Важнейшей целью лицензирования деятельности на транспорте стало государственное воздействие на хозяйствующих субъектов для соблюдения ими требований безопасной эксплуатации принадлежащих им автотранспортных средств.

Вторая цель , являющая основной для разрешительной системы как средства государственного регулирования деятельности на транспорте, - это допуск на рынок транспортных услуг квалифицированных, надежных и финансово дееспособных производителей этих услуг.

Третья цель – регулирование рынка транспортных услуг за счет введения квот лицензий внутри сектора транспортного рынка или между его секторами.

Четвертой, не менее важной, целью осталось соблюдение экологических норм, установленных в области транспорта и дорожного хозяйства.

Цели лицензирования автотранспортной деятельности были определены, и они вошли во все положения о лицензировании перевозок, которые в последующем были утверждены Правительством России:

а) Государственное регулирование перевозочной деятельности;

б) Обеспечение нормативного функционирования рынка транспортных услуг;

в) Защита интересов потребителей этих услуг;

г) Реализация требований антимонопольного законодательства;

д) Реализация требований безопасности дорожного движения;

е) Соблюдение экологических норм.

Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим надзор и управление на морском, речном, авиационном, автомобильном, промышленном транспорте и дорожном хозяйстве. Формирует и реализует государственную транспортную политику, направленную на удовлетворение спроса населения и потребностей экономики в перевозках и других видах транспортных услуг, обеспечение свободного перемещения грузов и пассажиров на территории Российской Федерации.

Получение транспортной лицензии связано с деятельностью и сферой компетенции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (бывшей Транспортной инспекции Министерства Транспорта РФ), именно в этом учреждении оформляется лицензирование транспортной деятельности. Область действия транспортной лицензии ограничивается пределами РФ

ФС по надзору в сфере транспорта осуществляет:

Государственное регулирование, управление и контроль, направленные на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса;

Меры по защите и поддержке российских транспортных организаций на внешнем рынке, максимальному использованию мощностей российской транспортной системы при транспортировке внешнеторговых грузов,



Координацию транспортной деятельности (совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации), включая вопросы развития и функционирования международных мультимодальных транспортных коридоров и транспортных узлов,

Лицензирование и сертификацию транспортных услуг, контроль за соблюдением национальных и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур в области морского, речного, авиационного, автомобильного, городского пассажирского (включая метрополитен), промышленного (кроме отнесенного к ведению министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорта и дорожного хозяйства.

ФС по надзору в сфере транспорта осуществляет лицензирование следующих видов деятельности:

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. (территория действия лицензии - РФ)

Допуск к международным перевозкам свыше 8 посадочных мест (впервые на 1 год).

Допуск к международным перевозкам грузов свыше 3,5 тонн. (впервые на 1 год)

Срок действия лицензии не может быть более чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:

Наименование лицензирующего органа;

Наименование и организационно - правовая форма юридического лица, место его нахождения - для юридического лица;



Фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;

Лицензируемый вид деятельности;

Срок действия лицензии;

Идентификационный номер налогоплательщика;

Номер лицензии;

Дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Размер лицензионных сборов:

За рассмотрение заявления о предоставлении лицензии – 300 руб.

За предоставление лицензии – 1000 руб.

За продление лицензии – 100 руб.

За предоставление выписки из реестра – 10 руб.

Введение

транспортный рынок государственный

Государственное регулирование транспортной деятельности представляет собой достаточно сложный комплекс мероприятий, направленный на обеспечение необходимого уровня транспортного обслуживания во всех регионах, отраслях экономики и секторах социальной сферы. Для достижения этой цели в странах с развитой экономикой применяют различные основные формы влияния (регулирования) государства на работу транспорта. Кратко охарактеризуем их.

Мероприятия по организации транспортного рынка включает в себя разделение транспортного рынка на секторы со сходными эксплуатационными и коммерческими условиями, определение правил обслуживания клиентуры и правил конкуренции в отдельных секторах транспортного рынка. Деление транспортного рынка на сектор осуществляется с целью создания равных условий для транспортных предприятий, работающих на различных видах перевозок, различных маршрутах, с разными группами клиентов.

К мероприятиям по организации транспортного рынка относятся также создание специальных органов, осуществляющих лицензирование, и разработка правил допуска новых предприятий к работе в различных секторах рынка. В ряде случаев такие правила сводятся к процедуре формальной регистрации. Хотя чаще всего (и в первую очередь это относится к предприятиям, работающим по найму) при подаче тем или иным предприятием заявки на получение разрешения существует принципиальная возможность отказа.

Лицензирование на автомобильном транспорте

Под лицензированием понимают разновидность контроля осуществляемого государством, который направлен на защиту прав, здоровья и нравственности граждан, а также их законных интересов, обеспечивает безопасность и оборону страны.

Перечень лицензируемых видов деятельности на автотранспорте изменялся многократно. Сегодня в перечне лицензируемых видов деятельности в сфере автотранспорта остались:

* перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

* перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

Закон Украины "Об автомобильном транспорте" (ст. 44) предусматривает, что пассажирский перевозчик на автобусном маршруте общественного пользования определяется на конкурсных принципах, при этом условия конкурса и перевозок координируются заказчиками, то есть - исполнительными органами городского совета соответствующего населенного пункта.

Таким образом, именно государство в лице соответствующих органов несет ответственность за безопасность пассажирских перевозок и контролирует услуги лиц, для которых осуществляет лицензирование перевозок.

Лицензирование перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом осуществляется Главной государственной инспекцией на автомобильном транспорте.

Также Закон требует от владельцев транспортных средств, которые осуществляют международные автомобильные перевозки, начиная с 1 июня 2013 года, установки автоматических бортовых технических приборов - ТАХОГРАФОВ, которые предназначены непрерывно регистрировать пробег, скорость движения, периоды труда и отдыха водителя.

Кроме того, Закон запрещает нерезидентами Украины перевозки из третьей страны и (или) в третью страну без получения соответствующих разрешений.

Лицензирование перевозок пассажиров и опасных грузов осуществляется в отношении следующих видов работ:

1. услуги по внутренней автобусной перевозке пассажиров;

2. услуги по внутренней перевозке пассажиров на такси;

3. услуги по внутренней перевозке пассажиров на заказ легковыми автомобилями;

4. услуги по внутренней перевозке опасных грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами;

5. услуги по международным автобусным перевозкам пассажиров;

6. услуги по международным перевозкам пассажиров на такси;

7. услуги по международным перевозкам пассажиров на заказ легковыми автомобилями;

8. услуги по международным перевозкам опасных грузов автомобилями, прицепами и полуприцепами.

Орган лицензирования обязан принять решение о выдаче лицензии или об отказе в её выдаче не позднее, чем в течение 1 месяца с даты поступления заявления.

Лицензирование международных перевозок пассажиров или опасных грузов дает право автомобильному перевозчику осуществлять также внутренние перевозки пассажиров или грузов.

Лицензирование перевозок пассажиров и опасных грузов автомобильным транспортом предполагает наличие приложения к лицензии в виде лицензионных карточек на каждое автомобильное транспортное средство.

Лицензионные карты на такси выдаются в случае его соответствия требованиям определения «такси», изложенным в законе.

Для оформления лицензии на хозяйственную деятельность по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и опасных грузов к заявлению, прилагаются следующие документы:

1. Ведомости за подписью заявителя - субьекта хозяйствования (по форме, установленной лицензионными условиями) о:

1.1. Наличии собственной либо арендованной материально-технической базы, необходимой для проведения технического обслуживания и ремонта автомобильных транспортных средств, проверки их технического состояния, сохранности, обеспечения проведения медицинского осмотра водителей либо заключения договоров о закупке данных услуг с представлением их заверенных копий (для автомобильных перевозчиков, использующих труд наёмных водителей).

1.2. Собственных транспортных средствах (автобусах, грузовых и легковых автомобилях, грузопассажирских автомобилях, такси, прицепах, полуприцепах) либо транспортных средствах, используемых на иных законных основаниях (для автомобильных перевозчиков, желающих предоставлять услуги по внутренним перевозкам пассажиров, багажа, опасных грузов), с указанием их типа, марки, модели, государственного номера, полной массы (пассажировместимости), года выпуска, реквизитов регистрационного документа.

1.3. А также иные документы предусмотренные в Постановлении Кабинета Министров Украины от 04.07.2001 года № 756 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдачи лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности».

Орган лицензирования принимает решение о выдаче лицензии на перевозку или об отказе в её выдачи не позднее 30 календарных дней с даты поступления заявления о выдачи лицензии и документов, прилагаемых к заявлению.

Лицензия на предоставление услуг по международным перевозкам пассажиров или опасных грузов даёт право автомобильному перевозчику предоставлять услуги по внутренним перевозкам пассажиров или грузов.

Лицензионная карточка на такси предоставляется при условии подтверждения в установленном порядке соответствия его обустройства требованиям определения «такси», изложенным в статье 1 Закона Украины «Об автомобильном транспорте».

Субьект хозяйствования обязан получить одну лицензию на перевозку, а лицензионную карточку - на каждое транспортное средство (и на собственное и на арендуемое).

Лицензирование-это выдача тр. предприятиям и предпринимателям разрешения на выполнение той или иной деятельности и контроль требований и условий предусмотренных выданными лицензиями. Получая лицензию на выполнение перевозок владелец п.с. одновременно должен получить на каждое т.с. специальную лицензионную карточку.

Орган осуществляющий лицензионную деятельность называется Авто Дор Надзор.

Для получения лиц.в АДН представляют.

1 Заявление с указанием вида деятельности и срока действия лиц.

2 Копии учредительных документов заверенных нотариусом

3 Копия свидетельств о гос. регистрации

4 Документ подтверждающий оплату рассмотрения заявки

5 Данные о АТС и др. основных фондах,средствах и формах контроля обеспечивающих выполнение требований по БДД и пожарной безопасности

6 Диклорацию о наличии собственной стоянки или возможности хранения АТС

7 Копию документов подтверждающих профпригодность руководителя,предпринимателя или лиц уполномоченных для руководства лицензируемой деятельности

Предприятиям или предпринимателю может быть отказано в выдачи лиц.причинами отказа могут быть

1 Несоответствие проф подготовки рук. , предпринимателя или уполномоченного лица

2 Указания в предоставляемых документах неверных сведений

3 Несоответствие производственной базы экологическим требованиям или требованиям подержания п.с. в технически исправном состоянии

С 1.07.05 единственным обязательным к лицензированию явл. перевозки пассажиров автобусами на коммерческой основе. Срок действия лиц. 3-5 лет

Лиц.явл. индивидуальным документом в случае изм. кол. П.С. – поставить в известность АДН в 2-х недельный срок.

Лиц.контроль за соблюдением перевозчиками тр. законодательства бывает плановый и внеплановый. Плановый проводится на предприятиях пассажирского тр. 1 раз в год,на всех остальных 1 раз в 2 года.

Причинами внепланового контроля могут быть:

1 Нарушение тр.з. выявлные в ходе предыдущей проверки

2 Участие п.с. перевозчика в ДТП,повлекшим телесные повреждения

3 По результатам выявленных неисправностей в ходе ежегодного тех.осмотра в ГАИ

4 По распоряжениям компетентных органов

Действия лиц.может быть приостановлено или она может быть онулирована.

Лиц. Контроль

1 Сведения об АТС и соответствия их лиц.требованиям

2 Обеспечение БДД

2.1 данные о лице назначенным ответственным за выполнением лиц. требований(приказ о назначении, квалификация, специальность, копия диплома)



2.2 состав службы БДД на предприятии наличие классов по БДД

2.3 наличие и выполнение плана мероприятий по обеспечении БДД

2.4 проведение ежегодных занятий по повышению проф. мастерства водителей

2.5 проведение инструктажей (вводный, первичный, повторный, ежегодный, внеочередной) водительского состава, наличие текстов инструктажей и журнала регистраций инструктажей.

2.6проведение предрейсового и послерейсового медосмотра водителей, данные о мд. персонале, учет данных мед осмотров, учет лиц отстраненных от управления т.с.

2.7соблюдение режимов труда и отдыхов водителей

2.8организация стажировки водителей, наличие приказа о назначении водителя наставника, ведение стажировачных листов

2.9обеспечение водителя необходимой путевой документации осуществление контроля за полнотой и качеством ведения путевых листов

2.10наличие паспортов и схем автобусных маршрутов, проведение обследования маршрутов движения, обеспечение водителей графиками и схемами движения

3 Подержание транспорта в технически исправном состоянии

3.1 наличие собственной производственной базы для проведения ТО и Р АТС ее оснащенность или договор на ТО и Р АТС с предприятиями имеющими сертификат на это

3.2 организация и проведение ТО1, ТО2, соблюдение периодичности ТО

3.3 наличие пунктов тех. контроля и их оснащенность

3.4 контроль за техническим состоянием перед выездом на линию и при возвращении в гараж

3.5наличие сертификата соответствия на транспортные услуги

3.6наличие топографов на автобусах работающих на междугородних и международных перевозки пассажиров

21. Функции и структура управления АТП

Для АТП характерна бесцеховая организационная структура, при которой все функции по управлению сосредоточены в аппарате управления предприятия.

Организационная структура управления большинства АТП является линейно-функциональной. На линейные звенья управления возлагаются функции и права командования и принятия решений, а на функциональные подразделения (например, планово-экономический отдел) - методическое руководство при подготовке и реализации решений по планированию, организации, учету, контролю и анализу по всем функциям производственно-хозяйственной деятельности.



Такая структура характеризуется использованием формальных процедур и правил, жесткой иерархией власти в организации, централизацией принятия решений. Каждый исполнитель подчиняется только одному руководителю. Все указания и решения по функциям управления исполнитель получает от непосредственного руководителя. Между исполнителем и функциональными подразделениями остаются информационные связи методического и консультационного характера. Для того, чтобы решение функционального подразделения стало директивным, оно должно быть утверждено руководителем.

Несмотря на то, что, в принципе, все руководители АТП выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что все они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руководителям приходится затрачивать время на координирование работы других руководителей, которые, в свою очередь, координируют работу сотрудников более низкого уровня и т.д. до уровня руководителя, который координирует действия неуправленческого персонала - людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда и образует уровни управления.

Типы связей в АТП

В организациях, состоящих из многих частей, должна осуществляться определенным образом координация их деятельности. Именно она выступает основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации.

Вообще, в любых организациях, в том числе и АТП, выделяют несколько типов связей. Наиболее часто анализу подвергаются следующие пары связей: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные.

Вертикальные связи соединяют иерархические уровни в организации и ее частях. Они формализуются в процессе проектирования организации, действуют постоянно и изображаются на всех возможных схемах, отражая распределение полномочий или указывая на то, «кто есть кто» в организационной иерархии. Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации, создавая тем самым стабильность в организации. В рамках вертикальных связей решаются проблемы власти и влияния, т.е. реализуется «вертикальная загрузка» работы. Обычно рост организации сопровождается ростом вертикальных связей, так что по количеству этих связей можно судить о размере организации.

Горизонтальные связи - это связи между двумя или более равными по положению в иерархии или статусу частями или членами организации. Их главное предназначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию частей организации при решении возникающих между ними проблем. Они помогают укреплять вертикальные связи и делают организацию в целом более устойчивой при различных внешних и внутренних изменениях. Горизонтальные связи создают ряд важных преимуществ. Они экономят время и повышают качество взаимодействия. Горизонтальные связи развивают у руководителей самостоятельность, инициативность и мотивированность, ослабляют боязнь риска. Поэтому особый интерес представляет анализ практики и изучение способов установления таких связей. В случае, когда горизонтальные связи устанавливаются на неформальной основе вышестоящим руководителем, они обычно имеют привязку ко времени, к событию или к людям. Так, например, директор может предложить главному экономисту и начальнику отдела кадров самостоятельно решать вопросы установления окладов для работников, поскольку он доверяет им. Но, как только один из них оставит пост по каким-то причинам, руководитель скорее всего вернет это право себе назад и будет им пользоваться до тех пор, пока другой сотрудник не заслужит у него доверия.

Еще одной парой связей, устанавливаемых в организации, являются линейные и функциональные связи.

Линейные связи - это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными, т.е. связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания. Природа функциональных связей - совещательная, и посредством этих связей реализуется информационное обеспечение координации.

Таким образом, связи обеспечивают целостную работу предприятия, объединяют все его звенья.

Основой же работы предприятия являются функциональные обязанности подразделений. Именно они в итоге и составляют совокупную деятельность предприятия.

Для нормального функционирования АТП необходимо, чтобы все его подразделения работали в нужном графике и в соответствии с потребностями рынка, т.е. должны быть гибкими, а также вовремя и в полном объеме выполнили свои функции.

Директор АТП, например, руководит в соответствии с действующим законодательством всеми видами деятельности предприятия. Организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, цехов и других структурных подразделений предприятия, направляет их деятельность на достижение высоких темпов развития и совершенствование производства, его соответствия лучшим мировым образцам в целях наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в соответствующих видах продукции, всемерное повышение производительности труда, эффективности производства и качества продукции на основе широкого внедрения новой техники и прогрессивной технологии, научной организации труда, производства и управления, совершенствования хозяйственного механизма. Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед федеральным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, а также хозяйственных и трудовых договоров и бизнес-планов. Организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия на основе широкого использования новейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг), экономической эффективности производства, рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов. Принимает меры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, по наилучшему использованию знаний и опыта работников, созданию безопасных и благоприятных условий для их труда, соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды. Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллективности в обсуждении и решении вопросов, материальных и моральных стимулов повышения эффективности производства, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки. Решает все вопросы в пределах предоставленных ему прав и поручает выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим должностным лицам - заместителям директора, руководителям производственных единиц, а также функциональных и производственных подразделений предприятия. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществление его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления в рыночных условиях, укрепление договорной и финансовой дисциплины, регулирование социально-трудовых отношений, обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности. Защищает имущественные интересы предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления.

Начальник технического отдела. Организует техническую подготовку производства или других видов основной деятельности предприятия, обеспечивает ускорение темпов роста производительности труда, сокращение затрат труда на производство, улучшение качества продукции, работ, услуг. Координирует работу технических служб предприятия по испытанию новых технических средств, созданию и освоению новых видов продукции, комплексной механизации и автоматизации производства, внедрению научно-технических достижений, новой техники и прогрессивной технологии. Осуществляет руководство текущим и перспективным обеспечением технического развития предприятия, его производственной базы. Руководит составлением технических заданий на проектирование вновь строящихся производств, сооружений, технических средств, расширение, развитие и реконструкцию действующих, на внедрение средств механизации и автоматизации. Рассматривает и согласовывает проектно-конструкторскую документацию по модернизации оборудования и рационализации рабочих мест. Осуществляет контроль за заключением и исполнением договоров, связанных с внедрением новой техники, а также за финансированием и правильностью расчетов экономической эффективности мероприятий по освоению новой техники и технологии, новых видов сырья и готовой продукции. Участвует в разработке и внедрении в производство ресурсосберегающих технологий, прогрессивных норм расхода основных видов сырья и материалов, в изучении причин брака и выпуска продукции пониженных сортов, в разработке мероприятий по повышению качества продукции (работ, услуг) и более эффективному использованию производственных мощностей. Выполняет при отсутствии самостоятельных конструкторских и технологических отделов функции их руководителей. Направляет деятельность подразделений, занимающихся вопросами стандартизации продукции, научно-технической информации, а также организацией патентно-изобретательской работы. Руководит работниками отдела, координирует и направляет деятельность подразделений предприятия, обеспечивающих техническую подготовку производства.

Эксплуатационная служба

Эксплуатационная служба АТП занимается, прежде всего, научной организацией транспортного процесса и эффективным использованием транспортных средств. Она изыскивает возможности для наиболее рационального осуществления перевозок с наименьшими затратами. В целом, на АТП служба эксплуатации на основе всестороннего изучения потребностей призвана обеспечивать более полное удовлетворение нужд заказчиков.

Техническая служба

Техническая служба АТП уделяет главное внимание вопросам поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы, а также осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия.

Главными задачами технической службы предприятия являются:

организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе, своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их (гаражная служба);

разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия (главный инженер);

оперативное планирование всех видов ТО и ремонта автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам (начальник ремонтной службы);

руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному их использованию (отдел снабжения);

разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники, охране труда и предупреждению аварийности.

Исходя из вышеперечисленных задач техническая служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и т.д., а также лимитировать расходы ГСМ.

Экономическая служба

организационная автотранспортная служба

Важное место в хозяйственном руководстве и улучшении качественных показателей работы предприятия отводится экономической службе. На основе систематического анализа работы предприятия, автоколонн и других подразделений и исходя из объемных показателей перевозок, их ресурсного обеспечения, экономическая служба определяет пути, по которым должны разрабатываться технические и организационные мероприятия, направленные на повышение технической готовности подвижного состава и совершенствование эксплуатационной и коммерческой деятельности АТП.

В состав экономической службы обычно входит бухгалтерия. Этот отдел во главе с главным бухгалтером проводит учет наличия средств, выделенных в распоряжение АТП, их сохранности и уровня использования, организует выполнение финансового плана, проверяет финансовое состояние предприятия, проводит большую оперативную работу по организации расчетов с клиентурой, поставщиками и финансовыми органами, организует первичный учет расходования материальных ресурсов и денежных средств. Главный бухгалтер несет ответственность за целесообразность и законность расходования средств, и соблюдение финансовой дисциплины.

Заключение

Таким образом, оптимальная организационная структура АТП является одним из условий эффективной его деятельности. При этом, важно учитывать, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительные функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Это значит, что руководитель любого уровня управления определенный процент времени тратит на принятие управленческих решений и определенный - на принятие решений по специальности. С повышением уровня управления удельный вес заданий по специальности падает, а по менеджменту возрастает. Отсюда руководители предприятия должны обладать высокими профессиональными навыками. Для работников аппарата управления процесс труда представляет собой выполнение совокупности функций, к основным из которых следует отнести планирование, организацию, координацию, контроль, учет, анализ, регулирование. Они наделены и определенными правами, прежде всего, в части поощрения и наказания работников, находящихся в подчинении. По их представлению решаются вопросы найма и увольнения сотрудников.

Но даже при правильно организованной системе управления, ни одно АТП не сможет осуществлять свою деятельность, без ведущей для таких предприятий профессии - водитель. Поэтому одной из важнейших задач АТП является правильная организация труда водителей, так как от их работы во многом зависит выполнение плана перевозок, а следовательно, удовлетворение нужд заказчиков, и в итоге эффективность функционирования предприятия.

Введение

Одной из составляющих лицензирования является метод государственного регулирования или эффективная мера власти всех уровней по осуществлению упорядочения предпринимательской деятельности, не допуская избыточной конкуренции и монополизма, не вмешиваясь в хозяйственную часть этой деятельности.

Необходимость введения лицензирования автотранспортной деятельности была вызвана складывающейся обстановкой в транспортном комплексе Российской Федерации.

Начиная с 1992 года для обеспечения нормального функционирования рынка транспортных услуг, защиты интересов потребителей, реализации требований антимонопольного законодательства, обеспечения безопасности движения и соблюдения экологических норм на автомобильном транспорте Российской Федерации была введена в действие система лицензирования.

Нормативную основу лицензирования перевозок автомобильным транспортом образуют федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 29.12.2010) (принят ГД ФС РФ 22.04.2011), "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.07.2010) (принят ГД ФС РФ от 15.11.1995), подзаконные акты в области лицензирования.

· обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

· установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

· установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

· установление лицензионных требований и условий

· лицензировании конкретных видов деятельности;

· гласность и открытость лицензирования;

· соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Министерство транспорта РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта.

Министерство транспорта РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (Управления государственного автодорожного надзора, (далее Управление) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Одним из полномочий Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

Лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом возложено на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, образованную в составе Минтранса России.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности" ст. 17, п. 62 определен вид деятельности, на осуществление которой требуется лицензия:

перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), осуществляемые юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.


Глава 1 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

1.1 Лицензирование на автотранспорте: основные понятия, цели и принципы

Некоторыми видами деятельности юридические лица, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут заниматься только на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.

Процесс лицензирования на автомобильном транспорте является регулятором к допуску физических и юридических лиц к автотранспортной деятельности. Лицензирование регулируется нормативными актами федерального, регионального и местного уровня управления. Это эффективная мера защиты государства и региона от возможных негативных последствий коммерческой деятельности предпринимателей. Лицензирование на автотранспорте – один из видов воздействия на хозяйственные субъекты для соблюдения требований безопасности эксплуатации автотранспортных средств. Также оно служит для поддержания соблюдения экологических норм. Кроме того, это - инструмент государственного регулирования деятельности на транспорте, регулирования рынка транспортных услуг. Все положения о лицензировании также отмечают следующие цели: защита интересов потребителей услуг, реализация требований безопасности дорожного движения.

В целях исполнения нормативов в сфере лицензирования применяются следующие понятия:

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при соблюдении требований и условий, выданное юридическому лицу или предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением, регулированием, приостановлением и аннулированием лицензий и контролем за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании отдельных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.

Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с федеральным законом.

Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который имеет лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий.

Основными принципами осуществления лицензирования являются:

Защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

Утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

Гласность и открытость лицензирования;

Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.


Виды деятельности в сфере автотранспорта, подлежащие лицензированию и лицензионные требования

Перечень лицензируемых видов деятельности на автотранспорте изменялся многократно. Сегодня в перечне лицензируемых видов деятельности в сфере автотранспорта остались:

Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом. (выдаче разрешений согласно ФЗ №69-ФЗ от 21.04.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»)

Лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Место осуществления лицензируемого вида деятельности - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

1.3 Лицензирующие органы . Управление государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор)

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

Лицензирование на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу Федерального закона иными федеральными законами;

Надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

Приостановление действия лицензий;

Возобновление действия лицензий;

Переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

Формирование и ведение реестра лицензий.

Федеральные органы государственной власти, осуществляющие лицензирование, определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями, а также федеральными законами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование, определяются в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации и соответствующем основам конституционного строя Российской Федерации и установленным федеративным законом общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Федеральные органы государственной власти, осуществляющие лицензирование, вправе передавать их органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления только в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

«УГАДН» Управление государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) вследствие административной реформы, проводимой в нашей стране, организовано в январе 2005 года на базе Саха (Якутского) республиканского отделения Российской транспортной инспекции, которое с 1991 года осуществляло государственный контроль (надзор) на всех видах транспорта в Республике. Согласно Положения, утвержденного приказом Федеральной службой по надзору в сфере транспорта от 22 декабря 2005 года № АН-341фс, Управление госавтодорнадзора осуществляет в установленном порядке контрольные и надзорные функции в сфере автомобильного транспорта и федеральных автомобильных дорог на территории Республики Саха (Якутия), в том числе:

Государственный контроль и надзор за исполнением органом государственной исполнительной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте; контроль и надзор за соблюдением требований нормативных документов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании федеральных автомобильных дорог, а также за деятельностью организаций по выполнению законодательства Российской Федерации и нормативных документов в данной сфере деятельности; контроль и надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, на стационарных и передвижных пунктах весового контроля; контроль за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Основными задачами Российской транспортной инспекции являются:

1) Осуществление Государственного контроля за соблюдением нормативно правовых актов, регламентирующих работу транспортного комплекса.

2) Осуществление Государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами транспортного комплекса.

3) Лицензирование отдельных видов деятельности в транспортном комплексе в пределах ее компетенции.

4) Осуществление транспортного контроля за выполнением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через границу РФ.

Российская транспортная инспекция осуществляет следующие функции:

Руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью отделений Российской транспортной инспекции. Обеспечивает организационное и методическое руководство отделениями Российской транспортной инспекции при выполнении ими специальных разрешительных, контрольных, надзорных, а также других возложенных на них функций.

1) Определяет основные направления совершенствования деятельности Российской транспортной инспекции. 9 Анализирует практику применения в транспортном комплексе нормативно правовых актов в транспортном комплексе.

2) Готовит к изданию аналитические материалы о состоянии и динамике развития транспортного комплекса.

3) Содействует реализации в транспортном комплексе Государственной политики в области профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

4) Вносит предложения о проведении научно-исследовательских, проектных работ, организует проведение совещаний, семинаров по вопросам совершенствования деятельности Российской транспортной инспекции.

Отделения Российской транспортной инспекции осуществляют следующие функции:

1) Ведут реестр лицензий, выданных в транспортном комплексе, формируют перечень субъектов транспортного комплекса, осуществляющих перевозочную и другую связанную с обеспечением транспортного процесса деятельность, с учетом места их регистрации.

2) Оказывают содействие правоохранительным органам в выявлении субъектов транспортного комплекса, осуществляющих без лицензии, деятельность, подлежащую лицензированию, либо противоправную деятельность, проводят профилактику административных правонарушений в этой области.

3) Осуществляют контроль за исполнением субъектами транспортного комплекса нормативно-правовых актов РФ, а также лицензионных требований и условий.

4) Осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Российской транспортной инспекции.

5) Участвуют в разработке и контроле за реализацией субъектами транс-

портного комплекса мер по повышению безопасности движения, снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду, по поддержанию транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в технически исправном состоянии.

6) Содействуют созданию условий для функционирования рынка транспортных услуг, а также защите прав потребителей и законных интересов производителей этих услуг.

7) Обеспечивают взаимодействие Минтранса РФ с полномочными представителями Президента в Федеральных округах.

8) Осуществляют мониторинг деятельности субъектов транспортного комплекса на рынке транспортных услуг.

9) Осуществляют контроль за соблюдением правил международных перевозок пассажиров и грузов как российскими, так и иностранными перевозчиками.

10) Оказывают содействие в организации перевозки сил, средств и материальных ресурсов при ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий.

11) Осуществляют контроль за соблюдением требований об аттестации специалистов по обеспечению безопасности движения, организуют и проводят такую аттестацию.

12) Выполняют также такие функции, как статистическое наблюдение, информационное обеспечение, производство по делам об административных нарушениях и пр.

Российская транспортная инспекция, осуществляя свои функции, имеет право:

1) Проводить проверки субъектов транспортного комплекса. 10

3) Выдавать руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений.

4) Составлять протоколы об административных правонарушениях. Приглашать руководителей организаций и граждан для рассмотрения дел об административных правонарушениях, получать от них необходимые объяснения, справки, документы.

Первоначально полномочия по лицензированию услуг на автотранспорте были возложены на МИНТРАНС РФ, согласно Постановлению правительства РФ о лицензировании отдельных видов деятельности от 24.12.94 №1418. МИНТРАНСОМ РФ в целях исполнения этой задачи была создана Российская Транспортная Инспекция (РТИ) (Постановление правительства РФ от 25.09.90 №378). РТИ имело департамент и 83 отделения. Но позже указом президента РФ “O системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 09.03.04 №314 вместо департамента РТИ при МИНТРАНСЕ РФ была создана Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) - федеральный орган исполнительной власти России. Осуществляет функции по контролю и надзору в сфере воздушного (гражданской авиации), морского (включая обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морских рыбных портах), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по техническому надзору за спортивными судами.

В состав Ространснадзора входят несколько служб:

Госжелдорнадзор

Госморречнадзор

Госавианадзор

Транспортная безопасность

Госавтодорнадзор

Последняя служба создана для непосредственного управления автомобильным транспортом.

Управление государственного автомобильного и дорожного надзора (Госавтодорнадзор) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и осуществляет руководство деятельностью территориальных органов государственного автодорожного надзора.

Деятельность Госавтодорнадзора регламентируется приказом Ространснадзора от 05.02.2007 г. № ГК-73 фс (изменен 19 декабря 2007).

Не будем рассматривать все функции подразделения, так как нас интересует лицензирование.

В сфере лицензирования, на Госавтодорнадзор возложены следующие функции:

1. лицензирование видов деятельности:

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

Перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

Перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3.5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.

Надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом «О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» от 04.05.2011 № 99-ФЗ предприятие может заниматься только на основании лицензии. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка. Действие настоящего Федерального закона распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. В целях настоящего Федерального закона под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Размер платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты. Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами. Более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного сбора. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Выдача документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора. В случае, если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию. Основанием для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.

Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии.

Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей.

Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.

В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности:

эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

перевозки морским транспортом грузов;

перевозки внутренним водным транспортом грузов;

перевозки воздушным транспортом грузов;

перевозки железнодорожным транспортом грузов;

перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;

транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;

погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В постановлении Правительства РФ от 11 апреля 2006 г. N 208 «Об утверждении формы документа, подтверждающего наличие лицензии» приводится форма документа, подтверждающего наличие лицензии. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности и относятся к защищенной полиграфической продукции. С 1 июля 2006 г. оформление предоставляемых (переоформляемых) лицензий осуществляется по указанной форме, за исключением тех видов деятельности, лицензирование которых прекращается с 1 января 2007 г.

Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу, выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами, устанавливается законодательством Российской Федерации и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензиат в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о лицензировании конкретного вида деятельности обязан обеспечивать условия для проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять необходимую информацию и документы.

За осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии по законодательству РФ предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

Уголовная ответственность определена в ст. 171 Уголовного кодекса РФ «Незаконное предпринимательство» для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц организаций. Наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Административная ответственность влечет наложение на граждан и должностных лиц штрафных санкций. Согласно п. 2 и п. 3 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации:

осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.


Похожая информация.


Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280 “Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)”
Как получить лицензию на перевозку более 8 пассажиров автомобильным транспортом?

Утверждено положение о лицензировании перевозок пассажиров (более 8 человек) автомобильным транспортом. Речь идет о перевозках в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Лицензирующий орган – Ространснадзор.

К соискателю лицензии (лицензиату) предъявляются следующие требования. В частности, это наличие принадлежащих ему помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств. Последние с 1 января 2013 г. обязательно должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха. Кроме того, в штате организации должны быть водители, с которыми заключен трудовой договор, имеющие необходимые квалификацию и стаж работы.
Для получения лицензии необходимо подать заявление. При ее переоформлении следует указать сведения о новых видах работ, которые лицензиат намерен выполнять.

За предоставление или переоформление лицензии, выдачу дубликата на бумажном носителе уплачивается госпошлина.

Порядок принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии, проведения проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям, а также формы контроля определены федеральным законодательством. Сведения об этом размещаются на Едином портале государственных услуг.
Прежнее положение утратило силу.

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). 2. Признать утратившими силу: постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4711); пункт 23 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 "О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316); пункт 24 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076); постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 790 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5552). 3. Установить, что подпункты "е" и "ж" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступают в силу с 1 января 2013 г. 4. Установить, что подпункт "д" пункта 4 Положения, утвержденного настоящим постановлением, утрачивает силу с 1 января 2013 г. Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 г. N 280) 1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - деятельность по перевозке пассажиров). 2. Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган). 3. В состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы: а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении; б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении. 4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр водителей транспортных средств, имеющего высшее или среднее профессиональное медицинское образование и прошедшего обучение по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств", или наличие договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию; г) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; д) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (при осуществлении регулярных перевозок пассажиров в междугородном сообщении); е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха; ж) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. 5. Осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами "а", "г" - "и" пункта 4 настоящего Положения, имевшее место повторно в течение года либо повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". 6. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы, указанные в статье 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также следующие копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям: а) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств, талонов о прохождении технического осмотра транспортных средств; б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств; в) копия диплома о высшем или среднем профессиональном медицинском образовании специалиста, осуществляющего предрейсовый медицинский осмотр, и удостоверения о прохождении им обучения по дополнительной образовательной программе "Проведение предрейсового осмотра водителей транспортных средств" либо копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию на проведение предрейсовых медицинских осмотров; г) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств соискателя лицензии и прохождение ими медицинского освидетельствования. 7. При намерении лицензиата выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о видах работ, которые лицензиат намерен выполнять, а также сведения о документах, указанных в подпунктах "а" и "г" пункта 6 настоящего Положения. 8. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлении и прилагаемых к нему документах, соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". 9. Представление соискателем лицензии заявления и прилагаемых к нему документов, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении лицензии (об отказе в переоформлении лицензии), приостановлении, возобновлении, прекращении действия и аннулировании лицензии, а также предоставление дубликата и копии лицензии, формирование и ведение лицензионного дела, ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". 10. Сведения о принятии лицензирующим органом решения о предоставлении или переоформлении лицензии, результатах проведения проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, предусмотренным пунктом 4 настоящего Положения, размещаются в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 11. Информация, относящаяся к осуществлению лицензируемой деятельности, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", размещается в официальных электронных либо печатных средствах массовой информации лицензирующего органа и (или) на информационных стендах в помещениях лицензирующего органа в течение 10 дней со дня: а) официального опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемой деятельности; б) принятия лицензирующим органом решения о предоставлении, переоформлении лицензии, приостановлении, возобновлении и прекращении ее действия; в) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; г) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии. 12. Лицензионный контроль осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". 13. За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии, выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Можете сразу сделать заказ, или задать вопрос!

Юристы компании Правовед сразу свяжутся с Вами для юридической помощи: