ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

До недавнего времени существовало мнение, что дипломатическая служба не должна регулироваться особым законом. Эта позиция мотивировалась тем, что дипломатическая служба является частью государственной гражданской службы Российской Федерации и все вопросы ее организации должны решаться в рамках общего законодательства о государственной службе. Но все мы понимаем, что дипломатическая служба имеет и свою, подчас ярко выраженную специфику.

Дипломатическую государственную службу регулировали два основных закона: Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 года № 53-Ф3 «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и относили её к Федеральной государственной гражданской службе.

09 июля 2010 г. Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» который частично вступил в законную силу 27 января 2011 г. В законе проведена попытка урегулировать спорные моменты, связанные с существующей терминологией, а также поступлением, прохождением дипломатической службы РФ, статусом сотрудников, их правами и обязанностями.

Ещё с 90-х годов ставился вопрос о необходимости принятия закона о дипломатической службе. Недостаток сферы правового регулирования резко ощущался. Некоторые моменты сглаживались за счет подзаконных актов в основном внутриведомственных приказов МИД РФ. Наконец был принят вышеуказанный закон. Снял ли он противоречия, закрепил ли статус сотрудников, урегулировал ли спорные вопросы - неисчерпаемые темы для различных дискуссий.

Наибольший интерес для исследования представляют следующие моменты.

В первую очередь - это определение понятия дипломатической службы РФ, выделение

А. В. ДЕНИСОВ

особенностей функционирования, определения её места в системе государственной службы, поступления и прохождения службы.

Во вторых - закрепление понятия «дипломатический работник» и «сотрудник дипломатической службы», дифференциация правового статуса и функций.

При изучении вышеуказанного закона из самого названия акта можно сделать вывод о том, что законодатель не выделяет дипломатическую службу в отдельный вид государственной службы, а рассматривает её в качестве подвида федеральной государственной гражданской службы, при этом делает акцент на особенности прохождения данного вида службы.

Однако, по мнению автора, исходя из того, что фактически внутри внешнеполитического ведомства функционируют два вида государственной службы: федеральная государственная гражданская служба, носящий обслуживающий, иногда фискальный характер по отношению ко второй - дипломатической государственной службе, основная цель которой - представительство РФ за рубежом. Следовательно, дипломатическую государственную службу РФ следует рассматривать как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, представляющей собой профессиональную служебную деятельность на должностях дипломатической государственной службы по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в загранучрежде-ниях.

При исследовании различных аспектов дипломатической государственной службы главным объектом являются сотрудники в структуре внешнеполитического ведомства как особая группа государственных служащих. На взгляд автора статьи принятый Федеральный закон № 205-ФЗ не только не снял существующие противоречия в правовых статусах дипломатического работника и сотрудника

дипломатической службы, но и попытался уравнять разнофункциональные должности.

В трудах ученых различного времени встречаются разные определения и признаки государственного служащего. Исходя из анализа определения государственного служащего, содержащегося в Федеральном законе № 58-ФЗ, к числу отличительных признаков госслужащего относит следующие:

1) государственный служащий - это гражданин Российской Федерации, владеющий государственным языком;

2) государственный служащий осуществляет профессиональную деятельность;

3) замещает должности государственной службы в государственном органе;

4) получает денежное содержание, выплачиваемое за счет средств бюджета.

Что же касается понятия государственного гражданского служащего, то Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в ст. 13 дает определение, из которого закономерно вытекают признаки, характеризующие государственного гражданского служащего:

1. Это гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане или лица без гражданства не могут быть государственными гражданскими служащими в Российской Федерации. П. 6 ч. 1 ст. 16 Закона о государственной гражданской службе предусматривает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случаях: выхода из гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства другого государства или в случае наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором.

Законодательство о гражданской службе занимает значительно более жесткую позицию по сравнению с законодательством о военной службе, которое предусматривает возможность заключения служебного контракта с иностранным гражданином.

2. Это гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы.

3. Гражданин приобретает статус государственного гражданского служащего в соответствии с приказом о назначении на должность и со служебным контрактом.

4. Гражданский служащий исполняет свои обязанности профессионально и на возмездной основе, за счет средств государственного бюджета.

В соответствии с действующим российским законодательством дипломатическая служба

РФ не выделена в отдельный вид государственной службы, а поэтому дипломатический работник является федеральным государственным гражданским служащим, исполняющим обязанности по замещению должности государственной гражданской службы РФ в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета; при этом одним из важнейших признаков должно стать наличие дипломатического ранга, главная задача - практическое и высокопрофессиональное участие в осуществлении внешнеполитических функций российского государства. Также необходимо отметить, что на сегодняшний день перечень должностей, на которых осуществляется дипломатическая служба, содержится в разделе № 1 2 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 31.1 2.2005 № 1574 .

Однако этого не достаточно, предлагаемая автором концепция предполагает перевести часть должностей в особую категорию «сотрудников дипломатической государственной службы» при этом термин «работник» предлагается также исключить из определения в связи с его трудоправовой (термин введен А. Д.) природой.

Данные должности должны быть изъяты из реестра и указаны в отдельном перечне. Не существует никаких сомнений и возражений против того, чтобы внутри одного ведомства существовали несколько видов государственной службы. Кроме того, в ч. 3. ст. 8. Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» указано на то, что в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов .

Предлагаемая автором концепция намерена дифференцировать лиц, находящихся на постоянном месте службы в центральном аппарате МИД, а также территориальных подразделениях на территории РФ, и лиц, осуществляющих службу в представительствах за рубежом.

Согласно принятому закону от 27.07.2010 № 205-ФЗ определены понятия дипломатической службы, дипломатического работника, сотрудника дипломатической службы. Однако в ходе детального анализа становится очевидным, что различие в понятиях сотрудника от работника отсутствует, так как автор предполагает, что законодатель рассматривает работника в качестве видового, а сотрудника -

родового объекта служащего федеральной государственной гражданской службы.

В качестве общего объекта в данной связке выступает государственный служащий. Родовым объектом, будучи частью общего объекта, является сотрудник дипломатической государственной службы (служащий федеральной государственной гражданской службы). Видовой объект, занимая промежуточное положение между родовым и непосредственным объектами, является подсистемой родового объекта, находясь с ним в соотношении «род - вид». Видовой объект представляет собой подгруппу сходных по содержанию функций и в терминологии Федерального закона № 205-ФЗ является дипломатическим работником.

В качестве отличительной особенности сотрудника от работника является наличие у сотрудника классного чина, либо и классного чина и дипломатического ранга. При этом ни закон, ни какой либо другой правовой акт не указывает на порядок соотношения классного чина и дипломатического ранга, и вообще не понятна причина и выгода возможного наличия у должностного лица и чина и ранга.

Так, согласно указу Президента РФ от 15.10.1999 № 1371 «О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами», при наличии у дипломатического работника классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (квалификационного разряда) и дипломатического ранга ему производится выплата только месячного оклада в соответствии с присвоенным дипломатическим рангом . Следует отметить, что на сегодняшний день квалификационные разряды на государственной службе не применяются.

В качестве характерных признаков в определении дипломатического работника в законе является выполнение функций дипломатического характера . Законодательство не дает определение дипломатическим функциям, однако на основании международных норм, в частности Венской конвенции о дипломатических сношениях и определения дипломатии, можно выделить следующую дефиницию. Под дипломатическими функциями понимается прежде всего:

1. Представительство, т. е. представительство своего государства перед третьими лицами (иностранными государствами, международными организациями и т. д.). Отстаивание и защита интересов своего государства, а также его граждан.

2. Общение и переписка, проведение переговоров. Налаживание тесных дружеских связей, установление личных контактов, которые способствуют укреплению взаимоотношений между государствами.

3. Сбор информации. Этот элемент самый важный в дипломатической функции, поскольку «внешнеполитическая слепота» приводит к нежелательным последствиям со стороны не участвующего государства. Важнейшей функцией дипломатического представительства является выяснение всеми законными средствами условий и событий, происходящих в стране пребывания, и сообщение о них своему правительству.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что дипломатические функции относятся непосредственно к сотрудникам, направленным на службу в дипломатические представительства и учреждения за рубежом. Именно они осуществляют напрямую вышеуказанные функций. Функции служащих центрального аппарата МИД РФ, а также территориальных органов - представительств на территории РФ сводятся к обеспечиванию исполнение полномочий государства во внешнеполитической деятельности.

Налицо наличие во внешнеполитическом ведомстве двух различных видов государственной службы: федеральной государственной гражданской службы и дипломатической государственной службы.

Применение термина «дипломатический работник» вызывает сомнение по нескольким основаниям:

Термин «работник» принято употреблять в отношении лиц, осуществляющих трудовую деятельность в бюджетных либо коммерческих структурах. Организация работы государственных служащих и работников обладает целым комплексом различий. Трудовые отношения работников регулируются Трудовым кодексом РФ и отдельными федеральными законами по родам деятельности. Что касается государственных служащих, то общие положения их статуса закреплены в Федеральном законе № 58-ФЗ от 27.05.2003, № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. и иных федеральных законах. Терминология и понятия, закрепленные в этих актах, также демонстрируют различия в регулировании трудовых отношений этих категорий. Так, госслужащие получают «денежное содержание», в то время как работники - «заработную плату», с госслужащими заключается «служебный контракт» с работниками «трудовой договор». Следует также обратить внимание на такие категории, как отпуск, чины и раз-

ряды, продолжительность рабочего времени и т. д.

Несмотря на внешнее сходство характера трудовой деятельности государственных служащих и работников коммерческой (бюджетной) сферы, было бы неправильно приравнивать их друг к другу. Государственные служащие обеспечивают исполнение полномочий государственных органов или лиц, занимающих государственные должности РФ. В связи с данной особенностью для государственных служащих установлены специальные ограничения: особый порядок поступления на государственную службу; запрет на выполнение любой оплачиваемой работы, кроме преподавательской, научной и творческой; обязанность подавать сведения о доходах и имуществе и т. д.

Важнейшее отличие состоит также в том, что работники оказывают гражданам и организациям услуги, не связанные с осуществлением властных или управленческих функций. Наравне с этой они могут заниматься и другой оплачиваемой работой, так как для них (в отличие от государственных служащих) никаких ограничений не существует .

Поэтому целесообразнее бы было дать понятие «сотрудника дипломатической государственной службы», под которым понимаются лица, исполняющие функции дипломатического характера, занимающие должности в структуре внешнеполитического ведомства, по которым предусмотрено исполнение обязанностей по представительству РФ за рубежом либо по обеспечению деятельности лиц, которые исполняют вышеуказанные обязанности, а также присвоение дипломатических рангов.

Лица же, замещающие в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органах Министерства иностранных дел Российской Федерации должности федеральной государственной гражданской службы, по которым предусмотрено присвоение классных чинов федеральной государственной гражданской службы, являются гражданскими служащими.

Во втором случае данные лица будут замещать должности государственной гражданской службы, и им присваиваются классные чины, их статус в полной мере урегулирован соответствующим законом. В первом же случае предлагается относить данных лиц к служащим дипломатической государственной службы, присваивать дипломатические ранги и именовать сотрудниками дипломатической гражданской службы. Их служба должна регу-

лироваться особым законом «О дипломатической государственной службе РФ».

К сотрудникам дипломатической государственной службы не должны также относится лица, осуществляющие техническое обслуживание в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации. Данные лица представляют собой обслуживающий персонал и фактически являются работниками, деятельность которых урегулирована нормами ТК РФ. Поэтому определение дипломатических работников и дипломатических сотрудников, которое дано в Федеральном законе № 205-ФЗ от 27.07.2010 г. представляется автору некорректным.

Статус сотрудника дипломатической государственной службы России определяется как общими для государственных служащих, работающих в системе МИД РФ, чертами:

Наличием гражданства Российской Федерации;

Задокументированным соответствующим приказом о замещении должности;

Документом (документами) об окончании соответствующего учебного заведения и получении квалификации по необходимой для работы в системе МИД специальности;

Наличием служебного контракта, должностного регламента и других документов, определяющих права, обязанности, ответственность, иммунитеты и привилегии служащего в соответствии с требованиями по занимаемой им должности;

Наличием соответствующих должностных полномочий, позволяющих качественно исполнять должностные обязанности;

Гарантированными привилегиями, иммунитетами и материальным обеспечением из средств федерального бюджета.

Так и специальными (уникальными) чертами:

Важнейшей особенностью статуса сотрудника дипломатической службы является то, что на период работы за пределами России для дипломатического служащего устанавливаются соответствующие привилегии и иммунитеты, дополнительные ограничения и изъятия из прав, связанные с особенностями законодательства и обычаями страны пребывания и требованиями международного права.

Дипломатический сотрудник является политическим и духовно-нравственным носителем и защитником национальных интересов российского государства и своего народа.

Исходя из вышеуказанного, выделим особенности сотрудника дипломатической государственной службы:

1. Служащий дипломатической государственной службы - это физическое лицо, гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование.

2. Сотрудник дипломатической службы не должен состоять в брачных отношениях с лицом без гражданства либо иностранным гражданином.

3. Это лицо, занимающее должность в структуре внешнеполитического ведомства, на которой предусмотрено исполнение обязанностей по представительству РФ за рубежом либо по обеспечению деятельности лиц, которые исполняют вышеуказанные обязанности.

4. Это лицо является носителем секретной информации. Данное обстоятельство подтверждает общую идею, что данное лицо должно быть гражданином РФ.

5. Служащему дипломатической государственной службы присваивается в установленном законом порядке дипломатический ранг.

6. Дипломатический сотрудник за свою деятельность получает денежное вознаграждение из федерального бюджета. Одновременно выплачиваются и должностной оклад в рублях, и должностной оклад в иностранной валюте, обычно в долларах США или евро, реже - в валюте страны пребывания.

7. Служебные отношения сотрудников дипломатической государственной службы регулируются в большей части нормами трудового права. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные гражданские служащие замещают должности на основе служебного контракта (а не трудового договора).

Однако поскольку в названном законе не имеется положений, определяющих особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти за границей, то в силу ст. 73 названного закона к регулированию отношений, возникающих при направлении служащих на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, должны применяться нормы трудового законодательства, включая и нормы гл. 53 ТК РФ .

В связи с этим следует изъять нормы, регулирующие особенности труда сотрудников дипломатической службы, указанные в разделе 53 ТК РФ, и указать их в специальном законе.

1. Журнал «Право и защита». Свободный стиль (№ 10"2008) статья «О статусе госслужащего и работника бюджетной сферы» [Электронный ресурс]. 11К1_: http://www.pravo-mag.ru/journal/article206/ (дата обращения: 09.09.2010)

2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) // И.А. Воробьев, Н. М. Исаева, А. В. Кирилин и др.; под общ. ред. В. И. Шкатуллы. 6-е изд., перераб. - М. : Норма, 2009. С. 543.

3. О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 12.04.2010) // Собрание законодательства РФ 02.01.2006. № 1. Ст. 118.

4. О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами (вместе с «Положением о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов дипломатическим работникам Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1371 (ред. от 25.07.2006, с изм. от 21.09.2008) // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. № 42. Ст. 5012.

5. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. Ст. 2063.

6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.

7. Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 № 205-ФЗ// Собрание законодательства РФ 02.08.2010. № 31. Ст. 4174.

8. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.

9. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. Ст. 2063.

10. Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 № 205-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 02.08.2010. № 31. Ст. 4174.

В результате изучения главы обучающийся должен:

знать

  • сущность дипломатической службы, ее особенности, задачи и роль в реализации внешней политики страны;
  • основные принципы организации дипломатической службы;

уметь

  • различать понятия дипломатии, дипломатической деятельности, внешней политики, дипломатической службы;
  • выявлять особенности дипломатической службы в системе государственной службы Российской Федерации;

владеть

  • правовыми основами организации дипломатической службы;
  • навыками анализа основных этапов прохождения дипломатической службы.

Дипломатическая служба как особый вид федеральной государственной гражданской службы

Дипломатическая служба – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях федеральной гражданской службы в центральном аппарате МИД России, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, территориальных органах – представительствах МИД России на территории Российской Федерации, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений (п. 1 ст. 1 Федерального закона № 205-ФЗ).

Дипломатическая служба, дипломатическая деятельность и практическая реализация полномочий внешнеполитического ведомства – понятия хотя и близкие, но но содержанию и формам реализации все-таки разные.

Внешняя политика представляет собой систему идей, взглядов, положений (целей, принципов, задач) и основных направлений, форм и методов внешнеполитической деятельности государства.

Цели и задачи внешней политики России сформулированы в Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 12 февраля 2013 г. Ее нормативно-правовую основу составляют Конституция РФ, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", а также Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Военная доктрина Российской Федерации, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных органов государственной власти в сфере внешней политики, и другие аналогичные документы.

Высший ее приоритет – защита интересов личности, общества и государства – остается неизменным.

Внешнеполитическая деятельность – конкретная практическая деятельность политиков и дипломатов в сфере отношений между народами и государствами, это стратегия и тактика государства на международной арене, основные задачи которой – регулирование взаимоотношений с другими государственными образованиями, участие в решении международных проблем, обеспечение международной стабильности, укрепление суверенитета и территориальной целостности страны.

Дипломатия – совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства, системы взаимоотношений между суверенными государствами. Это и политика, и важнейший организационно-политический инструмент (совокупность средств, приемов и методов) реализации внешнеполитического курса государства, и самый, как показывает мировая практика, эффективный механизм взаимоотношений между суверенными государствами.

Дипломатия – принципиальная деятельность глав государств, представительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государства, а также по защите прав и интересов государства за границей.

Таким образом, можно утверждать, что дипломатия – один из самых действенных механизмов сопряжения интересов отдельных стран с интересами всего мирового сообщества.

Э. Сатоу определяет дипломатию как применение ума и такта к ведению официальных сношений между правительствами официальных государств, а еще короче – ведение дел между государствами с помощью мирных средств . И, как замечает профессор МГИМО В. С. Глаголев, дипломатическая деятельность подобна искусству шахматной игры и отличается от нее многообразием участников с их культурными и психологическими особенностями, спектрами интересов и выдвигаемых целей .

Интересной представляется позиция, в соответствии с которой дипломатия – это преимущественно улаживание повседневных, случайных, эпизодических трудностей, тогда как внешняя политика определяет важнейшие пути, по которым должна двигаться нация. Если цель дипломатии явная, если она заключается в общем и целом в том, чтобы улаживать вопросы, избегать инцидентов, то цель внешней политики более неопределенная, ибо в конечном счете она идентична удовлетворению национального интереса.

Дипломатия сейчас представляет собой не только и нс столько "искусство политических отношений", сколько науку, базирующуюся на принципах преемственности, реализма, критического осмысления дипломатического опыта, прагматизма. Она становится одним из самых эффективных "проводников политики" конкретного государства па международной арене, давно для многих стран превратилась в ведущий фактор преодоления разногласий и гармонизации национальных интересов в глобальном и региональном контекстах по самой широкой повестке. Как отмечает профессор МГИМО Т. В. Зоиова, дипломатическая служба всегда считалась своего рода гражданской армией, сражавшейся с противником на поле переговоров и дипломатических комбинаций .

Основными задачами дипломатической службы Российской Федерации и каждого дипломатического работника является:

  • – обеспечение национальных интересов и безопасности страны путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества по общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • – проведение внешнеполитического курса, направленного на развитие политических, экономических, гуманитарных, научных и иных отношений с другими государствами и международными организациями;
  • – защита прав и интересов граждан и юридических лиц за рубежом;
  • – содействие обеспечению высокого авторитета страны и стабильности ее международного положения;
  • – обеспечение дипломатическими средствами и методами защиты безопасности, территориальной целостности и суверенитета страны, ее политических, торгово-экономических и других интересов;
  • – координация деятельности других органов исполнительной власти относительно проведения единого внешнеполитического курса;
  • – обеспечение всех органов государственной власти информацией, необходимой для осуществления эффективной внешней и внутренней политики.

Дипломатическая служба осуществляется на постоянной, профессиональной и материально возмездной основе, организуется исключительно на дипломатических должностях в государственных структурах внешнеполитического ведомства, требует от граждан, замещающих или претендующих на должности дипломатической службы, специальной, прежде всего языковой, международно-правовой, политолого-региональной, политэкономической и управленческой подготовки, определенного опыта международной профессиональной деятельности, соответствующей нравственной и морально-психологической устойчивости.

Высшая цель дипломатической службы – государственный интерес и судьба человека, высший профессиональный признак – умение соединить в единое целое закон, цели, мораль и культуру. Вот почему дипломатическая служба может быть только профессиональной, заниматься ею должны и реально могут только специально подготовленные, обладающие необходимым жизненным, служебным и нравственным опытом специалисты.

Дипломатическая служба – особый вид профессиональной служебной деятельности, принципиально отличающийся от других видов трудовой деятельности. А именно тем, что она осуществляется от имени государства в целях обеспечения поддержания справедливого порядка и прочного мира между народами, безопасности государства, его целостности и суверенитета, соблюдения законных прав и свобод граждан, защиты культурного наследия человечества, а также в условиях работы в загранучреждениях в правовом режиме, который определяется дипломатическими иммунитетами, привилегиями и возможностями.

Глубинный социально-политический смысл дипломатической службы отражают ее принципы – научно обоснованные и законодательно закрепленные исходные идеи и положения, в соответствии с которыми учреждается, функционирует и развивается система дипломатической службы.

Отсутствие официального нормативного закрепления принципов дипломатической службы России не означает, однако, что дипломатическая деятельность и прохождение дипломатической службы в Российской Федерации рассматриваются лишь в статусе научного правосознания. Такие основания представлены нормами общего законодательства о гражданской службе, получили свое обоснование в официальных политических документах концептуального характера, публичных выступлениях Президента РФ и Министра иностранных дел Российской Федерации, в научно-доктринальных разработках ученых, признанных специалистов в области дипломатии, юриспруденции, государственного управления, международного права, конституционного и административного права, дипломатической службы.

Принципы дипломатической службы : демократизм, законность, внепартийность, системность, профессионализм и компетентность, конструктивный прагматизм, нравственность, социальная ответственность. Представленные принципы органически взаимосвязаны между собой и, дополняя друг друга, образуют прочный фундамент высокоэффективного функционирования государственной власти и ее аппарата, в том числе в сфере дипломатии и дипломатической службы.

См.: Зонова Т. В. Дипломатия: Модели, формы, методы: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2013. С. 21.

дипломатический служба представительство кыргызстан

Прохождение дипломатической службы и ее правовая база

Действовавшая в недавнем прошлом в стране номенклатурная система кадровой работы проецировала на себя кадровые процессы и порядок служебных отношений в системе дипломатической службы. Постепенно в ней создалась элитная политико-дипломатическая прослойка, имевшая достаточно сильные позиции и авторитет. Она существенно влияла на решение кадровых вопросов в рамках партийно-номенклатурной системы подбора, расстановки и воспитания дипломатических кадров, что в конечном итоге привело к существенным деформациям в кадровой сфере Министерства иностранных дел СССР.

Перестроечные процессы начались с введения в действие «Положения о Посольстве СССР», уточненного «Положения об основных обязанностях и правах Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР, аккредитованного в иностранном государстве», «Положения о порядке проведения служебной аттестации дипломатических работников МИД СССР». На основе этих нормативных документов шел поиск более действенных форм прохождения дипломатической службы и эффективных методов оценки деловых, профессиональных и моральных качеств работников дипломатического состава. С января 1987 г. была начата служебная аттестация дипломатических кадров центрального аппарата, а с января 1989 г. - аттестация всех дипломатических и консульских работников за границей.

Было принято также «Положение о прохождении службы дипломатическими работниками МИД СССР». Предыдущее аналогичное положение было утверждено в апреле 1953 г. и, естественно, было выдержано в духе времен культа личности и никак не могло быть использовано в условиях демократизации общественных отношений и обновления дипломатической службы. С его введением была существенно обновлена нормативно-правовая база кадрового обеспечения дипломатической службы в рамках исторически сложившейся модели непрерывного прохождения дипломатической службы. Многие ее положения и принципы действуют поныне.

Прохождение дипломатической службы представляет собой особую организационно-правовую систему, включающую в себя органическую совокупность целенаправленных действий по отбору, расстановке, воспитанию и ротации дипломатических кадров, реализации должностных полномочий и контроля качества исполнения служебных обязанностей по государственной должности дипломатической службы. Сердцевиной указанной системы является профессионально-должностное развитие кадров дипломатической службы, интеллектуальный и профессионально-кадровый прогресс дипломатической службы, высокий духовно-нравственный потенциал каждого служащего.

Основные элементы системы прохождения дипломатической службы можно представить следующим образом:

  • а) отбор на службу, оценка претендентов на государственную должность дипломатической службы с точки зрения их профессионально-квалификационной, психологической и духовно-нравственной пригодности к работе в структурах Министерства иностранных дел и загранучреждений КР;
  • б) процедура утверждения в должности (замещение государственной должности дипломатической службы);
  • в) профессиональная адаптация путем испытательного срока, стажировок, повышения квалификации и других мероприятий;
  • г) оценка служебной деятельности, формирование здоровых ценностных установок на высокоэффективное исполнение должностных обязанностей;
  • д) присвоение разрядов, рангов и званий;
  • е) профессиональное развитие путем внутриаппаратного обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в учебных заведениях, в процессе самоподготовки;
  • ж) должностное продвижение по вертикали (в том числе через резерв), перемещение и ротация по горизонтали на основе личных заслуг и достоинств;
  • з) регулирование межличностных отношений и социально-психологическая диагностика служебных отношений, формирование атмосферы деловитости и сотрудничества, ответственного отношения к делу;
  • к) создание благоприятных социально-бытовых и материально-финансовых условий использования персонала - охрана труда, организация медицинского и социального обслуживания, обеспечение детскими учреждениями, комплексом спортивно-культурных услуг;
  • л) прекращение служебных отношений, выход в отставку.

Прохождение дипломатической службы как особой формы профессиональной социализации работника в условиях демократического государства ориентировано не на классово-идеологическую, а на демократически-правовую природу государства и его аппарата. В ее рамках реализуются основополагающие принципы государственной службы демократического правового социального государства.

Порядок прохождения дипломатической службы нормативно регламентируется:

  • - Конституцией Кыргызской Республики, Трудовым кодексом и другими законодательными актами;
  • - венскими конвенциями о дипломатических и консульских сношениях и другими международно-правовыми актами;
  • - указами Президента КР

Прохождение дипломатической службы, таким образом, представляет особую систему юридических фактов, влияющих на социально-правовой статус дипломатического служащего и его карьеру. При этом учитывающих буквально все условия и факторы: социальное происхождение и родственные связи, образование и наличие соответствующих документов о повышении квалификации, специальность и место должности в штатном расписании, порядок найма на службу и правила продвижения по службе, объем привилегий, иммунитетов и ограничений. Все эти элементы регулируются соответствующими правовыми нормами и положениями.

Но это вовсе не означает, что в основе системы прохождения дипломатической службы лежат только организационно-правовые нормы и чисто кадровые технологии. Основа прохождения службы - повседневная практическая реализация должностных полномочий. В этом смысле оно эквивалентно исполнению полномочий по государственной должности дипломатической службы. С момента вступления в должность дипломатический работник становится субъектом права, получает формальные и реальные полномочия в сфере реализации соответствующих функций государственного органа. А это целый комплекс социально и юридически значимых действий, для которых должностная структура становится несущей конструкцией живого организма дипломатической службы. А вот специалисты, замещающие должности, их профессиональная квалификация, практический опыт, нравственный потенциал придают службе динамичный характер, превращая аппарат в живой, постоянно развивающийся организм.

Перечисленные факторы определяют успешность служебной карьеры, направленность которой может быть разной: по восходящей, горизонтали или нисходящей.

Социально наиболее приемлем, конечно, первый вариант карьерного движения. Причем как для государства в лице МИДа, так и для самого государственного служащего. Этот вариант обеспечивает органическое сочетание интересов обеих сторон, интегрированное выражение личных устремлений человека и заинтересованности МИДа в прогрессивно-поступательном развитии дипломатической службы как системы.

Накопленный опыт позволяет представить основные направления служебной деятельности в процессе прохождения службы в структурах аппарата Министерства иностранных дел КР, загранучреждениях и представительствах МИД на территории КР:

  • - оперативно-дипломатическая работа в сфере международной политической, военной, торгово-экономической и валютно-финансовой деятельности, охраны границ и таможенных отношений;
  • - консульская деятельность и решение вопросов гражданства;
  • - работа с соотечественниками;
  • - информационно-аналитическое обеспечение внешнеполитической деятельности, включая работу со СМИ и по обеспечению связей с общественностью;
  • - экспертно-правовая работа;
  • - служба кадрового обеспечения дипломатической службы;
  • - протокольная служба;
  • - архивно-документационная служба;
  • - служба обеспечения безопасности и режима;
  • - административно-хозяйственная работа, включающая управление недвижимостью и эксплуатацию загранобъектов;
  • - служба финансово-экономического обеспечения внешне политического ведомства.

Реализация перечисленных направлений и соответствующих им функций и должностных обязанностей представляет содержательную сторону прохождения дипломатической службы, с учетом, конечно, особенностей каждого конкретного подразделения.

В целом на дипломатическую службу возложены функции представительства государства в сношениях с иностранными государствами и международными организациями; представление в установленном порядке Президенту, и Правительству страны предложений и рекомендаций по вопросам международных отношений; организация проведения переговоров и подписания международных договоров с иностранными государствами и международными организациями; подготовки предложений о заключении, ратификации, исполнении, приостановлении действия и денонсации международных договоров; протокольного обеспечения межгосударственных обменов на высшем и правительственном уровнях; осуществления текущего контроля за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов; содействия развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом; содействия распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике КР; информирования государственных органов, СМИ о международном положении и внешней политике государства. Предусмотрены также и другие функции, касающиеся решения иных организационно-кадровых, контрольных, информационно-аналитических и других аспектов деятельности аппарата. Реализуются же эти функции общими усилиями в процессе прохождения службы дипломатами, всеми служащими дипломатической службы и техническим персоналом всех структур системы Министерства иностранных дел страны.

ВВЕДЕНИЕ

Раздел I

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Зарождение российской дипломатии

и дипломатической службы

2. Дипломатическая реформа Петра I:

переход к европейской модели дипломатической службы

3. Дипломатическая служба в послепетровские времена

4. Внешнеполитический аппарат российской империи

конца XIX - начала XX в.

Контрольные вопросы

Литература

СОВЕТСКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Контрольные вопросы

Литература

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Государственная служба:

статус, принципы, функции

2. Политическая нейтральность и профессиональная ответственность государственного служащего

Контрольные вопросы

Литература

Раздел II

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СНОШЕНИЙ РОССИИ

1. Министерство иностранных дел Российской Федерации,

его статус и задачи

Оперативная работа центрального аппарата МИД России

Контрольные вопросы

Литература

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС

ДИППРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ, КОНСУЛЬСКИХ

УЧРЕЖДЕНИЙ И ИХ ПЕРСОНАЛА

1. Понятие и принципы правового статуса

загранпредставительства Российской Федерации

2. Неприкосновенность помещений и порядок ее обеспечения

3. Свобода сношений с аккредитующим государством

4. Основные иммунитеты и привилегии средств передвижения

5. Иммунитеты и привилегии

персонала дипломатических представительств

и консульских учреждений

Контрольные вопросы

Литература

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА:

СТАТУС, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СЛУЖЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Классификация дипломатических представительств

2. Персонал дипломатического представительства

3. Дипломатический корпус

4. Посольство Российской Федерации: его структура и функции

5. Вопросы межгосударственного обмена

Контрольные вопросы

Литература

КОНСУЛЬСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ

1. Установление консульских отношений и создание консульских учреждений

2. Консульские функции

3. Консульские отношения со странами - участницами СНГ

Контрольные вопросы

Литература

ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ МИССИЯХ И ПОСТПРЕДСТВАХ

РОССИИ ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

1. Постоянные представительства и специальные миссии:

правовой статус, формы и приоритеты

служебной деятельности

2. Постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях системы ООН

3. Постоянные представительства Российской Федерации при региональных организациях

5. Дипломатическое представительство Российской Федерации на форумах новых международных структур

Контрольные вопросы

Литература

Раздел III

ПРОХОЖДЕНИЕ

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

РАБОТНИК ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ: ПОНЯТИЕ, СТАТУС, КОМПЕТЕНЦИЯ

1. Работник дипломатической службы и его социально-правовой статус

2. Профессионально-личностные качества работника дипломатической службы

3. Особенности работы с молодыми специалистами

Контрольные вопросы

Литература

ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПРОХОЖДЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Прохождение дипломатической службы и его правовая база

2. Планирование - основа оптимизации системы прохождения дипломатической службы

3. Государственная должность дипломатической службы и порядок ее замещения

4. Ротация дипломатических служащих

Контрольные вопросы

Литература

БЕЗОПАСНОСТЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Безопасность как проблема дипломатической практики

2. Современные проблемы безопасности и пути их решения

3. Антитеррористическая безопасность

4. Обеспечение безопасности МИД России и его аппарата

Контрольные вопросы

Литература

Раздел IV

КАДРЫ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ,

СТИЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ,

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Кадровая ситуация в системе дипломатической службы

2. Департамент кадров МИД и его основные функции

3. Формы и методы профессионального совершенствования работников дипломатической службы

4. Резерв как форма работы с кадрами дипломатической службы

Контрольные вопросы

Литература

СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

И ЕГО РОЛЬ В ОПТИМИЗАЦИИ

СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Понятие стиля служебных отношений

2. Классификация стилей служебной деятельности

3. Основные характеристики оптимального стиля служебной деятельности

4. Пути овладения эффективным стилем служебных отношений

Контрольные вопросы

Литература

1. Должностной оклад государственного служащего системы МИД России

2. Система надбавок к должностному окладу

3. Финансирование денежного содержания на дипломатической службе

Контрольные вопросы

Литература

Раздел V

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ

ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Информация и ее роль в системе государственного управления

2. Требования к дипломатической информации

3. Источники информации

4. Обработка информации

Контрольные вопросы

Литература

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА МИД РОССИИ И ЕГО ЗАГРАНПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ

1. Экономическая дипломатия

2. Культурная дипломатия

Контрольные вопросы

Литература

ПРОТОКОЛЬНАЯ СЛУЖБА

1. Понятие дипломатического протокола

2. Дипломатические приемы: подготовка и проведение

3. Визиты на высшем уровне: категории и форматы

4. Разработка единых протокольных норм приема иностранных делегаций в 70-80-е годы

5. Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации

Контрольные вопросы

Литература

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Государство и СМИ: нормативно-правововая база и принципы взаимодействия

2. Основные направления и формы работы пресс-службы МИД России

3. Опыт деятельности пресс-служб

российских дипломатических представительств за рубежом

Контрольные вопросы

Литература

ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕПИСКА В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1. Организация и значение документационного обеспечения дипломатической службы

2. Составление и оформление документов в системе дипломатической службы

3. Систематизация документов и контроль за их исполнением

4. Дипломатическая документация и дипломатическая переписка

Контрольные вопросы

Литература

Раздел VI

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЗА РУБЕЖОМ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

1. История создания

2. Структура системы ООН и принципы международной гражданской службы

3. Организация службы.

Требования к международным гражданским служащим

4. Роль и место комиссии по международной гражданской службе

5. Перспективы развития международной гражданской службы

Контрольные вопросы

Литература

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ФРАНЦИИ

Контрольные вопросы

Литература

БРИТАНСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛИ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

1. Дипломатические службы Великобритании и США: общее и особенное

2. Исторические корни дипломатической службы Старого и Нового света

3. Особенности организации дипломатической службы в современных условиях

4. Отбор, обучение и продвижение дипломатических кадров

Контрольные вопросы

Литература

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЕРМАНИИ

1. Становление дипломатической службы современной Германии

2. Место дипломатической службы в системе органов государственной власти ФРГ

3. Организация дипломатической службы и ее структура

4. Приемы и методы германской дипломатической службы

5. Особенности современной дипломатической службы Германии

Контрольные вопросы

Литература

ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ЯПОНИИ

1. Становление дипломатической службы Японии

2. Реализация функций МИД как основа прохождения дипломатической службы

3. Решение кадровых вопросов

4. Особенности дипломатической службы

Контрольные вопросы

Литература

Настоящим Федеральным законом устанавливаются правовые и организационные особенности прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дипломатическая служба - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации), территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее также - территориальные органы Министерства иностранных дел Российской Федерации), связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений;

2) дипломатические работники - федеральные государственные гражданские служащие, исполняющие функции дипломатического характера и замещающие в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органах Министерства иностранных дел Российской Федерации должности федеральной государственной гражданской службы, по которым предусмотрено присвоение дипломатических рангов;

3) сотрудники дипломатической службы - дипломатические работники, а также иные федеральные государственные гражданские служащие, замещающие в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации, загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, территориальных органах Министерства иностранных дел Российской Федерации должности федеральной государственной гражданской службы, по которым предусмотрено присвоение классных чинов федеральной государственной гражданской службы;

4) члены семьи сотрудника дипломатической службы - супруга (супруг), дети, не достигшие возраста восемнадцати лет, дети старше этого возраста, ставшие инвалидами до достижения ими возраста восемнадцати лет.

Статья 2. Правовое положение (статус) сотрудника дипломатической службы

1. Правовое положение (статус) сотрудника дипломатической службы регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), настоящим Федеральным законом, а в части, не урегулированной этими федеральными законами, - Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

2. Сотрудники дипломатической службы в период работы в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации пользуются привилегиями и иммунитетами, установленными нормами международного права.

Статья 3. Дипломатические ранги

1. Дипломатическим работникам в соответствии с их квалификацией и замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы присваиваются следующие дипломатические ранги:

1) Чрезвычайный и Полномочный Посол;

2) Чрезвычайный и Полномочный Посланник 1 класса;

3) Чрезвычайный и Полномочный Посланник 2 класса;

4) советник 1 класса;

5) советник 2 класса;

6) первый секретарь 1 класса;

7) первый секретарь 2 класса;

8) второй секретарь 1 класса;

9) второй секретарь 2 класса;

10) третий секретарь;

11) атташе.

2. Дипломатические ранги Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 класса и Чрезвычайного и Полномочного Посланника 2 класса присваиваются Президентом Российской Федерации по представлению Министра иностранных дел Российской Федерации. Другие дипломатические ранги присваиваются Министром иностранных дел Российской Федерации.

3. Положение о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов утверждается Президентом Российской Федерации.

Статья 4. Ограничения, связанные с поступлением на дипломатическую службу и прохождением дипломатической службы

Гражданин не может быть принят на дипломатическую службу в качестве дипломатического работника, а дипломатический работник не может находиться на дипломатической службе в случаях, установленных статьей 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также в случае наличия гражданства другого государства или отсутствия гражданства Российской Федерации у его супруги (супруга), либо выхода из гражданства Российской Федерации его супруги (супруга), либо приобретения гражданства другого государства его супругой (супругом).

Статья 5. Запреты, связанные с прохождением дипломатической службы

В связи с прохождением дипломатической службы на сотрудника дипломатической службы помимо запретов, установленных статьей 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", налагается запрет выезжать за пределы территории Российской Федерации по частным делам без уведомления представителя нанимателя, а также приобретать доли участия в уставном капитале иностранных юридических лиц.

Статья 6. Обязанности сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации

На сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации помимо обязанностей, установленных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", налагаются следующие обязанности:

1) достойно представлять Российскую Федерацию в государстве пребывания, соблюдать законы и обычаи государства пребывания, общепринятые нормы поведения и морали, режимные ограничения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации для загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, в том числе касающиеся перемещения по территории государства пребывания и выезда на территорию третьего государства, правила проживания, действующие в соответствующем загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также обеспечивать их соблюдение членами своей семьи;

2) исполнять в случае наступления в государстве пребывания чрезвычайных обстоятельств (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), а также в связи со служебной необходимостью поручения руководителя загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, связанные с реализацией функций загранучреждения и не входящие в должностные обязанности сотрудника дипломатической службы, в том числе во внеслужебное время и без дополнительной оплаты.

Статья 7. Направление сотрудника дипломатической службы на работу в международную (межгосударственную, межправительственную) организацию

1. Сотрудник дипломатической службы может быть направлен представителем нанимателя в международную (межгосударственную, межправительственную) организацию (далее - международная организация) на основании международных договоров Российской Федерации для временной работы в порядке и на условиях, которые действуют в данной международной организации.

2. На период работы в международной организации действие служебного контракта, заключенного с сотрудником дипломатической службы, приостанавливается.

3. Период работы в международной организации включается в стаж (общую продолжительность) государственной гражданской службы Российской Федерации сотрудника дипломатической службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации и для назначения пенсии за выслугу лет.

Статья 8. Ротация дипломатических работников

1. Дипломатические работники подлежат обязательной ротации, то есть направлению на работу из центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации или его территориальных органов в загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации с учетом их квалификации, профессиональной подготовки и специализации.

2. Дипломатический работник обязан исполнить решение представителя нанимателя о направлении на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации в порядке ротации, если отсутствуют уважительные причины, препятствующие этому.

3. Порядок ротации дипломатических работников и перечень причин, признаваемых уважительными для отказа от направления на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации, устанавливаются Министром иностранных дел Российской Федерации.

Статья 9. Служебный контракт с сотрудником дипломатической службы, направляемым на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации

1. С гражданином, поступающим на федеральную государственную гражданскую службу для замещения должности федеральной государственной гражданской службы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, заключается срочный служебный контракт на срок до трех лет. По окончании указанного срока служебный контракт может быть перезаключен на новый срок.

2. При направлении на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации сотрудника дипломатической службы, замещающего должность в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации или его территориальном органе, в заключенный с ним служебный контракт вносятся изменения, касающиеся срока и условий его работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации. По окончании работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации такому сотруднику дипломатической службы должна быть предоставлена прежняя или равноценная должность, а при ее отсутствии -другая должность с согласия сотрудника.

3. В исключительных случаях по решению представителя нанимателя срок работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации может быть продлен без его согласия (при наличии соответствующего условия в служебном контракте) на период до шести месяцев сверх установленного служебным контрактом срока с внесением в него соответствующего изменения.

Статья 10. Основания прекращения работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации

1. Работа сотрудника дипломатической службы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации прекращается в связи с истечением срока, установленного при его направлении на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации, или истечением срока заключенного с ним срочного служебного контракта.

2. Работа сотрудника дипломатической службы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации может быть прекращена досрочно по следующим основаниям:

1) возникновение чрезвычайной ситуации в государстве пребывания;

2) объявление сотрудника дипломатической службы персоной нон грата либо получение уведомления от компетентных властей государства пребывания о неприемлемости сотрудника дипломатической службы в государстве пребывания;

3) уменьшение установленной предельной численности персонала в соответствующем загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации;

4) несоблюдение сотрудником дипломатической службы законов и обычаев государства пребывания, общепринятых норм поведения и морали;

5) невыполнение сотрудником дипломатической службы обязанности по обеспечению соблюдения членами его семьи законов и обычаев государства пребывания, общепринятых норм поведения и морали, режимных ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации для загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, правил проживания, действующих в соответствующем загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации;

6) однократное грубое нарушение должностных обязанностей, режимных ограничений, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации для загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации и с которыми сотрудник дипломатической службы был ознакомлен в установленном порядке;

7) временная нетрудоспособность продолжительностью свыше двух месяцев подряд или наличие заболевания, препятствующего работе в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, в соответствии со списком заболеваний, утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

3. В случае служебной необходимости работа дипломатического работника, замещающего в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации должность федеральной государственной гражданской службы категории "руководители", может быть прекращена до истечения срока, установленного при его направлении в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации, по решению Министра иностранных дел Российской Федерации.

4. При прекращении работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации по одному из оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, увольнение сотрудников дипломатической службы, с которыми в соответствии с частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона был заключен срочный служебный контракт, производится в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а увольнение сотрудников дипломатической службы, которые были направлены на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, может быть произведено по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" или настоящим Федеральным законом.

Статья 11. Основания для расторжения служебного контракта с сотрудником дипломатической службы по инициативе представителя нанимателя

По инициативе представителя нанимателя служебный контракт с сотрудником дипломатической службы может быть расторгнут, а сотрудник дипломатической службы - освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы помимо оснований, предусмотренных Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", по следующим основаниям:

1) отказ дипломатического работника без уважительной причины от направления по решению представителя нанимателя на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации в порядке ротации;

2) несоблюдение в период работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации режимных ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации для загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, или правил проживания, действующих в соответствующем загранучреждении, с которыми сотрудник дипломатической службы был ознакомлен в установленном порядке;

3) отказ по окончании работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации от предложенной для замещения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы.

Статья 12. Условия труда и отдыха сотрудников дипломатической службы, режим служебного времени в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

1. Условия труда и отдыха сотрудников дипломатической службы, работающих в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации, определяются нормативными актами соответствующего загранучреждения и служебными контрактами, которые не могут ухудшать положение сотрудников дипломатической службы по сравнению с положением, установленным Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и настоящим Федеральным законом, а в части, не урегулированной этими федеральными законами, - Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. В зависимости от климатических и иных условий работы в иностранных государствах Правительством Российской Федерации для отдельных загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации может устанавливаться особый режим служебного времени, включая сокращенную продолжительность служебного времени.

Статья 13. Материальное обеспечение сотрудников дипломатической службы в период работы в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

1. Сотрудникам дипломатической службы в период работы в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации выплачиваются:

1) денежное содержание в иностранной валюте в виде месячного должностного оклада в иностранной валюте, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации, и ежемесячной надбавки к месячному должностному окладу в иностранной валюте за особые условия работы в государстве пребывания, размер которой устанавливается Президентом Российской Федерации;

2) месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью федеральной государственной гражданской службы в рублях и месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином федеральной государственной гражданской службы (дипломатическим рангом) в рублях, которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), а также ежемесячные и иные дополнительные выплаты (за исключением ежемесячного денежного поощрения) в рублях, предусмотренные статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", размер которых устанавливается Президентом Российской Федерации.

2. В случае направления сотрудника дипломатической службы на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации на срок более одного года ему при переезде к месту работы выплачивается подъемное пособие:

1) в иностранной валюте - в размере должностного оклада в иностранной валюте по должности федеральной государственной гражданской службы, замещаемой в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации;

2) в рублях - в двукратном размере оклада денежного содержания и ежемесячных выплат (за исключением ежемесячного денежного поощрения), предусмотренных статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", по должности федеральной государственной гражданской службы, замещаемой в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, а также в размере 25 процентов указанных оклада и выплат - на каждого выезжающего совместно с сотрудником дипломатической службы члена его семьи.

3. В случае прекращения сотрудником дипломатической службы работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации до истечения одного года по его инициативе либо в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, выплаченное подъемное пособие с него удерживается.

Статья 14. Дополнительные государственные гарантии на дипломатической службе

1. Для обеспечения правовой и социальной защиты сотрудников дипломатической службы, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, формирования высококвалифицированного кадрового состава дипломатической службы и в порядке компенсации ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, указанным сотрудникам устанавливаются дополнительные государственные гарантии.

2. Министерство иностранных дел Российской Федерации принимает необходимые меры по обеспечению безопасности и защиты сотрудников дипломатической службы и проживающих совместно с ними членов их семей.

3. Сотруднику дипломатической службы, работающему в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, и проживающим совместно с ним членам его семьи в случае заболевания оплачивается медицинская помощь (за исключением стоматологического протезирования и плановых операций), в том числе при родовспоможении и в случаях, требующих экстренного помещения больного в стационарное лечебное заведение.

4. Сотрудник дипломатической службы, работающий в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, обеспечивается в государстве пребывания жильем с учетом количества проживающих совместно с ним членов его семьи, его должностного положения, а также местных условий по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

5. Сотруднику дипломатической службы, направляемому на работу в загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации, и выезжающим совместно с ним членам его семьи компенсируются транспортные расходы, связанные с выездом в государство пребывания и возвращением в Российскую Федерацию по окончании работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, включая провоз багажа весом не более 500 килограммов на семью, а также с поездкой в Российскую Федерацию и обратно в связи со смертью члена семьи, совершеннолетних детей или близких родственников (матери, отца, брата, сестры). Порядок выплаты и размер компенсации указанных расходов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Сотруднику дипломатической службы, работающему в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, компенсируются расходы на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей школьного возраста в случае отсутствия в государстве пребывания бесплатных общеобразовательных школ, обеспечивающих получение среднего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами Российской Федерации. Порядок выплаты и размер компенсации указанных расходов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

7. При повреждении здоровья сотрудника дипломатической службы или проживающего совместно с ним члена его семьи, полученном в период работы сотрудника в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, указанному сотруднику предоставляется единовременная денежная выплата в размере от 12 до 84 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. В случае гибели (смерти) сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации либо до истечения одного года после прекращения работы в указанном загранучреждении вследствие повреждения здоровья, полученного в результате террористического акта или иных действий насильственного характера, его наследникам (по предъявлении свидетельства о праве на наследство) предоставляется единовременная денежная выплата в размере 180 окладов денежного содержания сотрудника дипломатической службы, установленных на день выплаты.

9. В случае гибели (смерти) сотрудника дипломатической службы, работающего в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации:

1) расходы на подготовку к перевозке и на перевозку останков к месту захоронения осуществляются за счет средств загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации;

2) членам его семьи, проживавшим совместно с ним, предоставляется единовременная денежная выплата в размере двукратного месячного должностного оклада сотрудника дипломатической службы в иностранной валюте, а также возмещаются расходы, связанные с их переездом в Российскую Федерацию, в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

10. Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут устанавливаться иные гарантии сотрудникам дипломатической службы, работающим в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Статья 15. Гарантии сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой, в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах

1. Сотруднику дипломатической службы в период работы в иностранном государстве со сложной общественно-политической обстановкой выплачивается надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 20 процентов. Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета один день службы за полтора дня.

2. Сотруднику дипломатической службы в период работы в иностранном государстве в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах выплачивается надбавка к должностному окладу в иностранной валюте в размере 40 процентов. Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации сотрудника дипломатической службы в указанный период исчисляется из расчета один день службы за два дня.

3. Перечень государств со сложной общественно-политической обстановкой, государств, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта, а также порядок предоставления дополнительных гарантий и размеры выплат, предусмотренных настоящей статьей, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации могут устанавливаться иные гарантии сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностранных государствах со сложной общественно-политической обстановкой, в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах.

Статья 16. Финансовое обеспечение государственных гарантий, предусмотренных настоящим Федеральным законом

Финансовое обеспечение государственных гарантий, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству иностранных дел Российской Федерации.

Статья 17. Социальные гарантии для лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации

До принятия федерального закона, определяющего правовое положение (статус) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве), Правительством Российской Федерации для указанных лиц устанавливаются с учетом особенностей оплаты их труда государственные гарантии, аналогичные гарантиям, предусмотренным статьями 13 - 15 настоящего Федерального закона для сотрудников дипломатической службы.

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением части 7 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации Д. Медведев