Вопрос: Являются ли сети электроснабжения (сооружение электроэнергетики) недвижимым имуществом, вещные права на которое подлежат государственной регистрации?
Ответ: В силу п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
Исходя из п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.12.2007 N А06-1527/07 из анализа представленных суду документов пришел к выводу, что объект "Линия электропередачи 10 кВ" конструктивно прочно связан с землей и его перемещение без несоразмерного ущерба назначению объекта невозможно. При этом суд отметил, что данные выводы подтверждаются письмом регистрирующего органа по субъекту РФ, согласно которому в настоящее время на территории субъекта РФ проводится государственная регистрация прав на линии электропередач как на линейные объекты недвижимости.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 28.07.2008 N Ф04-3973/2008(7431-А45-15) указал, что сети электроснабжения КЛ-0,4 кВт - объект капитального строительства, признаваемый в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 и Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, сооружением электроэнергетики. Как отметил суд, данный объект прочно связан с землей, состоит на учете в органах по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, следовательно, данный объект является недвижимым имуществом.
Таким образом, учитывая судебную практику, приходим к выводу, что сети электроснабжения (сооружение электроэнергетики) являются недвижимым имуществом, вещные права на которое подлежат государственной регистрации, если данный объект прочно связан с землей.
Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
15.10.2009

Объекты электроэнергетики

"...объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе ;..."

Источник:

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 29.06.2012) "Об электроэнергетике"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Объекты электроэнергетики" в других словарях:

    объекты электроэнергетики - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.… … Справочник технического переводчика

    ОБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ - имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства … Юридическая энциклопедия

    объекты электроэнергетики - 3.1.19 объекты электроэнергетики: Имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе… …

    Объекты электроэнергетики - – имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства.… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

    ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ ОБЪЕКТЫ - ОБЪЕКТЫ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ … Юридическая энциклопедия

    объекты - 3.7. объекты: Отбракованные, устаревшие и/или списанные изделия (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Источник: ГОСТ 30773 2001: Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    9) объекты топливно энергетического комплекса (далее также объекты) объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты… … Официальная терминология

    объекты диспетчеризации диспетчерского центра - 3.29 объекты диспетчеризации диспетчерского центра: перечень объектов электроэнергетики, в отношении которых этот диспетчерский центр осуществляет диспетчерское ведение или диспетчерское управление; диспетчерский центр включает в перечень… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Линейные объекты - специфические объекты недвижимого имущества, являющиеся сложными и неделимыми недвижимыми вещами, такие как линии электропередачи, линейно кабельные сооружения связи, трубопроводы (нефтепроводы и газопроводы); не относятся к линейным сооружениям… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    СТО 70238424.29.240.01.003-2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия предоставления продукции. Нормы и требования - Терминология СТО 70238424.29.240.01.003 2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия предоставления продукции. Нормы и требования: 3.1.1 аварийный режим работы: Переходный режим работы энергосистемы, характеризующийся повреждением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Электрическая энергия и мощность как особые объекты гражданского оборота: вопросы теории и практики

С. В. Матиящук

Изменение экономических отношений в рамках Единой энергетической системы страны с неизбежностью влечет и необходимость в разработке новых, адекватных социально-экономическим отношениям, юридических конструкций и моделей. В последние годы принят ряд нормативных правовых актов, которые упорядочивают отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности). Однако многие из них имеют недостатки как юридико-технического, так и концептуального характера. Для правильной квалификации отношений, складывающихся по поводу обращения электрической энергии и мощности на оптовом рынке страны, прежде всего необходимо раскрыть гражданско-правовые понятия электрической энергии и мощности, а также определить их место в системе объектов гражданских прав.

Что касается электрической энергии, то в общепринятом понимании электрическую энергию отождествляют с электрическим током, под которым в физике признается процесс, представляющий собой движение материи (заряженных частиц: электронов, ионов и др.). С точки зрения принадлежности электрической энергии к тому или иному виду объектов гражданских прав ее определяют по-разному, но все существующие подходы можно в целом свести к четырем основным теориям: вещной, обязательственной, смешанной и автономной.

Матиящук Светлана Владимировна -

доцент кафедры гражданского права СибУПК, кандидат юридических наук.

Сторонники вещной теории рассматривают электроэнергию как вещь (товар), обладающую квалифицирующими признаками, что соответствует формулировкам ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и перечню постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертифика-ции»1.

В обязательственной теории делается акцент на том, что электрическая энергия не является имуществом и под электрической энергией подразумевается определенные действия (деятельность), которые по своей гражданско-правовой природе относятся к числу услуг либо работ2 . В обоснование данной позиции исследователи справедливо ссылаются на такие свойства электрической энергии, как неосязаемость; неотделимость от источника и средств передачи (генератора и электросетей); синхронность и неразрывность процесса производства, передачи и потребления; несохраняемость. При этом нельзя не учитывать и другое, а именно то, что физические свойства того или иного объекта гражданских прав не имеют для гражданского права значения, поскольку смысл категории объектов гражданских прав заклю-

1 СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3899.

2 См., например: Агарков М. М. Подряд: (Текст и комментарии к ст. 220-235 ГК РФ). М., 1924. С. 13; Нестолий В. Г. Договор энергоснабжения - самостоятельный институт российского гражданского права // Сиб. юрид. вестн. 2003. № 3. С. 43.

чается в установлении для них определенного правового режима, т. е. возможности совершения с ними определенных сделок3.

Сущность смешанной теории заключается в признании за электрической энергией статуса «смешанного объекта», содержащего элементы как объекта вещных прав, так и элементы объекта обязательственных прав. Авторы данной теории предлагают определять электроэнергию как вещь, лишенную материального субстрата, и относят ее к категории «бестелесного имущества»4.

Сторонники автономной теории рассматривают энергию как явление, имеющее самостоятельную правовую природу. Они делают выводы о том, что электроэнергия является особым объектом гражданских прав5, а также особым видом имущества6.

Подход к определению электрической энергии как вещи (товара) сформировался сравнительно недавно под влиянием практики торгового оборота, прежде всего в свете проводимых реформ, направленных

3 Гражданское право: учеб.: В 2 т. / Отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. Т. 1. С. 294-295.

4 См., например: Жанэ А. Субъективный состав договора энергоснабжения // ЭЖ-Юрист. 2003. № 2. С. 7; Мурзин Д. В. Ценные бумаги - бестелесные вещи: Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. М., 1998. С. 67-68.

5 См., например: Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии // Хоз-во и право. 2005. № 3. С. 36, 43; Свирков С. А. Структура договорных связей по снабжению электрической энергией: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 15.

6 См., например: Лапач В. А. Система объектов гражданских прав. СПб., 2002. С. 311-

312; Осипчук Е. Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке

на «искусственное», т. е. отличное от технологии процесса, разделение субъектов электроэнергетики по видам деятельности (генерацию, передачу, распределение и сбыт энергии). Очевидно, что электрическая энергия представляет собой ценность, которая способна выступать в качестве предмета возмездных сделок. При этом возникают сомнения в юридической природе этого феномена, не вписывающегося в число объектов прав, известных гражданскому праву. Объясняется это прежде всего характером тех отношений, в рамках которых электрическая энергия возникает. Так, правовая охрана этого объекта гражданского права не может осуществляться с помощью тех же способов, что и охрана вещей. Кроме того, в науке гражданского права остается дискуссионным вопрос об отнесении электрической энергии к объектам права собственности. Интересно отметить, что это дискуссия возникла уже в начале прошлого столетия. Так, в Швейцарском гражданском уложении 1907 г. электроэнергия признавалась объектом права собственности, а на этот специфический объект распространялся правовой режим, устанавливаемый для движимого имущества. В отличие от такого подхода зарубежного законодателя, И. М. Тютрюмов считал, что объектом права собственности могут признаваться лишь материальные предметы - вещи. Невещественные блага, например электрическая энергия, не могут относиться к объектам права собственности, поскольку владение, являющееся одним из существенных правомочий права собственности, едва ли возможно по отношению к электро-энергии7.

Объяснить сущность отношений, складывающихся по поводу обращения электрической энергии, можно лишь обратившись к рассмотре-

7 Тютрюмов И. М. Гражданское право. Юрьев, 1922. С. 132.

нию не только права собственности, под которым согласно классическому подходу понимается наиболее полное господство лица над вещью8 , но и к экономической природе этих отношений. Как известно, гражданское право создает правовую базу экономических отношений, в том числе и в сфере электроэнергетики. И как следствие, именно экономический признак должен быть положен в основу отнесения электрической энергии к той или иной группе объектов гражданских прав. Объектом отношений по снабжению электрической энергией выступает самостоятельное экономическое благо, и есть основания для признания этого материального блага особым видом имущества. Реформирование энергетического комплекса России диктует необходимость отнесения электрической энергии к категории достаточно близкой по сути к вещам. Между тем электрическая энергия обладает особыми технологическими свойствами, отличающими ее от других объектов гражданских прав. Поскольку электрическая энергия технологически неразрывно связана с иными объектами (генераторами, трансформаторами, воздушными и кабельными линиями электропередачи, которые вместе с электрическими подстанциями образуют электросети), выполняющими опосредующие функции, то для нее необходим особый правовой режим, который с учетом требований экономических преобразований должен определяться по модели вещных прав. Следовательно, для электроэнергии должен устанавливаться правовой режим вещных прав с учетом особенностей, обусловленных спецификой технологии процесса ее производства и передачи. Таким образом, появление сегодня на оптово-розничных рынках электроэнергии и точек ее поставки свидетельству-

8 Кулагин М. И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. М., 2004. С. 253.

ет о необходимости четкой регламентации перехода такой ценности, как электрическая энергия, из имущественной сферы одного лица в имущественную сферу другого.

Как известно, оптовым рынком электрической энергии (мощности) России признается сфера обращения электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы страны, которая представляет собой совокупность производственных объектов, связанных единым процессом производства и передачи электроэнергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления. При этом из самого названия данного рынка видно, что сферой его обращения признается не только электрическая энергия как таковая, но и сопряженная с ней физическая величина - мощность. Интересно обратить внимание на то, что мощность является товаром только оптового рынка электроэнергии России. Это прежде всего объясняется тем, что обращение электроэнергии на этом рынке имеет ряд технологических особенностей, которые несвойственны функционированию производственных объектов электроэнергетики вне рамок данной системы (т. е. на розничных рынках электроэнергии). Одной из главных особенностей Единой энергетической системы являются перетоки электроэнергии из одной энергосистемы в другую. И как следствие, только на оптовом рынке возникает вопрос о правовой природе отношений, вызываемых обращением особого товара - мощности.

Согласно п. 36 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643 (в ред. от 31 июня 2006 г.)9, под генерирующей мощностью понимается особый товар, покупка которо-

9 СЗ РФ. 2003. № 44. Ст. 4312; СЗ РФ. 2006. № 36. Ст. 3835.

го предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке электроэнергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника. Выяснения точного содержания данного термина очень важно для правильной квалификации отношений, связанных с обращение особого товара - мощности. Федеральный закон «Об электроэнергетике» выделяет такие понятия, как «установленная генерирующая мощность», «максимально доступная мощность» и «рабочая генерирующая мощность». Для анализа этих понятий прежде всего необходимо обратиться к рассмотрению технологических особенностей построения и функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности) России.

К основным причинам формирования Единой энергетической системы страны, созданной еще в середине XX в., можно отнести следующие:

Во-первых, производство электрической энергии в отдельных регионах нашей страны обходилось чрезмерно дорого, поэтому экономически более целесообразным было не развивать местную генерацию, а использовать мощности соседних регионов. И как следствие, при проектировании и строительстве объектов Единой энергетической системы в основу принимаемых решений закладывались инженерные расчеты, которые исходили из минимизации затрат на производство и передачу электроэнергии в целом по стране.

Во-вторых, наша страна размещена в нескольких часовых поясах, поэтому одни и те же электростанции могут последовательно обслуживать различные регионы в нескольких часовых поясах по мере смены в них дня и ночи. Такая организация отрасли позволяла покры-

вать пиковые потребности в потреблении электрической энергии в одном регионе за счет высвободившихся мощностей в другом. Кроме того, такая организация отрасли позволяла также обеспечить высокую надежность электроснабжения всех потребителей благодаря возможности параллельной работы электростанций. Например, выход из строя какой-либо станции не приводил к перерыву снабжения потребителей электроэнергией, поскольку Единая энергетическая система позволяла использовать мощности соседних областей. Более того, такая «взаимопомощь» электростанций создавала предпосылки для взаимной компенсации непредвиденных отклонений потребляемой энергии отдельных регионов, а также создавала необходимые условия для проведения в системе ремонтных работ без ущерба для потребителей.

В целях обеспечения необходимого уровня надежности Единой энергосистемы страны необходимо забронировать такой резерв «стратегической» мощности, который превышал бы объем пиковых нагрузок потребителей энергетической системы (по оценкам, это величина должна быть не менее 20%10). Например, в случае аварии на какой-либо электростанции использование резерва генерирующих мощностей соседних регионов позволит обеспечить бесперебойное снабжения потребителей энергией. Очевидно, что чем выше показатели объема резерва мощности, тем лучше обеспечивается надежное и бесперебойное снабжение потребителей электроэнергией. Таким образом, резерв генерирующих мощностей оказывает решающее влияние на надежность и бесперебойность работы Единой энергетической системы страны, и поэтому с учетом технологических особенностей функционирования этой системы его необходимо рассматривать, с

10 Тукенов А. А. Рынок электроэнергии: от монополии к конкуренции. М., 2005. С. 38.

одной стороны, как фактор препятствующий формированию конкурентных отношений, но с другой - в качестве фактора, обеспечивающего бесперебойное и надежное электроснабжение.

Кроме того, практически ни одна из тепловых и атомных электростанций Единой энергетической системы России не осуществляет полноценного регулирования частоты как одного из основных показателей качества электрической энергии. Особенностью объединенных энергосистем является наличие транзитных линий электропередачи, которые, как правило, имеют ограниченную пропускную способность по сравнению с установленной мощностью энергосистем. Поскольку даже небольшие изменения частоты в энергосистемах могут вызвать существенное отклонение показателей качества и надежности электроснабжения, постольку, кроме регулирования частоты, необходимо регулировать и передачу электрической энергии от одной энергосистемы к другой. Эти функции в пределах Единой энергетической системы страны выполняют отдельные электростанции, при этом их постоянное участие в регулировании данных процессов сопряжено с дополнительными расходами на обеспечение диапазонов автоматического регулирования технологической автоматики котлов, реакторов и гидроагрегатов. Для таких электростанций - поставщиков мощности на оптовый рынок - предусмотрено возмещение условно постоянных затрат, связанных с участием в регулировании частоты электрического тока и обеспечении готовности генерирующего оборудования к производству электроэнергии в сфере Единой энергетической системы страны.

Как отмечают специалисты, основная задача рынка мощности заключается в обеспечении наличия в рамках Единой энергетической системы России такого количества

действующих генерирующих мощностей, которое достаточно для покрытия спроса на электрическую энергию в системе в любое время с соответствующими параметрами надежности и качества (включая резервы генерирующих мощностей). Очевидно, что мощность по своему экономическому значению несомненно является товаром, т. е. объектом менового оборота.

В правоприменительной практике нередко возникает вопрос: относится ли мощность к количественной или качественной характеристики ее сопряженной величины - электроэнергии? Для ответа на поставленный вопрос необходимо обратиться к технологическим особенностям функционирования оптового рынка России. С одной стороны, если мощность, как было показано выше, предназначена для создания так называемого «стратегического резерва», то она выступает количественной характеристикой. С другой стороны, если некоторые электростанции (так называемые поставщики мощности на оптовом рынке) участвуют в регулировании частоты электрического тока, то в данном случае мощность можно рассматривать как качественную характеристику.

Отношение законодателя к электрической энергии и мощности как особым объектам гражданских прав проявляется чисто формально: законодатель, называя электроэнергию и мощность товарами, нигде прямо не обозначает их в качестве вещей. Так, Федеральный закон «Об электроэнергетике» признал электроэнергию и мощность объектами договоров купли-продажи и поставки. В то же время правила ГК РФ о купле-продаже и поставке не предназначены для регулирования отношений11 , складывающихся в рамках Единой энергетической системы страны.

По своим физическим свойствам электрическая энергия и мощность настолько специфичны, что отнесе-

11 Витрянский В. В. Указ. соч. С. 43.

ние их к той или иной группе объектов может быть осуществлено только исходя из их характеристик как особых видов имущества, без признания их объектами права собственности. Следовательно, электроэнергия и мощность являются движимым имуществом не в силу признания объектами права собственности, а по решению законодателя распространить на эти специфические объекты особенности правового режима, устанавливаемого для движимых вещей. Вместе с тем

электроснабжение через присоединенную сеть настолько специфично, что нуждается в особом правовом регулировании. Поэтому предпочтительным представляется использовать договор энергоснабжения в качестве «модельной конструкции» для регулирования отношений, связанных с производством и передачей электроэнергии в рамках Единой энергетической системы страны с учетом технологических особенностей функционирования данного рынка.

Субъекты электроэнергетики

Ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике" приближенные называет перечень таких субъектов: субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Из этого определения следует, что потребители не входят в круг субъектов электроэнергетики, однако являются субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

Среди субъектов электроэнергетики выделяются организация по управлению Единой национальной электрической сетью, системный оператор, администратор торговой системы, генерирующие компании. Организацией по управлению Единой национальной электрической сетью является ОАО Федеральная сетевая компания.

Системный оператор - это специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России (также ОАО).

Администратор торговой системы - некоммерческая организация "Совет рынка". Это аналог ЦБ РФ, поскольку Совет рынка наделен полномочиями по разработке нормативных актов и прочее.

Генерирующие компании - производители электрической энергии; это собственники или иные законные владельцы ГЭС, АЭС, ТЭС. Деятельность генерирующих компаний осуществляется на основании большого количества подзаконных актов (законов немного, например, ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии").

В сфере электроэнергетики помимо субъектов электроэнергетики законодателем также указываются субъекты оперативно-диспетчерского управления, субъекты оптового рынка, субъекты розничных рынков. При этом простое сложение этих субъектов не дает перечень субъектов электроэнергетики.

Имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электро-сетевого хозяйства.

Нормативные акты по этому вопросу противоречивы: ср. положение об отнесении объектов электросетевого хозяйства к Единой национальной электрической сети и о ведении реестров этих объектов и положение о критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к Единой национальной электрической сети.