Александр Колов

Проведение государственной кадастровой оценки будет происходить по «новому» в некоторых субъектах РФ уже в 2017 г.

По «новому» - актуальный вопрос. Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» регулирует не только государственную кадастровую оценку (ГКО) по «новому», но и оспаривание кадастровой стоимости по «новому», определенной по нормам вышеуказанного ФЗ. Указанный ФЗ вступает в силу с 01.01.2017. Ожидать проведения ГКО по «новому» в некоторых субъектах РФ следует уже в 2017 г. «Заморозка» кадастровой стоимости до 01.01.2020, определенной по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ», будет только стимулировать субъекты РФ провести ГКО по «новому» в ближайшие сроки. «Заморозка» введена ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который введен в действие с 15.07.2016.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, т.е. либо по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 или ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016. См. ч.7 ст.24 ФЗ №237-ФЗ. по нормам ФЗ №237-ФЗ будет происходить в порядке, схожем с порядком по нормам №135-ФЗ. Можно выделить следующие основные особенности оспаривания кадастровой стоимости по «новому».

По нормам ФЗ №135-ФЗ существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по нормам ФЗ №237-ФЗ такого порядка нет, в т.ч. для юридических лиц. По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. По нормам ФЗ №237-ФЗ аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ. Следовательно, некоторые время с большой долей вероятности в некоторых субъектах будут действовать одновременно две комиссии: одна для рассмотрения споров по нормам ФЗ №237-ФЗ, другая по нормам №135-ФЗ.

Лица, занимающие государственные должности, должности в муниципальной службе должны составлять не более половины членов комиссии, рассматривающей споры по нормам ФЗ №237-ФЗ. В состав комиссии может включаться представитель Совета муниципальных образований (некоммерческой организации), который не занимает муниципальную должность. С учетом данного представителя может обеспечиваться большинство в принятии решений. Кроме того, видимо, Минэкономразвития РФ введет правило о том, что при равенстве голосов голос председательствующего будет решающим. Председательствующего, вероятно, будут назначать представителя госоргана субъекта РФ.

Нет в ФЗ №237-ФЗ четких указаний о необходимости создания комиссий к определенному сроку. Ст.22 ФЗ №237-ФЗ можно толковать так, что создание комиссии - это право госоргана субъекта РФ, а не обязанность. Поэтому велика вероятность того, что в ряде субъектов РФ комиссии по рассмотрению споров по нормам ФЗ №237-ФЗ не будут созданы к 2020 г.

В ряде субъектов РФ налогоплательщикам и арендаторам государственных земельных участков установить кадастровую стоимость в размере рыночной через комиссию при управлении Росреестра существенно проще, чем в суде. Это обуславливается сроками рассмотрения (1 мес.) и полномочиями комиссии (отсутствием право назначать экспертизу и т.д.). За такой короткий срок заинтересованные лица, в т.ч. органы местного самоуправления, не успевают подготовить ни замечания на отчет оценщика, ни самостоятельно заказать отчет независимого оценщика. При отсутствии указанных документов проверка отчета осуществляется формально. Кроме того, как правило, комиссии не располагают достаточным количеством сотрудников, обладающих специальными познаниями в области оценки, для того, чтобы надлежащим образом проверять отчеты в массовом порядке. В некоторых комиссиях господствует подход: все заявления удовлетворять, если не выявлены существенные замечания к отчету. Поэтому вышеуказанное новшество может затруднить оспаривание кадастровой стоимости в ряде субъектов.

ФЗ №237-ФЗ правообладателям объектов недвижимости предоставлено право на стадии подготовки к проведению ГКО подавать декларацию о своей недвижимости после публикации решения о проведения ГКО (ст.12). Данная норма направлена на уточнение данных, необходимых для более точного определения стоимости, каких конкретно - пока непонятно. Определенность появится после утверждения Минэкономразвития Формы декларации. Вероятно, речь идет об уточнении таких данных как: год постройки ОКС, процент физического износа ОКС, процент технических помещений от общей площади административно-делового или торгового центра, разрешенное использование земельного участка, предельные параметры застройки согласно ГПЗУ или градостроительного регламента и т.д. По нормам ФЗ №135-ФЗ у правообладателей ОКС и земельных участков право на подачу деклараций отсутствует при проведении ГКО. По ФЗ №237-ФЗ все заинтересованные лица вправе сделать замечания на промежуточных отчетных материалов ГКО в течение 60 дней с момента публикации. Схожая норма есть и ФЗ №135-ФЗ, однако срок для замечаний – 20 рабочих дней (вступила в действие с 01.04.2015 в силу ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ). Вышеуказанные изменения направлены на уменьшение количества споров об оспаривании кадастровой стоимости. ФЗ №237 ФЗ не предусматривает возможность оспаривать ошибки в определении кадастровой стоимости в комиссии. Если такая возможность не будет прописана Минэкономразвития в Порядке работы комиссий, то следует констатировать, что такая возможность отсутствует.

По нормам ФЗ №237-ФЗ бюджетное учреждение, созданное госорганом субъекта РФ, по решению последнего будет проводить ГКО и подписывать отчет, а также давать разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок, в т.ч. технических, методологических, допущенные при ГКО. Она вправе исправлять ошибки только в сторону понижения. Если бюджетная учреждение исправляет ошибки, допущенные им в отчете о ГКО, то оно передает данные госоргану субъекта РФ для внесения исправлений в акт об утверждении результатов ГКО.

Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд решение вышеуказанного бюджетного учреждения в суде по нормам гл. 22 КАС РФ. Также они вправе предъявить административный иск об оспаривании кадастровой стоимости. При рассмотрении требований в порядке гл. 22 КАС РФ об отмене решения бюджетного учреждения об отказе исправить ошибку, видимо, суды не будут устанавливать кадастровую стоимость, а будут предписывать повторно рассмотреть заявление заинтересованного лица. Заинтересованным лицам очень трудно доказать ошибку, особенно методологическую, и в рамках искового производства. Поэтому им рекомендуется идти проторенной дорогой: обращаться с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Пока нормативные акты не предусматривают необходимости представлять заключение СРОО (саморегулируемой организации оценщиков) на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ, в отличие от оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ. Статья 246 КАС РФ закрепляет обязанность представления заключения СРОО, если это установлено Минэкономразвития РФ. Последний это предусматривает только для оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ при снижении кадастровой стоимости более чем на 30%, если заявитель желает получить положительное решение. См. Приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 №263. ФЗ №237-ФЗ не предусматривает обязанность предоставления заключения СРОО в комиссию. ФЗ №135-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.06.2016 N 172-ФЗ) декларирует то, что заключение СРОО подготавливается на добровольной основе, он исключил заключение СРОО из перечня документов, которые необходимо представлять в комиссию. Логичным в таком случае выглядит решение о внесении изменений в Порядок, утвержденный Приказом №263. Однако Минэкономразвития пока с таким решением не торопится. Вышеуказанные новшества могут привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

При подаче заявления в комиссию об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ подаются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), которая должна содержать сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
  • Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • Отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном и электронном носителе.
Сейчас по нормам ФЗ №135-ФЗ подаются практически аналогичные документы. Однако вместо выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости подается кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ подается в форме нотариальной копии. Кроме того, подается заключение СРОО на отчет оценщика, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от кадастровой более чем на 30%. Это требование не закона, а Порядка Минэкономразвития, утв. Приказом №263.

С 01.01.2017 вводится в действие ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает объединение ГКН (государственного кадастра недвижимости) и ЕГРП (Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним). Поэтому выписка из ЕГРН будет, как правило, одновременно являться документом, подтверждающим права на оспариваемый объект и оспариваемую кадастровую стоимость. «Справка о кадастровой стоимости» с 01.01.2017 выдаваться не будет. Внесены изменения и в ФЗ №135-ФЗ, которые вступают в силу с 01.01.2017.

По нормам и ФЗ №135-ФЗ, и ФЗ №237-ФЗ органы местного самоуправления и органы государственной власти – бюджетополучатели соответствующий налогов на недвижимость - вправе оспорить решение комиссии о существенном понижении кадастровой стоимости. Данный вывод основывается на Пост. Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 №15-П.

Основные выводы.

Производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, т.е. либо по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 или ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016 «О государственной кадастровой оценке».
- По нормам ФЗ №135-ФЗ существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, по нормам ФЗ №237-ФЗ такого порядка нет, в т.ч. для юридических лиц.
- По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. По нормам ФЗ №237-ФЗ аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ. ФЗ №237-ФЗ можно толковать так, что создание комиссии – это право госоргана субъекта РФ, а не обязанность.
- По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам ФЗ №237-ФЗ, видимо, комиссии будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они вправе исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости.
- По нормам и ФЗ №135-ФЗ, и ФЗ №237-ФЗ органы местного самоуправления и органы государственной власти – бюджетополучатели соответствующий налогов на недвижимость - вправе оспорить решение комиссии о существенном понижении кадастровой стоимости.
- Пока нормативные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ, в отличие от оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ.

Настоящей неожиданностью для многих землевладельцев стали новые изменения, внесенные в закон о земельных участках в 2019 году. Поправки кардинально изменили порядок пользования территорией для отдельных граждан и установили некоторые ограничения.

Согласно новому порядку, граждане, владеющие земельным наделом и еще не поставившие его на учет в Госкадастре, должны будут пройти обязательную регистрацию в ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков) и получить соответствующие документы. Наша статья посвящена тому, какие еще изменения были внесены в законодательный акт и какие последствия они могут иметь для владельцев земельных участков.

У людей, владеющих земельным участком, после принятия последних оправок возникла реальная опасность лишиться своего владения. Территория, которая не была поставлена на кадастровый учет или поставлена не менее пяти лет назад, должна будет пройти официальную регистрацию в новой базе данных ЕГРН. Если владелец имущества этого требования не исполнит, земля перейдет в распоряжение муниципалитета.

В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2012 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.

При рассмотрении конкретного дела суд может решить, что земля не имеет владельца и передать ее муниципалитету. Владелец территории может даже не узнать, что имущество больше ему не принадлежит. Даже наличие построек и сооружений любого типа не сможет защитить владельца от изъятия территории. Лишившись своих полномочий, гражданин не сможет продать, подарить или передать по наследству земельный массив.

Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

Изменения, коснувшиеся кадастровой оценки недвижимого имущества

Наибольшую путаницу вызывает на сегодняшний день такая процедура, как кадастровая оценка. Новые положения закона, начавшие действовать с 1 января 2019 года, определили новый порядок выполнения проведения оценки. Сегодня мероприятие организовывают и проводят исключительно госучреждения, в то время как раньше этим занимались и независимые оценщики, имеющие официальное разрешение на работу.

Кадастровая оценка будет выполняться единообразно для каждого региона и объекта, без учета особых нюансов и индивидуальных факторов, поэтому такое решение может иметь негативные последствия и, прежде всего, повышение размеров земельного налога. Кроме того, люди не смогут обратиться к другим специалистам и заказать независимую оценку.

Порядок действий, если в документации не прописано право распоряжаться наделом

Обязательным условием по новому закону является наличие документального подтверждения прав собственности на земельный участок, который был приобретен или получен до 2001 года. Полная информация должна быть указана в специальном акте или в любом другом документе, удостоверяющем право собственности человека.

Если такие бумаги отсутствуют, то определить полномочия гражданина в отношении надела не представляется возможным, и необходимо будет выполнить проверку таких документов:

  1. Предполагаемый собственник обязан представить акт о передаче ему имущества от лица муниципального образования или госоргана.
  2. Подается выписка из похозяйственной книги, которая оформляется, когда земля используется для организации ЛПХ.
  3. Человек может представить любой другой документ, подтверждающий его право владения землей.

Если документов достаточно, то право на землю регистрируется в установленном порядке.

Новый порядок регистрации земли при получении дома в порядке наследования

Начиная с текущего года, переход права собственности на землю при наследовании жилья предполагает проведение регистрации земельного участка, на котором размещена постройка.

Важным изменением стало то, что для регистрации права собственности на дом раньше надо было предоставлять:

  • бумаги, удостоверяющие факт наследования имущества, с указанием права наследодателя на распоряжение жилым помещением;
  • любой документ, который подтверждает право гражданина на владение постройкой и земельным участком, где дом расположен.

Такие документы могут потребоваться в том случае, если ранее никаких регистрационных процедур не выполнялось и объект, а также земельный надел уже были внесены в электронную базу. В остальных ситуациях документы больше предоставлять не нужно.

Заключение

Поправки, внесенные в закон о земельных участках, стали причиной ускоренного темпа регистрации земельных участков гражданами. Согласно новым правилам, надел может быть изъят, если земля не поставлена своевременно на кадастровый учет и не имеет четко установленных границ. Кроме этого существенного изменения, некоторые поправки коснулись порядка проведения кадастровой оценки и регистрации прав собственности на имущество.

13.07.2016 10:17

В начале июля президент подписал закон о государственной кадастровой оценке. Что в итоге изменится для обычных граждан - собственников недвижимости?


Закон о государственной кадастровой оценке напрямую касается всех граждан, у которых есть хотя бы какая-то недвижимость — квартира, дом, дача, участок. Именно от этой самой оценки и зависит, какие налоги за землю и имущество придется платить. Напомним, что земельный налог все россияне уже несколько лет платят по кадастровой (приближенной к рыночной) стоимости. Налог на имущество собственники жилья и дач в 27 регионах, включая Москву и Подмосковье , в первый раз по кадастровой стоимости заплатят в этом году. До 2020 года на ту же схему постепенно перейдут и в остальных регионах.

Разбираемся, что в итоге изменится для обычных граждан — собственников недвижимости.

Кто в ответе за расчеты

Как сейчас. Кадастровую стоимость определяют частные оценщики, которых местные власти отбирают на конкурсной основе. Один из главных критериев отбора — цена услуг, чем дешевле — тем лучше. Что не лучшая гарантия профессионализма и качества работ.

Деятельность оценщиков никто не может контролировать (это не прописано в законе), кроме них самих, то есть их саморегулируемых организаций. Если оценщики «накосячили» и, скажем, получилось так, что у двух одинаковых домов по соседству кадастровая стоимость отличается в два раза — ничего не поделаешь. Исправлять положение надо самим владельцам домов — заказывать из своего кармана альтернативную оценку и оспаривать расчеты. Получалось, что главные ответственные — собственники недвижимости. Недоволен, что тебе завысили кадастровую стоимость и, соответственно, рассчитали завышенный налог — вот сам за исправление ситуации и плати.

Как будет. Кадастровую оценку станут доверять только специальным государственным бюджетным учреждениям. Эти учреждения предстоит создать на местах региональным властям, которые и будут в ответе за работу оценщиков. Новый закон предусматривает надзор со стороны Росреестра за проведением кадастровой оценки. Теперь это ведомство будет контролировать, чтобы государственные бюджетные учреждения не совершали системных ошибок.

Очень важное новшество — в законе прописано, что убытки, которые понесли владельцы недвижимости из-за ошибок госоценщиков, должны ему возмещаться за весь период применения неправильной кадастровой стоимости.

Работа над ошибками

Как сейчас. Как мы уже говорили выше, практически никак — об исправлении ошибок должен заботиться сам собственник недвижимости. Если, конечно, он умудрится их заметить — поскольку и к методике расчетов много вопросов, она не только обычным гражданам, но и зачастую специалистам непонятна.

Как будет. Сама методика в новом законе не прописана. Ее обязано разработать и утвердить Минэкономразвития . Но обещано, что будут единые правила для всех российских регионов — чтобы кадастровая стоимость не скакала, в зависимости от предпочтений конкретных исполнителей, как сейчас.

А вот в процесс исправления ошибок таки внесены серьезные новшества, полезные для граждан.

«Закон предусматривает нововведения, которые значительно упростят ситуацию с исправлением подобных или массовых ошибок. Например, если речь идет об ошибке в кадастровой стоимости квартир в одном доме или участков в одном товариществе. Достаточно, чтобы кто-то один из собственников обратился с заявлением об исправлении такой ошибки, и она будет исправлена для всех», — пояснили «КП » в пресс-службе Росреестра.

Кроме того, если гражданин уже заплатил налог по «неправильной» кадастровой стоимости, сумму налога ему обязаны будут пересчитать «задним числом» и переплату вернуть. Причем независимо от того, сам он оспорил ошибку или это сделал его сосед.

А если кризис...

Как сейчас. Нынешний закон никак не учитывает возможность того, что в один прекрасный день цены на недвижимость могут рухнуть. Граждане все равно будут платить по «докризисной» кадастровой стоимости, пока не будет проведена новая кадастровая оценка. И даже оспаривание тут не поможет - «альтернативный» отчет должен учитывать рыночную стоимость на ту же дату, когда проводилась кадастровая оценка, а не сегодняшние реалии.

Как будет. Региональные власти теперь вправе заказывать внеочередную оценку — если вдруг цены на недвижимость в конкретном регионе со времени предыдущих расчетов упали более чем на 30 процентов (в нынешний кризис такое случалось).

Что делать недовольным?

Как сейчас. Вариант, собственно, один — оспаривать вызвавшие сомнения расчеты через местную комиссию при Росреестре или через суд. Поводов для оспаривания закон признает два. Первый — ошибка оценщиков, повлиявшая на расчеты (скажем, в площади квартиры или участка). Второй — кадастровая стоимость оказалась выше рыночной, и это доказано документально (нужно самостоятельно заказать отчет о рыночной оценке своей недвижимости).

Как будет. Возможность оспорить свою кадастровую стоимость в специальной комиссии (они, по новым правилам, будут создаваться по решению региональных властей) или через суд остается.

Однако можно будет попытаться решить свои проблемы более простым путем — высказать претензии самим оценщикам. Новый закон обязывает их давать разъяснения по поводу того, что, как и почему они насчитали, в том числе и по запросам граждан. Это хорошо. Потому что раньше недоумевающему гражданину надо было через интернет искать нужный отчет в Фонде данных государственной оценки и пытаться в нем разобраться (задача, практически не решаемая без специалистов). Если, готовя разъяснения, оценщики обнаружат, что ошиблись, они обязаны тут же и внести изменения — дополнительно куда -то еще ходить гражданину будет не надо. То же с ошибками (опечатки, арифметические ошибки и т. п.) - их будут исправлять по заявлениям граждан сами оценщики. (Подробнее — см. графику).

Когда заработают новшества

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года. Однако есть детали. Устанавливается переходный период с 2017 по 2020 год, в течение которого кадастровая оценка может проводиться как по старым, так и по новым правилам. Решение о том, когда именно переходить на новые правила, принимают власти региона.

В связи с этим важно помнить: кадастровую стоимость, установленную по методике старого закона, придется оспаривать по старым правилам (даже если это случится после 1 января 2017 года). А вот ту, которая определялась уже по новому закону, — по новым правилам. То есть, прежде чем «качать права», сначала придется разобраться, а по какой схеме вам проводили расчеты.

А за чей счет «гуляем»?

Игорь Зиневич , адвокат: «Суть закона — определять кадастровую стоимость имущества граждан будут государственные бюджетные учреждения, им передаются все соответствующие функции. Это нужно для того, чтобы закрепить единые стандарты и избежать нынешних расхождений между рыночной стоимостью недвижимости и кадастровой. Но кому придется платить за единые стандарты?

Да, граждане не будут оплачивать услуги госоценщиков непосредственно своим заработанным рублем. Но зарплата сотрудников новых бюджетных учреждений будет формироваться из налогов, собранных все с тех же граждан.

При этом, как конкретно и по какой методике будут работать новые государственные оценщики, пока не очень понятно, в законе это не прописано. Из чего можно предположить, что особо упертым гражданам, которые не хотят платить неоправданно высокие налоги на недвижимость, все равно придется тратиться на процедуру оспаривания».

Кадастровая стоимость — это условная цифра, определенная государством за конкретный дом, квартиру, земельный участок и иные объекты недвижимости. Сформированная цена фиксируется в данных Росреестра, и необходима для фактического определения стоимости жилищного фонда, а также для начисления адекватного налога на недвижимость.

Однако, несмотря на внесенные изменения и возможность проработать механизм проведения государственной кадастровой оценки (далее — ГКО), сохранилась значительная разница между рыночной и кадастровой стоимостью, что, в немалой степени, обусловлено применением методов массовой оценки объектов, объединенных в один класс жилья, зданий и земельных участков.

От тотальной кадастровой оценки — к «заморозке»

Изначально порядок проведения ГКО регламентировался принятым 21 июля 2014 года федеральным законом №225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»» с изменениями и дополнениями. Одновременно с этим был разработан внутренний регламент Росреестра, на основании которого и проводилась ГКО.

Согласно принятым положениям, при расчете кадастровой стоимости учитывались следующие критерии:

  1. Стоимость квадратного метра исходя из рыночной стоимости объектов в заданном регионе, городе, муниципальном образовании и иных населенных пунктах.
  2. Год постройки и уровень фактического износа здания.
  3. Расположение объекта исходя из: нахождения здания в пространстве, экономической перспективности района и этажа (при оценивании квартиры).
  4. Площадь объекта и иные характеристики.

Оценка указанных параметров формировала кадастровую стоимость конкретного объекта недвижимости. Однако зачастую полученная величина существенно отличалась от рыночной цены, причем, как в большую, так и меньшую стороны. К примеру, на основании исследования, проведенного аналитиками ЦИАН, кадастровая стоимость 97,5% московских квартир не соответствует рыночной (в 36% домов — кадастровая стоимость оказалась выше рыночной, в 64% — ниже рыночной).

Поэтому в середине 2016 года было принято решение о «заморозке» кадастровой стоимости с 1 января 2017 до 1 января 2020 года. Тогда же было принято и ряд положений и законодательных актов, регламентирующих правила проведения ГКО.

В частности, был принят федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ от 3 июля 2016 года, согласно которому переоценку всех объектов недвижимости следует производить не чаще одного раза в 3 года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в 2 года), но не реже одного раза в 5 лет. Тогда как кадастровая оценка должна проходить согласно методологическим указаниям о ГКО, утвержденных внутренним приказом Минэкономразвития № 358 от 7 июня 2016 года.

Согласно нововведениям, в отношении результатов ГКО, проведенной до вступления в силу вышеобозначенных изменений, были приняты следующие решения:

  1. В период «заморозки» следует применять кадастровую стоимость, актуальную на 1 января того года, в котором она впервые была рассчитана (в конкретном регионе), но не ранее 1 января 2014 года.
  2. С 1 января 2017 года Росреестр будет определять кадастровую стоимость с учетом результатов ГКО, актуальных на 1 января того года, в котором она впервые была рассчитана, но не ранее 1 января 2014 года. Соответственно эти результаты будут включены в ЕГРН .
  3. Проведение ГКО «по-старому», при наличии договоров о кадастровой оценке, заключенных до 15 июня 2016 года, должно быть завершено к 1 января 2020 года (соответствующие договоры заключены 33 субъектах РФ, в том числе в Москве и Московской области).

Кроме этого, нововведения запрещают Росреестру заключать договоры на проведение ГКО с независимыми оценщиками, которые в процессе работы применяли свои методы при оценивании недвижимости.

Когда можно проводить ГКО «по-новому»?

Решение о переходе к ГКО по принятым в 2016 законодательным актам принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. То есть, регионы уже в 2017 году смогут внедрить ГКО «по-новому».

Сложность в принятии новых правил ГКО заключается в том, что ее проведение должно выполняться государственным бюджетным учреждением, созданным субъектом РФ. Однако соответствующие структуры пока не учреждены в силу объективных факторов, один из которых — специальные требования, установленные для работников таких организаций.

Как определить кадастровую стоимость?

При определении кадастровой стоимости, в первую очередь, необходимо руководствоваться выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта (ранее этот документ назывался «Справка о кадастровой стоимости»), в которой указана актуальная кадастровая стоимость объекта и, сопоставив ее с рыночной, принимать решение о целесообразности обжалования ГКО. Так, согласно приведенному выше исследованию, разница между кадастровой и реальной стоимостью жилья в Москве составляет не более 25%, что делает процесс оспаривания стоимости недвижимости нерентабельным.

По факту, самостоятельно определить кадастровую стоимость — не представляется возможным, в силу различий в толковании и применения законодательной базы на момент проведения ГКО.

Как оспорить кадастровую стоимость?

Существует три способа оспаривания кадастровой стоимости:

  1. Подача заявление в комиссию, созданную в рамках Росреестра.
  2. Заявление суд о признании недействительным решения комиссии Росреестра об удовлетворении заявления по оспариванию ГКО.
  3. Исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в сумме рыночной.

Оспаривание будет производиться по нормам того закона, по которому была проведена ГКО, что в немалой степени влияет на специфику обжалования результатов оценки.

При определении кадастровой стоимости используется метод массовости, в применяемом подходе не должны учитываться уникальные особенности объектов.

Именно поэтому 1 кв.м. земли под Вашей бытовкой может стоить столько же сколько и 1 кв.м. под элитным торговым центром Вашего соседа, а 1 кв.м. Вашего домика из соломы - соответствует стоимости 1 кв.м. особняка барина.

По общему правилу, данный вид стоимости завышен и не соответствует рыночной!

Внимание!!! Скачать отчет с расчетом удельного показателя стоимости Вашего об ъекта можно в открытом доступе используя сервис , однако данный документ имеет очень большой объем!

Когда определяется кадастровая стоимость?

Согласно действующему Законодательству об оценочной деятельности

1. В городах федерального значения - каждые 2-5 лет.

Внимание!!! Последняя кадастровая стоимость в Москве определялась по состоянию на 01.01.2016г. и утверждена с 01.01.2017г.

2. В остальных регионах - каждые 3-5 лет.

Внимание!!! Последняя кадастровая стоимость в Московской области в отношении земельных участков определялась по состоянию на 01.01.2013г. и утверждена с 01.01.2014г., в отношении остальных объектов недвижимости - утверждена с 01.01.2016г.

В 2018 году кадастровая оценка проводится ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" ! Она будет утверждена и применяться для целей налогообложения с 01.01.2019 года.

Куда обратиться чтобы оспорить кадастровую стоимость?

К нам! А мы в свою очередь обратимся:

1. В Комиссию при Управлении Росреестра Вашего региона (до 01.01.2019г.). Информацию о работе, решения, порядок подачи документов, график приема и другую полезную информацию Вы можете увидеть в открытом доступе на сайте территориального подразделения, например Москвы и Московской области .

Внимание!!! Комиссия для юридических лиц - обязательный досудебный порядок (до 01.01.2019г.)!

2. В суд, подготовив необходимый пакет документов и административное исковое заявление (с 15.09.2015г.).

Внимание!!! При выборе юриста для представления Ваших интересов в суде - обратите внимание куда он планирует подачу Ваших документов! В связи с тем, что до "6" августа 2014 года подведомственность данного вида споров принадлежала Арбитражному суду, некоторые юристы с отсутствием практики в данной области руково дствуются информацией из Картотеки арбитражных дел не разобравшись в действующем Законодательстве!

Сейчас документы подаются в суд согласно подведомственности, установленной п.15 ст. 20 КАС РФ.

Как изменить кадастровую стоимость?

1. Установить вместо кадастровой рыночную стоимость, подготовив соответствующие доказательства. При этом сама кадастровая стоимость предметом спора не являются.

2. Доказать искажение данных о Вашем объекте, используемых при кадастровой оценке.

3. Оспорить в судебном порядке действия (бездействие) Комиссии.

Какие документы необходимы для установления кадастровой стоимости равной рыночной?

1. Для первичного обращения к нам:

Кадастровый паспорт или правоустанавливающий/правоудостоверяющий документ (сканированная копия).

2. Для оценщиков (копии нужно заверять )

На землю:

  • Свидетельство о праве/договор аренды с приложениями.

На здание:

  • Свидетельство о праве.
  • Технический паспорт или выписка из технического паспорта.
  • Кадастровый паспорт/кадастровая выписка.
  • Сведения по обременениям (залог, аренда, иное).
  • Сведения о кадастровой стоимости (справка).

От бухгалтерии:

  • Величина балансовой и остаточной стоимости (на момент определения стоимости).

От ООО:

  • Устав.
  • Выписка из ЕГРЮЛ (при наличии).
  • ОГРН (форма № Р51001 или форма № Р57001).
  • Протоколы, решения, или выписки из протоколов о создании ООО, утверждении Устава, назначении руководителя.
  • Список участников.

От АО:

  • Выписка из реестра акционеров на текущую дату.
  • Протокол (выписка из протокола) общего собрания (высшего органа управления) с решением об избрании Совета директоров (наблюдательного совета) правления (дирекции) с указанием состава и срока избрания, решение об их утверждении.
  • Положение об исполнительном органе и подтверждающие полномочия документы (протоколы, приказы).

3. Для юристов:

  • См. п.2.
  • Выписка(и) из ЕГРП.
  • Правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ, заверенный у нотариуса.
  • Доверенность.

4. Для подачи административного искового заявления:

  • Выписка(и) из ЕГРП.
  • Отчет об оценке объекта (на бумажном и электронном носителях).
  • Доверенность.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины (с печатью банка).

За какой период возможно оспорить кадастровую стоимость?

Законодателем прописан срок давности целых 5 лет с момента внесения в ГКН кадастровой стоимости! Однако в случае внесения новых результатов, либо изменения стоимости по иным основаниям, пропадает и право на оспаривание.

Также стоит учитывать, что установленная рыночная стоимость подлежит применению с "01" числа года, в котором подавалось соответствующее заявление, а если сведения об изменении объекта недвижимости вносились позже - то с момента внесения таких сведений.

В случае оспаривания действий Комиссии срок предъявления требований истекает через 3 месяца после вынесения решения (ст. 219 КАС).

Внимание!!! Чтобы понизить налоговые (арендные) платежи за 2018 год, необходимо успеть подать заявление именно в этом году!

Как определяется рыночная стоимость?

Рыночную стоимость может определить любой независимый оценщик, соответствующий требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.

При определении стоимости используются различные подходы, учитывающие индивидуальные особенности в отличие от кадастровой стоимости. Несмотря на независимость оценщика в выборе способов и методов оценки, компетентные органы как правило требуют применения сравнительного и доходного подходов.

При сравнительном подходе используются аналогичные объекты со схожими характеристиками.

При доходном подходе рассчитывается доход, который возможно получить.

Методы проведения оценки подробно описаны в законодательстве об оценочной деятельности, в том числе в соответствующих федеральных стандартах, правилах, ФСО.

Информация, которая используется оценщиком должна быть достоверной, достаточной, допустимой, проверяемой, обоснованной и однозначной, что является весьма расплывчатыми понятиями.

По состоянию на какую дату необходимо определить рыночную стоимость?

Дата определения рыночной стоимости - это дата определения кадастровой стоимости.

Исключение: в случае изменения стоимости в результате изменения характеристик. В этом случае рыночная стоимость должна определяться на дату внесения изменений в ГКН. Но: при изменении характеристик не влияющих на изменение стоимости - момент определения не меняется.

Датой определения кадастровой стоимости считается дата формирования перечня, даже если объект и не был в него внесен, но является учтенным.

Внимание!!! Не путайте дату определения, утверждения и применения!
Подмена данных понятий является основной ошибкой оценщиков и причиной для отказа в удовлетворении заявленных требований!

Реально ли оспорить кадастровую стоимость?

Да, конечно!

Мы является ведущим экспертом по вопросу комплексного сопровождения, предлагая Вам оптимальный вариант решения вопроса как в Комиссиях при Управлениях Росреестра г. Москвы и Московской области, так и в Московском городском и Московском областном судах!

Доверяя нам решение Ваших проблем, Вы не тратите время и нервы, а занимаетесь текущими задачами. Мы сделаем все за Вас!

Как внести новые сведения в ГКН?

Данные об установленной вместо кадастровой рыночной стоимости передаются без Вашего участия! Решение Комиссии направляют в орган кадастрового учета, который в свою очередь вносит соответствующие изменения. Срок направления сведений о новой стоимости согласно действующему законодательству - 5 рабочих дней, однако на практике он не соблюдается.

Вновь внесенные данные учитываются при исчислении земельного налога.

Как менял Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядк установления кадастровой стоимости?

Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в законную силу с 15.07.2016 г.
Статьями 18, 19, 20 вышеуказанного закона внесены изменения относительно установления кадастровой стоимости на объекты недвижимости.
..."Статья 18

Приостановить действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом..."
(*Статья 24.12. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.
Статья 24.13. Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Статья 24.14. Отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки.
Статья 24.15. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости.
Статья 24.16. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости.

Таким образом, ст. 18 №360-ФЗ приостанавливает мероприятия по проведению и утверждению результатов государственной кадастровой оценки.

"...Статья 19

1. Установить, что в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года:
1) в случаях, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.."

Таким образом, п.1.1 ст.19 №360-ФЗ устанавливает действительность в период с 2017 по 2020г. кадастровой стоимости, которая действовала по состоянию на 01.01.2014г., а если для целей налогообложения кадастровая стоимость стала действовать позже – кадастровой стоимости, действовавшей на 01.01. того года.

...."2) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.."

Таким образом, п.1.2 ст.19 №360-ФЗ устанавливает исключение, действующее в период с 2017г. по 2020г., согласно которому для целей налогообложения применяется наименьшая кадастровая стоимость, которая была когда-либо установлена в период с 01.01.2014г. (если налог от кадастровой стоимости стали платить позже – то с 01.01 того года) и далее.

....."2. В случае, если после 1 января 2014 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (*Статья 24.19. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик) без использования результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 года с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения..."

Таким образом, п.2 ст.19 №360-ФЗ обязывает провести пересчет до 01.01.2017г. той кадастровой стоимости, которая была установлена на вновь учтенные/измененные объекты без учета кадастровой стоимости 2014г. (либо кадастровой стоимости 01.01 года, в котором она начала действовать для целей налогообложения) с использованием данной кадастровой стоимости (если налог от кадастровой стоимости стали платить позже, либо кадастровая стоимость стала действовать позже – то с 01.01. того последующего года).

"....3. Кадастровая стоимость, определяемая в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" после 1 января 2017 года, определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения..."

Таким образом, п.3 ст.19 №360-ФЗ устанавливает, что на вновь созданные либо видоизмененные объекты после 01.01.2017г. применяется кадастровая стоимость 2014г. (в случае если налог от кадастровой стоимости стали платить позже – 01.01 последующего года).

"...Статья 20

Установить, что в отношении договоров на проведение работ по определению кадастровой стоимости, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат применению статьи 24.15 и 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" до исполнения соответствующих обязательств сторонами таких договоров..."

(*Статья 24.15. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости
Статья 24.17. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости).

Таким образом, ст.20 №360-ФЗ устанавливает, что по заключенным договорам на кадастровую оценку работы продолжаются и отчеты утверждаются без экспертизы СРО.