Лекция «Тема № 2»

Эпохи, стили, направления

Художественное произведение – это форма существования искусства. Оно отражает мир во всей сложности многообразия, эстетического богатства.

Художники* всегда стремятся правдиво передавать мир. В процессе творчества рождается определённый художественный метод, поэтому правда в искусстве не всегда тождественна правдоподобию.

В формировании художественно – образных приёмов, методов участвуют многие социальные и культурные предпосылки, связанные с представлениями о правде, с религиозно – идеологическими воззрениями общества, с мировоззрением собственно художника.

Исторически сложившиеся структурное единообразие художественных приёмов, художественного языка, взаимоотношений содержания и формы, объединяющее в данную эпоху произведения мастеров, работавших в разных видах и жанрах искусства, называется стиль .

Слово стиль может употребляться в широком смысле – стиль жизни, стиль игры, стиль одежды и т. п., и в узком – «стиль в искусстве».

В разных исторических эпохах Стиль проявляется в отдельных видах, которые называются актуальными.

Общественное развитие происходит неравномерно. Если оно носит замедленный характер как в Древности, то смена системы художественных форм происходит очень медленно на протяжении тысячелетий, столетий, то такое развитие принято называть художественная эпоха.

Позднее, с XVII в. мировое общественное развитие значительно ускоряется, искусство сталкивается с многообразными задачами, обострением социальных противоречий, поэтому происходит быстрая смена стилей.

В искусстве ХІХ – ХХ веков проявляются лишь отдельные стилистические тенденции, идеологическая неустойчивость общества препятствует образованию единых стилей и возникают быстро сменяющие друг друга направления.

Первобытное искусство (20000 – 5000 лет до н.э.) развивалось в полной зависимости от природы, от бытовых потребностей человека, было связано с магией. Характерно развитие керамики правильной формы, орнамента, резьбы, реалистического изображения животных (наскальные рисунки).

*Слово «художники» употребляется в широком смысле, т.е. художники, архитекторы, писатели и т.д. , т.е. создатели произведений искусства.

:

    Наскальная живопись с изображением животных. Росписи в пещерах Ласко (Франция), Альтамира (Испания), Тассилин Аджер (Северная Африка).

    Скульптурные изображения женщин, так называемые палеолитические Венеры.

    Мегалитические сооружения Стонхендж (Англия), Каменная могила (Украина).

Древние деспотии (искусство междуречья и Древнего Египта (5000 лет до н.э. – VIII в до н.э.)) представляют собой художественную эпоху. За этот период происходит множество художественных открытий, но главное, что определяет эпоху остается неизменным:

Полное подчинение религии,

Развитие погребальных культов,

Развитие канонов во всех видах искусства,

Становление основ строительной техники,

Синтез искусств в архитектуре,

    гигантизм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Междуречье.

    Быки – шеду из дворца Саргона ІІ в Дур Шуррукине.

    Арфа с головой быка из царской гробницы Ура.

    Ворота богини Иштар. Вавилон.

Древн ий Египет:

    Пирамиды в Гизе

    Храмы амона Ра в Карнаке и Луксоре

    Храм Абу Симбел

    Тутмос. Скульптура. Голова царицы Нефертити

    Скульптура царского писца Каи

    Фаюмский портрет юноши в золотом венце

Античность (искусство Древней Греции (VII-Ш век до н.э.) и Древнего Рима (ІІІ век н.э)) объясняла мир мифологически. Это был одновременно реалистический и иллюзорно – фантастический взгляд на мир. В искусстве это выражается в:

    героизации идеального образа

    гармонии внутреннего и внешнего облика

    гуманизации искусства

Скульптура становится актуальным искусством. Античные художники передают образ совершенного человека с высочайшим мастерством и реалистичностью. В Древнем Риме развивается скульптурный портрет.

Античность выработала строительные системы, которыми мы пользуемся до сих пор. В Древней Греции сложилась ордерная строительная система, это сочетание колонн и перекрытий, а в Древнем Риме на основе открытия цемента использовали круглую арку и купол. Создали новые типы общественных и инженерных построек.

:

    Кносский дворец, о. Крит

    Львинные ворота, Микены

Древняя Греция:

    Архитектурный ансамбль Парфенона (основные храмы: Парфенон, Эрехтейон).

    Пергамский алтарь.

    Галикарнасский мавзолей.

    Фидий (скульптор). Скульптурное оформление Парфенона.

    Фидий. Скульптура Зевса Олимпийского.

    Мирон (скульптор). Дискобол.

    Поликлет (скульптор). Копьеносец.

    Скульптура. Венера Милосская.

    Скульптура. Ника Самофракийская.

    Скульптура. Лаокоон.

Древний Рим:

    Пантеон в Риме (храм всех богов)

    Колизей, амфитеатр Флавиев (Рим)

    Понт Дю Гар (Франция)

    Конная статуя Марка Аврелия

    Колонна Траяна (Рим)

Средневековое искусство (V – XVI в) подчинено христианской идеологии, наполнено аллегориями и символами. Характерен синтез искусства подчиненного христианской литургии. Актуальным видом была архитектура.

Эпоха делится на два периода: романское (XI – XII в.) и готическое (конец XII – XIV в.)

Романская архитектура использует конструктивные особенности архитектуры Древнего Рима (Rоmа). Романские соборы строят в форме базилик, они тяжеловесны с темными интерьерами, с двумя круглыми в плане башнями на фасаде здания. Скульптура украшающая собор плоскостна, схематична (чаще рельеф), расположена в основном над порталами.

Готическое искусство – это качественный скачок развития средневекового искусства. Собор сохраняя форму базилики, строится теперь на основе новой каркасной системы. Суть которой состоит в том, что используя стрельчатую арку строится кирпичный каркас. Промежутки между столбами – опорами (контрфорсами) заполнены окнами – витражами. Поэтому интерьеры становятся как бы пронизанными светом. Здание обильно украшено скульптурой, архитектурным декором. Фасад фланкируют башни теперь квадратные в плане. Фасад собора единственно настоящая стена богато украшена скульптурой. Теперь преобладает очень реалистическая, круглая скульптура. Над главным порталом находится круглое резное окно, которое называют «роза».

Поздняя готика (ХV – ХVI в.) отличается архитектурным декором фасада – напоминает языки пламени, исчезает окно – роза. Такая готика получила название пламенеющая.

Основные памятники и ведущие художники :

    Вормский собор (Германия) – романская архитектура

    Нотр Дам де Пари (Париж) - готическая

    Кёльнский собор (Германия) – поздняя

    Собор Святой Анны (Вильнюс, Литва) – пламенеющая

После распада Великой Римской империи в IV в н.э., она разделилась на Западную со столицей в Риме и Восточную со столицей в Византии. В Западной развивался католицизм и, соответственно, романская и готическая культура. А в Восточной (она стала называться Византия ) распространялось православие. В Византии вся культура тоже была подчинена религиозной идеологии. Византия существовала с IV по XV в. но наивысшего расцвета искусство достигло в период правления Юстиниана (VI в н.э.). В архитектуре православию соответствовали центрические, купольные, а позднее крестово-купольные соборы. Развивается живопись монументальная (мозаика и фреска) и станковая (иконопись). Подчиняясь религиозной догме, живопись была строго канонизирована.

Основные памятники и ведущие художники :

    София Константинопольская (г.Стамбул)

    Церковь Сан Апполинаре (г.Равенна)

    Церковь Сан Витале (г.Равенна)

Древнерусское государство (X – XVII вв.) восприняло Православие, соответственно крестово-купольную систему храмовых построек и живописный канон. Но в процессе развития выработало неповторимые национальные черты. Складывается национальный тип храмовой постройки: крестово-купольные, кубовидные с волнообразным или килевидным завершением стен (закомар). Купола подняты на высокие барабаны.

В строго канонизированной живописи преобладает славянский тип лица, появляются русские святые, национальный орнамент и вся характеристика образов становится более человечной.

Влияние народного зодчества очень сильно проявлялось в перенесении художественных прислов, декора, цвета в каменное строительство и называлось «узорочье» (XVI – XVII в.) . Народные технические приёмы воплотились в появлении каменных и шатровых храмов.

Основные памятники и ведущие художники :

    София Киевская, г. Киев. (13 куполов)

    Дмитриевский собор, г. Владимир. (1 купол)

    Церковь Параскевы Пятницы, г. Чернигов. (1 купол)

    Аристотель Фиорованти. Успенский собор Московского кремля. (5 куполов)

    Икона Владимирской Богоматери.

    Храм Василия Блаженного (Покрова что на рву), г. Москва.

    Икона Покрова с портретом Б.Хмельницкого.

    Оранта. Мозаика Софии Киевской.

    А.Рублев. Троица (икона).

Возрождение (Renessanse) как основание античного наследия на новом историческом этапе возникло в Италии, здесь в конце XIII – XVI веках возрождались гуманистические идеалы античности. Отсюда название эпохи «Возрождение». Эпоха Возрождения утверждает что мир познаваем, а человек – титаническая личность, способная изменить мир. Художники открыли индивидуальность человека, поэтому появился портрет; они разработали теорию и практику перспективы, художественно освоили анатомию человеческого тела, разработали гармонию композиции, использовали цветные эффекты, изображение обнаженной натуры, женского тела было зримым аргументом борьбы со средневековым аскетизмом.

В скульптуре главным становится образ челнока, а не божества. Сложились основные типы скульптуры: монументальная и декоративная. После античности вновь возрождается конная статуя.

В архитектуре наряду с требованием античных форм (использованием аркад, греческого портика) происходит выработка собственного художественного языка. Создается новый тип общественных сооружений, городской дворец (плац) и загородные дома – вилы..

Основные памятники и ведущие художники :

    Джотто ди Бонде. Росписи капеллы дель Арена, г. Падуя.

    Ботичелли. Рождение Венеры.

    Леонардо да Винчи. Джокона. Мона Лиза.

    Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах.

    Леонардо да Винчи. Роспись «Тайная вечеря» (г. Милан).

    Рафаэль Санти. Сикстинская Мадонна.

    Рафаэль Санти. Росписи в Ватикане (Стансы Ватикана, Рим).

    Микеланджело. Скульптура. Давид.

    Микеланджело. Росписи потолка Сикстинской капеллы (Ватикан)

    Джорджоне. Юдифь.

    Джорджоне. Гроза.

    Тициан. Портрет папы Павла ІІІ с племянниками.

    Тициан. Молодой человек с перчаткой.

    Тициан. Ассунта.

    Веронезе. Брак в Кане Галилейской.

    Брунеллески. Церковь Санта Мария дель Фьоре, г. Флоренция.

    Палладио. Вилла под Римом.

    Донаттелло. Конная статуя Гаттамелаты, г. Падуя.

В странах Северной Европы (Нидерланды, Германия, Франция) идеи Возрождения проникают с конца XV века. Своеобразие национальных культур, средневековые традиции в сочетании с идеями Итальянского Возрождения, выработали своеобразный стиль, который принято называть Северное Возрождение.

XVII век – время интенсивного образования национальных государств, национальных культур, становления абсолютной власти в одних странах и зарождения буржуазных отношений в других. Стало невозможно выразить в одной художественной формуле сложность и противоречивость эпохи, поэтому в XVII веке возникло многообразие художественных форм, т.е. стилей. В XVII веке появились стили: классицизм, барокко, реализм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Дюрер. Портрет Венецианки.

    Дюрер. Четыре Апостола.

    Дюрер. Графические иллюстрации к «Апокалипсу»

    Ван Эйк. Мадонна Канцлера Роллена.

    Ван Эйк. Гентский алтарь.

    Братья Лимбурги. Миниатюры «Великолепного часослова герцога Беррийского».

    Брейгель. Слепые.

    Босх. Корабль дураков.

Барокко – самый распространённый стиль XVII в. Это искусство построенное на контрастах, асимметрии, тяготению к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.

В живописи и скульптуре характерно:

    диагональные композиции

    изображение преувеличенного движения

    иллюзорность изображения

    светотеневые контрасты

    яркий колорит, живописное пятно (в живописи)

В архитектуре :

    гнутые, волютообразные формы

    асимметрия

    использование цвета

    обилие декора

    желание обмануть глаз и выйти за реальное пространство: зеркала, анфилады, плафоны на потолках, изображающие небо.

    ансамблевая организация пространства

    синтез искусств

    контраст вычурно украшенной декором архитектуры и четкая геометрия садов и парков, или городских улиц.

Барокко торжествовал в тех странах, где господствовал феодализм и католическая церковь. Это такие страны: Италия, Испания, Фландрия, позже Германия и в XVIII веке – Россия. (в архитектуре)

Основные памятники и ведущие художники :

    Караваджо. Лютнист.

    Рубенс. Персей и Андромеда.

    Рубенс. Автопортрет с Изабеллой Брант.

    Бернини. Скульптура «Экстаз Святой Терезы»

    Бернини. Скульптура «Аполлон и Дафна»

    Жюль Ардуен Мансар.Версальский дворец (Франция).

    Бернини. Площадь Святого Петра в Риме.

Классицизм (лат. образцовый). Французский абсолютизм XVII в. регламентировал жизнь, заключая ее в жесткие рамки государственности. Герой классицизма не свободен в своих действах, а подчинен строгим нормам, общественному долгу, смирение чувств разумом, следование абстрактным нормам добродетели – таков эстетический идеал классицизма.

Образцом для себя классицизм XVII в. избрал греческую античность. В архитектуре используется греческий ордер. В скульптуре – идеальные мифологические образы. В живописи:

    строгая величавость

    возвышенная красота образов

    горизонтальная или кулисная композиция

    тщательный отбор деталей и цвета

    стандартность образов, театральность жестов и чуств

Основные памятники и ведущие художники :

    Пуссен. Аркадские пастухи.

    Пуссен. Времена Года.

    Лоррен. Похищение Европы.

Голландская культура. В XVII в. в странах, где зарождался капитализм, велась борьба за национальную независимость. Победа бюргерства определили характер Голландской культуры, рождение реализма, появление самостоятельных жанров станковой живописи (портрет, бытовой жанр, натюрморт).

Основные памятники и ведущие художники :

Голландия XVII :

    Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях

    Рембрандт. Возвращение блудного сына.

    Вермар Дельфтский. Девушка, читающая письмо.

    Вермар Дельфтский. Географ.

    Терборх. Стакан лимонада.

    Хальс. Цыганка.

Испания XVII :

    Веласкес. Пряхи.

    Веласкес. Портрет папы Иннок Х

    Веласкес. Сдача Бреды

    Веласкес. Портрет Инфланты Маргариты

    Эль Греко. Похороны графа Оргаса

Рококо. С началом XVIII столетия обозначился кризис французского абсолютизма. Строгий этикет сменяется атмосферой легкомыслия и наслаждений. Возникает искусство способное удовлетворять самые вычурные и изысканные вкусы – это рококо. Это полностью светское искусство, главная тема – любовные и эротические сцены, любимые героини – нимфы, вакханки, мифологические и библейские темы любви.

Это искусство миниатюрных форм свое главное выражение нашло в живописи и прикладном искусстве. Светлые колориты, дробные и ажурные формы, сложный орнамент, асимметрия, создающая ощущение беспокойства.

Основные памятники и ведущие художники :

    Ватто. Общество в парке.

    Буше. Купание Дианы.

    Буше. Портрет Мадам Пампадур.

    Фрагонар. Качели.

    Фрагонар. Поцелуй украдкой.

Просвещение. С 40-х годов во Франции появляется новый социальный слой зарождающийся буржуазии, так называемое «третье сословие». Именно это определило развитие нового философско-художественного течения Просвещение. Зародилось оно в недрах философии, и смысл его заключался в том, что все люди от рождения имеют равные возможности и только воспитание и просвещение (т.е. обучение), может выделить их из общей массы равных членов общества.

Основным жанром становится бытовая картина, изображающая скромный быт третьего сословия, прославляется добропорядочность и трудолюбие.

Основные памятники и ведущие художники :

    Шарден. Кухарка.

    Грёз. Балованное дитя.

    Гудон. Скульптура. Вольтер в кресле.

В Англии Просвещение зародилось в литературе, в конце XVII века. Поэтому бытовая живопись становится повествовательной, т.е. художники и графики создают целые серии картин, последовательно рассказывающие о судьбе героев и носят морально – назидательный характер. Для Английского Просвещения характерно развитие портретной живописи.

Основные памятники и ведущие художники :

    Хагарт. Модный брак.

    Гейнсборо. Портрет Герцогини де Бофор.

Русское Просвещение развивалось XVIII – начало XIX века, связано с идейно – философским течением. Русские Просветители: философы – Ф. Прокопович, А. Кантемир, М. Ломоносов и писатели – Татищев, Фонвизин, Радищев верили в безграничный разум человека, в возможность гармонизации общества через развитие творческих начал каждой личности, через образование. В это время в России стремительно развивается домашнее образование, открываются новые учебные заведения, развивается газетно-журнальное и книжное издательство.

Все это служило образовательным целям, воспитанию личности – «сына Отечества»; а значит развитию портрета.

Но русское Просвещение носило еще и антикрепостническую направленность, т.к. совершенно справедливо считали, что крестьяне (крепостные) тоже были наделены богатством умственных и эмоциональных способностей.

Основные памятники и ведущие художники :

    Аргунов. Портрет П.Жемчуговой.

    Никитин. Портрет напольного гетьмана.

    Ливицкий. Портреты Смолянок.

    Боровиковский. Портрет Лопухиной.

    Рокотов. Портрет Струйской.

    Шубин. Портрет Голицына.

    Фальконе. Памятник Петру I в Санкт Петербурге («Медный всадник»)

Но создавая идеальные образы крестьян искусство Просветителей конца XVIII – начала XIX в. сливалось с сентиментализмом .

Основные памятники и ведущие художники :

    Тропинин. Портрет А.Пушкина.

    Тропинин. Золотошвейка.

    Венецианов. Весна.

    Венецианов. На пашне.

Барокко в русской и украинской архитектуре. С появлением абсолютистских монархий, в том числе и в Ватикане – центре капиталистической церкви, усиливается парадность, пышность, театрализованность придворного искусства, что способствовало развитию барокко в архитектуре Италии и Франции в XVIII в, в России (XVIIIв.), Украине (“казацкое барокко”) вторая половинаXVII – XVIII в.

Особенности архитектуры барокко:

    синтез искусств в архитектуре

    ансамблевость (дворец в парке с большим количеством павильонов)

    возрастание декоративности, лепных украшений, скульптуры

    использование ордерных элементов: гнутых фронтонов, пучков пилястр или полуколонны, ниш, которые полностью закрывают стену и усиливают светотеневой контраст

    использование цвета: бирюзовая стена, белые архитектурные детали, золотая лепнина

    интерьеры: пышная декоративная театрализованность, анфилады, живопись с иллюзорными эффектами, использование зеркал

Украинское или «казацкое барокко» - это совершенно самостоятельный этап развития Европейского барокко. В нем нет дворцовой пышности. Используются гнутые фронтоны, «заломы» крыш и куполов церквей. Декор стен – это плоская резьба, белая по белому или светло-голубому фону стены. Вместо дворцов строятся дома казачей верхушки, канцелярии, коллегиумы. А культовая архитектура продолжает традиции народного деревянного зодчества (трех купольные соборы).

Основные памятники и ведущие художники :

    Растрелли. Зимний дворец (Санкт Петербург)

    Растрелли. Андреевская церковь (Киев)

    Григорович Барский. Церковь Николы на Набережной (Киев)

    Ковнир. Колокольня на Дальних печерах (Киево-Печерская Лавра)

    Ковнир. Покровский собор в Харькове.

В последней трети XVIII столетия во Франции произошла буржуазная революция. Её задачи, требования к гражданам общества совпадали с героико-гражданскими идеалами римской античности. В Древнеримском обществе личность, ее свобода и даже жизнь приносятся в жертву обществу. История трактовалась как деяние выдающейся личности. Именно герой, выдающаяся личность – носитель моральных ценностей общества. Это и стало образцом для художников конца XVIII в. и сложилось в последний великий общеевропейский стиль.

Классицизм (в творчестве Ж.Давида – принято говорить «революционный классицизм»).

Для живописи характерны художественные приемы классицизма XVII в. Но историческая картина отражает гражданственно – публицистическую тематику, а портреты в соответствии с идеалами революции отражали личность, образ современника великих перемен.

С начала XIX в. классицизм в живописи теряет гражданственность, остается лишь внешняя сторона: строгая логика композиции деталей, цвета, статуарность фигур. Таким образом классицизм в живописи превращается в академизм.

Основные памятники и ведущие художники :

    Давид. Смерть Марата

    Давид. Клятва Горациев

    Энгр. Одалиска

Классицизм в архитектуре. Во Франции в конце XVIII века, а в России с начала XIX века в архитектуре господствует стиль классицизм. Стиль сформировался под влиянием идей патриотизма и гражданственности на основе использования античных образцов. Композиционные приемы:

    симметричность; обычно главный корпус с портиком в центре и двумя флигелями

    скульптура сосредоточена на главном входе – портике. Часто используется скульптурное изображение колесницы, запряженной четверкой, шестеркой коней управляемых богиней Славы.

Классицизм связан с ростом городов, потребностью организации их пространства. В России классицизм появляется как идея универсального стиля, который создает единые строительные приемы; использование местных материалов, штукатурки, создает новые типы зданий: гимназий, университетов, торговых домов, триумфальных арок, тип дворянской усадьбы.

Архитектурный стиль позднего классицизма называется ампир – завершая развитие стиля. Наряду с использованием античных форм (как греческих так и римских) появляются стилизованные египетские мотивы особенно в интерьерах.

Основные памятники и ведущие художники :

    Росси. Здание Генерального штаба (Санкт Петербург)

    Воронихин. Казанский собор (Санкт Петербург)

    Боженов. Пашков дом. Москва.

    Баретти. Здание университета. Киев.

    Суффло. Пантеон (Париж)

Романтизм. Великая Французская буржуазная революция закончилась реставрацией монархии. Стиль романтизм (начало XIX в.) явился результатом разочарования людей в возможности разумного преобразования общества на основе принципов свободы, равенства, братства. Стремление возвысится над прозой жизни, убежать от гнетущей обыденности, поэтому так велик интерес художников к экзотическим сюжетам, мрачной фантазии средневековья, теме борьбы за свободу. Художников интересует древний мир человека, его индивидуальная исключительность. Романтический герой всегда изображается в чрезвычайных ситуациях, обычно это гордый герой одиночка, переживающий яркие и сильные страсти. Это нашло выражение в выразительной и чувственной мощи цвета, где цвет начинает доминировать над рисунком.

Для живописи характерно:

    нервная возбужденность, экспрессия композиции

    сильные контрасты цветовых пятен

    экзотические темы, готическая символика

    программные произведения, т.е. основанные на исторических и литературных сюжетах

Основные памятники и ведущие художники :

    Жерико. Плот «Медузы».

    Делакруа. Свобода на Баррикадах.

    Рюд. Скульптурный рельеф «Марсельеза» на Триумфальной арке в Париже.

    Гойя. Махи.

    Гойя. Портрет семьи короля.

Число стилей и направлений огромно, если не бесконечно. Они не имеют четких границ, плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии, смешении и противодействии. Именно по этому часто так сложно отличить один от другого. Многие из стилей в искусстве сосуществуют одновременно и поэтому «чистых» произведений (живописи, архитектуры и пр.) вообще не бывает.

Тем не менее, понимание и умение различать стили во многом зависит от знания истории. Когда мы разберемся в истории формирования и трансформации западноевропейского искусства, станет более понятны черты и исторические особенности каждого стиля.

1. Искусство Древнего мира: до V века нашей эры

Древний Египет

Искусство Древнего Египта, равно как и предшествующее ему искусство Месопотамии де факто не являются западноевропейским. Но оно оказало значительное влияние на минойскую и, опосредованно, на древнегреческую цивилизацию. Характерными чертами египетского искусства является огромное значение погребального культа, ради которого создавалось множество художественных произведений, имевших для современников более утилитарную функцию.

Древняя Греция

Античное древнегреческое искусство заложило основы для развития всего европейского искусства в дальнейшем, создав ряд эталонных образцов (например, Парфенон и Венера Милосская). Греки создали идеальные образцы классической скульптуры. Значительным (но оказавшим гораздо меньшее влияние на последующие поколения) был жанр вазописи. Образцы живописи Древней Греции не сохранились.

Парфенон

Характеристика изобразительного языка - идеальность облика, просчитанный анатомический канон, гармония и уравновешенность, золотое сечение, учитывание оптических искажений. На протяжении следующих веков искусство несколько раз будет обращаться к наследию Древней Греции и черпать из него идеи.

Древний Рим

Древнеримское искусство испытало влияние как древнегреческого, так и местного италийского искусства этруссков. Наиболее значительными памятниками этого периода являются мощные архитектурные сооружения (например, Пантеон), а также тщательно разработанный скульптурный портрет. До нас также дошло большое количество живописных фресок.

Пантеон

Раннехристианское искусство воспримет из римского иконографию и типы архитектурных сооружений, значительно переработав их под воздействием новой идеологии.

2. Средневековье: V - XV (XVI) вв.

Искусство Средневековья характеризуется упадком изобразительных средств по сравнению с предшествующей эпохой античности. Наступление Тёмных веков, когда было утрачено большое количество как навыков, так и памятников, привело к бо́льшей примитивизации произведений искусства.

Дополнительный аспект - приоритет духовного, а не телесного, что вело к ослаблению интереса к материальным предметам и к более заметной обобщенности, огрублению произведений искусства.

Византия

Византийская мозаика (V век)

Византийское искусство сначала было наследником позднеримского, обогащенного богатой христианской идеологией. Характерными чертами искусства этой эпохи является сакрализация, а также возвеличивание императора. Из новых жанров: превосходные достижения в жанре мозаики и иконописи, из старых - в храмовой архитектуре.

Раннее Средневековье

Искусство раннего Средневековья (примерно до XI вв.) создается в Тёмные века, когда ситуация осложняется миграциями варварских народов по территориям бывшей Римской империи.

Практически все сохранившиеся памятники этого периода - иллюминированные рукописи, хотя можно также найти архитектурные объекты и небольшие декоративно-прикладные изделия.

Романика

Романское искусство (XI-XII вв.) продолжалось, пока на смену ему не пришла готика. Это был период повышения благосостояния европейцев, и впервые можно увидеть общеевропейский стиль, последовательно встречающийся от Скандинавии до Испании.

Роспись крипты базилики Святого Исидора

Характерные черты: энергичные и прямые формы, яркие цвета. Основной жанр - архитектура (толстостенная, с использованием арок и сводов), но витражи, работа по эмали также становятся важным жанром. Развивается скульптура.

Готика

Фрагмент витражного окна

Готика (XIII- XVI гг.)  - следующий интернациональный стиль, охвативший Европу. Возник во Франции, как следующая ступень развития приемов архитектуры. Самой узнаваемой деталью готики является стрельчатая арка, витраж. Активно развивается сакральная живопись.

Проторенессанс

В итальянской культуре XIII-XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства - будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом.

Фреска «Поцелуй Иуды», Джотто

Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265-1321) создал итальянский литературный язык.

3. Возрождение: начало XV - 90-е годы XVI вв.

Наступление эпохи Ренессанса кардинально меняет идеологию. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам.

Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения.

«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли

Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи - античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.

Позднее Возрождение (маньеризм)

Маньеризм является финальной стадией Возрождения (середина XVI - 90-е годы XVI века) , переходной к эпохе барокко. Для маньеризма характерна потеря гармоничности Ренессанса, кризис личности, обращение к более мрачным, искривленным или динамичным трактовкам.

«Снятие с креста», Якопо Понтормо.

4. Новое время: XVII - начало XIX вв.

Барокко

Барокко (XVII-XVIII вв.) , тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира.

«Юноша с корзиной фруктов», Караваджо

Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность. Основные направления, русла барокко: веризм (натуралистическая достоверность и сниженная, бытовая тематика, интерпретация мотива), классицизм, «экспрессивное барокко». Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Рококо

Рококо - направление в искусстве XVIII века , в основном придворное «жеманное» искусство.

«Танцующая Камарго» , Никола Ланкре

Характерно стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.

Классицизм

Классицизм возникает в XVII веке и развивается параллельно с барокко.

Затем заново он появляется в период Французской Революции (в западной историографии этот период принято иногда называть неоклассицизмом , так как еще один классицизм был во Франции перед наступлением эпохи барокко. В России подобного не было, и поэтому принято называть исключительно «классицизмом»). Популярен был до начала XIX века.

«Амур и Психея», Антонио Канова

Для стиля характерно следование принципам античного (греческого и римского искусства): рационализм, симметрия, целенаправленность и сдержанность, строгое соответствие произведения его форме.

Романтизм

Идейное и художественное направление конца XVIII 18 - 1-й половины XIX вв. Как стиль творчества и мышления остается одной из основных эстетических и мировоззренческих моделей 20 века. Романтизм возник сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.

«Странник над морем тумана», Каспар Давид Фридрих,

Романтизм - это эстетическая революция. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.

Сентиментализм

Умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века , в России - с конца XVIII до начала XIX века.

Прерафаэлитизм

Направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века , образовавшееся в начале 1850-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи , академических традиций и слепого подражания классическим образцам.

Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело.

Историзм (эклектика)

Направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Для него характерно использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика,неорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль).

5. Новейшее время: вторая половина XIX век а - сегодняшний день

Реализм

Эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. Возник во второй половине XIX века и был распространен вплоть до XX .

«СмертьМадзини», С. Лега

В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен.

Импрессионизм

Направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков , зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.

«Впечатление. Восходящее солнце», Клод Моне

Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи (но это, прежде всего, группа методов), хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке, где импрессионизм также выступал в определенном наборе методов и приемов создания литературных и музыкальных произведений, в которых авторы стремились передать жизнь в чувственной, непосредственной форме, как отражение своих впечатлений.

Модернизм и авангард

Эти направления в искусстве XX века стремились найти что-то совершенно новое, утвердить нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля.

Из-за того, что до сих пор не существует теорий и типологии модернизма и авангарда (авангардизма) как литературно-художественных явлений, разброс мнений о соотношении двух этих понятий варьируется от их полного противопоставления до полной взаимозаменяемости.

«Икона» мирового авангарда - «Чёрный квадрат», Казимир Малевич

В целом новейшее время в искусстве можно охарактеризовать как стремление ко всему новому и нетрадициональному. Присутствует сильное смешение школ и стилей.

Также к эпохе Новейшого времени принадлежать следующие стили:

  • Модерн
  • Ар деко
  • Постимпрессионизм
  • Фовизм
  • Кубизм
  • Экспрессионизм
  • Сюрреализм
  • Примитивизм
  • Поп-арт

История человечества делится на следующие периоды:

  • – Первобытная эпоха (Каменный век) – с момента появления человека (ок. 3 млн. Р.) До 5-4 тысячелетия до н. е. (Изобретение железа)
  • – Древний мир -IV-III тыс. До н. е. -V вв. н. е. (до 476 г. – падение Западной Римской империи)
  • – Средневековье – кон. V в. – XV вв. (До 1492 гг. – Открытие Америки)
  • – Новые времена – XVI в. – 1914 гг. (До начала Первой мировой войны)
  • – Новые времена (от 1914 до современности)

Важным моментом для изучения истории первобытной эпохи и древнего мира есть четкое понимание исчисление этого периода.

Во-первых, деление истории на период до нашей эры и на НАШУ эру, или К Рождества Христова и ПОСЛЕ Рождества Христова. Очевидно, что ключевым моментом в этом летоисчислении стала событие, связанное с рождением Иисуса Христа. В исторической науке, как правило, фразу К НАШЕЙ ЭРЫ или до Рождества Христова применяют к периоду, который начинается от 10 тыс. Лет до Рождества Христова. То есть от эпохи мезолита. К другим периодам времени, предшествующих этой эпохе (Эпохе мезолита) говорят просто “Лет назад” (например, не говорят “250 тыс. Лет или 15 тыс. Лет до нашей эры”, а говорят просто “250 тыс. Лет назад, или 15 тыс. лет назад “. Это связано со сложностью четкого определения времени в те далекие периоды истории. Начиная же с 10 тыс. лет (мезолита) используют” К Рождества Христова, или К нашей эры “.

Во-вторых, используя периодизацию К Рождества Христова, или К нашей эры, нужно принимать во внимание, что с Рождества Христова, то есть с начала нашей эры прошло более 2 тыс лет. То есть, если мы говорим, что то или иное событие произошло 6 тыс. Лет назад, то это значит, что она состоялась в 4 тысячелетии до нашей эры. Если мы говорим, что событие произошло 7 – 8 тыс. Лет назад, то это значит, что она состоялась в 6-5 тысячелетии до нашей эры.

В-третьих, исчисление, которое происходит в период до нашей эры идет в обратном направлении. Например, если в наше время, то есть в нашу эру мы считаем года так “2010, 2011, 2012, 2013”, то период “К НАШЕЙ ЭРЫ” мы считаем так: “2013, 2012, 2011, 2010 …”. Точно так же и с тысячелетиями и веками: “7-6 тысячелетия до нашей эры, или 3-2 века до нашей эры”.

Четкое понимание этого позволит избежать удивления при решении теста на ВНО, когда попадутся задания типа “Определите, когда была эпоха энеолита” и в вариантах ответа будет: 4-2,5 тысячи лет назад или 4-2,5 тысячи лет до нашей эры.

Основные понятия и термины:

Исторические источники – любые средства информации, непосредственно отражают исторический процесс и дают возможность изучать прошлое человеческого общества, то есть все созданное человеком, дошло до наших дней в виде предметов материальной культуры, письменных памятников, устного народного творчества и др.

Группы исторических источников:

  • – Устные (мифы, легенды, сказки и т.д.)
  • – Письменные (летописи, документы, дневники, мемуары и т.д.)
  • – Вещественные (остатки жилищ, орудия труда, утварь, одежда и т.д.)
  • – Языковые (названия рек, гор, городов, сел и т.д.)
  • – Этнографические (те, что возникают на основе изучения быта и нравов современных традиционных обществ (на сегодня – преимущественно австралийские или африканские племена)
  • – Фоно-, фото-, кинодокументы.

Археологическая культура – совокупность археологических памятников определенной территории и времени, имеют своеобразные местные особенности. А. К. получает название по месту первой находки или по определенным отличительными особенностями (погребением, формой керамики и т.д.).

Материальная культура- совокупность всех материальных ценностей созданных определенной культурой, ее овеществленный составляющая. Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то в соответствии с уровнем обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.

Духовная культура – система нравственных ценностей, а также совокупность умственных достижений и опыта как отдельного человека, так и всего человечества, что отражается в форме общественных ценностей (каждого общества каждой эпохи), фольклора, произведений искусства, литературы, достижений философии и тому подобное.

Цивилизация – человеческое сообщество, в течение определенного периода времени (процесс зарождения, развитие, гибель или преобразования цивилизации) имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность (свдомисть).

Искусство – одна из форм общественного сознания; вид человеческой деятельности, видображаедийснистьу конкретно чувственных образах, в соответствии с определенными эстетических идеалов. В широком смысле искусством называют совершенное умение в каком-то деле, отрасли; мастерство. Развитие искусства как элемента духовной культуры обуславливается как общими закономерностями бытия человека и человечества, так и эстетически-художественными закономерностями, эстетически-художественными взглядами, идеаламийтрадициямы.

Религия – вера в существование сверхъестественных сил, сопровождающееся убеждением в способности этих сил или силы (Бога, богов, Абсолюта, Космоса и т.д.) влиять на Вселенную и на судьбу людей.

ПОДІЛИТИСЯ:

В данной статье пойдет речь об основных этапах всемирной истории: с древнейших времен и до нашего времени. Мы рассмотрим кратко основные черты каждого этапа и обозначим события\причины, ознаменовавшие переход к следующему этапу развития.

Эпохи развития человечества: общая структура

Учеными принято выделять пять основных этапов в развитии человечества, причем переход от одного к другому ознаменовывался кардинальными изменениями в структуре человеческого общества.

  1. Первобытное общество (Палеолит, Мезолит, Неолит)
  2. Древний мир
  3. Средние века
  4. Новое время
  5. Новейшее время

Первобытное общество: палеолит, мезолит, неолит

Палеолит - древнекаменный век, самый длительный этап. Границами этапа считается использование первобытных каменных орудий (около 2,5 млн.лет назад) и до начала земледелия (примерно 10 тыс лет до н.э.). Люди жили в основном собирательством и охотой.

Мезолит - средний каменный век, от 10 тыс. лет до н.э до 6 тыс лет до н.э. Охватывает период от последнего ледникового периода до момента повышения уровня мирового океана. В это время каменные инструменты становятся меньше, что делает область их применения шире. Активнее развивается рыбалка, предположительно в это время происходило одомашнивание собаки в качестве помощника на охоте

Неолит - новый каменный век не имеет четких временных границ, так как разные культуры проходили этот этап в разное время. Характеризуется переходом от собирательства к производству, т.е. земледелию и охоте, заканчивается неолит началом обработки металла, т.е. началом железного века.

Древний мир

Это период между первобытным обществом и средними веками в Европе. Хотя к периоду древнего мира можно отнести цивилизации, в которых зародилась письменность, например, шумерской, а это около 5,5 тыс лет до н.э., обычно под термином «древний мир» или «классическая древность», понимают древнюю греческую и римскую историю, что примерно с 770-х годов до н.э до примерно 476 года нашей эры (год падения Римской Империи).

Древний мир славен своими цивилизациями - Египет , Месопотамия, Индия, Персидская Империя, Арабский Халифат, Китайская Империя, Монгольская империя.

Главными особенностями древнего мира является резкий скачок культуры, связанный в первую очередь с развитием земледелия, образование городов, армии, торговли. Если в первобытном обществе существовали культы, и божества, то во времена Древнего мира развивается религия и зарождаются философские течения.

Средние века или Средневековье

Относительно временных рамок, ученые расходятся во мнении, так как окончание этого периода в Европе не означало его окончания во всем мире. Поэтому принято считать, что средневековье длилось примерно с 5 века (распад Римской империи) н.э до 15-16 или даже до 18 века (технологический прорыва)

Отличительными особенностями периода является развитие торговли, законотворчества, стабильным развитием технологий, усиление влияния городов. В это же время происходит переход от рабовладельчества к феодализму. Развиваются науки, усиливается власть религии , что приводит к крестовым походам и другим войнам на основе вероисповедания.

Новое время

Переход к новому времени характеризуется качественным скачком, который совершило человечество в области технологий. Благодаря этому рывку аграрные цивилизации, благосостояние которых строилось на наличии большой территории, позволявшей запасаться провизией, переходят к промышленности, к принципиально новым условиям жизни и потребления. В это время возвышается Европа, ставшая источником этого технологического прорыва, развивается гуманистическое отношение к миру, происходит активный подъем в науке и искусстве .

Новейшее время

К новейшем времени относят период с 1918 года, т.е. с Первой мировой войны. Период характеризуется возрастающими темпами глобализации , возрастании роли информации в жизни общества, двумя мировыми войнами и множеством революций. В целом новейшее время характеризуется как этап, в котором отдельные государства осознают свое глобальное влияние и общепланетарный масштаб существования. На первый план выходят не только интересы отдельных стран и правителей, но и общемировое существование.

Возможно, вам так же будут интересны другие статьи

История человечества делится на три эпохи (к текущему моменту: в будущем могут и новые начаться):

Первая эпоха: от появления человечества (2-2,5 млн. лет назад) до неолитической революции (примерно 8 000 г. до н.э.).

Вторая эпоха: от неолитической революции (примерно 8 000 г. до н.э.) до промышленной революции (конец 18 - начало 19 века).

Третья эпоха - от промышленной революции (конец 18 - начало 19 века) до настоящего времени.

[Даты указаны по лучшему результату: разумеется, до сих пор можно найти племена, которые по уровню развития ещё в Первой эпохе живут.]

Неолитическая и промышленная революции - это сверхважные события в истории человечества, уступающие разве что лишь появлению человечества. С сожалением вынужден констатировать, что я совершенно не понимаю их причин. Нет, в споре с человеком, уверенным, что он их понимает, я могу сгенерировать более-менее правдоподобное объяснение, но реального понимания у меня нет. Впрочем, подробности - ниже.

1. Первая эпоха и неолитическая революция.

Характерная черта Первой эпохи - отсутствие сколь-либо заметного современникам прогресса. Иллюзия незыблемости, неизменности мироздания и образа жизни.

Чтобы увидеть прогресс, надо смотреть как учёные - на периоды времени в СОТНИ ТЫСЯЧ лет, и притом с вниманием к мельчайшим деталям. Только так можно заметить какое-то подобие прогресса.

Живя же в таком обществе, прогресса увидеть нельзя: этот слабый-слабый повышательный тренд на отрезках времени в несколько поколений невозможно вычленить из флуктуаций, колебаний уровня жизни по множеству самых разных причин.

Такие общества могут существовать стабильными на протяжении сколь угодно большого периода времени. У них нет никаких внутренних причин к развитию. Совершенно неудивительно, что где-нибудь в джунглях Амазонки можно найти племена, которые живут в Первой эпохе до сих пор. И если их не найти, то могут в таком состоянии оставаться и на протяжении многих тысячелетий, десятков тысяч и сотен тысяч лет. Если при помощи "машины времени" любого их жителя переместить в прошлое на тысячелетие-другое, он попадет во вполне знакомую ему культурную среду.

Удивительно другое: а почему же некоторые из таких сообществ всё-таки смогли взойти на следующую ступень развития?

Причины решительно непонятны.

Разве раннее земледелие чем-то превосходит охоту?

Люди биологически более приспособлены именно к охоте. Психиологически такая деятельность воспринимается более приятной. Труд земледельца - совсем наоборот. Следовательно, чтобы люди предпочли быть земледельцами, на то должны были быть очень веские причины.

Говоря про хлеб, не представляйте себе тот, что Вы каждый день едите. И не представляйте себе средневековый хлеб. Тот хлеб, который готовили первые земледельцы, был малопитательным, невкусным и дико, чудовищно трудоёмким в приготовлении!
То же самое касается риса, кукурузы и прочих съедобных растений.

Конечно, результат охоты был нестабильным, ибо зависел не только от мастерства охотников, но и от объективных причин вроде изменений численности и миграций животных. Но разве земледелие лучше? Это в Третью эпоху земледелие даёт стабильный результат. Это во Вторую эпоху результат земледелия хоть и рискован, но риск умеренный. В Первую эпоху земледелие крайне ненадежно. Примерно на том же уровне, что и охота.

Антропологам известны примеры племен примитивных земледельцев и охотников, живущих по соседству друг с другом в одинаковых природных условиях. Как правило, их уровень жизни вполне сравним. Так почему же произошел переход к земледелию?

У неолитической революции есть и вторая загадка - независимое, но почти синхронное начало ее в нескольких регионах планеты (разница во времени измеряется в тысячелетиях, но на фоне двухмиллионнолетней истории человечества это действительно один момент).

Придумать обоснование я могу, но оно меня самого не убеждает. Не могу понять эту загадку.

2. Вторая эпоха.

Вторая эпоха, в отличие от Первой, имеет выраженную нестационарность: общество, вступившее во Вторую эпоху, не может оставаться неизменным тысячелетиями или даже веками. Оно неизбежно будет иметь периоды экономического и технического взлета, которые хоть и зачастую компенсируются последующими спадами, однако же всё-таки есть. В отличие от обществ Первой эпохи.

Другая важная черта Второй эпохи - полная зависимость от сельского хозяйства.
Совсем не случайно среди экономистов Второй эпохи было широко распространено мнение, что богатство создается только в сельском хозяйстве, а все остальные люди лишь перераспределяют его.

Видите в стране Второй эпохи спад? Скорей всего, он начался с неурожайных лет.
Видите подъём? Наверняка он начался с хороших урожаев.

Третья характерная черта Второй эпохи, кардинально отличающая её от Третьей - ОБРАТНАЯ зависимость между ростом совокупного и подушевого дохода жителей любой страны.

Если страна богатеет - уровень жизни большинства её жителей (кроме малочисленной верхушки) падает. И наоборот. Например, с середины 14 (от начала "Чёрной смерти") и до середины 15 века Европа переживала колоссальный спад... но никогда в истории уровень жизни европейских крестьян не был так высок! Он будет превзойдён лишь с концом Второй эпохи.

Для нас, жителей Третьей эпохи, это выглядит парадоксально, однако дело обстоит именно так. Почему? Именно потому, что экономика Второй эпохи жёстко связана с сельским хозяйством, а динамика численности населения мальтузианская.

Как правило, общеэкономический подъём сопровождался ростом численности населения. А это заставляло использовать менее плодородные земельные участки, увеличивая совокупный продукт, но сокращая предельный. Вот и выходит, что если совокупный продукт страны вырос, скажем, с 1000 условных единиц до 2000, то численность её жителей возросла, к примеру, от 100 до 250, и на каждого условного жителя приходится не по 10 условных единиц дохода, а по 8.

Для историков и экономистов Вторая эпоха интересна своей НЕЕДИНСТВЕННОСТЬЮ, возможностью сопоставлять альтернативные пути развития.

Первая эпоха тут не подходит: как бы парадоксально это ни звучало, но человечество было единым. Дело в том, что хотя путешествия людей и распространение информации были очень медленными, появление нового знания было намного более медлительным. Тем самым знание распространялось по всему человечеству, почти не устаревая.

Третья эпоха тем более не годится: с началом промышленной революции единство мира стало окончательным и необратимым (без полной деградации человечества и скатывания обратно во Вторую эпоху).

А во Второй эпохе вариации были. Цивилизации Европы, Азии и Северной Африки - это единая система. С глубочайшей древности они связаны друг с другом торговыми путями. О существовании друг друга они прекрасно знали.
Но вот цивилизации Южной и Центральной Америки - совсем другое дело! Они к евроазиатскосевероафриканской цивилизации отношения не имеют. Тем интересней проводить сопоставления двух альтернативных путей развития во Вторую эпоху, чтобы понять, какие черты являются обязательными, а какие - случайно закрепившимися. Поэтому безумно жаль, что конкистадоры разрушили и уничтожили совершенно бесценные свидетельства о том, как были устроены южно- и центральноамериканские страны.

3. Промышленная революция.

Если неолитическая революция была задолго до начала письменной истории человечества, то промышленная революция произошла при полном свете истории. Нам досконально известно, что и как происходило. Но ПОЧЕМУ произошла промышленная революция - загадка ничуть не меньшая!

Когда любители "альтернативной истории" заявляют, что египтяне ну никак не могли таскать такие камни, как в пирамидах, им обычно приводят в пример различные гигантские камни из Петербурга. Первый рефлекс жителей Третьей эпохи - сказать "Ну это же было на тысячи лет раньше!". Но стоит только включить разум, как становится понятным удивительный факт: да, разница в веках и тысячелетиях, однако каких-то принципиальных изменений нет! Что можно сделать в начале 18 века н.э., то можно сделать и за тысячу-другую лет до н.э., ну может разве что людей потребуется чуть больше, и работать им придется чуть дольше: разница всего лишь в разы, а даже не в десятки раз.

Вторая эпоха характеризуется цикличностью развития. В ней были как грандиозные взлеты, так и грандиозные падения. Если сравнивать только пики развития, то совершенно непонятно, чем же европейский пик 18 века был таким особенным, что позволил перейти в Третью эпоху.

Классическое объяснение - от науки и техники.

Аргумент от науки явно не работает. На протяжении Первой эпохи науки не было вообще, а на протяжении Второй эпохи она либо была никак не связана с техникой, либо была её следствием: т.е. сначала эмпирическим путём изобретается новое устройство, и только потом находится объяснение, как оно работает. НТП, т.е. прогресс техники как следствие научного прогресса - это характерная черта Третьей эпохи. До промышленной революции (и даже спустя десятилетия после неё) его не существовало. Следовательно, развитие науки никак не могло быть причиной промышленной революции.

С аргументом от техники тоже непросто. Что было такого в Европе 18 века, чего не было, например, в Александрии птолемеевского Египта? Даже паровой двигатель, и то был!

Можно двигаться и вперёд: в средневековой Европе были крупные взлеты и в 11-13 веке, и с середины 15 до середины 16. Тем не менее, как это было характерно для всех экономических подъёмов во Второй эпохе, они завершились спадом и откатом назад.

Можно двигаться и назад. Средиземноморье 13 в. до н.э., накануне Катастрофы бронзового века - чего там не хватало для промышленной революции? Не понимаю.

То же самое и в других крупных цивилизациях. И в Индии, и в Китае, и в Японии точно так же были и высокие подъёмы, и глубокие спады. Почему, почему ни один подъём не позволил начать промышленную революцию?

Чем больше и глубже изучаешь историю этих стран, тем менее понятно, почему Европа их опередила: долгое время они были вполне сопоставимы, притом Европа нередко являлась несколько отстающей по всем параметрам. Доминирование Европы появилось только накануне промышленной революции.

Ещё одна парадоксальная черта промышленной революции - её НЕЗАМЕТНОСТЬ для современников.
Практически никто не понимал, что является свидетелем переломной точки в истории человечества. Даже у умнейших и наблюдательнейших людей, например у Адама Смита, не видно понимания роли промышленности.

А вот для сравнения слова Роджера Бэкона, относящиеся примерно к 1260 году:
"Может статься, что изготовят машины, благодаря которым самые большие корабли, управляемые одним-единственным человеком, будут двигаться быстрее, чем если бы на них было полно гребцов; что построят повозки, которые будут перемещаться с невероятной быстротой без помощи животных; что создадут летающие машины, в которых человек... бил бы по воздуху крыльями, как птица... Машины позволят проникнуть в глубины морей и рек".

Но почему же в конце 18 века промышленная революция произошла, а в конце 13 - нет? Я не знаю.

4. Третья эпоха.

Она длится слишком мало времени, чтобы можно было делать сколь-либо серьёзные выводы. Поэтому кратко назову некоторые важные отличительные черты её, которые заметны уже сегодня:

Неоспоримая "стрела времени". История не стационарна и не циклична, и это очевидно даже для обывателей.
- Научно-технический прогресс вместо технического прогресса, характерного для предыдущих эпох: сначала открывается знание о мире, и потом на основе него создаётся новая техника.
- Прямая связь между совокупным и подушевым доходом. Развитие страны повышает уровень жизни её граждан.
- Выход из "мальтузианской ловушки".
- Маленький мир. Если во Вторую эпоху ещё имеет смысл делить человечество на отдельные цивилизации, то в Третью весь мир - это единая система, все элементы которой сильно связаны друг с другом.

[Про Первую эпоху и неолитическую революцию]

Тезис о стабильном производстве прибавочного продукта может быть воспринят как указание на повышение в процессе неолитической революции уровня и качества жизни: до нее люди жили-де на грани голодной смерти, а после этого в результате перехода к более прогрессивным технологиям жизнь стала более изобильной. Такое понимание было широко распространено до 1970-х, когда американский антрополог Маршалл Салинз доказал его ошибочность.

В своей монографии Экономика каменного века (1973) М.Салинз, обобщая этнографическую и историческую информацию, сформулировал парадоксальный вывод: ранние земледельцы трудились больше, но имели уровень жизни ниже, чем позднепервобытные охотники и собиратели . Известные в истории раннеземледельческие народы работали, как правило, гораздо большее число дней, чем тратили на добывание пищи дожившие до 20 в. первобытные охотники и собиратели. Представление о голодной жизни отсталых народов также оказалось очень сильно преувеличенным – у земледельцев голодовки носили более тяжелый и регулярный характер . Дело в том, что при присваивающем хозяйстве люди забирали у природы далеко не все, что она могла им дать. Причина тому – не мнимая лень отсталых народов, а специфика их образа жизни, не придающая значения накоплению материального богатства (которое к тому же часто и невозможно накапливать из-за отсутствия технологий длительного хранения пищи).

Возникает парадоксальный вывод, который называют «парадоксом Салинза»: в ходе неолитической революции совершенствование аграрного производства ведет к ухудшению уровня жизни . Можно ли в таком случае считать неолитическую революцию прогрессивным явлением, если она понижает уровень жизни? Оказывается, можно, если рассматривать критерии прогресса более широко, не сводя их только к среднедушевому потреблению.

В чем именно заключалась прогрессивность неолитической революции, можно объяснить по модели, которую предложили американские экономисты-историки Дуглас Норт и Роберт Томас.

В раннепервобытном обществе господствовала общая собственность: из-за немногочисленности населения доступ к охотничьим угодьям и местам рыбной ловли был открыт всем без исключения. Это означало, что существовало общее право на использование ресурса до его захвата (захватит тот, кто будет первым) и индивидуальное право на использование ресурса после захвата. В результате каждое племя, собирающее добычу с очередного участка, куда оно перекочевало, было заинтересовано в хищническом потреблении ресурсов общего доступа «здесь и сейчас», без заботы о воспроизводстве. Когда ресурсы территории истощались, ее покидали и уходили на новое место.

Такая ситуация, когда каждый пользователь озабочен максимизацией личной сиюминутной выгоды без заботы о завтрашнем дне, экономисты называют трагедией общей собственности. Пока природные ресурсы были изобильны, проблем не возникало. Однако их истощение из-за роста населения привело примерно 10 тыс. лет назад к первой в истории революции в производстве и в социальной организации общества.

Согласно парадоксу Салинза, охота и иные виды присваивающего хозяйства обеспечивали куда более высокую производительность труда, чем земледелие . Поэтому пока демографическая нагрузка на природу не превышала некоторого порогового значения, первобытные племена не занимались производящим хозяйством, даже если для этого были подходящие условия (скажем, пригодные для культивирования растения). Когда же из-за истощения природных ресурсов производительность труда охотников начала падать, то рост населения требовал перехода с охоты на земледелие, либо вымирания охотников от голода. В принципе возможен и третий выход - остановить демографическое давление у критического предела. Однако первобытные люди редко прибегали к нему из-за непонимания экологических закономерностей.

Чтобы перейти от охоты к земледелию, необходимы коренные изменения отношений собственности. Земледелие – принципиально оседлый вид деятельности: в течение многих лет или постоянно земледельцы эксплуатируют один и тот же участок земли, урожай с которого зависит не только от погоды, но и от действий людей. Плодородная земля становится редким ресурсом, требующим защиты. Возникает необходимость защищать обрабатываемые земли от попыток их захвата чужаками и разрешать поземельные конфликты между соплеменниками. В результате начинает складываться государство как институт, главной экономической функцией которого является защита прав собственности.

Д.Норт и Р.Томас предложили считать главным содержанием Первой экономической революции (так они назвали неолитическую революцию) появление прав собственности, закрепляющих исключительные права индивида, семьи, рода или племени на землю. Преодоление трагедии общей собственности позволило остановить падение предельного продукта труда, стабилизировало его.

Прогресс развития общества в ходе неолитической революции проявляется, таким образом, не непосредственно в росте среднедушевого уровня жизни, а в повышении плотности и численности населения. Согласно оценкам, переход от охоты и собирательства к земледелию позволил повысить плотность населения в сотни раз. Поскольку этот переход происходил далеко не во всех регионах планеты, то рост общей численности населения планеты происходил более медленно – не в сотни, а только в десятки раз.

[Про Александрию птолемеевского Египта]

Первый пример, слишком далекий и, однако же, смущающий, - это пример птолемеевского Египта. Следовало ли останавливаться на нем, идя самым длинным путем? Тем не менее в Александрии между 100 и 50 гг. до н.э., за семнадцать или восемнадцать веков до Дени Палена, состоялось явление пара. Такая ли уж малость, что «инженер» Герон изобрел тогда эолипил, своего рода паровую турбину, - игрушку, приводившую, однако, в движение механизм, способный дистанционно открывать тяжелую дверь храма? Это открытие произошло вслед за немалым числом других: всасывающим и нагнетательным насосами, инструментами, предвосхитившими термометр и теодолит, боевыми машинами, правда более теоретическими, нежели практическими, заставлявшими работать сжатие или расширение воздуха, или силу огромных пружин. В те далекие века Александрия блистала всеми оттенками страсти к изобретательству. На протяжении уже одного или двух веков там полыхали разные революции: культурная, торговая, научная (Евклид, Птолемей-астроном, Эратосфен); Дикеарх, видимо живший в городе в начале III столетия до н.э., был первым географом, «начертившим на карте линию широты, которая проходила бы от Гибралтарского пролива до Тихого океана, следуя вдоль Тавра и Гималаев».

Внимательное рассмотрение долгой александрийской главы, конечно, увлекло бы нас слишком далеко, через интересный эллинистический мир, вышедший из завоеваний Александра, где территориальные государства (такие, как Египет и Сирия) заняли место прежней модели греческих городов-полисов. Вот трансформация, которая не может не напомнить нам первые шаги современной Европы. Напрашивается также констатация, которая впоследствии будет часто повторяться: изобретения шли группами, большими количествами, сериями, как если бы они опирались друг на друга или, скорее, как если бы какое-то данное общество выталкивало их все вместе на передний план.

Однако как бы ни была блистательно интеллектуальна долгая александрийская глава, она в один прекрасный день завершилась без того, чтобы ее изобретения (а между тем их особенностью была обращенность к техническому приложению: в III в. Александрия даже основала школу инженеров ) вылились в какую бы то ни было революцию в промышленном производстве.

Вина за это лежит, вне сомнения, на рабовладении, которое давало античному миру всю удобную для эксплуатации рабочую силу, в какой он нуждался. Таким образом, на Востоке горизонтальная водяная мельница останется рудиментарной, приспособленной единственно для нужд помола зерна, задачи тяжкой и повседневной, а пар будет служить лишь в своего рода хитроумных игрушках, потому что, как пишет один историк техники, «потребность в [энергетической] мощи, превосходившей те ее виды, что были тогда известны, не ощущалась». И значит, эллинистическое общество осталось безразличным к подвигам «инженеров».

Но не несет ли за это ответственность и римское завоевание, которое последовало вскоре за этими изобретениями? Эллинистические экономика и общество уже несколько столетий были открыты миру. Рим же, напротив, замкнулся в рамках Средиземноморья и, разрушив Карфаген, поработив Грецию, Египет и Восток, трижды закрыл выходы в широкий мир. Было ли бы все по-иному, если бы Антоний и Клеопатра одержали победу при Акциуме в 31 г. до н.э.? Иными словами, не возможна ли промышленная революция лишь в сердце открытого мира-экономики?

[Про зависимость между совокупным и среднедушевым доходом]

До такого превращения традиционный рост совершался с перебоями, как последовательность взлетов и остановок, или даже спадов, на протяжении веков. Различаются очень продолжительные фазы: 1100-1350, 1350-1450, 1450-1520, 1520-1720, 1720-1817 гг. Эти фазы противоречили друг другу: во время первой население росло, во второй – резко упало, вновь росло в третьей, пребывало в состоянии застоя в четвертой и стало стремительно возрастать в последней из них.

Всякий раз, когда росло население, наблюдался рост производства и национального дохода – словно для того, чтобы оправдать старую пословицу «Богатство заключено только в людях». Но всякий раз доход на душу населения понижался или даже скатывался вниз, тогда как в течение застойных фаз он улучшался. Именно это показывает длинная кривая, рассчитанная на материале семи веков Фелпсом Брауном и Шейлой Хопкинс. Таким образом, имелось расхождение между национальным доходом и доходом на душу населения: рост национального продукта происходил в ущерб тем, кто трудился , это было законом Старого порядка. И я предположу в противоположность тому, что говорилось и повторялось, что начатки английской промышленной революции были поддержаны ростом, принадлежащим еще Старому порядку. До 1815 г., или, вернее, до 1850 г. (а иные сказали бы до 1870 г.) не было постоянного роста.

С середины XIX века, который сломил специфический ритм роста при старом порядке, мы как будто вступаем в другую эру: вековая тенденция (trend) – это тенденция к одновременному подъему численности населения, цен, ВНП, заработной платы, прерываемому лишь случайностями кратковременных циклов , как если бы «постоянный рост» нам был обещан навсегда.

По поводу Второй эпохи и промышленной революции рекомендую "Материальную цивилизацию, экономику и капитализм" Фернана Броделя.