Под международным правом чаще всего понимаются правовые нормы, создаваемые государствами и регулирующие отношения между ними. Возникновение международного права, соответственно, неразрывно связано с возникновением государств и отношений между ними. Естественно, международное право появилось не на пустом месте: еще в догосударственный период развития человечества существовала потребность в элементарном упорядочении отношений не только между отдельными людьми, но и между их объединениями, устойчивыми группами. До появления письменных договоров человечество прошло долгий путь развития, в ходе которого родовые отношения привели к появлению племен, а потом и союзов племен. Союзы племен могли возникнуть только в результате каких-то договоренностей, понимания того, что должны соблюдаться правила поведения, позволяющие племенам существовать в рамках такого союза. Складывавшиеся правила представляли собой прообраз того, что теперь принято называть международным правом.

Государства и регулирующие отношения между ними правовые нормы долгое время возникали и существовали в разное время и в различных регионах. Классификация исторических периодов в развитии международного права возможна по разным основаниям. Например, в отечественной науке существует периодизация международного права, следующая так называемым общественно-экономическим формациям:

  • - международное право рабовладельческого периода (примерно 4 тыс. до н. э. - V в. н. э.);
  • - международное право феодального периода (примерно V в. - середина XVII в.);
  • - международное право эпохи капитализма (середина XVII в. - начало XX в.);
  • - современное международное право, зародившееся в период окончания Первой мировой войны, Октябрьской революции и создания Лиги Наций и сложившееся в его нынешнем виде на основе Устава ООН.

Возможна несколько иная периодизация на основе определенных исторических эпох:

  • - древние времена (3000 г. до н. э. - 400 г. н. э.);
  • - переход от античности к Средним векам (400-800 гг.);
  • - раннее и среднее Средневековье (800-1300 гг.);
  • - позднее Средневековье (1300-1500 гг.);
  • - «испанская эра» (1500-1648 гг.);
  • - международное право периода 1648-1815 гг.;
  • - международное право между 1815 г. и Первой мировой войной;
  • - международное право между двумя мировыми войнами;
  • - международное право после Второй мировой войны .

Первая из упомянутых периодизаций опирается на общественноэкономические отношения соответствующего периода, обусловливающие характер отношений между государствами и облик международного права. Для второй свойственна увязка с историческими особенностями соответствующего периода (например, влиянием Испании на международные отношения XVI-XVII вв.) и конкретными международными событиями, оказавшими существенное воздействие на международные отношения (в 1648 г. заключен Вестфальский мирный договор, отразивший принцип суверенного равенства государств и закрепивший основанное на нем государственное устройство Европы; в 1815 г. состоялся Венский конгресс, на котором был заключен ряд международных договоров, по-новому оформивших отношения между европейскими государствами; после Первой мировой войны создана Лига Наций, ставшая, по сути, попыткой создания первой универсальной системы коллективной безопасности; после Второй мировой войны принят Устав ООН, вокруг которого сформировалась современная система международного права). Нетрудно заметить, что, несмотря на различия, у обеих периодизаций много общего. Главное - обе свидетельствуют о том, что развитие международного права неразрывно связано с развитием межгосударственных отношений.

Историю международного права чаще всего иллюстрируют примерами международно-правовых актов. Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовых актов считают заключенный около 3000 г. до н. э. договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. В нем шла речь, в частности, о государственной границе и решении споров мирным путем. Сохранился текст заключенного около 1269 г. до н. э. после войн, продолжавшихся 17 лет, мирного договора между Рамсесом II (Египет) и Хаттусили III (Хетт- ское государство). Стороны договорились о ненападении, военном союзе, взаимной выдаче преступников и перебежчиков, разделе территорий и сфер влияния.

В Древней Греции субъекты международного правового порядка - города-государства, называвшиеся полисами, время от времени образовывали основанные на договорах союзы, преследовавшие различные, в первую очередь военные, цели. Около 550 г. до н. э. возникло первое крупное объединение полисов - Пелопоннесский союз под главенством Спарты. В 478-477 гг. до н. э. возник первый Афинский (Делосский) морской союз, а в 377 г. до н. э. - второй Афинский союз, имевший антиспартанскую направленность и открытый в том числе для варваров. Оживленные контакты, торговля и миграция жителей между полисами привели к развитию таких институтов международного права, как арбитраж, дипломатическое право, торговое право и право, касающееся положения иностранцев. По многим из этих вопросов также заключались договоры. Частые вооруженные конфликты привели к развитию института мирных договоров и соглашений о перемирии.

Упоминаются договоры и между государствами Древнего Китая. Так, в 546 г. до н. э. был заключен первый из известных договоров о ненападении.

Наиболее часто в качестве примеров международно-правовых актов Средних веков приводят русско-византийские договоры X в.; Феррарский пакт итальянских городов о свободном плавании по реке По 1117 г. и аналогичный договор Смоленска с немецкими городами 1229 г. относительно плавания по Западной Двине; договоры об арбитраже, например между Генуей и Венецией 1235 г., между Вольдемаром Датским и Магнусом Шведским 1343 г.; Тордесильясский договор между Португалией и Испанией 1494 г., разделивший «плоскую» Землю на владения каждой из сторон, гарантом которого выступил папа римский Юлий II.

В Средние века возникла самостоятельная наука международного права. Характерно, что первые важные для международного права теоретические изыскания были посвящены праву войны. Их автором был святой Фома Аквинский (St. Thomas Aquinas), очертивший требования к так называемой справедливой войне (война должна быть объявлена суверенным правителем и вестись по его приказу; другая сторона должна предоставить справедливую причину для войны в виде виновного поведения; объявляющий войну правитель должен иметь справедливое намерение, которое существует только тогда, когда цель войны - наказать зло, помочь Господу и тем самым восстановить мир как можно скорее). Праву войны были посвящены работы итальянца Дж. да Леньяно (Giovanni da Legnano) «Трактат о войне» («Tractatus de bello») 1360 г. и француза О. Боне (Honore Bonet) «Древо баталий» («Arbre des batailles») 1385 г. Принципиальное значение для развития взглядов на государство, межгосударственные отношения и международное право имела теория государственного суверенитета, сформулированная французом Ж. Боденом (Jean Bodin) в 1576 г. в работе «Шесть книг о Республике» («Les six livres de la Republique»).

Считается, что начало исследованиям международного права в широком плане было положено в XVI в. испанцами Ф. де Виториа (Francisco de Vitoria) и Ф. Суаресом (Francisco Suarez). Причем первый рассматривал среди прочего практические правовые проблемы, связанные со спорами между Испанией и Португалией относительно открытых X. Колумбом районов. Борьба государств за раздел мира и господство на море стала толчком для развития международного морского права и исследований в этой области. В 1609 г. появилась работа голландца Г. Гроция (Hugo Grotius) «Свободное море» («Маге liberum»), в которой юридически обосновывался тезис о свободе открытого моря и, соответственно, неограниченный доступ голландских морских судов в Восточную Индию, которому препятствовала Испания. В 1638 г. опубликовано подготовленное по заказу Британской короны исследование англичанина Дж. Селдена (John Selden) о «закрытом море» («Маге clausum seu de dominio maris»). Наконец, в 1625 г. появляется первая всеобъемлющая теоретическая работа по международному праву - «О праве войны и мира. Три книги» («De iure belli ас pacis libri tres») Г. Гроция. Его справедливо считают основателем самостоятельной науки международного права, а его работа стала учебником международного права для нескольких поколений юристов, политиков, дипломатов. В XVII в. идеи Г. Гроция получили развитие в трудах немца С. Пуфендорфа (Samuel Pufendorf), англичанина Р. Зуче (Richard Zouche), в XVIII в. - голландца В. Бинкерсхука (Van Bynkershoek) и швейцарца Э. де Ваттеля (Emmerich de Vattel). Причем следует особо отметить системный, вполне современный и по сегодняшним меркам труд последнего «Право народов» («The Law of Nations») 1758 г. Считается также, что сам термин «международное право» («international law») был впервые употреблен И. Бентамом (Jeremy Bentham) в работе «Введение в основания нравственности и законодательства» («Ап Introduction to the Principles of Morals and Legislation») 1789 r.

Впрочем, не следует отождествлять историю международного права с историей международных договоров, будь то Вестфальский мирный договор, Статут Лиги Наций или Устав ООН, либо с историей развития научных взглядов о нем. Конечно, международные договоры, будучи результатом волеизъявления государств, представляют собой свидетельство состояния международного права. Но важную роль в развитии международного права играет и международноправовой обычай. На протяжении длительного времени именно он был основным источником международного права. Обычай, как правило, формировался постепенно, в результате длительного единообразного поведения государств, которое складывалось в норму поведения, признававшуюся государствами в качестве юридически обязательной.

Значение конкретного международного договора для международных отношений и международного права, как правило, может быть по достоинству оценено лишь спустя какое-то время. Если договор государств отвечает не конъюнктуре, а потребностям общественного развития, он вступает в силу и реально действует в течение длительного периода. Договоры, не соответствующие объективным потребностям, либо вообще не вступают в силу, либо не получают широкое признание, не оказывают реальное воздействие на общественные отношения и быстро становятся достоянием истории.

Договоры, которые выше упомянуты как рубежные для истории международного права, стали использоваться для обозначения этапов его развития именно потому, что, являясь плодом деятельности государств, отражали насущные потребности международных отношений и на длительное время становились источником основополагающих для них правовых норм. Однако они не были вечными, по прошествии времени переставали адекватно отражать изменяющуюся реальность и, соответственно, корректировались, пересматривались, прекращали свое действие или заменялись новыми международноправовыми нормами.

В международном праве воля государства проявляется при создании норм (договорных или обычных), налагающих на государство международно-правовые обязательства, т. е. устанавливают юридически обязательные рамки его поведения. Международный договор и процесс его заключения являются наиболее наглядным проявлением того, как в результате волеизъявления государств формируется международное право. В процессе переговоров в договорных текстах воля государств становится явно выраженной, проявляется наглядно, expressis verbis. Зависимость обычных норм международного права от волевого начала менее очевидна. Повседневное, обыкновенное поведение государств и молчаливое признание его в качестве правовой нормы легче воспринимаются как непосредственно происходящие из объективной необходимости, нежели из субъективной государственной воли. На самом же деле воля государства присутствует и здесь. Государство понимает, что именно определенное поведение соответствует существующим обстоятельствам, велениям времени и также сознательно, хотя бы и молчаливо, признает соответствующую поведенческую модель обязательной нормой.

По общему правилу государство может быть связано международным правом только с его согласия, т. е. в результате волеизъявления . Международно-правовые ограничения, обязательства, как правило, не могут презюмироваться . Это следствие принципа суверенитета государства, уже длительное время являющегося важнейшим для международного права. Например, как заявил МС ООН в решении по делу «Спор о судоходных и смежных правах» («Коста-Рика против Никарагуа») 2009 г., «ограничения суверенитета государства в отношении его территории не должны быть предметом презумпции».

Однако современное международное право знает исключения из общего правила о том, что обязательства могут быть возложены на государство только с его согласия. Во-первых, даже государство, не являющееся членом ООН, связано по крайней мере основополагающими обязательствами, вытекающими из ее Устава. В соответствии с п. 6 ст. 2 Устава ООН «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности». Таким образом, в данном случае объективная необходимость обеспечения международного мира и безопасности предопределяет обязательность для государства некоторых международно-правовых норм, несмотря на то, что оно не выразило свое согласие с ними. Во-вторых, условия существования современного международного сообщества таковы, что без соблюдения основополагающих международно-правовых норм государство не может быть членом этого сообщества, т. е. не может существовать как таковое. Именно поэтому появляющееся в современном мире государство уже в момент своего возникновения связано рядом международно-правовых обязательств, вытекающих из важнейших норм общего международного права (например, из принципов суверенного равенства и территориальной целостности государств, уважения прав человека, неприменения силы и угрозы силой; норм, запрещающих пытки, геноцид, работорговлю), независимо от того, хочет ли оно быть связанным этими нормами, т. е. независимо от его волеизъявления.

Рассматривая соотношение факторов государственного волеизъявления и объективной исторической необходимости, социально-экономической обусловленности в возникновении, развитии, применении международного права, можно отметить следующее. Волеизъявление государств может преобладать применительно к каким-то конкретным нормам международного права. Оно может быть решающим в их возникновении, формулировании, реализации. Когда же речь идет о международном праве определенного исторического периода, тем более о существующей сегодня системе международного права в целом, можно говорить о том, что в его возникновении, развитии, имплементации определяющим является фактор объективной необходимости. Такую необходимость обычно отражают основополагающие нормы, принципы международного права соответствующего исторического периода. Они наиболее стабильны, менее всего подвержены изменениям и влиянию субъективного волевого фактора. Они, образно говоря, есть лицо международного права своего времени.

Неразрывную связь международного права с государством, истории международного права с историей межгосударственных отношений не следует воспринимать как свидетельство зависимости международного права исключительно от воли государств. Непосредственно международное право действительно возникает в результате волеизъявления, согласования воль государств. Однако, во-первых, само это волеизъявление, а тем более процесс согласования воль обусловлены множеством объективных и субъективных факторов; во- вторых, как уже отмечалось выше, жизнеспособность международноправовой нормы во многом зависит от ее соответствия объективным потребностям. Таким образом, формирование и развитие международного права предопределяются сочетанием государственно-волевого фактора и уровнем социально-экономического развития международного сообщества.

Кроме того, применительно к международному праву большую роль играет правосознание. Оно существует в различных формах. Во- первых, поскольку международное право долгое время было и по- прежнему в значительной мере остается «горизонтальным» (в отличие от внутригосударственного права в нем нет централизованных законодателя и правоприменителя), в его формировании и применении большую роль играют представления о нем тех, кто его главным образом создает и применяет, т. е. государств. Во-вторых, при разрешении юридическими средствами межгосударственных споров важны международно-правовые воззрения судебных и арбитражных органов, а также составляющих их судей и арбитров. Наконец, международное правосознание отражается во взглядах ученых, изучающих международное право. Свидетельством признания роли международноправовой науки является, в частности, как то, что согласно п. 1 (d) Статута МС ООН доктрины специалистов по публичному праву признаются в качестве вспомогательного средства для определения Судом правовых норм, так и то, что историю международного права часто рассматривают параллельно с историей науки о нем.

Отдавая должное роли международного правосознания, следует, однако, отметить: международное право - объективное явление и не обязательно совпадает с нашими представлениями о нем, тем более что представления эти зачастую не идентичны. Будучи созданной, международно-правовая норма обретает в известном смысле самостоятельную жизнь, оказывая воздействие на соответствующие общественные отношения.

Международное право, так же как и отношения, из которых оно вырастает и которые оно регулирует, обладает динамикой, подверженной влиянию прежде всего объективных общественных процессов. Меняются не только специализированные международноправовые нормы, но и основополагающие принципы, соотношение между ними. В основе существования современного международного права лежит в первую очередь необходимость обеспечения международного мира и безопасности, защиты прав человека. Соответственно современная система международного права олицетворяется прежде всего принципами неприменения силы и угрозы силой, уважения прав человека, добросовестного выполнения международных обязательств.

Как отмечается, например, в решении МС ООН по делу «Спор о судоходных исмежных правах («Коста-Рика против Никарагуа») 2009 г., «ограничения суверинитетагосударства в отношении его территории не должны быть предметом презумпции».

Заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений.

Своеобразным памятником международного права можно считать и Законы Ману (I век н.э.)., достаточно подробно урегулировавшие вопросы посольского права.

Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф , который, в случае неуплаты, взыскивался с помощью вооруженных сил.

В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает принцип соблюдения договоров, при этом нарушение договора рассматривалось как нарушение божественного права.

Международное право в средние века

На развалинах Римской империи в Европе возникло несколько феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.). Развитие международного права несколько замедлилось, так как характерной чертой эпохи феодализма являлось «кулачное право ». Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров. В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан . Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация «законов и обычаев войны», начинает складываться консульское право.

Активную роль в международных отношениях играла церковь. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм международного права . Так, на Карфагенском соборе (438 г.) был официально сформулирован один из важнейших международно-правовых принципов — принцип добросовестного выполнения международных обязательств (расta sunt servanda).

Формирование буржуазных институтов международного права

Крупнейшим международником данной эпохи был голландский юрист Гуго Гроций (1583—1654 гг.), основное произведение которого «О праве войны и мира» (1625 г.) не утратило ценности и сегодня. Признавалось, в частности, что: в основе международного права лежат международные договоры ; государства договариваются между собой относительно правил поведения как в мирное, так и в военное время. Войны должны вестись только в интересах справедливости. Были обоснованы также принципы свободы морей и свободы торговли. Книга Греция приобрела такой авторитет в Европе, что в случае возникновения международных разногласий ее положения использовались в качестве основания для разрешения спорных вопросов.

Великая Французская революция привнесла в международные отношения идею равенства, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи о правах человека , неотъемлемости основных прав и свобод.

В XIX столетии можно отметить четыре этапа в развитии международного права. В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодификация дипломатического права, а также запрещена работорговля. В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны, Черное море было объявлено нейтрализованным. Берлинский конгресс 1878 г. был ознаменован признанием независимости Сербии, Румынии и Черногории. На Гаагской конференции 1899 г. приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны, запрещающие применять разрывные пули и снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о международном арбитраже.

На второй Гаагской конференции (1906—1907 гг.) были приняты десять новых конвенций, кодифицирующие правила ведения войны и регламентирующие мирные способы разрешения международных споров.

Возникновение и развитие современного международного права

Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война . Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жерменским договором 1919 г. и другими соглашениями, послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.

В 1919 г. была учреждена универсальная международная организация — Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Версальского договора. Лига Наций создавалась для обеспечения международного мира и безопасности и формально просуществовала до 1946 г. Однако ее существование не предотвратило агрессии Италии против Эфиопии 1935—1936 гг., Советско-финской войны, Второй мировой войны.

Важный вклад в борьбу с фашизмом и решение вопросов послевоенного устройства мира внесли Московская (1943 г.), Тегеранская (1943 г.), Ялтинская (1945 г.) встречи руководителей союзных держав.

На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франциско (1945 г.) были разработаны основные положения Устава ООН , который и был подписан 26 июня 1945 г. Устав ООН закрепил семь и зафиксировал организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности.

Универсальная система безопасности была дополнена региональными системами — Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Варшавского договора (ОВД), Организация американский государств (ОАГ) и др. Эти организации, несмотря на «холодную войну» и обострение международной напряженности в 50—60-е гг., сыграли свою роль в предотвращении глобальных вооруженных конфликтов .

70-е годы нашего столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием региональной, прежде всего европейской, интеграции. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу сближения европейских государств различных систем, формированию системы мер доверия.

В 1960—1970 гг. была проведена серьезная работа по кодификации международного права . В это время, в частности, были заключены конвенции о праве международных договоров , правопреемстве государств, правах человека , дипломатическом и консульском праве, космическом праве и др.

80-е гг. были отмечены дальнейшим смягчением международной напряженности и совершенствованием международно-правовой регламентации таких отраслей международного права, как морское право, право международной безопасности, гуманитарного право и др.

Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 90-х гг. На месте бывшего Союза ССР возникли новые самостоятельные государства, было создано Содружество Независимых Государств. С прекращением существования Союза ССР и распадом социалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Изменилось и соотношение сил на международной арене. США , не сдерживаемые больше действиями Советского Союза, все активнее стали претендовать на роль мирового правительства . Военный блок западных государств — НАТО — присваивает себе полномочия по урегулированию региональных конфликтов, постепенно оттесняя ООН.

Одновременно с некоторым снижением роли ООН, нуждающейся в серьезных реформах, можно отметить тенденцию продолжения укрепления и развития регионального сотрудничества государств. Большими темпами идет процесс западноевропейской интеграции, сплачиваются арабские и африканские государства, совершенствуются связи стран Юго-Восточной Азии.

Российское государство и международное право

Так, с IX в. Киевская Русь активно участвует в международных отношениях, заключает мирные и торговые договоры с Византией и некоторыми европейскими государствами.

В ХIII-ХIV вв. Русь отражала натиск монголов и сил Запада, довольно активно заключая союзы и используя посольства.

С конца XVI в. на международную арену выступает Московское государство. «Изумленная Европа, в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах» (К. Маркс).

Процесс объединения русских земель сопровождался активными дипломатическими шагами Москвы, участвовавшей в военных союзах, объявлявшей войны и заключавшей договоры с Литвой, Турцией, Крымским ханством. К середине XVI в. относится создание прообраза ведомства иностранных дел — посольского приказа.

В эпоху Петра I Россия начинает обмениваться с зарубежными государствами постоянными дипломатическими представительствами . В России создается посольская канцелярия, которая постепенно преобразуется в Посольскую коллегию. Решая турецкую и шведскую проблемы, Россия вела активную внешнюю политику, привлекая союзников и используя противоречия в среде западных государств.

При Екатерине II Россия занимает место в ряду самых могущественных европейских держав. Политика морского нейтралитета, провозглашенная Россией в 1780 г. и поддержанная другими государствами, содействовала получению независимости Соединенными Штатами Америки. Успешные войны с Крымским ханством и Оттоманской империей позволили России в значительной мере решить проблему обеспечения безопасности ее южных границ и осуществления мореплавания по Черному и Средиземному морям.

Исключительно велика роль России в регламентации «законов и обычаев войны». Так, в 1868 г. по инициативе России была принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. В 1899 г. и 1907 г. были проведены две конференции мира, в которых Россия приняла активное участие. В этой связи нельзя переоценить и роль Российского государства в совершенствовании института мирных средств разрешения международных споров.

Новый этап в международных отношениях начался после Октябрьской революции 1917 г. Декрет о мире устанавливал новые принципы взаимоотношений государств, обозначил формирование некоторых важных принципов международного права .

В 30-х гг. СССР сыграл важную роль в демократизации международных отношений, в предотвращении экспансии Германии. Во время Второй мировой войны Советский Союз вынес основную тяжесть борьбы с фашизмом.

Являясь одним из основателей ООН , СССР принял активное участие в послевоенном устройстве мире, содействовал крушению колониальной системы, поддерживал вступившие на международную арену новые независимые государства.

С распадом СССР и проводимой перестройкой экономической и политических систем наше государство, к сожалению, утратило свою роль сверхдержавы. Были потеряны, в частности, ведущие позиции в решении важнейших вопросов мирового порядка, утрачено влияние России в Восточной Европе, арабском мире, Африке, Азии, Латинской Америке.

В настоящее время предстоит серьезная работа по восстановлению утраченных нашей страной внешнеполитических позиций, устранению возникших в мере дисбалансов. Хочется верить, что к концу нынешнего тысячелетия Россия восстановит свое значение ведущей мировой державы.

Появление крупных государств и дипломатических отношений между ними вызвало к жизни и соответствующую теорию. Возникает дипломатическое право и право международное. Нидерландец Бальтазар Айала опубликовал в 1582 г. сочинение «О праве войны и военных учреждениях». В нем он развил учение о посольской неприкосновенности, обосновав его данными опыта и соображениями целесообразности. Большое распространение подучила работа итальянца Альберико Джентили «О посольствах» (1585 г.). Этот автор был одним из наиболее известных предшественников основателя международного права - голландца Гуго Гроция. Родом из Анконы, Альберико Джентили перешел в протестантизм, вынужден был уехать из Италии и стал профессором Оксфордского университета. Ему как юристу пришлось высказаться по поводу деятельности испанского посла Мендозы, который принял участие в заговоре против королевы Елизаветы в пользу Марии Стюарт. По этому поводу он написал целый трактат о правах и обязанностях посла. Джентили оказал глубокое влияние на развитие науки о международном праве в Англии.

Пальма первенства в отношении разработки науки международного права принадлежит, несомненно, Гуго Гроцию (1583-1645 гг.). Историческое значение знаменитого голландского юриста заключалось в том, что в век бесконечных войн между абсолютистскими, т.е. дворянскими государствами, сопровождавшихся грабежами и разорением, он попытался теоретически обосновать и защитить буржуазную собственность и вместе с этим ввести войну в рамки правовых норм. Сочинение, которое создало Гроцию славу - «О праве войны и мира», исходило из права собственности как «естественного права» человека, права, «диктуемого здравым смыслом, т.е. природой». На основе естественного права строится право положительное, т.е. законы, издаваемые государством. Источником положительного права является договор. Договор лежит в основе международного права. Государства, рассматриваемые Гроцием, как отдельные собственники, договариваются между собой о нормах, регулирующих отношения между ними не только в мирное время, но и во время войны. Война, по Гроцию, является фактом естественным: она вытекает из человеческого стремления к самосохранению. Однако война должна быть предпринимаема только в интересах восстановления справедливости. Когда она уже разгорелась, вести ее надо в пределах права и добросовестно. Чтобы война была справедливой, от воюющих сторон требуется уважение свободы торговли, свободы эмиграции, свободы морей, неприкосновенности вражеской собственности в тех пределах, в каких не требуется «возмещение убытков и удовлетворение притязаний за счет врага».

В своем труде Гроций посвятил правам посла целую главу (XVIII). Она интересна в том отношении, что описывает обычаи, которые сложились к началу XVII века в области посольского права. «Всеми признаны, говорит Греции, - два основных права посла: I) право быть принятым тем сувереном, к которому он послан; 2) неприкосновенность личности самого посла, его свиты и его имущества». Гроций подчеркивает, что права посла не столько вытекают из неизменных принципов естественного права, сколько зависят от воли отдельных народов, другими словами, от обычаев страны. Поэтому и первое и второе из основных прав посла в разных странах имеют различный объем. Право посла быть принятым вовсе не означает, что суверен, к которому он направлен, обязан его принять. Необходимо лишь, чтобы отказ в приеме посла был строго обоснован. Если посол отправлен врагом, вторгшимся в страну, или явился с целью подстрекать чужих подданных к мятежу, он с полным основанием лишается права быть принятым. Точно так же обстоит дело и с неприкосновенностью посла (§1V). Большая или меньшая неприкосновенность посла зависит от обычаев страны, в которой он аккредитован. Во всяком случае, думает Гроций, личность посла должна быть изъята из-под действия правила, согласно которому каждый иностранец подчиняется законам той страны, где он находится. С личной неприкосновенностью посла связана и его экстерриториальность. «Так как, - говорит Гроций (гл. XVIII, §IV, 8), - согласно международному праву посол представляет особу своего монарха, он находится как бы вне территории того государства, в котором выполняет свои функции. Отсюда следует, что он не обязан соблюдать законы страны, в которую послан. Если он совершит преступление, то следует либо закрыть на это глаза, либо выслать его за пределы государства; в случае если преступление его наносит стране, где он является послом, существенный ущерб, нужно требовать от его государя либо наказания, либо выдачи посла. Такой же неприкосновенностью пользуются свита посла и его имущество. Что касается права убежища в посольстве, то это право имеется налицо лишь в том случае, если допускается сувереном, при котором посол аккредитован». Гуго Гроций изложил теоретические основы международного права, и в этом огромное значение его труда. В XVII веке стали издаваться сочинения, которые ставили себе более скромные цели - именно дать послу практическое руководство для наилучшего выполнения возложенных на него поручений. Такими были: пособие по дипломатии англичанина Ричарда Сача (1650 г.) и особенно книга голландца Авраама Викфора «Посол и его функции» (1676 г.). Она выдержала несколько изданий и в течение долгого вретени была настольным руководством дипломатов.

Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор 1928 г. не содержали понятия агрессии, как и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения. В целом в деятельности Лиги Наций нашли отражение противоречивые тенденции отношений, сложившихся между побежденными и победителями в Первой мировой войне.

Развязавшие Вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению в том, что в основе послевоенного устройства мира должны быть такие начала, которые бы обеспечили государствам международно-правовые гарантии их безопасности.

Вопросы поддержания международного мира стали предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признана необходимость создания новой всемирной организации, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. Как предполагалось, в нее должны будут войти все суверенные государства, как большие, так и малые. Будущая организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности. Она должна олицетворять согласованные действия ее членов. На этих конференциях также обсуждался комплекс вопросов, касающихся ответственности Германии за нанесенный ею ущерб в ходе войны и ответственности нацистских военных преступников. Одна из центральных идей, прозвучавших на конференциях, состояла в необходимости создать международный порядок, основанный на принципах права и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и всеобщее благосостояние человечества.

Принятый 24 октября 1945 г. Устав ООН, а также результаты ее деятельности, несмотря на имевшие место периоды конфронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым моментом стало закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены организации взяли обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на агрессора. Эти положения поставили вне закона практиковавшееся ранее государствами «право на войну». Запрет агрессивной войны привел к пересмотру содержания многих отраслей и институтов международного права, в частности норм об ответственности государств как субъектов международного права, об основаниях наказания преступников войны, о мирных средствах разрешения международных споров и др.

Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве в результате закрепления в Уставе ООН нормы о праве народов на самоопределение. Более того, в названном документе было зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций и народностей, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность. Ее обрели после окончания Второй мировой войны десятки народов Азии и Африки. Закрепление в Уставе ООН положения о праве народов на самоопределение оказало значительное влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право международных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.

Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» международного права XIX в., получила название «современное международное право». Эта система сложилась как целостное явление благодаря активной кодификации и прогрессивному развитию международного права. В результате кодификации международно-правовых норм и внедрения в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место в системе источников международного права постепенно занял международный договор.

1.6 Наука международного права и ее эволюция

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъектов не в рамках отдельно взятого государства, а между различными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Нового времени. «Возраст» науки международного права, объединяющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, подходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столетий.

Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодизацию истории научного знания о международном праве. Так, например, известный русский ученый Н.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в развитии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного права существовали главным образом в форме мифологии, в период античности - в форме философии, а в эпоху Средневековья - в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и независимость от теологии.

Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особенностей, эффективности действие, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конкретных институтов и отраслей международного права, анализом их развития.

«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из основоположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных трудов, состоящий из трех книг, считается первым систематическим изложением действовавшего в тот период времени международного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное внимание было уделено международным договорам, дипломатической практике государств, институту нейтралитета.

Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затронул в том числе и международно-правовую проблематику. Различие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые государством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и контролируемые последними), послужило основой для того, чтобы теологи и правовые мыслители Средневековья выдвинули идею о существовании универсального права, применимого ко всем государствам.

Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».

Еще один предшественник Г. Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: «Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).

Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на природу и сущность «права народов»: школы естественного международного права (естественно-правовое направление) и школы позитивного международного права (юридический позитивизм). В то же самое время начало формироваться третье, компромиссное научное направление (так называемая «гроцианская» школа), представители которого заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами».

Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторонники, отрицая самостоятельный характер «права народов», рассматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).

| | | | |
история международного права, история права
Исто́рия междунаро́дного пра́ва - отрасль науки международного права, изучающая возникновение и развитие международного публичного права как комплекса правовых норм, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

История международного права непосредственно связана с развитием государств и отношений между ними и берёт своё начало ещё со времен Античности. процессе формирования международного права как самостоятельной правовой системы были установлены его основные принципы (jus cogens) и институты (такие как право международных договоров, право внешних сношений и другие). Основную роль в истории развития международного права играли два фактора: политико-социальные изменения в обществе и труды известных юристов и правоведов, таких как Гуго Гроций и Иеремия Бентам.

  • 1 Древний мир
    • 1.1 Египет и Месопотамия
    • 1.2 Древняя Греция
    • 1.3 Древний Рим
  • 2 От падения Римской империи до Вестфальского мира
    • 2.1 Средневековая Европа
    • 2.2 Мусульманские страны
  • 3 Гуго Гроций
  • 4 Вестфальский мир и его значение
  • 5 Период классического международного права
    • 5.1 От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
    • 5.2 Гаагские конвенции
  • 6 Лига Наций
  • 7 Современное международное право
    • 7.1 Создание ООН и её деятельность
    • 7.2 Женевские конвенции
    • 7.3 Совет Европы и Европейский Союз
  • 8 Примечания
  • 9 Литература

Древний мир

Египет и Месопотамия

Плита, на которой запечатлен Кадешский мирный договор, заключённый между Рамсесом II и Хетушилем III. Музей археологии, Стамбул

Систематические международные отношения между государствами древнего мира начали осуществляться в конце III - начале II тысячелетия до н.э. Они носили очаговый характер, так как возникали только между развитыми рабовладельческими государствами, находившимися в долинах Тигра и Евфрата, районах Средиземного моря и на территории современного Китая. Примером первых межгосударственных договоров может служить договор, заключённый примерно в 2100 году до н. э. между царями древних городов-государств Лагаш и Умма, находившихся на территории Месопотамии. Другим примером является договор, заключённый в 1296 г. до н. э. между царем хеттов Хетушилем III и египетским фараоном Рамсесом II, закреплявший военный союз между Египтом и Хеттским царством, а также являющийся первым известным договором об экстрадиции и первым известным памятником международного права:

Если прогневается Рамсес-Мериамон на подданных, принадлежащих ему, либо они совершат другой проступок против него, и он пойдет, чтобы повергнуть их, то будет правитель хеттов вместе с Рамсесом-Мериамоном, владыкой Египта…Если же выступит другой враг против земель правителя хеттов и он пошлет сообщение правителю Египта равным образом, то Рамсес-Мериамон, великий властитель Египта, придет к нему на помощь, чтобы повергнуть его врага.

Древняя Греция

Уже в столь ранний период зародились первые институты международного права, регулировавшие законы и обычаи войны (в частности, правила её объявления, обращения имущества в собственность победителя), обмен послами, заключение союзов, вопросы выдачи преступников и беглецов. Наибольшее развитие международное право в этот период получило в Греции, разделённой на враждующие между собой города-полисы. Государства Древней Греции постоянно объединялись в военные союзы - симмахии и эпимахии, распространённой была практика заключения договоров о нейтралитете во время войны. Средством обеспечения международных договоров в ранний период служили заложники; кроме того, практика показывала, что нарушение межгосударственных обязательств было намного более распространено, чем их соблюдение. Однако постепенно заключение международных договоров стало сопровождаться клятвами и религиозными обрядами, а в самих международных договорах начали указываться сроки их действия и порядок внесения изменений. Например Никиев мирный договор 421 год до н. э.) устанавливал особый статус Дельфийского храма, заключался на срок 50 лет и регулировал также порядок обмена военнопленными и гражданами:

Лакедемоняне и союзники обязуются возвратить афинянам Панакт, афиняне лакедемонянам - Корифаси… и всех лакедемонских граждан, содержащихся в заключении в Афинах или в какой-либо другой части Афинского государства, а равно и всех союзников… Также и лакедемоняне с их союзниками обязуются возвратить всех афинян и их союзников.

Договор должен был соблюдаться заключившими его сторонами «без коварства и ущерба на суше и на море» и скреплялся присягой: «буду соблюдать условия и договор без обмана и по справедливости». Присягу условлено было возобновлять ежегодно и в каждом городе отдельно. конце договора имелась оговорка, которая позволяла в случае нужды вносить в текст необходимые изменения. конце договора следовали подписи лиц, заключивших договор. Постепенно из практики международных сношений начал формироваться основной принцип международного права - pacta sunt servanda (договор должен исполняться), а послы стали основой международного общения, что стало причиной формирования первых норм и обычаев, закреплявших их статус как лиц, обладающих иммунитетом («неприкосновенных»). Такой статус подтверждался специальным удостоверением («diploma») в форме сдвоенной навощенной дощечки. Именно от её названия и произошло понятие «дипломатия».

В Древней Греции зародился также институт проксенов. Главной функцией проксенов являлась защита интересов иностранцев, а сами они наделялись особым статусом - они, члены их семьи и имущество, принадлежащее им, были неприкосновенны. Проксен имел право помещать на двери своего дома герб государства-города, которое он представлял; имел доступ на заседания народных собраний; он мог приобретать и владеть недвижимым имуществом и пользовался специальной печатью с гербом представляемого государства-города. Тем самым, греческие проксены стали прообразом современных консулов.

Древний Рим

В эпоху Римской империи международное право развивалось в рамках «права народов» (Jus gentium), которое создавалось решениями специального должностного лица - претора перегринов. Право народов представляло собой сочетание норм гражданско-правового и международного характера и регулировало порядок возмещения военного ущерба и статус иностранных граждан. Именно Jus gentium в итоге привело к возникновению понятия «международное право». Международными сношениями Рима ведали Сенат и специальные должностные лица - фециалы, которые проводили обряды заключения мира и объявления войны.

От падения Римской империи до Вестфальского мира

Средневековая Европа

После распада Римской империи, в Европе появилось множество государств, что создало обширную основу для развития международных связей. Однако раннее Средневековье отличалось тенденцией к рецепции римского права. частности, большое влияние на международное право в данный период оказал Кодекс Юстиниана, а также Католическое каноническое право. Объясняется это прежде всего тем, что страны, разрозненные политически и культурно, в поисках единого международного языка общения обращались к наследию прошлого и к религии, объединяющей их. Лидеры Католической церкви в свою очередь (среди которых особо выделялся Папа Римский Григорий VII), пытались создать мировое христианское государство, выступая в роли посредника и арбитра на международной арене.

Рецепированные из римского права нормы приобретали религиозную окраску: религиозной клятвой в форме целования креста и Евангелия скреплялось большинство международных договоров. Однако международное право ещё носило региональный, а не всеобщий характер.

Второй Латеранский собор 1139 года, запретивший использование арбалетов против христиан

Средствами обеспечения их исполнения выступали заложники, а также возможность наложения интердикта - отлучения от Церкви, что стало первым инструментом наложения международной ответственности. Кроме того, получила развитие практика гарантирования исполнения международных договоров со стороны третьих государств или Папы Римского, а также залог городов и территорий.

В X-XI веке были предприняты первые попытки гуманизировать законы и обычаи войны. На вселенских и региональных церковных соборах были установлены ограничения («замирение по субъектам») согласно которым в военных действиях не могли участвовать лица духовного звания, паломники, вдовы, купцы и дети до 12 лет, а из сферы военных действий исключались церковные объекты и имущество - храмы, монастыри, земли духовенства. Церковь пыталась также запретить ведение действий в определённые дни - так называемый Божий мир. Рыцарскими правилами запрещалось убивать врага со спины; послов, герольдов, вестников нельзя было задерживать как заложников или казнить по правилам чести. Нельзя было нападать на герольда, после боя обходившего раненых. Все это заложило основу для последующего развития международного гуманитарного права.

Мусульманские страны

Начиная с VII века, ознаменовавшегося распространением Ислама, арабские страны основывали свои отношения с другими государствами на основе религиозных норм Корана. Коран также закреплял принцип соблюдения договора, неприкосновенность послов. Основной идеей регулирования международных отношений в исламе являлось деление всех стран и народов по религиозному признаку на две группы: «мир ислама» и «мир войны». Особо прописывался статус иностранцев в мусульманских государствах - иностранец, не являющийся мусульманином, в установленный срок был обязан предъявить ручательство мусульманина или покинуть страну.

Гуго Гроций

Основная статья: Гуго Гроций См. также: О праве войны и мира

Гуго Гроций вошёл в историю международного права как основатель новой, классической теории международных отношений и «отец» международного права, заложивший его основы и принципы в своём труде «О праве войны и мира». Гроций, в отличие от многих других философов и правоведов, объясняет возникновение права не божественным фактором (не отрицая при этом роли Бога), а рациональным - согласно ему, именно стремление людей к общению стало причиной создания государственности и законов.

Гуго Гроций - отец классического международного права

С позиции концепции естественного права, Гроций приходит к выводу, что война не противоречит ему. Однако не все войны являются допустимыми как по причинам так и по методам ведения: справедливые войны по своей природе оборонительны, направлены на защиту имущества и людей. Несправедливые же основаны на агрессии, стремлении «взять чужое», что противоречит законам мирного сосуществования и естественному праву.

Гроций отмечает, что война должна быть обоснована, а её методы и средства - ограничены. Должно существовать определённое право ведения войны и отношений между государствами (право народов), в основу которого положены принципы уважения закона, Бога и человека. Верховенство такого права должно остановить безумие войны, дающую свободу совершать любые преступления. Право также должно регулировать и отношения между государствами, по аналогии с тем, как оно регулирует отношения между людьми, преследуя цель всеобщего блага и справедливости:

…нет столь могущественного государства, которое порою не испытывало бы нужды в содействии извне, со стороны других государств, как в области торговли, так и для отражения соединённых сил многих чужеземных народов; оттого мы видим, как даже самые могущественные народы и государи ищут заключения союзных договоров, которые лишены какой-либо силы, по мнению тех, кто ограничивает справедливость пределами каждого государства. Оттого-то, в самом деле, верно, что нельзя рассчитывать ровно ни на что, если только отклониться от права.

Идеи международного права, регулирующего отношения между государствами, основанного на принципах сотрудничества, равенства и светского, а не религиозного, начала, высказанные Гуго Гроцием, оказали существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ нового светского «юридического мировоззрения» и положили начало «классической» теории международного права.

Вестфальский мир и его значение

Основная статья: Вестфальский мир См. также: Вестфальская система международных отношений

Огромное значение на развитие международного права оказал Вестфальский мирный договор от 24 октября 1648 года, заключением которого была окончена Тридцатилетняя война в Европе. Вестфальский мирный трактат установил новую систему принципов международного права, «новый миропорядок», основанный на признании суверенитета за всеми государствами и их равным положением по отношению друг к другу. Вестфальский договор считается переломной точкой в становлении международного права и базовым документом, на основе которого получил своё развитие институт международно-правовых гарантий.

Заключение Вестфальского мира (художник Герард тер Борх)

Вестфальскими договорами была впервые сформирована декларативная теория международно-правового признания государств, согласно которой для возникновения у нового государства международной правосубъектности достаточно самого факта его провозглашения. частности, в рамках данного подхода в качестве участников международного общения были признаны обретшие независимость Швейцария и Нидерланды, а также (впервые в Западноевропейской международной практике) Московское государство.

Кроме того, Вестфальские мирные договоры установили новые принципы отношений между государствами. Эти принципы сформировались с целью разрешить разногласия, приведшие к началу Тридцатилетней войны: так, в правах были уравнены католики и протестанты, а также отменён ранее действовавший принцип «Чья власть - того и вера» (cuius regio, eius religio). Все это привело к тому, что религиозный фактор в отношениях между государствами был отодвинут на второй план, уступив место новому. Новым фактором стало провозглашённое равноправие Европейских государств, вне зависимости от государственного строя и веры. Например, страны с республиканской формой государственного правления стали рассматриваться как самодостаточные государства (в отличие от средневековой концепции отношения к ним как к «третьесортным» государственным образованиям).

Именно в рамках Вестфальского трактата впервые был сформировано понятие суверенитета государства как «права на территорию и верховенство». Признание принципа «суверенности национальных государств» закрепило за государствами роль основных субъектов международного права.

Кроме того, в Вестфальском мире проявились идеи о необходимости сотрудничества европейских государств в целях достижения общих целей поддержания мира в Европе:

И все же, заключённый мир должен оставаться в силе. Все стороны, заключившие данное соглашение, обязаны защищать и оберегать положения каждого пункта данного Договора от посягательств других сторон, вне зависимости от приверженности какой-либо религии. Ежели какое-либо положение Договора все же будет нарушено, потерпевшая сторона, прежде прочего, должна попытаться убедить нарушителя не применять грубой силы, но решить проблему при помощи дружественных переговоров или Суда.

Однако признание принципа абсолютного суверенитета государства на своей территории привели к политике поддержания «баланса сил» между европейскими государствами, которая получила название вестфальской системы международных отношений.

Учение Гуго Гроция и Вестфальский мир привели к созданию классического международного права.

Период классического международного права

От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира

Данный период в истории международного права характеризуется продолжением развития идей, выдвинутых Гуго Гроцием и возникших при заключении Вестфальского мира. На почве естественно-правовой теории начали своё формирование новые принципы и нормы международного права.

Аббат Грегуар, Проект Декларации международного права

Народы, по отношению друг к другу независимы и суверенны, каковы бы не были численность населения и размеры территории, которую они занимают... человек человеку должен то, что народ должен другим...

Постепенно концепция суверенитета государства привела к формированию концепции суверенитета народа: не государство теперь выдвигалось на первый план, но народ, как носитель естественного для него суверенитета, из которого вытекали его права (право на самоопределение, независимость, международное общение). Такие изменения были связаны с ослаблением абсолютной монархии и снижением роли монарха в государственном управлении.

Утрехтский мирный договор 1713 года регулировал вопросы защиты частной собственности мирного населения во время ведения военных действий

Процесс гуманизации правил ведения войны также продолжал развиваться: было пересмотрено понятие оккупации, которая теперь не должна была приводить к аннексии территории и сопровождаться изъятием собственности у населения. Захваченные территории стали приобретать статусы подконтрольных территорий: протекторатов, колоний, заморских территорий.

Немалое значение на развитие международного права в этот период оказал английский философ и юрист Иеремия Бентам. Бентам осуждал агрессивные войны, был ярым противником колониальной системы как нарушающей права народов на независимость:

Вы избираете своё правительство, почему тогда другие народы не могут избрать своё правительство? Вы действительно думаете объединить таким образом мир, называя это свободой? Что стало с правами человека? Неужели вы единственные, кто имеет права?

Особое внимание Бентам уделял предупреждению войн, впервые сформировав принцип мирного решения конфликтов и идею о создании международных организаций, предвосхитив тем самым создание Лиги Наций и ООН.

Снижение личностной роли монарха в международных отношениях привело к тому, что в начале XIX века клятва как способ обеспечения договора стала выходить из употребления, так как начала восприниматься как личный акт самого монарха, который не являлся более носителем государственного суверенитета. Основными способами обеспечения международных обязательств становятся международно-правовые гарантии и поручительство государств. Ушли в прошлое такие способы обеспечения исполнения международных договоров как залог территорий и поручительство Папы Римского.

На Венском конгрессе 1814 года был впервые установлен статус постоянно нейтрального государства (который был закреплён за Швейцарией), были предприняты первые шаги к запрещению работорговли. результате Венского конгресса произошло ранжирование дипломатов на классы. Парижским конгрессом 1856 года было официально запрещено каперство (Парижская морская декларация 16 апреля 1856 года)

Иеремия Бентам выдвинул идею о создании международных организаций в целях предупреждения войн

Вторая половина XIX века характеризуется резким увеличением темпа международного общения - государства начали активно заключать между собой различные договоры, касающиеся экстрадиции, вопросов ведения войны и мира, торговли и дипломатии. Существенным сдвигом в области международного гуманитарного права стало заключение в 1864 году Женевской конвенции о больных и раненных, а также Петербургской Конвенции о запрещении разрывных пуль в 1868 году. Произошло разделение людей на комбатантов и некомбатантов (воюющих и невоющих) в составе армии; мирное население получило собственный правовой статус, были разработаны правила обращения с раненными и военнопленными на поле боя.

В области права международных договоров также появились коренные изменения: был установлен принцип свободы открытого моря, получил развитие институт плебисцита как формы выражения народной воли и способа перехода территории из-под суверенитета одного государства к другому. За реками закрепился международный статус - ни одно государство не могло обладать на них исключительным правом, строить сооружения или совершать действия, которые могли нанести вред другому государству за счёт изменения русла реки или загрязнения её вод.

Получили дальнейшую разработку вопросы предоставления политического убежища и экстрадиции. частности, Российской империей были заключены конвенции об экстрадиции и правовой помощи с Данией (1866 г.), Баварией (1869 г.), Италией (1871 г.), Бельгией (1872 г.), США (1887 г.), Испанией (1888 г.).

Гаагские конвенции

Основная статья: Гаагские конвенции и декларации (1899 и 1907) См. также: Мартенс Федор Федорович

Огромное значение в развитии международного права сыграли Гаагские конференции мира. Именно на них были разработаны основные нормы международного гуманитарного права:

Преамбула Гаагской конвенции 1907 года

Впредь до того времени, когда представится возможность издать более полный свод законов войны, Высокие Договаривающиеся Стороны считают уместным засвидетельствовать, что в случаях, не предусмотренных принятыми ими постановлениями, население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся между образованными народами обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания

  • Запрещено использование многих видов оружия (в том числе ядов, снарядов больше определённого веса, зажигательных снарядов).
  • Провозглашён принцип мирного разрешения международных споров и урегулирован порядок провозглашения войны и открытия военных действий.
  • Определены законы и обычаи сухопутной и морской войны, правила нейтралитета при их ведении.
  • Распространены на условия морской войны требования Женевской конвенции 1864 года.

Гаагские конвенции стали главными международными актами, регулирующими право войны и мира и действуют до сих пор. их разработке непосредственное участие принял российский юрист Фёдор Мартенс, чьи труды оказали также немалое влияние на последующее развитие международного права. частности, Мартенс был создателем преамбулы к Гаагской Конвенции 1907 года (так называемая Декларация Мартенса). своих трудах Мартенс продолжал идеи мирного сосуществования государств, международного сотрудничества в общих интересах, равенства государств между собой, считая, что в основании международного права лежат реальные жизненные отношения между государствами.

Лига Наций

Основная статья: Лига Наций

Несмотря на ряд достижений Гаагских конференций, международное общение в начале XX века нельзя было назвать мирным и направленным на достижение общих интересов. Продолжались колониальные захваты, аннексии, работорговля. Практика нарушения законов и обычаев войны, установленных «правом Гааги» во время Первой мировой войны была невероятно распространена: все стороны в ходе конфликта использовали запрещённое химическое оружие (например, во время Второй битвы на Ипре), турками проводился геноцид армян, ассирийцев, понтийских греков, проводились пытки военнопленных и содержание их в антисанитарных условиях.

Неофициальный символ Лиги Наций

Версальский мирный договор определил новое международное устройство, гарантом сохранения и поддержания которого должна была служить учрежденная международная организация - Лига Наций. Лига Наций стала опорой новой Версальско-Вашингтонской системы международного общения, установившей для себя следующие цели:

  • Принять обязательства не прибегать к войне
  • Поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права
  • Установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемые договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов.

Одной из центральных проблем в деятельности новой организации стала проблема национальных меньшинств. целях решения данной проблемы Лига развила активную деятельность по заключению международных договоров со странами Центральной и Восточной Европы, которые обязывались обеспечить национальным меньшинствам, проживающим на их территории, полное равноправие путём принятия соответствующих законов. Кроме того, в рамках новой организации были созданы организации здравоохранения, труда, комиссии по делам беженцев и рабству. рамках комиссий были разработаны паспорт Нансена - первое всемирно признанное удостоверение личности для не имеющих гражданства беженцев.

Томас Вудро Вильсон, Речь в защиту Лиги Наций

Члены Лиги торжественно обещают друг другу, что они никогда не используют свою мощь в агрессивных целях, друг против друга; что они никогда не нарушат территориальную целостность соседа; что они всегда будут уважать политическую независимость соседа; что они будут придерживаться принципа, согласно которому крупные народы обладают правом определять свою собственную судьбу, и не будут вмешиваться в эту судьбу...

К середине 20-х годов Лига Наций стала играть основную роль в осуществлении международного общения, служа основной ареной для дипломатической деятельности и решая наиболее сложные территориальные споры. Даже не входившие в число её участников США и СССР тесно контактировали с комитетами и комиссиями Лиги.

Однако в самом начале, ещё на этапе создания Лиги, проявились противоречия, которые привели к последующим неудачам в её деятельности: несмотря на то, что Статут Лиги Наций ставил целью деятельности организации поддержание мира и разоружение, он не запрещал войны, а лишь устанавливал, что государства берут на себя обязательства воздержаться от применения силы до того, как спор между ними не будет решен третейским судом или Советом Лиги. Статут также предполагал наложение международной ответственности на нарушителей в виде торговых и финансовых санкций, однако иных гарантий безопасности не предполагал. Не исправил сложившуюся ситуацию и Парижский договор 1928 об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, который также не предполагал весомых способов гарантирования мира и безопасности в мире. Тем самым, Лига Наций оставалась «добром без кулаков», лишённой реальной силы. Основной причиной такого бессилия являлся тот факт, что в Лиге не участвовали одни из ключевых стран мира - США, СССР и Германия. Следовательно, они не были связаны обязательствами и процедурами Лиги.

В 30-х годах Лига фактически показала свою полную неспособность справиться с международными инцидентами, свидетельствовавшими об обострении международной ситуации: это проявилось в ходе Японской интервенции в Маньчжурию, а также Второй Итало-эфиопской войны. Эмбарго и другие экономические меры оказались неэффективными против нарушителей международного мира, простого юридического непризнания аннексий, проводимых Италией и Японией оказалось недостаточно - альтернатив же Лига Наций предложить не могла, так как её ключевые члены - Великобритания и Франция были слишком ослаблены Первой мировой войной, чтобы предпринять более решительные действия. Окончилась провалом и политика разоружения, проводимая Лигой Наций - в большей степени по причине внутренних размолвок между странами-членами.

К началу Второй мировой войны Лига Наций полностью потеряла своё международное значение как гаранта международного мира и безопасности. Лига Наций прекратила своё существование 20 апреля 1946 года.

Современное международное право

Создание ООН и её деятельность

Основная статья: Организация Объединённых Наций

В ходе Второй мировой войны руководители стран антигитлеровской коалиции пришли к выводу, что после победы, в целях поддержания международного мира и безопасности, будет необходимо создать новый международный механизм, лишённый недостатков Лиги Наций. результате Московской, Тегеранской и Крымской мирных конференций были сформулированы идеи о том, что таким механизмом может стать новая международная организация, которая бы стала преемником идей и принципов Лиги, однако обладала бы большими полномочиями и инструментами для поддержания всеобщего мира. Идея «добра с кулаками» была высказана Уинстоном Черчиллем ещё в 1938 году:

Если с Лигой Наций поступили дурно и разрушили её, то мы обязаны построить её заново. Если значение лиги народов, стремившихся к миру, свели к нулю, то мы обязаны превратить её в лигу вооружённых народов, народов, настолько верных своему слову, чтобы не нападать на других, и настолько сильных, чтобы самим не подвергаться нападению.

Все эти принципы и идеи были закреплены в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года и были воплощены в жизнь на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, в ходе которой был подписан Устав ООН. ООН стала новой международной организацией, основной ареной международного взаимодействия и сотрудничества. Устав ООН стал новой вехой развития международного права, закрепив его основополагающие принципы:

  • Суверенное равенство всех членов ООН;
  • разрешение международных споров исключительно мирными средствами;
  • Отказ в международных отношениях от угрозы силой или её применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН;
  • Невмешательство ООН в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства;
  • Равноправие и самоопределение народов;
  • Территориальная целостность государств;
  • Уважение прав человека и основных свобод;
  • Добросовестное выполнение международных обязательств;
  • Сотрудничество государств;
Преамбула Устава ООН

Мы, народы Объединённых Наций, в полной решимости избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, стремимся вновь утвердить веру в основные права и свободы человека.

Составной частью Устава стал Статут Международного Суда, учредивший первый за всю историю международный суд, обладающий компетенцией в сфере разрешения споров между государствами. Принципиально новым стало закрепление в Уставе ООН запрета «права государства на войну». Благодаря влиянию Нюрнбергского и Токийского трибуналов, военная агрессия, её планирование и ведение стали международным преступлением, наряду с геноцидом. Ответственность за их совершение могла быть наложена на высшие должностные лица государства, что стало одним из элементов новой системы гарантий международного мира. Согласно Уставу ООН, к агрессору могли быть применены не только экономические и правовые санкции. крайних случаях допускалась военная интервенция объединённых сил стран-участниц ООН. Ещё одним гарантом поддержания мира стал учрежденный в рамках ООН Совет Безопасности, состоящий из пяти постоянных членов (наиболее влиятельных стран мира - СССР, США, Франции, Великобритании и Китая) и 10 других членов, меняющихся по принципу ротации. Совет Безопасности стал главной площадкой для международного общения и принятия решений, касающихся всеобщей безопасности и международного мира. рамках функции ООН по контрою и разоружению, организацией проводились миротворческие операции, был разработан и открыт для подписания Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года.

Флаг Организации Объединённых Наций

Устав ООН также закрепил право народов на самоопределение и принцип всеобщего равенства больших и малых государств, что послужило началом процесса деколонизации, происходившего под руководством ООН. После окончания Второй мировой войны обрели независимость многие колонии Великобритании, Испании и других стран: Индия, Марокко, многие африканские и азиатские страны.

С самого начала своей деятельности ООН предприняла ряд мер по кодификации норм международного права. рамках ООН были разработаны и заключены ключевые международные договоры и соглашения. Всеобщая декларация прав человека 1948 года, вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах провозгласила основные права и свободы человека, положив начало всемирному движению за права человека. 1969 году была заключена подготовленная Комиссией международного права ООН Венская конвенция о праве международных договоров, закрепившая основные правила заключения международных договоров, их изменения и признания недействительными.

Женевские конвенции

Основная статья: Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (1949)

Новый этап в развитии международного гуманитарного права охарактеризовали Женевские конвенции 1949 года:

  • Женевская конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;
  • Женевская конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших; кораблекрушение, из состава вооружённых сил на море;
  • Женевская конвенция (III) об обращении с военнопленными;
  • Женевская конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны;

Данными актами были закреплены новые гуманные правила ведения боевых действий: закреплялся статус мирного населения, запрещалось уничтожение госпитальных судов на море, регулировался порядок взятия в плен, содержания в плену, условия труда военнопленных. Женевскими конвенциями были установлены международные обозначения лагерей военнопленных и полевых госпиталей.

В 1951 году была заключена также Женевская конвенция о статусе беженцев, закрепившая правила присвоения лицу статуса беженца, установившая нормы, регулировавшие условия содержания беженцев и обязанности принимающей их страны.

Основная статья: Совет Европы Основная статья: Европейский Союз

Однако ООН не стала единственной международной организацией. послевоенном мире государства осознали, что международная организация является отличным способом организации международного общения не только на глобальном, но и региональном уровне. рамках Европы в 1949 году был учрежден Совет Европы, целью деятельности которого являлось «осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу». рамках данной международной организации была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод (подписана в Риме в 1950 году). Примечательна данная Конвенция тем, что её участники гарантируют исполнение её требованием через деятельность уникального в истории международного права органа - Европейского суда по правам человека.

Конец XX века в истории международного права также был отмечен возникновением международных интеграционных образований, среди которых наиболее значимым является Европейский Союз. ЕС стал новым явлением в международном праве - прежде всего благодаря своей двойственной природе, совмещающей в себе свойства как международной организации, так и государственного образования. рамках ЕС была принята Хартия Европейского союза об основных правах 2000 года.

Примечания

  1. Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 48
  2. Malcolm N. Shaw, 2008, с. 14-16
  3. Коровин, 1946, с. 116
  4. Потемкин В. П. История дипломатии. Том 1: С древнейших времен до нового времени.- М.: 1941-1945. - С. 47
  5. Античное международное право // Вводная лекция по международному праву. - Одесса: ОНЮА, 2011.
  6. Алексиева Б.Б. Тенденции развития института консульских привилегий и иммунитетов: диссертация … кандидата юридических наук: 12.00.10. - М., 2006. - С. 11-15
  7. 1 2 Глебов, 2006
  8. Ермолович Г.П. Международное право: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - С. 12-13.
  9. Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 52
  10. Правила войны в Средние века. Проверено 22 сентября 2013.
  11. История мусульманского права
  12. Шестаков С.Ю. Политико-правовые идеи Гуго Гроция // История политических и правовых учений.
  13. Гуго Гроций. О праве войны и мира. - М.: Ладомир, 1994. - С. 47.
  14. Учение Гроция о государстве и праве // История политических и правовых учений - Краткий учебный курс / Под общей ред. В.С. Нерсесянца. - М.: НОРМА–ИНФРА М, 2000.
  15. Левин Д.Б. История международного права. - М., 1970. - С. 132.
  16. Коровин, 1946, с. 69
  17. Вестфальский мир: История международных отношений (VIII - первая половина XIX веков)
  18. Архаизм в системе международных отношений. Newtimes.az (20 мая 2013). Проверено 22 сентября 2013.
  19. Мюнстерский мирный договор, пункт CXXIII. Проверено 22 сентября 2013.
  20. Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 56
  21. История политических учений / Под ред. С.Ф. Кечекьяна и Г.И. Федькина. - М., 1955. - С. 376.
  22. Иеремия Бентам. Освободить французские колонии! Emancipate your colonies! (1830) by Jeremy Bentham (англ.). Проверено 22 сентября 2013.
  23. История политических и правовых учений / Под общей ред. Лейста О.Э.. - М.: Изд. «Зерцало», 1999.
  24. Игнатенко, Тиунов, 2010, с. 59
  25. Тарле Е.В. Венский конгресс, в кн.: История дипломатии. - 2 изд., Т. 1, М., 1959
  26. Лазутин Л.А. Правовая помощь по уголовным делам как межотраслевой нормативный комплекс. - М., 2008. - С. 8.
  27. Заботкин, А. С. Вклад ученых дореволюционной России в развитие международного гуманитарного права.. Проверено 27 августа 2009. Архивировано из первоисточника 3 июня 2012.
  28. Мартенс, 1882, с. 178
  29. Версальский мирный договор / Полный перевод с французского под редакцией Ю.В. Ключникова и А. Сабанина. - М.: Издание Литиздата НКИД, 1925. - С. 7.
  30. Лига Наций. Электронная еврейская энциклопедия. Проверено 22 сентября 2013.
  31. Речь Вудро Вильсона в защиту Лиги Наций в г. Пуэбло. Проверено 22 сентября 2013.
  32. Ходнев А.С. Проблемы создания Лиги Наций: взгляд из Лондона // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 4. - Том I. (Гуманитарные науки).
  33. The end of the League of Nations. The United Nations Office at Geneva. Проверено 18 мая 2008. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
  34. Wit and Wisdom of Winston Churchill (англ.). National Churchill Museum. Проверено 30 июня 2013.
  35. Устав Совета Европы - Международные акты о правах человека. Сборник документов. - М., 1998. - С. 537

Литература

  • Международное право / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.В. Тиунов. - 5-е изд., перераб. и доп.. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. - 783 с. - 4000 экз. - ISBN 978-5-16-004137-7.
  • Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. - СПб., 1882. - Т. 1. - 430 с.
  • Глебов И.Н. Международное право: учебник. - М.: Издательство: Дрофа, 2006.
  • Коровин Е.А. История международного права. - М., 1946.
  • Malcolm N. Shaw. International law. - Sixth Edition. - Cambridge University press, 2008. - 1542 p. - ISBN 978-0-511-45559-9.

история международного права, история права

История международного права Информацию О