Позитивное государственное регулирование экономики и предпринимательства неразрывно связано с государственным контролем (или, что то же самое в данном контексте,- надзором) за предпринимательской деятельностью. Различные отступления от установленных требований неизбежны по причинам объективного и субъективного характера. Нарушения в сфере предпринимательства могут затрагивать как интересы отдельных лиц: контрагентов, партнеров, клиентов, потребителей,- так и публичные интересы. Назначение государственного контроля (надзора) не только и не столько в том, чтобы применять к субъектам предпринимательской деятельности, допустившим нарушения, какие-либо санкции, сколько в том, чтобы выявить причины нарушений и предоставить предпринимателям возможность устранить эти причины и продолжать заниматься предпринимательской деятельностью в своих интересах и в общеполезных целях.

Контроль и надзор в сфере предпринимательства - это одна из функций государственного регулирования, под которой понимается осуществление действий по проверке исполнения и соблюдения субъектами предпринимательской деятельности установленных действующим законодательством общеобязательных правил поведения. Специально для осуществления государственного контроля и надзора в ходе административной реформы, закрепленной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и рядом последующих Указов Президента РФ, в системе федеральных органов исполнительной власти выделены государственные органы такого вида как федеральные службы по надзору. Основная функция федеральной службы по надзору - функция по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Соответственно и название этих федеральных служб свидетельствует и об их основных задачах, и о сфере их деятельности; например: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральная служба по атомному надзору и др. Как правило, федеральные службы по надзору наделяются правоприменительными функциями и некоторыми другими функциями, а функции по контролю и надзору закреплены также и за другими федеральными службами; это относится к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службе по труду и занятости (ФСТЗ) и ряду других федеральных служб.

Кроме федеральных служб, компетенцией по контролю и надзору в сфере предпринимательства обладают и другие государственные органы исполнительной власти. Это прежде всего Прокуратура РФ, которая осуществляет прокурорский надзор за исполнением действующих на территории РФ законов и других нормативных правовых актов. Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (Закон РФ от 17 января 1992 г. в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»), «при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором». Правовыми инструментами осуществления надзорных функций Прокуратуры являются:

  • протест прокурора, который приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
  • представление об устранении нарушений закона, которое вносится в орган или должностному лицу, имеющие полномочия по устранению допущенных нарушений;
  • постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении;
  • участие в рассмотрении дел судами.

Согласно п. 3 ст. 35 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. К субъектам предпринимательской деятельности органы прокуратуры предъявляют в арбитражном суде требования о взыскании штрафов за нарушения, предусмотренные, в частности, главой 14-ой КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности», а также участвуют при рассмотрении других споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

Другие федеральные органы государственной власти и государственные органы субъектов РФ вправе осуществлять контроль и надзор за предпринимательской деятельностью только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

При осуществлении контроля и надзора между компетентными государственными органами, с одной стороны, и субъектов предпринимательской деятельности, с другой стороны, возникают публичные правоотношения, в которых орган государственного контроля реализует свои властные полномочия, а субъект предпринимательской деятельности занимает положение лица, обязанного подчиниться предписаниям государственного органа и выполнить его требования. С учетом неравного правового положения органов государственной власти и субъектов предпринимательской деятельности большое значение приобретают правовые гарантии прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере публично-правовых отношений. Таким правовым гарантиям уделяется большое внимание в действующем законодательстве. Общей правовой гарантией является запрет на совершение органами государственной власти и органами местного самоуправления актов и действий, направленных на ограничение конкуренции. В частности, как указано в п. 2 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», запрещается … «наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами».

Детальному правовому регулированию подвергается порядок осуществления контроля и надзора компетентными государственными органами; регулируются прежде всего процедуры проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов. Эти процедуры применительно к различным сферам экономических отношений регулируются соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Например, порядок налоговых проверок урегулирован Налоговым кодексом РФ (ст.ст. 87-103), порядок проведения проверок и ревизий органами милиции в связи с получением данных, указывающих на признаки преступления, урегулирован Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел России (МВД) от 2 августа 2005 г. № 636.

Процедурным вопросом проверок и правовым гарантиям хозяйствующих субъектов специально посвящен Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Как следует из названия Закона, он регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) уполномоченными государственными органами, а также муниципальными органами.

По кругу регулируемых отношений действие Закона ограниченно определенными рамками. Во-первых, Закон не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Во-вторых, Закон не применяется к тем отношениям, в сфере которых порядок контроля урегулирован специальным относительно данного Закона законодательством. Виды контроля (надзора), на которые не распространяется действие Закона, перечислены в п. 3 и 4 ст. 1: налоговый, валютный, финансово-бюджетный, таможенный, иммиграционный, лицензионный контроль и некоторые другие виды контроля. В результате названных ограничений сфера применения Закона оказывается весьма суженной.

Вряд ли такое построение законодательства в этой области можно признать оптимальным. Было бы целесообразно придать нормам Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ значение общих положений с тем, чтобы специальные нормы о порядке осуществления государственного контроля, содержащиеся в других федеральных законах, были бы согласованы с положениями Закона № 294-ФЗ.

В Законе (ст. 3) закреплены принципы защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроля; к ним, в частности, относятся: презумпция добросовестности юридического лица и индивидуального предпринимателя, соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля, возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля, нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством, ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора).

Проверки, проводимые при осуществлении государственного контроля на основании Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, делятся на два вида: плановые и внеплановые.

Плановая проверка (плановое мероприятие по контролю) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля может быть проведена не чаще, чем один раз в три года. Так же и относительно субъекта малого предпринимательства первая плановая проверка может быть проведена не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки (внеплановые мероприятия по контролю) могут проводиться в исключительных случаях, прежде всего, для проверки исполнения хозяйствующим субъектом предписаний об устранении нарушений, выявленных при проведении плановых проверок. Решение уполномоченного государственного органа о проведении внеплановой проверки должно быть мотивировано конкретными причинами.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при проведении проверок наделяются определенными правами. В частности, должностные лица и представители хозяйствующих субъектов имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать информацию, предоставление которой предусмотрено … Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
  • знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
  • обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Если при проведении проверок хозяйствующему субъекту причинен вред, он подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. При определении размеров убытков учитываются расходы хозяйствующего субъекта, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые произведены или должны быть произведены для получения квалифицированной юридической или иной профессиональной помощи.

Естественно, что хозяйствующие субъекты вправе осуществлять защиту своих прав, в том числе в связи с проведением мероприятий по государственному контролю (надзору), в судебном или административном порядке. В Законе от от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ подчеркивается, что в защиту прав хозяйствующих субъектов обращаться в суд могут объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иные некоммерческие организации, причем эти обращения могут быть направлены в суд … «в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 24).

Такие правовые возможности являются достаточно эффективными правовыми гарантиями, обеспечивающими защиту прав и интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок их деятельности государственными органами исполнительной власти.

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности

представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Контроль является одним из средств государственного регулирования

экономики и предпринимательской деятельности.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется:

1) на общий надзор, который осуществляет прокуратура за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;

2) административный надзор.

Контроль от надзора отличается тем, что:

1) органы надзора выполняют свои функции и полномочия в отношении объектов, которые им организационно не подчинены, а органы контроля в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

2) при контроле в отношении виновных лиц применяются меры дисциплинарного воздействия, а при административном надзоре к физическим и юридическим лицам применяются меры административного

воздействия;

3) органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подконтрольных объектов, а органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

Различают следующие виды контроля:

1) в зависимости от объема проверяемой деятельности:

а) общий контроль;

6) специальный контроль;

2) в зависимости от стадии контроля и цели проверки:

а) предварительный - предупреждение и профилактика соблюдения параметров предпринимательской деятельности;

6) текущий - оценка реально осуществляемой предпринимательской деятельности;

в) последующий - проверка исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов;

3) в зависимости от того, кем осуществляется контроль и каков характер

полномочий контролирующих органов:

а) контроль Президента РФ;

6) контроль органов законодательной (представительной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти;

г) контроль органов судебной власти;

4) налоговый контроль;

5) валютный контроль;

6) бюджетный контроль;

7) банковский и страховой надзор;

8) транспортный контроль;

9) государственный контроль (надзор) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях портов;

10) государственный контроль (надзор), осуществляемый в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно - эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

11) таможенный контроль;

12) иммиграционный контроль;

13) лицензионный контроль;

14) контроль безопасности при использовании атомной энергии;

15) контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

16) санитарно - карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в переходах Государственной границы Российской Федерации;

17) контроль объектов, которые признаются в соответствии с законодательством опасными, а также особо важных и режимных объектов;

18) контроль оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, правосудия, прокурорский надзор;

19) государственный метрологический контроль (надзор).

Принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

1) презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов;

3) установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

4) соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

5) ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ и др.

При проведении государственного контроля защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в административном и (или) судебном порядке.

Заявления об обжаловании действий (6ездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в установленном порядке.

Контроль - одно из средств гос. регулирования экономики и ПД Поскольку гос. контроль осуществляется гос. органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти. Гос. контроль в сфере ПД представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением ком. и неком. организациями требований норм. актов при осуществлении ПД.Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за собл. Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в том числе в сфере хоз. деят-ти, и адм. надзор.

Виды контроля различаются в завис. от оснований его классификации. Так,объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и спец. контроль(напр. валютный, налоговый, бюджетный).В завис. от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварит. контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров ПД. Текущий контроль преследует цель оценки реально осущ. ПД.. Послед. контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений гос. органов в сфере ПД и соответст. результатов.В завис. от того, кем осущ. контроль и хар-ра полномочий контролир. органов, выделяются : контроль Президента РФ; контроль органов законод. (представительной) власти; контроль органов исп. власти; контроль органов суд. власти.С точки зрения предмета пр. права наиб. интерес представляет непоср. контроль за осущ. ПД. К непосредственному контролю за ПД следует отнести, например, контроль лицензир. органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий. Непосредственный гос. контроль за ПД предусмотрен при межд. автомоб. перевозках.

Видами контроля являются :1) в завис. от объема проверяемой деят-ти: а) общий контроль;б) спец. контроль;2) в зависимости от стадииконтроля и цели проверки: а) предварительный;б) текущий;в) последующий;3 ) в завис. от того, кем осущ. контроль , и характера полномочий контролирующих органов различают контроль:а) Президента РФ;б) органов законод. (представительной) власти;в) органов исп. власти;г) органов судебной власти;4 ) налоговый; 5) валютный ;6) бюджетный ;7) банковский и страховой надзор ;8) транспортный; 9) государственный, осуществляемый администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях портов;10) государственный, осуществляемый в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;11) таможенный;12) иммиграционный;13) лицензионный,14) безопасности при использовании атомной энергии;15) за обеспечением защиты государственной тайны;16) санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в переходах Гос. границы РФ;17) объектов, которые признаются в соответствии с законодательством опасными, а также особо важных и режимных объектов;18) оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, правосудия, прокурорский надзор;19) государственный метрологический.

Установление обязательных требований и ограничений к осуществлению предпринимательской деятельности с неизбежностью влечет необходимостью осуществления контроля за их соблюдением. Данный тезис красной нитью проходит через множество нормативных актов.

Основные правила о порядке организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлены федеральным законом №294-ФЗ

Помимо государственного и муниципального контроля за деятельностью предпринимателей осуществляют саморегулируемые организации в соответствии с Федеральным законом № 315-ФЗ Согласно подп. 8 п. 1 статьи 6 Закона саморегулируемая организация осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулирующейся организации, условий членства в саморегулируемой организации. Контроль проводится путем проведения плановых и внеплановых проверок (п. 1 статьи 9 ФЗ).

Федеральный закон от № 294-ФЗ разделяет полномочия лиц следующим образом: «К полномочиям федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор), относятся:

1) разработка и реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

2) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности;

3) разработка административных регламентов осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

4) организация и проведение мониторинга эффективности федерального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

5) осуществление других предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий».

Закон относит к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль следующие:

«1) реализация единой государственной политики в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и соблюдение законодательства Российской Федерации в области защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

2) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора);

2.1) организация и осуществление федерального государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению, которого переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) разработка административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

4) организация и проведение мониторинга эффективности регионального государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации;

5) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий».

Закон закрепляет и следующие полномочия муниципальных контрольных органов:

«1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории;

1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению, которого наделены органы местного самоуправления;

2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;

4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий».

Существует несколько видов проверок.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

На практике возникают следующие проблемы. Плановая проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя возможна не чаще чем один раз в два года. Однако для получения различного рода справок и заключений в различных государственных структурах предпринимателям часто требуются справки и заключения противопожарной службы. В случае если офис нуждающегося в документе предпринимателя расположен в здании, где находится множество других офисов юридических лиц и предпринимателей, такой документ он сразу не получит, поскольку для его выдачи «необходимо обследование всего здания и его конструктивных особенностей». На практике это означает, что предприниматель может остаться наедине со своей проблемой и для ее решения должен собрать просьбы других юридических лиц и предпринимателей, расположенных в этом здании, о проведении соответствующих обследований. Таким образом, проверка для юридических лиц и предпринимателей, превращается во внеплановую.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить полноту и достоверность сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю. Срок проведения каждой из проверок не может превышать двадцать рабочих дней.

Особенности организации и проведения проверок, а также регулирование отдельных видов государственного контроля (надзора), обозначенных в п. 3.1 и 4 статьи 1 данного Закона, осуществляется на основании специальных федеральных законов регулирующих предпринимательскую деятельность.

В практике возникает вопрос, образует ли состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП Российской Федерации, выдача продавцом в порядке пункта 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ по требованию покупателя документа, не являющегося бланком строгой отчетности, однако подтверждающего прием денежных средств.

По делу № А13-10812/2016 предприниматель обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления инспекции о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП Российской Федерации за осуществление при продаже товара в тонаре наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники, что выразилось в невыдаче кассового чека, а выдаче по требованию покупателя товарного чека без обязательных реквизитов.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ, «организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 данной статьи, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных 2 пунктом статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).

Инспекцией установлено, что предприниматель является плательщиком ЕНВД и имеет право при оказании услуг населению осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии обязательной выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар).

Суд установил, что при расчете с покупателем предприниматель не применял контрольно-кассовую технику, однако по требованию покупателя выдал товарный чек без соответствующих реквизитов.

Выдача продавцом покупателю по его требованию товарного чека неустановленного образца (в отсутствие каких-либо реквизитов) в соответствии с пунктом 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в перечень нарушений, образующих состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП Российской Федерации, не входит.

Учитывая, что предприниматель не обязан применять ККТ, а доказательства отказа в выдаче по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств, отсутствуют, суд пришел к выводу о недоказанности совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП Российской Федерации, в связи с чем признал постановление незаконным и отменил его полностью. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

В другом примере, решением Арбитражного суда Чувашской Республики требование индивидуального предпринимателя о признании незаконными действий должностных лиц Министерства экономического развития и торговли РФ оставлено без удовлетворения ввиду недоказанности факта совершения проверки (так, в журнале учета мероприятий по контролю предпринимателем сделана запись о проведении проверки, однако подпись проверяющего в журнале отсутствует) и нарушений прав и законных интересов предпринимателя».

Как считает Трофимчук, «современные тенденции в части создания нового законодательства в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля видятся в сокращении административных ограничений предпринимательской деятельности, обеспечении эффективной регламентации полномочий органов по контролю (надзору) и повышении гарантии защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Дискуссионным является вопрос относительно конституционности положений ФЗ о контроле (надзоре) и ряда других нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих обязанность хозяйствующих субъектов предоставлять по запросам контролирующих органов необходимые документы. Дискуссия состоит в конкуренции интересов, когда, реализуя свои законные полномочия, контрольно-надзорные органы имеют обеспеченную законом возможность не учитывать конституционные права граждан. Пожалуй, стоит согласиться с точкой зрения, согласно которой формулировки п. 5 статьи 11 ФЗ о контроле (надзоре), прямо указывающие на обязанность хозяйствующих субъектов выполнить указанные действия, под страхом юридической ответственности (например, статьи 19.7.2 КоАП Российской Федерации) нарушают их конституционные права. Таким образом, считаем, что невозможность отказаться юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю от представления документов по запросу контролирующего органа представляет собой нарушение конституционного права не свидетельствовать против самого себя и своих близких, и предлагаем вышеуказанные нормативные правовые акты привести в соответствие с Конституцией Российской Федерации.

Также ФЗ о контроле (надзоре) не предусмотрен порядок досудебного обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов. Ст. 23 ФЗ о контроле (надзоре) лишь указывает на возможность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализовать свое право на защиту при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в административном и (или) судебном порядке. Существующий Федеральный закон № 59-ФЗ устанавливает общий порядок рассмотрения жалоб граждан в порядке досудебного урегулирования споров. Справедливые возражения относительно излишнего дублирования норм в различных нормативных правовых актах в данном случае вступает, на наш взгляд, в противоречие с концептуальным пониманием осуществления государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности. Последнее предполагает формирование единой правовой основы деятельности контрольно-надзорных органов. Таким образом, представляется необходимым внести в ФЗ о контроле (надзоре) положения, определяющие особенности, а также процедуру досудебного обжалования решений, действий (бездействия) контрольно-надзорных органов.

Ряд формулировок ФЗ о контроле (надзоре) не однозначны в своем понимании, что вызывает определенные трудности в применении на практике. Например, п. 3 статьи 1 ФЗ о контроле (надзоре) устанавливает пределы действия указанного Федерального закона, когда его положения не применяются, в частности, если при проведении мероприятий по контролю не требуется взаимодействие контрольно-надзорных органов и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Представляется необходимым конкретизировать термин «взаимодействие» в целях устранения ошибочного применения положений указанного Федерального закона. Вероятно, под взаимодействием законодатель понимает правоотношение между хозяйствующим субъектом и контролирующим органом, возникшее в ходе реализации последним своих полномочий.

В статье 1, п. 3, ФЗ о контроле (надзоре) используется понятие «манипулирование рынком», в то же время его значение не раскрывается. Федеральный закон от № 224-ФЗ перечисляет действия, которые подпадают под данное определение, что тем не менее не дает полного представления о сущности такого противоправного деяния, как манипулирование рынком. Из содержания статьи 1, статьи 5 данного закона можно предложить следующее определение понятия «манипулирование рынком» - это любые действия («...умышленное распространение через средства массовой информации сведений, совершение операций, совершение сделок, выставление заявок...») и/или бездействие («...неоднократное неисполнение обязательств по операциям...), препятствующие справедливому ценообразованию на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, нарушающие равенство инвесторов и которые могут повлечь или повлекли формирование и/или поддержание несправедливого уровня организованных торгов.

Обязанность государственной регистрации сочетает в себе аспекты регулирования и контроля, поэтому выделяется в качестве самостоятельного принципа.

Анализ законодательства выявляет ряд нормативных актов, закрепляющих основы публичности в предпринимательской деятельности, в том числе правило о публичном оповещении информации, связанной с осуществлением предпринимательской деятельности. «В частности, в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подлежат опубликованию уведомления о реорганизации и ликвидации юридического лица; сведения и документы, содержащиеся в государственных реестрах.

Согласно статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» в отношении ряда сведений лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, не вправе устанавливать режим коммерческой тайны.

Проявление публичности усматриваются и в положениях статьи 8 - 12 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым: в наглядной и доступной форме до сведения потребителей доводится информация об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах); номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство; необходимая и достоверная информация о товарах (работах, услугах), обеспечивающая возможность их правильного выбора.

На практике при привлечении к ответственности могут возникнуть следующие проблемы. В статье 1, п. 3, ФЗ о контроле (надзоре) используется понятие «манипулирование рынком», в то же время его значение не раскрывается. Федеральный закон № 224-ФЗ перечисляет действия, которые подпадают под данное определение, что тем не менее не дает полного представления о сущности такого противоправного деяния, как манипулирование рынком. Из содержания статьи 1, статьи 5 Федерального закона № 224-ФЗ можно предложить следующее определение понятия «манипулирование рынком» - это любые действия («...умышленное распространение через средства массовой информации сведений, совершение операций, совершение сделок, выставление заявок...») и/или бездействие («...неоднократное неисполнение обязательств по операциям...), препятствующие справедливому ценообразованию на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, нарушающие равенство инвесторов и которые могут повлечь или повлекли формирование и/или поддержание несправедливого уровня организованных торгов.

Статья 185.3 УК Российской Федерации «данный состав преступления определяет манипулирование рынком как действие. Вместе с тем статья 5 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» рассматривает манипулирование рынком и как бездействие. Таким образом, по своему содержанию представленное автором определение в полной мере соответствует смыслу того понятия «манипулирование рынком», который вкладывает в него федеральный закон.

Контроль и проверки осуществляют множество организаций, включая также органы энергетического надзора. Только на федеральном уровне более 50 организаций задействованы в реализации различных контрольных функций. «Представители этих учреждений обычно посещают предприятия более одного раза в год, а также вызывают предпринимателей к себе. Время и деньги, связанные с такими визитами, формы заявлений, которые требуется представлять, а также плата за формы, лицензирование, экспертизу и разрешения превращаются в огромные административные барьеры».

К наиболее существенным «недостаткам, осложняющим создание эффективного механизма проверок и контроля за производством и реализацией товаров, работ и услуг и порождающим многочисленные проблемы при его проведении, относятся следующие:

1) полномочия органов государственной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, зачастую пересекаются и дублируются;

2) органы государственной власти и управления, осуществляющие контрольные и надзорные функции, как правило, не взаимодействуют между собой, предоставленная им степень автономности режима их функционирования неоправданно высока;

3) процедуры проверки остаются неурегулированными;

4) права проверяемых законодательно не обеспечены;

5) нормативно заложена избыточность контрольных функций;

6) уполномоченные органы проводят проверки, осмотры и другие обязательные процедуры на платной для предпринимателей основе;

7) отсутствует единый механизм ответственности контролирующих инстанций и должностных лиц за нарушения, допущенные при осуществлении ими контрольных функций, повлекшие потери для деятельности малых предприятий;

8) отсутствует механизм дерегуляции, то есть отмены ведомственных и местных актов, препятствующих развитию малого предпринимательства и нарушающих положения существующих законов».

Разделение объектов контроля между контролирующими организациями проведено нечетко. На практике это приводит к многократному дублированию функций, в том числе дублированию не только по горизонтали между ведомствами, однако и по вертикали - между структурами разных уровней одного и того же ведомства и между федеральными, региональными и муниципальными органами, наделяемыми полномочиями по контролю; все это увеличивает административную нагрузку на предпринимательский сектор. Такие противоречия (коллизии) законодательства создают ситуацию, в которой предприниматель перед лицом контролера практически всегда не прав.

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Контроль - одно из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти.

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в т.ч. в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор.

Согласно науке административного права, отличие контроля от надзора сводится к следующим наиболее характерным чертам:

а) органы надзора (в том числе прокурорского) выполняют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинœены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчинœенных и в некоторых случаях в отношении неподчинœенных объектов;

б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

в) органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах*(426) .

Виды контроля различаются исходя из оснований его классификации. Так, объём проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль. К специальному должна быть отнесен, к примеру, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль и др.

Учитывая зависимость отстадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.

Учитывая зависимость оттого, кем осуществляется контроль и характера полномочий контролирующих органов, выделяются:

контроль Президента РФ;

контроль органов законодательной (представительной) власти;

контроль органов исполнительной власти;

контроль органов судебной власти.

Все виды контроля так или иначе влияют на предпринимательскую деятельность.

К примеру, на нее оказывает влияние деятельность Счетной палаты РФ, задачами которой являются, в частности:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёмам, структуре и целœевому назначению;

определœение эффективности и целœесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (хотя напрямую она не связана с контролем за предпринимательской деятельностью, однако оказывает существенное влияние на деятельность предпринимателœей).

Значение налогового контроля для предпринимательской деятельности огромно. При этом он не является контролем за собственно предпринимательской деятельностью. Основная его задача состоит в проверке выполнения предпринимателœем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

С точки зрения предмета предпринимательского права наибольший интерес представляет непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью следует отнести, к примеру, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе:

проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам, возникающим при проверках;

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

выносить предупреждение лицензиату;

осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Непосредственный государственный контроль за предпринимательской деятельностью предусмотрен при международных автомобильных перевозках*(427) .

Одним из характерных примеров непосредственного контроля за предпринимательской деятельностью является валютный контроль. Его цель - обеспечение соблюдения валютного законодательства при валютных операциях.

Основные направления валютного контроля:

а) определœение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) контролируют проводимые в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютные операции, соответствие этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение ими актов органов валютного контроля;

б) проверяют валютные операции резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета͵ отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Важнейшим этапом в развитии законодательства о государственном контроле (надзоре) явилось принятие Федерального закона от 8 августа 2001 ᴦ. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей при проведении государственного контроля (надзора)"*(428) , который регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ.

Предмет действия названного Закона ограничен понятием государственного контроля (надзора), определœение которого содержится в Законе и суть которого состоит в проведении проверки выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами*(429) .

К числу обязательных относятся, к примеру, требования, установленные государственными стандартами, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей, техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость продукции, единство методов их контроля и маркировки; обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) устанавливаются также санитарными и ветеринарными правилами и нормами и др.

Положения рассматриваемого Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, валютного, бюджетного контроля, банковского и страхового надзора, таможенного, иммиграционного, лицензионного и некоторых других видов специального контроля (п.1 ст.3 Закона).

Исходя из анализа норм Федерального закона можно назвать следующие органы федеральной исполнительной власти, которые должны руководствоваться указанным Законом при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к товарам (работам, услугам): Госстандарт России, Госстрой России, Минздрав России, Минэкономразвития России, МАП России, Минсельхоз России и некоторые другие.

Следует особо отметить закрепление в Законе принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей при проведении государственного контроля (надзора), к числу которых относятся:

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ и др.

К бесспорным достоинствам Закона следует отнести установление четких и детальных требований к организации и проведению мероприятий по контролю. К их числу относятся, в частности, требования о том, что продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц, а также то, что в отношении одного юридического лица, в т.ч. предпринимательской организации, или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю должна быть проведено не более чем один раз в два года.

С учетом всœевозрастающего числа саморегулируемых организаций установлено, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей - членов саморегулируемой организации, солидарно несущих в соответствии с уставными документами субсидиарную ответственность за ущерб, причинœенный членами указанной организации вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования, устанавливается порядок государственного контроля (надзора), предусматривающий проведение плановых мероприятий по контролю в отношении 10% от общего числа членов саморегулируемой организации, но не менее чем в отношении двух ее членов, определяемых по выбору органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления нарушений обязательных требований членами саморегулируемой организации должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны при проведении плановых мероприятий по контролю сообщить саморегулируемой организации о выявленных нарушениях.

К числу дополнительных гарантий прав предпринимателœей при осуществлении государственного контроля следует отнести ряд ограничений, устанавливаемых Законом , при проведении соответствующих мероприятий, в соответствии с которыми должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателœей либо их представителœей;

требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, в случае если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

получать информацию, предоставление которой предусмотрено рассматриваемым Законом и иными нормативными правовыми актами;

знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителœей при проведении мероприятий по контролю.

Вред, причинœенный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством РФ, неправомерными, подлежит возмещению.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.

Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.

В настоящей главе в силу ограниченности объёма учебника рассмотрены лишь отдельные средства государственного регулирования предпринимательства. Не меньшее значение имеют и иные инструменты регулирования, к примеру такие, как бухгалтерский учет и отчетность, цена, государственный заказ и др.

Краткие выводы

1. Государственное регулирование - объективная крайне важно сть развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений.

2. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики - крайне важно е условие эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.

3. Правовое обеспечение рыночных отношений - средство государственного регулирования экономики. Применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах.

4. Необходимое условие эффективного государственного регулирования - учет интересов субъектов рыночных отношений.

5. Государственный сектор экономики - важная составная часть рынка и инструмент государственного регулирования.

6. При государственном регулировании сочетаются как прямые, так и косвенные методы.

7. Прогнозирование и планирование - инструменты не только командно-административной, но и рыночной экономики.

8. Государственный контроль и надзор - эффективное средство государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государственный контроль за предпринимательской деятельностью" 2017, 2018.