1. В целях непосредственного обнаружения, выявления и фиксации различных материальных объектов и следов на них, а также выяснения обстановки происшествия и установления иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, следователем, уполномоченным должностным лицом органа дознания производится осмотр места происшествия.

2. При необходимости для участия в осмотре места происшествия могут быть приглашены потерпевший, подозреваемый, обвиняемый, свидетель и защитник. С целью получения помощи по вопросам, которые нуждаются в специальных познаниях, следователь для участия в осмотре места происшествия может пригласить специалистов различных отраслей знаний.

3. Сотрудники органов дознания обязаны оказывать содействие при производстве осмотра места происшествияи по поручению следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания проводить необходимые мероприятия по охране места происшествия, выявлению очевидцев, обнаружению и задержанию лиц, совершивших уголовное преступление либо проступок, либо по организации преследования подозреваемых по горячим следам, эвакуации пострадавших, транспортировке погибших, пресечению продолжающихся и предупреждению повторных уголовных преступлений и (или) проступков, ликвидации иных последствий происшествия.

4. В случае невозможности своевременного прибытия следователя осмотр места происшествия по его поручению может быть произведен сотрудником органа дознания.

5. Осмотр места происшествия, являющегося жилищем или иным объектом, находящимся в собственности или ином праве, производится с согласия проживающих в нем лиц.

В случае если проживающие в жилище или ином объекте лица возражают против осмотра либо являются несовершеннолетними или заведомо страдающими психическими заболеваниями, принудительный осмотр места происшествия должен быть проведен на основании решения следственного судьи. В случае отказа в даче разрешения осмотр места происшествия не производится.

6. При наличии обстоятельств, не терпящих отлагательств, связанных с необходимостью спасения жизни людей или имущества либо непосредственным преследованием лица, в отношении которого имеется обоснованное подозрение в совершении преступления и (или) проступка, осмотр места происшествия в жилище или ином объекте, находящихся в собственности или ином праве, может быть произведен на основании постановления следователя либо уполномоченного должностного лица органа дознания без получения решения следственного судьи. В этом случае следователь либо уполномоченное должностное лицо органа дознания в установленном порядке в течение 24 часов с момента начала осмотра уведомляют следственного судью о производстве следственного действия. К уведомлению прилагается копия протокола осмотра места происшествия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, следственный судья в течение 24 часов в порядке, предусмотренном статьей 261 настоящего Кодекса, проверяет законность произведенного осмотра места происшествия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае если следственный судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе осмотра места происшествия, признаются недопустимыми в соответствии с частью 4 статьи 82 настоящего Кодекса.

7. При осмотре места происшествия, являющегося жилым помещением или иным объектом, должно быть обеспечено присутствие проживающего в нем совершеннолетнего лица. В случае невозможности его присутствия приглашаются представители органа местного самоуправления.

8. Осмотр места происшествия, являющегося помещением организации, производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре места происшествия об этом делается запись в протоколе.

9. Осмотр места происшествия в помещениях, занимаемых дипломатическими представительствами, а равно в помещениях, в которых проживают члены дипломатических представительств и их семьи, может производиться с согласия главы дипломатического представительства или лица, его заменяющего, и в его присутствии. Согласие дипломатического представителя испрашивается через уполномоченный государственный орган. При производстве осмотра места происшествия обязательно присутствие прокурора и представителя уполномоченного государственного органа.

10. Осмотр следов преступления и (или) проступка и иных обнаруженных предметов проводится на месте происшествия. В случаях если для его производства требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания, зафиксированы с помощью фото-, видеосъемки на месте осмотра и доставлены в другое удобное для осмотра место. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу и (или) делу о проступке. При этом в протоколе осмотра места происшествия указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.

11. Все обнаруженное и изъятое при осмотре места происшествия должно быть зафиксировано с помощью фото-, видеосъемки и предъявлено участникам осмотра, о чем делается отметка в протоколе.

12. Лица, участвующие в осмотре места происшествия, вправе обращать внимание следователя либо уполномоченного должностного лица органа дознания на все то, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела, а также имеют право делать заявления, которые подлежат занесению в протокол осмотра.

13. Следователь, уполномоченное должностное лицо органа дознания имеют право запретить любому лицу покидать место осмотра происшествия до его окончания и совершать любые действия, которые мешают проведению осмотра.

14. Повторный осмотр того же места происшествия может быть проведен в следующих случаях:

1) когда прокурором либо руководителем следственного подразделения дано в письменном виде обязательное для следователя указание о проведении повторного осмотра места происшествия;

2) когда условия первоначального осмотра места происшествия были неблагоприятны для эффективного восприятия объекта;

3) когда после первоначального осмотра места происшествия могут быть получены новые сведения;

4) в случае если первоначальный осмотр места происшествия проведен некачественно;

5) в случае передачи уголовного дела и (или) дела о проступке от одного следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания другому.

Статья 166. Осмотр вещественных доказательств

1. Предметы, обнаруженные при осмотре места происшествия, изъятые при производстве обыска, выемки, следственного эксперимента или других следственных действий, либо представленные по требованию следователя, уполномоченного должностного лица органа дознания физическими, юридическими лицами, подлежат осмотру по правилам статьи 165 настоящего Кодекса.

2. После осмотра указанные предметы могут быть признаны в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса вещественными доказательствами.

О признании предмета вещественным доказательством и приобщении его к делу следователь либо уполномоченное должностное лицо органа дознания выносят постановление, в котором также должен быть решен вопрос об оставлении вещественного доказательства в деле или сдаче его на хранение владельцу или иным лицам, организациям.

3. Порядок изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам и (или) делам о проступках следователем, уполномоченным должностным лицом органа дознания определяется в соответствии со статьями 88, 89 настоящего Кодекса.

Статья 167. Осмотр трупа

1. Следователь производит осмотр трупа на месте его обнаружения с соблюдением требований статьи 165 настоящего Кодекса и с участием судебно-медицинского эксперта. Если участие эксперта окажется невозможным, то привлекается иной специалист в сфере медицины. При необходимости для осмотра трупа могут привлекаться также и другие специалисты.

2. Наружный осмотр трупа не заменяет и не исключает последующего назначения и проведения судебно-медицинской экспертизы.

3. Неопознанные трупы подлежат обязательному фотографированию, дактилоскопированию и изъятию образцов ткани для последующего установления личности трупа.

4. В случае необходимости проведения дополнительного либо повторного осмотра трупа участие судебно-медицинского эксперта обязательно.

5. Заявления граждан об опознании умершего, сделанные в процессе осмотра трупа, заносятся в протокол данного следственного действия с последующим допросом заявителя в качестве свидетеля, что не исключает дальнейшее предъявление трупа для опознания другим лицам.

В рамках предварительного расследования осуществляются различные процессуальные действия, позволяющие собрать доказательства. Одним из них является осмотр места происшествия. УПК РФ устанавливает основания и правила его проведения, порядок фиксации результатов. Рассмотрим особенности выполнения этого следственного действия.

Осмотр места происшествия

Осмотр помещения предприятия (организации) осуществляется в присутствии представителя его администрации. Если участие этого лица невозможно, об этом делается отметка в протоколе.

Документирование

Общие правила оформления протоколов следственных действий закреплены в 180 норме УПК РФ. При осмотре места происшествия следователь фиксирует все свои действия; обнаруженные предметы, следы, документы и пр. описываются в том виде, в каком они были найдены.

Протокол оформляется с соблюдением предписаний 180 статьи Кодекса, а также 166, 167 норм.

В документе следователь указывает время, коротко описывает погоду, освещение, при которых проводился осмотр места происшествия. УПК РФ содержит требование об указании в протоколе технических средств, использованных при обследовании, результатов осмотра. В документе также приводятся характеристики печати, которой были опечатаны изъятые предметы, адрес, по которому они были отправлены после осуществления следственного действия. После завершения следственного действия субъекты, участвовавшие в нем, и следователь должны подписать заполненный бланк.

По УПК РФ, при осмотре места происшествия должны быть предприняты меры по сохранению целостности обнаруженных документов, следов, предметов, имеющих доказательственное значение.

Привлечение понятых

Об особенностях проведения следственных действий с участием указанных лиц говорится в ст. 170 УПК РФ, осмотр места происшествия с понятыми производится по усмотрению следователя или на основании ходатайства участников мероприятия.

Случаи привлечения не менее двух понятых к осуществлению следственных действий установлены нормами 182, 183 (ч. 3.1), 193 и 184 Кодекса. В случаях, предусмотренных ст. 177-178, 155, 181, 183 (кроме ч. 3.1), 185 (ч. 5), 194, 186 (ч. 7), привлечение указанных лиц осуществляется по усмотрению следователя.

Среди указанных выше статей 176 норма отсутствует. Соответственно, согласно УПК РФ, осмотр места происшествия без понятых вполне законен.

Если по решению следователя либо на основании ходатайства участников указанные лица все же были привлечены к мероприятию, им до его начала разъясняется цель действия, права, обязанности, а также ответственность, установленные 60 нормой Кодекса.

Осмотр места происшествия по УПК РФ с комментариями

Рассматриваемое следственное действие предполагает личное восприятие следователя и фиксацию внешних признаков предметов, к которым имеется, как правило, свободный доступ.

Понятие "осмотр" указывает на преимущественное использование визуального метода наблюдения. Но в процессе осмотра задействованы все органы чувств. Соответственно, в протоколе следователь может указать температуру объекта, результаты прослушивания аудиозаписи, резкий запах и пр.

Цели

Согласно УПК РФ, осмотр места происшествия направлен на:

  • Выявление следов преступления. К ним необходимо относить все предметы, имеющие признаки вещественных доказательств.
  • Выяснение прочих значимых обстоятельств. Данная цель предполагает формирование представления об обстановке места преступления.

Приведенный перечень целесообразно дополнить еще одной важной целью обследования - фиксацией признаков объектов.

Причина осмотра

В качестве нее выступает наличие сведений о том, что при обследовании объекта, доступного для следователя, может быть получена информация, имеющая значение для расследования.

Стоит отметить, что доступность предметов, места происшествия в целом сводит принуждение при обследовании к минимуму. В этой связи для выполнения этого следственного действия не требуется постановление. Исключением является принудительное обследование жилища.

Отличие от обыска

Осмотр, как выше уже говорилось, нельзя назвать принудительным действием. Кроме того, его цели более широкие, нежели у обыска.

Некоторые сложности возникают при необходимости провести следственное действие в жилище. Если граждане, проживающие в нем, не соглашаются на осмотр, но отсутствуют причины предполагать, что лица что-то скрывают, то появляется основание для принудительного осмотра. Отказ может, к примеру, обуславливаться нежеланием впускать посторонних в жилое помещение, тратить время на оказание помощи следствию и пр.

Если вероятность сокрытия лицами следов преступления достаточно высока, то возникает основание для проведения обыска.

Необходимо сказать, что при осмотре не производится принудительный поиск, повреждение имущества, вскрытие хранилищ. При обыске такие действия допустимы.

Принудительность осмотра ограничивается только проникновением служащих в жилье без согласия проживающих в нем. После этого следственное действие осуществляется в порядке, установленном соответствующими статьями УПК.

Между тем и для обыска, и для осмотра жилища необходимо судебное решение. Проведение указанных мероприятий без такого постановления нарушает конституционное право лиц на неприкосновенность жилища.

Неотложное обследование жилого помещения

Он может проводиться без согласия проживающих граждан с соблюдением порядка судебного контроля и прокурорского надзора, предусмотренного 165 статьей УПК (ч. 5) до возбуждения производства по делу.

Однако такое обследование не должно становиться фактическим обыском. В противном случае будет нарушен процессуальный закон, а все полученные при этом доказательства будут признаны недопустимыми.

Судебное следствие

В ходе него также может выполняться осмотр места или помещения. Они вполне могут быть местом совершения посягательства, обнаружения следов деяния и во время предварительного следствия могли обследоваться как место происшествия.

Одно и то же помещение, к примеру, комната убитого, в ходе расследования может рассматриваться как место происшествия. При судебном следствии, в свою очередь, оно уже таковым не считается. Принудительного осмотра в последнем случае быть не может, поскольку отсутствует необходимость совершения неотложных действий.

Выводы

Учитывая вышесказанное, можно заключить следующее:

  • До возбуждения дела допускается выполнение только неотложного осмотра места происшествия, в том числе жилища, иного помещения, а также местности, документов, предметов.
  • Повторного производства рассматриваемого следственного действия не должно быть. После первого осмотра неотложность ситуации устраняется. Соответственно, впоследствии будет иметь место обследование не места происшествия, а помещения, местности и пр.

Осмотр жилища, других помещений, открытого пространства не является обследованием места происшествия, если его целью является не обнаружение следов, а других обстоятельств, подлежащих доказыванию. К примеру, выясняются условия воспитания и жизни несовершеннолетнего обвиняемого, проверяется алиби и пр. Соответственно, такие действия не могут производиться до возбуждения дела.

Заключение

Именно так проводится, согласно ст. 176 УПК РФ, осмотр места происшествия. "Консультант Плюс" - компьютерная справочная правовая система в России, которая предоставляет как профессионалам, так и просто интересующимся людям всю необходимую информацию по вопросам законодательства, в том числе и УК. Так что каждый желающий может более подробно ознакомиться на данном портале с тем, что представляет собой осмотр места происшествия, если он не смог найти все ответы на свои вопросы в нашем обзоре.

Принципы осмотра места происшествия

как основополагающие требования при его производстве

Кадатенко Е.П.

In this article are considered principles of survey of a scene as basic requirements by its manufacture.

Принципы любого следственного действия - это, на наш взгляд, главные, основополагающие требования, которые субъект правоохранительной деятельности должен соблюдать во всех случаях проведения данного следственного действия.

Как отмечается в криминалистической литературе, к числу принципов (общих положений) тактики всех следственных действий относятся:

законность следственного действия; единство руководства при проведении данного действия;

активность и целеустремленность следователя;

неотложность (своевременность) осмотра;

стадийность; полнота; ситуационность;

необходимость применения соответствующих технико-криминалистических средств;

использование помощи специалистов, а также сотрудников оперативно-разыскных аппаратов и других служб и подразделений органов внутренних дел1.

Естественно, эти принципы или общие положения применительно к любому следственному действию приобретают определенную специфику. Рассмотрим их применительно к осмотру места происшествия (ОМП):

1) 1) законность осмотра места происшествия. Осмотр должен основываться на установленных Конституцией Российской Федерации правах и свободах человека и гражданина (ч. 1 ст. 17: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ»; ч. 1 ст. 23: «Каждый имеет право на свобо-

ду и личную неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну..»; ст. 25: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц не иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения»). «Осмотр места происшествия должен проводиться на основании и в точном соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Запрещается осуществление действий и принятие решений, унижаю -щих честь участников осмотра, а также обращение, унижающее их человеческое достоинство либо создающее опасность для их жизни и здоровья» (ч. 1 ст. 9 УПК РФ). «Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения» (ч. 1 ст. 12 и ч. 5 ст. 177 УПК РФ) и т.д.;

2) единство руководства при проведении осмотра места происшествия заключается в том, что главным и единственным руководителем при производстве осмотра является следователь. Его указания обязательны для всех участников осмотра, действия которых должны быть согласованы со следователем. Согласно приказу МВД России № 334 от 20 июня 1996 г. «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» (с изменениями от 13 февраля 1997 г., 18 января 1999 г.), следователь несет персональную ответственность за качество осмотра. Он обеспечивает взаимодействие всех сотрудников, входящих в состав следственно-оперативной группы (СОГ), распределяет обязанности и ставит конкретные задачи всем ее членам, определяет совмест-

Преподаватель кафедры криминалистики Академии экономической безопасности МВД России.

но направления в поиске возможных свидетелей, следов преступника и т.п.

Несогласованные действия участников осмотра места происшествия могут привести к возникновению конфликтных ситуаций и - как результат - некачественному проведению осмотра, в том числе к уничтожению следов, изменению положения и состояния тех или иных объектов. Кроме того, каждый субъект, будучи ограничен рамками осматриваемого участка и не зная общей обстановки на месте происшествия, будет проводить те действия, которые он считает необходимыми. В результате это нередко приводит к невыявлению важных деталей при осмотре;

3) активность и целеустремленность следователя. Наличие огромного объема информации, отсутствие первоначального критерия, позволяющего четко определить степень ее важности, могут привести к рассеиванию внимания следователя; он может отвлекаться, обращая внимание на факты, не имеющие значения для расследования дела. Чтобы избежать подобных нежелательных явлений, следователю, производящему осмотр, необходимо вырабатывать четкую последовательность своих действий. Во-первых, необходимо фиксировать все очевидные факты и обстоятельства; во-вторых, выявлять невидимые или слабовидимые следы преступной деятельности; в-третьих, отыскивать другие вещественные доказательства - например, такие, которые тщательно спрятаны преступником. Следователь должен знать работников полиции, специалистов, входящих в состав дежурной следственно-оперативной группы, а также лиц, которые при необходимости могли бы их заменить. Необходимо также обеспечить психологическую подготовку привлеченных к осмотру специалистов и понятых. Для того чтобы их деятельность была наиболее продуктивной (в пределах их функций), следует заранее четко и по возможности более полно информировать их о цели осмотра, о направленности их собственных действий.

Осмотр места происшествия относится к числу немногочисленных следственных действий, при проведении которых следователь действует

публично, в присутствии других людей. Это требует определенной психологической подготовки, в частности, умения сосредоточиться, сохранять устойчивость, концентрацию и в то же время руководить действиями участников осмотра, поддерживать необходимую дисциплину, атмосферу сотрудничества. Помимо опыта и знаний залогом успешного проведения осмотра места кражи являются и такие качества следователя, как наблюдательность, внимательность, терпеливость.

Следователь критически рассматривает объекты и их признаки с различных точек зрения, постоянно решая вопросы: «Что это значит?», «Почему и в связи с чем это произошло?». Во многих случаях следователь отвечает на вопрос: «Могло ли это произойти?»

Неверно считать, что наилучшим вариантом всегда будет являться такой осмотр, при котором были бы тщательно и во всех подробностях исследованы и зафиксированы вся обстановка (территория) происшествия, каждый ее предмет. Такой осмотр иногда потребовал бы слишком много времени - ведь площадь осмотра может быть настолько большой, что при его тщательном проведении осмотр займет весь день. Протокол ОМП и фототаблица были бы перегружены ненужными сведениями, не несущими в себе никакой информативной нагрузки. А важная информация, имеющая значение для дела, терялась бы в массе всевозможных ненужных деталей. Вопрос о том, насколько подробно следует фиксировать обстановку на месте происшествия, решается в каждом конкретном случае исходя из характера происшедшего события;

4) неотложность (своевременность2) осмотра заключается в производстве осмотра места происшествия и прилегающей территории безотлагательно, в любое время суток и при любой погоде, сразу же после обнаружения преступления (даже при наступлении темноты ОМП откладывать не всегда целесообразно; на открытой местности, чтобы обеспечить освещение места происшествии или прилегающей территории, можно, в частности, использовать фары автомашины).

о я с о т ф ю

Немедленный выезд на место происшествия обеспечивает высокую эффективность процесса расследования. Это вызвано тем, что обстановка места происшествия изменяется ввиду естественных причин (выветриваются запахи; под влиянием механических факторов деформируются следы ног человека, изменяются следы орудий взлома; на впитывающихся поверхностях расплываются потожировые следы пальцев, ладоней рук и др.). Кроме того, следы могут быть уничтожены посторонними лицами или же в результате неблагоприятных погодных условий.

Как верно отметил С.Н. Дергач, утрата доказательств может произойти и по вине следователя, производящего осмотр места происшествия, который неправильно применил средства криминалистической техники либо выбрал и применил ненадлежащие тактические приемы расследования отдельных видов преступлений, а то и вообще проигнорировал определенные рекомендации, выработанные криминалистикой. В результате этого резко снижается эффективность осмотра места происшествия, а в дальнейшем - раскрытие данного преступления3;

стадийность. Термин «стадия» определяется как период, фаза или ступень в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности4. Иногда используются термины «фаза», «этап», «цикл» и др. Однако, как отмечается в литературе, анализ содержания этих понятий приводит к выводу, что они употребляются как равнозначные и взаимозаменяемые и речь идет об одном и том же: об относительно самостоятельных стадиях процесса. Понятийный аппарат юридической науки при рассмотрении пространственно-временных характеристик процесса пользуется термином «стадия» 5. Стадии характерны для многих явлений. Но чаще всего понятие «стадия» используется при описании процесса как совокупности последовательных действий, направленных на достижение определенного результата6. Для стадийности характерны четко установленная, логически организованная функциональная последовательность и назначение каждой стадии. В связи с этим любая целенаправлен-

ная деятельность развивается по заранее определенной модели стадийности. При осмотре места происшествия стадийность выражается в необходимости соблюдения определенной последовательности познавательных действий следователя при проведении данного следственного действия. Так, проведение осмотра места происшествия принято подразделять на этапы, а их - на стадии. В криминалистике принято подразделять ОМП на три этапа: подготовительный, рабочий и заключительный, в ходе которых происходят обнаружение и собирание информации, имеющей в дальнейшем значение при расследовании;

6) полнота осмотра предполагает производство осмотра, при котором все находящиеся на месте происшествия следы и предметы, имеющие отношение к расследуемому событию, будут обнаружены, исследованы, изъяты и зафиксированы в протоколе осмотра места происшествия. Требование полноты осмотра следует применять в его широком смысле.

При проведении осмотра места происшествия следователь должен обладать необходимыми познаниями в области криминалистики (к примеру, знать механизм образования различных следов). Следователь обязан так организовать проведение осмотра, чтобы не оставить вне поля зрения ни одного обстоятельства, имеющего значение для дела;

7) ситуационность подразумевает, что в ходе проведения осмотра места происшествия обстановка может внезапно измениться, поэтому следователь, производящий осмотр, должен быть готов к любым неожиданностям. Поэтому при производстве осмотра рекомендуется разрабатывать несколько вариантов плана, необходимо следить за поведением участников при осмотре, вовремя реагировать на изменения в настроении этих лиц и вносить в тактику следственного действия необходимые коррективы;

8) необходимость применения соответствующих технико-криминалистических средств. В криминалистической литературе рассматривалось соотношение понятий «научно-технические средства» и «технико-криминалистические средства». Например, Д.А. Турчин предлагал сузить понятие «научно-техни-

ческие средства», отделив от них группу, которую он назвал «технические приспособления». В данную группу автор включил инструменты бытового характера, используемые для облегчения труда участников следственного действия7.

З.И. Кирсанов предлагает относить к технико-криминалистическим средствам только те, которые были специально разработаны для криминалистических целей8.

Термин «технико-криминалистические средства» отражает предметную нацеленность этих средств на техническую реализацию процессуальных задач по фиксации доказательств. Термин «криминалистические средства» трактуется как часть более широкого понятия «научные и технические средства» и является некоторой моделью любых научно-технических средств, которые используются или могут быть использованы для целей получения доказательств9.

По утверждению В.А. Снеткова, существенным в ситуации осмотра места происшествия является ее технико-криминалистический аспект, поскольку без научно-технических средств исследование объектов места происшествия зачастую оказывается невозможным10.

Элементами технико-криминалистической ситуации осмотра места происшествия, по его мнению, являются факторы (данные), оказывающие влияние на деятельность по осмотру места происшествия. К числу наиболее существенных, основных В.А. Снетков относит субъект, объект, цели, средства и условия.

Технико-криминалистические средства осмотра места происшествия - это инструменты, приборы, приспособления, материалы, которые приспособлены, а нередко и прямо предназначены для поиска и обнаружения различных объектов, их изъятия и фиксации, упаковки, исследования на месте происшествия.

При производстве осмотра необходимы полностью укомплектованный чемодан следователя, цифровой фотоаппарат.

Применяя технико-криминалистические средства и методы при осмотре, надлежит исходить из того, что их выбор определяется целью и ха-

рактером проводимого осмотра, особенностями объектов и следов, для обнаружения и фиксации которых эти средства используются;

9) использование помощи специалистов, сотрудников оперативно-разыскных аппаратов и других служб и подразделений ОВД. Специалист - квалифицированный помощник следователя. Он помогает обратить внимание следователя на обстоятельства, трудновос-принимаемые в конкретных условиях, оказывает содействие в изъятии объектов, высказывает суждения о механизме и причинах образования тех или иных следов, что способствует выдвижению более обоснованных версий.

Если при осмотре места происшествия выяснилась возможность преследования преступника по горячим следам, оно поручается оперативным работникам. По окончании осмотра они принимают меры к сохранению тех вещественных доказательств, изъять которые с места происшествия невозможно.

Использование в процессе осмотра сил и средств оперативных подразделений дает следователю возможность получить дополнительную информацию о составе преступления: что произошло, каким образом, когда, кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о произошедшем.

На наш взгляд, применительно к осмотру места происшествия перечень указанных принципов не полон и следует добавить такие, как безопасность при проведении осмотра и должное процессуальное оформление хода и результатов осмотра места происшествия;

10) безопасность осмотра. Термин «безопасность» обозначает состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности11. При производстве осмотра места происшествия опасность может угрожать как непосредственно участникам данного следственного действия, так и материальной обстановке, которая может претерпевать различные изменения. Безопасность осмотра обеспечивается правильной и четкой организацией его руководителя, распределением функций между всеми участниками

о я с о т ф ю

следственного действия, использованием знаний специалистов (например, пожарного, химика, взрывотех-ника, специалиста по работе с радиоактивными материалами), своевременным привлечением к осмотру кинолога со служебно-разыскной собакой для обнаружения взрывных устройств и других следов преступной деятельности, правильным применением технико-криминалистических средств, приемов и методов обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования криминалистически значимой информации;

11) должное процессуальное оформление хода и результатов ОМП. Основным средством фиксации хода и результатов ОМП является протокол осмотра места происшествия. Согласно ст. 166 УПК РФ, протокол может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. При производстве следственного действия могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись. Стенограмма и

стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.

Значение осмотра места происшествия заключается в ориентировке производящего расследование в общей обстановке преступления. Иначе говоря, обозревая и изучая место совершения преступления даже на основании поступившего сообщения о только что обнаруженном преступлении, следователь всегда сможет наглядно представить, в каких условиях, среди каких предметов и вещей произошло преступное событие, а также сможет сделать логические выводы о последовательности совершенных преступником действий.

Таким образом, осмотр места происшествия должен проводиться с учетом вышеуказанных принципов, которые являются неотъемлемой составляющей данного следственного действия. Осмотр места происшествия, проведенный с четким пониманием его принципов, можно по праву считать залогом полного, всестороннего и объективного расследования преступления.

Литература и примечания

1. Криминалистика: учебник / под ред. А.Г. Филиппова. Изд. 4-е, перераб. и доп. М., 2009. С. 319-320.

2. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Указ. соч. С. 573; Гордон Э.С. Осмотр места происшествия: учебное пособие. Ижевск, 1993. С. 8; Букаев Н.М., Яровенко В.В. Криминалистика: криминалистическая тактика: курс лекций. Владивосток, 2000. С. 63; Шурухнов Н.Г. Расследование краж: практическое пособие. М. Юристъ, 1999. С. 238-239; Облаков А.Ф., Тимербаев А.Т. Указ. соч. С. 37 и др.

3. Дергач С.Н. Первоначальный этап расследования квартирных краж. Процессуальные и криминалистические аспекты: дисс. на соискание... к.ю.н. Томск, 2000. С. 123.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1999. С. 761.

5. Теория юридического процесса / под общей ред. проф. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 125.

6. Словарь русского языка. Т III. М., 1988. С. 544; Словарь иностранных слов. М., 1989. С. 417; Большая советская энциклопедия. Т. 21. М., 1975. С. 161.

7. Турчин Д.А. Исследование места происшествия: дисс. на соискание... к.ю.н. Ленинград. 1968. С. 111-112.

8. Кирсанов З.И. К вопросу о понятии технико-криминалистических методов и средств // Криминалистика и судебная экспертиза. Киев. 1973. Вып. 10. С. 38.

9. Парфентьев А.В. Процессуальное регулирование и доказательственное значение применения научных и технических средств в расследовании и раскрытии преступлений: дисс. на соискание... к.ю.н. М., 2001. С. 47.

10. Снетков В.А. Элементы технико-криминалистической ситуации осмотра места происшествия // Следственная ситуация: сб. науч. трудов. М., 1984. С. 16.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. М., 1999. С. 101.

Следственный осмотр - процессуальное действие, предусмотренное ст. 176-178 УПК РФ, состоящее в непосредственном наблюдении, обнаружении, восприятии, закреплении и анализе следователем различных объектов для установления их признаков, свойств, состояния, взаиморасположения и определения их значимости в качестве доказательств по делу. Цель следственного осмотра заключается в том, чтобы получить доказательства, способствующие раскрытию и расследованию преступления. Их следователь получает из двух источников от людей и вещей.

Первые это свидетели, потерпевшие, подозреваемые, обвиняемые. Вещи все иные объекты материального мира, несущие информацию о расследуемом событии. Их форма, содержание, местонахождение и другие признаки могут отражать какие-либо обстоятельства совершения преступления. Иногда их называют «немыми свидетелями» преступления.

Практически невозможно представить себе уголовное дело, где не фигурировали бы вещественные доказательства, и ни одно из них не может оказаться в материалах дела без предварительного осмотра.

От того, насколько криминалистические грамотно произведено это следственное действие, часто зависит успех всего расследования. Поэтому не случайно криминалисты особо подчеркивают важность осмотра места происшествия и обнаруженных там объектов. Известный русский юрист XIX в. В. Леонтьев еще в 1887г. писал: «Осмотры составляют основу всего следствия, и нет предела в тщательности, с которой они должны производиться» Баянов А.И. Стратегия и практика в структуре следственного действия //Криминалистические чтения посвященные 100-летию со дня рождения профессора Б.И. Шевченко: Тезисы выступлений. - М.: МАКС-Пресс, - 2004. - С.46-49..

Основания и порядок следственного осмотра регламентированы уголовно-процессуальным законом предусмотренное (ст. 176-178 УПК РФ). Исходя из его содержания следственный осмотр помогает решить следующие важные задачи расследования:

  • 1. разобраться в обстановке места происшествия, выяснить, как развивались события, понять действия преступника;
  • 2. выявить и изъять следы совершенного преступления;
  • 3. установить возможные источники получения других доказательств;
  • 4. получить информацию для выдвижения следственных версий;
  • 5. решить вопрос о приобщении к делу того или иного предмета в качестве вещественного доказательства;
  • 6. проверить другие источники доказательств по делу Осмотр места происшествия: Практическое пособие /Под ред. А.И.Дворкина.- М.:Норма, 2001. - С.25..

По последовательности производства следственный осмотр классифицируется на первичный и повторный. Повторный осмотр производится в тех случаях, когда первоначальный проходил в неблагоприятных условиях (в дождь, ночью), в связи с чем важные для установления истины следы и предметы могли быть не обнаружены, был проведен недоброкачественно: не исследовались существенные для дела обстоятельства; не привлекались сведущие лица и т.д.

По объему следственный осмотр бывает основным и дополнительным. Последний производят в тех случаях, когда в ходе дальнейшего расследования выясняется, что отдельные объекты были вовсе не осмотрены или это сделано недостаточно детально. Дополнительный осмотр и призван устранить допущенные пробелы Сиваев В.С. Следственные действия до возбуждения уголовного дела: теория и практика применения //Уголовное досудебное производство: проблемы теориии практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции (6 октября 2004 года). - Омск: Омский юридический институт.- 2004. - С.165-170..

Осмотр места происшествия зачастую включает как составные элементы все другие виды следственного осмотра. На месте происшествия нередко присутствуют и предметы, и документы, и трупы, само оно обычно является участком местности или помещением. В такой ситуации осмотр всех составляющих будет производиться в рамках одного следственного действия и оформляться одним протоколом. Поэтому, несмотря на отдельные особенности и специфику каждого вида осмотра, все они представляют собой единство однородных явлений, что и позволяет выделить общие тактические положения их производства: единое руководство осмотром; своевременность; объективность; полнота; планомерность осмотра; использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов и оперативных подразделений; безопасность осмотра Яблоков Н.П. Криминалистика в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2006. - С.125..

Следователь как самостоятельная процессуальная фигура руководит действиями всех присутствующих и лично отвечает за результаты осмотра.

Своевременность осмотра заключается в том, что после сообщения о происшествии следователь и другие лица безотлагательно выезжают на место происшествия для его осмотра. Это требование направлено на обеспечение максимальной сохранности обстановки места происшествия и непосредственно влияет на эффективность и результативность осмотра. Именно поэтому осмотр места происшествия относится к неотложным следственным действиям Власова Н.А., Соловьев А.Б., Токарева М.Е. Общие условия предварительного расследования: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2005. - С.7..

Объективность осмотра предполагает исследование и фиксацию всех объектов в том виде, в каком они были обнаружены; недопустимость отражения в протоколе выводов, заключений и предположений следователя, оперативного работника или других участников осмотра.

Полнота осмотра гарантирует, что все находящиеся на месте происшествия следы и предметы, имеющие отношение к расследуемому делу, будут обнаружены, исследованы и надлежащим образом отображены в протоколе осмотра и приложениях к нему. Полнота, кроме того, означает такое его проведение, которое исключает необходимость в повторном осмотре по мотивам недостаточности первоначального. В любом случае повторный осмотр не может заменить первоначального, поскольку отделен от преступного события большим промежутком времени Уголовный процесс: Учебник /Под ред. А.В. Смирнова. - М.: Кнорус, 2007. - С.342.. Вследствие этого осматриваемые объекты под воздействием неблагоприятных погодных условий, технических средств, людей, животных и насекомых могут претерпеть существенные изменения или быть уничтожены Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учебное пособие для вузов. - М.: КноРус, 2006. - С.145.

Планомерность осмотра состоит в правильном определении последовательности действий следователя и всех участников осмотра, заключающейся в объективном анализе полученной информации, конкретизации решаемых задач и необходимых для этого средств; уточнении круга и очередности конкретных действий и операций; распределении имеющихся сил и средств. Планомерность обеспечивает полноту, своевременность и качество выполнения всех необходимых действий, а в итоге максимальную эффективность следственного осмотра.

Использование технико-криминалистических средств и методов, помощи специалистов оперативных подразделений. При производстве осмотра необходимы полностью укомплектованный чемодан следователя, фотоаппарат с запасными пленками и импульсной лампой. Применяя технико-криминалистические средства и методы при осмотре, надлежит исходить из того, что их выбор определяется целью и характером проводимого осмотра, особенностями объектов и следов, для обнаружения и фиксации которых эти средства используются.

Специалист это квалифицированный помощник следователя. Он может обратить внимание следователя на обстоятельства, трудно воспринимаемые в конкретных специфических условиях, оказывает содействие в изъятии объектов, высказывает суждения о механизме и причинах образования тех или иных следов, что способствует выдвижению более обоснованных версий. Участие специалиста в осмотре обязательно в двух случаях: при осмотре трупа и при освидетельствовании лица иного, чем следователь, пола. Однако сейчас методически обязательным участие специалистов считается тогда, когда в ходе следственного действия могут встретиться объекты, осмотр, исследование или фиксация которых требуют специальных познаний, отсутствующих у следователя. Это, например, осмотр мест пожара, взрыва, крушения, аварии. Использование оперативных возможностей необходимо для получения дополнительной информации о характере происшествия, о лицах, к нему причастных, местонахождении и признаках объектов, имеющих значение для дела. Такая информация позволяет выдвинуть новые версии и глубже проверить отрабатываемые, выявить и закрепить следы и предметы, могущие стать доказательствами по уголовному делу.

Если при осмотре места происшествия выяснилась возможность преследования преступника «по горячим следам», оно поручается оперативным работникам. По окончании осмотра они принимают меры к сохранению тех вещественных доказательств, изъять которые с места происшествия невозможно Яблоков Н. П. Криминалистика: Учебник для вузов и юридических факультетов. - М.: ЛексЭст, 2006. - С.140..

Использование в процессе осмотра сил и средств оперативных подразделений дает следователю возможность получить дополнительную информацию о составе преступления: что произошло, каким образом, когда, кто совершил, с какой целью, с чьей помощью, кому и какой ущерб причинен, кто может знать о произошедшем.

Все виды осмотров проводятся в присутствии понятых (ч.1 ст.170 УПК РФ), наименьшее число которых - два.

УПК РФ устанавливает, что следственные действия производятся с участием понятых (не менее двух) и без их участия (ч.3 ст.170 УПК РФ).

В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. При невозможности их использования следователь вносит соответствующую запись в протокол и поясняет, почему это нельзя было сделать Тертышник В.М. Непосредственное обнаружение и техническое документирование преступного деяния (концептуальная модель процессуального института и нового следственного действия) //Право и политика. - М.; Nota Bene, 2004. - № 5. - С.113-118..

Во всех случаях производства следственного действия без участия понятых в протоколе следственного действия делается запись об их отсутствии с указанием причин принятия такого решения.

Остальные следственные действия производятся без участия понятых. Следователь, однако, может принять, по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе, и иное решение, т.е. произвести следственное действие с участием понятых.

Перед началом следственного действия следователь, дознаватель в соответствии с (ч. 5 ст. 164 УПК РФ) разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные (ст. 60 УПК РФ) Бобров В.К., Божьев В.П., Бородин С.В. и др. Уголовный процесс: Учебник. - М.: Спарк, 2004. - С.234..

Цель следственного действия обозначается для того, чтобы понятые понимали суть происходящего.

Осмотр местности, помещений, места происшествия производится в пределах их границ и требует предварительной подготовки. Она зависит от содержания события и физических пределов помещений, участков местности Власова Н.А., Соловьев А.Б., М.Е. Токарева. Общие условия предварительного расследования: Монография. - М.: Юрлитинформ, 2005. - С.23..

Получив известие о происшествии, следователь должен оценить характер события, сведения о том, где оно произошло, о лице, сообщившем о том, что случилось, выяснить, охраняется ли место происшествия. Обычно следователь действует не в одиночку, он руководит оперативно-следственной группой, имеющей в своем составе работников дознания, специалистов-криминалистов, судебно-медицинского эксперта. К группе по мере осмотра происшествия могут присоединиться и другие силы - патрульно-постовая служба, участковый инспектор, сотрудники ГИБДД. Перед выездом на место происшествия должен быть решен вопрос об охране оперативно-следственной группы, поскольку возможно сопротивление осмотру, нападение на лиц, производящих осмотр. Вопросы создания оперативно-следственных групп и организации их работы, в том числе и защиты, решаются руководителями органов дознания, прокурорами - руководителями и начальниками следственных отделов. Одному следователю для осмотра места происшествия выезжать не следует.

Непосредственно на месте происшествия после оказания помощи пострадавшим, беседы с потерпевшим, очевидцами, организации охраны места происшествия и защиты группы от возможных нападений, привлечения понятых и распределения обязанностей между участниками осмотра следователь начинает осмотр.

Осмотр предполагает применение технических средств - общее, узловое, детализированное фотографирование, видеосъемку, применение средств поиска и изъятия следов, микрочастиц, измерения расстояний, осмотра документов и других - перечень в данном случае не исчерпывающий. Надо определить исходное место осмотра - по общему правилу это место начала движения преступника или его проникновения в помещение. Затем выделяются отдельные участки осмотра и производится их последовательное изучение Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007. - С.137.

Во время осмотра обнаруживаются вещественные доказательства. Громоздкие (мебель, телевизор, холодильник, машина, и т.п.) и не подлежащие в силу этого изъятию вещественные доказательства осматриваются на месте.

Изымаемые вещественные доказательства могут быть осмотрены позднее. В любом случае они должны быть показаны понятым и всем участникам осмотра, индивидуализированы, упакованы, причем их упаковка опечатывается печатью следователя, подписывается следователем, понятыми, лицами, участвующими в осмотре.

В осмотре места происшествия могут участвовать, специалисты, эксперт, потерпевший, представители организаций, в здании которых совершено преступление. В состав участников следует включить командира подразделения, охранявшего место происшествия, и оперативно-следственную группу, включая всех ее сотрудников, как прибывших вместе со следователем, так и присоединившихся позднее.

Криминалистически значимые данные могут быть получены при осмотре помещений. В качестве объектов такого осмотра различают жилые и служебные помещения; торговые, складские и производственные постройки; выставочные залы, павильоны, музеи. Основными задачами осмотра помещений являются выяснение назначения и режима работы; определение дислокации; изучение обстановки с выяснением индивидуальных признаков, характеризующих конкретный объект; ознакомление с охранной системой защиты. Осмотр помещения целесообразно производить по периметру в направлении по часовой стрелке, по правилам осмотра места происшествия.

Осмотр предметов. В качестве самостоятельного следственного действия осмотр предметов производится в двух случаях:

  • 1. когда для осмотра предметов, обнаруженных при производстве обыска, осмотра места происшествия, местности, помещения, требуется продолжительное время и специальные условия;
  • 2. когда предметы представлены следователю потерпевшим, свидетелем, подозреваемым или другими лицами. Следователь производит их осмотр по месту производства следствия, обеспечивая сохранность и возможность использования в качестве вещественных доказательств.

Осмотр начинается с изучения общего вида предметов, их состояния, назначения и правил пользования. Если на предмете могут быть микрообъекты, потожировые следы рук или иные следы, пригодные для экспертного исследования, то осмотр начинается с их обнаружения и фиксации (это лучше сделать с помощью соответствующих специалистов). Затем выявляются индивидуальные признаки предмета, его особенности и дефекты, следы, указывающие на связь осматриваемого предмета с расследуемым преступлением. Все они подробно отражаются в протоколе и фотографируются.

Осмотр местности производится в тех случаях, когда она является местом происшествия. Организация осмотра зависит от размера территории: чем она значительнее, тем больше участников приходится привлекать к осмотру. Практика выработала следующие способы осмотра: сплошной, когда отсутствуют ориентировочные сведения о местонахождении следов и предметов; от периферии к центру или от центра к периферии, когда участок местности имеет округлую форму; линейный, когда осматриваемая площадь имеет удлиненную форму; плановый или секторный, когда вся осматриваемая площадь разбивается по квадратам или по секторам; узловой, когда осматриваются важные участки местности.

Осмотр в жилом помещении возможен при согласии лиц, в нем проживающих. Перед осмотром лица, находящиеся в помещении, извещаются об осмотре и их праве возразить против него. Одновременно им разъясняется необходимость его проведения.

Если возражения остаются, следователь составляет в присутствии понятых протокол об отказе дать согласие на проведение осмотра, оглашает его и в дальнейшем действует в порядке (ст. 165 УПК РФ), определяющей судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия

Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Частью 2 ст. 23 Конституции РФ устанавливается, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.

Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». В части 3 ст. 35 Конституции РФ говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

В УПК судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия предусмотрен в случаях, указанных (п. 4-9 и 11 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). В их число входят:

  • 1. производство осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • 2. производство обыска и (или) выемки в жилище;
  • 3. производство личного обыска;
  • 4. производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
  • 5. наложение ареста на корреспонденцию и выемки ее в учреждениях связи;
  • 6. наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • 7. контроль и запись телефонных и иных переговоров.

Учитывая новые изменения в УПК РФ, процедура возбуждения уголовного дела следователем, а так же, дознавателем и органом дознания упростилась: им не потребуется согласовывать соответствующее решение с прокурором.

Основным в принятых изменениях является снижение роли прокуратуры в расследовании уголовных дел и надзоре за органами предварительного следствия, а следовательно, повышение статуса следователя как участника уголовного судопроизводства. (Необходимо отметить, что изменения не коснулись деятельности органов дознания и дознавателей).

УПК РФ установлен следующий порядок рассмотрения ходатайства.

Участие прокурора, следователя и дознавателя в судебном заседании не обязательно. Но они (отдельно друг от друга или вместе) вправе прибыть в суд и принять участие в судебном заседании с тем, чтобы убедить судью в необходимости производства следственного действия.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о разрешении производства следственного действия или об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа.

Вынесенное постановление направляется лицу, заявившему ходатайство.

Получив постановление судьи о разрешении производства следственного действия, следователь, дознаватель составляет соответствующее постановление о производстве требуемого следственного действия и приступает к его реализации.

УПК РФ, однако, допускает производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска без получения судебного решения.

Подобное возможно лишь в исключительных случаях, когда это не терпит отлагательства, как в случае, например, личного обыска задержанного, или когда в ходе выемки появились основания для производства обыска.

Производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска в таких ситуациях производится на основании постановления следователя, дознавателя.

Произведя осмотр, обыск или выемку, следователь обязан уведомить об этом судью и прокурора. На выполнение этого действия отводится 24 часа с момента начала производства следственного действия. Уведомление носит письменный характер.

К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия.

Цель данного уведомления - проверка законности решения о его производстве.

Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия. По окончании проверки он выносит постановление либо о его законности, либо о его незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК РФ.

Прокурор также должен проверять обоснованность производства следственных действий.

Нередко возникает обстановка, исключающая ожидание решения суда. Неотложность осмотра может вызываться разными причинами - необходимостью обнаружить скрывающегося преступника, предотвратить гибель людей, утрату документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну, припрятывание ценностей, оружия, наркотиков, предупредить совершение особо тяжкого и тяжкого преступления. Следователь в подобных случаях вправе провести осмотр и без согласия лиц, проживающих в жилом помещении. Материалы осмотра в течение 24 часов представляются в суд для проверки законности проведенного действия.

Признание его незаконным переводит протокол осмотра в разряд недопустимых доказательств (ст. 165 УПК РФ).

Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель придает следственному осмотру огромное значение, наделяя органы предварительного расследования значительными полномочиями на ущемление прав граждан в ходе данного следственного действия. Такое положение обусловлено важностью данного следственного действия для закрепления следов преступления.

Важнейшим составляющим условием производства осмотра места происшествия является участие в осмотре представителей разных служб органов внутренних дел, специалистов различного профиля и представителей общественности – понятых (на усмотрение следователя (дознавателя)).

Согласно уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации ответственным за проведение осмотра места происшествия является следователь (дознаватель), именно он организует и руководит действиями всех участников осмотра места происшествия (принцип единого руководства). Это означает, что его указания являются обязательными для всех участников осмотра.

Вопросы организации взаимодействия между сотрудниками органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений, в том числе и при производстве осмотра места происшествия, регламентируются нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами (приказы МВД России, инструкции, указания).

При получении сообщения о преступлении для обеспечения наиболее эффективного производства осмотра места происшествия и других неотложных следственных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий формируется дежурная следственно-оперативная группа (СОГ), в состав которой, как правило, входят:

˗ следователь либо дознаватель (исходя из подследственности);

˗ сотрудники оперативных подразделений;

˗ сотрудники экспертно-криминалистических подразделений;

˗ специалист-кинолог (в случае необходимости использования служебной собаки);

˗ преданные силы (сотрудники иных служб органов внутренних дел).

В соответствии с требованиями УПК РФ к осмотру места происшествия могут привлекаться: эксперт, специалист, понятые, переводчик, потерпевший, представитель потерпевшего, свидетель, подозреваемый и другие участники уголовного судопроизводства.

Следователь (дознаватель) является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции, предусмотренной ст. 38 (ст. 41) УПК РФ, осуществлять расследование по уголовному делу и самостоятельно принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласие руководителя следственного органа (для дознавателя – согласие прокурора) (см. прил. 3, 4).

В ходе подготовки и производства осмотра на месте происшествия следователь (дознаватель):

˗ руководит следственно-оперативной группой и участниками осмотра, определяет порядок ее работы, обеспечивает согласованность действий участников по установлению пострадавших, свидетелей и очевидцев происшествия, лиц, совершивших преступление, а также принимает меры к обнаружению, фиксации и изъятию следов преступного деяния;

˗ при необходимости привлекает к участию в осмотре места происшествия специалистов (ст. 168 УПК РФ), а также других сотрудников полиции;

˗ опирается на помощь других участников осмотра места происшествия, учитывает их замечания и советы;

˗ с учетом полученной на месте происшествия информации делает предположительные суждения и умозаключения, выдвигает версии и планирует осуществление неотложных мероприятий, направленных на закрепление следов преступления и его раскрытие.

С этой целью он дает поручения сотрудникам оперативных подразделений о производстве неотложных оперативно-розыскных и поисковых мероприятий, осуществляет иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом;

˗ разрешает в случаях, предусмотренных законом, допуск к месту происшествия лиц, которые официально не участвуют в осмотре (например, представителей средств массовой информации);

˗ в соответствии с ч. 7 ст. 164 УПК РФ следователь вправе привлечь к участию в осмотре должностное лицо органа, осуществлявшего оперативно-розыскную деятельность (о чем делается запись в протоколе осмотра);

˗ производит осмотр места происшествия, заносит в протокол данные, которые являются результатом его восприятия, и несет персональную ответственность за ход и результаты указанного следственного действия.

Сотрудники полиции обеспечивают охрану места происшествия и поддерживают порядок, не допуская посторонних лиц к месту осмотра.

По указанию следователя (дознавателя) устанавливают свидетелей и очевидцев, а также участвуют в отыскание следов и объектов, имеющих отношение к преступному деянию.

Оперативные сотрудники органов внутренних дел на месте происшествия действуют под общим руководством следователя (дознавателя), но при этом в соответствии с федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 2, 7, 11) и «О полиции» (ст. 10, 12, 27, 28) не утрачивают своей самостоятельности и выполняют специфические обязанности, в процессе которых:

˗ осуществляют оперативно-розыскные и поисковые мероприятия, направленные на выявление, установление, обнаружение и задержание виновных лиц;

˗ обнаруживают похищенное имущество, места его сбыта и хранения;

˗ устанавливают орудия преступления;

˗ устанавливают личность неопознанного трупа;

˗ осуществляют проверки изъятых предметов по оперативным и криминалистическим учетам;

˗ принимают меры, направленные на выявление очевидцев происшествия и установление свидетелей;

˗ сообщают оперативному дежурному по органу внутренних дел о характере преступления, приметах лиц, его совершивших, особенностях похищенного имущества и предоставлении иной информации, добытой в ходе осмотра места происшествия;

˗ выполняют поручения следователя (дознавателя), информируют последних о результатах проведенных мероприятий.

По поручению следователя (дознавателя), а также по собственной инициативе специалист-кинолог применяет служебную собаку .

Специалист-кинолог:

˗ определяет границы осмотра в целях применения служебной собаки;

˗ уточняет время совершения преступного деяния, изучает обстоятельства совершения преступления, выясняет количество преступников, их приметы, направления движения (пути их подхода и отхода), а также иную информацию, имеющую значение для розыска лиц, подозреваемых в совершении преступления;

˗ совместно со следователем (дознавателем) и оперативным сотрудником принимает решение о применении служебной собаки для розыска лиц, совершивших преступление, орудий преступления и других предметов, с помощью носителей (предметов и объектов) запаховых следов, обнаруженных на месте происшествия;

˗ совместно с иными сотрудниками принимает участие в преследовании и задержании лица (лиц), подозреваемого в совершении преступления;

˗ по результатам применения служебной собаки составляет акт о применении служебной собаки, а в случае невозможности применения служебной собаки - рапорт с указанием причин ее неприменения.

Сотрудники экспертно-криминалистического подразделения и специалисты привлекаются к осмотру места происшествия следователем (дознавателем) согласно ч. 1 ст. 168 УПК РФ и осуществляют процессуальные полномочия специалиста, предусмотренные ст. 57, 58 УПК РФ (см. прил. 5-7). Эксперт (специалист) обладает специальными знаниями, что и является основным критерием привлечения его к осмотру места происшествия с целью содействия в обнаружении, закреплении, изъятии предметов и документов, применения технических средств. Таким образом, специалист-криминалист при производстве осмотра места происшествия оказывает помощь следователю (дознавателю):

˗ сориентироваться в специфической обстановке и уяснить характер происшествия;

˗ правильно описать в протоколе места происшествия особенности отдельных осматриваемых объектов и их состояние (механизмы, детали, части машин, части тела и т.д.);

˗ в обнаружении, фиксации, изъятии, упаковке невидимых или слабо видимых следов;

˗ в сохранении предметов и следов преступления, отборе сравнительных и контрольных образцов;

˗ при производстве исследования предметов и следов на месте происшествия для получения информации об обстоятельствах преступления и о лицах, причастных к его совершению;

˗ в полном и точном отражении в протоколе осмотра места происшествия сведений, полученных в результате применения технических средств;

˗ в выдвижении следственных версий, относительно произошедшего события и лица (лиц), совершившего его.

Специалист, приглашенный для осмотра места происшествия, должен быть не только компетентен в вопросах, которые необходимо разрешить на месте происшествия, обладая соответствующими навыками, но и быть не заинтересованным в исходе разбирательства по делу. Это является решающим критерием для привлечения специалиста к осмотру места происшествия. Кроме специалиста-криминалиста, для производства осмотра места происшествия, могут привлекаться специалисты любого другого профиля, исходя из характера преступления, а также вида следов и предметов, обнаруженных на месте происшествия.

Специалист в соответствии с ч. 3 ст. 58 УПК РФ вправе:

˗ отказаться от участия в осмотре, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;

˗ задавать вопросы участникам осмотра с разрешения следователя (дознавателя);

˗ знакомиться с протоколом осмотра, в котором участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;

Согласно ч. 4 ст. 58 УПК РФ специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя) для производства осмотра и разглашать данные, ставшие ему известными в связи с участием в осмотре, если он был заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Участковый уполномоченный полиции, как правило, не входит в состав следственно-оперативной группы, однако в соответствии с действующим законодательством обязан участвовать в раскрытии преступления, совершенном на вверенном ему участке .

В этих целях участковый уполномоченный обязан:

˗ информировать следователя (дознавателя), оперативного сотрудника о характере совершенного преступления и месте его совершения, о пострадавших лицах, о лицах, имеющих отношение к рассматриваемому событию;

˗ по поручению следователя (дознавателя) принимать меры по охране места происшествия, установлению и оказанию необходимой медицинской помощи пострадавшим;

˗ выполнять поручения следователя (дознавателя) по установлению возможных очевидцев происшедшего и иных лиц, причастных к совершению преступления или располагающих сведениями о преступлении и преступнике;

˗ оказывать содействие оперативным сотрудникам в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления.

В ходе осмотра места происшествия следователь (дознаватель) и участвующие в осмотре сотрудники органов внутренних дел должны постоянно обмениваться полученной информацией, анализировать ее и согласовывать свои дальнейшие действия.

Понятой – это не заинтересованное в исходе уголовного дела лицо, привлекаемое следователем (дознавателем) к участию в осмотре места происшествия для удостоверения факта, содержания, хода и результатов осмотра (ст. 60 УПК РФ) (см. прил. 8). Участие понятых в осмотре места происшествия является одной из гарантий законности, объективности и всесторонности следственного действия. Однако законодатель предусмотрел возможность проведения осмотра места происшествия без участия понятых. Причем данное решение принимает следователь (дознаватель) самостоятельно. Следственный осмотр без участия понятых может быть произведен в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случае опасности для жизни и здоровья людей, о чем делается запись в протоколе осмотра.

В качестве понятых не могут быть привлечены: несовершеннолетние, участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники, сотрудники органов исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», и (или) предварительного расследования.

Понятой должен быть не простым статистом в ходе осмотра места происшествия, а активным участником, стараясь запомнить ход и результаты осмотра, чтобы в случае необходимости подтвердить факт осмотра и внести ясность при возникновении спорных вопросов, то есть выступить в качестве свидетеля по уголовному делу.

Понятые в соответствии с ч. 3 ст. 60 УПК РФ вправе:

˗ делать по поводу этого осмотра заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

˗ знакомиться с протоколом осмотра;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя), ограничивающие их права.

Понятые согласно ч. 4 ст. 60 УПК РФ не вправе:

˗ уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя);

˗ разглашать данные предварительного расследования, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Потерпевшие и свидетели привлекаются к осмотру места происшествия, когда без их участия нельзя определить объект, нуждающийся в осмотре, или границы осмотра, когда невозможно определить место посягательства, когда они могут уточнить, какие изменения были внесены в вещную обстановку или они первыми обнаружили преступление (см. прил. 9 - 13).

В соответствии со ст. 42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации.

Участие в осмотре места происшествия потерпевших, свидетелей, подозреваемого, обвиняемого, их представителей, законных представителей, защитника, представителей администрации учреждения или предприятия, а также других лиц может быть объяснено необходимостью и целесообразностью, с одной стороны, и нормами УПК РФ – с другой.

По окончании осмотра места происшествия потерпевший вправе знакомиться с протоколом данного следственного действия, произведенного с его участием, и подавать на него замечания (п. 10 ч. 2 ст. 42 УПК РФ).

Согласно ст. 56 УПК РФ свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела.

Потерпевший и свидетель не вправе разглашать данные, ставшие им известными в ходе осмотра, если они были об этом заранее предупреждены в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. За разглашение указанных данных потерпевший и свидетель несут ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ.

Кроме того, на основании ст. 164 УПК РФ потерпевший и свидетель предупреждаются об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 УК РФ, за дачу заведомо ложных показаний либо отказ от дачи показаний в ходе осмотра.

Потерпевшим и свидетелям, участвующим в осмотре места происшествия, следует разъяснять нормы ст. 51 Конституции Российской Федерации, согласно которым они вправе отказаться давать показания против себя и своих близких родственников.

Потерпевший и свидетель не вправе уклоняться от явки по вызовам следователя (дознавателя). При неявке по вызову без уважительных причин они могут быть подвергнуты приводу (ч. 1 ст. 113 УПК РФ).

Подозреваемый и обвиняемый (см. прил. 14-17). Привлечение указанных лиц к осмотру места происшествия возможно, если есть их согласие и желание принять участие в осмотре. Следователь (дознаватель) принимает решение о целесообразности такого участия.

В соответствии со ст. 46 УПК РФ подозреваемым является лицо:

˗ в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, установленным гл. 20 УПК РФ;

˗ которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ;

˗ к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со ст. 100 УПК РФ;

˗ которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном ст. 223.1 УПК РФ.

Согласно ст. 47 УПК РФ обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесены:

˗ постановление о привлечении в качестве обвиняемого;

˗ обвинительный акт.

Подозреваемый и обвиняемый вправе участвовать с разрешения следователя (дознавателя) в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания.

Привлекая подозреваемого или обвиняемого к осмотру места происшествия, необходимо быть достаточно внимательным и наблюдательным за их поведением, поскольку будущее этих лиц во многом зависит и от результатов осмотра места происшествия. Они могут попытаться сокрыть следы преступления или уничтожить их, а также аналогично поступить по отношению к другим доказательствам.

Кроме того, подозреваемый и обвиняемый вправе:

˗ отказаться давать показания против себя и своих близких родственников;

˗ пользоваться помощью переводчика бесплатно;

˗ пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно;

˗ давать показания и объясняться в процессе осмотра на родном языке или языке, которым они владеют;

˗ заявлять ходатайства и отводы;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя);

˗ защищаться иными средствами и способами, не запрещенными уголовно-процессуальным кодексом.

При осмотре места происшествия иногда возникают обстоятельства, требующие присутствия переводчика.

Согласно ст. 59 УПК РФ переводчик – лицо, привлекаемое к участию в уголовном судопроизводстве, в случаях, предусмотренных УПК РФ, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. Привлечение переводчика возможно, если возникает необходимость, когда свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый не владеют или недостаточно владеют языком, на котором ведется производство по уголовному делу, а также для лиц, нуждающихся в сурдопереводе.

Привлечение переводчика к осмотру места происшествия необходимо и в случае обнаружения документов, требующих немедленного перевода.

В соответствии с ч. 3 ст. 59 УПК РФ переводчик вправе:

˗ задавать вопросы участникам осмотра в целях уточнения перевода;

˗ знакомиться с протоколом осмотра и делать замечания по поводу правильности записи перевода, подлежащие занесению в протокол;

˗ приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следователя (дознавателя), ограничивающие его права.

В соответствии с ч. 4 ст. 59 УПК РФ переводчик не вправе:

˗ осуществлять заведомо неправильный перевод;

˗ разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве переводчика, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ;

˗ уклоняться от явки по вызовам следователя.

За заведомо неправильный перевод и разглашение данных предварительного расследования переводчик несет уголовную ответственность по ст. 307 и 310 УК РФ (ч. 5 ст. 59 УПК РФ).

Помимо указанных в осмотре могут принимать участие и иные участники уголовного судопроизводства, в том числе - оперативный дежурный по органу внутренних дел, руководитель следственного подразделения и ответственный от руководящего состава органа внутренних дел.

Руководитель следственного подразделения и ответственный от руководящего состава органа внутренних дел выезжают на место происшествия при получении сообщения о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в иных случаях, когда требуется их присутствие (резонансное преступление, преступление против малолетнего или несовершеннолетнего и др.) с целью обеспечения контроля за организацией деятельности следственно-оперативной группой.

Оперативный дежурный по органу внутренних дел не только организует выезд на место происшествия следственно-оперативной группы, но и координирует работу всех сотрудников полиции, задействованных при осмотре места происшествия: обмен информацией, проверка по имеющимся банкам данных, принимает меры к пресечению преступления, к его раскрытию, привлекая дополнительные силы и средства органов внутренних дел.