Объективная сторона административного правонарушения представляет собой внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием (действием или бездействием), наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними .

Необходимо разграничивать понятия «объективная сторона правонарушения» и «объективная сторона состава правонарушения». Объективная сторона состава правонарушения - это юридическое суждение о внешних формах правонарушения, выраженное в нормативно-правовом акте и отражающее волю законодателя.

Анализируя объективную сторону состава административного правонарушения необходимо учитывать значительное многообразие проявления объективной стороны конкретных составов административных проступков. Любой административный проступок есть акт внешнего поведения человека. Административно-правовые нормы предусматривают взыскания за совершение запрещенных законом действий или, наоборот, за невыполнение лицом своих правовых обязанностей.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод о том, что обязательным необходимым признаком (элементом) объективной стороны состава административного правонарушения является деяние человека, которое может выражаться в действии или бездействии.

Действие (п. 1 ст. 2.1. КоАП) как признак объективной стороны - это противоправное общественно вредное проявление вовне социальной активности субъекта, которое влечет неблагоприятные изменения в объекте правовой охраны.

Бездействие (п. 1 ст. 2.1. КоАП) - это противоправное общественно вредное отсутствие проявления социальной активности субъекта, при условии, что он обязан был ее проявить, и имел для этого реальную возможность, влекущее неблагоприятные изменения в объекте правовой охраны.

Действие - представляет собой основу, вокруг которой группируются все иные черты объективной стороны правонарушения, а именно, способ, время, место, способ, орудие и средство совершения административного правонарушения. Это общие закономерности совершения правонарушения и являются общетеоретическими, а не отраслевыми понятиями. Объективная сторона правонарушения характеризуется вышеуказанными признаками, и в любой отрасли права они в той или иной степени учитываются в законодательных построениях правонарушений.

Время совершения (п/п 1 п. 1 ст. 6.2. ПИКоАП) правонарушения - это часть периода действия нормативно-правового акта, в который совершается правонарушение. Это определенный временной период, который закреплен в статье нормативно-правового акта .

Местом совершения (п/п 1 п. 1 ст. 6.2. ПИКоАП) правонарушения будет являться часть территории, на которую распространяет свое действие конкретный нормативно-правовой акт и на которой совершено правонарушение.

Повторность (ст. 2.5 КоАП) означает совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое оно уже было подвергнуто административному взысканию. Повторность предусмотрена многими статьями КоАП (п. 2 ст. 18.19 - управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления, п. 2 ст. 25.2 и др.). Она служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание.

Под неоднократностью административного проступка необходимо понимать совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей КоАП.

Длящимся (ст. 2.6. КоАП) административным правонарушением является длительное невыполнение требований правовой нормы в виде действия или бездействия. К такому роду правонарушений можно отнести хранение и ношение охотничьего огнестрельного ружья без соответствующего разрешения органов внутренних дел или с разрешением, но срок действия которого истек и др.

Кроме противоправного поведения и наступивших вредных последствий составной частью объективной стороны правонарушения, как было сказано выше, является и причинно-следственная связь между этим деянием и наступившими в результате его вредными последствиями. Если мы установим такую причинную связь, значит выявим обстоятельства появления вредных последствий, определим наступили ли они действительно в результате совершения противоправного деяния или по другим причинам, как данное деяние повлияло на величину этих негативных последствий и др.

Однако причинная связь между противоправным поведением и его последствиями в составе административного правонарушения не вызывает сомнений. Как правило, в ее установлении нет необходимости, так как наступившие вредные последствия не материальны и проявляются только в виде общественного вреда.

Если состав административного правонарушения не предусматривает наступления в результате его совершения какого-либо материального вредного последствия, то такой состав называется формальным.

В подавляющем большинстве случаев административные правонарушения имеют формальный состав (что нельзя сказать о преступлениях).

Некоторые нормы предусматривают ответственность лишь за совершение противоправного деяния не смотря на то, что никаких вредных последствий материального характера не наступило. Например, управление превышение водителем транспортного средства скорости движения (ст. 18.13 КоАП), управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством (ст. 18.19 КоАП) и др.

Помимо правонарушений с формальным составом законодательством об административных правонарушениях предусмотрено не малое количество и правонарушений с материальным составом. Этот состав обязательно включает в себя наступление вредных материальных последствий. Например, мелкое хищение имущества (ст. 10.5 КоАП) и др.

В правонарушениях с материальным составом причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями не всегда очевидна и требует установления. Например, факт наезда водителем транспортного средства на пешехода, который превысил установленную скорость движения, в результате чего последнему были причинены легкие телесные повреждения, сам по себе не означает наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.17 КоАП. Здесь требуется установление причинно-следственной связи между противоправным деянием и наступившими материальными последствиями.

Путем производства соответствующей экспертизы здесь должно быть выяснено имел ли возможность водитель автомобиля избежать наезда на пешехода, как участника дорожного движения. если бы он не превысил установленную скорость движения.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что от правильного установления признаков объективной стороны правонарушения зависит квалификация деяния, и следовательно, уровень законности в Республике Беларусь. Анализ судебных решений показывает, что значительное число постановлений по административным делам было отменено ввиду ошибок в установлении объективной стороны правонарушений .

Некоторые признаки объективной стороны правонарушения вызывают оживленные дискуссии на страницах юридической литературы и печати.

В связи с этим считаю, что своеобразным «судьей» в этом вопросе должна выступить теория государства и права, которая может выявить наиболее общие закономерности, характеризующие объективную сторону различных административных правонарушений, и разработать общую теорию объективной стороны правонарушения, которая могла быть применена во всех отраслях права.

Объективная сторона административного правонарушения неразрывно связана с субъектом правонарушения, о чем речь пойдет в следующем разделе настоящей работы.

Субъект правонарушения – правонарушитель (дееспособный индивид или организация). Понятие субъекта административ­ного проступка включает в себя совокупность признаков, кото­рые должно иметь лицо, чтобы совершенное им деяние было признано административным правонарушением . Эти признаки делятся на общие и специальные.

Общие признаки обязательны для субъекта любого админи­стративного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица .

В соответствии со ст. 4.3 КоАП административной ответ­ственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего воз­раста, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 дан­ной статьи.

Вменяемость лица – второй обязательный признак субъекта административного проступка – способность лица отдавать от­чет в своих действиях и руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины.

Статья 4.4 КоАП определяет, что лицо, которое во время со­вершения противоправного деяния находилось в состоянии не­вменяемости, не подлежит административной ответственности.

Невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критериями. Медицинский кри­терий предполагает наличие у лица хронической душевной бо­лезни, временного расстройства душевной деятельности, слабо­умия или иного психического заболевания.

Хронической душевной болезнью признается психическое заболевание, носящее затяжной, устойчивый характер (шизофре­ния, некоторые формы эпилепсии, прогрессивный паралич и др.). Временным расстройством душевной деятельности являет­ся психическое заболевание, проходящее в виде приступов (ост­рый алкогольный или интоксикозный психоз, так называемые реактивные состояния, патологический аффект и др.). Слабоумием (олигофренией) признается психическая болезнь, выражающаяся в нарушении нормальной психической деятель­ности. Психопатия является примером в ряду иных психических заболеваний .

Юридический критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания (иного болезненного состоя­ния) на способность лица осознавать совершаемые действия, ру­ководить ими. Таким образом, для признания лица невменяемым необхо­дима совокупность как медицинского, так и юридического кри­терия. Наличие душевного заболевания фатально не предопределя­ет невменяемости лица, им страдающего. Вопрос о невменяемо­сти такого лица решается применительно к конкретному совер­шенному им деянию.

Специальные признаки субъекта административного право­нарушения присущи лишь некоторым составам администра­тивных правонарушений, поэтому по отношению к общим признакам субъекта они могут рассматриваться как факультатив­ные. Так, нарушение правил по стандартизации и качеству про­дукции является правонарушением в случае, если их совершало должностное лицо, ответственное за выпуск продукции. Совер­шение того же деяния рабочим, техником, инженером-конструк­тором предприятия не образует состава правонарушения.

Ответственность за ненадлежащее отношение к воспитанию детей несут родители или лица, их заменяющие (опекуны, попе­чители). Уклонение иных родственников от воспитания несо­вершеннолетних не образует состава этого правонарушения. Следовательно, субъектами некоторых правонарушений могут быть не любые вменяемые лица, достигшие шестнадцати лет, а лишь те, кто обладает дополнительными специальными призна­ками.

Специальные признаки отражают либо особенности долж­ностного положения лица (должностное лицо; лицо, ответственное за соблюдение определенных правил), либо семейное положение (родители), либо иные особенности правового статуса лица, пря­мо указанные в правовой норме, формулирующей состав адми­нистративного проступка (военнообязанные, иностранные граж­дане, лица, состоящие под превентивным надзором, и др.).

Юридическое значение состава административного правона­рушения заключается в том, что установление в деянии лица всех его признаков дает основание констатировать совершение лицом конкретного вида административного проступка и по­зволяет осуществить правовую оценку (квалификацию) содеян­ного.

Субъективная сторона правонарушения характеризует внут­реннее, психическое отношение правонарушителя к противоправ­ному деянию и его последствиям.

Обязательный признак субъективной стороны администра­тивного проступка – вина – психическое отношение лица к сво­им деяниям и их последствиям, которое может проявляться в формах умысла или неосторожности. Формы вины различаются соотношением интеллектуальных и волевых моментов, харак­теризующих внутреннее отношение лица к содеянному и его последствиям.

Интеллектуальные критерии отражают процессы, происхо­дящие в сфере сознания правонарушителя, – понимание обще­ственной опасности совершенного деяния и предвидение его опас­ных последствий. Волевой критерий характеризует состояние воли лица – его желание (или предвидение) наступления указанных послед­ствий.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправ­ный характер своего деяния, предвидело его вредные послед­ствия, желало их или сознательно допускало их наступление.

Таким образом, умысел характеризуется осознанием харак­тера совершенного деяния, предвидением его вредных послед­ствий и желанием их наступления (прямой умысел) или созна­тельным допущением этих последствий (косвенный умысел).

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело воз­можность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их пре­дотвращение либо не предвидело возможности наступления та­ких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В отличие от умысла волевой признак неосторожной фор­мы вины характеризуется не желанием (или допущением) вред­ных последствий, а, напротив, надеждой на их предотвращение. В теории права она именуется самонадеянностью.

Так, водитель автомашины А. выехал на автомобиле с неис­правной тормозной системой. Рассчитывая на свое профессио­нальное мастерство и учитывая хорошие дорожные условия, А. предполагал, что сумеет предотвратить дорожно-транспорт­ное происшествие. Однако его расчет оказался легкомысленным и при резком торможении впереди идущей автомашины А. не сумел остановить свой автомобиль, в результате чего произош­ло столкновение транспортных средств.

Другой формой неосторожности является небрежность. В этом случае лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть исходя из жизненного опыта или профессиональ­ного положения. Возможность предвидения таких последствий основывается на оценке реальной обстановки, в которой дей­ствовало лицо.

Административному праву известны составы, как с умыш­ленной, так и с неосторожной формой вины. Причем многим административным проступкам свойственны обе формы. Пре­вышение водителем скорости движения оценивается законода­телем как административное правонарушение, независимо от того, умышленно или по неосторожности превышена скорость.

Для одних составов характерна только умышленная форма вины (мелкое хулиганство), для других – только неосторожная (утрата паспорта в результате его небрежного хранения).

Факультативными признаками субъективной стороны со­става административного правонарушения являются: цель, т.е. существующее в сознании правонарушителя представление о ценности или интересе, которые он желает получить, совершая правонарушение, и мотив.

16.1. Понятие и признаки административного правонарушения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за кᴏᴛᴏᴩое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность - указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за кᴏᴛᴏᴩые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение)

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, оϲʙᴏбождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

16.2. Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

  1. объект административного правонарушения;
  2. объективная сторона административного правонарушения;
  3. субъект административного правонарушения;
  4. субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит по сути в том, что он будет основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный)

По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некᴏᴛᴏᴩых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины)

Учитывая зависимость от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий)

16.3. Объект административного правонарушения

Объектом административного правонарушения будут общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Значение объекта административного правонарушения:

  1. определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;
  2. в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;
  3. определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда.

Виды объектов административного правонарушения:

  1. общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);
  2. родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);
  3. видовой объект (определенная группа общественных отношений, кᴏᴛᴏᴩые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);
  4. непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, кᴏᴛᴏᴩым причиняется ущерб данным правонарушением);
  5. дополнительный объект (общественные отношения, кᴏᴛᴏᴩым причиняется ущерб правонарушением, но кᴏᴛᴏᴩые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);
  6. факультативный объект (общественные отношения, кᴏᴛᴏᴩым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен)

Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на кᴏᴛᴏᴩые правонарушитель причиняет вред ϶ᴛᴏму отношению.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

  1. объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;
  2. предмет будет факультативным элементом объекта;
  3. объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении)

16.4. Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение кᴏᴛᴏᴩого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем)

Противоправное деяние - ϶ᴛᴏ сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие - ϶ᴛᴏ общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие - противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в ϲʙᴏей совокупности единое правонарушение)

Общественно вредные последствия - негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

Учитывая зависимость от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь - ϶ᴛᴏ объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при кᴏᴛᴏᴩой данное деяние определяет появление данного последствия.

16.5. Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью)

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты - физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость - способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер ϲʙᴏего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан)

Важно заметить, что одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица - организации, кᴏᴛᴏᴩые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по ϲʙᴏим обязательствам данным имуществом, могут от ϲʙᴏего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы ᴏᴛʜᴏϲᴙтся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к кᴏᴛᴏᴩому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с кᴏᴛᴏᴩыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.

16.6. Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения ϶ᴛᴏ психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель)

Вина - ϶ᴛᴏ сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер ϲʙᴏего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично)

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий ϲʙᴏего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть)

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение кᴏᴛᴏᴩых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не оϲʙᴏбождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не оϲʙᴏбождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Цель - предполагаемый результат, к кᴏᴛᴏᴩому стремится виновный; желаемые последствия, кᴏᴛᴏᴩые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив - осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Цели и мотивы правонарушений подлежат:

  • доказыванию по делу об административном правонарушении;
  • учету при определении меры и вида административной ответственности;
  • анализу при изучении причин совершения правонарушения.

16.7. Виды административных правонарушений

Учитывая зависимость от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.

В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.

Учитывая зависимость от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.

Учитывая зависимость от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.

Учитывая зависимость от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.

Учитывая зависимость от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Объект и

Введение

1. Объект административного правонарушения

2. Объективная сторона административного правонарушения

3. Управление культурой

5. Срок рассмотрения обращений

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Деятельность человека состоит из поступков. Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в котором проявляются различные качества личности, как хорошие, так и дурные, отношение к проблемам действительности, к окружающим людям. Всякий поступок влечет за собой неизбежные результаты: изменения в отношениях людей, в их сознании, он также влечет последствия и для самого действующего лица. Поступок всегда связан с определенной ответственностью человека за свои действия.

Все правонарушения общественно вредны (общественно опасны), поэтому они запрещены нормами права и обеспечены мерами государственного принуждения, ответственности. Между тем, характер и степень их вредности не одинаковы. В связи с этим различают преступления, административные правонарушения, дисциплинарные проступки и т.д. Таким образом, административные правонарушения представляют собой разновидность правонарушений вообще. Далеко не каждый человек имеет полное представление о правомерности своих действий. Один руководствуется здравым смыслом, второй действует интуитивно, третий просто подавляет свои желания. Придерживаясь такой политики, и первый, и второй, и третий в равной степени может преступить закон, даже не подозревая об этом, впоследствии понеся за свое правонарушение юридическую ответственность. Состав административного правонарушения - совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

Объект административного правонарушения;

Объективная сторона административного правонарушения;

Субъект административного правонарушения;

Субъективная сторона административного правонарушения.

1. Объект административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Значение объекта административного правонарушения:

Определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;

В значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;

Определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда.

Виды объектов административного правонарушения:

Общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);

Родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);

Видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);

Непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);

Дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);

Факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

Предмет административного правонарушения - элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

Объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;

Предмет является факультативным элементом объекта;

Объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).

2. Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы:

Время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия);

Место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия);

Способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения);

Признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние - это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие - это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие - противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Деяние может быть:

Однократным (имеет место единственное деяние),

Собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний),

Длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания),

Продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).

Общественно вредные последствия - негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия:

Материальные;

Нематериальные

Причинно-следственная связь - это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

3 . Управление культурой

Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления.

Новые модели регионального управления только начинают формироваться и особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на поиск оптимальных путей регионального развития в сфере культуры.

4 . Содержание и структура управления культурой

Управления культурой включает в себя :

1) Организацию и популяризацию высокоидейных, высокохудожественных произведений искусства

2) пропаганда достижений культуры

3) повышение культурного уровня граждан

4) Охрана произведений искусства и памятников архитектуры

5) руководство организациями, учреждениями культуры и др.

Нормативное обеспечение управления в сфере культуры :

1) Конституция РБ

* Закон «о культуре РБ» 1991г.

* Закон «об охране историко-культурного наследия» 1992г.

Согласно закону о культуре, предусмотрены следующие юридические формы организации учреждений культуры: театры, студии, художественные мастерские, кинотеатры, выставочные залы и т.д.

Структура управления в области культуры :

1) республиканский уровень

Основным республиканским отраслевым органом управления в данной сфере является министерство культуры. Компетенция:

* охрана историко-культурных ценностей

* изучение историко-культурного наследия

* контроль за исполнением законодательства в сфере культуры

В сфере культуры определенная часть управленческой деятельности осуществляется и другим республиканским органом - министерством информации. Его основное направление деятельности - госуправление в области издательского дела, печати, СМИ.

2) местный уровень

* управление культуры облисполкомов

* отделы культуры горисполкомов и райисполкомов

Низовым звеном системы управления в области культуры является администрация учреждений культуры (администрация театров, музеев и т.д.)

5. Срок рассмотрения обращений

Министерство культуры анализирует состояние и прогнозирует тенденции развития в сфере культуры, готовит предложения о приоритетных направлениях ее государственной поддержки; утверждает штаты и нормативы численности работников организаций культуры, финансируемых из бюджета; разрабатывает и в установленном порядке вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения о ставках авторского вознаграждения за произведения изобразительного искусства и киноискусства, литературные, драматические и музыкальные произведения для публичного исполнения.

Министерство культуры обеспечивает эффективное использование капитальных вложений, выделяемых из республиканского бюджета; разрабатывает отраслевые программы по энергосбережению, нормам расхода энергоресурсов, внедрению энергосберегающих технологий и оборудования; в установленном порядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского бюджета в пределах сметы на очередной финансовый (бюджетный) год.

Министерство культуры имеет право запрашивать у республиканских и местных исполнительных и распорядительных органов государственного управления, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию; принимать участие в создании фондов, ассоциаций для поддержки культуры и искусства; учреждать в установленном порядке средства массовой информации по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства культуры.

Срок рассмотрения обращений может быть продлен:

А) на 15 дней с уведомлением граждан

Б) на 1 месяц с одновременным уведомлением об этом граждан

В) срок не может быть продлен

Г) на 2 месяца

Д) на 3 месяца при согласии граждан

Ответ: Б) на 1 месяц с одновременным уведомлением об этом граждан

При совершении одним лицом двух и более административных правонарушений административное взыскание налагается по следующему правилу:

A) налагается за наиболее тяжкое правонарушение

Б) санкция статьи, за которую предусмотрено более суровое наказание поглощает другую

В) взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности

Г) взыскания суммируются

Д) налагается за наименее тяжкое правонарушение

Ответ: В) взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности

Определение "Линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая пределы государственной территории Республики Беларусь" относится к понятию

A) пограничной полосы

Б) государственной границы

В) воздушного пространств а

Г) масштабы государства

Д) пограничной линии

Ответ: Б) государственной границы

Дайте определение следующих терминов: объективная сторона, ничтожные акты управления, лишение права заниматься определенной деятельностью.

Объективная сторона - это один из элементов состава преступления, включающий в себя признаки, характеризующие внешнее проявление преступления в реальной действительности, доступное для наблюдения и изучения. Объективная сторона преступления может также определяться как «процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны с точки зрения последовательного развития тех или иных событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчиваются наступлением преступного результата.

Ничтожные акты управления - это неправомерные акты, юридическая несостоятельность которых настолько очевидна, что они не могут подлежать исполнению, пороки таких актов не могут быть устранены (например, предписания руководителя, подчиненному главному бухгалтеру совершать финансовые операции, противоречащие закону). Подобные акты не порождают юридических последствий. Подчиненные не только не вправе их исполнять, но и несут всю полноту ответственности в случае их исполнения.

Лишение права заниматься определенной деятельностью - вид уголовного наказания, заключающийся в ограничениях по службе или в запрете заниматься профессиональной или иной деятельностью.

государственный административный правонарушение обращение

Заключение

Санкция, как и норма права в целом, представляет собой результат правотворческой деятельности государственного органа, тогда как правонарушение - акт деятельности гражданина и иных лиц. Бесспорно, без соответствующей нормы права и ее санкций, правонарушение не может существовать, но это обстоятельство не означает того, что в конкретное деяние человека или организации нужно включать нечто чуждое, не присущее ему, стоящее над ним. Иначе нарушается один из основных принципов научного познания, требующий рассматривать предметы и явления такими, какими они существуют реально, без приписывания не присущих им качеств и элементов.

Список используемо й литературы

1. Административно-процессуальный кодекс РБ.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными на референдумах 1996 г. и 2004 г.)

3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях 21 апреля 2003 № 194-3.

4. Кудрявцев В.Н. Причины правонарушений.- М.,1986. - 256 с.

5. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. - М., 1985. - 305 с.

6. Словарь административного права. - М., 1999. - 329 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Объект и субъект, объективная и субъективная сторона административного правонарушения. Наличие состава правонарушения как необходимое основание для всех видов юридической ответственности. Характеристика элементов состава административного правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2010

    Определение административного правонарушения. Способы совершения правонарушения. Принцип вменяемости виновного субъекта административного правонарушения. Основа классификации административных правонарушений. Условия привлечения к ответственности.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    Состав, признаки и элементы административного правонарушения. Противоправность, виновность и наказуемость деяния. Признаки, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением. Объект административного правонарушения.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2013

    Административное правонарушение и основание для привлечения к административной ответственности. Характеристика юридического состава административного правонарушения. Объективная и субъективная стороны правонарушения. Система административных наказаний.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2010

    контрольная работа , добавлен 05.12.2008

    Понятие административного правонарушения. Антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость деяния как конститутивные признаки проступка. Юридический состав правонарушения: объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2014

    Понятие административного правонарушения, его юридический состав. Противоправность, виновность и наказуемость как основные признаки административного правонарушения. Проблема закрепления в законодательстве понятия состава административного правонарушения.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2011

    Признаки административного правонарушения. Рассмотрение состава административного правонарушения, его объекта и субъекта, объективной и субъективной сторон. Социально-правовая сущность административного правонарушения, степени общественной опасности.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2009

    Общая характеристика и основные признаки административного правонарушения, подходы к его пониманию. Соотношение административного правонарушения с иными сферами правового регулирования, анализ элементов его состава, объективной и субъективной стороны.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2015

    Элементы экологического правонарушения: объект, объективная сторона, субъективнаясторона, субъект. экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы.

УДК 342.924

Букша Наталья Юрьевна

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации [email protected]

Субъективная сторона

административного правонарушения

Natalia Ju. Buksha

candidate of law, Deputy Head of the department of special disciplines Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [email protected]

The subjective side of

an administrative offense

Аннотация. Настоящая статья освещает проблему определения главного признака субъективной стороны административного правонарушения - вины. Закон определяет неосторожную вину как отношение к наступлению последствий. Автор высказывает мнение, что по неосторожности могут быть совершены только административные правонарушения с материальным составом. Умышленно могут совершаться административные правонарушения как с материальным, так и с формальным составом.

Ключевые слова: административная ответственность; презумпция невиновности; обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении; виновность; состав административного правонарушения; субъективная сторона административного правонарушения; вина; формы вины; умысел; неосторожность.

Annotation. This article highlights the problem of defining the main feature of the subjective side of an administrative offense - guilt. The law defines reckless guilt as the ratio of the offensive consequences. The author opines that through negligence can be committed only administrative violations with the material composition. Deliberately can be committed administrative offenses with both the material and the formal composition.

Keywords: administrative responsibility; presumption of innocence; the circumstances to be clarified in the case of an administrative offense; guilt; an administrative offense; the subjective side of an administrative offense; wine; form of guilt; intent; negligence.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие

(бездействие) физического или юридического ли,

административных правонарушениях (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, совершившее административное правона-,

выяснению по каждому делу об административном правонарушении наряду с другими обстоятельствами, предусмотренными статьей 26.1 КоАП РФ.

Постулат древнего римского права гласит: «Нет преступления, нет наказания без вины» (Nullum crimen, nulla poena sine culpa), то есть, если применить этот принцип к административной ответственности, «без вины нет ответственности».

Презумпция невиновности - конституционный,

статье 49 Конституции Российской Федерации.

ны правонарушителя, а именно, трудности в определении формы вины.

Субъективная сторона административного правонарушения, как известно, характеризует внутреннее психическое отношение лица к совершаемому деянию (действию или бездействию) и его

последствиям (если они предусмотрены в за).

ное отношение лица к содеянному. Вина существует в двух формах: в форме умысла или в. -

детельствует, что оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности .

Правильное применение нормы, предусматривающей юридическую квалификацию содеянного, означает, что уполномоченные органы и, -

изводство по делу об административном правонарушении, должны совершенно точно установить объективные и субъективные признаки состава административного правонарушения.

Установление объекта и объективной стороны правонарушения позволяет доказать наличие события правонарушения. Для доказывания виновности лица в совершении правонарушения правоприменитель должен правильно определить форму вины.

В статье 2.2 КоАП РФ законодатель определяет две формы вины: умышленную и неосторожную.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Умысел - наиболее распространенная форма вины. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает

ственно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий и хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Умышленно могут совершаться административные правонарушения как с материальным, так и с формальным составом. В административных правонарушениях с формальными составами допускается только прямой умысел, причем его интеллектуальный момент заключается в осознании лицом фактического характера своего общественно опасного деяния, а волевой - в желании его совершения. Сам факт теоретического допущения косвенного умысла по отношению к деянию противоречит презумпции неви-,

собственного деяния под сомнение ставится свободная воля субъекта. В КоАП РФ подавляющее большинство составов правонарушений с

Практического значения деление умысла на прямой и косвенный умысел в процессе квалификации административных правонарушений не имеет.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (), -

ваний самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Полагаем, что деяние, совершенное по неосто-

прямо предусмотрена в статье Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ об админи-

Обращаем внимание на то, что закон определяет

неосторожную вину как отношение лица к наступ-

себе не является предметом правовой оценки. Соответственно неосторожная вина допускается только при совершении административных правонарушений с материальным составом.

В подтверждение этого положения приведем, -

бенной части КоАП РФ, в которых присутствует специальное указание на неосторожную форму

вины. Например, часть вторая статьи 12.30 КоАП

за «нарушение Правил дорожного движения пе-

или иным участником дорожного движения (за

повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего». Статья 19.16 КоАП РФ содержит описание противоправного поведения двух видов: «умышленное уничтожение или порча доку,

та, удостоверяющего личность гражданина (пас), -

В связи с этим необходимо заметить, что в комментариях к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях встречается точка зрения, что одно и то же административное правонарушение может быть совершено « , » , что может быть, когда «субъективная - -

ности» , а также «субъективная сторона характеризуется как умыслом, так и неосторожностью» .

С приведенными мнениями нельзя согласиться, так как такое понимание закона не только противоречит его «букве», но и порождает настоящий хаос при применении соответствующих норм, в которых специально не указано субъективное отношение виновного к наступившим последствиям .

Признание возможности совершения одного и того же административного правонарушения как с

умыслом, так и по неосторожности делает совер-, -

осторожные административные правонарушения ().

По нашему мнению, неопределенность в отношении установления формы вины, обязательного признака состава того или иного администра-

что такого практического значения, как при ква-

нии уголовного наказания, форма вины (а тем более, вид вины) при квалификации административного правонарушения не имеет. Кроме

описании состава административного правонарушения содержат указание на конкретную фор-() .

к административной ответственности следует применять юридические термины принципиально и в строгом соответствии с описанием в законе. При этом еще раз подчеркнем, что, по нашему мнению,

Литература:

1. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Стари-лов. М. : Норма, 2007. 816 с.

2. -ции об административных правонарушениях / под ред. АЛ. Гуляева, Л.Л. Попова. М. : Экзамен, 2006. 895 .

ции об административных правонарушениях (по) / . . . . ,

системы Гарант, 2010. base.garant.ru.

учебно-праетическое пособие: учебник для сту-

«Юриспруденция» / под общ. ред. А. И. Бастры-кина; под науч. ред. А.В. Наумова. М. : Волтерс, 2007. 808 .

по неосторожности могут быть совершены только административные правонарушения с материальным составом. Умышленно могут совершаться административные правонарушения как с материальным, так и с формальным составом.

1. Bachrach D.N. Administrative law: the textbook / D.N. Bachrach, B.V. Rossinsky, Y.N. Starilov. M. : Norma, 2007. 816 p.

2. Commentary on the Russian Federation Code of Administrative Offences / ed. A.P. Gulyaev, L.L. Popova. M. : Examination, 2006. 895 p.

3. Commentary on the Code of Administrative Offences (itemized) / ed. N.G. Salishcheva. Prospectus 2009.

4. Guev A.N. Commentary on the Code of Administrative Offences. Especially for the guarantee system, 2010. base.garant.ru.

5. Criminal Law of Russia. Practical Course: Ucheb. Benefit: Proc. for students enrolled in the specialty «Jurisprudence» / pod Society. Ed. A.I. Bastrykin; under the scientific; Ed. A.V. Naumova. M. : Wolters Kluwer, 2007. 808 p.