Совета по межнациональным отношениям речь шла в том числе и о разработке так называемого "закона о российской нации". Президент России Владимир Путин дал соответствующее поручение.

Само поручение звучит осторожно, и это правильно, поскольку речь идёт о материи предельно сложной. Появившиеся в интернете напористые комментарии автора этой инициативы завкафедрой РАНХиГС Вячеслава Михайлова меня, однако, насторожили. Понятно, что, раз он такую инициативу озвучил, в его личном видении этой проблемы должна присутствовать полная ясность. Но он говорит так, как будто факт назначения его руководителем соответствующей экспертной группы автоматически означает, что возобладать должно именно это видение. Не думаю, что это пошло бы на пользу дела, и вот почему.

В своё время известный историк, ученик Льва Гумилёва и просто мудрый человек Владимир Махнач говорил, что одной из ключевых ошибок коммунистов в СССР было поверхностное отношение к национальной политике. Он последовательно критиковал советское руководство за пренебрежение огромным наследием русской мысли в области национального самосознания, настаивал на уважительном отношении к народному началу.

Квинтэссенцией дилетантства в области науки об этносах он считал формулу "новая многонациональная общность — советский народ", подчёркивая, что верной с научной точки зрения была бы формулировка "многонародная (полиэтническая) общность — советская нация" и она многое бы поставила на своё место.

Советская нация существовала, как минимум, с 1941 года, и при всём признании величайшего вклада в победу русского, белорусского, украинского, казахского и любого другого народа СССР, победила в Великой Отечественной войне именно она. Странно было бы, однако, считать, что это была не общественно-политическая, а этническая общность.

К 1980-м годам основы этой нации в результате внешнего воздействия и внутреннего разложения оказались существенно подточены, и удержать единство страны она не смогла. В свою очередь, русский народ, как общность одновременно этническая и культурно-историческая, не был наделён в СССР должным статусом и ресурсом, чтобы осуществить миссию "удерживающего" на территории всей страны.

Ни в одном из новых независимых государств не существовало единых политических наций. Поэтому во всех из них присутствовал потенциал для межнациональных конфликтов. Где-то они нашли промежуточное решение, где-то вообще никакого решения не нашли и, судя по ряду признаков, вряд ли найдут, если политические обстоятельства в целом на территории бывшего СССР останутся неизменными.

Выработка верной формулы общенационального единства, основанного на уважении самобытности всех населяющих нашу страну народов, будет делом непростым.

Здесь в первую очередь надо преодолеть узкое понимание национализма, которое трансформирует его в шовинизм и этнорадикализм. Но надо преодолеть и примитивно понимаемый интернационализм, сторонники которого сводят суть этого понятия к приставке, забывая, что основное значение любого слова сосредоточено в корне.

Без любви к своему народу, без уважения к его традиции никакой любви к другим населяющим твою страну народам, никакого уважения к их традициям не получится. Соответственно, не получится и искренней любви к стране в целом, уважения к политической нации как общности граждан одного государства, но детей разных народов. Национальное самосознание и патриотизм — это не противоречащие друг другу, а дополняющие друг друга явления.

В период существования нашей страны в виде СССР упор делался на социально-политической основе общенационального единства. Полной денационализации, однако, не произошло, да и не могло произойти, поскольку этнос — это категория не столько культурно-историческая и социальная, сколько природная.

Есть, конечно, среди граждан России и те, кто за последние десятилетия под влиянием глобалистских идей отгородился от своей этнической принадлежности, но таких меньшинство. В людях всегда присутствует стремление к удержанию незыблемых основ своего бытия, и национальное самосознание, отеческая традиция — одна из важнейших в этом плане.

Итак, общенациональное единство в нашей стране, как мне это видится, уже формируется и будет далее формироваться многоступенчато, то есть не путём объединения отдельных представителей различных населяющих её народов в некую безнациональную общность (такая общность была бы химерой), а на межэтнической основе.

Все этносы в нашей стране равны, и говорить о каком-то особом положении, особых привилегиях одного из них было бы неуместно. В то же время, в силу объективных причин некоторые этносы наделены особой ответственностью. Здесь я имею в виду не желание взять эту ответственность на себя — пожелать сделать это могут и должны многие, — а способность осуществить эту ответственность в общенациональном масштабе.

Я в этом качестве "стержневого этноса" (определение взято мною из книги Владимира Махнача и Сергея Елишева "Политика. Основные понятия") вижу русский народ. И стою я на этой позиции не потому, что я сам русский, а просто объективно охватывая взглядом и многовековую историю нашей страны, и её современность.

Говоря это, хочу подчеркнуть ещё раз: разговор о "стержневом этносе" — это разговор не об особых правах и особом положении в общей системе, а об особых обязанностях, о культурно-историческом долге, если угодно.

Оценивая с точки зрения сказанного новую инициативу в области национальной политики, её положительной стороной назову то, что не был поставлен вопрос о разработке закона "российском народе". С этим я как русский человек никогда бы не согласился. Русский и россиянин — это просто разные категории, одно другим тут не заменишь, как не заменить русский язык языком "российским". Это, кстати говоря, пытались сделать Михаил Ломоносов вместе с Екатериной II, причём в период активнейшего имперского строительства, но ничего у них не получилось. История же многострадального XX века однозначно свидетельствует: чем меньше в россиянине оставалось русского, тем ближе мы стояли к краю культурно-исторической пропасти.

Правильным будет в принципе сделать новый заход на совершенствование стратегии и законодательной базы государственной национальной политики.

В то же время, некоторые прозвучавшие по итогам заседания Совета комментарии настораживают. К ним я отношу, например, мысль о "необходимости замкнуть единство гражданско-политической и этнической наций" и тем самым "выйти на уровень европейского правового поля", а также тезис о возможности "управлять межнациональными отношениями".

Ну и, конечно, как ясно из сказанного мною выше, категорически не могу согласиться с трактовкой понятия "российская нация" как понятия этнического. Рассматривать его нужно сугубо в гражданско-политической и культурно-исторической плоскостях. Иначе делу межнационального согласия в нашей стране будет нанесён серьёзный ущерб.

Кто-то, возможно, скажет: "А что это неспециалист берётся оценивать такую важную законодательную инициативу"? Отвечу. Научной степени я, действительно, не имею.

Но, во-первых, у меня за плечами двадцать пять лет службы в МИДе, из которых десять я предметно занимался международными и межнациональными отношениями на постсоветском пространстве, да и последующее десятилетие участия в российской внутриполитической жизни многому научило. А во-вторых, я будущий субъект этого закона. Не объект, подчеркну это ещё раз, а субъект. Мне по нему жить, мне пожинать его плоды. Поэтому то, каким он будет мне, да и всем нам, должно быть небезразлично.

Вместо закона о единой российской нации будет разработан закон «Об основах государственной национальной политики». Такое решение приняла рабочая группа по подготовке концепции законопроекта.

Вызвано это, как объяснил «Ъ» ее руководитель академик Валерий Тишков, «неготовностью общества воспринять идею единой нации». В законе должны прописать «понятийный аппарат, разграничение полномочий между уровнями власти, систему мониторинга межнациональной ситуации». По мнению экспертов, сначала надо «сделать всесторонний анализ ситуации в межэтнической сфере» и «разблокировать дискуссии» по этому вопросу в обществе.
На первом заседании рабочей группы по подготовке концепции законопроекта о российской нации обсуждались предложения ее членов. По словам экс-главы Миннаца Валерия Тишкова, решено назвать законопроект «Об основах госнацполитики». «Так спокойнее. Оказалось, что общество не очень подготовлено к восприятию такого понятия, как единая нация, объединяющая все национальности. Учитывая, что и президент предложил переложить стратегию госнацполитики на язык закона, мы решили изменить его название»,- пояснил он «Ъ». Напомним, что 31 октября на заседании президентского совета по межнациональным отношениям экс-глава Миннаца Вячеслав Михайлов предложил разработать закон «О единстве российской нации и управлении межэтническими отношениями». Подготовить законопроект до 1 августа Владимир Путин поручил президиуму совета.
Концепция российской нации как единой политической нации вызвала дискуссию. В национальных республиках высказались против из опасения, что российская нация станет нацией русских, а остальные народы потеряют свою этничность. Казаки, наоборот, потребовали учесть в документе «государствообразующую роль» русского народа, законодательно определить статус русских и принять федеральную программу по их поддержке. Церковь озаботилась судьбой «русского мира», в который она включает всех русских, в том числе живущих за рубежом. Об объединяющей роли русского народа, языка и культуры в «русском мире», по словам источника «Ъ» в президентском совете по межнациональным отношениям, говорил, выступая на заседании рабочей группы, руководитель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
Согласно новой концепции законопроекта, которую, по словам господина Тишкова, рабочая группа представит через месяц, в документе будут прописаны понятийный аппарат, механизм разграничения полномочий между федеральной, региональными и местными властями, система мониторинга этноконфессиональных отношений в субъектах РФ, политика государства в отношении малых и коренных народов, принципы этнологической экспертизы законопроектов. Российской нации, отметил он, будет посвящен, скорее всего, специальный раздел. «Соберем предложения членов рабочей группы к заседанию президиума президентского совета в апреле, тогда можно будет говорить о концепции»,- отметил господин Тишков.
«Мы пока изучаем предложения экспертов»,- подтвердил «Ъ» член рабочей группы, экс-министр по делам национальностей Владимир Зорин. Он считает название закона «Об основах госнацполитики в РФ» «одним из рабочих вариантов». Главное, по его мнению, «закрепить еще раз на законодательном уровне идеи стратегии госнацполитики, которые вошли в реальную жизнь». Закон, считает господин Зорин, должен строиться на основе стратегии, в нем должны быть прописаны цели нацполитики: «упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа РФ (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного разнообразия народов; гармонизация межнациональных отношений; адаптация и интеграция мигрантов». Господин Зорин уверен, что общество согласно с заявленными целями нацполитики, а дискуссии вокруг понятия «единая нация» носят политический характер.
Член комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации этноконфессиональных отношений протоиерей Всеволод Чаплин уверен, что «надо разблокировать дискуссии в обществе, загнанные под ковер, в том числе о российской нации». Господин Чаплин предлагает «снять разделение между элитой и народами и начать в обществе открытую дискуссию по основным проблемам», одной из которых он считает вопрос о государствообразующей роли русского народа. Решить его, по мнению господина Чаплина, можно, приняв два закона - о российской нации и о русском народе.
Эксперт по национальным вопросам Магомед Омаров уверен, что нормальный закон о госнацполитике можно написать только на основе «всестороннего анализа существующих в стране межнациональных проблем»: «Сейчас реальная ситуация неизвестна, нормальных социологических исследований нет, делаются только дежурные мониторинг и отчеты». Экспертное сообщество, по мнению господина Омарова, «не осмеливается сказать о реальных проблемах, не готово к откровенному разговору на эту тему с властью и обществом».
Наталья Городецкая

Вместо закона о единой российской нации будет разработан закон "Об основах государственной национальной политики". Такое решение приняла рабочая группа по подготовке концепции законопроекта. Вызвано это, как объяснил "Ъ" ее руководитель академик Валерий Тишков, "неготовностью общества воспринять идею единой нации". В законе должны прописать "понятийный аппарат, разграничение полномочий между уровнями власти, систему мониторинга межнациональной ситуации". По мнению экспертов, сначала надо "сделать всесторонний анализ ситуации в межэтнической сфере" и "разблокировать дискуссии" по этому вопросу в обществе.


На первом заседании рабочей группы по подготовке концепции законопроекта о российской нации обсуждались предложения ее членов. По словам экс-главы Миннаца Валерия Тишкова, решено назвать законопроект "Об основах госнацполитики". "Так спокойнее. Оказалось, что общество не очень подготовлено к восприятию такого понятия, как единая нация, объединяющая все национальности. Учитывая, что и президент предложил переложить стратегию госнацполитики на язык закона, мы решили изменить его название",— пояснил он "Ъ". Напомним, что 31 октября на заседании президентского совета по межнациональным отношениям экс-глава Миннаца Вячеслав Михайлов предложил разработать закон "О единстве российской нации и управлении межэтническими отношениями". Подготовить законопроект до 1 августа Владимир Путин поручил президиуму совета.

Концепция российской нации как единой политической нации вызвала дискуссию. В национальных республиках высказались против из опасения, что российская нация станет нацией русских, а остальные народы потеряют свою этничность. Казаки, наоборот, потребовали учесть в документе "государствообразующую роль" русского народа, законодательно определить статус русских и принять федеральную программу по их поддержке. Церковь озаботилась судьбой "русского мира", в который она включает всех русских, в том числе живущих за рубежом. Об объединяющей роли русского народа, языка и культуры в "русском мире", по словам источника "Ъ" в президентском совете по межнациональным отношениям, говорил, выступая на заседании рабочей группы, руководитель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Согласно новой концепции законопроекта, которую, по словам господина Тишкова, рабочая группа представит через месяц, в документе будут прописаны понятийный аппарат, механизм разграничения полномочий между федеральной, региональными и местными властями, система мониторинга этноконфессиональных отношений в субъектах РФ, политика государства в отношении малых и коренных народов, принципы этнологической экспертизы законопроектов. Российской нации, отметил он, будет посвящен, скорее всего, специальный раздел. "Соберем предложения членов рабочей группы к заседанию президиума президентского совета в апреле, тогда можно будет говорить о концепции",— отметил господин Тишков.

"Мы пока изучаем предложения экспертов",— подтвердил "Ъ" член рабочей группы, экс-министр по делам национальностей Владимир Зорин. Он считает название закона "Об основах госнацполитики в РФ" "одним из рабочих вариантов". Главное, по его мнению, "закрепить еще раз на законодательном уровне идеи стратегии госнацполитики, которые вошли в реальную жизнь". Закон, считает господин Зорин, должен строиться на основе стратегии, в нем должны быть прописаны цели нацполитики: "упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа РФ (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного разнообразия народов; гармонизация межнациональных отношений; адаптация и интеграция мигрантов". Господин Зорин уверен, что общество согласно с заявленными целями нацполитики, а дискуссии вокруг понятия "единая нация" носят политический характер.

Член комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации этноконфессиональных отношений протоиерей Всеволод Чаплин уверен, что "надо разблокировать дискуссии в обществе, загнанные под ковер, в том числе о российской нации". Господин Чаплин предлагает "снять разделение между элитой и народами и начать в обществе открытую дискуссию по основным проблемам", одной из которых он считает вопрос о государствообразующей роли русского народа. Решить его, по мнению господина Чаплина, можно, приняв два закона — о российской нации и о русском народе.

Эксперт по национальным вопросам Магомед Омаров уверен, что нормальный закон о госнацполитике можно написать только на основе "всестороннего анализа существующих в стране межнациональных проблем": "Сейчас реальная ситуация неизвестна, нормальных социологических исследований нет, делаются только дежурные мониторинг и отчеты". Экспертное сообщество, по мнению господина Омарова, "не осмеливается сказать о реальных проблемах, не готово к откровенному разговору на эту тему с властью и обществом".

Наталья Городецкая

Вместо закона о единой российской нации будет разработан закон "Об основах государственной национальной политики".

"Так спокойнее. Оказалось, что общество не очень подготовлено к восприятию такого понятия, как единая нация, объединяющая все национальности. Учитывая, что и президент предложил переложить стратегию госнацполитики на язык закона, мы решили изменить его название", — пояснил он. Напомним, что 31 октября на заседании президентского совета по межнациональным отношениям экс-глава Миннаца Вячеслав Михайлов предложил разработать закон "О единстве российской нации и управлении межэтническими отношениями". Подготовить законопроект до 1 августа Владимир Путин поручил президиуму совета.

Концепция российской нации как единой политической нации вызвала дискуссию. В национальных республиках высказались против из опасения, что российская нация станет нацией русских, а остальные народы потеряют свою этничность. Казаки, наоборот, потребовали учесть в документе государствообразующую роль русского народа, законодательно определить статус русских и принять федеральную программу по их поддержке. Церковь озаботилась судьбой Русского мира, в который она включает всех русских, в том числе живущих за рубежом. Об объединяющей роли русского народа, языка и культуры в Русском мире в президентском совете по межнациональным отношениям, говорил, выступая на заседании рабочей группы, руководитель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда .

Согласно новой концепции законопроекта, которую, по словам господина Тишкова , рабочая группа представит через месяц, в документе будут прописаны понятийный аппарат, механизм разграничения полномочий между федеральной, региональными и местными властями, система мониторинга этноконфессиональных отношений в субъектах РФ, политика государства в отношении малых и коренных народов, принципы этнологической экспертизы законопроектов. Российской нации, отметил он, будет посвящен, скорее всего, специальный раздел. "Соберем предложения членов рабочей группы к заседанию президиума президентского совета в апреле, тогда можно будет говорить о концепции", — отметил господин Тишков.

"Мы пока изучаем предложения экспертов", — подтвердил член рабочей группы, экс-министр по делам национальностей Владимир Зорин . Он считает название закона "Об основах госнацполитики в РФ" "одним из рабочих вариантов". Главное, по его мнению, "закрепить еще раз на законодательном уровне идеи стратегии госнацполитики, которые вошли в реальную жизнь" . Закон, считает господин Зорин, должен строиться на основе стратегии, в нем должны быть прописаны цели нацполитики: "упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа РФ (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного разнообразия народов; гармонизация межнациональных отношений; адаптация и интеграция мигрантов" . Господин Зорин уверен, что общество согласно с заявленными целями нацполитики, а дискуссии вокруг понятия "единая нация" носят политический характер.

Член комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации этноконфессиональных отношений протоиерей Всеволод Чаплин уверен, что "надо разблокировать дискуссии в обществе, загнанные под ковер, в том числе о российской нации" . Господин Чаплин предлагает "снять разделение между элитой и народами и начать в обществе открытую дискуссию по основным проблемам", одной из которых он считает вопрос о государствообразующей роли Русского народа. Решить его, по мнению господина Чаплина, можно, приняв два закона — о российской нации и о Русском народе.

Эксперт по национальным вопросам Магомед Омаров уверен, что нормальный закон о госнацполитике можно написать только на основе "всестороннего анализа существующих в стране межнациональных проблем": "Сейчас реальная ситуация неизвестна, нормальных социологических исследований нет, делаются только дежурные мониторинг и отчеты". Экспертное сообщество, по мнению Омарова, "не осмеливается сказать о реальных проблемах, не готово к откровенному разговору на эту тему с властью и обществом".

Zamir Usmanov/Russian Look/Global Look Press

В России не будет закона о единой российской нации. На первом заседании рабочей группы по подготовке его концепции было решено документ переименовать. Это связано с дискуссиями, которые вызвало в обществе прежнее название закона.

Например, в национальных республиках высказались «против», опасаясь, что российская нация станет нацией русских, а другие народы потеряют свою этничность. Казаки же, наоборот, потребовали учесть в законе «государствообразующую роль» русского народа, законодательно определить статус русских и даже принять федеральную программу по их поддержке. Церковь в свою очередь озаботилась судьбой «русского мира», в который она включает всех русских, в том числе живущих за рубежом, пишет «Коммерсантъ» .

Поэтому законопроект решено назвать «Об основах госнацполитики». «Так спокойнее. Оказалось, что общество не очень подготовлено к восприятию такого понятия, как единая нация, объединяющая все национальности , — пояснил экс-глава Миннаца Валерий Тишков. — Учитывая, что и президент предложил переложить стратегию госнацполитики на язык закона, мы решили изменить его название».

Новая концепция законопроекта будет готова через месяц. В ней российской нации будет посвящен, скорее всего, лишь специальный раздел.

Член рабочей группы, экс-министр по делам национальностей Владимир Зорин считает название закона «Об основах госнацполитики в РФ» одним из рабочих вариантов. По его мнению, главное «закрепить еще раз на законодательном уровне идеи стратегии госнацполитики, которые вошли в реальную жизнь». В законе должны быть прописаны цели нацполитики: «упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа РФ (российской нации); сохранение и развитие этнокультурного разнообразия народов; гармонизация межнациональных отношений; адаптация и интеграция мигрантов». Зорин уверен, что общество согласно с заявленными целями нацполитики, а дискуссии вокруг понятия «единая нация» носят политический характер.

Госдума приступила к разработке концепции закона о российской нации

Член комиссии Общественной палаты по гармонизации этноконфессиональных отношений протоиерей Всеволод Чаплин уверен, что «надо разблокировать дискуссии в обществе, загнанные под ковер, в том числе о российской нации». Он предлагает «снять разделение между элитой и народами и начать в обществе открытую дискуссию по основным проблемам», одной из которых он считает вопрос о государствообразующей роли русского народа. Решить его, по мнению Чаплина, можно, приняв сразу два закона — о российской нации и о русском народе.