ПРОЕКТ

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ

СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

____________________РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ__________________

П Р И К А З

____________ г. Москва №_____________

Об организации взаимодействия органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений

В целях организации эффективного взаимодействия органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и органов внутренних дел Российской Федерации в использовании экспертно-криминалистических средств и методов при раскрытии и расследовании преступлений п р и к а з ы в а е м:

1. Руководителям органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы), начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации обеспечить производство судебных экспертиз и исследований по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и находящимся в производстве:

органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - в судебно-экспертных учреждениях федеральной противопожарной службы, а также в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России;

органов предварительного следствия системы МВД России - в экспертно-криминалистических подразделениях системы МВД России, а также в судебно-экспертных учреждениях федеральной противопожарной службы.

2. Руководителям органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы по субъектам Российской Федерации, начальникам отделов (отделений) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, организовать направление в экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел Российской Федерации по уголовным делам и материалам проверок сообщений о преступлениях, находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы о преступлениях, совершенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, объектов исследований (следов рук неустановленных лиц, следов подошв обуви, следов протекторов колес транспортных средств и микрообъектов: микроволокна, частицы лакокрасочных покрытий, полимеров и металла), изъятых с мест преступлений (происшествий) для их проверки и постановки на учет.

3. Начальникам управлений на транспорте МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского линейных управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, министрам внутренних дел по республикам, начальникам главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации организовать своевременную проверку объектов исследований, указанных в пункте 2 настоящего приказа, и их постановку на учет.

4. Начальнику федерального государственного казенного учреждения «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации», при наличии соответствующих обращений, организовать в установленном порядке и с учетом имеющихся возможностей стажировку сотрудников судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы на базе экспертно-криминалистических центров МВД России.

5. Начальнику федерального государственного казенного учреждения «Экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации», начальнику федерального государственного
бюджетного учреждения «Всероссийский ордена «Знак Почета»
научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России» осуществлять, по согласованию, регулярный взаимный обмен
материалами научно-методического и справочного характера, информацией о проводимых семинарах, сборах, конференциях по проблемам использования экспертно-криминалистических средств и методов в борьбе с преступностью.


В минувшую пятницу Владимир Путин подписал указ, согласно которому губернаторы будут охраняться Федеральной службой войск национальной гвардии РФ (Росгвардией). То есть, по-видимому, Федеральная служба охраны (ФСО), которая сейчас охраняет мэра Москвы, губернатора Санкт-Петербурга и глав некоторых других регионов, передаст эти полномочия Росгвардии. Лишатся статьи доходов и частные охранные компании, которые обеспечивают безопасность ряда губернаторов.
Как рассказал «НГ» советник главы Росгвардии, экс-начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский, данное решение главы государства закономерно, так как «любые носители особо важной государственной информации (а губернаторы ею обладают. – «НГ») должны быть надежно защищены». Между тем в осведомленных кругах уверены, что ожидаются новые указы главы государства, в которых Росгвардия получит другие, более широкие полномочия, связанные с защитой населения от внутренних потрясений, в том числе от различного рода стихий, пожаров и других бедствий.
Как сообщают источники из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), в ближайшее время эта структура будет расформирована. А функции МЧС получит не Минобороны, чего давно добивался глава военного ведомства Сергей Шойгу, а Росгвардия, которую возглавляет генерал армии Виктор Золотов. Он, как известно, в свое время возглавлял Службу безопасности президента РФ. И, видимо, поэтому Владимир Путин доверит ему сформировать структуру, которая уже в скором будущем, не дублируя, а дополняя функции МВД и ФСБ, будет отвечать и обеспечивать внутреннюю безопасность и стабильность в обществе.
«Стихийные бедствия, пожары и другие катаклизмы в нынешних реалиях могут являться элементами гибридной войны, – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – По законам РФ Минобороны отвечает за защиту государства от внешних угроз.
А кто отвечает за внутреннюю безопасность? Вроде ведомств много, а эффективность от их деятельности порой невысока. После распада СССР Россия пережила две гражданские войны в Чечне. Стране в глобальном масштабе по-прежнему угрожает терроризм, а также другие деструктивные явления, способные при определенных условиях разрушить общество. Противостоять этому сможет только очень хорошо подготовленная структура. Надо полагать, Путин делает ставку на Росгвардию».
Эксперт отмечает: «Если МЧС присоединят к Росгвардии, численность этой структуры увеличится почти вдвое. При этом можно будет сэкономить за счет сокращения управленческого аппарата». Неткачев напоминает, что, к примеру, функции МЧС в США выполняет именно Национальная гвардия: «Но в условиях России это обретает совсем другое качество».

Недавно первый заместитель директора Росгвардии генерал-полковник Сергей Меликов заявил, что ведомство создает в каждом федеральном округе Силы быстрого реагирования. Об этих силах говорил и генерал Золотов, выступая 25 октября в Совете Федерации. «В ближайшие три года основные усилия Росгвардии будут сосредоточены на создании в федеральных округах группировок войск, способных при резком обострении обстановки в кратчайшие сроки выполнить поставленные задачи – как в мирное, так и в военное время», – заявил он.
Грубая прикидка показывает, что если в Росгвардию (штатная численность – около 340 тыс. военнослужащих) вольется МЧС (290 тыс. сотрудников), численность этой силовой структуры составит более 630 тыс. человек. Это в два раза больше, чем численность Сухопутных войск Российской армии.
МЧС реализует новую стратегию развития, в которой не просматривается места для региональных центров. Их уже начали сокращать. Первой жертвой стал дальневосточный центр, о расформировании которого объявлено официально.
По словам начальника Сибирского регионального центра МЧС Сергея Диденко, более 300 работников Дальневосточного регионального центра МЧС России в Хабаровске будут сокращены в связи с его ликвидацией. Увольняемым специалистам помогут с трудоустройством или переводом в другие структуры ведомства.
Громкая новость совпала по времени с выходом Указа президента об увольнении со службы 13 генералов МЧС. Генеральский звездопад стал полной неожиданностью для многих. Освобожденными от должностей оказались руководители не только Дальневосточного, но и Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского региональных центров.
Среди уволенных такие знаковые фигуры, как, скажем, генерал Агафонов, чей фактурный профиль регулярно появлялся на телеэкранах, шла ли речь о расследовании авиакатастроф в Египте или в Сочи. Отправился на пенсию и патриарх МЧС, блестящий офицер с большой буквы, генерал-полковник Юрий Ковалев, отвечавший за регионы. А генерал-лейтенант Соловьев и генерал-майор Волынкин всего несколько дней назад летали на вертолете вместе с министром по районам, пострадавшим от осеннего тайфуна "Лайонрок". И казалось тогда ничто не предвещало отставок. Но теперь они, а также бессменный и очень харизматичный лидер северо-кавказских спасателей генерал Литюк, в том самом списке уволенных.
Трудно даже перечислить в одной заметке всех тех, кто лишился должностей. По крайней мере, таких громких отставок разом в МЧС не припомнят. Но в ведомстве, как ни странно, паники нет. И это главное, что следует из случившегося. Отставок, перемен и реформирования ждали. Перемены произошли не вдруг и не спонтанно.
О грядущем расформировании двух региональных центров впервые открыто с высокой трибуны глава МЧС Владимир Пучков заявил еще в конце декабря прошлого года в Санкт-Петербурге. На подведении итогов работы Северо-западного округа он не назвал, кто из восьми центров будет сокращен первым, но тогда министр сказал, пожалуй, ключевую фразу о том, что региональные центры показали низкую эффективность.
Заявить так министру позволили результаты серьезных исследований, которые проводились в ведомстве на протяжении двух лет. Именно тогда президентом страны была поставлена задача оптимизировать работу министерства и сделать его еще более эффективным, определив стратегию развития на двадцать лет вперед.
В МЧС к выполнению этой задачи подошли так: сначала определили "слабые звенья". Ими оказались смежные и административные подразделения. Раздутыми оказались и аппараты. Их и решено было сокращать в первую очередь. Кстати, одним из первых глава МЧС Владимир Пучков сократил свой аппарат.
Затем определили общую стратегию развития министерства. О ней не раз Владимир Пучков говорил на многочисленных совещаниях как Москве, так и в регионах. Она довольна проста и понятна - развивать и усиливать реагирующие подразделения за счет административных и аппаратных.
Кто пойдет в огонь? Генерал не пойдет. Надзирающий инспектор, перекладывающие бумаги клерки - тоже. Значит надо повышать профессиональный уровень спасателей, пожарных, психологов, водолазов. Надо увеличивать им зарплаты, обеспечивать по максимуму соцпакет, а не так, чтобы сотрудник ведомства, дежурящий сутками у пульта получал копейки. Примерно так говорил министр на совещаниях не раз и не два.
Показательный случай произошел на днях в Приморье. Министр сразу по прилету во Владивосток пересел на вертолет и отправился в Хасанский район на открытие пожарно-спасательной части в поселке Балабаш. Ее построили всего за месяц, но на удивление качественно. Но Владимир Пучков лишь вскользь бросил взгляд на стены, а первым делом зашел в дежурку и спросил у молодой девушки-оператора, сколько она получает. Молодая девчонка, смущаясь, ответила, что 17 тысяч, из которых 6 тысяч уходит на оплату съемной квартиры. Было видно, как министр изменился в лице. "Надо это поправлять", - сказал он.
Вот эти поправки и начались. Пока подразделения МЧС России, дислоцированные на территории Дальнего Востока, перешли в подчинение Сибирского регионального центра, базирующегося в Красноярске. Очередной этап реформирования управленческой структуры министерства в рамках укрупнения Сибирского, Центрального и Южного региональных центров МЧС России будет закончен уже в этом году. Уволенных людей, как заявили в ведомстве не бросят.
С каждым из руководителей будет проведена беседа и их кандидатуры будут рассмотрены на другие должности в системе МЧС России. Тех, кто достиг пенсионного возраста после всех предусмотренных законом процедур с почетом проводят на пенсию, - сообщили в МЧС.
Но на этом оптимизация ведомства не закончится. Реформирование всех региональных центров продлится еще год. В МЧС видят ведомство как укомплектованные новейшей техникой управления и пожарно-спасательные части на местах с минимальным управленческим аппаратом.
Плюс у министерства должны быть мобильные подразделения, готовые быстро прибыть на усиление в любую точку не только страны, но и всей планеты. Роль таких отрядов уже успешно выполняют центры "Лидер" и "Центроспас". Их реформа не коснется. Так что сейчас дело только за региональными центрами.

Масштабная реформа силовых и правоохранительных структур, предусматривающая создание на основе ФСБ Министерства госбезопасности, готовится в России. Об этом пишет в понедельник, 19 сентября, «Коммерсантъ» со ссылкой на информированные источники.

В новую структуру, помимо ФСБ, предлагается включить Федеральную службу охраны и Службу внешней разведки. Следственный комитет, согласно замыслу, может быть возвращен в состав Генпрокуратуры с понижением статуса его главных управлений, а функции МЧС предполагается распределить между Минобороны, к которому планируется присоединить войска гражданской обороны, и МВД, к которому может отойти Госпожнадзор.

Следственное управление Министерства госбезопасности, по информации издания, сможет заниматься наиболее резонансными делами, а также осуществлять процессуальный надзор над расследованиями, инициированными по материалам ведомства. Кроме того, МГБ будет обеспечивать собственную безопасность во всех правоохранительных и силовых структурах.

Цель реформы - повышение эффективности работы правоохранителей и силовиков, а также искоренение коррупции. Ее подготовка, по сведениям издания, началась после ликвидации Федеральной миграционной службы и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и создания Росгвардии.

Как ожидается, реформа будет завершена к выборам президента России в 2018 году. К этому времени, по словам источников, будут заменены все главы силовых и правоохранительных ведомств, в том числе, руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин. Последнему, по сведениям газеты, уже дали понять, что «в новой структуре он может рассчитывать лишь на почетную, но лишенную управленческих полномочий должность».

О возможной отставке Александра Бастрыкина с поста главы СКР в среду, 14 сентября. Источник, близкий к силовым ведомствам, назвал этот шаг логичным после ареста ряда высокопоставленных работников Следственного комитета. В Кремле от комментариев по этому поводу.

Федеральная служба войск Национальной гвардии (Росгвардия) образована 5 апреля 2016 года. В ее ведение переданы внутренние войска МВД, силы СОБР и ОМОН, ФГУП «Охрана» и вневедомственная охрана МВД, Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД, а также структуры, осуществлявшие лицензионно-разрешительную работу в сфере оборота оружия и оказания частных охранных услуг. Тогда же в МВД была передана ФСКН.

Министерство государственной безопасности существовало в СССР с 1946 по 1953 годы. Оно было преобразовано из Народного комиссариата государственной безопасности и отвечало за борьбу с подрывной, шпионской, диверсионной, террористической деятельностью иностранных разведок, противодействие контрреволюции, а также за охрану руководителей Коммунистической партии и правительства Советского Союза. В марте 1953 года после смерти Иосифа Сталина ведомство было объединено с МВД СССР.

...Наткнулся в интернете на статью, выкладываю на ваш суд!

Одно из основных подразделений МЧС готовят к смене министерства
Процесс реформирования и объединения силовых и правоохранительных органов, вероятно, продолжится за счет дальнейшего укрупнения ведомств. По версии собеседников издания, в настоящее время обсуждается возможный пересмотр решений 15-летней давности о передаче полиции противопожарных подразделений. При этом уточняется, что помимо вариантов возврата пожарных в ведение МВД, где они были до конца 2001 года, обсуждается и возможность присоединения их к создающейся Национальной гвардии. В подразделениях, которые могут поменять ведомственную принадлежность, подобные перспективы оценивают осторожно, указывая на отсутствие каких-либо официальных документов. При этом сотрудники напоминают, что в структуре МЧС именно противопожарные службы стали объектом максимальной «оптимизации» в целях экономии бюджета.
Региональным управлениям МВД в УрФО, в настоящее время занятым трудоустройством сотрудников вливающихся в министерство ФМС и ФСКН, готовят новые кадровые задачи. По версии источников «Правды УрФО», в настоящее время обсуждается вероятное продолжение укрупнения и оптимизации силовых и правоохранительных структур. В рамках нового этапа реформы, по словам собеседников издания, ведомственную принадлежность могут поменять противопожарные службы, сейчас являющиеся одним из основных подразделений МЧС. Предположительно, рассматривается перспектива возврата их в структуру МВД либо передачи в Нацгвардию.$CUT$
«Если не брать обсуждения «не оставить ли пока все как есть», то можно говорить о двух вариантах. Первый – возврат пожарных в МВД, где они и были до начала 2002 года. Тогда можно говорить о продолжении тенденций, заданных вливанием в полицейские структуры ФСКН и ФМС – последние тоже ведь входили когда-то в министерство, потом на некоторое время получили независимость, теперь вот возвращаются обратно. Второе – это отправка пожарных в Нацгвардию. Но все же такой вариант менее вероятен. Судя по тому, что именно передают в создаваемую структуру, упор там будет на «оружейной теме» – к ним уйдут ВВ, ОМОН, СОБР, вневедомственная охрана, лицензионно-разрешительная работа, в общем, все те, кто каким-то образом связан либо с силовыми операциями, либо с регулированием оборота оружия. Пожарные там явно выбиваются из общего ряда», – предположил собеседник издания.

Окончательное решение по переводу, вне зависимости от конечного «пункта назначения», источники «Правды УрФО» увязывают с позицией министра обороны Сергея Шойгу, который в 90-е годы фактически «с нуля» создал МЧС, а в начале нулевых добился присоединения к нему подразделений противопожарной службы.

«Передача противопожарной службы была делом Шойгу, который объединял в МЧС ресурсы, имеющие отношение к спасательным работам. У его преемника Пучкова лоббистские возможности не те, так что многое зависит от Шойгу, который и на посту министра обороны следит за родным ведомством. Если он останется в стороне – перевод более чем вероятный», – считает собеседник редакции.

В официальных разговорах представители региональных главков традиционно указывают на неуместность комментариев с их стороны по поводу неподтвержденных планов федерального руководства. Однако в анонимных беседах указывают на то, что присоединение к МВД структур ФМС и ФСКН также начиналось «с обсуждений в курилках». При этом источники считают, что череда реформ имеет потенциал для продолжения.
«Пока не могу сказать, что это активно обсуждается. Но не исключаю, что ситуация пойдет по аналогии с ФСКН и ФМС – первые разговоры начались больше года назад, а теперь вот мы все загружены решением вопросов по их присоединению. Так что с пожарной охраной, возможно, решение можно ожидать в следующем году. И останется тогда только ФСИН опять к нам вернуть. Но вообще – пока что нам надо разобраться с наркоконтролем и миграционными сотрудниками. Если добавятся пожарные, кадровики просто переедут жить в свои кабинеты. У нас несколько тысяч пожарных, в Свердловской области – около 10 тысяч, объем работы, если решение примут, просто невероятный», – рассказал собеседник редакции в тюменском полицейском главке.

Сотрудники пожарных частей, которые в рамках реформ могут поменять ведомственную принадлежность, к вероятным изменениям относятся настороженно. При этом они указывают, что в структуре МЧС последние несколько месяцев их подразделения пережили ряд «оптимизаций», итогом которых стал рост недовольства и подготовка обращения в правоохранительные органы относительно управленческих решений центрального аппарата.

«С прошлой осени ситуация разворачивается по совершенно непонятному для нас сценарию. Сокращаются целые категории сотрудников, например – шла речь о том, чтобы управление отрядами передавать в ведение ЦУКСов (Центров управления в кризисных ситуациях. – Прим. ред.) при региональных главках. На пенсию увольняются опытные специалисты, которые были бы готовы еще работать и работать. Что нам закупают – это вообще отдельный разговор, но это уже касается всех подразделений, не только пожарных», – рассказал сотрудник одной из пожарных частей в Свердловской области.

Напомним, ранее «Правда УрФО» подробно сообщала о претензиях к главе МЧС Владимиру Пучкову, послуживших поводом для обращения общественного движения «Диалог-Россия» и ряда других организаций в СКР, ФСБ, Генпрокуратуру и администрацию президента (копия документа имеется в распоряжении редакции). Критике подверглось сразу несколько направлений работы. Указывалось, в частности, на якобы возникшие проблемы с наполнением министерского фонда оплаты труда из-за бонусов высокопоставленным представителям центрального аппарата. По мнению общественников, именно это привело к тому, что заработную плату за декабрь 2015 года сотрудники на местах получили только в следующем году, из-за чего дефицит по данной статье вырос до двух месяцев.
Сокращение штата также стало поводом для критики со стороны общественников, указывающих на «перегибы и скандалы» вплоть до увольнения беременных женщин и ценных специалистов, работающих на высотной технике. Кроме того, при закупке новой техники, по мнению авторов обращения, также допускаются грубые нарушения, вплоть до игнорирования климатических условий, в которые предстоит ее использовать. Речь идет о 40 млн рублей, уже потраченных на беспилотные летательные аппараты (БПЛА), и о 160 млн рублей, которые только планируется израсходовать на те же цели. На эти деньги, предположительно, приобретались БПЛА по 200 тыс. рублей за один аппарат. Однако их специфика такова, что они не могут функционировать при температуре ниже 0, а максимальный радиус действия – 1 км. «Оборудование было отправлено на север России, в том числе в Сибирь, где полгода температура ниже нуля. Закуплено около 200 таких никому не нужных аппаратов, планируют закупить еще 800», – возмущаются общественники. Эти факты подтверждаются и официально – в разговоре с «Правдой УрФО» пресс-секретарь ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу Иван Скиданов подтвердил, что в распоряжение главка поступило 2 БПЛА с запретом на использование при отрицательных температурах.

«Правда УрФО» будет внимательно следить за развитием событий.