Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины (Писарев Д.И.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

Компании в процессе осуществления хозяйственной деятельности заинтересованы в оптимизации затрат и сохранении денежных средств для инвестирования в бизнес-проекты. Отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины позволяет им не только выиграть для себя дополнительное время, но и получить доступ к правосудию и защитить свои права.

В большинстве случаев за обращение в суд компании уплачивают государственную пошлину в размерах и порядке, предусмотренных ст. 333.19 - 333.20 НК РФ. Поскольку государственная пошлина устанавливается в виде фиксированной суммы и (или) процента от определенной величины, в случае, когда предметом иска является, например, взыскание компенсации за нарушение исключительных прав, ее не следует заявлять в максимальном размере. Истец несет риск наступления последствий совершения им процессуальных действий, который в данном случае заключается в отнесении на него пошлины пропорционально размеру необоснованно заявленной компенсации (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 9189/13).

При неясности размера подлежащей уплате государственной пошлины истец вправе заплатить ее согласно своему расчету с указанием в иске или в отдельном ходатайстве просьбы определить при необходимости размер доплаты, и суд не вправе возвратить поданный иск (Апелляционное определение Московского областного суда от 23.09.2015 по делу N 33-23099/15). Часть государственной пошлины необходимо заплатить при подаче иска, чтобы суд указал, какой суммы не хватает, поскольку в противном случае он в своем определении оставит его без движения по мотиву неприложения документа об уплате пошлины без указания ее размера (Определение Приморского краевого суда от 25.08.2015 по делу N 33-7587/2015).

Нередко кредиторам при обращении в суды в связи с большим размером взыскиваемых денежных сумм с должников бывает нелегко единовременно уплатить государственную пошлину. Например, при подаче иска с требованиями имущественного характера при цене иска свыше 2 000 000 руб. в бюджет подлежит уплате государственная пошлина, рассчитываемая следующим образом: 33 000 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по ее уплате на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту. Одной из ее целей является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который они предоставлены (ст. 333.41 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляются отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

Непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, а также неперечисление заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

Имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

Производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) заинтересованным лицом носят сезонный характер;

Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке в уплате государственной пошлины может быть подано одновременно с подачей иска в суд, поскольку ее неуплата является основанием для оставления искового заявления без движения, а затем для его возвращения (ст. 128, 129 АПК РФ). В нем необходимо обосновать невозможность единовременной уплаты государственной пошлины и приложить к нему соответствующие доказательства. Возможность получения рассматриваемой преференции законом не поставлена в зависимость от размера подлежащей уплате в бюджет государственной пошлины, поэтому данное обстоятельство при подаче ходатайства заявителем не должно учитываться (Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2008 по делу N А55-16833/07).

Принимая по итогам окончания разрешения спора решение, суд в резолютивной части указывает на обязанность заплатить в бюджет сумму государственной пошлины: на самого заявителя, если в удовлетворении его исковых требований будет отказано, либо на его процессуального оппонента, если заявитель выиграет спор (ст. 110 АПК РФ).

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Физическому лицу отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание (например, единственное жилье или предметы домашнего обихода).

Можно представлять любые доказательства, подтверждающие обоснованность просьбы истца, поскольку законом их перечень не регламентирован. В частности, это могут быть справки из кредитных организаций об открытых расчетных счетах и выписки по ним с указанием на отсутствие денежных средств (Определение ВС РФ от 18.09.2015 по делу N 301-КГ15-13941).

В ходатайстве об отсрочке уплаты государственной пошлины должны быть представлены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение подателя жалобы не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном размере при ее подаче (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6). К таким документам относятся: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты; подтвержденные банком данные об отсутствии на соответствующем счете денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.

Перечень документов, необходимых при подготовке ходатайства, представлен в п. 5 ст. 64 НК РФ:

Справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам заинтересованного лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в ней;

Справки банков об остатках денежных средств на всех счетах заинтересованного лица в них;

Перечень контрагентов - дебиторов заинтересованного лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства) и др.

Такие документы, как решение банка об отказе в предоставлении кредита, постановления территориальных подразделений Федеральной службы судебных приставов об обращении взыскания на имущество заявителя или о взыскании с него суммы исполнительского сбора, сами по себе не являются достаточными доказательствами, достоверно подтверждающими невозможность уплаты государственной пошлины, поскольку свидетельствуют только о его временных финансовых трудностях (Определение Приморского краевого суда от 07.09.2015 по делу N 33-8102/2015).

То же самое относится и к справкам из Федерального казначейства об изъятии с лицевого счета заявителя денежных сумм, поскольку в данном случае имеет место удержание средств, а не задержка или отказ в предоставлении финансирования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2008 по делу N Ф03-А51/08-2/2146). Сказанное относится и к ходатайству заявителя об увеличении ему лимита финансирования (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 по делу N А56-14702/2007).

Суд должен видеть из представленных доказательств, что у заявителя по всем открытым в банках расчетным счетам денежные средства либо отсутствуют, либо имеются в незначительном количестве, которое в любом случае не позволяет заплатить государственную пошлину (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2006 по делу N А52-5701/2005/1). Справка из банка о закрытых счетах сама по себе позицию заявителя о невозможности заплатить пошлину не подтверждает, поэтому суд ее не примет как надлежащее доказательство. Точно так же и решение налогового органа по поводу обращения взыскания в счет исполнения налоговых обязанностей заявителя на денежные средства, находящиеся на его счетах, не является доказательством, подтверждающим его имущественное положение (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2002 N А42-3114/02-6).

Следует иметь в виду, что и справка об отсутствии денежных средств на счетах сама по себе не всегда устраивает суд, если заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность и имеет возможность финансировать свои расходы. Суд может просто указать, что заявитель не представил доказательств блокировки его счета или наложения ареста, приостановления операций по счетам по решению инспекции или банка (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 по делу N А56-7180/04). Между тем ему пригодится справка из банка, в которой будет приведена информация не просто об отсутствии денег на счете, но также и о наличии картотеки неоплаченных счетов, о наложенных арестах на денежные средства и др. (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.01.2016 N Ф08-10102/2015).

Заявитель должен доказать суду, что у него существует объективная возможность в будущем получить на свои счета денежные средства, которые позволят ему исполнить свою обязанность по уплате государственной пошлины. Например, кредитный договор с банком об открытии кредитной линии, независимая гарантия, уведомление страховой компании о готовности в определенный срок произвести выплату суммы страхового возмещения и др. (Определение Владимирского областного суда от 11.06.2014 по делу N 33-2115/2014).

Заявитель может представить выписки, письма и справки из Росреестра и ГИБДД об отсутствии у него объектов недвижимости и транспортных средств, которые он смог бы реализовать и за счет их стоимости заплатить государственную пошлину, а также документы из иных государственных органов, подтверждающие его тяжелое финансовое положение, не позволяющее ему единовременно заплатить ее (Определение Московского городского суда от 09.01.2013 N 4г/8-11764/12).

Суд не предоставит отсрочку или рассрочку в уплате государственной пошлины в случае, если заявитель не смог ее заплатить в связи со сбоями или техническими неполадками в работе своего оборудования, поскольку данное обстоятельство не относится к числу тех, что позволяют получить отсрочку или рассрочку (Определение ВС РФ от 11.11.2014 по делу N 305-ЭС14-5836).

Если с ходатайством о предоставлении отсрочки в суд обращается конкурсный управляющий в интересах должника, то суд должен оценить имущественное положение именно должника, а не самого конкурсного управляющего, поскольку участником процесса в любом случае является должник. Конкурсный управляющий совершает названные действия и участвует в обособленном споре от имени общества-должника в силу того, что осуществляет полномочия его руководителя и иных органов его управления (п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

В связи с этим суд вправе отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины с учетом имущественного положения именно должника (общества) как плательщика государственной пошлины, а не его конкурсного управляющего (Определение ВС РФ от 05.10.2015 N 305-КГ15-8556).

При определенных обстоятельствах уплаченная государственная пошлина может быть взыскана в качестве убытков. Например, одним из самых распространенных оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя является наличие у заявителя задолженности перед бюджетом. Если у налогоплательщика на дату подачи заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя имеется задолженность перед бюджетом по налогам, сборам, пеням или штрафам, подтвержденная справкой налогового органа в форме электронного документа, переданной в лицензирующий орган, то последний отказывает в ее выдаче (п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

Для принятия решения об отказе в выдаче лицензии не имеет значения конкретный размер задолженности заявителя перед бюджетом, даже если он является явно незначительным, равно как и конкретный вид такой задолженности. Сам факт ее наличия служит достаточным и безусловным основанием для отказа в ее выдаче. В случае отказа в выдаче лицензии уплаченная государственная пошлина не возвращается, поскольку п. 1 ст. 333.40 НК РФ не содержит такого основания для возврата пошлины. В данном случае юридически значимые действия в отношении заявителя были совершены при рассмотрении заявления о выдаче лицензии, поэтому уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит (Постановление КС РФ от 23.05.2013 N 11-П).

Свои права заявители могут защитить за счет казны, если отказ в выдаче лицензии и утрата уплаченной государственной пошлины стали следствием неправомерных действий налогового органа, который предоставил в лицензирующий орган некорректную информацию о наличии у заявителя задолженности по налоговым платежам, которой в действительности не было. Для этого заявитель может подать иск о взыскании убытков в виде реального ущерба - утраченной пошлины, которые взыскиваются за счет казны Российской Федерации в лице налогового органа, предоставившего недостоверные сведения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2014 по делу N А56-22099/2013).

Применение указанной меры возможно, если доказаны противоправность действий причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями и возникшими убытками, наличие и размер понесенных убытков. Для удовлетворения требования о возмещении убытков необходимо доказать наличие совокупности указанных условий. Недоказанность одного из них исключает возможность удовлетворения требования о возмещении убытков (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2011 по делу N А26-3919/2010).

Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием). Суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145).

Обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам установлена подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ. От имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, в данном случае - ФНС России (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2014 по делу N А46-13945/2013).

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. N 146-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 14 июня 2002 г. N 95-ФЗ, ред. от 23.06.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".

Суд не обязан предоставлять отсрочку выплаты госпошлины, но ходатайство об этом можно заявить, присовокупив к нему справку из ИФНС и другие документы, свидетельствующие о финансовых затруднениях.

Документы о материальном положении

Судебная практика показывает, что невозможность оплатить госпошлину истцы также подтверждают с помощью сведений о нахождении компании в банкротстве и справок о нулевом остатке средств на счете или об отсутствии счетов ( , ).

Само по себе нахождение компании в банкротстве не признают основанием для отсрочки (постановления АС Уральского округа , ).

Когда оформлять документы к ходатайству

Документы, которые подтверждают тяжелое финансовое положение заявителя, необходимо оформить перед подачей ходатайства в суд. Если заявитель приложит справки более чем месячной давности, суд не предоставит отсрочку (постановления , ).

Отказ в отсрочке уплаты госпошлины

Суд не удовлетворит ходатайство, если необходмые документы не представлены. Например, суд возвратил апелляционную жалобу , так как заявитель не уплатил госпошлину и не представил доказательств, которые подтвердили бы трудное имущественное положение, не позволяющее ее оплатить ().

Если на счете достаточно средств для оплаты пошлины, суд не удовлетворит ходатайство об отсрочке. Например, заявитель утверждал, что остаток средств нужен ему, чтобы исполнить требования кредиторов, которые обеспечены залогом. Суд все рассчитал и пришел к выводу, что средств хватает как для расчетов с кредиторами, так и для уплаты госпошлины ().

Определение о возвращении иска в связи с отказом в предоставлении отсрочки можно обжаловать (абз. 3 п. 5 постановления № 6).

Все платные государственные услуги облагаются госпошлиной, факт её оплаты подтверждается квитанцией, которая обязательно прилагается к пакету документов. Часто из-за путаниц возникают неприятные ситуации, когда гражданин оплачивает большую сумму, чем следовало по факту. Не спешите волноваться и искать виновника трат, ведь разницу можно вернуть, написав соответствующее заявление. Также, если вам отказали в услуге позднее, но вы уже оплатили пошлину – вы тоже имеете полное право на возврат средств. В данной статье вы найдете полный список оснований, а также узнаете что нужно предпринять для получения госпошлины обратно.

В каких ситуациях можно вернуть госпошлину

Данный вопрос полностью регулирует статья 333.40 Налогового Кодекса РФ. Полный текст вы можете увидеть, пройдя по ссылке . Основные ее положения гласят:

  • Вы можете вернуть разницу за любую государственную пошлину, оплаченную по ошибке сверх нормы;
  • Судебная пошлина возвращается гражданину, если его дело не было возбуждено вовсе, либо суд отклонил заявление;
  • Такая пошлина может быть заморожена и оплачена в счет следующего иска;
  • Если мир заключался ещё до начала суда, то истец получит только половину суммы;
  • Пошлина не возвращается, если ответчик сразу же удовлетворил запрос истца до начала суда;
  • Любая сумма вернется, если юридическое лицо отказалось предоставлять вам государственную услугу.

Однако, бывают случаи, когда пошлину вернуть нельзя:

  • Госпошлина не возвращается за услуги органов ЗАГС, кроме ошибочной оплаты сверх нормы;
  • Если вам отказали в выдаче паспорта гражданина РФ по установленной законодательно причине, то пошлина не вернется. Вы можете использовать квитанцию при повторной подаче документов;
  • Когда вы сами отказываетесь от услуги после оплаты пошлины, деньги не возвращаются.

Сначала сверьтесь со списком или статьей кодекса, если ваш случай подходит под возврат средств, то приступайте к следующим пунктам.

Куда обратиться за возвратом госпошлины

Чтобы вернуть деньги, вам нужно отнести заявление и соответствующие доказательства в орган, который отказал в государственной услуге или в который вы перечислили ошибочную сумму. Именно его специалисты примут решение о возврате и дадут вам справку.

Весь процесс выглядит так:

Если решение отрицательное, и вы не согласны с ним, то вам нужен письменный отказ от организации, который она обязана выдать. С заявлением, отказом и квитанцией обратитесь прямо в Налоговую Службу.


Сколько ждать возврата пошлины

Всего срок складывается из нескольких факторов:

  • На рассмотрение вашего заявления у организации есть пять дней;
  • Ещё пятнадцать выделяется на оформление справки для Налоговой Службы;
  • У ФНС есть месяц на возврат ваших средств.

Если организация переводит вам деньги в обход ФНС, то у нее на это тоже месяц. Выплата происходит из Федерального Казначейства.


Зачисление средств произойдет на тот же счет, с которого они были сняты. Если вы платили наличными, то в заявлении указываются реквизиты для возврата: номер сберегательной книжки, банковской карты или лицевого счета физического лица.

Дело № 11-148/15 <.....>

Мировой судья Лучникова С.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Орджоникидзевский районный суд г. Перми

В составе председательствующего судьи Кордон Н.Ю.

При секретаре судебного заседания Шариповой О.Д.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе ООО «Пермгазэнергосервис» на определение от (дата) мирового судьи судебного участка № , которыми постановлено:

«В удовлетворении ходатайства ООО «Пермгазэнергосервис» о предоставлении отсрочки в уплате государственной пошлины при подаче заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Фадеева В. Л., Фадеевой Н. А., Котельникова Е. А., Фадеевой М. К., Фадеева С. В. о взыскании суммы долга по оплате коммунальных услуг – отказать»,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Пермгазэнергосервис» обратилось к мировому судье судебного участка № с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Фадеева В. Л., Фадеевой Н. А., Котельникова Е. А., Фадеевой М. К., Фадеева С. В. задолженности за коммунальные услуги в размере <.....>.

Судьей постановлено приведенное выше определение.

Определением мирового судьи судебного участка №... от (дата) ООО «Пермгазэнергосервис» отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Фадеева В.Л., Фадеевой Н.А., Котельникова Е.А., Фадеевой М.К., Фадеева С.В.. Данное определение не обжалуется.

В частной жалобе представитель заявителя просит об отмене определения, которым отказано в предоставлении отсрочки по уплате госпошлины. Указывает, что решением арбитражного суда от (дата) ООО «Пермгазэнергосервис» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, назначен конкурсный управляющий. Организация не имеет на счетах денежных средств для оплаты государственной пошлины, в подтверждение данного обстоятельства заявителем был приложен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих отсутствие денежных средств на счетах. Считает, что не предоставление отсрочки уплаты госпошлины лишает организацию беспрепятственного доступа к правосудию.

Дополнительно указал, что нормативно-правовыми актами не предусмотрено предоставление справки о наличии (отсутствии) денежных средств на счете на дату подачи заявления о выдаче судебного приказа. В настоящее время организация коммерческую деятельность не ведет, в реестр кредиторов включены требования кредиторов на сумму <.....>. Все взысканы от дебиторов денежные средства, перечисляются в адрес текущих кредиторов и отсутствуют на другие расходы. Указал, что другими судами отсрочка предоставляется. Просит определение мирового судьи от (дата) об отказе в предоставлении отсрочки в уплате госпошлины отменить, ходатайство о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины удовлетворить.

На основании с пункта 1 статьи Налогового кодекса Российской Федерации - отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 64 НК РФ установлено, что отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей главой, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка уплаты налога может быть предоставлены заинтересованному лицу в случае угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в пятидневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета. К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы: справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам; справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках; справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке; справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках; перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства); обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности; документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи (ч. 5 ст. 64 НК РФ).

О П Р Е Д Е Л И Л:

В удовлетворении частной жалобы ООО «Пермгазэнергосервис» отказать.

Определение от (дата) мирового судьи судебного участка №... об отказе в предоставлении отсрочки по оплате госпошлины оставить без изменения.

Судья Н.Ю. Кордон

Суд:

Орджоникидзевский районный суд г. Перми (Пермский край)

Судьи дела:

Кордон Наталья Юрьевна (судья)

Величина госпошлины за ту или иную услугу установлена статьями Налогового кодекса (НК РФ). Право на возврат денег за государственную услугу, которой не воспользовались, имеет каждый заявитель. Эта возможность прописана НК РФ. Для получения денег достаточно написать заявление и приложить чек о проведении платежа. Возврат госпошлины за загранпаспорт производится по обычной процедуре при неполучении документа, переплате излишней суммы за услугу или неправильном оформлении квитанции.

Основания для возврата

Граждане часто совершают ошибки при заполнении документов. Они не всегда знают требуемые реквизиты или неправильно их записывают. Перед тем , человек должен тщательно проверить информацию о плательщике во избежание ошибок. Узнать данные получателя можно через интернет или в территориальном отделении ГУВМ МВД.

Перечисленные не по назначению деньги требуется вернуть. Выдача загранпаспорта невозможна, если госпошлина не оплачена. При этом возврат можно оформить после нового перечисления средств, если дополнительного времени на ожидание перечисления неправильно перечисленных денег нет.

Законодательство разрешает гражданам иногда вернуть деньги, уплаченные в государственный бюджет. Возвратить госпошлину можно при следующих обстоятельствах:

  • заявитель заплатил сумму, которая больше требуемой в конкретном случае;
  • в квитанции и заявлении на загранпаспорт не совпадает ФИО плательщика и получателя документа (часто при оформлении заграничного удостоверения на ребенка);
  • государственное учреждение отказалось предоставить услугу человеку, который заплатил за нее;
  • гражданин отказался от дальнейшего оформления загранпаспорта, несмотря на оплаченную госпошлину.

При этом факт уплаты госпошлины может быть подтвержден квитанцией. Граждане вправе воспользоваться ею в течение 3-х лет после совершения платежной операции. Средства возвращаются полностью без учета комиссии.

Порядок действий

Стоимость загранпаспорта в 2019 году составляет от 100 рублей до 3500 тысяч рублей с учетом вида документа и возраста получателя. Следует учитывать, что биометрическое заграничное удостоверение стоит дороже обычного. При заказе заграна ребенку, следует указывать его имя в качестве плательщика госпошлины за услугу. Иначе документ не будет выдан и придется возвращать перечисленные средства.

Право на возврат денег, перечисленных не тому получателю, сохраняется 3 года с момента перечисления денег. В некоторых случаях человек может ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Ему следует обращаться в суд. Судья рассматривает поданное прошение и прилагаемые документы и восстанавливает срок подачи заявления на возврат неиспользованной или излишне уплаченной суммы за загранпаспорт.

Статистика показывает, что граждане не пропускают срок, установленный для возврата денег, перечисленных за неполученные услуги. Они обращаются в течение первых месяцев после проведения оплаты. При верно оформленном запросе получить средства можно уже через несколько недель. Правильное обращение подразумевает подачу заявления и документов. Если платеж производился через интернет, нужно распечатать чек об уплате. Перед тем как вернуть госпошлину за загранпаспорт через «Госуслуги», нужно зайти в личный кабинет, просмотреть перечень собственных финансовых операций и распечатать необходимую квитанцию.

Гражданин должен обращаться с документами и заявлением на возврат к сотрудникам миграционной службы. В их полномочия входит возврат средств, перечисленных государственной структуре по ошибке или с переплатой.

Гражданам достаточно обратиться к миграционной службе с оформленным заявлением. Сотрудники ведомства проводят проверку запроса и удовлетворяют его согласно установленным законодательством срокам. При этом затягивание процедуры выдачи грозит должностным лицам начислением сверх суммы процентов. Такой порядок установлен Налоговым кодексом РФ.

Как вернуть излишне уплаченную госпошлину: Видео

Подача документов

Для удовлетворения просьбы о возврате средств, уплаченных для получения загранпаспорта, следует обратиться к сотрудникам миграционной службы с соответствующим заявлением. Для получения денег важно подготовиться. Гражданин должен принести сотруднику территориального отдела миграционной службы квитанцию об уплате, произведенной не ранее 3-летнего срока до момента обращения. Квитанция должна быть оформлена по всем правилам. В полученном в банке чеке о проведенном платеже должен стоять штамп учреждения.

Вместе с квитанцией сотрудникам миграционного органа следует представить собственный паспорт и его копию. В некоторых случаях граждане не могут предъявить паспорт. В этой ситуации требуется представить любое удостоверение личности, например, водительское удостоверение.

Оплата госпошлины через банк также позволяет получить в отделении справку о получателе средств. В этом нет прямой необходимости, однако такой документ упрощает проверку финансовой операции. Миграционная служба не станет делать самостоятельный запрос получателю о факте перечисления средств.

Заявление

Официального бланка запроса не существует. Однако при обращении к сотрудникам службы следует использовать образец заявления на возврат госпошлины за загранпаспорт. Запрос оформляется в письменном виде. Он должен содержать основную информацию, позволяющую узнать, кому и за что перечислены средства и кто плательщик. Для правильного составления запроса необходимо учесть следующие пункты:

  • наименование должности, ФИО начальника территориального миграционного подразделения ГУВМ МВД;
  • личные данные и контакты гражданина, претендующего на возврат средств по госпошлине для получения загранпаспорта;
  • название документа;
  • сведения о дате и времени, сумме и варианте проведения оплаты государственной пошлины за заграничный паспорт с указанием его вида (биометрический и старый вариант);
  • описание ситуации, вследствие которой требуется вернуть средства (отказ в выдаче загранпаспорта или его получении, переплата суммы);
  • сведения о реквизитах счета в банке плательщика для возврата суммы по госпошлине;
  • список прилагаемых документов (квитанция, паспорт);
  • дата составления заявления и подпись.

Заявитель должен подать в качестве банковских реквизитов собственный счет. Если будет указан номер счета родственника, в возврате средств откажут.

Сроки перечисления

Рассмотрение заявления на возврат средств, потраченных в качестве госпошлины на загранпаспорт, производится в 10-дневный срок. Этот период дается на проверку документов и факта проведения платежа. Если у сотрудников миграционного отдела возникнут вопросы и сомнения в документах, возврат средств может затянуться. В крайнем случае деньги не вернут.

После успешной проверки запроса гражданин может ожидать возврат средств в течение 30 дней с момента регистрации заявления. Затягивание срока на возврат грозит должностным лицам финансовыми штрафами. Период рассмотрения запроса могут продлить на несколько дней.

В случае переплаты

Граждане часто оплачивают услугу за загранпаспорт по высшей стоимости, чем требуется. Это одна из самых распространенных причин обращения за возвратом суммы. Это происходит, когда рассчитывается госпошлина за один вид загранпаспорта, а гражданин пишет заявление на более дешевый вид. Переплата возможна, когда загранпаспорт нужен несовершеннолетнему гражданину, а госпошлина оплачена по цене документа для взрослого человека. Полная стоимость заграничного паспорта выплачивается после 14 лет.

Переплата возможна при заказе загранпаспорта через портал «Госуслуги». Сервис предлагает оплату госпошлины с учетом 30% скидки. Некоторые плательщики не учитывают разницу и оплачивают госпошлину в полной мере. Скидка через «Госуслуги» действует для лиц до 14 лет. Зачастую этот показатель не учитывают, что приводит к переплате госпошлины.

Перед тем как вернуть деньги за госпошлину за загранпаспорт, важно подготовить квитанцию и сделать копию своего паспорта. Заявление можно заполнить непосредственно в миграционном отделении территориального ГУВМ МВД.

Куда обратиться, если отказались вернуть


Гражданам возвращают госпошлину за загранпаспорт не всегда. Некоторые запросы вызывают сомнения у сотрудников миграционного отдела, что приводит к затягиванию процедуры или полному отказу в выдаче средств. На квитанции должна четко просматриваться печать банковского учреждения или платежной системы. Проблема может появиться из-за несоответствия квитанции действительности или трудностей с ее проверкой.

Часто миграционный отдел отказывается вернуть средства. Гражданину неясно, как вернуть деньги за загранпаспорт нового образца или небиометрического вида. Спорные моменты приводят зачастую плательщиков в судебную инстанцию. Это происходит, когда внесудебный порядок разбора ситуации не приводит к желаемому результату. Участниками судебного разбирательства становятся ГУВМ МВД и плательщик.

Гражданин должен оформить исковое заявление в суд и собрать ряд доказательств о проведении платежа.

Документы необходимо зарегистрировать в территориальном суде. Такой спор рассматривает районная инстанция.

Пакет документов для судопроизводства должен состоять из следующих документов:

  • искового заявления;
  • заявления, в котором указано требование вернуть госпошлину за загранпаспорт и его копии;
  • копии чека, подтверждающего факт уплаты госпошлины, произведенной не позднее 3 лет до момента написания заявления на возврат;
  • юридически оформленного ответа от представителя МВД о невозможности проведения возврата средств с описанием причин отказа.

Начало судопроизводства происходит через месяц после регистрации заявления. Период разбора спора в судебном порядке занимает не менее 3 месяцев. Если лицо докажет свою правоту, оно не только вернет затраты, потраченные на госпошлину, но и вправе потребовать компенсации трат на судебное производство. В исковую сумму часто включается требование возместить моральный ущерб.

Истец не должен рассчитывать на возврат большой суммы. Заявителям компенсируют сумму, состоящую из госпошлины за услугу по выдаче документа и судопроизводство. Все суммы следует подтвердить фактически.