Конституция сама по себе представляет основу, фундамент для других отраслей права. Однако в Конституции имеются такие базовые начала — принципы, которые составляют основы конституционного строя, поскольку именно на них строится все правовое регулирование жизни страны.

Конституционный строй — это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государственная власть осуществляется в соответствии с Законом, государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — основной обязанностью государства.

Государство, принявшее демократическую Конституцию, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с ее положениями. Поэтому, закрепленные главным законом страны основы конституционного строя призваны, в первую очередь, гарантировать и охранять права и свободы человека и гражданина, демократические, правовые принципы государственного устройства.

Основы конституционного строя в нашей стране нашли свое закрепление в главе 1 Конституции Российской Федерации, которая определяет Россию как демократическое федеративное, правовое государство с республиканской формой правления , в котором:

1. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод личности — обязанность государства.

2. Носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России.

3. Социальная политика нашего государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности.

4. Равным образом признаются и защищаются все формы собственности (частная, государственная, муниципальная и другие).

5. Государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

6. Гарантируется местное самоуправление.

7. Признается многопартийность, в качестве государственной не может быть признана никакая идеология.

Принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы России.

Конституционный строй имеет главную цель — закрепить в Основном законе положение о том, что государство создано для человека и государственная деятельность должна быть направлена во имя процветания народа.

Это нашло четкое отражение в Вводной части (преамбуле), принципы которой лежат в основе всех конституционных норм:

Утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия;

Сохранение государственного единства, признания равноправия и самоопределения народов;


Возрождения суверенной государственности России и сохранения исторически сложившегося единства страны,

Утверждение незыблемости демократического развития нашего государства.

В преамбуле определена цель принятия Конституции — обеспечить благополучие и процветание страны, подчеркнута общая ответственность каждого из нас за свое Отечество, не только перед нынешним, но и будущим поколениями.

Впервые нашло свое конституционное закрепление положение о том, что Российская Федерация, весь ее многонациональный народ сознают себя частью мирового сообщества . Россия принимает на себя обязательства соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

Основы конституционного строя закреплены в Конституции РФ в виде системы принципов , которые можно разбить на две группы .

Первая группа принципов конституционного строя закрепляет основы организации государственной власти:

- народовластие. Конституция РФ характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно (референдум , свободные выборы), а также через органы государственной власти и местного самоуправления.

- Федерализм как принцип государственно-территориального устройства РФ, способствующий на демократической основе регулированию национальных отношений.

Принцип федерализма определяет государственное устройство РФ на основе государственной целостности, равноправия и самоопределения народов, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами власти,

- верховенство права — принцип, характеризующий РФ как правовое государство.

Этот принцип выражается в верховенстве Конституции и связанности государства правом. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ.

Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, все органы государственной власти, должностные лица, граждане и их организации обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, а любые законы, затрагивающие права и свободы человека, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения,

- разделение властей — как принцип организации власти правового демократического государства, создающий единство всей системы государственной власти, предполагает,

с одной стороны, разделение властей по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную , носителями которой являются самостоятельные органы государства (Президент, Федеральное Собрание, Правительство РФ, судьи всех уровней), а с другой стороны, по вертикали разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектами.

Этот принцип строится на системе «сдержек и противовесов» для того, чтобы существовало равновесие сил между государственными органами, и не один из них не мог получить преобладание над другими и сосредоточить полноту власти в своих руках;

- государственный суверенитет Российской Федерации — свойство государства самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свои функции на всей территории и за ее пределами в международном общении.

Суверенитет государства проявляется в следующем :

а) вверховенстве государственной власти, которая определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни;

б) в единстве государственной власти, которое выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую государственную власть;

в) в независимости власти, предполагающей самостоятельность государства в отношениях с другими государствами, в целостности и неприкосновенности своей территории;

г) признание России полноправным членом мирового сообщества, приоритет общепринятых принципов и норм международных договоров, заключенных РФ, в случае их расхождения с внутренними законами России.

История возникновения конституции РФ

Долгое время человечество не испытывало потребности в таком юридическом документе, каким является Конституция. Первая Конституция была принята в США в 1787 году.

В России впервые о конституции заговорили в начале XIX в. Первые конституционные проекты вынашивали реформатор М. М. Сперанский, декабристы Н. Муравьев и П. Пестель. Во второй половине XIX в. известен конституционный проект одного из реформаторов эпохи Александра II - М. Т. Лорис-Меликова. Но помешало убийство императора Александра II народовольцами.

Следующий крупный шаг на пути к Конституции в России был сделан уже в XX в. в годы первой русской революции. 17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», по которому народ получал политические и гражданские права и свободы, а страна - новый законодательный орган: Государственную думу.

Потом были четыре советские конституции:

1918 г. - Конституция РСФСР

1924 г. - Конституция СССР

1936 г. - «сталинская» Конституция

1977 г. - «брежневская» Конституция.

Но многие положения этих законов не работали, оставаясь лишь на бумаге. Все изменилось только после распада СССР в 1991 году. Тогда в стране начались коренные преобразования. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации - первая конституция демократической России.

Конституция РФ

Конституция (в пер. с латинского constitutio - установление, устройство) Российской Федерации - это основной закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Структура Конституции РФ: преамбула (вступительная часть) и два раздела.

В преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Первый раздел Конституции РФ

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения: о введении Конституции в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Отличие Конституции РФ от других нормативных правовых актов

Имеет учредительный характер В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти
Обладает высшей юридической силой Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить основному закону
Имеет всеохватывающий характер Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений
Является основой для всех иных источников права Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства РФ
Отличает особый порядок охраны Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является её гарантом. Конституционный суд РФ - это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции РФ
Характеризует особый, усложнённый порядок пересмотра и внесения поправок Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Внесение же поправок направлено на изменение глав 3−8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Функции Конституции РФ

Наименование

функции

Её сущность
Политическая Определяет устройство государственной власти в РФ, закрепляет политическое многообразие
Правовая Выступает ядром правовой системы РФ, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчинённых нормативных правовых актов государства
Гуманистическая Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права
Учредительная Устанавливает определённый порядок в государстве, создаёт систему институтов и органов власти РФ
Мировоззренческая Способствует формированию правового сознания населения - совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституционный строй РФ

Конституционный строй РФ - это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых Конституцией РФ и другими конституционно-правовыми актами государства.

Принципы (основы) конституционного строя РФ

Наименование принципа Его содержание
Суверенитет народа Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ принимает реальное участие в управлении делами общества и государства
Признание человека, его прав высшей ценностью Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства
Федерализм Децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между РФ, её субъектами и органами местного самоуправления
Республиканская форма правления Избрание или назначение высших органов власти на определённый срок; сфера компетенции органов власти - разграничена
Разделение властей Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляются относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий
Правовое государство Установление верховенства закона в общественной жизни, существование системы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищённость личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод

Демократическое государство

Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина

Социальное государство

Создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп
Светское государство Отсутствие государственной религии; ни одно вероучение не признаётся обязательным или предпочтительным
Политический плюрализм Установление запрета на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (главенствующей)
Политический плюрализм Утверждение в обществе политического многообразия, провозглашение свободы политических мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции. Основа для утверждения в стране многопартийности
Многообразие и равноправие форм собственности Признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой формы

Законодательство РФ о выборах

Избирательное право - совокупность юридических норм, регулирующих порядок выборов представительных органов и выборных должностных лиц государства, а также органов местного самоуправления.

Избирательное право бывает активным (право избирать, с 18 лет) и пассивным (право быть избранным, с 21 года для депутатов Государственной Думы, местных дум и глав города, с 35 лет для Президента РФ).

Избирательное право является частью конституционного права.

Особенности выборов в России:

1) Отсутствие минимального порога явки избирателей в день голосования для признания выборов состоявшимися.

2) Смешанная избирательная система при выборах депутатов в Государственную Думу (2016), мажоритарная избирательная система при выборах Президента РФ.

3) Процентный барьер для прохождения партий в Государственную Думу: 5% - барьер для формирования фракции. Партии, получившие на выборах не менее 3 % голосов, получат прямой допуск до следующих выборов в Госдуму и всех выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти в субъектах РФ и возмещение всех расходов за прошедшие выборы и повышенное финансовое обеспечение на все время до следующих выборов. (2016).

4) Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) избирается гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 30 лет.

Конституцией (уставом), законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта РФ избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

5) Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин РФ, достигший 18 лет. Выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года.

Строй - определённое устройство общества (на­пример, первобытный строй, рабовладельческий строй и т. д.).

Конституционный строй - это система общест­венных отношений (экономических, социальных, поли­тических, духовных), установленных и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Фундаментом конституционного строя являются ос­новные принципы, которые служат началом всей систе­мы общественных отношений, установленных в нашей стране Конституцией.

Конституционный строй РФ

Основные принципы

(глава 1 Конституции РФ)

Наименование

принципа

Статьи Консти­туции РФ

Основы органи­зации государст­венной власти:

Суверенитет народа

Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соот­ветствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ осуществляет власть непосредст­венно - путем выборов и рефе­рендумов, а также через органы государственной власти и местно­го самоуправления

Федерализм

Децентрализация государствен­ной власти, обеспеченная разгра­ничением властных полномочий между Российской Федерацией, её субъектами и органами местно­го самоуправления

Республикан­ская форма правления

Избрание или назначение выс­ших органов власти на определён­ный срок; сфера компетенции (полномочий, прав) органов влас­ти разграничена

Разделение

Законодательство, исполнение законов и контроль за соблюде­нием законности осуществляет­ся относительно независимыми друг от друга органами государ­ственной власти при невмеша­тельстве и строгом разграниче­нии их полномочий.

1. Правовое государство

Установление верховенства зако­на в общественной жизни, суще­ствование системы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гаран­тирующих правовую защищен­ность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод.

Ст. 1, 4, 15,18

Основы взаимо­отношений госу­дарства и чело­века, граждани­на, правового статуса человека и гражданина:

    Признание че­ловека, его прав высшей цен­ностью

    Демократичес­кое государство

Соблюдение и защита прав и сво­бод человека и гражданина явля­ется главной обязанностью госу­дарства.

Признание и обеспечение сувере­нитета народа, прав и свобод че­ловека и гражданина.

Ст. 1, 2, 3, 30, 32

Основы органи­зации жизни гражданского

общества:

Социальное государство

Создание экономических и юри­дических условий, обеспечи­вающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека, осу­ществление комплекса мер по поддержанию социально неиму­щих групп населения.

Светское

государство

Отсутствие государственной ре­лигии: ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным.

Идеологиче­ский и поли­тический плю­рализм, много­партийность

Установление запрета на призна­ние какой-либо идеологии в каче­стве официальной (главенствую­щей).

Основа для утверждения в обще­стве политического многообра­зия, провозглашение свободы по­литических мнений и действий, легальная возможность для со­здания и деятельности оппози­ции, для утверждения в стране многопартийности.

Многообразие и равноправие форм собствен­ности

Признание различных форм соб­ственности (частной, государст­венной, муниципальной и др.). Равная защита собственности лю­бой формы.

Согласно ст. 16 Конституции РФ никакие другие по­ложения основного закона не могут противоречить осно­вам конституционного строя.

Основные принципы конституционного строя:

1) регулируют все стороны жизни общест­ва и государства, определяют правовое положение личности;

2) составляют исходную правовую базу для последующего содержания самой Конституции и для всей системы рос­сийского права;

3) являются абсолютно неизменными: их нельзя отменить или пересмотреть, пока действует данная Конституция.

ВОПРОСЫ:

1 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под основами конституционного строя понимаются главные ________________(А) государства, обеспечивающие его подчинение ________________(Б). Государство само определяет степень важности тех или иных __________________(В) конституционного строя, поэтому их набор в различных государствах не одинаков. Однако наиболее важные присущи каждому государству, имеющему конституционный строй. Это: участие народа или народных представителей в __________________(Г); приоритет прав и свобод человека; разделение властей. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и __________________(Д) - обязанность государства. Россия - это социальное государство, __________________(Е) которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

1. В РФ не существует единой (обязательной) государственной идеологии.

2. В РФ сформировалась многопартийная система, в основе которой лежит многообразие политических идеологий.

3. В РФ нет ограничения на создание политических организаций и партий, при условии, что они не ставят целью изменение конституционного строя страны.

Характеристика конституционного строя

Конституционный строй страны следует характеризовать основными (особыми) принципами, которые лежат в основе отношений между государством, обществом и человеком. На сегодняшний день Россия провозглашена правовым, демократическим государством, с развитым гражданским обществом, провозглашено, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, и их соблюдение является важнейшей задачей государства.

Ведущим местом в конституционном праве занимают положения, которые закрепляют основы конституционного строя, институты и формы общества, основы экономической деятельности.

Они сосредоточены в главе 1 Конституции Российской Федерации под названием «Основы конституционного строя». Примечателен тот факт, что каждое положение данной главы выступает основополагающей и отправной точкой для каждой из других глав Верховного закона. Основополагающим является то, что основы конституционного строя регламентированы не только одной единственной статьей, но несколькими.

Таким образом, характеристика Российской Федерации как государства отражена в статье 1 , 7, 14 Верховного закона страны.

Российская Федерация определяется как федеративное, правовое, демократическое, а также государство, в котором права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью. Так же оно названо социальным государством, политика которого направляется на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и развитие человека; как светское государство, в котором никакая религия не установлена в качестве обязательной либо государственной. На деле же наше государство только проходит путь становления правового и социального государства, в связи с чем анализ основ конституционного строя очень важен.

Россия позиционируется как конституционное государство, которое ограничено положениями Основного закона.

Основы конституционного строя страны

К принципам основ конституционного строя следует относить:

  • человек, с его правами и свободами выступает высшей ценностью;
  • демократия;
  • полный суверенитет государства;
  • равенство субъектов Российской Федерации;
  • равномерное и равноправное гражданство независимо от того, каким образом оно было приобретено;
  • свобода экономики как обязательное условие для развития всей экономической системы страны;
  • действенная система разделения властей;
  • гарантии, а также обеспечение местного самоуправления;
  • идеологическое разнообразие;
  • политический плюрализм (многопартийность);
  • приоритет законодательства;
  • общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договора России являются приоритетными перед национальным правом государства;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, которые составляют основы конституционного строя страны.

Характеристика принципов конституционного строя

Полнота суверенитета Российской Федерации является основой нашей государственности. Содержание данного принципа заключается в характеристике российской государственности - верховенство государственной власти, единство, а также независимость в отношениях с иными государствами. Несмотря на федеральное устройство России, оно является целостным государством. Нормы статьи 4 закрепляют этот принцип, составляют наряду с положениями главы 3 «Федеральная структура» основополагающими положениями данного принципа.

Равноправие субъектов Российской Федерации впервые закреплено в Конституции. В части 1 статьи 5 приводится исчерпывающий перечень видов субъектов Российской Федерации:

  • краев,
  • областей,
  • республик,
  • а также округов.

Определение 1

Гражданство-это особенная политическо-правовая связь личности и государства, характерно установление взаимных прав, обязанностей и ответственности между ними, основанная на признании и уважении достоинства. Полными правами и свободами на территории страны могут пользоваться только его граждане. В статье 6 Конституции провозглашается единое и равноправное гражданство независимо от того, каким образом оно было приобретено. Сначала установлен запрет на лишение гражданина российского гражданства, а также запрет на лишение его права менять российское гражданство на гражданство другой страны.

Государство признает и в равной степени защищает частную, государственную, муниципальную и другие формы собственности, в том числе земельные участки.

Действующая система разделения властей на три ветви позволяет говорить о России как о государстве, которое вступило в период становления демократического правового государства. Цель разделения полномочий на три ветви власти- это недопущение произвольной деятельности органов государственной власти, разделение полномочий между ними таким образом, чтобы их деятельность создала наиболее благоприятные условия для осуществления гражданами своих прав, свобод и обязанностей.

Важным принципом верховенства права является установление гарантий местного самоуправления. Конституция не ограничивает систему и типы органов местного самоуправления, поскольку они не входят в систему органов государственной власти, но в ней указывается (в статье 12) что органы местного самоуправления являются независимыми.

Принцип приоритета международного права. Российская Федерация состоит в различных международных организациях, таких как ООН и Совет Европы, Россия имеет обязательства, вытекающие из решений, принятых этими организациями.

Основы конституционного строя России способствуют обеспечению суверенитета наций, равноправия всего населения на территории страны. Каждый человек имеет право свободно излагать волю. Равноправие подразумевает то, что все нации равны в своих прав. Основы конституционного строя позволяют определить формы правления. Российская Федерация это республика, в которой сочетаются парламентские и президентские признаки.

Замечание 1

Российская Федерация является конституционным государством, которое находится на пути становления правового и социального государства. В этой связи изучение и анализ основ конституционного строя являются весьма актуальными.

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Конституционный строй – это определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией.

Элементы конституционного строя РФ:

1) рес­публиканская форма правления;

2) суверенитет РФ;

3) права и свободы личности;

4) источник власти - многонациональный народ России;

5) верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;

6) федеративное государственное устройство;

7) гражданство РФ;

8) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судеб­ную;

9) организация местного самоуправления.

Основы конституционного строя РФ – это главные устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить РФ характер конституционного государства.

В Конституции Российской Федерации в качестве основ конституционного строя признаются такие принципы и свойства государственной власти, как суверенитет госу­дарства, разделение властей, органы государственной власти и соотношение с ними мест­ного самоуправления.

Выделяются следующие основные принципы конституционного строя РФ:

1) народовластие (оно характеризуются верховен­ством власти народа; происхождением государ­ственной власти только от имени многонациональ­ного народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной);

2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности;

3) верховенство закона;

4) фе­дерализм (он включает в себя территориальную це­лостность государства; верховенство государствен­ной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единствен­ной носительницей государственного суверенитета и г. д.);

5) государственный суверенитет (он вклю­чает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России);

6) со­циальный характер РФ (т. е. политика РФ направле­на на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека);

7) светский характер российского государства (т. е. в РФ дея­тельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви);

8) республиканская форма правления (осо­бенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не пре­зидентской или парламентской);

9) разделение вла­стей;

10) политический плюрализм (в РФ гаранти­руется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан);

11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ являет­ся единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкурен­ции, свобода экономической деятельности).


7. Конституционные основы организации государственной власти в Российской Федерации. Разделение властей.

РФ - правовое государство.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция РФ имеет высшую юр силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Общепризнанные принципы и нормы МП и М договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Если М договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила М договора.

РФ - демократическое государство.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ, который, сохраняя исторически сложившееся гос единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию РФ.

Суверенитет РФ как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю её территорию, закреплён Конституцией РФ в качестве одной из основ конституционного строя. Суверенитет, предполагающий верховенство, независимость и самостоятельность гос власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в М общении, представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий её КП статус.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы гос власти и ОМС. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по ФЗ.

Гос власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ. Гос власть осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Органы этих ветвей власти самостоятельны.

Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

РФ - федеративное государство.

Федеративное устройство РФ основано на её гос целостности, единстве системы гос власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

РФ состоит из республик, краёв, областей, ГФЗ, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов.

Во взаимоотношениях с фед органами гос власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос власти. Разграничение полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией, другими договорами о разграничении полномочий. Также в РФ признается МСУ, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос власти РФ и субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федеративное устройство РФ обусловливает двухпалатную структуру Федерального Собрания и значительную самостоятельность Совета Федерации и Гос Думы по отношению друг к другу. В своей организации и деятельности они призваны отразить разные стороны народного представительства в РФ - прямое представительство населения и представительство субъектов РФ. Различна их компетенция.

РФ - государство с республиканской (смешанной) формой правления.

Президент РФ является главой государства. Он в соответствии с Конституцией и ФЗ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избир права при тайном голосовании. Президент РФ назначает с согласия Гос Думы Председателя Правительства РФ.

Федеральное собрание - парламент РФ - является представительным органом РФ. Федеральное Собрание состоит из 2 палат - Совета Федерации и Гос Думы. В Совет Федерации входят 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос власти. Гос Дума избирается сроком на 5 лет.

Система сдержек и противовесов согласно Конституции выглядит следующим образом. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов гос власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния - возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов РФ.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, влияет на законодательный процесс (право законодательной инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных фед средств). Возможность выражения недоверия Правительству сбалансирована возможностью роспуска законодательного органа главой государства.

Президент РФ, являясь главой государства, фактически и юридически «присутствует» во всех властях. Глава государства издает нормативные указы, которые в отдельных случаях выполняют роль первичных правовых регуляторов, контролирует Правительство РФ.

Президент РФ не является главой исполнительной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование деятельности различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему гос механизму.

Судебная власть включает в себя суды РФ. КС, ВС имеют право законодательной инициативы. Они в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, сторонами которых являются другие фед органы гос власти. В системе разделения властей на фед уровне особое место принадлежит КС РФ. КС разрешает дела о соответствии Конституции ФЗ, актов Президента, палат Федерального Собрания и Правительства РФ, разрешает споры о компетенции между фед органами гос власти, дает толкование Конституции.


8. Конституционные основы идеологического и политического многообразия в Российской Федерации.

Конституция РФ не закрепляет полит систему общества, исходя из того, что эта система создаётся инициативой свободных личностей. В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции закрепляет идеологическое и полит многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве гос или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т.п.

Идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий.

На идеологическом многообразии основывается многообразие полит, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической полит деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит полит партиям и иным общественным объединениям, преследующим полит цели. Статус различных видов общественных объединений закреплён в ФЗ Об общественных объединениях, других законах и ПА.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит полит партиям. Основная цель деятельности полит партии - борьба за власть и участие в осуществлении публичной власти на различных уровнях. В настоящее время полит партия МБ создана при наличии в её составе не менее 500 человек.

Идеологическая нейтральность гос структур не исключает возможности прихода к власти путем свободных выборов тех или иных полит сил со своей идеологией. В этом случае ДЛ законодательной или исполнительной власти неизбежно начинают говорить «идеологическим языком». Однако это не должно вести к исключению из жизни других идеологий. В то же время негос учебные заведения (например, религиозные) и СМИ сохраняют право пропагандировать только свою идеологию., Такая деятельность прямо отражает гарантированную Конституцией РФ свободу слова граждан и их объединений.

Продолжением идеологического многообразия является. политическое многообразие, многопартийность, которые также закрепляются в Конституции РФ.

Многопартийность , - свобода образования и деятельности политических партий.

Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением полит плюрализма). Государство оказывает полит партиям поддержку, в ТЧ финансовую. Государственные органы не вправе вмешиваться во внутреннюю жизнь политических партий, Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя некоституционным, насильственным путём Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание соц, расовой, нац и религ розни.


9. Понятие и принципы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации.

Правовой (юридический) статус личности - совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности. Правовой статус выражает легальные пределы свободы личности, объем ее прав, законных интересов и обязанностей. Он устанавливается государством в нормах Конституции, законов и подзаконных актов.

Принципы :

1. равноправия - каждому члену общества государство гарантирует равные права и свободы, требует выполнения равных обязанностей и обеспечивает возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных основаниях. Равенство конст. прав независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т. д., равноправие мужчины и женщины. Равенство всех перед судом означает: наличие единой для всех судебной системы, обеспечивающей каждому справедливое и гласное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом; равное для всех применение норм материального права в процессе разрешения спора; процессуальное равенство сторон. Предоставление отдельных прав и льгот для соц. незащищенных слоев общ-ва не может рассматриваться как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи социальной справедливости;

2. непосредственное действие прав и свобод . Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Этот принцип тесно связан с общим принципом высшей юридической силы и прямого действия, что означает возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы, защищать их в случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь непосредственно конституционными нормами;

3. неотчуждаемость основных прав и свобод . КРФ признает естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что они не дарованы государством и не могут быть им отобраны. Обязанность государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий для их беспрепятственной реализации;

4. недопустимость произвольного ограничения прав и свобод . В РФ запрещено издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции о том, что любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего обозрения. На недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы Конституции о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Фед. Собранием.

5. осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц . Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной свободы, т.к. это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей, предотвратить возможные нарушения прав и свобод в результате злоупотреблений ими со стороны др. лиц;

6. гарантированность прав и свобод означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем создания соответствующих экономических, политических, правовых условий) реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и свободами;

7. приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина. Вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяется международный договор. В области прав человека сложилась и действует система международных соглашений, устанавливающих общечеловеческие стандарты прав и свобод, механизмы контроля их соблюдения. Важней-шими из них являются Всеобщая декларация прав человека, принятая Ген.Ассамблеей ООН 10.12.48г.

10. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

Гражданство - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. На человека распространяется суверенная власть в пределах и за пределами государства. Человек обладает совокупностью прав и обязанностей, установленных законом, и может пользоваться защитой государства. Гражданство юридически оформляется.

В РФ есть Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» (ноябрь 1991 г.)

Принципы:

1) единство гражданства, согласно которому гражданин республики в составе РФ является одновременно гражданином России;

2.) равенство гражданства независимо от оснований и времени приобретения;

3) доступность гражданства, основанная на том, что каждый человек, включая иностранцев и апатридов, обладает правом на гражданство, а РФ устанавливает сравнительно простой и нетрудный, демократический способ приобретения гражданства;

4) свободный характер гражданства, поскольку по закону допускается двойное гражданство и закрепляется право на изменение гражданства;

5) неотъемлемость гражданства, базирующаяся, прежде всего, на признании недопустимости лишения гражданина РФ его гражданства, на сохранении гражданства РФ за теми, кто проживает за ее пределами и др.;

6) признание недопустимости высылки гражданина РФ за ее пределы, выдачи его другому государству и ответственности РФ перед своими гражданами за их защиту и покровительство за пределами России;

7) приоритет принципов и норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

8) Отрицание автоматического изменения гражданства Российской Федерации при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении гражданства другим супругом.

9) Защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации

10) Законодательство Российской Федерации о гражданстве вводит институт почетного гражданства. Оно может быть предоставлено Президентом Российской Федерации лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия.

Основания для приобретения гражданства РФ:

1) в результате его признания (ст. 13);

2) по рождению (ст. 14-17);

3) в порядке регистрации(ст. 18);

4) в результате приема в гражданство (ст. 19);

5) в результате восстановления в гражданстве (ст. 20);

6) путем выбора гражданства при изменении границ РФ (ст. 21);

7) иные основания (усыновление, опекунство, почетное гражданство и др.) (ст. 25-31).

Основания для прекращения гражданства (как правило, добровольные):

1) вследствие выхода из гражданства РФ (ст. 23);

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 24);

3) путем выбора гражданства (оптации) при изменении границ РФ и др. (ст. 21);

4) по иным основаниям, связанным, например, с прекращением гражданства детей и не-дееспособных (ст. 25-31).