1. Общеправовые тенденции развития.

2. Национально-государственные различия в праве.

3. Соотношение национального и международного права.

4. Реализация международно-правовых норм в национальном праве.

5. Глобализация и развитие Европейского права.

Литература

1. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1993.

3. Европейское право / Под ред. Л.М. Энтина, М., 2002.

4. Конституция Европейского Союза. Договор, устанавливающий Конституцию для Европы. М., 2005.

5. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993.

6. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 2001.

7. Тихомиров Ю.А. Национальное законодательство и международное право: параллели и сближения // Московский журнал международного права, 1993. № 3; Российская правовая система и международное право: проблемы взаимодействия // Государство и право. 1996 № 2-3; Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

8. Червонюк В.И., Иванец Г.И. Глобализация, государство и право // Государство и право. 2003. № 8.

9. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

10. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере честного права. М., 1995.

I. Право как регулятор поведения людей, как проявление справедливости, как воля господствующего класса, нормативный баланс интересов, как обеспечение управления – таковы разные грани права, обнаруживаемые в его определениях. И они находят свое выражение в системе права и законодательства, в правотворчестве, в деятельности правоохранительных учреждений. Таким образом, в неодинаковых трактовках права отражаются его мировоззренческие истоки и различные политические воззрения и правовые концепции в обществе. Поэтому для выделения общеправовых закономерностей и тенденций необходимо изучение мировоззренческих истоков права, в этом, по мнению Бермана, заключаются причины внешнеполитических, структурно-нормативных изменений.

Правовые изменения X-XII вв. в Европе накапливались и происходили сначала как проявления обычного права, постепенно облекаемого в форму канонического права. Из его оболочки выходят развивающееся в XI-XIII вв. феодальное, торговое, городское, королевское право. Единственным законом в политическом смысле стал закон светского королевства или княжества.

Ключом к обновлению права на Западе с XVI в. стала лютеранская концепция способности индивида по божьей милости изменить природу и усилием воли создавать новые общественные отношения. Концепция индивидуальной воли становится центр для развития права собственности и договорного права. Прежнее влияние церкви на право ослабевает, и оно постепенно сводится к уровню личного, частного дела. Американская и французская революции подготовили почву для обоснования традиционного божества демократии – индивидуализма, рационализма и национализма. Происходит превознесение роли законодательного органа, расширение экономической свободы индивида и кодификации уголовного и гражданского права. Это были правовые постулаты того времени, когда либеральная демократия заменила христианство на правовом поприще. Революция в России, по мнению Г. Бермана, привела к крушению этих постулатов и утверждению новых – вторжения государства в экономику, пренебрежения к закону во имя идеологии.



В современном мире с его нарастающем взаимосвязью и взаимозависимостью государств, их экономик, с расширением отношений и обменов между ними, право выполняет функции «нормативной интеграции». «Общее правовое поле» во многом формируется и охраняется международным правом, которое приобретает новый смысл. Раньше его сфера была ограниченной и развивалась как бы параллельно внутреннему праву. Теперь международное право тесно смыкается. Появляются новые правовые принципы – ограничения суверенитета государств в пользу общих человеческих ценностей, приоритета общепризнанных норм и принципов международного права перед нормами национального права, прямое международное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Нельзя недооценивать роли государств в развитии национальных правовых систем и в соотношении с правовыми системами других государств. Распад Советского союза, падение социальных режимов в странах Центральной и Восточной Европы породили новые противоречия. Проявляется тенденция государственного роста национализма, когда возрождается и поддерживается национальная культура, язык, но обостряются старые и новые споры и конфликты. В то же время право новых европейских государств начинает тяготеть к праву Европейского Союза и Совета Европы. Отсюда вывод: если государства «национализируются», то право «интернационализируется». Государства или группы государств могут по-разному определять свой курс в области права. Согласование, сближение национальных законов отражает общий интегративный курс. Например, 1994-1995гг. ряд скандинавских стран приняли законы об иммиграции, ужесточение режима получения гражданства или вида на жительство для иностранцев. Это была защитная мера против потока эмигрантов из бывшего Союза. –1996 г. аналогично – Канада и США.



Известны защитные правовые меры в области торговли, таможенном деле, судоходстве, прав национальных меньшинств. Курс государств так или иначе влияет на их действия в правовой сфере и на соотношение национальных законов. Межгосударственное объединение определило свое отношение к правовым системам не только государств-членов, но и других государств. Все это позволяет выделить несколько тенденций общеправового развития, которые характеризуют динамику не только правовых систем в современном мире, но их соглашений между собой и с международным правом. Их условно можно включить в пять групп:

1. группа – общепризнанные правовые ценности

2. группа – общие мировоззренческие и правовые источники

3. группа - тенденции согласованного правового развития в рамках межгосударственных объединений.

4. группа - сближение национальных законодательств.

5. группа - более локальные тенденции, связанные с дифференциацией или образованием новых государств.

Общеправовые закономерности и тенденции предопределяют рамки и объемы сравнения правовых систем, их взаимовлияние и возможности использования для каждой из них зарубежных прав, доктрин и практики. Распространение правовых взглядов и концепций является наиболее подвижным и действенным средством их соотношения и реагирования на существование друг друга.

II. Каждая страна накопила, сохранила и приумножила свои правовые концепции, традиции правовой культуры специфические юридические институты. Их можно обнаружить как в правотворчестве, правоприменении, так и в правообеспечивающих сферах.

Доминирующая в современных условиях тенденциях к сближению принципов права и национальных законов определяет важность общего и особенного в системе источников права, что отражает специфику правовых семей, совпадение главных источников (конституция и законы) неодинаковое соотношение разных источников (например, судебный прецедент в Великобритании), нормативное фиксирование источников права

Юридические различия между государствами выражаются и в специфике понятий, терминов. Неодинакова сама композиция Конституций, законов, кодексов, когда их структурное расчленение, способы связи отдельных частей первого акта, внутренние отсылки могут вызвать затруднения у тех, кто изучает акты других структур, пытается их копировать или критиковать. Сопоставление правовых систем, актов, норм позволяет выявить еще одно различие. Это неодинаковые методы правового регулирования однородных общественных отношений. Где-то применяется регистрационный, где-то разрешительный, где-то уведомительный порядок образования юридических лиц. Если в России преобладает способ «государственной поддержки», «льготных налоговых режимов», то в Японии – стимулирование малого бизнеса. Если налоговые законы в России сориентированы преимущественно на получение доходов и льготы для отдельных видов налогоплательщиков, то в Швейцарии – на льготностимулирующие режимы для отдельных видов деятельности. Наибольший объем правовых различий связан с традициями и уровнем правовой культуры. Правовое многообразие нельзя рассматривать как исторический анархизм, связывая его с традициями прошлых веков и юридическим консерватизмом. История каждого государства и группы стран формируют устойчивые правовые воззрения, традиции и правовую культуру. Отношение к праву неодинаково у населения Северной, Центральной и Южной Европы. Законопослушание скандинавов, англичан и немцев контрастирует с пренебрежением к формальным нормам в кавказском регионе, в мусульманском мире. Следовательно, одно из коренных правовых различий заключается в разных идеологических, религиозных, мировоззренческих истоках права. Его называют юридическим мировосприятием. Таким образом, можно выделить 4 вида национально-государственных правовых различий:

1. Органические, постоянные, отражающие национально-исторические традиции;

2. Относительно устойчивые (по набору и соотношению источников права);

3. Исторически временные, вызванные условиями переходного периода спецификой уровня экономического и социального развития;

4. Политико-ситуационные, обусловленные курсом государств и их полномочий в правовой сфере внутри страны и за рубежом.

III. Каждое государство стремится соотносить свое право и законодательство с международным правом. Международные организации и сообщества способствуют согласованному разрешению общих проблем для мирового содружества. Отсюда неизбежны изменения соотношения внутреннего и международного права.

Долгие годы параллельного существования международной и национально-правовой систем в условиях «холодной войны» дали основание современным международникам отрицать примат международного права внутригосударственным. Не признавалась их взаимозависимость. Отмечалось, что международные нормы не входят в состав внутригосударственного права. Доктрина государственного суверенитета была щитом против внешнего давления. Зарубежные концепции признают международное право либо «включенной» частью национального права, либо как бы «внешний» приоритет. И в том, и в другом случае допускается прямое применение международных норм. Последние четверть ве6ка отчетливо выявили тенденцию сближения национального и международного права на фоне растущих интеграционных процессов в мире. Но при их очевидном положительном смысле нельзя не заметить стремления обосновать право мирового сообщества вмешиваться в некоторые внутригосударственные аспекты развития и регулировать их. В ООН часто говорят о легитимации «права вмешиваться» во имя повышения интересов мирового сообщества и его ценностей. Защита прав человека, контроль за производством оружия массового уничтожения, сохранения планетарной среды стали «поводами» для вмешательства международного сообщества во внутренние дела государств. Неоднозначно толкуется объем мандатных полномочий и статус миротворческих сил в разных регионах мира.

Утверждение приоритета международного права для национального права сопровождается использованием международных принципов, норм и понятий в национальном праве. Оно должно сочетаться с механизмами участия государств в выработке международно-правовых норм и решений, ответственности за их выполнение и одновременно с обеспечением суверенитета народов и государств. Конфликтные ситуации требуют специального механизма, не ущемляющего прав отдельных стран.

Как известно, национальная правовая система включает в себя принципы права, правотворчества, правоприменения, всю совокупность правовых актов и норм. Строгая ее системность означает четкое соотношение актов между собой Конституции, закона и правозащитного акта. Все акты являются продуктом деятельности органов государственной власти и обеспечены их авторитетом, властными и иными средствами воздействия. Международная правовая система также является многозвенной. Она строится на основе общих принципов, закрепленных в Уставе ООН, - суверенное равенство государств, самоопределение наций и народов, добросовестное выполнение обязательств, всеобщее уважение прав человека, разрешение международных споров мирными средствами. Эти и другие принципы международного права являются универсальными и общепризнанными как для других «слоев» международного права, так и для национальных правовых систем. Далее можно выделить «право международных организаций» с их конвенциями, пактами, декларациями и резолюциями, действующими в той или иной сфере (например, ЮНЕСКО, МОТ). Накоплен большой исторический опыт унифицированных актов и норм, способствующих гармонизации правовых систем. Рост терроризма во многих странах потребовал принятия в июле 1996 г. на международной конференции комплекса мер, в частности выдачи террористов, даже если нет межгосударственных соглашений. Совет Европы за 46 лет принял более 160 европейский конвенций, которые служат своеобразным эквивалентом 75 тысячам двусторонних соглашений и содействует гармонизации национальных законов. Международные правовые акты весьма разнообразны по форме, содержанию, структуре и порядку принятия. Это учредительные документы (Устав ООН, Соглашение о создании СНГ), конвенции и хартии тематического характера в области публичного права (Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, Европейская хартия о местном самоуправлении, конвенция Совета Европы о защите прав человека перед лицом автоматизированной обработки данных личного характера); типовые правила конвенции в сфере частного права (конвенция ООН о договоре международной купле продажи, типовой закон о международных кредитных переводах, Арбитражный регламент Комиссии ООН по праву международной торговли); регламенты, директивы, модельные законы сообществ государств. Эти акты схожи с национальным законодательством. Сходство это можно обнаружить и применительно к системам международного и внутреннего права все более отчетливо «делится» на международное публичное, частное, торговое право, международное экономическое, морское, воздушное, космическое, гуманитарное право. Формируется международное образовательное и экологическое право. В этом процессе проявляется влияние системы внутреннего законодательства, у которого появляется больше схожих с международным правом предметов правового регулирования. В круг источников отраслей внутреннего права можно с полным основанием включить и общепризнанные принципы и одобрение международного договора и акта.

IV. Своеобразным «мостом» между национальным и международным правом являются конституционные положения. Важнейшими являются нормы ст. 79 Конституции РФ о том, что РФ может участвовать в межгосударственном объединении и передавать им часть своих полномочий – если это не противоречит основам конституционного строя России. В ч. 4 ст. 15 определено соотношение норм российского и международного права, в п. «г» ст. 106 – субъект ратификации и денонсации международного договора. Аналогичные нормы содержатся в Конституции США (6), Франции (55), Германии (24), Испании (96).

Для оказания воздействия на отношения внутри каждого государства нормы международного права должны получить «национальное признание» и найти отражение во внутригосударственном праве. Включение международных правовых норм в национальном праве означает их трансформацию, которая осуществляется разными способами. Во-первых, прямая трансформация, когда в соответствии с Конституцией и законами нормы международного права автоматически приобретают силу действующих на территории этого государства. После публикации в специальном издании положения международного акта приобретают силу действующих на территории этого государства. После публикации в специальном издании положения международного акта приобретают силу, превышающую силу не соответствующих ему внутренних законов, во-вторых, инкорпорация, когда нормы международного права, в том числе договорные, непосредственно включаются во внутригосударственное право. При этом прямая трансформация может предусматриваться для определенного вида международных норм, например, для общепризнанных норм международного права (ФРГ, Португалия, Австрия) или для должным образом заключенных и опубликованных международных договоров (Испания). В-третьих, опосредованная трансформация означает, что международно-правовые нормы приобретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта. Если при прямой трансформации изменяется международный договор или иного акта влечет изменение во внутреннем праве, то при опосредованной трансформации такие изменения являются ее результатом определенной внутренней процедуры. Важное значение придается процедуре признания международных обязательств. ФЗ «О международных договорах РФ» предусматривает такие виды как выражение согласия на обязательность для него международного договора, как его подписания, обмен документами, образующими договор, ратификация, утверждение, принятие, присоединение, иной способ выражения согласия договаривающихся сторон (ст.60). В отношении международного договора России установлено ратификация и денонсация их отнесены к ведению Государственной Думы, принимающей по этому поводу законы, и Совет Федерации (п. «г» ст. 106 КРФ). В ФЗ урегулированы процедуры подготовки, подписания и ратификации международного договора. А в Регламентах палат – порядок их «внутреннего движения». В Конституциях зарубежных государств чаще всего определена процедура заключения международных договоров (Конституция Франции (раздел 6)), «О международных договорах и соглашениях», Конституции Испании гл. 3 «О международных договорах».

Для государств-участников СНГ примечательно участие Конституционных судов. Например, в России Конституционный суд вправе разрешать дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров (п. «г» ч.2 ст. 125 КРФ), а в Республики Беларусь Конституционный суд дает заключение о соответствии международных договорных обязательств Конституции (ст. 127).

Нормы международного права выражают не властные предписания, а договорные волеизъявления государств, - это координационные, согласительные, рекомендательные, диспозитивные правила. Чаще всего им присущ первый элемент – диспозиция, реже – гипотеза и диспозиция, т.к. международные нормы выражают более обобщающие тенденции развития. Иерархичность норм специфична и означает соответствие нового договора императивным нормам международного права, совместимость норм с обязательствами по другим договорам. Отсылочные нормы нередко являются нормами-поручениями нижестоящим государственным органам договаривающихся стран решить в международно-правовом порядке те или иные вопросы на уровне этих органов – подписать соглашение, провести согласование. Довольно сложным является вопрос о соотношении норм внутригосударственного и международного права. Этот вопрос решается прежде всего на конституционном уровне. Так, в ч.4 ст.15 Конституции РФ можно выделить три положения:

а) установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного договора РФ являются составной частью ее правовой системы. Здесь выделено три основных источника международного права – принципы, нормы, договоры;

б) отмечается такой признак одобрения международных документов российским государством, как «общепризнанные». Не все документы, а лишь те, с которых согласно государство и обязательства, по которым оно берет на себя добровольно;

в) установлен принцип приоритета международного договора перед внутренним законодательством.

Международные правовые нормы отражаются по-разному в отраслях публичного и частного права. Во-первых, группе их мало, т.к. ими регулируются публичные институты и способы осуществления публичных интересов. Во-вторых, лишенные ярко выраженного тяготения к вопросам власти и суверенитета, эти нормы представлены гораздо полнее и шире. Причем заметны два способа их закрепления. Во-первых, в ряде законов есть специальные нормы о международном сотрудничестве в соответствующей сфере. Так, ст.65 Основного законодательства РФ об охране законодательства граждан устанавливает, что сотрудничество РФ с другими государствами осуществляется на основе международных договоров. В законе «Об образовании» признается роль международных соглашений и договоров, не противоречащих закону (ст. 57,58). Закон «Об охране окружающей природной среды» в ст. 92 закрепляет 9 принципов, которыми руководствует РФ в сфере международного природоохранного сотрудничества; в ст. 93 – приоритет международных договоров; в ст. 94 – обязанности иностранных юридических лиц и граждан, лиц без гражданства по соблюдению природоохранного законодательства.

Во-вторых, во многих законах как бы воспроизводятся конституционные нормы (ст.7 ГК РФ об общепризнанных нормах и принципах международного права). В Семейном кодексе есть раздел 7 «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства».

Наиболее ярким выражением структур сближения норм международного и внутреннего права являются модельные законодательные акты. Они содержат правовые стандарты, которые полностью или частично воспринимаются государственными в процессе законотворчества, ориентируя их на типичные правовые решения, и тем самым способствуют сближению национальных законодательств. Реализация международных правовых актов связана с многообразием практической помощи дипломатов, экономической деятельностью государств, так и с приведением в действие собственных механизмов правовой системы. Помимо федеральных органов могут создаваться специальные комиссии по наблюдению за реализацией договора. Используются парламентские слушания. Так, Комитет по делам национальностей Государственной Думы провел парламентские слушания по вопросу о ратификации Конвенции № 169 МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни». Участники слушаний поддержали ратификацией Конституцию и рекомендовали правовые нормы ее поэтапной реализации. Получает развитие практика судебного применения международно-правовых норм. Решение суда может быть основано на принципах международного права лишь при отсутствии регулирующего данный вопрос национального акта. Сами международные организации также принимали меры для обеспечения выполнения своих актов, особую активность проявил Комитет Красного Креста (в зависимости от оказания гуманитарной помощи).

Таким образом, повышение роли международного права влияет не только на сферы национального права, но и на его обеспечение. Уже в начале XX заметно усиление международного правового обеспечения тех национально-правовых принципов и институтов, которые являются общепризнанными. Это касается, прежде всего, прав и свобод граждан, демократических ценностей, суверенитета, нерушимости границ.

V. Влияние глобализации на развитие права проявляется в различных формах:

1) Стандартизация;

2) Правовая аккультурация;

3) Формирование «транснационального правопорядка».

Одной из ярких тенденций является возникновение наднациональных нормативных массивов, которые находятся вне национальной юрисдикции и территории суверенитета государства, в частности, возникновение международного торгового и договорного права, формирование международного экологического права, гуманитарное право, информационное. Одновременно возникает и наднациональное правосудие. Наиболее ярким примером является так называемое «европейское право». Исторически европейское право существует с греко-римских времен. В Средневековье оно развилось в рамках канонического права. В современном понимании европейское право начало формироваться со второй половины XX века, охватывая нормативно-правовые комплексы всех европейских организаций. Структурно нормативно-правовой комплекс европейского права включает в себя нормы европейских организаций, включает право Совета Европы, европейских сообществ. С 1 ноября 2006 года основным нормативным актом данного сообщества станет вступившая в силу Конституция Европейского Союза. Согласно Конституции Европейский парламент – высший представительный орган ЕС, цель которого - представлять интересы народов Европы, проживающих в странах Евросоюза, вырабатывать общие подходы к внутренней и внешней политике, способствовать сближению государств-участников. Выборы членов Европарламента осуществляться на основе всеобщего прямого голосования раз в 5 лет. Высший орган ЕС – Совет, состав которого формируется правительствами государств-участников ЕС. Европейские законы (прямого действия или рамочные) принимаются единогласно Советом ЕС по инициативе Европарламента и его одобрение большинством членов парламента. Исполнительным органом является Европейская комиссия. В Суде Европейского Союза правосудие представлено по одному судье от каждого государства – члена ЕС (избирается на 6 лет). Суду ассистируют 8 генеральных адвокатов, они готовят дело слушанию, осуществляют расследование.

Увеличение «прозрачности» границ между экономическими, политическими системами делает необходимым унификацию и стандартизацию права. Если раньше унификация проходила стихийно, то в условиях глобализации она приобретает целенаправленный характер, прежде всего, следует отметить стандарты в области прав человека. Вступление государства в такие международные организации как – Международная организация труда (МОТ), Всемирная торговая организация (ВТО) обязывает подчинить правовой режим регулирования труда и внешнеэкономической торговли правилом, принятых в этих организациях. Французский антрополог-правовед Н. Рулон вводит термин правовая аккультурация – передача права принудительно или без принуждения одним обществом другому, заимствование перенос элементов одной правовой системы в другую, подчинение правового развития конкретного государства, движению права в планетарном масштабе. Червонюк В.И. отмечает «американизацию» права.

Взаимовлияние проявляется и в заимствовании нормативного материала, юридической терминологии, законодательной техники, что ярко проявляется в сближении континентальной системы права и системы общего права. Оно получило название правовой конвергенции (интеграции).

Заметно влияние глобализации в сфере правонарушений. Она вызывает социальный протест, иногда принимающий преступные формы, порождает люмпенизацию и маргинализацию, затрудняет поиск преступников. Криминологи отмечают, что наблюдается устойчивая тенденция к росту транснациональных преступных сообществ.

Таким образом, если в эпоху индустриализации (XIX в.) право выступало инструментом защиты людей от производственного травматизма, в постиндустриальную (XX в.) – от разрушающего воздействия химических и ядерных технологий, то в XXI в. право призвано осуществить гуманитарную миссию, связанную с правовой (цивилизованной) защитой человечества от преступных посягательств на экономическую и деловую организацию всемирного рынка, законное обращение капиталов, ресурсов. В целом, взаимозависимость глобализации, права и государства лишь обозначено в мировой науке.

Вопросы к теме:

1. Назовите основные тенденции развития современного права?

2. Что означает прямая и опосредованная трансформация международно-правовых норм?

3. В чем состоят национально-государственные правовые различия?

4. Что понимают под термином «правовая аккультурация»?

5. Как соотносятся процессы глобализации и формирование транснационального порядка?

Далеко не сразу удалось осознать и понять в полном объеме такую цель юридического познания, как сравнительное правоведение. Для этого требовались столетия и естественный прогресс человечества, развитие права и нарастающее признание его роли в государстве, в обществе, в регионах и в мире. И все же с удовлетворением можно отметить интерес мыслителей Прошлых веков к изучению права "предков" и "соседей". Еще в Древней Греции с ее обилием городов-государств предпринимались попытки изучения их правовых уставов. Римская империя, формируя собственное ставшее классическим "римское право", впитывала и перерабатывала правовые нормы чужеземных народов. В средние века раздробленность обществ делала неизбежным соприкосновение и даже столк

новение юридических правил королевств, княжеств, герцогств, земель. Побеждало "право завоевателя".

Наступают XVI-XVII вв. Просветители широко использовали сравнительный метод как в историческом, так и в страноведческом планах 1 . Английский философ Джон Локк в конце XVII в. развивал учение греческих мыслителей об идее единого естественного закона, действующего и в природе, и в обществе, и в государстве. Локк развил далее учение о естественном праве, сделав акцент на роли личности в системе естественных прав и обязанностей. Этический принцип права на счастье дополняется положением о равенстве людей, о таком состоянии равенства, при котором вся власть и вся юрисдикция являются взаимными. Тут видны новые подходы к государству и политической власти, отвергавшие их божественные и иные внешние источники. Функции государственных институтов становятся скорее естественно-органическими. Поэтому переход от естественного состояния к гражданскому обществу есть результат общественного договора 2 .

Жан-Жак Руссо в своей теории общественного договора развивает идеи "мандата", "получения" власти от народа и передачи ее избранным. Правление по воле большинства, на основе законов формирует правовое государство. Критически отторгая аристократические традиции итальянских государств, Чезаре Беккариа в своей книге "О преступлениях и наказаниях" (1764 г.) обосновывает принцип равенства на основе закона. Он связывает с книгопечатанием правовой прогресс, поскольку оно сделало широкую общественность хранителем священных законов, вырвав их из рук узкого круга посвященных и правителей 3 .

В середине XVIII в. Шарль Луи Монтескье развивает новую политико-правовую теорию. Критикуя теологические и абсолютистские концепции государства и права, он формирует концепцию разделения властей как идеальное устройство государства, как противовес деспотизму. Не давая ее положений, которые известны читателю, подчеркнем использование мыслителем сравнительного метода. В своих трудах "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734 г.), "О духе законов" (1750 г.) Монтескье анализирует и сопоставляет государственные системы прошлого и настоящего. В частности, большинство древних республик имело, по его мнению, один крупный недостаток: народ имел право принимать активные решения в сфере исполнительной деятельности, к чему он неспособен. Участие народа должно быть ограничено избранием представителей 4 . В трудах Монтескье дан анализ государственного устройства Афин, рассматривается процесс осуществления власти в монархических государствах.

1 См.: Саибов А. X. Сравнительное правоведение и юридическая география мира.

2 См.: Зайченко Г. А. Джон Локк. М., 1988.

11 См.: Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 75-82.

4 Подробнее см.: Азоркин Н. М. Монтескье. М., 1988.

Известный немецкий философ Георг Гегель часто пользовался методом сравнительного анализа при исследовании социальных и государственно-правовых явлений. В качестве иллюстрации можно привести его статью "Английский билль о реформе 1831 г.". Она посвящена обсуждению в английском парламенте билля о реформе избирательного права с целью расширить и сделать равным представительство в парламенте от различных населенных пунктов и слоев. В процессе анализа Гегель обращает внимание на другое достоинство билля, а именно преодоление взглядов на позитивность как основу всех институтов английского права, которые "даны" властью и отражают скорее "частные" привилегии. В основе же правовых институтов континентальных государств лежат общеправовые принципы справедливости, равенства. Акцентируется влияние Франции на правопорядок в Европе. Отставание Англии объясняется господством в ней аристократических порядков. Критически оценивается и Конституция Германской империи, которая явилась лишь "бесформенным агрегатом частных прав, создавала лишь внешнюю связь между немецкими землями 1 ".

Как видно, великих мыслителей прошлого привлекал как сравнительный историко-правовой, так и сравнительно-институциональный анализ. Выявлялись устойчивые закономерности, достоинства и пороки государственных институтов, обосновывались здравые и полезные советы, как лучше устроить и вести государственные дела. И эта познавательная традиция сохраняется и развивается в дальнейшем в трудах зарубежных и отечественных исследователей.

Интересна в этом плане книга французского юриста и политолога Алексиса де Токвиля, который в 1835 г. опубликовал книгу "Демократия в Америке". Поводом для поездки автора в США послужило желание изучить новшества в системе управления тюрьмами, поскольку во Франции готовился пересмотр Уголовного кодекса. Но замысел изменился и привел А. Токвиля к широкому сравнительному изучению и сопоставлению государственных институтов Америки и Франции. "Полем" сопоставления были разные стороны государственной и общественной жизни США: принцип народовластия, власть в штатах и федерализм, конституция, судебная власть. Изучению были подвергнуты каналы влияния народа на политику и власть, включая партии, печать, выборы. Особое внимание было уделено законодательству и законности и отражению социальных интересов. Отдельные выводы суммированы в сжатом резюме "Значение вышесказанного для Европы" 2 .

Не оставили без внимания возможность сопоставления государственно-правовых институтов К. Маркс и Ф. Энгельс. В историческом плане предметом их анализа были догосударственные и государственные образования, этапы развития рабовладельческих, феодальных и капиталистических государств и перспективы создания безгосударственного коммунистического общества. В то же время отдельные институты современных государств - монархизм, парламентаризм, разделение властей, исполнительная власть, выборы - сопоставлялись в критическом и позитивном аспектах. Мно-

1 Гегель Г. Политические произведения. М., 1978. С. 373-379. 2 Де Токвилъ А. Демократия в Америке. М., 1992.

гочисленные иллюстрации трудового, рабочего, конституционного, гражданского, семейного права в их отдельных проявлениях обнаруживаются во многих трудах основоположников марксизма применительно к Германии, Англии, Франции. В этом видны используемые ими познавательные и социальные функции сравнительного правоведения.

В российской истории можно обнаружить следы взаимного влияния права, как русского, так и иностранного. "Русская правда" была широко известна и высоко ценилась в Европе. Составители Соборного Уложения 1649 г. не могли не учитывать опыта зарубежных кодификаций. Позже внешнее, зарубежное правовое воздействие во многом инициируется царями, которые своим политическим курсом облегчали восприятие в России прогрессивных правовых идей и учреждений. Реформы Петра I, затрагивающие административное управление, в немалой степени отражали содержание и институты правовых систем Швеции, Голландии. Екатерина II, следуя этим же курсом, хотя и поощряла знакомство с идеями Вольтера и французских энциклопедистов, была жестка в отношении их практического применения в России.

Известный французский мыслитель Вольтер в переписке с русской императрицей Екатериной II сообщает в 1770 г. о высокой оценке подготовленного ею "Наказа к составлению свода законов России", который служит упреком французам в их смешной и варварской юриспруденции, построенной на декреталиях папы и церковных норм.

В 1777 г. Вольтер пишет, что получил немецкий перевод Свода законов и начал переводить его на язык варваров-французов. Вольтер и его коллега внесли даже по 50 луидоров в пользу того, кто составит уголовный кодекс, близкий к русским законам и наиболее пригодный для страны, где они живут 1

Формируется в середине XVIII - начале XIX в. отечественная школа права, когда создаются училища правоведения, университеты с отделениями права.

Русско-французская война 1812 г. и последующее влияние восстания декабристов не могло не подтолкнуть Александра I к модификации государственных учреждений. Громадная кодификационная работа Сперанского в первой трети XIX в. была созвучна обновлению права на Западе. Не случайно, видимо, проект гражданского уложения рассматривался позднее как переделка Кодекса Наполеона как по системе, так и по некоторым подробностям.

Примечателен процесс своеобразной "правовой ассимиляции", когда в Свод законов Российской империи 1835 г. не включались многие законы, действовавшие на отдельных территориях Российской империи - в Прибалтике, Польше, Финляндии, на Кавказе. Местные узаконения собирались и обобщались, Сенат издал на русском языке правовые акты Молдавии, Белоруссии, Кавказа. В 40-х гг. был утвержден "Свод местных узаконении губерний остзейских, повелением императора Николая Павловича составленный". После присоединения Финляндии к России было подтверждено действие

1 См.: Вольтер. Избранные произведения. Переписка Вольтера с Екатериной Ü. М., 1947.

на ее территории Шведского Уложения 1734 г., своих брачно-се-мейных, наследственных, вещных, обязательственных норм. В Польше продолжал действовать Французский гражданский кодекс 1804 г. с изменениями разделов о браке и др. В Грузии продолжали руководствоваться обычаями и Уложением царя Вахтанга VI (начало XVIII в.) 1 .

В трудах ученых и писателей России XIX в. мы обнаруживаем много примеров умелого применения методов сравнительно-правового анализа. Одной из интересных попыток такого рода является книга Н. Я. Данилевского "Россия и Европа", опубликованная в 1871 г. В ней содержится глубокий анализ черт общего и особенного в российском государстве и европейских государствах, причем сопоставление дается на широком историко-культурном и этнографическом фоне. Характеристика государства сочетается с анализом его мононациональной и многонациональной структуры на примере Римской империи, Германии и России. Федерация рассматривается как организация власти снизу вверх, и славянский тип общности людей предопределяет, по его мнению, возможность создания славянской федерации с Россией во главе как некоего противостояния Европе 2 . Тут бесспорно влияние идей Бакунина и Лаврова.

Много внимания российские ученые-юристы уделяли сравнительному анализу применительно к отраслям и институтам права. Примечателен в этом смысле "Сборник государственных знаний", изданный в 1875 г. Статьи Ф. Г. Терпера "Акционерное общество" и Д. П. Скуратова "Заметки по поводу акционерного законодательства" построены на сопоставлении законов, положений и уставов России, Англии, Германии, Франции. В критико-библиографическом разделе сборника помещены обзоры и статьи об опыте исследования английских косвенных налогов, о древнем праве балтийских славян. Даны обзоры иностранной литературы по вопросам государственного управления, финансов и военного дела 3 .

Для российской правовой мысли конца XIX - начала XX в. весьма характерно широкое использование сравнительно-правового метода. Его возможности позволили отечественным юристам и философам сопоставлять разные политико-правовые идеи и концепции, оценивать тенденции государственно-правового развития в различных странах. И государствоведы, и цивилисты умело сравнивали отрасли законодательства и правовые институты, обогащая познавательный потенциал науки.

Анализируется историко-сравнительный метод в праве 4 . М. Ковалевский блестяще разработал вопросы представительства и самоуправления на фоне ряда государств. Б. Чичерин в "Курсе государственного права" в историко-сравнительном плане рассматривает элементы государства и его институты 5 .

Н. М.Коркунов в "Лекциях по общей теории права" строго следует историко-сравнительному методу рассмотрения эволюции ча-

1 Подробнее см.: Развитие русского права в первой половине XIX века. М., 1994. С. 25-40. 2 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991 г.

1 Сборник государственных знаний/ Под ред. В. П. Безобразова. Т. II. СПб., 1875.

4 Подробнее см.: Ковалевский М. Историко-правовой метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. М., 1880.

5 Чичерин, Б. Курс государственного права. Т. I. СПб., 1894.

стного и публичного права, их соотношение между собой показано начиная с римских юристов и кончая обзором концепций современников 1 .

Весьма аналитичны разработки П. И. Новгородцевым вопросов демократии, причем эволюция взглядов политологов и юристов сочетается с объективным анализом реальных процессов в разных государствах. Отмечая, что древний мир знал только непосредственную демократию и допускал отождествление ее с формой правления, он выделяет положения Руссо о демократии как форме государства, в котором верховная власть принадлежит народу. Самоуправление народа может неодинаково выражаться в монархиях и республиках, и здесь критически оценивается мысль Токвиля о неизбежности демократии как таковой. Язвительно подчеркивается боязнь англичан заимствовать "новое" из Франции. Современное понятие демократии П. И. Новгородцев связывает с идеей правового государства и свободы, равенства личности, с воспитанием народа и повышением его нравственного опыта. Фактическое осуществление народовластия неодинаково в маленькой Швейцарии и в США, Канаде, где велика власть денег и плутократии, во Франции, в Латинской Америке с кругооборотом революций и олигархий. Социализм же ближе стоит к идеологии теократии, чем демократии 2 .

И теоретики права умело и убедительно сопоставляли правовые взгляды и концепции представителей разных школ и государств, обнаруживая то, что их сближало и разделяло. Особенно это касалось отношения к праву, которое нередко воспринималось в России с нигилистических позиций. Б. А. Кистяковский подверг резкой критике такие подходы к праву 3 .

Г. Ф. Шершеневич в "Общей теории права" убедительно показывает достоинства и недостатки разных правовых концепций и отражение в них исторических условий развития права и государства. Критически оценивается роль энциклопедий права, в частности отражение в России и Франции 40-80-х гг. XIX в. композиций германской энциклопедии права. Сравнение с правом других народов допускалось скорее в историческом аспекте. Заимствование правовых образцов признавалось как тенденция развития 4 .

Поворот в отечественном сравнительном правоведении происходит с победой советской власти, когда новая идеология становится основой формирования и развития социалистического права. Полный разрыв с идеями, принципами и нормами буржуазного права привел юристов - ученых и практиков - к отходу от позитивного анализа зарубежных правовых систем. Если в 20-е гг. еще можно встретить благожелательные оценки отдельных иностранных правовых институтов, особенно гражданского права, юридической техники, то в дальнейшем они исчезают. В. И. Ленин в критическом плане оценивал буржуазные институты парламента, местных властей, суда, политические права и свободы граждан, избирательные

1 См.: Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1989.

2 См.: Новгородцев П.И. Демократия на распутье. М., 1995. С. 388-406.

3 См.: Кистяковский Б.А. В защиту права// Вехи. М., 1991.

* См.: Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. I. Вып. I. М., 1995. С. 53-58, 171-182, 252-265, 276-308; там же. Т. II. Вып. 2,3,4. M., 1995.

системы. Продолжением этой линии был курс большевиков и КПСС, государства на остро негативное отношение к иностранному праву и откровенно апологетический подход к социалистическому праву. Объективное сравнительно-правовое изучение было заменено в юридической науке и пропаганде в основном критической оценкой, которая создавала впечатление абсолютно ценной и изолированной правовой системы социализма.

В ходе научных исследований, в процессе правотворчества и правоприменения даются разные оценки сравнительному правоведению. По-прежнему дискуссии ведутся вокруг природы, целей и функций, методологии сравнительного правоведения. Сближается ли оно с теорией права и социологией права или приобретает значение самостоятельной отрасли юридической науки, каковы познавательные возможности сравнительного правоведения, ориентировано оно в большей степени на выявление общего и сравнимого или правового разнообразия, специфики и несравнимости, применять ли сравнительный метод на макроуровне права или проводить правовые микросравнения - таков в общих чертах спектр взглядов в данной сфере. Рассмотрим их подробнее.

Наиболее фундаментальным научным трудом, широко известным отечественному читателю, является книга французского ученого Р. Давида "Основные правовые системы современности". Ее первое издание на русском языке вышло в свет в 1967 г., второе - в 1988 г. 1 Используя второе издание книги, отметим прежде всего ее широкий диапазон. В ней есть общая часть - сравнительное право и разнообразие правовых систем - и особенная часть - различные правовые семьи. Сочетание глубокого теоретического анализа с обобщением громадного нормативно-правового материала делает книгу ценнейшим источником изучения и плодотворного развития сравнительного правоведения.

Характеризуя дебют сравнительного права на рубеже XIX- XX вв. и его современное значение, Р. Давид выделяет три его основные функции. Первая связана с возможностями изучения истории права и его философского осмысления. Вторая - использование сравнительного правоведения для лучшего понимания и совершенствования собственного национального права. Третья - сравнительное правоведение весьма полезно для взаимопонимания народов и создания лучших правовых форм международного общения.

Обратим внимание в данной связи на пояснение, даваемое во вступительной статье к книге. Р. Давид стремится преодолеть живучую идею о том, что право есть национальное явление. Выступая против трактовки права как государственного явления, против тесной увязки его с развитием государственности, известный компаративист развивает мысль о "саморазвитии права", не ограничиваемом пределами какого-то государства.

Для общей позиции Р. Давида характерно, с одной стороны, признание тесной связи сравнительного правоведения с теорией права и социологией права, с другой - утверждение о сравнитель-

1 Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное право). М., 1967; Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

ном правоведении как занятии всех юристов, умеющих применять метод сравнительного анализа в рамках разных отраслей юридической науки и законодательства. И все же специалисты-компаративисты пользуются его особой симпатией, поскольку он сам является членом их семьи.

Представляет интерес сборник статей "Сравнительное правоведение", опубликованный в 1978 г. 1 В нем объединены работы ученых-юристов зарубежных социалистических стран, в которых рассматриваются вопросы методологии и методов сравнительного правоведения, цели и задачи применения сравнительного метода, проблемы сравнимости и несравнимости различных правовых систем, критерии и уровни правового сопоставления. Примечательно, что многие общие вопросы анализируются авторами в контексте сравнения права двух общественных формаций - капиталистической и социалистической.

В советской юридической литературе 60-70-х гг. выявилось двоякое отношение к сравнительному правоведению. Появились труды, посвященные его развитию в рамках мировой социалистической системы. Книга А. А. Тилле "Социалистическое сравнительное правоведение" раскрывала возможности применения приемов сравнительного анализа в юридических исследованиях, в практической деятельности 2 . Советские юристы признавали сравнительный метод одним из методов марксистско-ленинской теории государства и права 3 , но далеко не главным, а скорее побочным и второстепенным. Его контрастирующая направленность имела очевидную идеологическую подоплеку.

В то же время хорошие традиции отечественной юридической школы (М. М. Агарков, Е. А. Флейшиц, Л. А. Лунц и др.) создали благоприятную почву для прикладного сравнительного анализа в рамках отдельных отраслей права и законодательства. В гражданском, трудовом, экологическом, уголовном законодательстве эти возможности можно было использовать шире, в ряде отраслей публичного права - значительно сложнее ввиду их очевидной политизированности. Но и в отраслевых науках обсуждался вопрос о предмете социалистического сравнительного правоведения и о спектре применения его методов. Показательны плодотворные попытки сравнительного анализа законодательства союзных республик, которые теперь воспринимаются с особой благодарностью в связи с правовым разнообразием в рамках общероссийской правовой системы 4 . Работы общего характера способствовали развитию исследований в данном направлении 5 .

Изменения на политической карте мира в конце 80-х гг. повлекли за собой перемены в сравнительном правоведении. Полити-

1 См.: Сравнительное правоведение/ Под ред. В. А. Туманова. М., 1978.

2 См.: Тилле А. А. Социалистическое сравнительное правоведение. М., 1975.

3 См.: Файзиев М. М. Использование классиками марксизма-ленинизма сравнительного метода при исследовании государственно-правовых явлений// Советское государство и право. 1973. № 8.

4 См.: Проблемы сравнительного исследования законодательства союзных республик. Ташкент, 1974 г.

5 См.: Туманов В. А. О развитии сравнительного правоведения// Советское государство и право. 1982. № 11.

ческое и экономическое сближение постсоциалистических стран с иностранными государствами дало мощный толчок к открытости правовых систем и их широкому взаимовлиянию. Правда, оно не стало все же взаимным, поскольку "модели западного права" стали рассматривать в качестве образцовых и универсальных. Распространение общих правовых идей, концепций правового государства сопровождалось и сопровождается в настоящее время копированием и механическим заимствованием юридических конструкций и правовых решений. Движение к "общеправовому единству" явно ускорилось.

Поэтому особую значимость приобретает теоретическая разработка проблем современного сравнительного правоведения. В целом ряде статей ученых-юристов, опубликованных в журналах "Государство и право", "Правоведение", "Право и экономика", "Московский журнал международного права" и др., представлены обширные материалы сравнительно-правового анализа применительно к отдельным отраслям, подотраслям законодательства, правовым институтам. Но им не всегда хватает корректности сопоставления, точности оценок возможного "заимствования". Пассивная информативность подчас довлеет над подлинной аналитичностью. Отдельные сравнения проводятся вне общего социального, государственного контекста и правовых систем в целом. Сказанное объясняет возросший интерес к общим проблемам сравнительного правоведения. Отметим в данной связи ряд полезных научных разработок. К одной из них, несомненно, относится книга А. X. Саидова "Сравнительное правоведение и юридическая география мира". В ней содержится анализ романо-германской и иных правовых семей, показывается общее и особенное в развитии правовых семей и правовых систем. Действительно, взаимопроникновение элементов тех или иных правовых систем становится весьма заметной и усиливающейся тенденцией 1 . Но она не перекрывает пути дифференциации правовых массивов, их отпочкования и самостоятельного существования. Поэтому поиски общих закономерностей правового развития желательно сочетать с бережной оценкой правового разнообразия в современном мире.

Полезной является книга-справочник Ф. М. Решетникова "Правовые системы стран мира". В ней 24 очерка о правовых системах иностранных государств, преимущественно Западной Европы. В каждом очерке краткая характеристика государственного строя как бы предпослана анализу правовой системы, источников права и отраслей частного права (гражданского, торгового, семейного и др.) и уголовного права. Рассмотрены судебные системы государств. В целом книга содержит концентрированный нормативный материал, который позволяет читателям самостоятельно изучать и сопоставлять национальные законодательства 2 .

В некоторых учебниках по теории права и государства выделяются главы, посвященные основным правовым системам совре

1 См.: Саибов А. X. Указ. соч.

2 См.: Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. М., 1993.

менности 1 . Но в них дается скорее характеристика разных национальных систем, чем их сопоставление. Не в полной мере определяются общие и специфические тенденции развития. Остается в стороне правовой механизм сближения национальных законодательств, в том числе и под растущим влиянием норм межгосударственных объединений и международных организаций.

Примерно в том же плане написана глава III "Российская правовая система и правовые семьи народов мира" книги В. Н. Синюкова "Российская правовая система" 2 . В ней привлекает внимание описание формирующейся - по мнению автора - славянской правовой семьи. Более широкий круг проблем освещен в главе XI "Сравнительное правоведение: современное состояние и тенденции развития" монографии "Российское законодательство: проблемы и перспективы" 3 . Показана роль актов СНГ и ЕС для гармонизации законодательств государств-членов.

Привлекает внимание книга немецких юристов Цвайгерта К. и Кетца X. "Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права" 4 . Внимание авторов к теории и методологии сравнительного правоведения делает ее полезной для многих юристов, аспирантов и студентов. Понимая под сравнительным правом применение сравнительного метода при изучении права как объекта интеллектуальной деятельности, авторы все же разделяют ранее высказанное мнение о сравнительном частном праве как квинтэссенции всего сравнительного права. Тем не менее исходные позиции о функциях и целях, методах сравнительного права, сравнениях на макро- и микроуровнях не мешают сопоставлять сравнительное право с международным частным и публичным правом и историей и социологией права.

Кроме традиционного взгляда на отдельные правовые семьи авторы попытались дать другой критерий их классификации, а именно "правовой стиль". Это комплексное понятие, включающее историческое происхождение и развитие правовой системы, источники права, господствующие доктрины, идеологические факторы.

1 См.: Общая теория права. М., 1995. С. 341-373; Общая теория права и государства. М., 1994. С. 218-231.

2 См.: CuHwcoe В. Н. Российская правовая система. Саратов. 1994. С. 161-177.

3 См.: Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

4 См.: Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т. I. М., 1995. С. 8-11.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовая карта мира как основной предмет изучения сравнительного правоведения, суть его достижений. Понятие правовой системы, учение о правовых семьях как специфической категории. Определение правовой карты мира. Критерии классификации правовых систем.

    реферат , добавлен 10.02.2011

    Критерии классификации правовых семей. Характеристика, признаки и источники основных правовых систем современности: романо-германской, англосаксонской, мусульманской, социалистической. Исторические этапы развития системы права и законодательства России.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2015

    Изучение вопросов, связанных с проблемами взаимодействия сближения правовых систем. Конвергенция правовых систем современности - процесс сближения изначально качественно контрастных юридических типов правовых систем. Виды и формы правовой конвергенции.

    реферат , добавлен 19.08.2010

    Типология национальных правовых систем и правовых семей современности. Особенности и характерные черты современной российской правовой системы. Принципы системы источников права. Основные проблемы, связанные с формированием глобальной правовой системы.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2012

    курсовая работа , добавлен 05.05.2018

    Структура правовой системы. Соотношение понятий "система права" и "правовая система". Классификация правовых систем. Общая характеристика основных правовых систем современности. Соотношение международного публичного права и международного частного права.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Происхождение романо-германской правовой системы. Семья религиозно-традиционного права: особенности исторического формирования, структура и источники. Сравнительная характеристика правовых систем и правовых семей современности: сходства и различия.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2014

    Исследование правовых систем как регуляторов общественных, государственных, межгосударственных, внутриторговых отношений. Особенности англосаксонской, романо-германской правовых систем. Древнейшие источники русского права. Российская правовая идея.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

Вопросы:

1. Правовая картина мира – основной предмет изучениясравнительного правоведения.

2. Право – сочетание «национального», «мирового» и саморазвития.

3. Общеправовые тенденции развития.

4. Национально-государственные различия в праве.

1.Правовая карта мира – основной предмет изучениясравнительного правоведения.

Разнообразие государств, а их ныне на земном шаре около 200, их экономик, богатство национальных и мировой культуры, языковое и национально-этнографическое своеобразие народов, наций, народностей, национальных меньшинств, неповторимость личности каждого человека – такова картина окружающего мира. И в этой картине неповторимым и оригинальным фрагментом является право. Без права нельзя представить жизнь людей, народов и государств.

Сегодня актуальным является выявление внешних групп права, а именно того, как соприкасаются и соотносятся правовые идеи и правовые системы разных народов и государств, каковы правовые концепции в различных регионах мира, как можно представить хотя бы в общих чертах картину общего правового развития в мировом сообществе.

Для всех существующих на земном шаре национальных правовых систем в компаративистике употребляются термины «правовая карта мира» (В.А. Туманов), «юридическая география мира» (В. Кнапп), «сообщество» правовых систем (Ж. Сталев) и т.д. Названные термины охватывают национальные правовые системы. При этом, как отмечает А.Х. Саидов в своей книге «Сравнительное правоведение», «следует отвергнуть попытки представить правовую карту мира как наднациональное мировое право или как механическую сумму национальных правовых систем».

Принцип историзма позволяет объяснить место каждой отдельной взятой национальной правовой системы на правовой карте мира принадлежностью ее к той или иной правовой семье.

При описании основных правовых семей необходимо сделать осмысленный отбор и, прежде всего, ограничить число рассматриваемых правовых систем. Если бы кто-то захотел охватить все правовые системы той или иной правовой семьи, он попросту утонул бы в массе эмпирического материала.

Правовая картина мира может показаться очень пестрой, мозаичной и хаотичной. В правовой множественности есть свои глубокие общественно-исторические причины. Право сопутствует вместе с государством развитию обществ и мирового сообщества, меняя свои принципы, приоритеты, нормативные формы. Сохраняется и нечто устойчивое, что свойственно праву как явлению общественной жизни. Изучать и сопоставлять разные правовые системы в их динамике возможно в силу правовой устойчивости и преемственности, по выражению Ю.А. Тихомирова, «своего рода «саморазвития права».


2. Право - сочетание «национального», «мирового» и саморазвития.

Сравнительное правоведение показывает относительность существующего национального права. Оно позволяет выйти за пределы простого определения писаной нормы как единственного выражения права, действующего на определенной государственной территории, или как единственной цели использования определенной юридической техники и внести определенные коррективы в наши представления относительно места и роли каждой национальной правовой системы на правовой карте мира.

Право как феномен прочно вошло в жизнь современного общества как его ценность, как регулятор поведения людей, как гарант стабильности отношений, как средство проведения реформ.

Для сравнительного правоведения важно установить, как соприкасаются и соотносятся между собой правовые идеи и правовые системы различных народов и государств; каковы правовые концепции в различных регионах мира; как можно представить хотя бы в общих чертах картину общего правового развития в мировом сообществе, выяснить, как и в какой степени, право каждой страны испытывает воздействие иностранного и международного права.

Результатом таких исследований является выделение следующих видов правовых образований:

1. правовые семьи как источнико-мировоззренические группы со своими доктринами, правотворчеством, толкованием, юридическими профессиями;

2. национально-правовые системы, законодательства иностранных государств как структурно-упорядоченные образования;

3. отрасли права и законодательство с однородными иерархически построенными нормами;

4. правовые массивы межгосударственных объединений;

5. международное право со своими принципами и нормами.

Результаты сравнительного правоведения способствуют, во-первых: «внешнеправовому» влиянию на национальные правовые системы; во-вторых, содействуют внедрению и распространению общепризнанных норм и принципов международного права, что имеет конституционное закрепление во многих действующих конституциях.

3. Общеправовые тенденции развития.

Сегодня глобальной задачей для всех стран и всего мирового сообщества становится изучение процессов общеправового развития. Объективный анализ позволяет правильно оценивать степень общего и специфического в политическом, экономическом, научно-техническом, социально-культурном, экологическом развитии стран и регионов и адекватную меру «правовых различий» и меру «правовой интеграции». На этой основе, как отмечает Ю.А.Тихомиров, - «рождается правовая политика с присущими ей курсами на сопоставление и сравнение, на закрытость, отторжение и критицизм, на сближение, гармонизацию и унификацию».

Обнаруживая общеправовые закономерности и тенденции , необходимо выделить те из них, которые предопределяют рамки и объем сравнения правовых систем, их взаимовлияние и возможности использования для каждой из них зарубежных правовых доктрин и практики.

Условно их можно включить в пять групп:

1) устойчивые закономерности, связанными общепризнанными правовыми ценностями (верховенство права и закона, конституционное его закрепление; обеспечение и охрана прав и свобод человека и гражданина; общедемократические принципы права – юридическое равноправие, презумпция невиновности и др.).

2) однородные процессы и тенденции в рамках больших правовых семей с их общими мировоззренческими и юридическими источниками;

3) согласованное правовое развитие в рамках межгосударственных объединений;

4) региональные тенденции правового сотрудничества и сближение их национальных законодательств;

5) локальные тенденции многообразного правового развития, связанные с образованием новых государств (СНГ и др.).

Все вышеназванные тенденции общеправового развития характеризуют динамику не только правовых систем в современном мире, но и их соглашений между собой и с международным правом. Сегодня международное право приобретает новый смысл, формируя и охраняя «общее правовое поле». В конечном счете, оно выступает как гарант и как общий «правовой стандарт» для национальных правовых систем.

В связи с этим отмечается появление новых правовых принципов, так называемых глобальных мировых императивов :

Ограничение суверенитета государств в пользу общих человеческих норм мирового сообщества;

Приоритет признанных норм и принципов международного права перед нормами внутреннего права;

Прямое обеспечение международно-правовой защиты прав и свобод человека и др.

Необходимо учитывать, что все названные тенденции проявляются с разной интенсивностью и в неодинаковых масштабах.

Общие и частные тенденции правового развития предопределяют цели компаративистов и задачи правовых сравнений, их объем, характер и пределы; они должны изучаться как первопричина для сопоставлений правовых систем.

Все это имеет крайне важное значение для сравнительного правоведения, поскольку оно не может развиваться только в плоскости нормативно-догматического сопоставления разных правовых систем.

от руководителей смежных или подчиненных подразделении, от специалистов; исходящие письма, подготовленные на подпись; докладные и даже документы частного характера, не относящиеся к делу или выходящие за пределы компетенции данного работника. Каждая микрогруппа выступает в роли лица, принимающего решение - судьи, адвоката, присяжного, главы юридического отдела и др. Обучающимся необходимо предложить решение возникшей проблемы, корректное как с юридической точки зрения, так и с позиции правил делового общения5.

Кроме того, учебная тема «Письменное деловое общение в юридической деятельности» предполагает также выполнение и защиту обучающимися групповых проектов «Служебный документ».

Будущим юристам необходимо, пользуясь методическими материалами, характеризующими различные виды письменного общения, разработать какой-либо служебный документ, например, деловое письмо (письмо-просьба, письмо-приглашение, письмо-подтверждение, письмо-извещение, письмо-напоминание, письмо-предупреждение, письмо-декларация (заявление), письмо-распоряжение, письмо-отказ, сопроводительное письмо, гарантийное письмо), отчет, справку, заявление, распоряжение, доверенность и др.6

В методических материалах дается сущность каждого служебного документа, его структурные компоненты, требования к их оформлению, и использованию речевых оборотов.

1 См.: Родионова О.С. К вопросу о привлечении внимания студентов к изучению немецкого языка // Язык и мир изучаемого языка. 2013. № 4. С. 171-173.

2 См.: Родионова О.С., Абрамова Н.В. Формирование мотивации изучения немецкого языка в юридическом вузе // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы IV Международной научной конференции. Прага, 2014. № 10. С. 92-97.

3 См.: Родионова О.С. Языковая реализация смысловых отношений в тексте // Лингвометодические аспекты преподавания иностранного языка в вузе: межвузовский сборник научных статей / под общ. ред. Т.А. Гордеевой, О.Б. Симаковой. Пенза, 2014. С. 44-47.

4 См.: Калинина М.Г. Личность преподавателя иностранного языка и задачи, стоящие перед ним // Язык и мир изучаемого языка: сборник научных статей. Саратов, 2013. Вып. 4. С. 116-120.

5 См.: Абрамова Н.В. Формирование культуры иноязычного делового общения студентов-юристов: атореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2012.

6 См.: Абрамова Н.В. Формирование культуры иноязычного делового общения студентов-юристов: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2012.

С.П. Хижняк

ПРАВОВАЯ КАРТИНА МИРА КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ РАЗНЫХ СТРАН И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

В статье рассматривается когнитивный аспект правовой картины мира, ее специфика, в т.ч. и национально-культурная. Обоснована возможность использования данной категории и ее характеристик в лингводидактике при изучении юридического иностранного языка.

Ключевые слова: научная картина мира, наивная картина мира, когнитивная картина мира, национально-культурная картина мира.

© Хижняк Сергей Петрович, 2015

Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английского языка, теоретической и 212 прикладной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

LEGAL PICTURE OF THE WORLD AS THE BASIS OF STUDY OF THE SPECIFICS OF THE LEGAL CULTURE OF DIFFERENT COUNTRIES AND LANGUAGES

The article deals with the cognitive aspect of the legal picture of the world, its specificity, including national and cultural ones; the possibility of usage of this category and its characteristics in in the study of legal foreign language is substantiated.

Keywords: scientific picture of the world, a naive view of the world, cognitive picture of the world, national and cultural world pictures.

Научная картина мира рассматривается как итог развития научного знания в определенной его отрасли и как общие основы теоретического знания, включающего систему понятий, принципов и гипотез. Научное знание в свою очередь служит основой для построения научных теорий. В каждой научной картине мира есть свое ключевое понятие. Так, для физики ключевым является понятие «материя», в картине мира химии - понятие «химический элемент», а в правоведении - понятия «государство» и «право». Научные картины мира состоят из взаимосвязанных и взаимообусловленных фрагментов, соотносящихся с логикой дифференциации отрасли знания на подотрасли. Например, научная картина правоведения состоит из правовых картин мира, соотносимых с отраслями, подотраслями и комплексными отраслями правовой науки.

Научные картины мира могут различаться у разнообразных научных школ и отдельных представителей научного сообщества (авторские картины). Например, е в правоведении специфика научной школы обусловлена восприятием опреде- | ленной теории правовонимания1. Научные картины мира часто соотносятся с а иными картинами мира (наивными и профессиональными), образуя тем самым о парадигму картин мира, соотносимую с определенной предметной областью). О

Правовая картина мира, включающая в себя все правовые явления, отличает- О ся особой сложностью в языке связи с тем, что в ней можно выделить различие | между терминологией права (закона) и терминологией науки о праве (юриспру- в денции), что обусловливает многомерность правовой картины мира. Вся карти- о на мира, закрепленная в праве, входит в систему правоведения, в которой она Ю интегрируется сообразно с теоретическими конструктами науки (норма права, | отрасль права, институт права, механизм правового регулирования и т.д.). К

Связь правовой картины мира с обыденной очевидна, т.к. многие юридические а термины - это терминологизированные единицы общелитературного языка | (лицо, небрежность, неосторожность, negligence, fence и др.), а связи правовой | картины мира с другими научными и профессиональными вариантами картины № мира заметны при анализе терминов различных отраслей права, использующих 1

привлеченные термины других наук2.

Каждое государство имеет собственную историю развития права и правовых 1 отношений. В результате эволюции человеческих обществ возникло большое разнообразие правовых систем, которые характеризуются как сходными (универсальными) чертами, так и специфическими. Последние обусловлены различными культурно-историческими, социальными и экономическими условиями развития государств. Понятие «правовая культура» развивалось с древнейших времен. Его «можно определить как систему исторически сложившихся право- 213

вых традиций, убеждений, ценностей, идей, установок практического правомерного поведения, обеспечивающего воспроизводство правовой жизни общества на основе преемственности. Наиболее яркие выражения правовая культура как одна из составляющих различных локальных цивилизаций находит в традиционно устойчивой совокупности правовых источников, принципов, норм, процедур, традиционном правосознании, сложившихся в процессе длительного взаимодействия правовых, моральных, религиозных стандартов»3.

Универсальность некоторых понятий права обусловливается его характером - быть регулятором всех общественно-экономических отношений в обществе, в связи с чем в правовых системах разных народов формируются сходные понятия (преступление и наказание, судебный процесс, доказательство и др.). Универсальность чести понятийной системы обусловлена и культурно-языковыми контактами народов, историей развития общества. Рецепция римского права и влияние канонического права, например, привели к тому, что еще в эпоху Средневековья правовая доктрина и юридическая техника европейских стран приобрели определенное сходство в системе понятий. Даже английское право, хотя и развивалось относительно автономно от континентального права, много заимствовало от римского права: терминологию и понятия, общие принципы и т.п. Таким образом, национальные системы права, безусловно, имеют не только специфические черты, обусловливающие особенности правовых картин мира, но и общие свойства, зависящие от ряда социально-экономических факторов.

Правовые картины мира в разных языках претерпели значительные изменения в ходе свой многовековой эволюции, но до сих пор обладают определенной 201 спецификой, поэтому наука о праве, как и само право, имеет национально-g культурные особенности. Так, в англосаксонском праве тщательно разработана ^ категория причинности (causation), которой нет аналога в российской правовой | науке. Причинность выражается аксиомами, например, различия между legal | cause и cause-in-fact заключается в следующем: то, что X является фактической | причиной (cause-in-fact), Y не означает, что X - юридическая причина (legal 1 cause) Y. С другой стороны, в англосаксонском правоведении нет понятия меха-

| низм правового регулирования.

| Подобные примеры многочисленны и могут затрагивать различия в катего-

>§ ризации правовой действительности разных государств, использующих один | и тот же язык. Так, в Великобритании с XIII в. формировалась следующая | классификация преступлений (crimes) по степени тяжести: treason - felony f - misdemeanour. По указанным классификационным рядам распределялись термины следующей ступени дифференциации: treasons (high treason, treachery) g - felonies (blackmail, riot и др.) - misdemeanours (conspiracy, malicious damage, § barratry и др.). С конца XIX в. различия между терминами felony и misdemeanour

1 начинают ослабевать, и данная классификация лишается своего практического J значения4. Место этой классификации занимает дифференциация понятий по

направленности преступлений: crimes against the state, crimes against property, crimes against justice, crimes against religion, crimes against reputation, crimes against security, crimes against morality и др. Следует отметить, что классификация на фелонии и мисдиминоры сохранилась до сих пор в праве США. Более того, эти термины стали дифференцироваться по степени тяжести при помощи 214 буквенных индексов: felony A, felony B и т.д.

Национально-культурная специфика может заключаться и в значениях терминов правоведения, что можно показать на примере значения термина презумпция. Презумпция невиновности в США означает принцип законодательства, в соответствии с которым лицо является невиновным до тех пор, пока не будет доказана его вина. В российском праве принцип презумпции невиновности гласит: «в праве положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке»5 (курсив наш. - С.Х.).

Даже в семантике английских и американских юридических терминов имеются существенные различия, отражающие особенности государственного устройства этих стран. Так, термин criminal law в английской терминосистеме означает «laws relating to acts committed against the laws of the land and which are punishable by the state». В американской терминологии этот термин имеет значение «laws of state or federal government giving punishment for the breach of the established rules of conduct». В семеме американского термина можно выделить дифференциальные семы "state government" или "federal government", характеризующие национальную специфику устройства правовой системы США, поэтому их можно считать этнокультурными семами, поскольку в США юрисдикция подразделяется на федеральную юрисдикцию и юрисдикцию штатов. В английской правовой системе такого деления не наблюдается, поэтому в семеме английского термина выделяется только сема "punishable by state"6.

Еще больше этонокультурных различий можно обнаружить в сфере правовой номенклатуры: Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Her Majesty"s Courts of Justice of England and Wales, Supreme Court of the United Kingdom, Senior Courts of England and Wales (Великобритания), U.S. Supreme Court, U.S. Federal Court of Appeals, Court of International Trade (США).

Правовая картина мира концептуальна. Это означает, что она обусловлена не только системой терминов и понятий и репрезентируется языковой картиной мира, а также то, что она представляет собой ментальный образ действительности, который богаче и шире языковой репрезентации. Концептуальная правовая картина мира - это система стереотипов правового сознания, которая задается правовой культурой и является не только результатом непосредственного отражения действительности при помощи вербализованных понятий, но и итогом сознательного логико-рефлексивного мышления, учитывающего все многообразие непонятийных явлений, на фоне которых развиваются право и правоведение: вся история развития государства и права, вся совокупность научных парадигм, идеологические установки7, выражающиеся в квалификации явлений действительности как правомерных или противоправных (например, отношение национального права к проблеме активной эвтаназии).

Таким образом, с точки зрения разработки приемов и методов обучения юридическому иностранному языку, преподаватель должен учитывать многомерность и вариативность правовых картин мира8, их соотношение с наивной картиной мира и картинами мира других отраслей знания, а также наличие в ней двух семантических слоев: семантического (представленного в значениях терминов) и непонятийного, который принято называть лексическим (в нашем случае терминологическим) фоном.

1 См.: Евдеева Н.В. Интегративные теории правопонимания в современной России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005.

2 См.: ЛевинаМ.А. Принципы организации вторичных терминосистем права // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2013. № 1 (25). С. 126-131.

3 Крашенинникова Н.А. Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры // X Международные Лихачевские научные чтения, 13-14 мая 2010 г. Доклады. URL: http:// www.lihachev. ru (дата обращения: 23.03.2014).

4 См.: Современное зарубежное уголовное право: в 3 т. Т. 3. М., 1961. С. 332.

5 Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М., 1997. С. 105.

6 См.: Максименко Е.С. Национально-культурная специфика отраслевых терминосистем: на материале английской и американской юридической терминологии: дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2002. С. 178.

7 См.: Хижняк С.П. Роль политики и идеологии в истории формирования русской юридической терминологии // Политическая лингвистика. 2014. № 1. С. 273-278.

8 См.: Хижняк С.П. Юридические терминосистемы как особые фрагменты языковой картины мира // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Сер.: Современные лингвистические и методико-дидактические исследования. 2013. № 2 (20). С. 15-27.

Н.Л. Варшамова, Е.В. Яшина

ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ДЕЛОВОЙ ПИСЬМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья посвящена целенаправленному формированию компетенции письменного официального общения в процессе специально организованной учебной деятельности на основе компетентостно-деятельностного подхода через актуализацию сознательно-сопоставительного, сознательно-практического, коммуникативного и интерактивного методов с учетом жанровых особенностей текстов делового письменного общения.

Ключевые слова: письменное официальное общение, текст делового письма, жанровые особенности делового письма, межкультурное взаимодействие.

N.L. Varshamova, E.V. Yashina

FEATURES OF BUSINESS WRITTEN TEXTS

Article is devoted to targeted actions to establish the competence of the written official communication in the course of specially organized educational activity on the basis of competence -active approach through actualization consciously-comparative consciously and practical, communicative and interactive methods, taking into account the genre features of written business communication texts.

Keywords: formal written communication, business writing text, genre features of a business letter, intercultural interaction.

Анализ различных теоретических исследований позволяет определить деловое письмо как особую разновидность текста с ярко выраженной прагматической адресатной направленностью, обратной связью, моноте-матичностью, дискурсивной связью, пространственной и временной точностью, конкретностью, документальностью, приверженностью шаблонам композиционно-тематического структурирования, использованием определенных речевых стратегий соблюдения принципов вежливости и кооперативности.

© Варшамова Нина Львовна, 2015

Кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, теоретической и прикладной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]

© Яшина Елена Викторовна, 2015

Кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры английского языка, теоретической и приклад-216 ной лингвистики (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected]