Представьте себе ситуацию - вы приобрели свой первый беспилотник: игрушечный квадрокоптер или же серьезный аппарат для аэрофотосъемки, например, . Вы совершили первый полет, возможно, подойдя к нему со всей ответственностью, составили маршрут и выбрали определенную цель, а, может, просто радовались как дитя пилотному запуску. Что может омрачить такую радостную картину? Конечно же, штраф за несоответствие требованиям правил использования воздушного пространства РФ. О том, как избежать таких неприятностей, и пойдет речь ниже.

Следует, однако, различать демонстрационные полеты, любительские вылеты или спортивные соревнования от авиационных работ. Для выполнения первых (как, впрочем, и вторых) достаточно зарегистрировать свой БПЛА в Федеральном агентстве воздушного транспорта. В случае визуальных наблюдений (видеосъемка) владельцу БПЛА следует обращаться в зональные центры управления воздушным движением (ОрВД). Если съемка подразумевает полеты над населенными пунктами, то, помимо обращения в ОрВД, также нужно предоставить заявление в органы местной администрации (ОМУ) (в случае полетов в населенных пунктах), в противном случае, разрешения от ОМУ не нужны. С аэрофотосъемкой же все намного сложнее.

Следующие законы определяют существующее в этом отношении законодательство: Воздушный кодекс РФ, Федеральные правила использования воздушного пространства РФ, инструкция по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений,которая была утверждена приказом Министерства Транспорта РФ №171 от 27.06.11, и Табель сообщений о движении Воздушных судов в РФ.

Рис. 1. Структура единой системы организации воздушного движения РФ

Структура единой системы управления воздушным движением разбивает территорию РФ на зоны ответственности органов воздушного движения, которые осуществляют разрешения и контроль на использование воздушного пространства всеми участниками воздушного движения (Рис.1).

В случае полетов БПЛА для обеспечения безопасности требуется разрешение на использование воздушного пространства.

Разрешение получается путем введения местного или временного режимов ограничения ИВП (рис.2).


Рис. 2. Режимы ограничения полетов

В чем основная разница этих режимов? Местный режим используется в воздушном пространстве вне зон международных воздушных линий, постоянных воздушных линий, аэродромов, аэропортов. Представления на местный или временный режим поддаются в зональный центр или главный центр ЕСОрВД - не менее чем за 5 (в главный) или за 3 суток (в зональный).

Структура подачи заявок на получение разрешения на использование воздушного пространства такова (Рис. 3):


Рис. 3. Структура подачи заявок

После подачи представления в главный центр либо в зональный центр вы получаете номер режима. Затем за день до АФС составляется суточный план работы, где указывается тип воздушного судна, его характеристики, имя ответственного на площадке запуска за съемки и его контактные данные, время выполнения полетов, высота полета и другие параметры. За два часа до выполнения полетов руководитель, пилот-оператор звонит диспетчеру, докладывая о начале работ. По их завершении он снова звонит оператору, докладывая об окончании работ.

Для выполнения аэрофотосъемочных работ необходимо получение, как минимум, трех основных документов:

  • Разрешение на съемку Генерального штаба вооруженных сил РФ;
  • Разрешение на съемку оперативного управления штаба военного округа, в зоне ответственности которого находится снимаемый объект;
  • Разрешение территориальных органов безопасности ФСБ;

Дополнительно:

  • Разрешение местной городской администрации в случае полетов над территориями населенных пунктов;

А также необходимо обладать лицензией на право работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

При аэрофотосъемке существуют и такие тонкости, как закрытые территории, запретные зоны, приграничные полосы – на АФС в этих местах требуются дополнительные разрешения.

Следующим шагом после окончания АФС является передача полученных материалов на контрольный просмотр военного цензора в оперативном управлении штаба военного округа. Без заключения военного цензора использование материалов в открытом доступе запрещено.

Это весь перечень правовых аспектов аэрофотосъемки. Возможно, это не все ответы на интересующие вас вопросы, в таком случае, вот они:

Вопрос: Сколько в среднем времени уходит на согласование во всех инстанциях?

Ответ: Как правило, разрешения ГШ получаются за 10-15 дней. Еще месяц занимает получение дополнительных стандартных разрешений. То есть, в среднем, время согласования – 1,5-2 месяца; просмотр же материалов может занимать от недели до пары месяцев.

В: Необходимо ли каждый раз получать все разрешения в случае, например, NDVI-съемки на своих полях агрономом в течение 1 сезона?

О: Получаемые разрешения действуют в течение двух лет, однако, вряд ли вы просто так получите лицензию на право работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Аэровизуальное наблюдение подходит для агрономов в случае необходимости периодически осматривать поля, однако, видеосъемка не позволит вычислить NDVI. Выход – использование услуг по АФС организаций, имеющих такую лицензию.

В: Получение материалов АФС военными делает их по умолчанию секретными со всеми вытекающими требованиями, как быть в таком случае?

О: Для этого флешка или магнитный носитель фотокамеры должны быть до того учтены в режимно-секретном органе. Пилот-оператор либо ответственный представитель должен иметь соответствующий допуск. Соответствующий носитель он получает перед полетами в этом органе, в соответствии с инструкцией выполняет все действия при АФС или присутствует при их выполнении, и по завершении сдает носитель обратно, спецпочтой направляя на контрольный просмотр в штаб ВО, и только после этого получает заключение или акт контрольного просмотра, в соответствии с которым выполняется дальнейшая работа с этими материалами. Магнитный носитель все равно остается зарегистрированным в этом органе и считается как секретный.

В: Каким образом выполняется регулярная съемка, например, раз в неделю?

О: Разрешение ГШ выдается один раз и действует 2 года, а военный цензор при контрольном просмотре может задать вопрос: «На каком основании, получив одно разрешение, вы несколько раз подаете материалы на просмотр?». На это потребуется обосновать цензору необходимость проведения многократных работ.

В: Кто и каким образом осуществляет контроль исполнения согласований?

О: Органы управления воздушным движением и Министерство обороны. В случае нарушения законов, предприятия могут приостанавливать и лишать лицензии и штрафовать с конфискацией БПЛА.

В: Можно ли получить разрешение на разовую работу, например, через вашу компанию?

О: ГК «Геоскан» может получить такие разрешения и выполнить работы по АФС, однако разрешение и право проведения работ оформляется именно на ГК «Геоскан». Возможна такая ситуация, при которой компании предоставляется со стороны оператор и БПЛА, а представитель оказывает авиационные услуги, однако это тема отдельного разговора.

Надеемся, что мы исчерпывающе ответили на ваши вопросы, и теперь вы будете полностью подкованы в правовых аспектах использования БПЛА. А если у вас остались вопросы, то пишите на

Рассказываем о правовой базе использования квадрокоптеров. Прочитайте это до того, как запускать их в небо. Штрафы за несоблюдение правил в российских городах уже выписывают.

1. Я хочу использовать квадрокоптер для фото- и видеосъемки. Нужно ли для этого получать какие-то разрешения?

3 февраля 2020 года Правительство РФ приняло новое Постановление , в соответствии с которым владельцы квадрокоптеров и других беспилотных летательных аппаратов массой от 0,25 до 30 килограмм теперь могут запускать их без получения разрешения на полет при соблюдении таких условий:

  • беспилотник от 0,25 до 30 килограмм должен быть зарегистрирован в Росавиации;
  • полет происходит в светлое время суток, в пределах прямой видимости оператора и на высоте не более 150 метров;
  • полет происходит вне диспетческих зон аэродромов, запретных и специальных зон, зон ограничения полетов и посадочных площадок (актуальные зоны можно отслеживать );
  • полет происходит вне массовых мероприятий.

При полете над населенным пунктом по-прежнему нужно получать разрешение от органов местного самоуправления. Если дрон весит менее 250 граммов, (например, дрон Mavic Mini весит всего 249 граммов), то регистрировать его не надо.

Начнем с правовых оснований полетов беспилотников вообще. Вам необходимо для начала зарегистрировать свой беспилотник.

С 27 сентября 2019 г. вступили в силу поправки в Воздушный кодекс РФ . Согласно им, летающие аппараты весом от 250 граммов до 30 килограммов должны быть поставлены на учет. Их реестр ведет Росавиация.

Компании и граждане, ввозящие или производящие на территории РФ беспилотники тяжелее 30 кг, должны их зарегистрировать и получить справку об их постановке на учет в ФСБ. Получение разрешения на использование предполагает предоставление имени, телефона, адреса и ИНН владельца. Также нужно указать технические характеристики и дополнительную информацию о квадрокоптере.

  • год изготовления;
  • мощность;
  • максимальную взлетную массу;
  • тип и число двигателей;
  • компанию-изготовителя;
  • назначение модели;
  • серийный номер летающего судна.

В соответствии с п. 9 ст. 37 Воздушного кодекса РФ для беспилотников массой более 30 кг необходима сертификация. Сертификат выдается уполномоченным органом, на который возложены организация и проведение обязательной сертификации гражданских воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.

Для допуска к эксплуатации беспилотников весом до 30 килограммов не требуется сертификата летной годности и свидетельства авиационного персонала гражданской авиации.

Для того, чтобы осуществлять фото- или видеосъемку с помощью квадрокоптера, также понадобятся:

1. Разрешение на выполнение полета над населенным пунктом.

Полеты беспилотников регламентируются Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации . Пункт 49 данных Правил гласит:

«Авиационные работы, парашютные прыжки, демонстрационные полеты воздушных судов, полеты беспилотных летательных аппаратов, подъемы привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадка (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов».

То есть, даже для полетов во дворе нужно разрешение от владельца придомовой территории, а в Москве – разрешение от органов исполнительной власти города Москвы;

2. Разрешение на съемку.

Необходимо обратиться с заявлением в региональное управление ФСБ, указать цель и место полётов, номер беспилотника и информацию о пилоте. В случае положительного ответа (до 10 дней) нужно согласовать маршрут с местным управлением воздушных движений и получить разрешение. Если полет планируется в населенном пункте, разрешение может дать орган самоуправления или орган исполнительной власти (в который вы изначально обращаетесь, чтобы получить разрешение на выполнение полета);

3. Представление на установление местного/временного режима (подается в зональный центр Госкорпорации по организации воздушного движения).

«Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве … осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом»;

4. План полета.

Он направляется в зональный центр Единой системы по организации воздушного движения. Оговоримся, что нельзя летать над людьми во избежание несчастных случаев при падении беспилотника. Запрещается совершать полёты над охраняемыми зонами (военные и административные объекты), вблизи аэропортов и на высоте свыше 150 метров;

5. Разрешение на использование воздушного пространства.

За ним необходимо обращаться в местный зональный центр за несколько часов до полета (разрешение выдается на основании установления местного / временного режима и плана полета). Подробно о том, какие документы понадобятся и куда за ними обращаться, можно прочитать и .

2. А если у меня не очень большой квадрокоптер для любительской съемки? Может быть, с ним немного проще?

В соответствии с Постановлением Правительства № 138 от 11.03.2010 г. , беспилотный летательный аппарат – это «летательный аппарат, выполняющий полет без пилота (экипажа) на борту и управляемый в полете автоматически, оператором с пункта управления или сочетанием указанных способов ». То есть, даже очень маленькие беспилотники должны использоваться в соответствии с общими нормами. Проще только правила допуска к эксплуатации.

3. Хорошо. А если я не буду собирать все вышеперечисленные документы - их слишком много для меня. Что мне за это грозит?

За отсутствие разрешения на использование воздушного пространства и разрешения на съемку предусмотрена административная ответственность.

В июле 2019 года штрафы за полеты дронов над запрещенными территориями были увеличены.

  • Для гражданами штраф теперь составляет от 20 тыс. до 50 тыс. руб.
  • Для должностных лиц - от 100 тыс. до 150 тыс. руб.
  • Для юридических - от 250 тыс. до 300 тыс. руб.
  • Для юридических лиц также предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если вдруг использование беспилотника без соответствующего разрешения повлекло причинение здоровью или смерть человека – в этом случае будет грозить уголовная ответственность .

4. А были ли случаи, когда за использование квадрокоптеров в России уже выносили наказания? Может быть, в моём случае обойдётся.

Возможно, что и обойдется, очень часто так и бывает. А вообще могут оштрафовать. Например, год назад житель Челябинска был оштрафован на три тысячи рублей за то, что запускал квадрокоптер в городе без соответствующих разрешений . Если же при использовании беспилотника по вашей вине произойдет несчастный случай, то легко отделаться не получится.

5. И как тогда быть? На что ссылаться, если такую съемку всё-таки требует, например, заказчик?

Лучше всего оформить необходимые документы, потому что за безопасность полета ответственность будет нести владелец квадрокоптера. Воздушный кодекс ввел специальный термин для обозначения человека, оперирующего квадрокоптером, – «внешний пилот». Он имеет права на квадрокоптер как командир воздушного судна. В случае аварии все он же будет отвечать за ее последствия как владелец судна.

6. Над чем точно нельзя летать квадрокоптеру?

По новым правилам нельзя совершать полеты над людьми во избежание несчастных случаев при падении квадрокоптера или дрона. Также запрещено совершать полёты над охраняемыми зонами (военными и административными объектами), летать вблизи аэропортов, а также на высоте свыше 150 метров.

7. Можно ли запускать дроны над Москвой или хотя бы за периметром МКАД?

Не так давно на сайте mos.ru были опубликованы подробные ответы на вопросы, связанные с использованием дронов над территорией Москвы. Также там разъясняется, как получить разрешение на запуск квадрокоптера и как его зарегистрировать.