1. Насыпь немного песка и глины на бумагу. Рассмотри их через лупу. Какого цвета песок? Глина? Из чего они состоят? Сравни размеры песчинок и частиц глины. Почему песок сыпучий? Почему глина в комочках?

2. Возьми комочек глины и помести на предметное стекло. Осторожно потри им стекло. Стряхни глину и рассмотри стекло на свет. Что ты заметил на стекле? Проделай то же самое с песком. Что наблюдаешь? Какой вывод можно сделать?

3. Подыши на песок и глину. Понюхай их. Есть ли запах у песка и глины?

4. Поставь перед собой два стакана с водой. В один стакан насыпь немного песка, а в другой положи комочек сухой глины. Что наблюдаешь? Растворяются ли песок и глина в воде?

5. Из сырого песка и глины слепи вначале шарик, а затем кольцо. Из чего удалось сделать кольцо? Как ты думаешь почему? Сделай вывод, каким свойством обладает глина.

6. (Опыт демонстрируется учителем). Возьми два стакана с воронками. В каждую воронку вложи слегка смоченную фильтровальную бумагу и небольшой кусочек ваты. В одну из воронок насыпь до половины песка, а в другую – столько же истолчённой в порошок глины. Налей в обе воронки доверху воды. Наблюдай, что происходит. Сделай вывод, как песок и глина пропускают воду.

7. Назови свойства песка и глины. Сравни свои выводы с текстом учебного пособия.

    Покажите на карте обязательные в номенклатуре: горы.

Лабораторное занятие № 7 «Формы рельефа»

ЦЕЛЬ: уметь характеризовать основные формы рельефа земной поверхности, выявлять связь основных форм рельефа с тектоническим строением.

ОБОРУДОВАНИЕ: атлас, практикум Галант, контурные карты, цветные карандаши, линейка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Запишите определения: платформа, морфоскульптура, геосинклиналь, рельеф, морфоструктура, геотектура.

2. Составьте классификацию основных форм рельефа по высоте.

1. Кратко опишите три этапа развития геосинклинали, сделайте рисунки и необходимые записи.

2. Изобразите на рисунке особенности строения платформы, найдите определение терминов: щит, плита, впадина. Дайте краткую характеристику каждого яруса платформы (можно в условных знаках к рисунку).

3. Проанализируйте формы рельефа Земли, заполнив таблицу №12 (практикум, с. 51). Какие еще классификации форм рельефа вы знаете?

Таблица 12. Классификация форм рельефа

Формы рельефа

По величине

По происхождению

Процессы, участвующие в образовании

1)Планетарные

Океанические впадины и континенты

Геотекстуры

Планетарные геофизические и космические процессы

2)Мегаформы

Горные пояса, равнинно-платформенные области

3)Макроформы

Горные хребты, возвышенности, низменности

Морфоструктуры

Взаимодействие эндогенных и экзогенных процессов

4)Мезоформы

Овраги, балки, барханы

Морфоскульптуры

Экзогенные процессы

5)Микроформы

Карстовые воронки, прирусловые валы

6)Наноформы

Кочки, песчаная рябь барханов, эрозионные борозды

4. Познакомьтесь с геохронологической таблицей (практикум Галант, с.48).

Перенесите таблицу в тетрадь, укажите эпохи горообразования с примерами.

Сафронова Любовь Ивановна МАДОУ ПГО «Детский сад 65» Воспитатель Город Полевской, Свердловская область

Цель деятельности– сравнить в ходе опытов свойства и особенности песка и глины.

В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:

  1. Закрепить знания детей о свойствах песка и глины (сыпучесть, липкость, водопроницаемость, цвет, запах) ;
  2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; любознательность; целеустремленность.
  3. Воспитывать интерес к получаемым результатам в ходе опытов с песком и глиной.

Предполагаемый результат

В ходе занятия дети должны познакомиться со свойствами песка и глины и научиться их сравнивать.

Интеграция образовательных областей

Образовательная область «Познание» :

Обогащение представлений о свойствах песка и глины. (вопросы к детям: из чего состоит песок и глина, как вы думаете?) Уточнение знаний о природных материалах (песок и глина) Родного края. И их место нахождения в окружающем мире (вопросы к детям: что вы знаете о песке и глине? Где вы их видели? Как вы думаете, что можно сделать из песка и глины?)

Образовательная область «Коммуникация» :

Пополнение словарного запаса (сыпучесть, рыхлость, липкость, вязкость, способность пропускать воду) .

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Образовательная область «Безопасность» :

Освоение детьми главных правил безопасности по работе с песком и глиной. (моем руки после каждого опыта)

Образовательная деятельность «Чтение художественной литературы» :

Загадывание загадок о песке.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у меня в руках посылка. Как вы думаете, от кого? Конечно, от Незнайки. Хотите узнать, что в ней?

Воспитатель: Давайте я открою посылку и посмотрим. (Достает письмо от Незнайки и два мешочка) .

Воспитатель: Ребята, в письме Незнайка просит нас помочь ему узнать, что находится в этих двух мешочках и чем отличается их содержимое. А все наши выводы мы отправим в письме по почте.

Воспитатель открывает первый мешочек и высыпает из него содержимое в чашу.

Воспитатель: что это?

Дети: песок.

Воспитатель: правильно. А теперь посмотрим, что во втором мешочке?

Воспитатель высыпает содержимое в другую чашу.

Воспитатель: как вы думаете, а что это? Тоже песок?

Дети: нет.

Воспитатель: А как нам можно узнать?

Дети: давайте пойдем в лабораторию и проведем опыты.

Воспитатель: тогда я буду вашим старшим лаборантом, а вы исследователями.

Опыт 1. Из чего состоят песок и глина?

Рассматривание песчинок и глины с помощью увеличительного стекла.

Какого цвета песок? /Коричневый.

Какого цвета глина? / Голубая.

А чем пахнет песок? / ничем.

А глина пахнет? / нет.

Из чего состоит песок? /Песок состоит из очень мелких зернышек – песчинок.

Как они выглядят? / Они очень маленькие, круглые/.

Из чего состоит глина? Видны ли такие же частички в глине?

В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам» , а глина состоит из слипшихся очень мелких частиц. Пылинки с глины намного мельче песчинок.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу. Поэтому песочные фигурки так легко рассыпаются, а глиняные не рассыпаются.

Опыт 2. Что лучше лепиться?

Как вы думаете, можно ли лепить сухой песок?

Проверим. /дети пытаются лепить сухой песок/.

Что происходит с песком? Рассыпается. Как можно про него сказать, какой он? /сыпучий, рыхлый/.

Что же нужно сделать, чтобы песок лепился? /предположения детей/. Проверим.

Смачивают водой песок.

Куда исчезла вода? /она забралась в песок и спряталась/. Какой стал песок? /мокрый/. Можно ли теперь лепить его? Попробуйте слепить кирпичик.

Дети выкладывают кирпичи на поднос и моют руки.

А из сухой глины можно что-нибудь вылепить? / нет.

Как думаете, а какая должна быть глина, чтобы ее лепить? /мокрая, сырая/. Попробуем вылепить кирпичи из сырой глины.

Что мы можем сказать про нее, какая она? /сырая, мокрая/. Про такую глину говорят - вязкая.

Что лучше лепится: глина или песок? /глина/. Как можно про нее сказать, какая она? /липкая, пластичная/.

Вывод: сухой песок не лепится (сыпучесть) , а влажный лепится; сырая глина вязкая, липкая, пластичная и поэтому с нее хорошо лепить фигурки.

Дети моют руки.

Опыт 3.Во что легче поместить предмет?

Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? / В песок. / Вывод. Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга» , и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.

После опытов воспитатель предлагает детям вымыть руки.

Воспитатель: закончили работу в лаборатории. Что мы узнали нового?

Ответы детей: песок – коричневого цвета, без запаха, сыпучий, рыхлый, пропускает воду. Из мокрого песка можно что-то построить, но через время фигурки рассыпятся. Глина - голубого цвета, без запаха, липкая, вязкая. Когда смешивается с водой, то из нее можно что то вылепить. Она становится твердая.

Также в индивидуальном разговоре выяснили, какие свойства песка и глины детям понравились больше.

Воспитатель: А что-то еще вы хотите узнать о песке и глине? Узнайте у взрослых.

А мы вернемся в лабораторию еще не один раз.

Что мы можем написать Незнайке? Ответы напишите дома. И принесите в детский сад. Написанные ответы мы отправим Незнайке по почте.

Результат деятельности.

Данное занятие очень интересно детям, они очень стараются при выполнении заданий, очень гордятся теми изделиями, которые изготовили своими руками, с радостью демонстрируют их родителям и друг другу.

Необходимо выяснить, что дети запомнили, хорошо ли усвоили знания, научились ли определять свойствапеска и глины, использовать их для творчества. Для этого детям задаются вопросы по теме, а в конце занятия воспитатель вместе с детьми формулировал выводы. При ответах детей учитывались не только их правильность, но и активность детей, их готовность отвечать.

После проведения данного блока опытов выявилось, что все дети были очень активны, хорошо усвоили предложенный им материал, он не был для них труден, наоборот, вызвал большой интерес у детей, что также способствовало его лучшему усвоению. При выборе опытов дети проявляли свою инициативу.

Приложения

Опыт 1. Какой песок тяжелее, сухой или мокрый?

Сравнение мокрого и сухого песка по весу. Насыпаем песок в две одинаковые чашечки, пытаемся на руках определить вес песка, делаем вывод – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.

Вывод: мокрый песок тяжелее.

Опыт 2. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок. Часть воды остается сверху, на глине. Для большей наглядности можно одновременно наливать воду в оба стаканчика и следить, в каком из них вода впитывается быстрее. Сажаем «деревце» во влажную глину. Вывод: легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую. Вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая. Во влажную землю легче сажать растения.

Опыт 3Растут ли растения в песке?

Для проведения этого опыта подберите иллюстрацию песчаной пустыни, на которой изображены барханы. Рассмотрите её перед началом работы. Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы выслушайте, но не комментируйте, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания опыта) .

Поставьте перед каждым ребёнком стеклянную банку с сухим песком и трубочкой. Песок в банке - это личная пустыня каждого ребёнка. Опять превращаемся в ветры: несильно, но довольно долго дуем ан песок. Что с ним происходит? Сначала появляются волны, похожие на волны в мисочке с водой. Если дуть подольше, то песок из одного места переместится в другое. У самого "добросовестного" ветра появится песчаный холмик. Вот такие же песчаные холмы, только большие, можно встретить в настоящей пустыне. Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, песчаные холмы возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

Вернитесь к иллюстрации с изображением пустыни. На барханах либо вообще не растут растения, либо их крайне мало. Почему? Наверное, им что-то не нравится. А что именно, сейчас мы постараемся выяснить. "Посадите" (воткните) в песок палочку или сухую травку. Теперь дети должны дуть на песок таким образом, чтобы он перемещался в сторону палочки. Если они правильно будут это делать со временем песок почти засыплет всё ваше растение. Откопайте его так, чтобы видна была верхняя половина. Теперь ветер дует прямо на растение (дети тихонько выдувают песок из-под палочки) . В конце концов, песка возле растения почти не останется, оно упадёт.

Вернитесь опять к вопросу о том, почему на барханах мало растений.

Вывод: Ветер то засыпает их песком, то выдувает его, и корешкам не за что держаться. К тому же песок в пустыне бывает очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало.

Единица содержания: отработать способ выявления свойств. (Исследования)

Задачи урока:

1. Пользуясь ранее изученным способом выявить свойства песка и глины.

2. Развивать умения наблюдать и делать выводы.

3. Воспитывать коммуникабельность, умение делать выводы.

Ход урока

Организационный этап урока.

Подготовительный этап.

Сегодня продолжаем изучение темы “Полезные ископаемые” (запись на доске).

Вспомним:

1. Что такое полезные ископаемые? (Это природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с ее поверхности и используются в хозяйстве.)

2. Какие полезные ископаемые вы знаете?

В каких состояниях бывают полезные ископаемые? (Твердом, жидком, газообразном).

3. Названия каких полезных ископаемых зашифрованы в ребусах. (Песок и глина)

Сегодня на уроке мы будем говорить только о песке и глине.

Тема сегодняшнего урока - исследование свойств песка и глины (открывается запись на доске).

Этап закрепления.

Что значить исследовать? (Рассмотреть для выявления свойств)

Что значить свойство? (Качество, признак, составляющий отличительную особенность)

Мы уже выявляли свойства воздуха, воды, почвы. Каким способом это делали? (Исследовали)

(Определения выписаны на доске.)

Повторим его.

1. Рассмотреть вещество.

2. Проделать опыты.

3.Наблюдать, сравнивать.

4. Сделать вывод.

У вас на столах материал для исследования. Это песок и глина.

Рассмотрите, что еще вам предложено для работы? (Вода и воронки)

(Вспомнить правило о том, исследуемые предметы нельзя пробовать на язык, брать в рот.)

Сейчас вы будете работать в группах.

Какая задача стоит перед каждой группой? (Выявить свойства песка и глины)

Работа в группах. (Еще раз обратить внимание на способ)

Защита у доски. (Вопросы по содержанию на понимание)

Обобщение по выводам в группах.

Подведем итог работы в группах и выявим одинаковые свойства.

(Представляют свои выводы у доски).

(Повторять, как выявили каждое свойство.)

Итак, какие свойства песка выявили? Глины?

Каким способом вам удалось их выявить?

Контроль.

А теперь проверим, какие свойства вы запомнили.

1) Карточки с пропущенными свойствами (используется капировальная бумага).

2) Самоконтроль. (Копию сдают учителю)

3) Итог по выполнению задания.

Итог. Рефлексия работы на уроке.

Какая задача стояла сегодня перед вами на уроке? (Выявить свойства песка и глины)

Как считаете, справились ли вы с поставленной задачей?

Какие свойства песка и глины выявили?

Каким образом вы это сделали? (Исследовали песок и глину)

Что значит исследовали?

Каким способом это делали? (Повторить способ)

Самооценка и оценка работы групп.

Домашнее задание.:

1. Повторить свойства песка и глины. Вспомнить, как выявили каждое.

2. Найти дополнительный материал о песке и глине. Узнать где применяют в хозяйстве песок и глину, и какое свойство при этом используют.

(Выдается индивидуально карточка.)

Оценка работы класса учителем.

Вера Лесенкова
Занятие с детьми старшей группы «Свойства песка и глины»

ГБОУ Школа № 717

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по опытническо-исследовательской деятельности :

Тема :

«Свойства песка и глины » .

С детьми старшей группы

ПОДГОТОВИЛА

Лесенкова Вера Вадимовна Воспитатель

Конспект занятия по

опытническо-исследовательской деятельности

Свойства песка и глины

с детьми старшей группы

1. Ознакомить детей с такими составными неживой природы, как песок и глина , а также с их свойствами .

2. Познакомить детей с отличительными особенностями песка и глины , сравнить, в чем они различаются, определить и наглядно показать, как свойства этих веществ проявляются в природе (сочетание эксперимента и наблюдения) .

3. Развивать познавательный интерес детей посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

4. Учить детей делать выводы, умозаключения, развивать логическое мышление.

5. Дать детям первоначальные представления о пустыне (особенности климата, растительного и животного мира) .

6. Развивать навыки речи, обогащать и активизировать словарь.

Словарный запас : сыпучесть, вязкость, пластичность, пустыня, верблюд, верблюжья колючка, барханы, мозолистые подошвы, ящерица.

Оборудование и материалы : песок, глина , емкости, песочные часы, лупы, деревянные палочки, банка с плотно закрывающейся полиэтиленовой крышкой, изделий из глины (игрушки, посуда, поделки, салфетки для рук, лист бумаги, доски для лепки.

Методы и приемы : опытническо-исследовательский, словесный, вопросы-ответы, загадки, рассматривание, выводы, сюрпризный момент.

Предварительная работа : рассматривание песка на прогулке , изготовление форм из влажного и сухого песка , рассматривание кусков глины и изделий из глины .

Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им, чтобы подружиться. Может, вы хотите что-нибудь спросить? Пожалуйста, подойдите и поговорите с гостями.

А сейчас подойдите ко мне и начнём с вами наше занятие .

Сегодня мы с вами станем проводить опыты и исследования. И будем мы настоящими научными сотрудниками, вы будете младшими научными сотрудниками, а я – старшим научным сотрудником . Согласны? Проходите, одевайте халаты, занимайте свои рабочие места.

Воспитатель : Скажите, пожалуйста, какой природный материал приготовлен у вас на столе?

Дети : Песок и глина .

Воспитатель : А к какой природе относится песок и глина ? К живой или неживой?

Дети : К неживой природе.

Воспитатель : Правильно. И сейчас мы с вами начнём опыты.

Воспитатель : Возьмите образцы песка и глины . Что можно сказать о цвете песка и глины ?

Дети : Песок жёлтый, глина коричневая .

Воспитатель : Давайте возьмем лупу или увеличительное стекло и рассмотрим песок. Из чего он состоит?

Дети : Из зернышек-песчинок.

Воспитатель : Как выглядят песчинки?

Дети : Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные и жёлтые.

Воспитатель : Все ли песчинки похожи одна на другую? Чем похожи и чем они отличаются?

Дети : Похожи (Непохожи) .

Воспитатель : А теперь возьмём глину и тоже рассмотрим её через лупу. Что вы теперь видите? Из чего состоит глина ? Видны ли такие же частички в глине ?

Дети : Нет.

Воспитатель : В песке песчинки лежат отдельно. Они прилипают друг к другу?

Дети : Нет. Песчинки не прилипают к своим соседям.

Воспитатель : А в глине – очень мелкие слипшиеся частички, из которых получаются плотные комочки. Если мы глину разотрём в порошок , то мы увидим, что глина состоит из пылинок (частичек) . Итак, какой мы с вами, младшие научные сотрудники, сделаем вывод?

Вывод : Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, "не дружат", а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.

Воспитатель : Возьмём стаканчики с песком и аккуратно насыплем немного песка на листы бумаги . Легко ли сыплется песок?

Дети : Легко.

Воспитатель : А теперь так же попробуем высыпать из стаканчика глину . Что легче сыпется – песок или глина ?

Дети : Песок.

Воспитатель : Правильно, дети, поэтому и говорят, что песок «сыпучий» . Что вы слышите в этом слове? Давайте вместе повторим его. А вам не кажется, что в этом слове так и слышится шуршание, пересыпание песка . Ведь когда пересыпаешь песок, он шуршит, вот и в слове этом слышится шуршание. Повторите ещё раз – «сыпучий» .

Глина слипается комочками , поэтому её нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок. Какой же вывод мы сделаем?

Вывод : Песок рыхлый, а глина – нет , она плотнее.

Воспитатель : Дети, а сейчас подойдите все ко мне. В банках лежат (тонким слоем, банка – на боку) песок и глина . Сейчас я создам сильный искусственный (игрушечный) ветер. Что сейчас происходит с песчинками?

Дети : Они легко двигаются, сдуваются.

Воспитатель : А теперь ветер направим на кусочки глины . Что мы видим теперь? Двигаются ли кусочки глины также легко , как песчинки?

Дети : Нет, они сдуваются труднее, или вообще не сдвигаются.

Воспитатель : Какой мы сделаем вывод?

Вывод : Песчинки легко сдуваются, «улетают» от ветра, а кусочки глины сдуваются труднее , или совсем не двигаются.

Воспитатель : Возьмём палочку и попробуем вставить её по очереди в стаканчик с песком и глиной . Представьте, что мы сажаем маленькое деревце. Куда легче её поместить?

Дети : В песок.

Воспитатель : Правильно, так как в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому её воткнуть легче. Мы уже выяснили, что песок сыпучий, рыхлый.

Вывод : Сухая глина твёрдая , палочку в неё воткнуть трудно, а в песок – легко.

Воспитатель : А теперь перед вами стаканчики с водой. Полейте воду в песок. Что наблюдаете? Какого цвета стал песок? Потрогайте его.

Дети : Песок стал тёмно-коричневого цвета, влажным, мокрым.

Воспитатель : А куда исчезла вода?

Дети : Она «затекла, спряталась» в песок и уютно устроилась между песчинками.

Воспитатель : Теперь "сажаем" палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый?

Дети : В мокрый.

Воспитатель : Теперь наливаем немного воды в стаканчик с глиной . Следим, как водичка впитывается – быстро или медленно?

Дети : Медленно (медленнее, чем в песок) .

Воспитатель : Посмотрите, часть воды остается сверху, на глине . Сажаем «деревце» во влажную глину .

Дети : Легче воткнуть палочку во влажную глину , чем в сухую.

Воспитатель : Вспомним, когда человек сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая.

Вывод : Во влажный песок (глину ) легче сажать растения.

Физминутка.

Воспитатель : Скажите, из сухого песка мы что-нибудь сможем слепить?

Дети : Нет.

Воспитатель : А из мокрого, влажного?

Дети : Да!

Воспитатель : Возьмите мокрый песок и скатайте шарик и колбаску. Что получается?

Дети : Из песка колбаску скатать нельзя, а сами шарики получаются непрочные. А когда шарики высыхают, то распадаются.

Воспитатель : А теперь возьмите влажную глину и слепите шарик и колбаску. Легко лепится?

Дети : Да.

Воспитатель : Когда наши изделия высохнут, они станут крепкими. Возьмите салфетки и вытрите руки.

Где используют глину ?

Дети : Делают посуду, кирпичи, игрушки.

Воспитатель : Есть ещё глина медицинская .

А для чего применяется песок?

Дети : На строительстве дорог, делают стекло, песочные часы, которые нужны в медицине.

Вывод : Глина и песок полезны для человека.

Воспитатель : А вы знаете, где очень-очень много может находиться песка ?

Дети : В пустынях.

Воспитатель : Да, в пустынях. Их очень много на нашей планете Земля. Почему у пустыни такое название?

Дети : От слова пусто.

Воспитатель : Какого цвета обычно бывают пустыни?

Дети : Жёлтого.

Воспитатель : Почему?

Дети : Потому, что там много песка , а песок – жёлтый.

Воспитатель : Мы в опыте видели, как ветер сдувает песчинки, и они легко перемещаются. В пустыне можно увидеть песчаные холмы (возвышенности) . Что это такое, как вы думаете?

Дети : Это – барханы.

Воспитатель : В пустыне сухо, солнечно, небо безоблачно. Часто за лето не выпадает ни капли дождя. Песок такой горячий, что в нём можно сварить яйцо.

Есть в пустыне и деревья. Это саксаул – дерево с извилистым стволом, без листьев; его корни глубоко уходят в почву и там находят влагу. Эти деревья не дают тени, под ними не спрячешься от палящего солнца.

А ещё какое растение растёт в пустыне?

Дети : Кактусы (верблюжья колючка) .

Воспитатель : Да, эти удивительные кактусы приспособились к жизни в пустыне. Они толстые и мясистые, а листья превратились в колючки, чтобы экономно расходовать воду.

Пусто в пустыне. Камни почернели от солнца, глина растрескалась от жары, песок – горячий. Никого не видно. Но это только на первый взгляд. В пустыне много удивительных обитателей (птиц, зверей, насекомых) . А каких вы знаете обитателей?

Дети : Верблюды, черепахи, ящерицы, змеи, пауки, скорпионы.

Загадки :

1. Она, как змейка, мелькает, хвостом виляет. Хвост оборвёт – другой наживёт. (Ящерица) .

Воспитатель : Почему ящерицу нельзя поймать за хвост?

Дети : Потому, что хвост отваливается.

2. Кто на свете ходит в каменной рубахе? В каменной рубахе ходят … (Черепахи) .

Воспитатель : Ни деревца, ни зеленого кустика – один песок. Где же скрываются обитатели песков ?

Дети : В норах, в тени камней.

3. Зверь я горбатый, нравлюсь ребятам. (Верблюд) .

Воспитатель : Что вы знаете о верблюдах? Почему его называют кораблём пустыни?

Это очень выносливое животное, может долго обходиться без воды, до десяти дней – без пищи, но, добравшись до воды, могут выпить сразу 10 ведер воды. Их ноги имеют широкие мозолистые подошвы и поэтому верблюды не тонут и не обжигаются в песке . У верблюда есть горб, в котором запасается жир на чёрный день. Чем больше есть верблюд, тем больше горб, и – наоборот.

А сейчас мы с вами сделаем модель пустыни.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей со свойствами песка и глины (сыпучесть, липкость, способность пропускать воду).

Сравнить, чем они отличаются, показать детям, что песок состоит из очень мелких частиц, «зёрнышек» - песчинок, а глина – из слипшихся частичек. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком.

Словарная работа: Сыпучий, рыхлый, песчинки, лупа.

Оборудование : Лейка с водой, формочки; стаканчики с песком, глиной, бутылочка с водой, бутылочка с песком, лупа на каждого ребёнка.

Ход занятия

Дети с воспитателем подходят к песочнице.

Воспитатель. Ребята, вы любите играть с песком? А что можно вылепить из песка?

Куличики.

Воспитатель Я тоже хочу слепить куличик. Посмотрите, как я это делаю (пытается слепить куличик из сухого песка).

Ой, почему он не получился?

Песок сухой, он рассыпался.

Значит песок у нас какой?

Сыпучий, рыхлый.

Что нужно сделать, чтобы получился куличик?

Полить.

Давайте его польём и посмотрим, получится ли куличик.

(Поливаем, дети лепят куличики).

Воспитатель - Ребята, когда мы полили песок он стал каким?

Мокрым, липким.

Воспитатель - Ребята, а сейчас я вам предлагаю стать исследователями. Давайте подойдём к столам. Посмотрите, здесь стоят стаканчики с песком и глиной. Давайте рассмотрим песок через увеличительное стекло - лупу.

(Дети выполняют работу).

Воспитатель - Из чего состоит песок?

Из мелких зёрнышек, песчинок.

А как они выглядят?

Они очень маленькие, круглые, жёлтого, белого цвета.

Из чего состоит глина? Видны такие же частики в глине?

Нет, в глине много комочков.

Глина, ребята, состоит из очень мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прижались друг к другу.

А теперь высыпьте немного песка из стаканчика на лист бумаги. Получилось?

(Дети выполняют).

Да.

Воспитатель: Как вы думаете, почему песок так легко высыпался из стаканчика?

Он рыхлый, сыпучий.

Правильно. А теперь высыпьте немного глины. Получилось? Как вы думаете, почему глина не высыпается из стаканчика, а падает, вываливается?

Она слиплась комочками, твёрдая.

Скажите, чем песок отличается от глины?

(Песок рыхлый, сыпучий, а глина твёрдая и слипается комочками).

Воспитатель: Вы сейчас назвали свойства песка и глины. Хотите узнать дружат ли глина и песок с водой?

Сейчас возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды в стаканчики с песком и глиной. Что вы видите?

Вода, налитая в песок, ушла во внутрь, а вода, налитая в глину, стоит наверху.

Воспитатель: Как вы думаете, почему вода в песке так быстро просочилась во внутрь стаканчика? (песок мягкий, рыхлый, пропускает воду).

Воспитатель: Верно, песок рыхлый, поэтому его песчинки расположены отдельно друг от друга, это помогает воде легко пройти в песок.

Почему вода, налитая в глину, осталась на поверхности?

Глина твёрдая.

Воспитатель: Вы уже знаете, что глина твёрдая и состоит из слипшихся комочков. Когда вы налили воду, глина слиплась ещё больше и воде стало трудно просачиваться сквозь неё.

Так кто больше дружит с водой, песок или глина?

Песок.

Почему вы так решили?

Песок пропускает воду хорошо, а глина – плохо.

Всё правильно. Но если воду надолго оставить налитой в глину, то глина станет мягкой, и из неё можно будет лепить. Об этом мы поговорим в следующий раз.

Воспитатель: А теперь скажите, вы любите рисовать? А чем вы любите рисовать?

Карандашами, красками…

А я вам предлагаю нарисовать песком, возьмите бутылочки с песком, когда вы их будете наклонять, то из дырочки в крышке бутылки будет сыпаться струйка песка. Нарисуйте на асфальте песочными струйками простые предметы: грибок, солнце, домик…

(Дети выполняют работу).

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами рассматривали?

Что вы узнали про песок?

А что узнали о глине?

А чем вы рисовали?