История в символах. Кубановедение 4 класс

Замени слова близкими по смыслу.
Используй слова для справок.

символ - знак

символизирует -обозначает

символический - условный

Слова для справок: знак, условный, обозначает

Сделай подписи под рисунками. Используй описание герба Краснодара в тексте на стр. 67 учебного пособия.

Нарисуй или приклей изображение герба своего района (города) или населённого пункта, в котором ты живёшь. Объясни, что отражают символы, изображённые на нём.

Герб Краснодара



Щит разделён на четыре части. В первой и четвёртой - двуглавый орёл, который опирается на крепостную стену с открытыми воротами, символизирующими дружелюбие и открытость города. Во второй и третьей - атаманская булава, бунчуки и знамёна. В середине - красный щит с золотым вензелем царицы Екатерины II. Сверху щит венчает золотая башенная корона. С двух сторон его поддерживают два казака. Золотая кайма щита обрамлена 59 золотыми шестиконечными звёздами - по количеству казачьих станиц в Черноморском казаьем войске в 1849 году.

Придумай герб своей семьи. Используй символы, отражающие историю рода, славные дела твоих предков. Помести герб на обложку альбома - вкладыша "Моя родословная".


О чём может рассказать герб?
Запиши ответ на вопрос.

Герб содержит в себе информацию о прошлом и может ответить на многие вопросы, связанные с историей рода или целого государства.

  • Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них.
  • Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого общества, символизирующем отличие от других общностей.
  • Воспитывать любовь к Родине, её истории, культуре, чувство гражданина своей страны.
  • Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.

Оборудование: проектор, компьютер, работы учащихся разных лет.

Музыкальный ряд: средневековые баллады в исполнении группы “Blackmore’s Night”.

Материал для работы учащихся (на компьютере):

Учитель: Ребята, скажите, изображение какого символа России вы видите?

А вы знаете, что такое герб, и о чем он может нам рассказать?

А хотите узнать?

Сегодня, и на следующих уроках, мы будем изучать с вами тему “О чем нам рассказывают гербы”. Те знания, которые вы получите, пригодятся вам на уроках истории в 6 классе, и вы будете уметь “читать” гербы, например, герб России.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь написаны вопросы, которые помогут нам ориентироваться в море информации, и на которые в конце урока я хочу от вас услышать ответы.

Вопросы:

  1. Что такое герб?
  2. О чем может рассказать герб?
  3. Кто такие герольды?
  4. Что такое геральдика?

3. Объяснение нового материала

Герб – это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода, отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.

Предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности – эмблемы.

Собственно герб появился в раннем средневековье, в X-XI веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. На турнир они появлялись в рыцарских доспехах и шлемах, скрывающих лицо. Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно.

И вот, чтобы зрители могли узнавать рыцарей, на щитах и знаменах (флагштоках), у них появились особые знаки. Такие знаки стали передаваться по наследству – от отца к сыну, потом – к внукам и правнукам. Это уже был знак не одного рыцаря, а целого рода. Он стал называться “гербом”, что в переводе на русский язык означает “наследник, наследство”.

На рыцарских турнирах присутствовали распорядители – герольды, в обязанности которых входило подавать сигналы к бою, распознавать рыцарей по их убранству. Со временем герольды стали устанавливать жесткие правила, указывающие, что означает каждый знак и рисунок, и кому их дозволено носить. Так возникло искусство составления гербов – геральдика. Образовалась геральдическая азбука.

Все в композиции герба имеет важное значение и несет информацию о владельце.

  • Композиция герба обычно симметрична. Самую важную информационную часть герба помещают в центр и называют щит.
  • По сторонам щит поддерживают фигуры-щитодержатели: люди, птицы, звери.
  • Герб украшает лента с девизом. Девиз – это краткое выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например, “Усердие все превозмогает”, “За честь и достоинство”, “Честь превыше всего”.
  • Венчает герб корона.

Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.

Остановимся поподробнее на элементах герба.

Щит – главная часть герба. Первая форма была треугольная.

Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический (у дам), круглый, квадратный.

В настоящее время употребляется исключительно французской формы – прямоугольник, основание которого 8/9 высоты, выступает в середине нижней части и имеет закругленные углы.

За проступок в наказание отрезали угол щита.

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Композиция, например, способ разделения поля, названа “делением”, основные рисунки – “ординариями”, изобразительные символы на щите герба – “загрузкой”.

Выбранный цвет имел символическое значение:

  • Золото – знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
  • Серебро – благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
  • Червлень (красный) – храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
  • Лазурь (голубой) – великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
  • Зелень – надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую траву.
  • Пурпур (фиолетовый) – благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
  • Чернь (черный) – осторожность, мудрость, печаль, траур.

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур: изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно.

Каждое условное изображение имело свое значение:

  • дуб, медведь означали силу;
  • факел, раскрытая книга – знание;
  • пчела – трудолюбие;
  • лавр – славу;
  • крылатый змей – зло, смуту;
  • дракон – могущество;
  • рука в перчатке – храбрость;
  • лев – символ силы, мужества, великодушия;
  • леопард – храбрость, отвага;
  • ворон – долголетие;
  • петух – символ боя.

Дополнительная информация (можно не “озвучивать”):

Часто встречается изображение:

коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)

Геральдика представлены деревьями – дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами – роза, лилия (геральдическая и натуральная 45–46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь.

Искусственные фигуры представлены предметами военного быта:

различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского – орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.).

Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые “гербовые платья”. Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами – символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке.

Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

4. Закрепление знаний по теме

Давайте вернемся к гербу России. Из каких элементов состоит герб? Как вы думаете, что они означают? Какие цвета используются?

После ответов детей учитель щелчком мыши открывает правильные ответы и идет проверка ответов учащихся.

1. Практическая работа

Обратите внимание на доску. Сейчас я покажу вам способ создания герба в технике коллажа в программе PowerPoint.

Учитель показывает, как использовать папку с шаблонами, с помощью которого создается основа и последующие части.

Учитель работает с заранее заготовленными формами, прикрепляя их последовательно.

На глазах у ребят в течение двух-трех минут появляется готовый герб.

Задание учащимся: Представьте себе, что вы – древние рыцари и вам необходим свой герб. На сегодняшнем уроке вы выполните эскиз герба в технике коллажа на компьютере, пользуясь знаниями о форме гербов, символике цвета, символике качеств животных, растений и предметов, и правилах их изображения.

Попробуйте придумать девиз, который подходил бы к изображенному вами гербу.

Вспомогательные материалы с информацией лежат у вас на рабочем столе в папке “Геральдика”.

Выполненные вами гербы сохраните, пожалуйста, в этой же папке.

Учащиеся выполняют практическое задание.

В это время звучит музыка средневековых баллад.

2. Итог урока

Задание выполнялось в активной творческой атмосфере, школьники были увлечены работой, гербы получились интересные и выразительные.

Два-три наиболее удавшихся герба можно вывести на экран и обсудить их.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с гербами, их символикой, попробовали создать свои гербы. А сейчас давайте вернемся к вопросам на доске и ответим на них.

Вопросы:

  1. Зачем людям понадобились отличительные знаки?
  2. Что такое герб?
  3. О чем может рассказать герб?
  4. Кто такие герольды?
  5. Что такое геральдика?
  6. Из каких элементов состоит герб?
  7. Какие цвета используются в геральдике?

Выставляем оценки за урок (не всем, а только тем, у кого работы наиболее удачны, остальные – комплексная оценка).

7. Домашнее задание

Ко второму уроку:

  1. Пользуясь полученными знаниями о форме гербов, обсудите дома с родителями эскиз герба вашей семьи, который на следующем уроке вы выполните в красках.
  2. Разделить класс на 3 группы.

1-я группа готовит сообщение о гербе Московской области.
2-я группа готовит сообщение о гербе Каширского района.
3-я группа готовит сообщение о гербе сельского поселения “Топкановское”.

К третьему уроку:

  1. Повторить полученные знания.
  2. Быть готовым защитить свой герб и девиз в ходе игры “Рыцарский турнир”.

Геральдика - наука, связанная с составлением и изучением гербов

Первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах. Это были знаки различия.

Герб был знаком

чести рода



Значение условных изображений

Дуб, медведь – сила

Факел, раскрытая книга- знание.

Пчела – трудолюбие

Лавр-слава.

Крылатый змей-зло, смута.

Дракон- могущество.

Рука-храбрость.


Символическое значение цвета

Жёлтый, цвет золота – богатство и справедливость.

Белый цвет, цвет серебра - символ невинности и чистоты.

Тёмно - красный -символ любви, смелости.

Пурпурный (красный с оттенком синего)- могущество.

Голубой- символ красоты и величия.

Зелёный – символ изобилия, молодости.

Чёрный – символ мудрости


Старинный герб

Западная

Европа

Элементы

герба:

а – корона

б – щитодержатели

в – щит

г – мантия


Старинный герб

Россия

Элементы

герба:

а – намёт

б – корона

в – щитодержатели

г – щит

д - девиз





Творческое задание:

Придумай свой собственный герб или герб своей семьи, используя язык символов.

  • Продумай форму щита, его деление
  • Фигуры-символы, дополнения к щиту
  • Девиз

Все элементы должны наиболее полно отражать твои интересы и членов твоей семьи.


Эмблема – это условное символическое изображение каких-либо идей и понятий.


Вопросы для закрепления изученного

материала:

  • Что такое геральдика?
  • О чём могут рассказать герб, эмблема?
  • Что изображено на гербе города Иркутска, Москвы?
  • Знаешь ли ты гербы городов России? Опиши их.
  • Что такое эмблема?

Герб- немецкое слово, которое означает "наследство".
Герб- это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину- рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.
Непосредственными предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Такие простейшие знаки в виде зарубок, палочек, элементарных рисунков сохранились на территории нашей страны вплоть до 19 века: ремесленники помечали ими свои изделия, крестьяне- инвентарь и скот.
Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, деталях древних государств. В III тыс. до н.э. в государстве Шумеры это был орел с львиной головой, в Египте-змей, в Армении - лев, в Византийской империи- двуглавый орел.
В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа- крылатый конь.
Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события в них произошедшие.
Сведения о геральдических знаках древнерусских князей, употреблявшихся для обозначения собственности, относятся к середине X века.
Пример геральдических знаков древнерусских князей.

Особую разновидность эмблем представляют гербы, появившиеся в Западной Европе в XI-XII веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее их целью стало- увековечить ратные подвиги владельца. Ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда же появилось и само слово "герб"("наследство", "наследник").
Со временем герольды(в переводе с немецкого "глашатай"), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы. Так возникло искусство составления гербов- геральдика. Образовалась своего рода геральдическая азбука. Основой всякого герба был щит- как поле для изображения эмблемы.
Известны пять форм западноевропейских щитов


При составлении гербов использовали финифть, золото, серебро, меха.
Цвет герба имел символическое значение:
золотой- богатство, сила, верность, постоянство;
серебряный-невинность, чистота;
голубой- величие, красота, ясность;
красный-храбрость, мужество;
зеленый-надежда, изобилие, свобода;
черный-скромность, ученость, печаль.
Поле щита может быть однотонное, простое или разделенное, сложное. Щит бывает разделен по вертикали-рассеченный, по горизонтали- пересеченный, по диагонали- скошенный.


На поле щита могут быть изображения: животные, мифологические существа, оружие и т.п.
Каждое изображение несет в себе определенный смысл:
лев- сила, мужество, великодушие;
леопард-храбрость, отвага;
орел- власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость;
конь- храбрость льва,зоркость орла, сила и быстрота;
собака-верность, преданность, повиновение;
кошка-независимость;
овца-кротость;
единорог-чистота, непорочность;
кабан, вепрь- мужество, неустрашимость;
ворон-долголетие;
феникс-бессмертие;
змея-вечность;
дуб-крепость, сила;
солнце-свет, богатство, изобилие;
звезда-ночь, вечность;
посох-духовная власть.

Герб может иметь девиз, краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба: "со щи том или на щите", "Храбрость и справедливость" и др.
Поначалу в гербах использовались ценные металлы, меха, впоследствии они были заменены условными изображениями - гравировкой.
Так красный цвет можно символически показать вертикальной штриховкой,
голубой-горизонтальной,
зеленый- диагональной справа,
пурпурный- диагональной слева,
черный- взаимно пересекающейся,
золото- точки на белом фоне, серебряный- чистое белое поле.

Все в композиции герба имело значение и несло информацию о вла­ дельце. Форма герба может быть разнообразной, но в основном она впи­сывалась в прямоугольник, что повторило форму щита древних рыцарей. Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти поля назывались геральдическими фигу­ рами. Выбранный цвет имел символическое значение (мог изображаться как краской, так и графически, то есть штрихами). .

Композиция герба обычно симметрична, уравновешена. Самую важ­ную информационную часть (символы) помещали в центр щита. По сто­ронам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом. Венчает герб корона.

В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию о самом человеке.

Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности.

Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по кото­ рым легко было узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

Свои гербы имеют города и государства. Герб города изображался на городских воротах и главных зданиях. Герб города получал право на су­ ществование, если утверждался царем (правительством). Составляли его исходя из особенностей города, его истории, хозяйства, главных сооруже­ ний, животного и растительного мира вокруг города.

А знаете ли вы историю возникновения Российского герба?
Двуглавый орел пришел к нам из Византии. В XV веке царь Иван III


женился на последней византийской принцессе и принял византийский герб для Российской империи. К концу XV века в правление Ивана III Москва стала столицей крупнейшей в Европе державы, тогда и появились изображения, которые вошли потом в герб России. Эти изображения были помещены на печати Ивана III: на лицевой ее стороне- всадник, поражающий копьем змия, а на оборотной- двуглавый орел, увенчанный двумя коронами. Всадник(ездец) был символом князя; двуглавый орел пришел из Византии, преемницей которой в смысле главенства в православном мире считала себя Москва. Известна формула: "Москва- третий Рим". Так началась пятисотлетняя история российского герба, который прошел длительную эволюцию. В начале 60-х годов XVI века на печати Ивана IV Грозного ездец помещался на груди двуглавого орла. В концу XVI века между головами орла появился православный крест.

В 1625 году царь Михаил Федорович ввел в свой титул, который гравировался на печатях, именование "самодержец", а в герб- изображение двуглавого орла под тремя коронами. В указе об этом разъяснялось, что три короны означают "три великие Казанское, Астраханское и Сибирское славныя царства". В 1654г в лапах орла впервые появилось изображение символов власти- державы и скипетра.

В собственноручной записи Петра I(1710г) "всадник русского герба на груди двуглавого орла был поименован Георгием.

По указу Сената 1730г. изображение Георгия Победоносца - наиболее почитае­ мого святого на Руси было официально утверждено в качестве герба Москвы, что было подтверждено указом императрицы Екатерины II в 1781году.

А теперь о гербе нашего города- Санкт-Петербурга.

Герб Санкт-Петербурга представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебристых якорей- морского(наискось слева направо, с лапами в верхнем левом углу щита; имеет две лапы и поперечную деталь на анкерштоке) и речного(наискось справа налево, лапами в верхнем правом углу щита; имеет четыре лапы), положенных накрест, и на них- золотой скипетр с двуглавым орлом.

Давным-давно миновали романтические рыцарские времена, нет больше герольдов, умеющих объяснить смысл любого герба. Однако и сегодня феодальный герб немало может рассказать сведущему и человеку. Прежде всего, совсем не так уж сложно, как кажется, определить, к какой стране он относится.

Дело в том, что хоть и существовали в средневековой геральдике достаточно общие законы, а все же у каждой из западноевропейских стран были свои отличительные особенности. Пожалуй, в этом можно сравнить геральдику с архитектурой средневековой Европы. Общее направление развития совпадало, но везде находятся собственные черты, соответствующие местным вкусам и привычкам, творческой фантазии, свойственной тому или иному народу.

Во Франции, скажем, заметна тщательная разработка геральдических символов. А свойственная французскому народу известная склонность к пышности, роскоши, сказывается в том, что на гербах преобладают металлы и меха. Часто фигуры, обозначающие меха, усеивают все поле щита. Шлемы на гербах почти всегда снабжены решетчатыми забралами, иногда позолоченными или посеребренными.

В старинных французских гербах преобладающим цветом щитового поля был лазоревый - в подражание королевскому цвету. В бургундских гербах распространен был красный цвет - опять-таки в подражание герцогам Бургундским. А особое почитание бургундскими рыцарями Святого Андрея выразилось в том, что часто главной геральдической фигурой был Андреевский крест.

В рыцарских гербах центральных провинций Франции часто встречались такие геральдические фигуры, как глава и перевязь. А гербы Прованса были совершенно не похожи на гербы всех других французских провинций. Объясняется это тем, что большая часть прованской знати ведет происхождение из Италии или Испании. Поэтому и на родовых гербах часто встречаются знаки, больше свойственные итальянскому и испанскому рыцарству - башни, стены, звезды.

В нормандских гербах очень распространены были кресты и раковины, потому что многие рыцари этого края принимали участие еще в самом первом крестовом походе. Столбы и каймы свойственны рыцарям Лангедока, а львы и леопарды преобладают на гербовых щитах Гюйена и Пикардии, как память о том, что этими краями долго владели англичане.

Гласные гербы, намекающие на имя владельца, больше всего были распространены в Италии. Испанцы и португальцы любили делить гербы на большое число частей и усложнять их самыми разнообразными сочетаниями геральдических фигур с крестами, звездами, полумесяцами и фигурками животных. Кроме того на гербах испанских рыцарей распространены были изображения котлов, кружек и цепей. Шахматные фигуры, полумесяцы и звезды обозначали победы над маврами, одержанные в ночных сражениях. В гербах Бискайи, Каталонии и Наварры часто встречались волки.

Свои характерные особенности были у английских гербов - щиты на них чаще всего заостренные, с выступающими верхними углами. Фигуры на щитах обычно были не геральдическими, а взятыми из природы.

Особенно свойственными древней английской геральдике были фигуры леопардов, изображения розы, рукавов одежды, водосточных труб, пересеченных горизонтальной чертой. Позже в гербах появились многочисленные фигуры, связанные с морем и мореплаванием - корабли, паруса, маяки, весла, якоря. Щитодержателями часто служили матросы, тритоны, русалки.

В германских гербах знаки пышности, роскоши встречались гораздо реже, чем в других странах, и свойственны были только высшей знати. Преобладали обыкновенные фигуры, а не геральдические. Особенно свойственны германским гербам пышные украшения-нашлемники.

А о чем еще могут сегодня поведать древние гербы? О многом: о том, как менялись и перекраивались границы государств, о завоеванных и потерянных владениях, о заключающихся и распадающихся союзах, о намерениях владетельных особ, о важных событиях, причем, возможно, и о совершенно неизвестных пока историкам, и даже о быте давно минувших времен. Так что еще не раз исследователи будут обращаться в своих изысканиях к геральдике...

Нам же пришла пора вспомнить один, связанный с геральдикой обычай - украшать гербами ворота и стены домов и замков. Дело в том, что о рыцарских замках и пойдет речь в следующей части книги.

Вот представьте - рыцарь подъезжает к воротам, трубит в рог... Из бойницы выглядывает стражник, поднимается на цепях мост через ров с водой, убирается железная решетка, и рыцарь въезжает под низкие башенные своды...

Сейчас и мы за ним последуем.