что в этом месте их разводит, стал купаться, и пиявки его облепили.

В Иногде — раки».

Почерк неразборчивый. Многие слова только намечены первыми буквами. Четвертая строка может быть прочитана и так:

Прямо в гроб попал.

Очевидно, Некрасов набрасывал эти строки в то время, как кто-то рассказывал ему об интересовавшем его декабристе.

Река Ингода, упоминаемая здесь, находится в полуверсте от Читы. Некрасов оба раза ошибочно пишет Иногда.

Не нужно думать, что стихи о Бечасном принадлежат Некрасову. Очевидно, это дружеская эпиграмма какого-нибудь декабриста, сочиненная еще в Сибири и записанная поэтом с чужих слов. Мы думаем, что эти стихи и анекдоты о Бечасном сообщил Некрасову доктор Белоголовый, который, как иркутский уроженец, с детства вращался среди декабристов и близко знал «злощастного Бечасного».

Если так, то строки на этом листке написаны не раньше 1872 — 1873 года, потому что до этого времени Некрасов не был с Белоголовым знаком. В ту пору поэма «Русские женщины» была уже Некрасовым закончена. Для чего же он продолжал записывать о декабристах чужие рассказы? Не думал ли он написать о них новую поэму, посвященную их жизни в Сибири?

Мы уверены, что это было именно так.

На обороте того листка, где записаны стихи о Бечасном, есть целый ряд записей о других декабристах.

— «Ездили в небольшой лес, где укрывались беглые — [те] прятались, чтобы не испугать детей.

— Айок — в 35 верстах от Иркутска. Урик, Усь-Куда, Камчатник.

— Конокрад Харламонов — не крал у ссыльных.

— Не ездите прямой дорогой. Там засел Харламонов (это был он сам).

— Пели или веселое, или печальное».

В этой записи приведено два эпизода, свидетельствующие о великом нравственном авторитете декабристов даже среди сибирских каторжников. Беглые каторжники, завидев декабристов, гуляющих в лесу со своими детьми, прятались, чтобы н[е] напугать детей своим видом. Конокрад Харламонов не только не крал у декабристов, но сам указывал им, какие дороги опасны.

Тут же приводятся названия деревень, в которых были поселены декабристы. Названия тоже записаны по слуху. Деревня Оёк превратилась у Некрасова в Айок, Усть-Куда в Усь-Куду.

Камчатник — летняя резиденция семейства Волконских.

Над словом Урик — Некрасов написал Мур., — т.е. в Урике жил и Никита Муравьев.

В заключение еще несколько слов о Бечасном.

Владимир Александрович Бечасный (или вернее: Бечаснов) родился в 1802 году. Он был прапорщик 8-й артиллерийской бригады и принадлежал к обществу Соединенных Славян.

В глазах Николая он был один из самых ужасных преступников. Следственная комиссия причислила его к первому разряду, наравне с Александром Бестужевым, Артамоном Муравьевым и др. Первоначально он был приговорен к смертной казни отсечением головы.

Преступления его были огромны:

— «Соглашался на цареубийство принятием клятвою назначения к совершению оного; участвовал в умысле бунта и подговоре нижних чинов и принял в общество одного товарища».

Изумительно, что о таком п е р в о р а з р я д н о м декабристе в нашей мемуарной словесности сохранилось так мало сведений.

Отбыв каторгу, Бечасный был поселен недалеко от Иркутска в деревушке Смоленщина. Его богатые товарищи по ссылке жили в Сибири на широкую ногу, а он вечно нуждался, хотя не брезгал никаким трудом. Одно время он устроил у себя в деревне маслобойню, но вряд ли это дало ему прибыль, так как он был совершенно беспомощен в житейских делах. Женился он на простой крестьянке, и когда, через тридцать лет после ссылки в Сибирь, ему, как и другим декабристам, было предоставлено право вернуться в Россию, он этим правом не воспользовался и остался умирать на чужбине, так как у него не было средств. К тому же он связался с Сибирью крепкими семейными узами. Многочисленные дети его по своему образу жизни мало чем отличались от прочих крестьянских детей.

Умер он в 1859 году и похоронен в Иркутске, в Знаменском монастыре, близ могилы жены Трубецкого.

Его могила долго считалась затерянной и отыскалась лишь в наши дни, осенью 1925 года.

Иркутская газета «Власть Труда» сообщает, что один из сыновей Бечасного содержал в Иркутске легковую биржу, а другой был дровосек-чернорабочий.

Конечно, говоря о Бечасном, мы должны вспомнить о нем не одни анекдоты. Белоголовый рассказывает, что хотя крестьяне той деревни, где он проживал, и потешались над его рассеянностью и неловкостью, но они любили и уважали его, как своего старшего брата, и в трудные минуты шли к нему за советом.

Перед крестьянами деревни Смоленщины у него есть одна большая заслуга, которая не должна быть забыта:

Бечасный первый начал сеять в той местности коноплю, и впоследствии деревня Смоленщина стала в большом количестве производить пеньку (С.В. Максимов. «Сибирь и каторга», т. IV, 244).

«Не подлежит сомнению одно, — говорит Белоголовый, — что Бечасный, при своей, общей всем декабристам, редкой мягкости характера, любви к народу и жажде труда и деятельности на пользу общественную, мог вносить только честное, доброе и прогрессивное в окружающую его обстановку».

Корней Чуковский

1 «Записки» Н.В. Басаргина. П. 1917, стр. 113 — 115.

2 См. «Полное собрание сочинений Некрасова», Л. 1928, стр. 539.

Поэма Н.А. Некрасова «Дедушка»: Некрасова волновали образы страдальцев-декабристов и их самоотверженных жен. Поэма «Дедушка» - о декабристах. Замысел 1869-1870 гг. события отнесены к 1856 г.(амнистия политзаключенных, декабристы возвращаются домой). Реальный историче6ский факт нужен Н. для провозглашения своих идеалов. Центральная фигура – дедушка, старый декабрист – фигура обобщенная, но многие современники отгадывали Волконского. Дедушка- не «ископаемый» старик, не музейная мумия, а живой и мудрый человек, знающий заповедное слово, которое как великое наследство будет передано подрастающему поколению («Вырастешь, Саша, узнаешь»). Временами дедушка напоминает другого некрасовского колоссального деда – богатыря Савелия. В прошлом и у того и у другого тюрьма и сибирская каторга. Дедушка в поэме окружен ореолом святости, в его описании поэт использует высокий библейский стиль. Т.О. создается образ мученика, в связи с чем значительны параллели с распятым Христом. Ключевую роль играет рассказ дедушки о сибирском селе Тарбагатай (это поселение было действит., существовало на основе самоуправства, крест.труда) . реальный факт Н. берет за основу, но дополняет его крестьянскими легендами о вольных землях. В описании села мы видим утопическую страну изобилия, где царит мир, согласие, благоденствие на основе свободного труда – снова утопизм некрасовского сознания. Историзм поэмы достаточно условен. Н. не ставит цели достоверно воспроизвести историю, его задача – просветительская, воспитательная – нравственно воздействовать на молодое поколение. Еще одна задача – показать преемственность традиций, поколений и идеалов.
Поэма «Русские женщины» на декабристскую тему, написана в 1873г. Состоит из 2-х поэм: 1 –«Княгиня Трубецкая»- поэма двухчастная, 1ч. Описательная, в ней даны воспоминания героини о прошлой жизни, эскизно упоминается о восстании 14 декабря, чрезмерную описательность Н. стремится разбавить лиризмом. 2ч. – достижение Н. – динамична. Конфликтна, в ее основе – столкновение героини с иркутским губернатором.2 – «Княгиня Волконская» написана в форме бабушкиных записок, что позволяет проследить возмужание героини. Если в начале пути на подвиг ее зовут чувство долга и любовь, то после знакомства с жизнью провинции, общения с мужиками, княгиня приходит к прозрению, начинает осознавать святость дела, за которое пострадал ее муж. Сюжеты обеих поэм – путешествия. Обе поэмы объединяются темой дороги. Важно показать возмужание характеров, рост сознания героини. Историзм связан с воспроизведением психологии жен декабристов. Н. с большим тактом и чуткостью воссоздал переживания, чувства и мысли декабристов и сотканной из всего этого атмосферой окружил обаятельных героинь своей поэмы. Замечательна одна особенность поэмы: подвиг 2-х героинь, по существу, одинаков, их судьба во многом сходна, и тем не менее вторая часть отнюдь не повторяет первую, звучит совершенно иначе. Н. – художнику-реалисту – удалось индивидуализировать хар-ры Трубецкой и Волконской. Психологически они очень разные, даже в чем-то противоположные. Трубецкая горда и аристократична, избыточно умна и холодновата, недоступна. Волконская проще и душевней, меньше похожа на светскую даму, живет скорее сердцем, чем умом, это женщина-мать, женщина-бабушка, рассказывающая свою историю проказникам внукам. В соответствии с этим две части поэмы по-разному композиционно организованы и стилистически оформлены. Неодинаков и ритм: короткий стих, исключительно мужские рифмы, звучащие, как сильные удары, в первой части, - и широкий, напевный, раздольный стих во второй.



29. «Кому на Руси жить хорошо» - образная структура, композиция, стилевые особенности .

Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов (почти 20 творческих лет заняло создание произведения) задумал как народную книгу. Он мечтал о том, чтобы она была бы доступна народу и понятна ему. Долго, в течение многих лет, он копил и собирал по словечку материал, изучал жизнь и быт простого народа. И поэт добился своего. Его поэма стала народной. Что же такое народное произведение? Произведение можно назвать народным, когда оно выражает стремления и надежды самого народа, когда автор является продолжателем художественных традиций и особенностей народного творчества. В чем выражается народность поэмы? Главную роль, то есть роль главного героя художественного произведения, Некрасов отводит народу во всем его многообразии. Большинство глав посвящено самому многочисленному сословию России прошлого века -крестьянству. Поэт описывает крестьянскую радость и беду, сомнения и надежды, красоту и уродство. В поэме мы можем оценить степень стремления народа к свободе. Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Это групповой портрет, поэтому в образе семерых “временнообязанных” даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любознательность, непритязательность. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии.

Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем “дольщикам”, тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.

Яким Нагой , олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, “до смерти работает”, но живет бедняком, как и большинство крестьян деревни Босово. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо...

Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей принадлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость “крестьянской души”:

Душа, что туча черная -

Гневна, грозна - и надо бы

Громам греметь оттудова...

А все вином кончается...

Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”.

Другой образ русского крестьянина - это Ермила Гирин . Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважают его за то, что он

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновного,

Душой не покривил...

Важен эпизод с покупкой мельницы. Некрасов показывает солидарность крестьянства. Они доверяют Ермиле, и тот выступает на стороне крестьян во время бунта.

Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне - это богатыри. С этой целью вводится образ Савелия , богатыря святорусского. Он с искренней любовью относится к Матрене Тимофеевне, глубоко переживает смерть Демушки. О себе же он говорит: “Клейменный, да не раб!”. Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту.

Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным.

Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ “женской доли”. В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны . Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье. Но, несмотря на все усилия, героиня говорит: “Не дело между бабами счастливую искать”. Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с “девичьей холи в ад”; на нее одно за другим посыпались несчастья... Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью. В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства.

В своей великой поэме Некрасов смотрит на помещиков глазами крестьян. Так изображен, например, Оболт-Оболдуев (чего стоит одна его фамилия!):

Какой-то барин кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту...

Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество "кругленького" человека.

В изображении Последыша Утятина - Некрасов достигает исключительной остроты сатирического обличения. Это выживший из ума рабовладелец, и ничего человеческого нет даже во внешнем его облике:

Нос клювом, как у ястреба.

Усы седые, длинные

И - разные глаза:

Один здоровый - светится,

А левый - мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Но Последыш не только смешон - он и страшен. Это жестокий крепостник-истязатель. Телесная расправа у него вошла в привычку, звуки побоев, доносящиеся из конюшни, доставляют ему наслаждение.

Со злым сарказмом нарисованы и образы других врагов народа: управителей, становых - "неправедных судей", купцов, подрядчиков.

К числу недругов народных относятся и попы . Некрасов создает и иной образ попа - безжалостного вымогателя, нисколько не сочувствующего народу. Это поп Иван. Он равнодушен к горю крестьянки: даже когда вскрывают труп ее сына Демушки, он подшучивает.

Гриша Добросклонов – ключевая фигура в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Гриша родился в семье бедного дьяка, человека ленивого и бездарного. Мать же являла собой тип того самого женского образа, нарисованного автором в главе “Крестьянка”. Прототипом был Добролюбов. Подобно ему Гриша – борец за всех униженных и оскорбленных, стоял за крестьянские интересы. На первом плане у него заботы не о личном благополучии. Гриша собой отражает одну из главных идей поэмы. Вот эта идея: на Руси жить хорошо только таким вот борцам за счастье притесненного народа. Григорий не одинок в своих мечтах о счастливой народной жизни. На честный путь вышли уже сотни людей, подобных ему. Всем им

Судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Но нашего героя не пугают предстоящие испытания, потому что он свято верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе. Григорий Добросклонов - будущий вождь крестьянства, выразитель его классового гнева и разума. Тяжел путь Григория, но и славен, на него вступают лишь сильные души, на таком пути, по мнению Некрасова, ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье состоит в борьбе за свободу угнетенных, в том, чтобы нести людям свет и радость жизни. На основной вопрос своей поэмы - кому на Руси жить хорошо? - автор отвечает: борцам за счастье народа. В этом и заключается смысл поэмы.

Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: оно состоит из отдельных частей и глав. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос: кому на Руси жить хорошо? Первая глава “Поп” открывается образом “широкой дороженьки”. Это один из важных поэтических символов русской литературы, в котором воплощена идея движения, стремления вперед. Это образ не только жизненного, но и духовного пути человека.

В следующей главе, “Сельская ярмарка ”, главным действующим лицом является толпа, широкая и многоликая. Некрасов создает картины, в которых народ сам заговорил, рассказал о себе, раскрыв самые лучшие и самые неприглядные черты своего жития. Но во всем: и в красоте, и в безобразии - народ не жалок и не мелочен, а крупен, значителен, щедр.

В следующей главе, “Пьяная ночь”, праздничный пир достигает кульминации. Из глубины народного мира появляется сильный крестьянский характер, Яким Нагой. Он предстает как символ трудовой крестьянской жизни.

В главе “Счастливые” все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастье. В их жалкой жизни даже крохотная удача уже кажется счастьем. Но в финале главы звучит рассказ о счастливом человеке.

В пятой главе первой части “Помещик ” странники относится к господам уже с явной иронией. Они уже понимают, что дворянская “честь” немногого стоит.

В главе “Крестьянка” предстает перед странниками Матрена Тимофеевна, воплощающая в себе лучшие качества русского женского характера. Суровые условия оттачивали особый женский характер - независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы.

Тема духовного рабства - центральная в главе “Последыш”. Страшную “комедь” разыгрывают персонажи этой главы. Ради полубезумного князя Утятина они согласились делать вид, что крепостное право не отменено.

Глава “Пир на весь мир” является продолжением “Последыша”. Здесь изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые герои. Весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее, начинает задумываться о будущем.

“Кому на Руси жить хорошо” - поэма, значение которой сложно переоценить. В ней развернута такая картина народной жизни, каких мало в русской и мировой литературе. И поэтому поэма считается вершиной творчества, главным трудом всей жизни Некрасова.