Деятельность государственной власти в области гарантий прав и свобод человека и гражданина, охраны его жизни и здоровья регламентирована Конституцией Российской Федерации, ее федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства России, нормативными актами соответствующих министерств и ведомств. Давайте рассмотрим основные из них.

Закон Российской Федерации «О безопасности»

Этим законом закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства , определены система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

В первом разделе определены объекты безопасности и субъекты обеспечения безопасности, порядок ее обеспечения, принципы и законодательные основы обеспечения безопасности, а также соблюдение при этом прав и свобод.

Во втором разделе рассмотрены основные элементы и функции системы безопасности, разграничения в этой системе полномочий органов власти и руководство государственными органами обеспечения безопасности, а также порядок создания и структура сил обеспечения безопасности.

В третьем разделе определены статус Совета Безопасности Российской Федерации, его состав, основные задачи и порядок принятия решений, а также порядок создания, функционирования и основные задачи межведомственных комиссий и аппарата Совета Безопасности Российской Федерации.

В четвертом разделе определен порядок финансирования деятельности по обеспечению безопасности, а в пятом - порядок контроля и надзора за деятельностью по обеспечению безопасности.

Федеральный закон «Об обороне»

Закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации , полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти ее субъектов, а также организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

В первом разделе определены основы и организация обороны Российской Федерации.

Во втором разделе определены полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации в области обороны.

В третьем разделе определены функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны.

В четвертом разделе определены предназначение Вооруженных Сил, их состав, порядок комплектования, руководства и управления ими. Рассмотрены также порядок осуществления дислокации Вооруженных Сил в соответствии с задачами обороны, порядок создания, деятельности и комплектования других войск, воинских формирований и органов.

В пятом разделе определены понятия состояния войны и режима военного положения. Рассмотрены вопросы мобилизации, гражданской обороны в целях защиты населения, организации защиты объектов от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Здесь же определены предназначение территориальной обороны, организуемой для защиты населения, объектов и коммуникаций на территории РФ от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также порядок введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения.

В шестом разделе рассмотрены вопросы ограничения деятельности политических партий, общественных объединений и обеспечения законности в Вооруженных Силах, функционирования обороны и ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В первой главе определены цели закона, задачи РСЧС, порядок определения границ зон чрезвычайных ситуаций, порядок обеспечения гласности и информирования населения в чрезвычайных ситуациях, а также основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Во второй главе определены полномочия Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В третьей главе установлены обязанности федеральных органов исполнительной власти и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также порядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций и применения сил и средств органов внутренних дел при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В четвертой главе закреплены права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Рассмотрим их более подробно.

Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций

Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены права, обязанности и ответственность граждан при участии в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и в работах по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ст. 18).

Граждане России имеют право:

На защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в любом регионе, любом населенном пункте;
при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в чрезвычайных ситуациях;
получать информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться население той или иной территории, о правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на государственное социальное страхование, на получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

Без четкого выполнения своих обязанностей гражданами трудно говорить об устойчивом эффективном функционировании всей системы РСЧС. Поэтому каждый россиянин обязан (ст. 19):

Активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;
соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;
знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;
четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
при первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В пятой главе определены порядок подготовки населения и пропаганды знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

В шестой главе определен порядок финансирования органов управления и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации таких ситуаций.

В седьмой главе определены порядок организации и проведения государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В восьмой главе определены правила применения международных договоров Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон «О пожарной безопасности»

Обеспечение пожарной безопасности - одна из важнейших функций государства . В рассматриваемом законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Он регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

В первой главе определена система обеспечения пожарной безопасности, ее основные элементы и функции.

Во второй главе определены структура системы пожарной охраны, задачи и функции каждого вида пожарной охраны, а также гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы, финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности.

В третьей главе определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного управления в области пожарной безопасности.

В четвертой главе определены нормативноправовое регулирование в области пожарной безопасности, порядок разработки и реализации мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности, тушения пожаров, противопожарной пропаганды. Рассмотрены также требования к обучению мерам пожарной безопасности и информационному обеспечению в области пожарной безопасности. В этой же главе законодательно закреплено установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В пятой главе определены права и обязанности граждан и организаций в области пожарной безопасности, а также лиц, которые несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

В этой главе четко определено, что граждане имеют право на:

Защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

Соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Федеральный закон «О гражданской обороне»

Закон определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

В первой главе определены задачи в области гражданской обороны и защиты населения, правовое регулирование в области гражданской обороны, принципы организации и ведения гражданской обороны на территории Российской Федерации.

Во второй главе определены полномочия Президента Российской Федерации, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны.

В третьей главе определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также права и обязанности граждан в области гражданской обороны.

В четвертой главе определены государственные органы, осуществляющие руководство гражданской обороной, лица, осуществляющие руководство гражданской обороной в федеральных органах государственной власти, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также закреплена персональная ответственность этих лиц за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. В главе определены функции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также органы, осуществляющие управление гражданской обороной.

В пятой главе определены состав сил гражданской обороны и основы деятельности ее войск.

В шестой главе определены порядок финансирования мероприятий по гражданской обороне и защите населения, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в этой области.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

Законом определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

В первой главе определены основные задачи закона и основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения.

Во второй главе определены основные направления обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Рассмотрены вопросы участия общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и организации учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения.

В третьей главе определены порядок разработки и реализации федеральных, региональных и местных программ, направленных на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от них.

В четвертой главе определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при проектировании, строительстве и реконструкции дорог, при их ремонте и содержании, при изготовлении, реализации, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств. Рассмотрены также вопросы ограничения и прекращения движения по дорогам, порядок государственного технического осмотра транспортных средств, запрещения эксплуатации транспортных средств, медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, права и обязанности участников дорожного движения, условия получения прав на управление транспортными средствами и основные требования по подготовке водителей.

В пятой и шестой главах определены порядок государственного надзора и контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

В седьмой главе определен порядок применения международных договоров в области безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Федеральный закон «О противодействии терроризму»

Федеральный закон «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы его профилактики и борьбы с ним , минимизации и (или) ликвидации его последствий, правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом.

В законе также изложены основные понятия и правовой режим контртеррористической операции .

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» устанавливает правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья .

В законе также определены основные понятия, принципы обеспечения радиационной безопасности, мероприятия по ее обеспечению, полномочия Российской Федерации и ее субъектов в этой области, основные гигиенические нормативы облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующих излучений, порядок защиты населения и персонала от радиационных аварий, обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» определяет основные понятия, гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, порядок медицинского освидетельствования, права ВИЧ-инфицированных на получение информации о результатах медицинского освидетельствования и при оказании им медицинской помощи.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливает правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих эти объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В законе также определено, какие производственные объекты являются опасными, и какие требования промышленной безопасности к ним предъявляются.

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений»

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» определяет отношения, возникающие в ходе деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений , а также обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности этих сооружений.

Основные задачи обеспечения транспортной безопасности определены Федеральным законом «О транспортной безопасности»:

Нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;
информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.

Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья .

Этим законом также установлены полномочия Российской Федерации и государственное регулирование в этой области , общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов и ответственность за нарушение данного закона.

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности и устанавливает ответственность за ее осуществление .

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В этом законе определены полномочия Российской Федерации , ее субъектов, органов местного самоуправления и организаций в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, права и обязанности граждан в этой области, санитарно-эпидемиологические требования, организация и проведение профилактических мероприятий.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ , а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды , обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в этой области и в сфере обеспечения экологической безопасности. Этот закон регулирует отношения в области взаимодействия общества и природы, возникающие в процессе хозяйственной и другой деятельности.

Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами (химическими препаратами для борьбы с сорняками, вредителями и болезнями культурных растений), а также агрохимикатами (удобрениями, средствами химической мелиорации почв, кормовыми добавками) для охраны здоровья людей и окружающей природной среды.

Наиболее важными подзаконными актами в области обеспечения безопасности личности, общества и государства являются:

Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
постановление Правительства РФ «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
постановление Правительства РФ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».

Вопросы и задания

1. Какие права и свободы провозглашает Конституция Российской Федерации в области обеспечения безопасности граждан?

2. Какие основные цели определяет закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?

3. Каким федеральным законом определены права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

4. Какие права имеют граждане России в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

5. Какие обязанности возложены на граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций?

6. Изучение гражданами основных способов защиты от чрезвычайных ситуаций является их правом или обязанностью?

7. С какой целью принят закон «О безопасности»?

8. Какую цель преследует закон «О пожарной безопасности»?

9. Назовите основные задачи закона «О безопасности дорожного движения».

10. С какой целью принят закон «Об обороне»?

11. Какие задачи определяет закон «О гражданской обороне»?

12. Какие еще законы по обеспечению безопасности личности, общества и государства вы знаете?

13. Назовите наиболее важные подзаконные нормативные акты в этой области.

14. Имеет ли право гражданин направлять в государственные органы индивидуальное обращение по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций?

Задание 18

Определите, какой из этих законов закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства:

а) закон «Об обороне»;
б) закон «О гражданской обороне»;
в) закон «О безопасности».

Задание 19

Подумайте и найдите в содержании одного из законов, указанных в пятой главе, тот конституционный орган, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов внешней и внутренней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегических проблем государственной, экономической, общественной и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка:

а) Конституционный Суд Российской Федерации;
б) Совет Безопасности Российской Федерации;
в) Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
г) Комитет по безопасности Государственной Думы Российской Федерации.

Задание 20

Прочитайте следующую фразу: «Основными задачами пожарной охраны в области пожарной безопасности являются: организация и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах; организация и осуществление тушения пожаров, проведение аварийно-спасательных работ; предупреждение и ликвидация социально-политических конфликтов и массовых беспорядков». Определите, соответствует ли эта фраза задачам пожарной охраны, изложенным в законе.

Задание 21

Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления:

а) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) в мирное время;
в) по решению органов местного самоуправления.

Выберите из предлагаемых вариантов правильный ответ.

Задание 22

Из предлагаемых вариантов выберите правильное название закона, определяющего права и обязанности граждан России в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

а) Закон Российской Федерации «О безопасности»;
б) Федеральный закон «Об обороне»;
в) Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
г) Федеральный закон «О гражданской обороне».

Дополнительный материал

Какие права и свободы провозглашает Конституция Российской Федерации в области обеспечения безопасности граждан?

Основные права и свободы граждан установлены следующими статьями Конституции Российской Федерации:

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным за-коном в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Статья 56

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

Какие основные цели определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?

Целями Федерального закона РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» являются:

Предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

Снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

Ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Не связанные с этими целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим законом не регулируются.

С какой целью принят Федеральный закон РФ «О безопасности»?

В Федеральном законе РФ «О безопасности» закреплены правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности.

Какую цель преследует Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности»?

Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в России, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, другими юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Назовите основные задачи Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения».

Задачами Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения» являются:

Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов;

Защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожнотранспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

С какой целью принят Федеральный закон РФ «Об обороне»?

Федеральный закон РФ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти РФ, функции органов государственной власти ее субъектов, а также организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны и некоторые другие нормы, касающиеся обороны.

Какие задачи определены Федеральным законом РФ «О гражданской обороне»?

Федеральным законом РФ «О гражданской обороне» определены следующие основные задачи в области гражданской обороны:

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

Проведение аварийноспасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и другому заражению;

Обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Цели и задачи курса.

Основной целью и задачей курса является необходимость научить предвидеть, прогнозировать и не допускать опасные и чрезвычайные ситуации, а также умело с сознанием дела действовать.

Предвидение достигается благодаря анализу тех факторов и явлений, которые сопутствуют данной действительности, при этом целесообразно учитывать влияние космических тел на состояние и деятельность человека, а также высказывание экстрасенсов и гадалок.

Умелые действия достигаются благодаря изучению стандартных правил, а также психологическим и физическим тренировкам.

Модуль 1. Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне».). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан. (8 кл 20-21, 10кл 78-81)

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

1. Положения Конституции Российской Федерации, гаранти­рующие права и свободы человека и гражданина.

Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, при­нятая всенародным голосованием 1 2 декабря 1993 г.

В Конституции Российской Федерации изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанности государства».

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6, п. 2).

Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции Российской Федерации. Все положения главы составля­ют основы правового статуса личности в стране и не могут быть из­менены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмот­рим некоторые статьи этой главы (см. «Дополнительные материалы»).

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят в 1994 г. Полная версия приложение 1).

Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Россий­ской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, нахо­дящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В главе IV Закона определены права и обязанности граждан Рос­сийской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.

Права и обязанности граждан Российской федерации по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. (Извлечения) .

Граждане Российской Федерации имеют право:

На защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

В соответствии с планом ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, пред­назначенные для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

Быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о ме­рах необходимой безопасности;

На возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

На ряд других компенсаций и льгот.

Граждане Российской Федерации обязаны:

Соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и техноло­гической дисциплины, которые могут привести к возникновению чрез­вычайных ситуаций, следовать правилам экологической безопасности; ш изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помо­щи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивиду­альными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои зна­ния и практические навыки в области безопасности;

- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возник­новении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В главе V определен порядок подготовки населения в области за­щиты от чрезвычайных ситуаций.

3. Закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 1992 г.).

В Законе закреплена правовая основа обеспечения безопасности личности, общества и государства. Определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.

4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.).

В законе определены общие правовые, экономические и социаль­ные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Феде­рации. Определен порядок установления отношений в области пожар ной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организа­циями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами и граждана­ми Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошколь­ных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образова­тельных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

5. Федеральный закон «Об обороне» (принят в 1996 г.).

Закон определяет основы и организацию обороны Российской Фе­дерации, полномочия органов государственной власти субъектов Рос­сийской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обя­занности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за наруше­ние законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Законом определены права и обязанности граждан Российской Фе­дерации в области обороны (ст. 9).

6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.).

В законе определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федера­ции, органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны (ст. 10).

7. Федеральный закон «О противодействии терроризму» (при­нят в 2006 г.).

В законе установлены основные принципы противодействия терро­ризму, правовые и организационные основы профилактики террориз­ма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные осно­вы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Также указано, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым нормам.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция – Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

ü Федеральные законы.

ü Указы Президента РФ.

ü Постановления Правительства РФ.

ü Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств.

ü Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (указы, постановления).

ü Приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов. Основными из них являются ФЗ:

ü «О безопасности».

ü «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

ü «Об обороне».

ü «О гражданской обороне».

ü «О борьбе с терроризмом».

Важное значение имеет концепция национальной безопасности РФ, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности. В концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики РФ, рассматриваются взаимоотношения России с мировым сообществом. Здесь акцентируется внимание на формировании международных отношений и перспектив их развития. Важное значение придается национальным интересам России, представляющих совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др. сферах.

В концепции четко выделены основные направления защиты конституционного строя России, представлены все силы и органы, участвующие в формировании и реализации политики национальной безопасности.

Комплекс вопросов, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации, регулируется рядом законов и кодексов, в числе которых:

ü закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

ü закон РФ «Об охране окружающей природной среды»;

ü закон РФ «О радиационной безопасности населения»;

ü закон РФ «О пожарной безопасности»;

ü закон РФ «О безопасности дорожного движения»;

ü закон РФ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»;

ü закон РФ «О защите прав потребителя»;

ü Уголовный кодекс Российской Федерации;

ü кодекс РФ «Об административных правонарушениях» и др.

Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства РФ и правительств субъектов РФ, а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода Положений и Правил.

Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это, прежде всего, нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития России, Министерством природных ресурсов России, Федеральным агентством по регулированию и метрологии, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральным горным и промышленным надзором России и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения БЖД.

Документация Министерства здравоохранения и социального развития включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по регулированию и метрологии - Государственные стандарты (ГОСТ), Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунального хозяйства - строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей - это ОСТы, Правила и т.д.

Законы и подзаконные акты вместе взятые объединяются понятием нормативных правовых актов, структура которых представлена на рис. 104.

Вопросы и задания

1. Что понимается под управлением безопасностью жизнедеятельности? Что является основой этого управления?

2. Чем определяется обеспечение безопасности жизнедеятельности?

3. Что регламентирует и на что направлена нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности?

4. Что является правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности?

5. Перечислите основные источники права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6. Какие федеральные законы являются правовой основой обеспечения государственной безопасности?

7. В каком документе представлена система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах деятельности?

8. Какими законами и кодексами регулируется комплекс вопросов, связанных с обеспечением благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности граждан Российской Федерации?

9. Какими министерствами и ведомствами Российской Федерации разрабатываются нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения?

10. Какие документы по вопросам безопасности жизнедеятельности разрабатываются Министерством здравоохранения и социального развития РФ (Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по регулированию и метрологии, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству)?

ГЛАВА 2

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Система природоохраняющих законодательств в России имеет 4 уровня:

1. Законы.

2. Правительственные нормативные акты.

3. Нормативные акты министерств и ведомств

4. Нормативные решения органов местного самоуправления.

Важнейшим законодательным актом, направленным на охрану окружающей среды, является Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (2002 г.). Закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею. В законе зафиксировано право граждан РФ на благоприятную среду обитания. Важнейший раздел закона "Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды" устанавливает принцип платности использования природных ресурсов. Размер платы зависит от того, превышены или нет установленные лимиты природопользования, каковы были при этом масштабы загрязнения окружающей среды (в согласованных с соответствующими государственными органами пределах или нет). В ряде случаев предусмотрена плата за воспроизводство природных ресурсов (например, леса, рыбных запасов и т.д.).

Закон устанавливает также принципы нормирования качества окружающей природной среды, порядок проведения государственной экологической экспертизы, экологические требования к размещению, проектированию, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации предприятий. Отдельные разделы закона посвящены чрезвычайным экологическим ситуациям; особо охраняемым территориям и объектам; принципам экологического контроля; экологическому воспитанию, образованию и научным исследованиям; разрешению споров в области охраны окружающей природной среды; ответственности за экологические правонарушения; порядку возмещения причиненного вреда.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране составляет Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требование охраны окружающей среды зафиксировано также в Основах законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" (1993 г.) и в Законе РФ "О защите прав потребителей" (1992 г.).

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды следует отметить Водный кодекс РФ (1995 г.), Земельный кодекс РФ (2001 г.), Федеральный законы: "Об охране атмосферного воздуха" (1999 г.), "Об экологической экспертизе" (1995 г.), "Об использовании атомной энергии" (1995 г.), "Об отходах производства и потребления" (1998 г.).

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают в себя санитарные правила и нормы (СанПиНы), выполнение которых обеспечивает необходимое качество природных компонентов (воздуха, воды, почв); СНиПы, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Федерального горного и промышленного надзора России, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы Министерства природных ресурсов РФ (МПР России), устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов "Охрана природы" – государственные стандарты.

Отраслевая нормативная документация предприятий по охране окружающей среды включает в себя отраслевые стандарты (ОСТы), разного рода руководящие документы, положения и т.д. Эти нормативы представляют собой технические правила. В вышеперечисленных законах устанавливается юридическая ответственность за их неисполнение. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Президентом РФ, если они противоречат Закону. Нормативные акты вступают в силу только после регистрации их в Минюсте РФ.

В реализации основ природоохранного законодательства важную роль играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Действующей структурой органов управления предусматриваются органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы.

К государственным органам специальной компетенции относится МПР России, МЧС России, Таможенный комитет.

На МПР России возложены выработка и проведение природоохранной политики в стране, координация соответствующих работ в отраслях и ведомствах, проведение экологической экспертизы, проведение экологического контроля и некоторые другие обязанности. МПР России также обеспечивает рациональное природопользование (добыча полезных ископаемых, использование вод), государственный экологический контроль за охраной и рациональным использованием поверхностных и подземных вод, а также воды в системе хозяйственного водопользования.

Выбросы в атмосферу и гидросферу могут привести к экологическим катастрофам, поэтому большая роль в их предотвращении и ликвидации последствий принадлежит МЧС России.

Таможенный комитет предотвращает ввоз в Россию растений и животных, опасных для флоры и фауны страны.

Контроль за окружающей природной средой осуществляется на различных уровнях: государственном, ведомственном, объектовом, общественном.

Органы государственного контроля за окружающей природной средой включают органы исполнительной власти, службу контроля в сфере природопользования и экологической безопасности МПР России, а также Федеральную службу по экономическому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство здравоохранения и социального развития России (одна из функций которого - проведение санитарно-эпидемиологического надзора) и некоторые другие, осуществляющие государственный контроль в достаточно узком направлении (защита окружающей среды от воздействия объектов атомной энергетики, охрана и рациональное использование рыбных ресурсов и т.д.). Представители этих органов имеют право давать обязательные для выполнения предписания, привлекать к административной ответственности должностных лиц, нарушивших природоохранное законодательство, направлять в суд иски на возмещение природе ущерба и многое другое.

Важнейшим надзорным органом по охране окружающей среды и рациональному природопользованию является природоохранная прокуратура. В ряде субъектов федерации имеется экологическая милиция. Важную роль в обеспечении требований природоохранного законодательства играют суды.

Ведомственный контроль за окружающей природной средой осуществляют службы охраны природы министерств и ведомств.

На объектах охраной окружающей среды занимается специальные организационные службы (например, службы производственного контроля, которые следят за выполнением санитарных правил и санитарно-противоэпидемических мероприятий) или одна из служб или отделов (например, служба главного механика, отдел главного энергетика).

Общественный контроль за охраной окружающей среды проводится профсоюзными организациями. В коллективных договорах предусматриваются мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Кроме того, этот вид контроля осуществляют и другие общественные организации.

Особой формой охраны окружающей среды является экологический мониторинг окружающей среды, т.е. комплексная система наблюдений, оценки и прогнозов изменений состояния окружающей среды под воздействием человека.

В РФ осуществление мониторинга возложено на Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В системе наблюдения за состоянием атмосферы, морских вод, земли и почв, растительного и животного мира, поверхностных вод суши, подземных вод и вод водохозяйственных систем, а также геологической среды и минерально-сырьевых ресурсов задействовано МПР России.

Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности, своевременной и достоверной информацией, позволяющей оценить показатели состояния среды обитания человека, выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

В современном экологическом законодательстве существенно расширена ответственность за экологические правонарушения.

Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, а также гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации Закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

ГОСТ 17.2.3.01-86 формулирует правила контроля качества воздуха населенных пунктов. ГОСТ 17.1.3.07-82 и Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения № 4630-88 устанавливают правила контроля воды водоемов и водотоков. ГОСТ 17.1.3.08-82 устанавливает правила контроля качества морских вод.

Организация контроля состояния окружающей среды в регионах возложена на местные органы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды. Ведется контроль атмосферы, гидросферы и почв вблизи транспортных магистралей и предприятий.

В селитебных зонах отбор проб воздуха, воды и почв организуется предприятиями. Эту работу производят, как правило, их санитарно-промышленные лаборатории.

Контроль выбросов промышленных предприятий и транспортных средств сводится к определению их фактической величины и сопоставлению ее с величиной предельно допустимых выбросов (ПДВ). Применительно к промышленным предприятиям правила установления ПДВ определены ГОСТ 17.2.3.02-78. Порядок контроля выбросов разрабатывают сами предприятия. Контролю подлежат выбросы, поступающие от дымовых труб; вытяжных систем плавильных и разливочных агрегатов; сушильных установок; нагревательных и электротермических печей кузнечно-прессовых и термических цехов; шихтовых дворов; участков очистки и обрубки отливок; участков приготовления формовочных и стержневых смесей; цехов механической обработки материалов, сварочных постов и оборудования для резки металлов и сплавов; отделений для нанесения химических, электрохимических и лакокрасочных покрытий, от газоходов и воздуховодов, отводящих загрязненный газ; от испытательных станций.

Проблема охраны окружающей среды, непосредственно связанная с обеспечением безопасности жизнедеятельности, имеет глобальный характер. Более подробно эта проблема рассмотрена в главе «Глобальные экологические проблемы и пути их решения» раздела «Обеспечение международной безопасности».

Вопросы и задания

1. Какие уровни имеет система природоохраняющих законодательств в России?

2. Какой федеральный закон является важнейшим законодательным актом, направленным на охрану окружающей среды в Российской Федерации? Что устанавливает этот закон?

3. Какой федеральный закон составляет правовую основу охраны окружающей среды в России?

4. Какие федеральные законы и законодательные акты в области охраны окружающей среды вы можете назвать?

5. Что включают в себя нормативно-правовые акты по охране окружающей среды?

6. Какие органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей среды относятся к государственным органам общей компетенции, а какие - к государственным органам специальной компетенции?

7. Какие задачи в области охраны окружающей среды возложены на государственные органы специальной компетенции?

8. Какие органы осуществляют государственный контроль за окружающей природной средой? Какими правами наделены представители этих органов?

9. Какие службы и организации осуществляют ведомственный (объектовый, общественный) контроль за окружающей природной средой?

10. В чем заключаются основные цели экологического мониторинга? На какую организацию возложено осуществление экологического мониторинга в России?

11. На каком законе основано обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка?

12. Какие государственные стандарты устанавливают требования к охране окружающей среды?

ГЛАВА 3

ОХРАНА ТРУДА

Основы законодательства РФ об охране труда, как составной части обеспечения безопасных условий жизнедеятельности гражданина, обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.


Похожая информация.


ЛЕКЦИЯ № 1

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению

безопасности

Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

В Конституции РФ изложены права и свободы че­ловека и гражданина: «Человек, его права и свобо­ды являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина – обязанность государства» (ст.2).

Это положение Конституции относится и к праву человека на обеспечение своей личной, безопасности, безопасности своей семьи и имущества. Государство обязано в этой связи принимать все необходимые меры для обеспечения этого права.

Одновременно с гарантией безопасности каждому человеку Конституция РФ возлагает на граждан России и определенные обязанности по обеспечению безопас­ности самого государства и его граждан. К таким обя­занностям граждан России относятся выполнение кон­ституционного долга по защите Отечества и несению военной службы в соответствии с Федеральным зако­ном «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). Одновременно гражданин Российской Федера­ции в случае, если его убеждениям или вероисповеда­нию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Конституция отмечает также, что гражданин Рос­сийской Федерации может самостоятельно осуществ­лять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и права, касающиеся обеспечения личной безопасности жизни, здоровья и имущества.

Разрабатывая законодательно-правовую базу по обеспечению безопасности личности, государство пе­ресмотрело Концепцию национальной безопасности России, военную доктрину, Уголовный кодекс, создало Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработало ряд нормативно-правовых документов по этим вопросам.

Закон Российской Федерации «О безопасности», принятый в 1992 г., закрепляет правовую основу обес­печения безопасности личности, общества и государст­ва. В нем определены система безопасности и ее функ­ции, установлен порядок организации и финансирова­ния органов обеспечения безопасности, а также поря­док контроля и надзора за законностью их деятельности. В Законе указаны основные элементы системы безопасности, ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средст­ва обеспечения безопасности, определены статус Сове­та Безопасности РФ, его состав, основные задачи и другие вопросы.

Вопросы безопасности человека рассмотрены и в Федеральном законе «О защите населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера», принятом в 1994 г. Данный Закон определяет общие для Российской Федерации органи­зационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, нахо­дящихся на территории РФ, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Глава IV Закона посвящена правам и обязанностям граждан РФ в облас­ти защиты населения и территорий от чрезвычайных си­туаций и социальной защите пострадавших, глава V ­порядку подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В Федеральном законе «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.) определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения по­жарной безопасности в РФ. Рассмотрен порядок уста­новления отношений в области пожарной безопасно­сти между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учрежде­ниями, организациями, крестьянскими (фермерски­ми) хозяйствами, а также между общественными объе­динениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обу­чающихся в образовательных учреждениях, мерам по­жарной безопасности.

Особое место в системе обеспечения безопасности личности и государства отводится Федеральному за­кону «Об обороне» (принят в 1996 г.). Он определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органи­заций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства. при­влекаемые для обороны, ответственность за наруше­ние законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Законом закреплены права и обязанности граждан РФ в области обороны. В частности, отмечается, что граждане РФ:

    принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;

    могут создавать организации и общественные объе­динения, содействующие укреплению обороны;

    предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнитель­ной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собст­венности, с последующей компенсацией понесен­ных расходов в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.) определяет задачи в области граждан­ской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов власти, организаций, а также си­лы и средства гражданской обороны. В нем установле­ны права и обязанности граждан Российской Федера­ции в области гражданской обороны. Отмечается, в ча­стности, что граждане РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении во­енных действий или вследствие этих действий; прини­мают участие в проведении других мероприятий по гра­жданской обороне; оказывают содействие органам го­сударственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

ЛЕКЦИЯ № 2

Правила поведения в условиях вынужденной

автономии в природных условиях

Выживание – активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Причинами вынужденной автономии, могут быть: аварии транспортных средств, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера мирного и военного времени, потеря ориентировки в походе и др.

Выжить – это значит решить основные задачи:

    сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды;

    составить пищевой рацион и суметь воспользоваться "подножным кормом";

    • суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева (огонь, укрытие);

    суметь защититься от хищных животных, при необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и себе;

    решить, оставаться на месте или выходить к населенным пунктам.

Решение оставаться на месте принимается, если:

    сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы;

    место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая;

    направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;

    большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.

Решение об уходе с места принимается, если:

    точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;

    возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.

    в течение трех суток нет связи и помощи.

При уходе с места оставьте записку, сообщение или/и выложите стрелку, указывающую направление вашего движения.

1. Вода

Вода играет огромную роль в жизни человека. Она не только входит в состав тканей организма, составляя почти 2/3 массы тела, обеднение организма водой даже на несколько процентов ведет к нарушению его жизнедеятельности, а обезвоживание на 10% и выше вызывает глубокие расстройства в функциональной деятельности органов и систем, являясь причиной гибели человека.

Потребность человека в воде при умеренных физических нагрузках составляет 1,5-2 л в день. В идеальных условиях мы можем прожить без воды около 14 суток. При высокой температуре воздуха и больших физических нагрузках – 7 суток, а в критической ситуации не более 3 суток. Поэтому вода является более важной, чем питание, убежище и пр.

Фильтрование воды

Воду из горных ручьев и речек, родников и ключей можно использовать без дополнительной обработки. Из других источников воду необходимо фильтровать и обеззараживать. В случаях, когда вода мутная, перед дополнительной обработкой ей дают отстояться.

Приемы фильтрования воды.

1. Фильтрование воды через грунт. Рядом с водоемом, в 1-2 метрах от берега, выкопать ямку ниже поверхности воды (уровня водоема). Дождаться когда ямка наполнится водой.

2. Можно использовать самодельные фильтры, состоящие из треноги с растянутыми на ней кусками ткани и заполненные песком.

3. Можно использовать подходящую емкость, если пробить в донышке несколько небольших отверстий и заполнить ее песком.

Во всех случаях "первая" вода не используется.

Обеззараживание воды

Фильтрование позволяет избавиться от механических примесей, но в воде, даже чистой и прозрачной, могут находиться опасные микроорганизмы.

Самый надежный способ обеззараживания воды в полевых условиях – ее кипячение.

Если кипячение недоступно, допускается обеззараживание:

    марганцовкой (перманганат калия) – добавить в воду до слабо-розового цвета;

    йодом, из расчета 8-10 капель на 1 литр воды;

    таблетками пантоцида, йодина, холозона – 2-3 таблетки на 1 литр воды.

Полученный раствор хорошо размешать, выдержать 20-30 минут. Осадок слить!

Сбор, дистилляция, конденсация воды

Если вы не встретили открытых источников воды, используйте любую возможность получить ее. Можно собирать росу или дождевую воду. Росу собирают с помощью ткани. Дождевую воду собирают в яму, выложенную большими листьями или полиэтиленовой пленкой. Нежелательно использовать воду из временных ручейков после дождя.

Нельзя пить морскую воду и из озер с соленой водой. Такую воду необходимо опреснять с помощью дистилляции (перегонки) или конденсации.

С помощью конденсации можно собрать влагу, которая испаряется из почвы. Для этого выкапывают яму диаметром 1 м, глубиной полметра, на дно по центру устанавливают небольшую емкость, сверху яму закрывают водонепроницаемой пленкой. На пленку кладут груз таким образом, чтобы получилась воронка. По внутренней стороне пленки сконденсированная влага будет скатываться к центру и стекать в емкость.

Используя эту технологию, можно получить пресную воду из соленой воды. Соленую воду наливают в ямку, обмазанную глиной, или в резиновую лодку, на дно устанавливают емкость и т.д.

Можно собрать некоторое количество воды в полиэтиленовый пакет, натянутый на ветку березы или ивы и завязанный сверху.

Можно получить воду из снега и льда.

В весенне-осенний период можно добыть березовый или кленовый сок.

  1. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История

    Историей. Предлагаемые курсы университетских лекций по рус­ской истории являются третьей... обязанностей. М. К. Любавский читает лекции по «Древней русской истории», ведет источниковедческие... т. е. будет ли это целая обжа или выть, или половина, четверть...

  2. Организация внеклассных занятий по ОБЖ

    Реферат >>

    ... по ОБЖ …………………..14 2.1 Формы внеклассных занятий по ОБЖ ………………………………14 2.2 Методические особенности проведения внеклассных занятий по ОБЖ ... интересных материалов к предстоящей лекции . - Учитель предлагает учащимся составить по ходу лекции тесты. - Учитель...

  3. Лекции по Безопасности жизнедеятельности

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    О возникновении ЧС. Препод-орган. ОБЖ осуществляет обучение и воспитание обучающихся с... безопасности при проведении занятий по курсам ОБЖ и допризывной подготовки, отвечает... в печати, доклады и призывы по радио. Для лекций , бесед и докладов можно рекомендовать...

План Конституция РФ Правовая основа обучения населения в области безопасности жизнедеятельности Закон РФ «О безопасности» (1992 г.) ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994 г.) ФЗ «О пожарной безопасности» (1994 г.) ФЗ «Об обороне» (1996 г.) ФЗ «О гражданской обороне» (1998 г.) Статистика погибших в пожарах Виды ЧС Вывод

Конституция РФ – основной закон государства. Она представляет право человеку на обеспечение своей личной безопасности, безопасности семьи и имущества. Государство обязано принимать все необходимые меры для обеспечения этого права. Однако, с гарантией безопасности Конституция возлагает на граждан РФ и определенные обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан. К ним относится и долг по защите Отечества и несению военной службы.

Закон РФ «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства. В нем определены система безопасности и ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности, определены статус Совета Безопасности РФ, его состав и задачи, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, порядок надзора и контроля за законностью их деятельности.

ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства от ЧС, и нормы социальной защиты пострадавших от ЧС.

ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Законом предусмотрено обязательное обучение населения, в том числе и школьников, мерам пожарной безопасности. В законе определены права, обязанности и ответственность граждан РФ в области пожарной безопасности.

ФЗ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов власти субъектов, организаций и должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны, силы и средства, ответственность.

ФЗ «Об обороне» отмечает, что граждане РФ: исполняют воинскую обязанность в соответствии с ФЗ; принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне; могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны; предоставляют в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспорт и имущество.

ФЗ «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны (ГО) и правовые основы их осуществления.

За десять месяцев текущего года на Ставрополье произошло 1323 пожара. Ущерб от них составил 69 миллионов рублей. Однако несмотря на внушительную цифру, количество возгораний по сравнению с прошлым годом уменьшилось на 2,22%. В пожарах за это время погибло 98 человек, что на 15 меньше, чем в прошлом году. Кроме того, уменьшилось количество пострадавших, травмированных людей: 150 к прошлогодним 170.

Конституция РФ – основной закон нашего государства. В ней записаны права и обязанности граждан. Права и обязанности граждан в области безопасности изложены в ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне». Соблюдая правила безопасности мы сохраним жизнь не только себе, но и окружающим людям.