Организация охраны лесов от пожаров возложена на аппарат государственной лесной охраны, структура которого показана на рисунке 3.1. В него входят лесники, мастера леса, лесничие и их помощники, начальники ПХС, главные лесничие, директора лесхозов, ряд работников производственных лесохозяйственных объединений, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, МЧС, РУП Беллесавиа. Общую координацию мероприятий по охране леса от пожаров осуществляет Министерство лесного хозяйства и областные советы народных депутатов через специальные пожарные комиссии.

Основными функциями охраны лесов от пожаров являются: 1) снижение пожарной опасности и предупреждение возникновения лесных пожаров; 2) обнаружение лесных пожаров; 3) борьба с лесными пожарами; 4) ликвидация их последствий.

3.1. Структура управления охраной лесов от пожаров

Снижение пожарной опасности лесов заключается в регулировании структуры и состава насаждений, очистке от захламленности, проведении санитарных рубок и регулировании водного режима. Предупреждение возникновения лесных пожаров направлено на уменьшение количества источников огня и предотвращение загорания от них. Основными мероприятиями в данном случае являются: проведение противопожарной пропаганды, регулирование посещаемости лесов и контроль за соблюдением ППБ.

Ограничение распространения пожара по площади достигается созданием противопожарных барьеров, разделяющих лесные площади на изолированные блоки.

Обнаружение лесных пожаров заключается в установлении факта и места их возникновения путем наблюдения за территорией лесного фонда с фиксированных пунктов, наземного или воздушного патрулирования.

Тушение лесных пожаров направлено на прекращение горения, ликвидацию очагов загорания на охраняемой площади и окарауливания потушенного пожара с целью предупреждения повторного его возникновения от скрытых очагов.

Обслуживание лесных пожаров заключается в распределении сил и средств пожаротушения, окарауливании и доставке сил и средств к местам пожаров и обратно.

Ликвидация последствий лесных пожаров заключается в обследовании горельников и оценке потерь от пожаров, использовании древесных и не древесных ресурсов, предотвращении эрозионных процессов, улучшении санитарного состояния горельников.

В условиях чрезвычайной пожарной опасности и горимости лесов, когда пожары принимают характер стихийного бедствия, на помощь лесной охране привлекаются персонал и техника местных предприятий, формирования гражданской обороны, Министерства по чрезвычайным ситуациям, воинские части, местное население. Для централизованного руководства работой всех подразделений при пожарных комиссиях создаются оперативные штабы из работников исполнительных комитетов, органов лесной охраны и МЧС. Они осуществляют мобилизацию необходимого количества ресурсов для ликвидации лесных пожаров, организуют их доставку к местам непосредственного выполнения работ по борьбе с огнем, разрабатывают планы тушения крупных лесных пожаров и обеспечивают их выполнение. Организационная структура системы охраны лесов от пожаров на рис. 3.2. В нее входят регулярные и внештатные формирования и ресурсы. В условиях чрезвычайной горимости лесов количество внештатных ресурсов, привлекаемых к тушению может превышать количество регулярных.

Рис. 3.2. Организационная структура системы охраны лесов от пожаров

Основными мероприятиями, направленными на предупреждение возникновения лесных пожаров являются: проведение лесопожарной пропаганды среди населения, регулирование посещаемости лесов, контроль за выполнением требований пожарной безопасности. Снижение пожарной опасности лесов достигается регулированием состава древостоев, очисткой леса от захламленности, проведением санитарных рубок, регулированием водного режима и другими лесохозяйственными мероприятиями.

Предупреждение распространения лесных пожаров обеспечивается проведением противопожарного устройства и своевременным уходом за противопожарными барьерами, в качестве которых могут использоваться естественные и искусственные преграды реки, озера, дороги, линии электропередач и др.

Обнаружение лесных пожаров, осуществляется при наземном, воздушном и аэрокосмическом патрулировании, посетителями леса – местным населением, туристами.

Комплекс мероприятий по охране лесов от пожаров направлен на предупреждение возникновения и распространения их по территории лесного фонда, снижение пожарной опасности и повышение пожароустойчивости, своевременное обнаружение и ликвидацию возникших пожаров и их последствий.

К основным мероприятиям, направленным на предупреждение возникновения лесных пожаров относятся: проведение лесопожарной пропаганды среди населения, регулирование посещаемости лесов и контроль за выполнением требований правил пожарной безопасности. Снижение пожарной опасности лесов достигается регулированием состава древостоев, очисткой леса от захламленности, проведением санитарных рубок, регулированием водного режима и другими лесохозяйственными мероприятиями.

    реки, озера, трассы железных и автомобильных дорог, линии электропередач, каменистые россыпи - естественные противопожарные барьеры.

    Просеки и минерализованные полосы 3 , проложенные вокруг молодых лесопосадок, вдоль дорог, проходящих в хвойных лесах, вокруг лесных поселков и мест хранения горючего и др., - искусственные противопожарные барьеры.

Создание противопожарных водоемов - в местах очень опасных в пожарном отношении:

  • осушенных лесах

    торфяных болотах.

Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса

Промышленные выбросы наносят большой вред растениям, вызывая общее угнетение их роста и развития в результате нарушения деятельности устьиц, разрушения протоплазмы, подавления процессов деления клеток, фотосинтеза, нарушение водообмена. Особенно чувствительны - хвойные деревья: сосна, ель, пихта, кедр, лиственница. Нередко возле больших городов они представляют собой редины с чахлыми деревьями и сухостоем. В составе промышленных выбросов наиболее ядовиты сернистый газ, оксиды азота, фтор и его соединения, этилен.

III.Водохозяйственная экология

1.Водные экосистемы

Вода и жизнь понятия неразделимые. Вода наполняет все организмы. Ученые считают, что именно вода стала той средой, в которой возникла жизнь на Земле. Океаны, моря, реки, озера, болота связаны между собой круговоротом воды и образуют единую оболочку, называемую гидросферой.

Круговорот воды в природе участвует в формировании климата, обеспечении водой всего живого на Земле, переносе веществ, растворении горных пород и т.д В водных экосистемах существуют все формы жизни - от примитивных (бактерии, водоросли) до высокоорганизованных (высшие растения и млекопитающие).Чем чище вода и чем больше в ней солнечного света и кислорода, тем богаче и разнообразнее жизнь.

Водные экосистемы способны к самоочищению 1 . Бактерии, водоросли и другие организмы, населяющие воду, питаются растворенными в воде загрязнителями и тем самым изымают их из воды и вовлекают в биологический круговорот вещества. Несмотря на способность воды к самоочищению при загрязнении водоемов водные экосистемы не могут справиться с переработкой загрязнителей. Их избыток становится токсичным, начинается отравление, болезни и гибель живых организмов. Нередко загрязнители наполняют водоемы минеральными и органическими веществами (с с/х полей или со сточными водами). Они оказываются питательной средой, и начинается "цветение" воды: бурное развитие одноклеточных синезеленых водорослей, которые сплошной зеленой или синей пленкой покрывают поверхность. Это большое бедствие. Такое явление носит название эвтрофикации (eutrophia - хорошее питание).

Важное значение в деле охраны лесов принадлежит деятельности по охране лесов от пожаров. Это связано с тем, что при пожаре уничтожается очень много деревьев на больших площадях. Чтобы восстановить лес, нужно затратить большое количество ресурсов и должно пройти очень много времени.

В связи с обширными лесными пожарами летом 2010 г. в ЛК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены значительные изменения, в первую очередь, касающиеся охраны лесов от пожаров: появилось много новых статей (например, ст. 53.1-53.8). Теперь ЛК РФ стал более детально регулировать охрану лесов от пожаров. Вся хозяйственная деятельность в лесах основывается на планировании (ст. 85 Л К РФ). Планирование распространяется и на тушение лесов от пожаров: в ЛК РФ появилась ст. 53.3 "Планы тушения лесных пожаров".

Охрана лесов, произрастающих на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, от пожаров осуществляется в соответствии с нормами ЛК РФ, федеральных законов от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

Тушение пожаров в лесах, расположенных на иных землях, осуществляется согласно двум указанным выше федеральным законам. Действие ЛК РФ на данные земли не распространяется. Скорее всего это является его недостатком.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ могут, если этого требует обстоятельства, ограничить пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Охрана лесов от пожаров состоит из двух основных крупных направлений: выполнения мер пожарной безопасности в лесах и тушения пожаров в лесах (ч. 1 ст. 52 ЛК РФ).

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

Меры пожарной безопасности в лесах согласно ст. 53 ЛК РФ включают в себя:

  • 1) предупреждение лесных пожаров;
  • 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
  • 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;
  • 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов1 и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (ч. 1 ст. 53.1 ЛК РФ).

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

  • 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
  • 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
  • 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
  • 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
  • 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
  • 6) проведение работ по гидромелиорации;
  • 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;
  • 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
  • 9) иные определенные Правительством РФ меры (например, эксплуатация пожарных водоемов, прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, установка шлагбаумов).

Если земельный участок передан в аренду либо постоянное бессрочное пользование, то эти меры осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вырубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и ЛК РФ.

Часть мер, относящихся к предупреждению лесных пожаров (например, устройство пожарных водоемов, строительство пожарных наблюдательных вышек), является фактически подготовкой к их тушению, выполнение которых позволит в будущем уменьшить их площадь (ч. 2 ст. 53.1 ЛК РФ).

Мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя:

  • 1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами;
  • 2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств;
  • 3) организацию патрулирования лесов;
  • 4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами (ч. 1 ст. 53.2 ЛК РФ). Информацию предоставляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные им полномочия в области лесных отношений.

По результатам мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров уполномоченный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о маневрировании лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования в соответствии с межрегиональным планом маневрирования лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования.

Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, состав и форма представления данных о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах будут в будущем установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Органы государственной власти согласно полномочиям, закрепленным в ст. 81-83 ЛК РФ, разрабатывают планы тушения лесных пожаров, устанавливающие перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования; перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров, и порядок привлечения этих сил; мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов и иные мероприятия (ст. 53.3 ЛК РФ).

Порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ установлены постановлением Правительства РФ от 18 мая 2011 г. № 378 "Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации".

Единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах установлены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах".

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается (п. 8 данного Постановления):

  • а) разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (т.е. очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 м. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
  • б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
  • в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
  • г) оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
  • д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
  • е) выполнять работы с открытым огнем на торфяниках. Запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 м.

Требования к мерам пожарной безопасности в лесах прямо зависят от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды. Эти показатели установлены приказом Минсельхоза России от 16 декабря 2008 г. № 532 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды". Пожарная опасность как природная, так и по условиям погоды может быть 1-го класса (очень высокая), так и 4-го класса (очень низкая), при 5-м классе пожарная опасность отсутствует. Классификация пожарной опасности в лесах по условиям погоды рассчитывается по специальной формуле в зависимости от различных факторов (температура окружающего воздуха, количества дней, когда не было дождя и др.).

Тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара, доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно, локализацию лесного пожара, ликвидацию лесного пожара, наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание, а также предотвращение возобновления лесного пожара (ч. 1ст.53.4ЛК РФ).

Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (ч. 2 ст. 53.4 ЛК РФ). Правила тушения лесных пожаров должны быть установлены Рослесхозом.

При больших площадях лесных пожаров необходимо вводить режим чрезвычайной ситуации в лесах.

Новеллой Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 442-ФЗ является то, что он в ЛК РФ установил необходимость в проведении мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров (ст. 53.6 ЛК РФ). Ими являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении такой чрезвычайной ситуации.

Правительство РФ постановлением от 17 мая 2011 г. № 376 "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" установило правила введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и порядок взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации в лесах подразделяются:

  • а) на чрезвычайную ситуацию в лесах муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы одного муниципального образования, при этом в лесах на указанной территории не локализованы крупные лесные пожары (площадью более 25 га в зоне наземной охраны лесов и более 200 га в зоне авиационной охраны лесов) или лесной пожар действует более двух суток;
  • б) чрезвычайную ситуацию в лесах регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом значения двух и более из следующих показателей, определяемых на конкретную календарную дату в течение периода пожарной опасности, для данного субъекта РФ на 50% или более превышают их средние значения за предыдущие пять лет на эту же календарную дату для данного субъекта РФ:
    • o количество лесных пожаров в расчете на 1 млн га площади земель лесного фонда;
    • o доля крупных лесных пожаров в общем количестве возникших лесных пожаров;
    • o средняя площадь одного пожара;
    • o доля площади, пройденной лесным пожаром, в общей площади земель лесного фонда;
  • в) чрезвычайную ситуацию в лесах межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории двух и более субъектов РФ, при этом на территории каждого из субъектов РФ введен режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера;
  • г) чрезвычайную ситуацию в лесах федерального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации в лесах затрагивает территории двух и более федеральных округов, при этом на территории каждого из федеральных округов введен режим чрезвычайной ситуации в лесах межрегионального характера.

Например, режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера вводится в следующем порядке:

  • а) при возникновении чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, Минприроды России (в отношении лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения), Минобороны России и ФСБ России (в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности) Рослесхоз (в пределах полномочий, установленных ч. 2 ст. 83 ЛК РФ), органы исполнительной власти субъектов РФ (в пределах полномочий, установленных ст. 82 и 83 ЛК РФ), а также органы местного самоуправления (в пределах полномочий, установленных ст. 84 ЛК РФ) направляют соответствующую информацию в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, созданную в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794;
  • б) на основании решения вышеуказанной комиссии руководитель органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера, принимает решение о введении указанного режима.

Режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера вводится в следующем порядке:

  • а) в случае возникновения чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера уполномоченные органы направляют соответствующую информацию на рассмотрение в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, созданную в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • б) на основании решения комиссии руководитель органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах регионального характера, принимает решение о введении указанного режима.

Часть 3 ст. 53.6 ЛК РФ закрепляет возможность проведения сплошных и выборочных рубок (в том числе в целях создании противопожарных разрывов) без предоставления лесных участков при ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81-84 ЛК РФ.

Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Согласно ст. 19 данного Федерального закона граждане при необходимости должны оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными участками, на которых расположены объекты инфраструктуры (ч. 2 ст. 53.7 ЛК РФ). Граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в порядке, установленном ст. 30 и 33 ЛК РФ. При размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном ч. 3 ст. 19 ЛК РФ. Важно, что в случае, если осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей вследствие лесных пожаров, или последствий этой чрезвычайной ситуации повлекло за собой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при заключении такого договора, он может быть изменен или расторгнут в соответствии со ст. 9 ЛК РФ.

Еще при СССР существовали лозунги «Лес - это наше богатство» или «Берегите лес». И действительно, это ресурс древесины, которая может быть использована для самых различных целей. Это и топливо, и строительный материал, и производство бумаги, и другие сферы деятельности человека. И если относиться к этому ресурсу бережно и по-хозяйски, то можно получить немалые экономические выгоды и улучшить экологию всей страны.

Что представляет собой лес?

Лес с географической и биологической точки зрения - это участок суши больших размеров, заросший деревьями, кустарниками между ними и прочей растительностью. Леса России занимают по площади порядка 850 млн. гектаров от общей территории (1712518700 га - площадь государства).

Лес является экосистемой, которая представляет собой тесно связанные между собой живые и неживые организмы. К первым относятся все растения, микроорганизмы и животный мир. Ко вторым - воздух, вода и почва. И от неживой составляющей (абиотической) зависит состав леса, его флора и фауна.

Роль леса в природе

Если раньше к лесным насаждениям относились просто потребительски, то сегодня ситуация несколько другая. Многие деятели из различных хозяйственных и политических сфер стали понимать, что лес - наше богатство, и стали призывать к более рациональному его использованию. Влияние на окружающую среду заключается в следующем:

  • Участие в круговороте воды в природе и поддержка водного баланса.
  • Формирование почвенных покровов.
  • Наличие леса способствует формированию погоды и климата.
  • Леса позволяют снизить количество углерода в атмосфере, тем самым снижают

Роль леса в экономике государства

Еще во времена Киевской Руси имел большое значение лес. Наше богатство заключалось во многих направлениях его использования. Например, это:

  • источник животной и растительной пищи;
  • строительный материал;
  • источник топлива (дрова, биотопливо);
  • сырье для такой промышленности, как целлюлозно-бумажная, химическая, деревообрабатывающая;
  • источник пищи для животных.

Зеленые насаждения деревьев - как стихийные, так и контролируемые - имеют большое влияние на здоровье людей. Лес способен преобразовать часть загрязнений, особенно атмосферных. Этими свойствами в наибольшей степени обладают хвойные, березовые и липовые леса. Они очень хорошо поглощают пыль и промышленные загрязнения, именно поэтому в городах осуществляется посадка леса в виде парков или рощ. Фитонциды, выделяемые некоторыми породами деревьев, способствуют оздоровлению. Поэтому следует всегда помнить что лес - наше богатство, и бережно и рационально его использовать.

Вред нерациональной вырубки деревьев

Хотя лес является самовоспроизводящейся и самовосстанавливающейся экосистемой, он нуждается в защите от различных губительных факторов. Это связано с длительным нерациональным использованием древесины и увеличившимся Значение леса переоценить трудно. А вот то, что его роль была не определена длительное время, нанесло некоторым регионам Российской Федерации непоправимый вред.

К наибольшей катастрофе привела вырубка лесного массива на побережье Аральского моря. Из-за уничтожения деревьев нарушился баланс на прилежащих территориях и на самом озере. В итоге увеличились испарения да еще неконтролируемый забор воды для орошения сельскохозяйственных угодий. настолько обмелело, что разделилось на два озера.

К аналогичной ситуации привело уничтожение деревьев вдоль побережья Волги. Река обмелела настолько, что суда с глубокой осадкой не могут пройти по фарватеру. Необходима массовая посадка леса, чтобы через несколько десятков лет уровень снизился. Возможно, тогда уровень воды сможет немного подняться.

Леса России и их охрана

Поскольку деревья играют большую роль в природе и влияют на экологическую ситуацию, они требуют бережного отношения и защиты. В России для их охраны изданы федеральные законы, которые регламентируют порядок использования лесных массивов, а также меры по их охране и восстановлению.

Согласно «Закону об охране окружающей среды», Конституции РФ, Лесному Кодексу, Гражданскому Кодексу, Декларации ООН и другим нормативным актам, охрана и защита леса осуществляются при помощи мониторинга, создания и ведения лесного кадастра, развития лесных хозяйств. Все эти меры, их правильная организация позволяют более рационально использовать природные ресурсы. Наибольшее значение среди них набирают лесные хозяйства - с их помощью решается множество вопросов, связанных с защитой деревьев и других зеленых насаждений.

Леса и лесные хозяйства

Леса России требуют охраны и бережного отношения к себе. Основным органом, который этим занимается, является лесное хозяйство. На него возложены следующие функции:

  • охрана лесных насаждений от несанкционированной вырубки;
  • защита и профилактика от вредителей;
  • своевременное удаление сушняка для уменьшения риска возгорания;
  • обеспечение пожарной безопасности;
  • защита фауны от истребления;
  • высадка новых саженцев для восстановления лесного массива.

Такие меры позволяют сохранить количественно и качественно леса России. Лесные хозяйства могут контролировать количество деревьев каждого сорта путем вырубки и высадки саженцев, тем самым сохраняя лес в первозданном виде. Если бы такой контроль не проводился, одни деревья сменяли бы другие неконтролируемо, в связи с чем изменился бы и остальной животный и растительный мир. Только всеми комплексными мерами можно сохранить лес. Наше богатство должно приумножаться, а не уменьшаться с каждым годом.

Леса и их защита от пожаров

Несмотря на то что многие понимают, что лес - наше богатство, и его нужно охранять, до сих пор наибольшей проблемой является огонь. Особенно часто возникают лесные пожары в летний период, для которого характерны низкая влажность воздуха, высокая температура и отсутствие осадков в течение длительного периода времени. Особенно быстро распространяется огонь при сильном ветре. Несмотря на принятые законы, материальная база для реализации полноценных мер по профилактике и пожаротушению очень слабая.

О такой недостаточности свидетельствуют пожары, от которых пострадали леса России и даже населенные пункты. В 2014 году возгорания настолько участились, что в июне было издано специальное постановление о внесении дополнений в правила осуществления контроля над достоверностью информации о пожарной безопасности. Это произошло после пожаров в Забайкалье (апрель 2014), Амурской (апрель 2014) и Иркутской области. Во многих регионах введены режимы ЧС и запрещен выход в лес жителям окрестных населенных пунктов.

Возможно, в будущем оборудование и технологии позволят предотвращать но на сегодняшний день площадь массивов, охваченных огнем, возрастает. Когда все население будет более бережно относиться к деревьям, будет создана полноценная материально-техническая база, тогда и защита будет более эффективной.

Защита лесов от пожаров является важным направлением деятельности федеральной и региональной власти, других структур, имеющих отношение к лесному хозяйству. Федеральный закон «О пожарной безопасности», который является базовым в сфере пожарной безопасности, довольно в малой степени регламентирует вопросы защиты лесов от пожаров.

Все сводится к тому, что в ст. 6 отмечено, что «государственный пожарный надзор в лесном фонде Российской Федерации и в лесах, не входящих в лесной фонд Российской Федерации, осуществляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства».

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» установил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Применительно к лесному хозяйству:

– Министерство природных ресурсов РФ;

– Федеральное агентство лесного хозяйства;

– Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

Как отмечалось выше, базовый закон в области пожарной безопасности содержит упоминание только о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

О роли месте и значении Министерства природных ресурсов РФ, Федерального агентства лесного хозяйства закон умалчивает. Нет в нем и упоминания о других структурах, имеющих отношение к лесному фонду, в том числе в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности. Такую ситуацию с законодательной регламентацией деятельности в сфере пожарной безопасности лесного фонда, а также лесов не входящих в лесной фонд, вряд ли можно назвать достаточной и полной. К этому необходимо добавить, что законодатель четко не определил границы и сегмент деятельности МЧС России, а также других структур, имеющих отношение к лесному фонду, по их участию в обеспечении противопожарной защиты лесного хозяйства.

Сегодня сложно сказать, как недостаточное законодательное регулирование сказывается на ситуации с лесными пожарами, но можно предположить, что оно не способствовало качественному решению проблем, имеющихся в этой сфере.

В стране много лет подряд шел большой разговор о необходимости принятия нового Лесного кодекса РФ. С 1 января текущего года мы живем по новому Лесному кодексу РФ. Часть первая ст. 51 указанного кодекса предусматривает, что «леса подлежат охране от пожаров», а далее в ст. 52 делается уточнение о том, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с уже упоминавшимся выше Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ. При этом в ст. 51 Лесного кодекса РФ отмечается, что охрана лесов осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В число полномочий органов государственной власти РФ в области лесных отношений в соответствии со ст. 81 Лесного кодекса РФ применительно к вопросам пожарной безопасности относится:

– установление правил пожарной безопасности;

– осуществление государственного пожарного надзора.

У органов государственной власти субъектов РФ каких-либо полномочий в области лесных отношений (ст. 82) применительно к вопросам пожарной безопасности вообще нет.

Аналогичная ситуация в области лесных отношений сложилась и по отношению к полномочиям органов местного самоуправления. Статья 84 Лесного кодекса РФ не предусмотрела для органов местного самоуправления каких-либо асности.

Новый Лесной кодекс РФ предусмотрел возможность передачи отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ. Если субъект принял делегированные ему полномочия, то тогда на него возлагается «организация использования лесов, их охраны (в том числе тушение лесных пожаров)». Для этих целей ему из федерального бюджета выделяются субвенции.

Статья 53 Лесного кодекса РФ устанавливает требования пожарной безопасности в лесах. Она предусматривает, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности;

3) мониторинг пожарной опасности в лесах;

4) разработка планов тушения лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6) иные меры пожарной безопасности в лесах.

В этой связи возникает вопрос «Кто конкретно будет осуществлять приведенный выше комплекс мероприятий противопожарной защиты в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд?». Ответ на этот вопрос, опираясь на букву закона, дать четко довольно сложно.

Выше отмечалось, что одной из самых больших угроз для лесного фонда являются пожары. В этой связи возникает вопрос «Кто и как должен их ликвидировать?». Пункт 2 ст. 53 нового Лесного кодекса РФ предусматривает, что «привлечение граждан, юридических лиц для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1993 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Данная норма закона, по мнению автора, позволяет говорить о привлечении граждан и юридических лиц для ликвидации лесного пожара только после того, как он стал чрезвычайной ситуацией (ЧС). В то же время четкие критерии отнесения лесного пожара к ЧС ни в Лесном кодексе РФ, ни в Федеральном законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», ни в постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 307, изданном после вступления в силу Лесного кодекса РФ, отсутствуют. Нет ясности по порядку привлечения для тушения лесных пожаров авиации, и в первую очередь самолетов и вертолетов, подведомственных МЧС России.

В Лесном кодексе РФ отсутствует какое-либо упоминание о пожарных подразделениях, специально предназначенных для ликвидации лесных пожаров в виде пожарно-химических станций и добровольных пожарных дружинах.

Статья 97 Лесного кодекса РФ, имеющая название «Государственный пожарный надзор в лесу», является отсылочной и предусматривает, что он осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ. Но, к сожалению, ни тот, ни другой законодательный акт не устанавливают сам порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесу.

Более того, ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» не относит должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к числу должностных лиц государственного пожарного надзора.

Примечательно и другое. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов РФ. Позже, в том числе и после принятия Лесного кодекса РФ, в него были внесены изменения и дополнения. Оно предусматривает, что МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию в области лесных отношений. МПР России также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федерального агентства лесного хозяйства, которые имеют непосредственное отношение к решению вопросов пожарной безопасности в лесах. При этом в самом Положении о МПР России отсутствует какое-либо упоминание, связанное со словом «пожар». Прямо обозначенная функция по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию пожарной безопасности в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, у МПР России отсутствует.

Все, что связано с лесными пожарами, их профилактикой и тушением практически, отдано на откуп субъектам РФ, которые сами определяют и политику, и нормативное регулирование в этой сфере деятельности. В результате доля лесных пожаров, ликвидированных в день обнаружения, снизилась с 74% в 2006 г. до 40% в 2007 г. Средняя площадь одного пожара увеличилась в 2,1 раза.

Субъекты РФ, которым поручено осуществлять тушение лесных пожаров, не справляются с этой задачей и зачастую скрывают истинные масштабы лесных пожаров.

Такое положение в определенной степени является результатом недостатков правового регулирования и нечеткости функций и полномочий Министерства природных ресурсов РФ, ответственного за государственную политику в области лесных отношений.

Что делать?

Нужно еще раз проанализировать законодательство и четко определить, кто из федеральных органов исполнительной власти страны – МПР России или МЧС России – несет ответственность за обеспечение пожарной безопасности в лесном фонде страны и в лесах, не входящих в него.

Ситуация, когда одно федеральное ведомство в лице МЧС России, отвечающее за пожарную безопасность, не ведет учет лесных пожаров и имеет к ним косвенное отношение, а другое в лице МПР России имеет отношение к лесам, но не имеет отношение к пожарам в них, нелогично.

В нашей стране лесами покрыта четвертая часть территории. Они являются одним из важнейших национальных богатств государства, но в то же время вопросы их противопожарной защиты, ответственности за положение дел на федеральном уровне не конкретизированы. А причастность к этому вопросу значительного количества федеральных структур (МПР России, МЧС России, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, МО России по лесам обороны и т. д.) приводит к тому, что «у семи нянек дитя без глазу».