Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в VI веке, в царствование императора Юстиниана I (483–565). Они подвизались в монастыре аввы Серида, в Палестине, близ города Газы.

Преподобный Варсонофий родился в Египте (год его рождения неизвестен). С юных лет он стал вести жизнь подвижническую. Известно, что, придя в монастырь аввы Серида, он устроил себе малую келлию вблизи монастыря (келлии на Востоке часто вырубались в виде пещер). Позднее в этой келлии прожил 18 лет – до своей кончины – ученик преподобного Варсонофия, преподобный Иоанн, подражая своему учителю в безмолвии, подвигах и усвоении добродетелей. За дар прозорливости он получил название Пророка.

Преподобный Варсонофий через некоторое время перешел в другую тесную келлию, тоже близ монастыря. Для полного безмолвия удалившись от людей, не видя никого, питаясь только хлебом и водой, преподобный провел 50 лет в трудах и подвигах.

Когда услышал о подвижнике Патриарх Иерусалимский Евстохий, образ жизни преподобного Варсонофия показался ему невероятным. Он решил убедиться в нем лично. Для этого велел тайно проникнуть в келлию преподобного. Однако пытавшиеся сделать подкоп в тесное помещение святого были опалены вырвавшимся пламенем. В своем затворе преподобный Варсонофий всецело предался молитве и достиг высокой степени духовного совершенства.

О жизни, подвигах и благодатных дарованиях святых Варсонофия и Иоанна сохранились свидетельства в рукописях. В славянских списках ХV-ХVII вв. находим их наставления в форме ответов на вопросы, которые им задавали ученики и мирские люди. В ХVIII в. стараниями известного молдавского старца, схиархимандрита Паисия Величковского († 1794) были найдены на Афоне наиболее полные две древнейшие пергаменные греческие рукописи «Ответов» преподобных Варсонофия и Иоанна. Они были при жизни старца Паисия переведены на молдавский и славянский языки. Издание этих рукописей, так же как и перевод на русский язык, было осуществлено в ХIХ веке старцами Введенской Оптиной пустыни. Наставления преподобных Варсонофия и Иоанна ясно показывают степень их нравственного совершенства, любви к людям, содержат скупые факты их жизни. Нам неизвестно точное время кончины преподобного Варсонофия: одни называют годом его смерти 563, другие говорят более осторожно – до 600 года.

Проведя долгое время в затворе, преподобный Варсонофий после того и до кончины преподобного Иоанна Пророка, о чем свидетельствует (память его 5 июня), стал служить людям, наставляя их на путь спасения. Известно, что свои ответы вопрошавшим святой Варсонофий передавал через преподобного Иоанна, иногда поручая ему давать ответы, а также через игумена авву Серида, который записывал ответы святого. В ответах преподобного Варсонофия и Иоанна Пророка, ставших руководством к духовной жизни не только для их современников, но и последующих поколений, ясно можно видеть постепенное духовное восхождение «от силы в силу» преподобных. Подвигом поста, безмолвия, хранения сердца, непрестанной молитвы преподобный Варсонофий достиг высоты смирения, рассуждения и огненной любви. Господь дал ему дар прозорливости, предвидения и чудотворения, а также власть молитвой очищать от грехов души людей. Иногда он брал грех другого на себя. Преподобный знал сердечные расположения, поэтому наставлял сообразно с направлением мыслей каждого. Именем Господа он воскрешал мертвых, изгонял демонов, исцелил безнадежных больных; вещи, им освященные, подавали помощь (например, куколь снял головную боль инока). По молитве преподобного Варсонофия Бог посылал дождь на землю, снимая Свой гнев с множества людей; предсказания преподобного всегда исполнялись. Так, он предупредил безмолвника того же монастыря – старца Евфимия, что тот будет положен с ним в один гроб, что и сбылось, как и многое другое. Все эти великие дарования преподобный Варсонофий приобрел после многих лет терпеливого перенесения великих искушений и болезней. (Кроме Варсонофия Великого, православного подвижника, почти в одно время с ним жил другой Варсонофий – еретик, монофизит. О нем говорил в своем «Исповедании веры», посланном на VI Вселенский Собор, Софроний, Патриарх Иерусалимский.)

Когда пришел в обитель аввы Середа и откуда был родом преподобный Иоанн Пророк, ученик святого Варсонофия, осталось неизвестным. Следуя наставлениям преподобного Варсонофия, Иоанн достиг вершины совершенства, став подобным во всем своему учителю. Но, по своему смирению, обращавшихся непосредственно к нему с вопросами он посылал к авве Варсонофию. Многое провидел и предсказал преподобный Иоанн, так же и свою кончину, последовавшую за кончиной аввы Серида. Молодой игумен того монастыря – Елиан – умолял Преподобного пожить еще хотя бы две недели, чтобы научить его уставу и управлению монастырем. Преподобный Иоанн исполнил его просьбу и действительно умер через две недели. Преподобный Варсонофий Великий пережил своего ученика и друга. Об этих двух подвижниках мы знаем из книги «Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников». Эта книга была известна многим святым, жившим в более позднее время, о чем свидетельствуют сочинения (память 11 ноября и 26 января), священно-инока Никона Черногорца († 1060), (память 12 марта) и других православных подвижников и писателей (Евагрий).

*На русском языке издано:

1. Варсонофий, монах. Учение о мнениях Оригена, Дидима и Евагрия / Пер. митрополита Исидора (Никольского // Христианское чтение. 1827. ХХV. С. 257–270.

2. Преподобных отцев Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 1853. То же. Нов. изд. М., 1883; Изд. 4-е. СПб., 1905. То же. Избранные душеспасительные наставления // Христианское чтение. 1834. I. С. 18 слл.; С. 157 слл.; III. С. 264 слл.; 1835. II. С. 262 слл.; 1836. IV. С. 41 слл. То же (Выдержки) // Добротолюбие. Т. 2. М., 1895. С. 555–598. То же // Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу. М., 1889. С. 384–439.*

«Ангелы – свет монахам, монахи – свет миру»

Иоанн Лествичник

«Есть три пути: замужество, девство и монашество . Каждый путь может привести в Царство Небесное… Я не зову вас в монастырь, при настоящем упадке монашеской жизни иногда легче спастись в миру. У всякого своя дорога, только бы человек искренне искал Бога, стремился к Нему. Конечно, путь монашеский – это путь царский, и кто, поступив в монастырь, будет истинным монахом, сподобится великой награды».

Преподобный Варсонофий Оптинский

Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913): «…Я не зову вас ни в монастырь, ни за монастырь – и в миру можно спастись, только Бога не забывайте, но в монастыри идут для достижения высшего совершенства. Правда, здесь больше искушений, но зато дается помощь от Господа, и больше, чем в миру.

Один святой желал узнать, как Господь помогает инокам, и ему было видение. Он видел инока, окруженного сонмом Ангелов с горящими светильниками. Говорят, в миру искушений меньше, но представим себе человека, за которым гонится злодей. Положим, он успел ускользнуть от него, но тот грозит ему издали кулаком со словами: «Смотри, только попадись!» Или идет человек, и на него нападают целой ватагой бандиты, бежать некуда. Но вдруг, откуда ни возьмись, полк солдат, они бросаются на его защиту, и обидчики разбегаются с окровавленными физиономиями. Пожалуй, последний находится в большей безопасности, чем первый, не правда ли? Так и в обители: хотя враг сильнее, но поблизости есть благодатная сила Божия. В монастыре – труды, но и высокие утешения, о которых мир не имеет ни малейшего представления. Трудно положить начало благое, а когда оно уже положено, то становится легче и отраднее работать Богу, потому что окрыляет надежда на спасение.

…Не погрешу, если скажу, что высшего блаженства могут достигнуть только монашествующие . Спастись можно и в миру, но вполне убелиться, отмыться от ветхого человека, подняться до равноангельской высоты, до высшего творчества духовного в миру невозможно, то есть весь уклад мирской жизни, сложившийся по своим законам, разрушает, замедляет рост души. Потому-то до равноангельской высоты вырастают люди только в лабораториях, называемых монастырями.

У батюшки отца Амвросия был в миру друг, очень не сочувствующий монахам. Когда отец Амвросий поступил в монастырь, тот написал ему: «Объясни, что такое монашество, только, пожалуйста, попроще, без всяких текстов, я их терпеть не могу». На это отец Амвросий ответил: «Монашество есть блаженство». Действительно, та духовная радость, которую дает монашество еще в этой жизни, так велика, что за одну минуту ее можно забыть все скорби житейские, и мирские, и монашеские.

Есть три пути: замужество, девство и монашество. Каждый путь может привести в Царство Небесное. В замужестве – исполняя во имя Христово обязанности матери и жены; в девстве – посвящая его Богу; в монашестве – отрекаясь от всего Царствия Божия ради. Я не зову вас в монастырь, при настоящем упадке монашеской жизни иногда легче спастись в миру. У всякого своя дорога, только бы человек искренне искал Бога, стремился к Нему. Конечно, путь монашеский – это путь царский, и кто, поступив в монастырь, будет истинным монахом, сподобится великой награды.

Интересный случай произошел всего несколько лет тому назад. В некой пустыни один послушник решился выйти из монастыря. Накануне собрал он свои вещи и пригласил несколько послушников прийти к нему на другой день прощаться. Обещал напоить чайком, а может быть, и водочкой. На следующий день пришли гости и удивились. Все вещи опять были разложены, а инок сидел на лавке, по-видимому, не собираясь уходить. Где угощение? Где самовар?

— Самовар стоит на полке, — был ответ. – Впрочем, если хотите, я его, пожалуй, поставлю.

— То есть как это, если хотите? Ведь ты же нас собирался угостить на прощанье!

— Да я, братие, никуда не ухожу. Господь вразумил меня.

И инок рассказал о своем сновидении. Он удостоился видеть обитель, уготованную инокам; по красоте своей она была несравненно лучше обители мирских людей. Этот рассказ произвел на всех сильное впечатление. Передали игумену, тот – архиерею. Архиерей признал сон духовным. Он был издан отдельной книжечкой.

Но как ни спастись, лишь бы спастись! Господь всех зовет в Свое Царство: Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр.3, 20), — говорит Христос. Блаженны те, кто слышит глас Господень и следует за Ним!

Монашество – есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство – на небе, в будущей жизни, но нижняя ступень его – на земле. В той жизни оно только продолжается.

Не все монашество заключается в подряснике да каше. Надел подрясник, стал есть кашу и думает: я теперь стал монахом. Нет. Одно внешнее не принесет никакой пользы. Правда, нужно носить монашескую одежду и поститься, но это не все. Лампа, пока не горит, не оправдывает своего назначения – светить. Чего же недостает? – Огонька. Необходим и фитиль, и керосин, но если нет огня, если она не зажжена, она не приносит никому пользы. Когда же она зажжена, сразу польется свет. Так и в монашестве: одна внешность не приносит пользы, необходим внутренний огонек.

Догорает теперь старчество. Везде уже нет старчества, у нас в Оптиной догорают огарочки. Враг ни на что так не восстает, как на старческое окормление: им разрушаются все его силы. Везде он старался его погасить и погасил. Есть монахи, исправно живущие, но об откровении помыслов, о старчестве они ничего не знают. Поэтому без старчества во многих монастырях осталась одна только форма монашеского жития, одна внешность. Иисусову молитву теперь редко кто творит, а что за монашество без Иисусовой молитвы?

При Екатерине II враг воздвиг гонение на старчество. Екатерина II прямо закрывала монастыри; старцы и ученики бежали – кто на Афон, кто в западные православные государства. Один из них, Паисий (Величковский), бежал на Афон… Ученики его опять насадили старчество у нас и в других обителях, после того как позволено было им снова возвратиться в Россию. И старчество процветало… А теперь везде угасло, забыто. Враг начинает с невинных вещей, завлекает в грехи … Поэтому-то враг и ненавидит старчество, ненавидит место откровения помыслов, самый голос, которым это говорится.

Краткие жития преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка

Свя-той Вар-со-но-фий про-ис-хо-дил из Егип-та. Это был ве-ли-кий по-движ-ник. Необык-но-вен-ность его по-дви-га со-сто-я-ла в том, что он уда-лил-ся в пу-сты-ню вме-сте с од-ним из сво-их ду-хов-ных дру-зей и за-тво-рил-ся в ке-ллии. 18 лет про-жи-ли они вме-сте в ке-ллии, а по-сле смер-ти сво-е-го дру-га Вар-со-но-фий пре-дал-ся со-вер-шен-но-му без-мол-вию, на-ру-шая его толь-ко для бла-га церк-ви. Скон-чал-ся он в 563 г.

Пре-по-доб-ные Вар-со-но-фий Ве-ли-кий и Иоанн Про-рок жи-ли в VI ве-ке, в цар-ство-ва-ние им-пе-ра-то-ра Юс-ти-ни-а-на I (483-565). Они под-ви-за-лись в мо-на-сты-ре ав-вы Се-ри-да, в Па-ле-стине, близ го-ро-да Га-зы.

Полные жития преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка

Пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий ро-дил-ся в Егип-те (год его рож-де-ния неиз-ве-стен). С юных лет он стал ве-сти жизнь по-движ-ни-че-скую. Из-вест-но, что, при-дя в мо-на-стырь ав-вы Се-ри-да, он устро-ил се-бе ма-лую кел-лию вбли-зи мо-на-сты-ря (кел-лии на Во-сто-ке ча-сто вы-ру-ба-лись в ви-де пе-щер). Позд-нее в этой кел-лии про-жил 18 лет - до сво-ей кон-чи-ны - уче-ник пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия, пре-по-доб-ный Иоанн, под-ра-жая сво-е-му учи-те-лю в без-мол-вии, по-дви-гах и усво-е-нии доб-ро-де-те-лей. За дар про-зор-ли-во-сти он по-лу-чил на-зва-ние Про-ро-ка. Пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий через неко-то-рое вре-мя пе-ре-шел в дру-гую тес-ную кел-лию, то-же близ мо-на-сты-ря. Для пол-но-го без-мол-вия уда-лив-шись от лю-дей, не ви-дя ни-ко-го, пи-та-ясь толь-ко хле-бом и во-дой, пре-по-доб-ный про-вел 50 лет в тру-дах и по-дви-гах.

Ко-гда услы-шал о по-движ-ни-ке пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский Ев-сто-хий, об-раз жиз-ни пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия по-ка-зал-ся ему неве-ро-ят-ным. Он ре-шил убе-дить-ся в нем лич-но. Для это-го ве-лел тай-но про-ник-нуть в кел-лию пре-по-доб-но-го. Од-на-ко пы-тав-ши-е-ся сде-лать под-коп в тес-ное по-ме-ще-ние свя-то-го бы-ли опа-ле-ны вы-рвав-шим-ся пла-ме-нем. В сво-ем за-тво-ре пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий все-це-ло пре-дал-ся мо-лит-ве и до-стиг вы-со-кой сте-пе-ни ду-хов-но-го со-вер-шен-ства. О жиз-ни, по-дви-гах и бла-го-дат-ных да-ро-ва-ни-ях свя-тых Вар-со-но-фия и Иоан-на со-хра-ни-лись сви-де-тель-ства в ру-ко-пи-сях. В сла-вян-ских спис-ках XV-XVII вв. на-хо-дим их на-став-ле-ния в фор-ме от-ве-тов на во-про-сы, ко-то-рые им за-да-ва-ли уче-ни-ки и мир-ские лю-ди. В XVIII в. ста-ра-ни-я-ми из-вест-но-го мол-дав-ско-го стар-ца, схи-ар-хи-манд-ри-та († 1794) бы-ли най-де-ны на Афоне наи-бо-лее пол-ные две древ-ней-шие пер-га-мен-ные гре-че-ские ру-ко-пи-си "От-ве-тов" пре-по-доб-ных Вар-со-но-фия и Иоан-на. Они бы-ли при жиз-ни стар-ца Па-и-сия пе-ре-ве-де-ны на мол-дав-ский и сла-вян-ский язы-ки. Из-да-ние этих ру-ко-пи-сей, так же как и пе-ре-вод на рус-ский язык, бы-ло осу-ществ-ле-но в XIX ве-ке стар-ца-ми Вве-ден-ской Оп-ти-ной пу-сты-ни. На-став-ле-ния пре-по-доб-ных Вар-со-но-фия и Иоан-на яс-но по-ка-зы-ва-ют сте-пень их нрав-ствен-но-го со-вер-шен-ства, люб-ви к лю-дям, со-дер-жат ску-пые фак-ты их жиз-ни. Нам неиз-вест-но точ-ное вре-мя кон-чи-ны пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия: од-ни на-зы-ва-ют го-дом его смер-ти 563, дру-гие го-во-рят бо-лее осто-рож-но - до 600 го-да.

Про-ве-дя дол-гое вре-мя в за-тво-ре, пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий по-сле то-го и до кон-чи-ны пре-по-доб-но-го Иоан-на Про-ро-ка, о чем сви-де-тель-ству-ет (па-мять его 5 июня), стал слу-жить лю-дям, на-став-ляя их на путь спа-се-ния. Из-вест-но, что свои от-ве-ты во-про-шав-шим свя-той Вар-со-но-фий пе-ре-да-вал через пре-по-доб-но-го Иоан-на, ино-гда по-ру-чая ему да-вать от-ве-ты, а так-же через игу-ме-на ав-ву Се-ри-да, ко-то-рый за-пи-сы-вал от-ве-ты свя-то-го. В от-ве-тах пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия и Иоан-на Про-ро-ка, став-ших ру-ко-вод-ством к ду-хов-ной жиз-ни не толь-ко для их совре-мен-ни-ков, но и по-сле-ду-ю-щих по-ко-ле-ний, яс-но мож-но ви-деть по-сте-пен-ное ду-хов-ное вос-хож-де-ние "от си-лы в си-лу" пре-по-доб-ных. По-дви-гом по-ста, без-мол-вия, хра-не-ния серд-ца, непре-стан-ной мо-лит-вы пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий до-стиг вы-со-ты сми-ре-ния, рас-суж-де-ния и ог-нен-ной люб-ви. Гос-подь дал ему дар про-зор-ли-во-сти, пред-ви-де-ния и чу-до-тво-ре-ния, а так-же власть мо-лит-вой очи-щать от гре-хов ду-ши лю-дей. Ино-гда он брал грех дру-го-го на се-бя. Пре-по-доб-ный знал сер-деч-ные рас-по-ло-же-ния, по-это-му на-став-лял со-об-раз-но с на-прав-ле-ни-ем мыс-лей каж-до-го. Име-нем Гос-по-да он вос-кре-шал мерт-вых, из-го-нял де-мо-нов, ис-це-лял без-на-деж-ных боль-ных; ве-щи, им освя-щен-ные, по-да-ва-ли по-мощь (на-при-мер, ку-коль снял го-лов-ную боль ино-ка). По мо-лит-ве пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия Бог по-сы-лал дождь на зем-лю, сни-мая Свой гнев с мно-же-ства лю-дей; пред-ска-за-ния пре-по-доб-но-го все-гда ис-пол-ня-лись. Так, он пре-ду-пре-дил без-молв-ни-ка то-го же мо-на-сты-ря - стар-ца Ев-фи-мия, что тот бу-дет по-ло-жен с ним в один гроб, что и сбы-лось, как и мно-гое дру-гое. Все эти ве-ли-кие да-ро-ва-ния пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий при-об-рел по-сле мно-гих лет тер-пе-ли-во-го пе-ре-не-се-ния ве-ли-ких ис-ку-ше-ний и бо-лез-ней. (Кро-ме Вар-со-но-фия Ве-ли-ко-го, пра-во-слав-но-го по-движ-ни-ка, по-чти в од-но вре-мя с ним жил дру-гой Вар-со-но-фий - ере-тик, мо-но-фи-зит. О нем го-во-рил в сво-ем "Ис-по-ве-да-нии ве-ры", по-слан-ном на VI Все-лен-ский Со-бор, пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский.)

Ко-гда при-шел в оби-тель ав-вы Се-ри-да и от-ку-да был ро-дом пре-по-доб-ный Иоанн Про-рок, уче-ник свя-то-го Вар-со-но-фия, оста-лось неиз-вест-ным. Сле-дуя на-став-ле-ни-ям пре-по-доб-но-го Вар-со-но-фия, Иоанн до-стиг вер-ши-ны со-вер-шен-ства, став по-доб-ным во всем сво-е-му учи-те-лю. Но, по сво-е-му сми-ре-нию, об-ра-щав-ших-ся непо-сред-ствен-но к нему с во-про-са-ми он по-сы-лал к ав-ве Вар-со-но-фию. Мно-гое про-ви-дел и пред-ска-зал пре-по-доб-ный Иоанн, так же и свою кон-чи-ну, по-сле-до-вав-шую за кон-чи-ной ав-вы Се-ри-да. Мо-ло-дой игу-мен то-го мо-на-сты-ря - Ели-ан - умо-лял пре-по-доб-но-го по-жить еще хо-тя бы две неде-ли, чтобы на-учить его уста-ву и управ-ле-нию мо-на-сты-рем. Пре-по-доб-ный Иоанн ис-пол-нил его прось-бу и дей-стви-тель-но умер через две неде-ли. Пре-по-доб-ный Вар-со-но-фий Ве-ли-кий пе-ре-жил сво-е-го уче-ни-ка и дру-га. Об этих двух по-движ-ни-ках мы зна-ем из кни-ги "Пре-по-доб-ных от-цев Вар-со-но-фия Ве-ли-ко-го и Иоан-на ру-ко-вод-ство к ду-хов-ной жиз-ни в от-ве-тах на во-про-ше-ния уче-ни-ков". Эта кни-га бы-ла из-вест-на мно-гим свя-тым, жив-шим в бо-лее позд-нее вре-мя, о чем сви-де-тель-ству-ют со-чи-не-ния пре-по-доб-но-го (па-мять 11 но-яб-ря и 26 ян-ва-ря), свя-щен-но-и-но-ка Ни-ко-на Чер-но-гор-ца († 1060), пре-по-доб-но-го (па-мять 12 мар-та) и дру-гих пра-во-слав-ных по-движ-ни-ков и пи-са-те-лей ().