«Функции государства» - 1. Понятие и значение функций государства. Функция – вид деятельности. Взаимодействие «целей», «задач» и «функций». План урока. Цель государства – реализация потребностей общества. Формы и методы осуществления функций государства. Внешние -вопросы войны и мира -развитие экономических и культурных связей -экология.

«1150 лет российской государственности» - Российской государственности 1150 лет. http://images.yandex.ru/. Первый вариант крепости, датирующийся 753 годом, был деревянным. http://vk.com/russiaconception#/wall-26781852_76. Подробнее http://www.rusfact.ru/news/kak_zarozhdalas_rus/2011-01-12-608. http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text.

«Федеральное собрание Российской Федерации» - Думы нового созыва. Думы прекращаются в момент начала работы Гос. Формами депутатской деятельности являются: Стадии законодательного процесса. Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации) – представительный и законодательный орган Российской Федерации. Основные гарантии депутатской деятельности.

«Теория государства и права» - Конфедерация. Литература: Государство образуется вследствие завоевания сильного племени более слабого. Государство. Недооценка влияния социально-экономических и политических факторов. Антидемократические. Органическая теория. Внешние. Договорная теория (теория естественного права). Рассовая теория. Невозможно опровергнуть.

«Государство в политической системе общества» - Государство имеет право на сбор денежных средств с населения, организаций (налоги, займы и т. д.). Тема 6: государство в политической системе общества. В РФ действует Всероссийская трехстороння комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ.

«Теории происхождения государства» - Основоположник теории Аристотель (384-322). 5. Органическая теория. Расовая теория. 7. Расовая теория. Организация людей на земле,как в царстве небесном. Разработанная Львом Петражицким и Зигмундом Фрейдом. 1. Теологическая (божественная) теория. 6. Психологическая теория. Материалистическая (марксистская) теория.

Всего в теме 43 презентации

Презентация по слайдам

Текст слайда: Выполнила: Муцурова Карина, учащаяся 11 а класса МОУ «Лицей №6»


Текст слайда: Государство - это я… Людовик XIV


Текст слайда: Государство- это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям обязательную силу для населения всей страны.


Текст слайда: Теологическая, или религиозная Патриархальная Договорная Теория насилия Психологическая Ирригационная Расовая Органическая Классовая Экономическая


Текст слайда: Теологическая теория Автор: Фома Аквинский Суть теории: Государство, как и всё земное, имеет божественное происхождение. Процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Минусы теории: Приверженцы теории апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди всё равно не способны постичь всей глубины Божественного замысла и поэтому должны просто верить, что всё на Земле создано Богом. Фома Аквинский


Текст слайда: Авторы: Аристотель, Фильмер, Н.К.Михайловский Суть теории: Государство является продуктом естественного развития семьи, в процессе которого семья разрастается в род, род -в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи превращается во власть главы государства. Минусы теории: Государство и семья выполняют в обществе различные функции. Аристотель


Текст слайда: Авторы: Г.Гроций, Т.Гоббс, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо, П.Гольбах, А.Н.Радищев Суть теории: Государство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности. Минусы теории: Различные группы людей со специфическими интересами не могли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур. Г.Гроций


Текст слайда: Авторы: К.Каутский, Л.Гумплович Суть теории: Государство-это результат завоевания. Государство трактуется как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над покорёнными. Минусы теории: Насилие часто являлось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. К.Каутский


Текст слайда: Авторы: Л.И. Петражицкий, Г.Тард Суть теории: Причины возникновения государства коренятся в особенностях психики человека. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других- подчиняться более сильными. Минусы теории: Человеческая психика не первична по отношению к социально-политической действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней. Л.И. Петражицкий

Слайд №10


Текст слайда: Автор: К.Витфогель Суть теории: Государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений. Минусы теории: Государство появилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения. К.Витфогель

Слайд №11


Текст слайда: Авторы: Ж.А. де Гобино, Ф.Ницше Суть теории: Государство появилось в результате разделения общества на высшие(арийцы)и низшие(славяне, евреи, цыгане и др.) расы. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими. Минусы теории: Наука не видит связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями. Ж.А. де Гобино

Слайд №12


Текст слайда: Автор: Г.Спенсер Суть теории: Государство похоже на человеческий организм, поэтому его сущность можно объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Минусы теории: Теория полностью не раскрывает причин возникновения государства. Г.Спенсер

Слайд №13


Текст слайда: Авторы: К.Маркс, Ф.Энгельс Суть теории: Государство возникло в результате раскола общества на классы с непримиримыми интересами. Необходима была организация, регулирующая отношения между ними. Минусы теории: Раскол общества на классы был ведущим государственно-образующим фактором лишь в Европе. К.Маркс, Ф.Энгельс

Слайд №14


Слайд №15


Текст слайда: Современные подходы к проблеме ограниченности данных теорий основываются на том, что весьма трудно, если вообще невозможно, выделить фактор, определяющий процесс возникновения государства во всех регионах и у всех народов.

Суть теории
Психологическая теория происхождения государства - теория происхождения государства, разработанная Львом
Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам:
одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.
Суть теории состоит в утверждении, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного
сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму
психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной
организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации
этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не
только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.Ему вторит Е.Н. Трубецкой,
ссылаясь на Спенсера, и указывает, что «между частями биологического организма существует связь физическая; напротив того,
что между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, - основная черта
человека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых и
сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им
свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости
определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности
в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся
лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата.

Оценка теории
Возникновение психологической теории происхождения государства было в определенной степени большим прорывом в
юридической науке. Это стало возможным лишь в конце XIX в., когда стала формироваться психология как самостоятельная
отрасль знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос, когда в ней возобладали
экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные школы, расходившиеся в трактовке психики.
Воспринятые социологами и юристами идеи этих школ и положили начало формированию новых направлений в юридической науке.
Было справедливо замечено, что психика человека существенно отличается от психики животных. Человеку свойственна куда
более развитая психика. В ней присутствует чувство солидарности, чувство коллективизма. Заслугой сторонников данной теории
является указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы. Тем самым они
постарались сделать шаг в сторону от экономического детерминизма, безраздельно овладевшего умами многих. Верно и то, что
различные интересы людей (экономические, политические, культурные, бытовые и пр.) реализуются только через психику. Все
действия человека проходят через его психику на уровне условных и безусловных рефлексов.

Критика
Во-первых, указывая на роль психологических качеств в процессе образования государства, представители психологической теории
с позиций развития психологической науки того времени не могли дать нам развернутого учения о роли психики в образовании
государства. Называя все психологические качества людей «импульсами», «эмоциями» и «переживаниями», они не видели между
ними разницы. А между тем психика людей разделяется на эмоциональную, волевую, мыслительную сферы. Во взаимоотношениях
между людьми очень важны именно волевые качества. На их основе устанавливаются психологическая соподчиненность между
людьми и социальная «пирамида», разновидностью которой является государство. Сильные волевые качества делают людей
естественными лидерами. Именно такие люди, как правило, и становятся у «руля» племени, союза племен, а затем и государства.
Во-вторых, говоря о психологических качествах, сторонники психологической теории подчеркивают, что стремление к солидарности
людям присуще чуть ли не с рождения. Но что же мы видим в действительности? Люди с момента начала своего существования на
земле воюют друг с другом постоянно, и война в древности была правилом, а не исключением.

Критика
Конечно, под влиянием угрозы уничтожения или умаления своих жизненно важных интересов люди способны объединяться. Но
ведь солидарность в таком случае бывает присуща и животным. Так, например, гиеновые собаки не только взаимодействуют в ходе
охоты, но и заботятся о пострадавших: выставляют около них охрану, издалека приносят пищу. Нам поведение гиеновых собак
очень симпатично. Но всегда и все ли даже современные люди поступают также? До сих пор не снята проблема захоронения
останков солдат, погибших во время Великой Отечественной войны. Раскопки же показывают, что среди обследованных скелетов
предков человека, живших миллионы, сотни тысяч и даже десятки тысяч лет назад, не встречаются следы успешно заживших
травм, при которых человек теряет способность ходить. Значит, получившие такую травму люди не выживали, поскольку наши
предки, вероятно, бросали раненых на произвол судьбы.
В-третьих, приветствуя стремление авторов психологической теории умерить экономический детерминизм, нельзя не отметить, что
они впадают в другую крайность: придают решающее значение в процессе образования государства факторам психологическим, то
есть по существу допускают ту же ошибку. Конечно, психологические факторы не имеют решающего воздействия на указанный
процесс, но сбрасывать их со счетов - это еще более грубая ошибка, нежели их недооценка.

Л. И. Петражицкий
Оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - профессор
юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. Его взгляды
наиболее полно изложены в книге "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.). После
Октябрьской революции он переехал в Польшу и возглавил кафедру социологии Варшавского университета.
Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Юрист поступит ошибочно, утверждал он, если
станет отыскивать правовой феномен "где-то в пространстве над или между людьми, в "социальной среде" и т.п., между тем
как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там". Интерпретация права с позиции
психологии индивида, считал Петражицкий, позволяет поставить юридическую науку на почву достоверных знаний,
полученных путем самонаблюдения (методом интроспекции) либо наблюдений за поступками других лиц.
Источником права, по убеждению теоретика, выступают эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий называл
"эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из таких понятий, как
воля или коллективные переживания в сознании индивидов.
Эмоции служат главным побудительным ("моторным") элементом психики. Именно они заставляют людей совершать
поступки. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые.
Моральные эмоции являются односторонними и связанными с осознанием человеком своей обязанности, или долга. Нормы
морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, приводил пример Петражицкий, то у нас
не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги. Совершенно иное дело - правовые эмоции.

Л. И. Петражицкий
Чувство долга (обязанности) сопровождается в них представлением о
правомочиях других лиц, и наоборот. "Наше право есть не что иное, как
закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро - долг другого
лица". Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них
правовые нормы носят атрибутивно-императивный (представительнообязывающий) характер.
Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал
правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о
взаимных правах и обязанностях. Петра-жицкий относил к правовым нормам
правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета и т.п.
В его сочинениях специально оговаривалось, что правовые нормы создаются не
путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым
индивидом в отдельности: "Переживания, которые имеются в психике лишь
одного индивида и не встречают признания со стороны других, не перестают
быть правом". На этом основании Петражицкий допускал существование
правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и
нереальными субъектами, такими, как бог или дьявол.

Заключение
И, наконец, следует указать, что психические и психологические качества людей формируются под влиянием экономических,
политических, социальных, военных, религиозных, духовных факторов.
В заключение рассмотрения психологической теории отметим, что положительную оценку заслуживают попытки ее сторонников
найти универсальную причину, объясняющую процесс образования государства. Однако представляется, что эта задача ими не
выполнена.

Слайд 2

Существует множество теорий происхождения государства. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об относительности человеческого познания, невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства. Общая характеристика Далее Выход Назад

Слайд 3

Теория Гуго Гроция Содержание Теория Томаса Гоббса Теория Джона Лока Теория Жан-Жака Руссо Теория Евгения Дюринга Теория Людвига Гумпловича Теория Карла Каутского Теория Тарда Теория Николая Коркунова Теория Льва Петражицкого Либертарно-юридическая Патримониальная теория Древнегреческая теория Древнеиндийская теория Древнекитайская теория Теологическая теория Теол. теория в условиях современности Патерналистская теория Патриархальная теория I Теория Огюста Конта Теория Герберта Спенсера Другие теории Государство по Энгельсу Государство по Ленину Патриархальная теория II Выход Назад

Слайд 4

Согласно Платону государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а остров Атлантида - Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили в их умы понятие о демократическом государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство в Древнегреческая теория Выход Содержание форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря - идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

Слайд 5

Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок и закон. Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организацию власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом - сын Неба. Древнеиндийскаятеория Древнекитайская теория Выход Содержание Индра Император

Слайд 6

Получила распространение в средневековье в трудах Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле, в силу чего власть вечна и незыблема, зависима в основном от религиозных организаций и деятелей. Любая светская власть производна от власти церкви. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной. По способу же приобретения и использования власть может быть богопротивной и тиранической. Теологическая теория Выход Содержание

Слайд 7

Сходные мысли о божественном первоисточнике государственной власти в XX в. развивал Жак Маритен. Также и многие другие современные приверженцы теологических естественно-правовых учений (А. Ауэр, Э. Вольф, X. Домбоис, Ф. Харст и др.) в конечном счёте именно в Боге (его разуме, воле, творении и т.д.) видят исходное основание и источник права и государства. В настоящее время данная концепция представляет официальную доктрину Ватикана. Теологическая теория в условиях современности Жак Маритен Выход Содержание

Слайд 8

От слова патер - отец. В данной теории имеет место прямое соотношение государства с семьей. Так например, Конфуций, трактуя императора как «сына Неба» и исполнителя воли Неба, вместе с тем уподоблял власть императора власти главы семейства, а государство – большой семье. Управление государством, по его мнению, должно строиться как управление семьей – на основе норм Патерналистская теория Выход Содержание Также патерналистские воззрения нашли свое отражение в русской политической истории, традиционным компонентом которой стала вера широких слоев населения в «царя-батюшку» и во всякое начальство как в «отца родного». добродетели, заботы старших о младших, сыновней преданности и почтительности младших по отношению к старшим.

Слайд 9

От слова патриарх - родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство - наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, т.е. в наиболее развитом виде государство - это общение свободных и равных граждан. Патриархальная теория I Выход Содержание

Слайд 10

В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Патриархальная теория II Выход Содержание

Слайд 11

Согласно Конту - общество (а следовательно и государство) - органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса». Теория Огюста Конта Выход Содержание

Слайд 12

Спенсер трактует государство как часть природы, которое развивается подобно зародышу животного, причем во всей истории человеческой цивилизации естественно-животное начало доминирует над началом социальным (и политическим). Подобно животному организму, социальный организм растет и развивается путём интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций и т.д. При этом в социальной жизни, как и в природе, выживает наиболее приспособленный организм. В духе закона эволюции Спенсер трактует догосударственное состояние общества, Теория Герберта Спенсера Выход Содержание возникновение и функционирование политической организации и политической власти в обществе военного типа и постепенный переход к обществу, государству и праву промышленного типа. При этом в отличие от подавляющего большинства приверженцев органистического подхода Спенсер развивал либерально-индивидуалистические политические воззрения и видел цель социального организма не в поглощении своих членов, а в служении им.

Слайд 13

Представители органической школы в социологии (А. Шеффле в Германии, Р. Вормс во Франции, П.Ф. Лилиенфельд в России и др.) пошли значительно дальше своих предшественников в биологизации социальных и политических явлений. Так, у Шеффле экономические отношения в «социальном теле» трактуются как обмен веществ в живом организме, а Вормс выявлял физиологические особенности и половые функции различных социальных органов и организмов, изучал их социальную гигиену и т.д. Правительство, согласно Лилиенфельду, осуществляет функции головного мозга, а торговля – функции кровообращения и т.п. Теории других представителей органической школы Выход Содержание

Слайд 14

Государство по характеристике Энгельса возникло из потребности держать в узде противоположность классов, и оно за редким исключением (периоды равновесия сил противоположных классов, когда государство получает относительную самостоятельность) является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса. Государство по Энгельсу является связующей силой цивилизованного общества: во все типичные периоды оно является государством исключительно господствующего класса и во всех случаях остается по существу машиной для подавления угнетенного, эксплуатируемого класса. Основными признаками государства, отличающими его от родовой организации, по Энгельсу являются: 1) разделение подданных государства по территориальным делениям и 2) учреждение публичной власти, которая уже не совпадает непосредственно с населением, организующим само себя как вооружённая сила. Государство по Энгельсу Выход Содержание

Слайд 15

В подходе В.И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства. Государство – продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены... И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы. Государство по Ленину Выход Содержание

Слайд 16

Трактует государство, как явление воле-установленное, возникающее в результате договора людей (их волеизъявления). «Право внутригосударственное, есть то, которое исходит от гражданской власти. Власть гражданская господствует в государстве. Государство же есть совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы». К взаимному общению и заключению такого договора, побуждает людей их разумная природа – «мать естественного права». Естественно-правовой характер носит и требование соблюдения договора о создании государства (гражданского сообщества). Теория Гуго Гроция Выход Содержание

Слайд 17

Догосударственное (естественное) состояние Гоббс изображает как «состояние войны всех против всех». В естественном состоянии, где нет общей власти, закона и справедливости, каждый имеет право на все – в этом и состоят его естественное право и свобода. В этих условиях разум человека предписывает требование искать мир и следовать ему. Таков, по Гоббсу, смысл первого и основного естественного закона. Из Теория Томаса Гоббса него вытекают и все остальные естественные законы, которые требуют отказа каждого от своих естественных прав в интересах мира и безопасности. Требования этих естественных законов побуждают людей заключить договор об учреждении государства (суверенной общей власти), держащего людей в страхе и направляющего их действия к общему благу. Договорную концепцию Гоббс, таким образом, использовал для обоснования абсолютистского государства, суверенная власть которого носит произвольный и бесконтрольный характер. Выход Содержание

Слайд 18

Либеральная концепция договорного происхождения и назначения государства, согласно которой целью общественного договора об учреждении государства является обеспечение неотчуждаемого (и в условиях государственной жизни) естественного права каждого на его собственность, т.е. его жизнь, свободу и имущество. Договорные отношения людей с государством – это постоянно длящийся и обновляющийся процесс, основанный на принципе согласия. В соответствии с этим принципом народ, будучи источником суверенитета, имеет право свергнуть деспотическую власть как нарушителя условий общественного договора. Также и каждый отдельный человек, достигнув совершеннолетия, сам решает вопрос о том, присоединиться ли ему к общественному договору и стать членом данного государства или покинуть его. Теория Джона Локка Выход Содержание

Слайд 19

Трактует возникновение государства как соглашение, заключённое для попытки преодоления социального неравенства, с целью создания государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, в конечном счёте к абсолютному неравенству при деспотизме, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии. Руссо выдвигает свой проект общественно-договорного «исправления» истории – создание Политического организма (общины) как подлинного договора между народами и правителями. Часть 2 Теория Жан-Жака Руссо Часть 1 Выход Содержание

Слайд 20

Цель этого подлинного общественного договора Руссо видит в создании «такой формы ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединившись со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде». Общественный договор дает политическому организму (государству) неограниченную власть над всеми его членами (участниками соглашения); эта власть, направляемая общей волей, и есть единый, неделимый и неотчуждаемый суверенитет народа. При этом Руссо отвергает принцип разделения властей и иные гарантии соблюдения прав и свобод человека в государственном состоянии. Теория Жан-Жака Руссо Часть 2 Часть 1 Выход Содержание

Слайд 21

Насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Дюрингу, – это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы. Теория Евгения Дюринга Выход Содержание

Слайд 22

Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, т.е. более сильной расой, расой победителей. Теория Людвига Гумпловича Выход Содержание

Слайд 23

Государство возникает как аппарат принуждения завоевателей (победившего племени) над побежденными. И уже в рамках насильственно объединённой общности победителей и побежденных из победившего племени формируется господствующий класс, а из побежденного племени – класс эксплуатируемых. Каутский также пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. Теория Карла Каутского Выход Содержание

Слайд 24

Право сводится им к правовым эмоциям императивно-атрибутивного характера. Императивность правовых эмоций раскрывается при этом как состояние связанности воли индивида, переживаемое в виде авторитетного понукания и давления в сторону определённого поведения. Атрибутивность же правовых эмоций состоит в том, что подобное (обязанное) поведение одного лица причитается другому лицу. Государство и официальное законодательство рассматриваются при этом как «проекции» правовых переживаний, как «фантазмы» психики. Теория Льва Петражицкого Выход Содержание

Слайд 25

Основой всего права является индивидуальное сознание, следовательно право как разграничение интересов и общественный порядок выражает, не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений. Также и государственная власть – это не чья-либо воля, а сила, вытекающая из психических представлений граждан об их зависимости от государства. Т.е. власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимости подвластного. Теория Николая Коркунова Выход Содержание

Слайд 26

Вся история человечества, включая переход от первобытного состояния к государственному и дальнейшее развитие социальных и политико-правовых институтов, определяется такими первичными факторами, как открытие (изобретение) и подражание. При этом сущностью всякого открытия и изобретения в общественной, политической и правовой жизни людей является приспособление как способ разрешения социальных противоречий. Первоначальные отдельные открытия в условиях первобытного общества, носили бессвязный характер, затем они постепенно систематизируются и гармонизируются. В результате этого процесса гармонизации, появились, помимо грамматики, религии, нравственности, искусства, также система законов и правительство. Теория Тарда Выход Содержание

Слайд 27

Согласно данной теории право и государство возникают, функционируют, развиваются и до сих пор существуют и действуют как две взаимосвязанные составные части единого по своей сущности способа, порядка и формы бытия, признания, выражения и осуществления свободы людей в их социальной жизни. Исторически свобода проявляется в процессе разложения первобытного общества и дифференциации его членов на свободных и несвободных. Право и государство, пришедшие на смену нормам и институтам власти первобытного общества, как раз и представляют собой всеобщую и необходимую форму нормативного и институционального признания, выражения и защиты этой свободы в виде правосубъектности и государствосубъектности индивидов в частных и публично-властных делах и отношениях. Последующий всемирно-исторический прогресс свободы – это одновременно и прогресс соответствующих правовых и государственных форм бытия, закрепления и осуществления этой свободы. Иные теории происхождения государства Либертарно-юридическая теория Выход Содержание

Слайд 28

Согласно данной теории государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет. Патримониальная теория Выход Содержание

Слайд 29

Автор Презентацию создал и подготовил ученик 9б класса Ильинской основной школы Авсетов Аслан. Материалы - www.ru.wikipedia.org Музыка – Сергей Ущиповский - Бег облаков (Альбом «Баланс Элементов») Январь.2010 год Главная Выход Содержание

Посмотреть все слайды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе та­ких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

3 слайд

Описание слайда:

К основным теориям возникновения государ­ства принято относить: теологическую(религиозная, божественная); патриархальную (отеческая); договорную (естественно-правовая); органическую; психологическую; ирригационную; насилия (внутреннего и внешнего); экономическую (классовую).

4 слайд

Описание слайда:

Теологическая теория возникновения государства Теологическая (религиозная) теория господ­ствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средне­вековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский - 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Бла­женный - 354 - 430 н. э.) Теократическая теория имела под собой реальные фак­ты: первые государства имели религиозные формы, по­скольку представляли собой правление жрецов. Божест­венное право придавало государственной власти автори­тет, а решениям государства - обязательность.

5 слайд

Описание слайда:

Патриархальная теория возникновения государства Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Аристотель считал, что люди как коллективные суще­ства стремятся к общению и образованию семей, а разви­тие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государст­венная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с пат­риархальной властью главы семьи.

6 слайд

Описание слайда:

Договорная теория возникновения государства Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общест­венного договора противостояла феодальному сослов­ному государству, царящему в обществе произволу, нера­венству людей перед законом. Ее авто­рами и сторонниками в разное время являлись: Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед; Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы; Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские фило­софы- просветители; А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писа­тель-революционер.

7 слайд

Описание слайда:

Органическая теория возникновения государства Органическая теория возникновения государ­ства была выдвинута во второй половине XIX века анг­лийским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи вы­сказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегречес­кие мыслители, в том числе Платон (IV-III вв. до н. э.) сравни­вали государство с организмом, а законы государства - с про­цессами человеческой психики.

8 слайд

Описание слайда:

Психологическая теория Основоположником психологической теории воз­никновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психи­ки человека.

9 слайд

Описание слайда:

Теория насилия Теория насилия как главного фактора возник­новения государства выдвигалась различными автора­ми на протяжении столетий, Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик. Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и со­циолог; Карл Каутский (1854 - 1938). Причину происхождения и основу политической власти и госу­дарства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

10 слайд

Описание слайда:

Ирригационная теории возникновения государства Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникнове­ния государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффек­тивного использования их вод (ирригация).

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Экономическая теория возникновения государства Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.