Большинство криминологов считает, что в области криминологии существуют по меньшей мере две крупные школы: классическая, возникшая где-то между 1764 и 1775 гг., после появления известной работы Беккариа «О преступлениях и наказаниях», и позитивистская, начало которой было положено работой Ломброзо «Преступ-» ный человек», вышедшей в свет в 1896-1897 гг. (впервые о его теории стало известно в 1876 г., когда им была издана небольшая брошюра). Классическая школа в центр своего внимания ставила само преступление и настаивала на равных наказаниях за одинаковые проступ-» ки. Ею был выдвинут, лозунг «пусть наказание соответ-» ствует преступлению». В соответствии с классическими теориями человек - гедонист он стремится получить удовольствие и избежать неприятных ощущений, он на-» делен свободой воли в такой мере, что может выбирать между добром и злом, когда знает, какие последствия влечет за собой этот выбор. Позитивистская, или итальянская, школа криминологии придерживалась детерми-* нистской теории, в соответствии с которой преступное поведение не избирается правонарушителем свободно, а обусловливается биологическом и социальной наследственностью и друшми факторами. Воззрений класспче-» CKoii школы наряду с Беккариа придерживались Руссо, Монтескье, Вольтер, Иеремия Бентам, Вильям Блэксто-» ун, Сэмьюэл Ромилли и другие. Сторонниками позитивистской школы, помимо Ломброзо, были Энрико Ферри "(1856-1928), Рафаэль Гарофало (1852-1934) и другие. Габриель Тард (1843-1904) также придерживался де-» терминистских воззрений, но при этом отрицал биологи-» ческий подход к объяснению поведения. Он разработал собственный «закон имитации», предвосхитивший теорию дифференцированной связи Сатерленда. В истории криминологии возникало много «школ», «создававшихся» отдельными авторами, и вряд ли есть смысл перечислять их все. Целесообразно, видимо, упомянуть те из них, которые получили более или менее широкое признание, и более подробно остановиться на направлениях, поддержанных большинством криминологов. По мнению Сатерленда и Кресси, в криминологии можно выделить следующие школы: классическую, картографическую, экономическую, типологическую, социологическую, школу индивидуального поведения и школу множественности факторов1. Представление об этой классификации школ дает помещенная ниже таблица. Криминологические школы Школа Возник новение Объяснение Метод Классическая-нео- классическая 1765 г. Гедонизм Без практического опыта Картографическая 1830 г. Экология, культура, состав населения Карты, статистика Экономическая Типологические школы 1850 г. Экономический " детерминизм Статистика 1. Ломброзианская 1875 г. Морфологический тип, прирожденпый преступник Клиническое изучение, статистика 2. Тестирования 1905 г. «Умственная недостаточ ность» Клиническое изучение, тесты, статистика 3. Психиатрическая 1905 г. Психопатия Клиническое изучение, статистика Социологиче 1915 г. Группы и со Клиническое ская и соци циальные изучение, ально-психоло процессы статистика, гическая полевые исследования Составлено по: Sutherland В. И., С г е s s е у D. R. Criminology, 9th eel. Philadelphia, 1974, p. 49. ‘Sutherland E. H., Cressey D. R. Principles of Criminology, p. 53-65. Другими криминологами даются иные классификации и выделяются иные школы. Так, Джеффри, анализируя вопрос о том, что в первую очередь интересовало пионеров криминологии - личность преступника или преступление как акт поведения, разделил ученых на две группы-по предмету их основного интереса 40: Преступление Личность преступника Бентам Ломброзо Доэ Беккариа Гарофало Модели Моитеро Ферри Маканочи Дюркгейм Горинг Тард Бонгер Ашаффепберг Гросс Рей Хевилэпд Таким образом, в криминологии произошел сдвиг от первоначальной идеи защиты общества или благосостоя- ния группы в сторону изучения правонарушения (клас- сическая школа) и личности правонарушителя (позитивистская школа). Для классической школы весьма важными представлялись правовые вопросы, тогда как позитивисты не придавали им значения и основное внимание уделяли вопросам перевоспитания отдельного правонарушителя. В числе других крупных школ, часто упоминаемых криминологами, можно назвать американскую социологическую школу и школу социальной защиты. Хотя одни криминологи считают их самостоятельными школами, другие склонны считать, что они продолжают позитивистскую линию в криминологии. Прппимая во внимание, что вопрос о классификации криминологических школ продолжает оставаться спорным, можно предложить такой компромиссный вариант: Классическая школа: оценка серьезности преступления с юридических позиций. Позитивистская школа: преступление обусловлено множеством факторов; юридический подход полностью отвергается. !Американская школа: социологические теории причин преступности. Школа социальной защиты: преступление вызывается различными социальными факторами, и в рамках действующего законодательства все эти факторы следует принимать во внимание; позитивистские воззрения эта школа дополняет юридическим подходом. Перейдем к рассмотрению каждого из этих подходов в отдельности.

Еще по теме КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ:

  1. 4. Методология, методы и методика криминологических исследований
  2. 2.3. Криминологическая характеристика личности террориста
  3. 2. Криминологическая безопасность в системе общественной безопасности. Объекты криминологической безопасности.
  4. 2. Типологическая характеристика взаимосвязи взрослой, в том числе организованной преступности, с преступностью несовершеннолетних.

Система методов криминологии показана на рис. 1.2.

§ 4. Место криминологии в системе других наук

Для раскрытия сущности криминологии важно определить не только ее предмет, но и место в системе других наук. При этом особенно важно установить степень как «родства» со смежными научными дисциплинами, так и самостоятельности криминологических знаний.

В начале XX века криминологическая проблематика рассматривалась в рамках уголовного права. Это аргументировалось тем, что криминология зародилась в недрах уголовного права, что учение о преступности – аспект уголовно-правовой пауки и изъятие криминологии из содержания уголовного права делает его сухой юридической догмой.

Такая позиция не лишена оснований. Действительно, криминология и уголовное право в ряде случаев оперируют одними и теми же понятиями, например «преступление», «наказание», «состав преступления», «квалификация преступления» и др. Более того, преступность как основной элемент предмета криминологии изучается ею лишь с учетом изменений уголовного законодательства, криминализации либо декриминализации тех или иных общественно опасных деяний. Однако данное обстоятельство свидетельствует лишь о взаимосвязи уголовного права и криминологии. Уголовное право во многих случаях также оперирует криминологическими понятиями, совершенно не обедняя науку криминологию и не снижая ее социального назначения.

Таким образом, связь криминологии с уголовным правом вполне очевидна, однако она не исключает самостоятельности криминологии как науки.

Как комплексная научная отрасль знания, криминология связана и с другими научными дисциплинами. Речь в первую очередь идет о таких юридических науках, как уголовно-исполнительное право, уголовно-процессуальное право, криминалистика, административное, трудовое, семейное право и др.

Так, уголовно-исполнительное право использует криминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности исправления и перевоспитания осужденных. В полной мере это относится к осуществлению административного надзора в отношении ранее судимых лиц.

Представляется также очевидной связь криминологии с уголовно-процессуальным правом. Прежде всего, она вытекает из общности задач криминологии и уголовного процесса, которая состоит в том, что деятельность участников уголовно-процессуальных отношений направлена на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дела по существу, включая выявление причин и условий совершения преступлений, а также осуществление мер по их устранению.

Не менее очевидна связь криминологии с криминалистикой. Она проявляется, прежде всего, в том, что важные положения криминалистики и ее методологические основы используются для распознавания форм преступных проявлений, выработки средств и методов предупреждения преступлений. В свою очередь, криминологические знания нередко служат основанием для определения тактических приемов раскрытия преступлений.

Криминологию справедливо называют комплексной наукой, имея в виду, что она объединяет в себе, кроме юридических, элементы других наук (социологии, философии, экономической науки, психологии, педагогики, демографии и др.). В то же время комплексность криминологии отнюдь не лишает ее самостоятельности, а лишь существенно обогащает ее содержание и арсенал средств предупредительного воздействия.

Связь криминологии с другими науками имеет различный характер. Дел о в том что преступность, ее причины, личность преступника, средства предупреждения преступлений – проблема многоплановая, требующая объединения усилий представителей многих отраслей научных знаний (психологии, педагогики, демографии, математики и др.).

Все это позволяет констатировать, что криминология связана с фундаментальными общественными науками (прежде всего с философией, социологией, экономической наукой, политологией); с иными общественными науками (в том числе уголовно-правового цикла); с точными и естественными науками (см. рис. 1.3).

Являясь самостоятельной, наука криминология может характеризоваться как система научных знаний о преступности, ее причинах и иных детерминантах, личности преступника и социальной деятельности по предупреждению преступлений и преступности в целом.


Особенно ответственные задачи стоят перед данной наукой в связи с происходящими на современном этапе развития нашего общества изменениями, охватившими все сферы общественной жизни. Криминология, как и другие общественные науки, призвана внести свой вклад в обновление тех криминологических знаний, которые, в силу ряда субъективных тенденций, отстали от жизненно важных проблем борьбы с преступностью. Новые криминологические знания должны не только вооружить юристов современными представлениями о природе преступности и ее сущности, но и служить научно обоснованной ориентацией для надежного обеспечения практических мер по борьбе с ней.

Арсенал криминологических средств станет богаче и мощнее, если практические работники овладеют криминологическим мышлением, создающим основу для правильного понимания происходящих в обществе преобразований. Для этого нужны энергичные усилия по овладению диалектикой развития новых общественных процессов в сочетании с эффективным решением кардинальных проблем жизни, к которым, безусловно, относится и борьба с преступностью.

Криминологические знания способны сыграть определенную роль в преодолении у практических работников догматических представлений, упрощенчества и стереотипов мышления о преступности, личности преступника, механизме преступного поведения, причинах этих негативных явлений, путях и средствах противодействия им.

Контрольные вопросы и задания

1. Что изучает криминология"."

2. В чем состоит специфика криминологического знания?

3. В каких направлениях развивался предмет криминологии?

4. Каковы цели и задачи криминологии?

5. Раскройте содержание функций криминологии.

6. Что представляет собой система криминологии?

7. Раскройте понятие методов криминологии.

8. Покажите соотношение общенаучных и частнонаучных методов криминологии.

9. Каковы специальные методы криминологии?

10. С какими науками наиболее тесно связана криминология"."

11. Какова связь криминологии с науками криминального цикла?

12. В чем выражается самостоятельность науки криминологии?

Глава 2. Зарубежные криминологические теории и школы. Развитие отечественной криминологии

Рождение криминологии как науки, обусловленное возросшими потребностями общества в противодействии преступности, связывается с выходом в 1885 г. книги итальянского ученого Р. Гарофало. Однако идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платона, Аристотеля), эпох Возрождения (М. Лютера, Дж. Локка), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Кетле и др.).

Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений: классического, антропологического и социологического, – по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие в конечном счете сформировать криминологию как самостоятельную науку.

§ 1. Классическое и антропологическое направления криминологических теорий

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) уже в XVIII–XIX веках решительно отвергли теологическое понимание преступности как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление – следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни.

Еще один постулат классиков состоял в оценке наказания за совершенное преступление как неотвратимого и справедливого ответа общества, не преследующего проявления жестокости, но направленного на устрашение, исправление и обезвреживание преступника.

Многие идеи «классиков» сохраняют определенное значение и в современном обществе. Так, испытание временем выдержали такие положения Беккариа, как необходимость соразмерности между преступлениями и наказаниями; преимущество предупреждения преступления перед наказанием и т. п.

В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности преступника, а также объективным социальным факторам, детерминирующим преступность, предупреждение преступлений сводили лишь к мерам воспитания и просвещения.

Серьезные пробелы классической школы дали определенный толчок к развитию антропологического направления криминологической теории, одним из первых представителей которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо.

Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям: преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства. Последние при этом различаются в зависимости от преступной направленности личности на совершение убийств, изнасилований, посягательств на собственность. Подобные взгляды приводили к выводам о необходимости внесудебных процедур выявления и изоляции прирожденных преступников.

Несмотря на научную несостоятельность данных положений, подтвержденную многочисленными исследованиями, вряд ли следует оценивать их только негативно. Ломброзо и его последователи впервые уделили особое внимание личности преступников, разработке антропологического метода их идентификации. Да и сама теория прирожденного преступника постепенно трансформировалась в биосоциальную, что наглядно проявилось в трудах последователей Ч. Ломброзо.

Так, достаточно широкое распространение получила теория клинической криминологии (опасного состояния личности), объясняющая преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям. Такая склонность, по мнению французского ученого Пинателя, определяется с помощью особых тестов, а также анализа профессии, образа жизни, поведения личности. Коррекция поведения потенциальных или реальных преступников может, по мнению представителей данной школы, осуществляться с использованием электрошока, хирургии, стерилизации, кастрации, медикаментозного воздействия.

Представители теории конституционного предрасположения к преступлению (Кречмер, Шелдон, супруги Глюк и др.) связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность (физическую конституцию), так и на психи icy человека.

В качестве мер борьбы с преступностью они предлагали, наряду с применением химических препаратов, помещение потенциальных преступников в специальные лагеря для привития умений и навыков общественно полезного поведения.

Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом.

Однако все эти положения, не учитывающие социальных факторов преступности, не выдерживают критики. Они опровергаются последующими научными исследованиями, проведенными как генетиками, так и социологами, психологами, криминологами.

Вместе с тем вряд ли правильно абсолютное игнорирование биологических, а точнее биосоциальных концепций преступности. Многие из них дают интересный материал для современных криминологов, рассматривающих человека как единство биологического и социального, а формирование личности преступника как результат влияния социальных факторов (причин поведения) на биологическую структуру, выступающую лишь определенной предпосылкой (условием) последующего поведения.

§ 2. Социологическое направление криминологической теории

Почти одновременно с биологическим направлением возникла социологическая школа криминологии, основоположником которой является Кетле со своей теорией факторов.

Эта теория основана на обобщении результатов статистического анализа преступности, социальных характеристик личности преступника, других признаков преступлений. Ее основной постулат, сформулированный Кетле, заключается в том, что преступность, как продукт общества, подчиняется определенным статистически фиксируемым закономерностям, а ее изменение зависит от действия разнообразных факторов: социальных (безработица, уровень цен, обеспеченность жильем, войны, экономические кризисы, потребление алкоголя и т. п.); индивидуальных (пол, возраст, раса, психофизические аномалии); физических (географическая среда, климат, время года и т. п.).

Последователи Кетле расширили (до 170–200) число факторов, влияющих на преступность, включив в них урбанизацию, индустриализацию, массовую фрустрацию, этнопсихологическую несовместимость и многое другое.

Теория множественности факторов расширила и углубила представление о причинном комплексе преступности и тем самым обогатила криминологию. Ее недостаток заключается в отсутствии четких представлений о степени значимости тех или иных факторов, критериях их отнесения к причинам или условиям преступности.

Основоположник теории социальной дезорганизации французский ученый Дюркгейм рассматривал преступность не только как закономерное социально обусловленное, но даже в известном смысле нормальное и полезное явление в обществе. В рамках этой теории разработано понятие аномии – безнормативности, т. е. состояния дезорганизации личности, ее конфликта с нормами поведения, что и приводит к совершению преступлений.

Известным развитием этих концепций является теория конфликта культур , исходящая из того, что преступное поведение является следствием конфликтов, определяемых различием мировоззрения, привычек, стереотипов поведения индивидов и социальных групп.

Теория стигматизации , основателем которой явился Танненбаум, предполагает, что человек часто становится преступником не только потому, что он нарушает закон, а в силу процесса стигматизации – присвоения ему властями этого статуса, его своеобразного нравственно-правового «клеймения». В результате человек отторгается от общества, превращается в изгоя, для которого преступное поведение становится привычным.

Американский ученый Сатерленд в начале XX века разработал теорию дифференциальной ассоциации, в основе которой лежит положение о том, что преступность является результатом обучения личности противоправному поведению в социальных микрогруппах (в семье, на улице, в трудовых коллективах и т. п.).

Широким социологическим подходом отличаются виктимологические теории , дополняющие криминологическую проблематику учением о жертвах преступлений, поведение которых может стимулировать, провоцировать криминальную активность преступников, облегчать достижение преступных результатов. Эти идеи положены в основу разработки и использования в практике так называемой виктимологической профилактики преступлений.

Социологическое направление включает также теорию научно-технической революции как комплексной причины преступности; теорию уголовно-статистического регулирования уровня преступности; экономическую теорию роста преступности; теорию возможностей; демографическую теорию; теорию лишений и т. п.

Все рассмотренные выше социологические концепции, касающиеся причин преступности, вряд ли могут быть оценены однозначно – положительно либо отрицательно. Однако они по сравнению с антропологическими школами значительно глубже подходят к проблеме причин преступности. Исследования, проводимые в рамках социологической школы, охватывают широкий комплекс социальных отношений и дают весьма полезные для практического использования в деле борьбы с преступностью рекомендации. К таким положениям можно отнести предложение о необходимости целенаправленного воздействия на криминальные субкультуры и их носителей, являющегося важным условием коррекции взглядов, установок, поведения правонарушителей; об экономии репрессии, отказе от карательных мер стигматизации преступников; о воспрепятствовании обмену криминальным опытом; о снижении виктимности потенциальных жертв преступлений.

К недостаткам социологических концепций можно отнести эклектичность ряда положений, невыделение в системе криминологических факторов наиболее значимых детерминантов и т. п.

В целом же заслуги представителей социологического направления криминологических теорий бесспорны. Их труды явились крупным шагом вперед в познании преступности, ее особенностей, детерминантов и применяемых для борьбы с ней мер.

§ 3. Развитие отечественной криминологии

Отечественная криминология в своем развитии не только воспринимала многие идеи представителей различных школ, но и внесла свой вклад в исследования проблем преступности.

Уже в XVIII веке известный общественный деятель России А.Н. Радищев предложил конструктивную методику статистического наблюдения преступности и ее причин. В начале XIX века глубокое исследование убийств и самоубийств на основе уголовной статистики провел К.Ф. Герман.

В тесной связи с уголовно-правовой проблематикой рассматривали преступность известные юристы И.Я. Фойницкий, Г.Н. Тарновский, Н.С. Таганцев и др. При этом подчеркивалось понимание преступности как социального явления, имеющего объективные причины.

Поддерживая в целом антропологическое направление причин преступности, Д.А. Дриль в то же время отмечал влияние на совершение преступлений, наряду с особенностями психофизической природы человека, и внешних воздействий на него.

И после 1917 г. в условиях советского государства М.Н. Гернет, АА. Жижиленко, С.В. Познышев и др. продолжали разработку проблем уголовного права и криминологии. Причем до середины 30-х годов XX века эти исследования осуществлялись весьма активно, особенно в области анализа социальных, экономических факторов преступности, влияния на нее физической конституции личности, возрастных особенностей, здоровья, наследственности преступников.

Однако затем (с середины 30-х до начала 60-х годов) криминологические исследования в стране были свернуты. Возобладала политическая установка об отсутствии объективно присущих социалистическому обществу причин преступности, о ее искоренении преимущественно репрессивными мерами. В результате криминология как учебная дисциплина была изъята из программ подготовки юристов высшей квалификации.

Только в начале 60-х годов появились первые за многие годы публикации по проблемам криминологии. Особую роль при этом сыграли ученые-юристы И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.А. Герцензон, А.Б. Сахаров, Б.С. Утевский, С.С. Остроумов, Н.Ф. Кузнецова и др. В 1963 г. был создан Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности (в настоящее время – НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации). С 1964 г. криминология снова стала преподаваться в юридических вузах страны, начали издаваться учебники и учебные пособия, проводиться глубокие научные исследования.

Современное развитие криминологии подтверждает, что преступность в любом обществе есть объективно существующее социально-правовое явление, что человеку присуще сложное сочетание биологических свойств, выступающих в качестве предпосылок развития личности, которая в конечном счете формируется под влиянием социальной среды.

Современная российская криминология активно развивается с учетом реалий общества, вносит весомый вклад в реализацию государственной политики борьбы с преступностью, предупреждения преступлений.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему возникла наука криминология и какие потребности социальной жизни обусловили ее существование и развитие?

2. Каковы основные положения классического направления криминологической теории?

3. В чем состоит главный постулат антропологического направления криминологической теории?

4. Какое значения для развития криминологии имеют социологические школы?

Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

Кафедра уголовного права

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По самостоятельной работе студентов

И проведению семинарских (практических) занятий

Дисциплина: Криминология.

Направление подготовки (специальность): 030501.65 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Ростов-на-Дону

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

Кафедра уголовного права

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от «___»_______2012г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских (практических) занятий

Дисциплина: Криминология.

Направление подготовки: 030501.65 «Юриспруденция»

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Ростов-на-Дону

И.А. Подройкина, доцент кафедры уголовного права Ростовского филиала РТА, кандидат юридических наук, доцент

Ответственный за выпуск:

А.А. Подопригора, заведующий кафедрой уголовного права Ростовского филиала РТА, кандидат юридических наук

Рецензенты:

Е.В. Серегина, профессор кафедры уголовного права Ростовского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент;

М.Б. Смоленский, декан юридического факультета Ростовского филиала Российской таможенной академии, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор.

© Российская таможенная академия, 2012


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1. Общая часть

Тема 1.1 Понятие, предмет и система криминологии

(Форма обучения: очная)

1. Определите, в чем выражается самостоятельность науки криминологии.

2. Каковы цели и задачи криминологии.

3. Выясните, с какими науками наиболее тесно связана криминология.

1. Криминология как наука – понятие и значение.

2. Предмет и методы криминологии.

3. Система криминологии ее задачи.

4. Связь криминологии с другими науками.

Изучение криминологии необходимо начинать, прежде всего, с уяснения сущности криминологии как науки о преступности, необходимо понять общетеоретическое и прикладное значение учебной дисциплины. Далее следует изучить элементы предмета криминологии: преступность как социальный процесс, очерченный рамками уголовного закона и проявляющийся в виде статистической совокупности преступлений и лиц, их совершивших; личность преступника и ее особеннос­ти; факторы преступности (детерминанты, влияющие на нее, причины и условия преступности); механизм индивидуального преступного поведения; предупреждение преступности.

Необходимо обратить внимание на систему криминологического знания, функции криминологической науки. Обозначить значение криминологии как теоретико-прикладной науки в современных условиях. Для наиболее полного раскрытия вопроса следует показать связь криминологии с социологией и правом (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным), другими науками (философией, экономикой, психологией, педагогикой, наукой управления), связь криминологии и демографии, криминологии и статистики.

Основная литература

Дополнительная литература

2. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. – М., 2004. – 184 с.

3. Гилинский, Я.И. Криминология. Теория, история, эмпирическая база, социальный контроль / Я.И. Гилинский. – СПб. : Изд-во Юридический центр Пресс, 2002. – 502 с.

4. Курганов, С.И. Криминология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / С.И. Курганов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010. – Режим доступа: http://knigafund.ru/books/76385

5. Ломброзо, Ч. Преступление; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / Ч. Ломброзо, сост. и предисл. В.С. Овчинского. – М., 2004. – 315 с.

6. Малков, В.Д. Криминология: учебник для вузов / В. Д. Малкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юстицинформ, 2011. – Режим доступа: http://knigafund.ru/books/10850

7. Марлухина, О.Е. Криминология / О.Е. Марлухина. – М.: Маркет+, 2008. – 650 с. – Режим доступа: http://knigafund.ru/books/39713

1. В чём состоит качественное отличие объекта и предмета науки криминологии.

2. В чём заключается комплексный характер криминологии?

3. В чём заключается специфика применения в криминологии общенаучных методов?

Тема 1.2 История криминологии, зарубежные криминологические теории и школы

(Форма обучения: очная)

I. Задания для самостоятельной работы

1. Рассмотреть основные этапы развития криминологии как науки.

2. Изучить основные криминологические теории.

II. План семинарского (практического) занятия

1. Периодизация истории криминологии.

2. Криминологические идеи и взгляды классической и неоклассической школы уголовного права.

3. Биологические и социологические теории преступности.

4. Отечественная криминология – основные этапы становления.

5. Криминологические учреждения и общества.

При изучении данной темы необходимо иметь в виду, что возникновение криминологии как самостоятельной науки относят к середине XIX века в связи с появлением работ Ч. Ломброзо (1835–1909 гг.) и итальянских исследователей Топинарда и Гарофало.

Одни исследователи полагают, что это одна из наиболее древних наук: с образованием общества возникла преступность, ее общественная опасность побуждала людей исследовать, объяснять ее, изобретать меры борьбы с нею. Другие соотносят рождение криминологии с выходом в свет в 1764 г. книги итальянского гуманиста Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях».

На становление криминологии как самостоятельной науки наряду с философскими, политическим, правовыми учениями в первой половине XIX века наиболее отчетливо повлияли следующие четыре вида исследований: 1) антропологическое; 2) статистическое; 3) социально-экономическое, социологическое и др., в процессе которых анализировались факторы преступности и механизм их влияния; 4) социально-правовые. Суть данных исследователей должен уяснить студент в процессе подготовки к семинарскому занятию.

Криминология к концу XIX в. окончательно определилась вне рамок уголовного права. Хотя последнее со второй половины XIX в. и стало традиционно включать учение о преступлении, преступнике и наказании преступника, со становлением криминологии как науки эти разделы в нем не существуют.

В истории отечественной криминологии можно выделить четыре основных этапа: конец XIX в. – 1917 г.; начало 20-х – середина 30-х годов. XX в.; конец 50-х – 80-е годы XX в.; начало 90-х годов XX в. – настоящее время.

В России до октября 1917 г. криминология как самостоятельная наука не было развита, а изучалась в рамках уголовного права, главным образом, представителями социологический школы и, прежде всего, профессором М.Н. Гернетом.

В нашей стране криминология в своем развитии прошла непростой путь: от полного непризнания, отвержения, объявления лженаукой, до признания в качестве теоретической основы, как для законотворчества, так и для практики борьбы с преступностью. Криминология начиналась как практическое направление уголовной статистики. После 1935 г. криминология, как и советская социология, перестала существовать, исследования проводились фрагментарно и под грифом «секретно».

Возрождение криминологии последовало в конце 50-х – начале 60-х гг. Криминология быстро развивается на основе коммунистической идеологии, которая породила несколько постулатов: первый – социализм не содержит коренных причин преступности и не порождает их; второй – преступность проходящая, она исчезнет с построением высшей фазы социализма – коммунизма. В остальном советские криминологи были свободны в своем творчестве.

В мае 1963 г. организуется Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности. Советская криминология добилась больших успехов и именно в эти годы она сформировалась как самостоятельная наука. Криминолого-профилактическое нормотворчество в виде федеральных программ и законов о борьбе с организованной преступностью и коррупцией, а так же проведении криминологических экспертиз проектов уголовного кодекса относятся к началу 1990 г.

В настоящее время криминологические исследования проводятся сотрудниками научных учреждений юридических высших учебных заведений. Криминология и дальше будет изыскивать пути стабилизации преступности, уменьшения ее размеров и опасности.

Основная литература

1. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2007. – 734 с.

2. Криминология: учебник для вузов / под ред. В. Д. Малкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юстицинформ, 2010. – 528с.

Дополнительная литература

1. Антонян, А.И. Криминология: курс лекций. – 2-е изд. / А.И. Антонян. – М., 2004. – 448 с.

2. Бахарев Д.В., Степаненкова З.В. Вопрос о причинах преступности в работах русских писателей и публицистов второй половины XIX в. // История государства и права. – 2012. – № 4. – С. 25-28.

3. Беккариа, Ч. О преступлениях и наказаниях / Ч. Беккариа. – М., 2004. –

4. Ломброзо, Ч. Преступление; Новейшие успехи науки о преступнике; Анархисты / Ч. Ломброзо, сост. и предисл. В.С. Овчинского. – М., 2004. – 315 с.

5. Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире: учебник. – СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. – 561 с.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие принципиальные криминологические идеи были высказаны в трудах просветителей Ш. Монтескье и Ч. Беккариа?

2. Почему Ч. Ломброзо и А. Кетле считаются основателями науки криминологии?

3. В чём, по Э. Дюркгейму, заключается социальная функция преступности?

4. Чем характеризуется послереволюционный период отечественной криминологии?

Рождение криминологии как науки относится к концу XVIII – началу XIX века. Периодизация развития криминологии:

1 Классический период (вторая половина XVIII – первая половина XIX в.). Основатель классической школы криминологии – Чезаре Беккариа (1738–1794). Основные черты: криминология начинает выделяться из науки уголовного права; предпринимается попытка рационального, научного объяснения проблем преступления и наказания. Основные постулаты классической школы уголовного права и криминологии:

– человек – носитель свободной воли и преступление есть результат его выбора;

– лицо, обладающее нравственной свободой и выбирающее зло, должно нести наказание за свой выбор;

– решение человека о совершении преступления носит исключительно рациональный характер.

Человек совершает преступление лишь в тех случаях, если считает его полезным для себя, взвесив все pro и contro; – усиливая наказание, общество делает преступление опасным, что позволяет удерживать людей от их совершения.

2. Позитивистский период (вторая половина XIX в. – первая половина XX в.). В основе – философия позитивизма (О. Конт). Основные идеи:

* Наука должна изучать не «сущности», а «явления».

* Научные исследования должны основываться не на умозрительных догмах, а на фактах.

* Социальные науки должны использовать методы точных наук – измерение, наблюдение, эксперимент.

Три основные направления:

1. Антропологическое. Основная посылка антропологической школы: преступность – явление не социальное, а биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения.

2. Психологическое.

* Фрейдистская (психоаналитическая) теория. Структура личности (ОНО, Я, СВЕРХ-Я) и особая роль подсознательных мотивов в поведении; учение о либидо и его сублимации (переключении) на цели социальной деятельности, включая криминальную деятельность.

* Теория «опасного состояния» (Э. Ферри и Р. Гарофало).

Основные постулаты:

– Преступление совершается личностью, находящейся в определенном психическом состоянии (опасное состояние).

– Это состояние носит временный характер, выражая внутренний кризис личности.

– Опасное состояние можно диагностировать, сочетая обследование личности с оценкой социальной ситуации, в которой она находится.

3. Современный или плюралистический период (вторая половина XX в. – до н.д.) - новейшая критическая и постмодернисткая криминология – Я. Тэйлор, П. Уолтон, Дж. Янг,Р. Куинни, П. Филмер и др.



Две группы:

1. модернистские (прежде всего теория «конфликта культур», радикальная или критическая теории).

2. Постмодернистские («уменьшающих преступность человеческих ценностей», конститутивная).

Концепция конфликта культур (Торстен Селлин). появилась под влиянием социологии, углубляющей представления о структуре современного общества. Общество складывается из многих социальных групп, образующихся на различной основе (владения средствами производства, профессии, возраста, пола, национальности, особенностей культуры, идеологии и т.д.). Между этими группами (стратами) существуют противоречия, возникают конфликты, которые становятся источником недовольства, а в ряде случаев и толчком к нарушению закона.

Наиболее значимыми направлениями в «критической криминологии» являются следующие:

1) Преступность не сводится к поведению (опасному, нарушающему закон и т.п.).

2) Под преступностью понимается нечто происходящее в обществе (стигматизация преступников), которое и создает правонарушающее поведение.

3) Преступность рассматривается как свойство общества воспроизводить общественно опасные деяния, предопределяющее введение уголовно правовых запретов. Критическая криминология раскрывает ничтожность положительного эффекта и значительную вредность карательного (уголовного) права.

Теория уменьшающих преступность человеческих ценностей. По мнению Ф. Фильзера (ФРГ), преступность представляет собой социальную патологию, с которой общество не вправе мириться. Ключевой категорией теории являются человеческие ценности. Их совокупность, мировая культура заключают в себя духовный потенциал и культурные институты, которые могут уменьшать преступность.

Рождение криминологии как науки связывается с выходом в 1885 г. книги итальянского ученого Р. Гарофало. Однако идеи о сущности преступности, ее причинах, предупреждении преступлений интересовали человеческое общество всегда, о чем свидетельствуют многочисленные высказывания по этим вопросам мыслителей древности (Платон, Аристотель), эпох Возрождения (М. Лютер, Дж. Локк), Просвещения (Монтескье, Руссо и др.), становления и развития капитализма (Ч. Ломброзо, Кетле и др.).

Анализ многочисленных теорий и научных взглядов дает основания для выделения трех основных направлений (классического, антропологического и социологического), по которым исторически развивались криминологические идеи, позволившие в конечном счете сформировать криминологию как самостоятельную науку.

Классическое и антропологическое направления криминологических теорий

Представители классических криминологических школ (Беккариа, Бентам, Горвард, Лист, Фейербах и др.) уже в XVIII-XIX вв. решительно отвергли теологическое понимание преступности, как проявления сатанинского, дьявольского начала. По их мнению, преступление - следствие сознательного поведения человека, который, обладая полной свободой воли, осуществляет выбор варианта своих действий. Сам же этот выбор предопределен тем, насколько человек усвоил нравственные правила жизни.

Еще один постулат классиков состоял в оценке наказания за совершенное преступление, как неотвратимого и справедливого ответа общества, не преследующего проявления жестокости, но устрашающего, исправляющего и обезвреживающего преступника.

Многие идеи "классиков" сохраняют определенное значение и в современном обществе. Так, испытание временем выдержали такие положения Беккариа, как необходимость соразмерности между преступлениями и наказаниями; преимущество предупреждения преступления перед наказанием и т.п.

В то же время представители классических теорий при переоценке возможностей уголовного наказания недостаточно внимания уделяли личности преступника, а также объективным социальным факторам, детерминирующим преступность, лишь к мерам воспитания и просвещения сводили предупреждение преступлений.

Серьезные пробелы классической школы дали определенный толчок к развитию антропологического направления криминологической теории, одним из первых представителей которого стал итальянский тюремный врач-психиатр Ч. Ломброзо.

Проведенные Ч. Ломброзо исследования личности, организма лиц, совершивших преступления, привели к формированию так называемой теории прирожденного преступника. Основные идеи этой теории сводились к следующим положениям: преступником, являющимся особым природным типом, не становятся, а рождаются; причина преступности заложена не в обществе, а в самом преступнике; для врожденного преступника характерны особые физиологические, психологические и даже анатомические свойства. Последние при этом различаются в зависимости от преступной направленности личности на совершение убийств, изнасилований, посягательств на собственность. Подобные взгляды приводили к выводам о необходимости внесудебных процедур выявления и изоляции прирожденных преступников.

Несмотря на научную несостоятельность данных положений, подтвержденную многочисленными исследованиями, вряд ли следует оценивать их только негативно. Ломброзо и его последователи впервые уделили особое внимание личности преступников, разработке антропологического метода их идентификации. Да и сама теория прирожденного преступника постепенно трансформировалась в биосоциальную, что наглядно проявилось в трудах последователей Ч. Ломброзо.

Так, достаточно широкое распространение получила теория клинической криминологии (опасного состояния личности), объясняющая преступность внутренне присущей отдельным индивидам склонностью к преступлениям. Такие склонности, по мнению французского ученого Пинателя, определяются с помощью особых тестов, а также анализа профессии, образа жизни, поведения личности. Коррекция поведения потенциальных или реальных преступников может, по мнению представителей данной школы, осуществляться с использованием электрошока, хирургии, стерилизации, кастрации, медикаментозного воздействия.

Представители теории конституционного предрасположения к преступлению (Кречмер, Шелдон, супруги Глюк и др.) связывали совершение преступлений с работой желез внутренней секреции, влияющей как на внешность (физическую конституцию), так и на психику человека.

В качестве мер борьбы с преступностью они предлагали, наряду с применением химических препаратов, помещение потенциальных преступников в специальные лагеря для привития умений и навыков общественно полезного поведения.

Близки к идеям Ломброзо оказались и концепции умственной отсталости преступников (Годдард), их наследственной предрасположенности (Кинберг, Лонге и др.). В основе этих концепций лежали исследования поведения нескольких поколений близких родственников; идентичных и неидентичных близнецов; влияния на поведение лишних мужских хромосом.

Однако все эти положения, не учитывающие социальных факторов преступности, не выдерживают критики последующих научных исследований, проведенных как генетиками, так и социологами, психологами, криминологами.

Вместе с тем вряд ли правильно абсолютное игнорирование биологических, а точнее биосоциальных, концепций преступности. Многие из них дают интересный материал для современных криминологов, рассматривающих человека как единство биологического и социального, а формирование личности преступника как результат влияния социальных факторов (причин поведения) на биологическую структуру, выступающую лишь определенной предпосылкой (условиями) последующего поведения.