УТВЕРЖДАЮ

Заместитель министра

автомобильного транспорта РСФСР

А.С. Пантелеев

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПОЛОЖЕНИЕ
о проведение инструктажей по безопасности движения
с водительским составом

Рд-200-РСФСР-12-0071-86-09

Введен впервые

Разработан: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)

Исполнители: Корнеев А.И. (руководитель темы), Чебышев А.Е.

Настоящий руководящий документ разработан на основе приказа министра автомобильного транспорта РСФСР № 13 от 05.08.75, РД-200 УССР 219-84 "Инструкция о порядке проведения инструктажей по безопасности движения с водительским составом".

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 год, утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 год.

1. Общие положения

1.1. Цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных перевозок.

1.2. Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава:

вводный;

предрейсовый;

периодический;

сезонный;

специальный.

1.3. Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.

1.4. Организация инструктажа, контролирование его полноты и своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия.

1.5. Время, место проведения инструктажа и список лиц, на которых возлагается проведение, утверждается приказом руководителя предприятия в соответствии с рекомендациями настоящего Положения.

1.6. Содержание инструктажей разрабатывается службой безопасности движения предприятия с учетом вида инструктажа, характера и условий перевозок.

1.7. Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале (приложение 1).

2. Вводный инструктаж

2.1. Вводный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу в предприятие.

2.2. Вводный инструктаж проводится руководителем предприятия (организации) или руководителем службы безопасности движения.

2.3. Вводный инструктаж включает следующие положения:

Правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия;

Особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях;

Действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасного движения;

Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.

3. Предрейсовый инструктаж

3.1. Предрейсовый инструктаж проводится с водителями, обеспечивающими междугородные и международные перевозки, перевозку детей, перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристско-экскурсионных).

3.2. Инструктаж проводит руководитель службы эксплуатации или начальник колонны (отряда).

3.3. Предрейсовый инструктаж включает следующие положения:

Условия движения и наличие опасных мест на маршруте;

Состояние погодных условий;

Режим движения, организация отдыха и приема пищи; порядок стоянок и отстоя, охраны транспортных средств;

Особенности перевозки грузов и пассажиров, порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей;

Особенности перевозки детей и учащихся.

3.4. Производственно-техническая служба участвует в проведении предрейсового инструктажа при:

Переводе водителей на другую марку автомобилей;

Управлении автомобилями с прицепами, а также информирует водителей об обращении с горюче-смазочными материалами.

3.5. Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута.

4. Периодический инструктаж

4.1. Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии.

4.2. Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.

4.3. Периодический инструктаж включает следующие положения:

Информация водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);

Осуществление противоугонных и противопожарных мер;

Действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;

Правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности - показом кинофильмов по безопасности движения.

5. Сезонный инструктаж

5.1. Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.

5.2. Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

5.3. В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков).

6. Специальный инструктаж

6.1. Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями в следующих случаях:

при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.);

при внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов;

при получении информации о совершенных происшествиях;

при получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.

6.2. Специальные инструктажи проводятся водителями-инструкторами по безопасности движения, а также работниками службы безопасности движения.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления Главного ревизора по безопасности движения

Начальник Технического управления, к.т.н.

Директор НИИАТ, к.т.н.

И.И. Талицкий

А.И. Пешков

Г.И. Кузнецов

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР

Управление Главного ревизора по безопасности движения

СБОРНИК
РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

РД.200.РСФСР-12-0071-86

Часть 1

Москва 1986

Управление Главного ревизора по безопасности движения Минавтотранса РСФСР.

Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта

ИСПОЛНИТЕЛИ: И.И. Талицкий (руководитель разработки), А.И. Корнеев (научный руководитель), Н.Г. Пиковская (ответственный исполнитель).

А.И. Корнеев (01, 02, 06, 07, 08, 11)

Н.Г. Пиковская (01, 02, 06, 08, 11)

Н.А. Коровушкина (03)

А.А. Пинт (04, 05, 12)

А.Е. Чебышев (07, 09)

М.Л. Платыч (10)

…………………..

Ф. Щербинина.

Министерство автомобильного транспорта РСФСР

Техническое управление

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРОК РАБОТЫ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Введен впервые

РД-200-РСФСР-12-0071-86-06

СОГЛАСОВАНО

Начальник Управления Главного
ревизора по безопасности
движения

Начальник Технического
управления, к.т.н.

A.М. Пешков

И.И. Талицкий

Директор НИИАТ, к.т.н.

Г.И. Кузнецов

РАЗРАБОТАН: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Корнеев А.И. (руководитель темы), Пиковская Н.Г.

Настоящий руководящий документ разработан на основе Инструкции по предупреждению дорожно-транспортных происшествий № 13 от 5.08.75 г., постановлений Коллегии Минавтотранса РСФСР № 68 от 3.03.81 г. № 33-сп от 17.02.83 г.

Документ регламентирует порядок и содержание проверок работы по профилактике аварийности в автотранспортных предприятиях и организациях.

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84 г., а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 г.

1. Общие положения

1.4 . Проверки подразделяются на плановые, внеплановые, ознакомительные - при посещении предприятий и организаций по другим вопросам.

1.5 . По видам проверки бывают комплексные, выборочные, проверки по направлениям деятельности (выполнение одного или нескольких РД), связанные с поступившими сигналами, письмами и жалобами.

2. Порядок подготовки и проведения проверок по безопасности движения в автотранспортных предприятиях и организациях

2.1 . Плановые проверки проводятся не реже одного раза в два года. Внеплановые проверки проводятся по поручению руководства или вышестоящей организации, а также при проведении служебного расследования ДТП (РД «Положение о проведении служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий»).

2.2 . Проведению проверки предшествует: изучение (повторение) всех нормативных документов, материалы ранее проводимых проверок, имеющиеся данные об образовании, опыте и отношении к делу руководителей служб и подразделений проверяемых предприятий и организаций.

2.3 . До начала проверки должен быть составлен и утвержден руководителем план проведения проверки, формы и анкеты для сбора необходимого статистического материала, предложения о рассмотрении результатов проверки.

2.4 . При каждой проверке обязательным является: выявление проблем аварийности, выполнение планов мероприятий и основные направления в профилактике аварийности, достижение запланированных результатов (заданий) по сокращению аварийности, и количественная и качественная оценка.

2.5 . При проверке территориальными объединениями подведомственных предприятий используется перечень следующих вопросов:

2.5.1 . Вопросы, связанные с деятельностью администрации, общественных организаций автотранспортного предприятия:

Наличие планов работы автотранспортного предприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, привлечение всех служб к разработке планов, контроль за выполнением запланированных мероприятий;

Проведение служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в порядке и сроки, предусмотренные Положением о порядке служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий;

Проведение служебного расследования по каждому случаю появления водителя на работе в состоянии опьянения, принятие к нарушителям мер воздействия;

Какая работа проводится по устранению выявленных нарушений правил, инструкций и приказов, а также по устранению других недостатков в обеспечении безопасности движения, в том числе отмеченных в книге ревизорских указаний;

Проведение смотров и конкурсов по безопасности движения;

Наличие планов работы комиссии общественного контроля за безопасностью движения, добровольной народной дружины, совета общественных автоинспекторов, товарищеского суда и других общественных организаций.

2.5.2 . Вопросы, общие для всех служб и подразделений автотранспортного предприятия:

Определение должностных инструкций работников, обязанностей и ответственности за осуществление ими мероприятий по обеспечению безопасности движения; как работники знают и выполняют свои обязанности;

Предусмотрены ли меры по безопасности движения для любых условий перевозок (при заступлении водителей на смену вне автотранспортного предприятия или работе в отрядах на уборке урожая, при выполнении заказных рейсов и др.);

Соответствие квалификации работников поставленным перед ними задачам по обеспечению безопасности движения;

Поощрение работы водителей, диспетчеров, инженерно-технического состава за обеспечение безопасности движения;

Анализ действенности проводимых по безопасности движения мероприятий.

2.5.3 . По производственно-технической службе и ОТК:

Соблюдение установленных объемов и периодичности T О-1 и ТО-2 (с использованием показателей «процент автомобилей, не прошедших TО-1 и ТО-2 (или прошедших в неполном объеме»));

Выполнение требований по проведению разборов случаев схода автотранспорта с линии по причине технической неисправности (с использованием показателей «количество сходов с линии по технической неисправности на 100 автомобилей в месяц», «количество выявленных ГАИ на линии технических неисправностей автомобилей на 100 автомобилей», «процент автомобилей, имеющих 3 и более сходов с линии в месяц»);

Оснащение ОТК необходимыми приборами и инструментом для проверки технического состояния автомобилей при выпуске на линию и возвращении в гараж;

Проведение занятий по технической учебе с водителями, ремонтными рабочими и инженерно-техническими работниками;

Проведение стажировки водителей, прикрепление молодых водителей к водителям-наставникам (с использованием показателей «количество нарушений ПДД (мелких аварий) на 100 водителей со стажем до 1 (до 3) лет относительно аналогичного показателя для водителей со стажем более 3 лет», «процент молодых водителей (или водителей с малым стажем работы в АТП), прошедших стажировку»);

Работа аттестационной комиссии по присвоению квалификации водителей I и II классов;

Оснащение автобусов медицинскими аптечками, огнетушителями, знаками аварийной остановки, молоточками для разбивания стекол, а также наличие в автобусах соответствующих надписей, инструктирующих пассажиров о способах экстренного открывания дверей и удаления стекол в случае дорожно-транспортного происшествия (с использованием показателей «процент автомобилей, не оборудованных огнетушителями, аптечками, молоточками, ремнями безопасности»).

2.5.4 . По службе эксплуатации:

Составление и выполнение графиков работы на линии инженерно-технического состава по контролю за техническим состоянием и использованием подвижного состава, соблюдением водителями Правил дорожного движения для пассажирских АТП, кроме того, регулярности движения и соблюдения норм вместимости автобусов (с использованием показателей: количество проверок линейного контроля на линии; количество часов, отработанных линейным контролем на линии; количество выявленных нарушений ПДД на одну проверку; процент выявленных нарушений по видам (техническая неисправность автомобиля, нарушения водителя, отклонения от маршрута, использование автомобиля в личных целях, несоблюдение регулярности движения автобусов, культура обслуживания пассажиров автобусов (такси);

Составление и выполнение графика дежурств руководящих работников автопредприятия с целью оперативного принятия мер к предупреждению выпуска неисправного автотранспорта и других нарушений;

Проведение инструктажей водителей об особенностях движения об изменении метеорологических и дорожных условий на маршруте (с использованием показателей: процент водителей, проходящих инструктажи, от общего числа выходящих на линию, отдельно - тот же показатель для инструктажей при изменении метео- и дорожных условий);

Обследование и проверка соответствия водителей условиям и видам перевозок;

Обследование дорожных условий на маршрутах работы подвижного состава автопредприятия (с использованием показателей: количество выявленных опасных участков на маршрутах АТП; количество удовлетворенных заявок дорожным организациям по устранению опасных участков);

Проведение в соответствие с действующей методикой предрейсовых и межрейсовых осмотров водителей (с использованием показателей: процент водителей, прошедших медосмотр перед выходом на линию, от общего числа выходящих на линию; процент водителей, прошедших межрейсовый медосмотр; процент отстраненных от работы по причине алкогольной интоксикации, заболевания, переутомления);

Контроль соблюдения водителями предписанных режимов труда и отдыха; учет и контроль сверхнормативных нагрузок (с использованием показателей: процент водителей, имеющих сверхнормативную нагрузку; количество часов, отработанных на линии сверхурочно на 1 водителя в месяц; среднее время подготовительно-заключительного периода; непроизводительные траты времени при работе на линии; ожидание погрузки-разгрузки; оформление документов и т.д.);

Проведение нормирования скоростей движения с учетом требований безопасности движения;

Выполнение требований по обеспечению каждого водителя, выполняющего городские, пригородные и туристические рейсы, схемами маршрутов с указанием опасных мест.

2.5.5 . По контрольно-ревизорской службе:

Проведение проверки автомобилей на линии и принятие мер вплоть до снятия автомобилей с линии в случае обнаружения нарушений (с использованием показателей: количество автомобилей, обнаруженных на линии с неисправностями, угрожающими безопасности движения, относительно общего числа транспортных средств на линии);

Осуществление контроля за наполнением автобусов, соблюдением правил перевозок пассажиров и дорожного движения на маршрутах автотранспортного предприятия (с использованием показателя «количество выявленных нарушений, связанных с перевозками пассажиров»);

Проверка состояния и содержания устройств и сооружений по обеспечению перевозок грузов и обслуживанию пассажиров (с использованием показателей: количество выявленных нарушений требований безопасности к устройствам и сооружениям по перевозке грузов и пассажиров; количество устраненных недостатков);

Контроль за использованием специальных легковых автомобилей.

2.5.6 . По отделу кадров:

Совершенствование форм и методов воспитательной работы на предприятии, обобщение и распространение опыта передовых водителей и ремонтных рабочих, лучших бригад, колонн, цехов; пропаганда безаварийной работы в коллективе предприятия и среди населения; представление в установленном порядке работников, успешно и добросовестно выполняющих свои обязанности, к поощрениям;

Осуществление контроля за медицинским переосвидетельствованием водителей, наличие плана-графика медицинских переосвидетельствований (с использованием показателя «процент водителей, не прошедших в срок медицинское переосвидетельствование»);

Организация работы по подготовке и повышению квалификации кадров (процент водителей, прошедших занятия по повышению квалификации);

Учет прогулов и дисциплинарных нарушений водителей;

Контроль текучести кадров водителей; учет заболеваемости; выходы на инвалидность (с использованием показателей: количество случаев заболеваемости и выхода на инвалидность на 100 водителей в год; отношение количества водителей со стажем работы до 5 лет к количеству водителей со стажем 5 - 10 и 10 - 15 лет; процент текучести водительских кадров);

Применение моральных и материальных стимулов в работе по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и награждение водителей значком «За работу без аварий».

2.5.7 . По службе безопасности движения:

Осуществление регулярного контроля за проведением плановых мероприятий по БД и за выполнение работниками служб функциональных обязанностей по обеспечению безопасности движения;

Ведение учета и анализа дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения;

Оформление материалов по служебному расследованию дорожно-транспортных происшествий;


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15



стр. 16



стр. 17



стр. 18



стр. 19



стр. 20



стр. 21



стр. 22

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА РСФСР

Управление Главного ревизора по безопасности движения

СБОРНИК
РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

РД.200.РСФСР-12-0071-86

Часть 1

Москва 1986

Управление Главного ревизора по безопасности движения Минавтотранса РСФСР.

Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта

ИСПОЛНИТЕЛИ: И.И. Талицкий (руководитель разработки), А.И. Корнеев (научный руководитель), Н.Г. Пиковская (ответственный исполнитель).

А.И. Корнеев (01, 02, 06, 07, 08, 11)

Н.Г. Пиковская (01, 02, 06, 08, 11)

Н.А. Коровушкина (03)

А.А. Пинт (04, 05, 12)

А.Е. Чебышев (07, 09)

М.Л. Платыч (10)

…………………..

Ф. Щербинина.

Министерство автомобильного транспорта РСФСР

Техническое управление

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
МИНАВТОТРАНСА РСФСР

Введен впервые

РД-200-РСФСР-120071-86-03

РАЗРАБОТАН: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)

ИСПОЛНИТЕЛИ: Корнеев А.И. (руководитель темы), Коровушкина Н.А.

Разработан на основе Примерного положения о службе безопасности дорожного движения в системе министерства (ведомства), утвержденного на заседании Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при МВД СССР от 14.02.78 г., протокол № 3. Предназначен для всех автотранспортных предприятий и организаций Минавтотранса РСФСР и регламентирует основные принципы организации службы безопасности движения в системе Минавтотранса РСФСР, ее функции, структуру, численность, права, обязанности, задачи.

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84 г., а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 г.

Настоящий РД устанавливает задачи, права и обязанности службы безопасности движения Министерства автомобильного транспорта РСФСР, его предприятия и организаций.

1. Общие положения

1.1. Служба безопасности движения создается в системе Министерства для организации работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

1.2. Служба безопасности движения в своей деятельности руководствуется Законами СССР, РСФСР, указаниями Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, РСФСР, решениями Всесоюзной комиссии по обеспечению безопасности движения и приказами, указаниями и руководящими документами Министерства автомобильного транспорта РСФСР, по безопасности движения.

1.3. Для организации работы, методического руководства и контроля за деятельностью всех служб и подразделений центрального аппарата министерства, предприятий, и подразделений и организаций создается служба безопасности движения.

Служба безопасности движения министерства состоит из Управления Главного ревизора по безопасности движения, отделов ревизоров по безопасности движения республиканских и территориальных объединений автомобильного транспорта, отделов (групп) безопасности движения, заместителей начальника предприятия по безопасности движения, водителей-инструкторов - в автотранспортных предприятиях (при численности водителей менее 150 человек - инженера (старшего инженера) безопасности движения).

1.4. Управление Главного ревизора по безопасности движения подчиняется непосредственно Министру автомобильного транспорта РСФСР.

Отделы (группы) объединений и предприятий подчиняются соответствующим первым руководителям.

1.5. Начальник Управления Главного ревизора по безопасности движения Министерства назначается и освобождается от должности приказом Министра.

Начальники службы безопасности движения объединения, предприятия, организации назначаются и освобождаются от должности приказом руководителя соответствующего предприятия (организации), в номенклатуру которого входит эта должность, по согласованию с вышестоящей службой безопасности движения.

1.6. Руководители служб безопасности движения несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на службы настоящим Положением.

1.7. Основными задачами службы безопасности движения являются:

1.7.1. Выявление и изучение причин и условий возникновения дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения.

1.7.2. Разработка и участие в осуществлении организационно-технических мероприятий по обеспечению безаварийной работы автотранспорта.

1.7.3. Осуществление методического руководства и контроля за деятельностью служб и подразделений предприятий, организаций, объединений в части, касающейся обеспечения безопасности движения.

1.7.4. Разработка и участие в осуществлении мероприятий по воспитанию у водительского состава и других работников отрасли чувства высокой ответственности за обеспечение безопасности автомобильных перевозок, повышение профессионального мастерства водителей.

1.7.5. Изучение и распространение передового опыта в организации безаварийной работы автотранспорта.

1.8. Служба безопасности движения решает возложенные на нее задачи в тесном взаимодействии с другими службами и подразделениями объединения, организации, предприятия, с органами Государственной автомобильной инспекции, дорожными, коммунальными и другими организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности движения.

1.9. Служба безопасности движения принимает участие в рассмотрении и оценке итогов деятельности транспортных предприятий и организаций, в состав которых она входит, по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Обязанности и права службы безопасности движения Министерства

2.1. Управление Главного ревизора по безопасности движения Министерства:

2.1.1. Осуществляет функциональное руководство, координацию и контроль деятельности служб безопасности движения всех подведомственных предприятий и организаций Министерства, оказывает им практическую помощь в работе.

2.1.2. Анализирует результаты деятельности службы безопасности движения и на этой основе разрабатывает мероприятия по ее совершенствованию.

2.1.3. Совместно с соответствующими подразделениями разрабатывает тематические планы занятий с работниками службы безопасности движения по повышению их квалификации.

2.1.4. Организует внедрение достижений науки и техники в деятельность служб безопасности движения территориальных объединений и предприятий.

2.1.5. Определяет порядок работы и осуществляет контроль правильности использования специальных автомобилей службы безопасности движения.

2.1.6. Осуществляет проверки работы служб и подразделений Министерства, его предприятий и организаций по выполнению ими законодательных актов и нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

2.1.7. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и анализирует состояние аварийности на транспорте Министерства, оценивает эффективность работы по обеспечению безопасности автомобильных перевозок и на основе этого разрабатывает и вносит руководству Министерства предложения о наиболее рациональных направлениях и формах работы по предупреждению происшествий и тяжести последствий от них.

2.1.8. Разрабатывает совместно с другими службами и подразделениями Министерства мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролирует их выполнение.

2.1.9. Готовит необходимые материалы по вопросам безопасности автомобильных перевозок для рассмотрения их на заседании коллегии, научно-техническом совете Министерства.

2.1.10. Разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний и других нормативных документов Министерства по вопросам, относящимся к обеспечению безопасности движения.

2.1.11. Изучает передовой отечественный и зарубежный опыт и методы работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, разрабатывает мероприятия по внедрению их в практику в системе Министерства, готовит по этим вопросам обзоры и рекомендации.

2.1.12. Организует проведение совещаний, конференций, семинаров, конкурсов и других мероприятий по вопросам безопасности автомобильных перевозок, принимает меры к реализации принятых по ним рекомендаций по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

2.1.13. Организует служебные расследования дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями и подготавливает соответствующие материалы и предложения руководству Министерства.

2.1.14. Участвует в организации научно-исследовательских работ по безопасности дорожного движения, проводимых отраслевыми и другими научными учреждениями, и организует внедрение законченных разработок.

2.1.15. Осуществляет контроль за качеством подготовки водительского состава и повышением его квалификации в учебных заведениях Министерства.

2.1.16. Подготавливает и представляет руководству Министерства материалы о награждении отличившихся водителей значком «За работу без аварий».

2.1.17. Оказывает материально-техническую помощь в обеспечении служб безопасности движения необходимыми материалами и оборудованием.

2.2. Управление Главного ревизора по безопасности движения имеет право:

2.2.1. Давать в установленном Министерством порядке обязательные для исполнения указания руководителям служб и подразделений Министерства, руководителям предприятий и организаций по вопросам обеспечения безопасности движения, контролировать их исполнение.

2.2.2. Требовать от руководителей служб и подразделений Министерства, руководителей предприятий и организаций представления необходимой информации по вопросам обеспечения безопасности движения.

2.2.3. Проводить обследование предприятий и организаций, требовать от их руководителей представления материалов о проводимых мероприятиях по обеспечению безопасности автомобильных перевозок, устных и письменных объяснений, давать соответствующим должностным лицам обязательные предписания нормативных документов, правил, приказов, указаний и т.п.

2.2.4. Привлекать по согласованию с руководством Министерства работников других служб и подразделений к проверке работы организаций и предприятий по вопросам обеспечения безопасности движения.

2.2.5. Вносить предложения руководству Министерства о поощрении руководящих работников подведомственных подразделений за хорошую постановку и достигнутые результаты в работе по обеспечению безопасности движения транспорта, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по безопасности движения.

2.2.6. В особых случаях по согласованию с руководством Министерства запрещать движение подведомственного транспорта на улицах и автомобильных дорогах при обнаружении в их обустройстве или содержании недостатков, угрожающих безопасности движения.

2.2.7. Контролировать работу водителей Министерства на линии, проверять у них наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, талонов предупреждения к ним, путевых (маршрутных) листов, документов на перевозимый груз, а также правильность их заполнения; делать в путевых (маршрутных) листах соответствующие записи при обнаружении нарушений Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав в предприятие.

2.2.8. Рассматривать и давать заключения по проектам документов, касающихся обеспечения безопасности дорожного движения, подготовленным службами и подразделениями Министерства.

2.2.9. Подготавливать заключения по научно-исследовательским и проектным работам, связанным с обеспечением безопасности движения.

2.2.10. По поручению руководства представлять Министерство в государственных организациях, в печати, по радио и телевидению по вопросам безопасности движения.

3. Обязанности и права службы безопасности движения республиканских, территориальных объединений и других организаций

3.1. Служба безопасности движения объединения и других организаций:

3.1.1. Осуществляет функциональное руководство, координацию и контроль деятельности подведомственных служб безопасности движения, оказывает им практическую помощь.

3.1.2. Анализирует результаты деятельности подведомственных служб безопасности движения и на этой основе разрабатывает мероприятия по их совершенствованию.

3.1.3. Оказывает методическую помощь подведомственным службам безопасности движения в планировании и организации их работы и осуществляет контроль за выполнением планов.

3.1.4. Оказывает помощь в организации повышения квалификации работников службы безопасности движения.

3.1.5. Содействует внедрению достижений науки и техники в деятельность служб безопасности движения.

3.1.6. Оказывает помощь предприятиям в оборудовании и организации работы кабинетов по безопасности движения.

3.1.7. Осуществляет контроль и проводит не реже одного раза в два года проверки выполнения службами и подразделениями объединения, а также подведомственными предприятиями и организациями нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности движения, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений.

3.1.8. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий, допущенных водителями подведомственных предприятий и организаций и анализирует причины их возникновения, в установлением порядке подготавливает и представляет отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению.

3.1.9. Осуществляет сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав Минавтотранса РСФСР, с органами Госавтоинспекции.

3.1.10. Выезжает на места и участвует в проведении служебного расследования дорожно-транспортных происшествий с тяжелыми последствиями и подготавливает соответствующие материалы и предложения руководству объединения (организации).

3.1.11. Сообщает в вышестоящие организации о случаях дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими (РД «Учет и анализ дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения в Минавтотрансе РСФСР»).

3.1.12. Подготавливает материалы на рассмотрение руководству о состоянии аварийности в объединении, ее причинах и необходимых мерах по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

3.1.13. Разрабатывает совместно со службами и подразделениями объединения, организации мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и контролирует их выполнение.

3.1.14. Разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов, указаний и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности движения.

3.1.15. Изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

3.1.16. Организует проведение совещаний, конференций, смотров-конкурсов и других мероприятий по вопросам безопасности движения.

3.1.17. Совместно с соответствующими подразделениями обеспечивает проведение занятий с работниками объединения и предприятий по изучению руководящих документов, относящихся к вопросам обеспечения безопасности автомобильных перевозок, а также проводит проверки знания этих документов.

3.1.18. Осуществляет контроль за качеством подготовки водительского состава в подведомственных учебных заведениях и повышением квалификации водителей в предприятиях.

3.1.19. Участвует в разработке соответствующими подразделениями мероприятий по организации предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

3.1.20. С привлечением эксплуатационных служб обеспечивает проведение обследований автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта объединения (организации).

3.1.21. Обеспечивает контроль за проведением нормирования скоростей движения на автобусных маршрутах транспорта объединения (организации).

3.1.22. Оформляет и представляет руководству и обкому профсоюза материалы о награждении отличившихся водителей значком «За работу без аварий».

3.1.23. Участвует в научно-исследовательских работах по безопасности движения, проводимых для отрасли.

3.2.Служба безопасности движения объединения (организации) имеет право:

3.2.1. Давать в установленном порядке указания руководителям служб и подразделений объединения, руководителям предприятий по вопросам обеспечения безопасности движения.

3.2.2. Требовать от руководителей служб и подразделений организации,руководителей предприятий представления необходимой информации по вопросам обеспечения безопасности движения.

3.2.3. Проводить проверки предприятий в части выполнения ими нормативных документов по обеспечению безопасности движения, требовать представления материалов, устных или письменных объяснений и давать соответствующим должностным лицам обязательные предписания об устранении выявленных нарушений действующих документов.

3.2.4. Привлекать по согласованию с руководством объединения работников служб и подразделений к проверке работы предприятий по вопросам обеспечения безопасности движения.

3.2.5. Запрещать в установленном Министерством порядке движение подведомственного объединению (организации) транспорта на улицах и автомобильных дорогах при обнаружении в их обустройстве или содержании недостатков, угрожающих безопасности движения.

3.2.6. Запрещать эксплуатацию подведомственного объединению транспорта с техническими неисправностями, угрожающими безопасности движения.

3.2.7. Вносить предложения руководству организации о поощрении руководящих работников предприятий за хорошую постановку работы и достигнутые результаты в обеспечении безопасности движения, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам безопасности движения.

3.2.8. Контролировать работу водителей Министерства на линии, проверять у них наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, талонов предупреждений к ним, путевых (маршрутных) листов, документов на перевозимый груз, а также правильность их заполнения; делать в путевых (маршрутных) листах соответствующие записи при обнаружении нарушений Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав в автопредприятие.

3.2.9. Отстранять в установленном законодательством порядке от управления транспортными средствами водителей и других работников объединения, состояние или действия которых угрожают безопасности движения, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.

3.2.10. Разрабатывать и представлять на утверждение руководству организации должностные инструкции для работников службы безопасности движения.

3.2.11. По поручению руководства представлять организацию в государственных и общественных органах по вопросам обеспечения безопасности движения.

3.2.12. Рассматривать и давать заключения по проектам документов, касающихся обеспечения безопасности движения, подготовленных службами объединений и предприятий.

3.2.13. Разрабатывать и представлять в Управление Главного ревизора по безопасности движения предложения по включению в план научно-исследовательских работ по безопасности движения.

3.2.14. Представлять в Управление Главного ревизора по безопасности движения предложения по совершенствованию нормативных документов по обеспечению безопасности движения.

4. Обязанности и права службы безопасности движения предприятия

4.1. Служба безопасности движения предприятия:

4.1.1. Ведет учет дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, совершенных водителями предприятия, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке подготавливает отчеты о дорожно-транспортных происшествиях и принятых мерах по их предупреждению (РД «Правила учета и анализа ДТП и нарушений ПДД»).

4.1.2. Разрабатывает совместно со службами, подразделениями, общественными организациями предприятия мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий (РД «Руководство по планированию мероприятий, предупреждающих ДТП»).

4.1.3. Осуществляет систематический контроль и проверки служб и подразделений предприятия в части выполнения ими нормативных документов по безопасности движения (РД «Указания по организации проверки работы АТП по предупреждению ДТП») и вносит руководству предложения по профилактике дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения (приложение 2).

4.1.4. Систематически осуществляет сверку данных о дорожно-транспортных происшествиях, в которых участвовал подвижной состав предприятия, и нарушениях Правил дорожного движения с Госавтоинспекцией.

4.1.5. Разрабатывает или участвует в разработке проектов приказов и других документов предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения.

4.1.6. Организует агитационно-массовую работу по безопасности движения в коллективе (проведение лекций, докладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ специальных фильмов, использование наглядной агитации и т.п.).

4.1.7. Регулярно информирует водительский состав, инженерно-технических работников, руководство предприятия о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах дорожно-транспортных происшествий.

4.1.8. Участвует во Всесоюзных, республиканских, областных мероприятиях, связанных с обеспечением безопасности движения (Всесоюзные смотры безопасности дорожного движения, агитпробеги, конкурсы и т.п.).

4.1.9. Обобщает и распространяет положительный опыт безаварийной работы водителей, лучших бригад, колонн (отрядов).

4.1.10. Совместно с отделом кадров и другими службами готовит материалы о награждении отличившихся водителей значком «За работу без аварий» и других мер поощрения и представляет в вышестоящую организацию, а в отношении водителей и других работников, нарушающих требования безопасности, - предложения о применении мер дисциплинарного воздействия.

4.1.11. Выезжает на места, где произошло дорожно-транспортное происшествие, совершенное водителем предприятия, и организует служебное расследование (РД «Положение о проведении служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий»); подготавливает соответствующие материалы и предложения руководству предприятия.

4.1.12. Организует в коллективе предприятия разбор совершенных водителями дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и правил технической эксплуатации транспортных средств.

4.1.13. Участвует в работе комиссий городского (районного) отдела внутренних дел при рассмотрении административных материалов о нарушении Правил дорожного движения водителями предприятия.

4.1.14. Принимает участие в решении вопросов о приеме водителей на работу, о переводе их на работу с автомобиля одной марки на другую, с одного автобусного маршрута на другой. Контролирует допуск водителей к управлению транспортными средствами в соответствии с РД «Указания по проверке обеспечения соответствия водителей условиям и видам перевозок», РД «Инструкция о порядке работы водителей на линии», РД «Положение о проведении инструктажей с водительским составом», РД «Положение о повышении квалификации и стажировке водителей» и др.

4.1.15. Осуществляет контроль за прохождением водителями предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров, за соблюдением установленных сроков медицинского переосвидетельствования.

4.1.16. Организует с другими службами проведение инструктажей водителей (РД «Положение о проведении инструктажей водительского состава»), а также оказывает методическую помощь службам предприятия в проведении занятий, бесед.

4.1.17. Осуществляет контроль за эксплуатацией транспортных средств, работой водителей на линии, соблюдением режима их труда и отдыха.

4.1.18. Осуществляет контроль за стажировкой водителей (РД «Положение о повышении квалификации и стажировки водителей»), работой водителей-инструкторов к подборам водителей-наставников.

4.1.19. Совместно с другими службами организует проведение занятий «работниками предприятия по изучению Правил дорожного движения, руководящих документов по безопасности движения и других документов, относящихся к вопросам обеспечения безопасности движения, а также проводит проверки знаний этих документов.

4.1.20. Организует работу кабинета безопасности движения по плану, утвержденному руководителем предприятия, и вносит предложения администрации предприятия по оборудованию кабинетов безопасности движения (РД «Положение по оснащению и организации работы кабинетов безопасности движения»).

4.1.21. Участвует в работе квалификационной комиссии.

4.1.22. Совместно со службой эксплуатации организует обследование автомобильных дорог и улиц на маршрутах работы транспорта предприятия.

4.1.23. Участвует в работе по профилактике дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения среди работников предприятия, являющихся индивидуальными владельцами автомобилей и мотоциклов.

4.1.24. Получает от технической и других служб предприятия документы о сумме материального ущерба от повреждения в дорожно-транспортном происшествии дорожных сооружений, всех транспортных средств предприятия и перевозимого ими груза; представляет их в территориальное объединение (организацию) и по требованию - в Госавтоинспекцию, арбитраж и другие организации.

4.1.25. Немедленно сообщает руководителю предприятия и в вышестоящие организации о дорожно-транспортном происшествии с участием транспортных средств предприятия.

4.2. Служба безопасности движения предприятия имеет право:

4.2.1. Проводить проверки работы служб и подразделений предприятия в части, относящейся к предупреждению дорожно-транспортных происшествий, требовать от соответствующих работников предприятия необходимых материалов, устных и письменных сообщений.

4.2.2. Проверять при необходимости у водителей подведомственного транспорта на линии наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, талонов к ним, путевых (маршрутных) листов, документов на перевозимый груз, делать записи в путевых (маршрутных) листах при обнаружении нарушений водителями Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспорта, в необходимых случаях возвращать подвижной состав в предприятие.

4.2.3. Вносить предложения в установленном Министерством порядке о запрещении движения транспортных средств предприятия на улицах и автомобильных дорогах при обнаружении в их оборудовании илисодержании недостатков, угрожающих безопасности движения.

4.2.4. Отстранять в установленном законодательством порядке от работы водителей и других работников подведомственного транспорта, состояние или действия которых угрожают безопасности движения, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер.

4.2.5. Запрещать выпуск на линию подвижного состава предприятия или возвращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожающих безопасности движения.

4.2.6. Вносить предложения руководству предприятия о поощрении работников предприятия за хорошую постановку работы и достигнутые результаты по обеспечению безопасности движения, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам безопасности движения.

4.2.7. Рассматривать и давать заключения по проектам документов, касающихся обеспечения безопасности движения, подготовленных работниками предприятия.

4.2.8. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения о приеме и увольнении работников службы безопасности движения, поощрении и наложении на них дисциплинарных взысканий.

4.2.9. Разрабатывать и представлять на утверждение руководству предприятия должностные инструкции работников службы безопасности движения.

4.2.10. По поручению руководства представлять предприятие в местных государственных и общественных организациях по вопросам безопасности движения.

5. Численность, финансирование и материальное обеспечение службы безопасности движения

5.1. Численность работников подразделений службы безопасности движения определяется в зависимости от количества транспортных средств и водителей, специфики транспортного процесса, а также других факторов, влияющих на объем работы по обеспечению безопасности движения.

5.2. Штатная численность работников безопасности движения в центральном аппарате Министерства устанавливается в пределах имеющейся численности и фонда заработной платы, утвержденных для центрального аппарата Министерства, а в республиканских и территориальных объединениях автомобильного транспорта, предприятиях и организациях - в пределах установленной численности и предельных ассигнований на содержание аппарата управления.

5.3. В аппарате Министерства общая численность Управления Главного ревизора по безопасности движения определяется Министром согласно Примерному перечню штатных должностей: начальник Управления, заместитель начальника Управления, начальник отдела, главный специалист, ведущий инженер, старший инженер, инженер, секретарь-машинистка.

5.4. В республиканских объединениях общая численность отделов ревизора по безопасности движения определяется начальником объединения согласно Примерному перечню штатных должностей: заместитель начальника по безопасности движения (начальник отдела), ведущий инженер, старший инженер, инженер.

5.5. В службах безопасности движения территориальных объединений вводятся отделы численностью не менее 4 человек.

Численность отделов при общей численности водителей от 5000 до 10000 увеличивается до численности не менее 5 штатных единиц;

от 10000 до 15000 водителей - не менее 7 штатных единиц;

свыше 15000 водителей в штатное расписание вводится не менее 1 штатной единицы на каждые 5000 водителей.

5.6. Примерный перечень штатных должностей подразделений службы безопасности движения территориальных объединений: заместитель начальника объединения (начальник отдела), заместитель начальника отдела, старший инженер, инженер.

Другие должности вводятся по разрешению вышестоящих организаций.

Должность заместителя начальника объединения вводится в территориальном объединении с численностью более 4 тыс. водителей.

В производственных объединениях автовокзалов и автостанций вводятся должности заместителя производственного объединения по безопасности движения.

5.7. В службе безопасности движения предприятия при среднесписочной численности до 150 водителей устанавливается одна штатная единица;

При среднесписочной численности от 151 до 300 водителей - 2 штатные единицы;

При среднесписочной численности от 301 до 450 водителей - 3 штатные единицы.

Если среднесписочная численность водителей превышает 450, создается отдел численностью не менее 4 человек, а на каждую дополнительную группу - от 1 до 250 водителей рекомендуется вводить в штатное расписание дополнительную штатную единицу.

Допускается увеличение численности при наличии филиалов.

5.8. Примерный перечень штатных должностей подразделений службы безопасности предприятий: заместитель начальника, начальник отдела, старший инженер, инженер.

Должность заместителя начальника предприятия по безопасности движения вводится на предприятиях и организациях, имеющих 200 и более водителей. На каждые 100 работающих в предприятии водителей назначается один водитель-инструктор (приложение 1).

При расчете штатной численности служб безопасности движения объединений, предприятий и других организаций, эксплуатирующих пассажирский автотранспорт (автобусы, легковые таксомоторы), а также осуществляющих регулярные междугородные и международные перевозки грузов, общая численность водителей определяется путем увеличения среднесписочного их количества в 1,4 раза.

5.9. Для контроля за работой водителей на линии и выезда на места дорожно-транспортных происшествий службы безопасности движения обеспечиваются автомобилями и агитавтобусами.

Кроме того, в автотранспортных предприятиях выделяются учебные автомобили в количестве, обеспечивающем потребность в стажировке водителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПОЛОЖЕНИЕ
о водителе-инструкторе по безопасности движения автотранспортного предприятия

1. Общие положения

1. Водитель-инструктор по безопасности движения автотранспортного предприятия *) осуществляет особо ответственные перевозки пассажиров и грузов, требующие высокого профессионального мастерства в управлении транспортными средствами (при освоении вновь открываемых маршрутов для движения автобусов, при массовых перевозках детей и подростков в пионерские лагеря, лагеря труда и отдыха, при перевозке грузов в сложных дорожных и метеорологических условиях и т.п.).

*) В дальнейшем по тексту именуется «Водитель-инструктор».

2. Водитель-инструктор совершенствует профессиональное мастерство закрепленных за ним водителей в управлении транспортными средствами непосредственно на линии в целях предотвращения аварийных ситуаций в экстремальных условиях и воспитания у них чувства высокой ответственности за обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов и соблюдение транспортной дисциплины.

3. На каждые 100 работающих в предприятии водителей назначается один водитель-инструктор из числа наиболее подготовленных, опытных и дисциплинированных водителей с квалификацией 1-го или 2-го класса, не имевших нарушений Правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий по их вине.

4. Назначение водителя-инструктора и закрепление за ним колонны (отряда) или бригады производится приказом начальника автотранспортного предприятия.

5. Перед назначением водитель-инструктор должен пройти специальнуюподготовку по утвержденной Министерством программе в учебном комбинате (автошколе) с отрывом от производства, сдать зачеты и получить соответствующее свидетельство.

6. Водитель-инструктор подчиняется непосредственно руководителю службы безопасности движения предприятия. Рекомендуется вводить водителя-инструктора в состав Совета бригадиров.

Обязанности

1. Водитель-инструктор контролирует непосредственно на линии применение закрепленных за ним водителями профессионально правильных приемов управления транспортными средствами, соблюдение ими Правил перевозки пассажиров и грузов, Правил дорожного движения, установленных графиками скоростных режимов движения и оказывает им действенную методическую и практическую помощь.

2. Водитель-инструктор осуществляет контроль за ходом и качеством проведения стажировки закрепленных за ним водителей, по окончании которой принимает участие в приеме практического зачета у стажера (включая контрольную езду), а также в проведении периодических и сезонных инструктажей водителей об особенностях работы на линии в конкретных дорожных и климатических условиях.

3. Водитель-инструктор должен знать особенности дорожных условий и характеристики опасных участков на маршрутах работы подвижного состава предприятия, а также причины возникновения дорожно-транспортных происшествий, о чем подробно информировать закрепленных за ним водителей.

4. Водитель-инструктор изучает профессиональные и личные качества, а также другие особенности закрепленных за ним водителей и дает рекомендации о целесообразности их использования на тех или иных видах перевозок, одновременно распространяя передовой опыт лучших водителей и бригад, обеспечивающих безаварийную работу и высокую культуру обслуживания населения и народного хозяйства.

5. Водитель-инструктор ведет ежедневный учет проведенной им работы в специальном журнале с указанием планируемых на месяц мероприятий и сроков их выполнения, утвержденных руководителем службы БД предприятия.

Водитель-инструктор имеет право вносить предложения:

Об изменении постоянного маршрута работы или переводе на другую марку автомобиля закрепленных за ним водителей с учетом их профессиональных и личных качеств;

О продлении срока стажировки или об отстранении от стажировки водителей, профессиональный уровень которых не обеспечивает безопасную перевозкупассажиров;

О поощрении или наказании отдельных водителей за работу по обеспечению безопасности дорожного движения;

О снижении классности отдельным водителям, профессиональные и личные качества которых не отвечают соответствующим квалификационным требованиям.

Оплата труда

Оплата труда водителя-инструктора производится по временно-премиальной системе с выплатой надбавки за классность. Часовая тарифная ставка при этом устанавливается по преобладающей в колонне (отряде) марке автомобиля.

При определении продолжительности ежегодного отпуска водителя-инструктора следует руководствоваться положениями, регламентирующими продолжительность ежегодных отпусков водителей соответствующих автомобилей.

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ
документации, которая должна вестись в автотранспортном предприятии службой безопасности движения

1. Планы мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, материалы о выполнении этих планов.

2. Журнал учета нарушений Правил дорожного движения, Правил технической эксплуатации и других правил перевозок, связанных с обеспечением безопасностидвижения, которые допустили водители предприятия.

3. Журнал учета дорожно-транспортных происшествий.

4. Материалы служебных расследований дорожно-транспортных происшествий.

5. Материалы о результатах проверки служб, должностных лиц предприятия по вопросам обеспечения безопасности движения.

6. Материалы по награждению водителей значками «За работу без аварий».

7. Приказы и указания министерства, объединения, предприятия по вопросам безопасности движения.

8. Журнал учета работы водителя-инструктора.

9. Личные карточки водителей (ведет водитель-инструктор).

10. Отчеты и материалы анализа дорожно-транспортных происшествий и нарушений Правил дорожного движения.

Руководящий документ РД-200-РСФСР-12-0071-86-07

"ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОСНАЩЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КАБИНЕТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ"

Настоящий руководящий документ разработан на основе Методических рекомендаций по организации и работе кабинетов по безопасности движения в автотранспортных предприятиях, утвержденных 21.12.73 г. и предназначен для всех автотранспортных предприятий и организаций Минавтотранса РСФСР. Регламентирует основные положения по организации работы кабинетов безопасности движения и Примерный перечень оборудования.

Работа выполнена в соответствии с Комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84 г., а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1905 г.

1. Общие положения

1.1. Кабинеты безопасности движения в предприятиях организуются для проведения мероприятий по предупреждению происшествий в рамках комплекса профилактических мероприятий, проводимых в предприятии.

1.2. Работу в кабинетах безопасности движения организует служба безопасности движения предприятия.

1.3. Кабинеты безопасности движения являются информационно-методическим центром профилактической работы, проводимой администрацией и общественными организациями предприятия.

1.4. В кабинете безопасности движения проводится пропаганда передового опыта и научно-технических достижений в области обеспечения безопасности движения, повышения знаний водителей и других работников предприятия, информирование о состоянии аварийности в предприятии, регионе, особенностях движения по маршрутам и отдельным дорогам, о погодных условиях (инструктажи), ознакомление с различными справочными и руководящими материалами по безопасности движения.

1.5. Организация занятий в кабинете безопасности движения должна предусматривать различные их формы групповые, индивидуальные, совещания, семинары, лекции, кинофильмы, беседы, консультации.

1.6. Оборудование кабинета безопасности движения включают технические средства и наглядные пособия, рекомендуемый перечень которых приведен ниже.

1.7. Материально-техническое обеспечение кабинета безопасности движения возлагается на администрацию предприятия.

2. Размеры и оборудование кабинета безопасности движения

2.1. Размеры кабинета безопасности движения определяются численностью водителей в предприятии.

2.2. Минимальные размеры кабинета безопасности движения устанавливаются по численности средней расчетной группы одновременно занимающихся слушателей и площади, требуемой для размещения имеющегося оборудования.

2.3. Средняя численность группы определяется исходя из обеспечения возможности прохождения занятий в кабинете каждым водителем предприятия не реже одного раза в месяц.

2.4. Минимальную площадь кабинета и число учебных мест в них рекомендуется принимать по таблице:

При количестве водителей в предприятии более 600 к числу мест, указанных в таблице, следует прибавлять 2 на каждые 100 человек, площадь кабинета увеличивается при этом, исходя из соотношения 2, 5 кв.м на одно место.

2.5. Экспозиция кабинета безопасности движения должна представляться отдельными разделами. Для каждого раздела определяется необходимое оборудование, наглядные пособия.

2.6. Для оснащения кабинета безопасности движения рекомендуется следующий перечень оборудования

Комплекты наглядных пособий (по разделам см. п. 3.2);

Настенная учебная доска, кинопроекционный экран;

Кинопроекционный аппарат;

Диапроектор;

Эпидиаскоп;

Магнитофон;

Кинокамера;

Приборы программированного обучения Правилам дорожного движения;

Устройство для контроля знаний и обучения (тренажеры для отработки навыков вождения - могут быть установлены и в тренажерном классе);

Классная магнитная доска с необходимым набором фигур для создания различных дорожно-транспортных ситуаций;

Электрифицированные макеты, стенды, щиты, табло;

Мебель (столы, стулья).

3. Содержание экспозиции кабинета безопасности движения

3.1. Экспозиция кабинета безопасности движения должна отражать специфику и условия работы в предприятии.

Учебно-методическим;

Справочно-информационным;

Агитационно-пропагандистским.

3.2.1. Учебно-методический раздел должен включать материалы, относящиеся к следующей тематике:

Обучение и контроль знаний водителей и других работников по части;

Правил дорожного движения;

Правил технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;

Должностные инструкции;

Нормативно-методические документы по безопасности движения;

Рациональных режимов движения;

Психофизиологических основ труда водителя;

Санитарно-гигиенических требований к рабочему месту водителя;

Дорожных условий и режимов движения на основных маршрутах работы транспортных средств предприятия;

Устройств, конструктивных особенностей и технико-эксплуатационных характеристик подвижного состава предприятия;

Порядка обслуживания, контроля узлов и агрегатов транспортного средства, техническое состояние которых влияет на безопасность движения;

Доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

3.2.2. Справочно-информационный раздел содержит:

Карты-схемы маршрутов предприятия;

Анализ состояния аварийности и транспортной дисциплины;

Схемы железнодорожных переездов и других опасных участков на маршрутах предприятия;

Схемы типичных дорожно-транспортных происшествий с анализом и причинами их возникновения;

Карты города, области, схемы маршрутов массовых перевозок грузов;

Литература по анализу дорожно-транспортных происшествий, вопросам юридического о характера и другим;

Кино- и магнитофилымы, слайды по безопасности движения.

3.2.3. В агитационно-пропагандистском разделе должны быть представлены материалы, отражающие опыт работы лучших водителей, материалы конкурсов, месячников, агитпробегов, викторин, по безопасности движения, лозунги, плакаты, информационные листки и другие наглядные материалы.

В разделе, в частности, должны содержаться:

Информация о водителях, удостоенных наград за безаварийную работу;

Сведения об участниках и победителях конкурсов "3а безопасность движения";

Результаты соревнований по мастерству вождения;

Информация об итогах социалистического соревнования колонн, бригад;

Антиалкогольная пропаганда.

Предоставленный материал должен быть выразительным, красочным, лаконичным; систематически большинство экспозиций подлежит обновлению; материалы наглядной агитации размещаются, как правило, вне кабинета безопасности движения на территории предприятия, в диспетчерских пунктах и других местах.

4. Организация работы кабинета безопасности движения

4.1. Мероприятия, проводимые в кабинете безопасности движения, разрабатываются руководителем службы безопасности движения и включаются в план мероприятий по безопасности движения.

4.2. Распорядок работы кабинета безопасности движения вывешивается у входа в кабинет.

4.3. В кабинете БД проводятся следующие мероприятия:

Вводный инструктаж (при приеме водителей на работу);

Инструктаж водителей при направлении их в командировку;

Инструктаж водителей по сезонным условиям и особым видам перевозок;

Разбор происшествий, допущенных водителями предприятия (территориального объединения, министерства), их причин, условий возникновения; доведение до водителей информации о происшествиях с тяжелыми последствиями в отрасли;

Проверка знаний Правил дорожного движения водителями;

Обучение водителей поведению в типичных опасных дорожно-транспортных ситуациях;

Доклады, лекции, семинары, демонстрация кинофильмов на темы безопасности движения, передового опыта водителей по безаварийной работе.

Примерный перечень оборудования кабинетов безопасности движения

1. Комплекс оборудования для программированного обучения водителей с применением кино- и диапроекционной аппаратуры модели ОБД-20 и СУ-1.

Предназначен для изучения, самоподготовки, контроля и самоконтроля по Правилам дорожного движения. В комплекс входят: пульт преподавателя, 20 учебных мест, кинопроектор, диапроектор, программированные задания по ПДД.

Монтаж оборудования производится силами изготовителя.

Разработчик и изготовитель - производственно-техническое объединение "Автотранстехника" Минавтотранса БССР, г. Минск, Твердый пер., 6.

2. Экзаменационный комплекс ЭТ.

Предназначен для программированного контроля знаний по ПДД. Одобрен ВНИИБД МВД СССР. Выпускается в виде класса на 5 и 10 рабочих мест.

Изготовитель - Ровенский завод им. 60-летия Октября, 266003, г. Ровно, УССР, ул. Гагарина, 39. Телефоны: 495300, 495358, 495345.

3. Тренажер по Правилам дорожного движения "ТР.ПДД-I".

Предназначен для изучения правил проезда перекрестков и маневрирования транспортных средств.

Тренажер содержит 24 задачи по порядку проезда нерегулируемых перекрестков, правилам левых поворотов на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, а также правилам разъезда транспорта в стесненных условиях.

Выпускается по ТУ-9 75-75

Изготовитель - Павлово-Посадский механический завод Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитет СССР по профтехобразованию.

Московская обл, г. Павлово-Посад, ул. Каляева, 3. Телефон 21529

4. Прибор-тренажер для изучения правил проезда регулируемого перекрестка с автоматическим контролем.

Изготовитель - Производственный комбинат ДОСААФ БССР, г. Минск.

5. Учебно-тренировочный стенд по дорожным знакам С-ДЭ-I.

Предназначен для изучения дорожных знаков и приобретения знаний по определению значения каждого из них.

103051, Москва-К-51, Цветной бульвар, 25. Всесоюзный трест производственных предприятий Госкомитетом СССР по профтехобразованию. Тел.: 200-01-97, 207-00-69, 200-17-38.

6. Портативный диагностический комплекс контроля психо-физиологических характеристик водителей "Электроника-тонус НЦ-01".

Предназначен для автоматической оценки текущей работоспособности и оперативного прогноза успешности профессиональной деятельности водителя автомобиля по психофизиологическим и физиологическим параметрам: снимает ЭКГ, определяет функционирование памяти, простую сенсо-моторную реакцию, реакцию различения, критическую частоту слияния мелькания, тремор и др.

Разработчик - Всесоюзный научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники Минздрава СССР, 129301, г. Москва, ул. Касаткина, 3. Тел.: 283-15-55, 283-97-63.

7. Аппаратура для оценки функционального состояния водителей "Экспресс-3".

Предназначен для автоматизированной экспрес-проверки и оценки психофизиологического состояния водителей, с помощью аппаратуры "Экспресс-3" определяется наличие паров этилового спирта в выдываемом воздухе при концентрации свыше 0, 03%, измеряется артериальное давление и частота пульса. Общее время проверки - не более 1 мин.

Изготовитель - Научно-исследовательский институт и проектный институт автоматизированных систем управления автомобильным транспортом общего пользования (НИПИАСУАТ) Минавтотранса РСФСР.

420021, г. Казань, ул. Парижской Коммуны, 8, НИПИАСУАТ.

8. Автомобильный тренажер АТ-5.

Предназначен для обработки навыков манипулирования органами управления в курсе повышения квалификации водителей. Кабина выполнена с органами управления автомобиля ЗИЛ-130, в связи с чем тренажер рекомендуется для грузовых предприятий.

Изготовители: 1) Ревдинский механический завод Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитетом СССР по профтехобразованию. Адрес: г. Ревда, Свердловской обл.

9. Автотренажер класс TК-1.

Укомплектован 4-мя тренажерами Т-5. Конструкция класса позволяет преподавателю централизованно контролировать и направлять действия группы обучаемых водителей. Для класса необходимо помещение размером не менее 6 x 12 м.

Разработчик и изготовитель - Московский опытный механический завод Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитета СССР по профтехобразованию. Адрес: 111020, г. Москва, 2-я Синичная., 4. Тел.: 360-32-96, 360-92-95, 360-94-89.

Согласовано:

Директор НИИАТ, к.т.н.

Г.И. Кузнецов

Российская Федерация

"ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИЕ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ С ВОДИТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ. Рд-200-РСФСР-12-0071-86-09" (утв. Приказом Минавтотранса РСФСР от 20.01.86)

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель министра
автомобильного транспорта РСФСР
А.С.ПАНТЕЛЕЕВ
20 января 1986 года

Введен впервые

Разработан: Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ)

Исполнители: Корнеев А.И. (руководитель темы), Чебышев А.Е.

Настоящий руководящий документ разработан на основе приказа министра автомобильного транспорта РСФСР N 13 от 05.08.75, РД-200 УССР 219-84 "Инструкция о порядке проведения инструктажей по безопасности движения с водительским составом".

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 год, утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 год.

1.1. Цель инструктажей - сообщить водителю необходимую информацию для выполнения различных перевозок.

1.2. Устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава:

предрейсовый;

Периодический;

сезонный;

специальный.

1.3. Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается.

1.4. Организация инструктажа, контролирование его полноты и своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия.

1.5. Время, место проведения инструктажа и список лиц, на которых возлагается проведение, утверждается приказом руководителя предприятия в соответствии с рекомендациями настоящего Положения.

1.7. Отметка о прохождении водителями инструктажей по безопасности движения делается (под их расписку) в соответствующем журнале (приложение 1) <*>.

<*> Приложения не приводятся.

2.1. Вводный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу в предприятие.

2.2. Вводный инструктаж проводится руководителем предприятия (организации) или руководителем службы безопасности движения.

2.3. Вводный инструктаж включает следующие положения:

Правила организации безопасного движения транспортных средств на территории предприятия;

Особенности условий работы предприятия, установившиеся маршруты, особенности погрузки, перегрузки и разгрузки типичных грузов, применение механических средств при погрузочно-разгрузочных операциях;

Действия водителя при дорожно-транспортных происшествиях, анализ аварийности и меры обеспечения безопасного движения;

Порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, специальных, периодических и сезонных инструктажей.

3.1. Предрейсовый инструктаж проводится с водителями, обеспечивающими междугородные и международные перевозки, перевозку детей, перевозку опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов; с водителями, направляемыми на сельхозперевозки и в командировку; с водителями автобусов (туристско-экскурсионных).

3.2. Инструктаж проводит руководитель службы эксплуатации или начальник колонны (отряда).

3.3. Предрейсовый инструктаж включает следующие положения:

Условия движения и наличие опасных мест на маршруте;

Состояние погодных условий;

Режим движения, организация отдыха и приема пищи; порядок стоянок и отстоя, охраны транспортных средств;

Особенности перевозки грузов и пассажиров, порядок проезда железнодорожных переездов и путепроводов, мест скопления людей;

Особенности перевозки детей и учащихся.

3.4. Производственно-техническая служба участвует в проведении предрейсового инструктажа при:

Переводе водителей на другую марку автомобилей;

Управлении автомобилями с прицепами, а также информирует водителей об обращении с горюче-смазочными материалами.

3.5. Лицо, проводящее предрейсовый инструктаж, контролирует у водителя автобуса наличие схемы маршрута.

4.1. Периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии.

4.2. Периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.

4.3. Периодический инструктаж включает следующие положения:

Информация водителей о действиях при возникновении критических ситуаций и при различных отказах систем автомобиля (тормозная система, рулевое управление, шины, ходовая часть и т.п.);

Осуществление противоугонных и противопожарных мер;

Действия водителей по снижению тяжести дорожно-транспортного происшествия;

Правила проезда железнодорожных переездов и путепроводов.

4.4. Периодический инструктаж должен сопровождаться разбором дорожно-транспортных происшествий, если такие имели место, а также по возможности - показом кинофильмов по безопасности движения.

5.1. Сезонный инструктаж проводится два раза в год в периоды, предшествующие осенне-зимним и весенне-летним перевозкам, с целью подготовки водительского состава к дополнительным трудностям, сопутствующим управлению и эксплуатации автомобиля.

5.2. Сезонный инструктаж проводится водителем-инструктором по безопасности движения или работником службы безопасности движения, как правило, в период с 20 по 30 октября и с 20 по 30 марта по графику, утвержденному руководителем предприятия.

5.3. В сезонный инструктаж включаются вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации автомобиля в соответствии с погодными (низкие температуры, снегопад, весенние паводки) и другими условиями (повышенная активность пешеходов-школьников в периоды каникул, особенности пассажирских и пешеходных потоков в летнее время, увеличение пассажиро-транспортных потоков).

6.1. Специальный инструктаж по безопасности движения проводится со всеми водителями в следующих случаях:

при опасных изменениях условий движения на маршрутах (появление опасных участков на дорогах, внезапных изменений погодных условий и т.п.);

При внезапном изменении грузо-пассажирских маршрутов;

при получении информации о совершенных происшествиях;

При получении распоряжений и приказов, поступающих из вышестоящих организаций.

6.2. Специальные инструктажи проводятся водителями-инструкторами по безопасности движения, а также работниками службы безопасности движения.

СОГЛАСОВАНО
Начальник Управления
Главного ревизора по
безопасности движения
И.И.Талицкий
14 января 1986 года

СОГЛАСОВАНО
Начальник Технического
управления,
к.т.н. А.И.Пешков
27 декабря 1985 года

СОГЛАСОВАНО
Директор НИИАТ,
к.т.н. Г.И.Кузнецов
19 декабря 1985 года